Разрушение храма в иерусалиме: Кто, когда и почему разрушил Храм в Иерусалиме
Содержание
Кто разрушил Иерусалимский храм? – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 4 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Одно из обвинений, предъявленных Христу на суде Синедриона, напрямую было связано с Иерусалимским храмом. Нашлись свидетели, которые утверждали, что Христос собирался ни много ни мало — разрушить эту главную святыню Израиля: … мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный (Мк 14:58).
Обвинение, конечно же, очень серьезное. Но даже предвзятый суд первосвященников, желавших смерти Иисуса, почему-то не признал его достаточным для вынесения смертного приговора. В чем же дело? Неужели судьи посчитали, будто подготовка столь масштабного злодеяния — слишком слабый аргумент против галилейского проповедника? Ведь это было бы так эффектно — вывести к народу преступника и сказать: «Вот, люди, этот негодяй хотел разрушить нашу гордость и радость, он покусился на самое дорогое, что есть у каждого иудея, — на Иерусалимский храм! За это мы приговорили его к смерти».
Причина отказа от столь убедительного и пафосного обвинения достаточно проста, хотя и не сразу понятна, поскольку современный человек не очень хорошо представляет, каким же был Иерусалимский храм в то время. После реконструкции, произведенной царем Иродом Великим, храм представлял собой огромное сооружение, по размерам и роскоши отделки не имевшее себе равных на всем Востоке. Самая впечатляющая деталь нового храма — платформа размером 14 гектаров (приблизительно 12 футбольных полей) — частично сохранилась до наших дней. Для устройства этой платформы Ирод расширил вершину Храмовой горы, возведя по краям искусственные террасы. Южный край платформы, укрепленный гигантскими плитами белого мрамора, отвесно поднимался над землей почти на 40 метров. Все сооружение вдвое превосходило по площади знаменитый форум Траяна в Риме.
Обвиняя Христа в намерении разрушить столь величественный архитектурный комплекс, судьи попадали в ими же подготовленную ловушку. Если Иисус — обычный бродячий проповедник, такое обвинение выглядело бы нелепо: ведь нельзя же всерьез верить, будто один человек способен разрушить то, что тысячи людей строили на протяжении нескольких десятилетий. А если Он действительно Мессия, способный силой Божьей творить подобные чудеса, тогда как может народ Израиля судить своего Спасителя? Поэтому обвинение было признано недостаточным. Тем более что и подтверждалось оно показаниями людей, прямо названных в Евангелии лжецами: Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его (Мф 26:59—61). В чем же тут была ложь? Неужели обманщики не могли придумать более правдоподобное обвинение, приписав Иисусу столь безумные угрозы? Один из крупных специалистов по лжи спустя два тысячелетия утверждал: чем чудовищнее ложь, тем легче ей верят люди. Но в случае с обвинением Христа ложь заключалась не в самом факте, а в деталях. Спаситель действительно два года назад говорил похожие слова в Иерусалимском храме: …разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин 2:19), но подразумевал при этом вовсе не храм Иерусалимский, а собственное тело, так что Его слова были пророчеством о Его крестной смерти и воскресении: На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус (Ин 2:19—21). Ложь свидетелей была в передергивании и подмене слов. Христос не говорил: могу разрушить, но — разрушьте, не говорил созижду, но — воздвигну. От таких «мелочей» общий контекст сказанного меняется очень существенно. Но в целом обвинение все же было абсурдным и могло рассматриваться лишь в качестве оскорбления в адрес храма, что для смертного приговора было явно недостаточно.
Однако тогда же Иисус говорил и о разрушении Иерусалимского храма: И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено (Мф 24:1—2). Эти слова на суде могли прозвучать куда более убедительно, но слышали их только ученики, поэтому лжесвидетели не могли присовокупить их к своему обвинению. Конечно же, Иисус не собирался разрушать Иерусалим. Как Богочеловек, Он провидел трагическую судьбу храма, который был разрушен до основания спустя три десятилетия во время штурма восставшего Иерусалима римскими войсками. Но не было в Его словах ничего, кроме горечи и жалости к людям, не сумевшим узнать своего Спасителя, и обрекающим себя этим на грядущую гибель: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф 23:37—38).
Самое важное и интересное за неделю в email-рассылке журнала «Фома»
Разрушение Храма | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру
Подпишитесь на еженедельный дайджест Толдот.ру!
Авторизуйтесь или просто введите имейл:
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Фейсбук
ВКонтакте
Одноклассники
Вотсап
Оглавление
Прекращение жертвоприношений ↓
Пылающий Храм ↓
Разгром ↓
Пленники снова отправились в изгнание ↓
Еврейская традиция о разрушении Храма ↓
Прекращение жертвоприношений
[↑]
Семнадцатого тамуза Тит разрушил крепость Антония [см. пост 17 Тамуза]. В тот день впервые пришлось отменить жертвоприношение в Храме, потому что в городе не оказалось ни одного пригодного для этой цели барана. По приказу Тита Йосеф бен Матитьяу [более известный как Иосиф Флавий — прим. ред.] сообщил евреям [жителям осажденного Иерусалима] волю римлянина — без кровопролития сдать Храм. Йоханан [Йоханан из Гуш Халава, захвативший власть в городе — прим. ред.] ответил категорическим «нет».
Макет стен Иерусалима во времена Второго Храма
И тогда началось сражение за Храм. Тит предполагал захватить его при первой же атаке, но сделать это ему не удалось. Евреи героически сражались за каждую пядь земли. Однако римляне намного превосходили их силой, оружием и военной техникой. Как только изнемогал один римский отряд, его тут же заменял другой. Силы же евреев были ограничены, они не только не имели отдыха ни днем, ни ночью, но и давно голодали. Постепенно римлянам удалось пробиться к постройкам, окружавшим Храм, а евреи вынуждены были сконцентрироваться во дворе самого Храма. Отступая, евреи заполнили эти внешние помещения дровами и смолой. И когда римляне с трубными звуками и криками победы вошли в залы, в них неожиданно вспыхнул пожар. Большинство солдат сгорело заживо, лишь некоторым удалось спастись, прыгнув со стен горящего здания.
Пылающий Храм
[↑]
Камни Храмовой стены были исключительно крепкими, и римлянам никак не удавалось их пробить. Солдаты попытались взобраться на стены по лестницам, но евреи обрушили на них град камней и стрел. Тогда Тит приказал поджечь ворота Храма. Защитники Святыни сражались с неимоверной храбростью. Сменяющие друг друга римские отряды шаг за шагом продвигались вперед, вытесняя евреев внутрь Храма.
Девятого ава 3830/70 года [согласно другой, еврейской традиции это был 3828 год] римский солдат бросил горящий факел в окно помещения, заполненного дровами. Обнаружив дым, евреи бросились гасить пожар, но тщетно — римские солдаты уже входили в горящее здание.
Как дикие звери они нападали на каждого, встречавшегося на их пути. Жертвенник был завален грудой человеческих тел. Тысячи евреев бросились в огонь, чтобы погибнуть вместе с Храмом. Пылающий Храм, как огромный факел, осветил ночное иерусалимское небо. Всевышний не пожелал, чтобы Его дом во всем своем великолепии достался врагу.
Пылающий Храм во время взятия Иерусалима Титом
Убитые лежали в лужах крови. На фоне всего этого ужаса римляне трубили победу, вопли же несчастных евреев поднимались высоко к небу. Всю ночь и все следующее утро пылал святой Храм.
Разгром
[↑]
Захват Иерусалима занял у Тита почти полгода и стоил ему больше жизней его воинов, чем какая-либо другая известная военная кампания римлян. За этот период от меча, голода и эпидемий погибли свыше миллиона евреев. Около ста тысяч попали в плен. Юноши и девушки моложе восемнадцати лет были проданы в рабство, а взрослые отправлены для работ в рудниках Египта или отданы в подарок странам, входящим в Римскую империю, для выступлений в цирке — в гладиаторских боях друг с другом или с хищными животными. Самые красивые юноши были отобраны для отправки в Рим на празднование грандиозной победы. Около одиннадцати тысяч пленников умерли от голода, не получив никакой пищи или получив некашерную пищу, от которой они отказались, несмотря на сильное истощение.
На развалинах Иерусалима Тит оставил один римский легион, а сам двинулся с остальной армией в Кейсарию, чтобы там отпраздновать победу. Затем он отправился в Сирию, устраивая по пути в честь победы гладиаторские бои, на которых снова и снова лилась еврейская кровь.
Пленники снова отправились в изгнание
[↑]
Оба еврейских вождя, Йоханан из Гуш Халава и Шимон бар Гиора, были захвачены в плен живыми. Йоханан прятался в пещере до тех пор, пока голод не выгнал его оттуда. Тит не убил его, а отправил в тюрьму, где Йоханан оставался до самой своей смерти. Шимон бар Гиора также скрывался в одной из пещер, но когда голод стал нестерпимым, сдался римским солдатам, а те передали его Титу. Тит решил принести Шимона бар Гиору в жертву богам во время празднования своей победы в Риме.
В пышных торжествах, устроенных Титом и его отцом, вынуждены были участвовать и несчастные пленники. Сосуды Святого Храма, которые ранее не видел ни один чужестранец, демонстративно провезли по римским улицам перед глазами любопытной публики. Среди пленников шел и закованный в кандалы Шимон бар Гиора. По приказу римского полководца в день триумфа он был убит. Когда глашатай сообщил о его смерти, Рим взорвался криками восторга.
Веспасиан приказал спрятать священные сосуды в одном из святилищ. Там они оставались свыше четырехсот лет, вплоть до разрушения Рима вандалами. Вандалы захватили священные еврейские сосуды и отправили их в Африку, где и затерялись их следы. Это произошло в 4215 (455) году. Изображения сосудов Иерусалимского Храма и сегодня можно увидеть на площади Победы, построенной Титом в Риме.
Еврейская традиция о разрушении Храма
[↑]
Храм был местом открытого проявления Творца в этом мире, местом, где раскрывалась Его Шхина — Б-жественное присутствие.
В Талмуде (Йома 9) сказано так: «За что был разрушен Первый Храм? За три греха: идолопоклонство, разврат и кровопролитие. А за что был разрушен Второй Храм? Ведь в те времена учили Тору, выполняли заповеди и помогали друг другу? За что? За напрасную вражду, за беспричинную ненависть».
[Пока в еврейском народе сохранялись духовное единство, цельность, это способствовало поддержанию Храма. В первую очередь, Храма духовного. А это уже поддерживало Храм земной, в физическом мире.
Ненависть и грехи привели к разрушению духовного Храма, что означало и разрушение Храма на Земле.]
Об этом и сказали мудрецы Титу, захватившему Иерусалим: «Разрушенный Храм ты разрушил».
Символично, что оба Храма — и Первый Храм, и Второй — были разрушены в один и тот же день еврейского календаря — 9 ава.
Кроме того, сказали мудрецы Талмуда так: «Поколение, при котором Храм не построен, — как будто своими руками разрушило его».
Другими словами, если Храм пока не построен, значит мы пока не исправили те грехи, которые привели к его разрушению.
Первый Храм, который построил царь Шломо (Соломон), простоял 410 лет, с 2928 г. до 3338 г. от сотворения мира. Второй Храм простоял 420 лет, и после его разрушения евреи ушли в Галут — Изгнание, которое продолжается до сих пор! Это значит, что причины, приведшие к его разрушению тогда, действуют и сейчас. Но их исправление дает шанс на то, что присутствие Творца вернётся в этот мир.
Британника
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Спросить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Страница не найдена
Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.
Планеты Солнечной системы: правда или вымысел?
9 ЛГБТ-писателей, которых стоит прочитать
Каникулы хип-хопа знаменуют собой поворотный момент в образовании музыкальной формы, который начался на школьной вечеринке в Бронксе.
Ирод | Биография, факты, царствование, храм и Иисус
- Дата рождения:
- 73 г. до н.э.
г.
- Умер:
- 4 марта до н. э. или 4 апреля до н. э.
Иерихон
- Должность/Офис:
- царь (37 г. до н.э.-4 г. до н.э.), Иудея
- Основатель:
- Самария
- Известные члены семьи:
- супруга Мариамна
сын Филипп
сын Антипатр
Просмотреть весь соответствующий контент →
Популярные вопросы
Когда правил Ирод Великий?
Ирод Великий был царем Иудеи с 37 г. до н.э. по 4 г. до н.э., назначенный Римской империей после того, как ее сенат снабдил его армией для отражения парфянского вторжения. До вторжения он был губернатором Галилеи с 47 г. до н.э.
Что сделал Ирод Великий?
Ирод Великий был известен укреплением римского правления и продвижением эллинизации Иудеи. Он построил город Севастию на месте древней Самарии, а также портовый город Кесарию и восстановил Иерусалимский храм.
Кто были родители Ирода?
Ирод, родившийся в южной Палестине, был сыном Антипатра, идумеянина, которого Юлий Цезарь позже назначил прокуратором Иудеи. Мать Ирода была дочерью дворянина из Петры, центра растущего набатейского государства.
Как умер Ирод Великий?
Ирод Великий умер естественной смертью в 4 г. до н. э. Причина его смерти обсуждается, но известно, что в последние годы жизни он страдал психическим и физическим расстройством и страдал атеросклерозом.
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Ирод , имя Ирод Великий , латинское Ирод Великий , (род. 73 г. до н. э. — умер в марте/апреле 4 г. до н. э., Иерихон, Иудея), назначенный римлянами царь Иудеи (37–4 до н. э.), который построил множество крепостей, акведуков, театров и других общественных зданий и в целом способствовал процветанию своей земли, но в последние годы своей жизни был центром политических и семейных интриг. Новый Завет изображает его тираном, в чьем царстве родился Иисус из Назарета.
Семья и молодость
Ирод родился на юге Палестины. Его отец, Антипатр, был идумеянином (семитский народ, идентифицированный некоторыми учеными как араб, принявший иудаизм во II веке до н. э.). Антипатр был человеком с большим влиянием и богатством, который увеличил и то, и другое, женившись на дочери дворянина из Петры (на юго-западе Иордании), в то время столицы растущего арабского набатейского царства. Таким образом, Ирод был арабского происхождения, хотя и был практикующим евреем.
Викторина «Британника»
История: правда или вымысел?
Прикоснитесь к истории, поскольку эта викторина выясняет прошлое. Узнайте, кто на самом деле изобрел подвижную литеру, кого Уинстон Черчилль называл «мама», и когда раздался первый звуковой удар.
90–127 Когда Помпей (106–48 гг. до н. э.) вторгся в Палестину в 63 г. до н. э., Антипатр поддержал его кампанию и начал долгое сотрудничество с Римом, от которого выиграли и он, и Ирод. Шесть лет спустя Ирод встретил Марка Антония, другом которого он остался на всю жизнь. Юлий Цезарь также поддерживал семью; он назначил Антипатра прокуратором Иудеи в 47 г. до н. э. и даровал ему римское гражданство — честь, доставшаяся Ироду и его детям. Ирод дебютировал в политике в том же году, когда отец назначил его правителем Галилеи. Шесть лет спустя Марк Антоний сделал его тетрархом Галилеи.
Царь Палестины
В 40 г. до н. э. парфяне вторглись в Палестину, началась гражданская война, и Ирод был вынужден бежать в Рим. Там сенат назначил его царем Иудеи и снабдил его армией, чтобы удовлетворить его притязания. В 37 году до н. э., в возрасте 36 лет, Ирод стал непререкаемым правителем Иудеи и сохранял эту должность в течение 32 лет. Чтобы еще больше укрепить свою власть, он развелся со своей первой женой Дорис, отослал ее и своего сына от двора и женился на Мариамне, принцессе Хасмонеев. Хотя союз был направлен на то, чтобы положить конец его вражде с Хасмонеями, священнической семьей еврейских лидеров, он был глубоко влюблен в Мариамну.
Во время конфликта между двумя триумвирами Октавианом и Антонием, наследниками власти Цезаря, Ирод поддержал своего друга Антония. Он продолжал делать это даже тогда, когда любовница Антония, Клеопатра, царица Египта, использовала свое влияние на Антония, чтобы получить большую часть лучших земель Ирода. После окончательного поражения Антония при Акции в 31 г. до н. э. он откровенно признался победившему Октавиану, на чьей он стороне. Октавиан, который встретил Ирода в Риме, знал, что он был единственным человеком, который правил Палестиной так, как этого хотел Рим, и утвердил его царем. Он также вернул Ироду землю, захваченную Клеопатрой.
Ирод стал близким другом великого министра Августа Марка Випсания Агриппы, в честь которого были названы один из его внуков и один из правнуков. И император, и министр нанесли ему государственные визиты, и Ирод еще дважды посетил Италию. Август передал ему надзор за кипрскими медными рудниками с половинной долей прибыли. Он дважды увеличил территорию Ирода, в 22 и 20 годах до н. э., так что она стала включать не только Палестину, но и части того, что сейчас является Иорданским царством к востоку от реки, а также южный Ливан и Сирию. Он намеревался подарить Набатейское царство и Ироду, но к тому времени, когда этот трон освободился, умственное и физическое истощение Ирода сделало это невозможным.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Строительство Второго Храма и роль в истории Иисуса
Ирод наделил свое царство огромными крепостями и великолепными городами, из которых два величайших были новыми и в основном языческими основаниями: порт Кесария Палестинская на побережье между Иоппой (Яффой) и Хайфой, которая впоследствии стала столицей римской Палестины; и Севастию на давно заброшенном участке древней Самарии. В Иродионе в Иудейской пустыне Ирод построил большой дворец, который археологи в 2007 году предварительно идентифицировали как место его гробницы. В Иерусалиме он построил крепость Антония, часть которой все еще можно увидеть под монастырями на Виа Долороза, и великолепный дворец (часть которого сохранилась в цитадели). Самым грандиозным его творением был Храм, который он полностью перестроил. Большой внешний двор площадью 35 акров (14 гектаров) до сих пор виден как Аль-Харам аш-Шариф. Он также украсил иностранные города — Бейрут, Дамаск, Антиохию, Родос — и многие города. Ирод покровительствовал Олимпийским играм, президентом которых он стал. В своем собственном царстве он не мог полностью дать волю своей любви к великолепию, опасаясь оскорбить фарисеев, руководящую фракцию иудаизма, с которыми он всегда конфликтовал, потому что они считали его иностранцем. Ирод, несомненно, считал себя не только покровителем благодарных язычников, но и защитником еврейства за пределами Палестины, чьи языческие войска он делал все, что было в его силах, чтобы примирить.
К сожалению, в характере Ирода была мрачная и жестокая черта, которая все больше проявлялась по мере того, как он становился старше. Более того, его психическая нестабильность подпитывалась интригами и обманом, которые творились в его собственной семье. Несмотря на свою привязанность к Мариамне, он был склонен к сильным приступам ревности; его сестра Саломея (не путать с ее внучатой племянницей, дочерью Иродиады Саломеей) хорошо воспользовалась его природной подозрительностью и отравила его ум против жены, чтобы разрушить союз. В конце концов Ирод убил Мариамну, двух ее сыновей, ее брата, ее деда и ее мать, женщину самого подлого склада, которая часто помогала планам его сестры Саломеи. Помимо Дориды и Мариамны, у Ирода было еще восемь жен и от шести из них родились дети. У него было 14 детей.
В последние годы жизни Ирод страдал атеросклерозом. Ему пришлось подавить восстание, он ввязался в ссору со своими соседями-набатейцами и в конце концов потерял благосклонность Августа. Он был в сильной боли и в психическом и физическом расстройстве. Он трижды менял свое завещание и, наконец, лишил наследства и убил своего первенца Антипатра. Убийство незадолго до его смерти вифлеемских младенцев полностью соответствовало беспорядку, в который он попал.