Термин древнерусская литература: ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА • Большая российская энциклопедия

Разное

Содержание

Краткий словарь терминов древнерусской литературы

АВТО́ГРАФ (др.
греч. αὐτός
«сам» и γράφω «пишу») — собственноручный
авторский рукописный текст.Как
подлинники или оригиналы, в отличие от
копий, автографы имеют для филолога
значение документа первоочередной
достоверности и служат для установления
канонического текста произведения.

АГИОГРАФИЯ
– (греч. «описание святых») жанр
древнерусской литературы, содержащая
описание жизни святых. При единстве
манеры изложения агиографические
произведения разделяются на жития
святых, мартирии (повествовавшие о
гонениях и пытках мучеников) и др.

АЗБУКОВНИКИ
– русские анонимные рукописные сборники
статей учебного, энциклопедического
или нравоучительного характера. Первый
список толкуемых слов типа азбуковника
помещен в Новгородской кормчей 1282. В
XIII
– XVI
вв. веках азбуковники служили главным
образом толковыми словарями непонятных
слов, встречающихся в книгах Священного
писания. Слова располагались по алфавиту,
указывались их происхождение, перевод
и толкование. Термин азбуковник появляется
впервые в XVII
веке в названии одного из подобных
словарей.

АПОКРИФЫ
– (от греч. «апокрифос» — скрытый
сокровенный), сочинения, трактующие о
предметах, содержащихся в Священном
Писании, но не признанные за богодухновенные
и запрещенные Церковью.

ГИМНОГРАФИЯ
– («торжественная песнь», «гимн» и греч.
γράφω — «пишу», «сочиняю»): поэтическое,
а также поэтико-мелодическое искусство
сочинения торжественных, хвалебных
песней (гимнов, од), преимущественно
культового характера (ритуальных,
религиозных), в том числе церковных
(богослужебных или литургических)
песнопений.

ИЗВОД
– в древнерусской литературе вид текста
памятника, возникший в прошлом и
отражающий в себе влияния среды и
местности его бытования и переписки.

ЛЕТОПИСИ
на Руси
велись с XI по XVIII в. До сер. XVI в. были
основным видом исторического повествования.
Летописи составлялись в монастырях,
при дворах князей (а потом и царей), в
канцеляриях митрополитов. Летописцы
почти никогда не были частными лицами,
а выполняли поручение или заказ духовных
или светских властителей, отражали
интересы определенных групп людей. По
своей структуре летописи представляли
своды погодных статей, т. е. сообщений
о произошедших в каждом году событий.

ЛЕЧЕБНИК – книга,
содержащая популярные сведения о лечении
различных болезней.
В XVII
веке подобная форма использовалась в
сатирической литературе («Лечебник на
иноземцев»).

МИНЕИ ЧЕТЬИ
– календарные сборники житий святых,
расположенных по месяцам в соответствии
с днями их памяти.

ОРАТОРСКАЯ
ПРОЗА

«учительное» (дидактическое) и
торжественное красноречие, воплощавшееся
в таких жанрах, как слова, поучения,
беседы на темы христианской нравственности.
В них осуждались пороки и прославлялись
добродетели.

ОТПИСКА
– жанр деловой письменности,
использовавшийся в качестве формы в
сатирических повестях XVII
века («Повесть о Шемякином суде» и др.).

ПАТЕРИКИ
– общее название средневековых сборников
назидательных
рассказов, особая разновидность
агиографической литературы,
содержащей не все жизнеописание
какого-либо монаха, а лишь наиболее
важные с
точки зрения составителя патерика его
подвиги и события его жизни.

ПЛЕТЕНИЕ СЛОВЕС
литературный
стиль, появившийся на рубеже XIV
– XV
вв., которому присуще широкое употребление
метафор-символов, уподоблений, сравнений,
синонимических эпитетов (до 20-25 при
одном определяемом слове). Появление
данного стиля связывают с творчеством
Епифания Премудрого («Житие Стефана
Пермского», «Житие Сергия Радонежского»).

ПОВЕСТЬ
– в Древней Руси так называли летописные
своды, жития,
сказания. В средневековом значении
повесть (повествование) – общая
жанровая форма, в которую входят
произведения одного или разных жанров,
объединенные мыслью повествователя.

ПОВЕСТЬ БЫТОВАЯ
– появляется во второй половине XVII
века. В первой половине XVII века житие
начинает трансформироваться в бытовую
повесть.

ПОВЕСТЬ ВОИНСКАЯ
– жанр древнерусской литературы XI –
XVIII веков, светского исторического
повествования (как оригинального, так
и переводного), посвященного изображению
воинских подвигов, битв. Содержание
воинских повестей проникнуто патриотическим
пафосом, тревогами за судьбу Родины,
отражает борьбу русского народа за свою
национальную независимость.

ПОВЕСТЬ САТИРИЧЕСКАЯ
– появляется во второй половине
появляется во второй половине XVII века
в посадской среде. Поднимает важные
темы общественной и социальной жизни
своего времени: социальной несправедливости
и неравенства, взяточничества и произвола,
крючкотворства и продажности суда,
лицемерия и ханжества монашества и
духовенства, быта и нравов монастырей,
правительственной системы спаивания
народа.

ПОЛУУСТАВ – одна
из графических разновидностей письма
в греческих и славянских рукописях,
возникшая как упрощение устава и
обеспечивавшая большую скорость
начертания. На Руси появился в XIV
в.

РЕДАКЦИЯ
вариант текста литературного произведения,
получившийся в результате его переработки
автором или каким-либо другим лицом.

СКАЗАНИЕ
– устное историческое предание в
«книжной», литературной переработке
или повествовательное произведение,
обращенное в прошлое, в котором легендарное
повествование дополняет, видоизменяет,
идеологизирует легенды и предания
(письменные или устные).

СЛОВО
– термин, характеризующий эпидейктическое
(ораторское) красноречие.

СПИСОК
– в древнерусской литературе списком
называется любой источник, содержащий
текст конкретного произведения, он
может быть автографом или копией.

СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА –
реакция
на церковную реформу Никона, которая
вызвала появление мощного оппозиционного
движения, выдвинула немало публицистов,
писателей, мыслителей, среди которых
были Аввакум, Иван Неронов, Епифаний и
другие идейные вожди старообрядчества.
Они внесли заметный вклад в историю
отечественной культуры. Самыми яркими
произведениями старообрядческой
литературы стали сочинения протопопа
Аввакума.

СТИХОТВОРСТВО
– термин, введенный в русскую поэтику
Симеоном Полоцким, назвавшим так способ
сложения стихов.

УСТАВ – техника
письма,
характеризующаяся тщательным выведением
букв, написанными прямыми линиями, с
правильными углами и овалами, каждая
из которых в определенный период времени
имела однообразную форму написания.

ХОЖДЕНИЯ
— жанр древнерусской литературы.
Хождениями назывались произведения, в
которых описывались путешествия-паломничества
в Палестину, Византию, страны Востока.

ХРОНОГРАФЫ
– исторические сочинения, знакомившие
древнерусского читателя со всемирной
историей в ее средневековом понимании:
от сотворения мира до правления
византийских императоров и современных
им событий славянской и русской истории.

ЧЕЛОБИТНАЯ
– жанр деловой письменности, содержавший
прошение о чем-либо или жалобу. В XVII
в. использовался в качестве формы для
литературных памятников демократической
сатиры («Калязинская челобитная»).

ЯЗЫЧЕСТВО
– термин, происходящий от славянского
«языци», то есть «народы». В современной
философии чаще используется термин
«политеизм» – многобожие, так как в
отличие от христианства, ставившего
над природой всеобъемлющую личность
Бога, язычество – религия самодовлеющего
Космоса.

Древнерусская литература. В древнерусской литературе огромное количество литературных памятников, написанных в 11-17 веках. Специфические черты древнерусской литературы (средневековая литература начало нашей классической литературы)


В древнерусской литературе огромное количество литературных памятников, написанных в 11-17 веках. Специфические черты древнерусской литературы (средневековая литература начало нашей классической литературы):

1

Историзм

(героями древнерусской литературы является преимущественно исторические лица), нет практически в произведениях древнерусской литературы вымысла, литература основана на факте.

2

Рукописный характер произведений древнерусской литературы

(древнерусская литература существовала не в виде отдельной рукописи, а входило в состав многочисленных сборников — хранились в церквях и для простого человека доступа не было). Вплоть до 18 в произведения переносятся от руки несмотря на книгопечатание, появившиеся в 16 веке.

3

Церковный характер произведения:

основными хранителями и переписчиками книг в древней Руси были монахи. Менее всего заинтересованные в распространении книг светского содержания. (Все произведения древнерусской литературы разделялись на церковные и светские).

4 Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев ввел термин — литературный этикет, т.е. в Древней Руси взаимоотношения между людьми подчинялись особому этикету или традиции (жизнь четко нормирована). Этикет существовал и в искусстве, особенно в живописи (изображения на иконах располагались в строго определенных положениях — рост зависел от известности), события из жизни святых подчинялись также этикету. Автор древне русских произведений прославлял или порицал то, что принято прославлять или порицать. Им создавалась в произведениях такие ситуации, какие необходимы по этикету (в «Слове о полку Игореве» отправляется в поход князь, значит необходимо показать обращение его к дружине, и его молитва богу, князь расписывается в парадных положениях; обычно русское войско изображается малочисленным, а войско врага многочисленным, чтобы показать силу войска и т.д.). Литературный этикет есть в любом произведении.

5

Анонимичность древнерусской литературы:

авторы большинства произведений нам неизвестны. Причины: 1) Имя автора со временем утрачивается (вносились изменения из века в век в тексты) 2) древнерусские книжники считали, что их имя не должно звучать в произведении поскольку их литературная деятельность — божий дар.

6

Вариативность:

(Основа древнерусского фольклора.) произведения переписывались, добавлялось что-то свое, поэтому одно произведение существовало во множествах вариантов.

7

Традиционность

в Древней Руси в литературном произведении не существовало эффекта неожиданности («Житие святого», т.е. речь пойдет в произведение о жизни святого и его посмертных чудесах)

8

В древнерусской литературе

до 17 века не существовало поэзии, отсутствовал театр, развлекательные жанры (связано с жизнью русских). Церковный жанр главный. Потребность в этих жанрах черпалась в фольклоре.

9

Патриотизм древнерусской литературы и гражданственность.

Главная задача писателя прославление русской земли.

10

Символизм (Лихачев).

Все средневековое искусство было пронизано стремлением к символизму, толкованию явлений природы, истории жизни. Древнерусские люди считали, что весь мир полон символов. Каждое явление имеет двойной смысл (гроза из «Слова о полку Игореве»). Символы понятны древним людям: зима — символизировала время пришествия крещение Иисуса Христа; весна — время крещения, обновление человека; лето — символ вечной жизни; осень символ последнего суда, время, когда человек подводит определенный итог своей жизни. Четырем временам года соответствует и 4 имя евангелистов.

11 Периодизация

Русская литература — История и великие русские писатели

  1. Дом
  2. Россия
  3. Культура
  4. Литература

Собрание великой русской классики

 

Древняя литература

С приходом православия в 988 году Русь была открыта для лучших образцов византийской культуры. Они положили начало активному развитию религиозной литературы. В начале XII века (1113 г.) монах Киево-Печерского монастыря Нестор написал Первую летопись, по праву являющуюся одним из ярчайших произведений древнерусской культуры. «Слово о полку Игореве» — еще один памятник древнерусской литературы, созданный в конце XII века.

Средневековая литература

XV век был временем агиографии. Этот жанр изображает жизнь святых, патриархов и монахов. Легенда о святых Петре и Февронии Муромских трансформировалась в этот жанр в конце 15 или начале 16 века. Это трогательная история о любви герцога (князя) и дочери обычного пчеловода-дикого пчеловода, ставшая впоследствии символом вечной любви. Этот же период известен ростом интереса к рассказам о путешествиях в дальние страны. Наиболее интересным и оригинальным произведением в этом жанре является «Путешествие за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, который простым и увлекательным языком написал о своих впечатлениях от Кавказа, Персии, Индии, Турции и Крыма. Изобретение книгопечатания было важным событием для России. Иван Федоров и Петр Мстиславец напечатали первую точно датированную книгу «Апостол» в 1564 г.

Расцвет русской культуры в XVIII веке

XVIII век был золотым веком русской литературы. Он разделил литературу на три ветви. Первым был классицизм – стиль в искусстве и литературе, характеризующийся высокой гражданской тематикой, а также целостностью места, времени и действия. Классицизм достиг своего расцвета в творчестве Михаила Ломоносова, Гавриила Державина, Сумарокова и других. Другим направлением в русской литературе был реализм, наиболее ярким представителем которого был Денис Фонвизин, автор бессмертной комедии «Недоросль». Третьим направлением был сентиментализм, для которого характерен повышенный интерес к человеческим эмоциям, эмоциональному восприятию окружающего мира. В русской литературе сентиментализм был представлен Н. Карамзиным, который был не только крупным историком, но и популярным писателем. В начале 19ХХ века Карамзин стал консерватором. Его новые взгляды нашли отражение в его «Истории государства Российского».

Русская литература XIX века.

Русская литература процветала и в XIX веке благодаря таким известным именам, как Александр Грибоедов, Иван Крылов, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Николай Гоголь и многим другим.

Литература

  • Чехов А.П.
  • Пушкин А.С.
  • Достоевский Ф.М.
  • I. A. Krylov
  • I. S. Turgenev
  • L. N. Tolstoy
  • M. Y. Lermontov
  • N. V. Gogol

Culture

  • Literature
  • Painting
  • Music
  • Sculptures
  • Theater
  • Cinema
  • Women’s Clothing
  • Men’s Одежда
  • История русской культуры

Введение: Определение средневековья | История русской литературы

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicИстория русской литературыЛитературные исследования — WorldBooksJournals
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicИстория русской литературыЛитературные исследования — WorldBooksJournals
Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск


  • Иконка Цитировать

    Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться

    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Kahn, Andrew and others,

‘Introduction: Defining the medieval’

,

A History of Russian Literature

(

Oxford,

2018;

online edn,

Oxford Academic

, 24 мая 2018 г.

), https://doi.org/10.1093/oso/9780199663941.003.0002,

по состоянию на 16 ноября 2022 г.

Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicИстория русской литературыЛитературные исследования — WorldBooksJournals
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicИстория русской литературыЛитературные исследования — WorldBooksJournals
Термин поиска на микросайте

. литературы, когда понимается в этих терминах. Часть исследует распространение знаний и новой письменности в Киевской Руси, рассматривая отчеты об обращении восточных славян в православное христианство. В нем рассматриваются условия и практика переписчиков, влияющие на выборочную передачу текстов из Византии в контексте более широкого православного мира и его сетей скрипториев. Часть рассматривает духовную функцию письма в монастырях и рассматривает влияние удельной политики на использование и ценность литературы. Через рассмотрение житий, проповедей и летописных повествований возникло представление о Руси и образцах царственности и святости.

Ключевые слова:
Православная Русь, монастыри, удел, писцовая практика, перевод, святые, историческое повествование, литературность, риторика, абсолютизм

Предмет

Литературоведение — Мир

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts