Страсти души: Страсти души — Рене Декарт

Разное

Содержание

Декарт. “Страсти души” (Изложение) — TopRef.ru

Декарт. “Страсти
души”

Тело непосредственно связано с душой.
К познанию наших страстей можно подойти
только исследуя различия между телом
и душой. Мысли принадлежат душе, а все
тепло и движения — телу. Все движения
зависят от мышц, которые расположены
друг против друга, что когда одна
сокращается, то другая притягивает ту
част тела, с которой соединена и заставляет
одновременно удлиняться противоположную
ей. Все эти движения зависят от нервов
— маленьких трубочек, идущих от мозга и
содержащие подобно ему некий воздух —
животный дух . Пока мы живы в нашем теле
имеется теплота — вид огня, поддерживаемого
венозной кровью — телесное начало всех
наших движений. Наиболее подвижные и
легкие частицы крови непрерывно поступают
в полости мозга — они то и образуют
животные духи. Сокращение мышц происходит
благодаря тому, что в мышцу поступает
большее кол-во духов. В каждой мышце
имеются небольшие отверстия, через
которые духи могут перейти из одной
мышцы в другую. Духи могут состоять из
разных в-в, отчего меняется скорость их
движения. Все выше перечисленное
относилось к телу. Душе же принадлежат
только мысли. Они бывают двух типов:
одни являются действиями души (желания),
другие ее страстями (все виды встречающихся
у нас восприятий и знаний). Восприятия,
относимые только к душе — это такие,
действие которых чувствуется как бы в
душе и ближайшая причина которых
неизвестна. Страсти души — восприятия
или душевные движения которые относятся
в особенности к ней и которые вызываются
движениями духов. Душа связана со всем
телом. Но в мозге имеется небольшая
железа, в которой душа более, чем в прочих
частях тела, осуществляет свою
деятельность. Она расположена над
проходом, через который духи передних
ее полостей сообщаются с духами задних.

Местопребывания страстей — не в сердце.
Главное действие страстей — побуждение
и настойка души человека, желать того,
к чему эти страсти подготавливают его
тело (страх — желание бежать).

Шесть только первичных страстей:
удивление, любовь, ненависть, желание,
радость, печаль. Все остальные — их роды.
К ним относятся: уважение и пренебрежение
— они являются родами удивления, ибо
когда мы не удивляемся величию или
наоборот. великодушие — связано с
понимание того, что человеку принадлежит
право распоряжаться только своими
желаниями и что хвала и порицание зависят
только от того, хорошо или плохо он
пользуется этим правом.

Добродетельное смирение — размышляя о
своих ошибках человек понимает, что они
не меньше ошибок других и поэтому нельзя
ставить себя выше других. порочное
смирение — человек чувствует слабость
или нерешительность и не может
воспользоваться в полной мере своей
свободой, не может удержаться от
поступков, которые он знает вызовут у
него впоследствии раскаяние. благоговение
— склонность уважать не только предмет
почитания, но и подчиняться ему и с
известным опасением пытаться снискать
себе его благосклонность. ему противоположно
презрение — склонность души пренебрегать
свободной причиной. надежда — склонность
души убеждать себя в том, что желаемое
сбудется. ревность — вид страха, связанный
с желанием обладать каким-либо благом.
Оно основывается на силе доводов и на
высокой оценке этого предмета.

Жалость — вид печали, смешанный с любовью
или доброжелательностью к тем, кто
переживает какие-нибудь незаслуженное
горе. Он противоположно зависти, т.к. у
нее другой объект. раскаяние прямо
противоположно самоудовлетворению;
это вид печали, происходящий от сознания
того, что мы совершили какой-то дурной
поступок и причина его в нас. стыд — вид
печали, основанный на любви к себе и
происходящий от страха перед порицанием.
Она противоположна гордости, которая
есть наоборот радость.

Средства против страстей Чем меньше
страстей, тем меньше их можно опасаться.
Все они хороши по своей природе, но мы
должны только опасаться их неправильно
применения или их крайностей. Среди
таких средств — размышление и искусство.
Единственное средство против крайностей:
следует сдержаться и помнить, что все
представляющееся воображению склонно
обманывать душу. Когда склонность
склоняет к тому, что требует немедленно
выполнения, следует воздержаться от
того, чтобы сейчас же принимать решение;
надо думать о другом пока не укоротятся
волнения. В других случаях воля должна
быть направлена на то, чтобы внимать
противоположным страсти доводам.
Мудрость полезна тем, что она учит
властвовать над своими страстями и так
умело ими распоряжаться, чтобы легче
переносить причиняемое ими зло и даже
извлекать из этого радость.

Рене Декарт «Страсти души» (1649)

Декарт уверен, о душе так, как он, ещё никто не размышлял. Он чувствует себя первопроходцем, ему трудно, но вера в предположения крепка. Декарт уже понял — тело есть механизм, сим механизмом управляет душа, в свою очередь располагающаяся в середине мозга, точнее в специальной железе, где получает требуемую ей информацию по нервам и сообщает телу требуемые действия. Власть души над телом абсолютная, без души тело становится мёртвым. Тело для души — подобие марионетки. Единственный инструмент, подвластный душе, это страсти. Под страстями следует понимать проявление эмоций и чувств вообще.

Душа не сообщает телу движение и теплоту, она способна порождать мысли. Движение и теплота возникают в теле вне души. Тело способно самостоятельно совершать движения. По Декарту получается, что тело может действовать вне желаний души. Более того, функционирование души зависит от тела, в том числе от работы сердца и доставки к железе питательных веществ по сосудам. Данные питательные вещества Декарт называет животными духами — они представляют из себя мельчайшие частицы крови, их состав зависит от пищи.

Как же душа управляет телом? По нервам она получает информацию: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и многое прочее. Порождаемая ей мысль передаётся обратно по нервам к мышцам, вследствие чего тело выполняет требуемое: мышцы сокращаются или расслабляются. Аналогичным образом душа порождает страсти. Что присуще душе, то не присуще телу. Душа испытывает радость, гнев и прочие страсти, тело — холод, жару и тому подобное. Волнение сердца — заслуга души, но никак не тела. Декарт волен предполагать, как его собственная душа того желала. Память по его представлению порождается вследствие нахождения животными духами в теле воспоминаний.

Не все желания души могут быть выполнены телом. Если требуется посмотреть вдаль, то зрачок расширяется, но он не расширится, если не смотреть вдаль. Не все движения тела порождаются волей души. Если необходимо говорить, то губы и язык не контролируются. Кроме того, воля может мешать желаниям души, то есть при желании бежать — тело останется на месте. Не бывает такого, чтобы душа полностью контролировала страсти. Например, аппетит пропадёт при виде отвратительного.

Декарт выделил шесть главных простых страстей: удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль. От них проистекают остальные чувства: уважение, пренебрежение, изумление, великодушие, гордость, смирение, низость, почитание, презрение, надежда, страх, ревность, уверенность, отчаяние, нерешительность, мужество, смелость, соперничество, трусость, ужас, угрызения совести, насмешка, зависть, жалость, самоудовлетворённость, раскаяние, благосклонность, признательность, негодование, гнев, гордость, позор, отвращение, сожаление, веселье, смех и прочие. Каждое из чувств подробно проанализировано.

Эмоции влияют на происходящие с телом процессы. Сердце может работать быстрее или медленнее. Подобное касается всех органов и систем. Декарт допускает, что отрицательные эмоции негативно влияют на тело. А вот любовь — положительно: сердце бьётся ровно, нет проблем с пищеварением. Допустимо сравнить с ненавистью — пищеварение расстроено, возможна рвота, неровный пульс. К тому же, об эмоциях можно судить по лицу человека: оно краснеет, бледнеет или становится иного оттенка. Интересное предположение Декарт высказал касательно образования слёз: поры выводят пар — он от соприкосновения с внешней средой переходит в жидкое состояние. Остаётся предполагать, что про образование пота Декарт думал нечто подобное.

Следовать добродетели и иметь холодную голову — главное средство против всех страстей. Именно страсти порождают добро и зло в нашей жизни. Но без них обойтись не получится — нужно их контролировать, в-первую очередь для того, чтобы поддерживать в порядке душу и тело.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: декарт страсти души критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, René Descartes Les passions de l’âme analysis, review, book, content, Renatus Cartesius, Passions of the Soul, Die Leidenschaften der Seele

Это тоже может вас заинтересовать:
— Перечень критических статей на тему творчества Рене Декарта

Книга: Рассуждения о методе. Начала философии. Страсти души (сборник) — Рене Декарт

  • Просмотров: 1599

    Просто об искусстве. О чем молчат в…

    Мария Санти

    Слыша имя «Леонардо да Винчи» представляете себя дряхлого старика, который уныло глядит…

  • Просмотров: 701

    Подарок богини зимы, или Стукнутый в…

    Милена Завойчинская

    Богиня зимы Цасси снова заскучала в своих ледяных чертогах. И вновь решила осчастливить…

  • Просмотров: 552

    Побереги силы

    Мелинда Ли

    Возлюбленная главы детективного агентства Линкольна Шарпа, Оливия Круз, бесследно…

  • Просмотров: 473

    Яжмаг

    Андрей Белянин

    Сегодня нужно успеть: накормить демона, расстрелять двух вампиров, остановить маньяка,…

  • Просмотров: 432

    За гранью возможного. Биография самого…

    Нирмал Пурджа

    Биография самого известного непальского альпиниста Нирмала Пурджи, который поднялся на…

  • Просмотров: 407

    Сон, ставший жизнью

    Андрей Сиротенко

    Как часто нам снятся кошмарные сны? Сны, сюжеты которых не предполагают счастливого…

  • Просмотров: 382

    Пропавшая принцесса

    Ольга Пашнина

    Увлекательное приключение юной адептки не оставит никого равнодушным. Точные наблюдения и…

  • Просмотров: 376

    Кодекс долголетия. Что заставляет нас…

    Крис Вербург

    Доктор медицины и исследователь Крис Вербург – один из ведущих мировых научных…

  • Просмотров: 363

    Черное зеркало

    Наталья Александрова

     В конце XIX века особняк купца Клюквина считался одним из самых богатых домов…

  • Просмотров: 342

    Ограбление в «Шотландском соколе»

    Сэм Сэджман

    Увлекательная повесть современных английских писателей – Сэма Сэджмана и обладательницы…

  • Просмотров: 341

    Проклятие Старого города

    Ирина Базаркина

    Злата Левандовская живет вполне обычной жизнью, если бы не одно «но»: время от времени ей…

  • Просмотров: 322

    Самая страшная книга 2022

    Дмитрий Козлов

    Старые сказки о страшном… О голоде, который сводит с ума. О рутине, которая убивает. О…

  • Просмотров: 319

    Сонные истории

    Сабина Больманн

    В лесу незаметно наступила осень. Крошке пора готовиться к зимней спячке и обустраивать…

  • Просмотров: 304

    Попаданка по секрету. Невеста для…

    Марго Генер

    Переместиться в магический мир и оказаться в теле девушки-мага, которая буквально…

  • Просмотров: 302

    Опасная дружба

    Катя Брандис

    Вернуться в школу «Кристалл» и снова встретиться с друзьями – вот о чём больше всего…

  • Просмотров: 286

    Тайна эльфов моря

    Аниэла Лэй

    Лиа, обыкновенная девочка, в результате неверного заклинания оказавшаяся в теле…

  • Просмотров: 285

    Альт-летчик

    Комбат Найтов

    Последнее время очень активизировались «царебожцы», устраивают шествия, молебны, даже…

  • Просмотров: 285

    Саммари книги «Не рычите на собаку!…

    CrossReads

    Проверенный временем бестселлер в формате CrossReads!
    Вместо криков, угроз и наказания –…

  • Просмотров: 278

    Саммари книги «Поступай как женщина,…

    Алиса Астахова

    Супербестселлер Стива Харви теперь в формате CrossReads!
    Что мужчины на самом деле думают…

  • Просмотров: 264

    Единая теория всего. Том 4 (финальный).…

    Константин Образцов

    Долгожданное завершение романа, который читатели ждали два года. Первые три книги…

  • Просмотров: 259

    Доверься себе, или Как сохранять…

    Изабель Филльоза

    Неспособность самоутвердиться, трудности в поиске работы или второй половинки, боязнь…

  • Просмотров: 257

    На грани вызова

    Эль Бланк

    В одно мгновение потерять родных и единственной выжить. Застрять на планете за тысячу…

  • Просмотров: 253

    Саммари книги «Как говорить, чтобы дети…

    Дарья Щербакова

    Бестселлер Адель Фабер и Элейн Мазлиш теперь в формате саммари!
    Иногда до ребенка…

  • Просмотров: 250

    Код 51. Новая эра

    Грегори Кравински

    США. Октябрь 1971 года.
    К молодому и популярному телеведущему из Техаса по имени Алекс…

  • Старинное : Древневосточная литература : 35.

     Страсти души : читать онлайн






    35. Страсти души

    Нередко бывает, что неожиданно поставленный вопрос вызывает не угасающий с годами интерес, а попытки ответа на него рождают целые философские направления. Тогда те, кому удается дать наиболее вразумительный ответ на этот вопрос, словно бы свалившийся с неба, провозглашаются мудрыми, знакомые с историей ответов считаются образованными и знающими. Но как обстоит дело с теми, кто этот вопрос поставил? Вопреки ожиданиям, они далеко не всегда относятся к мудрейшим, нередко речь идет о людях случайных, весьма ограниченных, неспособных ни к внятному ответу, ни к пониманию подлинной сути невзначай озвученного ими вопроса. Случается, что имя спросившего вообще остается неизвестным.

    Нечто подобное и произошло во время традиционного храмового диспута в уезде Ань-шань. Темой диспута был порядок очередности различных животных в процессе нисходящей реинкарнации души; ясно, что представителям каждой школы было что сказать по этому поводу. В самом деле, если преимущество зайца перед стрекозой не вызывает сомнений, то уже сравнительные достоинства того же зайца по отношению к бобру далеко не столь очевидны – ничего удивительного, что яростный спор продолжался с утра до вечера. Лишь после того как принципиальные оппоненты изрядно выдохлись, было позволено и простым слушателям задать по вопросу. Тогда один из них, местный торговец зеленью, неожиданно спросил:

    – Уважаемые ученые мужи, вы столько говорили о переселении душ в разные тела, что я хотел бы узнать, что же все-таки прочнее, душа или тело?

    Этот вопрос показался присутствующим несуразным и они тотчас же потребовали уточнений относительно понятия «прочности». Однако зеленщик ничего путного пояснить не смог и, сконфузившись, ушел.

    Тем не менее, как выяснилось впоследствии, из всего диспута только этот вопрос и запомнился.

    ТРЕБУЕТСЯ ответить на вопрос торговца зеленью: что прочнее, душа или тело?

    Классическое решение

    Сопоставление души и тела в аспекте прочности действительно выглядит странным: наверное, непривычность формулировки и вызвала досаду присутствующих. Вот если бы вопрошающий поинтересовался доказательствами бессмертия души или того, что она не исчезает вместе с телом, ему, конечно же, привели бы эти доказательства, включая многочисленные свидетельства о призраках и воспоминания о пребывании в других телах. Существуют целые тома подобных свидетельств, и ученые в значительной степени единодушны в данном вопросе. Нашлись бы, впрочем, и скептики, отрицающие бессмертие души, – их аргументы тоже давно известны.

    Но вопрос, заданный зеленщиком, ничего такого напрямую не касался, и хотя спрашивающий, безусловно, вкладывал в него какой-то свой смысл, но какой именно мы никогда не узнаем. С общепринятой же точки зрения смысл в вопросе отсутствует – как если бы кто-нибудь спросил: что весомее – тушь или написанное этой тушью? Конечно, такой вопрос запомнился бы, как и всякий парадокс, не исключено, что он породил бы и пригоршню парадоксальных ответов…

    Возможно, что продавец зелени спрашивал не об относительной долговечности души и тела, не о том «кто кого переживет», ведь для понимания этого достаточно простой способности к наблюдению, а имел в виду прочность как некую устойчивость по аналогии с механической прочностью. Понятно, что и в этом случае ответ был бы в пользу души, если вообще можно удостоить ответом вопрос типа «что прочнее – прочное или бренное?». Бренное тело подвержено болезням и болям, но невзирая на это человек способен сохранять присутствие духа, то есть способен не определяться в своем бытии болезнью и физическим страданием. Если угодно, присутствие духа – это просто другое имя человеческой прочности.

    Наконец вопрос можно истолковать в смысле способности быть затронутым каким-нибудь событием, то есть в смысле сравнительной выносливости, сопротивляемости внешним воздействиям. Ведь душу затрагивает многое из того, что само по себе никак не затрагивает тело. Однако эта своего рода беспредельная чуткость не говорит о хрупкости и уязвимости души, а просто указывает на способ ее существования. Ибо то, что, будучи вечным по своей природе, уязвимо едва заметной переменой хода вещей или порядка слов, и есть душа.

    Достигнув этого пункта понимания, остается возблагодарить зеленщика: без его дурацкого вопроса мы, возможно, не имели бы такого повода уяснить собственные позиции относительно души и тела.

    Решение наставника Лю

    Какие аргументы можно привести в защиту нелепого, на первый взгляд, тезиса «тело прочнее души»? И способны ли они дать что-нибудь для лучшего понимания человеческой природы?

    Обдумывание неожиданного вопроса уместно начать с допущения, которое, возможно, окажется не столь уж и фантастическим: тело прочнее души. Теперь спросим: а для чего душе вообще столь прочное тело? На ум приходят странные соображения об особой едкости этой субстанции, именуемой душой. Так, ювелиры или красильщики, которым приходится работать с сильной кислотой, вынуждены использовать для нее специальную фарфоровую чашку, ведь любой другой сосуд кислота разъест. Когда необходимо расплавить медь или, тем более, выплавить из руды железо, выбирают особый жаропрочный ковш. А при строительстве дворцов соблюдают правило: чем выше будет дворец, тем глубже следует рыть яму для фундамента.

    Говоря о вместилище, пригодном для удержания души, приходится учитывать весьма сходные обстоятельства, а также и многие другие. Нужно подумать о жаропрочности, огнеупорности, позаботиться о прочности стенок, об устойчивости к непрерывным землетрясениям души. Не забывая при этом о сохранении высшей чувствительности! Воистину задача не из легких, и насколько же действительно прочным должно быть человеческое тело, чтобы удержать вечно мятежную душу, не повредив ее при этом…

    Представим себе какой-нибудь порыв души – гнев, жажду мести или отчаяние. Каждый из этих порывов может вовлечь тело в невероятные передряги – и это еще при том, что тело сдерживает и амортизирует порывы. Ведь человек, пребывающий в гневе, способен сокрушить все вокруг – и вот, глядишь, повсюду валяются сломанные дощечки и разбитые черепки, а тело остается неразрушенным и по-прежнему способным хранить душу. В берегах всеприемлющего тела душа успокаивается после шторма, разметавшего все корабли.

    Тело переносит боль, холод, жару, но с этим справляются и тела животных. Вынести жар души бывает куда труднее. Тело стремится уберечь от опасности свою обладательницу, предотвратить столкновение, – не тут-то было! Допустим, задета честь. Тело даже ничего не почувствовало, а душа рвет и мечет, не испытывая к собственному телу ни малейшей жалости. Ресурсов тела, включая и инстинкт самосохранения, в таких случаях часто бывает недостаточно, чтобы наверняка удержать человека от гибели; ясно, однако, что если бы тело вовсе не оказывало сопротивления, хоть сколько-нибудь не смягчало неукротимость души, гибель была бы неминуема.

    Принято считать, что вожделение, равно как и особое упрямство, служат препятствиями для свободной воли, свойственной исключительно душе. Но если хорошенько подумать и оценить большинство устремлений воли, не говоря уже о страстях души, следовало бы скорее выразить признательность небу за столь устойчивую и надежную упаковку. Ведь не будь телесных препятствий, сдерживающих мгновенные порывы души, мир под небом довольно скоро опустел бы. Вот этим-то необдуманным, импульсивным порывам тело больше всего и противится, и наоборот, воля, которая согласуется с телом, то есть не расточается в разовых вспышках, а остается длительной и в существе своем неизменной, только она не разрушительна, а созидательна. И тело идет ей навстречу. Как раз ее и имеют в виду, когда говорят о стойкости духа. А вот многое из того, что именуют свойствами души, правильнее было бы рассматривать как хитрости тела.

    Возвращаясь теперь к диспуту о реинкарнации, можно высказать предположение, что разумные деятельные души потому так редко встречаются в сфере воплощенности, что, кроме человеческих тел, нет других оболочек-хранилищ, способных выдержать их посюстороннее пребывание. Но и для наших смертных тел пребывание в них души не проходит бесследно, не остается безнаказанным. Дадим себе труд задуматься, отчего это тело старого человека столь разительно отличается, и притом не в лучшую сторону, от хорошо сохраняющихся тел старых животных? Ответ ясен: все дело в одушевленности, это она разъедает и корежит наши тела задолго до того, как это сделает естественный ход времени.

    Декарт. Страсти души (Статья Е.В. Ознобкиной о последнем из произведений Декарта)

    «СТРАСТИ ДУШИ» (Lespassionsdel’âme) – последнее из произведений Декарта, опубликованное при его жизни в Париже и Амстердаме (1649; лат. пер. 1650). Цель работы – «объяснить страсти не как оратор и даже не как моральный философ, но только как физик». На этом пути философ считает себя первооткрывателем. Первые пятьдесят параграфов посвящены описанию «природы человека». Декарт выстраивает антропологию как наглядную анатомию движений человеческого тела, живущего по ясным физическим законам. Страсти в его описании – это живая природа человека, практически не зависимая от мыслительных усилий души. К страстям относимы все движения человеческой жизни, за исключением лишь тех немногих, которые никак не могут принадлежать телу. Только душе мы приписываем «мысли». Однако все виды наших восприятий или знаний Декарт считает страдательными состояниями (они получены от вещей, извне). Действиями самой души являются только желания, то, что зависит от автономно действующей воли. Но даже воля при ближайшем рассмотрении у Декарта на подозрении, ибо сама она уже обольщена страстями и руководствуется суждениями, основанными на страстях, когда-то победивших ее. Эти страсти принимаются ею как собственное оружие.

    Логика декартовского рассуждения такова, что с территории антропологии оказывается вытесненной эгология. Декарт фактически вводит жесткое ограничение: процедуры egocogito («Я мыслю») не могут быть основанием антропологического рассуждения. Объективное представление о человеке может быть изложено только на нейтральном языке наблюдения.

    Декарт наглядно рисует человеческое телесное существование как движение страстей. Модель его носит механический характер: «Будем рассуждать так: тело живого человека так же отличается от тела мертвого, как отличаются часы или иной автомат (т.е. машина, которая движется сама собой), когда они собраны и когда в них есть материальное условие тех движений, для которых они предназначены, со всем необходимым для их действия, от тех же часов или той же машины, когда они сломаны и когда условие их движения отсутствует» (Соч. в 2 т., т. 1. М., 1989, с. 484). Именно механическая модель может претендовать на исчерпывающую полноту описания. В наглядной картине телесной жизни не может быть скрытых, метафизических причин.

    Движущими элементами телесной жизни, по Декарту, являются т.н. «животные духи», образующиеся в мозгу из мелких и активных частиц крови. В описании Декарта – это «тела, не имеющие никакого другого свойства, кроме того, что они очень малы и движутся очень быстро, подобно частицам пламени, вылетающим из огня свечи. Они нигде не задерживаются… сообщают телу самые различные движения» (там же, с. 486). Они обеспечивают жизнь тела без участия волеизъявлений души.

    Декарт вводит в описание жизни человеческого тела инстанцию «души». Душа связана со всем телом, но локализована в определенном месте телесной конструкции человека, а именно в т.н. «шишковидной железе». Окончательно убеждает Декарта в этом следующий аргумент: «…поскольку относительно одной и той же вещи в одно и то же время у нас есть только одна-единственная и простая мысль, безусловно необходимо, чтобы имелось такое место, где два изображения, получающиеся в двух глазах, или два других впечатления от одного предмета в двух других органах чувств могли бы соединиться, прежде чем они достигнут души, так как в противном случае они представляли бы ей два предмета вместо одного. ..; если исключить эту железу, то нет другого места в теле, где эти впечатления могли бы соединиться подобным образом…» (там же, с. 496), ибо все остальные части нашего мозга парные. Душа находится в железе, непарном органе, расположенном в центре мозга, откуда она излучается во все тело при посредстве животных духов.

    Страсти души вызываются также движением духов, которые колеблют железу. Первой же причиной страстей Декарт полагает воздействие предметов на наши чувства. Это воздействие имеет для нас различное значение, возбуждая, соответственно, различные страсти. Декарт выделяет 6 первичных страстей: удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль, и говорит об их бесконечном числе.

    В кон. 1-й и в кон. 2-й частей трактата Декарт обращается к традиционной для метафизики теме – о власти над страстями. Эти пассажи в Декартовом исполнении выглядят несколько иронично. Призыв «приложить старания, чтобы наставлять и руководить» страстями, удерживаться от крайностей, высказан рядом с убеждением, что «те люди, кого особенно волнуют страсти, могут насладиться жизнью в наибольшей мере» (там же, с. 572). Декарт не дает моральных предписаний, основываясь на позиции нейтрального наблюдателя.

    Рус. переводы Н.Н.Сретенского (1914), А.К.Сынопалова (1950).

    Е.В.Ознобкина

    Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 643-644.

    Страсти / Православие.Ru

    Те, которые Христовы, распяли плоть
    со страстьми и похотьми.

    Гал 5, 24



    Душа человеческая постоянно
    подвергается воздействию
    прилогов, навязываемых ей темной
    силой, — греховных мыслей и пожеланий.
    Борьба с «прилогами» не так трудна: здесь как
    бы смахнул комара, и нет его. Но если появилось
    уже «сочетание» и если комар успел
    впустить свое жало и задел самое сердце, то
    от человека требуется уже некоторое
    духовное усилие при противодействии
    искушению. Еще опаснее «пленение».
    Последнее, по определению святых
    отцов, является насильственным
    отведением сердца в плен, удержанием
    в нем и слиянием будто в одну жизнь с
    предметом пленившим. В том случае, если
    «пленение» становится
    долговременным или часто повторяющимся,
    хроническим, душа будет в состоянии страсти.
    Отсюда существуют следующие ступени, по
    которым грех входит в нас: образ —
    прилог; интерес — сочетание; влечение
    — пленение, страсть.

    Источник происхождения страстей — темная сила.
    Страсти суть демоны. Страсть горяча, смутна, необдуманна,
    зла, стремительна. Подпадая демоническому
    влечению, человек претерпевает поражение
    своей богоподобной свободы и отпадает от
    божественной жизни. Когда какой-либо страстный
    помысл или образ утвердится в душе, тогда
    человек становится в той или иной мере
    одержим (различной степени, напряжения и силы).

    Итак, страсти суть болезни, язвы души демонического
    происхождения, которые, при сильном развитии их,
    ведут душу к духовной смерти. В
    состоянии страсти человек находится как бы в
    состоянии душевного опьянения. Святые отцы
    называют восемь главных страстей:
    чревоугодие, блуд, печаль, уныние, гнев,
    тщеславие, гордость и сребролюбие.

    Чревоугодие и блуд — извращение
    потребностей тела. Мирская печаль оскорбляет Духа
    Святаго, помрачает разум и препятствует
    молитве. Ни в коем случае не унывайте.
    Уныние — это палач. Спасительна печаль только о
    соделанном грехе. Преподобный Серафим
    Саровский дивеевским сестрам велел
    более всего бояться уныния и от него бегать, как от
    огня. Нет ничего пагубнее уныния.

    Гнев — это пожар души, по
    выражению святых отцов. Душа не сознает
    во время приступа гнева, что во
    всем происшедшем надо видеть волю
    Господню, всегда благую и совершенную.
    В борьбе с гневом хорошо:
    первое — молчание, второе —
    удаляться от возбуждающего гнев, третье
    — просить прощения, четвертое —
    внут-ренне взывать ко Господу о
    умиротворении сердца. На того имеешь право
    гневаться, кто хочет отлучить тебя от Бога.
    Начальная стадия гнева — это раздражение, на
    которое так мало обращаем внимания. Однако оно
    непростительно, так как в это время мы
    находимся во власти темной силы.

    Самой губительной и ненавистной для Бога страстью
    является гордость — возведение
    самого себя в кумиры, почитание себя выше
    других, обольщение собою, своими
    достоинствами, способностями, умом и т. п.
    Гордость, коль скоро овладевает бедной
    душой, то как свирепый тиран весь город до
    основания разоряет. С гордостью связана
    страсть тщеславия.

    Как лечить страсти? Каждое сопротивление страсти
    ослабевает ее, увлечение страстью
    усиливает ее. Наиболее совершенно страсти
    побеждаются очищением сердца путем усиленных молитв
    и подвигов. Надо развивать
    противоположные страстям добродетели. Например, если
    развить смирение, угаснет гордость, если будет
    господствовать радость, то не будет месту
    печали.

    Исцеление от страстей требует многолетней борьбы.
    Один из великих подвижников
    говорит: «Мне потребовалось пятнадцать
    лет, чтобы победить гнев».

    Итак, всем начинающим свой путь ко спасению
    надо помнить не только о его «узости», но и о
    том, что годы могут пройти, пока будут замечены признаки
    искоренения страстей. Игумения Арсения говорит:
    «Чистоту помыслов и чистоту чувств
    нетрудно приобрести уединением, чтением духовным и
    упражнением в молитве». Но чистота сердца
    многими страданиями приобретается, она есть
    совлечение страстей. Там, в груди, есть
    тяжесть непонятная, которая давит и давит,
    которая, как стена, стоит между душой и Господом.
    Эту стену может разрушить благодать Божия при нашей
    решительной борьбе со страстями по заповедям Божиим.

    Надо различать чистоту ума и чистоту сердца. Даже мирная
    молитва еще не служит показателем победы над
    гнездящимися в сердце страстями. Бесстрастие же не
    в том состоит, чтобы не ощущать страстей, но в
    том, чтобы не принимать их в себя.

    Страсти мучают душу. Они дурны больше потому, что не
    дают душе приобщиться блаженства, которое есть
    единение души со Христом. И самое добро — не предел
    стремлений души: покой души — один Бог.

    ***

    Из книги «Близок к
    нам Господь: Жизнеописание, воспоминания
    духовных чад и труды схиигумена Саввы
    (Остапенко)», выпущенной Сретенским
    монастырем.
    Книгу можно приобрести в

    магазине московского Сретенского
    монастыря
    .

    Как определить, какие греховные страсти таятся в нашем сердце — Российская газета

    «Искала, искала у себя грехи и так ничего не нашла…»

    Из письма Марины Ивановны Н.

    Марина Ивановна, сегодня, в покаянные дни Великого поста, мы публикуем нарисованную специально для читателей «РГ — Неделя» карту страстей человека, на которой выделено и восемь базовых смертных грехов, и то, какие пороки и греховные наклонности из них произрастают. Сразу замечу, что предназначена карта-схема для расширения кругозора, а вовсе не для бойких диагнозов подругам и коллегам по работе. Не стоит увлекаться и самодиагностикой. Во-первых, потому как любое самолечение дело рисковое, всегда лучше довериться профессионалу, в данном случае священнику, духовнику. А во-вторых, грех всегда ослепляет, и, чтобы увидеть свой грех, верующие молятся. Помните великопостную молитву Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего,.. даруй мне зрети мои прегрешения»?

    Инфографика РГ/Леонид Кулешов/Мария Городова

    А для начала, чтобы не путаться, давайте разберемся с терминологией. Самое краткое определение греха дала одна юная ученица воскресной школы при храме, сказавшая: «Грех — это то, чего не хочет Бог». Абсолютно верно. Греческое слово «амартия», которое мы переводим как «грех», буквально означает «промах», «непопадание в цель». Человек, созданный по образу и подобию Божьему, отступая от своего Творца, делая то, что разрушает его самого, то, чего не хочет Бог, совершает промах. Движется мимо цели, губя себя.

    Самые яркие примеры — алкоголизм, наркомания, игромания. Очевидно, что сии пагубные пристрастия, какими бы эйфорическими эмоциями они ни сопровождались на начальных этапах, непременно ведут к болезням — телесным, духовным, разрушению всей личности. Ясно, что Господь не желает такого пугающего, стремительного разложения и гибели Своего творения. Поэтому, а вовсе не для того, чтобы насладиться запретом, Бог и дает Свои заповеди. Их функции именно охранительные, они призваны защитить нас — и от нас самих, таких падких на любой соблазн, и от демонических сил нашего мира. И хотя заповедей всего десять (поэтому их и называют Декалог), человечество изобрело гораздо большее разнообразие грехов. Богословие и аскетика, зная природу человека полнее любой психологии, выделяет сначала восемь смертных грехов. Смертными они называются потому, что ведут к погибели души. А именно смерть души, а не тела — самое страшное, что может произойти с нами. Поэтому грех часто называют еще болезнью души.

    Итак, под словом «грех» подразумевают и разовый проступок, нарушающий заповеди Божьи, и, в общем смысле, болезненное состояние души, ее пораженность, возникшую в результате неисповеданных и неисцеленных греховных действий и мыслей.

    Чревообъядение, блуд, сребролюбие, гнев, печаль не по Богу, уныние, тщеславие и гордыня (иногда пишут «гордость», но слово «гордыня» точнее). Часто губительную восьмерку называют страстями. Противоречия тут нет. По определению святого Иоанна Лествичника, страсть — это «уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собой к нему стремится». То есть страсть — это уже греховная зависимость, рабство определенному пороку.

    Обычно при перечислении смертных грехов возникают вопросы: «Что такое печаль не по Богу? Почему вообще печаль — грех? Какая разница между печалью и унынием?» Чтобы в этом разобраться, надо понять, чем страсть отличается от естественной, ничуть не греховной потребностью или свойством человека. К примеру, и утоление голода, и стремление к продолжению рода, и желание любви — нормальные желания, ничего греховного в них нет. Так же как и в печали — понятной эмоции, когда произошло горе. Страсть же — это извращение естественных человеческих свойств и тяготений.

    «Их бог — чрево», — говорят про страдающих от страсти чревоугодия. И это необязательно толстяки, чревоугодниками могут быть и изящные лакомки. Вопрос в том, насколько страсть овладевает нами, делает нас своими рабами. Кстати, раз уж разговор зашел о рабстве, замечу, что и пьянство, и наркоманию, и курение, никак не описанные в древних богословских трудах о грехах, современные богословы относят к чревоугодию. Обратите внимание, насколько в этих случаях заметна зависимость от этих пристрастий, их разрушительное воздействие.

    Кто хозяин: я или моя страсть? Вот грань, позволяющая определить: так потребность еще естественна, а так — уже греховна. То есть это вопрос внутренней свободы и несвободы нашей души. Апостол Павел говорил: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».

    Так и с печалью: одно дело объяснимое чувство в случае горя, другое — «вечный червь в сердце», убивающий радость. Бальзак заметил: «Ничто так не пьянит, как вино страдания!» Уныние же называют «бесом полуденным», в отличие от печали, уныние больше связано с духовным и телесным расслаблением, параличом воли. Взгляните на схему, к каким пагубным последствиям оно ведет. Ну а чтобы проверить, властны ли мы еще над своими потребностями или они довлеют над нами, стоит попробовать воздержаться. От еды, желания посидеть, поболтать с винцом в милой компании, или зависнуть в Соцсети, или от вроде невинной слабости перемыть кости нашей странной соседке. Перечислять можно долго, схема перед вами, обладая мужеством и честностью, можно узнать о себе много нового.

    И напоследок. Авторство публикуемой схемы греховных страстей и их взаимосвязей мы с глубочайшим пиететом делим с настоятелем синайского монастыря, великим православным аскетом и богословом VI века, святым Иоанном Лествичником. А к его бессмертному труду, пережившему столетия, книге «Лествица» отправляем всех заинтересованных в спасении. И уж совсем под занавес слова другого святого — Исаака Сирина: «Нет греха непростительного, кроме нераскаянного».

    Декарт и душевные страсти

    Страсти есть у Декарта настоящая курьезность: на самом деле Декарт есть мыслитель когитатора, т. е. достоверность существования субъекта, то есть деятельности. Но страсти — это измерение пассивности, изъян, подрывающий свободную волю человека.

    Таким образом, Декарт ставит проблему страстей как проблему действия тела (движения) и действия души (воли), протяженности (тела) и ума (души).Декарт описывает онтологию страсти до анализа психологии страстей (что они собой представляют, прежде чем сказать, как они переживаются).

    У Декарта страсть — это идея, которая приходит ко мне без согласия моей воли, поэтому она по существу пассивна. Эта идея сосредоточена на теле, тело действует так, как будто душа страдает, а если тело есть то оно действует душой. Страсть – это ощущение тела. Итак, тело, которое страстно, кто причиняет душе безличный опыт.

    Душа, со страстью, не как лоцман на своем корабле, она обнажается во внешности, в событии. Декарт приводит пример страха: у тела «есть душа, которая хочет бежать». Страсть внушает, предвосхищает, набросок воли, это предпосылка воли. Страсть Пантомимы будет, это инаковость внутри субъекта.

    Декарт также берет пример с «веселой вдовы». Есть несоответствие между домашними внутренними эмоциями (женщина, которая была громоздкой) и страстью, которую я испытываю (грусть, связанная с церемонией погребения).Эмоция — это эмерджентность, пассивность без страсти.

    Вот еще несколько цитат Декарта о страстях:

    «Все страсти хороши по своей природе, и у нас нет ничего, что могло бы помешать их злоупотреблению или чрезмерности». (Декарт, Страсти души)

    «Страсти — соль жизни» (Декарт, «Страсти души»)

    – «Все, что делается или происходит снова, философы обычно называют страстью к предмету, с которым это происходит, и действием по отношению к тому, что происходит.Так что, хотя агент и пациент часто очень разные, действие и страсть не позволяют быть всегда одной и той же вещью, имеющей два имени, из-за разных вещей, которые вы можете принести. «(Декарт, Страсти души)

    – «Ибо нужно заметить, что главное действие всех страстей в людях состоит в том, что они побуждают и предлагают свои души хотеть того, что уготовляет их тела: так что чувство страха побуждает его хотеть бежать, что осмелиться хотеть драться, и так других. «(Декарт, Страсти души)

    Статьи по теме о Декарте и страстях

    • Декарт: Размышления 2 (the-philosophy.com)
    • Любовь (the-philosophy.com)
    • Декарт: размышления 1 (the-philosophy.com)
    • Тело (the-philosophy.com)
    • Цитаты о философии – лучшее из (the-philosophy.com)

    Passiones Anima (Страсти души). DESCARTES, Ren.: (1650) FIRST LATIN QUARTO EDITION

    TP + [i]-[ii] = Ad:Lectorum + [iii]-[xxi] = Epistolae & Responsios + 1-65 + 77 + 67-98 + [99]-[103] = Index, Small Octavo.Издание первого латинского кварто (Гиберт, стр. 158–159). Первое издание латинского кварто важной работы Декарта о работе тела и души, включая значительный вклад в этику и психологию. Первые латинские издания были опубликованы Эльзивье в 1650 году как в 12-месячном формате, так и в формате кварто — скорее всего, одновременно, хотя обычно приоритет отдается 12-месячной версии. Этот латинский перевод оригинального французского издания Les passions de l’ame (1649 г. ) был сделан Самюэлем и Анри де Маре.В том же году был опубликован английский перевод. Латинское издание последней работы Декарта, Les passions de l’ame (1649 г.), было написано в Эгмонд-Биннене, его последней голландской резиденции, для королевы Швеции Кристины и впервые опубликовано на французском языке годом ранее. В нем обсуждаются психология, этика и отношения между разумом и телом; Декарт считал душу определенной сущностью, порождающей чувства, мысли, чувства, привязанности и акты воли, и он был одним из первых, кто рассматривал мозг как орган, объединяющий функции разума и тела.Такие убеждения оказали сильное влияние на мышление таких людей, как Роберт Гук, Джованни Борелли, Ян Сваммердам и Томас Уиллис, и в то время, когда научные исследования быстро расширялись, теории Декарта помогли объяснить более загадочные проблемы человеческой физиологии. см.: Наследники Гиппократа, № 291). «Наконец, он включил физиологическую психологию в рамки своей системы в «Les passions de l’aime» в 1649 году. Эта система стремилась быть столь же полной, как и аристотелевская, которую она должна была заменить.Не случайно она в том же порядке рассматривала многие из тех же явлений (например, радугу), а также другие, недавно исследованные (например, магнетизм)». (DSB). Позже серо-голубая бумага над доски.Текст чистый и плотный.Хорошая копия этого важного произведения Декарта.ФОТО ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ ПО ЗАПРОСУ.Опись продавца #502

    Задать вопрос продавцу

    Искусство и теория в стиле барокко в Европе: страсти души

    Искусство и теория в стиле барокко в Европе: страсти души

    
    
     

    РАСПИСАНИЕ

    ТРЕБОВАНИЯ

    РЕСУРСЫ


    СТРАСТИ ДУШИ

    Джон Руперт Мартин, Глава 3


    Выражение чувств и состояний ума

    Франс Хальс
    Веселый пьяница
    1628-1630
    (Амстердам, Государственный музей)


    Караваджо
    Мальчик, укушенный ящерицей
    в. 1596
    (Коллекция Роберто Лонги, Флоренция)


    Рембрандт
    Автопортрет
    1630
    офорт



    Джан Лоренцо Бернини
    Дэвид

    1623-24
    (Галерея Боргезе, Рим)


    Рембрандт
    Вирсавия
    1654
    (Лувр, Париж)



    Жорж де Ла Тур
    ул.Мария Магдалина в медитации
    в. 1636-8
    (Музей Лувр, Париж)



    Герард тер Борх
    «Отцовское предостережение»
    в. 1654-558
    (Gemäldegalerie, Staatliche Museen Preussischer Kulturbesitz, Берлин)



    Джан Лоренцо Бернини

    Аполлон и Дафна
    1622-25
    (Галерея Боргезе, Рим)



    Франс ван Мирис Старший
    Гуляющая парочка
    (Частная коллекция)

    Требования исторической живописи

    Николя Пуссен

    Изнасилование сабинянок
    в. 1636
    (Нью-Йорк, Метрополитен-музей)


    Николя Пуссен

    Похороны Фокиона

    1648
    (Национальный музей Уэльса)

    Систематизированные страсти

    Шарль Лебрен

    Выражения
    (из Trait é des Passions, 1698)


    Шарль Лебрен

    Удивление и восхищение
    (из Trait é des Passions, 1698)

    портретная живопись


    Джан Лоренцо Бернини
    Костанца Буонарелли
    в.1635-6
    (Музей Барджелло, Флоренция)



    Рембрандт
    Ян Сикс
    1654
    (Коллекция Six, Амстердам)

    Видение и экстаз

    Джан Лоренцо Бернини
    Экстаз Святой Терезы
    1648-52
    (Часовня Корнаро, Санта-Мария-делла-Виттория, Рим)


    Джан Лоренцо Бернини
    Блаженная Людовика Альбертони
    в. 1674
    (Капелла Альтьери, Сан-Франческо-а-Рипа, Рим)

    © Christopher L. C. E. Witcombe

    Страсти души — Оксфордская стипендия

    Страница из

    НАПЕЧАТАНО ИЗ OXFORD SCHOLARSHIP ONLINE (oxford.universitypressscholarship.com). (c) Copyright Oxford University Press, 2021. Все права защищены. Отдельный пользователь может распечатать PDF-файл одной главы монографии в OSO для личного использования.дата: 18 января 2022 г.

    Глава:
    (стр. 106)
    Глава 4 Страстики Души
    Источник:
    Декарт Теория разума
    Автор (ы):

    Desmond M. Clarke (Webagage user)

    Издатель:
    Оксфордский университет пресса

    DOI: 10.1093 /0199261237.003.0005

    Картезианское объяснение эмоций опирается на теорию духов животных, которая занимает центральное место в его описании ощущений, и на гипотезу о врожденных желаниях и антипатиях. Эмоции — это особые чувства, которые мы испытываем в ответ на кажущееся восприятие вещей, которые удовлетворяют или разрушают наши естественные желания. Эти чувства, подобные внутренним ощущениям, систематически соответствуют паттернам движения жизненных сил от сердца к мозгу.

    Ключевые слова:

    эмоции, внутренние ощущения, естественные желания, страсти

    Oxford Scholarship Online требует подписки или покупки для доступа к полному тексту книг в рамках службы.Однако общедоступные пользователи могут свободно осуществлять поиск по сайту и просматривать рефераты и ключевые слова для каждой книги и главы.

    Пожалуйста, подпишитесь или войдите, чтобы получить доступ к полнотекстовому содержимому.

    Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому названию, обратитесь к своему библиотекарю.

    Для устранения неполадок см.

    Часто задаваемые вопросы

    , и если вы не можете найти ответ там, пожалуйста,

    связаться с нами

    .

    Страсти души в трех книгах первой, посвященных страстям вообще, а иногда и всей природе человека. Второй — о числе и порядке страстей и объяснении шести первоначальных. Третье, из особых страстей. Р. де Карт. И перевел с французского на английский.

    Автор: Декарт, Рене, 1596–1650 гг.
    Заголовок: Страсти души в трех книгах первой, посвященных страстям вообще, а иногда и всей природе человека.Второй — о числе и порядке страстей и объяснении шести первоначальных. Третье, из особых страстей. Р. де Карт. И перевел с французского на английский.
    Права/Разрешения: Библиотека Мичиганского университета предоставляет доступ к этим напечатанным на клавиатуре и закодированным изданиям произведений для образовательных и исследовательских целей. Считается, что эти транскрипции являются общественным достоянием в Соединенных Штатах; однако, если вы решите использовать любую из этих транскрипций, вы несете ответственность за собственную юридическую оценку и получение любого необходимого разрешения.Если у вас есть вопросы о коллекции, пишите на [email protected]. Если у вас есть сомнения по поводу включения элемента в эту коллекцию, свяжитесь с [email protected]. Это заявление не распространяется на какие-либо изображения страниц или другие дополнительные файлы, связанные с этой работой, которые могут быть защищены авторскими правами или другими лицензионными ограничениями. Пожалуйста, перейдите на http://www.textcreationpartnership.org/ для получения дополнительной информации.
    Источник печати: Страсти души в трех книгах первой, посвященных страстям вообще, а иногда и всей природе человека.Второй — о числе и порядке страстей и объяснении шести первоначальных. Третье, из особых страстей. Р. де Карт. И перевел с французского на английский.
    Декарт, Рене, 1596–1650 гг.
    Лондон: отпечатано для AC и будет продаваться Дж. Мартином и Дж. Ридли в замке на Флит-стрит рядом с Рэм-Элли, 1650.
    Альтернативные названия: Страсти де л’ам. английский
    Условия предмета:

    Человеческое поведение — Разное — Ранние работы до 1800 года.

    Эмоции — Ранние работы до 1800 года.

    URL-адрес: http://имя.umdl.umich.edu/A81352.0001.001
    Как цитировать: Рекомендации по цитированию этого текста см. в разделе Цитирование TCP на веб-сайте Text Creation Partnership.

    Трактат о страстях

  • Введение
    разумному аппетиту из Summa
    Теологии
    1.81.2
  • «Чувственный аппетит — это вообще одна способность, которая называется
    чувственность ;
    но она разделена на две силы, которые являются видами
    разумный
    аппетит, а именно вспыльчивый
    и вожделение .
    Делать
    это ясно, надо учитывать, что в природных тленных вещах есть
    должна быть не только склонность к поиску того, что подходит и
    избегание того, что вредно, но и склонность к сопротивлению
    разлагающие и противоположные вещи, которые представляют собой препятствие тому, что есть
    подходящее
    и что наносят то, что вредно…

    «Поэтому с момента
    чувственный аппетит – это склонность, которая следует
    при чувственном восприятии, точно так же, как естественный аппетит есть
    склонность
    следует за естественной формой, должно быть так, что в
    разумный
    части [души] есть две силы влечения: (i) одна через
    который
    душа просто склонна заниматься теми вещами, которые подходят
    в соответствии
    чувствам и избегать того, что вредно, и это
    называется
    вожделение
    сила; и (ii) секунда, через которую душа
    сопротивляется противоположным вещам, которые создают препятствия тому, что подходит и
    тот
    причинять вред, и это называется вспыльчивым
    сила. Следовательно
    говорят, что объектом гневливой силы является
    сложный
    ( ардуум ),
    потому что вспыльчивая сила стремится к преодолению противоположностей и
    выигрыш
    над ними.

    «Кроме того, эти два
    склонности не сводятся к одному принципу:
    (i) Ибо иногда душа, вопреки склонности
    вожделение
    власть, подвергает себя лишениям, чтобы бороться против
    противоположности
    в согласии со склонностью вспыльчивой силы.По этой причине,
    страсти вспыльчивой власти также кажутся противоположными
    страсти похотливой власти; ибо в большинстве случаев возбуждается
    вожделение
    уменьшает гнев, а возбужденный гнев уменьшает вожделение. (ii)
    Главное ясно еще и из того, что вспыльчивая сила есть, как
    это было покровителем и защитником власти вожделения, когда она
    поднимается
    наталкиваться на препятствия к тем подходящим вещам, которые ищут
    вожделение
    власти и борется с вредными вещами, которые вожделение
    сила
    уклоняется от.И по этой причине все страсти вспыльчивых
    сила
    берут свое начало от страстей похотливой власти и
    прекращать
    в последнем. Например, гнев возникает из-за уже нанесенного
    боль
    и, отомстив, кончается радостью. Это также для этого
    причина, по которой среди животных борьба ведется из-за таких вещей, как
    еда и сексуальное удовольствие».


    • Вопрос 22: На
      предмет страстей души
      • 22,1: Есть три значения термина passio
        (я.э., г.
        действовал на
        ) общий в схоластике
        метафизика: (1) В самом общем
        смысл страсть просто
        пассивный прием какой-то формы
        ,
        четное
        если в процессе пациент не теряет противоположную форму (например, воздушную
        получает
        свет, не теряя противоположной формы). (2) В менее общем смысле a
        страсть пассив
        прием той или иной формы наряду с утратой
        некоторая противоположная форма
        ; такой
        страсть может быть (2а) к худшему (если что
        было хорошо для пациента) или (2b) к лучшему (если то, что
        потерял
        было плохо для пациента).Страсти в душе в каждом из этих
        три
        способами: (1) В широком смысле простой
        пассивный прием
        формы,
        каждый случай пассивного восприятия формы душой, даже в действиях
        чувственного и интеллектуального познания, можно назвать страстью. (2) В
        более узкое значение пассивного
        прием с убытком
        ,
        страсти
        принадлежат душе из-за телесных превращений, так что »
        страсть
        собственно говоря принадлежит душе только за
        несчастный случай
        —а именно,
        по мере воздействия на композит.Далее понятие страсти
        правильнее применять к душе, когда трансмутация (2а) для
        тем хуже, чем когда (2b) к лучшему, так что «боль ( tristitia )
        скорее страсть, чем радость ( laetitia )».
      • 22,2: ст. 2 приближает нас на шаг ближе к полному определению страсти.
        души, сосредоточив внимание на вопросе, является ли она опасающейся
        (когнитивная) часть души или аппетит
        (аффективная) часть
        это предмет душевных страстей.Срок страсть
        означает влечение к агенту, и это аппетитная часть
        из
        душу, а не опасающуюся часть, которая тянется к
        вещи
        которые воздействуют на тело. «Страсти относятся к дефекту, так как они принадлежат
        вещь постольку, поскольку она существует в возможности. Итак, в тех вещах, которые
        подход
        Первого Совершенного Существа, а именно Бога, человек находит мало потенциальных возможностей и
        страсть,
        тогда как в других вещах можно найти больше. Так же и в верхней части
        души — т., тревожная часть, меньше страсти
        [чем
        в аппетитивной части].» Более того, аппетитивная часть активна при
        отношению к внешним действиям именно потому, что ему пассивно приказано
        вещи
        сами по себе, в отличие от вещей, как они намеренно существуют в
        опасение.
        Это указывает на различие телесных трансмутаций, ведущих к
        к
        опасение
        с одной стороны и привязанность
        с другой.Органы тела в той мере, в какой они участвуют в разумных
        опасение ,
        изменены по отношению к этим преднамеренным
        свойства в силу
        из которых они могут играть роль в разумном познании, тогда как
        в
        телесные изменения, относящиеся к разумным аппетитам
        являются модификациями
        из натуральный
        свойства органов тела, например, их превращение
        теплое или горячее и т. д. — модификации, которые являются случайными для любого когнитивного
        роли, которые органы тела могут иметь, но они необходимы для их аппетита
        роль.Таким образом, несмотря на то, что чувственное восприятие и чувственное влечение оба
        включают действия телесных органов, они отличаются друг от друга, потому что
        они связаны с различными свойствами этих органов. Так
        страсть
        души есть (материально) телесное изменение, произведенное некоторыми
        объект,
        который (i) поступает в телесный орган по отношению к его естественному
        характеристики
        [«например, один
        говорит, что «гнев — это воспаление крови
        вокруг сердца'»] и который
        (ii) (формально) приказано вернуться к
        объект, как он существует сам по себе
        .
      • 22,3: Таким образом, душевные страсти должны быть обнаружены только там, где
        являются
        телесные изменения, и поэтому они не существуют в разумной части
        душа
        или в ангелах или в Боге. Тем не менее, есть нематериальные акты аппетита
        воли, которые имеют действие, подобное действию страстей, даже
        хотя они бестелесны и, следовательно, сами по себе не являются страстями. За
        пример,
        ангел может радоваться ( gaudium )
        хотя не чувство удовольствия, а высшее
        любовь ( дилектио)
        хотя и не чувственная любовь.

    • Вопрос 23: На
      различия между страстями
      • 23,1-4: здесь св. Фома начинает свою таксономию одиннадцати основных
        страсти,
        который занимает весь вопрос 23. Он цитирует три принципа
        подразделение:
        • А. Первый отдел (ст.1) находится в страстях вожделения
          аппетит (объект = добро или зло qua
          просто приятно или больно)
          и страсти вспыльчивых
          аппетит (объект = хороший qua
          труднодоступный или злой qua
          трудно избежать).
        • Б. Второй
          деление (ст. 2) на страсти, связанные непосредственно
          к товар
          (либо просто, либо qua
          трудно достать) и страсти
          которые напрямую связаны с пороками
          (либо просто, либо qua
          трудно избежать).
        • С. Третий
          разделение (статья 3), которое связано с внутренней природой
          страсти, в (i) страсти, которые включают склонностей
          к
          или вдали от объектов, (ii) страсти, которые включают движений
          к
          или вдали от объектов, и (iii) страсти, связанные с владением
          (фактические или преднамеренные) объектов.
    • Учитывая эти параметры, а также добавленное примечание о том, что у гнева нет противоположного
      (искусство.3), получаем следующую систематику основных страстей души
      (искусство.
      4):
      • Страсти
        похотливый аппетит
        , где
        объект
        вожделенная власть вообще есть разумное добро или разумное зло, взятое
        абсолютно, т. е. приятное или болезненное как таковое:
        • 1а. склонность к добру: любовь
          (любовь)
        • 1б.уклонение от зла: ненависть
          (ненависть)
        • 2а. движение к возможному будущему благу: desiderium / concupiscentia
          (желание)
        • 2б. движение от возможного будущего зла: fuga / abominatio
          (избегание)
        • 3а. владение товаром: delectatio / gaudium / laetitia
          (удовольствие/радость)
        • 3б.обладание злом: dolor / tristitia
          (боль/печаль)
      • Страсти
        вспыльчивый аппетит
        , где
        объект раздражения
        аппетит в целом разумно хорош, поскольку его трудно
        достичь
        и разумное зло, поскольку его трудно избежать. Эти страсти
        все
        предполагают вожделенную склонность к чувственному благу в
        вопрос
        или подальше от разумного зла, о котором идет речь:
        • 1а.склонность к трудному будущему благо qua
          можно получить:
          spes
          (надежда)
        • 1б. уклонение от трудного будущего хорошее qua
          невозможно
          достичь: отчаяние
          (отчаяние)
        • 2а. склонность от трудного будущего зла qua
          невозможно
          преодолеть: тимор
          (страх)
        • 2б.склонность к трудному будущему злу qua
          можно преодолеть:
          смелость
          (смелый) 
        • 3. реакция на настоящее или прошлое зло qua
          есть за что отомстить:
          ира
          (гнев)

    • Вопрос 24: Хорошо
      и плохо в страстях души
      • 24,1: Поскольку страсти не являются собственно человеческими, может показаться, что
        категории моральное благо
        и морально плохой
        не относиться к ним.Св. Фома признает, что это так в той мере, в какой мы рассматриваем
        страсти только в себе. Тем не менее, мы должны также учитывать их
        насколько
        как они подлежат
        власть разума и воли
        .
        После всего,
        даже наши телесные действия могут быть морально хорошими и плохими; и страсти,
        как говорит св. Фома, «еще ближе к разуму и сами
        чем
        внешние члены суть». Итак, страсти допускают нравственное добро и зло
        поскольку они являются произвольными актами чувственного аппетита, и они
        являются
        добровольно «либо тем, что они повелеваются волей, либо
        то, что их не останавливает воля.«Именно в этом смысле
        тот
        человеческие страсти отличаются от животных страстей.
      • 24,2: Некоторые, например стоики, по-видимому, утверждали, что все страсти
        плохи, так что одной из главных целей нравственной жизни является
        гасить
        страсти. Однако при внимательном прочтении они скорее близки к
        Перипатетики, сказавшие, что страсти хороши, когда их умеряет разум.
        и плохо, когда не так модерируется. Подводя итог в объявлении 3, St.Томас говорит:
        «Поскольку
        поскольку страсти души выходят за рамки разума, они склоняются
        один к греху, но поскольку они упорядочены разумом, они принадлежат
        к добродетели. »
      • 24,3: Как страсти переходят в действия? Делают ли они их более хорошими?
        или более плохо? Менее хорошо или менее плохо? Страсти усиливают добро
        из
        поступок в той мере, в какой они предписываются разумом и волей к добру
        действует
        и хорошие концы, но они также могут умалить достоинства хорошего
        действовать.Св. Фома различает два способа, которыми страсти могут быть связаны с
        в
        суждение разума; сначала рассмотрим их, так как они влияют на добрые дела:
        • Раньше :
          В этом случае страсти затмевают суждение разума.
          и сделать хороший поступок менее хорошим, чем он был бы в противном случае. «Ибо это
          более
          похвально совершать акт милосердия по суждению разума
          чем только из страсти милосердия.»
        • Следовательно :
          Здесь есть два случая:
          • Случай 1 :
            Здесь страсть возникает как бы спонтанно, потому что
            интенсивности, с которой желателен добрый поступок; и в таком случае
            страсть является признаком силы воли и свидетельствует о большей
            степень
            нравственной добродетели, чем в противном случае проявлялось бы в действиях в
            отсутствие страсти. Обычно это был бы поступок добродетельного
            человек.
            (Подумайте о разнице между смелым поступком, предпринятым
            в некотором роде
            неохотно и то же действие, предпринятое со спонтанным энтузиазмом.)
          • Чемодан
            2
            : Воля выбирает спровоцировать
            страсть к выполнению
            действовать более легко. В этом случае страсть фактически добавляет к
            акт
            добро. Я собираюсь предпринять несколько смелый поступок
            неохотно,
            но нарочно возбуждайте мою дерзость, чтобы я мог сделать это с большей готовностью;
            это обычно предполагает активное использование моего воображения.(Сравните
            виды спорта
            изречение: «Давайте настроимся на эту игру!!!»)
        • По тому же признаку можно видеть, что (i) последующая страсть в
          смысл
          случая 1 может свидетельствовать о большей злонамеренности, чем действие
          в противном случае
          иметь (своего рода страсть ко злу, так сказать), и что (ii) последующее
          страсть в смысле случая 2 может сделать плохой поступок намного хуже
          («Давайте
          настроимся на это вооруженное ограбление!!!»). С другой
          рука,
          предшествующая страсть имеет тенденцию уменьшать скверность поступка. (Старый
          Синдром «не знаю, что на меня нашло».)
      • 24,4: Есть некоторые виды неосновных страстей, которые хороши или
        плохие в своем роде. Например, зависть [ invidia ]
        (грусть по чужому
        хороший) плох в своем роде, тогда как скромность или стыд [ verecundia ]
        (страх перед тем, что низко и постыдно) хорош в своем роде.

    • Вопрос 25:
      заказ страстей
      • 25, 1-4: Общий вывод состоит в том, что страсти вспыльчивого аппетита
        всегда подчинены страстям похотливого аппетита в
        такой
        таким образом, что первые имеют свое начало и конец во вторых. Тот
        то есть они вступают в дело, когда становится трудно получить
        (избегая)
        объекты похотливых страстей, и они прекращаются, когда некоторые
        объект
        вожделения овладевает (избегается) — гнев
        сложный
        потому что ему предшествует грусть или боль, но приводит к радости, как только
        зло
        страдание отомщено или каким-либо образом компенсировано. Есть два
        соответствующие
        способы упорядочить страсти: по поколению
        или исполнение
        и
        согласно комплектация .
    • I. Порядок генерации или
      исполнение
      (обратные стрелки для
      приказ
      намерения):
      • любовь *
        (—> одиум )
      • —> желаний
        (—> фуга )
      • (—> вид **)
        (—> отчаяние )
      • (—> тимор)
        (—> смелость )
      • (—> ира )
      • —> гаудиум
        (—> тристиция )
    • * = первая среди похотливых страстей
    • ** = первая среди вспыльчивых страстей
    • II. Порядок намерения или
      завершение
      :
      • A. Основные страсти в порядке завершения simpliciter :
        • гаудиум
          (где объект хороший и присутствует)
        • тристиция
          (где объект злой и присутствует)
      • B. Основные страсти в порядке завершения с
        уважение к
        движение аппетита
        • спец
          (где объект хороший и будущий)
        • Тимор
          (где объект зло и будущее)

    (Обратите внимание, что отчаяние
    предполагает отход от добра и
    смелость
    предполагает движение ко злу; так ни может быть за
    SE
    завершающий
    аппетитного движения).


    Блог EPS — Евангелическое философское общество

    Издательство Lexington Books недавно опубликовало книгу Ричарда Ф. Хассинга «Декартовская психофизика и вся природа человека: о страстях души Декарта » (2015). Хассинг — научный сотрудник Школы философии Католического университета.

    Из описания издателя:

    В «Страстях души», Декарт заявляет о своем намерении объяснить страсти «только как физик» и озаглавляет часть I «О страстях вообще и, между прочим, о всей природе человека» — не случайно. Два вопроса определяют настоящее исследование: что Декарт имеет в виду под «всей природой человека» и как это объясняет общая теория человеческих эмоций, основанная на его физике? Неудивительно, что Декарт не выполняет букву своего намерения; скорее, он объясняет страсти «лишь [частично] как физик». Другая часть его исследования, несводимая ни к какой физике, состоит в его собственном анализе жизни человека как союза души и тела. В результате объяснение представляет собой необычное сочетание научной (гипотетико-дедуктивной) психофизики и донаучного понимания человеческого опыта.В ней квазимеханическая теория воздействия воображения на страсть и волю сочетается с особым акцентом на человеческой склонности ценить то, что мы воображаем великим. Человеческая история, а вместе с тем и «вся [проблемная] природа человека» в значительной степени конституируется конкретными и изменчивыми объектами почитания. Исправление и совершенствование нашей природы является целью кульминационной доктрины Декарта о единственном, что действительно ценно: о твердом и постоянном решении хорошо (автономно) использовать собственные (индивидуальные) способности познания и воли.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts