Стихотворение дар напрасный дар случайный: Дар напрасный, дар случайный… — Пушкин. Полный текст стихотворения — Дар напрасный, дар случайный…

Разное

Дар случайный? Три урока Пушкина / Православие.Ru

Продолжаем публикацию глав книги обозревателя
«Российской газеты» Марии Городовой
«Ветер Нежность», в основу которой легла ее
переписка с читателями.

***



«Уважаемая
М. Городова!.. В своих несвязанных и невразумительных
ответах на письма читателей Вы уже не стесняетесь
цитировать Пушкина! Того и гляди, Вы и Пушкина в
православные запишете! Что за бесстыдство, как можно
быть настолько безграмотной! Читайте учебники, там Вам
все разъяснят про Пушкина-жизнелюба, Пушкина-донжуана,
Пушкина-безбожника! Позор! Постыдилась бы!..» (Из
письма Анатолия Ф.)

Да, письма бывают и такими.

26 мая 1828 года (6 июня по новому стилю), в день своего
29-летия, Пушкин пишет стихотворение, наполненное такой
горечью, что его назовут «воплем отчаяния».
Этот стих «Дар напрасный, дар
случайный…» был вызовом поэта. Вызовом,
брошенным в небо. Митрополит Московский Филарет на этот
вызов ответил. И через столетия то, о чем писали эти два
гения, для нас бесконечно важно.

Давно замечено, что уныние почему-то любит посещать нас
именно в дни рождения. Но чувство, описанное Пушкиным в
этом стихе, не просто уныние – это действительно
вопль отчаяния, и пусть нас не обманет сдержанная
строгость самого стиха.

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Что предшествовало этому, попробуем разобраться.

В мае 1827 года Пушкин наконец-то получает разрешение жить
в Петербурге, а 24 января 1828 года признается: «Шум
и суета Петербурга мне становятся совершенно чужды».
Пишет он мало. Что пишет? Вот хронологически рядом
стихотворное посвящение некоему поэту и беллетристу В.С.
Филимонову, вот изящное обращение к английскому художнику
Дж. Дау – нарисованный им портрет Пушкина, о котором
говорится в стихе, неизвестен. А вот Анна Оленина
обмолвилась, сказав поэту «ты», и на другое
воскресенье он привозит ей летящее восьмистишье «Ты
и Вы». Все, что удостаивается внимания лиры поэта,
попадает в вечность. И вот среди этих изящных безделушек
гения датированное 19 маем 1828 года стихотворение
«Воспоминание». И перед нами приоткрывается
другой, внутренний Пушкин.

Когда

…влачатся в тишине
Часы томительного бденья,
В бездействии ночном живей горят во мне
Змеи сердечной угрызенья;
Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,
Теснится тяжких дум избыток;
Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток;
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.

Очень тонкое и точное описание чувств, но это не все
стихотворение. Понимая, что это сокровенное, Пушкин не
отдает в печать вторую строфу стиха. Но именно она
проливает свет на то, как воспринимал себя по отношению к
Богу в этот период поэт:

Я вижу в праздности, в неистовых пирах,
В безумстве гибельной свободы,
В неволе, в бедности, в гонении, в степях
Мои утраченные годы!
Я слышу вновь друзей предательский привет
На играх Вакха и Киприды,
И сердцу вновь наносит хладный свет
Неотразимые обиды…

Не просто жалоба, по-человечески такая понятная,
приближающая нас к гению, не просто счет обид,
предъявленных к жизни, – «неволя, бедность,
гонения» и даже изгнание. Здесь жесткая,
беспощадная, трезвенная оценка не других – себя.
Обратите внимание на строчку «безумства гибельной
свободы…» – это точность прозрения. И
дальше:

И нет отрады мне – и тихо предо мной
Встают два призрака младые,
Две тени милые – два данные судьбой
Мне Ангела во дни былые!
Но оба с крыльями и с пламенным мечом,
И стерегут – и мстят мне оба,
И оба говорят мне мертвым языком
О тайнах вечности и гроба…

И тут нужно пояснение. Обратите внимание, любая молитва
покаяния несет в себе обращение к Богу. Любая.

Великая молитва покаяния, 50-й псалом царя Давида,
начинается словами призыва к Богу: «Помилуй мя,
Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот
Твоих очисти беззаконие мое…» В основе лежит
осознание простой вещи: человек не в силах справиться со
своим грехом сам.

Но Пушкин бессонниц 1828 года воспринимает своих
ангелов-хранителей как стражей, больше того – как
мстителей. И этим отрезает себя от Бога. Его власть,
власть Бога, воспринимается им как враждебная.

Но человек, оставшийся наедине со своим грехом, не
сумевший по каким-то причинам воззвать к Господу (помните,
как у псалмопевца: «Из глубины взываю к Тебе,
Господи…»?), никогда не вырвется из
замкнутого круга самоанализа. Он обречен на отчаяние. И
Пушкин, по словам Николая I «умнейший человек
России», к этому отчаянию и приходит. Ровно через
неделю после «Воспоминания» он так оценит свою
жизнь: «дар напрасный…» И это первый
бесценный урок, который мы должны извлечь, читая эти
стихи.

Отчаяние, сформулированное гением с такой пленительной
красотой, самим фактом этой красоты и законченности формы
претендовало на то, чтобы быть истиной. Оно становилось
соблазном. И переставало быть личным делом поэта. Это
поняла своим чутким и пылким сердцем Елизавета Михайловна
Хитрово, урожденная Голенищева-Кутузова, дочка
фельдмаршала, искренне любившая Пушкина и сумевшая стать
ему верным другом. Элиза, так называли ее в свете, повезла
стихотворение в Москву, к митрополиту Московскому Филарету
(Дроздову). И владыка слагает Пушкину ответ:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана;
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал;
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, Забытый мною,
Просияй сквозь сумрак дум!
И созиждется тобою
Сердце чисто, светел ум.

Некоторые предвзятые критики святителя ставят ему в вину
эту простоту – мол, незатейливо ответил. Но
вчитайтесь: какое чувство такта по отношению к тому, кто
власть Творца называет враждебной. Не гневная отповедь
– мягкий укор. Что касается простоты, то да, она
есть, но эта простота – вершина всего. Это простота
молитвы. И сам стих, обратите внимание, заканчивается как
молитва. К этой простоте Пушкин придет: незадолго до
смерти он переложит на стихи молитву Ефрема Сирина. Он
полюбит эту простоту, он ею проникнется. И это второй урок
нам, так легко пленяющимся затейливой сложностью.

Пушкин оценил ответ митрополита. 19 января 1830 года он
пишет «Стансы», посвящая их митрополиту
Московскому Филарету. Стихи недооцененные, хотя все
отмечают удивительную гармонию этого стиха. Не только
– перед нами божественная красота смирения:

В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

И дальше первоначальный текст последней строфы:

Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.

А теперь, внимание, посмотрите, что делает Пушкин в
последней строфе! Поэт чуть-чуть усиливает описываемое
чувство, он как будто не в силах сдержать свою музу от
шалости – не дерзость, но шалость: смирение не
делает нас рабами! – и к нам через века летит улыбка
живого Пушкина. И это еще один урок гения.

Молитва в день рождения

Господи, Боже, Владыка всего мира видимого и невидимого.
От Твоей святой воли зависят все дни и лета моей жизни.
Благодарю Тебя, премилосердный Отче, что Ты дозволил мне
прожить еще один год; знаю, что по грехам моим я недостоин
этой милости, но Ты оказываешь мне ее по неизреченному
человеколюбию Твоему. Продли и еще милости Твои мне,
грешному; продолжи жизнь мою в добродетели, спокойствии, в
здравии, в мире со всеми сродниками и согласии со всеми
ближними. Подай мне изобилие плодов земных и все, что к
удовлетворению нуждам моим потребно. Наипаче же очисти
совесть мою, укрепи меня на пути спасения, чтобы я, следуя
по нему, после многолетней в мире сем жизни, прейдя в
жизнь вечную, удостоился быть наследником Царства Твоего
небесного. Сам, Господи, благослови начинаемый мною год и
все дни жизни моей. Аминь.

Пушкин и митрополит Филарет: жизнь — это случайный дар?

Это стихотворение «Дар напрасный, дар случайный…» было вызовом. Вызовом, брошенным в небо. Ответил на него митрополит Московский Филарет. И сегодня, через столетия, то, о чем писали эти два человека, на мой взгляд, крайне важно для каждого из нас.

Давно замечено, что уныние любит посещать нас именно в дни рождения. Но чувство, описанное Пушкиным, трудно назвать обычным унынием. Скорее — отчаянием, и пусть никого не смущает сдержанная строгость самого стиха:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?. .

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Но что предшествовало написанию этих горьких строк?

В мае 1827 года Пушкин наконец-то получает разрешение жить в Петербурге. Но уже 24 января 1828 года признается: «Шум и суета Петербурга мне становятся совершенно чужды».

Пишет он в то время мало. Что пишет? Вот рядом, хронологически: стихотворное посвящение некоему поэту и беллетристу В.С. Филимонову, вот изящное обращение к английскому художнику Дж. Дау — нарисованный им портрет Пушкина, о котором говорится в стихе, увы, неизвестен. А вот Анна Оленина обмолвилась, сказав поэту неосторожно «ты», и на другое воскресенье он привозит ей летящее восьмистишие «Ты и вы».

Среди этих изящных безделушек датированное 19 мая 1828 г. стихотворение «Воспоминание» поражает. Поражает тем, что перед нами абсолютно другой, опечаленный и раздосадованный поиском смысла жизни Пушкин.

Когда «влачатся в тишине
Часы томительного бденья.
В бездействии ночном живей горят во мне
Змеи сердечной угрызенья»,

Мечты кипят, в уме, подавленном тоской,
Теснится тяжких дум избыток,
Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток.
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.

Насколько тонкое и точное описание чувств! Однако эти строки — не все стихотворение. Понимая, что следующие признания настолько сокровенны, что напоминают его личную молитву, его глубоко личное покаяние, Пушкин не отдает в печать вторую строфу стиха. Но именно она проливает свет на то, как он воспринимал себя в те дни по отношению к судьбе, к своей жизни, дарованной Богом:

Я вижу в праздности, в неистовых пирах,
В безумстве гибельной свободы,
В неволе, в бедности, в гонении, в степях
Мои утраченные годы!
Я слышу вновь друзей предательский привет,
На играх Вакха и Киприды,
И сердцу вновь наносит хладный свет
Неотразимые обиды. ..

Не просто жалоба, по-человечески понятная и оттого близкая и нам, простым людям. Не просто счет обид, предъявленных к жизни, — «неволя, бедность, гонения» и даже изгнание. Здесь — жесткая, трезвая оценка не других, а именно себя. Обратите внимание на строчку «безумства гибельной свободы…» — насколько точное прозрение.

И дальше:

И нет отрады мне — и тихо предо мной
Встают два призрака младые,
Две тени милые — два данные судьбой
Мне Ангела во дни былые!
Но оба с крыльями и с пламенным мечом,
И стерегут… и мстят мне оба,
И оба говорят мне мертвым языком
О тайнах вечности и гроба…

Тут нужно пояснение. Если вы обращали внимание, то, наверное, заметили: любая молитва покаяния несет в себе обращение к Богу. Любая.

Оттого и великая молитва покаяния, Пятидесятый псалом царя Давида, начинается словами призыва к Богу: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое…» В основе ее лежит осознание простой вещи: человек без помощи Бога не в силах справиться со своими грехами, со своим отчаянием сам.

А Пушкин бессонниц 1828-го года воспринимает своих ангелов-хранителей как стражей, более того — как мстителей. И этим, на взгляд любого глубоко верующего, отрезает себя от Бога — потому что власть Бога воспринимается поэтом как враждебная. Но человек, оставшийся наедине со своим грехом и не сумевший (или не желающий) по каким-то причинам воззвать к Господу (помните, как у псалмопевца Давида — «из глубины, взываю к Тебе, Господи…»), никогда не вырвется из замкнутого круга самоанализа. Он обречен на отчаяние.

И Пушкин, по словам Николая I, «умнейший человек России», к этому отчаянию приходит. Ровно через неделю после «Воспоминания» он так оценит свое предназначение: «дар напрасный…» И это первый бесценный урок, который мы должны извлечь, читая эти стихи.

Отчаяние, сформулированное Пушкиным с такой пленительной красотой, самим фактом этой красоты и законченности формы претендовало на то, чтобы стать истиной.

Отчаяние поэта могло стать соблазном для людей, познавших лишь торопливую горечь в поисках смысла жизни. И оттого отточенное в своей красоте и совершенстве отчаяние переставало быть личным делом поэта. Все это поняла чутким и пылким сердцем Елизавета Михайловна Хитрово, урожденная Голенищева-Кутузова, дочка фельдмаршала, искренне любившая Пушкина.

Это была удивительная дама! На шестнадцать лет старше Пушкина, она влюбилась в него как девчонка и поначалу писала ему любовные письма, которые, как говорят, он бросал в огонь не читая. Потом Елизавета Михайловна все-таки смогла подружиться с поэтом, ввела в свет Гончарову, обладала огромными связями…

Элиза, так называли ее в свете, как можно скорее повезла стихотворение «Дар напрасный…» в Москву, к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову). И владыка, отложив в сторону дела, отвечает Пушкину:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана;
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал;
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забытый мною!
Просияй сквозь сумрак дум,
И созиждется тобою
Сердце чисто, светел ум.

Некоторые критики владыки ставят ему в вину простоту стиха — мол, как-то незатейливо ответил. Но вчитайтесь — какое чувство такта к тому, кто власть Творца называет враждебной. Не гневная отповедь, а мягкий укор.

Что же касается простоты, то да, она есть, но эта простота — вершина всего. Это простота молитвы. И сам стих, обратите внимание, заканчивается именно как молитва.

К этой простоте в сложнейших, на первый взгляд, вопросах бытия и смерти и Пушкин придет — незадолго до своей гибели он переложит на стихи молитву Ефрема Сирина. Он полюбит эту простоту, он ею проникнется. И это второй урок нам, так легко пленяющимся затейливой сложностью.

19 января 1830 года Александр Сергеевич пишет «Стансы», посвящая их митрополиту Московскому Филарету (кстати, Филарет — прапрапрадед нашего современника, телеведущего Николая Дроздова).

Стихи Пушкина к владыке до сих пор недооцененные, хотя все отмечают их удивительную гармонию. Перед нами — божественная красота смирения:

В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

И дальше — первоначальный текст последней строфы:

Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.

Посмотрите, что делает Пушкин в последней строфе! Александр Сергеевич чуть-чуть усиливает описываемое чувство, он как будто не в силах сдержать свою музу от шалости — не дерзость, но шалость: смирение не делает нас рабами! — и к нам через века летит улыбка живого Пушкина. И это еще один урок гения.

Песня: Селии [Давай, моя Селия, докажем]

НАЖМИТЕ, ЧТОБЫ НОВОЕ СТИХО

Бен Джонсон

Ну же, моя Селия, давайте докажем,
Пока мы можем, спорт любви;
Время не будет нашим навсегда;
Он, наконец, разлучил нашу добрую волю.
Не трать его дары напрасно.
Зашедшие солнца могут снова встать;
Но если однажды мы потеряем этот свет,
С нами вечная ночь.
Почему мы должны откладывать наши радости?
Слава и слухи — всего лишь игрушки.
Не можем ли мы обмануть глаза
Нескольких бедных домашних шпионов,
Или его более легкие уши обмануть,
Так удалены нашей хитростью?
Плод любви не грех украсть;
Но сладкие кражи, чтобы раскрыть,
Чтобы быть приняты, чтобы увидеть,
Эти преступления были учтены.

  • Любовь

Поэт Био

«Песня Селии» Бена Джонсона известна миллионам как «Пей за меня только глазами своими». Джонсон получил образование в престижной Вестминстерской школе в Лондоне. Он занялся актерским мастерством, и к 159 г.7 он писал оригинальные пьесы. В первой широко известной пьесе Джонсона «Каждый мужчина в своем юморе» в актерском составе участвовал Уильям Шекспир.
Увидеть больше этого поэта

Еще от этого поэта

Празднование Хариса: I.

Его оправдание любви

Пусть не шевелится твое чудо,
Меньше твоего смеха, который я люблю.
Хоть я сейчас пишу пятьдесят лет,
У меня были и есть ровесники;
Поэты хоть и божественны, но люди,
Некоторые снова любили, как старые.
И это не…

Бен Джонсон

  • Жизнь
  • Любовь
  • Отношения

Приступ рифмы против рифмы

Рифма, ломка тончайших умов,
Которая выражается лишь припадками
Истинное тщеславие,
Испорченные чувства их сокровища,
Обманчивое суждение с мерой,
Но ложный вес;
Вырвать слова из их истинного призвания,
Поддерживающий стих для…

Бен Джонсон

  • Искусства и науки

Еще стихи о любви

Любовное письмо

Я хочу быть святыней, чтобы по молитвам людей узнавать историю сердец. Я бы хотел быть шарфом, чтобы накинуть его на волосы и понять другие миры. Я бы хотел быть…

Натали Хандал

  • Жизнь
  • Любовь

скоро наступит конец света, и мои бабушка и дедушка влюблены

              до сих пор живут так, как будто они вращаются вокруг друг друга,
мой дедушка, планета и бабушка, его луна, присвоенная
неким гравитационным притяжением. они любили
достаточно долго, чтобы рабочий ушел на пенсию. бабушка говорит, что она не устала,

она…

Автор Кара Джексон

  • Любовь
  • Отношения

Прочитать стихи о любви
Получить случайное стихотворение

Идеи подарков : Цель

Цель/Идеи подарков‎

Подарки для всех,

и готово

Начните делать покупки и экономить на идеальных праздничных подарках уже сегодня.

Для кого ты покупаешь?

  • Она

  • Он

  • Подростки

  • Любой

  • Kids

  • Baby

  • HOST

  • Учителя

  • Pets

Подарки под $ 20

Найдите подарки, который они любят.

Путеводитель по избранным подаркам

Купите наши лучшие подарки сезона.

Лучшие игрушки в подарок

Исполните их самые большие желания с лучшими игрушками.

Черный Принадлежит и основан

Делитесь любовью, поддерживайте великих основателей и создателей.

Gifts for whatever they’re into

  • Tech

  • Style

  • Cooking & Baking

  • Beauty

  • Gaming

  • Exercise & Fitness

  • Sports Отдых и отдых

  • Фильмы, музыка и книги

  • Путешествия

  • Игрушки

  • Подарочные карты

  • Подарки с едой

Наполнители для чулок

от $1

Подарки в виде белого слона

Забавные и неожиданные подарки в изобилии.

Больше способов повеселиться

Списки желаний, подарочная упаковка и многое другое.

Подарочная упаковка, сумки и аксессуары

Важно не *просто* то, что внутри.

Рождественский подарок

Универсальное место для веселых праздников.

Где быть вместе

объединяется

От столовых приборов до юбок из дерева, найдите все, что вам нужно, чтобы накрыть стол и украсить зал.

Идеи подарков

Согласитесь, покупка идеального подарка для друзей и членов семьи может быть стрессовой. У каждого в жизни есть хотя бы один человек, которому трудно сделать покупки, поэтому у вас никогда не может быть слишком много уникальных идей для подарков. К счастью, Target создала идеальное руководство по подаркам, которое делает поиск отличного подарка для любого случая очень увлекательным! Найдите что-то неожиданное и захватывающее, изучив уникальные тщательно отобранные списки, полные идей подарков, которые сделают их день ярче.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts