Святые оптинские старцы: Оптинские старцы

Разное

Оптинские старцы

Главное

Даже если вы никогда не были в Оптиной пустыни, вы скорее всего слышали или видели молитву Оптинских старцев. В ее чрезвычайно простых словах заключена глубочайшая философия жизни, которой старцы учили всех, кто приходил к ним за духовной помощью. А таких людей было очень много: на протяжении 100 лет за советом и утешением к старцам, преодолевая тяготы дальнего пути, стремились люди всякого звания, возраста и рода занятий, «от избы бедняка до царских палат». Среди них были ярчайшие представители русской культуры: Николай Гоголь, Василий Жуковский, Фёдор Тютчев, Иван Тургенев, Фёдор Достоевский, Владимир Соловьёв, Лев Толстой, Пётр Чайковский, Константин Циолковский и многие-многие другие. Федор Достоевский после посещения Оптиной пустыни создал образ старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы». 14 Оптинских старцев почитаются Русской Православной Церковью совокупно, общее празднование приходится на 11 (24) октября.


История

Всероссийская слава обители, основанной еще в XV веке, началась в 20-х годах XIX века, когда появился Иоанно-Предтеченский скит с традициями строгой аскезы и умной молитвы, где поселились пустынники — иноки, многие годы проведшие в совершенном уединении. Именно здесь возродилось старчество – особое духовное служение, отмеченное способностями к предвидению, исцелению и чудотворению.

Старчество становится основной чертой Оптиной пустыни. Его начало связывают с временем поселения в козельской обители преподобного Льва в 1829 году, далее феномен существует непрерывно на протяжении целого века.

В Оптиной пустыни просияли 14 старцев: Лев, Макарий, Моисей, Антоний, Иларион, Амвросий, Анатолий I, Исаакий I, Иосиф, Варсонофий, Анатолий II, Нектарий, Никон, Исаакий II. Самым известным является преподобный Амвросий Оптинский (1812 – 1891).


Состояние

В советский период монастырь постигли разруха и запустение. Лихолетье оставило от обители одни развалины, среди которых трудно было даже отыскать места погребений Старцев. В 1987 году Оптина пустынь была вновь открыта как монастырь, и первейшей задачей стала забота о том, чтобы найти могилы Старцев и вернуть их святые останки верующим. Исследовав территорию монастыря по остаткам дорожек, удалось обнаружить останки 12 Оптинских старцев, сейчас их святые мощи хранятся в Введенском, Казанском и Владимирском храмах монастыря. Эти раки являются главной святыней обители и привлекают к себе тысячи паломников. Ежегодно Оптину пустынь и соседнюю Амвросиевскую пустынь в Шамордино посещает более 500 тысяч человек.


Впечатления

Оптина пустынь является самым посещаемым монастырем Калужской области и знаковым местом – название монастыря вызывает стойкую ассоциацию с регионом. Иоанно-Предтеченский скит – место обитания старцев — закрыт для посещения паломниками и женщинами. Исключение составляет келья старца Амвросия, которую паломники могут посещать в определённое время.

Доступны для поклонения мощи преподобных Оптинских старцев. При монастыре есть иконная лавка. где можно приобрести различные предметы религиозного культа или обычные сувениры, символизирующие Оптинских старцев.

Историю Оптинских старцев можно узнать, приняв участие в экскурсионном туре с посещением Оптиной пустыни — это один из самых популярных маршрутов в регионе. Его можно заказать практически у всех местных туроператоров, а также в паломнических службах при калужских церквях.







 

{{objectCandidate.short_description}}

Привязан к брендам:


  • {{brand.name}}

 


Адрес:
{{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : ‘нет’}}


Автор описания:

{{objectCandidate. author}}



Сайт:

{{objectCandidate.site}}


Координаты:


{{(objectCandidate.coords || []).lat}}
{{(objectCandidate.coords || []).lon}}




Объекты

{{object. name}}


Комментарии для сайта Cackle

Краткое житие старца Амвросия

Предстоятель
Биография Патриарха Кирилла Патриархия
Наместник
История монастыря
Благословенная Оптина Предтеченский Скит Некрополь
Оптинские старцы
Общая страница Наследие Обретение мощей
Новомученики и исповедники
Жития Статьи, документы
Братия, убиенные на Пасху 1993 г.
3D-экскурсия
Храмы
Паломникам
Автобус в Оптину Проживание паломников Экскурсии по монастырю План монастыря и скита
Проповеди
Молитвослов
Библиотека
Книги, статьи Ноты Исповедный листок
Публикации
Аудиогалерея
Аудио-трансляция Аудиокниги Песнопения Проповеди Молитвы
Видеогалерея
Фотогалерея
Пожертвования
Сделать пожертвование Реквизиты монастыря
Поиск по сайту

Прп. Лев

Письма, написанные им одним или совместно со старцем Макарием

Письма Оптинского старца Льва к монаху Иоанникию

Вопросы ученика и ответы старца

Симфония к письмам старца Льва

Прп. Макарий

Симфония к письмам старца Макария

Прп. Антоний

Письма преподобного Антония, старца Оптинского

Письма к брату, Саровскому игумену Исайе

Прп. Иларион

Письма преподобного Илариона, старца Оптинского

Прп. Амвросий

Полное собрание писем преподобного Амвросия Оптинского в трех частях

• Воспоминания монахинь об исповеди у старца преподобного Амвросия Оптинского
• Беседы преподобного Амвросия Оптинского с Глафирой Ждановой
• Письма преподобного Амвросия Оптинского Глафире Ждановой
• Воспоминания о приездах батюшки родного в Шамордино в 1885, 1888 и 1889 годах

Прп. Анатолий (Зерцалов)

Письма преподобного Анатолия, старца Оптинского

Прп. Иосиф

Письма преподобного Иосифа, старца Оптинского

Симфония к письмам старца Иосифа

Прп. Никон, исповедник

Письма преподобного Никона Оптинского, исповедника

В бра­нях про­тив­ляй­ся со сми­ре­ни­ем, как пи­са­но и по­ка­за­но нам от отец, и аще слу­чит­ся пас­ти, па­ки возс­та­вай и знай, что за гор­дость ис­ку­ша­ешь­ся оны­ми. Бе­жи к са­мо­у­ко­ре­нию и сми­ре­нию, а не из кельи. Дон­де­же не сот­рет­ся мо­нах раз­ны­ми ис­ку­ше­ни­я­ми и скорбь­ми, не мо­жет поз­нать сво­ей не­мо­щи и сми­рить­ся.

преп. Макарий

Ду­хов­ная жизнь не в том толь­ко сос­то­ит, что­бы нас­лаж­дать­ся ми­ром и уте­ше­ни­ем, но и крест ду­хов­ный, то есть отъ­я­тие уте­ше­ний, нес­ти бла­го­душ­но.

преп. Макарий

Кто скло­нен бо­лее ко внут­рен­ней жиз­ни, то­му пре­и­му­ще­ст­вен­но сле­ду­ет за­бо­тить­ся бо­лее все­го о том, что­бы всех и все ос­тав­лять на суд Бо­жий, а осо­бен­но ос­те­ре­гать­ся дво­е­ду­шия, что­бы не сбы­лось на нас сло­во свя­то­го апос­то­ла Иа­ко­ва, бра­та Бо­жия, что муж, или че­ло­век, дво­е­душ­ный не уст­ро­ен во всех пу­тех сво­их (Иак. 1, 8).

преп. Амвросий

Святые старцы Оптинские – Православный дневник

Сет С.

Икона Святых Старцев Оптинских.

Мои последние несколько постов были посвящены моим личным духовным практикам, и я хотел продолжить в том же духе в сегодняшнем посте. С тех пор, как начался мой путь в Православие, я открыл для себя много прекрасных и трогательных молитв. Моя любимая – утренняя молитва святых старцев Оптинских.

Монастырь Оптина был основан много веков назад на территории современной Калужской области, примерно в 160 милях к югу от Москвы. Он стал одним из важнейших центров русского православия во время религиозных возрождений начала девятнадцатого века. В этот период монастырь стал своеобразным центром для старцев на Руси (старец, по сути, старец с большим духовным авторитетом). Оптина, включавшая в себя обширную библиотеку, произвела много важных статей на протяжении девятнадцатого и начала двадцатого веков. Эти люди были известны своей мудростью, и многие путешествовали по России, обеспечивая духовное наставничество и способствуя религиозному возрождению. Оптина послужила прообразом монастыря, в который вступает Алеша в первой половине 9-го века Федора Достоевского.0011 Братья Карамазовы , а персонаж старца отец Зосима был основан на преподобном Амвросии Оптинском.

После большевистской революции старцев выселили из монастыря, который был превращен в ГУЛАГ (пять тысяч жертв Катынского лесного погрома 1940 года до своей смерти были размещены в Оптиной). Последний игумен (по сути, игумен) монастыря был казнен в 1938 году. Приведенную ниже молитву иногда называют утренней молитвой последних оптинских старцев, подчеркивая трагедию их ссылки, казни и превращения монастыря в политическая тюрьма. Оптина обитель была одним из первых бывших церковных владений, возвращенных Русской Православной Церкви в годы перестройки. К 1990 г. РПЦ прославила нескольких оптинских старцев как святых; Святые отцы и Старцы Оптинские ежегодно празднуются в Русской Православной Церкви 11 октября.

Утренняя молитва Святых Оптинских Старцев звучит так: день приносит мне душевное спокойствие. Даруй мне возможность полностью отдаться Твоей святой воле. В каждый час сего дня направляй и поддержи меня во всем. Какое бы известие ни достигло меня в течение дня, научи меня принимать его со спокойной душой и твердым убеждением, что все подвластно твоей святой воле. Руководи моими мыслями и чувствами во всех моих словах и действиях. Во всех непредвиденных случаях дай мне не забывать, что все ниспослано тобой. Даруй мне обращаться с каждым членом моей семьи прямо и мудро, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу вынести усталость грядущего дня и все события, которые в нем произойдут. Направь мою волю и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

Блогер Стив Хейс отметил, что молитва отражает необычайно смиренное отношение к политическим и социальным потрясениям, свидетелями которых были оптинские старты: он пишет: их собратья были арестованы, подвергнуты пыткам или убиты». Напоминание Хейса важно. С одной стороны, мои дни стали более обыденными, чем когда-либо: я работаю из дома и, несмотря на массовый всплеск коронавируса в моем штате, остаюсь дома большую часть дней. Я реально общаюсь только с женой. Я чувствую себя таким же изолированным от мира, как монах. Есть не так много очевидных препятствий или «неожиданных происшествий», которые мне нужно преодолевать каждый день; не так много усталости, чтобы терпеть; жизнь сейчас достаточно предсказуема.

С другой стороны, это период политических потрясений в Соединенных Штатах, беспрецедентный с 1960-х годов — возможно, с 1860-х годов. Я понятия не имею, каким будет будущее моего народа. Поскольку этот бурный сезон выборов продолжается (до 3 ноября осталось менее пятидесяти дней), я обнаружил потребность защитить себя от духовного разрушительного действия, которое сопровождает политический экстремизм (ваш дух опустошается и истощается, независимо от того, принимаете ли вы экстремизм или боретесь с ним). против этого). Сначала я решил, что должен отказаться от соцсетей до окончания выборов: новости и общение там отравляли мою душу. Но разъединение никогда не является ответом. Вместо этого мне нужно развивать «спокойную душу и твердое убеждение, что все подчинено святой воле [Бога]». Что бы я ни испытал в политическом плане (и давайте будем честными, худшее, что я, будучи белым мужчиной за тридцать, могу испытать прямо сейчас, — это несколько неудобных обменов мнениями в Facebook), меркнет по сравнению с тем, что православные христиане пережили в двадцатом веке. И даже если в моей стране дела обстоят резко хуже, утренняя молитва святых оптинских старцев является образцом перенесения смут и потрясений.

Я не хотел, чтобы этот пост стал политическим. Что мне больше всего нравится в утренней молитве святых старцев Оптинских, так это акцент на повседневную жизнь, на общение с родными и близкими. Я думаю, что это сердцевина православной веры: повседневная жизнь. Ежедневные схватки. Практическая инструкция. Мой священник постоянно советует мне, по мере того как я учусь взращивать христианскую любовь к другим, всегда начинать со своей жены. Легче любить далеких людей абстрактно; гораздо труднее поддерживать такой уровень милосердия к людям, с которыми вы делите дом. Возможно, мой священник говорит мне, что гораздо важнее быть добрым к моей жене — убедиться, что она никогда не будет грустить, обижена или смущена из-за моих действий, — чем демонстрировать яркие акты милосердия для людей, которых я едва знаю, или совершать героические поступки. акты аскезы. Эта молитва напоминает мне, что христианская жизнь начинается, где бы я ни был в любой момент. Это домашняя молитва, и в этом смысле она уместна во время пандемии, когда мы находимся дома гораздо дольше, чем ожидали.

Нравится:

Нравится Загрузка…

  • Без категории

Сет является православным христианином и имеет докторскую степень по литературе. В настоящее время он живет в восточной части Айовы.
Просмотреть все сообщения Сета С.

Оптинских старцев | Сайт Русской Православной Церкви

Старцами Оптиной пустыни являются святые отцы Моисей, Антоний, Леонид (Лев), Макарий, Иларион, Амвросий, Анатолий I, Исаак I, Иосиф, Варсонофий, Анатолий Младший, Нектарий, Никон Исповедник и священномученика Исаака Младшего. Священномученик Исаак был расстрелян большевиками 26 декабря 19 г.37.

Святые отцы сделали Оптину Пустынь центром мощного движения обновления, которое распространилось по Церкви в России с начала XIX века и продолжалось до (и даже до) атеистических гонений ХХ века. век. Святитель Паисий Величковский (память 15 ноября) оказал сильное влияние на принесение в Россию в XVIII веке почти утраченной исихастской традиции православной духовности, а его труды нашли в Оптиной пустыни «штаб», откуда они распространились по всей Русской земле.

Сам монастырь существовал как минимум с шестнадцатого века, но пришел в упадок из-за антимонашеской политики Екатерины II и других модернизирующих правителей. Около 1790 года митрополит Московский Платон предпринял миссию по восстановлению и возрождению монастыря в традиции, заложенной святителем Паисием. К началу 1800-х годов монастырь (расположенный примерно в 80 милях от Москвы) стал маяком православной духовности, отчасти благодаря публикации православных духовных текстов, но, что более важно, благодаря линии богопросвещенных духовных отцов (старцев, множественное число старцев). которые служили проводниками дворянам и крестьянам, стекавшимся в монастырь за святым советом.

В свое время отцы вызвали споры; некоторые критики (некоторые из них из других монастырей) не одобряли того, что они позволили Иисусовой молитве стать широко известной в народе, опасаясь, что это повлечет за собой духовное прельщение (прелесть). Чтобы увидеть прекрасное изображение глубокого влияния Иисусовой молитвы на русскую жизнь того периода, прочитайте анонимно написанную книгу «Путь пилигрима».

С приходом революции в России в 1917 году монастырь, конечно, был официально закрыт, но некоторые отцы смогли какое-то время сохранить его в качестве «земледельческого легиона». С годами большинство отцов были рассеяны, чтобы умереть в ссылке, в лагерях для военнопленных или на расстреле. Известно, что многие из них продолжали действовать как старши для своих духовных детей, несмотря на большие опасности и лишения, до конца своего времени на земле.

Память Оптинских старцев утверждена Синодом Русской Зарубежной Церкви в 1990 г. и Московской Патриархией в 1996 г. Сам Оптинский монастырь был официально восстановлен в 1987 г.

Схиархимандрит Моисей

Как памятник юности старец Моисей получил благословение преподобного Серафима на монашескую жизнь. В 16 лет он примкнул к рославским лесным подвижникам, среди которых были ученики старца Паисия Величковского, и 14 лет упражнялся в духовной брани и внутреннем сосредоточении под их опекой.

Вынужденный переехать войной 1812 года, некоторое время жил с подвижниками в Брянских лесах, где завязал связь со старцем Леонидом. В 1821 году он посетил Оптину, незадолго до того возрожденную паисианскими учениками, и уговорил его остаться и основать поблизости скит. Вместе со своим младшим братом Антонием и двумя другими монахами он начал строительство, и через год скитский храм был освящен.
В 1825 г. Моисей был назначен настоятелем Эрмитажа, а его брат сменил его на посту настоятеля скита. Старец Моисей значительно расширил физический корпус Эрмитажа: построил трапезный храм преподобной Марии Египетской, дополнительные кельи для братии; он добавил конюшни, печь, большую библиотеку и пасеку.

Что еще более важно, он укрепил ее духовную основу, пригласив старца Леонида в Оптину и сам показав пример предельного послушания и кротости. После того, как приехал старец Леонид, он ничего не делал без его благословения. Его любовь и кротость привлекали многих паломников с их финансовой поддержкой, но его истинный духовный рост оставался в значительной степени сокрытым, как и его жизнь была сокрыта в Боге.

Схигумен Антоний

Старец Антоний был воспитан у брата в Рославльском лесу, прежде чем последовать за ним в Оптину. Ему было всего 30 лет, когда его назначили настоятелем скита, и даже на этой руководящей должности он ничего не делал без благословения брата. Посетители скита поражались порядку и чистоте, которые отражались во внутреннем спокойствии братии под опекой этого духоносного старца.

Однако епархиальный епископ воспринял возрождение старейшинства как нововведение и усложнил жизнь старейшинам. В 1839 году он перевел старца Антония в заброшенный Малоярославский монастырь. Уход из Оптиной был для старца большим испытанием, но, тем не менее, он занялся возрождением монастыря и вытерпел 14 лет, прежде чем вернуться в любимую Оптину на уединение.

Старец 30 лет страдал от язв на ногах, которые со временем проникли до кости. Даже в таком состоянии он не щадил себя ради брата. Один монах часто поддавался слабости, просыпался и пропускал утреню, которая служилась в 1 или 2 часа ночи; наконец, он совсем сдался, несмотря на неоднократные уговоры начальства. Однажды утром после службы в храме старец Антоний пришел в келью брата. — Я должен дать вам отчет. Пожалей меня и «свою» душу, — умолял Старец. Он пал ниц перед братом, после чего из сапог старшего хлынула кровь, образовав лужу под его мантией. Брат исцелился от своей слабости.

иеросхимонах Леонид

Старчество в Оптиной правильно начинать со старца Леонида (в схиме Льва), который прибыл, когда уже созрел в этом служении. Внешне его монашеский путь был неустроен. Она началась в Оптиной на заре ее возрождения, инициирована в 1795 году митрополитом Платеном, затем привела в Белобережный монастырь, где он принял постриг, в Чолнск, Рославовы леса, Валаам, Александро-Свирский монастырь, Площанск и Брянские леса, до «возвращения» в Оптину в 1829 г.по приглашению старца Моисея.

Эта быстротечность была результатом не нестабильности, а стечения обстоятельств. Традиция старчества и исихазма настолько отдалилась от русского монашеского опыта XVIII века, что ее подозревали в нововведении и нередко вызывали недоразумения, приводившие к злословию, ревности и откровенным гонениям, что в разной степени переживал старец Леонид на протяжении всей своей жизни. монашеской карьеры, особенно в последние годы жизни в Оптиной. Однако непроизвольная подвижность Леонида не помешала ему выработать прочный духовный фундамент. В своих странствованиях он постоянно находился с паисийскими учениками и провел около двадцати лет в обществе старца Клеопы и старца Феодора (Свирского), живших со старцем Паисием.

У них Леонид научился искусству непрестанной молитвы.
В Оптиной братия ежедневно приходила к старцу Леониду для раскрытия практики своих мыслей, воспитывающих духовную бдительность и контроль. Обладая даром прозорливости, старец умело владел духовным скальпелем, проникая прямо в суть проблемы человека и вызывая исцеляющие слезы покаяния. Он творил бесчисленные чудеса и среди мирян. В миру он занимался торговлей, и этот опыт помог ему установить контакт с паломниками из разных слоев общества. При первом знакомстве многих вводила в заблуждение довольно веселая внешность, часто скрывавшая его аскетический темперамент.

Испытания должны были последовать за этой душеспасительной деятельностью. Та же власть, которая послала старца Антония из Оптиной, запретила старцу Леониду принимать посетителей. Но люди продолжали стекаться к нему со своими бедами и, обладая великой любовью и состраданием, он не мог им отказать. К счастью, он получил моральную поддержку от старца Моисея, а также митрополитов Московского и Киевского Филарета. Но напряжение утомляло. Старец Леонид скончался после тяжелой болезни, длившейся пять недель.

иеросхимонах Макарий

Лицо старца Макария было в шрамах от оспы, он заикался и всегда был бедно одет, но отличался очень утонченным характером. Он родился в помещичьей дворянской семье, любил музыку и был талантливым скрипачом. Побыв несколько лет в миру счетоводом, в 1818 году он вступил в монашеский путь в Площанской пустыни. Там он связался со старцем Леонидом и последовал за ним в Оптину.
С кончиной старца Леонида бремя духовного руководства скитом легло на старца Макария. Он говорил тихо и излучал тихую радость в Господе. Подобно старцу Леониду, он использовал свой дар духовной проницательности для многочисленных исцелений, особенно бесноватых. также вел огромную переписку: его письма с рекомендациями занимают два тома, каждый из которых насчитывает тысячу страниц.

Старец Макарий не терпел праздности среди братии. Он ввел различные ремесла: переплетное дело и деревообработку. Он также украсил скит массовой высадкой цветов. Однако наибольший его вклад в Оптину в том, что она начала свою работу по изданию святоотеческих текстов. Это имело историческое значение, так как петровские реформы сильно ограничили ту деятельность, которую последующие законы ограничивали церковными типографиями. В результате многие сочинения святых отцов существовали только в рукописном виде или очень ограниченными тиражами. Тем временем светская пресса штамповала переводы мистико-философских произведений с Запада, некоторые из которых были откровенно враждебны православию.

По благословению и усердной поддержке митрополита Московского Филарета, при активном содействии православного писателя и философа Ивана Киреевского, старец Макарий приступил к тщательному редактированию рукописей, переведенных с греческого Паисием Величковским, которые он приобрел на Площанске, и др. святоотеческих рукописей, подаренных разными людьми, положив начало делу, которое за 50 лет выпустило более 125 книг тиражом 225 090 экземпляров. Они рассылались в библиотеки и семинарии по всей России, вводя в обращение творения преподобных Исаака Сирина, преподобного Симеона Нового Богослова, преподобного Нила Серанского, старца Паисия и других и вдохновляя растущий круг религиозно настроенной интеллигенции. .

иеросхимонах Иларион

Старец Иларион родился в пасхальную ночь и крестил Родиона. В миру он был портным и держал магазин одежды, а свободное время посвящал миссионерской работе среди раскольников-Скопцев. Он провел год, посещая различные монастыри, прежде чем поселиться в Оптиной в 1839 году, привлеченный присутствием старцев Леонида и Макария. Когда последний был назначен скитским игуменом, он избрал Родиона своим келейником, послушание которое нес 20 лет, до преставления старца Макария. Кроме того, он работал в саду, варил квас, пек хлеб и ухаживал за пасекой. Отличался простотой, доброжелательностью и готовностью помочь. Имея миссионерское прошлое, он проявлял особую заботу о тех, кто не принадлежал к Церкви. Хотя он оставался для потомков в тени своих более известных собратьев-старцев, о его духовном величии можно судить по тому, что старец Макарий вверил ему, как и старцу Амвросию, своих духовных чад.

Назначенный в 1863 году игуменом скита и духовником, старец Иларион старался насаждать любовь и единомыслие в сердцах братии и продолжал установленный старцем Макарием порядок, следуя образцу мудрых наставлений своего игумена, как будто бы еще его послушный келейник. Во время мучительной болезни в последние два года своей жизни он просил не исцеления, а терпения и до конца исполнил свое келейное правило.

иеросхимонах Амвросий

Шестой из восьми детей, будущий старец обладал живым юмором и общительным характером, что противоречило его духовным устремлениям. Тяжелая болезнь помогла ему разрешить внутреннюю борьбу.
Он прибыл в Оптину в 1839 году, когда монастырь был в полном духовном расцвете. Руководствуясь сначала старцем Леонидом, а затем старцем Макарием, избравшим его своим келейником, он быстро духовно преуспевал. Всего через три года он был пострижен, а еще через три года рукоположен в сан иеромонаха.

Болезнь вынудила его на несколько лет провести в полузатворничестве, что позволило ему с большой пользой сосредоточиться на Иисусовой молитве и испытать на себе значение исихии, безмолвия души перед Богом. Измученный слабой конституцией на всю оставшуюся жизнь, он тем не менее продолжал прилагать все усилия сначала к помощи старцу Макарию в переводе святых отцов, в его переписке и в донесении его советов до паломников, а затем в качестве старца в свое собственное право ради той любви, которая несет все.

В течение 30 лет после смерти старца Макария старец Амвросий находился в должности главного старца Оптиной. К его келье стекались бесчисленные богомольцы, и даже когда он был совершенно измотан и должен был принимать их лежа в постели, он никогда не отказывал никому, нуждающемуся в душеполезном совете. У человеческих душ не было от него секретов; существуют многочисленные свидетельства его ясновидения. Он всегда адаптировал свои советы к каждому человеку, и ни одна проблема не считалась слишком незначительной.
Достоевский находил в старце Амвросии живой образец христианского идеала, а старец Нектарий называл его «земным ангелом и небесным человеком». Действительно, его не раз видели в окружении нетварного света, знака преображения и гражданства в раю.

иеросхимонах Анатолий (Зерцалов)

Родители старца Анатолия призывали своих детей к монашеству. После посещения семинарии чудесное исцеление от чахотки привело его в Оптину. Учился у старца Макария, который, предвидя его будущее величие, в шутку называл его «Высоким». У него был трудный послушник, он работал на кухне и спал там на дровах. В 1870 году стал иеромонахом, а затем, по просьбе старца Амвросия, скитским игуменом. Обладая исключительным молитвенным даром, он пользовался большим спросом как духовник и получал до 200 писем в день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts