Толкование евангелие от луки глава 5: 5, Толкование на Евангелие от Луки — святой Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский — читать онлайн и скачать
Содержание
От Луки 5 глава — Библия — Комментарии Баркли
УСЛОВИЯ СВЕРШЕНИЯ ЧУДА (Лк 5:1−11)
Знаменитое озеро Галилеи известно под тремя названиями: Галилейское море, Тивериадское море и Геннисаретское озеро. Озеро имеет длину 21 километр, а в широких местах достигает 12 километров. Оно лежит во впадине в земной коре 208 метров ниже уровня моря, вследствие чего климат там почти тропический. В настоящее время озеро не пользуется большой популярностью, но во времена Иисуса на его берегах было расположено девять городов, с населением не менее 15 тысяч жителей каждый.
Собственно говоря, Геннисарет — название прекрасной равнины, расстилающейся на западной стороне озера; земля этой равнины очень плодородна. Иудеи были большими любителями по-своему объяснять смысл различных слов, и для объяснения названия Геннисарет они нашли три варианта, каждый из которых показывает какой прекрасной была эта местность. Они образовывали эти названия от слов:
1) киннор, означающее арфу, потому что «плоды этой долины столь же сладки, как и звуки арфы», или потому что «шум волн озера столь же сладок, как и звук арфы».
2) Ган — сад, и сар — князь, то есть «царь садов».
3) Ган — сад; и ашер — богатства, обилие, то есть «сад изобилия».
Здесь виден поворотный пункт в жизни Иисуса. Когда мы в последний раз слышали Его проповедь, Он был в синагоге; теперь же Он проповедует на берегу озера. Правда, Он в синагоге снова будет проповедовать; но приближается время, когда дверь синагоги будет закрыта для Него, и церковью для Него станет берег озера или дорога, а Его кафедрой — лодка. Он будет во всех местах, где люди будут слушать Его. «Наши церкви, — говорит Джон Уэсли, — были основаны теми, кто ходил по темным горам и не принадлежал ни к одной христианской церкви; но они были разбужены методистами, следовавшими за ними сквозь мирские пустыни, по большим дорогам жизни, в закоулки, на базары и ярмарки, по горам и долинам и установившими знамя Распятия на улицах и проулках городов, в деревнях, в амбарах, в крестьянских кухнях и в других местах, но сделавшими это так и с таким размахом, какого не видели люди с эпохи Апостолов. «Я люблю удобную комнату, — говорил Уэсли, — мягкую подушку и красивую церковную кафедру, но проповедь в поле спасает души». Когда дверь синагоги закрылась для Него, Иисус обратился к народу на больших дорогах.
В этом отрывке приведены условия, при которых может быть совершено чудо.
1) Зрячие глаза. Человеку нужны глаза, которые действительно видели бы. Многие люди видели, как пар поднимает крышку котла, но лишь Джеймс Уатт и Ползунов построили паровую машину. Многие люди видели, как падает яблоко, но лишь Исаака Ньютона вид падающего яблока навел на мысль о законе тяготения. Для глаза, способного видеть — мир полон чудес.
2) Предприимчивость. Когда Иисус предложил рыбакам забросить сети, каким бы усталым ни был Симон, он был готов попытать счастья еще раз. Несчастье многих людей заключается в том, что они складывают руки, когда им нужно было сделать всего лишь одно усилие.
3) Вера. Готовность сделать то, что кажется безнадежным. Ночь, время рыбной ловли, прошла, все
Обстоятельства казались неблагоприятными для рыбной ловли, но Симон сказал: «Пусть обстоятельства против нас, но по слову Твоему мы постараемся еще раз». Слишком часто мы выжидаем, потому что время неблагоприятно. Если бы мы дожидались идеального стечения обстоятельств, мы бы вообще никогда не начали ни одного дела. Если мы хотим чуда, мы должны поверить Иисусу на слово, когда он призывает нас сделать невозможное.
ПРИКОСНОВЕНИЕ К НЕПРИКАСАЕМОМУ (Лк 5:12−15)
В Палестине были распространены два рода проказы. Одна из них, хотя и выглядела как очень страшная кожная болезнь, на самом деле была не столь серьезной, как вторая из них. Одна из них представляла собой заболевание, начинавшееся с маленького пятнышка и разъедавшее плоть человека до тех пор, пока не оставалась культя руки или ноги. Такой человек представлял собою в буквальном смысле слова ходячую смерть.
В Левит, главы 13 и 14 приведены положения о прокаженных. Самым страшным для больного была изоляция. Прокаженный должен был кричать: «нечист! нечист!» Куда бы он ни приходил, он был обречен на одиночество; «он должен жить отдельно, вне стана жилище его» (Лев 13:45−46). Его изгоняли из человеческого общества и принуждали покинуть свой дом. Вследствие всего этого психологические последствия проказы были — и являются поныне — столь же страшными, как и физические.
Доктор А. Б. Макдональд в статье, посвященной колонии прокаженных в Уту, которой он руководил, писал: «прокаженный столь же страдает душой, сколь и телом. По какой-то причине люди относятся к проказе иначе, чем ко всем другим обезображивающим болезням. Она вызывает в людях стыд и ужас и несет с собой, почему-то, чувство вины, хотя ею заражаются так же случайно, как и другими инфекционными болезнями. Прокаженных чураются и презирают, и поэтому они часто помышляют о самоубийстве, а некоторые и совершают его».
Прокаженного ненавидели все, пока и он начинал ненавидеть себя. И вот такой человек пришел к Иисусу; он был нечист, и Иисус прикоснулся к нему.
1) Иисус прикоснулся к неприкасаемому. Его рука обратилась к человеку, от которого каждый бы отвернулся. Перед нами встают две задачи: во-первых, даже когда мы сами презираем себя, когда сердца наши переполнены стыдом, — рука Христа протянута к нам. Марк Радерфорд хотел прибавить еще одно блаженство:
«Блаженны излечивающие нас от самопрезрения». Ведь так сделал и постоянно делает Иисус Христос. И, во-первых, сущность христианства заключается как раз в том, чтобы прикасаться к неприкасаемому, любить недостойных любви, прощать не заслуживающих прощения. Иисус это делал — и так должны и мы.
2) Иисус послал излеченного принести установленную законом очистительную жертву. Положения этого обряда приведены в Лев 14. Другими словами, Его чудо учло здесь и положительное медицины того времени. Оно не освобождало человека от выполнения законных норм. Мы Никогда не сможем творить чудеса, если упустим из виду дары и мудрость, данные нам Богом. Чудеса свершаются тогда, когда талант человека сочетается с благодатью и милосердием Божиим.
3) В стихе 15 говорится о славе, которой пользовался Иисус. Но люди славили Его лишь потому, что хотели воспользоваться Им. Многие хотели бы обладать дарами Божиими, но отрицают Его заповеди. А это бесчестней всего.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ УСИЛИВАЕТСЯ (Лк 5:16−17)
Перед нами всего два стиха. Но, прочитав их, задумываемся, ибо видим, что наступил важный момент в служении Иисуса: появились фарисеи и законоучители, Его противники, которые не успокоятся до тех пор, пока не убьют Его; появились без всякой маскировки, средь бела дня.
Чтобы понять Иисуса, надобно уяснить себе Его отношение к закону, как и отношения законоучителей и фарисеев к Нему. По возвращении из Вавилонского плена около 44 г, до Р. Х. иудеи поняли, что их надежды на величие своего народа канули навсегда. Поэтому они решили, что свое величие они обретут соблюдением закона. И с тех пор они прилагали все свои усилия на изучение и соблюдение закона Божия.
Основа закона состояла из Десяти заповедей, которые устанавливают общие жизненные принципы. Они не являются нормативными по отношению к каждому данному происшествию или событию при любых обстоятельствах. Однако часть иудеев считало такое толкование заповедей недостаточным. Им нужны были не общие принципы, а правило, регулирующее любое возможное положение. И на основе Десяти заповедей, они вырабатывали эти правила.
Например, в Заповедях сказано: «Помни день субботний, чтобы святить его», и далее, что в субботу нельзя выполнять никакого дела (Исх 20:8−11). Но иудеи спрашивали тогда: «Что такое работа?» и далее уточняли это понятие в тридцати девяти пунктах, которые они называли «отцами дела». Но и этого им было мало: каждый из этих пунктов был в свою очередь детализирован. Эти правила назывались словесным законом и им стали даже отдавать предпочтение перед Десятью заповедями.
Давайте обратимся к другому примеру. В числе работ, выполнение которых было запрещено в субботу, было и ношение тяжестей. В Иер 17:21−24 сказано: «Так говорит Господь берегите души свои, и не носите нош в день субботний…» Но, утверждали законоучители, следует точно определить, что понимается под словом ноша. И такое определение было дано: под ношей следует понимать «пищу по весу равную высушенному плоду инжира, глоток молока, чару вина; количество благовонного масла, достаточное для того, чтобы помазать один небольшой член человеческого тела; воду достаточную для изготовления глазной мази; кусок бумаги, достаточный для маленькой записи на таможне; чернила, которыми можно написать два письма; тростинку, из которой можно сделать палочку для письма . ..» и так далее, и так без конца. Так, если портной носил в субботу в своей одежде иголку, это считалось нарушением закона и грехом; поднять камень, чтобы бросить в птицу, считалось греховным в субботу. Добродетель стали отождествлять с этими бесчисленными правилами и установлениями.
Возьмем еще один пример. Лечить человека в субботу считалось работой. Правила гласили, что лечение можно проводить лишь в том случае, если жизнь человека действительно находилась в опасности; кроме того, можно было предпринять лишь шаги, предотвращавшие дальнейшее ухудшение состояния здоровья, но не улучшавшие его. На рану можно было наложить простую повязку, но без каких-либо лекарств. Больное ухо можно было заткнуть тампоном, но опять таки без всякого лекарства. Из этого видно, что ограничениям не было конца.
Законоучители были знатоками закона, ибо знали все правила и нормы, и они сами же выводили их из закона.
Название же фарисей означает: «обособленный» и фарисеи действительно обособлялись от людей и нормальной жизни, чтобы соблюдать все нормы и уставы. Отметим два момента. Во-первых, для фарисеев и книжников эти правила были вопросом жизни и смерти: нарушать одно из них считалось смертным грехом. Во-вторых, только люди искренне уверенные в важности этих правил старались соблюдать их, ибо соблюдение всех правил делало жизнь человека крайне неудобной. Лишь лучшие из народа вообще пытались исполнить все эти требования.
Иисус не видел нужды в соблюдении подобных правил. В Его глазах нужда человека состояла выше всех этих уставов. Но для книжников и фарисеев Он был нарушителем закона, опасным человеком, учившим других людей делать то же. Вот почему они ненавидели и, в конце концов, распяли Его. Трагедия жизни Иисуса как раз в том, что именно те люди, которые серьезнее всех относились к религии, требовали Его распятия. Ирония состояла как раз в том, что лучшие люди того времени распяли Его.
С этого времени Ему не давали покоя. Всегда за Ним пристально следили враждебные и критические взоры. Противники Его осознали грозившую опасность и объединялись, и выход из положения мог быть только один.
Иисус знал это, и посему перед встречей со своими противниками, удалялся для молитвы. Любовь Божия вознаграждала Его за ненависть людей. Одобрение Божие придавало Ему силы и мужества противостоять критическому отношению к Нему некоторых людей. Мир Божий придавал Ему силы в борьбе, и ученикам следовало бы уподобиться Своему Господу.
ПРОЩЕН И ИСЦЕЛЕН (Лк 5:18−26)
Вот впечатлительное чудо. Крыши домов в Палестине были плоскими; они имели лишь небольшой уклон, достаточный для того, чтобы стекала дождевая вода. Крыши делали из балок, которые укладывали от стенки к стенке на небольшом расстоянии друг от друга, а эти промежутки закладывали тугими связками веток, скрепленных известковым раствором и обмазанных сверху тем же раствором. Не было ничего проще, чем вынуть такую связку веток, лежащую между балками. Собственно говоря, гроб доставляли в дом и выносили из него нередко через крышу.
Но какой же смысл заложен в этом отрывке о прощении грехов? Надо помнить, что в сознании жителей Палестины грех и страдание были неразрывно связаны между собой. Безоговорочно полагали, что если кто-то страдает, то он согрешил. И поэтому больной еще более страдал от чувства вины и греховности. Вот почему Иисус сказал сперва расслабленному, что ему прощаются грехи его. Без этого человек не поверил бы, что он может быть исцелен. Это показывает, как в возникшем споре Иисус разбил наголову теорию фарисеев и книжников. Они знали, что Иисус не имеет власти прощать грехи людям. Но, согласно их собственным утверждениям и предположениям, человек болен именно потому, что он согрешил; а если этот человек получил исцеление, то это является доказательством того, что грех ему прощен. Аргумент фарисеев бумерангом обратился против них самих и заставил их замолчать.
Удивительно, что человека спасла вера его друзей. Когда Иисус увидел веру — страстную веру людей, которых ничто не останавливало принести своего друга к Иисусу, эта вера содействовала излечению больного. Такое бывает еще и сегодня.
1) Есть люди, на которых повлияла вера их родителей. Карлайл говаривал, что в течение многих лет слышал он голос своей матери: «Веруй в Бога и поступай справедливо». Когда Августин вел безрассудный и безнравственный образ жизни, его преданно любящая мать пришла за помощью к христианскому епископу. «Невообразимо, — сказал он, — чтобы дитя таких молитв и слез погибло бы». Многие из нас радостно подтвердят, что все, чем мы являемся, и когда-либо сможем стать, мы обязаны нашим благочестивым родителям.
2) На других же постоянно влияет вера любящих их людей. Когда только что женившегося и преуспевавшего Герберта Уэллса стали преодолевать новые искушения и соблазны, он сказал однажды: «Какое благо для меня, что в доме моем спало такое милое и чистое существо, что я не мог даже помыслить предстать перед нею грязным, пьяным или опустившимся». Многие из нас не совершают безнравственных поступков потому, что не смогли бы вынести боли и печали в глазах близких.
Слава Богу, что в самой жизни и в любви заложены сокровенные факторы, напутствующие душу и сердце человека.
ГОСТЬ ОТВЕРЖЕННОГО (Лк 5:27−32)
Перед нами история призвания Матфея (ср. Мф 9:9−13). Самыми ненавистными людьми в Палестине были сборщики налогов. Палестина была под игом римлян, а мытари находились на римской службе, и поэтому на них смотрели как на предателей и изменников.
Римляне обычно отдавали сбор налогов на откуп. Они устанавливали определенную сумму налога для каждого района, а потом право взимать его тому, кто предложит наибольшую цену. Если откупщик в конце каждого года вносил в римскую казну установленную сумму, он имел право оставлять себе все, что мог собрать сверх этой суммы. А вследствие того, что не было ни газет, ни радио, ни телевидения, или каких-либо иных способов информировать население, простой народ не имел ни малейшего представления о том, что в действительности нужно было платить.
Эта система привела к таким злоупотреблениям, что во времена Нового Завета она уже была упразднена. Конечно, Налоги все же надо было платить, и были еще продажные мытари, злоупотребления и эксплуатация.
Взимались же налоги двух видов. Во-первых, взыскивались государственные налоги. Сюда относились подушный налог, который платили все мужчины от 14 до 65 лет и все женщины в возрасте от 12 до 65 лет. Сюда же относился поземельный налог, составляющий десятую часть урожая зерна и пятую часть урожая вина и масла. Этот налог можно было уплатить натурой или деньгами. Сюда же входил подоходный налог, составлявший один процент от всех доходов человека. Взимание этих налогов не сулило больших возможностей для личного обогащения и вымогательства.
Во-вторых, взыскивались различные пошлины. Сборы взимались за пользование главными дорогами, гаванями, рынками. Нужно было платить за повозку, за каждое ее колесо и за впряженное в нее тягловое животное. Взимались сборы за продажу определенных товаров, а также импортные и экспортные пошлины. А сборщик налогов мог остановить кого угодно на дороге, заставить распаковать поклажу и требовать уплатить часто все, что ему вздумается. Если человеку нечем было платить, сборщик пошлин часто предлагал ему деньги под грабительские проценты и запутывал его еще более в свои сети.
Люди ставили мытарей наряду с грабителями и убийцами. Им запрещали вход в синагогу. Один римский писатель упоминает, что он видел однажды памятник честному сборщику налогов. Честность среди мытарей была столь редким явлением, что ему воздвигли памятник.
И тем не менее, Иисус выбрал Матфея, сборщика налогов, стать Его учеником.
1) Первым делом Матфей пригласил Иисуса к себе на пир — он вполне мог себе это позволить, — и также своих коллег, мытарей, и познакомил их всех с Ним. Первым побуждением Матфей поделился с ними тем счастьем, которое выпало ему. Джон Уэсли однажды сказал: «Никто никогда не попадал в рай сам: он должен сперва либо приобрести друзей, либо встретить их». Христианин обязан поделиться с другими блаженством, которое он нашел.
2) Книжники и фарисеи возражали. Они никогда не имели бы общение с мытарем. Иисус дал им превосходный ответ. Эпиктет как-то назвал свое учение «лекарством спасения». Иисус указал, что лишь больному человеку нужен врач; и именно такие как Матфей и его друзья больше всего нуждались в Нем. Хорошо было бы, если бы мы смотрели на грешника не как на преступника, а как на больного человека, и если бы мы смотрели на человека, совершившего ошибку, не как на заслуживающего презрения и осуждения, а которому нужна помощь и любовь, чтобы найти правильную дорогу.
СЧАСТЛИВАЯ ОБЩИНА (Лк 5:33−35)
Книжников и фарисеев неприятно поражало то, что ученики Христа вели нормальный образ жизни. Колли Нокс рассказывает, что один многими уважаемый священник сказал ему: «Дорогой Нокс, не превращай свою религию в сплошное страдание». Говорят, что поэта Роберта Бэрнса религиозное убеждение скорее преследовало нежели помогало ему. Ортодоксальные иудеи полагали что человек только тогда становится религиозным, когда он чувствует себя неудобно в жизни. Это актуально часто и в наши дни.
Иудеи тщательно соблюдали систему своих религиозных обрядов. Они постились по понедельникам и четвергам, и в доказательство они часто выкрашивали свои лица белой краской. Правда, этот пост не был столь серьезным, потому что он длился лишь от восхода до захода солнца, после чего можно было нормально кушать. Они окрашивали лица для того, чтобы привлечь внимание Бога, и иногда представляли себе, что этим они приносят жертву. Соблюдая пост, они ведь приносят свою плоть в жертву Богу. Но иудеи систематизировали даже процедуру молитвы. Молиться следовало в 12 часов дня, в 3 часа и в 6 часов вечера.
Иисус же решительно выступил против религии, регламентированной правилами. И он приводит живую картину. В Палестине новобрачные не отправлялись в свадебное путешествие во время медового месяца, а оставались дома и в течение целой недели радушно принимали гостей. Они надевали свое лучшее платье, часто носили венцы; и считались королем и королевой; им подчинялись во всем. Ведь во всей их тяжелой жизни у них больше не будет такой недели. А избранные гости, проводившие с ними эту праздничную неделю, назывались сынами брачного чертога.
1) Крайне важно отметить, что Иисус неоднократно сравнивал жизнь христианина со свадебным праздником. Радость — главная черта христианской жизни. Один студент сказал об одной известной американской преподавательнице: «При ней я чувствовался, будто купаюсь в солнечных лучах». Слишком многие считают, что христианство заставляет их делать то, что они не хотели бы делать, и мешает им делать, что они хотели бы. Жизнерадостность, например, стали считать грехом, в то время как Павел в Флп 4:4 призывает «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь», а один известный философ назвал радость «мимолетным блаженством».
2) Но в то же время Иисус знал, что настанет такой день, «когда отнимется у них жених». Смерть не застала Его врасплох. Уже тогда Он видел впереди Свой крест; но и это не препятствовало Ему излучать ту радость, которую никто не может отнять, ибо она от Бога, а Он всегда рядом.
НОВЫЕ ПОЗНАНИЯ (Лк 5:36−39)
Религиозные люди как-то пристрастны к прошлому. Прогресс ощущается менее всего в церкви. Взгляды же Иисуса на религию были столь прогрессивными, что фарисеи не хотели усваивать их и, поэтому, не приняли их.
Со временем рассудок теряет гибкость здравого смысла и отказывается от новых идей. Иисус привел два примера. «Нельзя приставлять заплату к ветхой одежде, — сказал Он, — ибо новая ткань, лишь больше разорвет ветхую ткань». Сосуды для вина изготавливали на востоке из шкур. Когда в них вливали молодое вино, оно начинало бродить и выделять газы. Сосуды из новой кожи обладали достаточной эластичностью, чтобы выдержать возрастающее давление, а если сосуд был старым, он стал сухим и жестким и мог легко лопнуть. «Не допускайте, — говорит Иисус, — чтобы ваш ум уподобился старой заскорузлой шкуре». Говорят, что старое вино лучше. В данный момент возможно это и так, но ведь люди забывают, что придет время, и молодое вино будет таким же выдержанным, и никакое другое не сравнится с ним.
В этом отрывке Иисус осуждает закостенелый образ мышления и призывает людей не отворачиваться от новых познаний.
1) Люди не должны бояться и рискованных идей. Раз существует Дух Святой, то Бог ведет нас к новым познаниям. Фосдик как-то задался вопросом: «Как развивалась бы медицина, если врачи применяли бы только лекарства и методы трехсотлетней давности?» Человеку с новыми познаниями приходится бороться за их признание. Галилея сочли еретиком, когда он заявил, что земля вращается вокруг солнца. Листеру пришлось бороться за применение антисептических средств в хирургии. Симпсону пришлось бороться за применение хлороформа, облегчающего страдания людей. Запомним, если мы против новых идей, мы демонстрируем негибкость и дряхлость нашего ума; посему стоит подумать, чтобы познать Его премудрость и силу.
2) Никогда не нужно бояться новых методов. Тот факт, что так все время делали, может привести к прекращению этой практики, так как и, напротив, уже одно то, что никто никогда не делал так, может оказаться веским аргументом за то, чтобы поступить именно так. Устарелым способом нельзя вести предприятия, а церковь все же пользуется им.
Любая община потерявшая столько посетителей, как церковь (на западе), давно бы обратилась к новым методам, но Церковь по-прежнему пытается отворачиваться от всего нового.
Во время одного кругосветного путешествия Киплинг увидел генерала Бута, поднимающегося на борт под звуки тамбурина. Правоверной и строгой душе Киплинга, не понравилась эта музыка. Он познакомился с генералом Бутом и рассказал ему, как ему не нравятся тамбурины и все похожее на них. Генерал Бут взглянул на него и сказал: «Молодой человек, если можно было бы приобщить ко Христу хотя бы одну душу больше, стоя на голове, и ударяя ногами в тамбурин, я бы научился этому».
Консерватизм бывает мудрым и немудрым. Надо всегда стремиться к тому, чтобы и в мыслях и в делах не быть ограниченными. Но в то же время надо стараться остаться на узком пути.
Библия онлайн, Синодальный перевод == БИБЛИЯ-ЦЕНТР
1 ПРИЗВАНИЕ ГАЛИЛЕЙСКИХ РЫБАКОВ (Мф 4:18-22; Мк 1:16-20),
12 ОЧИЩЕНИЕ ПРОКАЖЕННОГО (Мф 8:1-4; Мк 1:40-45),
17 ИСЦЕЛЕНИЕ И ПРОЩЕНИЕ РАССЛАБЛЕННОГО (Мф 9:1-8; Мк 2:1-12),
27 ПРИЗВАНИЕ ЛЕВИЯ (Мф 9:9-13; Мк 2:13-17),
33 ВОПРОС О ПОСТЕ (Мф 9:14-17; Мк 2:18-22)
1 Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, 2 увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. 3 Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. 4 Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. 5 Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. 6 Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. 7 И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. 8 Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. 9 Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; 10 также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. 11 И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним. | |
12 Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. 13 Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него. 14 И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести | |
17 В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении | |
27 После сего | |
29 И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними. 30 Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? 31 Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; 32 Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию. | |
33 Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? 34 Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? 35 Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. 36 При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. 37 И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; 38 но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. 39 И никто, пив старое |
Учебное пособие к Луке 5 Дэвида Гузика
[Новую версию этой страницы можно найти здесь ]
А. Призыв четырех рыбаков.
1. (Луки 5:1-3) Иисус учит с лодки.
Так и было, когда толпа собралась вокруг Него, чтобы послушать слово Божие, и Он стал у Генисаретского озера и увидел две лодки, стоящие у озера; но рыбаки ушли от них и мыли свои сети. Затем Он сел в одну из лодок, которая принадлежала Симону, и попросил его отплыть немного от земли. И Он сел и учил народ из лодки.
а. Толпа собралась вокруг Него, чтобы услышать слово Божье. : Большая толпа свидетельствует о растущей популярности Иисуса как учителя. Толпа была настолько велика, что Иисус сел в одну из лодок , а учил народ из лодки .
б. Одна из лодок, которая принадлежала Симону. Мы также можем быть уверены, что Симон прислушивался к этому учению еще более внимательно.
2. (Луки 5:4-7) Чудесный улов рыбы.
Когда Он перестал говорить, Он сказал Симону: «Отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова». Но Симон в ответ сказал Ему: «Господин, мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему я закину сеть». Сделав это, они поймали много рыбы, и сеть у них порвалась. Поэтому они подали сигнал своим партнерам в другой лодке, чтобы они пришли и помогли им. И пришли, и наполнили обе лодки, так что они начали тонуть.
а. Он сказал Симону: «Отплыви на глубину и закинь сети». : Петр ( Симон ) был достаточно любезен, чтобы позволить Иисусу использовать свою лодку. Иисус достаточно добр, чтобы направить усилия Петра на рыбалку. Иисусу больше, чем Он даст нам.
б. Мастер, мы трудились всю ночь : Особое древнегреческое слово, которое Лука использовал для Мастер , уникально для Евангелия от Луки. У этого слова есть идеи «командир», «лидер» или, возможно, даже «босс». Этим титулом Петр показывает, что готов подчиняться приказам Иисуса.
в. Мы всю ночь трудились и ничего не поймали; тем не менее по Твоему слову я закину сеть : Питер мог бы придумать любое количество возможных оправданий.
- — «Я работал всю ночь, и я устал».
- — «Я знаю о рыбалке намного больше, чем какой-нибудь плотник».
- — «Лучшая рыбалка ночью, а не днем.»
- — «Все эти толпы и громкие учения распугали рыбу».
- — «Мы уже помыли наши сети».
- — «Иисус может знать религию, но Он не знает рыбной ловли».
д. Они поймали много рыбы : Петр не оправдывался, и Его вера в Иисуса была хорошо вознаграждена. Питер понял, что он, вероятно, знает о рыбалке больше, чем плотник, и что он работал всю ночь без каких-либо результатов. Единственная причина, по которой Петр сделал то, о чем просил Иисус, заключалась в том, что он поверил в Иисуса , не потому что обстоятельства казались подходящими.
я. Все меняется в мире, когда нашей работой руководит Иисус. Мы можем работать, даже усердно, в течение долгого времени без каких-либо результатов. Но когда Иисус направляет нашу работу, мы видим результаты.
II. Сколько урожаев мы упускаем из-за того, что оправдываемся вместо того, чтобы делать то, что сказал Иисус?
III. Эта история показывает нам, что худшее оправдание для того, чтобы не делать того, чего хочет от вас Бог, — это то, что вы потерпели неудачу в прошлом. Петр ловил рыбу всю ночь безрезультатно, но сразу же получил благословение, когда Господь направил Свою работу.
е. Итак, они дали сигнал своим партнерам в другой лодке прийти и помочь им : Питеру пришлось работать с другими, чтобы выполнить работу. «Некоторые скорее оставят души погибать, чем допустят партнеров в священной работе. Это невыносимая гордость — думать, что ничего хорошего не делается, кроме того, что мы делаем сами; и дьявольская зависть — бояться, что другие окажутся более успешными, чем мы. находятся.» (Кларк)
3. (Луки 5:8-11) Реакция Петра и призыв четырех учеников.
Когда Симон Петр увидел это, он пал на колени Иисуса, говоря: «Выйди от меня, ибо я человек грешный, Господи!» Ибо он и все, бывшие с ним, дивились улову рыбы, которую они поймали; и так же были Иакова и Иоанна, сыновей Зеведея, которые были соучастниками Симона. И сказал Симону Иисус: не бойся, отныне будешь ловить человеков. Поэтому, когда они высадили свои лодки на сушу, они оставили все и последовали за Ним.
а. Он упал к коленям Иисуса : Это был драматический жест, но не следует думать, что эти люди не впервые встречают Иисуса. Это было время, когда они полностью посвятили себя тому, чтобы следовать за Иисусом.
б. Выйди от меня, ибо я человек грешный, Господи : Когда Петр увидел великую силу Иисуса, проявленную в знании Иисуса в той области, где Ему не следовало бы знать, это заставило Петра осознать свою собственную духовную несостоятельность по сравнению с Иисус.
я. Поскольку Петр был таким опытным рыбаком и знал, как неблагоприятны были условия, он тем более знал, какое это великое чудо.
в. Не бойся : В древнегреческой грамматике это буквально перестань бояться ; это успокаивает существующий страх. Петр боялся Иисуса в том смысле, что испытывал перед Ним такой великий трепет, но Иисус говорит Ему отбросить этот страх. Бог хочет относиться к нам по принципу любви, а не по принципу съежившегося страха.
д. Отныне ты будешь ловить людей : Кларк говорит, что слово ловить означает ловить что-то живое. Это истинный евангелизм; это не для того, чтобы привести мертвых людей в здание, а для того, чтобы принести настоящую жизнь.
е. Они оставили все и последовали за Ним : Сама по себе уловка была не так важна, как то, что она показала им об Иисусе. Это показало им, что Он был намного больше, чем любой плотник, и это побудило их следовать за Иисусом.
ф. Они оставили все и последовали за Ним : Иисус избрал людей неученых, неграмотных, но Он учил их. Вам не нужны высокие степени и образование, чтобы начать служение, но вы должны поступить в Университет Слова.
я. Этих четверых (а также Моисея, Давида, Гедеона, Матфея и Павла среди прочих) призвали уже на работе. Божий призыв обычно приходит, когда мы заняты.
Б. Иисус исцеляет прокаженного.
1. Было предсказано служение Мессии как целителя: Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих откроются. Тогда хромой будет прыгать, как олень, и язык немого будет петь. Ибо пробьются воды в пустыне и потоки в пустыне. (Исаия 35:5-6)
а. Кроме того, наличие такого большого количества болезней и болезней среди Израиля выдает их непослушание Синайскому завету и их нынешнее низкое духовное состояние. Бог обещал, что такие проклятия обрушатся на них, если они ослушаются Его завета (Второзаконие 28).
2. (Луки 5:12) Прокаженный умоляет Иисуса о помощи.
И было, когда Он был в одном городе, вот, человек, полный проказы, увидел Иисуса; и он пал на свое лицо и умолял Его, говоря: «Господь, если Ты хочешь, Ты можешь очистить меня».
а. Человек, полный проказы, увидел Иисуса : Состояние проказы является моделью греха и его последствий. Подобно греху, это заразная, изнуряющая болезнь, которая развращает человека и делает его, по сути, мертвым при жизни.
я. Прокаженные повсеместно презирались обществом и религией; их особенно презирали раввины, видевшие в их состоянии особый суд Божий.
II. Во времена Иисуса раввины говорили о том, как плохо они будут обращаться с прокаженными. Один хвастался, что отказался купить даже яйцо на улице, где увидел прокаженного, другой хвастался, что бросал камни в прокаженных, когда видел их.
б. Господь, если Ты хочешь : Прокаженный не сомневается в способность Иисуса исцелять. Его единственный вопрос заключается в том, желает ли Иисус исцелить.
я. Кроме того, это первое место в Евангелии, где Иисус назван Господом . Этот термин имел особое значение в свете того факта, что слово Господь использовалось для перевода еврейского слова Яхве .
в. Господь, если Ты хочешь, Ты можешь очистить меня : Этот прокаженный хочет большего, чем исцеление. Он хочет очищение не только от проказы, но и от всех ее изнурительных воздействий на его жизнь и душу.
3. (Луки 5:13) Иисус прикасается к прокаженному, и он очищается.
Затем Он простер Свою руку и коснулся его, говоря: «Я хочу, очистись». Тотчас проказа оставила его.
а. Я готов : заверение Иисуса, что Я готов просто отвечает на вопрос мужчины и дает нам отправную точку для тех случаев, когда мы задаемся вопросом, готов ли Иисус исцелять. Мы должны предполагать, что Иисус желает исцелять, если только Он не показывает нам иное.
я. Как мы можем узнать, желает ли Иисус исцелить нас? Предполагая, что Он есть, и слушая Его, если Он захочет сказать нам другое. Так произошло с апостолом Павлом во 2 Коринфянам 12:7-10.
б. Он протянул руку и коснулся его : Это смелое и сострадательное прикосновение Иисуса. Прикасаться к прокаженному было против церемониального закона, что делало прикосновение еще более значимым для больного человека. Конечно, как только Иисус прикоснулся к нему, он больше не был прокаженным!
я. Иисус часто варьировал способ исцеления, и обычно Он выбирал определенный способ, который был бы значим для страдающего человека.
4. (Луки 5:14) Иисус повелевает исцеленному свидетельствовать о своем исцелении только священникам.
И Он повелел ему никому не говорить: «Но пойди, покажись священнику и принеси жертву за очищение твое, во свидетельство им, как повелел Моисей».
а. Он поручил ему никому не говорить : Почему Иисус часто велел людям хранить в тайне свое исцеление? Его желание состояло в том, чтобы сдерживать толпу до надлежащего времени для Его официального откровения Израилю, что было точной датой, как пророчествовало в Даниила 9.
я. Кроме того, чудеса Иисуса (хотя они свидетельствовали о Его служении) не были рассчитаны в первую очередь на то, чтобы сделать Его известным или знаменитым. Иисус исцелял, чтобы удовлетворить потребности конкретных людей.
б. Но иди и покажись священнику : Иисус действительно повелевает человеку дать свидетельство священникам, и какое это было свидетельство! Закон Моисеев предписывал приносить особые жертвы после исцеления прокаженного, и священники должны были «сдувать пыль» с этой части своего закона (Левит 14).
5. (Луки 5:15-16) Слава Иисуса как целителя возрастает.
Однако слух о Нем ходил еще больше; и великое множество людей собралось вместе, чтобы послушать и получить от Него исцеление от своих недугов. Так Он Сам часто уходил в пустыню и молился.
а. Великое множество людей собиралось вместе, чтобы послушать… поэтому Он Сам часто удалялся в пустыню и молился : Иисус никогда не культивировал последователей как целитель, поэтому, когда толпы начали приходить, главным образом по этой причине, Он сделал особым пунктом удалиться в пустыню. пустыня для молитвы. Требования жизни толкали Иисуса к молитве, а не от нее.
C. Сила Иисуса прощать и исцелять.
1. (Луки 5:17-19) Учение Иисуса прерывается.
Случилось же, что в один день, когда Он учил, тут сидели фарисеи и законоучители, пришедшие из всех городов Галилеи, Иудеи и Иерусалима. И сила Господа была присутствующей , чтобы исцелить их. И вот, люди принесли на ложе человека парализованного, которого хотели привести и положить перед Ним. И когда не нашли, как ввести Его из-за многолюдства, взошли на кровлю и спустили Его с его кровать через черепицу в середину перед Иисусом.
а. И сила Господня присутствовала, чтобы исцелить их : В этот день Иисус учил аудиторию религиозных лидеров и простых людей, но Иисус был там гораздо больше, чем учитель- сила Господа присутствовала для исцеления их . Сила Божья здесь не только для того, чтобы наставлять нас, она здесь, чтобы непосредственно коснуться и изменить нашу жизнь.
я. Разве не сила Господа всегда присутствует для лечения ? Да, но бывают случаи, когда Бог изливает особые благословения на такие области. Возможно, не случайно, что сила Господа исцелила их после того, как Иисус удалился в пустыню и помолился (Луки 5:16).
б. У сидели фарисеи и законоучители: Фарисеи были преданными и ревностными, но для них религия заключалась в точном внешнем послушании закону, и они верили, что Бог любит только тех, кто поступает так же, как они.
я. Фарисей означал « отделенный ». Они отделили себя от всего, что они считали нечестивым, и они думали, что все были отделены от любви Божьей, кроме них самих.
в. Они поднялись на крышу и спустили его вместе с кроватью через черепицу на середину перед Иисусом : Усилия, которые предпринимают друзья парализованного человека, чтобы привести его к Иисусу, безусловно, свидетельствуют о решимости и уверенности в Иисусе. Они определенно не хотели тащить его обратно на крышу.
2. (Луки 5:20-22) Иисус объявляет, что грехи парализованного человека прощены.
Когда Он увидел их веру, Он сказал ему: «Человек, прощаются тебе твои грехи». И книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Но Иисус, уразумев мысли их, сказал им в ответ: что помышляете в сердцах ваших?
а. Человек, прощаются тебе твои грехи : Когда Он прощал парализованного, Иисус не говорил, что этот человек был особенно грешен или что его паралич был непосредственно вызван грехом; скорее, Он обращался к величайшей нужде человека и к общему корню всей боли и страдания.
б. Кто может прощать грехи, кроме одного Бога? В мыслях книжников и фарисеев не было ошибки. Это правда, что только Бог может прощать грехи. Их ошибка заключалась в том, что они не видели, что Бог был прямо среди них в лице Иисуса.
я. Это напоминает нам, что только Бог может решить нашу проблему греха. Мы даже не можем простить себя, потому что у нас нет силы и власти простить себя. Мы должны быть убеждены в Божьем прощении в нашей жизни.
3. (Луки 5:23-26) Иисус демонстрирует силу и власть только Бога.
«Что легче: сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? Но чтобы ты знал, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи»; Он сказал парализованному: «Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой». Он тотчас встал перед ними, взял то, на чем лежал, и пошел в дом свой, прославляя Бога. И изумлялись все, и прославляли Бога, и исполнялись страха, говоря: «Странные вещи видели мы сегодня!»
а. Что легче сказать : У человека и прощение, и чудесное исцеление невозможны, а у Бога легко. Иисус продемонстрировал, что у Него есть сила делать невидимое (прощать грехи человека), совершив нечто чудесное, что они могли видеть (исцелив его паралич).
Г. Призыв Левия (Матфея).
1. (Луки 5:27-28) Мытарь призван следовать за Иисусом.
После сего Он вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидевшего в налоговой палате. И Он сказал ему: «Следуй за Мною». Итак, он оставил все, встал и последовал за Ним.
а. Он вышел и увидел мытаря по имени Левий. : До сих пор Иисус имел дело с парализованным, прокаженным и бесноватым. Теперь Он готов к худшему из группы — сборщика налогов .
б. Сборщиков налогов презирали как предателей и вымогателей. Как класс они были отлучены от иудейской веры.
в. Он оставил все : «Должно быть, это означало значительную жертву, так как сборщики налогов обычно были богаты. Матфей, должно быть, был самым богатым из апостолов». (Моррис)
2. (Луки 5:29-32) Иисуса обвиняют в общении с грешниками.
Тогда Левий устроил Ему большой пир в своем доме. И было множество мытарей и других, которые сидели с ними. И книжники их и фарисеи возроптали на учеников Его, говоря: «Почему Ты ешь и пьешь с мытарями и грешниками?» Иисус сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел не звать праведников, но грешников к покаянию».
а. Тогда Левий устроил Ему большой пир в своем доме : Хотя это была великая жертва для Матфея, и пути назад не было (рыбной ловлей было бы гораздо легче снова заняться, чем сбором налогов), он не грустил. Вместо этого он устроил вечеринку.
я. Одна из причин, по которой Матфей устроил вечеринку, заключается в том, что он хотел, чтобы его друзья встретились с Иисусом. Спасенный человек не хочет идти на небеса один.
б. И их книжники и фарисеи жаловались на Его учеников : Обвинение идет косвенно против Иисуса, через Его учеников. Сегодня люди нападают на Иисуса точно так же, через Его учеников.
в. Не здоровые нуждаются во враче, а больные : Ответ Иисуса показывает нам, какие люди действительно готовы прийти к Нему как к Спасителю — те, кто осознают свою нужду в спасении.
я. Некоторые люди думают, что придут к Иисусу за небольшой косметической операцией. Они не думают, что им болен но они думают, что им не помешало бы небольшое улучшение . Иисус, Великий Врач, принимает только тех пациентов, которые видят себя действительно больными и нуждаются во враче.
II. Церковь — единственная группа в мире, где у вас есть несоответствующих требованиям, прежде чем вы сможете присоединиться.
3. (Луки 5:33-39) Иисус заявляет, что под Ним все обстоит иначе.
Тогда сказали Ему: почему ученики Иоанновы часто постятся и молятся, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? И сказал им: можете ли вы заставить друзей жениха поститься, пока с ними жених? но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. Тогда Он сказал им притчу: «Никто не прикладывает заплаты от новой одежды к ветхой, иначе новая прорвется, также и заплата, которая была взято из нового не соответствует старому. И никто не вливает молодое вино в ветхие мехи; иначе молодое вино прорвет мехи и прольется, и мехи пропадут. Но молодое вино должно вливать в новые мехи, и сберегается то и другое. И никто, выпив старое вино, тотчас не возжелает нового; ибо он говорит: «Старое лучше».
а. Можно ли заставить друзей жениха поститься, пока с ними жених? Иисус ответил на их вопрос намеком на свадебные обычаи Его дней. Свадебный пир был самой яркой картиной радости и счастья в этой культуре. Во время недельного свадебного пира стало понятно, что радость важнее соблюдения религиозных обрядов. Если какое-либо церемониальное соблюдение могло умалить радость свадебного пира, оно не требовалось. Иисус говорит, что Его последователи должны иметь такое счастье.
я. По сути, они думали, что Иисус был слишком счастлив. Когда вас в последний раз обвиняли в том, что вы слишком веселы или слишком счастливы?
б. Никто не надевает кусок новой одежды на старую : «Залатывание старой одежды куском новой одежды не только уродует новую одежду, но и делает старую одежду еще более рваной, чем когда-либо, ибо новой части еще предстоит сжаться, и тогда старая изношенная одежда разорвется на куски. Столь же фатальным будет приспособление принципов Иисуса к старым системам». (Гельденхейс)
в. Но молодое вино нужно вливать в новые мехи, и то и другое сохраняется. : Суть Иисуса ясна. Вы не можете вместить Его новую жизнь в старые формы. Это объясняет, почему Иисус не начал реформаторское движение в иудаизме, работая с раввинскими школами и т.п. Иисус говорит: «Я пришел не для того, чтобы исправлять ваши старые привычки. Я пришел с совершенно новой одеждой».
д. И никто, выпив старое вино, не возжелает тотчас же нового; ибо он говорит: «Старое лучше» : Просто потому, что людям удобнее старое, они предполагают, что оно лучше. Эпитафия на надгробии многих мертвых церквей гласит: «Мы никогда раньше так не делали».
© 2000 Дэвид Гузик-Запрещено распространение без разрешения, кроме личного использования.
Лука Глава 5 – Откройте для себя книги Библии
Лука Глава 5
Лука 5:1 Генисаретское озеро»,
«Геннисаретское озеро»: т. е. Галилейское море, иногда также называемое Тивериадским морем (Иоанна: 1; 21:1). На самом деле это большое пресноводное озеро, более чем на 690 футов ниже уровня моря, которое служит основным источником воды и торговли для региона Галилеи.
Геннисарет, Галилейское море и Киннерет — одно и то же. «Генисарет» означает «сад богатства». По разным сторонам озера располагались небольшие городки. Капернаум был одним из городов. Слава Иисуса как проповедника и целителя возросла, и теперь у него большое количество людей.
Луки 5:2 «И увидел две лодки, стоящие у озера; но рыбаки вышли из них и мыли сети [свои]».
«Мытье сетей своих»: рыбачили всю ночь, ничего не выказав за свой труд (стих 5), они сушили и чинили свои сети для работы в следующую ночь.
На самом деле это были рыбацкие лодки. Петр, Андрей, Иаков и Иоанн были рыбаками. Петр и Андрей были братьями, а Иаков и Иоанн были братьями. Возможно, это кому принадлежат эти 2 лодки. Время рыбалки закончилось, потому что они мыли свои сети.
Луки 5:3 «И вошел он в один из кораблей, который принадлежал Симонову, и просил его, чтобы он немного оттолкнулся от земли. И он сел и научил людей выходить из корабля».
Это была нормальная поза раввинов во время обучения, сидя.
Одной из причин, по которой Иисус плыл в лодке, было то, что ему нужно было уйти от тесноты людей. Другая причина заключалась в том, что Его голос лучше доносился до большего числа людей на воде. Вода действует как микрофон.
Третья причина, по которой Иисус позаимствовал эту лодку, заключалась в том, чтобы показать этим рыбакам, что Он Бог чудес, чтобы укрепить их веру и следовать за Ним. Иисус может учить где угодно. Он учил с корабля людей на берегу.
Луки 5:4 «Когда же он перестал говорить, то сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова».
«Закиньте сети»: обычно рыба, которую ночью вылавливали на мелководье, в светлое время суток мигрировала в воды, слишком глубокие, чтобы можно было легко добраться с помощью сетей, поэтому Питер ловил рыбу ночью. Петр, несомненно, думал, что указание Иисуса не имеет смысла, но он все равно повиновался и был вознагражден за свое послушание (стих 6).
Иисус собирается преподать Симону Петру очень важный урок. Наш труд, даже если он связан со служением, потерпит неудачу, если мы не будем делать его точно так, как направляет нас Господь. Симон должен верить в засуху, иначе он не закинет сети. Иногда Господь посылает нас в какое-то место для служения; и мы, естественно, считаем, что это безнадежно.
Мы должны иметь веру, чтобы забросить сеть, даже если мы верим, что рыбы нет, Саймон должен был усвоить здесь очень хороший урок. Наши чувства обманчивы. Если Господь говорит вам сделать это, сделайте это. Приложите действие к своей вере, и это произойдет.
Луки 5:5 «И сказал ему Симон в ответ: господин! мы трудились всю ночь и ничего не взяли; однако по слову твоему закину сеть».
На физическом плане Саймон не может видеть рыбу, но послушен повелению Господа.
Луки 5:6 «И когда это сделали, поймали великое множество рыбы, и сеть у них порвалась».
Послушание Господу приносит великие награды. Эти рыбы должны были повиноваться Господу. Они должны были быть именно там, где Он хотел их видеть. У них было так много рыбы, что сеть порвалась.
Луки 5:7 «И они поманили [своих] партнеров, которые были на другом корабле, чтобы они подошли и помогли им. И пришли, и наполнили оба корабля, так что они начали тонуть».
Это Джеймс и Джон. Возможно, все это произошло для того, чтобы показать Иакову, Иоанну, Петру и Андрею, кем на самом деле является Иисус. Этой рыбы достаточно, чтобы профинансировать их на некоторое время.
Луки 5:8 «Когда Симон Петр увидел [это], он пал на колени Иисуса и сказал: выйди от меня; ибо я человек грешный, Господи».
«Выйди от меня»: Выдающийся улов рыбы явно был чудом, поразившим всех рыбаков в Капернауме (стих 9). Петр сразу понял, что находится в присутствии Святого, проявляющего Свою божественную силу, и был поражен стыдом за свой грех (Исход 20:19; 33:20; Судей 13:22; Иов 42:5-6).
Это чудо для рыбака отбрасывает Иисуса как Бога, проявленного во плоти. Петр знал, что простой человек не может этого сделать. Питер вдруг сравнивает себя. Он смотрит внутрь и видит свои ошибки. Он преклоняет колени, зная, что Иисус — Мессия. Петр вдруг раскаивается в своей прошлой жизни. Он называет Иисуса Господом.
Луки 5:9-10 «Ибо дивился он и все, бывшие с ним, от уловов рыб, которых они поймали». , которые были партнерами Саймона. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить людей».
Это чудо, явленное этим будущим ученикам Иисуса, придало этим мужчинам смелости оставить свои сети и пойти с Иисусом ловить людей. Мы видим в этом призыве этих рыбаков, что Иисус имеет дело с нами на уровне нашего понимания. Они понимали ловлю рыбы, поэтому Он говорит им о ловле людей.
Луки 5:11 «И когда они высадили свои корабли на сушу, они оставили все и последовали за Ним».
«Оставили все и последовали за Ним»: Лука дал более подробное описание второго призвания этих учеников.
Это просто означает, что они оставили свои лодки и последовали за Иисусом.
Рыба и сейчас символ христианства.
Луки 5:12 «И было, когда он был в одном городе, вот человек, полный проказы: который, увидев Иисуса, пал на лице [свое] и просил Его, говоря: Господи! Ты можешь очистить меня».
«Полный проказы»: акцент Луки предполагает, что это был чрезвычайно серьезный случай проказы.
Проказа является символом греха. Это первое повествование о том, как Иисус имел дело с кем-то, кто полностью отвергнут обществом. Они должны были кричать «нечисто», когда кто-либо приближался к ним. У этого человека был смиренный дух (он преклонил колени перед Иисусом).
У этого человека была великая вера. Он говорит Иисусу. «Я знаю, что ты можешь исцелить меня, если захочешь». Его вера будет вознаграждена.
Луки 5:13 «И он простер [свою] руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него».
«Немедленно»: Одной из характеристик исцелений Иисуса была немедленная и полная цельность (17:14; Мф. 8:13; Мк. 5:29; Ин. 5:9).
Воля Господа исцелить нас. Так же, как Он сказал этому человеку: «Я буду». Он и нас спасет. Мы верим, и Он будет. Эта проказа должна была уйти, когда Иисус коснулся этого человека. Болезнь подвластна Господу так же, как и все остальное.
Луки 5:14 «И Он повелел ему никому не сказывать, но пойди, покажись священнику и принеси жертву за очищение твое, как повелел Моисей, во свидетельство им».
«Никому не говори»: огласка таких чудес может помешать миссии Христа и отвлечь внимание общественности от Его вести. Марк записывает, что именно это и произошло. В восторге от чуда этот человек не повиновался; в результате Христу пришлось перенести Свое служение из города в пустыню (Марка 1:45).
Когда человек болел проказой и вылечился, он должен быть осмотрен священником и объявлен чистым, прежде чем он сможет вернуться к людям. В 13 главе книги Левит вы можете прочитать о проказе. В (17-м стихе) говорится, что священник должен объявить его чистым.
В (Левит 4:4) вы можете увидеть подношение, которое он должен сделать. Обратите внимание, что идти к священнику и приносить жертву нужно для свидетельства народу. Человек уже чист.
Луки 5:15 «Но тем более распространялась о Нем молва, и великое множество людей сходилось слушать и врачеваться от Него от своих недугов».
Невозможно держать такое в секрете. Он передавался от одного человека к другому, пока о нем не узнала вся страна. Эта толпа, которая пришла, хотела исцеления и пришла в поисках любопытства.
Луки 5:16 «И удалился в пустыню и помолился».
Иисус отошел отдохнуть и поговорить со Своим Отцом. Он искал уединенное место (в пустыне). Молитвы, когда вы молитесь одному Богу, очень эффективны. Когда вы молитесь Богу наедине, вы не пытаетесь ни на кого произвести впечатление.
Часто публичные молитвы предназначены для тех людей, которые слушают, и Бог не впечатлен, когда мы молимся по этой причине. Бог хочет общаться с нами. Когда мы молимся наедине, это то, что мы делаем; общение с Ним.
Лука Глава 5 Вопросы
1. У какого озера стоял Иисус в первом стихе?
2. Под какими еще двумя именами он известен?
3. Что означает «Геннисарет»?
4. Какой город был у озера?
5. Сколько кораблей было поблизости в море?
6. Кому они принадлежали?
7. Что делали люди, которым принадлежали лодки?
8. В чей корабль вошел Иисус?
9. По каким трем причинам Иисус использовал этот корабль для проповеди?
10. Когда Иисус закончил проповедовать, что Он сказал Симону сделать?
11. Как еще зовут Саймона?
12. Какой урок здесь следует извлечь?
13. Что сказал Петр Иисусу о том, чтобы снова закинуть сеть?
14. Почему Симон сделал то, что сказал Иисус?
15. Что случилось, когда он опустил сеть?
16. Что случилось с сетью?
17. Кем себя называл Петр?
18.