Страны где сохранился католицизм: КАТОЛИЦИЗМ • Большая российская энциклопедия
Содержание
КАТОЛИЦИЗМ • Большая российская энциклопедия
Первые контакты Древнерусского гос-ва с латинскими миссионерами зафиксированы в 10 в. В 961 по просьбе крестившейся в Константинополе киевской кн. Ольги от германского имп. Оттона I в Киев прибыл еп. Адальберт. Однако миссия успехом не увенчалась, и он вскоре покинул Русь. После принятия киевским кн. Владимиром христианства вост. традиции в качестве гос. религии зап. христианство в Киевской Руси присутствовало как религия «иноземцев». В 11–12 вв. в Киеве, Переяславле, Смоленске, Ладоге появляются католические храмы, предназначенные для католиков-иностранцев. Благодаря тесным торговым связям с германскими городами, входившими в Ганзейский союз вольных городов, действовали две католические церкви и в Великом Новгороде.
Раскол между зап. и вост. христианством, взятие крестоносцами в 1204 Константинополя, завоевательные походы шведских и немецких рыцарей на псковские и новгородские земли, а также активизация деятельности латинских миссионеров в Киеве изменили к худшему отношение к католицизму на Руси. В 1233 по приказу киевского князя Владимира Рюриковича католические храмы и монастыри были разрушены.
Отторжение Литвой и Польшей западнорусских земель, брак великого князя литовского Ягайло и польской королевы Ядвиги и заключение Кревской унии 1386 привели к тому, что католицизм, объявленный господствующим исповеданием в Польше и Литве, стал насаждаться в западнорусских областях при поддержке властей. После возникновения Речи Посполитой, в 1596 была заключена Брестская церковная уния, в результате которой возникла униатская церковь (или Грекокатолическая церковь, ГКЦ), сохранявшая вост. обряд, но принявшая римско-католическое вероучение и признавшая примат папы.
Великое княжество Московское в 14 – 1-й пол. 15 вв. сохраняет тенденцию к жёсткому неприятию католицизма, Москва не поддержала попытку гибнущей Византийской империи заключить церковную унию с Римом (Флорентийская уния 1439). Назначенный в Константинополе митрополитом всея Руси Исидор, активно поддержавший унию, был арестован, заточён по приказу великого князя Василия II, а позднее бежал в Рим. На соборе 1441 в Москве Флорентийскую унию осудили.
При Иване III значительно оживляются контакты Москвы с западноевропейскими государствами. В Москве по приглашению рус. государя работают многочисленные иностранцы, но католическая пропаганда и латинское богослужение на территории Российского гос-ва запрещены. Царь Иван IV Грозный после неудач в войне с Речью Посполитой обращался к папе Григорию XIII за посредничеством в заключении мира. В 1581 для переговоров в Москву отправилось посольство во главе с иезуитом Антонием Поссевином. Однако попытки склонить рус. царя к унии с Римом остались безуспешными: Иван Грозный отказал католикам даже в праве построить в Москве латинский храм. Дальнейшее ухудшение отношений между папским престолом и Русским гос-вом связано с попытками римской курии использовать Смуту на Руси в нач. 17 в. для распространения католицизма. Папа и власти католической Речи Посполитой активно поддержали притязания перешедшего в католичество самозванца Лжедмитрия I на московский престол в обмен на обещания последнего привести Русскую церковь к унии с Римом. В окружении Лжедмитрия I и Лжедмитрия II находились многочисленные иезуиты, представители др. католических монашеских орденов. Следствием этого стали жёсткие меры в отношении католиков, принятые после изгнания интервентов и окончания Смуты. Въезд латинскому духовенству на территорию России был запрещён.
В 1680-х гг. в Москве при покровительстве царевны Софьи и её фаворита князя В. В. Голицына миссионерствовали несколько иезуитов и францисканцев, прибывших для окормления иностранцев, находившихся на рус. службе. Иезуитам удалось открыть в Москве школу и начать издание книг на рус. языке. Но после свержения царицы Софьи патриарх Иоаким добился изгнания католических миссионеров из столицы.
Римско-католическая церковь (РКЦ) в Российской империи в 18 в. В эпоху Петра I отношение правительства и Русской церкви к иноверцам стало терпимее, чем в 17 в. В 1695 иноземцам-католикам, составлявшим значительную часть населения Новонемецкой слободы Москвы, было разрешено построить деревянный храм. А 2.12.1705 последовал указ Петра I о разрешении строить на территории Российской империи каменные католические храмы. Увеличивалось и количество проживающих в России католиков. Если в 1691 их было 40 чел., в 1698 – 400, то к концу царствования Петра I (1725) – 2000.
Отношение к католикам определялось не столько религиозными, сколько политическими соображениями. Пётр I утвердил основополагающий принцип отношений рос. власти к РКЦ: терпимое отношение к католикам при условии их полной политической лояльности. После разрыва дипломатических отношений с Веной в 1719 Пётр I изгнал иезуитов из России, обвинив их в противогосударственной деятельности. Возникшие в России в правление Петра I несколько католических костёлов, которые первоначально окормлялись иезуитами, были переданы в ведение капуцинов, число которых было ограничено до 10 чел. При Петре I немногочисленные рос. католики были поставлены под надзор Святейшего Синода и контроль правительства. С 1734 делами католических приходов было поручено ведать подотчётной Сенату Юстиц-коллегии лифляндских, эстляндских и финляндских дел.
Наиболее значительные перемены в положении католиков в России произошли в правление Екатерины II вследствие вхождения в состав Российской империи в 1772 (после первого раздела Польши) б. ч. белорусских земель, население которых исповедовало преимущественно римо- и грекокатолическую веру. На вновь присоединённых землях по указу Екатерины II в 1773 было образовано Белорусское римско-католическое епископство с резиденцией в Могилёве (с 1782 архиепископия), в состав которого вошли все латинские приходы на территории России. В 1783 папа Пий VI утвердил эти преобразования, положившие начало самостоятельной епархиальной структуре РПЦ в России. В то же время рос. католикам запрещалось исполнять любые папские распоряжения без предварительной санкции рос. монарха. В дальнейшем Могилёвская архиепископия получила статус первенствующей римско-католической кафедры России, а резиденция её правящего архиерея была перенесена в С.-Петербург.
В 1790-х гг. (после второго и третьего раздела Польши в 1793 и 1795) была произведена дальнейшая реорганизация епархиальной структуры римо- и грекокатоликов России. В состав Могилёвской архиепископии вошли ещё 5 диоцезов (епархий): Минский, Виленский, Самогитский, Луцкий и Каменецкий.
Российских грекокатоликов при Екатерине II окормляла Полоцкая епархия. В то же время перешедшее некогда в унию белорусское население, приняв рос. подданство, начало возвращаться в православную веру. Этот процесс стал особенно масштабным после второго и третьего разделов Польши, когда в состав Российской империи вошли остальные территории Белоруссии, а также б. ч. Правобережной Украины и Литва. В 1794–95 в православие перешло св. 1,5 млн. западнорусских униатов.
После упразднения в 1773 ордена иезуитов Екатерина II взяла их под своё покровительство. Императрица намеревалась использовать в деле просвещения подданных высокий уровень образования в иезуитских школах. Благодаря покровительству Екатерины II и Павла I иезуиты, центр деятельности которых переместился в Россию, получили возможность заниматься преподавательской и миссионерской деятельностью в Поволжье, Сибири и ряде др. регионов России.
В связи с захватом о. Мальта Наполеоном имп. Павел I предоставил покровительство Мальтийскому рыцарскому ордену, был избран его великим магистром и даже предлагал папе Римскому переселиться в Россию. При Павле I Могилёвская архиепископия была преобразована в митрополию (1798), восстановлены две упразднённые при Екатерине II униатские епархии – Брестская и Луцкая, образован особый Римско-католический департамент Юстиц-коллегии, контролировавший дела как РКЦ, так и ГКЦ в России. В 1801 департамент был преобразован в Римско-католическую Духовную Коллегию, во главе которой Павел I поставил римско-католического митрополита.
Дом ордена иезуитов (Дом коллегии иезуитов) в Санкт-Петербурге. 1801–05. Архитектор Л. Руска.
Римско-католическая церковь в Российской империи в 19 в. В нач. 19 в. количество римокатоликов в России определялось в 1639854 чел. Действовало 6 римско-католических диоцезов: Могилёвский, Виленский, Минский, Самогитский, Луцко-Житомирский и Каменец-Подольский, в которых насчитывалось 845 костёлов, 304 мужских и 80 женских монастырей, 1710 священников, 3094 монаха и 569 монахинь. ГКЦ имела 4 епархии (с 1809): Виленскую, Полоцкую, Луцкую и Брестскую, в которых насчитывалось 1475 приходов и ок. 2 тыс. священников.
С 1810 дела католиков были переданы в Гл. управление духовных дел иностранных исповеданий (в 1817 перешло в ведение Министерства духовных дел и народного просвещения, в 1824 – в ведение Департамента духовных дел иностранных исповеданий), а в 1832 – в ведение Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД. Департамент имел право налагать вето на папские решения в случае их противоречия законодательству Российской империи. В ведении МВД была и Римско-католическая генеральная консистория. Миссионерская деятельность РКЦ среди некатолического населения России была законодательно запрещена. Тем не менее результатом активной миссионерской деятельности находившихся под покровительством рос. государей иезуитов стал переход в католицизм мн. представителей рус. аристократии, что вызвало недовольство имп. Александра I, поначалу настроенного к иезуитам благожелательно. В 1815 деятельность ордена была запрещена в Москве и С.-Петербурге, а в 1820 иезуиты были полностью выдворены из пределов империи.
В правление имп. Николая I положение рос. католиков осложнилось тем, что представители римско- и грекокатолического духовенства зап. областей России поддержали Польское восстание 1830–31. В результате политически активные католические клирики и миряне были высланы в Сибирь и внутренние губернии России, последовало упразднение монастырей, монахи которых оказали поддержку восставшим (к 1847 в России осталось 72 мужских и 34 женских католических монастыря).
Одновременно ослабло влияние униатов. На Полоцком соборе 1839 с православием воссоединились все униаты, за исключением проживавших на территории Царства Польского и объединённых в грекокатолическую Холмскую епархию. К концу правления Николая I отношения с Римом были в значительной степени урегулированы, итогом чего явилось заключение в 1847 конкордата между Российской империей и папским престолом. В результате к шести уже существовавшим на территории России римско-католическим диоцезам добавился ещё один – Херсонский (в 1848 переименован в Тираспольский, с центром в г. Саратов). Новая епархия была призвана окормлять гл. обр. католическое население немецких колоний в России.
Новые сложности в отношениях между РКЦ и Российским гос-вом возникли после Польского восстания 1863, когда в результате конфликта между правительством Александра II и папской курией рос. власти упразднили Каменец-Подольскую (1865) и Минскую (1869) римско-католические епархии, а также католическую Варшавскую духовную академию (1867). В 1866 последовал разрыв конкордата и полное прекращение дипломатических отношений между Российской империей и папским престолом. В 1875 была упразднена и последняя на территории России грекокатолическая епархия – Холмская, с 1830 подчинявшаяся напрямую Риму. В отличие от жителей Белоруссии и Украины, население Холмщины было более полонизированным, здесь далеко не все униаты желали перейти в православие. Упразднение унии не обошлось без войск, усмирявших недовольных. К сер. 1870-х гг. рос. правительство переходит к политике либерализации отношений с католиками. В 1894 были восстановлены дипломатические отношения с папским престолом.
Кафедральный католический собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве. 1901–11. Архитектор Ф. О. Богданович.
Римско-католическая церковь в Российской империи в 1905–17. После Манифеста 1905 РКЦ получила возможность более свободно осуществлять свою религ. деятельность на территории России. Впервые был разрешён переход в католицизм из др. исповеданий. Этим воспользовались, в частности, некоторые быв. униаты (особенно в Холмской обл.), которые теперь из-за отсутствия униатской церкви в России перешли в римокатолицизм (общим числом 170935 чел.). В предреволюционные годы РКЦ в Российской империи имела 12 епархий, из них 7 – на территории польских земель, 5 – на территории собственно России: Могилёвская, Виленская, Тельшевская (Самогитская), Луцко-Житомирская и Тираспольская. В составе этих 5 епархий было 1160000 верующих, 400 священников, 5 семинарий (из них на территории, соответствующей современной РФ, находилось всего 150 приходов).
К Февр. революции 1917 РКЦ отнеслась благожелательно, надеясь на значительное расширение своей свободы в новых условиях. Надежды эти отчасти оправдались. Была реорганизована епархиальная структура Могилёвского архидиоцеза, в составе которого в 1917 находились 6 епархий: Могилёвская, Минская, Луцко-Житомирская, Каменец-Подольская, Ковенская и Саратовская.
Римско-католическая церковь в СССР в 1917–41. В мае 1917 в Петрограде прошёл собор рос. грекокатоликов под председательством митр. Андрея Шептицкого. На соборе было принято решение об образовании на территории России униатского экзархата. После принятия в 1918 декрета об отделении церкви от государства католические структуры в России были лишены права юридических лиц, а их имущество национализировано. Многие католические приходы наряду с православными подверглись разграблению под предлогом изъятия церковных ценностей на нужды помощи голодающим. Начались репрессии против католического духовенства. Митрополит Могилёвский Эдуард фон Ропп был арестован и выслан в Польшу. В 1923 состоялся судебный процесс над архиеп. Яном Цепляком, прелатом К. Будкевичем, экзархом католиков вост. обряда Л. Фёдоровым и др. по обвинению в антисоветской деятельности. Будкевич был расстрелян, а Цепляк в 1924 выслан за границу.
В 1925 в Риме при Конгрегации вост. церквей была образована комиссия «Pro Russia», которая занималась не только помощью католикам России, но и миссионерской работой среди рус. эмиграции в Европе. Комиссию возглавил иезуит Мишель д’Эрбиньи. В 1926 рукоположенный в епископы д’Эрбиньи приехал в СССР, где совершил несколько тайных епископских хиротоний и произвёл реорганизацию католических епархиальных структур. Однако меры, предпринятые для укрепления католицизма в СССР, ожидаемых результатов не принесли. К сер. 1930-х гг. практически все католические структуры на территории СССР были разгромлены, а священнослужители либо высланы из страны (иностранцы), либо репрессированы (граждане СССР). Только два католических храма – Св. Людовика в Москве и Пресвятой Богоматери Лурдской в Ленинграде продолжали действовать, поскольку числились как учреждения французского посольства. В 1936 из Москвы был выслан последний католический епископ, действовавший на территории СССР. На свободе в это время в СССР оставалось 16 священников.
Грекокатолическая церковь в СССР в 1939–46. В 1939 по пакту Молотова – Риббентропа Галиция вошла в состав УССР. Проводимые сов. властями до начала Вел. Отеч. войны репрессии затронули этот регион в меньшей степени, чем др. регионы СССР (так, на Западной Украине были закрыты только монастыри и духовные школы, а приходы продолжали действовать). С началом 2-й мировой войны ГКЦ активно сотрудничала с оккупировавшими Западную Украину германскими нацистами и покровительствовала местным националистическим движениям (бандеровцам и пр.). Эти обстоятельства обусловили резко негативное отношение к униатам со стороны И. В. Сталина и стремление сов. правительства ликвидировать ГКЦ на территории СССР. С этой целью сов. власти использовали давно существовавшее среди части униатского духовенства стремление возвратиться в православие (лидером этого движения был протопресвитер Гавриил Костельник). В 1944–46 были арестованы все униатские епископы. Львовский собор 1946 объявил об упразднении Брестской унии. Впрочем, это не привело к полному исчезновению униатства: грекокатолические структуры сохранились в эмиграции, а на территории СССР существовали нелегальные униатские приходы.
Римско-католическая церковь в СССР после 1945. В послевоенные годы римско-католические приходы на территории Украины и Белоруссии открыто продолжали свою деятельность, причём число католических общин в СССР увеличилось за счёт вхождения прибалтийских республик в состав Советского Союза. В Литве и Латвии сохранилась существовавшая ранее епархиальная структура, действовали духовные школы. Единственные в России московский и ленинградский католические приходы утратили свой прежний статус французских посольских церквей и номинально были переданы в юрисдикцию Рижского и Каунасского диоцезов. Назначение на них настоятелей, приходская жизнь, как и у др. конфессий, строго контролировались государством.
В период т. н. хрущёвской оттепели положение католиков в СССР в целом улучшилось. Из лагерей были освобождены римско- и грекокатолические епископы, священники и миряне, в т. ч. первоиерарх ГКЦ митр. Иосиф Слипый, который после освобождения переехал в Рим. Было зарегистрировано несколько новых римско-католических приходов, наряду с которыми существовали и нелегальные общины. К 1988 в РСФСР насчитывалось 39 зарегистрированных католических общин. Начавшиеся в СССР при М. С. Горбачёве политические реформы радикально изменили положение РКЦ. После состоявшейся в дек. 1989 встречи Горбачёва и папы Иоанна Павла II были установлены дипломатические отношения между СССР и Ватиканом.
Римско-католическая церковь в современной России. В условиях полной религ. свободы 1990-х гг. РКЦ развила на территории РФ организационно-институциональную активность. К 1991 папа Иоанн Павел II назначил епископов для России, Украины, Белоруссии и Казахстана, где были восстановлены самостоятельные епархиальные структуры. В РФ они первоначально были учреждены в ранге апостольских администратур. Позже были учреждены апостольские администратуры для католиков Юга России, а также востока Сибири и Дальнего Востока. Апостольские администратуры были объединены в конференцию католических епископов России во главе с Т. Кондрусевичем. 11.2.2002 апостольские администратуры РКЦ были преобразованы в самостоятельные диоцезы (епархии) с повышением статуса адм. присутствия РКЦ в России и объединением диоцезов в Российскую церковную провинцию (митрополию).
На 1.1.2003 РКЦ в России имела 268 религ. организаций. В разные годы клирики-иностранцы составляли св. 90% католических священнослужителей в России. С нач. 90-х гг. на территории России возобновили свою деятельность представители католических монашеских орденов: ассумпционисты, доминиканцы, францисканцы, салезианцы, а также монахини-паулинки, кармелитки и др. В 1992 была официально разрешена деятельность рос. отделения ордена иезуитов. В 1999 образована Российская нац. конференция гл. настоятелей и настоятельниц институтов монашествующих и обществ апостольской жизни. Было открыто несколько высших учебных заведений.
На территории России в 90-х гг. было образовано несколько грекокатолических общин, которые не имели в РФ самостоятельной структуры и подчинялись римско-католическим епархиальным архиереям.
Роль католической церкви в современной Польше — Вестник Европы
Автор:
Затыка Марчин
Темы:
Религия / Страны
09.10.2015
Фото: В. Ярошенко
Особая роль католической Церкви в современной Польше связана с прошлым, где глубокий след оставили близкие отношения между структурами государства и Церкви. Бóльшую часть истории государства оба этих института взаимно проникали друг в друга, создавая сеть административных, культурных и общественных связей. Польша уже в самом начале своего существования соединилась с христианством, так как войти в семью государств было возможно именно благодаря Церкви. Крещение, принятое в 966 году князем Мешко от чешского епископа Войцеха, открыло польские племена миру, введя их в круг средиземноморской культуры. В результате благодаря Церкви, Польша получила образованных священников, знающих иностранные языки, государственное управление, основы образования и, что является наиболее важным — сильный аргумент против немцев, которые под предлогом обращения в христианство нападали на польские земли.
Церковь, освобождённая от немецкого влияния, оставалась в близких отношениях с последующими правителями Польши и всё сильнее соединялась с национальным самосознанием поляков. Доверия к Костелу не подорвала даже поддержка папством крестоносцев в вооружённых конфликтах, направленных против Польши с XIV по XVI век, поскольку польские епископы и духовенство встали на сторону народа. Особенно большую поддержку представители Церкви оказали польскому обществу в период утраты независимости в результате начавшихся в конце XVIII века разделов страны. Именно благодаря Церкви, единственному в то время польскому институту, легально действовавшему во всех частях оккупированной Пруссией, Россией и Австрией страны, сохранился национальный дух поляков. Католическая Церковь заботилась о национальных традициях, распространяла обычаи и родной язык, а также развивала общественную жизнь. Деятельность духовных лиц приносила плоды: уже в начале XX века, то есть после более чем ста лет аннексии, в основных религиозных обрядах принимало участие более 90% поляков. Таким образом, произошла идентификация двух понятий — поляк и католик. Польская Церковь также разделяла судьбы населения, преследуемого оккупантами: её наказывали за попытки выступлений против захватчиков, лишая имущества. Во время Второй мировой войны Церковь подверглась ещё более жёстким преследованиям: погибло более трех тысяч священнослужителей, то есть около 30% всех представителей Церкви, работавших в то время на польских землях.
Окончание войны не принесло польской Церкви спокойствия, она лишь в очередной раз разделила судьбу общества, вынужденная функционировать в государстве, управляемом коммунистами. Одним из главных принципов в ПНР было распространение атеизма в обществе, церковное имущество, в свою очередь, почти в полной мере было изъято государством. Однако, несмотря на трудности, Церковь пользовалась расположением граждан, являясь в течение более чем сорока лет существования режима не только самой крупной оппозиционной силой и представителем католического в своей массе общества перед лицом диктатуры, но также в очередной раз выступила в качестве хранителя национальных традиций поляков. Церковь стала ядром моральной оппозиции. Она не конкурировала с правящими коммунистами за осуществление государственной власти, как это делают политические партии, но в рамках своей морально-религиозной миссии выполняла две задачи — евангелизационную и культурную, направленные на защиту прав человека, семьи и народа. Таким образом, Церковь заменяла полякам, по крайней мере в области культуры, отсутствие собственного политического суверенитета. В то время, когда общество было лишено подлинного политического представительства, Церковь выполняла функцию единственной официально существующей оппозиции по отношению к коммунистической власти, несмотря на то, что сама также подвергалась преследованиям и притеснениям.
Однако именно это в период диктатуры, отмеченной попыткой режима подчинить католическую иерархию и ограничить роль Церкви в общественной жизни, сформировало модель религиозности поляков. Решающее влияние имела здесь персона кардинала Кароля Войтылы, позднее папы Иоанна Павла II. Краковский иерарх зарекомендовал себя среди своих соотечественников ещё во время празднования Тысячелетия Крещения Польши, умалить значение которого коммунисты пытались конкурирующими торжествами Тысячелетия Польского государства. Власти в то время соперничали с епископами за расположение общества и, принимая во внимание массовое присутствие поляков на праздновании Крещения, эту борьбу они проиграли. Тем временем этот успех усилил позицию двух лидеров польской Церкви — кардиналов Вышинского и Войтылы — не только в стране, но также и на международной арене. Проявлением этой популярности было избрание Кароля Войтылы папой во время конклава в 1978 году. Это событие, важное для истории всей Римско-католической церкви еще и по той причине, что закончилось 455-летнее доминирование на папском троне итальянских кардиналов, укрепило позицию польских церковных иерархов в переговорах с коммунистическими властями по вопросу соблюдения прав человека и гарантий религиозной свободы.
Уже в первые месяцы исполнения своих обязанностей на новом посту Кароль Войтыла показал, что намерен остаться рядом со своими соотечественниками. Спустя всего лишь восемь месяцев с момента выбора Папой, он посетил погруженную в диктатуру Польшу. С этого времени довольно часто, в среднем каждые четыре года, а в середине 1990-х годов — даже и каждые два — он приезжал на родину с пастырской программой, представляемой во время проповедей, лекций и встреч с согражданами. Уже первое паломничество папы доказало, что благодаря новой должности Войтылы польская католическая Церковь укрепила свой моральный авторитет. В июне 1979 года Иоанна Павла II бесчисленные толпы верующих приветствовали папу, а польское общество впервые за многие годы увидело свою силу. С сегодняшней перспективы не подлежит сомнению, что Святой отец «разбудил» соотечественников. Не далее как спустя год после его первой поездки на родину по Польше прокатилась самая мощная в её истории волна забастовок, в результате которых на политической сцене — впервые с 1947 года — появилась сильная оппозиционная структура — Независимый самоуправляемый профсоюз «Солидарность».
После 1980 года, перед лицом возрастающего напряжения между оппозицией «Солидарности» и партийно-государственным аппаратом, церковные власти приняли на себя функции переговорщика и посредника, чтобы процесс начавшихся перемен продолжался в мирном русле. Независимая организация, которая с первых дней своего существования пользовалась поддержкой духовенства и епископов, могла также рассчитывать на поддержку Церкви в переговорах с коммунистическими властями, особенно в трудный период репрессий военного положения, объявленного 13 декабря 1981 года. Церковные иерархи заступались за арестованных политиков оппозиции, прося руководство режима об их освобождении. Одновременно представители церковного руководства стремились установить диалог между правительством и членами «Солидарности», объявленной вне закона вследствие военного положения. Переговоры между двумя сторонами, предпринятые в середине 1980-х годов, позволили начать диалог, который привёл к организации заседаний «Круглого стола» — серии переговоров между представителями режима и оппозиции по поводу внутренних реформ. Именно эта первая, после более чем сорока лет диктатуры, имевшая организованный и узаконенный вид, форма переговоров между властью и демократическими силами привела к установлению 4 июня 1989 года первых частично свободных выборов в государстве Восточного блока. Результаты выборов подтвердили, что оппозиция пользуется огромной поддержкой общества. Гражданский комитет «Солидарность» получил почти всё, что можно было выиграть, то есть «предложенные» коммунистическими властями 35% мандатов в Сейме, а также 99% в Сенате. Эти выборы инициировали процесс перехода от коммунистической диктатуры к либеральной демократии, а осуществлявшая диктаторское руководство Польская объединённая рабочая партия отказалась от принципов марксистско-ленинской идеологии, перейдя на прагматические позиции. В результате это привело к возникновению политического плюрализма в Польше, в том числе и к распаду коммунистической системы в Европе.
Церковь сыграла также важную роль в становлении первых элит трансформирующейся в демократическое государство Польши. Это под её опекой находился единственный относительно независимый научный центр времён существования режима — Католический университет Люблина, обучавший студенческую молодёжь в соответствии с западноевропейскими стандартами. Многие его выпускники вошли в состав создававшейся после 1989 года посткоммунистической государственной администрации. В свою очередь, основанные при участии священнослужителей ещё во времена диктатуры, Клубы католической интеллигенции собирали в своих рядах интеллектуалов-демократов, многие из которых с 1989 года уже в качестве министров имели значительное влияние на политику кабинета Тадеуша Мазовецкого — главы первого демократического правительства Польши после Второй мировой войны. Сам премьер-министр в прошлом тоже являлся членом Клуба католической интеллигенции. Люди, связанные с клубами, также активно включались в создание новой демократической партийной системы в Польше. Большинство из них сблизились с Гражданским комитетом «Солидарность», придав движению христианский характер.
После 1989 года роль католической Церкви в Польше претерпела значительные изменения. Она перестала выполнять функцию переговорщика между коммунистическим режимом и оппозицией, которая окончательно получила власть. В условиях демократии возникли различные политические партии, соперничающие между собой за поддержку общества на выборах в органы местного самоуправления, в Сейм и Сенат, а после вступления Польши в Европейский Союз в 2004 году — также и на выборах в Европейский парламент. Однако роль Церкви в общественной жизни на этом не закончилась. На сегодняшний день она активизируется в качестве общественного института, который взял на себя функции дидактической и воспитательной миссии. В этой роли Церковь также воздействует на политическую жизнь, однако она делает это косвенным образом, в частности, путём пастырских посланий епископов, сообщений по важным для общественной и национальной жизни вопросам. В период парламентских выборов церковные иерархи обращаются к верующим с призывом участвовать в них и проголосовать за кандидатов, руководствующихся этическими принципами, имеющими корни в христианских ценностях.
Католики принимают активное участие в политической жизни Польши, что подтверждают проведённые после 1989 года, то есть уже в реалиях свободной Польши, исследования общественного мнения. Они доказывают тесную зависимость между участием в религиозных обрядах и активным участием в каждых очередных выборах в парламент и органы местного самоуправления, поддержкой демократии, деятельностью в гражданских организациях или симпатией к правоцентристским политическим партиям, корни которых уходят к «Солидарности». Опросные листы подтверждают, что не только верующие, но также и польские священники являются той общественной группой, которая в довольно высокой степени принимает демократическую систему.
Несмотря на некоторое ослабление поддержки обществом в 1990-е годы, роль Церкви в Польше, однако, по-прежнему осталась существенной, в большой мере благодаря Иоанну Павлу II. Папа был бесспорным авторитетом у себя на родине как у людей верующих, так и неверующих. Несмотря на то, что со дня его смерти прошло уже много лет, он всё ещё пользуется большой популярностью среди своих соотечественников. Они по-прежнему массово участвуют в многочисленных мероприятиях, связанных с Каролем Войтылой (например, в Днях Папы или в открытиях объектов и мест его памяти). В душепастырской программе польской Церкви продолжает доминировать учение папы-поляка, — и не только из-за его национальности, но и потому, что большинство католических епископов чувствуют себя с ним связанными эмоционально. Ведь многие епископы были рукоположены именно во время понтификата Иоанна Павла II, впрочем, как и большинство польских священников, которые приняли духовный сан в этот период.
Подавляющее большинство польского общества, в котором преобладают католики, также помнит папу-поляка и его частые паломнические поездки на родину, которые определяли ритм жизни Церкви. С 1989 года папа посещал Польшу пять раз, делясь со своими соотечественниками посланиями, касающимися религиозных, моральных и общественных вопросов. Он побуждал к действиям, укрепляющим институт семьи, а также к принятию на себя ответственных гражданских задач, например, таких как объединения в религиозных и общественных организациях («Католическая Акция», католическое харцерское движение и т. д.).
Папа призывал к тому, чтобы миряне активно включались в жизнь Церкви, а также в политику, хотя он не был ни сторонником создания христианско-демократической партии, ни христианского профсоюза. Тем не менее он оставил след в партийных уставах, и теперь большинство присутствующих в парламенте деятелей политических партий и сегодня ссылается на христианское наследие Польши и учения Иоанна Павла II.
Несомненно, папа оказывал сильное воздействие на духовенство, он имел позитивное влияние на новые рукоположения в священники. Как показывают социологические исследования, в период понтификата Иоанна Павла II число рукоположенных в духовный сан в Польше достигло динамики, никогда прежде не отмеченной. Современная польская Церковь, в отличие от остальной Европы, не сталкивается с кризисом рукоположений, даже несмотря на демографическую яму. В 1998–2001 годах, то есть на закате понтификата Иоанна Павла II, число студентов в епархиальных и монастырских семинариях составляло около семи тысяч человек. Хотя в течение последующих десяти лет это число сократилось почти на половину, польские семинаристы по-прежнему составляют более 25% всех европейских семинаристов. Кроме того, польская католическая Церковь является одной из самых молодых поместных Церквей на нашем континенте. Средний возраст обычного священника составляет около 50 лет. По всей стране служит около 29 тысяч священников, 1500 пребывают в миссиях, из которых 700 человек находятся в республиках бывшего СССР.
Несмотря на то что католическая Церковь в Польше не поддерживает никакой политической партии, а сам Иоанн Павел II напоминал политикам о том, что никакая группа не может представлять Церковь, епископы и папа сказали своё «да» кандидатуре Польши в Европейский Союз. Эти устремления поддерживались всеми правительствами с 1989 года, независимо от их идейной ориентации. Роль церковных иерархов была в этом вопросе нелёгкой, поскольку значительная часть католических кругов проявляла недоверие по отношению к вступлению Польши в ЕС. Со временем эти настроения менялись, чему, несомненно, поспособствовали визиты в Брюссель польских епископов, послания епископата верующим, высказывающиеся положительно по поводу европейской интеграции, а также высказанное в 1999 году Иоанном Павлом II в польском Сейме пожелание вступления Польши в структуры Евросоюза. Папа повторил его в мае 2003 года, за месяц до референдума о присоединении, в котором значительное большинство его соотечественников проголосовали за интеграцию Польши с Европейским Союзом.
Перевод с польского Денис Беляев
Публикуется с согласия журнала Res Publica Nowa
© Текст: М. Затыка
© Перевод: Д. Беляев
Какие страны остались верными католицизму в эпоху Возрождения?
СТЭН СМИТ
КЛАСС
… Jupiterimages/Photos.com/Getty Images
Протестантское христианское движение неофициально началось в 1517 году, когда монах-августинец по имени Мартин Лютер опубликовал «Девяносто пять тезисов о силе и действенности Индульгенции» в немецком городке Виттенберг. Это была резкая критика доктрины и практики Римско-католической церкви, и она последовала за более ранними движениями, которые безуспешно делали то же самое. Католическая церковь вскоре была занята, но у нее действительно были некоторые ключевые союзники. Группа европейских государств независимо друг от друга помогла бы сдержать растущую протестантскую угрозу.
Исследуйте эту статью
- Италия
- Ирландия
- Испания и Португалия
- Франция
1 Италия
Итали и принадлежащая церкви Папская область. Хотя в европейских движениях были итальянцы, склоняющиеся к протестантизму, у них не было большой поддержки со стороны своего народа дома. Сегодняшние итальянские протестантские церкви являются прямыми потомками той эпохи, но их немного. Италия продолжает оставаться гордым католическим оплотом.
2 Ирландия
Ирландия в то время тоже не была независимым государством, но оставалась сильной католической территорией в бурлящем протестантском море. Британские попытки навязать протестантские нововведения своим ирландским подданным были в лучшем случае половинчатыми, в основном из-за хронической нестабильности английской церкви. Южные графства Изумрудного острова оставались очень близкими к католической церкви в большинстве государственных и частных вопросов до сравнительно недавнего времени.
3 Испания и Португалия
В то время Испания и Португалия были сверхдержавами-тяжеловесами. Оба вели длительные войны, чтобы уничтожить исламские твердыни внутри своих границ, и имели ресурсы, чтобы проецировать свою мощь в любой точке Европы. Их сила и географическая изоляция от зон конфликта позволили бы «Контрреформации» католической церкви утвердиться и распространиться на другие регионы, включая недавно открытую Америку. У церкви и двух монархий был стратегический союз, который приносил пользу всем сторонам, пока они ладили друг с другом.
4 Франция
Обычно считается, что Франция всегда была католическим государством, но это только из-за того, что французская монархия сделала для устранения протестантской угрозы. Движение в протестантском стиле зародилось здесь в 12 веке и выжило, чтобы присоединиться к полномасштабному восстанию во время Реформации. После длительного религиозного конфликта, приведшего к многочисленным смертям, протестанты в течение почти столетия пользовались определенной религиозной свободой в соответствии с Нантским эдиктом. Людовик XIV отменил указ в 1685 году. Большинство протестантских церквей и школ во Франции вскоре были закрыты или разрушены, и вскоре после этого подавляющее большинство французских протестантов эмигрировало.
ссылки
- 1 European History Online: Виттенбергская Реформация как медийное событие
- 2 Итальянский союз методистской и вальденсовской церквей: история
- 3 Англиканская церковь Ирландии: Ирландская и Универсальная Вестминстерский университет
- 4 : Католицизм и национализм в Ирландии: от слияния в XIX веке к разделению в XXI веке
- 5 Школа перспективных исследований Лондонского университета, Институт исторических исследований: Большая стратегия Филиппа II
- 6 Британская энциклопедия: Нантский эдикт
- 7 Фордемский университет: Отмена Нантского эдикта
Об авторе
Стэн Смит — писатель из Нэшвилла. С 1985 года он работал журналистом в «The Tennessean» и «The Northern Virginia Daily», освещая преступления, коррупцию и спорт. Стэн получил степень бакалавра искусств по истории Германии в Южном университете и работает над своим первым романом.
Статьи по теме
Через пять веков после Реформации католико-протестантское разделение в Западной Европе исчезло
Папа Бенедикт XVI обнимается с архиепископом Кентерберийским Роуэном Уильямсом (слева) в лондонском Вестминстерском аббатстве во время вечерней молитвы в сентябре 2010 года. (Ричард Пол/ WPA Pool/Getty Images)
В то время как протестанты готовятся к празднованию 500-летия Реформации, новое исследование Pew Research Center показывает, что преобладающее мнение среди католиков и протестантов в Западной Европе состоит в том, что они больше похожи в религиозном отношении, чем различаются. И на континенте, который когда-то был свидетелем долгих и кровавых религиозных войн, и протестанты, и католики теперь в подавляющем большинстве выражают готовность принять друг друга как соседей и даже как членов семьи.
Опрос также показывает, что одно из основных теологических противоречий протестантской Реформации больше не разделяет рядовых католиков и протестантов в Западной Европе. Сегодня большинство или множество представителей обеих групп говорят, что для того, чтобы попасть на небеса, необходима вера и добрых дел – традиционная католическая позиция. Меньше людей говорят, что одна лишь вера (по-латыни: sola fide ) ведет к спасению, и именно эту позицию Мартин Лютер сделал центральным объединяющим лозунгом протестантских реформаторов 16-го века.
Тем не менее, между двумя христианскими традициями остаются различия. Географически протестанты по-прежнему сосредоточены на севере, а католики — на юге Европы. Во многих странах значительное меньшинство как католиков, так и протестантов (примерно четыре из десяти или более католиков в Соединенном Королевстве, Ирландии, Италии и Франции и сопоставимые доли протестантов в Швейцарии и Великобритании) говорят, что эти две группы более религиозны. чем они похожи. А протестанты и католики, которые считают религию важной в своей жизни, с большей вероятностью займут традиционную позицию своей церкви в отношении спасения по сравнению с теми, кто считает, что религия менее важна.
Это одни из основных результатов нового опроса, проведенного исследовательским центром Pew Research Center среди 24 599 взрослых в 15 странах Западной Европы с апреля по август 2017 года посредством телефонных интервью как с мобильных, так и со стационарных телефонов. Исследование, финансируемое благотворительными фондами Pew Charitable Trusts и Фондом Джона Темплтона, является частью более масштабных усилий исследовательского центра Pew Research Center, направленных на изучение религиозных изменений и их влияния на общества во всем мире. Ранее Центр проводил религиозные исследования в странах Африки к югу от Сахары; регион Ближнего Востока-Северной Африки и многие другие страны с большим мусульманским населением; Латинская Америка и Карибский бассейн; Израиль; Центральная и Восточная Европа; и Соединенные Штаты.
Новые опросы являются репрезентативными на национальном уровне, с выборкой примерно 1500 или более респондентов в каждой стране, что позволяет исследователям анализировать мнения католиков в 11 странах и протестантов в восьми странах.
Pew Research Center также опросил католиков и протестантов в США, чтобы узнать их мнение по вопросам, связанным с протестантской Реформацией, в том числе по нескольким вопросам, которые задавались и в Западной Европе. С результатами опроса в США можно ознакомиться здесь.
В Западной Европе лишь немногие страны имеют равномерную смесь протестантов и католиков.
Примерно через пять столетий после разрыва между протестантизмом и католицизмом Западная Европа по-прежнему в основном состоит из стран, население которых либо преимущественно католическое, либо преимущественно протестантское.
Католики составляют самую большую группу в девяти исследованных странах, в основном на юге. Протестанты являются крупнейшей религиозной группой в пяти странах, все на севере.
Германия, где Лютер жил и написал список из 95 богословских положений, публикация которых в 1517 году является событием, которое многие протестанты отмечают как начало Реформации, на 42% католическая, на 28% протестантская и на 24% не принадлежащая к какой-либо религии. Но даже Германия более однородна в религиозном отношении на региональном уровне, с большим количеством протестантов на севере, католиков на юге и людей без религиозной принадлежности на востоке. (Подробнее о Реформации см. на этой врезке.)
Многие европейцы отождествляют себя с отдельными течениями протестантского христианства, а не с протестантизмом в целом. Например, в скандинавских странах большинство протестантов идентифицируют себя как лютеране, в то время как в Великобритании большинство идентифицируют себя как англикане (или англиканская церковь). Англиканцы иногда описывают свою церковь как идущую особым путем, который не является ни римско-католическим (поскольку Генрих VIII отказался от власти папы в 1534 г. ), ни полностью протестантским (поскольку англиканская церковь все еще считает себя частью вселенской или «католической» церкви). ). Тем не менее, для целей настоящего анализа англикане включены в широко определяемая протестантская категория, наряду с другими церквями, порвавшими с Римом, начиная с 16 века.
Нидерланды являются единственной опрошенной страной, в которой большинство взрослого населения (48%) не принадлежат к какой-либо религии (идентифицируют себя как атеисты, агностики или «ничего особенного»). Но тенденции секуляризации очевидны во всем регионе. Люди без религиозной принадлежности составляют значительную долю населения в нескольких странах, в том числе примерно четыре из десяти взрослых в Норвегии (43%), Швеции (41%) и Бельгии (37%).
Кроме того, католики и протестанты в Западной Европе обычно демонстрируют низкий уровень соблюдения религиозных обрядов.
Относительно небольшой процент представителей обеих групп говорит, что они ежедневно молятся (в среднем 12% католиков и 14% протестантов) и что религия очень важна в их жизни (13% католиков и 12% протестантов). Посещаемость церкви также довольно низкая среди обеих групп, хотя католики несколько чаще, чем протестанты, говорят, что посещают церковь не реже одного раза в неделю.
Голландские протестанты отличаются относительно высоким уровнем религиозности: около половины (51%) говорят, что религия очень важна в их жизни, а большинство (58%) ежедневно молятся. Кроме того, 43% говорят, что еженедельно посещают церковь — больше, чем среди католиков в Западной Европе, и более чем в четыре раза больше, чем среди протестантов в любой другой стране региона.
Как среди протестантов, так и среди католиков люди склонны говорить, что для того, чтобы попасть на небеса, необходимы и вера, и добрые дела
Со времен протестантской Реформации sola fide , или спасение «только верой» стало отличительной чертой протестантского богословия. Исторически протестанты подчеркивали, что люди спасаются не своими добрыми делами или покаянием, а верой в жертву Иисуса, через которую Бог решил простить грехи всех людей. По словам Лютера: «Только вера достойно и в достаточной мере оправдывает и спасает человека». 1 Это был серьезный отход от акцента католической церкви на необходимости искупления христианами своих грехов через исповедь и покаяние.
Сегодня, однако, западноевропейские католики и протестанты больше не разделяются резко по этому богословскому вопросу: больше католиков и протестантов говорят, что и вера, и добрые дела необходимы, чтобы попасть на небеса, чем говорят, что только вера ведет к спасению. И значительная часть обеих групп не занимает четкой позиции по этому вопросу, возможно, отражая незнание богословских тонкостей.
Безусловно, католики в Западной Европе (медиана 59%) чаще, чем протестанты (медиана 47%), занимают традиционно католическую позицию, согласно которой для спасения необходимы и добрые дела, и вера в Бога. Но даже протестанты во всех опрошенных странах, кроме Норвегии, скорее скажут, что оба элемента необходимы для спасения, чем займут традиционно протестантскую позицию sola fide. Например, немецкие протестанты почти в три раза чаще говорят, что вера и добрые дела необходимы, чтобы попасть на небеса (61%), чем говорят, что только вера — это путь на небеса (21%).
На самом деле, в странах, где проживает значительная доля как католиков, так и протестантов, только в Нидерландах католики (66%) чаще, чем протестанты (47%), говорят, что спасение приходит через веру и добрые дела. В Германии, Швейцарии и Великобритании протестанты с такой же вероятностью, как и католики, если не с большей вероятностью, придерживаются этой традиционной католической веры.
Как среди католиков, так и среди протестантов те, кто говорит, что религия «очень» или «отчасти» важна в их жизни, с большей вероятностью, чем те, кто говорит, что религия менее важна, придерживаются позиции своей собственной традиции в отношении спасения.
Религиозные реформации и религиозные войны в Европе
Если в качестве отправной точки протестантской Реформации нужно выбрать одну дату, общепринятым выбором будет 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер, монах-августинец и профессор университета в Виттенберге , Германия, публично опубликовал длинный список академических аргументов против практики католической церкви. Это событие широко отмечается в праздновании 500-летия Реформации в этом году, которая в конечном итоге расколола западное христианство и привела к более чем вековой религиозной войне по всей Европе. 2
Вместо описания одной Реформации, которая внезапно разделила западную церковь на две совершенно разные части, многие историки теперь говорят о множественных Реформациях и подчеркивают преемственность, а также различия между средневековым католицизмом и протестантизмом. 3 Ученые все чаще относят семена инакомыслия к церковным реформаторам прошлых веков. До Лютера (который родился в 1483 г. и умер в 1546 г.) среди средневековых реформаторов были Питер Вальдо в северной Италии (около 1140–1205 гг.), Джон Уиклиф в Англии (около 1330–1384 гг.) и Ян Гус на территории современной Италии. Чехия (около 1370-1415 гг.).
Тем не менее, Лютер и 1517 год играют ключевую роль в историческом повествовании. Первоначально Лютер выступал в основном против одной практики католической церкви — продажи индульгенций, которую он рассматривал как форму коррупции. 4 Вскоре после этого он также поставил под сомнение честность папства и священства, утверждая, что обычные христиане могут иметь более прямые, непосредственные отношения с Богом. Вскоре он стал утверждать, что папы и великие соборы подвержены ошибкам, а непогрешима только Библия. Папа Лев X отлучил его от церкви, но доводы Лютера распространились по Европе и нашли множество откликов и вариантов. Среди других реформаторов, действовавших при его жизни, были Ульрих Цвингли в Цюрихе (1484–1531) и Жан Кальвин в Женеве (1509).-1564), чьи направления Реформации стали известны как реформатское христианство.
В то время как различные реформаторы и протестантские церкви яростно расходились во мнениях по теологическим вопросам, большинство протестантов приняли несколько доктрин с небольшими вариациями. Среди наиболее важных были «только Священные Писания» (на латыни, sola scriptura ), согласно которым Библия, а не совокупность учений пап и церковных соборов, является высшим источником авторитета для христиан; «только вера» ( sola fide ), в котором утверждалось, что спасение нельзя заслужить добрыми делами, и уж тем более не купить индульгенциями, а скорее дарует Бог тем, кто верит в Иисуса Христа; и «только благодать» ( sola gratia ), идея о том, что спасение приходит непосредственно от Бога к каждому человеку, без каких-либо посредников, таких как священники, и, следовательно, роль духовенства состоит в том, чтобы просто быть служителями в служении другим.
В ответ на распространение протестантизма усилия по реформированию католической церкви набрали силу, включая основание ордена иезуитов. Многие изменения последовали за Трентским собором (1545–1563), который осудил протестантские учения как ереси, но также стремился прояснить католические учения и привел к систематизированным версиям мессы и католического требника (молитвенника), которые существовали веками.
В эпоху, когда религия была переплетена со всеми аспектами жизни, включая политику, Реформация также вызвала религиозное насилие по всей Европе, кульминацией которого стала Тридцатилетняя война, длившаяся с 1618 по 1648 год. разрушительной войны и предоставило права меньшинств католикам, лютеранам и кальвинистам во многих частях Европы. Тем не менее, войны на религиозной почве продолжались до начала 18 века, а напряженность между католиками и протестантами распространилась и в современную эпоху в таких местах, как Северная Ирландия.
Даже среди более религиозных католиков и протестантов высокий уровень принятия друг друга
Несмотря на долгую историю конфликта между католиками и протестантами после Реформации, западноевропейские католики и протестанты теперь очень хорошо принимают друг друга. В каждой опрошенной стране примерно девять из десяти или более католиков и протестантов говорят, что они готовы принять представителей другой традиции в качестве соседей. И подавляющее большинство представителей обеих групп говорят, что были бы готовы принять членов другой религиозной группы даже в качестве членов семьи.
В двух странах, Ирландии и Италии, католики, считающие религию хоть сколько-нибудь важной в своей жизни, гораздо реже, чем те, кто считает религию менее важной, заявляют, что готовы принять протестантов в качестве членов семьи или соседей. Тем не менее, большинство представителей обеих групп говорят, что готовы принять протестантов в свои семьи. В Ирландии, например, 76% католиков, для которых религия очень или в некоторой степени важна, говорят, что были бы готовы принять протестантов в члены семьи, по сравнению с 9% католиков.3% ирландских католиков говорят, что религия менее важна в их жизни.
Среди протестантов как высокорелигиозные, так и менее религиозные люди с одинаковой вероятностью заявят, что были бы готовы принять католиков в качестве соседей или членов семьи.
Католики с высшим образованием особенно охотно принимают протестантов как членов семьи и соседей, хотя большинство из менее образованных также говорят об этом.
Католики с высшим образованием, протестанты чаще других знают представителя другой веры
В большинстве стран большинство католиков и протестантов заявляют, что лично знают представителя другой веры, но протестанты, живущие в скандинавских странах, с меньшей вероятностью имеют личные связи с католиками. Например, только 31% финских протестантов говорят, что знают католика, как и примерно половина жителей Дании (49%) и Швеции (49%). Среди католиков жители Бельгии (39%) и Испании (35%) меньше всего говорят, что лично знают протестанта.
Как среди католиков, так и среди протестантов взрослые с высшим образованием чаще, чем менее образованные, говорят, что лично знают представителей другой традиции. Это верно для всех северных стран. Например, в Норвегии большинство (72%) протестантов с высшим образованием лично знают католика по сравнению с примерно половиной (51%) тех, у кого меньше образования. Аналогичная картина наблюдается среди католиков в нескольких странах, включая Бельгию (53% среди взрослых с высшим образованием против 34% среди людей с низким уровнем образования) и Испанию (46% против 32%).
Все больше людей считают католиков и протестантов схожими в религиозном отношении
Большинство или множество взрослых (включая католиков, протестантов и людей, не принадлежащих к какой-либо религии) во всех 15 опрошенных странах Западной Европы говорят, что католики и протестанты сегодня «религиозно больше похожи, чем они разные.»
Тем не менее, значительные меньшинства в некоторых странах считают католиков и протестантов «религиозно более разными, чем похожими». Почти четыре из десяти взрослых в Ирландии занимают эту должность (39%), Италия (39%) и Великобритания (37%).
Как правило, люди в преимущественно католических странах чаще, чем в других странах, говорят, что сегодня эти две группы религиозно различны. В большинстве опрошенных стран с преимущественно католическим населением примерно одна треть или более взрослых придерживаются этой позиции.