Святой сербский: святитель Савва Сербский (Растко)
Содержание
святитель Савва Сербский (Растко)
12(25) января, 6(19) мая (Перенесение мощей), 30 августа (12 сентября) (Собор сербских святителей)
Святитель Савва, первый архиепископ Сербский, в миру Ростислав (Растко), был сыном самодержца Сербии Стефана Немани и Анны, дочери греческого императора Романа. С раннего детства он усердно посещал церковные службы и питал особую любовь к инокам. В семнадцатилетнем возрасте, встретив русского инока со Святой Горы Афон, Ростислав тайно оставил отчий дом и прибыл в русский Пантелеимонов монастырь. (По Промыслу Божию в год рождения святого – 1169 – древний монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона был отдан на вечное владение русским инокам.) Отец его, узнав, что сын на Афоне, снарядил целую дружину с верным воеводой и написал правителю области, куда входил Афон, что, если ему не вернут сына, он пойдет на греков войной. Прибыв в монастырь, воевода велел глаз не спускать с Ростислава. Во время вечернего Богослужения, когда упоенные вином воины уснули, Ростислав принял постриг (1186 г. ) и послал родителям свою мирскую одежду, волосы и письмо. Инок Савва сумел убедить своих державных родителей принять монашество. Отец преподобного (память преподобного Стефана, во иночестве Симеона, царя Сербского, 13 февраля) вместе с сыном подвизался в Ватопедской обители. На Афоне они обновили сербский Хилендарский монастырь, и эта обитель получила звание царской ставропигии. В Хилендарском монастыре преподобный Савва был посвящен в диакона и затем во пресвитера. В Солуни за свои иноческие подвиги на Святой Горе преподобный был удостоен сана архимандрита. В 1219 году в Никее на праздник Успения Пресвятой Богородицы Вселенский Патриарх Герман рукоположил архимандрита Савву в сан Архиепископа всей Сербии. При этом преподобный Савва испросил у греческого императора право ищущему достоинства архиепископа быть посвящаемым в Сербии собором епископов, что было очень важно для того времени частых войн между восточными и западными властителями. Прибыв из Никеи на Святую Гору, святитель в последний раз обошел все монастыри, поклонился всем церквам и, вспоминая блаженное житие пустынных отцов, в глубоком сокрушении простился с подвижниками, «исходя из Святой Горы, как бы из некоего Божественного рая». По пути с Афона, удрученный тяжестью разлуки со Святой Горой, святитель едва шел. Только слова явившейся святому во сне Пресвятой Богородицы – «имея Меня Споручницею к Царю всех, Сыну и Богу Моему, о сих ли еще скорбишь?» – вызволили его из уныния, переменив печаль на радость. В память об этом явлении святитель заказал в Солуни две большие иконы Спасителя и Божией Матери, поставленные им в церкви Филокалии. В Сербии деятельность Первосвятителя по устройству дел Церкви и отечества сопровождалась многочисленными знамениями и чудесами. Во время Литургии и всенощной, когда святитель приходил покадить над гробом своего отца, преподобного Симеона, святые мощи источали благоуханное миро. Ведя переговоры с венгерским королем Владиславом, объявившим войну Сербии, прославленный небесными знамениями святитель не только доставил желанный мир своему отечеству, но и привел в Православие венгерского монарха. Положив начало историческому существованию самостоятельной Сербской Церкви, святитель Савва способствовал также утверждению сербской государственности. Чтобы укрепить независимое государство сербов, святой архиепископ Савва венчал на царство державного брата Стефана. По преставлении Стефана, венчая на царство его старшего сына Радослава, святитель Савва отправился в Святую Землю «со слезами облобызать святой Гроб Христов и страшную Голгофу». Вернувшись на родину, святитель благословил и венчал на царство Владислава и, для большего утверждения престола сербского, обручил его с дочерью болгарского князя Асана. Святой Первосвятитель обошел всю землю Сербскую, исправил иноческие уставы по образцу афонских и палестинских, построил и освятил множество церквей, утверждая православных в вере. Завершив свой подвиг на родине, святитель, назначив своим преемником иеромонаха Арсения, рукоположив его во епископа и преподав всем благословение, отправился в невозвратный путь, желая «окончить дни свои странником в земле чужой». Пройдя всю Палестину, Сирию и Персию, Вавилон, Египет и Анатолию, повсюду посещая святые места, беседуя с великими подвижниками, собирая священные останки святых, святитель окончил свое странствие в Тырнове, в Болгарии, в доме родственника царя Асана, где с духовной радостью предал свою душу Господу († 1237). При перенесении святых мощей святителя Саввы в Сербию в 1237 году исцеления были столь многочисленны, что болгары стали роптать на Асана, «зачем он уступает такое сокровище». На родине святителя его честные мощи были положены в церкви Милешево, даруя исцеление всем приходящим с верою. Жители Тырнова продолжали получать исцеления от остатков гроба святителя, которые благочестивый Асан приказал собрать вместе и положить во вновь сооруженную гробницу. Наследие святителя Саввы Сербского живет в православном Церковном предании славянских народов. С его именем связано первое введение Иерусалимского Устава в славянских иноческих обителях, по Типику святого Саввы доныне живет Сербский Хилендарский монастырь на Афоне. Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви. В 1270 году митрополиту Киевскому Кириллу был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого Саввы. С него была списана одна из древнейших русских Кормчих – Рязанская Кормчая 1284 года. Она, в свою очередь, легла в основу печатной Кормчей, изданной в 1653 году и неизменно с тех пор переиздававшейся в Русской Церкви. Таков вклад святителя Саввы в каноническую сокровищницу Православия.
Тропарь святителю Савве Сербскому, глас 3
Пути, вводящаго в жизнь, / наставник, и первопрестольник, и учитель был еси: / первее бо пришед, святителю Савво, / отечество твое просветил есй / и, породив тое Духом Святым, / яко древа маслинная, / в мысленнем рай насадил есй всеосвященная твоя чада. / Тем, яко апостолом и святителем сопрестольна / чтуще тя, молим: / моли Христа Бога // даровати нам велию милость.
Ин тропарь святителю Савве Сербскому, глас 8
Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / архиереов Богодухновенное удобрение, / Савво премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, / цевнице духовная, // моли Христа Бога спастися душам нашим.
Тропарь в честь перенесения мощей святителя Саввы Сербского, глас 3
Пути, вводящего в жизнь, / наставник, и первопрестольник, и учитель был еси: / первее бо пришед, святителю Савво, / отечество твое просветил еси / и, породив тое Духом Святым, / яко древа маслинная, / в мысленнем раи насадил еси всеосвященная твоя чада. / Тем, яко апостолом и святителем сопрестольна / чтуще тя, молим: / моли Христа Бога // даровати нам велию милость.
Кондак святителю Савве Сербскому, глас 8
Яко первосвятителя великаго и апостолов сообщника, / Церковь прославляет тя людей твоих, преподобне, / но яко имея дерзновение ко Христу Богу, / молитвами твоими от всяких нас бед спасай, да зовем ти: // радуйся, отче Савво Богомудре.
Ин кондак святителю Савве Сербскому, глас 2
Струями слез твоих, Богоносне Савво, / церковь телесную очистив, / слуга бысть Святыя Троицы, / сохраняй отечество свое непобедимо, // тому бо ты еси утверждение.
Святитель Са́вва I Сербский, архиепископ
Краткое житие святителя Саввы I, архиепископа Сербского
Святитель Савва, возлюбленное и лучезарное светило на сербском духовном небосводе, родился в благочестивой семье правителей Неманей. Из этой семьи произошло множество святых, как еще при жизни святителя Саввы, так и в течение двух последующих столетий, включая и его отца, преподобного Симеона Мироточивого (Великого жупана Стефана), его мать, святую Анастасию (Анну) и его брата, преподобного Стефана Первовенчанного. В возрасте 17 лет, уклонившись от брака, святитель Савва принял монашеский постриг на Святой Горе Афон и скоро проявил себя как непреклонный воин и подвижник Христов. Четыре года спустя его отец отрекся от престола Сербского королевства, постригся в монаха и пришел на Святую Гору, где вместе со святителем Саввой основал Хиландарский монастырь. Позже святитель Савва был направлен Господом обратно в Сербию и объединил свою смятенную страну, получив от вселенского патриарха автокефалию для Сербской Церкви, спас ее от войн, бушевавших вокруг. Глубокий патриот, святитель Савва ревновал об ограждении безопасности Сербии. Принявший архиепископский сан с великим принуждением, он был истинным исихастом. Совершенно проникшись учением древних отцов пустыни, он дал то направление духовной жизни Сербии, которому она и доныне следует. Просветитель Сербии, святитель Савва был великим поборником православия. По смерти прославился многочисленными чудесами.
Полное житие святителя Саввы I, архиепископа Сербского
Святитель Савва, первый архиепископ Сербский, в миру Ростислав (Растко), был сыном самодержца Сербии Стефана Немани и Анны, дочери греческого императора Романа. С раннего детства он усердно посещал церковные службы и питал особую любовь к инокам. В семнадцатилетнем возрасте, встретив русского инока со Святой Горы Афон, Ростислав тайно оставил отчий дом и прибыл в русский Пантелеимонов монастырь. (По Промыслу Божию в год рождения святого – 1169 – древний монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона был отдан на вечное владение русским инокам.) Отец его, узнав, что сын на Афоне, снарядил целую дружину с верным воеводой и написал правителю области, куда входил Афон, что, если ему не вернут сына, он пойдет на греков войной. Прибыв в монастырь, воевода велел глаз не спускать с Ростислава. Во время вечернего богослужения, когда упоенные вином воины уснули, Ростислав принял постриг (1186 г.) и послал родителям свою мирскую одежду, волосы и письмо. Инок Савва сумел убедить своих державных родителей принять монашество. Отец преподобного (память преподобного Стефана, во иночестве Симеона, царя Сербского, 13 февраля) вместе с сыном подвизался в Ватопедской обители. На Афоне они обновили сербский Хилендарский монастырь, и эта обитель получила звание царской ставропигии. В Хилендарском монастыре преподобный Савва был посвящен в диакона и затем во пресвитера. В Солуни за свои иноческие подвиги на Святой Горе преподобный был удостоен сана архимандрита. В 1219 году в Никее на праздник Успения Пресвятой Богородицы вселенский патриарх Герман рукоположил архимандрита Савву в сан архиепископа всей Сербии. При этом преподобный Савва испросил у греческого императора право ищущему достоинства архиепископа быть посвящаемым в Сербии собором епископов, что было очень важно для того времени частых войн между восточными и западными властителями. Прибыв из Никеи на Святую Гору, святитель в последний раз обошел все монастыри, поклонился всем церквам и, вспоминая блаженное житие пустынных отцов, в глубоком сокрушении простился с подвижниками, «исходя из Святой Горы, как бы из некоего Божественного рая». По пути с Афона, удрученный тяжестью разлуки со Святой Горой, святитель едва шел. Только слова явившейся святому во сне Пресвятой Богородицы – «имея Меня Споручницею к Царю всех, Сыну и Богу Моему, о сих ли еще скорбишь?» – вызволили его из уныния, переменив печаль на радость. В память об этом явлении святитель заказал в Солуни две большие иконы Спасителя и Божией Матери, поставленные им в церкви Филокалии.
В Сербии деятельность первосвятителя по устройству дел Церкви и отечества сопровождалась многочисленными знамениями и чудесами. Во время литургии и всенощной, когда святитель приходил покадить над гробом своего отца, преподобного Симеона, святые мощи источали благоуханное миро.
Ведя переговоры с венгерским королем Владиславом, объявившим войну Сербии, прославленный небесными знамениями святитель не только доставил желанный мир своему отечеству, но и привел в православие венгерского монарха. Положив начало историческому существованию самостоятельной Сербской Церкви, святитель Савва способствовал также утверждению сербской государственности. Чтобы укрепить независимое государство сербов, святой архиепископ Савва венчал на царство державного брата Стефана. По преставлении Стефана, венчав на царство его старшего сына Радослава, святитель Савва отправился в Святую Землю «со слезами облобызать святой Гроб Христов и страшную Голгофу». Вернувшись на родину, святитель благословил и венчал на царство Владислава и, для большего утверждения престола сербского, обручил его с дочерью болгарского князя Асана. Святой первосвятитель обошел всю землю Сербскую, исправил иноческие уставы по образцу афонских и палестинских, построил и освятил множество церквей, утверждая православных в вере. Завершив свой подвиг на родине, святитель, назначив своим преемником иеромонаха Арсения, рукоположив его во епископа и преподав всем благословение, отправился в невозвратный путь, желая «окончить дни свои странником в земле чужой». Пройдя всю Палестину, Сирию и Персию, Вавилон, Египет и Анатолию, повсюду посещая святые места, беседуя с великими подвижниками, собирая священные останки святых, святитель окончил свое странствие в Тырнове, в Болгарии, в доме родственника царя Асана, где с духовной радостью предал свою душу Господу († 1237). При перенесении святых мощей святителя Саввы в Сербию в 1237 году исцеления были столь многочисленны, что болгары стали роптать на Асана, «зачем он уступает такое сокровище». На родине святителя его честные мощи были положены в церкви Милешево, даруя исцеление всем приходящим с верою. Жители Тырнова продолжали получать исцеления от остатков гроба святителя, которые благочестивый Асан приказал собрать вместе и положить во вновь сооруженную гробницу.
Наследие святителя Саввы Сербского живет в православном церковном предании славянских народов. С его именем связано первое введение Иерусалимского устава в славянских иноческих обителях, по Типику святого Саввы доныне живет Сербский Хилендарский монастырь на Афоне. Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви. В 1270 году митрополиту Киевскому Кириллу был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого Саввы. С него была списана одна из древнейших русских Кормчих – Рязанская Кормчая 1284 года. Она, в свою очередь, легла в основу печатной Кормчей, изданной в 1653 году и неизменно с тех пор переиздававшейся в Русской Церкви. Таков вклад святителя Саввы в каноническую сокровищницу православия.
См. также: «Житие святого Саввы, архиепископа Сербского» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Святой Покровитель | Сербская Православная Церковь Св. Георгия
Великомученик Георгий
Празднуется 6 мая и 16 ноября
Этот великий чудотворец и мученик жил во второй половине III в. Империя. Родом он был из области Каппадокии и был воспитан очень благочестивыми родителями.
Когда Диоклитиан начал свои гонения на христиан, святой Георгий объявил себя христианином и таким образом отверг ложных идолов. Он претерпел много мучений за свою веру, но никогда не думал отрекаться от нее. Жизнь святого Георгия является ярким примером жизни, которой должен следовать каждый христианин, чтобы получить спасение.
Святой великомученик Георгий воспитан в христианской вере. Его отец принял мученическую смерть за свою веру. После смерти отца мать Джорджа увезла его в Палестину, где у нее были сельскохозяйственные угодья. В юном возрасте он служил в римской армии при императоре Диоклетиане и неоднократно хвалился за отличную службу Империи. От правления императора Дециана до 284 г. н.э., когда императором стал Диоклетиан, христианская церковь пережила период мира и процветания. За это время христиане получили важные посты в правительстве, построили много церквей и школ, организовали авторитетную структуру Церкви. Диоклетиан дал многим из своих верных офицеров политические должности, чтобы военная мощь его Империи была на его стороне.
После того, как Диоклетиан подавил варварские племена, нападавшие на Империю, и после того, как он обезопасил ее границы, он сосредоточился на внутренних делах Империи. Диоклетиан считал, что государственная религия может сохранить единство империи. Поскольку язычество было государственной религией, Диоклетиан сосредоточил свои усилия на подавлении христианства.
В 303 году нашей эры Диоклетиан созвал своих помощников на встречу в Кесарию, город Восточной Римской империи. Он провел три общих собрания со своими помощниками, поручив им преследовать христиан. Среди этих помощников был святой Георгий, так как он показал свое превосходство во время службы в армии. Диоклетиан попросил их присягнуть на верность этому делу, принося языческие жертвы в доказательство своей верности. Все помощники присягнули на верность, кроме Святого. Он встал перед Диоклетианом и признал свою веру в христианство, рассказав монарху о христианском учении и благочестии распятого назарянина. Император приказал заключить этого христианина в тюрьму и положить ему на грудь валун в качестве пытки. На следующее утро Диоклетиан приказал привести узника к нему для допроса. Джордж стоял непоколебимо и сказал Диоклетиану о своей вере в богатства Царства Небесного. Затем император призвал палачей, чтобы они взяли святого и привязали его к ободу колеса с острыми шипами. Диоклитиан восхитился мужеством святого и попросил его принести жертву богам, чтобы спасти себя. Он отказался от просьбы Диоклетиона и приветствовал возможность стать мучеником за Христа, как это сделал его отец. Помолившись Богу, он услышал голос с неба, говорящий: «Не бойся, Георгий, Я с тобой». С помощью Христа колесо с шипами не подействовало на святого Георгия. Когда святой предстал перед Диоклитианом, он был не только невредим, но вокруг него поселилась ангельская аура. Внезапно перед Диоклетианом предстали два офицера римской армии Анатолий и Протолеон с двумя тысячами воинов. Они признали свою веру во Христа, и Диоклетиан казнил их всех.
Затем он приказал своим солдатам выкопать яму и заполнить ее известью. Затем святого облили водой и бросили в яму. Вода и известь медленно разрушали тело святого. Через три дня Диоклетиан приказал воинам расчистить яму. К удивлению воинов и императора, святой Георгий сел на дно рва невредимым. Диоклетиан потребовал знать, какую магию использовал Джордж, чтобы избежать своей судьбы. Джордж ответил, что он не использовал никакого волшебства, но что он был спасен силой Бога.
Император приказал привязать железные сандалии к ногам Святого и заставить его бежать. Пока он бежал, его избили. Один из советников Диоклетиана, Магнентиос, приказал Георгию совершить чудо. Они случайно проходили мимо могилы человека, который умер много лет назад. Магнентиос приказал Джорджу воскресить этого человека, чтобы показать силу своего Бога. После долгих молитв он отвалил камень от гроба и воскресил мертвеца. Очевидцы восхваляли силу Христа. Диоклетиан спросил воскресшего человека, кто он такой и когда умер. Он сказал Диоклетиану, что жил до того, как Христос пришел на Землю, и, поскольку он был идолопоклонником, все эти годы он горел в огне ада. Благодаря этому великому чуду многие идолопоклонники обратились в христианство.
Среди людей, прославлявших Бога и святого Георгия у гроба, был крестьянин по имени Глецериос. Раньше святой Георгий воскресил быков этого крестьянина, его средства к существованию. Из-за того, что крестьянин был так откровенен, солдаты убили его, и он получил мученический венец.
На следующий день Диоклетиан встретился со своей знатью, чтобы решить судьбу святого Георгия. Они решили беспощадно избить святого. Святой тем не менее остался невредим и сохранил свой ангельский облик. Диоклетиан был убежден, что все чудеса Георгия совершались по волшебству. Поэтому он призвал волхва Афанасия разрушить это волшебство. Афанасий держал в руках два флакона. Если святой выпьет первую, он сойдет с ума, если выпьет вторую — умрет. Святитель взял первую чашу и помолился. Выпил его содержимое и никакого эффекта не было. Диоклетиан все еще считал Георгия волшебником; однако Афанасий осознал силу Бога и исповедал свою веру в христианского Бога. Афанасий был немедленно казнен по приказу Диоклетиана. Жена Диоклитиана, императрица Александра, увидев чудеса святого Георгия, также исповедовала свою веру во Христа. Диоклетиан заключил ее в тюрьму. Святой Георгий был возвращен в темницу и ему приснилось, что Христос сказал ему, что он получит венец мученичества и жизнь вечную.
Еще раз Георгий предстал перед Диоклетианом, который приказал святому Георгию сопровождать его в храм и принести жертву богам. Когда они подошли к храму, святой Георгий перекрестился, и идолы снова были уничтожены. Народ и жрецы были в ярости и требовали от Диоклетиана казни святого. Святой Георгий был вывезен из города и, когда он повернул голову к палачу, был обезглавлен.
В истории нашей Церкви мы находим миф, связанный с драконом и Святым Георгием. Этот дракон угрожал идолопоклонникам в районе Аталии. Люди были вынуждены жить внутри стен своего города. Это мешало им ухаживать за своими полями и пасти овец. Каждый год они приносили в жертву дракону молодую девушку. Когда святой Георгий прибыл в эти места, дочь короля собирались принести в жертву. Покорив дракона, святой Георгий накинул ему на шею веревку. Затем он дал веревку принцессе, чтобы она могла привести зверя обратно в город. Оттуда он уничтожил ужас и впоследствии крестил тысячи жителей города.
Именно от иконы Святого Георгия возник этот миф. На иконе святой изображен в виде всадника, поражающего дракона, на фоне царевны. Первые иконописцы святого Георгия, вероятно, пытались изобразить сатану в виде дракона, а святого Георгия побеждающего зло. Другое объяснение этой иконы состоит в том, что художники пытались изобразить Диоклитиана в образе дракона и святого Георгия, побеждающего его. Принцесса на заднем плане могла быть императрицей Александрой, которая наблюдала за торжествующим Святым Георгием. Также она могла символизировать христианство или саму Церковь. Когда крестоносцы путешествовали по Византийской империи, они увидели эту икону и по ее изображению истолковали легенду, которую они распространили по Западной Европе.
Некоторые чудеса святого Георгия
1. Женщина купила столп для храма святого Георгия в Риме. Однако у нее не было средств для перевозки столба. Однажды ночью ей приснился Святой Георгий. Он помог ей поднять столб, а затем бросить его в море. Вскоре после этого в Риме была найдена колонна с указанием разместить ее с правой стороны церкви, как того хотела женщина.
2. В городе Пафлагония на Понте многие церкви были посвящены святому Георгию. Многие семьи назвали своих детей Георгием или Джорджией в честь этого великомученика. Следующее чудо касается одной особенно благочестивой пары, назвавшей своего сына Георгием. Мальчик был воспитан с большой верой. По закону, когда ему исполнилось двадцать лет, он отслужил в армии. Во время битвы с варварским племенем многие солдаты-христиане были либо убиты, либо заключены в тюрьмы, либо обращены в рабство. Джордж стал личным рабом одного из офицеров-варваров. Родители, приняв его за мертвого, целый год оплакивали его. Они пошли в одну из церквей, посвященных святому Георгию, и попросили его рассказать им, что случилось с их сыном. День памяти святого Георгия праздновали в годовщину исчезновения мальчика. Родители пригласили родственников на обед, так как надеялись, что святой Георгий даст им знак относительно их сына. В тот же вечер хозяин-варвар готовился к обеду и велел Георгию начерпать воды, чтобы омыть ноги хозяину. Набирая воду, он плакал и молился Святому Георгию о воссоединении его с семьей. Когда он собирался вернуться к своему хозяину, перед ним появился всадник на белом коне. Это был Святой Георгий. Святой посадил его на коня, и мальчик оказался в доме родителей, пока они ели. Можно себе представить, какое счастье наполняло этот дом. Именно на этом чуде основана еще одна икона Святого Георгия. На ней изображен мальчик на спине лошади со святым Георгием. Эта икона впервые была изготовлена в ранней Византии.
3. В том же городе Пафлагония дети играли во дворе церкви Святого Георгия. Другие дразнили одного из мальчиков. Он пошел к иконе Святого Георгия просить о помощи. Взамен мальчик пообещал приготовить святому блюдо под названием сфуггато, что-то вроде лукового омлета. Мальчик вернулся во двор и выиграл схватку с несколькими мальчиками. Он пошел домой, сделал сфуггато и отнес его к иконе святого. Вскоре после этого трое молодых людей вошли в церковь и увидели еду. В шутку они сказали, что святой не станет есть эту пищу, поэтому они решили сесть на ступеньки алтаря и съесть ее сами. Когда они попытались встать, то оказались прилипшими к мраморным ступеням. Только предложив святому три золотых монеты, они смогли уйти.
Некоторые иконы Святого Георгия
Икона Святого Георгия редко отсутствует в первом ряду иконостаса. В городе с несколькими греческими православными церквями обычно есть одна церковь, названная в честь этого великомученика. Его великая честь проистекает не только из приписываемых ему чудес, но и из-за того, что многие из его икон совершали чудеса.
1. Икона Святого Георгия в Святом Зографском монастыре на Афоне: Год 919 марта три брата — Моисей, Аарон и Василий — отправились на Афон, чтобы стать монахами. Они построили три палатки в большой долине у реки. Рядом построили небольшую церковь, но сомневались, в честь какого святого назвать церковь. Они подготовили доску, на которой должна была быть написана икона покровителя храма, однако икону не написали, так как не могли решить, какому святому посвятить храм. Когда монахи пришли на следующее утро в церковь, они обнаружили, что на доске была нарисована икона святого Георгия. Икона написана в старинном стиле. Это чудо показало братьям, что Бог желает, чтобы их церковь была посвящена святому Георгию.
Учреждение, основанное братьями, было названо Монастырем Зографа, или Монастырем Художника, из-за чудесного явления иконы.
Историей этой иконы до ее появления в Зографском монастыре считается следующая: Первоначально эта икона находилась в Фенольском монастыре, расположенном в Лиане. С тех пор, как Евстратий был настоятелем этого монастыря, икона совершила много чудес. Однажды в присутствии монахов икона оторвалась от куска дерева, на котором была написана, и исчезла из их поля зрения. Монахи были крайне опечалены этим событием и чувствовали, что Бог оставил их. Тогда игумен Евстратий увидел перед собой святого Георгия и святитель сказал ему не оплакивать его, ибо он на Афоне. Настоятель рассказал другим братьям о своем видении. Евстратий оставил монастырь и, отправившись в Иерусалим, отправился в путь на Афон. Обыскав икону во многих монастырях, он наконец наткнулся на Зографский монастырь. Когда он вошел в церковь, то увидел, что икона висит без опоры. Евстратий оставался в этом монастыре до тех пор, пока другие его братья не пришли посмотреть на чудо.
Эта икона совершила следующее чудо: Епископ Вотенон посетил монастырь и стал без веры расспрашивать о происходящем. Указав на икону, он засмеялся и сказал: «Это чудотворная икона?» Он приложил палец к значку, и он там застрял. По сей день посетители монастыря все еще могут видеть перст, висящий на иконе.
2. Чудотворная икона Святого Георгия, пришедшая морем из Аравии: Икона была найдена в гавани Ватопедского монастыря. Позже выяснилось, что икона родом из Аравии. Настоятели разных монастырей стали спорить о том, кому принадлежит икона. Икону решили поместить на спину осла. Онагр был оставлен на перекрестке дорог между Афоном и Салониками. Было решено, что тот монастырь, в который отправился осел, мог по праву претендовать на икону. Осёл направился к монастырю Зографос. После того, как осел прибыл туда, он умер. Икона была поставлена на левом столпе храма, напротив другой чудотворной иконы святого Георгия.
3. Третья икона св. Георгия в Зографском монастыре: На третьем столпе церкви св. Георгия Зографского монастыря висит третья икона св. Эта икона принадлежала правителю Молдавии (Румынии) Стефану. Всякий раз, когда он шел в бой, Стефан носил с собой эту икону. После захвата Константинополя турки пришли на земли, которыми правил Стефан. Он решил сразиться с турками внутри стен города. Он увидел видение святого Георгия, которое сказало ему, что святой поможет ему одержать победу. После битвы Стефан отнес икону в Зографский монастырь и дал много денег на благоустройство этого святого места.
4. Чудотворная икона Святого Георгия в монастыре Ксенофонта на Афоне: В период иконоборчества несколько воинов взяли икону Святого Георгия и бросили ее в огонь вместе с другими иконами. Когда огонь угас, некоторые прохожие увидели, что он не пожрал икону святого Георгия, а повредил лишь небольшую ее часть. Один воин вонзил свой меч в лицо святого. Из этого места выступила кровь. Солдаты были так напуганы, что побежали. Некоторые иконопочитатели, видевшие это чудо, взяли икону, чтобы защитить ее от воинов на случай их возвращения. Они вытащили его на берег и опустили в воду. Тогда они умолили святого направить его икону туда, где она будет продолжать творить чудеса. Икона попала в монастырь Ксенофонта на Афоне. На иконе до сих пор видны пятна крови и обгоревшие одежды святого.
Заключение
Здесь следует отметить, что существует теория о том, что святой Георгий и святой Фанурий (память 27 августа) — это одно и то же. Дело в том, что рождение святого Георгия, как говорят, произошло в городе Фануэль, и потому, что мучения, которым подверглись два святых, были очень похожи. Эта теория не была полностью доказана.
Слава о Святом Георгии разнеслась по всему Востоку, и крестоносцы принесли свою преданность Святому-воину обратно в Европу. Через крестоносцев святой Георгий стал покровителем Англии. Он также является покровителем Сирии и Ливана. Император Константин посвятил ему церковь вскоре после его мученической смерти, и в более поздние времена он стал объектом поклонения как христиан, так и мусульман.
Святой Георгий – защитник христиан и покровитель всех, кто борется за правду. Его жизнерадостная сила духа и непоколебимая верность вдохновляли поколения христиан во всем мире.
3/16 ноября
Церковь, построенная в Лидде в царствование императора Константина I (годы правления 306–337), была посвящена «человеку высочайшего достоинства», согласно Церковной истории Евсевия Кесарийского. ; имя покровителя не разглашается, но позже утверждалось, что это был Джордж. Это освящение произошло 3/16 ноября. Ко времени мусульманского завоевания в седьмом веке в Лидде уже существовала базилика, посвященная святому. Церковь была разрушена в 1010 году, но позже была восстановлена крестоносцами и посвящена святому Георгию. В 1191 и во время конфликта, известного как Третий крестовый поход (1189–1192), церковь снова была разрушена войсками Саладина, султана династии Айюбидов (годы правления 1171–1193). Новая церковь была построена в 1872 году и стоит до сих пор.
Адаптировано из Слава в сербских обычаях это способ празднования святых, который уважает каждый дом. Раз в год семья собирается и празднует с большим количеством еды, напитков и друзей. Это собрание привлекает родственников, а также тех, кто случайно встречается в этом доме, друга друга, случайного путешественника, такого как вы, или коллег по работе. Слава в данном случае — слово для празднования , ликования, радости, но в точном переводе на английский означает «слава». Это верно еще и потому, что радость совершается во славу святого, которого уважает семья. Если вы ищете простой способ описать это, вы можете сказать, что это праздник, застолье , любовь к родным и близким, позитивные мысли и вкусная еда . Не все православные празднуют Славу Чествование святых в семье не является обычаем, который есть у всех православных народов. Помимо Сербской Православной Церкви, есть еще такие, как Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Болгарская, Румынская и Вселенская Константинопольская Церкви, но Слава является узнаваемым символом, присутствующим только в сербы . «Где Слава, там и серб» – сербская поговорка Вы должны сказать «Сречна слава домачине!» Вашему хозяину Хозяин и его семья ждут гостей у входа в дом или у ворот. Когда вы приедете в Сербию и войдете в дом, где сегодня празднуют Славу, хорошо сказать «Сречна Слава домачине!» . Это означает: «Мой хозяин, я желаю тебе счастливого праздника!». Кроме того, не говорите этого тихо. Скажи это так, чтобы все, кто здесь находится, услышали то, что ты сказал. Хозяин — глава дома, старший член, отец семейства. Вручить сначала ему, потом с женой, а потом и детям. Познакомьтесь со всей семьей. Вас также могут поприветствовать все гости, которые уже там. Сербы целуются три раза, когда их приветствуют. Возможно, это кажется странным и лишним, но это связано с православной верой и Святой Троицей (три). Свечи, хлеб, вино, пшеница и гостеприимство Войдя в дом, вы увидите обрядовую свечу, икону святого – покровителя дома, обрядовый хлеб и обрядовую пшеницу, знаменующую воскресение Иисуса Христа и предков. Самые уважаемые члены семьи сидят на самых почетных местах, но не удивляйтесь, если они поставят вас как незнакомца на первое место в знак уважения и гостеприимства. Увидишь, что свеча горит весь день, попробуешь обрядовый хлеб и пшеницу. Хороший жест не отказываться от хлеба и пшеницы, потому что это символы Славы. Вкусная еда на столе Есть два типа меню. В дни поста сербы готовят рыбу деликатесов , пищу без мяса животных, лепешки без яиц и молока. В остальные дни разрешено есть и готовить фирменные блюда с отварным, жареным или приготовленным на гриле мясом. Это включает в себя яйца и молоко для тортов.
История восточно-православных святых (стр. 127-143)
Майкл Джеймс Фохиос, под редакцией Аристида Исидороса Чедеракиса хозяин и еда
Вкусная сербская еда на столе
Слава — это тысячелетняя традиция, и со временем было создано множество фирменных блюд обоих видов. В начале ужина сначала на стол ставится закуска. Это различные виды вяленого и соленого мяса, ветчина, прошутто, салями, вяленые колбасы, несколько видов сыра, острые овощные салаты, вареные яйца и свежий сыр.
В постные дни меню закусок короче, но все равно вкусно. Здесь вареная плотная фасоль идет с вкусной заправкой из масла, измельченного чеснока и петрушки. Грибы разных видов, соленые пироги и сытные салаты.
После закуски обычно следуют суп, гуляш (тушеное мясо и овощи, приправленные паприкой и другими специями), сарма (начинка из мяса или риса, завернутого в капустные листья), паприка с начинкой из мясно-рисовой смеси, прочее различные фирменные блюда, но это все же не основное блюдо.
основное блюдо на столе чистое, качественное и тщательно приготовленное мясо. Мясо, приготовленное в Сербии, в основном состоит из свинины, баранины или желтка одним куском. Это мясо запекается на вертеле, на слабом огне в течение 4-6 часов. Таким образом получается отличное запеченное мясо, с хрустящей и соленой корочкой (при обжаривании мясо сбрызгивается пивом или соленой водой). В дни поста готовят рыбные деликатесы, в том числе различные виды рыбы, вареного, копченого и жареного сома, форель, сазана, щуку и другую речную рыбу.