Святой борис и глеб: Святые Борис и Глеб. Страстотерпцы земли русской

Разное

Чем известны святые братья Борис и Глеб и о чем им молятся?

Сегодня, 6 августа, православная церковь и все верующие отмечают день памяти первых русских святых российских князей Бориса и Глеба, младших сыновей святого князя Владимира. Рожденные незадолго до крещения Руси, они были воспитаны в православной вере и в крещении носили имена Роман и Давид.

И так велика была их вера, так впечатлил их образ Христа, что, когда пришли к ним убийцы, подосланные их старшим братом, они не стали противиться злу и лить кровь, а отдали себя в жертву. Поэтому они прославлены как святые страстотерпцы. Это было 1004 года назад. А их старший брат Святополк, опасавшийся, что они станут оспаривать великокняжеский престол, и потому отдавший приказ убить их, с тех пор остался в истории под прозвищем «Окаянный».

Святым князьям молятся:

  • Об освобождении от зависти и ревности.
  • О сохранении юных в истинной вере, об избавлении их от искушений, нетерпимости и злости.
  • О даровании крепкой веры, на которую можно опираться в любых невзгодах.
  • Об укрощении вражды и злобы, о защите от недоброжелателей.
  • О решении сложной ситуации на работе, при конфликтах с коллегами и начальством.
  • О помощи тем, кто защищает Родину от нападок врагов, будь то военные, экономические, политические или идеологические атаки.
  • Об избавлении от болезней, особенно при слепоте и болезнях ног, так как известно множество свидетельств о чудесных исцелениях перед их иконами.
  • О душевной чистоте и внутренней гармонии.
  • О мире в семье, о согласии с родственниками и близкими.

Как погибли Борис и Глеб?

Эти смутные времена наступили сразу после смерти великого князя Владимира. Старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Борис же возвращался со своей дружиной из похода на печенегов. Получив весть о том, что брат Святополк самовольно занял престол, он принял это известие со смирением и распустил свою дружину, хотя бояре из числа старших дружинников и уговаривали его пойти в Киев и занять великокняжеский престол. Борис не хотел оспаривать решение Святополка, ему претила сама мысль о междоусобной войне.

Он был убит по приказу Святополка 6 августа 1015 года во время молитвы в своем шатре на берегу реки Альты в Киевской области. Князь погиб не сразу, первым закололи копьями его верного слугу Георгия Угрина, который бросился на его защиту. Перед смертью Борис сказал убийцам: «Братья, приступивши – заканчивайте службу свою. И да будет мир брату моему и вам, братья!».

Глеб же по приказу отца княжил в то время в Муроме. Ему заранее донесли, что Святополк отправил к нему воинов и ему грозит смерть. Но, как и Борис, он решился принять ее, поскольку кровопролитная междоусобная война со старшим братом была для него страшнее смерти. Как и Борис, он не оказал сопротивления посланным к нему воинам. Его убийство произошло 9 сентября 1015 года рядом со Смоленском, в месте, где река Смядынь, впадая в Днепр, образует небольшую, удобную для остановки судов бухту.

В чем состоит их святость?

«До нас дошли несколько источников, повествующие о Борисе и Глебе, и они немного по-разному расставляют акценты, – говорит доктор филологических наук, ученый секретарь Свято-Филаретовского православно-христианского института, специалист по истории церкви Юлия Балакшина. – Есть «Чтение о житии Бориса и Глеба», а есть «Сказание о Борисе и Глебе». «Чтение», которое было менее популярно на Руси, говорит о том, что они не оказали сопротивления своему брату из нежелания увеличивать междоусобицу на Руси, разрушать эти родовые отношения. Это одна мотивировка. Вторая мотивировка, которая предлагается «Сказанием», говорит о том, что для них было важнее подражание Христу. Они оказались в ситуации, когда могли принять свою смерть как добровольную жертву в подражание подвигу Христа».

Русь к этому моменту еще совсем недавно приняла христианство, и совсем недавно перед взором русских людей встал лик Христа, его подвиг и жизненный путь. И вот, Борис и Глеб были настолько вдохновлены этим евангельским идеалом, образом и обликом Спасителя, что они захотели закончить свою жизнь, подражая Христу – принести эту добровольную жертву. По словам Юлии Балакшиной, это и стало новым особым чином, особым духовным подвигом страстотерпчества, смысл которого в том, чтобы, не увеличивая зло на этом и без того зараженном злом свете, увеличивать силу любви.

Почему этот тип святости современным людям кажется не очень понятным?

«Мы все дети советского времени, когда героем считался носитель силы, но силы не духовной, а силы как мощного физического, даже природного начала, которое поворачивает реки вспять, вспахивает огромные пространства и так далее. Красота подвига добровольной жертвы собой оказалась утрачена, потому что была утрачена вера, был утрачен евангельский идеал, и было уничтожено национальное начало. Другой, триумфалистский тип человека вышел на первое место в сознании людей», – объясняет Юлия Балакшина.

Но это видится наследием именно советского времени. Люди, которые жили в русской эмиграции и, в отличие от советских, сохранили национальную традицию, как раз очень тонко чувствовали эту красоту немощи, эту силу внешнего поражения, которое оборачивается духовной, внутренней победой.

«Мы привыкли, что на внешнюю силу можно отвечать только силой, на насилие – насилием, – говорит историк церкви. – Но такой ответ эту цепочку делает бесконечной: на одну злую силу непременно найдется другая. И в какой-то момент действие этой силы зла нужно прервать и остановить. И сделать это можно только силой еще большей, чем эта разрушительная энергия. И такой силой является сила любви – любви к другому человеку, любви к Богу, любви ко Христу. И как раз в этих людях, Борисе и Глебе, судя по всему, нашлась эта сила любви, которая оказалась выше инстинкта самосохранения, выше желания отомстить брату, восстановить справедливость и так далее. Их победа не в эту же минуту обнаружилась. Они были убиты, и власть досталась не им. Но совершенно очевидно, что духовная победа – в веках, в русской душе, в истории России – осталась за ними».

житие, икона, молитва, о чем молятся

Князей Бориса и Глеба называют первыми русскими святыми? Борис и Глеб — князья-страстотерпцы, подражавшие подвигу угодников Божиих.

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.

Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Борис и Глеб отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Так повествует об этом летопись (перевод Д.Лихачева): «Когда Борис, выступив в поход и не встретив врага, возвращался обратно, прибыл к нему вестник и поведал ему о смерти отца. Рассказал он, как преставился отец его Василий (этим именем назван был Владимир в святом крещении) и как Святополк, утаив смерть отца своего, ночью разобрал помост в Берестове и, завернув тело в Ковер, спустил его на веревках на землю, отвез на санях поставил в церкви святой Богородицы. И как услышал это святой Борис, стал телом слабеть и все лицо его намокло от слез, обливаясь слезами, не в силах был говорить. Лишь в сердце своем так размышлял: «Увы мне, свет очей моих, сияние и заря лица моего, узда юности моей, наставник неопытности моей! Увы мне, отец и господин мой! К кому прибегну, к кому обращу взор свой? Где еще найду такую мудрость и как обойдусь без наставлений разума твоего? Увы мне, увы мне! Как же ты зашло, солнце мое, а меня не было там! Был бы я там, то сам бы своими руками честное тело твое убрал и могиле предал. Но не нес я доблестное тело твое, не сподобился целовать твои прекрасные седины. О блаженный, помяни меня в месте упокоения твоего! Сердце мое горит, душа моя разум смущает, и не знаю, к кому обратиться, кому поведать эту горькую печаль? Брату, которого я почитал как отца? Но тот, чувствую я, о мирской суете печется и убийство мое замышляет. Если он кровь мою прольет и на убийство мое решится, буду мучеником перед Господом моим. Не воспротивлюсь я, ибо написано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». И в послании апостола сказано: «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец». И еще: «В любви нет страха, совершенная любовь изгоняет страх». Поэтому, что я скажу, что сделаю? Вот пойду к брату моему и скажу: «Будь мне отцом — ведь ты брат мой старший. Что повелишв мне, господин мой?»

И помышляя так в уме своем, пошел к брату своему и говорил в сердце своем: «Увижу ли я хотя бы братца моего младшего Глеба, как Иосиф Вениамина?» И решил в сердце своем: «Да будет воля Твоя, Господи!» Про себя же думал: «Если пойду в дом отца своего, то многие люди станут уговаривать меня прогнать брата, как поступал, ради славы и княжения в мире этом, отец мой до святого крещения. А все это преходящее и непрочно, как паутина. Куда я приду по отшествии своем из мира этого? Где окажусь тогда? Какой получу ответ? Где скрою множество грехов своих? Что приобрели братья отца моего или отец мой? Где их жизнь и слава мира сего, и багряницы, и пиры, серебро и золото, вина и меды, яства обильные, и резвые кони, и хоромы изукрашенные, и великие, и богатства многие, и дани и почести бесчисленные, и похвальба боярами своими. Всего этого будто и не было: все с ними исчезло, и ни от чего нет подспорья — ни от богатства, ни от множества рабов, ни от славы мира сего. Так и Соломон, все испытав, все видев, всем овладев и все собрав, говорил обо всем: «Суета сует — все суета!» Спасение только в добрых делах, в истинной вере и в нелицемерной любви».

Идя же путем своим, думал Борис о красоте и молодости своей и весь обливался слезами. И хотел сдержаться, но не мог. И все видевшие его тоже оплакивали юность его и его красоту телесную и духовную. И каждый в душе своей стенал от горести сердечной, и все были охвачены печалью.

Кто же не восплачется, представив перед очами сердца своего эту пагубную смерть?

Весь облик его был уныл, и сердце его святое было сокрушено, ибо был блаженный правдив и щедр, тих, кроток, смирен, всех он жалел и всем помогал.

Так помышлял в сердце своем богоблаженный Борис и говорил: «Знал я, что брата злые люди подстрекают на убийство мое и погубит он меня, и когда прольет кровь мою, то буду я мучеником перед Господом моим, и примет душу мою Владыка». Затем, забыв смертную скорбь, стал утешать он сердце свое Божьим словом: «Тот, кто пожертвует душой своей ради меня и моего учения, обретет и сохранит ее в жизни вечной». И пошел С радостным сердцем, говоря: «Господи Премилостивый, не отринь меня, на тебя уповающего, но спаси душу мою!»

Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса — Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела — Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так — без сопротивления погибнуть от рук убийц?

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, — замечает преподобный Нестор Летописец, — как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19).

В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка.

Обратимся вновь к летописи: «Блаженный же Борис возвратился и раскинул свой стан на Альте. И сказала ему дружина: «Пойди, сядь в Киеве на отчий княжеский стол — ведь все воины в твоих руках». Он же им отвечал: «Не могу я поднять руку на брата своего, к тому же еще и старейшего, которого чту я как отца». Услышав это, воины разошлись, и остался он только с отроками своими. И был день субботний. В тоске и печали, с удрученным сердцем вошел он в шатер свой и заплакал в сокрушении сердечном, но с душой просветленной, жалобно восклицая: «Не отвергай слез моих, Владыка, ибо уповаю я на тебя! Пусть удостоюсь участи рабов Твоих и разделю жребий со всеми Твоими святыми, ты Бог милостивый, и славу Тебе возносим вовеки! Аминь».

Вспомнил он о мучении и страданиях святого мученика Никиты и святого Вячеслава, которые были убиты так же, и о том, как убийцей святой Варвары был ее родной отец. И вспомнил слова премудрого Соломона: «Праведники вечно живут, и от Господа им награда и украшение им от всевышнего». И только этими словами утешался и радовался.

Между тем наступил вечер, и Борис повелел петь вечерню, а сам вошел в шатер свой и стал творить вечернюю молитву со слезами горькими, частым воздыханием и непрерывными стенаниями. Потом лег спать, и сон его тревожили тоскливые мысли и печаль горькая, и тяжелая, и страшная:, как претерпеть мучение и страдание, и окончить жизнь, и веру сохранить, и приуготовленный венец принять из рук вседержителя. И, проснувшись рано, увидел, что время уже утреннее. А был воскресный день. Сказал он священнику своему: «Вставай, начинай заутреню». Сам же, обувшись и умыв лицо свое, начал молиться к Господу Богу.

Посланные же Святополком пришли на Альту ночью, и подошли близко, и услышали голос блаженного страстотерпца, поющего на заутреню Псалтырь. И получил он уже весть о готовящемся убиении его. И начал петь: «Господи! Как умножились враги мои! Многие восстают на меня» — и остальные псалмы до конца. И, начавши петь по Псалтыри: «Окружили меня скопища псов и тельцы тучные обступили меня», продолжил: «Господи Боже мой! На тебя я уповаю, спаси меня!» И после этого пропел канон. И когда окончил заутреню, стал молиться, взирая на икону господню и говоря: «Господи Иисусе Христе! Как ты, в этом образе явившийся на землю и собственною волею давший пригвоздить себя к кресту и принять страдание за грехи наши, сподобь и меня так принять страдание!»

И когда услышал он зловещий шепот около шатра, то, затрепетал, и потекли слезы из глаз его, и промолвил: «Слава тебе, Господи, за все, ибо удостоил меня зависти ради принять сию горькую смерть и претерпеть все ради любви к заповедям твоим. Не захотел ты сам избегнуть мук, ничего не пожелал себе, последуй заповедям апостола: «Любовь долготерпелива, всему верит, не завидует и не превозносится». И еще: «В любви нет страха, ибо истинная любовь изгоняет страх». Поэтому, Владыка, душа моя в руках твоих всегда, ибо не забыл я твоей заповеди. Как господу угодно — так и будет». И когда увидели священник Борисов и отрок, прислуживающий князю, господина своего, объятого скорбью и печалью, то заплакали горько и сказали: «Милостивый и дорогой господин наш! Какой благости исполнен ты, что не восхотел ради любви Христовой воспротивиться брату, а ведь сколько воинов держал под рукой своей!» И, сказав это, опечалилась.

И вдруг увидел устремившихся к шатру, блеск оружия, обнаженные мечи. И без жалости пронзено было честное и многомилостивое тело святого и блаженного. Христова страстотерпца Бориса. Поразили его копьями окаянные: Путьша, Талец, Елович, Ляшко. Видя это, отрок его прикрыл собою тело блаженного, воскликнув: «Да не оставлю тебя, господин мой любимый, — где увядает красота тела твоего, тут и я сподоблюсь окончить жизнь свою!»

Был же он родом венгр, по имени Георгий, и наградил его князь золотой гривной [*], и был любим Борисом безмерно. Тут и его пронзили, и, раненный, выскочил он в оторопе из шатра. И заговорили стоящие около шатра: «Что стоите и смотрите! Начав, завершим поведенное нам». Услышав это, блаженный стал молиться и просить их, говоря: «Братья мои милые и любимые! Погодите немного, дайте помолиться богу». И воззрев на небо со слезами, и вознося вздохи горе, начал молиться такими словами: «Господи Боже мой многомилостивый и милостивый и премилостивый! Слава Тебе, что сподобил меня уйти от обольщений этой обманчивой жизни! Слава Тебе, щедрый дарователь жизни, что сподобил меня подвига достойного святых мучеников! Слава тебе, Владыка-Человеколюбец что сподобил меня совершить сокровенное желание сердца моего! Слава Тебе, Христос, слава безмерному, Твоему милосердию, ибо направил ты стоны мои на правый путь! Взгляни с высоты святости твоей и узри боль сердца моего, которую претерпел я от родственника моего — ведь ради Тебя умерщвляют меня в день сей. Меня уравняло с овном, уготованным на убой. Ведь Ты знаешь, Господа, не противлюсь я, не перечу и, имев под своей рукой, всех воинов отца моего и всех, кого любил отец мой, ничего не замышлял против брата моего. Он же сколько мог воздвиг против меня. «Если бы враг поносил меня — это я стерпел бы; если бы ненавистник мой клеветал на меня, — укрылся бы от него». Но ты, Господи, будь свидетель и сверши суд между мною и братом моим и не осуждай их, Господи, за грех этот, но прими с миром душу мою. Аминь».

И, воззрев на своих убийц горестным взглядом, с осунувшимся лицом, весь обливаясь слезами, промолвил: «Братья, приступивши — заканчивайте порученное вам. И да будет мир брату моему и вам, братья!»

И все, кто слышал слова его, не могли вымолвить ни слова от страха и печали горькой и слез обильных. С горькими воздыханиями жалобно сетовали и плакали, и каждый в душе своей стенал: «Увы нам, князь наш милостивый и блаженный, поводырь слепым, одежда нагим, посох старцам, наставник неразумным! Кто теперь их всех направит? Не восхотел славы мира сего, не восхотел веселиться с вельможами честными, не восхотел величия в жизни сей. Кто не поразится столь великому смирению, кто не смирится сам, видя и слыша его смирение?»

И так почил Борис, предав душу свою в руки Бога Живого в 24-й день месяца июля, за 9 дней до календ августовских.

Перебили и отроков многих. С Георгия же не могли снять гривны и, отрубив голову ему, отшвырнули ее прочь. Поэтому и не смогли опознать тела его.

Блаженного же Бориса, обернув в шатер, положили на телегу и повезли. И когда ехали бором, начал приподнимать он святую голову свою. Узнав об этом, Святополк послал двух варягов, и те пронзили Бориса мечом в сердце. И так скончался, восприняв неувядаемый венец. И, принесши тело его, положили в Вышгороде и погребли в земле у церкви святого Василия.»

Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

«С того времени, — пишет летописец, — затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, — святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008-1035).

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым. Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.

Читайте также:

  • Молитва
  • Мы — не мученики

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Праведные князья и страстотерпцы Борис и Глеб России

24 июля / 6 августа

Святые благоверные князья и страстотерпцы Борис и Глеб (в святом крещении Роман и Давид) были первыми русскими святыми, канонизированными как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015 г.). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны благочестивыми христианами. Борис, старший из двух братьев, получил прекрасное образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием у преподобного Бориса появилось горячее желание подражать духовным подвигам достойных Божиих, и он часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.

Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе со своим братом и разделял его стремление посвятить свою жизнь исключительно служению Богу. Оба отличались благотворительностью и искренней добротой, подражая примеру великого князя, равноапостольного святого Владимира, который был добр и милосерден в ответах на нужды нуждающихся, больных и нуждающихся.

Еще при жизни отца святому Борису была дарована власть над Ростовом. Управляя своим княжеством, он проявлял мудрость и смирение; его первой и главной заботой было твердо утвердить православную веру и привить своим гражданам благочестивый образ жизни. Молодой принц также прославился как отважный и талантливый воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир вызвал Бориса в Киев и велел ему выступить со своим войском против печенегов. После смерти равноапостольного князя Владимира его старший сын Святополк, находившийся в то время в Киеве, объявил себя великим князем киевским. В это время преподобный Борис возвращался из военного похода; ему не удалось вступить в бой с печенегами, которые, вероятно, отступили в страхе в степи. Он был очень опечален известием о смерти отца. Его дружина посоветовала ему идти в Киев и захватить престол, но, не желая междоусобной ссоры, святой князь Борис распустил свои войска, сказав: не подниму оружия на брата, особенно на старшего брата, которого Я должен считать себя отцом!»

Однако вероломный и властолюбивый Святополк не верил, что Борис искренен. Стремясь защитить себя от возможного соперничества своего брата и зная, что люди и военные встали на сторону его брата, он отправил убийц, чтобы убить его. Св. Борис был предупрежден о коварстве Святополка, но не скрылся; подобно мученикам первых веков христианской истории, он был готов умереть. В воскресенье 24 июля 1015 года убийцы нашли его в его палатке на берегу реки Альта во время утрени [Ортроса]. По окончании службы они ворвались в шатер и закололи его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса Георгий Угрин (венгерского происхождения) встал на защиту своего господина и был тут же убит. Святой Борис, однако, был еще жив. Выйдя из шатра, он стал усердно молиться, а потом сказал своим убийцам: «Придите, братия, докончите свое дело, и мир брату Святополку и вам». Затем один из них подошел и пронзил его своим копьем. Слуги Святополка отвезли тело Бориса в Киев. По пути они встретили двух варягов, посланных Святополком для ускорения дела. Они заметили, что Борис едва дышит, но еще жив. Затем один из них ударил его мечом в сердце. Тело святого страстотерпца было тайно перенесено в Вышгород и положено в храме св. Василия Великого.

После этого Святополк так же вероломно умертвил святого князя Глеба. Вероломно вызвав брата из своей губернии, Муромской, Святополк выслал телохранителей встретить и по пути убить святого Глеба. Князь Глеб уже узнал о смерти отца и о злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко опечаленный, он предпочел смерть войне против своего брата. Встреча святого Глеба с убийцами произошла под Смоленском, в устье реки Смядины.

Каким был подвиг, духовный подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл было им гибнуть от рук убийц, не оказывая сопротивления?

Жизни святых страстотерпцев были принесены в жертву любви, главной христианской добродетели. «Если кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец». (1 Иоанна 4:20). Святые братья сделали то, что для языческой Руси, привыкшей к актам кровавой мести, было еще незнакомо и непонятно. Они продемонстрировали, что даже под угрозой смерти нельзя воздавать злом за зло. «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить». (Матфея 10:28). Святые мученики Борис и Глеб отдали свою жизнь ради послушания, которое является основой духовной жизни человека, да и вообще любой жизни в обществе. Святитель Нестор Летописец замечает: «Видите ли, братия, как возвышенно послушание старшему брату? Если бы они противились, то вряд ли удостоились бы такого дара от Бога. покоряются старшим и убиваются за свое сопротивление, но им не дано получить благодать, которой удостоились принять эти святые.0005

Праведные князья-страстотерпцы не захотели ополчиться на брата своего, но Сам Господь отомстил властолюбивому насильнику: «Мне отмщение, Аз воздам…» (Римлянам 12, 19).

В 1019 году киевский князь Ярослав Мудрый, еще один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. Промыслом Божиим решающая битва произошла на поле у ​​реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, прозванный русским народом «Окаянным», бежал в Польшу и, подобно Каину, первому братоубийце, не мог нигде найти покоя и убежища. Летописцы сообщают, что даже от его могилы исходил смрад.

«С того времени, — пишет летописец, — утихла мятеж на Руси». Кровь Святых Братьев, пролитая для отвращения междоусобиц, стала благодатным семенем, укрепившим единство Руси. Праведных князей-страстотерпцев Бог не только прославил даром исцеления; они стали особыми заступниками, защищающими русские земли. Было много случаев их появления в периоды, когда наше Отечество переживало трудности, например, они явились святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242 г.), а великому князю Димитрию Донскому в день Ледового побоища. Куликово поле (1380 г.). Почитание св. Борис и Глеб начались довольно скоро после их смерти. Службу святым составил митрополит Киевский Иоанн I (1008-1035).

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы найти останки святого Глега, которые четыре года оставались непогребенными. Он предал их земле рядом с мощами св. князя Бориса в храме св. Василия Великого в Вышгороде. Через некоторое время эта церковь сгорела, но мощи их остались невредимыми и явились источником многих чудес. Некий варяг нечестиво стоял на могиле Святых Братьев, и вдруг пламя обожгло ему ноги. Хромой юноша, сын вышгородца, исцелился у мощей: св. Борис и Глеб явились юноше во сне и перекрестили его искалеченную ногу. Юноша проснулся и встал совершенно здоровым. Благочестивый князь Ярослав Мудрый построил на этом месте пятиглавую церковь; освящен 24 июня 1026 года митрополитом Киевским Иоанном и сонмом духовенства. Множество церквей и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям. Бориса и Глеба, фрески и иконы Страстотерпцев существуют во множестве храмов Русской Церкви.

История святых Бориса и Глеба. – Искусство России

Борис и Глеб были младшими и всеми любимыми сыновьями великого князя Владимира, правителя Киевской Руси, который в 988 году привел своих подданных к водам Святого Крещения. Два брата также были крещены, и тогда они получили христианские имена Роман и Давид.

Старший из двоих, Борис, был очень одаренным и научился читать и писать. Бориса особенно уважали в народе и солдатах. Его популярность вызывала горькую ревность у его старшего брата Святополка (известного в истории как «Окаянный»), презиравшего законы только что принятой христианской религии, столь дорогие его младшим братьям, ради удовлетворения своего необузданного честолюбия. Он видел в Борисе соперника на великокняжеское место, и когда Владимир умер, Святополк, не теряя времени, замышлял убийство своего брата.

Борис был послан отцом, чтобы отразить ожидаемый набег печенегов. Борис прекрасно знал о давней ненависти брата к нему и узнал в этом послании поцелуй Иуды. Молодой принц знал, что его жизни угрожает опасность. Размышляя над словами Евангелия: «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец» и «Возлюби врагов своих», — он решительно отверг совет дружинников своего отца, убеждавших Бориса изгнать непопулярный Святополк, обещая свою поддержку такому замыслу, «да не мне, — отвечал он, — поднять руку на брата моего. Теперь, когда мой отец скончался, пусть он займет место моего отца в моем сердце».

Узнав, что приближаются его убийцы, Князь обратился к иконе Спасителя и умоляюще помолился: «Господи Иисусе Христе, Ты принял Страсти Твои за грехи наши; дай и мне силу принять мою страсть». Когда убийцы ворвались в палатку, верный слуга Бориса Георгий, молодой венгр, встал между князем и нападавшими, пытаясь спасти жизнь своего господина. Слуга тотчас же был убит, а князь, тяжело раненный ударом копья, был привязан к брезентовой палатке и повезен на телеге в Киев. Когда Святополк узнал, что его брат еще жив, он послал двух варягов совершить кровавое дело, которое совершилось, когда один из них вонзил свой меч в сердце Бориса.

Следующей жертвой Святополка стал Глеб. Твой отец умер, а Святополк убил твоего брата».

Нанятые Святополком убийцы догнали Глеба на реке. Он знал, что он один является объектом преследования, и, как и его брат, Глеб призывал свою роту не оказывать вооруженного сопротивления, так как их было меньше, и все погибли. Глеб был убит собственным поваром, который, напуганный и доведенный до повиновения приспешниками Святополка, схватил молодого князя за голову и перерезал ему горло. Хотя Борис и Глоб не претерпели мученической смерти за свою веру (правильно их называют скорее страстотерпцами, чем мучениками), их добровольная и кроткая жертва во имя отвращения страданий других и сохранения христианского идеала оказала глубокое влияние на последующее развитие христианства на Руси.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts