Святитель николай японский: равноапостольный Николай Японский (Касаткин)

Разное

равноапостольный Николай Японский (Касаткин)

День памяти: 3(16) февраля

В миру — Иван Дмитриевич Касаткин, родился 1 августа 1836 года в селе Березовский погост, Бельского уезда, Смоленской губернии в семье диакона. Окончил Бельское духовное училище и Смоленскую духовную семинарию (1857). В числе лучших учеников был рекомендован в Санкт-Петербургскую духовную академию, где учился до 1860 года, когда, по личному ходатайству митрополита Санкт-Петербургского Григория (Постникова), ему было предоставлено место настоятеля церкви при русском консульстве в городе Хакодате (Япония), а также присвоена учёная степень кандидата богословия без представления соответствующего квалификационного сочинения.

23 июня 1860 года ректором академии епископом Нектарием (Надеждиным) пострижен в монашество с именем в честь святителя Николая Мирликийского. 30 июня рукоположён в иеромонаха.

2 июля 1861 года прибыл в Хакодате. Первые годы своего пребывания в Японии самостоятельно изучал японский язык, культуру и быт японцев.

Первым японцем, обращённым им в православие, несмотря на то, что обращение в христианство было запрещено законом, стал приемный сын синтоистского священнослужителя Такума Савабэ, бывший самурай, принявший крещение в числе двух других японцев весной 1868 года.

За полвека служения в Японии о. Николай покидал её только дважды: в 1869-1870 и в 1879-1880 годах. В 1870 году по его ходатайству была открыта русская духовная миссия в Японии с центром в Токио. 17 марта 1880 года определением Святейшего синода ему указано быть епископом Ревельским, викарием Рижской епархии, с откомандированием в Японию; 30 марта 1880 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротонисан во епископа.

В процессе миссионерской деятельности отец Николай перевёл на японский язык Священное Писание, другие богослужебные книги; создал духовную семинарию, шесть духовных училищ для девочек и мальчиков, библиотеку, приют и другие учреждения. Издавал православный журнал «Церковный вестник» на японском языке. Согласно рапорту Святейшему синоду, на конец 1890 года православная церковь в Японии насчитывала 216 общин и в них 18 625 христиан.

8 марта 1891 года был освящён кафедральный Воскресенский собор в Токио, называемый японцами Никорай-до (ニコライ堂).

Во время русско-японской войны остался со своей паствой в Японии, однако в общественных богослужениях участия не принимал, так как, согласно чинопоследованию богослужений (и благословению самого Николая Японского), японские христиане молились о победе своей страны над Россией. «Сегодня по обычаю я служу в соборе, но отныне впредь я уже не буду принимать участия в общественных Богослужениях нашей церкви… Доселе я молился за процветание и мир Японской империи. Ныне же, раз война объявлена между Японией и моей родиной, я, как русский подданный, не могу молиться за победу Японии над моим собственным отечеством. Я также имею обязательства к своей родине и именно поэтому буду счастлив видеть, что вы исполняете долг в отношении к своей стране», — говорил владыка Николай.

Когда в Японию стали прибывать русские пленные (общее их число достигало 73 тыс. человек), епископ Николай с согласия японского правительства образовал Общество духовного утешения военнопленных. Для окормления пленных им были отобраны пятеро священников, владевших русским языком. Пленные снабжались иконами и книгами. Владыка неоднократно обращался к ним и письменно (его самого к пленным не пускали).

24 марта 1906 года возведён в сан архиепископа Токийского и всея Японии. В том же году было основано Киотоское викариатство.

В 1911 году, когда исполнилось полвека миссионерской работы святителя Николая, было уже 266 общин Японской Православной Церкви, в состав которых входило 33 017 православных мирян, 1 архиепископ, 1 епископ, 35 иереев, 6 диаконов, 14 учителей пения, 116 проповедников-катехизаторов. Сам святитель всей своей жизнью являл пример истинного духовного руководителя, всецело преданного своему служению.

3 февраля 1912 года, на 76-м году жизни, просветитель Японии архиепископ Николай мирно отошел ко Господу.  После кончины архиепископа Николая японский император Мэйдзи лично дал разрешение на захоронение его останков в пределах города, на кладбище Янака. В Японии святитель Николай почитается как великий праведник и особый молитвенник пред Господом.

10 апреля 1970 года решением Священного синода Московского патриархата причислен к лику святых. Служба ему была написана митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) и опубликована в 1978 году.

ВИДЕО: Святитель Николай Японский

Тропарь первый равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому, глас 4

Апостолов единонравне и сопрестольне,/ служителю Христов верный и Богомудрый,/ цевнице избранная Божественнаго Духа,/ сосуде преизливающийся любве Христовы,/ Японския земли просветителю,/ святый Николае, иерарше равноапостольне,/ молися Живоначальней Троице/ о всем твоем стаде/ и о всем мире.

Тропарь второй равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому, глас 4

Яко апостолом сопричастника в трудех и возмездиих / Церковь тя с любовию почитает,/ святителю отче Николае равноапостольне. / Положив бо многими подвиги начало Православия в Японии язычестей,/ умножил еси в ней чада спасения,/ и по кончине прият тя Бог во обители апостол Своих по достоянию./ Сего ради молим тя/ молися Господеви пребыти и в предняя делу твоему незыблему на веки,/ и ввестися в лоно Церкве Православныя всем погибнути имущим,/ и спастися душам нашим.

Кондак первый равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому, глас 4

Странника и пришельца прият тя страна Японская,/ равноапостольне святителю Николае,/ в ней же исперва познал еси себе яко чуждаго,/ обаче теплоту и свет Христов источая,/ прелагал еси враги твоя в сыны духовныя,/ имже раздай благодать Божию, созидал еси Церковь Христову,/ о ней же ныне молися,/ и тебе бо сынове ея и дщери взывают:/ радуйся, пастырю добрый наш.

Кондак второй равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому, глас 2

Твердаго и Боговещаннаго проповедателя Евангелия Твоего, Господи,/ возмездил еси Боголепно,/ труды бо его и болезни приял еси паче всех жертв законных и всесожжении. / Того молитвами соблюди нас от неприязни.

Равноапостольный Николай Японский (Касаткин), архиепископ

Дни памяти

16 февраля

6 августа

 – Собор Смоленских святых

Житие

Свя­той рав­ноап­о­столь­ный Ни­ко­лай, ар­хи­епи­скоп Япон­ский, в ми­ру Иван Ди­мит­ри­е­вич Ка­сат­кин, ро­дил­ся 1 ав­гу­ста 1836 го­да в Бе­ре­зов­ском по­го­сте, Воль­ско­го уез­да, Смо­лен­ской гу­бер­нии, где его отец слу­жил диа­ко­ном. Пя­ти лет он по­те­рял мать. Окон­чив Бель­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, а за­тем Смо­лен­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию, в 1857 го­ду Иван Ка­сат­кин по­сту­пил в Санкт-Пе­тер­бург­скую ду­хов­ную ака­де­мию. 24 июня 1860 го­да в ака­де­ми­че­ском хра­ме Две­на­дца­ти Апо­сто­лов епи­скоп Нек­та­рий со­вер­шил по­стри­же­ние его в мо­на­ше­ство с на­ре­че­ни­ем име­ни Ни­ко­лай. В день па­мя­ти пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, 29 июня, инок Ни­ко­лай был по­свя­щен во иеро­ди­а­ко­на, а 30 июня – в пре­столь­ный празд­ник ака­де­ми­че­ско­го хра­ма – в сан иеро­мо­на­ха. За­тем по его же­ла­нию отец Ни­ко­лай был на­зна­чен в Япо­нию на­сто­я­те­лем кон­суль­ско­го хра­ма го­ро­да Ха­ко­да­те.

Сна­ча­ла про­по­ведь Еван­ге­лия в Япо­нии ка­за­лась со­вер­шен­но немыс­ли­мой. По сло­вам са­мо­го от­ца Ни­ко­лая, «то­гдаш­ние япон­цы смот­ре­ли на ино­стран­цев как на зве­рей, а на хри­сти­ан­ство как на зло­дей­скую цер­ковь, к ко­то­рой мо­гут при­над­ле­жать толь­ко отъ­яв­лен­ные зло­деи и ча­ро­деи». Во­семь лет ушло на то, чтобы изу­чить стра­ну, на­род, язык, нра­вы, обы­чаи тех, сре­ди ко­го пред­сто­я­ло про­по­ве­до­вать, и к 1868 го­ду паства от­ца Ни­ко­лая на­счи­ты­ва­ла уже око­ло два­дца­ти япон­цев. В кон­це 1869 го­да иеро­мо­нах Ни­ко­лай в Пе­тер­бур­ге до­ло­жил Си­но­ду о ре­зуль­та­тах сво­ей ра­бо­ты. Бы­ло при­ня­то ре­ше­ние: «Об­ра­зо­вать для про­по­ве­ди меж­ду япон­ски­ми языч­ни­ка­ми Сло­ва Бо­жия осо­бую Рос­сий­скую Ду­хов­ную Мис­сию». Отец Ни­ко­лай был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та и на­зна­чен на­чаль­ни­ком этой Мис­сии. Вер­нув­шись в Япо­нию, бу­ду­щий свя­ти­тель пе­ре­дал Ха­ко­дат­скую паст­ву иеро­мо­на­ху Ана­то­лию, а сам пе­ре­нес центр Мис­сии в То­кио. В 1871 го­ду в стране на­ча­лось го­не­ние на хри­сти­ан, мно­гие под­вер­га­лись пре­сле­до­ва­ни­ям (в том чис­ле пер­вый пра­во­слав­ный япо­нец, зна­ме­ни­тый впо­след­ствии мис­си­о­нер-свя­щен­ник Па­вел Са­ва­бе). Толь­ко к 1873 го­ду го­не­ния несколь­ко пре­кра­ти­лись, и ста­ла воз­мож­на сво­бод­ная про­по­ведь хри­сти­ан­ства.

В тот же год ар­хи­манд­рит Ни­ко­лай при­сту­пил к стро­и­тель­ству в То­кио церк­ви и шко­лы на пять­де­сят че­ло­век, а за­тем и ду­хов­но­го учи­ли­ща, ко­то­рое в 1878 го­ду бы­ло пре­об­ра­зо­ва­но в се­ми­на­рию.

В 1874 го­ду в То­кио при­был прео­свя­щен­ный Па­вел, епи­скоп Кам­чат­ский, чтобы ру­ко­по­ло­жить во свя­щен­ный сан ре­ко­мен­ду­е­мых ар­хи­манд­ри­том Ни­ко­ла­ем кан­ди­да­тов из мест­но­го на­се­ле­ния. К это­му вре­ме­ни при Мис­сии в То­кио дей­ство­ва­ли че­ты­ре учи­ли­ща – ка­те­хи­за­тор­ское, се­ми­нар­ское, жен­ское, при­чет­ни­че­ское, а в Ха­ко­да­те два – для маль­чи­ков и де­во­чек. Во вто­рой по­ло­вине 1877 го­да Мис­си­ей стал ре­гу­ляр­но из­да­вать­ся жур­нал «Цер­ков­ный вест­ник». К 1878 го­ду в Япо­нии на­счи­ты­ва­лось уже 4115 хри­сти­ан, су­ще­ство­ва­ли мно­го­чис­лен­ные хри­сти­ан­ские об­щи­ны. Бо­го­слу­же­ние и пре­по­да­ва­ние на род­ном язы­ке, из­да­ние книг ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­но­го со­дер­жа­ния – вот сред­ства, ко­то­рые поз­во­ли­ли Мис­сии до­бить­ся за ко­рот­кий срок столь зна­чи­тель­ных ре­зуль­та­тов.

30 мар­та 1880 го­да в Тро­иц­ком со­бо­ре Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ры со­сто­я­лась хи­ро­то­ния ар­хи­манд­ри­та Ни­ко­лая во епи­ско­па. Вер­нув­шись в Япо­нию, свя­ти­тель с еще боль­шим усер­ди­ем стал про­дол­жать свои апо­столь­ские тру­ды: за­вер­шил стро­и­тель­ство со­бо­ра Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва в То­кио, при­нял­ся за но­вый пе­ре­вод бо­го­слу­жеб­ных книг, со­ста­вил на япон­ском язы­ке осо­бый пра­во­слав­ный бо­го­слов­ский сло­варь.

Боль­шие ис­пы­та­ния вы­па­ли на до­лю свя­ти­те­ля и его паст­вы в пе­ри­од рус­ско-япон­ской вой­ны. За свои по­движ­ни­че­ские тру­ды в эти тя­же­лые го­ды он был удо­сто­ен воз­ве­де­ния в сан ар­хи­епи­ско­па.

В 1911 го­ду ис­пол­ни­лось пол­ве­ка с тех пор, как мо­ло­дой иеро­мо­нах Ни­ко­лай впер­вые сту­пил на япон­скую зем­лю. К то­му вре­ме­ни в 266 об­щи­нах Япон­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви бы­ло 33017 хри­сти­ан, 1 ар­хи­епи­скоп, 1 епи­скоп, 35 свя­щен­ни­ков, 6 диа­ко­нов, 14 учи­те­лей пе­ния, 116 про­по­вед­ни­ков-ка­те­хи­за­то­ров.

3 фев­ра­ля 1912 го­да, на 76-м го­ду жиз­ни, про­све­ти­тель Япо­нии ар­хи­епи­скоп Ни­ко­лай мир­но ото­шел ко Гос­по­ду. Свя­щен­ный Си­нод Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 10 ап­ре­ля 1970 го­да вы­нес акт о про­слав­ле­нии свя­ти­те­ля в ли­ке рав­ноап­о­сто­лов, ибо в Япо­нии свя­той уже дав­но был чтим как ве­ли­кий пра­вед­ник и мо­лит­вен­ник пред Гос­по­дом.

Развернуть

Творения в библиотеке

  • Дневники. Том I, 1870-1880 гг.
  • Дневники. Том II, 1881-1893 гг.
  • Дневники. Том V, 1904-1912 гг.
  • Дневники. Том III, 1893-1899 гг.
  • Дневники. Том IV, 1899-1904 гг.

Смотреть все труды в библиотеке →

Труды о святом в библиотеке

Случайный тест

Святитель Николай Японский и его наследие / Православие.Com

Епископ Японский Николай (Касаткин)

1. Проповедь Православия до концов земли

В конце Своего земного пребывания Господь наш Иисус Христос повелел Своим Апостолам и ученикам, говоря: Итак идите, научите все народы (Мф. 28:19). В праздник Пятидесятницы эта проповедь всем народам проявилась в духовном даре «языков», когда слова апостолов чудесным образом услышали слушатели на их языках. С тех пор «дар языков» был крайне редок. , но был заменен усилиями православных миссионеров по изучению языка и культуры людей, которым они проповедуют, преподнося им Евангелие на их родном языке и в культурном контексте, но без ущерба для Веры.

Таких миссионеров Православная Церковь часто называла «равноапостольными», то есть подвизавшимися с усердием и на манер первоапостолов. Среди таких святых хорошо известны св. Кирилл и Мефодий, благовестники славянских народов IX века. Более поздним примером этого типа святых является святитель Николай (Касаткин), принесший свет Православия народу Японии.

2.ул. Ранние годы Николая (1836–1860)

Иван Дмитриевич Касаткин родился 1 августа 1836 года в селе Бережа Бельского уезда Смоленской области России. Его отец, диакон Дмитрий Касаткин, имел четверых детей: Гавриила (умершего в раннем детстве), Ольгу, Ивана и Василия. Когда Ивану было пять лет, его мать скончалась, и о детях стала заботиться его старшая сестра Ольга, муж которой служил диаконином в сельской церкви. Будущий архиепископ и святитель учился в Бельском духовном начальном училище, затем в Смоленской семинарии. Окончив его лучшим учеником, он получил государственную стипендию для поступления в Петербургскую духовную академию в 1856 г.

Весной 1860 года в академии было вывешено объявление о приглашении выпускника служить обер-священником Посольской церкви России в Японии. Спокойно прочитав объявление, юноша отправился на вечернюю службу, где у него возникло внезапное желание отправиться в Японию. Он заполнил заявку с намерением служить монахом, а не женатым священником, и легко получил это положение.

21 июня 1860 года Иван Касаткин был пострижен в монашество с именем Николай. 29 июня рукоположен во иеродиакона., а на следующий день иеромонаха. Затем он отправился в долгое путешествие в Японию. Зиму 1860–61 гг. иеромонах Николай провел в Николаевске на реке Амур, где наставлял молодого миссионера епископ Камчатский Иннокентий (Вениаминов), будущий святитель, просветитель Сибири и Аляски, митрополит Московский. Эти беседы с епископом Иннокентием святитель Николай запомнил на всю жизнь. Именно святой Иннокентий вдохновил молодого миссионера на изучение языка и культуры Японии.

3. Подготовка к проповеди Евангелия (1861–1873)

После годичного пути, в июне 1861 года, иеромонах Николай прибыл в порт Хакодате. Во время его прибытия еще действовала средневековая хартия 1614 года, полностью запрещавшая христианство. Хотя позже, в 1873 году, гражданский закон разрешил свободу вероисповедания, препятствия для распространения Веры продолжали существовать, а гонения, особенно в сельской местности, продолжались еще долго.

Святой Николай начал серьезно изучать язык, культуру и историю страны. «Он иногда прогуливался по улицам Хакодате, слушая простых людей и профессиональных рассказчиков. Он познакомился с ведущими буддийскими священниками и слушал их проповеди… Иеромонах Николай в течение семи лет по четырнадцать часов в день изучал все стороны Японии… В результате неустанного изучения японского языка иеромонах Николай со временем освоил несколько тысяч китайских иероглифов, что дало ему доступ к материалам, напечатанным православной миссией в Пекине, где Иосиф Гошкевич[1] провел почти десять лет. Это позволило Николаю изучить китайские тексты Ветхого и Нового Заветов, а также некоторые богослужебные книги». за его миссионерские труды: «Рассказывают, что в первые дни изучения японского языка о. Николас (в то время священник в Хакодате) ходил с японскими детьми в школу, сидел сзади и учился вместе с ними, как мог. Действительно, заодно растерянные учителя повесили у дверей табличку: «Бородатый иностранец не пускается»[3] 9.0003

Еще в Хакодате святой Николай прекрасно осознавал, какие огромные задачи стоят перед ним. В 1869 году он писал: «Можно сделать вывод, что по крайней мере урожая действительно обильно в Японии в ближайшем будущем, а рабочих у нас нет, ни одного, если не считать моей личной деятельности… . Простой перевод Нового Завета… потребует не менее двух лет самоотверженной работы. Затем необходим перевод Ветхого Завета. Даже в самой малочисленной [православной] общине службы должны будут проходить на японском языке. А как насчет других книг, таких как священная история, церковная история, литургика и богословие? Все это также необходимо и должно быть переведено на японский язык. И никто не знает, сможет ли иностранец овладеть японским языком в достаточной степени, чтобы писать на нем хотя бы вполовину так же легко, как он обычно пишет на своем родном языке».[4]

После нескольких лет интенсивной учебы о. Николай обратил в веру самурая, зятя синтоистского священника, вместе с двумя другими. (Этим самураем был будущий православный священник Павел Савабэ. Святитель не пытался обратить большое количество людей, а вместо этого стремился к тому, чтобы те, кого он обращал, были сильны в вере. Эти первые обращенные затем помогали ему, и вскоре он имел группу из пятнадцати христиан

В конце 1869 г. иеромонах Николай приехал в Петербург с докладом о своей деятельности Синоду. в сан архимандрита и назначен начальником Миссии. 0003

4. Начало трудов в Токио (1873–1885)

В 1873 году, после двенадцати лет трудов св. Николая, условия стали улучшаться. Благодаря дальновидной политике императора Мэйдзи японское правительство издало новый гражданский закон о религиозной терпимости. Затем Миссия была переведена из Хакодате в Токио, новую имперскую столицу, где число православных вскоре достигло тысячи человек.

Святитель Николай считал работу по переводу одной из самых важных дел, которую он мог выполнить, помогая закладывать основы Православной Миссии в Японии. Однажды он сказал: «Перевод — это основа миссионерской работы. Ныне работа миссии вообще ни в одной стране не может ограничиваться одной только устной проповедью… В Японии, где так любят читать и так уважают печатное слово, мы должны прежде всего обеспечить верующих и тех, кто собирается креститься, книгами, напечатанными на их родном языке, непременно хорошо написанными, аккуратно и дешево изданными. .. . Печатное слово должно быть душой миссии».[5]

При распространении Православия среди японцев Святитель Николай знал, что для новых японских христиан будет особенно эффективно нести Веру своему собственному народу. Таким образом, в 1870-х годах он начал поощрять тех, кто был членом Церкви в течение некоторого времени и получил длительное обучение, путешествовать по Японии и знакомить с Верой своих соотечественников. Эти катехизаторы, подобно новым апостолам, будут проповедовать, а затем, если новообращенные захотят, будут проводить службы у себя дома и даже использовать эти дома в качестве «станций», с которых они будут обучать Вере. Рукоположенные священники или даже сам святитель Николай при возможности посещали эти миссии, чтобы совершать таинства и еще больше укреплять верующих. Таким образом, при жизни святителя Николая было основано более 250 миссий.

Со времени приезда святитель Николай почти всю жизнь прожил в Японии, лишь дважды ненадолго возвращаясь в Россию: с 1869 по 1870 год для прошения об учреждении Русской Духовной Миссии в Японии, а с 1879 по 1880 год для рукоположения во епископа растущей миссии и собирать средства на свои нужды. Каждый раз ему особенно хотелось вернуться домой в Японию, чтобы продолжить свою работу.

5. Архиерейские подвиги (1885–1912)

В 1875 г. первый японский православный священник о. Пол Савабе был рукоположен. Святитель Николай основал школы для обучения оглашенных и верующих, а в 1878 г. открыл богословский колледж для обучения японского духовенства. Помимо богословских курсов, здесь преподавались японский, китайский и русский языки, чтобы подготовиться к возможному переводу всех Священных Писаний, а также других важных текстов. В 1880 году святитель Николай был рукоположен в сан первого епископа Японии, а к 1884 году он начал строительство прекрасного собора в Токио. Он был завершен и освящен в 189 г.1, посвященная Святому Христову Воскресению. Однако вскоре он стал известен в народе как «Николай-до» («Николаев дом») и носит это имя по сей день. В то время как святитель Николай передавал своей пастве традиции и богослужебные обычаи Русской Церкви, он, тем не менее, стремился к созданию истинно японской Церкви, как по языку, так и по идентичности.

Личный пример любви и уважения святителя Николая к японскому народу, его истории, языку и обычаям произвел хорошее впечатление на японские власти и способствовал росту православной миссии. Свободное владение святителем Николаем японским языком привело к тому, что его время от времени приглашали присутствовать на официальных правительственных встречах между представителями Японии и России.

Русско-японская война 1904–1905 гг. стала испытанием для святителя Николая и православных христиан в Японии. Проявив большую проницательность, он позволил своему духовенству проводить службы моления о победе Японии, сам не принимая участия в таких службах. Хотя русские предложили ему защиту, он отказался от нее, предпочтя остаться со своей паствой.

В 1906 году епископ Николай был возведен в сан архиепископа, и верующие Японии отметили его 25-летие как своего епископа.

В 1908 году в Токио прибыл будущий преемник святителя Николая, епископ Сергий (Тихомиров). Епископ Сергий возглавлял Японскую Православную Церковь с 1912 по 1940 годы. В 1912 году, в последний год жизни святителя Николая, в Японии насчитывалось 33 000 верующих в 266 общинах. Было 175 церквей и восемь соборов, которые обслуживали сорок японских священников и дьяконов.

6. Преставление святителя Николая

Архиепископ Николай начал страдать болезнью сердца в 1910. Болезнь его усилилась до такой степени, что в январе 1912 г. он был госпитализирован. Однажды вечером епископ Сергий зашел в больницу к своему учителю. Позже он так описывал увиденное: «У окна комнаты стоит низкий столик. На нем лежат японские рукописи, чернильница и кисть, а перед [его преосвященством] триодь славянская. [Пол] Накаи читает японский перевод, [и] архиепископ следит за его чтением, заглядывая в другую тетрадь. Иногда они останавливаются и ставят запятую…. Можно ли было сказать, что это был старик, приговоренный к неминуемой смерти?»[6]

Одаренный энергичным и целеустремленным нравом, святитель Николай до конца своих дней всегда сохранял смиренное отношение к своим трудам, сказав однажды: «Я не более чем спичка, от которой зажигают свечу. После этого спичка гаснет и бросается на землю как ни на что не годная».[7]

16 февраля в 19:15 скончался Высокопреосвященнейший Николай, Архиепископ Японский. На следующий день вся Япония знала о его смерти.

Епископ Сергий писал: «Токийские христиане стали один за другим пробираться в Миссию; Христиане других конфессий выражали свои соболезнования… Те, кто еще не принял учения Христа, спешили в Миссию, чтобы поклониться или оставить визитную карточку. Это были не только простые граждане, но и князья, графы, виконты, бароны, министры и нештатные служащие…

«Но самой высокой честью, оказанной Японией архиепископу Николаю, было то, что Император Японии [Мейдзи] сам… прислал пышный и колоссальный венок из живых цветов для гроба архиепископа, и сделал это не тайно! . .. Приняв венок и ответив словами благодарности, мы возложили венок на голову Святителя Николая.… Сам император Японии увенчал главу божьего иерарха цветами победы!… Внутри находились два персонажа венок: «Он-Ши», т. е. «Высший Дар»… Все японцы видели эти два знака, читали их и благоговейно склоняли головы перед венком!..

«Начав с огромным риском для жизни, Архиепископ Николай завершил свою деятельность в Японии с одобрения Высокого Престола. »[8]

7. С 1912 года по настоящее время

Годы, последовавшие за кончиной святителя Николая, были отмечены большими трудностями и испытаниями для Японской Православной Церкви. Ей пришлось столкнуться не только с проблемами отрезанности от Церкви в России из-за большевистской революции, которая привела к финансовым трудностям, но и с трудными годами, кульминацией которых стала Вторая мировая война и ее последствия. с 19С 45 по 1970 г. Японская Церковь находилась под управлением Американской Митрополии Русской Церкви (ныне Православная Церковь в Америке). святой.

На протяжении всей своей почти столетней истории со дня кончины святителя Японская Церковь хранила каноны и традиции православного богослужения, установленные святителем Николаем. 266 приходов времен святителя Николая объединились в нынешние 69 приходов.приходы Японской православной церкви. Как и в апостольские времена, Церковь в Японии оказалась крохотным меньшинством в обществе, еще не получившем света Христова, малым стадом (Лк. 12:32) среди одного из самых материально благополучных народов земной шар. Но из этого малого семени может еще вырасти великое дерево (ср. Мф. 13, 31), ибо, как возвещал св. Николай, жатва поистине обильна (Лк. 10, 2).

Из Календарь Св. Германа, 2011, Св. Герман Пресс.

Святитель Николай, Равноапостольный, Архиепископ Японский

Тропарь и кондак

Святитель Николай, просветитель Японии, родился Иван Димитриевич Касаткин 1 августа 1836 года в селе Березовске Бельского уезда Смоленской епархии, где его отец служил диаконом. В пятилетнем возрасте он потерял мать. Окончил Бельское духовное училище, а затем Смоленскую духовную семинарию. В 1857 году Иван Касаткин поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 24 июня 1860 года в академическом храме Двенадцати Апостолов епископ Нектарий постриг его с именем Николай.

29 июня, в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла, инок Николай был рукоположен во диакона. На следующий день, в престольный праздник академического храма, он был рукоположен в сан священника. Позже по его просьбе отец Николай был назначен в Японию настоятелем консульской церкви в городе Хакодате.

Поначалу проповедь Евангелия в Японии казалась совершенно невозможной. По собственным словам отца Николая: «Японцы того времени смотрели на иностранцев как на зверей, а на христианство как на злодейскую секту, к которой могли принадлежать только негодяи и колдуны». Он провел восемь лет, изучая страну, язык, нравы и обычаи людей, среди которых он проповедовал.

В 1868 году паства отца Николая насчитывала около двадцати японцев. В конце 1869 года иеромонах Николай лично доложил Синоду в Петербурге о своей деятельности. 14 января 1870 года было принято решение образовать особую Русскую Духовную Миссию для проповеди Слова Божия среди японцев-язычников. Отец Николай был возведен в сан архимандрита и назначен начальником этой Миссии.

Вернувшись в Японию после двухлетнего пребывания в России, он передал часть ответственности за паству Хакодате иеромонаху Анатолию и начал свою миссионерскую деятельность в Токио. В 1871 году в Хакодате было гонение на христиан. Многие были арестованы (среди них первый японский православный священник Пол Савабэ). Лишь в 1873 г. гонения несколько ослабли, и стала возможной свободная проповедь христианства.

В этом году архимандрит Николай начал строительство каменного здания в Токио, в котором разместились церковь, пятидесятиместная школа, а позже духовное училище, ставшее в 1878 году семинарией.

В 1874 году прибыл епископ Камчатский Павел в Токио рукоположить в священники нескольких японских кандидатов, рекомендованных архимандритом Николаем. При Токийской миссии было четыре школы: для катехизаторов, для женщин, для церковных служителей и семинария. В Хакодате было две отдельные школы для мальчиков и девочек.

Во второй половине 1877 года Миссия начала регулярное издание журнала «Церковный вестник». К 1878 году в Японии уже было 4115 христиан, и существовало несколько христианских общин. Церковные службы и занятия на японском языке, издание религиозных и нравственных книг позволили Миссии в короткие сроки добиться таких результатов. В декабре 1878 года архимандрит Николай ходатайствовал перед Святейшим Синодом о предоставлении епископа для Японии.

Архимандрит Николай был хиротонисан во епископа 30 марта 1880 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Вернувшись в Японию, он возобновил свою апостольскую деятельность с еще большим рвением. Он завершил строительство собора Воскресения Христова в Токио, перевел богослужебные книги, составил специальный православный богословский словарь на японском языке.

Великие лишения выпали на долю святого и его пасомых во время русско-японской войны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts