Святая устинья: Канон священномученику Киприану и мученице Иустине

Разное

Канон священномученику Киприану и мученице Иустине

глас 4

Песнь 1

Ирмос: Моря черм­ную пучину/ невлаж­ны­ми стопами/ древ­ний пеше­ше­ство­вав Израиль,/ кре­сто­об­раз­ны­ма Мои­сео­вы­ма рукама/ Ама­ли­ко­ву силу в пусты­ни побе­дил есть.

При­пев: Свя­щен­но­му­че­ни­че Кипри­ане и муче­ни­це Иусти­но, моли­те Бога о нас.

С Пре­мир­ны­ми чин­ми ныне водво­ря­я­ся, о свя­щен­ная и Боже­ствен­ная главо,/ с Небе­се при­з­ри на бла­го­чест­но пою­щия тя/ и тво­и­ми молит­ва­ми сохраняй.

Во мра­це неве­де­ния, пре­по­добне, люте одержим/ и душе­губ­ны­ми страстьми пло­ти невоз­дер­жа­ни­ем ты разжигаем,/ пре­ло­же­ние пре­слав­но обрел еси вне­за­пу, всеблаженне.

Сла­ва: Губи­те­лей убо на седа­ли­щи преж­де, отче, седел еси/ и на седа­ли­щи пре­сви­те­ров паки Хри­ста про­сла­вил еси,/ изме­ни­вся явлен­но Вла­дыч­нею Боже­ствен­ною благодатию.

И ныне: Дева по рож­де­стве пре­бы­ла еси:/ Сама­го бо рожд­ши Твор­ца всех и Господа,/ необыч­но и стран­но нам явль­ша­ся телом,/ Бого­ро­ди­тель­ни­це Мати Приснодево.

Песнь 3

Ирмос: Весе­лит­ся о Тебе Цер­ковь Твоя, Хри­сте, зовущи:/ Ты моя кре­пость, Господи,/ и при­бе­жи­ще, и утверждение.

При­пев: Свя­щен­но­му­че­ни­че Кипри­ане и муче­ни­це Иусти­но, моли­те Бога о нас.

Яко Павел, ко Христу/ душев­ную любовь пре­ло­жив, Кипри­ане всемудре,/ того уче­ник был еси.

Обру­ча­ет ти Христос,/ вме­сто риз страст­ных оде­я­ние сла­вы даруя/ и воз­рож­де­ния одежду.

Сла­ва: Поуст­ник пост­ни­че­ский преж­де бывый терпелив,/ послеж­де, Кипри­ане всехвальне,/ сви­де­тель Исти­ны был еси.

И ныне: Гос­по­дь­ствен­но и истин­но Тя, Бого­ро­ди­цу, вер­нии почитаем,/ Ты бо Бога роди­ла еси,/ плоть быв­ша, Всенепорочная.

Гос­по­ди, поми­луй, три­жды.

Седален, глас 8. Подобен: Премудрости:

Нака­зан в пре­ле­сти прилежно,/ яко Павел, зван бысть с Небесе,/ Кре­стом настав­ля­ем к све­ту знания,/ чест­ныя бо девы любо­вию разжигаем,/ тоя ради соче­тал­ся еси Зижди­те­лю человеков. / Тем обли­чив немощь вражию,/ с нею спо­до­бил­ся еси лику мучеников,/ Кипри­ане, архи­ере­ев удобрение,/ моли Хри­ста Бога гре­хов остав­ле­ние подати/ честву­ю­щим любо­вию свя­тую память твою.

Сла­ва, и ныне, Бого­ро­ди­чен: В напа­сти мно­го­пле­тен­ныя впад/ от враг види­мых и невидимых,/ бурею одер­жим без­чис­лен­ных согре­ше­ний моих,/ и, яко к теп­ло­му заступ­ле­нию и покро­ву мое­му, Чистая,/ ко при­ста­ни­щу при­те­каю Тво­ея благости./ Тем­же, Пре­чи­стая, из Тебе Вопло­щен­но­му без семене/ моли­ся при­леж­но о всех рабех Твоих,/ непре­стан­но моля­щих Ти ся, Бого­ро­ди­це Пречистая,/ моля­щи Его прис­но согре­ше­ний остав­ле­ние даровати/ вос­пе­ва­ю­щим достой­но сла­ву Твою.

Песнь 4

Ирмос: Воз­не­се­на Тя видев­ши Цер­ковь на Кресте,/ Солн­це праведное,/ ста в чине своем,/ достой­но взывающи:/ сла­ва силе Тво­ей, Господи.

При­пев: Свя­щен­но­му­че­ни­че Кипри­ане и муче­ни­це Иусти­но, моли­те Бога о нас.

Возб­нув, Бого­гла­се, от неистов­ства перваго,/ демон­скую лесть и душет­лен­ную пре­лесть всю обли­чил еси и, раду­я­ся, взы­вал еси:/ сла­ва силе Тво­ей, Господи.

Доб­ле­ствен­но Иусти­на укрепляема/ и Чистую Деву и Обра­до­ван­ную зело молящи,/ сетей избе­же и коз­ней же вражиих.

Сла­ва: Укреп­ля­е­ма верою тво­е­го Жениха/ и Крест­ною силою одеяна,/ демо­ны неят­на, вопи­ю­щи, пре­бы­ла еси:/ сла­ва силе Тво­ей, Господи.

И ныне: Иже есте­ством сво­бо­ден сый,/ обра­зом раба обни­ща богат­ством бла­го­сти, Мати Приснодево,/ из Тебе по Ипо­ста­си все при­емь человечество.

Песнь 5

Ирмос: Ты, Гос­по­ди, мой свет,/ в мир при­шел еси./ Свет Свя­тый, обра­ща­яй из мрач­на неведения/ верою вос­пе­ва­ю­щих Тя.

При­пев: Свя­щен­но­му­че­ни­че Кипри­ане и муче­ни­це Иусти­но, моли­те Бога о нас.

Побор­ни­цу иму­щи яве Чистую Бого­ма­терь, обо­га­щ­ши­ся, Иустино,/ чест­ное дев­ство сохра­ни­ла еси невредно.

Оду­шев­лен­ный Хри­стов и крас­ней­ший образ,/ почтим Иустину,/ сокро­вен­ную доб­ро­ту и некра­до­мое возложение.

Сла­ва: Неве­ста Хри­сто­ва прис­ная и нескверная,/ стра­да­ни­ем и поще­ни­ем восприемши,/ пра­вед­но сугуб венец носит.

И ныне: Ум Ангель­ский и чело­ве­че­ский не может сказати/ неиз­ре­чен­на­го и пре­слав­на­го чуде­се Рож­де­ства Твоего,/ Всечистая.

Песнь 6

Ирмос: Пожру Ти со гла­сом хва­ле­ния, Господи,/ Цер­ковь вопи­ет Ти,/ от бесов­ския кро­ве очищшися,/ ради мило­сти от ребр Твоих/ истек­шею Кровию.

При­пев: Свя­щен­но­му­че­ни­че Кипри­ане и муче­ни­це Иусти­но, моли­те Бога о нас.

Зло­бы дна пре­ис­под­ня­го дошел еси,/ к край­ней­шей же паки доб­ро­де­те­ли, отче,/ воз­шел еси на высоту,/ пре­слав­но изме­ни­вся Боже­ствен­ным Крещением.

Был еси слу­жи­тель демо­нов первее,/ но Хри­стов Бого­яв­лен­ный уче­ник пока­зал­ся еси,/ прис­ною любо­вию жела­ние воз­лю­бив последнее.

Сла­ва: Мно­гия ты Вла­ды­це при­вел еси мученики,/ куп­лей вели­чай­шую являя,/ кро­вию малей­шею Цар­ство Небес­ное, Бого­муд­ре, купити.

И ныне: Рас­торг­ни моя пле­ни­цы согре­ше­ний, Бого­не­ве­сто, гре­хов­на­го закона,/ Жиз­ни зако­ном сво­бо­ду дарующи,/ Вла­ды­ку зако­на рождшая.

Гос­по­ди, поми­луй, три­жды. Сла­ва, и ныне:

Кондак, глас 1. Подобен: Лик Ангельский:

От худо­же­ства вол­шеб­на­го обра­ти­вся, Богомудре,/ к позна­нию Божественному,/ пока­зал­ся еси миру врач мудрейший,/ исце­ле­ния даруя честву­ю­щим тя, Кипри­ане со Иустиною:/ с нею­же моли­ся Чело­ве­ко­люб­цу Владыце/ спа­сти души наша.

Икос:

Целе­ний тво­их, свя­те, даро­ва­ния мне низпослав,/ и неду­гу­ю­щее мое серд­це гно­ем греховным/ молит­ва­ми тво­и­ми исцели,/ яко да сло­во пения от сквер­ных устен моих ныне при­не­су ти/ и вос­пою болез­ни твоя, яже пока­зал еси, священномучениче,/ пока­я­ни­ем доб­рым и бла­жен­ным и Богу приближающимся. / Того бо удер­жан рукою,/ напра­вил­ся еси, яко по лестви­це, к Небесным,/ непре­стан­но моля­ся спа­сти души наша.

Песнь 7

Ирмос: Спа­сый во огни Авра­ам­ския Твоя отроки/ и, хал­деи убив,/ яже прав­да пра­вед­но уловляше,/ пре­пе­тый Господи,/ Боже отец наших, бла­го­сло­вен еси.

При­пев: Свя­щен­но­му­че­ни­че Кипри­ане и муче­ни­це Иусти­но, моли­те Бога о нас.

На свя­щен­но­на­чаль­ство вшед,/ свя­щен­ней­ший образ свя­щен­но­на­чаль­ни­ком себе и пра­ви­ло явил еси, взывая:/ пре­пе­тый Гос­по­ди, Боже отец наших, бла­го­сло­вен еси.

Живо­на­чаль­ныя тебе дес­ни­цы истин­но изме­не­ние, отче, нашедшее,/ муд­ра тя сотво­ри Бого­ве­ща­те­ля, поюща:/ пре­пе­тый Гос­по­ди, Боже отец наших, бла­го­сло­вен еси.

Сла­ва: Ору­жие непо­бе­ди­мое нам на про­тив­на­го, бла­женне, ты явил­ся еси,/ того обли­чая лести, поющим:/ пре­пе­тый Гос­по­ди, Боже отец наших, бла­го­сло­вен еси.

И ныне: Небес­нии лицы и Пре­не­бес­нии собори/ пес­но­сло­вят из Тебе, Бого­ро­ди­це, Рож­ден­на­го, зовуще:/ пре­пе­тый Гос­по­ди, Боже отец наших, бла­го­сло­вен еси.

Песнь 8

Ирмос: Весе­ли­ся, Иеру­са­ли­ме, тор­же­ствуй­те, любя­щии Сиона:/ цар­ству­яй бо во веки, Гос­подь Сил прииде./ Да бла­го­го­ве­ет вся зем­ля от Лица Его/ и да вопиет:/ бла­го­сло­ви­те, вся дела Гос­под­ня, Господа.

При­пев: Свя­щен­но­му­че­ни­че Кипри­ане и муче­ни­це Иусти­но, моли­те Бога о нас.

Пре­муд­ро еллин­ския муд­ро­сти небре­гл еси, славне,/ апо­сто­лов же Боже­ствен­ное веща­ние, Духом бря­ца­е­мо, отче,/ и огнен­ны­ми язы­ки ясно изгла­ша­е­мо, вопи­ял еси:/ бла­го­сло­ви­те, вся дела Гос­под­ня, Господа.

Востекл еси на высо­кая и пре­мир­ная свет­ло селения,/ Хри­сту кро­вию, яко жерт­вою непо­роч­ною, при­но­сим, отче,/ зако­ле­ние живо, при­ят­но и бла­го­угод­но, воспевая:/ бла­го­сло­ви­те, вся дела Гос­под­ня, Господа.

Сла­ва: Побеж­да­е­ми от в тебе все­ль­ши­я­ся благодати,/ демон­стии пол­цы отго­ня­ют­ся и отбе­га­ют стра­сти неду­гу­ю­щих, Богомудре,/ вер­нии же Боже­ствен­на­го све­та насы­ща­ем­ся, вопиюще:/ бла­го­сло­ви­те, вся дела Гос­под­ня, Господа.

И ныне: Лику­ют со Ангель­ски­ми, Пре­чи­стая, сила­ми о Рож­де­стве Тво­ем, Богомати,/ и Бого­ро­ди­цу верою Тя именующии:/ Ты бо Вла­ды­ку и Изба­ви­те­ля нам роди­ла еси, Ему­же поем:/ бла­го­сло­ви­те, вся дела Гос­под­ня, Господа.

Песнь 9

Ирмос: Ева убо неду­гом преслушания/ клят­ву все­ли­ла есть,/ Ты же, Дево Богородице,/ Про­зя­бе­ни­ем чре­во­но­ше­ния миро­ви бла­го­сло­ве­ние про­цве­ла еси,/ тем Тя вси величаем.

При­пев: Свя­щен­но­му­че­ни­че Кипри­ане и муче­ни­це Иусти­но, моли­те Бога о нас.

Свы­ше нас, бла­го­чест­но пою­щих тя, нази­ра­е­ши Боже­ствен­ною благодатию,/ тво­и­ми молит­ва­ми, Бого­гла­голь­ни­че, и ору­жи­ем бла­го­во­ле­ния венчавая,/ мир и спа­се­ние даруй нам,/ яко свя­щен­но­на­чаль­ник божественнейший.

Тече­ние исце­ле­ний обиль­но персть твоя любя­щим тя воздает;/ тебе же, Кипри­ане, жены Бого­нос­ны яко Боже­ствен­но сокро­ви­ще приемлют/ и усерд­но явля­ют сокровеннаго,/ да вси тебе насладимся.

Сла­ва: Напра­ви­ти наше ко Хри­сту, пре­бо­га­те, шествие деянием,/ и Бого­угод­ным жити­ем, и чистей­шим очищением/ сущо Божию тихость умо­ли, яко иерарх сострадательнейший.

И ныне: Укре­пи нашу душев­ную немощь, Бого­ма­ти, силою Твоею,/ раз­ре­ши тяго­ту, Пре­свя­тая, нала­га­е­мую рабом Твоим,/ миру прав­ды Солн­це неска­зан­но возсиявшая.

Светилен. Подобен: Жены, услышите:

В волх­вах несо­суж­ден­на и еди­на­го пребольша,/ пре­мен­ша­го нрав и попа­лив­ша­го кни­ги, настав­ля­ю­щия ко прелести,/ и сви­де­тель­ства венец стран­но­леп­но приемшаго,/ Кипри­а­на похва­лим, стра­даль­цев зерцало.

Сла­ва, и ныне: Древ­ле боже­ства надеж­дею пре­льсти­вый мя злокозненный,/ плот­ным пред­ло­же­ни­ем пре­муд­рен­но паки пре­льща­ет­ся от Девы Возсиявшаго;/ и сице осуж­де­ние плот­ное пло­тию разрешися,/ смер­ти умертвившейся.

Священномученик Киприан, святая мученица Иустина и святой мученик Феоктист / Патриархия.ru

Священномученик Киприан, святая мученица Иустина и святой мученик Феоктист умерщвлены в Никомидии в 304 году.

Святой Киприан был язычник, родом из Антиохии. Еще в раннем детстве отдан был нечестивыми родителями в служение языческим богам. С семи лет до тридцати Киприан обучался в крупнейших центрах язычества — на горе Олимп, в городах Аргосе и Таврополе, в египетском городе Мемфисе и в Вавилоне. Постигнув премудрость языческой философии и чародейства, был посвящен на Олимпе в жрецы. Обретя великую силу призывания нечистых духов, видел самого князя тьмы, беседовал с ним и получил от него полк бесов в услужение.

Вернувшись в Антиохию, Киприан стал почитаться язычниками как главный жрец, удивляя людей способностью управлять стихиями, насылать мор и язвы, вызывать мертвецов. Многие людские души сгубил великий жрец, обучая их чародейству и служению бесам.

В том же городе жила христианка — девица Иустина. Обратившись ко Христу от языческого заблуждения и приведя к истинной вере отца и мать, она посвятила себя Небесному Жениху и проводила время в посте и молитве, сохраняя девство. Когда юноша Аглаид предложил Иустине стать его супругой, то святая мученица ответила отказом. Аглаид обратился к Киприану и просил его с помощью чародейства склонить Иустину к замужеству. Но как ни старался Киприан, ничего не мог сделать, потому что святая мученица молитвой и постом сокрушала все козни диавола. Заклинаниями насылал Киприан на святую деву бесов, разжигавших в ней плотскую страсть, но она изгоняла их силой Крестного знамения и горячей молитвой ко Господу. Даже один из бесовских князей и сам Киприан, силою волшебства принимавшие различные обличья, не могли искусить святой Иустины, огражденной твердой верой во Христа. Все чары исчезали, и разбегались бесы от одного вида и даже имени святой девы. Разгневанный Киприан наслал мор и язвы на семью Иустины и весь город, но и тут был побежден ее молитвой. Душе его, развращенной властвованием над людьми и стихиями, открылась вся глубина ее падения и ничтожества тех, кому он служил. «Если ты боишься даже тени Креста и трепещешь Имени Христова, — сказал Киприан сатане, — то что ты будешь делать, когда сам Христос придет на тебя?» Диавол тут же набросился на отвергшегося его жреца и стал бить и душить его. Святой Киприан впервые испытал на себе силу Крестного знамения и Имени Христова, оградившись ими от нападения вражия. С глубоким покаянием пришел он к местному епископу Анфиму и отдал на сожжение все свои книги.

А на другой день, придя в церковь, не хотел выходить из нее, пока не принял Святого Крещения.

Подвигом своей последующей праведной жизни святой Киприан утверждал великую силу горячей веры во Христа, искупившей все его более чем тридцатилетнее служение сатане: через семь дней после Крещения он был поставлен во чтеца, на двадцатый день — в иподиакона, на тридцатый — в диакона, а через год рукоположен во пресвитера. В скором времени святой Киприан был возведен в сан епископа. Священномученик обратил ко Христу столько язычников, что в его епархии некому было приносить жертвы идолам, и их капища были заброшены. Святая Иустина удалилась в монастырь и была избрана в игумении. Во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане епископ Киприан и игумения Иустина были схвачены и привезены в Никомидию, где после лютых мучений усечены мечом. Воин Феоктист, видя невинные страдания святых, объявил себя христианином и был казнен вместе с ними. Зная о чудесном обращении ко Христу святого священномученика Киприана, бывшего служителем князя тьмы и верой разорвавшего его узы, христиане часто прибегают к молитвенной помощи святого в борьбе с нечистыми духами.

Иконописный подлинник


Русь. XVII.

Минея — Октябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.


Константинополь. 985.

Мчч. Киприан и Иустина. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.


Византия. XI.

Свв. Киприан и Иустина. Миниатюра Минология на Октябрь. Византия. Около середины XI в. ГИМ. Москва.


Дечани. Ок. 1350.

Мчч. Киприан и Иустина. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Косово. Сербия. Около 1350 года.


Россия.

XVIII.

Мчч. Киприан и Иустина с житием. Икона. Россия. Конец XVIII в. 32 х 26.4. Музей икон. Реклингхаузен. Германия.


Москва. 2004.

Мчч. Киприан и Иустина. Проскурина Г. (выпускница Иконописной школы 2006 г.). Икона. Сергиев Посад. 2004 г.



Кипр. 1192.

Сщмч. Киприан. Фреска. Кипр (Аракос). 1192 г.


Константинополь. 985.

Мчч. Киприан и Иустина. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.


Византия. XI.

Свв. Киприан и Иустина. Миниатюра Минология на Октябрь. Византия. Около середины XI в. ГИМ. Москва.


Грачаница. Ок. 1318.

Месяцеслов-Октябрь (Сщмч. Киприан). Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г.


Дечани. Ок. 1350.

Мчч. Киприан и Иустина. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Косово. Сербия. Около 1350 года.


Русь. XVII.

Строгановский иконописный лицевой подлинник. 2 октября (фрагмент). Русь. Конец XVI — начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.


Россия. XVIII.

Мчч. Киприан и Иустина с житием. Икона. Россия. Конец XVIII в. 32 х 26.4. Музей икон. Реклингхаузен. Германия.


Москва. 2004.

Свв. Киприан и Иустина. Проскурина Г. (выпускница Иконописной школы 2006 г.). Икона. Сергиев Посад. 2004 г.


Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии

The Holy-Mouth-Men (Ритуалы для тела Nacirema Х. Майнера) — Мысли о жизни и стоматологии

Broadway Dental Care

Мне нравится эта исследовательская статья, опубликованная в журнале American Anthropologist, том 58, июнь 1956 г., стр. 503–507.

Африканская Косметическая Стоматология 1914 (Музей Питт-Риверс)

«В иерархии практиков магии и ниже знахарей по престижу находятся специалисты, чье название лучше всего переводится как «святые уста». Нацирема испытывают почти патологический ужас и очарование ртом, состояние которого, как считается, оказывает сверхъестественное влияние на все социальные отношения. Они верят, что если бы не ритуалы рта, у них выпали бы зубы, кровоточили десны, сжались бы челюсти, друзья покинули бы их, а любовники отвергли бы их. Они также считают, что существует тесная связь между устными и моральными характеристиками. Например, существует ритуальное омовение рта для детей, которое должно укреплять их моральные качества.

Ежедневный ритуал тела, выполняемый всеми, включает ритуал рта. Несмотря на то, что эти люди так щепетильны[4] в уходе за полостью рта, этот обряд включает в себя практику, которая непосвященному незнакомцу кажется отвратительной. Мне сообщили, что ритуал состоит во вставлении в рот небольшого пучка свиных волос вместе с определенными магическими порошками, а затем в перемещении этого пучка с помощью строго формализованной серии жестов[5].

В дополнение к частному обряду уст, люди раз или два в год ищут святого устного человека. У этих практикующих имеется впечатляющий набор принадлежностей, состоящий из различных буров, шильев, зондов и щупов. Использование этих предметов при экзорцизме зол изо рта влечет за собой почти невероятные ритуальные пытки клиента. Священнослужитель открывает рот клиента и, используя вышеупомянутые инструменты, увеличивает любые отверстия, которые мог образоваться в зубах кариеса. В эти отверстия помещаются магические материалы. Если в зубах нет естественных отверстий, большие участки одного или нескольких зубов выкалываются, чтобы можно было нанести сверхъестественное вещество. По мнению клиента, цель этих забот[6] состоит в том, чтобы остановить распад и привлечь друзей. Чрезвычайно священный и традиционный характер обряда проявляется в том факте, что туземцы год за годом возвращаются к святым устам, несмотря на то, что их зубы продолжают разрушаться.

Следует надеяться, что при тщательном изучении Нациремы будет тщательно изучена структура личности этих людей. Достаточно посмотреть на блеск в глазах святоуста, когда он вонзает шило в обнаженный нерв, чтобы заподозрить в этом некоторую долю садизма. Если это удается установить, возникает очень интересная закономерность, поскольку большая часть населения проявляет определенные мазохистские наклонности. Именно на них ссылался профессор Линтон, обсуждая отличительную часть ежедневного телесного ритуала, совершаемого только мужчинами. Эта часть обряда включает царапанье и царапание поверхности лица острым инструментом. Особые женские обряды совершаются только четыре раза в течение каждого лунного месяца, но то, что им не хватает по частоте, компенсируется варварством. В рамках этой церемонии женщины около часа запекают головы в небольших печах. Теоретически интересным моментом является то, что люди, которые кажутся преимущественно мазохистами, выработали специалистов-садистов.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Исследования, Зубы, Без рубрики

Ритуал тела среди нацирема

Антрополог настолько хорошо знаком с разнообразием способов поведения разных народов в сходных ситуациях, что его не удивят даже самые экзотические обычаи. В самом деле, если все логически возможные комбинации поведения не были обнаружены где-то в мире, он склонен подозревать, что они должны присутствовать в каком-то еще неописанном племени. Фактически, этот момент был выражен в отношении клановой организации Мердоком (1949:71). В этом свете магические верования и практики нацирема представляют собой настолько необычные аспекты, что кажется желательным описать их как пример крайностей, до которых может доходить человеческое поведение.

Профессор Линтон впервые обратил внимание антропологов на ритуал Нацирема двадцать лет назад (1936:326), но культура этого народа до сих пор очень плохо изучена. Это североамериканская группа, проживающая на территории между канадскими кри, яки и тараумаре в Мексике и карибами и араваками на Антильских островах. Мало что известно об их происхождении, хотя традиция гласит, что они пришли с востока. Согласно мифологии Нацирема, их нация была создана культурным героем Нотгнихсо, который также известен двумя великими подвигами силы — броском куска вампума через реку Па-То-Мак и срубом вишневого дерева. в котором пребывал Дух Истины.

Культура Нацирема характеризуется высокоразвитой рыночной экономикой, развившейся в богатой естественной среде обитания. В то время как большая часть времени людей посвящается экономическим занятиям, большая часть плодов этих трудов и значительная часть дня тратятся на ритуальные действия. В центре этой деятельности находится человеческое тело, внешний вид и здоровье которого вырисовываются как доминирующая забота в этосе людей. Хотя такая забота, безусловно, не является чем-то необычным, ее церемониальные аспекты и связанная с ними философия уникальны.

Фундаментальное убеждение, лежащее в основе всей системы, заключается в том, что человеческое тело безобразно и что его естественная склонность к слабости и болезням. Единственная надежда человека, заключенного в такое тело, состоит в том, чтобы предотвратить эти характеристики с помощью мощных влияний ритуалов и церемоний. В каждом доме есть один или несколько храмов, посвященных этой цели. Более влиятельные люди в обществе имеют несколько святынь в своих домах, и, на самом деле, богатство дома часто определяется количеством таких ритуальных центров, которыми он обладает. Большинство домов построены из глины и глины, но святилища более богатых людей обнесены каменными стенами. Бедные семьи подражают богатым, прикрепляя глиняные тарелки к стенам своих храмов.

Хотя в каждой семье есть хотя бы одно такое святилище, ритуалы, связанные с ним, не являются семейными церемониями, а являются частными и тайными. Обряды обычно обсуждаются только с детьми, и то только в период их посвящения в эти мистерии. Однако мне удалось установить достаточно взаимопонимания с туземцами, чтобы осмотреть эти святыни и получить описание ритуалов.

Локальная точка алтаря — ящик или сундук, встроенный в стену. В этом сундуке хранится множество амулетов и волшебных зелий, без которых ни один туземец не сможет жить. Эти препараты получают от различных специалистов-практиков. Самые могущественные из них — знахари, чья помощь должна быть вознаграждена существенными дарами. Однако знахари не обеспечивают своих клиентов лечебными снадобьями. но решите, какими должны быть ингредиенты, а затем запишите их на древнем и тайном языке. Это письмо понимают только знахари и травники, которые, в качестве другого дара, обеспечивают требуемое очарование.

Амулет не выбрасывается после того, как он выполнил свою задачу, а помещается в коробку с амулетами домашнего святилища. Так как эти магические материалы предназначены для определенных болезней, а реальных или воображаемых болезней у людей много, шкатулка с амулетами обычно переполнена. Волшебных пакетов так много, что люди забывают, для чего они предназначались, и боятся использовать их снова. Хотя туземцы очень расплывчаты в этом вопросе, мы можем только предположить, что идея сохранения всех старых магических материалов заключается в том, что их присутствие в шкатулке с амулетами, перед которой проводятся телесные ритуалы, каким-то образом защитит верующего.

Под шкатулкой находится маленький шрифт. Каждый день каждый член семьи последовательно входит в святилище, склоняет голову перед амулетом, смешивает в купели разные виды святой воды и совершает краткий обряд омовения. Святые воды поступают из Храма Воды общины, где священники проводят сложные церемонии, чтобы сделать жидкость ритуально чистой.

В иерархии практиков магии и ниже знахарей по престижу находятся специалисты, чье название лучше всего переводится как «святые уста». Нацирема испытывают почти патологический ужас и очарование ртом, состояние которого, как считается, оказывает сверхъестественное влияние на все социальные отношения. Если бы не ритуалы рта, они верят, что их зубы выпали бы, их десны кровоточили, их челюсти сжимались, их друзья покидали их, а их любовники отвергали их. Они также считают, что существует тесная связь между устными и моральными характеристиками. Например, существует ритуальное омовение рта для детей, которое должно укреплять их моральные качества.

Ежедневный ритуал тела, выполняемый всеми, включает ритуал рта. Несмотря на то, что эти люди так щепетильны в уходе за полостью рта, этот обряд включает в себя практику, которая непосвященному незнакомцу кажется отвратительной. Мне сообщили, что ритуал заключается в том, что в рот вставляют небольшой пучок свиной шерсти вместе с определенными магическими порошками, а затем перемещают этот пучок с помощью строго формализованной серии жестов.

В дополнение к частному обряду уст, люди раз или два в год ищут святого устного человека. У этих практикующих имеется впечатляющий набор принадлежностей, состоящий из различных буров, шильев, зондов и щупов. Использование этих предметов при экзорцизме зол изо рта влечет за собой почти невероятные ритуальные пытки клиента. Священнослужитель открывает рот клиента и, используя вышеупомянутые инструменты, увеличивает любые отверстия, которые мог образоваться в зубах кариеса. В эти отверстия помещаются магические материалы. Если в зубах нет естественных отверстий, большие участки одного или нескольких зубов выкалываются, чтобы можно было нанести сверхъестественное вещество. По мнению клиента, цель этих забот состоит в том, чтобы остановить разложение и привлечь друзей. Чрезвычайно священный и традиционный характер обряда проявляется в том факте, что туземцы год за годом возвращаются к святым устам, несмотря на то, что их зубы продолжают разрушаться.

Следует надеяться, что при тщательном изучении Нациремы будет тщательно изучена структура личности этих людей. Достаточно посмотреть на блеск в глазах святоуста, когда он вонзает шило в обнаженный нерв, чтобы заподозрить в этом некоторую долю садизма. Если это удается установить, возникает очень интересная закономерность, поскольку большая часть населения проявляет определенные мазохистские наклонности. Именно на них ссылался профессор Линтон, обсуждая отличительную часть ежедневного телесного ритуала, совершаемого только мужчинами. Эта часть обряда заключалась в соскабливании и царапании поверхности лица острым инструментом. Особые женские обряды совершаются только четыре раза в течение каждого лунного месяца, но то, что им не хватает по частоте, компенсируется варварством. В рамках этой церемонии женщины около часа запекают головы в небольших печах. Теоретически интересным моментом является то, что люди, которые кажутся преимущественно мазохистами, выработали специалистов-садистов.

У знахарей есть внушительный храм, или  latipso , в каждом сообществе любого размера. Более сложные церемонии, необходимые для лечения очень больных пациентов, можно проводить только в этом храме. В этих церемониях участвует не только тауматург, но и постоянная группа весталок, которые степенно перемещаются по храмовым залам в отличительных костюмах и головных уборах.

latipso Церемонии настолько суровы, что феноменально то, что значительная часть действительно больных туземцев, которые входят в храм, когда-либо выздоравливают. Известно, что маленькие дети, чье воспитание еще не завершено, сопротивляются попыткам отвести их в храм, потому что «туда вы идете умирать». Несмотря на это, больные взрослые не только желают, но и стремятся пройти затяжное ритуальное очищение, если они могут себе это позволить. Независимо от того, насколько болен проситель или насколько серьезной является чрезвычайная ситуация, стражи многих храмов не примут клиента, если он не может сделать богатый подарок хранителю. Даже после того, как человек получил допуск и пережил церемонии, опекуны не позволят неофиту уйти, пока он не сделает еще один подарок.

С просителя, входящего в храм, сначала снимают всю одежду. В повседневной жизни Нацирема избегает обнажения своего тела и его естественных функций. Купание и акты выделения совершаются только в тайне домашнего святилища, где они ритуализируются как часть телесных обрядов. Психологический шок возникает из-за того, что телесная тайна внезапно теряется при входе в latipso . Мужчина, чья жена никогда не видела его в акте выделения, внезапно обнаруживает себя обнаженным, и ему помогает весталка, в то время как он выполняет свои естественные функции в священном сосуде. Такого рода церемониальное лечение необходимо в силу того факта, что экскременты используются прорицателем для выяснения течения и характера болезни клиента. Женщины-клиенты, с другой стороны, обнаруживают, что их обнаженные тела подвергаются тщательному изучению, манипуляциям и подталкиванию знахарей.

Немногие просители в храме чувствуют себя достаточно хорошо, чтобы делать что угодно, кроме как лежать на своих жестких кроватях. Ежедневные церемонии, как и обряды святых уст, сопряжены с неудобствами и пытками. С ритуальной точностью весталки каждое утро пробуждают своих жалких подопечных и катают их по своим ложам боли, совершая омовения, формальные движения которых хорошо обучены девицам. В других случаях они вставляют просителю в рот волшебные палочки или заставляют его есть вещества, которые должны быть исцеляющими. Время от времени знахари приходят к своим клиентам и вонзают в их плоть обработанные магией иглы. Тот факт, что эти храмовые церемонии могут не излечить и даже убить неофита, никоим образом не уменьшает веру людей в знахарей.

Остается еще один вид практиков, известный как «слушатель». Этот знахарь обладает силой изгонять бесов, поселившихся в головах околдованных людей. Нацирема верят, что родители околдовывают собственных детей. Особенно подозревают матерей в том, что они проклинают детей, обучая их тайным телесным ритуалам. Контрмагия знахаря необычна отсутствием ритуала. Больной просто рассказывает «слушателю» обо всех своих проблемах и страхах, начиная с самых ранних трудностей, которые он может вспомнить. Память, проявленная Нациремой во время этих сеансов экзорцизма, поистине замечательна. Нередко пациент оплакивал отторжение, которое он испытал, когда его отняли от груди в младенчестве, а некоторые люди даже видят, что их проблемы восходят к травматическим последствиям их собственного рождения.

В заключение следует упомянуть об определенных практиках, которые основаны на местной эстетике, но зависят от всепроникающего отвращения к естественному телу и его функциям. Есть ритуальные посты, чтобы сделать толстых людей худыми, и обрядовые пиры, чтобы сделать худых людей. Существуют и другие обряды, чтобы сделать женскую грудь больше, если она маленькая, и меньше, если она большая. Общая неудовлетворенность формой груди выражается в том, что идеальная форма практически находится за пределами человеческих возможностей. Некоторых женщин, страдающих почти нечеловеческим гипермаммарным развитием, настолько боготворят, что они неплохо зарабатывают, просто переходя из деревни в деревню и позволяя туземцам смотреть на них за определенную плату.

Уже упоминалось, что экскреторные функции ритуализированы, рутинизированы и скрыты. Аналогичным образом нарушаются естественные репродуктивные функции. Половой акт является табу как тема и запланирован как действие. Прилагаются усилия, чтобы избежать беременности, используя магические материалы или ограничивая половые сношения определенными фазами луны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts