Суд соломона: Суд Соломона, Соломоново решение значение.

Разное

СУДЫ СОЛОМОНА

СУДЫ СОЛОМОНА


СУДЫ СОЛОМОНА

(пер. Г.
М. Прохорова)

 

 


ДВУХ БЛУДНИЦАХ>

 

   
(…) И в то время устроил Соломон большой пир своим людям. Тогда предстали пред
царем две женщины-блудницы, и сказала одна женщина: Я в беде, господин мой. Я и
эта подруга моя мы живем в одном доме, в котором обе и родились. У меня
родился сын. А на третий день после того, как я родила, и эта женщина родила
сына; живем же мы только вдвоем, и никого нет с нами в нашем доме. Этой ночью
сын этой женщины умер, потому что она заспала его. И вот, встав среди ночи, она
взяла с моей руки моего мальчика и положила его спать на свое ложе, а своего
умершего мальчика положила ко мне. Я встала утром покормить младенца и нашла его
мертвым. Тут я и разобралась, что это не мой сын, которого я родила. А другая
женщина сказала: Нет, мой сын живой, а это твой умер. И спорили они перед
царем.

   
И сказал им царь: Значит, ты говоришь так: Это мой сын живой, а ее мертвый,
а она говорит: Нет, мой живой, а твой умер. И сказал царь слугам: Разрубите
этого живого мальчика пополам и отдайте половину его этой, а половину той. И
мертвого тоже, разрубив, дайте половину его этой, а половину той.

   
И ответила женщина, сын которой был жив, ибо в смятение пришла душа ее из-за
сына ее, и сказала: Пусть я буду в беде, господин мой. Отдайте ей этого
мальчика, не умерщвляйте его. А другая женщина сказала: Пусть не будет ни мне,
ни ей! Разрубите его надвое. Царь в ответ сказал: Отдайте ребенка живым
женщине, сказавшей: Отдайте ей, а не умерщвляйте его. Отдайте его ей, ибо она
его мать.

   
Услышал Израиль об этом суде, которым судил царь, и убоялись все лица царева,
ибо поняли, что ему дан смысл божий творить суд и правду.

 

  
<0 ПОМОЩИ ФАРАОНА>

 

   
Соломон взял в жены дочь фараона, когда строил Святая Святых. И отправил он
посла своего к нему со словами: Тесть мой! Пришли мне помощь. А тот выбрал
шестьсот человек, узнав чрез астрологию, что им предстоит умереть в том году,
хотел проверить мудрость Соломона. Когда же их привели к Соломону, тот увидел их
издали и повелел сшить всем им саваны. Приставил он к ним посла своего и
отправил к фараону, сказав: Тесть мой! Если тебе не в чем погребать своих
мертвецов, так вот тебе одеяния. У себя же их погреби.

 

СКАЗАНИЕ О ТОМ, КАК БЫЛ ВЗЯТ КИТОВРАС СОЛОМОНОМ

 

   
Когда Соломон строил Святая Святых, то понадобилось ему задать вопрос Китоврасу.
Донесли ему, где тот живет, сказали в пустыне дальней. Тогда мудрый Соломон
задумал сковать железную цепь и железный обруч, а на нем написал заклятие именем
божиим. И послал первого из своих бояр со слугами, и велел везти вино и мед, и
взяли с собой овечьи шкуры. Пришли к жилью Китовраса, к трем колодцам его, но не
было его там. И по указанию Соломона влили в те колодцы вино и мед, а сверху
накрыли колодец овечьими шкурами. В два колодца налили вино, а в третий мед.
Сами же, спрятавшись, смотрели из тайника, когда придет он пить воду к колодцам.
И скоро пришел он, приник к воде, начал пить и сказал: Всякий, пьющий вино,
мудрее не делается. Но расхотелось ему пить воду, и он сказал: Ты вино,
веселящее людям сердце, и выпил все три колодца. И захотел поспать немного, и
разобрало его вино, и он уснул крепко. Боярин же, подойдя, крепко сковал его по
шее, по рукам и по ногам. И, проснувшись, хотел он рвануться. А боярин ему
сказал: Господин, Соломон имя господне с заклятием написал на веригах, которые
теперь на тебе. Он же, увидев их на себе, кротко пошел в Иерусалим к царю.

   
Нрав же его был такой. Не ходил он путем кривым, но только прямым. И когда
пришли в Иерусалим, расчищали перед ним путь и дома рушили, ибо не ходил он в
обход. И подошли к дому вдовы, и, выбежав, вдова закричала, умоляя Китовраса:
Господин, я вдова убогая. Не обижай меня! Он же изогнулся около угла, не
соступясь с пути, и сломал себе ребро. И сказал: Мягкий язык кость ломает.
Когда же вели его через торг, то, слыша, как один человек говорил: Нет ли
башмаков на семь лет? Китоврас рассмеялся. И, увидев другого человека,
ворожащего, засмеялся. А увидел свадьбу справляемую, заплакал. Увидев же на пути
человека, блуждающего без дороги, он направил его на дорогу. И привели его во
двор царев.

   
В первый день не повели его к Соломону. И сказал Китоврас: Почему меня не зовет
к себе царь? Сказали ему: Перепил он вчера Китоврас же взял камень и положил
на другой камень. Соломону рассказали, как поступил Китоврас. И сказал царь:
Велит мне пить питье на питье. И на другой день не позвал его к себе царь. И
Китоврас спросил: Почему не ведете меня к царю и почему я не вижу лица его? И
сказали: Недомогает царь, оттого что вчера много ел. Тогда снял Кнтоврас
камень с камня.

   
На третий же день сказали: Зовет тебя царь. Он же измерил прут в четыре локтя,
вошел к царю, поклонился и молча бросил прут перед царем. Царь же по мудрости
своей разъяснил боярам своим, что означает прут, и поведал: Бог дал тебе во
владение вселенную, а ты не насытился, поймал и меня. И сказал ему Соломон: Не
по прихоти своей привел я тебя, но чтобы спросить, как строить Святую Святых.
Привел тебя по повелению господню, так как не позволено мне тесать камни
железом.

   
И сказал Китоврас: Есть птица малая кокот по имени Шамир. Детей же кокот
оставляет в гнезде своем на горе каменной в пустыне дальней. Соломон же послал
боярина своего со слугами своими, по указанию Китовраса, ко гнезду. А Китоврас
дал боярину прозрачное стекло и наказал ему спрятаться у гнезда: Когда вылетит
кокот, закрой стеклом этим гнездо. Боярин пошел к гнезду; а в нем птенцы
маленькие, кокот же улетел за кормом, и он заложил стеклом устье гнезда.
Немного подождали, и кокот прилетел, захотел влезть в гнездо. Птенцы пищат
сквозь стекло, а он к ним не может попасть. Тогда он взял то, что хранил на
некоем месте, и принес к гнезду, и положил на стекле, хотя его рассадить. Тогда
люди крикнули, и он это выпустил. И, взяв, боярин принес это к Соломону.

   
Потом спросил Соломон Китовраса: Почему ты рассмеялся, когда человек спрашивал
башмаки на семь лет? Видел по нему, ответил Китоврас, что не проживет и
семи дней. Послал царь проверить, и оказалось так. И спросил Соломон: Почему
ты рассмеялся, когда человек ворожил? Отвечал Китоврас: Он рассказывал людям о
тайном, а сам не знал, что под ним клад с золотом. И сказал Соломон: Пойдите
и проверьте. Проверили, и оказалось так. И спросил царь: Почему плакал, увидев
свадьбу? Китоврас ответил: Опечалися потому, что жених тот не проживет и
тридцати дней. Проверил царь, и
оказалось так. И спросил царь: Зачем пьяного человека вывел на дорогу? Ответил
Китоврас: Слышал я с небес, что добродетелен тот человек и следует ему
послужить.

   
Пробыл Китоврас у Соломона до завершения Святая Святых. Однажды сказал Соломон
Китоврасу: Теперь я видел, что ваша сила как и человеческая, и не больше
нашей силы, но такая же. И сказал ему Китоврас: Царь, если хочешь увидеть,
какая у меня сила, сними с меня цепи и дай мне свой перстень с руки; тогда
увидишь мою силу. Соломон же снял с него железную цепь и дал ему перстень. А
тот проглотил перстень, простер крыло свое, размахнулся, и ударил Соломона, и
забросил его на край земли обетованной. Узнали об этом мудрецы и книжники и
разыскали Соломона.

   
Всегда охватывал Соломона страх к Китоврасу по ночам. И царь соорудил ложе и
повелел шестидесяти сильным отрокам стоять кругом с мечами. Потому и говорится в
Писаниях: Ложе Соломона, шестьдесят юношей храбрых из израильтян и из стран
северных.

 

 О
КИТОВРАСЕ ИЗ ПАЛЕИ

 

   
Китоврасбыстрый зверь. Мудрый Соломон при помощи хитрости поймал его. Стан у
него человеческий, а ноги коровьи. Басня говорит, что он жену в ухе носил. Вот
при помощи какой хитрости поймали его. Жена его сказала юноше, любовнику своему,
так: Он обходит днем и ночью много земель и приходит к некоему месту, на
котором два колодца. И он, разгорячившись, выпивает оба те колодца. Соломон же
велел налить в один из них вина, а в другой меду. Китоврас же оба колодца,
прискакав, выпил. Тут его, пьяного, спящего, и поймали, и сковали крепко, ибо
сила в нем была большая. И привели его к царю Соломону. Царь спросил его: Что
красивее всего на этом свете? Тот ответил: Лучше всего своя воля. И,
рванувшись, все переломал и поскакал на свою волю.

 

<0
ДВУГЛАВОМ МУЖЕ И ЕГО ДЕТЯХ>

 

   
Китоврас же, уходя к своему народу, подарил Соломону человека с двумя головами.
Прижился тот человек у Соломона. спрашивал его Соломон: Ты из каких людей? Ты
человек или бес? Человек отвечал: Я из людей, живущих под землей. И спросил
его царь: Есть ли у вас солнце и луна? Тот сказал: От вашего запада солнце
восходит к нам, а на вашем востоке заходит. Так что когда у вас день, тогда у
нас ночь. А когда у вас ночь, тогда у нас день. И дал ему царь жену. И родились
у него два сына: один с двумя головами, а другой с одной. А у их отца было много
добра. И умер их отец. Двухголовый сказал брату: Поделим имущество по головам.
А меньший брат сказал: Нас двое. Поделим имение пополам. И пошли на суд к
царю. Одноголовый сказал царю: Нас два брата. Мы должны поделить имущество
пополам. А тот, двухголовый, сказал царю: У меня две головы, и я хочу взять
две доли. Царь же по мудрости своей повелел подать уксус и сказал: Разве эти
две головы от разных тел? Польюка я уксуса на одну голову: если не ощутит другая
голова, две доли возьмешь на две головы. А если ощутит другая голова льющийся
уксус, значит, обе эти головы от одного тела. Тогда одну долю возьмешь. И когда
полился уксус на одну голову, другая заверещала. И сказал царь: Раз у тебя одно
тело, одну долю возьмешь. Так рассудил их царь Соломон.

 

<ЗАГАДКИ МАЛКАТОШКИ>

 

   
Была Южская царица иноплеменница по имени Малкатошка. Пришла она испытать
Соломона загадками; была же она очень мудрой. И принесла ему дары: двадцать
капий золота, очень много зелий и дерева негниющего. Соломон же, услышав о
приходе царицы, сел в зале с полом из прозрачного стекла на помосте, желая
испытать ее. А она, видя, что царь сидит в воде, подобрала свои одежды перед
ним. И он увидел, что она прекрасна лицом, тело же ее волосато, как щетка.
Волосами этими она привораживала мужчин, бывавших с нею. Соломон же сказал
мудрецам своим: Приготовьте баню и мазь с зелием и помажьте ее тело, чтобы
выпали волосы. А мудрецы и книжники сказали ему, чтобы он сошелся с нею. Зачав
от него, она пошла в свою землю и родила сына, и это был Навуходоносор.

   
Вот какая была загадка ее к Соломону. Она собрала мальчиков и девочек, одетых в
одинаковые одежды, и сказала царю: Разбери по своей мудрости, которые мальчики,
а которые девочки. Царь по своей мудрости велел принести плоды, и высыпали их
перед ними. Мальчики стали подбирать в полы одежд, а девочки в рукава. И сказал
Соломон: Это мальчики, а этодевочки. Она из-за этого подивилась его
хитрости.

   
На другой день она собрала отроков обрезанных и необрезанных и сказала Соломону:
Разбери, которые обрезанные, а которые необрезанные. Царь же повелел архиерею
внести святой венец, на котором было написано слово господне, которым Валаам был
отвращен от волхвования. Обрезанные отроки встали, а необрезанные пали перед
венцом. Она же этому очень удивилась.

   
Загадали мудрецы ее хитрецам Соломона: Есть у нас колодец вдали от города.
Мудростью своей угадайте, чем можно перетащить его в город? Хитрецы же
Соломоновы, поняв, что этого не может быть, сказали им: Сплетите из отрубей
веревку, а мы перетащим колодец ваш в город.

   
И
снова загадали ее мудрецы: Если нива порастет ножами, чем пожать ее сможете?
Им ответили: Ослиным рогом. И сказали мудрецы ее: Где у осла рога? Они же
ответили: А где пива родит ножи?

   
Загадали и еще: Если загниет соль, чем сможете ее посолить? Они же сказали:
Утробу мула взяв, ею надо посолить. И сказали: Да где мул рожает? Они же
ответили: Где соль гниет.

   
Царица же, увидев хоромы созданные, и еды множество, и как сидят люди его, и как
стоят слуги его, и одеяния их, и питие, и жертвы, которые они приносили в дом
божий, сказала: Истинна речь, которую я слышала в земле моей о мудрости твоей.
И не имела я веры речам, пока не пришла и не увидела своими глазами.
Оказывается, не было сказано мне и половины. Благо мужам твоим, слышащим
мудрость твою.

   
Царь же Соломон дал этой царице имя Малкатошка и все, что она просила. И она
пошла в землю свою со своими людьми.

 

<0
НАСЛЕДСТВЕ ТРЕХ БРАТЬЕВ>

 

   
В дни Соломона жил человек, имевший трех сыновей. Умирая, человек этот призвал
их к себе и сказал им: У меня есть клад в земле. В том месте, сказал,
три сосуда стоят друг на друге. После моей смерти старший пусть возьмет верхний,
средний средний, а меньший нижний. После смерти отца открыли сыновья его
этот клад в присутствии людей. И оказалось в верхнем сосуде полно золота, в
среднем полно костей, а в нижнем полно земли. Стали ссориться эти братья,
говоря: Ты сын, раз возьмешь золото, а мы не сыновья? И пошли на суд к
Соломону. И рассудил их Соломон: что есть золота то старшему, что скота и слуг
то среднему, судя по костям; а что виноградников, нив и хлеба то меньшему. И
сказал им: Отец ваш был умный человек и разделил вас при жизни.

<0
ТРЕХ ПУТНИКАХ>

 

   
Шли однажды три человека своим путем, неся в поясах своих золото. Остановившись
для отдыха в пустынном месте, они посовещались и решили: Спрячем золото в
тайнике: если нападут разбойники, мы убежим, а оно будет сохранено. Выкопав
яму, все они положили свои пояса в тайник. Среди ночи же, когда два друга
уснули, третий, питая злую мысль, встал и перепрятал пояса в другое место. И
когда они, отдохнув, пришли к тайнику, чтобы взять свои пояса, то, найдя их,
закричали они все разом; злодей же тот завопил гораздо громче обоих других. И
возвратились все домой. И сказали: Пойдем к Соломону и расскажем ему о нашей
беде. И пришли к Соломону, и сказали: Не знаем, царь, зверь ли взял, птица ли
или ангел. Объясни нам, царь. Он же по мудрости своей сказал им: Найду вас
завтра. Но раз вы путники, очень прошу вас: растолкуйте мне: Некий юноша,
обручившись с красивой девушкой, подарил ей обручальное кольцо без ведома ее
отца и матери. Этот юноша пошел в другую землю и там женился. А отец выдал
девушку замуж. И когда захотел жених войти к ней, девушка закричала и сказала:
От стыда я не сказала отцу, что обручена с другим. Побойся бога, пойди к
обручнику моему, спроси у него разрешения: пусть я буду тебе женой по слову
его. Собрался юноша и, взяв много добра и девушку, пошел туда, И тот разрешил
ему: Пусть она будет тебе женой, раз уж ты ее взял. Жених и говорит ей:
Возвратимся назад и устроим свадьбу снова. А когда они шли дорогой назад, им
повстречался некий насильник со своими людьми и захватил его и с девушкой, и с
добром. И захотел этот разбойник насилье сотворить над девушкой, а она закричала
и рассказала разбойнику, что ходила за разрешением и не была еще со своим мужем
в постели. Удивился разбойник и сказал ее мужу: Возьми жену свою и иди со своим
добром.  И сказал Соломон: Я рассказал вам про этих девушку и юношу. Скажите
теперь мне вы, люди, потерявшие свои пояса: кто лучше юноша ли, или девушка,
или разбойник? Один в ответ сказал: Девушка хороша, потому что рассказала о
своем обручении. Другой сказал: Юноша хорош, потому что подождал до
разрешения. Третий сказал: Разбойник лучше всех, потому что возвратил девушку
и самого отпустил. А добра не надо было отдавать. Тогда сказал в ответ Соломон:
Друг, ты охоч на чужое добро. Ты взял все пояса. Тот же сказал:
Царь-господин, воистину так и есть. Не утаюсь от тебя.

 

<0
СМЫСЛЕ ЖЕНСКОМ>

 

   
А потом Соломон премудрый, желая испытать смысл женский, мир, призвал боярина
своего по имени Декир и сказал ему: Ты мне очень нравишься. И еще больше
полюблю тебя, если ты выполнишь мое желание: убей жену свою, и я отдам за тебя
дочь свою лучшую. То же самое сказал ему через несколько дней. И не хотел
сделать это Декир.  И наконец сказал: Я выполню волю твою, царь. Царь дал ему
меч свой со словами: Отруби голову жене своей, когда она уснет, чтобы не
отговорила она тебя речами своими.  Тот пошел, нашел жену свою спящей, а по
сторонам ее двое детей. И он посмотрев на жену свою и на своих детей спящих,
сказал в сердце своем: Если так ударю подругу мою мечом, то огорчу детей моих.
Царь же позвал его к себе и спросил его, говоря: Выполнил ли ты волю мою
относительно твоей жены? Тот ответил: Не смог я, господин мой царь,
выполнить.

   
Царь же отправил его послом в другой город и, призвав жену его, сказал ей: Ты
нравишься мне гораздо больше всех женщин. Если ты сделаешь, что я тебе повелю,
поставлю тебя царицею. Заколи мужа своего, спящего на постели, а это тебе
меч. В ответ жена сказала: Я рада, царь, что ты так велишь. Соломон же,
понимая мудростью своею ее мужа что тот не хочет убить жену свою, давал ему
меч острый; и понимая жену его, что она хочет убить мужа своего, дал ей меч
тупой, сделав вид, что он острый, говоря: Мечом этим заколи мужа своего,
спящего на постели твоей. Она же положила меч на грудь мужу своему и стала
водить им по его горлу, думая, что он острый. А тот быстро вскочил, полагая, что
напали какие-то враги, и увидев, что жена его держит меч, почему, сказал,
подруга моя, ты надумала убить меня? В ответ мужу своему жена сказала: Язык
человеческий убедил меня, чтобы я убила тебя. Он же хотел позвать людей и тут
понял, что научил ее Соломон.

   
Соломон, услышав об этом, вписал в Сборник этот стих, сказав: Человека нашел
одного среди тысяч, а женщины во всем свете не нашел.

 

<0
СЛУГЕ И СЫНЕ>

 

   
В дни Соломона был в Вавилоне богатый человек, но не было у него детей. Прожив
половину дней своих, он усыновил мальчика-слугу. И, снарядив, послал его с
добром из Вавилона по торговым делам. Тот же, придя в Иерусалим, там разжился. И
попал в число бояр Соломона, восседающих на обеде у царя.

   
А тем временем у господина его дома родился сын. И когда исполнилось отроку
тринадцать лет, отец его умер. И сказала ему его мать: Сын, я слышала о холопе
отца твоего, что он разжился в Иерусалиме. Пойди и найди его. Тот пришел в
Иерусалим и спросил о человеке по имени, какое было у этого слуги. А тот был
очень известен. Ему сказали, что он у Соломона на обеде. И вошел отрок в царский
зал, спросил: Кто здесь такой-то боярин? Тот в ответ сказал: Это я. Подойдя,
отрок ударил его по лицу н сказал: Ты мой холоп! Не боярствуй, сидя, а иди
работать! И отдай мне свое добро. И разгневался царь, и стало ему досадно.
Обратившись к Соломону, отрок сказал: Если не будет, царь, этот холоп отца
моего моим, то за то, что я ударил его своей рукой, я получу удар мечом, который
меня убьет. Ударенный в свою очередь сказал: Я господский сын, а это слуга
отца моего и мой. У меня есть свидетели в Вавилоне. Царь сказал: Я не поверю
свидетелям. Лучше отправлю посла моего в Вавилон пусть он там возьмет плечевую
кость из гроба отца, и та мне поведает, кто из вас сын, а кто слуга. А вы будьте
тут. И царь послал своего доверенного посла, и тот принес плечевую кость. По
мудрости своей царь повелел чисто вымыть кость, посадил боярина своего и всех
мудрецов, бояр и книжников перед собой и сказал человеку, умеющему пускать
кровь: Пусти кровь этому боярину. Тот это сделал. Тогда царь велел положить
кость в теплую кровь. Смысл повеления он объяснил своим боярам, сказав: Если
это его сын, то кровь его прильнет к кости отца. Если же не прильнет, то раб.
И вынули кость из крови, и была кость белой, как и прежде. Тогда повелел царь в
другой сосуд пустить кровь отрока. И, вымыв кость, положили ее в кровь юноши. И
напиталась кость кровью. И сказал царь своим боярам: Видите своими глазами, что
говорит эта кость: Вот этот мой сын, а тот раб. Так рассудил их царь.

 


ЦАРЕ АДАРИАНЕ>

 

   
После этого начал Соломон говорить боярам своим: Был Адриан-царь, и он повелел
боярам своим звать его богом. И, не захотев, бояре его сказали: Царь наш!
Думаешь ли ты в сердце своем, что не было бога прежде тебя? Мы будем звать тебя
высшим царем среди царей, если ты возьмешь вышний Иерусалим и Святая Святых. Он
же, собравшись с воинами многими, пошел, и взял Иерусалим, и возвратился назад,
и сказал им: Подобно тому, как бог, что повелит и скажет, то и сделает, так и
я сделал. Теперь называйте меня богом. Было же у него три философа. Ответил ему
первый, сказав: Если хочешь зваться богом, учти: не может боярин называться
царем, находясь в царском дворце, пока не выйдет наружу. Так и ты, если хочешь
зваться богом, выйди из всей вселенной и там называйся богом.

   
А другой сказал: Не можешь ты называться богом. Царь спросил: Почему? Тот
ответил: Говорит Иеремия-пророк: Боги, не сотворившие неба и земли, да
погибнут. Если хочешь погибнуть, царь, называйся богом.

   
А третий сказал: Господин мой, царь! Помоги мне скорее! Царь спросил: Что с
тобой? И сказал философ: Лодка моя в трех верстах отсюда готова потонуть, а
все добро мое ней, и царь сказал: Не бойся. Пошлю людей, и они приведут ее. А
философ сказал: Зачем тебе, царь, утруждать людей своих? Пошли тихий ветер,
пусть он спасет ее. Тот же, поняв, промолчал недовольно и пошел в покой к своей
царице.

   
И сказала царица: Философы обманули тебя, царь, сказав тебе, что не можешь
зваться богом. Желая же утешить его в той печали, она сказала: Ты царь, ты
богат, ты достоин великой чести. Сделай, сказала, одну вещь, и тогда зовись
богом. Царь спросил: Какую же? И царица ответила: Имущество божие, которое у
тебя, возврати. Он спросил: Какое имущество? Царица же сказала: Возврати
душу твою, которую вложил бог в тело твое, и тогда зовись богом. Он возразил:
Если не будет души во мне, в теле моем, как назовусь я богом? Царица же
сказала ему: Если ты душой своей не владеешь, то и богом не можешь
прозываться.

 


ПОХИЩЕННОЙ ЦАРЕВНЕ>

 

    
Царь Соломон просил царевну за себя. И не отдали ее за него. Тогда Соломон
сказал бесам: Идите, и возьмите царевну ту, и приведите ее ко мне. И бесы,
пойдя, похитили ее на переходе, когда она шла из покоев матери, посадили ее в
судно и помчали по морю.

   
И вот увидела царевна, что человек воду пьет, а сзади у него вода выходит вон.
Она попросила: Объясните мне, что это такое. А бесы сказали: Тот тебе
объяснит, к кому тебя везем. Едут дальше и видят человек, в воде бродя, воды
просит, а волны его сбивают. И сказала царевна: Немилые мои сваты, а это мне
объясните: почему тот человек, в воде бродя, воды просит? А они сказали: Тот
тебе объяснит, к кому тебя везем. И еще проехали, и видят человек жнет сено,
идет, а два козла, за ним идя, траву поедают: что он сожнет, то они съедают. И
сказала царевна: Объясните мне, немилые мои сваты, объясните мне: почему бы тем
козлам не есть траву нежатую? А бесы ей сказали: Тот тебе объяснит, к кому
тебя везем.

   
И примчали ее к городу. Один бес пошел и поведал Соломону-царю: Привели невесту
тебе. Царь же, сев на коня, выехал на берег. И сказала ему царевна: Нынче я
твоя, царь. Но вот что мне объясни: человек пил воду, а сзади у него она
выходила вон. Царь сказал: Почему ты этому удивляешься? Ведь это дом царский:
сюда входит, отсюда выходит. И спросила царевна: И вот еще объясни мне, что
это такое: один человек, в воде бродя, воды просит, а волны сбивают его?
Соломон ответил: О невеста! Почему ты этому удивляешься, невеста? Это ведь
слуга царев: он одну тяжбу судит, а другой тяжбы ищет, чтобы царево сердце
сделать добрым. И вот что мне еще объясни: человек траву жнет, а что сожнет,
то два козла, за ним идя, поедают. Почему бы тем козлам, влезшим в сено, не есть
траву нежатую? И сказал царь: Невеста! Чему ты удивляешься? Если человек
возьмет другую жену с чужими детьми, то что он наработает, то они съедят. А для
себя у него ничего нет. А теперь иди, невеста, в мой покой.

    Так она и стала его женой.

 

Суд Соломона

Суд Соломона




 Яков ШЕХТЕР

 7 марта 2021

 1480

Самая известная история в Священном Писании — это рассказ про суд царя Соломона. Приводится он в первой книге Царей. Нет смысла его повторять: про царя, велевшего разрубить пополам новорожденного младенца, чтобы отдать половинку каждой из спорящих сторон, знают все образованные люди на Земле.
Еврейские мудрецы относились к этой всемирно известной истории весьма неоднозначно. Рабби Иегуда бар Илои, один из самых известных личностей Талмуда говорил: живи я во времена Соломона, я бы выгнал этого юношу из суда. То, как он повел себя, не имеет никакого отношения к правосудию.
 

Каждое слово этой истории разобрано и многократно просеяно через мелкое сито критики. Задано множество вопросов и на многие ответы так и не найдены.
Что стал бы делать царь, если обе женщины пожалели бы младенца? Притворщица могла оказаться чуть умнее и, просчитав партию на два хода вперед, тоже бы попросила о жалости к ребенку. Или обе сказали бы — руби — прекрасно понимая, что праведный царь, сын Давида, никогда такого не совершит?
После разбора множества противоречий в рассказе, мудрецы вынуждены признать, что царь Соломон получил указания с Неба, кто настоящая мать, а после этого уже устроил фокус с мечом.
Разумеется, это предположение тоже опровергается: царь Соломон столь четко разложил по полочкам запутанную ситуацию, что она стала ясна так, словно раздался голос с Небес и все растолковал.
За три тысячи лет знакомства с этой историей в еврейской библиотеке набралось множество апологий, реминисценцией и аллюзий. Приведем несколько из них.
Ребе Йегуда Ахасид в «Сефер Хасидим» пишет:
— Однажды поехал богатый купец из Вавилона в страну за морем (видимо одну из стран расположенных на Аравийском полуострове). Оставил дома беременную жену, взял с собой большую сумму денег, а для охраны крепкого и ловкого раба. Дела его пошли весьма успешно и вскоре он стал обладателем крупного состояния. Увы, прежде чем купец вернулся домой, охватила его лихоманка, и в одночасье свела в могилу. А раб объявил себя его сыном, завладел всем состоянием и зажил припеваючи.
Прошло много лет. Раб решил, что о нем позабыли и вернулся в Вавилон. Как же! Не успел он спуститься по сходням корабля, как настоящему сыну купца немедленно об этом рассказали. Все эти годы он жил вместе с матерью, жил очень скромно, почти бедствуя, ведь отец, уезжая за море, взял с собой их достояние.
Сын купца бросился за советом к Саадии Гаону, в те годы самому уважаемому раввину Багдада.
— Обратись к верховному правителю, — посоветовал тот. — Он, скорее всего, передаст дело мне. Тогда мои решения из добрых советов превратятся в обязующие постановления.
Так и вышло. Саадия Гаон распорядился отыскать могилу купца и привезти кусочек его кости. Когда кость доставили, он велел нацедить у раба и сына купца по склянке крови.
Первой кость погрузили в склянку с кровью раба. Кровь не впиталась. Тогда ее поместили в склянку с кровью сына. Кость моментально потемнела.
Саадия Гаон приказал передать сыну купца все имущество раба вместе с самим рабом.
Спустя почти шестьсот лет Хида, ребе Хаим-­Давид Азулай, великий знаток открытой и скрытой частей Учения, написал в книге «Брит Олам»:
— Я читал в одном древнем источнике, что подобная история с костью и кровью случилась еще во времена царя Соломона.
Через сто лет после выхода этой книги знаменитый раввин Бен Иш-­Хай удивляется, отвечая ребе Хаиму-­Давиду Азулаю:
— У нас нет оснований подвергать сомнению слова великого Хида, но тогда я не понимаю, для чего царь Соломон прибег к риторической угрозе мечом, вместо того, чтобы проверить таким надежным способом, какая из рожениц настоящая мать ребенка?
Следующая история произошла в Венгрии, с раввином города Мад Авраамом Йегудой Шварцем.
Девятнадцатый век в Европе прославился суровыми зимами. В один из морозных дней месяца тевет (декабрь) к раввину пришли две женщины: хозяйка и служанка. Хозяйка утверждала, что служанка украла у нее дорогое теплое одеяло. Заметив пропажу, хозяйка не постеснялась вой­ти в комнату служанки и перерыв все шкафы, обнаружила пропажу. В ответ на обвинение служанка, нимало не смущаясь, заявила, что это ее одеяло, которое давным-­давно лежит у нее в шкафу, а куда подевалось хозяйкино, она не имеет представления.
Женщины принесли с собой злополучное одеяло, и попросили раввина их рассудить. Рав Шварц внимательно оглядел предмет спора и объявил:
— Уже темно, я плохо вижу, приходите завтра утром.
— Можно зажечь еще несколько свечей, я заплачу, — предложила хозяйка, которой не хотелось дожидаться завтрашнего дня.
— Мне нужен солнечный свет, чтобы хорошенько рассмотреть одеяло и принять решение, — настоял на своем раввин Шварц.
Когда женщины ушли, он вместе с женой отыскал похожее одеяло, свернул его точно таким же образом и оставил на столе в кабинете, а настоящее одеяло спрятал.
Утром он усадил женщин на стулья перед столом и несколько минут сосредоточенно изучал ­какую-то толстую книгу. Женщины терпеливо ждали, пока мудрец отыщет решение. Одеяло красовалось на столе прямо перед ними.
Наконец раввин Шварц поднял голову и спросил:
— Значит, мы спорим из-за этого одеяла. Итак, я хочу еще раз услышать, кому оно принадлежит.
— Мне, — выскочила первой служанка. — Оно принадлежит мне.
— Это не мое оделяло, — холодно произнесла хозяйка.
— Хорошо, — раввин встал, вытащил настоящее одеяло и положил его рядом с первым.
— А это чье?
— Это не мое, — воскликнула служанка. Мое — вот это, — и она указала на первое.
— А вот это как раз мое, — сказала хозяйка, указывая на второе.
— Значит, по поводу второго одеяла у нас нет разногласий? — спросил раввин.
— Нет, — ответили женщины.
Раввин Шварц передал одеяло хозяйке и обратился к служанке.
— А вот насчет этого одеяла, вам придется объяснить моей жене, почему вы считаете своей вещь, которую она собственноручно пометила.
Раввин развернул одеяло и показал служанке крепко пришитую к изнанке бирку с его инициалами.
Суд Соломона пробудил на протяжении длинной еврейской истории множество самых разных рассказов, от серьезных, случившихся с великими раввинами до анекдотических. В завершение, история, которой до сих пор пугают в Бней-­Браке молодых женихов.
В ешиве Хафец Хаима юноши женились довольно поздно. Делать в захолустном Радине, кроме учебы, было совершенно нечего, поэтому в ешиве оставались лишь те, кого по-настоящему интересовало изучение Торы. Среди ешиботников выделялись два друга, они провели в Радине юность и зрелость, дожили до седин, но так и не удосужились жениться. Некогда было: учеба полностью владела их помыслами.
Всему хорошему, как и всему плохому, на этом свете приходит конец. По настоянию главы ешивы друзья, наконец, обзавелись семьями. Пришло время подумать о заработке. Выход отыскался сам собой: родители обеих жен, давно перебрались на Святую Землю, одни в Иерусалим, другие в Цфат. И те и другие просто мечтали, чтобы их зятья, мудрецы из ешивы самого Хафец Хаима, поселились рядом с ними. И те и другие крепко стояли на ногах и обещали дочерям полностью содержать их семьи.
Друзья распрощались с Хафец Хаимом, поцеловали мезузы на дверях родной ешивы, и отправились в путь. А путь был не близкий, сначала поездом до Одессы, потом на пароходе до Стамбула, а уже оттуда на другом пароходе в Яффо. По дороге оба друга подцепили ­какую-то заразу и сильно расхворались. Пожилые люди плохо переносят далекие путешествия, особенно морем. В Стамбуле, к величайшему горю обеих жен, один из друзей вернул свою душу Создателю, а другой хоть и выжил, но плохо понимал кто он, где находится и что с ним происходит.
На пристани Яффо их встречали обе семьи в полном составе.
— Познакомьтесь, — сказала одна из жен, беря за правую руку плохо соображающего пожилого человека. — Это мой муж.
— Нет, мой, — вскричала другая, хватая его за левую. — Как тебе не стыдно врать!
Что тут поднялось! Шум, крики, слезы. Паспорта в те годы были еще без фотографий, а бывший ешиботник, вместо ответов на вопросы лишь бессмысленно улыбался и щурил глаза от яркого средиземноморского солнца.
Шум привлек внимание турецких стражей порядка. Те действовали быстро и решительно, бывшего ешиботника потащили в хаписхан, тюрьму, крикунов успокоили парой оплеух, а родителям велели явиться к кади. Судья Яффо, кади Абу-­Мабут, по-турецки сын дубинки, получил свое прозвище за то, что разгуливал по улицам вверенного ему города, не выпуская из рук дубинку. Он пускал ее в ход при малейшем отклонении от того, что представлялось ему законным и правильным. Таким образом, зазор между судебным постановлением и приведением его в исполнение был минимальным, можно даже сказать, что его практически не существовало.
Утром родители явились на прием к Абу-­Мабуту. Отвечали на вопросы обе тещи, поскольку их мужья, проводя все свое время за изучением премудрости Торы, плохо владели турецким языком.
Несмотря на грозную репутацию, кади повел себя на удивление мирно. Дружелюбно расспросив обо всех обстоятельствах дела, он надолго задумался. Предмет спора, бывший ешиботник, с полностью отсутствующим видом, сидел на скамье перед судьей.
— Пусть великий Сулейман ибн Дауд, — наконец произнес судья, — послужит нам примером для решения вашего спора. Позовите начальника стражи.
Начальник стражи, густо поросший блестящими черными волосами, напоминал огромную обезьяну, напялившую людскую одежду. По команде Абу-­Мабута он вытащил из ножен огромный ятаган, и занес его над головой бывшего ешиботника. Тот, словно не замечая нависшей над ним угрозы, продолжал сидеть с безучастным видом.
— Сейчас мы разрубим его на две части, — сказал кади. — Уверен, наш начальник стражи справится с этим за три удара. А затем, — тут Абу-­Мабут сделал широкий жест рукой, словно приглашая гостей к накрытому столу, — каждая из вас получит свою половину.
— Не надо, — вскричала одна из женщин. — Пожалейте мальчика, он ведь ничего не понимает!
— Рубите, — воскликнула вторая.
— Отдайте ей, — вынес постановление Абу-­Мабут. — Она настоящая теща.
Яков ШЕХТЕР






Суд царя Соломона, переосмысленный сегодня

Большинство людей, даже полностью светских людей, знают историю суда Соломона:

Две женщины, живущие в одном доме и недавно родившие с разницей в несколько дней, приходят к Царю Соломона для разрешения спора. Ночью один из их детей умер. Первая женщина утверждает, что мертвый младенец принадлежал второй женщине, которая затем подменила младенцев. Вторая женщина отрицает это обвинение, утверждая, что живой ребенок — ее собственный.

Царь Соломон просит меч, решив уладить дело, разрубив ребенка пополам, чтобы каждый мог владеть половиной ребенка. Вторая женщина соглашается с этим суждением; первая женщина говорит, что скорее отдаст ребенка, чем увидит, как ее ребенка убивают. Соломон понимает, что первой женщиной должна быть мать.

Анализ истории

Суд Соломона.

Источник: Guiseppe Cades, Public Domain/Wikimedia Commons

Царь Соломон точно предсказывает, что «настоящая» мать, хорошая мать, скорее отдаст своего ребенка, чем увидит, как ему причиняют вред. Если понимать буквально, ответ второй женщины действительно ужасен, указывая скорее на психопатию, чем на слабую привязанность.

Но, как и большую часть Библии, ее не следует читать буквально, и мы определенно можем читать ее как аллегорию, применимую к битвам за опеку в наши дни. В этом случае две матери представляют родителей, борющихся за опеку, а царь Соломон представляет судью, который будет решать вопрос. Однако не все судьи обладают мудростью Соломона, и не все простые факторы, такие как решение одного мудреца, решают исход дела. В этом мысленном эксперименте давайте сделаем детей старше, хотя бы на 5 лет.

Типичная битва за опеку сегодня

Суд Соломона в этой аллегорической форме слишком распространен. Пара решает разорвать отношения. Один из родителей хочет полной опеки и готов бороться за нее до победного конца, втягивая детей в продолжительную судебную тяжбу, которая «разрывает их на части», вовлекая их в борьбу родителей.

Верность обоим родителям, отказ от выбора становится почти невозможным для детей в этих обстоятельствах. Судебное дело, для которого вполне можно было бы запросить их мнение (в зависимости от возраста), а также знание неразрешимой вражды между родителями травмирует даже в тех случаях, когда дети явно имеют предпочтение, потому что один из родителей оскорбляет . Судебные разбирательства и неопределенное будущее также вызывают огромный стресс.

Один из родителей, обычно это человек, у которого есть психологические «проблемы» — скажем, он имеет дело с депрессией, расстройством пищевого поведения или проблемой употребления психоактивных веществ — решает, что было бы лучше отказаться от детей, чем подвергнуть их психологической травме. судебное дело. Но вот загвоздка: суд не говорит этому родителю: «Ваше отношение показывает, что вы настоящий и лучший родитель. Я дарю тебе детей». Суд отдает детей «второй женщине». «Первая женщина» подписывает свои права.

Она часто сожалеет об этом решении.

Урок из приговора царя Соломона

Соломон был прав — родитель, который увидит, как его ребенок будет разрезан надвое, не является «настоящим» родителем, не человеком, который может обеспечить любовь и заботу, безопасность и дозаправку, в которых нуждаются дети. . Либо этот родитель настолько увлечен борьбой за власть с другим родителем, что чувства детей не имеют значения, либо родитель не способен принять чужую точку зрения — или и то, и другое — и поэтому не понимает последствий судебного разбирательства. на детей.

Ущерб, который может возникнуть в результате судебного разбирательства, очевиден. Но кумулятивный ущерб от нахождения под контролем родителя, готового пожертвовать своими детьми ради победы в битве, или родителя, неспособного принять чужую точку зрения, в долгосрочной перспективе, вероятно, будет гораздо более вредным. Крайне маловероятно, что родитель, который не видит, что битва за опеку может сделать с их детьми, сможет хорошо воспитывать детей в других ситуациях.

В нашем дворе или где-либо еще не так уж много царей Соломонов. Но эти терапевты, законные опекуны, юристы и другие лица, участвующие в делах об опеке, могли бы внести немного его мудрости, попросив родителей, готовых отказаться от своих прав ради блага своих детей, подумать о том, что будет означать предоставление единоличной опеки. родителю с таким низким социальным и эмоциональным интеллектом, какой демонстрирует бескомпромиссный родитель. Возможно ли, что, выиграв свое дело, «вторая женщина» вдруг разовьет в себе качества, необходимые для эффективного воспитания детей? Может ли она быть достаточно хорошей матерью? Или она будет снова и снова приносить в жертву свое дитя мириадами способов, менее очевидных, чем предложенное царем Соломоном решение, но, тем не менее, ужасно вредных?

Источник: Tingey Injury Law/Unsplash

Стресс затрудняет ясное мышление, и мало что может вызвать больший стресс, чем борьба за благополучие своих детей. Родители, которые имеют несколько источников стресса, скорее всего, не думают ясно и не думают о долгосрочных последствиях. У первой женщины действительно не было выбора, потому что, как только ребенка разрезали пополам, история закончилась. Но последствия решения об опеке продолжаются и продолжаются.

Мораль сегодняшнего суждения Соломона вполне может заключаться в том, что родитель, готовый пожертвовать ребенком ради победы в борьбе за власть, вряд ли будет адекватным родителем. Те из нас, у кого есть немного ответственности и, надеюсь, немного мудрости царя Соломона, поступят правильно, если укажут на это.

Суд Соломона, 1 Царств 3 KJV

ПОИСК В БИБЛИИ (Дополнительно)

SELECT A BOOK (Index)

GenesisExodusLeviticusNumbersDeuteronomyJoshuaJudgesRuth2 Samuel2 Samuel1 Kings2 Kings1 Chronicles2 ChroniclesEzraNehemiahEstherJobPsalmsProverbsEcclesiastesSong of SolomonIsaiahJeremiahLamentationsEzekielDanielHoseaJoelAmosObadiahJonahMicahNahumHabakkukZephaniahHaggaiZechariahMalachi———————-MatthewMarkLukeJohnActsRomans1 Corinthians2 CorinthiansGalatiansEphesiansPhilippiansColossians1 Thessalonians2 Thessalonians1 Timothy2 TimothyTitusPhilemonHebrewsJames1 Peter2 Peter1 John2 John3 JohnJudeОткровение

ГЛАВА

3

СТИХ

1

 

1 Царств Глава 3

1 И Соломон вступил в родство с фараоном, царем Египта, и взял дочь фараона, и привел ее в город Давидов, пока он не закончил строить свой собственный дом, и дом Господень и стена Иерусалима вокруг.

2 Только народ приносил жертвы на высотах, потому что не было построено дома во имя Господа до тех дней.

3 И любил Соломон Господа, ходя по уставам Давида, отца своего: только он приносил жертвы и возжигал курения на высотах.

4 И пошел царь в Гаваон, чтобы там принести жертву; ибо это было великой высотой: тысячу всесожжений принес Соломон на тот жертвенник.

5 В Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью и сказал Бог: проси, что Я дам тебе.

6 И сказал Соломон: Ты оказал рабу Твоему Давиду, отцу моему, великую милость, ибо он ходил пред тобою в истине и праведности и в правоте сердца с тобою; и Ты сохранил для него эту великую милость, что дал ему сына, чтобы он сидел на престоле его, как это в этот день.

7 И ныне, Господи Боже мой, Ты поставил царем раба Твоего вместо Давида, отца моего: а я всего лишь дитя: не знаю как как выйти или войти.

8 И раб твой есть среди народа твоего, который ты избрал, народа великого, которого нельзя ни перечесть, ни сосчитать от множества.

9 Итак дай рабу Твоему разумное сердце, чтобы судить народ Твой, чтобы я мог различать добро и зло: ибо кто может судить сей столь многочисленный народ Твой?

10 И благоугодно было Господу слово, что Соломон просил об этом.

11 И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни; не просил себе богатства и не просил души врагов твоих; но просил себе разума, чтобы различать суд;

12 Вот, Я сделал по словам твоим: вот, Я дал тебе сердце мудрое и разумное; так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе.

13 И я также дал тебе то, чего ты не просил, и богатство, и почести, так что не будет между царями подобного тебе во все дни твои.

14 И если будешь ходить путями Моими и соблюдать уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, то Я продлю дни твои.

15 И Соломон проснулся; и вот, это был сон. И пришел в Иерусалим, и стал пред ковчегом завета Господня, и вознес всесожжения, и принес мирные жертвы, и сделал пир всем рабам своим.

16 Тогда пришли две женщины, которые были блудницами, к королю, и встали перед ним.

17 И сказала одна женщина: господин мой, я и эта женщина живу в одном доме; и у меня родился ребенок с ней в доме.

18 И было на третий день после того, как я был доставлен, что эта женщина также была доставлена: и мы были вместе; в доме не было никого постороннего, кроме нас двоих в доме.

19 И ребенок этой женщины умер ночью; потому что она перекрыла это.

20 И она встала в полночь, и взяла моего сына от меня, в то время как служанка твоя спала, и положила его на своей груди, и положила свое мертвое дитя на моей груди.

21 И когда я встала утром, чтобы дать моему ребенку пососать, вот, он был мертв; но когда я увидела его утром, вот, это был не мой сын, которого я родила.

22 Другая женщина сказала: нет; но живой — это мой сын, а мертвый — это твой сын. И это сказало: нет; но мертвый — это твой сын, а живой — это мой сын. Так говорили они перед королем.

23 Тогда сказал царь: один говорит: этот есть сын мой живой, а сын твой есть мертвый; а другой говорит: нет; но твой сын — это мертвый, а мой сын — это живой.

24 И сказал царь: Принеси мне меч. И они принесли меч к королю.

25 И сказал царь: разделите живое дитя надвое и отдайте половину одной, а половину другой.

26 Тогда женщина, чье живое дитя было , сказала королю, ибо внутренности ее жаждали сына ее, и она сказала: о господин мой, отдай ей живое дитя и ни в коем случае не убивай его. А другой сказал: пусть не будет ни мне, ни тебе, , но раздели на .

27 Тогда отвечал царь и сказал: отдай ей живое дитя и ни в коем случае не убивай его: она является его матерью .

28 И услышал весь Израиль о суде, который вынес царь; и убоялись царя, ибо увидели, что мудрость Божия была в нем , чтобы творить суд.

Посмотреть другие библейские истории
Посмотреть 1 короли Глава 3

Связанные библейские истории

Суд Соломона Соломона получает королеву Сайба Короля Соломона в заключительном суждении Сломона Соломон Анаук Сердится на Соломона      Суд     Обвинение Давида Соломону     Притчи Соломона   От восшествия Соломона до посвящения храма     Суды над городами, окружающими Палестину     Предсказания суда над некоторыми народами      Суд над народами, за которым последует благословение Царства при Мессии      Справедливость в суде    Призывает к суду следующего родственника. Его человеческий суд порицается. Соломон родился и назван Иедидией. Соломон по назначению Давида. Перемещение Вирсавии, чтобы спросить Соломону об Ависаге, Соломон женится на дочери фараона.  Высоты заняты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы