Тема и идея повесть о петре и февронии муромских: Основная идея и тема произведения повесть о петре и февронии муромских

Разное

сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру


Мировая литература – кладезь жизненной мудрости. И создается он уже на протяжении очень многих столетий. Современным людям близка литература нашего времени. Но не стоит пренебрегать истоками художественной литературы. Ведь там можно почерпнуть и великие знания, и житейскую мудрость. К по-настоящему ценным произведениям далекого 16 века стоит отнести «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Ее автором принято считать известного русского публициста и священника тех времен — Ермолая-Еразма.

Имена героев читатель узнает уже из самого названия. Это Муромские правители Петр и Феврония. Автор говорит, что княжили они праведно. Образы героев можно отнести к историческим, но овеянным множеством давних преданий.

Тема произведения – описание жития Муромских святых Петра и Февронии. Так как задумывалось все в житийном направлении. Однако сюжет вышел намного шире, чем того ожидалось от автора. В результате в тексте мы находим не простое описание жизни праведных людей, а увлекательный рассказ о судьбе храброго князя и мудрой девушки Февронии. Писатель использует не только религиозные, но и фольклорные мотивы.

Говоря об идеи произведения, есть некая разница между тем, каковой она была изначально, и какой видится уже в готовом повествовании. Из истории создания мы знаем, что задумывалась повесть для прославления церкви. Но в тексте мы видим то, насколько автор очарован мудростью и силой воли Февронии, справедливостью и храбростью Петра. Выходит, что идеей стало прославление в героях настоящих жизненных ценностей. Ермолай-Еразм восхищается героями. Да, они глубоко верующие люди, но они уже не слепо следуют вере, а совершают добрые дела, потому что они благородные и активные личности.

Уникальным является и то, что автор в произведении превозносит девушку из простого народа. Феврония происходила из крестьянской семьи, но в душе была очень благородна. Ее образ имеет разительное сходство с фольклорным образом мудрой девы. Она говорит всегда загадочно и мудро, что поражает посла князя и потом самого князя. При помощи разумных доводов она берет обещание правителя жениться на ней. Девушка красиво говорит о том, что негоже порядочной деве лечить раны не ее мужа. Однако не только ловкость убеждает Петра, но и милосердие, и бескорыстие Февронии. Поэтому во второй раз он соглашается взять ее в жены.

В образе Петра видна идея прославления мужества и справедливости правителей. Автор указывает, что далеко не каждый князь обладает таким благородством, как Петр. Поэтому его герой заслуживает восхищения. Он искренне любит своего брата, помогает ему победить коварного змея. Таким образом Петр становится князем-змееборцем.

Повесть о Петре и Февронии прославляет настоящие жизненные ценности, такие как: любовь, мудрость, милосердие.


Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Признаки повести, сказки и жития в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
  • Над чем меня заставила задуматься «Повесть о Петре и Февронии Муромских»?
  • История создания «Повести о Петре и Февронии Муромских»
  • Словарь слов и словосочетаний по «Повести о Петре и Февронии Муромских»
  • Смысл повести о Петре и Февронии: объяснение сюжета и концовки

    Произведение написано монахом, жившем в 16 веке. Основный смысл повести о Петре и Февронии — поучительный. В каждом описанном эпизоде автор прямо или иносказательно раскрывает законы христианской семьи. Повесть рассказывает о встрече Петра и Февронии, их супружестве, а смысл финала произведения скрывается в главном чуде, случившемся со святыми.

    Краткое содержание

    К жене князя Павла стал наведываться змей, посланный дьяволом. В настоящем облике его видела лишь княгиня, перед другими появлялся образ князя Павла. Убить змея мог только Петр, но перед ним чудовище было в образе брата.

    Смысл этой части повести о Петре и Февронии Муромских заключается в том, что мужчина всегда берет на себя ответственность. Ему не мешают сомнения и страхи.

    Петр зарубил змея, но заразился проказой. Помочь мужчине обещала дочь древолаза Феврония. Взамен она просила Петра стать ее мужем. Князь согласился, но всерьез условие не воспринял.

    Исцеленный Петр уехал, не выполнив обещания, но вскоре вернулся. Девушка умышленно оставила одну язву открытой, болезнь снова охватила князя. В следующий раз блаженная полностью исцелила Петра и стала его женой.

    После кончины Павла править городом стал Петр. Правление было прервано неприязнью бояр к Февронии. Позже раскаявшиеся вельможи вернули княжескую пару к правлению.

    Предчувствуя кончину, супруги приказали высечь в одном камне два гроба, желая, чтобы их тела покоились вместе. Они приняли монашество. Петр стал Давидом, а Феврония — Ефросинией.

    На заметку! Имя Давид означает «возлюбленный» (Богом и супругой), Ефросиния — «радость» (радость спасения).

    Их молитвы об одновременной кончине были услышаны, 25 июня Петр и Феврония отошли после молитвы.

    Смысл сюжета

    В повести рассказывается о жизни и судьбе супругов, полной испытаний, чудес и предзнаменований.

    В чем нравственный и поучительный смысл повести о Петре и Февронии

    Главная идея — верность супругов. Герои прошли много испытаний, но не оставили друг друга:

    1. Изгнанная боярами княгиня не пожелала взять с собой ничего, кроме мужа.
    2. Петр не остался править городом без Февронии. Он отказался от тленного временного богатства, неосознанно следуя промыслу Божьему.
    3. Чувствуя скорую благочестивую кончину супруги вместе приняли монашество, завещая положить их тела в один гроб.

    В повести о Петре и Февронии таится поучительный смысл, заключенный в призыве жить честно и выполнять данные обещания:

    1. Князь нарушил данное слово о женитьбе взамен на исцеление. Петра снова охватила болезнь, но мудрая девушка спасла его.
    2. Бояре просили Февронию покинуть Муром, забрав с собой все, что пожелает. Девушка выбрала мужа. Петр оставил правление, но не оставил жену.
    3. В монастыре Феврония стала перед выбором: завершить дело послушания (закончить вышивать покров) или сдержать данное мужу слово. Святая выбрала второе, аккуратно оставив работу для следующей рукодельницы.

    Супруга всегда была с мужем. В этом и есть смысл повести о Петре и Февронии. При первой встрече мужчина был опустошен духовно и физически.

    Супруг и супруга — одно целое. Блаженная вылечила благоверного сначала физически, затем — духовно. Смысл произведения о Петре и Февронии заключается в супружеской верности. Княгиня не бросила мужа ни при княжестве, ни при кончине.

    Тайный смысл сказания о Петре и Февронии

    Написанная монахом повесть полна аллегорий. Главный смысл Петра и Февронии — стремление показать пример христианской семьи.

    Искушение

    Блаженную несколько раз искушали деньгами и подарками. Предлагали плату за исцеление Петра, присылали подарки в знак благодарности за его спасение. От всего Феврония отказалась.

    Бояре предлагали любые блага за отказ от князя. Феврония пожелала оставить все, но забрать мужа.

    Гордыня

    Князь не желал жениться на дочери древолаза. Затем боярские жены отказывались принимать правление простолюдинки, начали подговаривать своих мужей изгнать блаженную.

    Бояре настраивали Петра против жены, говоря о том, что она не соблюдает этикет. Княгиня после трапезы собирала со стола крошки. Однажды Петр открыл ладони, но увидел в них благовония.

    В этой сцене скрыт смысл «Петра и Февронии» о секретах семейной жизни. Супруги сталкиваются с бытовыми проблемами. Привычки могут быть разными, но исправлять их можно терпением, а принимать — с благоговением.

    Власть дается Богом

    Княжество — мирское служение Богу. Покинув Муром, Петр переживал о своем положении: неужели он сам оставил княжеское служение Богу? Феврония, предвидя будущее, уверила князя в том, что Господь их не оставит.

    Блаженная, обладая даром чудотворства, укрепила дух мужа. Она благословила обрубки деревьев, на которых готовился ужин. Утром на их месте стояли могучие деревья, обросшие листвой. Вскоре вельможи приплыли к блаженным супругам с просьбами возобновить правление.

    Феврония и Петр правили городом, живя по заповедям, тем и богатея.

    В чем смысл концовки

    Герои прошли немало испытаний, не нарушая заповедей брака. Ответ на вопрос, в чем смысл главных чудес Петра и Февронии, раскрывается в концовке произведения. Супруги заранее позаботились об общем гробе.

    Интересно! Евангельские слова о супругах: «И будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф.:19,5)

    После их преставления перед Господом люди разделили супругов. Здесь и произошло главное чудо — утром Петр и Феврония оказались в одном гробу.

    Однако люди не задумались о случившемся и вновь разделили тела. Это произошло уже в третий раз: один раз — при жизни, два раза — после преставления перед Богом. Утром тела вновь оказались в одном гробу.

    В произведении сказка перемешана с былью. Понять смысл повести о Петре и Февронии поможет ее краткое содержание и описанный анализ аллегорических приемов автора.

    История Петра и Февронии

    История святых Петра и Февронии старая. Не так стара, как история святого Николая. Не так старо, как история Святого Патрика. Но достаточно старые, чтобы их история дошла до нас в разных формах, с разными подробностями.

    Во всех рассказах Петр — муромский князь, а Феврония — крестьянка. По крайней мере, это, кажется, основано на исторических свидетельствах.

    А как русский князь женился на крестьянке?

    Больной принц и одаренный крестьянин

    В начале истории Питер болен. У него кожное заболевание. По одной версии истории, он убил дракона. Убивая его, он был облит кровью существа. Кровь дракона заставила его тело покрыться болезненными язвами.

    По другой версии, у него была проказа.

    Что бы ни послужило причиной его недуга, принц Петр был болен. И врачи не могли его вылечить.

    Но Феврония смогла. Феврония была дочерью пчеловода. В некоторых версиях этой истории говорится, что ее отец собирал смолу. Возможно, так оно и было. Но пчелиный воск и мед обладают лечебными свойствами, особенно при кожных поражениях. Поскольку слуги принца Петра разыскали ее и попросили исцелить их хозяина, я придерживаюсь версии, что ее отец держал пчел.

    Однако Феврония была больше, чем дочерью пчеловода. Она была красивой и жесткой, сильной и мудрой. Кроме того, она изучала травы и другие лекарства и была одаренной целительницей.

    Любовь и брак

    После того, как она вылечила принца Питера, принц Питер решил жениться на ней. Некоторые говорят, что он влюбился в Февронию. Другие говорят, что, когда она согласилась ухаживать за принцем, она потребовала замужество за свои услуги. Возможно, оба верны.

    Так или иначе, Петр и Феврония поженились. Но бояре на родине были недовольны тем, что их князь женился на крестьянке. И взбесились боярские жены. Феврония, может быть, и спасла жизнь их принцу, но дочери пчеловода не были рады за их столами.

    Я думаю, что Феврония часто обращалась за молитвами к другой святой, вышедшей замуж за вышестоящую, императрице Феодоре, жене Юстиниана Великого. Я уверен, что дочь медведя заступилась за дочь пчеловода. Ее положение было известно ей слишком хорошо.

    Изгнание

    В конце концов боярские жены уговорили своих мужей потребовать, чтобы Феврония отправилась в «добровольную» ссылку. Они сказали ей, что если она просто уйдет, то нагрузят ее богатством, сокровищами и богатством.

    Феврония обдумала их предложение и, к их облегчению, согласилась. Но, по ее словам, ей казалось неправильным брать их богатство. Ведь она была крестьянкой.

    И, возможно, подумала, но не сказала, что глупо было бы брать их сокровища. Женщина, путешествующая в одиночку, нагруженная богатством, может стать заманчивой мишенью для плохих парней. В том числе и сами бояре.

    Итак, сказала она, если бы она могла взять с собой хотя бы одну вещь, она бы пошла.

    Бояре были так довольны собой, что убедили ее увидеть здравый смысл их доводов, что тут же согласились. Затем они спросили ее, чего она хочет.

    «Мой муж».

    Бояре не могли отказаться от своего слова. Но, конечно, принц Петр отказался бы пойти.

    Нет.

    Феврония была его женой, его сердцем, его любовью. Если она шла в изгнание, он ехал с ней.

    Итак, Петр и Феврония ушли. И некоторые из бояр улыбались тайными улыбками, думая, что теперь, когда князя нет, они займут его место.

    В Муром идет война

    Но бояр было много, а князем мог быть только один. И вот пришла на Муром войну, неся с собой голод и смерть. Через некоторое время бояре, которые остались, признали свой грех. Им не удалось распространить филоксению, радикальное гостеприимство и гостеприимство на Февронию, и поэтому навлекли на себя беду. Они раскаялись и послали гонцов к князю Петру и княгине Февронии, умоляя их вернуться и спасти их от самих себя.

    Happy Forever After

    Итак, Принц и Принцесса вернулись и восстановили мир и процветание на земле. Они жили долго и правили мудро и были любимы всем своим народом.

    В конце жизни они стали монахами. Они скончались в один день, в ответ на их молитвы, и были погребены в общей могиле.

    День любви и ромашек

    Шли годы, десятилетия и века, а их история рассказывалась как повесть о настоящей любви, радостной верности и счастливом браке. Их праздник стал отмечаться как День любви. В этот день люди ходили в церковь просить святых заступиться за их браки или помочь найти супруга.

    А поскольку их праздник приходится на 8 июля, когда луга покрыты коврами из маргариток, молодые люди собрали ромашки, чтобы подарить своим возлюбленным. Ромашки стали символом настоящей и верной любви.

    Об иконописце

    Андреа Уорд была художником, ремесленником, иконописцем и другом. Время от времени я спрашивал ее, не может ли она сделать для меня набросок к сообщению в блоге, над которым я работал. Андреа никогда не шла на полпути; она неизменно делала больше, чем я просил. Она создала икону святых Петра и Февронии, сопровождающую эту историю, используя традиционную яичную темперу и сусальное золото. Вы все еще можете увидеть больше ее значков и других замечательных работ, которые она создала, в ее блоге Andrea’s Kitchen Studio. Вечная память ей!

    Подробнее

    17 основных книжек с картинками для православных детей: Если вы ищете книжки с картинками, в которых есть рассказы о православных людях и традициях, вы найдете их в этом списке.

    Инвалиды и особые потребности в церкви: Некоторым людям неудобно рядом с людьми с ограниченными возможностями. Они не знают, что делать или говорить. Здесь вы можете получить несколько советов от людей с ограниченными возможностями, чтобы облегчить себе задачу.

    Юстиниан и Феодора: История любви: Святая Феодора, жена и соправительница святого Юстиниана Великого, — одна из моих самых любимых святых.

    Купи книги!

    Эти восхитительно разнообразные книги представляют инвалидность (Элизабет, одна из главных героинь, передвигается в инвалидном кресле). Они также дают православным детям редкую возможность увидеть себя в книгах, а детям, не являющимся православными, возможность увидеть культурные обычаи, с которыми они, возможно, не знакомы.

    Екатерининская Пасха

    ФИНАЛИСТ КОНКУРСА ЗА ЛУЧШУЮ КНИГУ США 2015
    Кэтрин не любит овощи. Она не любит сон. Ей не нравится, когда мама расчесывает ей волосы. Она любит хот-доги, шоколадный торт и свою лучшую подругу Элизабет. Больше всего она любит Пасху! Пасха, православная христианская Пасха, празднуется посреди ночи, с процессиями, свечами, колокольчиками и пением. А Екатерина уверяет, что ей совсем не хочется спать.

    Отпразднуйте радость Пасхи с помощью волшебства книги: Екатерининская Пасха . Доступно на Amazon, Bookshop.org и в моем интернет-магазине.

    День Святого Николая Снег

    Туфли или чулки? Лошадь или сани? Приходит ли святой Николай 6 декабря или в канун Рождества? Будет ли услышана молитва маленькой девочки? Когда Елизавете приходится оставаться в доме Екатерины, она беспокоится о своей бабушке и беспокоится о том, что святой Николай не найдет ее. Взрослые, однако, беспокоятся о снеге.

    Отпразднуйте чудо Дня Святого Николая с помощью волшебства книги: Снег на День Святого Николая . Доступно на Amazon, Bookshop.org или в моем интернет-магазине.

    Житие святых Петра и Февронии Муромских

    I. ЗМИЙ ЗЛОЙ

    Есть в Русской земле город, называемый Муром. Мне рассказывали, что когда-то этим городом правил добрый князь по имени Павел. Дьявол, ненавидя все хорошее у людей, послал во дворец жены князя Павла змея, чтобы соблазнить и унизить ее. И когда царевна была со змием, она видела его таким, какой он был на самом деле, тогда как другим, бывавшим во дворце княгини, казалось, что не змей, а сам князь Павел был с царевной. Прошло время, и супруга принца Павла решила, что больше не может скрывать свою тайну. Она открыла, что случилось с ее мужем, потому что змей уже унизил ее.

    Принц Павел пытался придумать, что делать со змеем, и в конце концов сказал жене: «Я не понимаю, как мне поступить с этим злым духом. Я не знаю никаких способов убить его. Но мы поступим следующим образом. Когда будете с ним разговаривать, спросите его умно, знает ли он, как ему суждено умереть. А когда узнаешь это, скажи мне, и не только избавишься от этого злого духа и его разврата, о котором противно и говорить, но и в следующей жизни обретешь милость праведного судии нашего, Иисуса. Христос.»

    Принцесса обрадовалась словам мужа и подумала: Хорошо бы, если бы так и случилось. И когда пришла змея, она стала лукаво и умно беседовать с ней о разных вещах, имея в виду свои намерения. Когда оно стало хвастаться, она смиренно и уважительно спросила: «Ты, конечно, все знаешь, и поэтому ты непременно должен знать, на какую смерть тебе уготована».

    И великий обманщик сам был обманут обманом верной жены и по незнанию выдал свою тайну, сказав: «Смерть моя придет от руки Петра и меча Агрика». Княгиня, услышав это, крепко спрятала это в своем сердце. После ухода этого злого существа она рассказала своему мужу, князю, то, что сказал змей. Князь, слыша это, не мог понять, что значили слова «Смерть моя придет от руки Петра и меча Агрика».

    Но, поскольку у него был брат по имени Петр, он призвал его и рассказал ему, что его жена узнала от злого змея. Князь Петр, узнав от брата, что змей дал имя ему причиной своей смерти, стал мужественно думать о том, как бы убить этого змея. И все же его смущало то, что он не знал, что такое меч Агрика.

    У князя Петра был обычай один ходить в церковь помолиться. Однажды он пришел в Крестовоздвиженскую церковь, принадлежавшую женскому монастырю за городской стеной. Там к нему подошел юноша и спросил князя, не желает ли он увидеть меч Агрика. Князь, желая исполнить свое желание убить змея, ответил: «Конечно! Где это находится?» И попросил юноша князя Петра следовать за ним, и тот показал ему нишу в кирпичах алтаря, в которой лежал меч. Верный князь Петр взял шпагу и пошел к своему брату, князю Павлу, и рассказал ему все. И с этого момента князь Петр стал ждать случая убить этого злого змея.

    Каждый день он навещал своего брата и невестку. Однажды, после того, как он посетил своего брата, он пошел в комнату своей невестки, и там он снова нашел своего брата, сидящего с царевной. Выйдя из ее комнаты, он встретил человека из свиты принца Павла и спросил его: «Я только что был в комнате своего брата и застал его там. Потом я пошел прямо в комнату моей невестки и снова нашел его там. Как это возможно?»

    И человек ответил: «Это невозможно, милорд. Принц Пол не выходил из своей комнаты с тех пор, как вы его покинули. Он пошел в комнату старшего брата и спросил его: «Когда ты вернулся в свою комнату? Когда я ушел от вас, я пошел в покои принцессы, не теряя времени. И все же, когда я пришел туда, я нашел тебя рядом с ней. Я не могу понять, как вы могли добраться туда раньше меня. Поэтому я ушел туда, вернулся сюда и теперь еще раз вижу, что вы быстрее меня добрались сюда. Я этого не понимаю».

    Тогда принц Поль объяснил Питеру, что он не выходил из своей комнаты и не был с принцессой все это время. Тогда князь Петр понял, что произошло. «Все это колдовство этого злого змея. В моем присутствии он принимает твой образ за свой, чтобы не быть убитым мною. Брат, не выходи из этой комнаты, ибо я сейчас иду в покои твоей жены, чтобы сразиться со злым змеем. Я надеюсь, что смогу победить его с помощью Бога».

    Затем принц Петр взял меч Агрика и отправился в покои принцессы, где снова нашел змея в образе своего брата. Он ударил его мечом, и злой дух вернулся в свой истинный вид и умер в конвульсиях. Однако прежде чем он умер, его кровь пролилась на принца Петра. От этой крови тело князя Петра покрылось язвами и язвами, и князь тяжело заболел. К нему обращались многие врачи, но ни один не смог его вылечить.

    II. ИСЦЕЛЕНИЕ КНЯЗЯ ПЕТРА

    Прослышав, что в Рязанской области много врачей, князь Петр велел своим слугам проводить его туда. Ослабленный болезнью, князь Петр уже не мог садиться на коня. Прибыв в землю Рязанскую, он послал всех мужчин своей свиты искать врачей.

    Один из молодых людей его свиты случайно попал в деревню под названием Чарити. В этой деревне он подошел к воротам дома, в котором, по-видимому, никого не было дома. Он вошел в дом и никого не нашел. Наконец он вошел в комнату, в которой застал прекрасную девушку, которая ткала. Перед ней прыгал и резвился заяц. Девушка сказала молодому солдату: «Воистину, несчастье, когда двор без ушей и дом без глаз».

    Молодой человек не понял значения этих слов, но спросил, где хозяин дома. Девушка ответила: «Мой отец и мать пошли одни плакать, чтобы заранее заплатить свой долг, а мой брат пошел видеть смерть между своими ногами».

    И снова молодой солдат не понял слов девушки, и все показалось ему странным. Он снова заговорил с девушкой: «Я пришел к тебе и увидел, как ты ткала и заяц прыгал перед тобой. Теперь я слышу из твоих уст странные слова, которых не могу понять. Сначала ты сказал мне, что это несчастье, когда двор без ушей и дом без глаз. Потом ты сказал мне, что твоя мать и отец ушли плакать одни, чтобы заранее заплатить свой долг, и что твой брат ушел, чтобы увидеть смерть между своими ногами. Я не понял ни слова из того, что ты мне сказал».

    Девушка улыбнулась и сказала: «Ну, это не так уж сложно понять. Вы вошли в дом и нашли меня сижу здесь, ткущую и одетую в домашнюю одежду. Если бы у нас была собака, она могла бы вас услышать и начать лаять. В таком случае у двора были бы уши. Если бы мой брат был дома, он мог бы заметить, что вы пришли сюда, и предупредил меня. В этом случае у дома были бы глаза. Я говорил вам, что мои родители пошли плакать одни, чтобы заранее заплатить свой долг. На самом деле они пошли на могилу и плакали там. Как только к ним пришла смерть, другие будут плакать вслед за ними, и поэтому они сейчас плачут, чтобы заранее заплатить свой долг.

    Что касается моего брата, я сказал вам, что он пошел, чтобы увидеть смерть между его ногами. На самом деле, он и мой отец лазают по деревьям и собирают смолу. Он только что пошел лазить по деревьям, и когда он это делает, он должен следить за своими ногами, чтобы не упасть. Если он упадет, это будет его смертью. Поэтому я сказал, что мой брат пошел, чтобы увидеть смерть между его ногами».

    Тогда молодой солдат сказал девушке: «Я вижу, что ты очень мудра. Пожалуйста, назови мне свое имя». Узнав, что девичью фамилию Феврония, молодой солдат объяснил, зачем он пришел сюда: «Я пришел сюда от имени господина моего, князя Петра Муромского. Мой принц болен и покрыт язвами и язвами. Он получил эти недуги от крови злого змея, которого убил своими руками. С тех пор многие врачи лечили его, но никто не смог вылечить его. Поэтому он приказал нам привести его в эту землю, ибо он слышал, что здесь много врачей. Но мы не знаем ни где они живут, ни как их зовут».

    Феврония ответила: «Только тот, кто может вылечить принца, это тот, кто прикажет привести твоего принца в это место».

    «Кто бы это мог быть? Что вы подразумеваете под этими словами?» — спросил молодой человек. «Принц щедро вознаградит врача, который его вылечит. Назовите мне имя такого врача, кто он и где живет.

    Тогда дева сказала ему: «Приведи сюда своего принца. Если у него доброе сердце и он не гордится, отвечая на мои вопросы, он выздоровеет». Молодой солдат выслушал эти слова и затем вернулся к князю Петру и подробно рассказал ему все, что видел и слышал.

    Принц Петр приказал своей свите немедленно отвести его к этой мудрой деве. И привели его в дом, где жила девица. Князь послал к девице пажа с просьбой: «Скажи мне, девица, кто тот человек, который может меня исцелить? Пусть он вылечит меня, и он получит большую часть моего богатства!»

    Недолго думая, девица ответила пажу: «Я врач, способный вылечить твоего принца, но мне не нужна часть его богатства. Однако, если я не стану его женой, у меня не будет причин его лечить».

    Паж вернулся к князю и повторил ему слова Февронии. Князь Петр не воспринял ее слова всерьез, думая, что невозможно князю жениться на дочери человека, чье положение в жизни было столь же низким, как у того, кто собирает смолу. И он поручил своему пажу сказать девушке, что она должна вылечить его, и что если она это сделает, то она станет его женой.

    Паж повторил эти слова девушке. Затем она взяла небольшой кувшин, зачерпнула из бочки закваски и сказала пажу: «Приготовь парилку для твоего князя, а после бани намажь эту закваску на язвы и язвы на его теле. Но вы должны позаботиться о том, чтобы не покрыть все корочки, а оставить одну непокрытой. И тогда ваш принц выздоровеет. Сваренную на закваске мазь юноша принес князю, и слуги тут же приготовили парилку.

    Пока слуги готовили баню, князь решил узнать, насколько мудра эта дева, ибо в этом вопросе у него было только слово своего слуги. С этой целью он прислал ей небольшой узелок белья, прося, чтобы она сделала ему из этого белья рубашку, полотенце и штаны, пока он будет в бане, и в случае успеха она докажет тем самым свою мудрость.

    Слуга принес узел с бельем Февронии и повторил команду князя Петра. Феврония, не колеблясь, велела человеку взобраться на печку и принести сухую деревяшку. Когда служанка дала ей кусок дерева, она отрезала кусок в один фут длиной и приказала мужчине отрезать этот кусок. Когда слуга сделал это, она велела ему отнести колоду своему хозяину и попросить его сделать из нее прялку и ткацкий станок, пока она расчесывала белье, готовясь сделать рубашку, штаны и полотенце.

    Слуга отнес полено князю Петру и повторил просьбу Февронии. Князь засмеялся и сказал: «Пойди к Февронии и скажи ей, что нельзя приготовить столько вещей из такой маленькой колоды в такое короткое время».

    Феврония предвидела этот ответ и сказала служанке: Ну, если твой князь не в состоянии сделать прялку и станок из такого деревяшки в такое короткое время, то как же я, в свою очередь, соткаю рубашку, штаны и полотенце ему из вот такого маленького узла белья, пока он парится в бане?» Когда паж вернулся к принцу, он был поражен мудростью ее ответа.

    Тогда князь Петр пошел в баню, и его слуги наложили мазь на язвы и язвы, оставив открытым только один струп, как велела Феврония. Когда князь Петр вышел из бани, боли его оставили его, и наутро все тело его было чисто и зажило, кроме одного струпа, который остался открытым. Он восхищался целительной силой Февронии. Однако, так как Феврония была дочерью человека низкого происхождения, князь Петр не желал жениться на ней. Однако он присылал ей роскошные подарки, но Феврония их не принимала.

    Пётр вернулся в родной город Муром с полностью излеченным телом, за исключением единственного струпа. Вскоре после этого, однако, от единственного струпа, не покрытого мазью, начали распространяться новые язвы и язвы. А потом все его тело снова покрылось язвами и язвами. Увидев, что недуг его вернулся, князь Петр решил еще раз вернуться к Февронии, чтобы пройти испытанное лечение.

    Он вернулся в Рязань и в дом Февронии, и, несмотря на то, что ему было стыдно за то, что он не сдержал своего обещания жениться на ней, он попросил ее еще раз угостить его. Феврония ничуть не рассердилась, но сказала, что будет лечить его только в том случае, если он решит быть ее мужем. На этот раз князь твердо пообещал, что возьмет ее в жены.

    Девушка прописала то же лечение, что и раньше. И когда он снова выздоровел, князь Петр взял Февронию себе в жены. И таким образом Феврония стала принцессой. И оба они отправились в родной город Петра Муром, и там жили крайне благочестиво, строго повинуясь заповедям Божиим. Вскоре после их прибытия в Муром умер князь Павел, и единоличным правителем города стал князь Петр.

    III. ПРОИСКИ БОЯРЕ

    Бояре города Мурома не пришлись по душе княжне Февронии. Они, под влиянием супругов, обиделись на княгиню из-за ее общего происхождения. Однако из-за своих богоугодных дел она была чрезвычайно популярна среди простого народа, и они молились за нее Богу. Однажды один из придворных, желая внести раздор между Петром и Февронией, пришел к князю и сказал ему: «Княгиня обыкновенно встает из-за стола, когда ей этого делать не положено. Более того, прежде чем выйти из-за стола, она собирает крошки, словно голодная».

    Принц Питер решил проверить, верны ли эти обвинения. Он велел княгине Февронии сесть рядом с ним за стол. Когда обед был окончен, Феврония подобрала все крошки и держала их в руке, как привыкла делать с детства. Увидев это, князь Петр схватил ее за руку и велел разжать кулак, но когда она это сделала, они нашли в ее ладони благовонные мирры и благовония. И с того дня Петр никогда не пытался подвергать сомнению поступки своей жены.

    Много лет спустя пришли обиженные бояре еще раз к Петру и сказали: «Господин наш, мы хотим служить тебе честно и хотим, чтобы ты был нашим правителем, но мы не хотим, чтобы княгиня Феврония была нашей княгиней, и не хотим, чтобы она властвовать над нашими женами. Если ты останешься нашим господином, ты должен взять себе в принцессы другого. Феврония может взять свое богатство и уйти куда угодно.

    Благоверный князь Петр был мягкого характера и не сердился, но обещал поговорить с княгиней Февронией, чтобы узнать, что она скажет по этому поводу. Тогда бессовестные куртизанки решили устроить банкет. Они напились на этом пиру и начали высокомерно разговаривать, как громко лающие собаки. И стали отрицать чудесный дар исцеления Февронии, полученный ею от Бога не только для этой жизни, но даже и для посмертной.

    Заговорили: «Богородица, княгиня Феврония, весь город и все бояре просят тебя вернуть нам князя Петра, потому что мы хотим его».

    Феврония ответила: «Ты можешь взять его. Говорите только с ним.

    Тогда бояре все разом заговорили, говоря: «Богородица, все мы хотим, чтобы царствовал над нами князь Петр, а наши жены не хотят, чтобы ты ими владела. Пожалуйста, возьми столько богатства, сколько пожелаешь, и иди, куда хочешь».

    Услышав эти слова, принцесса Феврония сказала им, что сделает все, что они хотят, но теперь она должна попросить их сделать одну вещь, которую она желает. Бояре, которые были не очень умны, обрадовались и думали, что легко избавятся от нее. Поэтому они пообещали сделать так, как она просила. И сказала княгиня Феврония: «Я ничего не хочу от тебя, кроме моего мужа, князя Петра».

    Бояре немного посовещались, а потом сказали: «Если князь Петр будет так, мы не будем ему противоречить».

    Они надеялись, что смогут избрать другого правителя, если князь Петр не пожелает нарушить божественную заповедь, ибо в Евангелии от апостола Матфея написано: «А Я говорю вам, что всякий, разведющийся с женою своею, , за исключением причины нецеломудрия, делает ее прелюбодейкой». И князь Петр, следуя повелению Иисуса, оставил свою власть над городом Муромом.

    Злые владыки приготовили для Петра и Февронии лодки, ибо город Муром стоял на реке Оке. И вот они плыли по реке на этих судах. На ладье княжны был придворный, который, несмотря на то, что его сопровождала жена, соблазнился нечистой силой и стал с постыдными мыслями глядеть на княжну Февронию. Царевна тотчас распознала его злые мысли и изложила их мужчине.

    Подойдя к нему, она приказала ему зачерпнуть воды из реки на один борт лодки и выпить ее. Когда мужчина сделал это, она приказала ему перейти на другую сторону корабля и сделать то же самое. Когда человек выпил воды, подошла к нему Феврония и спросила: «Скажи, нашел ли ты, что вода на обоих сторонах корабля на вкус одинакова, или, может быть, с одной стороны она была слаще, чем с другой?»

    Мужчина ответил: «Нет, миледи. Вода на вкус была одинаковой с обеих сторон».

    Тогда она ответила: «И такова природа всех женщин. Почему же тогда ты хочешь уйти от жены и думать о другой женщине?» Тогда придворный понял, что принцесса обладает даром читать мысли мужчин. Устрашившись, он отказался от своих злых намерений.

    Вечером лодки пришвартовались, и когда путники высаживались, князь Петр засомневался, прав ли он, отказываясь от власти в городе Муроме. Прозорливая жена заметила его сомнения и утешила его, сказав: «Не горюй, мой князь, ибо милостивый Бог, Создатель наш, направляющий жизнь нашу, никогда не оставит нас на беду».

    В тот же вечер слуги начали готовить ужин для принца. Срубили ветки каких-то деревьев и, сделав косу, поставили чайник. Княгиня Феврония, шедшая по берегу, наткнулась на эти ветки, срезанные с деревьев. Увидев их, она сказала: «Благослови их, ибо к утру эти ветви вырастут в большие деревья с богатой листвой». Так и случилось, когда путешественники встали утром, они обнаружили, что эти ветви превратились в большие деревья с богатой листвой.

    И когда слуги стали грузить лодки, явился владыка из города Мурома и говорит: «Господин мой, князь Петр, я иду к тебе от имени всех придворных города Мурома. Они просят, чтобы вы не бросали их, ваших бедных сирот, и чтобы вы вернулись правителем в родную землю. Многие лорды города погибли от меча. Каждый, желая стать правителем города, убивал другого. Те лорды, которые выжили, и все остальные люди умоляют вас вернуться, мой лорд, и править нами. И мы не будем больше ни злить, ни раздражать вас. Некоторые из наших дам не пожелали, чтобы ими правила княгиня Феврония, но теперь эти дамы погибли в междоусобицах. Те из нас, кто остался в живых, любят ее, и мы просим вас не оставлять нас в покое, ваших покорных слуг».

    Так князь Петр и княгиня Феврония возвратились в город Муром, и правили они по заповедям Божиим.

    IV. УХОД ПЕТРА И ФЕВРОНИИ

    Петр и Феврония всегда помогали своему народу милостыней и молитвами. Ко всем относились как к своим детям. Они любили всех одинаково и не любили только тех, кто гордился или эксплуатировал народ. Петр и Феврония собирают свои сокровища не на земле, а на небе. Они были настоящими пастырями своего города. Они всегда правили правдой и смирением и никогда не гневались. Они давали приют паломникам, кормили голодных и одевали нагих. И помогали бедным в их беде.

    Когда приближалась смерть, Петр и Феврония молили Бога, чтобы они оба умерли в один и тот же час. И просили, чтобы их похоронили в одной могиле и в общем гробу, в котором их тела были бы разделены только перегородкой. И вместе они приняли монашеский постриг, князь Петр стал братом Давидом, а княгиня Феврония — сестрой Евфросинией.

    И случилось так, что незадолго до смерти княгиня Феврония вышивала на покрывале для чаши собора фигурки святых. И пришел вестник от князя Петра, ныне брата Давида, и сказал: «Сестра Евфросиния, я готов умереть, и жду только тебя, чтобы нам умереть вместе».

    Но княгиня Феврония, ныне сестра Евфросиния, ответила: «Подожди, мой господин, пока я закончу покрывало для чаши святого собора».

    Тогда Брат Давид послал еще одного посланника, который объявил: «Я могу ждать тебя совсем недолго». Вскоре после этого прибыл другой посланник, говорящий: «Я скоро покину этот мир. Времени на ожидание не осталось».

    Княгиня Феврония как раз заканчивала вышивать покрывало, но, услышав эти слова; она воткнула иголку в покрывало и намотала нить, которой пользовалась. Сделав это, она отправила брату Дэвиду сообщение о том, что теперь они умрут вместе. И, помолившись, принесли свои души Богу в пятницу, 20 июня.

    После их смерти некоторые из людей решили, что князя Петра следует похоронить в соборе Пресвятой Богородицы, который находился в стенах города Мурома, а княжну Февронию — в церкви Воздвижения Господня. Святой Крест, находившийся за стенами города. И они действительно так и сделали, сказав, что мужчине и женщине, принявшим монашеский постриг, не подобает быть погребенными в одном гробу. Тело князя Петра положили в гроб и поместили в соборе, где оставили на ночь. Тело царевны Февронии положили в другой гроб и поставили в церкви за городскими стенами. Гробница, вырубленная в огромной скале для упокоения Петра и Февронии, оставалась пустой во дворе собора Пресвятой Богородицы.

    Наутро люди подошли к гробам Петра и Февронии и нашли их пустыми. Тела святых князя и княжны были найдены вместе в каменной гробнице, которую они приказали приготовить для них.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts