Таблица христианство и ислам: Ислам и христианство. Сравнительная таблица вероучений
Содержание
Ислам и христианство: сравнительная таблица вероучений (и она не в пользу ислама)
Ниже приведенные сравнительные таблицы не оставляют у здравомыслящих людей и шанса признать, что ислам в чем-то превосходит христианство. А уж сравнительная таблица нравственного облика Иисуса Христа и Мухаммеда не дает последнему ни одного шанса казаться «пророком» вообще. Заявлять, что он еще и выше Иисуса Христа — это безумие.
***
Целью данной таблицы является сравнение основ христианского и мусульманского вероучения. Авторы таблицы с глубоким уважением относятся к верующим мусульманам и не преследуют цели оскорбления или унижения мусульманского вероисповедания, а ставят своей целью сравнение двух религий по основным вероисповедным принципам. Авторы таблицы стремятся не затушевывать расхождения между христианством и исламом, а представить эти различия «как они есть». Тем самым они хотят заставить глубже задуматься представителей двух мировых религий об их различиях. По мнению авторов, именно осознание различий крайне необходимо для плодотворного диалога и конструктивной полемики между христианством и исламом.
В качестве основ мусульманского вероучения авторами рассматривается суннитский ислам и шиитский ислам, за некоторыми исключениями. Так, они не рассматривают учения «крайних» шиитов («гулат»), которые прямо обожествляют имамов, развивают учения о переселении душ («танасух»), вселении в человека божественной частицы и т.д. Для подобного сравнения нужна иная таблица — «христианство и учения «крайних» шиитов».
Также ими не рассматривается учение исмаилитов, отстаивающих принцип скрытого учения («батинийя»), которое в отличие от внешнего знания («захир») содержит учение о переселении душ, обожествление имамов, неоплатонические идеи эманации и доктрины, известные лишь посвященным. Не рассматриваются учения алавитов и друзов, также верящих в перевоплощение и обожествляющих имамов. К сожалению, приходится оставить в стороне и «тасаввуф» — исламский мистицизм суфиев, утверждающий возможность мистических «опьянений» («сукр» у Абу Язида аль-Бистами), фраз «анна-аль-хакк» («я — истинный», то есть Бог, фраза аль-Хуссайна аль-Халляджа, казненного в Багдаде в 922г. ), учений «вахдат аль-вуджут» (единобытие у Ибн аль-Араби как слияние Бога и мира) и прочие мистические теории, граничащие с пантеизмом.
Подчеркнем, что статус таких учений в исламе во многом остается неопределенным. Для сравнения их с христианством также нужна отдельная таблица. Оставлен в стороне и ваххабизм, высказывающий идею «очищения ислама», во многом ведущий к очищению «ислама от самого ислама» в учении Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, настаивающего на ликвидации мусульманских святынь.
В тоже время авторы таблицы отдают себе отчет в том, что вышеуказанные направления в исламе не являются исчезнувшими или маловлиятельными. Достаточно упомянуть, что пришедший в 2000 году к власти в Сирии президент Башар Асад, как и его отец, правящий Сирией в течении 30 лет, является шиитом — алавитом (или «нусайритом», это течение — около 16% населения страны, более 1,5 миллиона человек), признающим учение о переселении душ.
Он, как и его отец Хафез аль-Асад, вершит судьбами страны с преимущественно суннитским населением. При этом в Турции проживает более 15 миллионов алавитов, исповедующих переселение душ. В мире также насчитывается около 25 миллионов исмаилитов, возглавляемых имамом Каримом Ага Ханом IV, самым богатым человеком Сирии, крупным дипломатом, меценатом, чиновником ООН, имеющим титул «его Высочества» от британской королевы Елизаветы II.
Читать далее…
Ислам и христианство: сравнительная таблица вероучений
В категориях: Политика, экономика, технология
Целью данной таблицы является сравнение основ христианского и мусульманского вероучения. Авторы таблицы с глубоким уважением относятся к верующим мусульманам и не преследуют цели оскорбления или унижения мусульманского вероисповедания, а ставят своей целью сравнение двух религий по основным вероисповедным принципам. Авторы таблицы стремятся не затушевывать расхождения между христианством и исламом, а представить эти различия «как они есть». Тем самым они хотят заставить глубже задуматься представителей двух мировых религий об их различиях. По мнению авторов, именно осознание различий крайне необходимо для плодотворного диалога и конструктивной полемики между христианством и исламом.
В качестве основ мусульманского вероучения авторами рассматривается суннитский ислам и шиитский ислам, за некоторыми исключениями. Так, они не рассматривают учения «крайних» шиитов («гулат»), которые прямо обожествляют имамов, развивают учения о переселении душ («танасух»), вселении в человека божественной частицы и т.д. Для подобного сравнения нужна иная таблица — «христианство и учения «крайних» шиитов».
Также ими не рассматривается учение исмаилитов, отстаивающих принцип скрытого учения («батинийя»), которое в отличие от внешнего знания («захир») содержит учение о переселении душ, обожествление имамов, неоплатонические идеи эманации и доктрины, известные лишь посвященным. Не рассматриваются учения алавитов и друзов, также верящих в перевоплощение и обожествляющих имамов. К сожалению, приходится оставить в стороне и «тасаввуф» — исламский мистицизм суфиев, утверждающий возможность мистических «опьянений» («сукр» у Абу Язида аль-Бистами), фраз «анна-аль-хакк» («я — истинный», то есть Бог, фраза аль-Хуссайна аль-Халляджа, казненного в Багдаде в 922г.), учений «вахдат аль-вуджут» (единобытие у Ибн аль-Араби как слияние Бога и мира) и прочие мистические теории, граничащие с пантеизмом.
Подчеркнем, что статус таких учений в исламе во многом остается неопределенным. Для сравнения их с христианством также нужна отдельная таблица. Оставлен в стороне и ваххабизм, высказывающий идею «очищения ислама», во многом ведущий к очищению «ислама от самого ислама» в учении Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, настаивающего на ликвидации мусульманских святынь.
В тоже время авторы таблицы отдают себе отчет в том, что вышеуказанные направления в исламе не являются исчезнувшими или маловлиятельными. Достаточно упомянуть, что пришедший в 2000 году к власти в Сирии президент Башар Асад, как и его отец, правящий Сирией в течении 30 лет, является шиитом — алавитом (или «нусайритом», это течение — около 16% населения страны, более 1,5 миллиона человек), признающим учение о переселении душ.
Он, как и его отец Хафез аль-Асад, вершит судьбами страны с преимущественно суннитским населением. При этом в Турции проживает более 15 миллионов алавитов, исповедующих переселение душ. В мире также насчитывается около 25 миллионов исмаилитов, возглавляемых имамом Каримом Ага Ханом IV, самым богатым человеком Сирии, крупным дипломатом, меценатом, чиновником ООН, имеющим титул «его Высочества» от британской королевы Елизаветы II.
Крайние шииты Ирана по прежнему составляют в стране влиятельные и многочисленные группы. Ваххабизм разделяет большинство населения 27-милионной Саудовской Аравии (разумеется, за исключением 15% шиитов, около миллиона католиков, около 5 миллионов иностранных рабочих).
| Христианство | Ислам |
1.1. Утверждает ли религия веру в единого Бога? | Да «Верую во Единого Бога» (начало Символа Веры). «Нет иного Бога, кроме Единого» (1Кор.8:4). «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф.4:6). | Да Нет Бога кроме Аллаха (часть шахады — араб. свидетельства веры). |
1.2. Отрицает ли религия язычество (многобожие, идолопоклонство)? | Да «Мы знаем, что идол в мире ничто» (1Кор.8:4), а язычники «заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки» (Рим.1:25). | Да Отрицается многобожие и идолопоклонство как придание Аллаху товарищей (равных). Многобожие называется ширк (от араб. «шарик» — товарищ) и является синонимом неверия (араб. «куфр» — сокрытие, отсюда кафир -неверный). |
1.3. Считает ли религия Бога невещественным Духом? | Да Бог есть Дух Вездесущий, Неограниченный, Беспредельный и Всесовершенный. «Бог есть Дух» «Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое слово» «Нетленный Твой Дух пребывает во всем» «Куда пойду от Духа Твоего, и от Лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты» (Пс.138). «Слова мои от искренности моего сердца, и уста мои произнесут знание чистое. Дух Божий создал меня». (Иов.33:3-4) (1). [1]. | Нет Религия отрицает, что понятие Духа может быть применено к Аллаху. Духовность — не атрибут Аллаха [2]. В Коране под духом следует понимать только тварную человеческую душу или тварного ангела. Святым духом назван ангел Джибрил |
1.4. Считает ли религия, что Бог обладает тварными атрибутами (качествами и свойствами, присущими творениям)? | Нет «Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните?» (Ис.40:26). Свойства Бога совершенно не подобны свойствам Его творений. О Его свойствах надо судить только духовно [3]. | Да Бог обладает тварными свойствами слуха и зрения, «слышит» самый тихий шорох и «видит» черного паука ночью на темном камне [4]. Учение о зрении и телесности Аллаха засвидетельствовано в официальных документах мусульманского вероисповедания [5]. |
1.5. Раскрывает ли религия внутреннюю природу Бога? | Да Христианство считает, что Господь существует в трех Ипостасях — Отец (Ум), Сын (Слово) и Святой Дух. Бог обладает Умом (Отец), Который в вечности рождает Слово (Сын) во Святом Духе. Христианство есть учение «Ума, Слова и Духа — единой соприродности и божественности» как сказал о Святой Троице св. Григорий Богослов. «Ум — Отец, Слово — Сын, Дух Святой — Дух, как учат богоносные отцы, излагая догматическое учение о пресущной и преестественной Святой Троице» ( св. Григорий Синаит). «Первый Ум Сущий, Бог единосущное в Себе имеет Слово с Духом соприсносущным, без Слова и Духа никогда не бывая» (св. Никита Студийский). | Нет Внутренняя природа Бога остается нераскрытой. Учение об Божественном Уме, Слове и Духе отсутствует [6]. При этом само учение о Святой Троице истолковано превратно в виде Иисуса, Марии и Аллаха (5.73, 5.116). |
1.6. Считает ли религия, что Бог есть любовь? | Да «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин.4:16). | Нет |
1.7. Считает ли религия, что Бог обладает смирением? | Да «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» | Нет |
1.8. Считает ли религия, что Бог обладает святостью? | Да «По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят». | Нет (7) |
1.9. Считает ли религия, что одним из качеств Бога является хитрость? | Нет Хитрость и лукавство — свойства дьявола (лукавого), прельщающего людей и последующих ему. Бог ненавидит ложь, коварство и лицемерие. | Да Аллах «замышляет хитрость» (86.16), «хитрит», поскольку «Аллах — лучший из всех хитрецов», «обманывает» (4.141). |
1.10. Считает ли религия, что одним из качеств Бога является гордость? | Нет Гордость — свойство дьявола, ложных учителей, всех злых и нечестивых. | Да «Гордое достоинство — Мое покрытие». Гордость — атрибут сущности Аллаха (8). |
1.11. Считает ли религия, что Бог хочет спасения всех людей, желает, чтобы все люди познали Его? | Да «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» | Нет «Тот кто хочет встречи с Аллахом, с тем и Аллах желает встречи; а тот кто не хочет встречи с Аллахом, с тем и Аллах не желает встречи»(9). |
1.12. Считает ли религия, что Бог порождает зло? | Нет Истинный, Святой и Праведный Бог не является источником зла. «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» «Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак.1:13). «Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога» «Все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем | Да Аллах является источником зла. «И добро и зло от Аллаха» (10). Аллах приносит пользу и вред (11), Аллах есть приносящий зло и дарующий блага» (12). |
1.13. Считает ли религия, что Бог изначально желает мучений в аду для определенной части людей? | Нет Бог не желает погибели людей. «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы обратился он от пути своего и жив был» (Иез.33:11). Бог воплотился, стал Спасителем мира (само имя Иисус означает «Господь — спасение»), чтобы спасти от погибели и ада все человечество. Через Боговоплощение раскрылось совершенное человеколюбие Божие. | Да Аллах не желает спасения всем людям, «Если бы Нам было угодно, то мы наставили бы на прямой путь каждого человека, однако стало истиной Мое слово: «непременно Я наполню ад джиннами и людьми — всеми вместе!»
|
k-istine.ru
0
Термин | Христианство | Исламская доктрина | |
Afterlife | |||
. :21-24), в наших воскресших телах (1 Кор. 15:50-58). Нехристиане будут брошены в ад навеки (Мф. 25:46). | Существует загробная жизнь (75:12), воспринимаемая как идеальная жизнь в Раю (29:64) для правоверных мусульман или Ад для тех, кто не является. | ||
Ангелы | Сотворенные существа, не являющиеся людьми, некоторые из которых впали в грех и стали злыми. Они очень мощные. Непадшие ангелы исполняют волю Божию. | Созданные существа без свободы воли, которые служат Богу. В исламской доктрине ангелы были созданы из света. | |
Искупление | Жертва Христа на кресте (1 Пет. 2:24), благодаря которой Его кровь становится жертвой, которая отвращает гнев Божий (1 Ин. 2:2) от грешника, когда грешник принимает (Ин. 1:12) верой (Рим. 5:1) дело Христа на кресте. | В исламской доктрине нет искупительной работы, кроме искреннего признания греха и покаяния грешника. | |
Библия | Вдохновленное и безошибочное слово Божие в оригинальных рукописях (2 Тим. 3:16). | Уважаемое слово пророков, но Библия была искажена веками и верна только в той мере, в какой она согласуется с Кораном. | |
Распятие | Место, где Иисус искупил грехи мира. Только через эту жертву можно спастись от гнева Божия (1 Пет. 2:24). | Иисус не умер на кресте. Вместо этого Бог позволил Иуде выглядеть как Иисус, и вместо этого он был распят. | |
Дьявол | Падший ангел, всячески противящийся Богу. Он также стремится уничтожить человечество (Исайя 14:12-15; Иезек. 28:13-15). | Иблис, падший джинн. Джинны — это не ангелы и не люди, а отдельный класс созданных существ со свободной волей. Согласно исламскому учению, джинны были созданы из огня (2:268; 114:1-6). | |
Бог | Бог есть троица личностей: Отец, Сын и Святой Дух. Троица — это не три бога в одном боге и не одна личность, принявшая три формы. Тринитаризм строго монотеистичен. Нет никакого другого Бога в существовании. | Бог известен как Аллах. Аллах — одна личность, строгое единство. Нет никакого другого Бога в существовании. Он творец вселенной (3:191), владыка над всем (6:61-62). | |
Небеса (Рай) | Место, где обитает Бог. Небеса — это будущий дом христиан, спасенных Божьей благодатью. Это рай, потому что там находится Бог, и христиане будут наслаждаться вечным общением с Ним. | Рай в исламском учении – это место невообразимого блаженства (32:17), сад с деревьями и пищей (13:35;15:45-48), где исполняются желания правоверных мусульман (3:133; 9: 38; 13:35; 39:34; 43:71; 53:13-15). | |
Ад | Место мучений в огне вне присутствия Бога. Из ада нет выхода (Мф. 25:46). | Ад – место вечного наказания и мучения (14:17; 25:65; 39:26), в огне (104:6-7) для не мусульман (3:131), а также для тех, кто были и чьих дел и веры было недостаточно (14:17; 25:65; 104:6-7). | |
Святой Дух | Третье лицо Троицы. Святой Дух полностью Бог по своей природе. | Архангел Гавриил, передавший слова Корана Мухаммеду. | |
Иисус | Второе лицо Троицы. Он есть Слово, ставшее плотью (Иоанна 1:1, 14). Он и Бог, и человек (Кол. 2:9). | Очень великий пророк, уступающий только Мухаммеду. Исламская доктрина ясно говорит о том, что Иисус не сын Божий (9:30) и уж точно не божественный (5:17, 75), и что он не был распят (4:157). | |
Судный день | Происходит в день воскресения (Иоанна 12:48), когда Бог будет судить всех людей. Христиане попадают в рай. Всех остальных в ад (Мф. 25:46). | Происходит в день воскресения, когда Бог будет судить всех людей. Мусульмане попадают в рай (3:142, 183-185, 198). Всех остальных в ад (3:196-197). Суд основывается на делах человека (5:9; 42:26; 8:29). | |
Коран, | Работа Мухаммеда. Это не вдохновлено Богом, и это не Писание. Нет проверки на его точную передачу с оригиналов. | Последнее откровение Бога всему человечеству, данное через архангела Гавриила Мухаммеду за 23-летний период. Оно безошибочно и охраняется от ошибок Аллахом. | |
Человек | Создан по образу Божию (Быт. 1:26). Это не значит, что Бог имеет тело, но что человек уподоблен Богу по способностям (разум, вера, любовь и т. д.). | Не создан по образу Божию (42:11). Человек создан из праха земного (23:12), и Аллах вдохнул жизнь в человека (32:9; 15:29). | |
Мухаммед | Человек без вдохновения, родившийся в 570 году в Мекке, который начал исламскую религию. | Последний и величайший из всех пророков Аллаха, чей Коран является величайшей из всех боговдохновенных книг. | |
Первородный грех | Этот термин используется для описания влияния греха Адама на его потомков (Рим. 5:12-23). В частности, это наше наследие греховной природы от Адама. Греховная природа возникла у Адама и передается от родителей к детям. Мы по природе дети гнева (Еф. 2:3). | В исламской доктрине нет первородного греха. Все люди безгрешны, пока не восстанут против Бога. У них нет греховной природы. | |
Воскресение | Телесное воскресение всех людей, нехристиан на проклятие, а христиане воскресают к жизни вечной (1 Кор. 15:50-58). | Телесное воскресение, кто в рай, кто в ад (3:77; 15:25; 75:36-40; 22:6). | |
Спасение | Бесплатный дар Божий (Еф. 2:8-9) человеку, который верит во Христа и Его жертву на кресте. Он наш посредник (1 Тим. 2:5). Никаких дел недостаточно, чтобы заслужить спасение, поскольку все наши дела неприемлемы для Бога (Исаия 64:6). | Прощение грехов достигается милостью Аллаха без посредника. Мусульманин должен верить в существование Аллаха, верить в основные доктрины ислама, верить, что Мухаммед — его пророк, и следовать повелениям Аллаха, данным в Коране. | |
Сын Божий | Термин, используемый для обозначения того, что Иисус божественен, хотя и не является в буквальном смысле сыном Божьим в физическом смысле (Иоанна 5:18). | Буквальный сын Божий. Следовательно, Иисус не может быть сыном Аллаха. | |
Троица | Единый Бог в трех лицах: Отец, Сын и Святой Дух | Отец, Иисус и Мария слово было у Бога, и Слово было Богом. . . и Слово стало плотью и обитало среди нас. . . (Иоанна 1:1, 14). | Повеление Аллаха о существовании, в результате которого Иисус родился в утробе Марии. |
Основные религии (лаконичная таблица)
Иудаизм | Б. | ИСлам | Индуизм | Buddhism | Индуизм | Buddhism | Buddhism | Индуизм | Buddhism | . Моисей дал евреям Тору около 1250 г. до н.э. | Иисус Христос, распятый около 30 г. н.э. в Иерусалиме. | Мухаммад, родившийся в 570 году нашей эры в Мекке, Саудовская Аравия. | У индуизма нет основателя. Самая древняя религия, возможно, восходит к доисторическим временам. | Сиддхартха Гаутама, называемый Буддой, в 4 или 5 веке до н.э. в Индии. | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Сколько Богов | Один | Один | Один | Много (все боги и богини считаются разными формами одного Высшего Существа.) | Нет, но есть просветленные существа 9004 9004 (Будды) Священные Писания | Наиболее важными из них являются Тора или первые пять книг Моисея. Другие включают устную традицию иудаизма, письменная форма которой известна как Талмуд. | Библия — главный священный текст христианства. | Коран — священная книга ислама. | Наиболее древними являются четыре Веды. | Наиболее важными являются тексты Трипитака, Сутры Махаяны, Тантры и дзен. | |||||||
Верования | Евреи верят в законы Бога и слова пророков. Однако в иудаизме действия важнее убеждений. | Иисус учил любви к Богу и ближнему и заботе о справедливости. | Пять столпов или основных обязанностей: исповедание веры; молитва; благотворительность; пост в месяц Рамадан; и хотя бы раз совершить паломничество в Мекку. | Реинкарнация утверждает, что все живые существа находятся в цикле смерти и возрождения. Жизнью правят законы кармы, в которых перерождение зависит от нравственного поведения. | Четыре благородные истины: (1) все существа страдают; (2) стремление — к обладанию, власти и т. д. — вызывает страдание; (3) желание можно преодолеть; и (4) путь, уводящий от желания, — это Восьмеричный Путь (Средний Путь). | ||||||||||||
Типы | Три основных типа: ортодоксальный, консервативный и реформистский. Консервативные евреи следуют большинству традиционных обычаев, но менее строго, чем ортодоксы. Евреи-реформисты наименее традиционны. | В 1054 году христиане разделились на Восточную Православную Церковь и Римско-Католическую Церковь. В начале 1500-х годов возникли основные протестантские группы (лютеранская, пресвитерианская и епископальная). С тех пор появилось множество других групп. | Почти 90% мусульман – сунниты. Шииты – вторая по численности группа. |