Свято покровский женский монастырь в киеве: Покровский женский монастырь (г. Киев)

Разное

Содержание

Покровский женский монастырь в Киеве

Покровский женский монастырь в Киеве — выдающийся памятник градостроительства и архитектуры конца XIX – начала ХХ века, сегодня являющийся известной достопримечательностью истории и популярным местом паломничества.

Основание Покровского монастыря

Местность, где расположился монастырь, в XIX веке была киевской окраиной. В то время на его месте располагался большой сад. В нем любил уединиться для молитвы известный святой Феофил Киевский (+1853), который предсказал строительство на этом месте женского монастыря, что и осуществилось через 36 лет после его смерти.

Основан и построен Покровский монастырь трудами княгини Александры Романовой, которая, тяжело заболев, переехала в Киев из Санкт-Петербурга в поисках более благоприятного климата. В 1888 году она приобрела участок сада, и постепенно расширила территорию обители путем покупки окружавших его участков. Впоследствии княгиня приняла монашество с именем Анастасии, а в 2009 году была канонизирована в лике святых.
11 января 1889 года здесь было освящено место церкви в честь Покрова Богородицы — этот день считается датой основания обители. Уже летом того же года была построена средняя часть здания с трапезной и церковью в честь покровителя Киева архистратига Михаила. К концу 1890 года Покровский храм был построен и освящен. В нем, кроме главного, было еще два престола — пророка Илии (южный) и Всех святых (северный), а в подвальном помещении создали копия пещеры Гроба Господня. Церковь продолжалась жилым крылом, в котором находились кельи игуменьи и монахинь, канцелярия, приемная, библиотека, золотошвейная и другие мастерские, покои для приема высокопоставленных лиц и другое.

Благодаря значительным средствам самой княгини Александры Петровны, денежным пожертвованиям императора Николая II и других членов царской семьи, поддержке города и благотворительным взносам (в частности, семьи Терещенко) монастырь постоянно развивался и расширял свою территорию. Стоит отметить, что строительство и содержание монастыря с медицинскими учреждениями требовало немалых затрат, поэтому когда у княгини заканчивались деньги, она продала все свои драгоценности: серьги, кольца, колье.

Примерно за первые двадцать лет (1889—1911) на территории монастыря было построено около 30 зданий. Строительство и проектирование нескольких монастырских сооружений на первом этапе застройки усадьбы совершил архитектор Владимир Николаев, который взял за образец формы московско-ярославской архитектуры XVI-XVII веков.

В 1890-91 годах вокруг территории было возведено ограждение: с севера, со стороны города — кирпичное, с других сторон — деревянное. В кирпичной стене устроено двое ворот — Святые или главные, на современном Бехтеревском переулке, и Экономические.

В конце 1890-х годов построили корпус хирургического отделения монастырской больницы с домовой церковью в честь преподобного Агапита, врача Печерского (не сохранился), аптеку (сохранилась в измененном виде), корпус терапевтического отделения с домовой церковью в честь иконы «Всех скорбящих Радость», амбулаторию (не сохранилась), просфорную и иконную лавку, трапезную с кухней (разрушена) и др. Главным сооружением архитектурного ансамбля монастыря стал пятнадцатикупольный собор в честь святителя Николая чудотворца, построенный в 1896-1911 годах (на сегодняшний день наибольший храм Киева).

В начале 1910-х годов по проекту архитектора Евгения Ермакова были построены корпус хирургического отделения больницы с домовой церковью в честь святого Пантелеимона Целителя и гостиница на Экономическом дворе. Кроме того, при Покровском монастыре также содержались: фельдшерская школа, училище для девушек, приюты для сирот, слепых и хронически больных, золотошвейная и иконописная мастерские, книжные и иконные лавки, фотолаборатория, часовня с музеем, оранжерея, хлебопекарня, квасоварни, прачечная, дом для духовенства, гостиницы для паломников, конюшни и т.д.

В восточной части усадьбы монастыря находилось кладбище, на котором хоронили монахинь и граждан Киева. В 1922 году здесь было 839 захоронений. Некоторые захоронения позже перенесли на Лукьяновское кладбище. Теперь на части территории кладбища — фруктовый сад.

Никольский собор Покровского монастыря

Жизнь монастыря до революции

Уже в 1890 году в Покровском монастыре проживало 6 монахинь, 342 послушницы и обучалось 70 детей.

Монастырская больница отмечалась высоким уровнем обслуживания. В ней постоянно работали 40 лучших киевских врачей. Стоит отметить, что здесь всего через год после изобретения появился первый в Киеве рентген. За все время существования больницы в ней пролечилось 17 598 человек. В годы Первой Мировой войны медицинские учреждения монастыря работали на нужды фронта. Здесь было организовано госпиталь на 225 коек.

Купола Покровской церкви

Покровский монастырь в советское время

В 1917 году монастырская больница осталась без финансового обеспечения и отошла к лечебно-санитарному отделу Киевского округа путей сообщения. В 1919 году по указу Киевского Совета рабочих депутатов имущество обители национализировали. Духовный собор монастыря обратился с просьбой сохранить его как трудовую общину. 82 монахини устроили Киево-Покровскую женскую трудовую ремесленную и садово-огородную общину, которая вскоре распалась. В 1923 году монастырь прекратил существование. Постепенно его превратили в жилой рабочий городок металлистов.

В 1925 году большевики закрыли обитель, после чего были разрушены многие здания, разобраны купола Никольского собора и Покровской церкви. Собор был приспособлен под типографию и книгохранилище, а церковь передали под клуб железнодорожной больницы, находившейся на территории монастырской больницы.

Во время немецкой оккупации Киева монастырь открыли. В 1943—1945 годах на территории монастыря работал госпиталь, а в 1945—1948-х — лазарет.

В 1948-1949 годах был проведен внутренний ремонт собора, который тогда и освятили.

В 1960-х годах последовало уничтожение зданий трапезной, амбулатории и других строений.

В 1980-х годах видные сооружения Киевского Покровского монастыря взят под охрану как памятники архитектуры местного значения. В 1980-начале 1990-х годов были проведены ремонтно-реставрационные работы в Николаевском соборе, Покровской церкви, которую восстановили по чертежам, также отреставрировали здания просфорной и иконной лавки, осуществлен ремонт других сооружений. В то же самое время было намечено восстановление утраченных куполов Николаевского собора, что осуществили в 2006-2010 годах.

Покровский женский монастырь сегодня

Сегодня в монастыре проживает более 150 монахинь и послушниц.

Нынешняя территория обители значительно меньше, чем в начале ХХ века. Вокруг нее в течение 1970-90-х годов построены многоэтажные дома, что ухудшило обзор архитектурного ансамбля монастыря. Из более 30 его сооружений до нашего времени дошло 15 из которых историко-архитектурную ценность сохранили 9 объектов, из них монастырю принадлежит только 5, а остальные используются светскими учреждениями. В одном из возвращенном монастырю корпусов действует богадельня с домовой церковью преподобного Агапита Печерского.

Святыни Покровского монастыря: чудотворный список (копия) Почаевской иконы Богородицы и икона «Покров Богоматери», мощи основательницы святой Анастасии Киевской и святой Софии Киевской (была настоятельницей обители с 1913 года), части мощей Киево-Печерских святых, святых Николая Чудотворца и Сергия Радонежского.

Конфессия: Украинская Православная Церковь.

Адрес: переулок Бехтеревский, 12Б, 13, 13А, 15 — ул. Н. Пимоненко, 8.

По материалам pamyatky.kiev.ua

Фотографии Покровского женского монастыря:

Сень над мощами преподобной Анастасии Киевской

Покровская церковь

Колокольня

Монастырские ворота (с Бехтеревского переулка)

Описание Свято-Покровского женского монастыря в г. Киев

Описание Свято-Покровского женского монастыря в г. Киев

Основала обитель вел. кн. Александра Петровна (†1900 г.) — супруга брата императора Александра II вел. кн. Николая Николаевича. 11 янв. 1889 г. совершилось освящение места будущего монастыря: здесь были заложены домовая церковь и покои княгини. Здесь по молитве перед образом-списком с Почаевской иконы Божией Матери Александра Петровна получила исцеление и приняла тайный постриг с именем Анастасии.

В обители была создана целая система благотворительных учреждений. Медицинские заведения обители отвечали последнему слову тогдашней науки и техники. В обители работали лучшие киевские врачи.

В 1923 г. обитель была упразднена, а осенью 1941 г. возродилась. Осенью 1943 г. линия фронта приблизилась к Киеву и монастырь попал в запретную зону. Монахини во главе с игуменией отказались покинуть обитель, невзирая на угрозы и приказы фашистских властей. Закрывшись в сыром помещении под одним из храмов, инокини 40 дней, до самого освобождения Киева, пробыли здесь с 300 гражданами, скрывавшимися от преследования гитлеровцев.

Престольный храм, сооруженный великой княгиней, имеет приделы св. арх. Михаила и прп. Агапита Печерского. В саду, восточнее храма, находится могила самой инокини Анастасии, а южнее — собор свт. Николая Мирликийского (1896-1911 гг.; крупнейший в Киеве храм вмещает до 3 тыс. чел.) с боковыми приделами прп. Сергия Радонежского (левый) и Всех святых (правый), а также нижним подземным ярусом-храмом иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (боковые приделы: левый — св. Архангела Ми¬хаила, правый — прп. Серафима Саровского).

Святыни: вышеупомянутая Почаевская икона Божией Матери, икона Покрова Пресвятой Богородицы.

Обитель принимает паломников. Есть богадельня для женщин-мирян.

Паломнические поездки к Свято-Покровскому женскому монастырю в г. Киев

Киево-Покровский женский монастырь

Сегодня хочу вам рассказать об очень красивом месте в Киеве – Покровском женском монастыре. Об нем почти никогда не узнают туристы, приехавшие в Киев на выходные. Они бывают у Лавры, Софии Киевской, Михайловского и Владимирского соборов, но и не подозревают, что практически в центре есть не менее привлекательный представитель религиозной архитектуры.

Киево-Покровский женский монастырь начал строиться в 1889 году. На данный момент это действующий православный монастырь, который состоит из таких трех значительных объектов:

  • Николаевский собор
  • Покровская церковь
  • Святые ворота

Николаевский собор

По моему мнению это самый красивый собор Киева!

В 1981 году на территории монастыря случился большой пожар. После него в тайне от советских властей шла реставрация Николаевского собора…

Николаевский собор официально считается самым крупным храмом Киева!

А вот как выглядит Киево-Покровский монастырь, если на него смотреть с одной из высоток возле ст. метро Лукьяновская:

Покровская церковь

Теперь хочу предоставить несколько своих прошлогодних фотографий симпатичной Покровской церкви:

Розовые тона стен отлично сочетаются с черными куполами и темно-зелеными крышами:

А перед Покровской церковью находится великолепная клумба с цветами:

\

Святые ворота

Святые ворота – это парадный въезд на территорию Киево-Покровского женского монастыря.

(фото взято из сервиса Яндекс.Карты)

А еще летом там очень красиво благодаря таким вот ярким клумбам:

Где находится Киево-Покровский монастырь?

Монастырь расположен по адресу Бехтеровский переулок, 15. Добраться туда можно по улице Артема пешком или на троллейбусах №16, 18 от ст. м. Лукьяновская. На тех же троллейбусах можно ехать в обратном направлении с Майдана Незалежности.

Виталий

Создатель, автор и главный редактор блога «Жизнь в Киеве».

Похожие статьи для Вас:

Как доехать до Свято-Покровский Женский Монастырь в Khoyniki на автобусе?

Общественный транспорт до Свято-Покровский Женский Монастырь в Khoyniki

Не знаете, как доехать до Свято-Покровский Женский Монастырь в Khoyniki, Беларусь? Moovit поможет вам найти лучший способ добраться до Свято-Покровский Женский Монастырь от ближайшей остановки общественного транспорта, используя пошаговые инструкции.

Moovit предлагает бесплатные карты и навигацию в режиме реального времени, чтобы помочь вам сориентироваться в городе. Открывайте расписания, поездки, часы работы, и узнайте, сколько займет дорога до Свято-Покровский Женский Монастырь с учетом данных Реального Времени.

Ищете остановку или станцию около Свято-Покровский Женский Монастырь? Проверьте список ближайших остановок к пункту назначения:
Консервный Завод.

Вы можете доехать до Свято-Покровский Женский Монастырь на автобусе. У этих линий и маршрутов есть остановки поблизости:
(Автобус) 218

Хотите проверить, нет ли другого пути, который поможет вам добраться быстрее? Moovit помогает найти альтернативные варианты маршрутов и времени. Получите инструкции, как легко доехать до или от Свято-Покровский Женский Монастырь с помощью приложения или сайте Moovit.

С нами добраться до Свято-Покровский Женский Монастырь проще простого, именно поэтому более 930 млн. пользователей доверяют Moovit как лучшему транспортному приложению. Включая жителей Khoyniki! Не нужно устанавливать отдельное приложение для автобуса и отдельное приложение для метро, Moovit — ваше универсальное транспортное приложение, которое поможет вам найти самые обновленные расписания автобусов и метро.

ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ — Свято-Покровский-Михайловский женский монастырь г.Каменское (Днепродзержинск)

О ПОСЕЛЕНИЯХ РОМАНКОВО И АУЛЫ В ИСТОРИЧЕСКОЙ МЕСТНОСТИ КАМЕНСКОЕ-ВЕРХНЕДНЕПРОВСК

К вопросу о возникновении и развитии населенных пунктов Романково и Аулы в исторической местности Верхнего Надпорожья

To the question of the origin and development of Romankovo and Auly settlements in the historical district of Verkhny Nadporozhye

На основе анализа картографических и других источников представлена попытка проследить связь бывших казацких поселений Романково и Аулы в процессе их становления.

До настоящего времени вопрос о времени возникновения и становления бывших казацких поселений Романково и Аулы остается открытым, поскольку данные достаточно противоречивы [1-5]. Д. Яворницкий писал: “Начало села Романково не поднимается раньше второй половины XVII ст. …” [1, c. 34]. На сайте «История Днепродзержинска» отмечается: «В начале XVII века на древнем Торжанском пути возникло село Романково» [2]. Разумеется, содержание сайта не является серьезной научной информацией, но эта информация, к сожалению, является общедоступной. Современный историк Н. Буланова в известной работе [3, c. 13] отмечает: «спочатку в межах сучасного міста (Кам’янського – авт.) виникло село Романкове в першій половині XVIIІ ст.».

В академическом издании Института истории Академии наук УССР [4, c. 351] сообщается следующее: «Населенный пункт (Аулы – авт.), входивший с крепостью Романково в состав Кодацкой паланки, впервые упоминался в письменных источниках, относившихся к середине XVII в. ». Что касается так называемой «устной истории», то имеется свидетельство жителя села Аулы Г. Карпенко, записанное историком Я. Новицким 02.07.1889 г. [5, с. 180]. Г. Карпенко 1805 года рождения сообщил историку: «Наша слобода (село Аулы – авт.) завелась прі Катерині (Екатерина II-я, российская императрица, на престоле с 1762 по 1796 год – авт.)». О Романкове Г. Карпенко сказал: «…, то слобода велика і давня, там була тоді стара запорозька церква» [5, c.181]. Кстати, сам Я.П. Новицкий (1847-1925), известный историк запорожского края, был уроженцем села Аулов.

Исходя из приведенного выше краткого обзора просматривается необходимость дальнейшего углубленного изучения вопроса о возникновении и становлении связанных между собой размещением и развитием населенных пунктов. Изучая истоки топонима Романів-Романкове С. Семенча [6] писал о том, «… що Романкове було первістком колонізації краю після довгого періоду татарської загрози. Терени були пусті і незаселені. Закономірність колонізаційного процесу полягає у тому, що коли на нові землі приходять люди, вони обирають спершу найкращі, найзручніші, найвигідніші зпобутової точки зору місця. Семе таким був Романів пагорб на березі Дніпра. Перевага місцевості полягала в тому, що пагорб (174 м. над рівнем моря, що якнайменше на 100 м. вище за будь-яку відмітку на протилежному, лівому боці) присунутий до берегової лінії, а біля його підніжжя з прадавня існувала переправа. Вона пролягала транзитом повз острів. Оскільки і острів, і пагорб мали спільну назву, це змушує думати, що в уяві тодішніх людей вони обидва сприймалися як дещо спільне, як комплекс. Дійсно, повз острів і пагорб пролягав шлях, що тягнувся водовж річки Базавлук в бік Криму. Отже зауважимо, що топонім виник не деінде, а на перехресті Дніпра і кримського шляху… Так велося аж доти, доки наприкінці XVII ст. не виникло поселення. Воно перебрало на себе топонім і віттоді з ним сталася певна мутація: з огляду на більш часте і регулярне вживання, одна форма поступово (але достатньо швидко) витіснила іншу, а відтак залишилось тільки “Романково”».

В приведенной цитате рядом с вполне обоснованными соображениями имеются такие, которые заслуживают замечаний и уточнений. Во-первых, осподствующая высота (автор указывает отметку 174 м. над уровнем моря) в условиях засушливого климата совершенно неприемлема с бытовой точки зрения, тем более в конце XVII века. Колонизация степной части Украины как естественная «снизу», так и официально организованная «сверху», происходила исключительно по руслам рек, где имелись вода, пастбища с луговым режимом водообеспечения, а также низменные участки речной проймы, пригодные для заселения. Классический пример – заселение немцами меннонитами земель Войска Запорожского в эпоху Екатерины II. А вот то, что Романова возвышенность в конкретном месте была наилучшей, наиболее удобной для строительства укрепления и обороны, сомнений быть не может. Во-вторых, следовало бы уточнить, что шлях, который тянулся мимо (укр.: повз) холма и острова был правобережной веткой крымского шляха, так называемым Крюковским шляхом, который использовался реже левобережной ветки Крымского, причем Крюковский шлях при необходимости мог пересекаться руслом Днепра не только около Романовых холма и острова, но и на других переправах. Тем не менее автор работы [6] прав – Романково «приватизировало» забытый топоним, появившись рядом с известными Романовыми курганом и островом. Для рассмотрения вопроса о возникновении и развитии населенных пунктов наиболее представительным документом являются топографические карты. Эти карты составлялись для ведения войны и содержали наиболее объективную информацию о состоянии населенных пунктов на момент составления карты. Поскольку от размеров селений, численности жителей зависело удовлетворение потребностей армии в провианте, корме для лошадей – основной тягловой силы войны в XVIII-XIX веках и, в конечном счете, в человеческом ресурсе. В то же время епархиальная статистика не всегда могла быть точной – желание некоторых священников построить или обновить церковь приводило к соблазну численно увеличить свой приход за счет ближайших населенных пунктов. Принимая во внимание растянутость селений прошлого нельзя не учитывать факты обращения селян к священникам не по официальному месту проживания, а по месту нахождения ближайшей церкви.

Рассмотрение фрагментов карты Ф. Шуберта (рис. 1) показывает, что Романково (738 дворов) в первой половине XIX века было крупнейшим селом на правобережье среднего и нижнего Днепра. Для сравнения правобережные города Чигирин и Александрия по данным той же карты имели по 665 и 671 дворов соответственно. Кстати, левобережный Александровск имел 668 дворов. Каковы же объективные причины возникновения столь крупного населенного пункта?

Рис. 1. Поселение Романково и некоторых населенных пунктов в первой половине XIX века на фрагментах карты Ф. Шуберта 1842 года (квадрат XLVII)

Несомненно первой причиной колонизации местности будущего Романково явилась близость Романового кургана [7], естественной, а в дальнейшем и обустроенной крепости, где было можно скрыться от неприятельских набегов. Второй причиной следует назвать существование древней переправы у подножия кургана. Известно, что обслуживание переправ приносило в казну Коша Запорожского немалые деньги. В дальнейшем после ликвидации Запорожской Сечи переправа дала рабочие места романковским поселенцам. Третья причина также экономическая – наличие на левобережье мощной в экономическом отношении бывшей Протовчанской паланки. Достаточно отметить, что в то время местечко Петриковка (1206 дворов) была сравнима с губернским городом Екатеринославом (1222 двора) (см. карту Ф. Шуберта, квадрат XLVII).
Соседняя с Петриковской Чаплинка (697 дворов) была крупнее правобережных городов Чигирина и Александрии. Оживленная торговля между развитым левобережьем и развивающимся правобережьем былавозможной благодаря Романовой переправе. В результате действия перечисленных факторов в конце XVII, в XVIII веке и начале XIX получило развитие тяготевшее к переправе Романково [8, c. 33], верхнее северозападное Романково (будущие Аулы), которое по праву можно назвать Романково 1, а не Романково 2, как это названо в официальном источнике [9, c. 21]. В середине XIX века ситуация кардинально меняется – при сравнительно небольшом увеличении числа дворов в Романково (до 780) происходит существенное перераспределение в сторону нижней (восточной) части села (рис. 2). Это перераспределение было обусловлено смещением вектора экономических интересов с левобережья на правобережье, пережившее активную стадию колонизации. От Киева до Екатеринослава возникло пароходное судоходство по Днепру, усилившее товарообмен между населенными пунктами Верхнего и Среднего Приднепровья. Сверху от Романкового по течению реки резко укрупнились Верхнеднепровск (520) дворов), Пушкаревка (600 дворов), Бородаевка (640 дворов), такие же изменения произошли и в нижнем течении, например в Диевке, насчитывалось 740 дворов.

Рис. 2. Обособление верхней и нижней частей Романково на специальной карте Европейской России 1865 года. Карта И. Стрельбицкого, фрагмент квадрата 47

Отличием карты 1865 г. (рис. 2) от карты Ф. Шуберта 1842 г. является появление незаселенной границы между частями Романково, что свидетельствовало об обособлении поселений. Обособление было вызвано особенностями географического положения частей села и разновекторностью экономических интересов. Так верхняя часть тяготела к достаточно развитой Верхнеднепровской агломерации – 4 ярмарки в год в Верхнеднепровске, 3 ярмарки в Домоткани и т.д. Кроме того сказывалось положительное влияние действовавшей переправы. Нижняя часть была ориентирована на низовое и криничанское южное направление, отличающееся превосходными нетронутыми черноземами. Так в Романковской волости в 1875 году были образованы три селянских общества – Аульское, Романковское и Новоселовское (криничанское направление) [10, c. 127]. Интересный отличительный штрих в рассмотренных картах – немец Ф. Шуберт (составитель карты 1842 г.) назвал почтовую станцию на тракте Романковской, а украинец И. Стрельбицкий, выходец из Полтавской губернии (преемник Ф. Шуберта на посту руководителя Российского картографического комитета), назвал станцию Романовской (!). Оба этих замечательных человека внесли огромный вклад не только в геофизическое описание огромной страны, но и в ее историю. Общими моментами для исследуемых карт явились отсутствие топонима Аулы и существование двух церквей в разных частях Романково. Следовательно в периоде времени, отвечающему созданию карт в Романково, существовали два территориальных центра верхний (северо-западный) и нижний (восточный), что наложило отпечаток в последующем обособлении. Отсутствуют Аулы и на карте Екатеринославской губернии из “Атласа” А.А. Ильина 1876 г. Романково показано “целым” – заселенная “дуга” правого берега от верховья до низа по течению Днепра. Возникновение естественной межи, территориальная удаленность верхнего и нижнего Романково, поляризация экономических интересов послужили толчком к топонимическому разделению. В результате на карте 1890 года (рис. 3) в верхней части Романково появляется новый топоним – подселок Аулы. Интересно и то, что на этой карте снова отмечается слияние частей Романково и сближение нижней более заселенной части с селом Каменским. Процесс слияния и расширения был обусловлен интенсивным развитием ближнего Каменского – строительством Днепровского металлургического завода, появлением крупного рынка сбыта
сельхозяйственной продукции и новых рабочих мест. В связи с продажей огромного для села Каменского участка земли под застройку металлургического завода и ближайшей инфраструктуры земля в Романково дорожает – в результате происходит и слияние его частей и обоюдное сближение с Каменским.

Рис. 3. Слияние Романково с поселком Аулы на трехверстовой карте 1890 года, фрагмент квадрата XXVI-13

В таблице, приведенной ниже, показаны динамика роста Романково в XVIII-XIX веках.

Таблица. Статистические данные о развитии микроагломерации Романково-Аулы

Из рассмотрения статистических данных о развитии района видно, что официальное разделение частей старого Романково на два самостоятельных населенных пункта состоялось только лишь во второй половине XIX века. Немецкая карта 1943 года в какой-то мере отразила последствия политических и экономических потрясений первой трети XX века (рис. 4). Революция, гражданская война, коллективизация и индустриализация больше всего отразились на сугубо аграрной части Верхнего Романково-Аулах, что хорошо видно на приведенной карте. Между Романково и Днепродзержинском (Каменским) появилась широкая незаселенная межа. Площадь, занимаемая селом, осталась прежней, заселенность нижней части как в конце XX века была большей, чем верхняя часть. Название Аулы на карте отсутствует.

Рис. 4. Село Романково на немецкой трофейной карте 1943 года (квадрат Y 49) с ослабленной верхней частью и широкой межой между нижним Романковым и Днепродзержинском.

Серьезные антропогенные изменения являются отличительной характеристикой карты второй половины XX века. Обращает на себя внимание полное слияние Романково с Каменским (рис. 5), возникновение свободной территории на меже нижней части села Романково и верхней его частью (Аулы). Появление этой незанятой территории было обязано затоплением речной поймы Днепродзержинским водохранилищем, мест, где селение Романково тянулось вдоль плавней непрерывной полосой.

Рис. 5. Романково и Аулы на фрагменте карты Генштаба МО СССР 1986 года издания (квадраты М-36-129 и М-36-130)

О том, что Романково и Аулы имели в прошлом общую территорию красноречиво свидетельствует рассказ старожила села аулы Г. Карпенко, записанный Я. Новицким [5, c. 180]: «Біля Авул, от степу були байраки великі, а від Дніпра, — несходімі плавні, рибні озера та прогної. Байраки звали по запорожцях. Позаторік (1885г. – Я.Н.) зрубали Мамраків байрак – це діда мого, Мамрака, кишло: він там жив. Далі жили козаки: Чепа, Хита, Шкіль, Розан, Герасько, Лев; по їх прозвіщам названо і байраки – Чепин, Хитовий, Шкілевий, Розановий, Гераськовий, Левин. Були ще байраки … Сухенький – в Сухій бальці, Водяний – над почтовим щляхом, де була казенна почта, в Водяній бальці». Анализируя сообщение Г. Карпенко, следует выделить следующие моменты. Первый касается размещения природных объектов в исследуемой местности. Байрак (укр.) – облесненная балка Мамракова, точное ее верховье находится в современных Аулах. Далее рассказчик последовательно (с запада на восток) перечисляет байраки (балки) местности Романково, среди них узнаваемые, но несколько искаженные временем названия: Шкілевий, Розановий, Сухенький, Водяний. Второй момент касается корректности современных комментариев к искаженным названиям географических объектов. Традиционно в Украине названия балкам давали либо по ее физическим особенностях, например, Крутой Яр на Романовом кургане [7] (см. рис. 3), либо по фамилии (прозвищу) владельца, например, балка Мамракова в Аулах. Так, в словаре [14, c. 76] название Шкалевой балки объясняется тем, что в этой балке казаки шкаликами пили крепкие напитки. Возникает вопрос, в других местах запорожцы использовали другую посуду? Не трудно догадаться, что собственником балки с большой долей вероятности мог быть «голова села Романково» «старший запорожець Мирін Шкіль» [5, c. 181]. Такое же замечание касается так называемой в справочнике Разгонной балки [14, c. 73]. Возникает вопрос, почему старожил Аулов Г. Карпенко считал слободу Романкову другим, большим и давним населенным пунктом? Во-первых, Г. Карпенко был современником сложившегося топонимического и административного разделения когда-то целого населенного пункта. Во-вторых, на момент беседы с Л. Новицким нижнее Романково было крупнее бывшего верхнего (Аулов) (см. таблицу). В-третьих, в памяти потомка запорожцев сохранилась объективная информация о давности основания Романково. Достаточно отметить, что на европейских картах первой половины XVIII века в правобережном районе среднего Днепра отмечены только два населенных пункта Romankowa и Kodak. Одной из таких карт является издание 1740 года «Nova et Acurata Tartariae Eupopae seu Minoris et in specie Crimeae…».

В первой половине XIX века в Романково существовали два центра – в верхней части с каменной Свято-Троицкой церковью, построенной в 1816 году и рынком возле нее, работавшим по воскресеньям [9, c. 11] и в нижней части с деревянной церковью, освященной в 1793 году [11, c. 178, 179]. Карта Ф. Шуберта, созданная в 1826-1842 гг. зафиксировала факт более интенсивного развития верхнего Романково в XVIII веке – веке, предшествовавшем времени геодезической съемки и созданию карты. Вплоть до середины XX века эти старые центры раннего Романково (позднее Романково первое и Аулы) сообщались между собой кратчайшей дорогой, проходившей через плавни – Аульским шляхом, ныне затопленным Днепродзержинским водохранилищем. Только в периоды весенних разливов Днепра пользовались верхними дорогами большой протяженности. Центр нижнего Романково получил развитие в середине-конце XIX века, что хорошо просматривается на картах 1865 и 1890 г. (см. рис. 2 и 3). Застройка этого центра в основном была снесена в 60-х годах XX века в связи со строительством Среднеднепровской (Днепродзержинской) ГЭС и промышленных площадок для обеспечения этого строительства.

Третий центр, получивший развитие в конце XX века и существующиу и поныне как западная часть нижнего Романково и современного Каменского, украшает церковь недавней постройки. Эта церковь Свято-Покровского женского монастыря отличается удачным архитектурным решением в стиле украинского барокко. По данным Н. Булановой [12, c. 89] в этой местности, получившей название Прихвостье, находилась Романковская земская двухклассная школа и Свято-Покровская православная церковь, построенная в середине XIX ст. Здание земской школы сохранилоси и по ныне, а вот со старой церковью многое не ясно. Ни на карте И. Стрельбицкого, ни на карте 1890 года церковь в этой местности не указана, что может свидетельствовать о следующих обстоятельствах – либо церковь была низкой и не выделялась из общей застройки, либо ее не было. Надо заметить, что на военных картах все высотные ориентиры – церкви, башни, ветряки – отмечались обязательно. Например, на карте 1890 г. в Аулах показано 8 ветряков, в Романково только 5, поскольку в этом селе использовались также лодейные водяные мельницы. А. Харлан, изучавший местонахождение казацких культовых сооружений в бывшем поселении Романково, отмечал [15]: «До Свято-Успенської церкви була приписана Покровська церква. Не відомо, з якого матеріалу вона була збудована і коли. Також залишається нез’ясованим місце її розташування».

К существовавшей в прошлом в территориальных пределах исторического Романково трем центрам (верхнее Романково-Аулы, Прихвостье и Богушивка) в 50-6-е годы XX века добавился еще один (современный микрорайон у школы № 28 и рынка). Этот микрорайон обязан своим появлением массовой застройке, вызванной переселением жителей Романково как из зоны затопления, так им с бывших Богушивки и Заборы (улиц Речной, Льва Толствого, Владимира Логинова — бывшая Павлика Морозова), а также территории современного поселка Энергетиков. Толчком к развитию и обустройству микрорайона послужило строительсво трамвайной линии от цемзавода до улицы Одесской. Несмотря на относительно недавнее появление на карте этот район современного Каменского сохранил в какой-то мере сельскую самобытность, особенно в районе Самышиной балки.

ВЫВОДЫ

1. История развития микроагломерации Романково-Аулы нуждается в пересмотре с привлечением новой информации.
2. Согласно картографической экспертизе и анализу других источников информации первым поселением в исторической местности Романково следует считать населенный пункт, существовавший поблизости от Романовых кургана, острова и переправы. Этот населенный пункт, в основном перемещенный вверх от уреза воды старого русла Днепра (в связи с угрозой зотопления при наполнении чаши Днепродзержинского водохранилища в 1963-1964 гг. ) является поселком городского типа Аулы Криничанского района (Романково 2 по имперской регистрации [9, c. 21).
3. В процессе развития микроагломерации Романково-Аулы существовали три территориально удаленных друг от друга центра. Первый из них сохранился, правда в смещенном виде в п.г.т. Аулы Криничанского района. Второй, наиболее развитой, в конце XIX – начале XX века (нижнее Романково – территория Богушивки — Заборы) ликвидирован в 50-60-х годах XX века в связи со строительством ГЭС и превращен в промышленную зону. Третий центр местности бывших Прихвостья и Жабивки, насмотря на частичное затопление в начале 60-х годов XX века, развивается до настоящего времени. Этот центр известен нахождением в нем средней школы № 27 и Свято-Покровской церкви. Ликвидация бывшего административного и культурного центра нижнего Романково в 50-60-х годах XX века привела к появлению нового четвертого центра в районе школы № 28 и местного рынка.

Библиографический список:

1. Яворницкий Д. И. Запорожье в остатках старины и преданиях народа. – СПб.: Изд-е Л.Ф. Пантелеева. – 1988. – Ч. 1. – 294 с.
2. Статья «История Днепродзержинска». – Режим доступа: http://ukrainian.su/dneprodzerzhinsk/istoriya-dneprodzerzhinska.html 
3. Буланова Н.М. Земні сілуети віри. Історія храмів Кам’янського (Дніпродзержинська). – Дніпропетровськ: Січ. – 200. – 110 с.
4. История городов и сел Украинской ССР. Том 4. Днепропетровская область. – К.: Главная редакция УСЭ АН УССР. – 1977. – 959 с.
5. Новицкий Я. Твори в 5-ти томах. Т. 2 – Запоріжжя: ПП “АА Тамдем”. – 2007. – 510 с.
6. Семенча С.Я. З історії міста Дніпродзержинськ: до витоків топоніму Романів-Романкове // Наукові праці історичного факультету Запорізького національного університету. – 2012. – Вип. XXXIV. – C.37-43.
7. Крячко Г.Ю., Валуева Н.Н. О местонахождении некоторых географических объектов в исторической местности Каменское-Романково-Верхнеднепровск. – Режим доступа: http://disksport.com/index.php/istoriya/4959-o-mestonakhozhdenii-nekotorykhgeograficheskikh-ob-ektov-v-istoricheskoj-mestnosti-kamenskoeromankovo-verkhnedneprovsk 
8. Скальковський А.О. Історія Нової Січі, або останнього Коша Запорозького: пер. с рус. / Аполлон Олександрович Скальковський;Наук. ред., передмова Г.К. Швидько; Пер. Т.С. Завгородня. –Дніпропетровськ: Січ. – 1994. – 678 с.
9. Волости и важнейшие селения Европейской России. Издание Центрального Статистического камитета. Выпуск VIII. Губернии Новороссийской группы. – СПб. – 1886. – VI. – 157 c.
10.Материалы для оценки земель Екатеринославской губернии. – Т. 1 Екатеринославский уезд. – Издание Екатеринославской Губернской Земской Управы. Екатеринослав. Товарищество «Печатня С.П. Яковлева». – 1899. – 588 с.
11.Макаревский Ф. Матеріали для історико-статистичного опису Катеринославської Єпархії. Церкви та приходи минулого XVIII століття. – Д.: Дніпрокнига. – 2000. – 1080 с.
12.Буланова Н.М. Кам’янські етюди в стилі ретро. – Видання друге,оновлене і доповнене. – Дніпропетровськ: ІМА-прес, 2011. – 240 с.
13.Списки населенных мест Российской империи [Вып. 13]: Екатеринославская губерния с Таганрогским градоначальством … по сведениям 1859 года / обраб. Ред. И. Вильсоном. – СПб.: Изд. Центр. Стат. ком. Мин. Внутр. Дел. – 1863.- XXIX, 151 c. 1 л.к.
14.Кам’янське та його околиці середини XVIII – початки XX ст.: топонімічний словник / [авт.-упорядник Н.М. Буланова, О.М. Самойленко, Л.А. Кравцова]. – Дніпропетровськ: ІМА-прес, 2010. – 108 c.
15.Харлан О.В. Місцезнахоження козацьких культових споруд в колишньому поселенні Романково. – Режим доступу: http://disksport.com/index.php/istoriya/2945-mistseznakhodzhennya-kozatskikhkultoviikh-sporud-v-kolishnomu-poselennyu-romankovo 

Г.Ю. Крячко, Н.Н. Валуева

Крячко Геннадий Юрьевич – кандидат технических наук, доцент кафедры металлургии черных металлов ДГТУ (г. Каменское)

Київський Покровський жіночий монастир та Нікольський собор 08-05-2019 — Афіша Києва

Киевский Покровский женский монастырь и Никольский собор (Бехтеревский переулок, 15).

Основан 11 января 1889 года великой княгиней Александрой Петровной Романовой (в девичестве Александра-Фредерика-Вильгельмина Ольденбургская, в иночестве — Анастасия).

Монастырь ныне действующий. Имеет прекрасную открытую территорию для прогулок.

В 1881 году великая княгиня Александра Петровна, будучи изгнанной из дома своим супругом, поселилась в Киеве, где приступила к осуществлению своей идеи создания монашеской общины. Последняя задумывалась ею не только как женский монастырь, но и как лечебное учреждение для бедных.

Великой княгине удалось реализовать задуманное, пожертвовав новому монастырю все свои средства (часть средств пожертвовала также её семья).

В течение примерно 20 лет (1889—1911) на территории монастыря было построено около 30 зданий — церкви, церковно-приходская школа с общежитием, корпуса для сестёр, золотошвейные и иконописные мастерские, гостиница. В том числе, были построены и лечебные учреждения — бесплатная больница с терапевтическим и хирургическим отделениями, приют для слепых и немощных. 

К слову, зачастую великая княгиня Александра Петровна сама ассистировала хирургам при операциях! 

Мало кто знает, но проектированием и строительством монастыря занимался тот самый Владимир Николаевич Николаев (1847-1911), епархиальный архитектор Киева, который позже стал архитектором Киево-Печерской лавры!

А вот  Никольский собор, который построен на территории Покровского монастыря, создавался по проекту самого сына великой княгини Александры Романовой, и построен он на средства известного украинского мецената Николая ТЕРЕЩЕНКО.

Закладка Никольского собора состоялась в 1896 году. И строился он целых 15 лет.

 
В войну, в  1943-1945 году, на территории собора работал госпиталь.

В 1981 году Никольский собор пострадал от пожара, случившегося от удара молнии в крышу.

В 1990-х годах, по чертежам, хранящимся в городском архиве, деревянный Покровский храм был перестроен в камне и расписан внутри, восстановлены его купола.