Слово на успение божией матери: Слово на Успение Пресвятой Богородицы — архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Содержание
Слово на Успение Пресвятой Богородицы — архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Скачать
epub
fb2
Предлагаем вашему вниманию еще одну ранее не издававшуюся проповедь Батюшки в день Успения Пресвятой Богородицы.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие мои, други наши!
«Придите всемирное Успение Всенепорочныя Богородицы празднуем».
Сегодня Пресвятая наша Матерь Царица Небесная созвала нас славить Ее божественное преставление и воспевать Ее, благословенную от всех родов человеческих во веки веков.
День сей особый, ибо только со дня Своего Успения по духу святыни Дева Мария открылась в силе Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной Богородицы.
Земная жизнь Божией Матери сокровенна, но беспримерный, неповторимый подвиг Ее жизни обручил творение с Творцом, человека с Богом.
Господь – Сын Божий и Сын человеческий, Ее Сын прошел путь человеческой жизни от рождения до смерти, воскрес и восшел туда, где был первее, возведя Собой в Царство Небесное к Престолу Божию и плоть человеческую. А вслед за Ним, Своим Сыном, взошла к Триипостасному Божеству и тоже с плотию Дщерь человеческая Пресвятая Мария.
Ее Успение явилось вратами, сквозь которые хлынул в мир свет славы безвестной дотоле жизни. И свет этот освятил путь в Царство Небесное всем земнородным.
Воспоминания о Деве Марии в Священном Писании крайне скудны, но таинственная тень Ее жизни высвечивается жизнью тех, с кем рядом идет по ней Она. Ее родители Иоаким и Анна еще вне христианства, еще подзаконные, но они так верили Богу, что это вменилось им в праведность. Они жили верой и молитвой, неся до глубокой старости скорбь о бездетности и боль поруганий. Теперь мы назвали бы это крестоношением. И Божие благословение на рождение дщери, вопреки законам естества, увенчало их подвиг.
Дщерь – плод их молитвы и праведности – унаследовала от родителей их праведность, но и по естеству общий всем земнородным первородный грех. Она вполне и всецело дщерь рода человеческого от зачатия и рождения до смерти. Обет же, данный родителями Богу, привел Ее, трехлетнюю юницу Марию, в храм Божий «воспитатися от Святая святых ». Первосвященник Захария, исполняя таинственное Божие веление, на удивление всех вводит Ее туда, куда и сам то входит лишь единожды в год. И опять покров тайны на время скрывает Деву.
Архангел Гавриил возвещает благую весть о рождении Сына 14-летней отроковице. Минутное смущение и боязнь обольщения сменяются в ней полным доверием к Богу и божественному посланцу. Ее покорное и кроткое «се раба Господня, буди ми по глаголу твоему» – низводит на землю Бога.
Свершилось сверхъестественное, божественное и непостижимое – «Сын Божий, Сын Девы бывает». И никто бы не узнал о свершившемся чуде, если бы Пречистая Дева позднее Сама не приоткрыла эту тайну верующему сердцу апостола Луки. Он единственный пишет об этом в своем Евангелии. Неведомая еще миру Дева Мария пророчески вещает о будущей славе Богородицы, о Своей будущей славе. «Се бо отныне ублажат мя вси роди».
А жизнь Ее скромная и безвестная продолжается. Присутствие же Духа Святого в человеке утаится не может, а в Ней, Пресвятой и Пречистой, произошло вселение Самого Триипостасного Божества в душе, теле и во всем составе человеческом. Но это опять пока тайна, познаваемая лишь верою. Старец-обручник Иосиф Святым Духом проникает в Ее тайну. А мир устами людей говорит о Матери-Деве и о Ее Сыне. «Не плотников ли Он Сын, не Его ли Мать называется Мария и братья Его…, и сестры Его не все ли между нами?». Мир не подозревает о величии дел Божиих, совершаемых в Марии. И останется в таком неведении вплоть до Успения Богородицы, когда слава Ее жизненного подвига откроется в величии дел, явленных миру уже из Царства Небесного.
Богородица же одна молча слагала в сердце Своем чудные пророчества и извещения жизни о божестве Ее Сына. Она не ищет от людей ни понимания, ни известности, ни тем более славы. Она одна благоговеет пред Божеством, Она одна – хранительница Таин Божиих.
Пророчество старца Богоприимца Симеона свершилось над Ней. Оружие проходит и ранит Ее душу, ибо великий и страшный подвиг Ее Сына свершился. Он на Кресте, и Она со Своим крестом неотлучно стоит у подножия Великого Спасительного Креста Своего Сына. Крестоношение же Пресвятой Девы Богородицы началось задолго до Его Гологофского подвига. Не угладил Господь Ее жизненный путь радостями. Боль непонимания, страдания за Сына пронесла Она сквозь всю Свою жизнь. Не имея нужды в очищении сердца, Она страдание предочистилась и возвеличилась до такой святости и чистоты, которые могут и должны быть названы богоподобием. Горестями и многими тяжкими потрясениями, способными надломить и сокрушить человеческие силы, Пресвятая Дева Богородица была искушена вполне. Но Ее совершеннейшая преданность воле Божией давала Ей силы и мужество. В Ее великом терпении рождалось и великое сострадание и понимание человеческих бед и немощей. И по слову Евангелия: «Сама искушена быв, может и искушаемым помогать».
Церковь Божия Духом Святым знает глубину терзаний сердца Богоматери и думы Ее ума. Она хотела бы на Голгофе умереть вместе с Сыном. Но в чем воля Божия?
Воля Божия и воля Сына Божия именно у креста – предела страданий, с Креста вручает Богородице Марии сынов и дщерей Божиих всего человечества. «Жжено – се сын Твой» – слышит Она из уст божественного страдальца. И это Его предсмертное завещание усыновляет Ей всех верующих Богу и Сыну Божию. Пресвятая Дева снова утверждается в подвиге материнства. Но здесь на Голгофе пока об этом знают лишь Она и юноша Иоанн. Два человека с сердцами девственными и чистыми, безгранично любящими Христа, с сердцами всецело и беспредельно отданными Богу.
Вера и доверие, чистота и смирение – вот путь Богу в человеческое сердце и путь человека к Богу.
Преданность Богу – это начало и совершение христианства и вечного спасения.
В день Сошествия Святого Духа на апостолов среди них и Пресвятая Богородица, и Она становится соучастницей апостольского служения. Об этом нам повествует Предание.
Еще пятнадцать лет Она разделяет с апостолами труды по созиданию Церкви. С названным Своим сыном апостолом Иоанном Она посетила Малую Азию, Антиохию и остров Кипр, получила в Свой удел полуостров Афон, где прорекла ему будущую славу, обещав Свою помощь и покровительство. В трудах по устроению Церкви на земле при содействии Божией благодати Она достигает вершин совершенства, предела святости, доступного человеку. И великая слава Богоматери уже не может скрываться под покровом Ее глубочайшего смирения. Свет Ее святости становится очевиден. До нас дошли свидетельства самовидцев Пресвятой Богородицы. Святой Дионисий Ареопагит видел Богородицу в Иерусалиме уже в преклонном возрасте, и так пишет об этом в письме апостолу Павлу: «Невероятно казалось мне, исповедую пред Богом, чтобы кроме Самого Высшего Бога был кто-либо преисполнен такой божественной силы и благодати. Никто из людей не может понять, что я увидел и уразумел при посредстве не только душевных, но и телесных очей. Я видел очами моими Богообразную и более всех небесных духов Святейшую Матерь Иисуса Христа Господа нашего. Свидетельствую Богом, имевшим жительство в чистейшей утробе Девы, что если бы я не содержал в памяти и новопросвещенном уме моем твое божественное учение, то я признал бы Деву за истинного Бога, и воздал бы Ей поклонение, подобающее Единому Истинному Богу, потому что человеческий ум не может представить себе никакой чести и славы для человека, прославленного Богом, которая была бы выше того блаженства, какое я, недостойный, удостоился вкусить. Благодарю Бога моего, благодарю Деву, благодарю великого апостола Иоанна и тебя, милостиво оказавшего мне столь великое благодеяние».
Святые Епифаний и Никифор Калист повествуют о Божией Матери: «на современников Она производила неизгладимое впечатление. Высота святости и величия сияла в Ней сквозь покров глубочайшего смирения и как бы соединяла в Ней естество человеческое с естеством ангельским».
В последние годы Своей земной жизни Богородица пребывает в Иерусалиме, обходит места, освященные стопами Своего божественного Сына, и молится там в уединении. За пятнадцать лет до Своего Успения на горе Елеонской Она получает от Архангела Гавриила благовестие о скором Ее отшествии от земли. Получив это известие, Своей молитвой к Сыну Она чудесно «от конец» собирает апостолов, рассеянных по миру. Собирает их – верховных представителей земной Христовой Церкви во знамение и уверение того, что Ее союз с верующими на земле не только не прерывается с Ее исходом, но становится отселе тще крепче, обширнее и деятельнее.
И этим Дева Богородица засвидетельствовала, что живущая в Ней благодать, столь долго скрываемая от мира, откроется из Ее гроба и наполнит Вселенскую Церковь Ее величием, славой и могуществом; и именно с этого дня ублажат Богородицу вси роды. За три дня до Успения благовестник Гавриил вручает Ей светозарную райскую ветвь. В момент преставления Богоматери слава явившегося Христа озарила собравшихся, и Он принял на Свои божественные руки Ее душу, «честь Ей, как Сын Матери даруя».
И смерть претворилась в Успение. Смерть и гроб не смогли удержать обожженное Духом тело Богоматери, которая подвигом жизни подвигом совершеннейшей веры преодолела естественные человеческие законы и «преставилась к Животу, Мати сущи живота». Пресвятая Богородица воскресла и с телом вознеслась в Царство Небесное, чтобы воцариться с сыном Своим и Богом. Удостоверение об этом апостолы получили через три дня по Ее погребении, апостол Фома промыслом Божиим опять был избран в священное орудие извещения миру величайшего чуда в истории земли – воскресения и вознесения Дщери человеческой, Пресвятой Богородицы на небеса.
Дева Мария – единственное человеческое существо, удостоившееся послужить тайне нашего спасения. В этом Ее неповторимое величие. Она единственная восприяла высочайший дар благодатного обожения, пройдя путь постепенного неуклонного возвышения к Богу. В Пресвятой Деве олицетворилось человечество в истинной своей сущности, каким было замыслено Творцом.
Мария явила красоту Божьего образа в человеке и показала, что «житие наше на небесах есть». Своей совершеннейшей преданностью Богу, примером всей Своей жизни Она учит человечество, как жить с Богом и в Боге на радость жизни. Ее жизнь для нас – свидетельство и удостоверение о спасительном пути в Царство Небесное.
Шестьдесят два года освящала Богородица землю Своим житием на ней. Милостивая же власть Ее, и слава, и сила простирается на вечность, только приди к Ней, припади с молитвой, любовью и покаянием, и Она – Мать всех скорбящих, Нечаянная Радость и Заступница Усердная вразумит, утешит и поможет и нам идти по пути спасения к вечной радости, к Богу.
Дорогие наши, будем же постоянно носить в сердцах своих благоговейную молитвенную память о присутствии в нашей жизни Матери Небесной, совершенно покоясь в Ее материнской любви и заботе. Ежедневно утром и вечером обращаясь к Ней с молитвой благовестия «Богородице, Дево, радуйся, благодатная Мария…» и мы, как многие божии и святые люди почувствуем Ее милость и Ее покров над собой. Почувствуем себя малыми детьми Ее.
«Радуйся обрадованная, во успении Твоем нас не оставляющая».
Слово на Успение Пресвятой Богородицы, Слово из вечности
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Други мои! Вот опять Матерь Божия и всех нас милостивая Матерь собрала нас в таком многолюдстве на Свой праздник – праздник Успения Своего под сень этой святой обители!
Как некогда пред Ее славным Успением чудесным образом собраны были к Ней святые апостолы, так в эти дни многие из вас приехали сюда очень и очень издалека. Приехали на день Ее Успения – на праздник торжества жизни над смертию, на день прославления Ее.
Мы собрались здесь, чтобы еще раз почувствовать и утвердиться в мысли, что смерти нет!
Быть может, у некоторых из нас навернутся и слезы! В этом нет ничего удивительного.
Торжественность службы, множество цветов, всеобщее благоговейное настроение – все это располагает к слезам. Но это слезы не о чем-то безвозвратно для нас потерянном.
Это слезы не скорби! Это слезы умиления перед Той, в жизни Которой все было необычайным с самого Ее младенчества и до Успения.
Вспомните, как торжественно звучали вчера за всенощным бдением слова ирмосов канона, начиная прямо с первого ирмоса: “Преукрашенная Божественною славою, священная и славная Дево, память Твоя вся собра к веселию верныя…”
Видите, не для скорби и плача, а для радости духовной собрала всех верных чад Божиих Пресвятая Богородица.
Но всмотритесь внимательно своим благоговейным взором в образ Успения!
На нем изображен гроб с Усопшей. Над ним в скорби склонились апостолы… И их скорбь понятна. Они еще не знают, что произойдет через три дня, и потому скорбят, что ушла от них Матерь их Господа и Учителя…
Но на иконе изображено и еще нечто, что могло бы и порадовать их (Только не всем было дано видеть это). Господь держит на Своих руках душу Своей Пречистой Матери!..
Из Святого Евангелия мы знаем, что души усопших праведников Ангелы Божии уносили на лоно Авраама. А душу Пресвятой Богородицы взял Сам Спаситель.
Значит, как же велика Она в очах Божиих!.. Мы собрались ныне здесь, чтобы “едиными усты и единым сердцем” вновь и вновь воскликнуть Ей: “Радуйся, Обрадованная, во Успении Своем нас не оставляющая!”
Собрала Она нас по Своей материнской любви ко всему роду человеческому и особенно ко всем истинным последователям учения Христова.
Собрала, опять повторяю, не для скорби и печали, а для того, чтобы каждый из нас еще и еще раз утвердился в вере, что смерти нет, что есть только таинственный переход в иную, вечную жизнь. В нашей Православной Церкви смерть сделалась предметом праздника. Торжественно возвещается в Церкви смерть Господня как спасительная и живоносная для всех нас. Торжественно воспоминается и смерть Матери Господа, как в высокой степени для нас поучительная и утешительная.
Начатком воскресения был Христос. Но в третий день по Успении не обнаружили апостолы во гробе тела и Божией Матери.
Благодатию Своего Сына и Бога Она так совершенно созрела на земле для неба, что тела Ее не могла удержать земля до времени всеобщего воскресения. Она не стала добычей смерти.
Теперь смерть не кажется нам страшною и печальною, а лишь руководительницей к вечной жизни. Теперь мы знаем, что прожившие свою земную жизнь в вере и в исполнении заповедей Божиих будут продолжать жить в вечности в непосредственном общении с источником жизни – Богом.
Мы радуемся, други мои, в этот день, как и во все богородичные праздники потому, что Матерь Божия за всех нас, за всю вселенную ответила Своей совершенной верой, никогда не колеблющейся надеждой и особо чистой любовью на любовь к роду человеческому, чего не смог бы сделать никто из нас.
Мы радуемся еще и потому, что Божия Матерь одна из людей. Она от рода нашего. Она сродная нам по плоти, по человеческому рождению, но, несомненно, превосходит нас по духу.
Мы радуемся потому, что Матерь Божия – это благоуханный цвет человеческого рода. Мы прославляем Ее за то, что с рождением от Нее Сына Божия Она стала Матерью всего человечества.
Мы радуемся потому, что, оставшись живою и по смерти и будучи кровно связана со всем человечеством, Она не забыла корней, которые Ее произрастили. Став благоуханным древом человеческого рода, не забыла Она и остальных ветвей этого же древа, всех людей, когда-либо рожденных, исповедующих Ее Богородицей и славящих Ее пречестное имя. Она носит в сердце Своем печаль о всех людях. И, вечно живая, Она, по данной Ей от Бога благодати, материнскими Своими всесильными молитвами вечно спасает всех, с любовию чтущих Ее.
Мы радуемся потому, что знаем, что стоит Она теперь вовек с воздетыми руками, молясь о всех нас: и о добрых, и о злых – всем прощая.
Она состраждет всему миру. Она молится за все скорбящее человечество, которое Она, усыновив, приняла в Свое сердце. А мы-то, люди, причинили Ей при земной Ее жизни горя и страданий гораздо больше, чем радостей. По человеческому рассуждению мы, кажется, не можем не скорбеть, сознавая, что со смертию Матери Божией христиане лишились и таинственно-чудесной Матери каждого из нас.
Но это только кажется, из песнопений сегодняшнего дня мы знаем, что в Успении Матери Божией “побеждаются естества уставы…”. И не только люди, но и ангельский мир дивится восшествию Девы от земли на небо. Это ли не радость для нас?! Это ли не повод для того, чтобы каждый из нас задумался над своей личной жизнью?!
Конечно, мы не можем повторить святую и чистую жизнь Пресвятой Девы. Мы не можем достигнуть Ее святости, но стремиться к этому обязан каждый из нас.
И потому считаю уместным, други мои, сегодня вкратце напомнить вам основные моменты из жизни Богоматери и Ее славного Успения. Матерь Божия занимает исключительное место и по отношению к Господу Иисусу Христу, и ко всему человеческому роду.
Вся земная жизнь Божией Матери, начиная с Ее рождения от святых и праведных Ее родителей Иоакима и Анны и кончая Ее Успением, является как бы непрерывной цепью Божественных откровений. Это как бы постепенное раскрытие тайны любви Божией к миру и человеку.
Еще первым людям после их грехопадения Богом было обещано, что “семя жены сотрет главу змия…”. И это было сказано о Матери Божией, ибо еще в Предвечном Совете Пресвятой Троицы прежде существования всего мира Пресвятая Дева была предызбрана на это высокое служение. За много-много веков до Ее рождения благовествовали о Ней ветхозаветные пророки.
Моисей видел в Ней “Неопалимую Купину”. Пророк Иезекииль назвал Ее “Дверью Господней”. Пророк Даниил наименовал “Горой Несекомой, от Неяже иссечется Краеугольный Камень, Имже живет, движется и спасается от греховной погибели весь мир”. Пророк Давид воспевал Царицу неба и земли, предстоящую одесную Престола Славы. Пророк Исаия за 700 лет до Рождества Христова провозвестил ту истину, которая была предопределена в Совете Божием для спасения рода людского от рабства греху и от осуждения на вечную смерть: “Се Дева во чреве приимет. ..” – то есть предрек, что из девической утробы воссияет всем людям Солнце Правды.
Таким образом, явление в мир Чистейшей Девы, способной стать Матерью Божией, предопределенное в Совете Божием, тысячелетиями было ожидаемо людьми.
Когда же приблизилось время нашего спасения, явилась в свет Пресвятая Дева.
Обещанная Своими благочестивыми родителями на служение Богу, Она по Преданию Церкви еще трехлетним младенцем с духовной устремленностью, самостоятельно поднялась от нижней ступени до верхней – к храму, где осталась жить – и достигла величайшей святости. Сама став живым Храмом, вместившим Невместимого Бога, и послужила делу спасения человеческого рода.
И здесь, в этом событии, други мои, мы видим, как велика была Матерь Божия пред Богом уже в младенческом возрасте.
Родители Ее, бывшие до преклонного возраста неплодными, обещали посвятить Богу свое Дитя.
И вот приводят они свое трехлетнее Чадо в храм в дар Богу.
Не принимал ранее первосвященник от Иоакима жертвы Богу за его неплодство.
Но приведенный ныне Дар Богу тот же первосвященник принимает из рук того же Иоакима и по внушению Духа Святого вводит в самое священное место храма – во Святая Святых.
И этим самым возвещена радость всей вселенной, так как родилась Та, через Которую воссияет затем “Солнце Правды Христос Бог наш”.
Проследим земную жизнь Богоматери.
Сначала – приуготовление Ее к раскрытию на земле этой великой и страшной тайны, а затем – служение Ее Божественному Сыну и вместе с Ним человеческому роду.
В день Рождества Богородицы началось исполнение ветхозаветных чаяний. Родилась плотию Та, Которая должна была даровать Свою пречистую плоть грядущему в мир Сыну Божию.
Неизреченным Промыслом Божиим в Ней соединилось все лучшее и прекраснейшее, что было свойственно человеческому существу.
До Нее никогда не было и не будет после другой, сияющей такою неизреченною красотой.
С самого детства Она как бы носила в Себе всю возможность человеческого спасения, все неисчерпаемое богатство благодати, имевшей излиться на человечество.
Но для того, чтобы стать Матерью Сына Божия, Она должна была добровольно выйти из мира греха и смерти, отказаться от всех земных привязанностей и добровольно избрать для Себя путь приснодевства, совершенно чуждый сознанию ветхозаветного человечества.
И это Она совершила!
День Введения во храм стал как бы явлением Ее миру, подобно явлению Христа народу после Крещения, это как бы второе Ее рождение, – духовное рождение. Это день Ее исхода из мира для приуготовления Себя к высокому служению.
Ее введение во Святая Святых храма первосвященником, куда он сам мог входить только один раз в год, упраздняет ветхозаветное богослужение, открывая новозаветную Церковь. Это как бы безмолвная проповедь народу о близком пришествии Христа, имеющего от Нее родиться.
Воспитываясь с самого младенчества в храме, Она приобрела все те добродетели, не имея которых не могла бы Она стать Матерью Божией. Помимо того, и Ее личное совершенство, особая целостность Ее души, всецело прилепившейся ко Господу, сделали это возможным.
Для осуществления определения Предвечного Совета о воплощении Сына Божия нужно было, чтобы воля твари (то есть человека) соответствовала воле Творца. Поэтому-то и ожидало человечество тысячелетиями, когда же среди людей появится Та, Которая скажет: “Се раба Господня, да будет так, как угодно Богу!”
О Приснодеве читаем мы у псалмопевца: “Вся слава Дщере Царевы внутрь…” (Пс. 44, 14).
Пресвятая Дева Мария, во-первых, Дщерь царева по родословию, так как Она из рода Давидова. Во-вторых – Дщерь Царя Небесного, Бога, потому что осенена Духом Святым. “Царица и Дщерь Царева” вместе, ибо Она – и Матерь Царя, и Дева.
И по окончании Своего земного поприща Она взошла от земли на небо, чтобы предстать одесную Царя Христа, и соответственно достоинствам Матери Его восприяла и достоинство Царицы Небесной. Она имеет всю славу, какой только может достигнуть сотворенное существо, потому что Она Мать Царя Славы.
Это беспримерное достоинство делает Ее честнейшей Херувимов и славнейшей Серафимов.
Но вся слава Ее внутри, ибо заключается она не во внешнем блеске и великолепии, а в Ее внутренних совершенствах и добродетелях.
Она во время Своей земной жизни сумела смиренно скрыть Свою славу в Своем сердце и ничем не обнаруживать ее.
Юная Мария, воспитавшись в храме Божием, явила миру высочайший образ нравственного совершенства, неисчерпаемой силы веры, безграничной преданности воле Божией, смирения, пламенной любви к Богу и людям; образ вечной красоты, вдохновивший и вдохновляющий религиозных песнопевцев прославлять Ее. И как не прославлять Ту, через Которую небо соединилось с землей и снова открылось людям Царство Небесное.
В лице Девы Марии Господь приготовил Себе земной престол и чертог, и Она стала превыше всех жен, ибо от Нее родился Сын Божий.
И как же чиста и свята Она должна была быть, чтобы, подобно неопалимой купине, не сгореть и не опалиться от вселившегося в Ее пречистую утробу Бога Слова?!
Нравственная чистота Пресвятой Девы была так высока, что просто невозможно допустить в Ней присутствие какого-либо греха или чего-либо порочного. Все нечистое и греховное просто-напросто исключается при наличии такой чистоты и святости, которая сопутствовала Ей всю жизнь.
Вся Ее земная жизнь – это путь духовного преобразования к высшему пределу – богоуподоблению.
Ее земная жизнь, земной подвиг материнского соучастия в жертвенности и страданиях Христа Спасителя – Ее Сына – протекала в безвестности.
О глубине и непостижимости Ее подвига, Ее внутреннего крестоношения не подозревали даже люди, находившиеся с Нею рядом, ибо Она в глубочайшем Своем смирении предпочитала быть в безвестности. Но зато укреплялась и возрастала духом, соучаствуя в жертвенном служении людям Ее возлюбленного Сына.
Весь путь земной жизни был дивным сочетанием земного и небесного, житейского и в то же время превосходящего всякий разум.
Она была сродна нам по человечеству, познала и девство, и материнство, вдовство, бедность, горе и унижение,– когда в Сыне Ее на Голгофе оскорблялось и убивалось все Ее заветнейшее и священнейшее.
Святые отцы учили, что не было на земле мученичества большего, чем у Матери Божией, стоявшей у Креста на Голгофе. Здесь испытывалась и вера Ее, ибо по земному, человеческому рассуждению, казалось, всему пришел конец.
Она увидела и поругание, и распятие Своего возлюбленного Сына. Ей, конечно, вспомнились слова Архангела во время Благовещения о том, что Ее Сыну Господь “даст престол Давида, отца Его, и царству Его не будет конца”.
И материнская любовь Ее невыносимо страдала при виде страданий Господа на Кресте, которых нельзя было прекратить. Нельзя было даже сказать слов утешения. Подлинно оружие прошло душу Богоматери. Но Она устояла!
Зато не было и радости большей, чем у Нее, когда узрела Она Воскресшего Господа.
Пресвятая Дева является лучшей и первой по благодати среди рода человеческого и собора ангельского. Ее образ светит нам чрез все века как образ истинной одухотворенной человечности и учит нас всякой добродетели. И поэтому нам необходимо хотя бы в малой, доступной нам степени задуматься над Ее характером и подробностями Ее жизни.
Она человек, дочь рода человеческого. Жила на той же земле, что и мы. Младенцем знала материнскую ласку, но рано лишилась ее. Перенесла сиротство. Была обручена и вошла хозяйкой в дом вдовца… Перенесла различные нелегкие жизненные условия. И здесь проявились Ее необыкновенные кротость и смирение, так многому нас научающие.
Мы знаем из Евангелия (Ин. 7, 5), что сыновья Иосифа не любили отрока Иисуса, они не верили в Его Божественное посланничество. И Ей приходилось все это переносить.
Предание нам говорит, что после смерти Иосифа Она не прекратила общения с этими неверующими и грубыми людьми. Могла ли не страдать Богоматерь, видя это недружелюбие и неуважение к Ее Сыну? Но Она исполняла волю Небесного Отца и была милосердна к злым и неблагодарным. Матерински терпела все от названых Своих детей.
Смирение было отличительной Ее чертой. А ведь именно смирение наиболее трудно для людей и в то же время является матерью всех добродетелей. Подчеркивая важность этой добродетели, Она Сама говорит: “Яко призре Господь на смирение рабы Своея. ..”
И в славном Успении Ее опять проявилось глубокое Ее смирение. Получив от Архангела Гавриила известие, что через три дня последует Ее Успение, Она просила, чтобы Ее скромно похоронили в Гефсимании, рядом с родными могилами, считая Себя просто рабой Господней, не желая и в погребении отличаться от простых людей.
И из Святого Евангелия, и из Предания мы узнаем, что Родившая миру Спасителя есть высочайшее и прекраснейшее из всех человеческих существ. Кроткое смирение, простота, твердость отличают “Благословенную в женах”.
Ее часто постигают жизненные трудности, заботы и тревоги, но Она переносит все с молчаливым терпением и преданностью воле Божией. Ее служение миру и Господу – это служение скорби и самоотречения.
Симеон Богоприимец предсказал, что оружие пройдет и Ее душу – и Она в течение многих лет безропотно несла крест этого страдания.
И только начало и самый конец Ее служения Богу и людям были светлыми и радостными.
Смирение Божией Матери помогло развиться в Ней целому сонму других добродетелей, и среди них: полная преданность Богу Своею волею и послушание Богу, именно то послушание веры, которое, действительно, вводит в человека силу и жизнь Христову; сосредоточенность и молчаливость; богомыслие; чтение Священного Писания и пост.
По слову Иоанна Златоуста, Матерь Божия – Первая Преемница Божественных даров и Первая Раздаятельница этих даров и благословений людям, ищущим помощи Божией у Господа и милости у Нее в своих нуждах и обстояниях, ведь Она ближе всех к Престолу Божию как Мать Сына Божия по плоти.
Если не все мы и не всегда видим эти милости Богоматери, не всегда ощущаем Ее заботу, любовь и милость к нам, то это только потому, что по грехам своим мы повредили свое духовное зрение, притупили свой духовный слух, что вера наша не горяча в нас, что прошения наши идут не из чистого сердца.
Матерь Божия ждет от нас, что мы, духовно рожденные в ограде Святой Церкви, крещенные во имя Святой Живоначальной Троицы, питающиеся с младенческих лет Святыми Таинами Христовыми, будем верными и достойными детьми Ее Божественного Сына, что мы ищем вечное, светлое Небесное Царство, где Она предстоит Престолу Божию. Мы Ее просим и веруем в Ее материнскую помощь, говоря из глубины нашего верующего сердца: “Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. ..”
И Она, как Радость скорбящих, как Раздаятельница даров Божественной милости, как наша Небесная Мать, все передаст Своему Божественному Сыну.
Христианский мир славит и преклоняется пред Непорочною и Пречистою.
Неизреченное величие Ее не выразить словами. Но, венчанная высшею славою после Своего Успения, Она не только не отдалилась, а сделалась самой близкой к людям. Не видим мы Матери Божией своими телесными очами, но тем не менее мы можем ощущать Ее близость к нам в наших храмах.
Всякий молящийся и с усердием взывающий к Пресвятой Деве не может не ощущать в своем сердце теплоту и радость от этой близости к себе нашей Заступницы и Молитвенницы. И это потому, что Матерь Божия всегда присутствует в тех храмах, где возносятся Ей горячие молитвы.
Спешим мы в скорбях своих и нуждах к Матери Божией, потому что твердо знаем, что с одинаковой материнской любовью слышит Она и целомудренного, и кающегося грешника… И для отчаявшихся в жизни Она невозбранное пристанище.
Никому не тесно в Ее любвеобильном сердце, вмещает оно и скорбящих, и обидимых, и алчущих, и обуреваемых, и больных различными болезнями… Всех прибегающих к Ней с искренней верой принимает Она и не замедлит послать Свою помощь.
Свое ходатайство за нас пред Господом Богородица проявила еще при земной жизни Спасителя. Вспомните из Святого Евангелия (Ин. 2, 4–5) – первое Свое чудо на браке в Кане Галилейской Господь совершил по просьбе Ее. Заметив нужду бедных людей, обратилась Она с просьбой к Сыну Своему, и Он проявил уважение к Ее предстательству за людей. Это было первым знамением Ее покрова и деятельного материнского участия в нашей жизни.
Велико значение Богоматери для нас. По слову Андрея Критского, Матерь Божия принесла в мир обновление природы: древний мир воспринимает начало второго боговидного сотворения.
Для нас Она является дверью нашего спасения, дверью, открывающей нам бездну человеколюбия и милосердия Божия. Недаром все мы с вами, други мои, так любим петь тропарь Ей: “Милосердия двери отверзи нам. ..”.
И это не просто умилительное песнопение в честь Богоматери. Мы словами этого тропаря выражаем свою веру, что именно Она отверзает нам дверь спасения и склоняет к нам милосердие Божие.
И обратите внимание: для Господа Она является той лествицей, по которой Господь нисходит к людям, а для нас – эта же лествица возводит нас от земли на небо.
Матерь Божия подчинилась непреложному закону Божию. Правда Божия требует умереть каждому живущему на земле. И мы видим гроб! Чему научает нас этот дорогой для каждого верующего человека гроб?
Посмотрите своими благочестивыми духовными очами на сияющий Божественной славой и духовной красотой облик Преблагословенной Богородицы. Мы уже знаем, что Ее смирение и кротость сделали Ее достойной быть обителью Господа, Ее серафимская чистота удостоила Ее быть Матерью Сына Божия. Ее терпение и преданность воле Божией, Ее жажда спасения души и вечного соединения с Господом возвели Ее на высочайшую степень Царицы неба и земли и даровали Ей блаженную кончину. Это всем нам должно напоминать, что мы должны “ходить в законе Господнем”. Оберегать сердца от всякой нечистоты, украшать свои души добрыми делами любви, молитвы и покаяния, не допускать небрежности в своей жизни.
Последние годы Своей жизни Матерь Божия часто уединялась для молитвы, и больше всего на Елеонскую гору. Она размышляла об ожидающей Ее смерти и о Своем вечном соединении с Божественным Сыном. Она готовила Себя к смерти!
Это указание и нам. Надо помнить, что в Царство Небесное, где царят только любовь, чистота и святость, входят лишь те, кто во время земной жизни омыл свою грязную совесть слезами, кто подходит к неизбежному рубежу с духовным богатством молитв и добрых дел, с огнем веры в Господа, с пламенной любовию к Нему.
А если всего этого нет у нас, то какой чужой будет чувствовать себя наша душа в этом новом для нее мире!
Подумайте об этом, други мои, стоя сегодня у иконы Успения Богоматери; о тех уроках, какие Она преподает нам. Не только прославлять Ее, но, самое главное, извлекать полезные уроки для спасения наших душ мы собрались ныне в этот святой храм. Сколько дивного в Ее земной жизни и сколь многому мы должны у Нее поучиться!
Последние годы земной жизни Она провела в близком общении с апостолами и учениками Христовыми, Сама непосредственно неся подвиг апостольского служения.
Около 15 лет прожила Она после Вознесения Господня. И хотя находилась Она в окружении близких Ее сердцу людей, Она молилась Богу о скорейшем переселении Ее к Сыну Своему. И однажды во время такой молитвы явился Ей Архангел Гавриил с радостной для Нее вестью о том, что через три дня Она преставится к Сыну Своему и Богу.
Мы знаем, что Архангел Гавриил дважды являлся Пресвятой Деве с благовестием. Первый раз, когда Она, еще совсем юная Дева, постом, молитвою, чтением Священного Писания, богомыслием и необычайным смирением подготовила Себя стать Матерью Божией. И второй раз тот же Архангел принес радостную Ей весть, когда была Она уже в глубокой старости и жизнью Своею земною достигла возможности стать у Престола Божия одесную Сына Своего и Господа. Обе эти благие вести были приняты Пресвятой Девой в глубоком смирении и сердечной радости.
В Ней дивно проявилось обожение человеческого естества. Еще в юности Своей стала Она по чистоте подобной Богу, и потому Бог благоизволил не только найти Себе обиталище в Ее душе, но и воплотиться в Ней для рождения от Нее Спасителя мира.
Многие, узнав о близкой разлуке с Богоматерью, плакали. Но Она утешала всех, обещая, что будет теперь ближе к Сыну Своему и Ей будет удобнее ходатайствовать пред Ним за всех. И Сама обещала посещать весь мир и помогать всем бедствующим.
Плакали и апостолы, чудесным образом собранные в Иерусалим каждый от места своей проповеди. Они любили Матерь Божию, и им скорбно было расстаться с Нею.
Она же просила всех не омрачать Ее радости, а радоваться вместе с Нею.
И в день Ее Успения не все, конечно, но достойные из присутствующих были удостоены видеть пришедшего Самого Иисуса Христа со святыми Ангелами и всю комнату, освещенную небесным светом.
Со словами “Величит душа моя Господа…” Матерь Божия предала душу Свою в руки Сына Своего и Бога.
О том, как велика пред Богом Пресвятая Дева, мы узнаем и из слов святого Иоанна Дамаскина, воспевшего: “Сам Царь пришел, к Своей Родительнице, дабы Божественными руками принять Ее святую, чистую и непорочную душу”.
Среди окружавших Ее гроб были верные последователи Христа Спасителя. Здесь был уже и апостол Павел, и его верный спутник апостол Лука.
Отходя в Церковь Небесную, Матерь Божия тем самым чудесно собирает к Себе верных представителей Церкви земной, рассеянных по вселенной, указывая, что общение Ее с верующими на земле не только не прерывается Ее Успением, но делается обширнее, деятельнее, что живущая в Ней благодать, так долго скрываемая Ее смирением, должна торжественно открыться после Ее Успения и наполнить Вселенскую Церковь Ее славою.
Матерь Божия перешла в вечность без страдания, с тихой радостию. Она как бы уснула, окруженная незримыми ангельскими хорами и любящими сердцами. Не могла умереть Та, Которая как бы взаймы дала Свою плоть пожелавшему ради нашего спасения воплотиться от Нее Богу Слову.
Воскрес Сын Ее Божественный, и Она только на краткое время уснула, подготавливая себя этим к таинственному и неведомому нам и не постижимому нашим ограниченным умом таинству перехода от жизни временной к вечной жизни.
По Преданию тело Пресвятой Богородицы изнесено было для погребения в Гефсиманию, где и было погребено. И достойные к восприятию таин Божиих три дня слышали ангельское пение на месте ее погребения.
Ученикам Христовым было открыто, что Та, Которую Бог избрал на великое служение, не стала добычей смерти. Гроб был бессилен удержать Матерь Господа, Матерь мира. Она была воскрешена и отныне распростерла Свой покров над грешной землей. Она состраждет нам и молится за нас.
Мы верим, что Господь благоволил воскресить Ее пречистое тело. И относя к Ней пророческие слова: “Предста Царица одесную Тебе” (Пс. 44, 10), мы верим в то, что по совершении Своего земного поприща предстоит Она теперь у Престола Божия как Царица. И не только как ходатаица о помощи людям в их нуждах, но и о мире всего мира, и о спасении каждой души, ищущей спасения. Она предстоит, Сама имея власть охранять, защищать и миловать всех, прибегающих к Ее покрову. Наша дерзновенная вера основана еще и на том, что Сама Пречистая явилась собору апостолов и обещала им, а через них и всем нам Свою, уже Небесную, помощь. Она предстала одесную Христа, чтобы не только Самой по достоинству блаженствовать в Небесном Царстве, но Своим молитвенным предстательством и на всех нас обильно изливать благословение.
Доступная лишь немногим при Своей земной жизни, по Своем Успении Она стала доступна всем. Теперь все мы, православно верующие христиане, даны Ей в сыны и дщери, чтобы могли мы пользоваться Ее материнским попечением.
Как и во все предыдущие годы, теперь хочется после слов поучения сказать вам, други мои, несколько слов теплого сердечного приветствия.
Чудотворная икона Успения Божией Матери, которая установлена сейчас перед Михайловским собором, – это святыня нашей обители. Много горячих молитв, слезных просьб и слов искренней благодарности произносилось (несомненно, и сегодня произносится) у этого святого образа. Написана она в 1521 году и стала проявлять чудотворения с 1523 года. Ее благодатной силой в 1581 году Псков был избавлен от полчищ Батория, а в 1812 году – от Наполеона. В истории Псково-Печерской нашей обители запечатлены многочисленные чудеса телесных и душевных исцелений, продолжающих совершаться и по сие время.
Пусть сегодняшний день дивного нашего общего праздника останется у всех в памяти как праздник величайшей радости. И если не всем, пришедшим ныне в обитель, доступно глубокое религиозное чувство, то пусть ощутят они в своих сердцах радость торжества праздника. Пусть пожелают и они всей душой потянуться к Ней как к Матери.
А Ты, Пресвятая Владычице, коснись всех сердец наших как раскрывшихся уже для твердой веры, так и находящихся еще в нерешительности и колебании. Не во гробе Ты, о Мати Пречистая, но стоишь с нами. Ты смотришь на всех с милосердием и любовию. Утешаешь, радуешь… Как хорошо нам с Тобою, Владычице, на сердце легко и тепло. Помоги всем ощутить это радостное чувство, насладиться дивным праздником! И, как всегда, призываю всех вас: будьте доброжелательны друг к другу. Не осуждайте и не порицайте никого за незнание и неумение молиться.
Многие неверующие приходят, услышав торжественный звон нашей обители, который, быть может, коснулся какой-то струны их сердца или даже просто возбудил их любопытство: “Пойду, посмотрю, что там происходит…”. И они пришли сюда и стоят здесь среди нас – не будем осуждать их и сердиться на них. А своей благоговейной молитвой дадим пример христианского почитания. И когда по установившейся в обители традиции будут воздвизать икону для благословения – пусть получат вместе с нами благословение Божий Матери и они! Пусть почувствуют радость в этот день не только насельники обители и молящиеся, но и те, кто пришел сюда с экскурсией или просто “от нечего делать”, гуляя.
И Матерь Божия даст всем почувствовать, что не оставила Она нас. Всех утешила, всех ободрила, всем послала Свой мир.
Пусть это чувство каждый унесет в свой дом, где бы этот дом ни находился, вблизи ли монастыря или за сотни или тысячи километров, – пусть светлое воспоминание о сегодняшнем дне и благодать, полученную здесь, сохранит как можно дольше.
Пусть праздник дивного чуда – “в молитвах неусыпающей Богородицы” – сохраняется в сердцах навсегда! Аминь.
Успение Богородицы | Францисканские СМИ
Чему учит католицизм о вознесении Марии? И почему это событие созерцается в четвертой славной тайне? Начнем с рассмотрения нескольких ключевых моментов из Катехизиса Католической Церкви (см. 966).
Во-первых, при обсуждении предположения Катехизис утверждает, что Мария не страдала от первородного греха, но была зачата исполненной благодати. Согласно этому учению, известному как Непорочное зачатие, сверхъестественная жизнь Бога обитала в Марии с самого начала ее существования.
Важно подчеркнуть, что с католической точки зрения Непорочное зачатие касается не только Марии. Это учение, уходящее своими корнями в раннее христианство, в конечном счете касается тайны Иисуса Христа. Бог стал человеком в утробе Марии. Поскольку Иисус действительно является всесвятым Богом, Вторым Лицом Троицы, католики верят, что он достоин обитать в чистом сосуде, святом храме. Таким образом, вполне уместно, что Бог приготовил Марию как непорочное жилище, полное благодати и не запятнанное грехом, для Богочеловека.
Сцена благовещения в Евангелии от Луки может как минимум указывать на это. Ангел Гавриил приветствует Марию: «Радуйся, благодатная». Греческое слово в Евангелии от Луки, означающее «полная благодати» (Луки 1:28), стоит в форме совершенного пассивного причастия, что указывает на то, что Мария уже была исполнена Божьей спасительной благодатью еще до того, как Иисус был зачат в ее чреве.6 Как мы увидим, непорочное зачатие послужит основой для понимания предположения Марии.
Смерть Мэри?
Во-вторых, Катехизис учит, что Мария была взята на небеса, когда ее земная жизнь завершилась. Церковь не объявляет, умерла ли Мария, а затем была вознесена на небеса или же она была принята перед смертью. Это оставляет открытыми обе возможности. Однако большинство теологов и святых на протяжении веков утверждали, что Мария действительно пережила смерть — не как наказание за грех, а в соответствии со своим сыном, который добровольно испытал смерть за нас. В поддержку этой последней точки зрения Иоанн Павел II сказал: «Мать не выше Сына, который претерпел смерть, придавая ей новый смысл и превращая ее в средство спасения».
В-третьих, Катехизис утверждает, что Мария была взята телом и душой в небесную славу прямо в конце своей земной жизни. Одним из последствий первородного греха является разложение тела (см. ССС, 400; Бытие 3:19). Если бы Мария была исполнена благодати и не страдала первородным грехом, то и подобало бы ей, как и сыну, не испытать такого телесного растления.
Библейские предположения
Хотя в Писании нет явных текстов, подтверждающих предположение Марии, некоторые библейские темы могут, по крайней мере, пролить свет на это учение. Например, понятие вознесения на небеса имеет некоторый прецедент в Писании. Енох был взят на небо, не увидев смерти (см. Евреям 11:5), а Илия был унесен на небо огненными колесницами в конце своей жизни (см. 4 Царств 2:11). Если Бог мог принять этих праведников Ветхого Завета, вполне возможно, что Иисус мог принять и свою собственную мать.
Более того, поскольку в Библии Мария представлена как первая христианская ученица, вполне уместно, что она первой получит благословения следования за Христом. В Новом Завете Мария представлена как первая, кто услышал слово Божие и принял его при благовещении (см. Луки 1:38, 45). Она немедленно откликается на Божье слово, спеша на помощь Елизавете. Она также описывает себя как служанку Господа (см. от Луки 1:38, 48).
Мария остается верной своему сыну, следуя за ним даже на крест (см. Иоанна 19:25–27), где она переживает исполнение пророчества Симеона на Сретении: «И Тебе Самой оружие пройдет душу» (Луки 2:35).
be/LIShFDFX17Y&max_width=0&max_height=0&hash=btpQ0jUOj_ZrwJ1vHNA061maFy3MHK26sKdgMaCK1Cs» frameborder=»0″ allowtransparency=»» title=»Mary, the Virgin Mother of God»>
Фр. Джон Куигли объясняет, как Церковь пришла к выводу, что Пресвятая Дева Мария породила как человеческую, так и божественную природу Христа.
Она остается в вере на протяжении всей своей жизни. Она собирается с апостолами для молитвы даже после вознесения сына (см. Деяния 1:14). Таким образом, Новый Завет представляет ясный портрет Марии как первой и выдающейся ученицы Христа, которая слышит слово Божие и хранит его в своем сердце.
Поскольку одним из благословений, обещанных всем верным ученикам, является победа над смертью, вполне уместно, что Мария, первая и образцовая ученица Христа, первой получит это благословение. Таким образом, католики верят, что привилегия воскресения, обещанная всем верным христианам, сначала была дана Марии и совершенно уникальным образом.
В то время как остальные надеются, что наши тела вознесутся к славе в конце времен, Мария пережила воскресение и прославление своего тела в тот момент, когда закончилась ее земная жизнь. Таким образом, ее предположение, вытекающее из ее уникального участия в победе Христа как матери Спасителя и как первой и самой верной из последователей Христа, в какой-то степени предвосхищает нашу собственную долю в полноте этой победы, если мы будем стойкими как последователи Христа. Христос.
Событие любви
Наконец, давайте подумаем, каким моментом должно было быть Успение Марии! Описывая эту сцену, некоторые отцы церкви говорили о том, что сам Иисус возвращается на землю, чтобы взять свою мать и привести ее в ее небесный дом. Совсем недавно Иоанн Павел II сказал, что Успение действительно было событием любви, в котором наконец исполнилось горячее желание Марии быть со своим сыном. Фактически, многие картины Успения изображают Марию в великолепии, поднимающуюся на облаке к небу, встреченную ангелами с трубами и торжеством и радостно воссоединяющуюся со своим любимым сыном.
В то время как художественные изображения этого триумфального события в жизни Марии часто прославляются, не так хорошо известны многочисленные произведения искусства, изображающие ее последние минуты на земле, непосредственно перед ее вознесением. И все же такое изображение конца жизни Марии — ее момента между небом и землей — можно найти на одной из главных дверей базилики Святого Петра в Риме.
Там Мария удивительно изображена падающей, как будто она окончательно отпускает все испытания и страдания этой жизни и позволяет себе уснуть. Действительно, она отпускает саму жизнь, переходя из этого мира в другой. Именно в этот момент, когда она отдает себя в руки Отца, ангелы устремляются вниз, чтобы поймать ее и вознести на небеса.
Это изображение отражает тот аспект предположения Марии, который дает нам надежду посреди наших испытаний в этой «долине слез». Это надежда на то, что Бог проведет нас через наши бедствия и поднимет наши тяжелые сердца. Итак, найдите минутку прямо сейчас и спросите себя, какие бремена, проблемы и заботы тяготят вас? Как вы можете больше доверить себя любящей заботе Бога?
С чем бы мы ни столкнулись в жизни, пусть мы, подобно Марии, падаем в объятия Отца, чтобы мы могли иметь более глубокий опыт Его поддержки нас в наших нынешних страданиях и вознесения нас к Себе — и сейчас, и в час нашей смерти.
Наслаждайтесь этой молитвой Богородице!
Успение: История доктрины: Университет Дейтона, Огайо
– Старшая Изабель Науманн, ISSM
Историческая справка: Вера в Успение Марии ее тело и ее душа были частью учения католической церкви с самых первых веков христианства. Самые убедительные доказательства веры ранних христиан можно найти в древних литургиях и проповедях в честь кончины Марии. Второй источник, широко распространенный в Средние века, известен как Транзит письма. Сегодня возобновившаяся дискуссия о местонахождении гробницы Марии свидетельствует об интересе к Успению Марии на небо.
К концу Средневековья вера в Вознесение Марии на небо прочно утвердилась теологически и стала частью религиозного самовыражения людей. Слово Успение происходит от латинского глагола acceptre , означающего «взять себе». Господь наш, Иисус Христос, забрал Марию домой к себе, где он находится.
Для Мартина Лютера Успение Марии было осознанным фактом, как показывает его проповедь 1522 года, несмотря на тот факт, что Успение Марии прямо не сообщается в Священном Писании. Для протестантского реформатора Мартина Бутцера (1545 г.) не было причин сомневаться в Успении Богородицы в небесную славу. «Поистине, ни один христианин не сомневается, что достойнейшая Матерь Господа живет с возлюбленным Сыном в небесной радости». ( Marienlexikon , vol 3, 200)
Х. Буллингер (1590 г.), также протестантский реформатор, искал теологическое обоснование Успения в Писании. Он показал, что Ветхий Завет повествует об Илии, взятом на небеса телесно, чтобы научить нас нашему бессмертию и – благодаря нашей бессмертной душе – почтительно почитать тела святых. На этом фоне он заявляет: «Поэтому мы верим, что чистый непорочный чертог Богородицы, Девы Марии, есть храм Святого Духа, то есть Ее святое тело, возносимое ангелами на небо». ( Marienlexikon , vol 3, 200)
В свете долгой истории христианской веры, начиная с святоотеческих времен, в 1950 году Папа Пий XII определил Успение Марии на небо как догмат римского католицизма:
«Непорочная Мать Бог, приснодевая Мария, завершив течение Своей земной жизни, телом и душой вознесся на небеса».
Провозглашение этого догмата содержится в энциклике: Munificentissimus Deus .
История Марии не заканчивается ее Успением. Войдя на небеса, Мария продолжала активно служить своему Сыну на протяжении всей жизни Церкви. Многие христиане верят, что она проявляла свою заботу в видимых явлениях и чудесных исцелениях. Некоторые из этих событий отмечены в литургическом календаре (например, Богоматерь Лурдская 11 февраля (римская), Покрова Марии 1 октября (византийская)9.0005
Истоки веры
Тесная связь между Иисусом Христом и Его матерью лежит в основе веры в Успение. Важно и важно отметить различие между воскресением и вознесением Христа, который воскрес, в отличие от Марии, которая принята или взята на небеса. Ранняя поэзия на Успение Марии, возникшая и широко распространенная в Восточной Церкви, выражает это различие и параллелизм. Смерть, которую Христос победил в воскресении и вознесении, преодолена и для Марии.
Ранняя поэзия повествует о переходе Марии из этой жизни в следующую. Большая часть этой поэзии остается непереведенной для Запада. Тем не менее, небольшая важная письменность, основанная на ранних устных версиях Успения и написанная в начале V века, попала на Запад.
Этот текст, более известный как Transitus (переход, переход) Mariae и приписываемый Мелитону Сардскому, подробно рассказывает о возвращении Марии домой:
В присутствии апостолов, собравшихся вокруг ее постели, также в присутствии своего божественного Сына и многих ангелов Мария умерла, и ее душа поднялась на небо в сопровождении Христа и ангелов. Ее тело было погребено учениками. Трудности возникли у некоторых евреев, которые хотели избавиться от ее тела. Происходили различные чудеса, чтобы убедить их почтить тело Марии. На третий день Христос вернулся. По просьбе апостолов душа Марии воссоединяется с ее телом. В сопровождении поющих ангелов Христос привел Марию в рай.
Помимо учения о вечной девственности Марии, Transitus называет тело Марии славной скинией, живым сосудом и небесным храмом .
Молитва вступительная к литургии Успения
15 августа, День Святой
Всесильный и Присноживой Боже, безгрешную Деву Марию, Матерь Сына Твоего, тело и душу воздвигнувший во славу еси Небесный. Можем ли мы увидеть небеса как нашу конечную цель и прийти, чтобы разделить ее славу. Просим об этом через Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего, живущего и царствующего с Тобой, и Духа Святого, единого Бога во веки веков. Аминь
В начале шестого века папский указ Decretum Gelasianum классифицировал сочинения Transitus Mariae как недостоверные, но это не помешало широкому распространению более чем тринадцати сотен рукописей на Западе. В Англии он был известен задолго до тринадцатого века и является одним из первых поэтических текстов, написанных на раннем английском языке. Среди рукописных копий существует множество версий. Transitus Mariae был включен в Golden Legend of Jacobus de Voragine . Он также включен в текст, известный как Vita BVM et salvatoris Rhythica (Ритмическая жизнь BVM и искупителя), написанный в середине тринадцатого века. Эти более поздние тексты добавляют много украшений, чтобы описать вход Марии на небеса. Все святые и ангелы приходят, чтобы поприветствовать ее и воздать ей должное, когда ее Сын коронует ее королеву. Эти тексты собраны некритически из разных источников, но тем не менее они выражают исполненное веры почитание Пресвятой Богородицы.
Более подробные сведения об апокрифах Успения можно найти в Theotokos , Michael O’Carroll, C.S.Sp., p. 59ф.
Провозглашение догмы об Успении в 1950 году
Двигаясь вперед к настоящему и к провозглашению догмы Папой Пием XII 1 ноября 1950 года, мы обнаруживаем, что Transitus истории не упоминаются в прокламации.
Преподобный Майкл О’Кэрролл, C.S.Sp. в Богородице указано:
«Правда, в одном месте в Псевдо-Мелито, XVI, 2-XVII, Господь изображен спрашивающим апостолов, что Ему делать с умершей Марией. пред силою благодати Твоей, явилось нам, рабам Твоим, справедливо, что, как Ты, победив смерть, во славе царствуешь, так и Ты должен воскресить тело матери твоей и взять ее с собою, радуясь, на небеса. сказал Спаситель: да будет по воле твоей». Здесь за истину взывают не столько к апостольскому происхождению, сколько к апостольскому авторитету, факту, имеющему большое значение для развития доктрины». (стр. 60)
Провозглашение догмы было частью плана Папы Пия XII в честь Марии. Он апеллировал к вере Церкви как частичному основанию для определения. Как пишет О’Кэрролл:
«Вера Церкви проявлялась по-разному. Между 1849 и 1950 годами в Рим прибыло множество прошений о вероучении. — сто пять архиепископов и епископов, тридцать две тысячи священников и монахов, пятьдесят тысяч монахинь, восемь миллионов мирян.46 Папа разослал епископам мира энциклику Deiparae Virginis, задав им такой вопрос: «Особенно мы желаем знать, считаете ли вы, досточтимые братья, с вашей ученостью и благоразумием, что телесное Успение Непорочной Пресвятой Богородицы может быть предложено и определено как догмат веры и желает ли этого, помимо ваших собственных желаний, ваше духовенство и народ». Когда ответы были сопоставлены, оказалось, что 22 епископа-резидента из 1181 не согласились, но только шестеро сомневались в том, что Успение было явленной истиной, — остальные сомневались в уместности» (с. 56) 9.0005
Пий XII счел этот ответ «верным и твердым доказательством» того, что Успение есть истина, явленная Богом. Суть провозглашения догмата гласит:
«Провозглашаем, провозглашаем и определяем как богооткровенный догмат: что Непорочная Богородица, Приснодева Мария, завершив ход земной жизни, приняла тело и душу к небесной славе».
Воззвание призывает древние литургические празднования и постоянную веру верующих в качестве основных причин для догматического определения.
Ватикан II, в Lumen Gentium , глава 8, повторяет догматическую формулировку и связывает учение с параллелью церкви Марии. Lumen Gentium гласит:
«В Пресвятой Деве Церковь уже достигла того совершенства, благодаря которому Она существует без пятна и порока». LG 65
«В телесной и духовной славе, которой Она обладает на небесах, Матерь Иисуса пребывает в этом нынешнем мире как образ и первый цвет Церкви, которая должна быть усовершенствована в мире грядущем.