Суеверия это грех: 13. О суевериях, гаданиях, предсказаниях, целительстве
Содержание
13. О суевериях, гаданиях, предсказаниях, целительстве
13.1. Что такое суеверие?
– Суеверие – вера в то, что некоторые явления и события представляют собой проявление сверхъестественных сил или служат предзнаменованием будущего. Слово «суеверие» было образовано от слов суе – напрасно, попусту – и вера. Дословное значение этого слова: пустая вера, то есть вера не подлинная, напрасная.
13.2. От чего появляются суеверия, и чем они опасны?
– Человеческой душе свойственна потребность веры. И суеверие есть попытка удовлетворить эту потребность, только не верой, явленной в Божественном Откровении, – ведь это требует огромных личных усилий, душевных, волевых и даже интеллектуальных, – а верой, заимствованной из местных преданий и основанной на соприкосновении хоть с чем-то таинственным. Суеверие есть подмена подлинной веры.
Суеверия не возникают на пустом месте. Ряд их берет начало в язычестве, нанося тяжелейший вред душе. Суеверия порождают страх, а демонам гораздо проще справиться с людьми, пребывающими в состоянии страха. Суеверные люди, иногда не осознавая, служат не Богу, а силам зла. Возникновению суеверий способствуют сами люди, не пришедшие к вере в Бога, которые связывают случающиеся неприятности с какими-то незначительными жизненными явлениями, предшествующими неприятному событию. У людей велика потребность в сверхъестественном, велико стремление к провидению будущего.
Православная Церковь всегда считала суеверия большой опасностью для здоровья души.
13.3. В чем различие между суеверием и истинной верой в Бога?
– В вере всегда сохраняется свобода. Бог не отнимает у человека дарованную ему свободу. Суеверные люди теряют духовную свободу и попадают в зависимость от темных и злых сил. Суеверие, то есть вера суетная, не приносящая пользу душе человека, – это своего рода духовная болезнь и образуется она там, где оскудевает истинное знание о вере и о духовной жизни. Вера без знания очень быстро превращается в суеверие, то есть весьма странную смесь различных взглядов, где находится место и Ангелам, и бесам, и даже Господу Богу, но отсутствуют понятия покаяния, борьбы с грехом, изменения образа жизни.
13.4. Как избежать суеверий?
– Чтобы избежать суеверий, надо знать и хранить истинную веру церковную. Верующий человек знает, что без помощи Божией он ничего хорошего не достигнет, и без попущения Божия с ним ничего плохого не случится. Суеверный же человек, хотя бы и признающий бытие Божие, свое благополучие или неблагополучие ставит не в зависимость от Бога и от соблюдения заповедей Божиих, а от каких-то совпадений, происшествий, неожиданностей или же попросту – от магических действий. Чтобы избежать суеверий, надо всегда помнить о душе, о вечности, о том, что за все придется дать ответ перед Богом. О независимости от суеверий хорошо вспомнить слова апостола Павла: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1).
13.5. Правда ли, что нельзя святить куличи целый год, если кто-то умер?
– Это суеверие, не имеющее никакого здравого объяснения. В Церкви нет ничего бессмысленного. Все церковные правила имеют глубокий духовный смысл.
13.6. Говорят, что в день Усекновения главы святого Иоанна Крестителя нельзя есть ничего круглого, что по форме напоминает голову, то есть яблоки, арбузы и пр. и пользоваться режущими предметами. Так ли это?
– В день Усекновения главы Иоанна Предтечи Церковью установлен пост, чтобы достойно почтить память великого постника и пустынника. Одновременно этот однодневный пост имеет цель – напомнить о пагубных последствиях страсти невоздержания. Нет никаких запретов на вкушение пищи, имеющей круглую форму, и на использование рубящих и режущих средств. Это народное поверье родилось из наивно-символических представлений («симпатическая магия»).
13.7. Можно ли близким родственникам усопшего нести гроб с его телом?
– Это суеверие, что якобы родственникам покойного нельзя нести гроб, иначе тем самым родственник приближает свою собственную смерть. Опасение, будто разгневанная душа умершего может навредить своим родственникам, появилось в древности у язычников и не имеет никакого отношения к христианству. Все суеверия происходят от религиозной безграмотности, чтобы их избежать, надо изучать основы Православной веры.
13.8. Грешно ли верить приметам: например, день несчастливый, кошка дорогу перебежала, рука зачесалась, кто-то встретился?
– Суеверие богомерзко, потому что оно свидетельствует о забвении Бога, о том, что веру в Бога меняют на веру во что-то пустое, суетное, часто бессмысленное.
13.9. Что делать, если принесли тесто, замешанное в Иерусалиме, на Гробе Господнем. Надо ли его кому-то передавать, и как вообще к этому относиться?
– Над Гробом Господним существует Храм Воскресения Христова, где ежедневно совершается Божественная литургия. Тесто там не замешивают. В лучшем случае принесенная закваска могла быть освящена святой водой. А если, как в известных «письмах счастья», при получении теста следует совет передавать его другим, а то «хуже будет», то благочестивым это назвать нельзя.
Распространители подобной закваски лживо прикрываются авторитетом известных храмов и монастырей Украины, Афона и даже Храма Гроба Господнего (существует множество версий этой закваски: «тесто от святой Матроны», «почаевский хлеб», «афонский хлеб», «тесто счастья», «тесто благополучия»). Это очевидная ложь, а отец лжи – дьявол. Распространять эту ложную мистику «иерусалимской закваски» не следует.
Следует помнить и о том, что употребляя в пищу непонятного происхождения продукт, люди рискуют своим здоровьем.
13.10. Правда ли говорят, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещают брачащимся тяжелую жизнь, а кто первый ступит на полотенце, тот будет главенствовать в семье, или чья свеча окажется короче после таинства Брака, тот раньше умрет?
– «Не всякому слову верь» (Сир. 19:16). На подобные случайности не надо обращать внимания, потому что при фиксировании на них внимания это может перерасти в суеверия. Вовлечь в них выгодно врагу рода христианского – сатане, так как это отвлекает верующих от истинного Евангельского понимания жизни. Важно всегда помнить, что жизнь человека зависит от Бога и от того, как он исполняет Божии заповеди.
Бог не открывает христианам будущее через упавшее кольцо или погасшую свечу. Его воля явлена людям через Святое Евангелие.
Все суеверия, связанные с Таинствами Церкви, происходят оттого, что люди, принимая Таинства, часто не понимают их смысла и значения.
13.11. Можно ли верить снам?
– «Сонные грезы окрыляют глупых. Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям. Сновидения совершенно то же, что подобие лица против лица. От нечистого что может быть чистого, и от ложного что может быть истинного? Гадания и приметы и сновидения – суета, и сердце наполняется мечтами… Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению» (Сир. 34:1–5, 7).
Святые отцы запрещают придавать снам какое-либо значение и тем более открывать их другим.
13.12. От чего бывают плохие сны?
– Душевная жизнь человека не прекращается и во сне. Плохие сны бывают от небогоугодной жизни, от отягощения души грехами и страстями. Большая часть снов – естественное следствие возбужденного воображения человека. О чем человек днем думает, чем он сильно заинтересован, чего он страстно желает или не желает, это и снится ему.
Не следует доверять снам (плохим или хорошим), а тем болеесовершать с их помощью гадание, ведь «во множестве сновидений… много суеты» (Еккл.5:6).
13.13. Можно ли заниматься астрологией?
– Занятия астрологией, йогой, оккультизмом – большой грех, так как через них человек вступает в контакт с темной силой и попадает от нее в зависимость. Если человек этим занимался, то ему требуется покаяние.
13.14. Можно ли доверять гаданиям, предсказаниям, гороскопам?
– Церковь категорически запрещает всякие гадания, вызов духов, гороскопы и прочее, считая это служением сатане. «Не должен находиться у тебя…прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий делающий это» (Втор. 18:10-12).
Никаким гаданиям, предсказаниям доверять нельзя. Суеверный начинает соотносить события своей жизни с содержанием предсказаний и суеверий, сам выстраивает в своем воображении причинно-следственные связи. Нередко этому прямо помогают темные силы.
13.15. Можно ли гадать на судьбу?
– Церковь это категорически запрещает, потому что таким образом человек вступает в контакт с темными силами. Счастье человека зависит от святости его жизни. Если бы Богу было угодно, а для человека полезно, Он бы открыл людям их будущее. Однако в Евангелии сказано, что надо бодрствовать и молиться.
13.16. Надо ли бояться колдунов, «энергетических вампиров»?
– Боязнь колдунов происходит от двух причин: от маловерия и от религиозной безграмотности. Есть истинная вера, а есть суеверие. Есть страх Божий, то есть благоговение пред Ним, боязнь оскорбить Его, а есть страх вражий, рождаемый от неверия во всесильную помощь и неизреченную любовь Божию. Потеря страха Божия – это отступление от истинной веры.
Страх – это искушение и вражеское действие. Враг старается за счет страха держать человека в постоянном напряжении. Нужно иметь только страх Божий, то есть своим поведением, образом жизни, мыслями опасаться оскорбить любовь Божию к себе. Господь говорит нам о подлинном страхе: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). То есть настоящий страх – это страх нагрешить, страх оскорбить Бога.
13.17. Что делать, если водил родственников к экстрасенсам?
– Надо покаяться в этом грехе на исповеди и никогда больше так не поступать. Церковь во все века предостерегала христиан от общения с колдунами, которые в настоящее время стали именовать себя экстрасенсами, целителями и т.п. Православный человек должен знать, что все оккультисты общаются с силами далеко не божественными. Обратившись к экстрасенсу за помощью в физическом здоровье, можно повредить душе.
Господь еще в Ветхом Завете показал Свое отношение к оккультистам, дав народу, вышедшему из египетского плена заповеди: «не ворожите и не гадайте» (Лев. 19:26), «не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, не доводите себя до осквернения от них» (Лев. 19:31).
13.18. Возможно ли противостоять бесовским силам?
– «Имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник – и безопасен» (Притч. 18:11). В этом мире нет ничего сильнее благодати Духа Святого, поэтому христианин, старающийся по возможности часто молиться, посещать храм, внимательно исповедоваться и благоговейно причащаться Святых Христовых Таин, как правило, остается недоступным воздействию бесовских сил. Ведь людям для того и дана сила крестного знамения, различные святыни, а тем более таинства Церкви, чтобы бесовские силы к ним не подступали. «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31).
13.19. Существуют ли порча, сглаз?
– Словами «порча», «сглаз» в народе называют некоторые виды духовных болезней, вызванных воздействием на человека демонов. Слова эти неточные. Употребляя их человек, вину за постигшее несчастье возлагает не на себя, а на других. С подозрением относится к окружающим, ищет колдунов, ему повредивших. Если вести нездоровый образ жизни, то легко заболеть. Если не радеть о своем спасении, иметь в себе греховную нечистоту, то к такой душе бесовские силы легко найдут доступ, потому что от такого отходит защищающая благодать Божия. Большинство людей, испытывающих зависимость от демонов, сами навели на себя порчу страстями, порочными привычками, духовной беспечностью. Всякий обращающийся к тем, кто занимается «снятием» порчи или сглаза, к одному тяжелому недугу прибавляет другой.
Телесная болезнь, если даже она пришла неожиданно, еще не повод думать о зависимости от демонов. Болеют многие: одним болезни даются за грехи, другим – для духовного совершенства. Когда кто по христиански, с молитвой и благодарением к Богу, переносит их, тогда идет уверенным путем ко спасению.
13.20. Когда применяется отчитка?
– Так называемая отчитка применяется не для лечения той или иной физической немощи, болезни, а для исцеления от страшного духовного недуга – одержимости духом нечистым. Конечно, освобождаясь от бесовской зависимости, человек получает облегчение не только для души, но и для тела.
Изгнание нечистых духов – это нелегкое и опасное делание. Поэтому за отчитку берутся только по послушанию, духовно опытные подвижники, в основном из числа монашествующих, чтобы не подвергнуться самим поруганию от бесов.
Необходимо понимать, что к отчитке прибегают только в крайних случаях, и с благословения духовника, когда зависимость от нечистого духа доходит до одержимости. Обычно же пост, молитва, покаяние, регулярное причащение Святых Христовых Таин помогают христианину избавляться от страстей, греховных привычек и тем самым освобождаться от бесовской зависимости.
Суеверия
X
По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде
обратная связь
Задать вопрос священнику онлайн вы можете на этой странице. При написании текста соблюдайте правила орфографии и пунктуации, а также будьте тактичными в формулировке вопросов. Просим вас не обращаться в рубрику с вопросами бытового характера, решить которые вы можете сами. Подобные вопросы будут игнорироваться. Также просим прежде, чем задать вопрос, посмотреть ответы на интересующую вас тему в ранее задаваемых вопросах. Старайтесь быть рассудительными и самостоятельными, чтобы не загружать священника, а дать ему возможность ответить на более серьезные вопросы!
задать вопрос священнику
Вопрос
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста. Мою маму зовут Ирина, и крещена она Ириной, а дочь хочу назвать Ариной. Это одинаковые имена? Говорят, если назвать ребенка именем, которое уже есть в семье, то он забирает часть жизни у другого члена семьи.
Ответ
Это такое грубое суеверие… Что он может забирать? Откуда вы это взяли? В первый раз слышу. А вот на счет Арины: полное имя Ариадна, а уменьшительное — Арина. Так что если хотите назвать дочь Ариадной, это и будет ваша Арина. 18 сентября будет ее день ангела.
Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок
Вопрос
Здравствуйте, сегодня подошла ко мне незнакомая женщина и попросила принять в подарок икону, сказав, что у меня брак будет счастливый. Я сказала, что я уже в браке и у меня двое детей. Она попросила принять в дар икону «Молитва о семье», что она счастье принесет. Я отказалась, но она в мой пакет с продуктами сунула эту икону, пожелав мне счастья в браке и удачи. Я в смятении. Немного не по себе. Можно ли от незнакомых людей принимать икону? Знаю, что иконы выкидывать нельзя. Может, ее в церковь отдать или отнести, чтобы освятили. Может ли она нести негатив и несчастье?
Ответ
Икона — это образ. Через икону мы обращаемся к Первообразу. И бояться принять икону — это дикое суеверие. Не надо ее освящать, потому что икона освящена. Поставьте ее в том уголке, где вы молитесь Богу, и помолитесь за эту женщину. Если вы не знаете ее имя, своими словами помолитесь, чтобы Господь дал ей сил и здоровья. И все. Может, это Господь через нее давал вам икону, а вы в таком страхе шарахнулись от нее, и вам пришлось насильно эту икону отдать. Может, это действительно Божие благословение по отношению к вам, а вы его боитесь и хотите от него отказаться. Но если вам эта икона не нужна и у вас уже очень много икон, подарите ее кому-нибудь. Но только ни в коем случае не думайте ничего плохого.
Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок
Вопрос
Добрый день! Ребенок 3 года, потерял нательный крестик. Крестильный лежит дома. Стоит ли обратить на это внимание в каком-то смысле? Или можно купить новый и освятить? Является ли это «знаком»?
Ответ
Знаете, дети много чего теряют, и крестики в том числе. Дети подвижны. Порвалась цепочка, перетерлась веревочка. Не надо этому придавать какое-то символическое, духовное, мистическое значение. Просто в следующий раз пусть ребенок будет внимательнее, чтобы крестик был у него на шее и он за этим следил. Купите ему новый крестик и завяжите такую крепкую веревочку, чтобы крестик был в сохранности.
Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок
Вопрос
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, как учат святые отцы относиться к ситуации пожара, в результате которого сгорел дом по причине стихийного бедствия? Как правильно пережить это и можно ли вновь строить дом на этом месте, где произошел пожар? Или это означает, что нужно переехать в другое село? Благодарю за ответ.
Ответ
Бог дал, Бог взял. На все воля Божья. Слава Богу, что никто не погиб. Надо все-таки позитивно смотреть на все вещи. Конечно, это большое несчастье, жалко дом, крышу над головой. Наверное, это испытание нашей веры, наших сил — и внутренних, и внешних. Потому что отстраивать дом на пепелище — это не простое дело. Не надо вам переезжать и искать другое место. Если вы собираетесь строить дом, то стройте его там, где он был. Только когда построите, обязательно его освятите. И старайтесь, чтобы в доме был мир, чтобы в доме была молитва, чтобы в доме жил Бог. Помоги вам Господи.
Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок
Вопрос
Здравствуйте, батюшка. Страдаю навязчивыми мыслями, часто снятся кошмары. Недавно приснилась женщина, которой уже нет в живых, и сказала то, чего я очень боялась. Слышала, что сказанное во сне покойником — это правда. Действительно ли это так? Может ли лукавый явиться во сне в образе умершего человека и сказать ложь?
Ответ
Знаете, мы все-таки живем реальностью, а не снами. Я думаю, зависеть от снов и тем более верить им — это суеверие. Не надо копаться в наших снах и разгадывать их. Надо жить реальной жизнью и помнить, что наша судьба в руках Божиих. И волос не упадет с головы без Его святой воли. В нас много суеверий, много того, что не имеет отношения к церковной, здоровой жизни человека. Повреждена наша природа, поэтому нам трудно все время быть на связи с Богом. Связь часто обрывается, и мы начинаем искать совершенно не то, что нужно для нашего духовного развития. Я думаю, если у вас есть такое отношение к снам, вам стоит это проговорить, исповедовать как грех на исповеди. Проснулись, перекрестились, помолились и забыли все. Много дел.
Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок
Вопрос
Здравствуйте. Такой вопрос: мы планируем роспись без торжественной церемонии, и планировали небольшие посиделки с родственниками почти через месяц. Сегодня умерла моя двоюродная бабушка по линии мамы, с которой я не поддерживала общения уже давно. Мы решили не устраивать посиделок, а просто скромно расписаться. Мать твердит мне о том, что это является неуважением к роду и что я получу по заслугам, если не отодвинуть роспись хотя бы на 40 дней. Я же считаю, что в обычной росписи, без намека на торжественность, нет ничего страшного. Хотелось бы узнать мнение священнослужителя.
Ответ
Конечно, ничего страшного нет. Все это суеверия. Если человек, ушедший в вечность, ваш родственник, она относилась к вам хорошо, то она будет только рада, что вы расписались и у вас официально зарегистрированный брак. Это всегда шаг очень важный в жизни. Не знаю, почему нужно связывать смерть родственницы с вашей семейной жизнью и почему нельзя после росписи посидеть с близкими людьми. Я думаю, здесь ничего нет страшного. Обязательно расписывайтесь и живите в любви и согласии.
Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок
Вопрос
Здравствуйте, святой отец! Скажите, пожалуйста, мои родители подарили нам свои обручальные кольца, в которых венчались. Сейчас моя дочь с мужем, хотим им подарить. Можно ли им венчаться в этих кольцах? Спасибо за ответ!
Ответ
Прекрасно. Традиционная семейная реликвия. Это очень хорошо. Благословите и скажите им, что в этих кольцах бабушка и дедушка венчались. А потом они передадут их своим детям.
Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок
Вопрос
Отошла к Господу мама. Мы по незнанию до приезда катафалка вынесли пару мешков со старыми газетами, журналами, мусор с кухни, а это, по приметам, еще к одной или нескольким смертям. Что делать, как отмолить непроизвольный грех?
Ответ
Надо покаяться в том, что вы верите в приметы. А по вере вашей может и быть. По вере — понимаете? Когда человек верит в приметы, он начинает зависеть от этой ерунды. При чем тут смерть? У каждого человека есть свой день, свой час, своя минута, когда он уйдет в вечность. Причем тут мусор? Ну, какая-то нелепость… В каком мире мы живем? Если ваша жизнь в руках Божиих — и волос не упадет с головы без воли Господа. Причем тут мусор, причем тут газеты? Верьте в Бога и старайтесь жить с Богом.
Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок
Вопрос
Почему ломается крестик на человеке?
Ответ
Я думаю, не надо быть суеверным. Бывает, перетирается ушко. Бывает, некачественный сплав металла. По разным причинам он может ломаться. Не надо сразу что-то плохое выдумывать. Все-таки лучше иметь хорошие мысли и не поддаваться страхованиям, суевериям, которые могут ввести нас в неправильное состояние.
Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок
Вопрос
Здравствуйте, я беременна и хочу поехать к мужу на дачу на три дня. Но напротив, сразу через дорожку, кладбище. Все говорят, что это может быть опасно для нерожденного ребенка, так как он не крещен и у него еще нет Ангела Хранителя. Стоит верить или нет?
Ответ
Слушайте, мы вообще живем на кладбище, земля — это кладбище. Братская могила. Я думаю, что на каждом метре земли когда-то были похоронены люди. Не надо быть суеверным. Кладбище — это такое место, где люди отдыхают, пока ждут своей участи. Кладбище, на мой взгляд, это самое хорошее место на земле. Оно настраивает человека на вечность. На кладбище всегда тихо, что-то такое хорошее в душе происходит. Так что при чем тут ребенок? Нет Ангела Хранителя? Святые вас окружают, Господь рядом с вами. А люди суеверные будут бояться всего: и кладбищ будут бояться, и кошек будут бояться. Своей тени будут бояться. Поезжайте спокойно и постарайтесь побыстрей крестить вашего ребенка, когда он родится. Вот и все, что я могу вам сказать.
Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- >
задать вопрос священнику
Вопрос:
Ваше имя, страна, город:
Ответы батюшки публикуются на сайте не чаще одного раза в неделю.
Убедитесь, пожалуйста, что e-mail введен правильно, так как на указанный Вами адрес будет выслано оповещение о размещении ответа. Сообщите также, составляя вопрос, в какой стране (городе) Вы живете, чтобы батюшка мог ориентироваться, формулируя ответ.
Не будь суеверным христианином
На прошлой неделе я разговаривал с мужчиной, который работает в компании по прокату автомобилей, и он рассказал мне о четках, висящих на зеркале заднего вида в его машине. Он был там на протяжении всей его карьеры, и за это время он не попал в аварию. Его знакомый снял четки с собственного зеркала заднего вида и вскоре после этого попал в аварию. «Как ты объясняешь это?» он сказал.
Человеческая склонность к суевериям сильна. Мы все можем склоняться к одухотворению объектов, поведения и верований, не заботясь о личности и воле Бога. Мы любим наши суеверия и талисманы, которые, кажется, защищают нас от того, чего мы боимся больше всего.
Реклама на TGC
Очарованная христианская жизнь
Будучи последователями Христа, мы не застрахованы от суеверий и талисманов. Слишком многие христиане поддаются искушению использовать блага Господа, чтобы управлять нашими судьбами без Него.
Я помню силу, подобную талисману, которую я придавал тому количеству времени, которое я проводил за чтением Священного Писания в колледже. Если я пропускал утреннее чтение Библии, я чувствовал, что все плохое, что случилось в тот день, было вызвано тем, что я пропустил свой ритуал. Меня меньше заботили искренность и благоговение в моем поведении по отношению к Богу, чем то, чтобы поставить галочку в этом поле, чтобы обеспечить себе хороший день.
Мы можем превратить в благочестивое суеверие что угодно, даже посещение церкви и участие в ней. Если я просто приду в воскресенье утром или присоединюсь к правильной команде служения, Бог благословит мою жизнь. Другие могут даже присоединиться к руководству церкви, надеясь, что профессиональный христианин лучше обеспечит благословения Божьи.
Ни одно из этих действий не является плохим. На самом деле, они очень хороши и полезны, если только к ним не относятся как к актам благочестивого суеверия.
Очарование иллюзии
Есть причина, по которой у верующих может быть склонность к суевериям. Христианская жизнь часто трудна и сложна. Суеверие сводит эту сложность к простому уравнению ввода-вывода. Если я совершу свои молитвы, у меня будет хороший день. Если у меня на зеркале заднего вида будут четки, я не разобью свою машину.
Суеверия также дают нам иллюзию контроля. Мир может быть ужасным местом, полным ужасных дней и автомобильных аварий, и Бог не обещал избавить нас от всего этого. Поэтому вместо этого мы обращаемся к поведению или талисманам, которые, как мы верим, защитят нас. Пока мы делаем правильные вещи, мы думаем, что можем сохранять некоторый контроль над своей жизнью, независимо от Божьих планов для нас.
Писание учит, что любая надежда, которую мы находим в талисманах, — это заблуждение. Это касается даже хороших вещей, которые мы используем, чтобы придать себе ложную уверенность (некоторые библейские примеры см. в лицемерном посте в Исаии 58, Иерусалимском храме в Иеремии 7 и практике Вечери Господней в 1 Коринфянам 11).
Определите свои суеверия
Может быть трудно увидеть наши собственные суеверия. Какие объекты, поведение и убеждения дают нам ложное ощущение контроля над своей жизнью? Какие талисманы и богословские талисманы избавляют нас от бремени истинной веры?
Разницу между верным поведением и суеверием бывает очень трудно различить, поскольку разница заключается в тонкостях наших внутренних намерений. Но любой объект, поведение или убеждение, в которые вы вкладываете силу спасти себя или дать вам хорошие вещи помимо силы живого Бога, являются благочестивым талисманом и уводят вас от Евангелия.
Вместо того, чтобы полагаться на суеверия, наш разум должен быть обновлен, чтобы мы могли полностью полагаться на нашего достаточно Бога. Как пишет Павел:
Отложи свое ветхое я, принадлежащее твоему прежнему образу жизни и истлевающее в обольстительных похотях, и обновиться духом ума вашего, и облечься в нового человека, созданного по подобию Божию в истинном праведность и святость. (Еф 4:22–24)
Обновление ума способно разрушить благочестивые суеверия.
Повседневная жизнь доверия
Четки на зеркале защищают вас от автомобильных аварий без хлопот активного доверия Христу или трудной работы по изучению того, чему Он учит вас в страданиях. Кроличья лапка сулит удачу без необходимости ежедневно полагаться на Господа. Даже ваше глубокое и точное богословское знание может быть талисманом, дающим вам ложную уверенность, в то время как вы избегаете борьбы с живым и личным Богом, который требует настоящего покаяния и веры.
В Евангелии Иисуса Христа нам не представлен ни талисман, ни благочестивое суеверие; нам представлена личность и работа Сына Божьего, Который спасает нас от нашей пропитанной грехом жизни.
Мы верим в Христа не для того, чтобы сделать нас счастливыми или чтобы избежать всякого вреда; мы верим во Христа, потому что Он достоин. Он с нами в наших страданиях и обещает вечную жизнь.
Суеверия могут заставить нас чувствовать себя в безопасности, но только Иисус может обеспечить истинную, вечную безопасность.
Родственный:
- Как диагностировать свои скрытые суеверия (Скотт Редд)
Что такое суеверие и какую заповедь оно нарушает? – Глобальная католическая телевизионная сеть EWTN
Добро пожаловать в EWTN GB – Глобальная католическая телевизионная сеть – Copyright ©
Великобритания
США
Германия
Катехизис и апологетика
Св. Бонифаций рубит дуб Донара, (изображение в открытом доступе)
Катехизис католической церкви
2111 – Суеверие – это отклонение от религиозного чувства и обычаев, навязываемых этим чувством. Это может даже повлиять на поклонение, которое мы возносим истинному Богу, например, когда кто-то приписывает магическое значение некоторым практикам, в остальном законным или необходимым. Приписывать действенность молитв или сакраментальных знаков только их внешнему исполнению, помимо внутреннего расположения, которого они требуют, значит впадать в суеверие41.
41 Ср. Мф 23:16-22.
Суеверие определяется св. Фомой (II-II, Q. 92, a. 1) как «порок, противостоящий религии из-за чрезмерности; не потому, что в поклонении Богу она делает больше, чем истинная религия, а потому, что она предлагает Божественное поклонение существам, отличным от Бога, или предлагает поклонение Богу неподобающим образом». Суеверие грешит избытком религии, и это отличается от порока неверия, которое грешит из-за недостатка. Теологическая добродетель религии стоит посредине между ними.
Суеверие нарушает Первую Заповедь
Первая Заповедь:
Я ГОСПОДЬ БОГ Твой: ТЫ НЕ ИМЕЕШЬ ЧУЖИХ БОГОВ ПЕРЕД МНОЙ.
Заповеди: вера, надежда, любовь и поклонение Богу; благоговение перед святынями; молитва.
Запрещается: идолопоклонство; суеверие ; спиритизм; искушая Бога; святотатство; посещение ложного поклонения.
Количество и разнообразие суеверий вытекает из следующего списка наиболее распространенных в разные периоды истории:
- Астрология: чтение будущего и судьбы человека по звездам
- Аэромантия: гадания по воздуху и ветрам
- Амулеты: предметы, которые носят как лекарство или предохранение от зла или зла, таких как болезни или колдовство
- Хиромантия, или хиромантия: гадание по линиям руки
- Капномантия: гадание по восхождению или движению дыма
- Катроптомантия: гадание по зеркалам
- Аломантия: гадание по соли
- Картомантия: гадание на игральных картах
- Антропомантия: гадание по внутренностям человека
- Беломантия: гадание по перетасовке стрел (Иезекииль, xxi, 21)
- Геомантия: гадание по точкам, линиям или фигурам, нанесенным на землю
- Гидромантия: гадание по воде
- Идолопоклонство: поклонение идолам
- Сабианство: поклонение солнцу, луне и звездам
- Зоолатрия, антрополатрия и фетишизм: поклонение животным, людям и вещам без смысла
- Поклонение дьяволу
- Поклонение персонифицированным абстрактным понятиям: напр.