Стела с законами царя хаммурапи: Стела со сводом законов царя Хаммурапи. 100 великих сокровищ

Разное

Содержание

Стела со сводом законов царя Хаммурапи. 100 великих сокровищ

Стела со сводом законов царя Хаммурапи

Реально существовавший и в то же время легендарный, царь Хаммурапи правил в XVIII веке до нашей эры. Он был самым знаменитым и прославленным царем Вавилонии, а точнее сказать, Древневавилонского царства, но наука долгое время не выделяла его из ряда других выдающихся лиц вавилоно-ассирийской истории. Лишь для библиологов он представлял интерес, так как имя его считалось тождественным библейскому «Амрафелу». Следовательно, сам Хаммурапи был одним из четырех восточных царей, взявших при счастливом набеге на Палестину в плен Лота – племянника Авраама.

Исторических сведений о Хаммурапи долгое время было очень мало, о его личности и времени его царствования сообщали только гимны, примерно десять небольших надписей на вещественных памятниках и около 50 писем царя к его вассалу (или наместнику). Да и эти исторические свидетельства показывают нам царя уже возмужавшего, со вполне сложившимся характером. Как писал русский профессор И.М. Волков, это был правитель, который вполне усвоил политические задачи своего времени и решительно приступил к их осуществлению. Свергнув чужеземное иго и объединив разрозненные силы Вавилонии, он решился и на расширение территории своего царства за счет соседних государств. В результате военных походов Хаммурапи объединил в своих державных руках большую часть тогдашнего цивилизованного мира (распространил свое влияние почти на всю территорию Месопотамии и Элама, на Ассирию и даже Сирию). Продуманная система политических союзов помогла ему разгромить противников, причем нередко чужими руками. В конце концов Хаммурапи расправился и со своим главным союзником – царем северного государства Мари. Кроме успешной внешней политики, Хаммурапи преуспел и на поприще внутреннего управления Вавилонией. Именно этой своей деятельностью он более всего и прославился.


Прославивший царя Хаммурапи свод законов был открыт французской научной экспедицией, которая в 1897 году начала раскопки в том месте, где некогда стояли Сузы – столица древнего Элама. Участники экспедиции, возглавляемой Ж. де Морганом, уже имели на своем счету целый ряд ценных находок, как вдруг в декабре 1901 года они наткнулись сначала на большой обломок из диорита, а через несколько дней откопали еще два обломка. Когда все три обломка приложили друг к другу, из них составилась стела высотой в 2,25 метра, а ширина ее равнялась от 1,65 метра вверху до 1,9 метра внизу.

Когда стелу привезли в Париж и выставили в Лувре, ее изучением занялся ученый-ассиролог Шейль. Для первого исследователя это было делом нелегким, Шейлю (а впоследствии и другим ученым) пришлось иметь дело с трудностями юридического и филологического характера, но результатом их исследований стали дешифровка, перевод и издание свода законов вавилонского царя.

На лицевой стороне стелы помещается художественно высеченное рельефное изображение бога Шамаша,[2] сидящего на высоком троне, и стоящего перед ним царя Хаммурапи. Сидящий на троне бог одет в обычную вавилонскую одежду, отделанную оборками, на его голове – высокая четырехъярусная корона. Величаво протянутой вперед правой рукой бог Шамаш передает вавилонскому царю свиток со сводом законов. Хаммурапи стоит перед богом в обычной молитвенной позе, на нем – подвязанная поясом длинная туника и шапка с ободком.

Следующая за барельефом часть стелы и вся ее обратная сторона покрыты тщательно вырезанным, убористым и изящным клинообразным текстом на вавилоно-семитическом языке. Текст состоит из ряда коротких колонок, идущих справа налево, причем клинообразные знаки читаются сверху вниз. Около 10 колонок надписи Хаммурапи посвятил перечислению своих титулов, прославлению покровительствовавших ему богов и прославлению своего величия, своей заботы о подданных, рассказу о распространении своего могущества.

«Я, Хаммурапи, – пастырь, избранный Энлилем, изливший богатство и изобилие, снабдивший всем Ниппур, связь небес и земли, славный покровитель Э-Кур, могучий царь, восстановивший Эриду, очистивший Э-Ансу, покоритель четырех стран Вселенной, возвеличивший имя Вавилона, возрадовавший сердце Мардука, своего владыки, все свои дни ходивший на поклонение в Э-Сагиль, царственный отпрыск… обогативший Ур, смиренный богомолец, снабжавший изобилием Кишширгал…

Мудрый царь, послушный слуга Шамаша, сильный, укрепивший основание Сиппара, одевший зеленью могилы Айи, возвеличивший Баббар подобно небесному жилищу, воитель, помиловавший Ларсу,[3] владыка, царь царей, вечный царственный отпрыск, могущественный царь… давший жизнь Эреху, в изобилии снабжавший водой его жителей…

Когда Мардук призвал меня управлять народом и доставлять стране благополучие, я даровал право и законы на языке страны, создав этим благосостояние народа…

Чтобы сильный не обижал слабого, чтобы сироте и вдове оказывалась справедливость, я начертал в Вавилоне… для водворения права в стране, для решения тяжб в стране, для оказания справедливости притесненному, мои драгоценные слова на моем памятнике и поставил перед изображением меня, царя-законодателя… Угнетенный, вовлеченный в тяжбу, пусть придет к изображению меня, царя-законодателя, и заставит прочесть ему мою надпись на памятнике. Он услышит мои драгоценные слова, и мой памятник объяснит ему дело. Он найдет свое право, даст своему сердцу вздохнуть свободно и скажет: «Поистине Хаммурапи – владыка, который для своего народа как бы отец во плоти… доставил навсегда благоденствие народу, правил страною справедливо».

Далее клинописный текст рассказывает о том, что вавилонский царь призывает благословение на почитателей и исполнителей нового законодательства и проклятия на его нарушителей.

«Если же этот человек не будет соблюдать мои слова, написанные мною на моем памятнике, не обратит внимание на мое проклятие, не побоится проклятия богов, отменит данное мною законодательство, исказит мои слова, изменит мои начертания… то будет ли это царь или вельможа, или наместник, или простолюдин, или другое лицо, каким бы именем оно ни называлось, – пусть великий Ану, отец богов, призвавший меня царствовать, лишит его царского величия, сломает его жезл, проклянет его судьбу. Энлиль, владыка, определяющий судьбы… да поднимет против него в его доме неподавляемые смуты, ведущие к его гибели, да назначит ему в качестве судьбы жалкое правление, немногие дни жизни, годы дороговизны, беспросветную тьму, внезапную смерть…».

Остальная часть надписи (кроме 7 выскобленных колонок) занята 247 статьями законодательства. Данная стела была своего рода торжественным заявлением Хаммурапи перед подданными о вступлении в силу начертанных на ней законов. После «издания» и обнародования в храме Эсагиле оригинал был воспроизведен во множестве копий, которые были разосланы во все части огромной империи вавилонского царя. Дошедший до нас экземпляр и является одной из таких копий, которая была выставлена в Сиппаре. Во время одного из набегов на Вавилон эламцев эта стела со сводом законов была выкопана и в качестве военного трофея увезена в Сузы. Скорее всего эламский военачальник-победитель и приказал выскоблить семь колонок текста, чтобы потом выбить на этом месте (по обычаю того времени) свое имя в память о собственных победах. Тексты выскобленных колонок частично были восполнены надписями на глиняных табличках, которые были найдены во дворце царя Ашшурбанипала.

По своему составу вавилонский свод законов распадается на три части – введение, сами статьи законов и заключение. Введение, о котором мы говорили выше, очень важно для ученых обилием сообщаемых исторических намеков и географических указателей-названий.

Само законодательство начинается пятью положениями о нарушении порядка судопроизводства: две статьи об обвинителе-клеветнике, две – о лжесвидетелях и одна – о нарушении правосудия самим судьей.

«Если судья вынесет приговор, постановит решение, изготовит документ, а потом изменит свой приговор, то, по изобличении его в изменении приговора, этот судья должен уплатить в двенадцатикратном размере иск, предъявленный в этом судебном деле; а также должен быть публично свергнут со своего судейского стула и никогда вновь не садиться с судьями для суда».

В следующих статьях идет речь о преступлениях против частной собственности – о краже, купле-продаже краденого, похищении людей, бегстве и уводе рабов, ночной краже со взломом, грабеже и т.д. Вот, например, некоторые статьи законов царя Хаммурапи.

«Если кто-нибудь украдет храмовое или дворцовое имущество, то его должно предать смерти; смерти должен быть предан и тот, кто примет из его рук украденное.


Если кто-нибудь украдет малолетнего сына другого, то его должно предать смерти.

Если кто-нибудь, укрыв в своем доме беглого раба, принадлежащего дворцу или вольноотпущеннику, не выдаст его на требование нагира,[4] то этого домохозяина должно предать смерти.

Если кто-нибудь, поймав в поле беглого раба или рабыню, доставит его хозяину, то хозяин должен уплатить ему два сикля[5] серебра.

Если кто-нибудь сделает пролом в доме, то его убивают и зарывают перед этим проломом.

Если кто-нибудь совершит грабеж и будет пойман, то его должно предать смерти.

Если в чьем-нибудь доме вспыхнет огонь, и кто-нибудь, пришедши тушить его, обратит свой взор на что-нибудь из имущества домохозяина и присвоит себе что-нибудь из имущества домохозяина, то этого человека бросают в этот же огонь.

Если кто-нибудь, взявши поле для обработки, не вырастит на нем хлеба, то, по изобличении его в этом, он должен отдать хозяину поля хлеб, сообразно с приростом у соседа.

Если кто-нибудь, открыв свой водоем для орошения, по небрежности допустит, что водою будет затоплено соседнее поле, то он обязан отмерить хлеб, сообразно с приростом у своего соседа.

Если кто-нибудь срубит в чьем-нибудь саду дерево без дозволения хозяина сада, то он должен уплатить полмины серебра.

Если в доме корчемницы соберутся преступники, и она не задержит этих преступников и не выдаст дворцу, то эту корчемницу должно предать смерти.

Если кто-нибудь, протянув палец[6] против божьей сестры или чьей-нибудь жены, окажется неправым, то этого человека должно повергнуть перед судьями и остричь ему волосы.[7]

Если чья-нибудь жена будет захвачена лежащею с другим мужчиной, то должно, связавши, бросить их в воду. Если муж пощадит жизнь своей жены, то и царь пощадит жизнь своего раба.

Если чья-нибудь жена умертвит своего мужа из-за другого мужчины, то ее должно посадить на кол.

Если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать руки.

Если кто-нибудь ударит по щеке лицо высшего положения, то должно публично ударить его шестьдесят раз плетью из воловьей кожи.

Если врач, снимая бронзовым ножом бельмо с глаза пациента, повредит глаз, то должен уплатить деньгами половину его стоимости».

Свод законов царя Хаммурапи представляет собой приведение в известном порядке случаев из судебной практики, взятых из древневавилонского уголовного и гражданского права. Может быть, не во всех сферах жизни (как бы мы сказали сегодня) вавилонскому царю удалось навести порядок, но он был первым правителем древности, кто соразмерил с властью царя силу закона и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни. Хаммурапи постановил, чтобы наказание виновному определял не сам пострадавший и не его родственник, а государственный орган именем правителя. Впервые представив в судопроизводстве гражданское право, Хаммурапи воздвиг себе памятник такой же вечный, как та плита из диорита, на которой он повелел изобразить себя рядом с богом Солнца и справедливости Шамашем.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Законы Хаммурапи

Законы Хаммурапи
Именно эта политика и нашла свое отражение в знаменитых законах Хаммурапи – первого в истории достаточно полного и многостороннего свода правовых норм и административных регламентов, сложившихся на основе более ранних законов и весьма четко

Держава Хаммурапи

Держава Хаммурапи
В 1-й половине XVIII в. до н. э. неожиданно произошла новая территориальная интеграция Месопотамии вокруг Вавилона. Осуществил ее знаменитый вавилонский царь Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Казалось, ничто этого не предвещало – Вавилонское царство было

ГЛАВА XIII В каких случаях следует относительно брака держаться законов религии и в каких — гражданских законов

ГЛАВА XIII
В каких случаях следует относительно брака держаться законов религии и в каких — гражданских законов
Во всех странах и во все времена мы встречаемся с вмешательством религии в брачные дела. Коль скоро известные отношения считались нечистыми или

Великий Хаммурапи

Великий Хаммурапи
Когда Хаммурапи (это имя означает «Бог Хамму» – западносемитский бог-целитель) вступил на престол Вавилона в 1792 г. до н. э., он унаследовал от своего отца, Син-мубаллита, крохотное царство, занимавшее 128 км в длину и 32 км в ширину, или чуть более 4000 кв. км.

ИЗДАНИЕ ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ

ИЗДАНИЕ ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ
ХаммурапиЗа право называться колыбелью цивилизации с Египтом может поспорить территория между реками Тигр и Евфрат — Междуречье (по-гречески — Месопотамия). Представлявший собой еще в эпоху палеолита сплошное болото регион постепенно

Израильская стела

Израильская стела
Во времена правления фараонов XIX династии — Сети I, Рамсеса II и Мернептаха — Египту удалось вернуть себе контроль над Ханааном почти на весь XIII век, однако это стало возможным лишь ценой регулярных карательных походов. И все-таки власть фараонов в

Законы Хаммурапи

Законы Хаммурапи
Законы Хаммурапи получили в Месопотамии невероятную славу: их переписывали как великий памятник мудрости на протяжении следующих полутора тысяч лет! Это было связано не только с новизной их содержания (некоторые законы сходной направленности,

Хаммурапи (Ум. в 1750 г. до н. э.)

Хаммурапи
(Ум. в 1750 г. до н. э.)
Царь Вавилонии (1792–1750 гг. до н. э.). Выдающийся государственный деятель Древнего мира. Талантливый военачальник, распространивший свое влияние на большую часть Месопотамии. Один из первых в истории законодателей.
В XX–XIX вв. до н. э. после

7. ДРЕВНЕВАВИЛОНСКОЕ ПРАВО. ЗАКОНЫ ЦАРЯ ХАММУРАПИ

7. ДРЕВНЕВАВИЛОНСКОЕ ПРАВО. ЗАКОНЫ ЦАРЯ ХАММУРАПИ
Важнейшим памятником древневавилонского права являются законы Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). В Законнике Хаммурапи не было разбивки правовых предписаний на отдельные статьи. Но первый переводчик законов расчленил текст на

§ 7. Право Древнего Вавилона (Законы царя Хаммурапи)

§ 7. Право Древнего Вавилона (Законы царя Хаммурапи)
Законы древневавилонского правителя Хаммурапи (см. § 4.1) считаются одними из древнейших в мире. По своему содержанию и по юридическому значению эти законы стали самым важным памятником всего древневосточного права,

Стела Хатшепсут

Стела Хатшепсут
Получив необходимый статус, Хатшепсут заручается поддержкой жречества. И делает следующий шаг: на третьем году правления практически без сопротивления жречества, скорее, при его поддержке, против воли армии (здесь снова играет роль ее происхождение) она

Хаммурапи (? – ум.

в 1750 г. до н. э.)

Хаммурапи
(? – ум. в 1750 г. до н. э.)
Царь Вавилонии (1792–1750 гг. до н. э.).Выдающийся государственный деятель Древнего мира. Талантливый военачальник, распространивший свое влияние на большую часть Месопотамии. Один из первых в истории законодателей.
В XX–XIX вв. до н. э. после

Хаммурапи

Хаммурапи
правил в 1793 до н. э. — 1750 до н. э.Царь Вавилона, создатель свода законов — Кодекса Хаммурапи.Сегодня считается, что Вавилония не была отдельной страной. Вавилон — это последний всплеск умирающего царства шумеров. Первым царем красивейшего и самого загадочного

12. Стела шумерского царя Нарамсина якобы XXIII века до н. э

12. Стела шумерского царя Нарамсина якобы XXIII века до н. э
На старинную каменную стелу шумерского царя Нарамсина, рис.  6.124, относимую сегодня историками к XXIII веку до н. э., наше внимание обратил профессор МГУ А.А. Тужилин. Однако предполагаемая чудовищная «древность» этого

Законы Хаммурапи кратко: их характеристика и суть

История законов царя Хаммурапи

  • Общая характеристика законов Хаммурапи
  • Основные законы Хаммурапи
  • Рекомендованная литература и полезные ссылки
  • Законы Хаммурапи, видео
  • Вавилонские законы царя Хаммурапи – один из древнейших правовых памятников в истории. Этот древний кодекс законов, созданный около 1755 года до н. е. оказал влияние на древневосточную правовую культуру на протяжении многих столетий. О том какая история создания кодекса Хаммурапи, характеристика и суть основных законов, читайте далее.

    История законов

    Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи. Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.

    Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена. Царская власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия. Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и справедливого порядка. С этой целью им и был создан знаменитый свод законов Хаммурапи.

    Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры: сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце; и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.

    Стела Хаммурапи в Лувре.

    Эта стела с высеченными на ней законами на долгие столетия была утеряна и лишь в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана. Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее – Лувре.

    Текст законов высечен на стеле клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть барельефа и всю обратную сторону. К сожалению, часть текста стелы не сохранилась, историки предполагают, что ее могли уничтожить эламиты, которые захватили стелу во время одного из своих набегов на Вавилон уже во время упадка Вавилонского царства.

    Однако после расшифровки сохранившегося текста, историкам предстали во всей красе законы древнего вавилонского царя.

    Общая характеристика

    Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.

    В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии. Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока, разумеется, кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.

    Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:

    • Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
    • Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.
    • Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
    • Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс).
    • Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.

    Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.

    Основные законы

    Теперь давайте рассмотрим некоторые самые интересные законы из этого кодекса.

    • Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. (Сурово, но справедливо).
    • Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?)
    • За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание – смертная казнь.
    • За обыкновенную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять таки подлежал смертной казни.
    • В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то поломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.
    • Имущество воина попавшего в плен было защищено специальным законом, оно было неприкосновенно и по освобождении воина обратно возвращалось ему.

    Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.

    Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.

    • Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
    • Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
    • Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
    • Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
    • При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.

    Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.

    Рекомендованная литература и полезные ссылки

    • Бузескул В. П. Открытия XIX и начала XX века в области истории Древнего мира. Часть I. Восток. — Пг.: Academia, 1923. — 222 с.
    • Текст сборника Законов Хаммураби в переводе: Пер. и комм. И. М. Волкова // Законы вавилонского царя Хаммураби. С 8 рисунками и картой / Под общ. ред. Б. А. Тураева. — М.: Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон, 1914. — 81 с. — (Культурно-исторические памятники Древнего Востока, Вып. I).
    • Волков И. М. Кодекс Гаммураби. I. Открытие кодекса // Журнал Министерства народного просвещения. — 1910. — Февраль. — С. 301—316.
    • Волков И. М. Кодекс Гаммураби. II. Гаммураби и его царствование // Журнал Министерства народного просвещения. — 1912. — Сентябрь. — С. 65—77.
    • Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства: Пер. и комм. под. ред. И. М. Дьяконова // Вестник древней истории. — 1952. — № 3 (40). — С. 199—206.

    Видео

    Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени

    При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту [email protected] или в Фейсбук, с уважением автор.

    Исторический сайт Путешествия во времени

    2.2.4.4: Стела Кодекса законов царя Хаммурапи

    1. Последнее обновление
    2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    163307
    • Smarthistory
    • Smarthistory

    по ДР. SENTA НЕМЕЦКИЙ

    Закон лежит в основе современной цивилизации и часто основан на принципах, перечисленных здесь почти 4000 лет назад.

    Стела представляет собой вертикальный каменный монумент или памятник, на который часто нанесен текст или рельефная резьба.

    Рисунок \(\PageIndex{1}\): Стела свода законов царя Хаммурапи , базальт, вавилонянин, 1792–1750 гг. до н. э. ( Музей Лувра, Париж )

    90 031 Хаммурапи из города-государства Вавилон завоевал большую часть северной и западной Месопотамии и к 1776 г. до н. э. стал самым дальновидным правителем в истории Месопотамии, описывая себя как «царя, подчинившего четыре четверти земли». Документы показывают, что Хаммурапи был классическим микроменеджером, заботившимся обо всех аспектах своего правления, и это видно из его знаменитого свода законов, частичные копии которого сохранились на этой стеле в Лувре и на глиняных табличках (стела — это вертикальный камень). памятник или указатель, часто с текстом или рельефной резьбой). Мы также можем рассматривать это как памятник, представляющий Хаммурапи как образцового царя справедливости.

    Что интересно в изображении Хаммурапи на стеле свода законов, так это то, что он воспринимается как получающий законы от бога Шамаша, который сидит, и из его плеч исходят молнии. Акцент здесь делается на роли Хаммурапи как благочестивого теократа и на том, что сами законы исходят от бога.

    Дополнительные ресурсы:

    Изображение из Лувра на стеле

    Эта работа в Лувре

    Изображения SmartHistory для преподавания и обучения:

    Нажмите на изображение, чтобы увеличить его (Внешняя ссылка на flickr)
    Нажмите на изображение, чтобы увеличить его (Внешняя ссылка на flickr)
    Нажмите на изображение, чтобы увеличить его (Внешняя ссылка на flickr)Рисунок \(\PageIndex{49}\): Другие изображения Smarthistory…


    1. Наверх
      • Была ли эта статья полезной?
      1. Тип изделия
        Раздел или Страница
        Автор
        Умная история
        Лицензия
        CC BY-NC-SA
        Версия лицензии
        4,0
      2. Теги
          На этой странице нет тегов.

      Стела Хаммурапи – об искусстве и эстетике

      Вавилония — древнее государство, основанное в центрально-южной Месопотамии (современный Ирак) — считается, что оно стало крупной державой во время и сразу после правления Хаммурапи (ок. 1810 г. до н. э. — 1750 г. до н. э.), шестого царя Первая вавилонская династия. Правитель наиболее известен принятием Кодекса Хаммурапи – одного из старейших сохранившихся юридических документов в истории.

      Кодекс состоит из 282 законов, написанных на высокой пластине из черной базальтовой стали, которая была обнаружена швейцарским египтологом Гюставом Жекье (1868-1946) в 1901 году на древнем городище Сузы в современном Иране и впервые переведена Жаном-Винсентом. Шейля (1858–1940), французского священника-доминиканца и ассириолога в 1902 году. В настоящее время сталь выставлена ​​в Лувре в Париже, а копии – в Америке и других странах Европы.

      Кодекс состоит из 282 законов, написанных на высокой черной базальтовой стали, обнаруженной швейцарским египтологом Гюставом Жекье (1868-1919 гг.).46) в 1901 году на древнем городище Сузы в современном Иране и первый перевод Жана-Винсента Шейля (1858–1940), французского доминиканского священника и ассириолога в 1902 году. В настоящее время сталь выставлена ​​в Лувре в Париже вместе с копиями. в Америке и других странах Европы.

      Вавилония во времена Хаммурапи, пользователь «MapMaster», GDFL, Википедия Стела Хаммурапи сверху вниз в Лувре, Париж, пользователь «Mbzt», CC BY 3.0, Википедия

      На вершине стил стоит Хаммурапи перед сидящий Шамаш (месопотамское солнечное божество), почтительно поднявший руку. Бог протягивает ему жезл и кольцо — символы власти. Кодекс Хаммурапи, пишут американские ученые Уильям Дж. Дукер и Джексон Дж. Спилфогель:

      раскрывает общество с системой строгой справедливости. Наказания за уголовные преступления были суровыми и варьировались в зависимости от социального класса жертвы. Преступление против представителя высшего сословия (дворянина) представителем низшего сословия (простолюдином) наказывалось более строго, чем такое же преступление против представителя низшего сословия. Более того, принцип «око за око, зуб за зуб» был основополагающим для этой системы правосудия. Это означало, что наказания должны соответствовать преступлению…

       

      Самая большая категория законов в Кодексе Хаммурапи сосредоточена на браке и семье. Родители устраивали браки для своих детей. После заключения брака стороны подписали брачный контракт; без него никто не считался состоящим в законном браке. В то время как муж выплачивал родителям невесты плату за невесту, родители женщины несли ответственность за приданое новому мужу.

       

      Как и во многих патриархальных обществах, женщины обладали гораздо меньшими привилегиями и правами в супружеских отношениях, чем мужчины. Место женщины было дома, и невыполнение возложенных на нее обязанностей служило основанием для развода.

      ~ Всемирная история, том I  (2012)

       

      Крупный план стелы с клинописью на аккадском языке, сделанный пользователем «Габриэле Барни», CC BY 2.0, Flickr

       

      видео от Smarthistory на стеле.

       

      Первые пять законов:

      1. Если кто уловит другого, наложив на него запрет, но не сможет доказать этого, то поймавший его да будет предан смерти.

      2. Если кто предъявит обвинение против человека, а обвиняемый пойдет к реке и прыгнет в реку, если он утонет в реке, его обвинитель должен овладеть его домом. Но если река докажет, что обвиняемый невиновен, и он останется невредимым, то тот, кто предъявил обвинение, должен быть предан смерти, а тот, кто прыгнул в реку, должен овладеть домом, который принадлежал его обвинителю.

      3. Если кто-либо предъявит старейшинам обвинение в каком-либо преступлении и не докажет того, в чем он обвинялся, он должен, если это обвинение в совершении тяжкого преступления, быть предан смерти.

      4. Если он удовлетворит старейшин, чтобы наложить штраф зерном или деньгами, он должен получить штраф, который производит действие.

      5. Если судья рассматривает дело, принимает решение и представляет свое решение в письменной форме; если впоследствии в его решении обнаружится ошибка, и это будет по его вине, то он должен уплатить двенадцатикратный размер штрафа, установленного им по делу, и публично удалиться от судейской коллегии, и никогда более он там не сидит. выносить приговор.

      Последние пять законов:

      278. Если кто-либо купит раба или рабыню и до истечения месяца у него разовьется бену-болезнь, он должен вернуть раба продавцу и получить деньги, которые он заплатил.

      279. Если кто-нибудь купит раба или рабыню, а третье лицо предъявит претензии, то продавец отвечает по претензии.

      280. Если человек, находясь в чужой стране, купит раба или рабыню, принадлежащую другой стране его страны; а будет, когда возвратится домой, хозяин раба или рабыни признает это, и если раб или раба будет туземцем страны, то он должен отдать их без денег.

      281. Если они из другой страны, покупатель должен объявить купцу уплаченную за них сумму денег и оставить себе раба или рабыню.

      282. Если раб скажет своему господину: «Ты мне не господин», то, если его осудят, пусть господин отрежет ему ухо.

      Вы можете прочитать весь код на английском языке на этой веб-странице, размещенной Юридической школой Йельского университета.

      Вот еще один ресурс Йельского университета (если у вас есть время и вам интересно) — лекция (часть серии), в которой профессор Кристин Хейс обсуждает связь между Кодексом Хаммурапи и ветхозаветным законом в Библии. Видео было записано осенью 2006 года. 

      Дополнительная литература:

      История Древнего Ближнего Востока, ок. 3000-323 г. до н.э. Марка Ван де Миропа

      Книга законов: от H аммураби до Международного уголовного суда, 250 вех в истории права Майкла Х. Роффера

      Изображение предоставлено

      Рекомендуемые: Стела Хаммурапи (обрезано) пользователем «Mbzt», CC BY 3.0, Википедия

      Нравится:

      Нравится Загрузка…

      Родился в Индии, получил образование в Лондоне, небольшая база в Сиднее. Всегда рад путешествовать. Присылайте все деловые запросы, касающиеся создания контента, кураторства, образовательных мероприятий, покупки/ввода в эксплуатацию/аренды произведений искусства, создания коллекции, сотрудничества брендов с художниками, а также культурных мероприятий, мероприятий и туров по адресу [email protected] (НЕ ЗАБУДЬТЕ НАПОЛНИТЬ Копия: [email protected]). Пожалуйста, представьтесь перед отправкой пресс-релизов и информационных бюллетеней. Я буду помнить тебя особенно! ИГ: @tulikabahadur (личное) и @connoisseurscircle (социальный клуб).

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

      Related Posts