Священник алексей гомонов: Поиск высоты. Протоиерей Алексей Гомонов
Содержание
«От иконы святителя Луки сразу же начались чудеса» / Православие.Ru
Святитель
Лука при жизни своей лечил и тела людей (скальпелем
– как врач, хирург с мировым именем), и их души
(силой молитвы – как пастырь добрый). К помощи
святителя прибегают по сей день многие и многие
страждущие. И наша семья ощутила благотворное
заступничество святителя Луки.
О том, как и после преставления святой врач продолжает
исцелять людей, рассказывает протоиерей Алексий Гомонов
– настоятель московского храма Успения Пресвятой
Богородицы в Путинках, где хранится чудотворная икона
святителя Луки с частицей его мощей.
– Отец Алексий, судя по множеству даров на
иконе святителя Луки, очень многие получили исцеления. А
как эта икона появилась в вашем храме?
Мне икона не понравилась: это не Лука, фотографического
сходства не было.
– Лет 10–12 назад (точнее трудно вспомнить),
когда мы окормляли городскую клиническую больницу на
Страстном бульваре, среди больных был прооперированный
иконописец. Он мне сказал: «Вот выздоровею и напишу
вам икону, какую хотите». Я говорю: «Луку,
потому что у меня к ней есть частица мощей». Когда
он поправился и написал икону, приделал к ней мощи. Я
посмотрел, и мне икона не понравилась: это не Лука,
фотографического сходства не было. Он говорит: «Если
вам не нравится, оставьте ее мне, я вам напишу другую.
Принесите мне фотографию». Я принес. Видно было, что
очень непохоже. Вообще-то не принято иконы с мощами
«раздевать», то есть снимать мощи,
переписывать и переставлять мощи. Пока я внутри себя решал
этот вопрос, мы, конечно, икону выставили для поклонения.
Зачем ее прятать – ну, не похож и не похож. И сразу
же начались чудеса от этой иконы. Бесноватые не могли
подойти к ней. Но потом они успокаивались, помолившись и
приложившись к иконе. Другие чудеса начались. Народ
повалил. И тогда я подумал: «Стоит ли ее
переписывать? Пусть будет так, как есть».
– А почему во время молебна святителю Луке
есть прошения и к другим святым?
– Сначала мы молились святому целителю Пантелеимону.
Его икона у нас тоже с мощами. Потом сделали сложный
молебен – Пантелеимону и Луке, потом еще сложнее
– такой соединенный большой молебен этим двум святым
врачам, а также Серафиму Саровскому, Киприану и Иустине,
Тихону Задонскому и святой преподобномученице Елисавете
Феодоровне. Потом народ всё больше и больше стал просить
особо выделить святителя Луку, и хотя в этом молебне
собрано много прошений разным святым (в том числе об
исцелении от пьянства, наркомании и других страстей),
все-таки выделили Луку тем, что сердцевиной молебна стал
акафист ему. Чудеса продолжаются всякие.
– Вы их записываете?
Святитель Лука уникален тем, что пробуждает в людях
святое, жажду духовной жизни.
–
Нет, некогда. Да все уже и не вспомнить. Только
отдельные какие-то эпизоды. Главное то, что люди,
которые приходят к святителю Луке, потом начинают
исповедоваться, причащаться, понимают, что болезнь
– это один маленький эпизод в их жизни, хотя
порой непростой эпизод, который надо пережить,
правильно отнестись к нему. Всё равно нам –
больным и здоровым – придется однажды умереть.
Лечись не лечись, а умереть придется. И то, что с тобой
будет после смерти, – вот это проблемище. Слава
Богу, что, приходя на молебны Луке, люди не думают
исцелиться любой ценой, ведь Лука сотворил для них чудо
не для того, чтобы они исцелились и дальше беззаботно
побежали туда, где заработали эту болезнь. Святитель
Лука сочетает в своем лице врача и архиерея, целителя и
архипастыря. Молитва к нему влияет, конечно, на общее
духовное состояние человека. Как важно, чтобы люди,
прибегающие к небесным целителям, начинали духовную
жизнь, если они ее еще не начали, а если начали, чтобы
укрепились в духовной жизни. Многие бегают в храм к
Луке или Пантелеимону до чудесного исцеления, а о том,
чтобы исповедоваться и причащаться, то есть спасаться,
и не думают. Всё это вне поля их внимания. Святитель
Лука уникален тем, что пробуждает в людях святое, жажду
духовной жизни. Сначала я удивлялся: почему молитва
к архиепископу-врачу не медицинская, а совсем о
другом. В ней мы просим Луку, чтобы по его молитвам
Христос утвердил нас во Святей Своей Православней
Церкви: «право верующия соблюдати, слабыя и
немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти,
противныя обличати» – и лишь потом просим:
«земли плодоносие, от глада и пагубы избавление,
скорбящим утешение, недугующим
исцеление, заблудшим на путь истины
возвращение, родителем благословение, чадом в страсе
Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь
и заступление». Заметьте – в длинной
молитве только одна маленькая просьбочка исцелить. А
потом понял, что это уникальный святой. Он не только
исцеляет тела, он еще и души исцеляет.
– И всё же люди сначала приходят, чтобы
исцелиться именно от телесных недугов?
– Разного рода чудеса происходят. Известны исцеления
с медицинскими фиксациями: «до» и
«после». Например, одной девочке из живота
вытащили опухоль весом в 10 килограмм: зацепили крючком
через диагностическое отверстие и вытянули как-то. Трудно
в это поверить, но это факт. Еще помню одну
женщину-инвалида. У нее была болезнь сосудов головного
мозга. После молебна святителю Луке ее рвало день и ночь.
Из нее выходила вся эта чернота. Она надолго заснула,
проснулась, и… с нее инвалидность сняли. Она умерла
в пожилом возрасте.
– Как священник вы отпевали сотни умерших
людей разного возраста. У вас, конечно, есть что сказать о
смерти.
Господь готовит нас к жизни вечной вот таким
страдальческим жизненным путем.
– Грустно говорить о смерти. Надо думать о том, что
будет после смерти. Всех Господь обещал оживить. Мне
раньше казалось, что взрослые люди уже устали жить и не
хотят так жадно жить, как молодые. Но потом, став
священником, наблюдал, с какой неохотой умирают пожилые,
старые, даже очень старые люди. Если бы не болезни, они бы
еще жили и жили. Это стремление жить вечно заложено Богом
в нашей генетике – Адамовской и Евинской. После
грехопадения Адама и Евы теперь вместо радостей мы
получаем с детства жизнь, полную скорбей и болезней. Мы
знаем, за что страдают взрослые, – за грехи. А вот
страдания детей порой невыносимы, хотя у них, собственно,
грехов-то и нет. Они болеют за нас. Господь готовит нас к
жизни вечной вот таким страдальческим жизненным путем, что
даже младенцы вынуждены страдать за грехи родителей. В
общем, все мы страдаем, а жить хочется долго, а лучше
вечно. Но Господь, когда изгонял из рая Адама и Еву,
обещал, что придет на помощь, что обязательно поможет им
вернуться в рай. И уже помог ветхому Адаму и Еве выйти из
ада. Все болезни, все невзгоды как намек на вечные
невзгоды и муки человек получил за свое падение перед
Богом. После таинства крещения все становятся святыми, но
вновь идут туда, где грех, – сопротивление Богу,
всяческое осквернение, потому опять страдания, хоть и
искуплены Господом нашим Иисусом Христом. Многие говорят:
«Всё нам нипочем», не думая, что на том свете
муки страшнее земных отечественных войн, страшнее
фашистских концлагерей, потому что там люди через трубу
выходили после сожжения как мученики. На том свете никуда
не уйдешь. Если в парной мы 10 минут еле-еле можем
выдержать при ста градусах, то там – придется
страдать вечно и не при ста градусах. Приходится нам здесь
терпеть, страдать, что нам тяжело.
Господь так устроил, что страдания, болезни и тяготы
земные человека совершенствуют, человека очищают, а как же
иначе? Вот герой, победитель заболел, и вот он дряхлый,
еле ползает. Куда испарилось из его души геройское,
легковесное, где его неверие, где его уверенность в себе?
Всё испробовав, убедившись, что ничто не избавило его от
старости, болезни, слабости и прочих невзгод, теперь он
прислушивается к слову Божиему, примеряет на себя, находит
для себя много полезного. Потихонечку воцерковляется под
напором трудных обстоятельств, страданий и несчастий.
Господь и здесь приходит на помощь, говоря: «Без
болезней нельзя, без страданий нельзя…» Но Он
посылает наших помощников: целителя Пантелеимона,
святителя Луку, которого называют русским Пантелеимоном,
Сергия Радонежского, Серафима Саровского,
преподобномучениц Елисавету и Варвару и прочих святых.
Много друзей посылает нам Господь. Святые не капризные, не
заставляют себя долго ждать. Лишь только Господь им даст
отмашку: «Давай – помогай», они сразу же
устремляются помогать несчастным.
Нам хочется отделаться от страданий, от болезней. Хочется
радоваться: как я исхитрился, другие страдают, а я пришел
и получил полное освобождение от болезней без операций,
без противных долгих методов лечения! Как мне повезло! А
повезло ли тебе? В болезнях как раз человек становится
тише, спокойнее, больше прислушивается к Богу.
– Многие очень сильно хотят исцелиться и
говорят: «Я святителю Луке буду
благодарен».
Страдания и благодать Божия не только омолодили ее лет
на двадцать – почти сразу же после кончины
разрешились многие проблемы в ее семье.
– Надо Богу быть благодарным. Святитель Лука Божией
силой, Божиими страданиями получил благодать помогать
людям. Господь наш Иисус Христос – причина появления
святых на этом свете и их помощи. Была Люба такая, у нее
был рак. Она долго пыталась вылечиться, а потом говорит:
«Надоело мне цепляться за жизнь: пить водку с
растительным маслом, голодать, мазаться чем-то. Ничего не
помогает. Причащайте меня почаще. Ладно?» Я говорю:
«Ладно». И мы с одним батюшкой причащали ее
каждую неделю в ее квартирке довольно долго. Ей было тогда
40 с лишним лет. И вот на похоронах те, кто не видели ее
последние несколько месяцев до смерти, не узнали Любу.
Страдания и благодать Божия не только выбелили и омолодили
ее лет на двадцать, почти сразу же после кончины
разрешились многие непростые проблемы в ее семье. Видимо,
Люба угодила Богу и имеет возможность молиться теперь там.
– То есть чудеса после молебнов святителю
Луки не всегда связаны с исцелениями?
– Много иных чудес было. Кто-то не исцелился от
болезней телесных, но зато исцелился душой и угодил Богу,
получив продолжение жизни за гробом в вечности, как в
случае с Любой.
Прихожанин — Формула счастья
Алексей Ордынский
Молодежный клуб Святых Петра и Февронии существует при храме Успения Божией Матери в Путинках уже 8 лет. Одно из его направлений – помощь желающим вступить в брак. За это время здесь было создано более ста семейных пар. Хотя настоятель храма протоиерей Алексей Гомонов говорит, что цель клуба не сводить людей, а создать новую атмосферу общения, чтобы они забыли об одиночестве и нашли близких по духу друзей.
Под лежачий камень вода не течет
Такая же теплая и душевная атмосфера царила и в минувший вечер в саду «Эрмитаж», где Молодежный клуб во главе со своим президентом Екатериной Громовой уже шестой раз в День святых благоверных Петра и Февронии проводил ежегодный праздничный концерт. Как и воскресные чаепития, паломнические поездки, социальное служение, бальные танцы, концерт состоялся после молебна в храме Успения Божией Матери в Путинках, на который собралось больше тысячи человек. И стал еще одним поводом встретить будущего избранника. Хотя не у всех и не сразу это получается.
Марине 27 лет (имена изменены), по профессии она бухгалтер. На молебны в Путинки она приходит уже три года, хотя и нерегулярно. В клуб она пришла, потому что ищет православного, воцерковленного супруга. К слову, это главный приоритет всех, кого вы здесь встретите независимо от возраста. В поиске Марины был момент, когда ей казалось, что она уже схватила «удачу за хвост» – познакомилась с молодым человеком. Какое-то время они встречались, но, когда встал вопрос о замужестве, его духовник жениться на Марине не благословил. «Я не сильно расстроилась, – говорит девушка, – потому что хочу, чтобы все было по воле Божией. Господь мне покажет моего избранника. Я даже допускаю, что он мне не сразу понравится (Марина девушка видная и, наверное, может выбирать), но в этом случае буду молиться, и все будет хорошо».
У Вадима другая проблема. Ему 32 года, он финансист, но на личную жизнь времени почти нет. В подмосковном храме, где он окормляется, найти пару ему не удается. Пробовал знакомиться на православных сайтах знакомств, даже с кем-то встречался, однако то он не нравился, то его что-то не устраивало. «У меня сложилось впечатление, что на сайт приходят люди, не уверенные в себе, инфантильные, с комплексами, и все в итоге тонет в болтовне. Потому что общаться вживую – трудно. Здесь от тебя уже требуется проявить твои личные качества, показать, что ты сам или сама из себя представляешь, – делится Вадим наблюдениями. – Поэтому я и прихожу, хоть не часто, сюда на молебны уже два года».
Поговорите с другими людьми, и вы услышите похожие истории. В чем же секрет, что одни находят, а другие еще нет? Отец Алексей Гомонов, психологи и те, кто обрел свое семейное счастье, отвечают на этот вопрос по-разному, но суть сводится к одному: под лежачий камень вода не течет.
«Имею» делить на «хочу»
В этот летний вечер в сад «Эрмитаж» пришло много семейных пар. Одна из них Сергей и Татьяна. Сергей – бизнес-тренер в солидной корпорации, Татьяна – логист. По мнению Сергея, который, как и его будущая супруга, посещал молебны в Путинках, все дело в отсутствии решительности у мужчин и женщин. К слову, Сергею с Татьяной суждено было встретиться не на молебне или после него, а на вечере для православной молодежи в Доме отдыха, который организовали несколько приходов.
«Принцип: мужчина должен первым проявить инициативу, – увы, не всегда работает, – говорит Сергей. – Корректно проявить инициативу может и девушка. Например, понравился тебе кто-то – сядь рядом с ним, найди повод заговорить, попроси чай налить, расспроси о чем-то интересном. Тем более, что клуб предлагает такой широкий спектр взаимных интересов. Если видишь, что он смущается, мямлит что-то невпопад, возможно, ты ему нравишься. Может быть, это и есть твое семейное счастье, которому нужно немного помочь раскрыться. А вообще, если в целом говорить, формула счастья простая: СЧАСТЬЕ = ИМЕЮ/ХОЧУ («ИМЕЮ» РАЗДЕЛИТЬ НА «ХОЧУ»). Числитель в этой формуле должен быть всегда больше знаменателя. А если меньше – свое «хочу» надо немного умерить».
Может быть, не нужно превращать поиск любимого человека в самоцель, а сначала постараться обрести счастье и радость в своей душе, размышляет Евгений. Он тоже в этот вечер пришел в «Эрмитаж» со своей супругой и маленькими детьми. «Найти свою «заводь», где тебе хорошо, душевно комфортно, где тебя окружают близкие по духу и интересам люди, найти способы обрести в душе благодать, – говорит он. – А если что-то не получается, следовать известному принципу: не можешь изменить этот мир – изменись сам». Он убежден, что в этом могут помочь паломнические поездки, которые развивают каждого из нас, помогая взглянуть на жизнь с разных сторон. Евгений познакомился с будущей супругой в поездке в Дивеево, также организованной клубом во имя свв. Петра и Февронии. Ухаживал за Надеждой четыре года: «Мы оба вспыльчивые, эмоциональные, и каждому пришлось немало потрудиться над собой, прежде чем Надя согласилась стать моей женой. Мы и расставались, и снова сходились. А теперь у нас двое детей. И этот брак (а он второй у меня) я рассматриваю как совместный труд, путь к самосовершенствованию».
История успеха
Наш рассказ был бы неполным, если бы мы не привели здесь «историю успеха», в чем-то обычную, но по своему и уникальную, в которой, как в капле воды, отражается все, о чем было сказано выше. Итак, знакомьтесь: Ирина и Андрей.
До свадьбы они общались полтора года; как все у них сложилось, рассказывает Ирина.
«О клубе первый раз я узнала от своей подруги, которая пригласила меня на бал-мастер-класс, проводившийся в День семьи и верности. Тогда еще он проходил в помещении маленького кинотеатра. Там я встретила президента клуба Екатерину Громову, она рассказала о клубе и занятиях танцами и хореографией. Спустя год (я много училась) у меня появилась возможность ходить и на воскресные молебны, хотя нерегулярно. После них я часто оставалась на чаепития и танцы. Для организации чаепитий всегда требуется помощь, и я по возможности стала помогать. Именно на чаепитии я и встретилась с моим будущим мужем. Он тоже иногда приходил на молебны, ему рассказали о них друзья из другой молодежной организации – «Молодая Русь».
В день нашего знакомства я на молебен не пошла, а осталась помогать в организации чаепития: накрывать на столы, нарезать фрукты, овощи. Когда молебен закончился и все стали рассаживаться за столы, вокруг одного из чайников (самоваров) собралось несколько людей, которые о чем-то громко разговаривали. Оказалось, нет стаканчиков. Зная, где они находятся, я быстро их принесла и отдала молодым людям. Но почему-то расходиться они не собирались – никак не могли выбрать, куда им присесть. Поскольку чаепитие уже началось и Катя стала что-то интересное рассказывать со сцены, я попросила молодых людей сесть хоть куда-нибудь. Одному из них я предложила сеть на ближайшее свободное место (как оказалось, за мой стол).
А Катя рассказывала о замечательной поездке в Муром к свв. Петру и Февронии. Чтобы поддержать разговор за столом, я спросила, хотел бы кто-нибудь поехать туда, и, как оказалось, наш новый гость именно туда и собрался с клубом. Так я познакомилась с Андреем. Проговорив весь вечер о поездках по святым местам, мы пошли на танцы. Потом я рассказала о проводимых занятиях по будням вечером, сказала, что хожу на них, но, к сожалению, там очень мало кавалеров. Андрей ответил, что тоже хотел бы туда прийти, договорились о следующей встрече на занятиях в будни. Но все отменилось – этот день был накануне церковного праздника. Но не отменять же встречу! И отправились на вечернюю службу в Сретенский монастырь. Потом мы вместе приходили на несколько занятий танцами, хотя из-за работы не всегда удавалось на них попасть. В свободные вечера мы гуляли по центру Москвы, и Андрей с большим интересом рассказывал о церквях и монастырях, мимо которых мы проходили, о житиях святых, об истории Москвы и России.
В проектах клуба мы участвовали совсем немного: только ходили на молебны, иногда на танцы, ездили в поездку в Годеново. Но было два замечательных «проекта», которые очень помогли узнать друг друга. Это волонтерская помощь.
Ведь все другое, в основном, направлено на развлечение, отдых, а для семейной жизни очень важно узнать человека не в легкие и радостные минуты, а когда нужна помощь, поддержка и забота. Первый раз мы были волонтерами в Храме Христа Спасителя, когда привозили Дары волхвов. Работа была не самая сложная, но все время с людьми (а их было очень-очень много), даже не было времени присесть. Андрей все время оказывал кому-то поддержку – то подменит, то принесет воды. Да и запасся обедом и горячим чаем с печеньем и конфетами.
Вторая волонтерская поездка была в Сергиев Посад на два дня. Андрей тоже помогал и с теплотой заботился обо мне. А через пару недель он сделал мне предложение. Наверное, для него эта поездка тоже что-то прояснила. В январе этого года мы расписались и повенчались в храме, куда ходил Андрей. На нашу свадьбу, к нашей радости, смог прийти и учитель по танцам из клуба и провел у нас мастер-класс. Кстати, и наш первый танец он нам помог поставить.
Сложный вопрос – искала ли я себе супруга. Конечно, как и любой девушке, мне хотелось выйти замуж, создать семью. Но времени не было: заканчивала то один институт, то второй. А в клуб ходила, скорее, не чтобы найти, а чтобы помолиться на молебнах свв. Петру и Февронии (после них на душе становится очень тепло и радостно), помочь в каком-то деле (на чаепитиях), просто пообщаться и потанцевать.
Конечно, и у меня были моменты грусти. Но я утешала себя, во-первых, тем, что Господь все устроит наилучшим образом – надо только молиться, довериться Ему и не спешить. Всему свое время. Когда девушка учится, а еще и работает, то заботиться и о муже – очень трудно. Поэтому Господь и не дает нам просимого. Знает, что нам это будет не под силу, бережет нас.
А, во-вторых, нужно ценить то время, то состояние, ту жизнь, которая есть у тебя сейчас. У незамужней девушки есть масса интереснейших возможностей, – например, вкусно готовить, освоить английский, научиться танцевать или играть в баскетбол, посетить много мест, сделать много добрых дел. Я думаю, этот период дан девушке, чтобы она набрала багаж знаний и умений для будущей семейной жизни, ведь потом у нее не будет на это времени. Чтобы не впадать в уныние или грусть, нужно научиться занимать себя, найти дело по душе. Печаль и тоска появляются тогда, когда человеку скучно с самим собой, но ведь замужество не поможет в этом. Внутреннюю пустоту оно не заполнит. Если тоскливо сейчас, замужем ничего не изменится. Поэтому надо стараться научиться тому, чтобы было интересно с самим собой, тогда и людям с тобой будет интересно, люди потянутся к тебе, а возможно, и тот единственный, о ком ты думаешь и кого ты ждешь».
Перефразируя Льва Толстого, можно сказать: «Все, кто не нашел семейное счастье, похожи друг на друга. Но каждый, кто ищет, делает это по-своему». После воскресного молебна свв. Петру и Февронии настоятель Успенского храма отец Алексий всегда говорит проповедь. По отзывам тех, кто постоянно ходит в храм, в этих проповедях священник отвечает на многие вопросы, которые хотели бы задать ему прихожане. Но лейтмотив у них всегда один: нужно быть готовым к встрече с любимым человеком, но удержать свое семейное счастье трудней, чем найти.
Фото: Алексей Ордынский
Добавить комментарий
Справочник духовенства | Патриаршие приходы в США
|
Предстоятель Православной Церкви в Америке возглавил престольные праздники Свято-Николаевского Патриаршего собора
В среду, 19 декабря, в праздник святителя Николая Чудотворца, Божественную литургию на престольный праздник Свято-Николаевского Патриаршего собора в г. Нью-Йорке возглавил Предстоятель Православной Церкви в Америке Блаженнейший Митрополит всея Америки Тихон и Канада. Блаженнейшему сослужил временно исполняющий обязанности Управляющего Патриаршими приходами в США епископ Сурожский Матфей.
Архиереям сослужили:
- Протоиерей Игорь Тарасов (управляющий Патриаршими приходами в США)
- Протоиерей Александр Голубов (соборный клирик)
- Протоиерей Георгий Конев (настоятель Трехсвятительского храма гор. Гарфилд, шт. Нью-Джерси)
- Протоиерей Николай Бабитьчук (настоятель храма Всех Святых Российских в гор. Пайн-Буш, Н.Й.)
- Протоиерей Иоанн Бер (клирик Свято-Владимирской семинарии в Крествуде, шт. Н.Й.)
- Протоиерей Андрей Соммер (настоятель Знаменского Синодального собора г. Нью-Йорка)
- Протоиерей Эрик Този (секретарь Православной Церкви в Америке)
- Протоиерей Ярослав Лутошкин, игумен Никодим (Балясников) и иерей Родион Шамазов; клирики собора)
- Протоиерей Алексей Бочарников (настоятель Свято-Николаевского храма в г. Честере, Пенсильвания)
- Священник Дмитрий Недоступенко (секретарь Сурожской епархии)
- Протодиакон Иосиф Матусяк (секретарь митрополита)
- Диаконы Алексей Голубов, Иоанн Петров и Юлиан Рябцевы (соборные клирики)
- Диакон Николай ДеГрааф (клирик Трехсвятительского храма гор. Гарфилд, шт. Нью-Джерси)
На Великой ектении были прочитаны прошения о единстве Православной Церкви и мире на Украине.
За Литургией епископ Матфей рукоположил новых клириков Патриарших приходов в США: диакона Николая ДеГраафа в сан иеромонаха и иподиакона Михаила Сидоречева (клирик Свято-Николаевского храма в Честере) во диакона.
После Причащения был отслужен краткий молебен перед иконой покровителя собора.
Затем епископ Матфей поприветствовал митрополита Тихона, поблагодарив его за молитвы за Литургией. В ознаменование своего визита епископ Матфей подарил Предстоятелю Православной Церкви в Америке нефритовые четки.
Затем Блаженнейший Блаженнейший поприветствовал сослужащих духовенство и верующих, попросив епископа Матфея передать слова благодарности Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за неизменное братское внимание к Православной Церкви в Америке, а также за его поддержку.