Свобода совести конституция рф: Статья 28 \ КонсультантПлюс

Разное

Содержание

КС представил наиболее значимые правовые позиции о праве на свободу вероисповедания за 21 год

Один из адвокатов назвал право на свободу совести настолько важным, что оно не может быть ограничено даже в условиях военного положения. Второй посчитал, что какие-то из приведенных в документе правовых позиций очень важны и сохраняют свою актуальность по сей день, а какие-то решали проблемы, актуальные на момент их принятия, но не сейчас.


Конституционный Суд РФ опубликовал
информационно-тематическое собрание своих правовых позиций о праве на свободу вероисповедания (по состоянию на июль 2020 г.).


В Постановлении № 6-П/1999 КС отметил, что положения п. 1 ст. 9, п. 5 ст. 11 и абз. 3 и 4 п. 3 ст. 27 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях находятся в неразрывном единстве и как таковые образуют сложносоставную норму. Эта норма определяет, для каких религиозных организаций в случае их учреждения, регистрации и, как следствие, при перерегистрации не требуется подтверждение о пятнадцатилетнем сроке и какие правовые последствия наступают при отсутствии такого подтверждения, если оно необходимо.


В Определении № 7-О/2002 Конституционный Суд заметил, что вводимые федеральным законодателем меры, относящиеся к учреждению, созданию и регистрации религиозных организаций, не должны искажать само существо свободы вероисповедания, права на объединение и свободу деятельности общественных объединений, а возможные ограничения, затрагивающие эти и иные конституционные права, должны быть справедливыми и соразмерными конституционно значимым целям.


Согласно Определению № 113-О/2002, не существует юридических препятствий для того, чтобы религиозное объединение – в целях совместного исповедания и распространения веры – создавалось и действовало без государственной регистрации, однако при этом оно не будет обладать статусом юридического лица и пользоваться обусловленными им правами и льготами, предусмотренными Законом о свободе совести для религиозных организаций.


В Постановлении № 26-П/2011 КС указал, что арбитражные суды и суды общей юрисдикции, на которые, так же как и на законодателя, распространяются требования ч. 3 ст. 55 Конституции, принимая в отношении религиозной организации решение, затрагивающее ее права как юридического лица, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции, учитывать все обстоятельства дела, включая характер допущенных нарушений.


Высшая инстанция отметила, что реализация религиозной организацией предоставляемых ей прав требует ее регистрации в качестве юрлица в установленном законом порядке и при соблюдении предусмотренных им условий, позволяющих выявить действительно религиозный и не наносящий ущерба нравственности и здоровью граждан характер регистрируемой организации. Прекращение же деятельности религиозной организации как юрлица также должно осуществляться лишь при наличии достаточных к тому оснований. При этом общие правила гражданского законодательства, касающиеся деятельности юридических лиц, в том числе их создания и прекращения, должны применяться в отношении религиозных организаций с учетом предопределенных их особым публично-правовым статусом особенностей, которые установлены Законом о свободе совести.


В соответствии с Определением № 115-О-О/2012 как на момент создания, так и при последующей деятельности местной религиозной организации не менее десяти ее членов-учредителей должны постоянно проживать в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. По смыслу п. 3 ст. 8 Закона о свободе совести во взаимосвязи с его ст. 6 одной местностью должна признаваться часть территории РФ, проживание в границах которой обеспечивает возможность совместного исповедания и распространения веры посредством совершения религиозных обрядов и церемоний.


В Постановлении № 30-П/2012 КС отметил, что свобода совести и вероисповедания, реализуемая в форме объединения последователей того или иного вероучения для проведения совместных молитв, религиозных обрядов и других мероприятий, неразрывно связана с другими правами и свободами, закрепленными Конституцией, прежде всего с правом на объединение, а также с правом на свободу собраний, которое является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в России как демократическом и правовом государстве, на котором лежит обязанность обеспечивать защиту, в том числе судебную, прав и свобод человека и гражданина.


Согласно Определению № 1053-О/2013, ограничение посредством антиэкстремистского законодательства свободы совести и вероисповедания, свободы слова и права на распространение информации не должно иметь места в отношении какой-либо деятельности или информации на том лишь основании, что они не укладываются в общепринятые представления, не согласуются с устоявшимися традиционными взглядами и мнениями, вступают в противоречие с морально-нравственными и (или) религиозными предпочтениями. Иное означало бы отступление от конституционного требования необходимости, соразмерности и справедливости ограничений прав и свобод человека и гражданина, которое обращено, как это вытекает из Конституции, не только к законодателю, но и к правоприменителям, в том числе судам.


В Определении № 463-О/2017 КС заметил, что ст. 3.1 Закона о противодействии экстремистской деятельности была введена исходя из того, что Библия, Коран, Танах и Ганджур являются основными источниками вероучения традиционных мировых религий – христианства, ислама, иудаизма и буддизма, а также из конфессионального состава российского общества, установила запрет на признание экстремистскими материалами данных религиозных текстов, их содержания и цитат из них.


Такое правовое регулирование, основывающееся на признании особой роли христианства, ислама, иудаизма и буддизма в российском многоконфессиональном обществе, не означает автоматического, т.е. без учета признаков экстремизма, установленных Конституцией и конкретизирующей ее ст. 1 Закона о противодействии экстремистской деятельности, признания экстремистскими материалами иных текстов, которые воспринимаются гражданами как основа их вероучения или мировоззрения, и, соответственно, не может рассматриваться как дискриминационное по отношению к другим вероучениям и как нарушающее право граждан свободно исповедовать и распространять другие вероучения.


В соответствии с Определением № 2793-О/2017 необходимость указания на выпускаемой религиозной организацией и на распространяемой от ее имени литературе, печатных, аудио- и видеоматериалах ее полного официального наименования служит целям идентификации выпускаемых и распространяемых материалов с конкретной религиозной организацией и конфессией в целом, препятствует введению граждан в заблуждение относительно религиозной направленности предлагаемых им для ознакомления материалов и способствует обеспечению свободы выбора гражданами того или иного вероучения (религиозного учения). Кроме того, наличие на такой литературе маркировки способствует осуществлению более эффективного надзора со стороны органов государственной власти за соответствием деятельности религиозных организаций законодательству РФ, в том числе в сфере противодействия экстремизму.


Согласно Определению КС № 579-О/2018, вводимое законодателем ограничение прав и свобод, в том числе свободы вероисповедания, включая право на осуществление миссионерской деятельности, должно отвечать требованиям справедливости, быть необходимым и соразмерным конституционно значимым целям. Обеспечивая баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов, оно вместе с тем не должно посягать на само существо того или иного права и приводить к утрате его основного содержания, что связывает волю законодателя при введении ограничений прав и свобод, особенно учитывая деликатный характер вопросов, которые могут непосредственно затрагивать религиозное достоинство лиц, исповедующих ту или иную религию.


В Определении № 2514-О/2018 КС заметил, что само по себе нарушение руководителем (уполномоченным представителем) действующей религиозной группы законодательного требования о необходимости уведомления уполномоченного органа государственной власти о продолжении деятельности не является деянием, влекущим административную ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 5.26 КоАП.

Читайте также

КС указал, что деятельность религиозной организации не может ограничиваться местом ее регистрации

Суд не принял к рассмотрению жалобу баптистов на нормы Закона о свободе совести и КоАП РФ, однако согласился, что принятые в отношении религиозной организации судебные акты подлежат пересмотру

29 октября 2019 Новости


Конституционный Суд указал, что в соответствии с п. 2 и 3 ст. 8, п. 3 ст. 24.2 Закона о свободе совести под правом иностранных граждан и лиц без гражданства осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации на территории субъекта или территориях субъектов РФ (учитывая территориальную сферу деятельности этой религиозной организации) при наличии документа, указанного в п. 2 данной статьи, следует понимать – применительно к местной религиозной организации – всю территорию соответствующего субъекта Федерации, а не только территорию того поселения (муниципального образования), в котором проживают ее участники.  


Иное (ограничительное) толкование данной нормы, по мнению КС, не только не вытекает из буквального смысла оспариваемых норм, а также из духа Закона о свободе совести, но и приводит к нарушению свободы совести не только религиозных миссионеров, но и всех участников религиозного объединения (Определение № 2683-О/2019).


Согласно Определению № 3-О/2020, ч. 1 ст. 8.8 КоАП, п. 2 ст. 7 и абз. 2 ст. 42 Земельного кодекса в системе действующего правового регулирования не предполагают привлечения к административной ответственности за нецелевое использование земельного участка с видом разрешенного использования «в целях эксплуатации административного здания» на том лишь основании, что местная религиозная организация проводит в административном здании, расположенном на данном земельном участке, богослужения, другие религиозные обряды и церемонии (помимо осуществления в этом здании иной своей уставной деятельности, в том числе и административной).


При решении вопроса об основаниях привлечения к административной ответственности (в том числе за нецелевое использование земельного участка) религиозной организации, являющейся собственником земельного участка и находящегося на нем административного здания, предоставившей здание по договору в бессрочное безвозмездное пользование местной религиозной организации, входящей в ее структуру, правоприменителям необходимо исходить из всей совокупности фактических обстоятельств использования религиозной организацией административного здания и требований к использованию конкретного земельного участка, что не предполагает признания надлежащим основанием привлечения к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.8 КоАП, осуществления в указанном здании богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.


Привлечение же к ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.8 КоАП, собственника земельного участка в связи с проведением в расположенном на нем административном здании богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в соответствии с п. 2 ст. 16 Закона о свободе совести, а также с использованием его адреса в качестве адреса местной религиозной организации приводит к ограничению прав религиозных организаций на свободное распоряжение своим имуществом и свободу вероисповедания.


Иное толкование оспариваемых законоположений, заметил КС, влекло бы нарушение провозглашенных в ст. 28 Конституции фундаментальных прав и свобод, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, а также вело бы – в противоречии с ч. 3 ст. 55 – к неоправданному ограничению права собственности, гарантируемого ст. 35 Конституции.

Адвокаты прокомментировали судебные акты КС


Адвокат АП г. Санкт-Петербурга Константин Ерофеев посчитал, что обобщение судебной практики по делам о защите свободы совести – актуальный и важный документ. Он заметил, что в последние 2-3 года российские суды ежегодно рассматривают около 500 дел об административных правонарушениях, касающихся только вопросов осуществления миссионерской деятельности.


«Отрадно, что КС в каждом своем постановлении во главу угла ставит закрепленное Конституцией неотъемлемое право на свободу совести. Это право настолько важное, что оно не может быть ограничено даже в условиях военного положения», – подчеркнул Константин Ерофеев.


Адвокат заметил, что некоторые вопросы чрезвычайно актуальны для религиозного сообщества. Так, КС подтверждает право на религиозную жизнь не обязательно в рамках юридического лица – религиозной организации, но и без такового – в религиозной группе. «Поскольку процедура регистрации религиозной организации, с моей точки зрения, достаточно сложная и забюрократизированная, признание государством за верующими прав объединяться и совместно исповедовать и распространять свою веру, вести религиозное образование без обязательного создания юридического лица – важное решение КС», – посчитал он.


Константин Ерофеев назвал важным, что использование жилого помещения в религиозных целях не обязательно является нарушением. Нужен баланс между интересами государства, собственника жилого помещения, в том числе свободой совести собственника.


По мнению адвоката АП г. Москвы Сергея Чугунова, приведенные судебные акты можно оценить по-разному: какие-то из них очень важны и сохраняют свою актуальность по сей день, а какие-то решали проблемы, актуальные на момент их принятия, но не сейчас.


«Мне кажется, это собрание назвать “Право на свободу вероисповедания” можно с большой натяжкой. Это скорее краткий обзор решений Конституционного Суда, связанных с обжалованием конституционности норм Закона о свободе совести», – отметил Сергей Чугунов.


Адвокат указал, что в обзор не попали другие важные решения по свободе вероисповедания. Например, в сборнике нет Постановления от 14 ноября 2019 г. № 35-П, касавшегося норм Земельного кодекса РФ и КоАП РФ, в котором рассматривался вопрос возможности проведения богослужений в жилых помещениях. Конституционный Суд РФ подтвердил это право граждан. «Пожалуй, это самое важное решение по вопросам свободы вероисповедания за последние лет 5–7», – резюмировал он.

Особенности регулирования права на свободу вероисповедания и совести в Конституции РФ и конституциях зарубежных стран

Автор:

Лысоеваненко Юрий Владимирович

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано
в

Молодой учёный

№23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 09.06.2019
2019-06-09

Статья просмотрена:

249 раз

Скачать электронную версию

Скачать Часть 7 (pdf)

Библиографическое описание:


Лысоеваненко, Ю. В. Особенности регулирования права на свободу вероисповедания и совести в Конституции РФ и конституциях зарубежных стран / Ю. В. Лысоеваненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 491-492. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60351/ (дата обращения: 20.01.2023).



В настоящей работе мы проведем исследования наиболее важных особенностей, которые включены в права на свободу вероисповедания и свободу совести в соответствии с Конституцией РФ. Рассмотрим и особенности содержания таких прав в Конституциях стран дальнего и ближнего зарубежья [4 с, 22].

Для наиболее детального изучения темы раскроем определения понятия совесть — это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед обществом, и вероисповедания — это разновидность какого-либо вероучения со свойственной ему обрядностью.

При проведении анализа признаков права на свободу вероисповедания и совести очевидным становится факт различного закрепления такого права в конституциях разных стран. Такое закрепление объясняется особенностями исторического развития каждой конкретной страны. Вместе с тем, отмечаем, что существенных отличий в регулировании права не содержится. Отмечается более широкое понятие свободы совести относительно свободы вероисповедания.

Сегодня мировое сообщество достаточно детально подходит к вопросам реализации такого права человека, как право на свободу совести и вероисповедания.

Такой подход обусловлен тем, что сегодня в мире происходит множество законодательных процессов, которые прямо или косвенно затрагивают указанные права и свободы гражданина и человека [1 с, 256].

Вместе с тем, детальное изучение зарубежного и отечественного законодательства позволяет нам выявить как отличительные, так и сходные особенности регулирования права на свободу вероисповедания и совести.

На сегодняшний день рассматриваемое нами право отражено таких международных правовых актах, как Всеобщая декларация прав и свобод человека 1948 года, Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года и прочие [3 с, 37].

В Российской Федерации основное право закреплено в статье 28 Конституции РФ, которая раскрывает, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально либо совместно с иными любую религию, либо не исповедовать никакой.

Отсюда очевидно, что исповедание, религия представляет собой форму общественного сознания, которая включает в себя совокупность представлений, основанных на веровании в сверхъестественные силы.

Обращаясь к постулатам Конституции Республики Беларусь, видим, что определен факт — каждый имеет право самостоятельно определять своей отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом [2 с, 87].

Следовательно, Конституция Республики Беларусь предоставляет право определять отношение к религии, которое представляет собой взаимосвязь, возникающую в связи с принадлежностью определенного лица к определенной религии, распространять убеждения, связанные с отношением к религии и пр.

Так, в Конституции Украины внимание направлено на реализации права на свободу мировоззрения и вероисповедания. В отличие от понятия вероисповедания, мировоззрение представляет собой, исходя из анализа различных толкований, систему взглядов, воззрений на природу и общество, а также обусловленные данными представлениями главные жизненные позиции и установки лиц.

Рассматривая право с точки зрения норм Конституции Республики Азербайджан видим, что оно включает в себя: свободу совести; право определять свое отношение к религии; право исповедовать индивидуально любую религию либо не исповедовать никакой; право исповедовать совместно с иными любую религию или не исповедовать никакой; право выражать свои убеждения по отношению к религии; право распространять свои убеждения по отношению к религии.

Конституция Швейцарии указывает, что в данной стране гарантируется право на свободу совести и вероисповедания.

В Конституции Соединенных штатов Америки определено, что Конгресс не имеет права издавать законы, относящиеся к установлению религии либо запрещающие свободное ее исповедание. Такая позиция законодателя говорит о том, что запрещение свободного исповедания предполагает действия государственных органов, направленные на лишение граждан права принадлежать к тем или иным совокупностям представлений, основанным на вере в чудодейственные, сверхъестественные силы и существа.

Закреплено в Конституции Федеративной Республики Германия неприкосновенное право на свободу вероисповедания, свободу совести и свободу религиозных и мировоззренческих взглядов [5 с, 42].

Проведя анализ представленных основных законов государств, можно сделать вывод, что Конституция Российской Федерации соответствует нормам международных правовых актов. Существенных отличий выявлено не было.

Необходимо обратить внимание, что право на свободу вероисповедания и свободу совести в большей степени относятся к естественному праву человека и его реализация направлена на соблюдение всех составляющих элементов прав и свобод человека и гражданина на территории Российской Федерации так и на международном уровне.

Литература:

  1. Баглая М. В. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для К65 вузов /— М.: Норма, 2014. — 832 с.
  2. Грицов А. А. Свобода совести в ее историческом развитии. Конспект лекций. М., 1980г.

3. Карпов А. О. Образовательный институт, власть и общество в эпоху роста культуры знаний. — СПб.: Алетейя, 2013. — 260 с.

  1. «Конституция Российской Федерации» (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // [Электронный ресурс] // консультант плюс // http://www.consultant.ru/
  2. Чиркин В. Е. Конституционное право России: Учебник. — М.: Юристь, 2013г.

Основные термины (генерируются автоматически): свобода совести, свобода вероисповедания, религия, Российская Федерация, Беларусь, вероисповедание, детальное изучение, Конституция РФ, свобода человека, совокупность представлений.

Похожие статьи

Порядок реализации конституционного права на

свободу совести

Конституция РФ в порядке статьи 28 гарантирует каждому свободу вероисповедания и свободу совести. Основаны указанные свободы на принципе, что никакая религия не может быть навязана и установлена в качестве обязательной либо государственной.

Проблемы реализации конституционного права на

свободу

Конституционное право на свободу совести и свободу вероисповедания неукоснительно

Так, Конституция Российской Федерации «гарантирует каждому свободу совести и

За нарушение права на свободу совести и вероисповедания в России установлена. ..

Свобода совести и вероисповедания на примере «Свидетели…»

Право на свободу мысли, совести и религии право включает в себя следующие положения: каждый наделен правом смены религии или своего

Библиографическое описание: Фолосян М. Э. Свобода совести и вероисповедания на примере «Свидетели Иеговы против России»…

Преступления, посягающие на

свободу совести | Молодой ученый

религиозный экстремизм, свобода совести, УК РФ, свобода вероисповедания, РФ

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу совести, свободу. Вместе с тем понимание значимости свободы совести и свободы вероисповедания для…

Уголовная ответственность за нарушение права на

свободу

Характер светского государства предполагает свободу совести и свободу вероисповедания. В России данные права устанавливаются и охраняются Конституцией, Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также другими нормативно правовыми…

Реализация принципа равноправия и

свободы вероисповедания

Согласно российской Конституции свобода совести и свобода вероисповедания не могут быть ограничены в условиях чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях (ч. 3 ст.56).

Обеспечение права

свободы совести и свободы

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу совести, свободу

Вместе с тем понимание значимости свободы совести и свободы вероисповедания для

УИК РФ регламентирует осуществление осужденными права на свободу совести и свободу

Особенности реализации

свободы вероисповедания в местах…

Вместе с тем, понимание значимости свободы совести и свободы вероисповедания для развития личности, убежденность в том, что реализация института соблюдения прав человека в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы позитивно влияет на исправление. ..

Конституционно-правовые аспекты обеспечения

свободы

религиозный экстремизм, свобода совести, УК РФ, свобода вероисповедания, РФ, миссионерская деятельность, нарушение требований законодательства, религиозное объединение, радикальная религиозная идеология… Обеспечение права свободы совести и…

Похожие статьи

Порядок реализации конституционного права на

свободу совести

Конституция РФ в порядке статьи 28 гарантирует каждому свободу вероисповедания и свободу совести. Основаны указанные свободы на принципе, что никакая религия не может быть навязана и установлена в качестве обязательной либо государственной.

Проблемы реализации конституционного права на

свободу

Конституционное право на свободу совести и свободу вероисповедания неукоснительно

Так, Конституция Российской Федерации «гарантирует каждому свободу совести и

За нарушение права на свободу совести и вероисповедания в России установлена…

Свобода совести и вероисповедания на примере «Свидетели…»

Право на свободу мысли, совести и религии право включает в себя следующие положения: каждый наделен правом смены религии или своего

Библиографическое описание: Фолосян М. Э. Свобода совести и вероисповедания на примере «Свидетели Иеговы против России»…

Преступления, посягающие на

свободу совести | Молодой ученый

религиозный экстремизм, свобода совести, УК РФ, свобода вероисповедания, РФ

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу совести, свободу. Вместе с тем понимание значимости свободы совести и свободы вероисповедания для…

Уголовная ответственность за нарушение права на

свободу

Характер светского государства предполагает свободу совести и свободу вероисповедания. В России данные права устанавливаются и охраняются Конституцией, Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также другими нормативно правовыми…

Реализация принципа равноправия и

свободы вероисповедания

Согласно российской Конституции свобода совести и свобода вероисповедания не могут быть ограничены в условиях чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях (ч.3 ст.56).

Обеспечение права

свободы совести и свободы

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу совести, свободу

Вместе с тем понимание значимости свободы совести и свободы вероисповедания для

УИК РФ регламентирует осуществление осужденными права на свободу совести и свободу. ..

Особенности реализации

свободы вероисповедания в местах…

Вместе с тем, понимание значимости свободы совести и свободы вероисповедания для развития личности, убежденность в том, что реализация института соблюдения прав человека в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы позитивно влияет на исправление…

Конституционно-правовые аспекты обеспечения

свободы

религиозный экстремизм, свобода совести, УК РФ, свобода вероисповедания, РФ, миссионерская деятельность, нарушение требований законодательства, религиозное объединение, радикальная религиозная идеология… Обеспечение права свободы совести и. ..

Закон о свободе совести. Семнадцать моментов советской истории

Первоисточник: Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства, 1917, № 1:2, № 1099.

В поправку к , и отмену соответствующих законов, настоящим постановил:

1. Каждому гражданину Российского Государства гарантируется свобода совести. Соответственно, пользование гражданскими и политическими правами не зависит от какой-либо религиозной принадлежности, и никто не может подвергаться преследованию или ограничиваться какими бы то ни было правами за его убеждения в вопросах веры.

2. Религиозная принадлежность несовершеннолетних в возрасте до девяти лет определяется их родителями. При отсутствии согласия родителей несовершеннолетние исповедуют религию отца. В случаях раздельного проживания родителей дети исповедуют религию родителя, с которым проживают.

3. В случае смерти или неизвестности родителей и невозможности установления религиозной принадлежности несовершеннолетних в возрасте до девяти лет религиозная принадлежность несовершеннолетних определяется их усыновителями или опекунами.

4. Для того чтобы лица, достигшие 14-летнего возраста, перешли из одной религии в другую или чтобы было признано, что они не принадлежат к какой-либо вере, не требуется разрешения или заявления какого-либо органа власти. Правоотношения, возникающие из принадлежности к данной религии, прекращаются письменным или устным заявлением лица, выходящего из религии, в местный суд.

5. Заявление, полученное в порядке, указанном в предыдущей (4) статье, немедленно передается местным судом в приход или религиозную общину, к которой принадлежало данное лицо. Соответствующий орган местного самоуправления уведомляется о лицах, не считающих себя аффилированными с какой-либо конфессией.

6. Несовершеннолетние в возрасте до девяти лет могут быть переведены в другую религию в это время обоими родителями или оставшимся в живых родителем. Однако если один из родителей меняет религию и между родителями нет соглашения, несовершеннолетние в возрасте до девяти лет сохраняют свою принадлежность к прежней религии.

7. Вероисповедание несовершеннолетних старше девяти лет не может быть изменено без их согласия.

8. Гражданские документы лиц, не принадлежащих к какой-либо религии, хранятся в органах местного самоуправления по правилам, содержащимся в статье 39-51 ч. 11 Высочайшего Указа от 17 октября 1906 г. о порядке организации и деятельности старообрядческих и сектантских общин и о правах и обязанностях членов старообрядческих общин и сектантов, вышедших из православия Церковь (Собрание законов, статья 1728 г.).

9. Настоящие правила не распространяются на фанатические учения, упомянутые в статье 96 Уголовного кодекса (Свод законов, том XV, изд. 1909 г.).

10. Настоящий Закон (статьи 1-9) ввести в действие до его обнародования Правящим Сенатом. Н. Некрасов, заместитель министра-президента Салтыков, помощник министра, министра внутренних дел

Источник: Роберт Пол Браудер и Александр Ф. Керенский, ред., Временное правительство России, 1917: документы (Стэнфорд: Стэнфордский университет). Пресс, 1961), Vol. I, 809-810.

Россия: Информация о законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» и его влиянии на религиозные меньшинства

 

Пересмотренный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», принятый Думой 358 голосами против 6 19 сентября 1997 г. и одобренный Советом Федерации через четыре дня (RFE/RL Newsline, 25 сентября 1997 г.; ITAR). -ТАСС, 25 сентября 1997 г.), был подписан президентом Ельциным 26 сентября 1997 г. ( The New York Times 27 сентября 1997 г.; AFP 26 сентября 1997 г.). Предыдущая версия закона, подвергшаяся резкой критике со стороны правозащитных организаций, групп религиозных меньшинств, ученых-правоведов, иностранных правительств и Ватикана, была отклонена Ельциным как неконституционная и возвращена в Думу с предложенными изменениями (9).0038 Граница №4 1997, 6-7; Новостная лента РСЕ/РС, 25 сентября 1997 г.; ХРУ 8 июля 1997 г.; The Ottawa Citizen 20 сентября 1997 г.). Поддержала пересмотренное законодательство Русская православная церковь, которая была обеспокоена быстрым распространением культов, сект и нетрадиционных религий, включая католицизм и многие евангельские протестантские конфессии, после распада Советского Союза ( The Washington Post 20 сентября 1997 г. The New York Times 27 19 сентября97). Другие источники указывают, что Московский Патриархат также был обеспокоен конкуренцией со стороны альтернативных православных церквей, таких как Украинская православная церковь, Русская свободная православная церковь и «Истинно-православная церковь» (там же; ИПС, 13 октября 1997 г.).

Несмотря на критику Ельцина и его неприятие предыдущего закона как неконституционного, источники указывают, что подписанный им закон мало чем отличался от своего предшественника ( Moscow News 2 октября 1997 г.; The Moscow Times 6 сентября 1997 г.; The Washington Post 20 сентября 1997 г.), а в некоторых отношениях может быть и хуже (IPS 13 октября 1997 г.). Новый закон сохраняет дискриминационное разделение религиозной общины России на принадлежащих к «религиозным организациям», включая Русскую православную церковь и традиционные конфессии, такие как буддизм, ислам и иудаизм, и принадлежащих к «религиозным группам», включая мормонов, баптистов, Лютеране, пятидесятники, пресвитериане и независимые православные конфессии ( Московские новости 28 сентября — 5 октября 1997 года; The Moscow Times 6 сентября 1997 г . ; Гражданин Оттавы 20 сентября 1997 года; HRW, 8 июля 1997 г.). Преамбула нового закона была расширена за счет ссылки на «христианство», чтобы заручиться поддержкой католической церкви, но по-прежнему содержит ссылку на «особую роль» православной церкви ( Московские новости 28 сент.-5). октябрь 1997 г.; The Moscow Times 6 сентября 1997 г.).

В отличие от предыдущей версии пересмотренный закон позволяет «религиозным группам» регистрироваться в государственных органах, владеть имуществом и учить своих последователей религии, но они должны проходить перерегистрацию ежегодно, а не каждые три года, и должны ждать 15 лет, чтобы получить все права «религиозные организации» ( Московские новости 28 сентября — 5 октября 1997 года; The Moscow Times 6 сентября 1997 г.). В то же время они не могут издавать литературу, владеть средствами массовой информации, вести церковную работу в государственных школах, тюрьмах, больницах или приютах для сирот, создавать религиозные школы или профессиональные организации или приглашать иностранцев для прозелитизма (там же; The Ottawa Citizen ). 20 сентября 1997 г. Московские новости 28 сентября — 5 октября 1997 г.).

Критики закона отмечают, что помимо дискриминации российских граждан исключительно по религиозному признаку ( The Washington Times 15 сентября 1997 г .; Московские новости 28 сент.-5 окт. 1997), законодательство также является плохим законом, с внутренними несоответствиями и очевидными противоречиями между несколькими статьями (там же; Московские новости 2 окт. 1997). Более того, правила, регулирующие применение закона, еще не написаны ( The New York Times 27 сентября 1997 г.), а обеспечение соблюдения закона будет в значительной степени оставлено на усмотрение местных властей, «что делает вероятным, что религиозная терпимость будет различаться. значительно от области к области» (там же; The Boston Globe 27 сентября 1997 г.). Один наблюдатель описывает ежегодную процедуру перерегистрации как «утомительную и бюрократически сложную» ( Московские новости 28 сентября — 5 октября 1997 г. ), в то время как другой отмечает, что 15-летнее правило потребует от «нонконформистских религиозных движений… регистрироваться с брежневских времен, когда все эти люди сидели в тюрьме» (ИПС, 13 октября 1997 г.). По словам Лоуренса Уззелла из Кестонского института, исследовательского центра Оксфорда, Великобритания, который отслеживает религиозные свободы в странах Восточной Европы и бывшего СССР, закон представляет собой «самый радикальный законодательный отказ от прав человека с момента зарождения постсоветской России». ( The New York Times 27 сентября 1997 г.).

Источники указывают, что еще до вступления в силу нового закона власти в нескольких провинциях начали преследовать членов неправославных религиозных групп ( Литуратурная газета 15 октября 1997 г.; The Washington Post 2 ноября 1997 г.) и что 25 или 26 из 89 регионов России «уже приняли законы, ограничивающие «нетрадиционные» вероисповедания» в преддверии вступления в силу федерального закона ( The Boston Globe 8 октября 1997 г. ; The Boston Herald 15 октября 1997 г.). Например, в июне 1996 года в Белгороде, примерно в 650 км к югу от Москвы, полиция задержала священника Йозифа Гончагу, когда он проезжал через черту города, направляясь на мессу в пользу 30 католиков Белгорода ( The Boston Globe 8 Oct. 1997 The Washington Post 2 ноября 1997 г.). После трехчасового допроса словака Гончаги заявили, что ему запрещено проповедовать даже на частной квартире, поскольку он является представителем «иностранной религиозной организации» (там же; 9).0038 The Boston Globe 8 октября 1997 г.). 16 сентября 1997 года Кестонский институт получил отчет от лидера «основной протестантской конфессии в крупном провинциальном городе», в котором говорилось, что он был «сообщен, что у него будет 24 часа, чтобы покинуть город после того, как закон будет принят» ( Граница № 5 1997, 3). В начале октября 1997 г. представитель министерства России, головной организации нескольких протестантских групп, сообщил, что «в последние несколько месяцев было много запугиваний [со стороны региональных властей]» (9). 0038 The Boston Globe 8 октября 1997 г.). Представитель указал, что правительственные чиновники требовали от баптистских миссионеров в сибирском городе Улан-Удэ представлять свои проповеди для «проверки и заверения назначенным правительством «переводчиком»» (там же; The Boston Herald 15 октября 1997 г.).

В Свердловске на Урале был создан совет по делам религий, якобы для оценки «социально-психологических последствий» деятельности нетрадиционных религиозных групп (там же). В другом сообщении говорится, что московская полиция сообщила кришнаитам, что они больше не имеют права продавать свои книги, поскольку их деятельность была запрещена, что подразумевается отсутствием кришнаитов в списке традиционных религий, указанном в преамбуле законопроекта. ( Литуратурная газета 15 октября 1997 г.).

В отчете Frontier указывается, что церковные чиновники оказывали давление на православное духовенство, чтобы оно поддержало законопроект (№ 5 1997, 3). Один православный священник, отец Сергей Шевченко, сообщил, что приходские священники в Ивановской области России получили от архиепископа Амвросия указание собрать подписи в поддержку закона (там же). Когда отец Шевченко высказал оговорки по поводу отсутствия текста закона, ему было сказано «не вмешиваться» в этот вопрос (там же). Когда архиепископ обнаружил, что отец Шевченко подал статью о случившемся в местную газету, он был уволен из своей епархии (там же).

28 или 29 сентября 1997 г. российская милиция захватила украинский православный Богоявленский собор, расположенный в Ногинске, примерно в 80 км к востоку от Москвы ( Украина Молода 1 октября 1997 г.; Интерфакс 3 октября 1997 г.; УПИ 7 октября 1997 г.). Также были захвачены духовный колледж, лицей, женский монастырь и резиденция архиепископа Адриана (там же; Украина Молода 1 окт. 1997). Адриан утверждал, что полиция проклинала, избивала и оскорбляла его и его последователей во время выселения, обвинение «категорически отвергнуто» начальником полиции Ногинска (AP Worldstream, 30 сентября, 19). 97; The Moscow Times 11 октября 1997 г.). По словам должностных лиц Русской православной церкви, инцидент был простым имущественным спором, а полиция просто исполняла решение суда о возврате Адрианом имущества, которое он взял, когда порвал с Московским Патриархатом и присоединился к Украинской Православной Церкви в 1993 году (там же; там же). , 14 октября 1997 г.). Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата, не признанная Москвой, но поддерживаемая украинским правительством, является одной из трех несогласных православных церквей, конкурирующих с Московским Патриархатом в Украине (там же; там же, 11 окт. 19 г.).97; Интерфакс, 3 окт. 1997 г.), а Ногинск является крупнейшим из примерно 20 его церквей в России ( The Baltimore Sun 8 окт. 1997 г.). The Moscow Times сообщает, что, строго говоря, закон о религии не должен иметь никакого отношения к Ногинскому спору (11 октября 1997 г.). Российское законодательство «не дает четкого ответа, что происходит с церковным имуществом при расколе между приходом и церковной иерархией» (там же, 14 окт. 1997 г.), а закон о религии не разрешает изъятие имущества у отколовшихся приходов (там же, 11 окт. 1997). Некоторые наблюдатели отмечают, что новый закон придал смелости местным властям использовать деспотичные средства для разрешения спора в пользу Русской православной церкви (там же, 14 октября 1997 г.; там же, 11 октября 1997 г.; AP Worldstream, 30 сентября 1997 г.; Информационное Агентство Эхо Москвы н.д.). Согласно сообщениям «Литуратурной газеты» и The Moscow Times , случаи бюрократического преследования религиозных меньшинств участились после принятия закона (15 октября 19 г.).97; 14 октября 1997 г.).

30 сентября 1997 г. Евангелическо-лютеранская миссия в сибирском городе Туим Республики Хакасия получила официальное письмо о том, что ее регистрация аннулирована в соответствии с новым законом ( The Boston Globe 8 Oct. 1997; Prayer и похвалы № 5 1997 г.). Сообщается, что это действие потребует от миссии закрыть свои образовательные программы для молодежи, группы по изучению Библии для взрослых и программу помощи бедным ( The Boston Globe , 8 октября 1997 г. ).

Общие сведения о группах религиозных меньшинств и их членах можно найти в следующих ответах на информационные запросы: RUS10977 от 3 июня 1992 г. об обращении с мормонами; RUS12462 от 9 декабря 1992 г. о положении евангелистов; RUS17793.E от 29 июня 1994 г. о обращении группы «Вера спасет мир»; RUS22986.E от 26 марта 1996 г., в котором частично обсуждается положение отколовшихся от Русской Православной Церкви приходов; и RUS27254.E от 23 июля 19 г.97 о положении баптистов. Приложение The Moscow Times от 18 июля 1997 г. содержит дополнительную информацию об обращении с мормонами в России. См. приложение к номеру «Российской газеты» от 1 октября 1997 г., где приведен полный перевод закона о религии на английский язык. Дополнительную информацию о законе и анализе его последствий для прав человека в России можно найти в остальных приложениях.

Этот ответ был подготовлен после изучения общедоступной информации, доступной в настоящее время для Управления исследований в условиях ограниченного времени. Этот ответ не является и не претендует на то, чтобы быть окончательным в отношении обоснованности любого конкретного заявления о предоставлении статуса беженца или убежища.

Каталожные номера

Agence France Presse (AFP). 26 сентября 1997 г. «Ельцин подписывает противоречивый закон о религии». (НЕКСИС)

AP Worldstream. 30 сентября 1997 г. Стив Гаттерман. «Украинская церковь во вторник заявила, что полиция захватила ее собор…» (NEXIS)

Балтимор Сан . 8 октября 1997 г. Окончательное издание. «Украина протестует против захвата церкви; русские отобрали собор у прокиевских церковников». (НЕКСИС)

The Boston Globe. 8 октября 1997 г. Городское издание. Давид Филипов. «Новый российский закон, ограничивающий религию, вызывает протесты и страх». (НЕКСИС)

_____. 27 сентября 1997 г. Городское издание. Давид Филипов. «Ельцин подписывает закон, ограничивающий некоторые религии; критики говорят о нарушении Конституции». (НЕКСИС)

Бостон Геральд . 15 октября 1997 г. Дон Федер. «OP-ED: казаки снова в седле». (НЕКСИС)

Граница [Оксфорд, Великобритания]. № 5 1997. «Кратко о новостях: Россия».

_____. № 4 1997. «От нашего московского корреспондента: Совет по делам религий вернуться?»

Хьюман Райтс Вотч (HRW). 8 июля 1997 г. «Российская Федерация. Возвращение к ограничительному законодательству?» [Интернет] [По состоянию на 11 июля 1997 г.]

Информационное агентство «Эхо Москвы». нд «Россия: российский религиозный закон назван« нарушением »конституции». (ФБИС-СОВ-97-272 29 сент. 1997/WNC) [По состоянию на 30 октября 1997 г.]

Интер Пресс Служба (ИПС). 13 октября 1997 г. Сергей Благов. «Россия: новый религиозный закон подвергся критике дома и за рубежом». (НЕКСИС)

Интерфакс [Москва, на английском языке]. 7 октября 1997 г. «Украина: Киев призывает вернуть Ногинский храм из России». (FBIS-SOV-97-280, 7 октября 1997 г. / WNC) [По состоянию на 4 ноября 1997 г. ]

_____. 3 октября 1997 г. «Россия: Посольство России в Киеве протестует против пикета церковных активистов». (ФБИС-СОВ-97-276 3 19 окт.97/WNC) [По состоянию на 4 ноября 1997 г.]

ИТАР-ТАСС [Москва, на английском языке]. 25 сентября 1997. Наталья Паньшина. «Россия: новый закон о религии прошел через Совет Федерации». (FBIS-SOV-97-268, 25 сентября 1997 г. / WNC) [По состоянию на 30 октября 1997 г.]

Литуратурная газета [Москва, на русском языке]. 15 октября 1997. Олег Мороз. «Россия: ожидается« преследование »от закона о религии». (FBIS-SOV-97-296, 23 октября 1997 г. / WNC) [По состоянию на 30 октября 1997 г.]

Новости Москвы . 2 октября 1997. Александр Солдатов. «Осень Патриарха». (НЕКСИС)

The Moscow Times . 14 октября 1997 г. «Закон побуждает государство встать на сторону церкви». (НЕКСИС)

_____. 11 октября 1997 г. Дэвид МакХью. «Битва архиереев в Ногинске». (НЕКСИС)

_____. 6 сентября 1997 г. Андрей Золотов-младший. «Ельцин пытается удовлетворить всех законопроектом о религии». (НЕКСИС)

Московские новости [Москва, на русском языке]. 28 сентября-5 октября 1997. № 39. Александр Солдатов. «Закон после преобразования». ( Текущий дайджест постсоветской прессы 29 окт. 1997/NEXIS)

Нью-Йорк Таймс . 27 сентября 1997 г. Поздний выпускFinal. Майкл Р. Гордон. «Раздражение США: Ельцин подписывает закон о защите Православной церкви». (НЕКСИС)

Гражданин Оттавы . 20 сентября 1997 г. Окончательное издание. Колин МакМахон. «Россия ограничивает свободу вероисповедания: парламент и Православная церковь хотят сдержать поток иностранных церквей». (НЕКСИС)

Prayer & Praise [Оксфорд, Великобритания]. № 5 1997. «Россия».

Новостная лента РСЕ/РС. 25 сентября 1997 г. Том. 1, № 125. Пол Гобл. «Опасное новое православие». [Интернет]

Украина Молодая [Киев, на укр.]. 1 октября 1997 г. «Украина: Kiev Daily сожалеет о захвате украинской церкви в России». (FBIS-SOV-97-276, 3 октября 1997 г. / WNC) [По состоянию на 30 октября 1997 г.]

The United Press International (UPI). 7 октября 1997. Цикл до н.э. «Украина протестует против захвата церкви». (НЕКСИС)

The Washington Post . 2 ноября 1997 г. Лоуренс А. Уззелл. «Демонстрация недобросовестности: за предательством Ельциным религиозной свободы». [Интернет] [Доступ 4 ноября 1997 г.]

_____. 20 сентября 1997 г. Окончательное издание. Дэвид Хоффман. «Российские законодатели могут возродить законопроект об ограничении религии: Ельцин наложил вето на более раннюю версию, но может подписать на этот раз». (НЕКСИС)

Вашингтон Таймс . 15 сентября 1997 г. Окончательное издание. Ариэль Коэн. «Попрание религиозной свободы». (НЕКСИС)

Вложения

The Boston Globe . 27 сентября 1997 г. Городское издание. Давид Филипов. «Ельцин подписывает закон, ограничивающий некоторые религии; критики говорят о нарушении Конституции». (НЕКСИС)

Хьюман Райтс Вотч (HRW). 8 июля 1997 г. «Российская Федерация. Возвращение к ограничительному законодательству?» [Интернет] [По состоянию на 11 июля 1997 г.]

Интер Пресс Служба (ИПС). 13 октября 1997. Сергей Благов. «Россия: новый религиозный закон подвергся критике дома и за рубежом». (НЕКСИС)

Литуратурная газета [Москва, на русском языке]. 15 октября 1997. Олег Мороз. «Россия: ожидается« преследование »от закона о религии». (FBIS-SOV-97-296, 23 октября 1997 г. / WNC) [По состоянию на 30 октября 1997 г.]

Новости Москвы . 2 октября 1997. Александр Солдатов. «Осень Патриарха». (НЕКСИС)

The Moscow Times . 6 сентября 1997 г. Андрей Золотов-младший. «Ельцин пытается удовлетворить всех законопроектом о религии». (НЕКСИС)

_____. 18 июля 1997. Андрей Золонтов. «Миссионеры молятся против законопроекта о религии». (НЕКСИС)

Московские новости [Москва, на русском языке]. 28 сентября — 5 октября 1997 г. № 39. Александр Солдатов. «Закон после преобразования». ( Текущий дайджест постсоветской прессы 29 окт. 1997/NEXIS)

Нью-Йорк Таймс . 27 сентября 1997 г. Поздний выпускFinal. Майкл Р. Гордон. «Раздражение США: Ельцин подписывает закон о защите Православной церкви». (НЕКСИС)

Гражданин Оттавы . 20 сентября 1997 г. Окончательное издание. Колин МакМахон. «Россия ограничивает свободу вероисповедания: парламент и Православная церковь хотят сдержать поток иностранных церквей». (НЕКСИС)

Новостная лента РСЕ/РС. 25 сентября 1997 г. Том. 1, № 125. Пол Гобл. «Опасное новое православие». [Интернет]

Российская газета [Москва, на русском языке]. 1 октября 1997 г. «Россия: Федеральный закон РФ о свободе вероисповедания». (ФБИС-СОВ-97-282 9 окт. 1997/WNC) [По состоянию на 30 октября 1997 г.]

Сегодня [Москва, на русском языке]. 20 сентября 1997. Евгений Юрьев. «Дума и президент сошлись в богословском споре».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts