Светлое воскресение христово: Светлое Христово Воскресенье. Коротко о празднике – Православный журнал «Фома»

Разное

Светлое Христово Воскресенье. Коротко о празднике – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 4 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Дата: 24 апреля.

(в 2022 году, по новому стилю)

Дата вычисляется по лунно-солнечному календарю в промежутке между 4 апреля и 8 мая. От даты празднования Пасхи зависят даты всех связанных с нею праздников и постов.

Статус:

великий праздник

Событие:

Воскресение Христа — центральное событие всей Священной истории. О нем повествуют все четыре  евангелиста (Мф 18:6, Мк 16:6, Лк 24:6, Ин 20:6).

Христос был распят и умер на Кресте за грехи всех людей — живших когда-либо от сотворения мира и тех, кто когда-либо будет жить. Праведные Иосиф Аримафейский и Никодим — тайные ученики Христа — сняли с Креста Его тело, положили в высеченный в скале гроб и, закрыв вход в пещеру камнем, ушли, т. к. уже начиналась суббота, праздник иудейской пасхи.

Рано утром на следующий день после субботы женщины — ученицы Спасителя — пришли к пещере, чтобы по традиции помазать тело Иисуса специальными погребальными благовониями — миром. Они увидели, что тяжелый камень, закрывавший вход в пещеру, отодвинут в сторону, а во гробе никого нет: они нашли там только пустые погребальные пелены и платок, закрывавший лицо Христа. На выходе из пещеры мироносиц встретил ангел, возвестивший им, что Христос воскрес!

Икона праздника:

На иконе Воскресения Христос выводит из бездны ада первых людей — Адама и Еву, а вместе с ними и всех ветхозаветных праведников.

В руке Спаситель держит Крест — как знамя победы, отворившее двери ада для всех, кто захочет последовать за Ним.

Разрушение ада символизируют сломанные врата и замки под ногами Хрис­та. Как поется в пасхальном каноне преподобного Иоанна Дамаскина:

«Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя, Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба».

Смерть пришла в мир через грехопадение первых людей. Адам и Ева нарушили заповедь, данную Творцом, и были изгнаны из рая. Непослушание прародителей обрекло на смерть всех их потомков.

Но люди не остались без надежды на возвращение. Бог обещал им, что смерть будет побеждена. С тех пор все праведники жили ожиданием пришествия в мир Спасителя.

Пасха (древнеевр. «Прохождение мимо») — праздник, учрежденный в память избавления иудейских первенцев от смерти в день бегства на­рода избранного из плена египетского. В тот день иудеи закололи и съели яг­ненка, а его кровью помазали косяки дверей своих домов. Ангел Господень, убивающий всех первенцев земли еги­петской, прошел ми­мо их жилищ, не при­чинив им никакого вреда.

Пасхальный агнец — символ Христа. Как иу­деи, избавленные от смерти кровью невинного ягненка, бежали из плодородной, но убивающей их народ страны, так и христиане получают избавление от смерти Кровью Спасителя.

Пиросмани. Пасхальный барашек. 1910

Христос победил смерть Своею смертью и Воскресением. До пришествия Спасителя двери рая были закрыты: все люди — и грешники, и праведники — после смерти попадали в преисподнюю. Но когда безгрешный Бог принял на себя смерть и спустился во ад, ад не смог его удержать. Христос вывел оттуда всех праведников и раз и навсегда открыл двери для всех, кто захочет последовать за Ним.

«Пятое Евангелие» — так называют Туринскую плащаницу (погребальные пелены Христа). На ней, как на негативном отпечатке, отобразились Тело и Лик Христа в момент Воскресения. На ткани видны раны от гвоздей, шипов тернового венца, следы плети и рана от копья.

Мы празднуем Пасху каждую неделю: каждый 7-й день недели посвящен Воскресению Христа из мертвых.

Пасха — самый первый христианский праздник. В Деяниях апостолов мы читаем о том, что христиане собирались вместе (по-гречески — «в Церковь») в первый день после субботы (то есть — в воскресенье) для благодарения и преломления хлеба — совершения Евхаристии.

Читайте также: Пасхальный крестный ход

Евхаристия — таинство Церкви. Каждый, кто исповедует Христа  Богом, может приобщиться к воскресшему Спасителю, буквально стать Его частью. Это происходит в таинстве Причастия, через вкушение Его Тела и Крови. Христос победил смерть, но присоединиться к Его победе — добровольный выбор каждого человека.

Богослужение Пасхи — самое торжественное. Почти все молитвы поются, а сам праздник заканчивается только через неделю, в день, посвященный уверению апостола Фомы.

Фото spbda

В пасхальную ночь Еван­гелие читают на разных языках, ведь Воскресение Христа касается всех людей, где бы и когда бы они ни жили.

Ночной пасхальный крестный ход — древняя византийская традиция. В то время крещение новых христиан совершалось два раза в год: в Великую Субботу — перед пасхальной ли­тургией и в сочельник праздника Рождества (точнее, Богоявления: Крещение и Рождество праздновались в один день). Подготовка к крещению (оглашение) проходила в течение всего Великого поста. Само таинство совершалось в специальном крестильном храме. Из него новокрещеные торжественно, с зажженными свечами в руках шли в белых крестильных рубашках в собор святой Софии.

Фото Юлии Маковейчук

Празднование Пасхи продолжается 40 дней до момента Вознесения Христа на небо. Всё это время в Церкви звучит торжественный пасхальный канон — творение преподобного Иоанна Дамаскина, а многие молитвы заменяются на пение тропаря праздника: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»

«Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» — приветствуют друг друга христиане в течение всего времени празднования Пасхи. Традиция христосования основывается на событиях, описанных в Евангелии, когда жены-мироносицы пришли к апостолам с известием о воскресении Христа.

Традиция красить яйца на Пасху основана на легенде: святая Мария Магдалина пришла с проповедью о воскресении Христа к императору Тиберию, а чтобы не входить к нему с пустыми руками, принесла в подарок куриное яйцо. Император сказал ей, что легче этому яйцу стать из белого крас­ным, чем поверить таким небылицам. И яйцо в его руках сделалось красным.

Теги: инфографика Инфографика Коротко о празднике Пасха Пасха Школа Фомы Школа Фомы

Пасха. Светлое Христово Воскресение. История праздника

  • Главная
  •  > 
  • Статьи


Пасха Христова — торжество из торжеств. В своем Слове на Пасху св. Еиифаиий Кипрский говорит: «Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он сос­тавляет для всего мира ТОРЖЕСТВО ОБНОВЛЕНИЯ И СПАСЕНИЯ. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников…». Церковь в своих священных песнопениях называет Пасху великою, двери райские нам отверзаю­щей, Неделей святой, светлым Христовым Воскресением, призывает к ее торжеству землю и небо, мир видимый и невидимый, ибо «Христос воста, веселие вечное».


Св. Григорий Богослов в своем 45 Слове на Пасху го­ворит: «Ныне спасение миру, — миру видимому и неви­димому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, восходите и вы. Христос из гроба, — освобождайтесь от уз греха, отверзаются врата ада, истребляется смерть. Она у нас праздников праздник и торжество торжеств, столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершае­мые, сколько солнце превосходит звезды».


Слово «Пасха» ведет свое начало еще от ветхозаветно­го праздника Пасхи, который, в свою очередь, так наз­ван был от еврейского слова «пасах» («проходит мимо»), для обозначения того события, когда при исходе евреев из Египта и египетского рабства, Ангел, погубивший еги­петских первенцев, при виде крови пасхального Агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо.


В христианской Церкви наименование «Пасха» полу­чило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу, что выражается и в священных песнопениях Церкви:


«…Пасха, Господня Пасха, от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия»1.


В домостроительстве нашего спасения Воскресение Христово есть явление Божественного всемогущества: Христос по смерти сошел во ад — «яко восхотел», нисп­ровергнул смерть — «яко Бог и Владыка», воскрес тридневен — и с Собою воскресил Адама и весь человеческий род от адовых уз и тления.


Тело воскресшего Христа Спасителя восстало бессме­ртным и славным, имеющим жить вечно новой, духов­ной, небесной жизнью. Сломив смерти врата (тверды­ню), Христос проложил стезю, показал путь к жизни и открыл дверь бессмертия…



История праздника


Праздник Пасхи установлен уже в Апостольской Церкви и праздновался в те времена. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла две седмицы: предшествую­щую дню Воскресения Христова и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреб­лялись особые наименования: Пасха Крестная, или Пасха Страданий, и Пасха Воскресная, то есть Пасха Воскресения. После Никейского Собора (325 г.) эти на­именования считаются вышедшими из употребления и вводятся новые названия — Страстная и Светлая седми­цы, а сам день Воскресения назван Пасхой.


В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, праздновали ее в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. А За­падная Церковь, почитая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый день пос­ле весеннего полнолуния. Попытка установить согласие по этому вопросу между Церквами была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась. Два различных обычая существо­вали до Первого Вселенского Собора (325 г.), на кото­ром было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля [1], чтобы христиа­нская Пасха всегда праздновалась после иудейской.


Цит. (в сокращении) по: Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по литургике для 3-го класса. — Загорск. Лавра. Академия, 1984. С. 355-392.


Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Пасха. Светлое Христово Воскресение. Избранные статьи, лекции. Издание второе. — М., Самшит-издат, 2004. 


ПРИМЕЧАНИЕ


[1] Здесь и далее даты приводятся по старому стилю.


STSL.Ru

Теги: Светлое Христово Воскресение

19 апреля 2019

Поделиться

| Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»


17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.

Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада


22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу…».

Учреждение братского кладбища Троицкой обители


23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители. ..

Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия


20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.

Крестный ход вокруг Сергиева Посада


В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.

Все факты

Светлое Христово Воскресение (1 из 5)

Сергей В. Булгаков

Ни «Камень весьма большой», приваленный к двери гроба Христова стараниями благоверного Иосифа Аримафейского, ни ни печать, которую наложили на камень злые враги Христовы, ни воинская стража, поставленная ими у гроба Жизнедателя, — ничто не могло удержать во гробе чистое тело Господа. Сам момент славного воскресения Господня не возвещается в Святом Евангелии.(1) Святые жены-мироносицы услышали первую весть о воскресении от ангела, сидящего у гроба Господня. Явление ангела, отвалившего камень от двери гробницы, сопровождалось землетрясением, которое страшно напугало воинов, охранявших гроб, и убегавших от гробницы и бывших невольными свидетелями воскресения. Иисуса Христа перед Его врагами. Так как весть о славном воскресении Христовом была возвещена ангелом сперва святым женам-мироносицам, а явление воскресшего Господа последовало прежде всего одной из жен-мироносиц, Марии Магдалине, а затем и другие мироносицы. «Жена, — учит св. Григорий Богослов, — из уст змия приняла первую ложь, и жена из уст Самого Воскресшего Господа услышала первую радостную весть; тот, чья рука смешала смертное питье, был и та самая рука, подавшая чашу жизни». После Своего явления мироносицам, в этот же день воскресший Господь явился апостолу Петру, а затем двум апостолам, шедшим в Эммаус, и в тот же день вечером явился одиннадцати апостолам, собравшимся в ночлежке, двери которых «от страха иудейского» были закрыты.(2) Праздник Воскресения Христова называется Пасхой (от еврейского слова pesach , что значит «переходит»), по названию ветхозаветного праздника, установленного в память избавления евреев от египетского рабства. В соответствии с празднованием этого праздника с событием воскресения Христова, название Пасха в христианской Церкви получило особое значение и стало обозначать переход от смерти к жизни, от земли к небу.

«Слово Пасха, — говорит св. Амвросий Медиоланский, — означает переход. Этот праздник праздников назван так потому, что празднует в Ветхозаветной Церкви воспоминание об исходе сынов Израилевых из Египта и в одновременно избавление их от рабства; а в новозаветной Церкви знамение того, что Сам Сын Божий через воскресение из мертвых перешел из мира сего к Отцу, с земли на Небо, освободив и нас от вечной смерти и дело врага и дарование нам «силы стать чадами Божиими» (Ин. 1:12). «Воскресением Христовым отверзаются преисподние, земля обновляется крещением оглашенных, Святой Дух. Открытые преисподние возвращают мертвых, обновленная земля взращивает восходящих, открытые Небеса принимают восходящих. Адские области возвращают тех, кто внизу, на высокое место, земля посылает погребенных на Небо, Небо представляет принятых Господу». 0003

По учению св. Иоанна Златоуста, «воскресением Христовым огонь геенны угасает, червь бдительный умирает, ад низвергается, диавол стонет, грех уничтожается, злые духи обращаются в бегство, те перейдя с земли на небо, поднимутся, бывшие в аде освободились от уз диавола». «Таков свет Пасхи нашей для достойно поклоняющихся! Таково таинство для христиан! То есть мы празднуем праздник воскресения мертвых и жизни вечной».

В церковных песнопениях Иисус Христос, «всех покорившихся смерти, силою воскресения Своего, как Бог крепкий, воскресил нас вместе и обожил нас», «от смерти в жизнь и от земли на небо вел нас «, а мы, празднуя Пасху, «празднуем уничтожение смерти, разрушение ада, начало вечной жизни». В чине праздников Господних праздник Пасхи занимает центральное место, а в чине всех христианских праздников по большей части есть праздник, который «превосходит все торжества, даже Христовы и в честь совершаемые Христа, насколько солнце превосходит звезды».

Что лежит в основе всех священных празднеств? «В одном, — учит Высокопреосвященнейший Иннокентий, архиепископ Херсонский, — оно выражается главным образом в твердости и чистоте веры; в другом оно особенно раскрывает благодать любви и добродетели; другим внушает ощутимым образом излучаемое ею высота и святость христианской надежды. Но воскресение Иисуса Христа сочетает в себе это качество в высшей степени. Оно есть высшее торжество веры, ибо оно утверждает нас, возвышает, обожает нашу веру, торжество добродетели, ибо в нем восторжествовала чистейшая добродетель над величайшим искушением; оно есть высшее торжество надежды, ибо служит для верных залогом самого величественного обетования». Вот почему день Воскресения Христова действительно есть «праздник праздников и святой день святых дней» (3), и потому он праздновался и празднуется с особенно яркой и торжественной парадигмой. В «день сей избранный и святой», поет Святая Церковь, «просвещается Божественными лучами и живоносное воскресение Сына Божия и радость совершается в сем благочестивом собрании».

Примечания:

1) «Никто из живущих во плоти, — учит в одной из бесед приснопамятный митрополит Московский, — не видел воскресения Христова в ту тайную минуту ночи или раннего утра, когда может быть, по признаку этого действия, в котором видимое тело Христово, духовно преобразившись и прославившись, действовало в пределах видимого мира. что вера для такого рода высокого созерцания еще не воссияла: ибо божественное и небесное явление там для уготованных через веру, чистоту, благочестие и смирение есть свет просветляющий и животворящий, а для неуготовленных и нечистых есть удивительная молния.Так было устроено, вероятно, еще и для того, чтобы дать место возвышенному духовному подвигу веры и вознаградить т Он делает все возможное, согласно суду Христа: «блаженны не видевшие и уверовавшие» (Иоанна 20:29).)»

2) По верованию Святой Церкви, Богородица была возвещена о Воскресении Христовом раньше всего народа: «посему», говорится в Синаксаре на Святую Пасху, «Богородица была первыми познать о воскресении Христовом», т. е. перед женами-мироносицами и апостолами возвещено Богородице воскресение Господне. По объяснению некоторых, это было сделано для того, чтобы, по премудрой воле Божией надлежало, чтобы искупительная тайна воскресения Христова была немедленно принята людьми с живой и твердой верой, с глубоким пониманием ее силы и с полной радостью. более способна принять искупительную тайну воскресения Христова, чем Пресвятая Богородица?Из Евангелия мы видим, что апостолы и ученики Богородицы Я не сразу поверил в Его воскресение. И потому только одна, Она, Честнейшая Херувимов и славнейшая без сравнения Серафимов, скорее, живее и крепче всех уверует в воскресение Господне, проникнет глубже всех в тайну Его воскресения, совершеннее всех понять эту тайну и сильнее всех ощутить радость славного и спасительного воскресения Ее Сына, Избавителя мира. И возвещено было Богородице воскресение Иисуса Христа в ту же минуту, когда Он воскрес из гроба: Ангел, явившийся как Благодетельница, сказал Ей: «Чистая Дево, радуйся, и еще говорю радуйся, Твоя Воскрес Сын от Своего три дня во гробе». Неужели нельзя поверить, что Сам Господь воскрес после ангельского благовещения, непосредственно перед тем, как все явилось Пречистой Богородице, просто для того, чтобы успокоить и угодить Ей Своим явлением ? Хотя Евангелие умалчивает об этом, Святая Церковь не без основания в своих песнопениях возвещает: «Воскресение Сына Твоего и Бога видевши, со апостолами радуешься Ты, Чистая Благодатная, и первый услыхал приветствие: «Радуйся, ибо ты всем радость». После Своего воскресения и перед Своим вознесением на небо Спаситель неоднократно являлся апостолам в течение 40 дней. Первое Его явление имело целью дать полное удостоверение того, что Он действительно воскрес из мертвых; в других последующих явлениях Он «говорил о Царствии Божием» (Деян. 1, 3), проповедовал высшее знание истины и тайны Божии. веры и основания Его Церкви. Являясь «в дни сорока» апостолам, Иисус Христос, по толкованию св. Иоанна Златоуста, изредка бывал с ними, не так, как был до воскресения. «Соблюдайте», учит святой отец, «(евангелист Лука) не сказал: сорок дней, но: «дней сорок», как явился Христос и снова исчез. Почему это так? Это было для возвышения представления учеников и не дать им преждевременно обратиться к Нему.И недаром Он открыл им Себя, но и потому, что тщательно позаботился об установлении двух вещей: чтобы они верили в воскресение, и чтобы они, наконец, думали Он выше простого человека. Почему Он не всем открыл Себя, а только апостолам? Так как люди не знали неизреченных тайн, Он показался бы им призраком. Если бы и апостолы сначала знали не верят, и смущаются, и требуют прикосновения руки и (диалога) еды, чего следует ожидать от людей?» «Событие Воскресения Господня было бесполезно для иудеев, и если бы только был способ их обратить, то, несомненно, Господь не предал бы их иудеям; но последствия воскресения Лазаря доказали им абсолютно противоположное». Воскресение человека, умершего четыре дня, «вместо того, чтобы обратить иудеев и привести их к вере в Спасителя, только еще более усилило их ярость, и было одной из главных причин, по которым они решили погубить Его. Воскресение чужого, простят ли Ему Своего? Конечно, сделать что-то лично Ему они еще не в силах, но их беспощадная ненависть, несомненно, не уменьшится ни в новых кознях, ни в попытке этого или тем путем для нового богоубийства.Об этом доказывает их обращение с апостолами: преследуют и подвергают различным мучениям, а когда возможно, предают их смерти.Если бы так поступали с учениками, то пощадили бы Учителя На новое злодеяние их было не побудить: и без того наказания за их заслуги было очень трудно; Спаситель избавил их от нового, dden Себя после воскресения с их глаз».

К этим словам св. Иоанна Златоуста нелишне добавить, что явление воскресшего Господа в народе не будет без смятения и волнения в нем: народ разделится во мнениях: «а некоторые сказал» снова: «Он хороший человек»; другие, принадлежащие к партии Синедриона, сказали бы: «нет, но Он лжет народу» (Ин. 7:12). При всем том они хотели поднять в сознании учеников Христовых, рассеянных послеголгофскими событиями, мечту о земном царстве Мессии. Подозрительные правители иудеев и римлян не преминут применить строгие меры для подавления народных волнений. Начнется кровопролитие, и кстати, во имя Того, Кто есть любовь. Иисус Христос ценил земной покой и счастье людей и даже Своих врагов и не хотел служить причиной столь горестного события. Его царство было не от мира сего! Хотя воскресший Господь и не являлся в мир среди людей, но Он достаточно часто являлся и был свидетелем Своего воскресения среди Своих учеников. Свидетельство апостолов, сопровождавшееся очевидными чудесами, послужило неопровержимым доказательством воскресения Распятого. (См. Известия Черниговской епархии (Черниг. Еп. вед.) 1893, 6; Известия Воронежской епархии (Воронежские епарх. изд.) 1894, 10).

3) «Сей праздник, — говорит святитель Епифаний, архиепископ Кипрский, — есть святейший из всех праздников. Он соединяет в себе праздник и обновление, и спасение для всего мира. все праздники.Это тот день,который Бог благословил и освятил,в который Он почил от всех Своих дел,совершив спасение земли вместе с нижними областями.В этот день Бог прекратил обряды служения идолам и животным В этот день Он положил конец силе всякой оппозиции. В этот день Он прекратил бесовские пиры и празднества. В этот день Он прекратил кровавые жертвоприношения идолам. В этот день Он прекратил царствование тирании (дьявола) и жало смерти, ранив народ.В сей день Он дал Своим творениям новый устав и законы.В сей день Он прекратил еврейскую Пасху по закону.В сей день Он исполнил все Ветхозаветные прообразы и пророчества. Наша Пасха есть истинная Пасха, Христа, принесшего Себя в жертву. Во Христе новое творение; во Христе новая вера, новый закон, новый народ Божий, новый Израиль вместо старой и даже новая Пасха (Пасха), новое и духовное обрезание (Святое Крещение), новая и бескровная Жертва, и новый и божественный завет».

Источник: Справочник церковных служителей , 2 изд., 1274 с. (Харьков, 1900) с. .продолжение с третьей части.

Божественно-светлая победа Господа нашего Иисуса Христа над всеми врагами нашего спасения и нашего дара вечной жизни воспевается в богослужениях на праздник Пасхи. Все богослужения и церковные действия в этот праздник особенно торжественны и пронизаны единым чувством радости о Воскресшем, так что Церковь Христова в это время скорее представлена ​​торжеством с небес, чем тихим празднованием. воинствующая церковь на земле.(1) Величественные и многозначительные пасхальные богослужения раскрывают верующему все, что есть в христианстве таинственного, высокого и искупительного для души, светлого, приятного и утешительного для сердца. И если христианское сердце, настроенное настолько выше, становится чуждым разного рода земным и гнусным интересам, а притом становится чуждым и всяким греховным преступлениям. Если же она станет более полной настроена на священное духовное содержание, как это происходит в момент величественного пасхального богослужения, когда христианский экстаз всецело захватит душу человека и возобладает в ней над всеми другими ее мыслями, чувствами и стремлениями. (2) Сила благодати Божией в пасхальных богослужениях наполняет христианскую душу неизъяснимым умилением, тихим счастьем и высоким блаженством горячей любви к Богу-Спасителю и к людям, братьям во Христе.

Примечания:

1) «Сегодня Ангелы, — говорит св. Иоанн Златоуст, — ликуют, радуются Архангелы, Херувимы и Серафимы празднуют нынешний праздник с нами. благодати от Владыки, ибо если на небесах есть радость об одном грешнике кающемся (Лк. 15:7), то им больше всеобщего спасения». «Тогда поднесите, возлюбленные, величие этой радости, когда даже высшие силы празднуют вместе с нами». «Их и наш Владыка Сам не стыдится праздновать вместе с нами. И что я говорю: Он не стыдится? Он хочет праздновать вместе с нами. Откуда мы знаем это? Послушайте, как Он сказал: «Я усердно желал есть с вами сию пасху» (Луки 22:15). Если Он хотел «есть пасху», то очевидно, что Он хотел праздновать воскресение с нами. Поэтому, когда вы видите, что не только Ангелы и сонм всех небесных сил, но и Сам Владыка Ангелов празднует вместе с нами, не доходит ли это до вас до радости, и что еще остается поводом для печали? духовного пира; да не превозносится богатый богатством своим, ибо богатство никоим образом не может увеличить радость этого пира. Здесь одна трапеза для богатого и для бедного. Кто богат, тот не может ничего прибавить к т его еда. Кто беден из-за своей бедности, тот никак не может меньше участвовать в приношении, ибо это есть Божественная благодать. Здесь у всех одна одежда: «Ибо все, — сказано, — которые во Христа крестились, во Христа облеклись» (Гал. 3:27). Здесь не предлагается ничего, кроме слушания Божественных изречений, молитв отцов, благословений священников, единства мысли, мира и согласия, духовных даров, духовных наград». «Ныне народ присоединился к Ангелам, и, облеченные в тело, вместе с бестелесными силами воспевают гимны». «Сегодня во всей вселенной радость и веселие духовное!»

И какая иная радость на земле, как учит Высокопреосвященнейший Димитрий, архиепископ Херсонский, может быть выше и совершеннее радости светоносного Христова воскресения? Воскресение Господа Иисуса Христа разогнало всю тьму заблуждения, в которой погиб весь род человеческий, и озарило нас светом истины. Оно заверяло нас в том, что Иисус Христос есть единородный Сын Божий, вечная Истина, что все Его божественные обетования суть «да и аминь», что скорее Небу и Земле придет конец, чем Одно из Его слов не исполнится. Оно служит верным залогом и гарантией того, что жертва, принесенная за грехи наши Сыном Божиим, принята Отцом Небесным в благоухании приятного благоухания, что обретение прощения грехов наших несомненно, что «ныне осуждение из тех, кто во Христе Иисусе, не только к тем, которые идут по плоти, но и по духу», что «если мы исповедуем свои грехи, то истинно и праведно для нас оставить наши грехи». Это полностью свидетельствует о нас, что мы действительно дети Божьи; что Отец Небесный, Который есть «Сам Сын, не помилованный, но Который за всех нас предан», видит всякую нашу нужду, слышит всякое наше прошение и готов даровать нам все ради Своего Возлюбленного Единородный Сын; что все Небеса признают свое живое участие в судьбе самого нашего происхождения; что святые ангелы и богоизбранные воинства вместе радуются нашей радости, вместе страдают в наших бедах, готовы своей благодатной помощью для нас во всякой нужде и стоят вокруг нас; что Сам Господь Иисус Христос, со всем Своим божественным всемогуществом, со всеми Своими неисчерпаемыми дарами благодати, пребывает с нами по Своему неизменному обетованию: «Я с вами до скончания веков». Может ли предмет радости на земле быть выше, совершеннее этого? Но главный неиссякаемый источник радости для христианина в том, что свет воскресения Христова освещает будущую вечную жизнь и его загробную судьбу. Ныне же видимо и разумно убеждаемся, что Бог не попустит «преподобным своим видеть тление, и не положит души своей во ад»; что, «если мы верим, что Иисус умер и воскрес, то и Бог умер в Иисусе, взяв Его с Собой»; «чтобы все умерли в Адаме, чтобы все жили во Христе»; «что для сего Христос и умер, и воскрес, и животворит, чтобы завладеть и мертвыми и живыми». Ныне, стоя пред гробом Господним, мы уверяемся, что порядок всего видимого нами ведет только к гробу, а за гробом начинается новый порядок вещей, где мнимое торжество переходит в вечный позор и муку, и временное унижение в вечную славу. Теперь, взирая на образ воскресения Христова, мы видим в нем начало того высочайшего торжества, когда «царство Божие и эра Христа Его начнётся и откроется вполне, когда все враги наши, все злые, недружественные, враждебные будут изгнаны и упразднены, когда «праведники просияют, как солнце, в Царстве Отца их», когда «отнимет Господь всякую слезу с очей их, и всякая земная скорбь не припомнится им». и вечная радость будет над головами их». Там взор истинно верующего во Христа, воскресшего из мертвых, непрестанно обращен к этому славному, светлому, вечно блаженному и вечно радостному торжеству. Там его истинное отечество, там все сокровища его сердца, там вся жизнь его «сокрыта со Христом в Боге», там живет и радуется сердце его не только во время праздника света, но и во все дни его жизни на земле. Чудотворная сила радости о воскресшем Господе состоит в том, что она обильно наполняет и дает возможность забыть и совсем не чувствовать земной скорби и беды. Как и в обыкновенной жизни, великая радость — уметь забыть, совсем не чувствовать малых печалей и досад. Ибо как бы не было на земле смиренного и униженного праведника, Он восшел, как солнце, в царство Отца Своего; как бы не было последователя Христа, подверженного лишениям и бедам, Он получает сторицей и следует жизнь вечная. Внутренним источником этой неистощимой радости о Господе является Дух Утешитель, Который от Своего Отца покоряет Господа всем верующим в Него, любящим Его и соблюдающим Его заповеди. Посему, где бы ни был во имя Его верный последователь Христа, с ним и в нем везде и всегда сей благодатный источник священной радости везде и всегда внушает благость и веселье о Господе». Искренне любите воскресшего Господа всем сердцем «, Его Святое Евангелие устанавливает не только главные источники всех ваших желаний и надежд, но и единственное направление узора ваших мыслей и чувств всеми правилами вашей жизни и дел: тогда Сам Господь Иисус Христос возлюбит вас и «придет к тебе и создаст тебе место»; тогда сердце твое наполнится таким миром и удовлетворением, такой радостью и блаженством, каких не испытывал ни один счастливый человек на свете; тогда день Воскресения Господня будет для вас истинной Пасхой, «от бед избавлением, с началом жизни вечной». Сущностно понимается, что истинная священная радость Господня, как плод Святого Духа, есть радость духовная, а не телесная, и находится она не в делах плотских тьмы, а в делах света и разумения духовного. , не в удовольствиях плоти и чувств, а в наслаждении чистой совести. Эта священная радость совершается в делах любви и милосердия к ближнему, что приносит сердцу неизреченное утешение и блаженство, когда благотворная радость возрождается в тысячах радостных сердец творцами добрых дел. (Подробности см. в Полном собрании проповедей Димитрия, архиепископа Херсонского, т. II, стр. 139.-145) (См. подр. Полн. Собр. Пропов. Димитрия, Архиеп. Херсонскаго, т. II, 139-145).

2) Есть люди с грубым сердцем и холодными чувствами и угрюмостью, встроенной в душу, большинство которых не верит в Бога и во все божественное, но и которые часто вообще умиляются и смягчаются в день Христа торжеством всего христианского мира, изливающим свет и мир в души и дарующим им ощущение сладости простоты веры и диалога сердца с Богом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts