Старец серафим из святогорской лавры об украине: СЕРАФИМ (ЛАВРИК) — Древо

Разное

«Слава монаха — великодушие с любовью» / Созидатели

Памяти архимандрита Серафима (Лаврика)

Юлия Воинова-Жунич

09.09.2020


«Слава монаха—терпение в скорбях.

Слава монаха—великодушие с любовью.


Слава монаха—ничего не иметь из вещей мира сего.


Слава монаха—бдение и плачь в молитвах.


Слава монаха—кротость сердца и молчание уст.


Слава монаху, когда он Бога возлюбил от всего сердца,


а ближнего своего, как самого себя…»


(Прп. Макарий Александрийский).


Послание преподобного Макария к монашествующим, вместе со многими другими важными для духовной жизни молитвами и изречениями некогда прикрепил с внутренней стороны дверей своей келии наш современник, монах Серафим. Судилось свыше этому человеку стать первым наместником возрождающейся обители древнего монастыря Свято-Успенской Святогорской Лавры, расположенной на правом берегу Северского Донца (Донецкой области). Для многих из нас, его духовных детей, он был одним из главных в жизни людей. Архимандрит Серафим был заботливым отцом.


Батюшка часто цитировал Соборные послания святых Апостолов. Судя по всему, он прописал их в сердце своем: «…Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит, любовь никогда не перестаёт…»


Отличительной чертой Отца Серафима была Любовь. Увидевшись с ним лишь однажды, ты уже попадаешь в объятия Божественной Любви, которая изливается через него, окутывает тебя словно серафимовским крылом.


Всемилостивый Господь щедро одарил монаха по его трудам и молитве – его личной и всего его рода.


4 марта 1953 года в семействе Лаврик знаменательный день – у Ивана Петровича и его супруги Анны Владимировны родился их первенец, которого нарекли в честь святого Николая Чудотворца. В эти мартовские дни советский период истории нашего большого Отечества четко разделился на две эпохи – сталинскую и послесталинскую. Новорожденный Николай прожил в сталинской эпохе всего лишь один день.


Вспоминает протоиерей Александр Лаврик (родной брат архимандрита Серафима): «Веру в Господа мы впитали с молоком матери. Мама рассказывала нам о Боге, о его любви к человеческому роду, о смертных грехах… Мы молились с самого раннего возраста, наизусть знали «Отче наш», «Живый в помощи…» (90 псалом), без молитвы и благодарения Господу спать не ложились. Мама пела псалмы, обливаясь при этом слезами…».


…Крестище. Деревянный сруб, мазанка. Дом прабабушки и прадедушки. В красном углу перед Владимирской чудотворной иконой теплится лампадка. Пред Владычицей, стоя на коленях, молится немолодая красивая женщина. Она похожа на горящую свечку. В определенные моменты моления, трепетно и смиренно опускает голову, покрытую черным платочком, ниц, склоняясь в земном поклоне.


За прабабушкой Александрой наблюдают четыре детских глаза – младенец из люльки и его старший братишка. Вверху неизменно нависший низкий потолок с вмонтированным чугунным кольцом. В колечко это втянута тугая веревка, а на ней крепится подвесная детская кроватка – люлька. Маленький человек в колыбели – это будущий священнослужитель Александр, ему меньше годика, он познает мир… Самые острые и радостные ощущения, наверное, он испытывает, когда братик Николай сильно-сильно раскачает колыбель, головокружительное ощущение полета… А самый загадочный, жизнеутверждающий и сладостный звук для него – это молитва. Перед сном мамочка слезно поет псалмы, прабабушка разговаривает с Боженькой, а трехлетний Коленька (осознанно это делает или через его безгрешную ангельскую душу Дух Святой?), уже в ту пору неистово ревностный в вере, когда поклоны завершаются, подходит к прабабушке и своими ручонками наклоняет ее головою вниз, понуждая вновь упасть в земном поклоне.


Промыслительно, пророчески соседские детишки прозвали будущего инока, тогда просто малыша Колю Лаврика – святым Лаврентием. Этимология фамилии «Лаврик» действительно берет свое начало от церковного имени – Лавр, весьма распространенного в древней Руси.


Вот уж действительно устами младенца глаголет истина. В день святого Лаврентия происходили позже самые судьбоносные моменты в жизни отца Серафима. 22 августа 1990 года в день Святого апостола Матфия, Николай Иванович Лаврик был рукоположен во диаконы. А на следующий день — память Священномученика Лаврентия архидиакона, пострадавшего в 258 году при императоре Валериане и Блаженного Лаврентия Калужского Христа ради юродивого 23 (10 ст.стиль) августа в сан священника. Самый первый монашеский постриг отца Серафима произошел в этот же самый августовский день 1992 года. Священнослужитель Николай был пострижен в монашество с именем Серафим, в честь преподобного Серафима Саровского. 


В ангельской иерархии Серафимы — чин ангелов, которые поклоняются Богу и служат нуждам людей, их служение также состоит в том, чтобы воплощать святые цели Бога.


Родословие героя нашего повествования говорит о том, что корни его, и по линии отца, и по линии матери, весьма благочестивы. В роду много молитвенных людей, были и есть монашествующие, священнослужители.


Судя по всему, дедушка по маме Владимир Солод и его родные сестры, ставшие впоследствии монахинями, были близки, дружили со святителем Иоанном Шанхайским, вместе молились и «играли в монастырь». Монахиня Ангелина (Лаврик), родная сестра Отца Серафима: «Соприкасаясь с именем Владыки Иоанна Шанхайского, его святым образом или житием, я всегда чувствовала необыкновенное тепло, любовь, изливающуюся от святого. И уже позже узнала, что имеется духовная историческая цепочка, связывающая два наших рода».


В родительском доме отца Серафима сохранилось письмо от известного старца архимандрита Иоанна Крестьянкина, адресованное его маме, не желавшей отпускать сына в монастырь: «Досточтимая Анна Владимировна, смиренно прошу Вас отпустить Вашего сына Николая в монастырь, если Вы хотите чтобы он был счастлив. Вижу, что по призванию это монах…».


Благословение на священство Николай Лаврик получил и от блаженного иерея Николая Трубина, вспоминает протоиерей Александр Лаврик: «Мы познакомились в отцом Николаем в монастыре в Псковских Печорах, он как-то расположился к нам, мы подружились. Как-то встретил его в Харькове на день памяти святителя Афанасия, Патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца. Старец просил передать брату, чтобы тот не отказывался от священства.


1 июня 1992 года, тогда еще иерей Свято-Николаевского храма поселка Ямполь (Краснолиманского района), получил благословение управляющего Донецко-Славянской епархии Владыки Алипия (Погребняка) исполнять обязанности наместника. Трудами и молитвами Литургическая жизнь обители была восстановлена. Огромные трещины на меловой горе перестали расти. Со временем монастырь расцвел, приобрел статус Лавры.


В помяннике архимандрита появились десятки тысяч имен, о которых он с любовью молился Господу. Напротив имени нередко батюшка делал пометки, о том, где и когда произошла встреча с этим человеком, чтобы при молитве их связывала невидимая ниточка. Удивительно, батюшка даже после одной встречи помнил имена родственников, вверенных ему духовных чад.


Отца Серафима нельзя было не любить. Встретившись с ним однажды, уже невозможно выпустить его из своего сердца.


Ке́лья – жилище монаха. Место это потаенное, сокрытое от посторонних глаз, в котором происходит таинство встречи с Богом.


Святой IV века, преподобный Моисей Эфиопский говорил: «Оставайся в келье своей – и келья всему тебя научит». Именно там монах претерпевает борение со сном, усталостью, с опустошением сердца, смятением помыслов…


Движимые жаждой Богообщения, иноки издревле уединялись, селились в пещерах, в старых гробницах, руинах языческих храмов. Не являлся исключением и отец Серафим. Монах пламенной веры и молитвы любил келейное уединение. Не желая покидать келию надолго, выезжал из монастыря только в случае крайней надобности, например, на лечение (батюшка был болезненным, более двадцати лет страдал сахарным диабетом). И после того, как ему пришлось, находясь на лечении пожить в отдалении от монастыря, сказал своему брату: «Из келии я вышел один, а вернулся другой. Мне требуется восстановиться».


К своему келейному правилу архимандрит Серафим, как и все монахи относился словно к «частной Божественной Литургии». Иногда в его душе возникали смятения, когда он не успевал выполнять все молитвенные правила, когда уединению мешало его главное послушание – духовничество. Некоторые священники говорили тогда – «Отец Серафим, а ведь ЛЮБОВЬ превыше всего…».


Начиная с января 1995 года архимандрит Серафим нес послушание духовника паломников монастыря – быть путеводителем, примирять человека с Богом с помощью совершения Таинств.


Когда архимандриту Серафиму указывали на его прозорливость, благодарили за какие-то Божьи чудеса, сотворенные по его горячей молитве, он быстренько переводил разговор на шутку. Мы приходили к нему за советом, он нас утешал, имел дар утешения.


Духовные дарования отца Серафима – настолько редкое в наши дни явление, а мы при его земной жизни привыкли к нему так, что просто недооценивали сам факт существования его среди нас и возможности нашего уникального общения и дружбы, принимая его как нечто само собой разумеющееся.


Полон отеческой любви, он проповедовал Господа своей жертвенной жизнью. Батюшка Серафим носил в себе Царство Небесное и незаметно безмолвно переносил Свет Этого Царства, Его тепло на других, всех кто находился рядом с ним. Со смирением, кротостью и великим страхом Божием он пытался уберечь нас от уныния, отчаяния гордыни и зла.


Архимандрит Серафим самоотверженно и с великой любовью нес свое служение. Принимал страждущих, ищущих, заблудших, никого не отвергая, не осуждая. Днем принимал народ, а с ночи до утра вынимал за них частицы в алтаре. На отдых оставалось 2 – 3 часа.


В обитель на Донетчину съезжались люди из разных государств. Монаха Серафима почитали за старца. Отец молится, вымаливал. Народ получал исцеления от различных недугов (духовных и телесных). Для кого-то он был последней надеждой.       


Однажды отцу Серафиму самому сильно нездоровилось, едва стоял на ногах. День был не приемный, однако народ в коридорчике вопиял ко Господу. Отец Серафим добрел до кровати, прилег. Во сне увидел рыбу, что погибает без воды в луже и песке. Всемилостивый Отец восполнил силы, и пастырь вновь вышел к народу на служение…


Архимандрит Серафим (Лаврик): «А мы живем действительно, чтобы умереть. И сам уже должен готовиться, но не готовлюсь. Не готовлюсь. Все суета, суета, суета и люди под окном, ребенок плачет в приемной, люди приходят. Тяжело быть «святым» в кавычках, конечно, но так, а если поговоришь, а если посочувствуешь – уже чудо это и есть «Носите тяготы друг друга – исполните закон Христов…»».


Когда-то, из его уст прозвучало пророчески: «Я умру, когда начнется ремонт». Десятки лет в келии ничего не ремонтировалось, не было даже душевой кабины, мыться приходилось при помощи таза, кувшина и поддона. Накануне его отшествия ремонт был начат. В последний раз, уходя в больницу, отец Серафим сказал плотнику Ивану: «Ну ничего, кто-нибудь другой попользуется». Чадам, указывая пальцем в небо, говорил: «Звоните в небесную канцелярию…».


С уходом отца Серафима мы все осиротели, но по-прежнему чувствуем его любовь, которая обнимает нас, словно крыльями, дает благодатные силы жить. Отец Серафим заботится о нас и молится. Слышу каждый раз о новых случаях его благодатной помощи, умиляется сердце. Живой батюшка, живой!


…Архимандрит Серафим (Лаврик) отошел ко Господу в день памяти своего Небесного покровителя Преподобного Серафима Саровского 1 августа 2020 года, приобщившись Святых Христовых Таин. Так, Всемилостивый и Любящий Господь увенчал отца Серафима лаврами славы, исполнив его заветную мечту.


P.S. Созданный в 2017 году по благословению духовника паломников Свято-Успенской Святогорской Лавры, первого наместника возрожденной обители архимандрита Серафима (Лаврика) , благотворительный фонд имени Апостола Иоанна Богослова, объявляет сбор средств, необходимых для создания документального фильма, а так же написания книги о подвижнике благочестия нашего времени, сделавшему великий вклад в возрождении Православной веры нашего края, в восстановлении Литургической жизни древней обители, всю свою жизнь отдавшему служению Господу и Его народу.



Юлия Воинова-Жунич — руководитель интернациональной студии документальных фильмов, организатор, сопредседатель СЕРБСКО-РУССКОГО центра культурно-исторического просвещения и творчества в Республике Сербской «Сим победиши +»

Специально для «Столетия»

На Кипре наместник Святогорской лавры рассказал о малоизвестном старце

Митрополит Арсений / svlavra.church.ua

На Кипре на международной конференции «Монашество Русской и Кипрской Православных Церквей: духовно-культурные связи» наместник Святогорской лавры митрополит Арсений выступил с докладом «Современные монастыри Русской Церкви – опыт возрождения».

В частности, в докладе, текст которого опубликован на сайте Святогорской обители, он рассказал о малоизвестном старце схиархимандрите Серафиме (Мирчуке).

«Из опыта возрождения нашей Святогорской Лавры хочу привести примеры общения братии со старцем схиархимандритом Серафимом (Мирчуком), с которым нас познакомил окормлявшийся у него духовно ныне здравствующий схиархиепископ Алипий, находившийся с батюшкой в единодушном общении. Особым даром от Бога был для нас, молодых монахов, этот практический опыт духовного общения. Мы не дерзаем говорить, что мы переняли и воплотили в своей жизни духовный уровень старцев, но мы счастливы тем, что видели, какие старцы бывают, мы видели воплощение святоотеческого духа с благодатными дарами рассуждения и прозорливости, молитвенного делания и деятельной любви к Богу и ближнему. Мы в жизни видели пример для подражания, и в своей мере, идеал живой монашеской жизни в Боге. Отец Серафим, имевший в своё время опыт общения с ныне прославленным в лике преподобных схимитрополитом Серафимом (Тетрацкаройским, вл. Зиновием), прп. Глинской пустыни Серафимом (Романцовым) и прп. Андроником (Лукашом), с прп. Амфилохием Почаевским и прп. Кукшей Одесским. Как трудолюбивая пчела, собрав нектар духовного общения со святыми, делился с нами, подсказывая и поддерживая нас советами при самом начале возрождения нашей обители. Переживши сиротой войну и послевоенное голодное время, в 13 лет пришедший в братию Почаевского скита и видевший в 1961 г. его закрытие (под угрозой закрытия стояла и Почаевская Лавра), изгнанный из своей обители, он не мог нигде служить, так как власти гнали почаевских монахов. Он был принят епископом Владимиром (Котляровым, ныне митрополит) в клир Воронежско-Липецкой епархии, где и прослужил около 40 лет на сельских приходах, преимущественно около 30 лет на Свято-Благовещенском приходе с. Ожога, собрав вокруг себя общину, составившую вокруг приходского храма сокровенный монастырь. Это было время так называемых «хрущёвских гонений» на Церковь. Глава государства объявил, что в 1980 г. покажут последнего попа по телевизору. В одном только 1961 г. были закрыты Киево-Печерская Лавра, Глинская пустынь и около 9000 приходских храмов. И несмотря на это, народ, ищущий спасения, стремился объединиться вокруг таких пастырей Церкви.

Видео дня

Место служения отца Серафима с. Ожога Липецкой области находилось на расстоянии 700 км от нашей обители. Но мы с братией бывали у батюшки в среднем 1-2 раза в месяц, и приезжая со списком недоуменных вопросов, нередко получали ответы на них по порядку, даже не успев их озвучить. Причём батюшка не просто давал ответы, но цитируя при этом святых отцов, давал разъяснения, почему надо поступить так, а не иначе. Отец Серафим говорил: «Старец во всём должен быть старец — его мнение должно быть созвучным с мнением святых отцов и учением Святой Матери-Церкви».

Таковое общение и связанное с ним духовно-возвышенное настроение как бы на второй план отодвигало внешнюю неустроенность и трудности хозяйственной жизни в первые годы становления и возрождения обители. Можно сказать, что главный акцент был на возрождение духовного начала в монастыре, а уже всё внешнее образовывалась само собой по слову Писания «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Доверяя благословению батюшки, мы решались, подчас, по послушанию к нему на дела, превосходящие духовные и телесные силы, веруя, что такова воля Божия. После окончания семинарии я был рукоположен епископом Алипием в 24 года в иереи и пострижен в мантию. Около года я служил в приходском храме, и в 1993 г. был переведён архиерейским указом в новооткрытый Святогорский монастырь, где нёс послушание в течение полутора лет на должности благочинного. Однажды владыка приехал и задал вопрос: «Может, тебя игуменом поставить, наместником монастыря?» Я в ужасе отказался, сославшись на неимение ни жизненного, ни тем более духовного опыта. Более эта тема в разговоре с владыкой никогда не поднималась, и я успокоился. Прошло полгода, в попразднество праздника Богоявления у нас в обители совершалась архиерейская служба, я нёс послушание на клиросе. Во время малого входа на клирос прибежал иподиакон владыки и сказал: «Немедленно в алтарь!» — я поспешно вошёл в алтарь. «Одевай епитрахиль и фелонь» — я одел. «Ложи поклон перед престолом и выходи к архиерею через царские врата» — я всё сделал, как во сне, сбитый с толку внезапностью. Перед архиереем, подойдя, сказали положить земной поклон. И когда я встал, надо мной владыка Алипий прочитал молитвы на игуменство и на вручение жезла и вручил Указ о назначении меня наместником. Это в 26 лет!!! Я стоял, как громом поражённый, только смог спросить: «Что мне делать дальше?» На что владыка спокойно ответил: «А теперь иди и дальше пой на клиросе». Впоследствии мне стала известна предыстория моего «младоигуменства». Духовно близкие мне люди поехали к отцу Серафиму в с. Ожогу за разрешением духовных вопросов.

Батюшка встретил их на пороге и сразу спросил:

— Отец Арсений в монастыре?

— Да.

— Наместник?

— Нет.

— Игумен?

— Нет, иеромонах.

— А ему предлагали игуменство?

— Кажется, да.

— А он что?

— Отказался.

— Как посмел? Какие причины отказа?

— Да вроде бы сказал, что нет духовного и жизненного опыта.

На что отец Серафим сказал: «Это не причина для отказа, так как где благодать Божия, там каменная стена как паутина. А где нет благодати, там паутина непробиваемой каменной стеной становится. Божие благословение немедленно принимать наместничество и архимандритство, и чем быстрее, тем лучше. А если не примет наместничество, будет строго наказан Богом». С этим напутствием сии рабы Божии, не сказав мне ни слова, поехали прямо к правящему архиерею, а тот в свою очередь к ныне покойному Блаженнейшему Владимиру, митрополиту Киевскому, и решением Синода, о котором я был в блаженном неведении, в возрасте 26 лет меня поставили игуменом, а через 2 месяца к празднику Святой Пасхи — в архимандриты нашей святой обители. Единственным утешением для меня в той ситуации было то, что это благословение старца, который вскоре после поставления моего на игуменство, когда мы с братией приехали, не замедлил утешить. Приняв меня, с улыбкой по-особому тепло, ласково спросил:

— Ты игумен?

— Да, батюшка.

— Наместник?

— Да, батюшка.

— Архимандрит?

— Нет.

— А митра у тебя есть?

— Нет, батюшка, нету.

И он подарил митру отца Исаакия (Виноградова), в которой тот служил в ссылке, со словами: «Другие митры под кроватями держат и без митр умирают. А у тебя всё будет — и митры, и кресты, и жезлы — всё будет, ещё другим будешь раздавать». Добавив сразу наставление: «Не стремись всё в обители исправлять сразу — понемножку, не спеша. Сегодня одно, завтра другое. И так потихоньку всё исправится, и какая обитель будет!» Эти слова были для нас великим утешением, т. к. мы получили разрушенные поросшие кустарником храмы и корпуса. Из одного только Успенского собора братия вывезли 2600 тонн мусора (40 вагонов). Всё надо было начинать с нуля. Братии было около 30 человек, из них только 15 человек были в монашестве. Но благословение и благодатные молитвы батюшки, и желание братии жить по совету и в послушании восстановили нашу святую обитель, и сделали каменные стены, препятствующие её возрождению, паутиной.

Пример нашей святой обители — это всего лишь один эпизод возрождения монастырей и монашества в нашем Отечестве, которое совершается не мудростию человеческой и не нашим желанием, но Всеблагим и Премудрым Промыслом Божиим по Его Святой Воле».

*Схиархимандрит Серафим (в миру Василий Иларионович Мирчук) родился 15 мая 1936 года в Украине в городе Проскурове. Рано осиротев, жил у родственников. После окончания начальной школы удалился в Почаевскую Лавру, где принял монашество с именем Валерий. В 1958 году был рукоположен в сан иеродиакона. В 60-х годах во время тяжких гонений на почаевских иноков по воле Божией отец Валерий оказался в Воронежско — Липецкой епархии. В 1965 году иеродиакон Валерий был рукоположен в иеромонаха архиепископом Воронежским и Липецким Палладием (Каменским).

В феврале того же года его назначили настоятелем Михайло-Архангельского храма села Ячейка Воронежской области. В мае 1978 года в сане игумена отец Валерий был назначен настоятелем Благовещенского храма села Ожога Липецкой области.

31 марта 1980 года отец Валерий награжден крестом с украшениями. В 1982 году возведен в сан архимандрита. В 1995 году удостоен права совершать Божественную литургию с открытыми Царскими вратами. За заслуги перед Церковью награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира III степени. Избрав путь смирения, он тайно принимает постриг в схиму с именем Серафим.

Многие богатые благотворители жертвовали свои средства, и отец Серафим тратил их не только на благоустройство обители, но и помогал строить более 10 окрестных храмов. 11 января 2005 года схиархимандрит Серафим умер, а погребение его состоялось через два дня 13 января 2005 года. 

svlavra.church.ua

Sea Cliff, NY: Сестричество Свято-Серафимовского храма-памятника получило Благодарственное письмо от Святогорской Лавры

Си-Клифф, NY: Сестричество Свято-Серафимовского храма-памятника получило Благодарственное письмо от Святогорской Лавры

Приходское Свято-Серафимовское сестричество Мемориальная церковь в Си-Клиффе, штат Нью-Йорк, возглавляемая Елизаветой Михеевой, проводит сбор в помощь беженцам гуманитарной катастрофы в Донбассе («Донбассе»). К празднику Рождества Христова было собрано более 5000 долларов, которые были переданы в Святогорскую Лавру Украинской Православной Церкви.

Сестричество недавно получило благодарственное письмо от архимандрита Феофана, казначея монастыря, в котором он написал следующее: «Дорогие сестры о Господе! Приветствуем вас с наступающим праздником Сретения Господня! денежный перевод и израсходовал средства на гуманитарные цели. Сердечно благодарим Вас за милосердие и сопереживание православным людям, пострадавшим во время боевых действий и нашедшим временное убежище в нашем монастыре.В монастыре находится более 700 беженцев. монастыря, в основном из Дебальцево, и число их постоянно растет.Благодаря таким неравнодушным людям, как Вы, мы имеем возможность оказывать им помощь.В настоящее время такие переводы являются единственным источником финансирования монастыря.Просим Ваших святых молитв .Да хранит тебя Господь!»

Продолжается сбор гуманитарной помощи сестричеством. Пожертвования можно направлять по адресу храма:

Свято-Серафимовский храм-памятник
В адрес: Свято-Серафимовское сестричество

131 Carpenter Avenue
Sea Cliff, NY 11579

00000

Newark, NJ: Митрополит Николай возглавил престольный праздник Казанской иконы Божией Матери

00001

Стаффорд, Вирджиния: Отошел ко Господу протодиакон Николай Трепачко

00002

Саутбери, Коннектикут: Митрополит Николай посетил Свято-Сергиевскую часовню в Чураевке

Приходы

Духовенство

Курская коренная икона

Ресурсы

Богослужебная

Митрополит Николай
Епископ Лука
Административная канцелярия
Епархиальный Совет
Spiritual Court
Auditing Committee
Media Office

Current News
Announcements
News
Photos
Podcasts
Videos
Faces of the Diocese

Directories

Churches
Clergy

Resources

Pastoral Resources
Choir Resources

История

Иерархи
Митрополит Филарет (Вознесенский)
Мои дела в Винограднике Христовом
Курская Коренная Икона
Хосе Муньос-Кортес
Свято-Владимирская церковь-памятник
Митрополит Иларион (Капрал)

Трагическая традиция Украинской Святогорской Лавры | Американский институт предпринимательства

Святогорской Лавры больше нет. Вернее, многовековой украинский монастырь Всех Святых настолько сильно пострадал от российских обстрелов и вызванного ими пожара, что непригоден для использования. Это ставит монастырь в Святогорске на востоке Украины в трагическую традицию таких церквей, как собор Ковентри и дрезденская Фрауэнкирхе. Как и они, он может пережить конфликт как оболочка своего прежнего «я» — яркое напоминание будущим поколениям об ужасах, вызванных войной.

«4 июня 2022 года в результате боевых действий на территории Всехсвятского скита Свято-Успенской Святогорской Лавры возник масштабный пожар. Пламя полностью охватило главный храм монастыря», — сообщили в тот вечер в Украинской православной церкви. Министр культуры и информации Украины Александр Ткаченко был более прямолинеен. «Скит Всех Святых Свято-Успенской Святогорской Лавры сейчас в огне, вызванном военными действиями России [sic]. Было около 300 беженцев, около 60 детей. расисты [так в оригинале] продолжают доказывать свою неспособность быть частью цивилизованного мира», — написал он в Твиттере 4 июня, добавив фотографию горящего монастыря. По словам Ткаченко, более 130 украинских церквей стали жертвами российского вторжения. All Saints уже один раз были обстреляны русскими.

Когда война закончится, украинцы вернутся в свои поврежденные или разрушенные дома. Они попытаются быстро восстановить их, потому что так люди поступают после окончания войны. Нам всем нужна крыша над головой. Магазины, школы и фабрики будут восстановлены, потому что жизнь должна продолжаться. А Всехсвятский монастырь? Для восстановления деревянного храма XVII века потребуются значительные средства и, что еще важнее, архитектурные навыки, которыми владеют всего несколько специалистов. Монахи и люди Святогорского лица подолгу проводят с его скелетом среди них.

Они найдут сочувствие среди жителей Дрездена. 13 февраля 1945 года, когда победа союзников над Германией была практически неизбежна, маршал авиации сэр Артур Харрис приказал 772 бомбардировщикам атаковать город, известный как Флоренция на Эльбе, который не был ни военным, ни промышленным центром. На следующий день бомбардировщики США завершили атаку. Более 25 000 дрезденцев погибли, но архитектурный шедевр города, лютеранская церковь Фрауэнкирхе в стиле барокко восемнадцатого века, уцелел. Затем, 15 февраля, он тоже рухнул, когда ее башня рухнула в неф. Фрауенкирхе присоединилась к собору Святого Михаила в Ковентри как символический и культурный побочный ущерб Второй мировой войны. Четыре года назад, 19 ноября40 октября Люфтваффе нацистской Германии разрушили церковь пятнадцатого века в ходе ночного рейда под кодовым названием «Лунная соната», который также унес жизни 568 жителей Ковентри.

Всего двадцать два года спустя на месте святого Михаила вырос новый собор. Жителям Дрездена пришлось ждать гораздо дольше. Поскольку у правящей Социалистической единой партии Восточной Германии не было денег и интереса для восстановления церковного шедевра, Германская Демократическая Республика пришла и ушла, не восстановив церковь. В 19В 93 году простым гражданам, крупным жертвователям и правительству удалось собрать необходимые средства, и двенадцать лет спустя Фрауэнкирхе — такая же, как и она, — была вновь освящена.

А до тех пор дрезденцам и посетителям приходилось терпеть вид превращенной в руины церкви — болезненного напоминания о жестокости войны. Жителям Ковентри тоже ежедневно напоминали о войне руины их собора, и противники модернистской постройки, пришедшей на смену ей, могут возразить, что новую церковь намеренно сделали такой уродливой, чтобы люди никогда не забыли Вторую мировую войну.

Пока никто не будет думать о том, как отстроить монастырь Всех Святых. И когда эта война закончится, Всех Святых и все другие разрушенные церкви попросят дождаться своей очереди, поскольку правительство при содействии союзных правительств начнет восстановление, делая дома и рабочие места безопасными для возвращения людей. Смею предположить, что храбрые монахи Всех Святых, которые не только выдержали обстрелы, но и приняли у себя сотни простых граждан в надежде, что они будут в безопасности в святом месте, продолжат служить мессу на руинах своей церкви.

Пока монастырь не будет восстановлен, он будет служить будущим поколениям украинцев напоминанием о жестокости войны. Но что еще более важно, он может служить и будущим поколениям россиян напоминанием об этой жестокости. Российские СМИ лгут российской общественности о том, что происходит в Украине: о преступлениях, которые совершают ее солдаты, и о страданиях простых украинцев; и очень многие русские у себя на родине живут в неведении о боли, причиненной их имени. Чем больше россияне увидят разрушенную церковь в пяти с половиной часах езды от южного российского города Ростова-на-Дону, тем больше они поймут реальность этой войны.

Со времен Второй мировой войны Собор Ковентри и Фрауэнкирхе служили местами исцеления для немцев и британцев. Они хотели примириться, и немцы были готовы просить прощения. На данный момент большинство россиян, похоже, не желают просить о том же разрешении или даже признавать вину. Вот почему, как ни парадоксально, это может быть в некотором роде терапевтическим, если Святогорская Лавра не будет немедленно восстановлена. Было бы наивно ожидать, что автобусы с русскими приедут в монастырь, чтобы посмотреть, что сделано от их имени, но даже если это сделает небольшая критическая масса людей, это может изменить ситуацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts