Святитель макарий: святитель Макарий Московский

Разное

святитель Макарий Московский

День памяти: 30 декабря (12 января)

В миру Михаил, родился около 1482 года в Москве в семье благочестивых родителей. Известно, что отца его звали Леонтий и что мать его приняла впоследствии монашеский постриг с именем Евфросиния. Его дальним родственником, братом прадеда, был прп. Иосиф Волоцкий (+ 1515). Согласно поминальному синодику Успенского собора, в роду святителя Макария было и еще немало лиц монашеского и духовного звания: «инокиня Наталия, инок Акакий…, инок Иоасаф, игумен Вассиан, архимандрит Кассиан, священноиерей Игнатий…, инок Селиван…, инок Макарий». Отец Михаила, очевидно, вскоре после рождения сына скончался, мать постриглась в одном из монастырей.

Михаил поступил послушником в Пафнутьев-Боровский монастырь, где затем принял монашество и был назван при постриге в честь прп. Макария Египетского.

В обители он неленостно проходил школу монашеских подвигов бдения, смирения, молитвы и послушания, вникал в книжную премудрость, постигал писание святых икон. Сохранилось свидетельство о трудах и подвигах инока Макария в те годы: «много лет пребыв и достойно ходив, житие жестокое искусив».

15 февраля 1523 года он был возведен в сан архимандрита Лужецкого монастыря Рождества Пресвятой Богородицы в Можайске.

Будучи настоятелем обители, он заводит монастырский синодик, устанавливая поминовение всей преждепочившей братии, устраивает в монастырском соборе придел в честь прп. Макария Египетского.

4 марта 1526 года был хиротонисан в архиепископа Новгородского. Хиротония была совершена в Успенском соборе Московского Кремля.

29 июля того же года он прибыл на кафедру, которая вдовствовала без епископа, по словам летописца, 17 лет и 7 недель. Летописец говорит: «сед же святый на архиепископском столе, и бысть людем радость велия не токмо в Великом Новгороде, но и во Пскове и повсюде. И бысть хлеб дешев, и монастырем лекче в податех, и людем заступление велие, и сиротам кормитель бысть».

Архиеп. Макарий заботился о миссионерском просвещении северных народов огромной Новгородской земли. Он неоднократно посылал священников для проповеди Евангелия, повелевая разорять языческие требища и искоренять языческие обряды. Святительская грамота с этими, по выражению архиепископа Филарета (Гумилевского), есть «памятник апостольских трудов Макария для распространения света Христова между оставшимися язычниками». Благословение на миссионерские труды на самом севере Новгородской области, а также антиминс, священные сосуды и книги получил от святителя и преподобный Трифон Печенгский (+ 1583).

В 1528 г., исполняя постановление Московского Собора 1503 г., святитель предпринимает решение о введении общежительного устава во всех новгородских монастырях. По замечанию летописца, в обителях сразу возросло число иноков.

Большую заботу проявил святитель о создании и украшении храмов в своей епархии и, прежде всего, в Великого Новгорода. Он благоустраивает кафедральный Софийский собор , над входом в когорт по его благословению были написаны образы Пресвятой Троицы и святой Софии, Премудрости Божией. В соборе устанавливают амвон, изготавливают новые царские врата с богато украшенной завесой. Всего при святителе Макарии только в Новгороде строятся, перестраиваются и вновь украшаются после пожаров около сорока храмов, для которых пишутся книги, изготавливается церковная утварь и сосуды во владычной мастерской.

Получив еще в Пафнутиево-Боровском монастыре навык иконописания, святитель «поновляет» великую святыню Новгородской земли — икону Богоматери «Знамение», которая сильно обветшала к тому времени. После окончания работы он сам с крестным ходом проводил икону в Спасский храм на Торговой стороне, где она постоянно находилась для поклонения благочестивым новгородцам.

Святитель Макарий много сил и забот отдавал служению ближним, равно относясь к богатым и бедным, малым н великим. Он сам хоронит сгоревших в тюрьме во время пожара, собирает по епархии деньги для выкупа соотечественников из татарского плена, посылает великому князю Василию III часть свечи, чудесным образом возгоревшейся у мощей преподобного Варлаама Хутынского . Во время приключившихся в Великом Новгороде народных бедствий, мора и засухи, святитель созывает клир, произносит проповеди, совершает молебны с особым чином омовения святых мощей и затем велит кропить все в окрестностях этой водой. Вскоре мор и эпидемия прекращаются.

Святитель сам неоднократно совершал длительные поездки как по всей епархии. Бывал он и за ей пределами — так, в период новгородского святительства, он дважды бывал в Москве: в 1535 году по вызову государевой власти; и в 1539 году, когда он возглавлял избрание и поставление нового Всероссийского митрополита, святителя Иоасафа.

Известно, что святитель Макарий прилагал большие усилия в деле искоренения различных лжеучений. На Соборе 1553 г. была осуждена ересь Матфея Башкина и Феодосия Косого.

В 1542 г. по повелению святителя Макария на владычнем дворе строится храм святителя Николая.

По благословению святителя в Великом Новгороде составляется новый летописный свод, пишутся жития и службы русским святым. Племянник преподобного Иосифа Волоцкого, инок Досифей (Топорков), работает над исправлением текста Синайского Патерика, который затем был включен святителем в Великие Четьи Минеи; позднее инок Досифей написал Волоколамский Патерик и составил Хронограф. Софийский священник Агафон составляет в 1540 г. новую Пасхалию на всю восьмую тысячу лет.

С 19 марта 1542 г. — митрополит Московский и всея Руси.

В 1547 г. в Москве впервые в истории состоялось царское венчание Московского государя, которое совершил святитель Макарий.

На Соборах 1547 и 1549 гг. решался вопрос общецерковного прославления русских святых. До этого прославление святых осуществлялось на Руси решением местного архиерея, поэтому подвижники почитались лишь в землях своих трудов и подвигов. Макарьевские соборы явили целую эпоху в истории Русской Церкви, «эпоху новых чудотворцев», так называли тогда всех новоканонизованных русских святых. Хронология их имен охватывает чуть ли не весь период Христианства на Руси к тому времени. Эти Соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе.

Прославление подвижников требовало написания им новых служб с литургическими указаниями типиконного характера о порядке их совершения, а также создания вновь или редактирования ранее написанных их житий. Историк Е.Е. Голубинский пишет, что в 20-летнее правление митрополита Макария «было написано житий святых почти на одну треть больше, чем во все предшествующее время от нашествия монголов, а если считать новые редакции прежних житий, то почти в два раза больше».

Летописи свидетельствуют о том, что Святитель ослеп на один глаз. Это несчастье с ним могло случиться во время великого пожара в Москве в 1547 г. Покидая Успенский собор, в котором он чуть не задохнулся от дыма, святитель вынес из него образ Богородицы, написанный чудотворцем Петром. За ним шел соборный протопоп с книгой церковных правил. Лица, сопровождавшие митрополита, погибли от ожогов и удушья. Святитель же чудом спасся, но при пожаре, как записал современник «опалеста ему очи от огня», так что, очевидно, правое око его совсем перестало видеть.

После того пожара в Кремле ведутся большие восстановительные работы, восстанавливаются пострадавшие храмы, которые святитель освящает сам. По его указанию строятся также храмы в Костроме, Пскове, Тихвинском монастыре и других местах.

В начале 1551 года в царских палатах Москвы начал работу Стоглавый Собор, созванный митрополитом Макарием. На нем рассматривались самые различные вопросы, касающиеся внешности христианина и его поведения и благочестия, церковного благочиния и дисциплины, иконописи и духовного просвещения. После Собора в различные пределы русской митрополии были посланы наказные грамота, которые затем были положены в основу соборных постановлений при их составлении и редактировании. Собор получил в истории именование Стоглавого, т. е. его материалы изложены в ста главах.

В 1552 году митрополит Макарий благословил царя Иоанна Грозного идти на Казань и предсказал ему грядущую победу и одоление. Позднее в память об этом событии был построен в Москве собор Покрова на Рву, известный ныне как храм святого Василия Блаженного. Глава Русской Церкви сам освятил этот дивный собор, жемчужину русской архитектуры. После казанской победы в Русской Церкви была создана новая обширная епархия, в которой началась миссионерская деятельность с поставленном туда первого Казанского святителя — архиепископа Гурия (+ 1563).

3 февраля 1555 года святитель Макарий поставляет на новую Казанскую кафедру святителя Гурия (+ 1563), другого же своего современника, преподобного Макария Римлянина, Новгородского (XVI в.), еще раньше посвящает в игумены основанного им монастыря.

В 1555 году на праздник апостолов Петра и Павла из Вятки в Москву приносится чудотворная Великорецкая икона святителя Николая. Промыслом Божиим поновлял эту великую святыню митрополит Макарий с благовещенским протопопом Андреем, «бе бо иконному писанию навычен». Святитель трудился со многим желанием и верою, постом и молитвою над поновлением святого образа великого чудотворца.

Митрополит Макарий постоянно заботился не только о всей пастве, но и о каждом человеке, милостивно относясь к отдельным, даже заблудшим, чадам Церкви. Так, однажды, в Успенском соборе, после вечернего богослужения некто «вражьим научением умысли кражу сотворити», но невидимой силой был удержан и не смог этого сделать. Утром его обнаружили и, когда пришел митрополит Макарий, ему рассказали, как в церкви застали вора. Однако святитель повели отпустить его, но земские судьи хотели по закону судить преступника. Тогда митрополит строго воспретил это делать и послал церковного сторожа проводить «татя» в безопасное место. Придя на Кулишки, к церкви Всех святых, тот стал ходить там с неистовым видом и вскоре умер. Некоторые роптали на митрополита за то, что вора отпустили безнаказанно, но святитель не досадовал на них, а тело умершего повелел предать погребению.

Один из неизвестных его современников писал:

«Митрополиту же святейшему Макарью на Москве неподвижно живущу и правящу Слово Божие истинное… от зольного воздержания и елико ему едва ходити, кроток же и смирен, и милостив по всему, гордости же отнюдь ненавидяще, но иным отсекаше и запрещаше, злобою отроча обреташеся умом всегда совершен бываше».

О высоте его духовной жизни свидетельствуют и случаи прозорливости. Он предсказал взятие русскими войсками Казани в 1552 и Полоцка в 1563 году.

Известно, что митрополит провидел грядущие бедствия Русской земли, которые принесла ей опричнина, учрежденная царем вскоре после его блаженной кончины:

«Не в кую нощную годину стояще святителю на обычной молитве и глагола великом гласом: «Ох, мне, грешному, паче всех человек! Како мне видети сие! Грядет нечестие и разделение земли! Господи, пощади, пощади! Утоли свой гнев! Аще не помилуеши ны за грехи наши, ино бы не при мне, по мне! Не дай, Господи, видети сего!» И слезы испущаше велии. И слышащу тогда его келейнику, некоему духовну, и удивися сему, и помышляше в себе: «С кем глаголет?» И не виде никого же и удивися о сем. И глагола ему духовно о сем: «Грядет нечестие, и кровоизлияние, и разделение земли».

Однажды попросил грозный царь митрополита Макария прислать ему душеполезную книгу. Получив же Чин погребения, он разгневался на святителя: «Прислал еси ко мне погребален, а в наши царьские чертоги такие книги не вносятца». И рече ему Макарий: «Аз, богомолец твой, послал спроста по твоему приказу, что еси велел прислати книгу душеполезную; и та всех полезней: аще кто ея со внимание[м] почитает, и тот во веки не согрешит».

Последние дни жизни, кончина и погребение святителя были описаны в особой повести, которая дошла до нас в 7-ми списках, причем ранние — в составе Хронографа.

15 сентября 1563 года святитель совершал крестный ход, во время которого сильно простудился и заболел. Он повелел сообщить о своей немощи в место своего пострижения, в Пафнутьев-Боровский монастырь, и попросить игумена прислать ему старца духовного. К святителю был прислан старец Елисей.

4 ноября святитель в последний раз молился в Успенском соборе. Затем святитель у всех смиренно испросил прощения.

3 декабря к митрополиту Макарию пришел царь Иоанн Грозный просить благословения. Святитель поведал ему о намерении удалиться в место своего пострижения — Пафнутиево-Боровский монастырь , но царь уговорил его остаться на кафедре. Перед самой кончиной митрополит выразил желание царю об удалении в обитель, даже написал ему об этом в письме, но по воле царя вынужден был вновь от этого отказаться.

Скончался 31 декабря 1563 года, когда колокол ударил к заутрени.

Когда перед выносом тела из митрополичьих покоев открыли его лицо, то оно было «яко свет сияя, за его чистое, и непорочное, и духовное, и милостивое житие и за прочая добродетели, не яко мертвецу, но яко спяща видети». Отпевали святителя 5 архиереев в присутствии царя и множества народа. После этого была прочитана первосвятительская прощальная грамота, которую перед концом своей жизни написал митрополит, прося у всех молитв, прощения и даруя всем свое последнее архипастырское благословение.

Почитание Святителя началось сразу же после его кончины. Вскоре на гробнице появилась и первая его икона. Известно, что, возвратившись из Литовского похода 1564 года, царь прикладывался в Успенском соборе к образам святителей Петра, Ионы и Макария, «любезно их целоваше».

Имя святителя начиная с XVII в., встречается в «Сказании о святых иконописцах», где говорится: «Святый, и предивный, и чудный Макарий, митрополит Московский и всея России чудотворец, писаше многие святые иконы, и книги, и жития святых отцев во весь год, Минеи Четьи, яко ин никто ж от святых российских написа и праздновати повеле российских святых, и на Соборе правило изложи, и образ Пресвятой Богородицы Успения написа».

В 1988 году на Поместном соборе святитель был канонизирован для общецерковного почитания.

Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси + Православный Церковный календарь










Православный Церковный календарь 2022





Праздники и посты
в 2022 году.
Новый стиль
Старый стиль











Дни памяти: 5 октября (Моск. Свт.), 30 декабря

Иконы










Жития


  • Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси



  • Молитвы

    30 декабря

    Тропарь святителя Макария

    глас 4

    Яко великим пастырем единонравна/ и учителем вселенныя единомысленна,/ Божия Премудрости служителя изрядна,/ иже блаженству тезоименита,/ днесь, вернии, вси воспоим:/ Христа Бога моли, святителю Макарие,// умирити мир и спасти души наша.

    Кондак святителя Макария

    глас 3

    Богомудрым учением и книжным списанием/ потщался еси, святителю Макарие,/ люди российския просветити/ и святых земли нашея прославити./ Сего ради чуден пронаречеся,/ преемниче первопрестольников российских,// моли сохранитися нам в вере и благочестии невредимо.

    5 октября

    Тропарь святителей Московских

    глас 4

    Первопрестольницы Российстии,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, православия наставницы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

    Кондак святителей Московских

    глас 3

    Во святителех благочестно пожисте/ и люди к богоразумию настависте,/ и добре Богу угодисте,/ сего ради от Него нетлением/ и чудесы прославистеся,// яко ученицы Божия благодати.

    Величание

    Величаем вас,/ святителие Христовы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите за нас// Христа Бога нашего.

    Служба


    • 30 декабря: Святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси

    Статья на Православие.Ru

    Когда на дворе эпидемия…
    Иеросхимонах Валентин (Гуревич)

    История свидетельствует: во время эпидемий градус агрессивности повышается, и поэтому позиция святителя Тихона – прежде всего соблюсти заповедь о любви к врагам – так актуальна сегодня.

    © ПРАВОСЛАВИЕ.RU

    КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Святой Макарий

    Пожалуйста, поддержите миссию Нового Адвента и получите полное содержимое этого веб-сайта в виде мгновенной загрузки. Включает Католическую энциклопедию, Отцов Церкви, Summa, Библию и многое другое всего за 19,99 долларов США. ..

    Епископ Иерусалимский (312-34). Дата воцарения Макария во епископа содержится в св. Иеронимовском варианте «Хроники» Евсевия (отн. апр. 2330). Его смерть, должно быть, наступила перед собором в Тире в 335 г., на котором его преемник Максим, по-видимому, был одним из присутствовавших епископов. Макарий был одним из епископов, которым св. Александр Александрийский писал, предостерегая их от Ария (Епифаний, «Hær.», LXIX, IV). О силе его сопротивления новой ереси свидетельствует оскорбительная манера, в которой Арий отзывается о нем в своем письме к Евсевию Никомидийскому (Феодорит, 9).0003 История церкви I.4). Он присутствовал на Никейском соборе, и стоит упомянуть два предположения относительно его роли. Во-первых, между ним и его митрополитом Евсевием Кесарийским была перепалка по поводу прав их соответствующих престолов. Седьмой канон собора: «Как показывают обычай и древнее предание, что епископа Илии [Иерусалима] следует чтить, он должен иметь первенство; однако без ущерба для достоинства, принадлежащего Митрополии» — его расплывчатостью предполагает, что это было результатом ничейного боя. Вторая догадка состоит в том, что Махарий вместе с Евстафием Антиохийским имел непосредственное отношение к составлению Символа веры, окончательно принятого Никейским собором. Для обоснования этого предположения (выражения в Символе веры напоминают выражения Иерусалима и Антиохии) читатель может обратиться к Hort, «Two Dissertations» и т. д., 58 sqq.; Гарнак, «Догменгеш», II (3-е издание), 231; Каттенбуш, «Das Apost. Symbol». (См. указатель в томе II.)

    От догадок можно перейти к вымыслу. В «Истории Никейского Собора», приписываемой Геласию Кизикскому, есть ряд воображаемых диспутов между отцами Собора и философами на содержании Ария. В одном из таких споров, где Макарий является представителем епископов, он защищает Сошествие во ад. Это, учитывая вопрос о том, было ли сошествие во ад найдено в Иерусалимском символе веры, представляет интерес, особенно потому, что в других отношениях язык Макария соответствует этому символу веры (см. Ган, «Символ», 133). Имя Макария появляется первым среди тех епископов Палестины, которые подписались на Никейский собор; тот из Евсевия идет пятым. Святитель Афанасий в своем энциклическом письме к епископам Египетским и Ливийским помещает имя Макария (к тому времени уже давно умершего) среди имен известных своим православием епископов. Созомен ( История Церкви II.20) повествует, что Макарий назначил Максима, который впоследствии сменил его, епископом Лидии, и что это назначение не вступило в силу, потому что жители Иерусалима отказались расстаться с Максимом. Он также дает другую версию этой истории о том, что сам Макарий передумал, опасаясь, что, если Максим не будет мешать, ему на смену будет назначен неортодоксальный епископ (Макарий). Тиллемон (Mém. Ecclés., VI, 741) дискредитирует эту историю (1), потому что Макарий, действуя таким образом, нарушил бы седьмой канон Никеи; (2) потому что Аэций, который во время собора был епископом Лидды, несомненно, был жив в 331 г. и, весьма вероятно, в 349 г.. Конечно, если Аэций пережил Макария, история обрывается; но если он умер вскоре после 331 г., это кажется достаточно правдоподобным. Тот факт, что Макарий близился к концу, объясняет нежелание его или его паствы лишиться Максима. Первое возражение Тиллемона не имеет веса. Седьмой канон был слишком расплывчатым, чтобы получить от ортодоксального епископа, такого как Макарий, очень строгие взгляды на митрополичьи права полуарианина, такого как Евсевий. Св. Феофан (ум. 818) в своей «Хронографии» заставляет Константина в конце Никейского собора приказать Макарию искать места Воскресения и Страстей и Истинного Креста. Вполне вероятно, что именно это и произошло, ибо раскопки были начаты очень скоро после собора и, по-видимому, под надзором Макария. Огромный курган и каменная кладка с храмом Венеры наверху, которые во времена Адриана были нагромождены над Гробом Господним, были снесены, и «когда показалась первоначальная поверхность земли, тотчас, вопреки всем ожиданиям, открыт священный памятник Воскресения Спасителя нашего» (Евсевий, Vit. Const., III, 28). Узнав об этом, Константин написал Макарию щедрые распоряжения о возведении церкви на этом месте (Евсевий, Ib. , III, 30; Феодорит, 9).0003 История церкви I.16). Позже он написал еще одно письмо «Макарию и прочим епископам Палестины», в котором приказал построить церковь в Мамбре, которая также была осквернена языческим святилищем. Евсевий, хотя и дает вышеприведенную надпись, говорит об этом письме как «обращенном ко мне», думая, может быть, о своем митрополичьем достоинстве (Vit. Const., III, 51-53). Были построены церкви и на местах Рождества и Вознесения.

    Источники

    (Историю обретения Истинного Креста см. КРЕСТ И РАСПЯТИЕ I, 4.)
    Acta SS., 10 марта; VENABLES в Dict. Христос. Биог., с.в.

    Об этой странице

    Цитата APA. Бахус, Ф. Дж. (1910). Святой Макарий. В Католической энциклопедии. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. http://www.newadvent.org/cathen/09482a.htm

    Ссылка на MLA. Бахус, Франц Иосиф. «Святой Макарий». Католическая энциклопедия. Том. 9. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1910 г. .

    Транскрипция. Эта статья была расшифрована для «Нового пришествия» WGKofron.

    Церковное одобрение. Нихил Обстат. 1 октября 1910 г. Реми Лафор, цензор. Разрешение. +Джон М. Фарли, архиепископ Нью-Йорка.

    Контактная информация. Редактором New Advent является Кевин Найт. Мой адрес электронной почты: веб-мастер по адресу newadvent.org. К сожалению, я не могу отвечать на каждое письмо, но я очень ценю ваши отзывы — особенно уведомления об опечатках и неуместной рекламе.

    Преподобный Макарий Великий Египетский

    Тропарь и кондак

    Преподобный Макарий Великий Египетский родился в начале четвертого века в селении Птинапор в Египте. По желанию родителей он вступил в брак, но вскоре овдовел. Похоронив жену, Макарий сказал себе: «Внимай, Макарий, и береги душу свою. Это правильно, что ты оставляешь мирскую жизнь».

    Господь наградил святого долголетием, но с этого времени память о смерти постоянно была с ним, побуждая его к подвигам молитвы и покаяния. Он стал чаще бывать в храме Божием и глубже погружаться в Священное Писание, но своих престарелых родителей не оставлял, исполняя таким образом заповедь о почитании родителей.

    Пока не умерли родители, преподобный Макарий употребил остатки своего имущества на помощь им и стал горячо молиться, чтобы Господь указал ему проводника на пути к спасению. Господь послал ему опытного старца, который жил в пустыне недалеко от села. Старец принял юношу с любовью, наставил его в духовной науке бодрствования, поста и молитвы, научил ремеслу плетения корзин. Построив отдельную келью недалеко от своей, старец поселил в ней своего ученика.

    Местный епископ прибыл однажды в Птинапор и, зная о добродетельной жизни святого, против его воли рукоположил во диакона. Преподобный Макарий был поражен этим нарушением своего молчания и поэтому тайно удалился в другое место. Враг нашего спасения начал упорную борьбу с подвижником, стараясь устрашить его, сотрясая его келью и внушая греховные мысли. Святой Макарий отражал атаки диавола, защищаясь молитвой и крестным знамением.

    Злые люди оклеветали святого, обвинив его в совращении женщины из близлежащего села. Они вытащили его из камеры и издевались над ним. Преподобный Макарий с великим смирением перенес искушение. Безропотно отослал вырученные за свои корзины деньги на содержание беременной женщины.

    Невинность преподобного Макария проявилась, когда женщина, много дней мучившаяся, не смогла родить. Она призналась, что оклеветала отшельника, и раскрыла имя настоящего отца. Когда ее родители узнали правду, они были поражены и намеревались пойти к святой просить прощения. Хотя преподобный Макарий охотно принимал бесчестие, но избегал похвалы человеческой. Ночью он бежал оттуда и поселился на горе Нитрия в пустыне Фаран.

    Так человеческая злоба способствовала процветанию праведников. Пробыв в пустыне три года, он пришел к святому Антонию Великому, отцу египетского монашества, ибо слышал, что тот еще жив в мире, и жаждал увидеть его. Авва Антоний принял его с любовью, и Макарий стал его преданным учеником и последователем. Преподобный Макарий жил с ним долгое время, а затем, по совету святого аввы, удалился в Скитский монастырь (в северо-западной части Египта). Он так блистал в подвижничестве, что его стали называть «молодым старцем», потому что он проявил себя опытным и зрелым монахом, хотя ему и не было еще и тридцати лет.

    Святой Макарий пережил множество демонических нападений на него. Однажды он нес пальмовые ветки для плетения корзин, и на пути ему встретился черт и хотел ударить его серпом, но он не смог этого сделать. Он сказал: «Макарий, я терплю от тебя великую скорбь, потому что не могу победить тебя. Я делаю все, что ты делаешь. Ты постишься, а я вообще ничего не ем. Ты бодрствуешь, а я никогда не сплю. Ты превосходишь меня только в одном: в смирении».

    Когда святителю исполнилось сорок лет, он был рукоположен в сан священника и поставлен главою иноков, живших в скитской пустыни. В эти годы преподобный Макарий часто посещал преподобного Антония Великого, получая от него наставления в духовных беседах. Авва Макарий сподобился присутствовать при кончине святого Антония и получил свой посох. Он также получил двойную часть духовной силы Антония, как пророк Елисей некогда получил двойную часть благодати пророка Илии вместе с мантией, которую он сбросил с огненной колесницы.

    Святой Макарий совершил множество исцелений. Люди стекались к нему из разных мест за помощью и советом, прося его святых молитв. Все это нарушало покой святого. Поэтому он выкопал глубокую пещеру под своей кельей и спрятался там для молитвы и размышления.

    Преподобный Макарий достиг такого дерзновения пред Богом, что по его молитвам Господь воскресил мертвых. Несмотря на достижение таких высот святости, он продолжал сохранять свое необыкновенное смирение. Однажды святой авва поймал вора, грузившего свои вещи на осла, стоявшего возле кельи. Не показывая, что он владелец этих вещей, монах стал помогать связать ношу. Удалившись от мира, монах сказал себе: «Мы вообще ничего не приносим в этот мир; ясно, что из него ничего нельзя вывести. Благословен Господь за все!»

    Однажды святой Макарий шел и увидел лежащий на земле череп. Он спросил: «Кто ты?» Череп ответил: «Я был первосвященником язычников. Когда ты, авва, молишься за находящихся в аду, мы получаем некоторое облегчение».

    Монах спросил: «Что это за муки?» «Мы сидим в большом огне, — ответил череп, — и не видим друг друга. Когда ты молишься, мы начинаем как-то видеться, и это дает нам некоторое утешение». Услышав такие слова, святитель заплакал и спросил: «Есть ли еще более лютые муки?» Череп ответил: «Внизу под нами находятся те, кто знал Имя Бога, но презрел Его и не соблюдал Его заповедей. Они терпят еще более тяжкие муки».

    Однажды во время молитвы преподобный Макарий услышал голос: «Макарий, ты еще не достиг такого совершенства в добродетели, как две женщины, живущие в городе». Смиренный подвижник пошел в город, нашел дом, где жили женщины, и постучал. Женщины встретили его с радостью, и он сказал: «Я пришел из пустыни, ищу тебя, чтобы узнать о твоих добрых делах. Расскажи мне о них и ничего не скрывай.

    Женщины с удивлением ответили: «Мы живем с нашими мужьями, и у нас нет таких добродетелей». Но святой продолжал настаивать, и тогда женщины сказали ему: «Мы женились на двух братьях. Прожив вместе в одном доме пятнадцать лет, мы не произнесли ни одного злого или постыдного слова и никогда не ссоримся между собой. Мы просили мужей разрешить нам поступить в женский монастырь, но они не соглашались. Мы поклялись не произносить ни единого мирского слова до самой смерти».

    Преподобный Макарий прославил Бога и сказал: «Воистину, Господь не ищет ни дев, ни замужних женщин, ни монахов, ни мирян, но ценит свободное намерение человека, принимая его за самое дело. Он дарует каждому по свободной воле благодать Святого Духа, которая действует в человеке и направляет жизнь всех жаждущих спасения».

    В годы правления арианского императора Валента (364-378) преподобный Макарий Великий и преподобный Макарий Александрийский подверглись гонениям со стороны последователей арианского епископа Луция. Они схватили обоих Старцев и посадили на корабль, отправив на остров, где жили только язычники. По молитвам святых дочь языческого жреца избавилась от злого духа. После этого языческий жрец и все жители острова крестились. Узнав о случившемся, арианский епископ испугался восстания и разрешил старцам вернуться в свои монастыри.

    Кротость и смирение монаха преобразили человеческие души. «Вредное слово, — сказал авва Макарий, — хорошее делает худым, а доброе слово делает худое хорошим». Когда монахи спросили его, как правильно молиться, он ответил: «Молитва не требует много слов. Нужно только сказать: «Господи, как хочешь и как знаешь, помилуй меня». Если нападет на тебя враг, то нужно только сказать: «Господи, помилуй!» Господь знает полезное для нас и дает нам милость».

    На вопрос братии, как должен вести себя монах, святой ответил: «Прости меня, я еще не монах, но видел монахов. Я спросил их, что я должен сделать, чтобы стать монахом. Они ответили: «Если человек не удаляется от всего, что есть в мире, невозможно быть монахом». Тогда я сказал: «Я слаб и не могу быть таким, как вы». Если ты не можешь отречься от мира, как мы, то иди в свою келью и оплакивай свои грехи».

    Святой Макарий дал совет юноше, пожелавшему стать монахом: «Беги от людей и спасешься. ” Тот спросил: «Что значит бежать от людей?» Преподобный ответил: «Сиди в своей келье и покайся в своих грехах».

    Святой Макарий послал его на кладбище поругать, а потом восхвалить умершего. Затем он спросил его, что они сказали ему. Юноша ответил: «Они молчали ни на похвалу, ни на упрек». «Если хочешь спастись, будь как мертвый. Не гневайся, когда тебя оскорбляют, и не гордись, когда тебя хвалят». И далее: «Если клевета для тебя будет как похвала, нищета — как богатство, недостаток — как изобилие, то ты не погибнешь».

    Молитва преподобного Макария многих спасала в тяжелых жизненных обстоятельствах, сохраняла от бед и искушений. Благоволение его было так велико, что о нем говорили: «Как Бог видит весь мир, а грешников не наказывает, так и авва Макарий покрывает немощи ближнего своего, которых он как бы видел, не видя, и слышал, не слыша».

    Монах дожил до девяноста лет. Незадолго до кончины ему явились святые Антоний и Пахомий, принесшие радостную весть о его уходе в вечную жизнь через девять дней. Поручив своим ученикам хранить монашеский устав и традиции отцов, он благословил их и стал готовиться к смерти. Святой Макарий отошел ко Господу со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».

    Шестьдесят лет провел авва Макарий в пустыне, будучи мертвым для мира. Большую часть времени он проводил в беседах с Богом, часто в состоянии духовного восторга. Но он не переставал плакать, каяться и работать. Глубокие богословские сочинения святителя основаны на его личном опыте. Пятьдесят духовных проповедей и семь аскетических трактатов сохранились как драгоценное наследие его духовной мудрости. Некоторые молитвы, составленные святителем Макарием Великим, до сих пор используются Церковью в молитвах перед сном, а также в утренних молитвах.

    Высшая цель и предназначение человека, соединение души с Богом, является первоосновой творений преподобного Макария. Описывая методы достижения мистического общения, святитель опирается на опыт великих учителей египетского монашества и на собственный опыт. Путь к Богу и опыт святых подвижников единения с Богом открывается сердцу каждого верующего.

    Земная жизнь, по учению преподобного Макария, имеет лишь относительное значение: подготовить душу, сделать ее способной к восприятию Царствия Небесного и установить в душе родство с небесной родиной.

    «Для тех, кто истинно верует во Христа, необходимо изменить и преобразовать душу из ее нынешней деградировавшей природы в другую, божественную природу, и заново сформироваться силой Святого Духа».

    Это возможно, если мы искренне верим и искренне любим Бога и соблюдаем все Его святые заповеди. Если же обрученный Христу при Крещении не ищет и не принимает Божественного света Святого Духа в настоящей жизни, «тогда, когда он выходит из тела, он отделяется в области тьмы на левой стороне. в Царство Небесное не входит, но конец ему в аду с диаволом и ангелами его» (Слово 30:6).

    В учении преподобного Макария внутреннее действие христианина определяет степень его восприятия божественной истины и любви. Каждый из нас обретает спасение благодатью и божественным даром Святого Духа, но достичь совершенной меры добродетели, необходимой для усвоения душой этого божественного дара, можно только «верою и любовью при укреплении свободная воля.» Таким образом, христианин наследует вечную жизнь «как по благодати, так и по истине».

    Спасение есть богочеловеческое действие, и полного духовного успеха мы достигаем «не только божественной силой и благодатью, но и совершением надлежащих трудов». С другой стороны, не только в «мере свободы и чистоты» мы приходим к надлежащей заботливости, не без «содействия руки Божией свыше». Участие человека определяет действительное состояние его души, тем самым склоняя его к добру или злу. «Если душа еще в мире не имеет в себе святости Духа для великой веры и для молитвы и не стремится к единству божественного общения, то она непригодна для Царствия Небесного».

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts