Список смертных грехов: Какие это семь смертных грехов?
Содержание
перечень, описание каждого, что такое смертных грех
Человек уже рождается грешным. В одной из молитв так и сказано: «И во гресех роди мя мати моя». Все это следствие грехопадения Адама, вкусившего запретный плод. Христос пришел на землю, чтобы спасти род человеческий, искупить его вину, пострадать за людей. Он предложил им жизнь вечную, и теперь выбор за каждым. Никого в Царствие Небесное насильно не тащат. Человек свободен в решении идти за Спасителем, стараясь избавиться от грехов или же жить без Бога.
Содержание
- Что значит смертный грех
- Смертные грехи в православии
- Список смертных грехов по Библии
- Гордыня
- Зависть
- Чревоугодие
- Блуд
- Гнев
- Алчность
- Уныние
- Подведем итог
Что значит смертный грех
Что значит грех? Это действие, слово или помышление, которое противно Господу. Есть грехи тяжелые, обыденные, а есть смертные. Под последними понимаются тяжелые прегрешения, которые в случае нераскаяния закрывают двери для спасения души.
В католичестве и православии имеются некоторые различия в этих понятиях, но в целом суть ясна – поведением, мыслями и чувствами человек отдаляется от Бога, искажает его замысел, ведь Господь сотворил его по своему подобию. Любая греховная страсть, будь то блуд или алчность, особенно если она захватывает человека целиком, лишает душу Божественной благодати, губит ее.
Святые отцы сравнивают смертные грехи с тяжелым камнем. Если одеть его на шею и прыгнуть в воду, то человека ждет смерть. Так и грехи заставляют душу тонуть в «пропастях ада» под своей тяжестью. Смертные грехи потому и смертные, что умерщвляют душу, делают ее неспособной к покаянию, милосердию, любви.
Смертные грехи в православии
Их делят на три вида:
- Страсти, из которых проистекают другие душевные немощи. Одним из таких является объявление несправедливой войны. Еще распространенные смертные грехи из этой категории – блуд, чревоугодие, гнев, корыстолюбие, зависть, гордыня, леность.
- Грехи против Святого Духа, то есть упорство воле Божией. Речь идет об отчаянии в спасении, надежде на снисхождение Господа при упрямом нежелании жить в добродетели, откладывание покаяния на потом. Сюда же можно отнести такие смертные грехи, как злоба, богоборство, зависть к тем, кто достиг большего духовного совершенства.
- Смертные грехи, носящие название «вопиющих к небу об отмщении за них». Речь идет об умышленном убийстве, всех видах сексуального извращения, унижении и поношении вдов, сирот, оскорблении родителей, лишении работников положенной им платы.
Список смертных грехов по Библии
В XVIII веке учение о семи смертных грехах проникло и в православие, хотя изначально их было восемь. Тихон Задонский, другие крупные религиозные деятели выделяют 7 смертных грехов в православии:
- Гордость.
- Лакомство или алчность.
- Чревоугодие.
- Блуд.
- Зависть.
- Уныние.
- Гнев.
Гордыня
Вот она, прародительница всех грехов, в том числе смертных! Именно гордыня не позволяет человеку «снизойти» до Господа. Большинство считает, что все, что у него есть – друзья, работа, жена или муж, дети, дом – результат его труда, только его заслуга, ничья больше. Все сам, все сам, надежда только на себя, ну а кто еще поможет? На кого сегодня можно положиться?
Даже если вспоминает человек о Боге, то только тогда, когда не может справиться с проблемой самостоятельно. Тогда бежит в храм, молит Всевышнего: «Мать от тяжелого недуга избави, начальника злого усмири, ребеночка помоги зачать». Получив просимое, покидает церковь до следующего раза, позабыв Господа поблагодарить.
К сожалению, такова греховная сущность человека. Из десяти прокаженных, исцеленных Иисусом Христом, только один вернулся, чтобы его поблагодарить. «Не десять ли было?» – спрашивал его Христос. Куда же подевались остальные? Остальные, получив такой дар от Всевышнего, тут же разбежались по разным сторонам. Ведь гораздо легче прожить без Господа. Идти за ним – тяжелый труд, хотя на деле все получается наоборот. С Божьей помощью дела спорятся, а без него все валится из рук.
Зависть
Этот смертный грех в обычных, далеких от православия кругах, считают двигателем прогресса. Действительно, завидуя другим, человек сам старается достичь большего:
- купить машину, как у соседа и даже лучше;
- найти жену еще красивее, чем у друга;
- добиться продвижения по карьерной лестнице.
Благодаря зависти мир развивается, можно сказать, что совершенствуется. Но при этом из-за нее же совершаются кражи, убийства, разбои. Такой смертный грех как зависть толкает человека на насилие, лжесвидетельство, осуждение.
Зависть привела к тому, что первый и великий начальник ангелов превознесся гордостью и возомнил себя равным Богу. Кем был тот падший ангел, знает каждый. Дела «рук» его пожинает все человечество, начиная с Адама, Евы, Каина, убившего брата, и заканчивая последней тварью на земле.
Среди прочих смертных грехов зависть считается самой губительной. Почему? Потому что она ищет зла для ближнего. Завистливый человек хочет, чтобы славный человек стал бесчестным, богатый – бедный, добрый – злым. Именно зависть, этот смертный грех заставил книжников и фарисеев распять Христа. Они не простили ему проповедь истины, исцеление больных, воскрешение мертвых, а ведь на словах были ярыми и ревностными служителями Церкви.
Чревоугодие
Этот смертный грех знаком каждому. Кто не любит вкусно поесть? Об оформлении стола, украшении блюд пишут книги, существуют гастрономические туры, когда человек отправляется в путешествие с одной целью – вкусно поесть. Кто-то скажет: «Ну что в этом плохого?». Ведь пища нужна для поддержания естественной жизнедеятельности. Вот именно, что для поддержания. Зачастую для этого достаточно маленькой толики того, что человек потребляет ежедневно в угоду себе и чреву.
Этот смертный грех сегодня достиг глобальных масштабов. Количество людей на планете с ожирением неуклонно растет. Доступность продуктов питания, акции и скидки в магазинах преследуют цель заставить человека набить холодильник впрок, купить больше, а значит съесть больше. А ведь у православного человека в году около 280 постных дней и только 84 не постных.
Зачастую люди оправдывают нежелание соблюдать физический пост тем, что «языком больше грешим», с души же начинать надо. Надо, вот только на сытый желудок о Боге не думается. Без поста физического невозможен пост духовный.
Блуд
Этот смертный грех тоже хорошо знаком каждому. Блудом считается не только само прелюбодеяние, но и помыслы о нем. Этот смертный грех страшен своим невероятным распространением, проникновением во все сферы человеческой жизни.
Сексуальная революция привела к открытому проповедованию гомосексуализма, лесбиянства, прочих ужасных по своим последствиям безобразий. Сколько молодых людей сегодня живет в так называемом «гражданском браке» без официальной регистрации отношений, считая это нормой, а ведь речь идет о самом настоящем блуде.
Дьявол часто искушает человека этим видом соблазна на смертный грех, и вот почему. Ответом являются слова апостола: «Ни блудницы… ни прелюбодеи, ни сквернители… Царствия Божия не наследят» (1 Кор. 6–9, 10).
Тело человека – есть храм Духа Святого. Если он не хранит целомудрие, супружескую верность или девство, Дух Божий из его тела изгоняется, уступая место дьяволу. Вся жизнь человека наполнена этими вожделениями. Книги, реклама, радио, кино пропитаны ядом смертного греха. При этом данная страсть действует так тонко и открыто, что человек ее даже не замечает. Более того, считает естественной.
Воздержание и целомудрие являются объектами насмешек, считаются пережитком прошлого, а между тем все больше появляется научных трудов, исследований ученых, психотерапевтов, доказывающих, что частая смена половых партнеров наносит непоправимый вред человеку – его телу и душе.
Гнев
Один специалист по вопросам семьи и брака назвал этот смертный грех «убийцей любви». Как же точно сказано. Применить это можно не только к семейной жизни. Сколько ссор между друзьями и близкими людьми случается в порыве гнева и раздражительности, сколько конфликтов происходит на работе, на улице, в общественных местах.
В ярости человек страшен. Он уже не контролирует себя, может нанести тяжелые увечья, а то и убить, особенно под влиянием алкоголя. Мало кто знает, что «убийства на бытовой почве» занимают лидирующее место в полицейских сводках.
В гневе – этом смертном грехе меняется сам облик человека, искажаются черты лица, происходит помрачение разума. Он становится одержим бесом. Это приводит к разрушению его души, а причина связана с другими грехами – гордыней и самолюбием.
Тяжелее всего приходится людям властным, с доминирующим характером. Как же им нелегко переломить себя, когда что-то идет не по их плану, а кто-то смеет перечить их воле. Святитель Феофан советует таким «пожертвовать чем-либо из заведенной аккуратности». Вот эту самую болячку и «самость», «самоцену» прогнать, чтобы стало спокойнее.
Алчность
До пришествия Христа и появления Нового Завета иудеи мыслили так: если Бог любит человека, то он награждает его богатством. Грешники же живут в бедности. Иисус Христос пришел и сказал: «Тяжело богатому войти в Царствие Небесное». Все перевернулось с ног на голову.
Как же так? Ведь я столько лет копил, собирал свое богатство по крупицам, работал, так почему же я должен его кому-то отдать и нищенствовать? Так случилось и с одним богатым евреем, которому Иисус Христос предрек смерть в эту же ночь. К сожалению, всего накопленного с собой «туда» не возьмешь. «Там» все предстанут перед Богом как есть, «их дела вперед них побегут». Чем оправдается перед Богом богатый?
Господь говорит: «Нельзя одновременно служить Богу и мамоне». То есть, необходимо сделать выбор. Для кого-то он очевиден, для кого-то – нет. Однако держащиеся за свое богатство должны помнить, что оно приводит к внутренней злобе, замкнутости. Человека преследует постоянный страх утраты, гнев на возможных конкурентов и завистников.
Однако само по себе богатство смертным грехом не является. К примеру, святой Спиридон Тримифунтский всю жизнь жил в изобилии, имел хороший урожай. Но он понимал, что все это дано ему от Бога и поступал согласно Евангелие, воздавая «Кесарю – кесарево, а Богу – Богово», помогая нищим, угощая странников, раздавая милостыню вдовам и сиротам.
Уныние
Разве не приходилось кому-то унывать из-за того, что дела идут не так, как хотелось бы? Всевозможные препятствия, преграды на пути вводят в отчаяние, а причина – недоверие Богу. Все это следствие маловерия.
Мало найдется людей, которые при этом смирятся и скажут: «На все воля Божья». Нет, захочется как-то изменить обстоятельства, принять в них участие. Как минимум издать ропот и провозгласить: «За что, Господи? Почему ты меня так наказываешь?» А между тем Исаак Сирин говорил, что Бог никогда не наказывает и не награждает. Он действует через любовь, давая каждому то, что ему полезно.
Но человек привык уповать только на себя, себе доверять, а не Богу, отчего впадает в отчаяние, уныние. Гордыня, самость – вот из чего происходит этот смертных грех – уныние. Оказавшись в тяжких обстоятельствах, которые человек изменить не в силах, он сразу же унывает, полагая, что если он не сможет исправить случившегося, то это не исправит уже больше никто. При этом еще тоскует, раздражается.
Однако, смиренный и принявший от Бога это испытание, укрепляется в вере как укрепляются мускулы спортсмена во время тренировок. Он знает, что Бог всегда рядом. Всевышний знает, что для человека лучше, полезнее. Не даст ноши тяжелее, чем он сможет вынести. Уповающий на Бога, прославляющий Его, за все благодарящий не унывает даже в самых тяжелых и на первый взгляд неразрешимых условиях.
Подведем итог
Итог всего прост – уповай на Бога, борись с грехами и страстями, за все благодари Всевышнего и будет тебе счастье, а точнее Царствие Небесное. Ведь кто первым в него вошел? Святые, праведники? Нет. Разбойник, висевший на кресте рядом со Спасителем. По справедливости нет души, более достойной ада. Но имея руки, по локоть в крови, он признал: «Достойное по делам нашим получаем, Господи». Он понимал, что никогда не будет в раю, а потому просил Иисуса лишь обо дном: «Ты помяни меня во Царствие Твоем», за что и получил туда «пропускной билет».
Мы все грешные – святых среди простых людей нет. Но Бог сделал человека свободным. Он не может приказать ему что-то, заставить верить в себя. Человек приходит к этому сам. Кто-то через скорби, испытания, а кто-то просто не может не откликнуться на слово Божие: «Возьми Крест свой и иди за мной». Так проявим же твердость духа, покажем, какие мы – истинно верующие, православные, достойные называться христианами не по долгу крещения, а по повелению души, бессмертие которой подарил нам Спаситель.
А как вы считаете, какой из семи упомянутых смертных грехов самый тяжелый? Напишите в комментариях. Поделитесь статьей в социальных сетях и сохраните ее в закладках, чтобы не потерять полезную информацию.
Видео по теме статьи.
Ссылки на источники:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Главные_грехи
- https://pravoslavie.ru/4504.html
Ватикан составил новый список смертных грехов
Ватикан составил новый список смертных грехов — Газета. Ru
МЧС сообщило о планах по восстановлению на Эльбрусе самой высокогорной…
20:56
Глава Харьковской областной администрации сообщил о взрывах в регионе
20:55
Тарасова высказалась о требовании запретить ей комментировать выступления Трусовой
20:45
Опубликовавшего фото военных преступников россиянина оштрафовали на 2 млн…
20:42
Эрдоган: Турция закроет 30-километровую брешь на границе с Сирией
20:40
iPhone 12 Pro остался невредимым после падения с 26-го этажа
20:31
В Саратове вынесли приговор мужчине, надругавшемуся над 7-летней дочерью…
20:28
Эрдоган: в Черном море нашли новое месторождение газа
20:28
Nio показала в Китае новые кроссоверы ES8 и EC7
20:21
Express: в Британии опасаются, что Шотландия может оказаться под влиянием России
20:21
Общество
Ватикан приводит в соответствие с реалиями XXI века список смертных грехов. С легкой руки епископа Джанфранко Джиротти число смертных грехов удвоилось — их стало 14. Теперь вечным проклятием душе католика грозит использование контрацептивов, загрязнение окружающей среды, аборты и эксперименты с ДНК человека.
Католические богословы отредактировали список смертных грехов. К семи прегрешениям, ведущим к духовной гибели и сформулированным еще полторы тысячи лет назад, добавились семь новых грехов, актуальных для эпохи глобализации, пишет газета The Times. Полный список новых грехов по инициативе епископа Джанфранко Джиротти опубликован в газете Ватикана L`Osservatore Romano.
Епископ, возглавляющий Апостольский пенитенциарий (этот орган Ватикана ведает исповедью и полным отпущением грехов), выступая на семинаре, заявил, что в современном мире грехам не уделяется должного внимания и многие католики вовсе пренебрегают исповедью. Джиротти почти дословно повторил недавнее выступление папы Бенедикта XVI, который осудил «притупление чувства греха» в современном «секуляризованном мире» и снижение числа прибегающих к исповеди последователей Римско-католической церкви.
По мнению епископа Джиротти, к семи существующим смертным грехам необходимо добавить еще несколько, появившихся «вследствие безудержного процесса глобализации».
Смертными грехами католическая церковь называет те, которые ведут к смерти души. В отличие от простительных прегрешений, менее серьезных, смертные грехи грозят душе католика вечным проклятием, в случае если они не будут отпущены перед смертью через исповедь и покаяние. В Библии списка смертных грехов нет, но от совершения их христианина предостерегают десять заповедей. Впервые список грехов в существовавшей до сих пор редакции был сформулирован папой Григорием Великим в VI веке, а распространение в католическом богословии концепция смертных грехов получила благодаря трудам Фомы Аквинского. Кроме того, смертные грехи перечислены в «Божественной комедии» Данте, в кантике «Ад».
К ним относятся гордыня, зависть, гнев, леность, жадность, чревоугодие и блуд.
В противовес грехам христианская религия учит следовать семи добродетелям: целомудрию, воздержанности, умеренности, трудолюбию, долготерпению, человеколюбию и смирению.
Однако в современном мире, считает епископ Джиротти, получили распространение грехи не только «личного характера», то есть губящие душу самого грешника, но и имеющие «общественный резонанс». Поэтому в условиях глобализации, считает Джиротти, список смертных грехов стоит расширить. «Вы оскорбляете Господа не только воровством, богохульством или желанием жены ближнего своего, но и загрязнением окружающей среды или сомнительными научными экспериментами, связанными с вмешательством в ДНК или опытами с эмбрионами», — заявил епископ.
Помимо генетических манипуляций и загрязнения окружающей среды Джиротти отнес к «новым смертным грехам» употребление и торговлю наркотиками, социальную несправедливость, ведущую к нищете одних и чрезмерному обогащению других, аборты, педофилию и использование средств контрацепции.
Епископ отметил, что аборты унижают достоинство женщин и нарушают их права, а педофилия пробралась даже в ряды священнослужителей, что говорит о мощности этого греха, а также об уязвимости самой церкви. Выступая на семинаре, Джанфранко Джиротти добавил, вновь процитировав заявление папы, что на «секуляризованном Западе» растет число неверующих, а многие священники ведут гедонический образ жизни, чем подрывают авторитет церкви.
Подписывайтесь на «Газету.Ru» в Новостях, Дзен и Telegram.
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Новости
Дзен
Telegram
Картина дня
Военная операция РФ на Украине. День 306-й
Онлайн-трансляция специальной военной операции на Украине — 306-й день
Дмитрия Медведева назначили на новую должность в «оборонке»
Путин назначил Медведева на пост первого зампредседателя Военно-промышленной комиссии
Арест и задержание сотрудников Росавиации: что известно
Суд арестовал замглавы управления Росавиации Матюшкина по делу о взятке
Эрдоган: в Черном море нашли новое месторождение газа
Коллега скончавшегося в Индии депутата из Владимира заявил, что у того не было оснований для суицида
Журналист Христо Грозев прокомментировал свое объявление в розыск в России
«Ъ»: МВД РФ объявило в розыск бизнесмена Давыдова* по просьбе Казахстана
Новости и материалы
МЧС сообщило о планах по восстановлению на Эльбрусе самой высокогорной гостиницы России
Глава Харьковской областной администрации сообщил о взрывах в регионе
Тарасова высказалась о требовании запретить ей комментировать выступления Трусовой
Опубликовавшего фото военных преступников россиянина оштрафовали на 2 млн за реабилитацию нацизма
Эрдоган: Турция закроет 30-километровую брешь на границе с Сирией
iPhone 12 Pro остался невредимым после падения с 26-го этажа
В Саратове вынесли приговор мужчине, надругавшемуся над 7-летней дочерью знакомых
Nio показала в Китае новые кроссоверы ES8 и EC7
Express: в Британии опасаются, что Шотландия может оказаться под влиянием России
Спортивный юрист заявил о возможном отказе УЕФА отпустить Россию в Азиатскую конфедерацию
Песков призвал журналистов «не надеяться на победу», а «быть в ней уверенными»
Блогер назвал трех главных кандидатов на место следующего героя интервью Юрия Дудя
Уральские биологи разработали дешевый и точный сенсор для измерения уровня холестерина
Президент ОКР Поздняков назвал глупостью требование Украины исключить Щербакову
В Ленинградской области более 80 машин выстроились в форме елки
Онколог Ильин перечислил неочевидные симптомы рака
Китай упростит карантинные меры с 8 января
В Приамурье мужчина убил кулаками гостя из-за разобранной на запчасти машины
Все новости
Сотрудника немецкой разведки обвинили в тайной работе на Россию
NDR: задержанный в Германии сотрудник разведки мог передавать РФ данные об Украине
«Многим помог сделать карьеру»: ушел из жизни автор песен Алсу и Аллегровой
Умер автор песен Алсу «Зимний сон» и «Иногда» Александр Шевченко
В Банке России рассказали, почему слабеет рубль
Зампред ЦБ Заботкин заявил, что падение курса рубля связано со снижением цен на нефть
«Самый переоцененный в мире танцовщик — это я»: Мигель о танцевальной индустрии в России
Хореограф Мигель объяснил, почему российские звезды танцуют хуже западных
Лавров: власти России сделали выводы за время спецоперации
Глава МИД Лавров заявил об отсутствии у Зеленского желания идти на компромиссы
Один умер от приступа, второй выпал из окна. Что известно о гибели двух россиян в Индии
Депутат заксобрания Владимирской области Антов погиб в Индии через два дня после смерти товарища
Кто умер в 2022 году
«Имеет ли право Россия оставаться постоянным членом Совбеза ООН? У Украины есть ответ»
Глава МИД Украины Кулеба: официально предложим исключить Россию из Совбеза ООН
«Засняли базу ПРО США». Как беспилотники КНДР вторглись в Южную Корею
Военные Южной Кореи за семь часов сделали около 100 выстрелов 20-мм боеприпасами по БПЛА КНДР
Слабые места Patriot: мнимые и настоящие
У зенитной ракетной системы Patriot есть недостатки, но не те, что обнаружили в Forbes
«Теряла по 500 граммов из-за стресса»: звезды, которые родили в этом году и быстро вернули форму
Психолог Ионычева: изнуряющие занятия спортом и диета после родов могут спровоцировать депрессию
«Проводим многогранную политику». В Казахстане определились с отношением к санкциями против РФ
Глава МИД Казахстана Тлеуберди заявил, что его страна не поможет России обойти западные санкции
В Совете при Минстрое предложили повышать тарифы на ЖКУ с учетом доходов россиян
Если 30% жителей региона не могут обеспечить себя ЖКУ, то повышать тарифы не стоит, считают в Совете
Георгий Бовт
Давайте рассмешим Бога
О том, что нас ждет в 2023-м
Георгий Малинецкий
Мы должны жить лучше
О радикальных налоговых преобразованиях
Дмитрий Воденников
Покоя, Офелия, и здесь нет
О произведениях без героев
Мария Дегтерева
Миры Тарковского
О самом загадочном русском режиссере
Владимир Трегубов
Секретный план Эрдогана
О попытках Турции возродить Османскую империю
—>
Читайте также
Найдена ошибка?
Закрыть
Спасибо за ваше сообщение, мы скоро все поправим.
Продолжить чтение
Богословие освобождения | Описание, история и убеждения
Gustavo Gutiérrez
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Густаво Гутьеррес
Игнасио Эллакурия
Просмотреть весь связанный контент →
теология освобождения , религиозное движение, возникшее в конце 20-го века в римском католицизме с центром в Латинской Америке. Он стремился применять религиозную веру, помогая бедным и угнетенным, участвуя в политических и гражданских делах. В нем подчеркивалось как повышенное осознание «греховных» социально-экономических структур, вызывающих социальное неравенство, так и активное участие в изменении этих структур.
Теологи освобождения считали, что Бог говорит особенно через бедняков и что Библию можно понять только с точки зрения бедняков. Они понимали, что Римско-католическая церковь в Латинской Америке коренным образом отличается от церкви в Европе, т. е. что церковь в Латинской Америке должна активно заниматься улучшением жизни бедных. Чтобы построить эту церковь, они основали communidades de base, («базовые общины»), которые представляли собой местные христианские группы, состоящие из 10–30 членов каждая, которые одновременно изучали Библию и пытались удовлетворить насущные потребности своих прихожан. на еду, воду, канализацию и электричество. По всей Латинской Америке возникло большое количество базовых общин, возглавляемых в основном мирянами.
Рождение движения теологии освобождения обычно приурочено ко второй конференции латиноамериканских епископов, которая состоялась в Медельине, Колумбия, в 1968 году. На этой конференции присутствовавшие епископы издали документ, подтверждающий права бедных и утверждающий, что промышленно развитые страны обогащались за счет развивающихся стран. Основополагающий текст движения Teología de la liberación (1971; A Theology of Liberacion ) был написан Густаво Гутьерресом, перуанским священником и теологом. Среди других лидеров движения были бразильский священник бельгийского происхождения Хосе Комблин, архиепископ Сальвадора Оскар Ромеро, бразильский теолог Леонардо Бофф, иезуитский ученый Джон Собрино и архиепископ Хелдер Камара из Бразилии.
Движение теологии освобождения набрало силу в Латинской Америке в 1970-х годах. Из-за их настойчивого требования, чтобы служение включало в себя участие в политической борьбе бедных против богатой элиты, теологи освобождения часто подвергались критике — как формально, изнутри Римско-католической церкви, так и неформально — как наивные распространители марксизма и защитники левого социального активизма. . К 1990-м годам Ватикан при Папе Иоанне Павле II начал сдерживать влияние движения, назначая консервативных прелатов в Бразилии и других странах Латинской Америки.
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Мелиссой Петруцелло.
Проблема зла | Определение, ответы и факты
Эпикур
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Готфрид Вильгельм Лейбниц
- Похожие темы:
- доктрина и догма
теодицея
грех
Добро и зло
См. весь связанный контент →
проблема зла , проблема в теологии и философии религии, которая возникает при любом взгляде, утверждающем следующие три положения: Бог всемогущ, Бог совершенно добр и зло существует.
Проблема
Важная постановка проблемы зла, приписываемая Эпикуру, была процитирована шотландским философом Дэвидом Юмом в его «Диалогах о естественной религии» (1779 г. ).): «Желает ли [Бог] предотвратить зло, но не может? тогда он импотент. Он может, но не хочет? тогда он недоброжелателен. Способен ли и хочет ли он? откуда же зло?» Еще задолго до Юма эта проблема была основой положительного аргумента в пользу атеизма: если Бог существует, то он всемогущ и совершенно благ; совершенно доброе существо устранило бы зло, насколько это было возможно; нет предела тому, что может сделать всемогущее существо; следовательно, если бы Бог существовал, в мире не было бы зла; в мире есть зло; следовательно, Бога не существует. В этом рассуждении и в самой проблеме зла под злом понимается как моральное зло (вызванное свободными человеческими действиями), так и зло природное (вызванное природными явлениями, такими как болезни, землетрясения, наводнения).
Еще из Британники
философия религии: проблема зла
Однако большинство мыслителей сочло этот аргумент слишком простым, поскольку он не признает случаев, когда устранение одного зла вызывает возникновение другого или когда существование определенного зла влечет за собой некоторое хорошее положение дел, которое морально перевешивает его. Более того, могут быть логические пределы тому, что может или не может делать всемогущее существо. Поэтому большинство скептиков восприняли реальность зла как свидетельство того, что существование Бога скорее маловероятно, чем невозможно. Часто реальность зла трактуется как аннулирование любого возможного свидетельства существования Бога — например, как это изложено в аргументе от замысла, который основан на аналогии между кажущимся замыслом, различимым в космосе, и замыслом, заключенным в человеческом мире. артефакты. Таким образом, Юм посвящает большую часть ранних частей своего Dialogues к критике аргумента дизайна, который был популярен в 18 веке. В более поздних частях работы он обсуждает проблему зла и в заключение утверждает, что имеющиеся смешанные свидетельства подтверждают существование божественного творца мира, но только того, кто морально нейтрален, а не Бога традиционных теистических религий. .
Теистические ответы
Верующие прибегли к двум основным стратегиям. Один из подходов состоит в том, чтобы предложить теодицею, объяснение того, почему Бог решил допустить зло в мире (и почему он морально оправдан в своем выборе) — например, что это необходимое следствие греха или что, как утверждал Готфрид Вильгельм Лейбниц , это «лучший из всех возможных миров». Другой подход заключается в попытке более ограниченной «защиты», целью которой является не объяснение Божьих целей, а просто демонстрация того, что существование по крайней мере некоторого зла в мире логически совместимо с Божьей благостью, силой и мудростью. Многие философы и богословы отвергли версии первого рода как неправдоподобные по своей сути или как безрассудные попытки выйти за пределы человеческого знания, чтобы распознать непостижимые намерения Бога.
В ответ на проблему зла было предложено множество аргументов, и некоторые из них использовались как в теодицеях, так и в защите. Один аргумент, известный как защита свободы воли, утверждает, что зло вызвано не Богом, а людьми, которым нужно позволить выбирать зло, если они хотят иметь свободную волю. Этот ответ предполагает, что люди действительно свободны, и не принимает во внимание природное зло, за исключением случаев, когда последнее усиливается человеческими факторами, такими как жадность или легкомыслие. Другой аргумент, разработанный английским философом Ричардом Суинберном, заключается в том, что природные пороки могут быть средством обучения и взросления. Иными словами, природные пороки могут способствовать развитию таких добродетелей, как мужество и щедрость, заставляя людей противостоять опасности, трудностям и нуждам. Такие аргументы обычно дополняются апелляциями к вере в жизнь после смерти не только как в награду или компенсацию, но как в состояние, в котором смысл человеческих страданий и способ, которым Бог извлекает добро из зла, становятся ясными. Поскольку многие теодицеи кажутся ограниченными (поскольку можно легко представить себе лучший мир) и поскольку многие мыслители не были убеждены аргументом о том, что реальность зла устанавливает атеизм, вполне вероятно, что будущие дискуссии будут пытаться уравновесить реальность зла и реальность зла.