Страна константинополь: что скрывается за переименованием столицы двух империй — РТ на русском
Автор |
| |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Описание |
| |||||||
Издательство | Иждивением переводившаго Унив. тип., у Ридигера и Клаудия | |||||||
Объект в каталогах |
| |||||||
В коллекциях |
|
Краткая история Константинополя — Журнал «Над суетой» — ЖЖ
От sergeytsvetkov
(Сергей Эдуардович Цветков)
Константинополь — город уникальный во многих отношениях. Это единственный город мира, расположенный разом в Европе и Азии и один из немногих современных мегаполисов, чей возраст приближается к трем тысячелетиям. Наконец, это город, который за свою историю сменил четыре цивилизации и столько же названий.
Первое поселение и провинциальный период
Около 680 года до н.э. на Босфоре появились греческие поселенцы. На азиатском берегу пролива они основали колонию Халкедон (сейчас это район Стамбула, который называется «Кадыкей»). Спустя три десятилетия напротив него вырос городок Византий. Согласно преданию, его основал некий Визант из Мегар, которому дельфийский оракул дал туманный совет «поселиться напротив слепых». По мнению Византа, жители Халкедона и были этими слепыми, поскольку выбрали для поселения далекие азиатские холмы, а не находящийся напротив уютный треугольник европейской суши.
Расположенный на перекрестке торговых путей, Византий был лакомой добычей для завоевателей. За несколько столетий город сменил многих хозяев — персов, афинян, спартанцев, македонян. В 74 году до н.э. свою железную длань на Византий наложил Рим. Для города на Босфоре наступил длительный период покоя и процветания. Но в 193 году, во время очередной схватки за императорский трон, жители Византия допустили роковую ошибку. Они присягнули одному претенденту, а сильнейшим оказался другой — Септимий Север. Мало того, Византий еще и упорствовал в своем непризнании нового императора. Три года войско Септимия Севера простояло под стенами Византия, пока голод не заставил осажденных сдаться. Разъяренный император приказал сравнять город с землей. Впрочем, жители скоро вернулись на родные руины, как будто предчувствуя, что впереди их городу уготовано блестящее будущее.
Столица империи
Скажем несколько слов о человеке, который дал Константинополю свое имя.
Константин Великий посвящает Константинополь Богородице. Мозаика
Императора Константина уже при жизни называли «Великим», хотя высокой нравственностью он не отличался. Это, впрочем, и не удивительно, ведь вся его жизнь прошла в ожесточенной борьбе за власть. Он участвовал в нескольких гражданских войнах, в ходе которых казнил своего сына от первого брака Криспа и вторую жену Фаусту. Но некоторые его государственные деяния действительно достойны титула «Великий». Не случайно потомки не жалели мрамора, воздвигая ему гигантские памятники. В музее Рима хранится обломок одной такой статуи. Высота ее головы — два с половиной метра.
В 324 году Константин решил перенести место пребывания правительства из Рима на Восток. Поначалу он примеривался к Сердике (ныне София) и другим городам, но в конце концов остановил свой выбор на Византии. Границы своей новой столицы Константин лично начертал на земле копьем. До сих пор в Стамбуле можно погулять вдоль остатков древнейшей крепостной стены, возведенной по этой линии.
Всего за шесть лет на месте провинциального Византия вырос огромный город. Его украсили великолепные дворцы и храмы, акведуки и широкие улицы с богатыми домами знати. Новая столица империи долгое время носила гордое название «Нового Рима». И лишь спустя столетие Византий-Новый Рим был переименован в Константинополь, «город Константина».
Столичная символика
Константинополь — город тайных смыслов. Местные гиды обязательно покажут вам две главные достопримечательности древней столицы Византии — собор Святой Софии и Золотые ворота. Но далеко не всякий объяснит их тайное значение. А между тем эти постройки появились в Константинополе отнюдь не случайно.
Собор святой Софии и Золотые ворота наглядно воплощали средневековые представления о странствующем Граде, особенно популярные на православном Востоке. Считалось, что после того, как древний Иерусалим утратил свою провиденциальную роль в деле спасения человечества, сакральная столица мира переместилась в Константинополь. Теперь уже не «ветхий» Иерусалим, а первая христианская столица олицетворяла Град Божий, которому предназначено стоять до скончания века, а после Страшного суда стать обителью праведников.
Реконструкция первоначального вида храма Святой Софии в Константинополе
В первой половине VI века, при императоре Юстиниане I, городская структура Константинополя была приведена в соответствие с этой идеей. В центре византийской столицы был сооружен грандиозный собор Софии Премудрости Божией, превзошедший свой ветхозаветный прототип — иерусалимский храм Господень. Вместе с тем городскую стену украсили парадные Золотые ворота. Предполагалось, что в конце времен Христос въедет через них в богоизбранный град, чтобы завершить историю человечества, подобно тому как некогда он въехал в Золотые ворота «ветхого» Иерусалима, чтобы указать людям путь спасения.
Золотые ворота в Константинополе. Реконструкция.
Именно символика Божьего Града спасла Константинополь от тотального разорения в 1453 году. Турецкий султан Мехмед Завоеватель распорядился не трогать христианские святыни. Однако он постарался уничтожить их прежний смысл. Святая София была превращена в мечеть, а Золотые ворота — замурованы и перестроены (как и в Иерусалиме). Позже среди христианских жителей Османской империи возникло поверье, что русские освободят христиан от ига неверных и войдут в Константинополь через Золотые Ворота. Те самые, к которым князь Олег прибил некогда свой червлёный щит. Ну что же, поживем — увидим.
Пора расцвета
Наивысшего расцвета Византийская империя, а вместе с ней и Константинополь достигли в правление императора Юстиниана I, который находился у власти с 527 по 565 год.
Вид на Константинополь византийской эпохи с высоты птичьего полёта (реконструкция)
Юстиниан — одна из самых ярких, и вместе с тем противоречивых фигур на византийском престоле. Умный, властный и энергичный правитель, неутомимый труженик, инициатор многих реформ, он всю жизнь посвятил осуществлению своей заветной идеи возрождения былого могущества Римской империи. Население Константинополя при нем достигло полумиллиона человек, город украсился шедеврами церковной и светской архитектуры. Но под маской великодушия, простоты и внешней доступности скрывалась натура беспощадная, двуличная и глубоко коварная. Юстиниан потопил в крови народные восстания, жестоко преследовал еретиков, расправлялся с непокорной сенаторской аристократией. Верной помощницей Юстиниана была его жена императрица Феодора. В молодости она была актрисой цирка и куртизанкой, но, благодаря редкой красоте и необычайному обаянию, стала императрицей.
Юстиниан и Феодора. Мозаика
Согласно церковному преданию, Юстиниан по происхождению был наполовину славянин. До своего восшествия на престол он будто бы носил имя Управда, а мать его звали Бегляницею. Родиной его было селение Вердяне близ болгарской Софии.
По иронии судьбы, именно в правление Управды-Юстиниана Константинополь в первый раз подвергся нашествию славян. В 558 году их отряды появились в непосредственной близости от византийской столицы. В городе на тот момент имелась только пешая гвардия под началом прославленного полководца Велизария. Чтобы скрыть малочисленность своего гарнизона, Велизарий распорядился волочить позади боевых линий срубленные деревья. Поднялась густая пыль, которую ветер понес в сторону осаждавших. Хитрость удалась. Полагая, что на них движется большое войско, славяне отступили без боя. Однако впоследствии Константинополю пришлось еще не раз увидеть славянские дружины под своими стенами.
Родина спортивных фанатов
Византийская столица нередко страдала от погромов спортивных болельщиков, как это случается и с современными европейскими городами.
В повседневной жизни константинопольцев необычайно большая роль принадлежала ярким массовым зрелищам, в особенности конным бегам. Страстная приверженность горожан к этому развлечению породила образование спортивных организаций. Всего их было четыре: левки (белые), русии (красные), прасины (зеленые) и венеты (голубые). Они различались по цвету одежд возниц конных квадриг, участвовавших в состязаниях на ипподроме. Сознавая свою силу, константинопольские фанаты требовали от правительства различных уступок, а время от времени устраивали в городе настоящие революции.
Ипподром. Константинополь. Около 1350 г.
Самое грозное восстание, известное под названием «Ника!» (то есть «Побеждай!»), разразилось 11 января 532 года. Стихийно объединившиеся приверженцы цирковых партий напали на резиденции городских властей и разгромили их. Восставшие сожгли налоговые списки, захватили тюрьму и выпустили на свободу заключенных. На ипподроме при общем ликовании был торжественно коронован новый император Ипатий.
Во дворце началась паника. Законный император Юстиниан I в отчаянии намеревался бежать из столицы. Однако его супруга императрица Феодора, явившись на заседание императорского совета, заявила, что предпочитает смерть потере власти. «Царская порфира — прекрасный саван», — сказала она. Юстиниан, устыдившись своей трусости, начал наступление на восставших. Его полководцы, Велизарий и Мунд, встав во главе крупного отряда наемников-варваров, внезапно напали на восставших в цирке и всех перебили. После резни с арены было убрано 35 тысяч трупов. Ипатий был публично казнен.
Словом, теперь вы видите, что наши фанаты, по сравнению со своими далекими предшественниками, — просто кроткие ягнята.
Столичные зверинцы
Каждая уважающая себя столица стремится обзавестись собственным зоопарком. Константинополь не был здесь исключением. В городе имелся роскошный зверинец — предмет гордости и заботы византийских императоров. О зверях, обитавших на Востоке, европейские монархи знали лишь понаслышке. Например, жирафов в Европе долгое время считали помесью верблюда с леопардом. Полагали, что от одного жираф унаследовал общий внешний вид, а от другого — окраску.
Однако сказка меркла по сравнению с реальными чудесами. Так, в Большом императорском дворце в Константинополе имелась палата Магнавра. Здесь находился целый механический зверинец. Послы европейских государей, побывавшие на императорском приеме, были поражены увиденным. Вот, например, что рассказывал в 949 году Лиутпранд, посол итальянского короля Беренгара:
«Перед троном императора стояло медное, но позолоченное дерево, ветви которого наполняли разного рода птицы, сделанные из бронзы и также позолоченные. Птицы издавали каждая свою особую мелодию, а сиденье императора было устроено так искусно, что сначала оно казалось низким, почти на уровне земли, затем несколько более высоким и, наконец, висящим в воздухе. Колоссальный трон окружали, в виде стражи, медные или деревянные, но, во всяком случае, позолоченные львы, которые бешено били своими хвостами о землю, открывали пасть, двигали языком и издавали громкий рев. При моем появлении заревели львы, и птицы запели каждая свою мелодию. После того как я, согласно обычаю, в третий раз преклонился перед императором, я поднял голову и увидел императора в совершенно другой одежде почти у потолка залы, в то время как только что видел его на троне на небольшой высоте от земли. Я не мог понять, как это произошло: должно быть, он был поднят наверх посредством машины».
Кстати, все эти чудеса наблюдала в 957 году и княгиня Ольга — первый русский посетитель Магнавры.
Золотой Рог
Константинопольская бухта Золотой Рог в древности имела первостепенное значение при обороне города от нападений с моря. Если неприятелю удавалось прорваться в бухту, город был обречен.
Древнерусские князья несколько раз пытались атаковать Царьград с моря. Но только однажды русскому войску удалось проникнуть в заветную бухту.
В 911 году вещий Олег повел большой русский флот в поход на Константинополь. Чтобы не дать русам высадиться на берег, греки перегородили вход в Золотой Рог тяжелой цепью. Но Олег перехитрил греков. Русские ладьи были поставлены на круглые деревянные валькИ и волоком перетянуты в бухту. Тогда византийский император решил, что такого человека лучше иметь другом, чем врагом. Олегу был предложен мир и статус союзника империи.
Миниатюра Ралзивилловской летописи
В Константинопольских проливах наши предки также впервые познакомились с тем, что мы теперь называем превосходством передовых технологий.
11 июня 941 года сотни ладей князя Игоря блокировали город с моря.
Византийский флот в это время находился далеко от столицы, воюя с арабскими пиратами в Средиземноморье. Под рукой у византийского императора Романа I было всего полтора десятка судов, списанных на берег из-за ветхости. Тем не менее Роман решил дать сражение. На полусгнившие посудины были установлены сифоны с «греческим огнем». Это была горючая смесь, основу которой составляла природная нефть.
Русские ладьи смело атаковали греческую эскадру, один вид которой вызывал у них смех. Но вдруг через высокие борта греческих кораблей на головы русов полились огненные струи. Море вокруг русских судов как будто внезапно вспыхнуло. Множество ладей разом запылало. Русское войско мгновенно охватила паника. Каждый думал только о том, как поскорее выбраться из этого пекла.
Греки одержали полную победу. Византийские историки сообщают, что Игорю удалось спастись едва ли с десятком ладей.
Церковный раскол
В Константинополе не раз заседали Вселенские соборы, спасавшие христианскую Церковь от губительных расколов. Но однажды там произошло событие совсем другого рода.
15 июля 1054 года перед началом богослужения в собор Святой Софии вошел кардинал Гумберт в сопровождении двух папских легатов. Пройдя прямо в алтарь, он обратился к народу с обвинениями против константинопольского патриарха Михаила Керулария. В конце речи кардинал Гумберт положил на престол буллу о его отлучении и покинул храм. На пороге он символически отряхнул прах со своих ног и произнес: «Видит Бог и судит!» С минуту в церкви царило полное безмолвие. Затем поднялся всеобщий гвалт. За кардиналом побежал диакон, умоляя его взять буллу назад. Но тот отвел протянутый ему документ, и булла упала на мостовую. Ее отнесли патриарху, который распорядился обнародовать папское послание, а следом отлучил самих папских легатов. Возмущенная толпа едва не растерзала посланцев Рима.
Вообще говоря, Гумберт приехал в Константинополь совсем для другого дела. В то время как Риму, так и Византии сильно досаждали обосновавшиеся в Сицилии норманны. Гумберту было поручено договориться с византийским императором о совместных действиях против них. Но с самого начала переговоров на первое место выдвинулся вопрос о конфессиональных разногласиях между римской и константинопольской церквями. Император, который был крайне заинтересован в военно-политической помощи Запада, не смог утихомирить разбушевавшихся попов. Дело, как мы видели, кончилось скверно — после взаимного отлучения константинопольский патриарх и римский папа больше не желали знать друг друга.
Позже это событие получило название «великого раскола», или «разделения Церквей» на западную — католическую и восточную — православную. Разумеется, его корни лежали гораздо глубже XI века, а губительные последствия сказались далеко не сразу.
Русские паломники
Столица православного мира — Царьград (Константинополь) — была хорошо знакома русским людям. Сюда приезжали купцы из Киева и других городов Руси, здесь останавливались паломники, идущие на Афон и в Святую землю. Один из районов Константинополя — Галата — даже назывался «русским городом», — так много тут жило русских путешественников. Один из них, новгородец Добрыня Ядрейкович, оставил интереснейшее историческое свидетельство о византийской столице. Благодаря его «Сказанию о Царьграде» мы знаем, каким застал тысячелетний город крестоносный погром 1204 года.
Добрыня посетил Царьград весной 1200 года. Он детально осмотрел монастыри и храмы Константинополя с их иконами, мощами и реликвиями. По подсчетам ученых, в «Сказании о Царьграде» описано 104 святыни столицы Византии, причем так основательно и точно, как их не описывал никто из путешественников более позднего времени.
Весьма любопытен рассказ о чудесном явлении в Софийском соборе 21 мая, которому, как уверяет Добрыня, он лично был свидетель. Вот что произошло в тот день: в воскресенье перед литургией на глазах молящихся золотой запрестольный крест с тремя горящими лампадами чудесным образом поднялся сам собой в воздух, а затем плавно опустился на свое место. Греки восприняли это знамение с ликованием, как знак милости Божией. Но по иронии судьбы спустя четыре года Константинополь пал под ударами крестоносцев. Это несчастье заставило греков переменить взгляд на толкование чудесного знамения: теперь стали думать, что возвращение святынь на место предвещало возрождение Византии после падения государства крестоносцев. Позднее сложилось предание, что накануне взятия Константинополя турками в 1453 году, и тоже 21 мая, чудо повторилось, но на этот раз крест с лампадами навсегда взвились в небо, и это знаменовало уже окончательное падение Византийской империи.
Подробнее
Первая капитуляция
На Пасху 1204 года Константинополь оглашали только стенания и плач. Впервые за девять веков в столице Византии орудовали враги — участники IV Крестового похода.
Призыв к захвату Константинополя прозвучал еще в конце XII века из уст папы Иннокентия III. Интерес к Святой земле на Западе в то время стал уже охладевать. Но крестовый поход против православных схизматиков — это было свежо. Мало кто из западноевропейских государей устоял перед соблазном пограбить богатейший город мира. Венецианские корабли за хорошую мзду доставили орду крестоносных громил прямо под стены Константинополя.
Штурм крестоносцами стен Константинополя в 1204 году. Картина Якопо Тинторетто, XVI век
Город был взят штурмом в понедельник 13 апреля и подвергся тотальному ограблению. Византийский летописец Никита Хониат возмущенно писал, что даже «мусульмане более добры и сострадательны по сравнению с этими людьми, которые носят на плече знак Христа». Неисчислимое количество мощей и драгоценной церковной утвари было вывезено на Запад. По оценкам историков, и по сей день до 90% самых значимых реликвий в соборах Италии, Франции и Германии составляют святыни, вывезенные из Константинополя. Величайшая из них — так называемая Туринская плащаница: погребальная пелена Иисуса Христа, на которой запечатлелся Его лик. Сейчас она хранится в соборе итальянского Турина.
На месте Византии рыцари создали Латинскую империю и ряд других государственных образований.
Раздел Византии после падения Константинополя
В 1213 году папский легат закрыл все церкви и монастыри Константинополя, а монахов и священников заточил в темницы. Католическое духовенство вынашивало планы настоящего геноцида православного населения Византии. Настоятель собора Парижской Богоматери Клод Флери писал, что греков «нужно истребить и населить страну католиками».
Этим планам, к счастью, не суждено было осуществиться. В 1261 году император Михаил VIII Палеолог почти без боя вернул себе Константинополь, положив конец латинскому владычеству на византийской земле.
Новая Троя
В конце XIV–начале XV веков Константинополь пережил самую длительную в своей истории осаду, сравнимую разве что с осадой Трои.
К тому времени от Византийской империи остались жалкие клочки — сам Константинополь да южные районы Греции. Остальное захватил турецкий султан Баязид I. Но независимый Константинополь торчал у него как кость в горле, и в 1394 году турки взяли город в кольцо осады.
Император Мануил II обратился за помощью к сильнейшим государям Европы. Кое-кто из них откликнулся на отчаянный призыв из Царьграда. Из Москвы, правда, прислали только деньги — московским князьям хватало своих забот с Золотой Ордой. А вот венгерский король Сигизмунд смело отправился в поход против турок, но 25 сентября 1396 года был наголову разбит в сражении у Никополя. Несколько удачнее действовали французы. В 1399 году полководец Жоффруа Букико с тысячью двумястами воинов прорвался в Константинополь, усилив его гарнизон.
Однако настоящим спасителем Константинополя стал как ни странно Тамерлан. Конечно, великий хромец меньше всего думал о том, чтобы сделать приятное византийскому императору. С Баязидом у него были свои счеты. В 1402 году Тамерлан разбил Баязида, захватил его в плен и посадил в железную клетку.
Сын Баязида Сулим снял восьмилетнюю осаду с Константинополя. На начавшихся вслед за тем переговорах византийский император сумел выжать из ситуации даже больше, чем она могла дать на первый взгляд. Он потребовал возвращения ряда византийских владений, и турки безропотно согласились на это. Более того, Сулим принес императору вассальную клятву. Это было последним историческим успехом Византийской империи — но зато каким! Чужими руками Мануил II вернул себе значительные территории, и обеспечил Византийской империи еще полвека существования.
Падение
В середине XV века Константинополь все еще считался столицей Византийской империи, а ее последний император, Константин XI Палеолог, по иронии судьбы носил имя основателя тысячелетнего города. Но то были лишь жалкие руины некогда великой империи. Да и сам Константинополь давно утратил столичный блеск. Его укрепления были полуразрушены, население ютилось в ветхих домах, и только отдельные постройки — дворцы, церкви, ипподром — напоминали о былом величии.
Византийская империя в 1450 г.
Такой вот город, или скорее исторический призрак, 7 апреля 1453 года осадила 150-тысячная армия турецкого султана Мехмета II. В Босфорский пролив вошло 400 турецких кораблей.
29-й раз за свою историю Константинополь подвергался осаде. Но никогда еще опасность не была столь велика. Турецкой армаде Константин Палеолог мог противопоставить всего 5000 солдат гарнизона и около 3000 венецианцев и генуэзцев, откликнувшихся на призыв о помощи.
Панорама «Падение Константинополя». Открыта в Стамбуле в 2009 г.
На панораме изображено примерно 10 тысяч участников битвы. Общая площадь холста — 2 350 кв. метров при диаметре панорамы в 38 метров и 20-метровой высоте. Символично и место её расположения: неподалеку от Пушечных ворот. Именно рядом с ними была пробита брешь в стене, которая решила исход штурма.
Тем не менее, первые приступы со стороны суши не принесли туркам успеха. Неудачей закончилась и попытка турецкого флота прорвать цепь, преграждавшую вход в бухту Золотой Рог. Тогда Мехмет II повторил маневр, который некогда доставил князю Олегу славу покорителя Царьграда. По приказу султана османы соорудили 12-километровый волок и перетащили по нему в Золотой Рог 70 кораблей. Торжествующий Мехмет предложил осажденным сдаться. Но те ответили, что будут стоять насмерть.
27 мая турецкие орудия открыли ураганный огонь по городским стенам, пробив в них огромные бреши. Два дня спустя начался последний, общий штурм. После ожесточенной схватки в проломах турки ворвались в город. Константин Палеолог пал в бою, сражаясь как простой воин.
Официальный ролик панорамы «Падение Константинополя»
Несмотря на причиненные разрушения, турецкое завоевание вдохнуло в умиравший город новую жизнь. Константинополь превратился в Стамбул — столицу новой империи, блистательной Османской Порты.
Утрата столичного статуса
470 лет Стамбул был столицей Османской империи и духовным центром исламского мира, поскольку турецкий султан являлся одновременно и халифом — духовным владыкой мусульман. Но в 20-х годах прошлого века великий город утратил свой столичный статус — надо полагать, навсегда.
Причиной тому послужила Первая мировая война, в которой издыхавшая Османская империя имела глупость выступить на стороне Германии. В 1918 году турки потерпели от Антанты сокрушительное поражение. Фактически страна утратила независимость. Севрский договор 1920 года оставил Турции лишь пятую часть ее прежней территории. Дарданеллы и Босфор объявлялись открытыми проливами и подлежали оккупации вместе со Стамбулом. В турецкую столицу вошли англичане, в то время как греческая армия захватила западную часть Малой Азии.
Однако в Турции нашлись силы, не пожелавшие смириться с национальным унижением. Национально-освободительное движение возглавил Мустафа Кемаль-паша. В 1920 году он провозгласил в Анкаре о создании свободной Турции и объявил недействительными подписанные султаном договоры. В конце августа–начале сентября 1921 года между кемалистами и греками произошло крупное сражение на реке Сакарье (в ста километрах к западу от Анкары). Кемаль одержал убедительную победу, за которую получил звание маршала и титул «Гази» («Победитель»). Войска Антанты были выведены из Стамбула, Турция получила международное признание в ее нынешних границах.
Правительство Кемаля провело важнейшие реформы государственного строя. Светская власть была отделена от религиозной, султанат и халифат ликвидированы. Последний султан Мехмед VI бежал за границу. 29 октября 1923 года Турция была официально провозглашена светской республикой. Столицу нового государства перенесли из Стамбула в Анкару.
Потеря столичного статуса не вычеркнула Стамбул из списка великих городов мира. Сегодня — это крупнейший мегаполис Европы с населением в 13,8 миллионов человек и бурно развивающейся экономикой.
Оригинальный пост
Содержание
7 причин, почему Константинополь был так важен
Константинополь, современный город Стамбул в Турции, был столицей Римской империи более тысячи лет. Поднявшись из древнегреческой колонии, основанной в 7 веке до нашей эры, он стал одним из самых важных городов средневековья. В 324 году император Константин официально перенес столицу Империи из Рима в город Византий и назвал его Константинополем в честь себя. Это событие положило начало более чем тысячелетней истории, пронизанной греческой культурой, римской государственной организацией и христианством. До 291 мая 1453 г. Константинополь вместе с его политикой и религией сформировал жизнь средневековья в регионе.
1. История и география Константинополя
На перекрестке древних торговых и военных дорог Константинополь был выбран столицей Римской империи. Основные причины такого выбора исходили из политической и военной ситуации, требовавшей наличия сильного центра в восточной части Империи. Небольшой город Византия, расположенный между двумя континентами и двумя морями, соединенный с Черным и Эгейским морями, Европой и Азией, был очевидным выбором.
Положение Константинополя с его окрестностями и естественными гаванями обеспечивало бесперебойное снабжение пшеницей и другими предметами первой необходимости большого города. Важным географическим фактором является Мраморное море и бухта Золотой Рог, которые на две трети окружали город и облегчали его оборону. С европейской стороны город был защищен крепостной стеной протяженностью 45 км – Феодосиевыми стенами, названными в честь императора Феодосия II.
С самого начала своего существования Константинополь имел большой приток граждан. Согласно писаниям Иоанна Златоуста, около 400 года в городе проживало около 100 000 христиан (и даже больше горожан). Историки предполагают, что до Великой Юстиниановской чумы 542 года в городе проживало около 400 000 жителей.0005
Получайте свежие статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
С момента своего основания столица считалась уникальной городской средой, городом по преимуществу по сравнению с другими населенными пунктами. Даже в поздневизантийский период миф об имперском городе, политическом и религиозном центре православия, компенсировал реальность упадка империи.
2. Константинополь как Новый Рим
Больше, чем какие-либо другие его физические характеристики, идентичность города основывалась на его многомерном символизме. Константин потряс мир поздней античности, переместив его центр с итальянского полуострова на восток, из Старого Рима в Новый.
Византийцы использовали термин Рим, Новый Рим или Второй Рим для своей столицы, а жители Византийской империи были Romaioi , а Империя была Румыния . Название «византийский» — это выражение, придуманное позже в истории. Их императоры были прямыми преемниками римских императоров. Эта связь с Римом представляет собой особый источник, из которого была выведена концепция абсолютной власти византийских императоров и их притязаний на мир за пределами их империи.
Идея имперского города, унаследованная от Старого Рима, и его концепция вечного города должны были быть интегрированы в христианскую доктрину, согласно которой город будет существовать до конца света и Страшного суда.
3. Константинополь как христианская столица
11 мая 330 года Константинополь был освящен и стал первой христианской столицей в мире. О важности его освящения свидетельствуют ежегодные празднования этого дня в Византии. Представление о Константинополе как универсальной христианской столице, равной Новому Иерусалиму, было сложным и фундаментальным для византийской политической идеологии. Византийского императора часто называли «Помазанником Господним» и сравнивали с такими фигурами, как Моисей, Илия и Давид. Как и эти библейские персонажи, византийский император был вождем богоизбранного народа, в данном случае подразумевая всех христиан. Это означало, что идеология новой столицы должна была быть наполнена ветхозаветными библейскими влияниями.
Первое упоминание о Константинополе как о Новом Иерусалиме датируется примерно 500 годом, и с тех пор этот термин используется в религиозных текстах. Идея Нового Иерусалима принадлежит к области воображаемого, которое в средневековом сознании было слишком реальным. Наиболее эффективным способом репрезентации и построения идентичности Константинополя как Нового Иерусалима была визуальная культура.
Монументальный пример этой идеи сохранился в люнете над порталом южного вестибюля собора Святой Софии. Симметричная композиция акцентирует внимание на Деве Марии на троне с младенцем Христом. Император Константин окружает ее с одной стороны, а император Юстиниан — с другой. Императоры предлагают им макеты города и церкви. Их обеты и посвящение Богородице отождествляют город и его главную церковь с двумя земными элементами небесного города, или Небесного Иерусалима.
4. Культ Девы Марии
Дева Мария, известная как Богородица (Богородица) на греческом языке, занимала центральное место в византийской религиозной идентичности. Для византийцев Богородица была посредником между страждущим человечеством и Христом, а также покровительницей Константинополя. Значение, которое она имела, видно из бесчисленного количества ее изображений в искусстве, священных местах и литургических гимнов, посвященных ей.
После III Вселенского Собора в Ефесе в 431 году Мария была утверждена как Богородица. В царствование Феодосия II началось собирание в городе ее мощей и икон как вещественных подтверждений ее присутствия. Жена императора Элия Евдокия нашла в Иерусалиме икону Богородицы и привезла ее в Константинополь. Изображение ее с младенцем Христом считалось подлинным портретом Богородицы, выполненным не кем иным, как апостолом Лукой. В сознании византийцев это была протоикона, чье авторство и подтверждение Воплощения Логоса приравнивало ее к словам евангельских.
Идентифицированный как Богородица Одигитрия (Богоматерь Пути), благодаря имперским церемониям и символике он поднялся до ранга имперского палладия. Таким образом, византийцы верили в идею своей столицы как избранной резиденции Богородицы как Ее земного жилища. Город был посвящен и отождествлялся с ней. Отсюда возникла идея о желании Богородицы быть со своим народом в своем городе, подтверждая избранность византийцев. Особенно во времена великих осад Дева Мария была оплотом столицы.
5. Константинопольские церкви
Важным аспектом Константинополя как христианской столицы было количество культовых сооружений, построенных в городе и его окрестностях. Почти всех этих церквей и монастырей больше нет, но, по некоторым оценкам, в Константинополе на протяжении его одиннадцативековой истории было около 1000 церквей. В этих церквях хранилось около 3600 реликвий, принадлежащих 476 различным святым.
Согласно византийскому преданию, Константинополь был Святым городом, где ожидалось второе пришествие Христа. Описанный паломниками и путешественниками как пространственная икона, святость города превосходила его исторические, архитектурные и урбанистические реалии.
В глазах средневекового человека церковь была больше, чем здание, украшенное мрамором и золотом. Это было пространство, где можно было испытать влияние святых мощей и икон. Сила этих реликвий и икон распространялась по всему городу процессиями, в которых их несли. С момента основания Константинополь начал «собирать» христианские реликвии. К XII веку Константинополь рассматривался даже на Западе как город-реликварий (вместилище или святыня, в которой хранятся священные реликвии).
6. Правитель Константинополя
Мы уже упоминали о значении византийской политической идеологии для идеи Константинополя как универсальной христианской столицы. В центре этой идеологии стоял правитель Константинополя и всего христианского мира. Несмотря на исторические обстоятельства, византийцы твердо верили в идею императорской власти. Как и в случае с языческой Римской империей, в христианизированной империи имперская власть сохранила свой божественный характер.
Византийский император — богоизбранник; он призван к власти Божественным Промыслом и исполняет Божественную Волю как государь охраняемой Богом империи. Император считался вождем всего мира и защитником христианской веры. Он был единственным законным императором на земле, не только избранным Богом, но и преемником римских императоров, восходящих к Августу.
Эта идея господствовала в жизни Константинополя и исходила из памятников, искусства, печатей, монет, речей, письменных документов и придворных церемоний. Удивительно, но верховенство византийского императора признавали даже независимые средневековые страны. Многие невизантийские дворяне и монархи носили византийские придворные титулы, полученные ими из Константинополя. Таким образом, средневековые страны были частью иерархии государств, на вершине которой стоял византийский самодержец как глава христианского мира.
7. Апокалипсис грядет
Для современных наблюдателей падение Константинополя в 1453 году было гораздо большим, чем имперский переход от Византии к Османской империи. Мусульмане, христиане и евреи одинаково видели в османском завоевании Константинополя предзнаменование Конца Времен или Последнего Часа.
Апокалиптическая литература имела очень богатую и популярную интеллектуальную традицию в истории Византийской империи. В сознании византийцев конец империи ассоциировался с концом света. К 15 веку у Империи осталась лишь небольшая территория вокруг Константинополя, что еще больше усилило апокалиптическую роль, приписываемую городу на протяжении всей истории.
К XV веку византийская апокалиптическая традиция стала важной частью европейского апокалипсиса, а падение Константинополя вызвало новые апокалиптические спекуляции в Западной Европе. Планы восстановления не только Иерусалима, но и Константинополя и основания Последней мировой империи стали важной частью политических идеологий европейских монархов.
Согласно византийской и общеевропейской апокалиптической традиции, пророчилось и возвращение Константинополя под христианство. Последний римский император «укротил» белокурых людей (связанных с нордическими народами) и в конечном итоге победил «измаильтян» и с их помощью вернул столицу.
Где находился Константинополь? — WorldAtlas
Картина, изображающая Константинопольский Фал в 1453 году. Автор редакционных прав: Lestertair / Shutterstock.com.
г. Римская империя, существовавшая с 27 г. до н.э. по 1453 г., возглавлялась императорами и имела территориальные владения в Африке, Европе и Азии. Империя была одной из крупнейших в мире и одной из самых мощных военных, политических, культурных и экономических сил того времени. Римская империя могла похвастаться не только мощными социально-экономическими силами, но и одними из крупнейших городов мира. Города Рим и Константинополь были крупнейшими городами мира в разные периоды истории империи. Рим был столицей с 27 г. до н.э. по 330 г. н.э., а Константинополь был столицей с 330 г. н.э. до падения империи в 1453 году. То, что было известно как великий город Константинополь, теперь называется Стамбулом.
О Константинополе
Константинополь был столицей Римской империи с 330 по 1204 год и с 1261 по 1453 год. Это был самый большой и богатый город в Европе с середины 5 века до начала 13 века и был популярен благодаря своему великолепному архитектурному дизайну. Город был построен с намерением конкурировать с Римом и в конечном итоге стать столицей Римской империи. Он был защищен массивными стенами, окружавшими его как с суши, так и с моря. Несмотря на защиту и большое богатство, Константинополь был захвачен и опустошен армией Четвертого крестового похода в 1204 году. Жители города жили под латинским гнетом до 1261 года, когда город был освобожден византийским императором Михаилом VIII Палеологом. 29 мая Константинополь окончательно пал перед Османской империей., 1453.
Основание Константинополя
Константинополь был основан на месте существовавшего тогда города Византии. Византия располагалась в самом узком месте пролива Босфор и была подходящим местом для строительства понтонного моста. Хотя он не был таким влиятельным, как другие города, такие как Афины, он жил в относительном мире и процветании. Город был также сухопутным путем из Европы в Азию и водным путем между Средиземным и Черным морями. Стратегическое географическое положение Византии защищало ее от нападений. Константинополь был основан на этом месте и вновь открыт как новая столица Римской империи императором Константином Великим в 324 г.
Где находится современный Константинополь?
То, что было известно как великий город Константинополь, теперь называется Стамбулом. Стамбул — крупнейший город Турции и трансконтинентальный город Евразии. Он пересекает пролив Босфор, который расположен между Черным и Мраморным морями и отделяет Азию от Европы. Торговые и административные центры Стамбула расположены на европейской стороне, а примерно 30% его населения проживает на азиатской стороне. Стамбул в течение многих лет стоял между конфликтующими культурными, религиозными и имперскими силами. Все эти годы город был самым желанным из-за своего экономического и военного значения.