Три главные молитвы православные: Главные молитвы — Молитвослов

Разное

Три главные молитвы | Приход храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца сельского поселения Георгиевка Кинельской Епархии

Молитвы важны и прекрасны все без исключения. Ведь каждая из них родилась в глубине души тех, кто обращался к Господу, в каждую вложены лучшие человеческие чувства — любовь, вера, терпение, надежда… И у каждого из нас, наверное, есть (или будут) свои любимые молитвы, те, которые как-то особенно созвучны нашей душе, нашей вере.

Но есть три главные молитвы, знать наизусть и понимать смысл которых обязан любой христианин, они основа основ, своеобразная азбука христианства.

   

Первая из них — Символ веры

Символ веры — краткое изложение основ православного вероучения, составленное в IV в. Знать и понимать его необходимо для верующего человека, поэтому давайте прочитаем его в переводе на современный русский язык:

    Верую в одного Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, и всего видимого и невидимого. И в одного Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единственного, рожденного от Отца прежде всех времен; как Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, а не сотворенного, имеющего с Отцом одно существо и Которым все сотворено. Для нас, людей, и для нашего спасения сошедшего с небес и принявшего человеческую природу от Марии Девы через наитие на Нее Духа Святого, и сделавшегося Человеком. Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного. И воскресшего в третий день согласно Писанию. И вознесшегося на Небеса и пребывающего по правую сторону Отца. И опять Имеющего прийти со славою, чтобы судить живых и мертвых. Царству Которого не будет конца. И в Духа Святого, Господа, дающего всему жизнь, от Отца исходящего, почитаемого и прославляемого наравне с Отцом и Сыном, говорившего через пророков. В одну Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Признаю одно Крещение для оставления грехов. Ожидаю еоскресения мертвых, и жизни будущего века. Истинно.

 

На старославянском, церковном языке Символ веры звучит так:

    Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде есех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пшате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

 

Молитва непростая, лучшее ее толкование дает протопресвитер Александр Шмеман в своей книге «Воскресные беседы».

Попробуем вслед за рассуждениями опытного священника постараться проникнуть в суть этой молитвы.

Итак, Символ веры начинается со слов «Верую во единого Бога Отца…»

Эти слова — начало всех начал, основа основ христианства. Дохристианский человек богом, вернее, богами, называл явления природы. Были Бог ветра и Бог солнца, богов было столько, сколько и действующих в природе сил. «Мир полон богов», — сказал греческий философ Фалес, что значило: в мире действует множество различных природных сил и законов. Боги были отображением мира. Христианство же, провозгласив единого Бога, утвердило тем самым первоначальность духовного, высшего бытия.

Боги языческие считались злыми и опасными, христиане в своем Боге сразу же признали Отца. Отец дарует жизнь и продолжает любить свое создание на протяжении всей жизни, он заботится о нем и участвует в его делах, он прощает ему его ошибки и страстно хочет, чтобы его чадо было красивым, умным, счастливым и добрым. В Евангелии сказано про Бога: «Он любовь есть». Он есть любовь к нам, своим детям. И естественна наша ответная к Нему любовь, наше доверие и сыновнее послушание.

Далее. Назвав Бога Отцом, Символ веры называет его и Вседержителем: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя…». Этим словом мы выражаем свою веру в то, что именно в Божьем промысле — вся жизнь, все — от Него, все в Его руках. Этим словом мы как бы вверяем себя, свою судьбу Господу.

Следующая строчка: «Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым«. Мир — не случайное сцепление клеточек, не абсурд, у него есть начало, есть смысл и цель. Мир создан Божественной мудростью, Он создал его «и увидел, что это хорошо…».

«И во единого Господа, Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного…» Произнося эти слова, мы сразу оказываемся в самой сердцевине христианства», — утверждает протопресвитер А. Шмеман.

Слово «Господь» во времена возникновения христианства означало «учитель», «вождь». Вождь, который наделен Божественным могуществом, посланный Богом, во имя Божие, дабы править миром. Титул этот присвоили себе римские императоры, чтобы утвердить Божественный источник своей власти. Христиане не признавали его за императором, за что Римская империя более 200 лет преследовала их. Христиане же утверждали: в мире есть лишь один носитель Божественной власти, один Господь — Иисус Христос, Сын Божий, Единородный.

Иисус — человеческое имя, весьма распространенное в Палестине в те времена. Христос — титул, означающий «помазанник», по- древнееврейски оно звучит как «мессия». Ожидание Мессии оправдалось. Тот, Кого ждали, о Ком молились и Кого провозглашали все пророки, пришел. Человек — Иисус, Мессия — Христос.

О том же, что Христос — Сын Божий, Бог сказал нам Сам, и это описано в Евангелии: когда Иисус крестился в Иордане, на Него с небес сошел Дух Святой в виде голубя и раздался с небес глас: «Это сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение…». Сын Божий, Богом нам посланный — Его часть. Его любовь. Его вера в нас, людей.

Сын Божий — именно рожденный, как был рожден любой из нас, Причем рожденный в нищете, не было у Его Матери даже пеленок, в которые бы Его завернуть, кроватки, куда бы Его, новорожденного, положить…

«Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша«. Как понимать такие слова? Очень просто. «Отче! — говорит Христос в ночь предательства. — Да будут все едино — как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они (мы, люди! — Авт.) да будут в нас едино — да уверует мир, что Ты послал меня…». Вот смысл этих слов Символа веры о Сыне Божием, Единородном.

«Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес…» В строке самое главное, самое важное слово, понятие — спасение. Само христианство — религия спасения. Не улучшения жизни, помощи в бедах и невзгодах, а именно спасения. Потому и послан был Христос, что мир погибал, — во лжи, в беспринципности, в непорядочности человеческой. И Он пришел не для того, чтобы сделать нас беззаботными и счастливыми, удачливыми во всем, а для того, чтобы указать нам путь к спасению от тотальной лжи и бесчестия. Такой путь нелегок, но ведь Он и не обещал нам, что будет легко. Он просто предупредил: если мы будем жить так, как живем, мы погибнем, и погибнем скоро. Но если мы поймем, что путь наш — путь к гибели, то будет первый шаг на пути к спасению.

«И воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася«. Для людей неверующих эти слова часто являются достаточным доказательством того, что все христианство — не более чем красивая сказка. Дева не может стать матерью ни при каких обстоятельствах. Действительно, доказать реальность безмужнего зачатия и рождения невозможно, поэтому мы либо верим в него — просто верим, не рассуждая, — либо разговаривать и впрямь не о чем.

Итак, доказать факт рождения Христа от Девы Марии невозможно. Но… много ли на сегодняшний день мы знаем о мире, который нас окружает? Стоит задуматься, и станет понятно: самые глубокие законы мира нам неизвестны, неизвестна и его мистическая глубина, та глубина, где наш разум встречается с действием Бога Творца. Кстати, ведь и Церковь не утверждает, будто безмужнее зачатие и рождение возможно, она говорит лишь о том, что такое однажды случилось — тогда, когда на землю в образе человеческом пришел Сам Бог! Это было Божьим решением, Божьим промыслом, одним из тех Господних путей, которые нами неисповедимы, то есть не могут быть поняты в силу того, что они — Божьи, а не человеческие. Ну, а причина такого Божьего решения вполне понятна: только получив Плоть и Кровь Свою от Матери, Христос мог до конца породниться с нами, людьми, именно тем самым Он и вочеловечился. С тех пор Он — один из нас.

«Распятого же за ны при Понтийстем Пилате…» Отчего одно лишь это имя упоминается в Символе веры, ведь в осуждении и мучениях Христа участвовали и другие люди, не только Понтий Пилат? Не только для того, чтобы точнее указать время, когда свершилось распятие. Помните, в Евангелии от Иоанна описано, как Пилат спрашивает стоящего перед ним Христа: «Почему Ты не отвечаешь мне? Разве Ты не знаешь, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?» Разумеется, Пилат знал: никакой вины за Христом нет. Но человеческая жизнь Господа была в его власти. Только от его решения, от решения его совести она зависела в те часы. И он искал случая отпустить Иисуса — и не отпустил. Не отпустил потому, что боялся толпы, боялся беспорядков, способных повредить его карьере прокуратора. Прокуратор Понтий Пилат стоял перед выбором: предать смерти невинного человека или же рискнуть своим будущим во имя справедливости. Он выбрал первое. И каждый раз, когда в Символе веры мы произносим имя Пилата, мы напоминаем себе: будь осторожен — выбрать предательство намного проще, чем выступить на стороне правды. В каждом человеке, который встречается на нашем жизненном пути, можно прозреть образ Христа. И часто мы встаем перед выбором: сделать встречному человеку добро или предать его — из слабости или страха, из лени или равнодушия, предать, как сделал это «перед Пасхой, в час шестой Понтий Пилат»… От подобного выбора каждый раз зависит наше духовное спасение или наша гибель.

«И страдавши, и погребенная«. Когда после потемок Великой пятницы, дня распятия и смерти, вступаем мы в субботу — посреди храма возвышается плащаница, то есть гробница под покрывалом с изображением на нем мертвого Христа. Но всякий, кто хоть раз пережил вместе с другими верующими этот единственный по своей глубине, по своему свету, по своей чистейшей тишине день, знает — и знает не разумом, а всем существом своим: гробница эта, которая, как и всякий гроб, всегда есть свидетельство о торжестве и непобедимости смерти, постепенно начинает озаряться таким поначалу невидимым, едва ощутимым светом, что гроб претворяется, как поет Церковь, в «живоносный гроб»… Ранним утром, еще в полной темноте, обносим мы плащаницу вокруг храма. И вот уже не надгробное рыдание раздается, а победная песнь: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный!» — так пишет протопресвитер Александр Шмеман. Христос объявляет нам, что царство смерти подходит к концу. Что «погребенна» не значит «навеки ушедший», что воскресение — будет!

Нам всем предстоит умереть. Но за словами Символа веры стоит для одних пока лишь только надежда, для других — уже уверенность в том: в смерти своей мы встретимся со Христом и будем ждать воскресения.

«И воскресшаго в третий день, по Писанием«. Эти слова — самая суть, сердцевина христианской веры. В принципе, вера в Него и предполагает саму веру в воскресение. Воскресение — чудо, явленное нам как великий дар — вот, наверное, и все, что следует сказать об этих строках.

«И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою, судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца«. Небо, по христианским понятиям, — это то в мире, что высоко, духовно, чисто, это то, что христианство в человеке называет его духом. В каждом из нас есть частица неба. Именно «небо на земле» и явил нам Христос, Он показал нам: смысл жизни — восхождение. «Вознестись на небо» — значит, пройдя земную, спорную и полную страданий жизнь, приобщиться наконец к небесной правде, вернуться к Богу, к знанию о Нем. К небу устремлены наша вера и наша любовь.

«И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым» — то есть «и снова ожидаемого, чтобы рассудить живых и мертвых». Первые христиане жили ожиданием второго пришествия Христа и радовались грядущему пришествию. Постепенно к радости ожидания стал примешиваться страх — страх Его суда, который мы привычно называем Страшным судом. Понятие «страх» в христианском Писании употребляется в двух значениях — в положительном и отрицательном. С одной стороны, вся человеческая жизнь пронизана страхом, страхами. Страх неизвестности, страх страдания, страх несчастья, страх смерти, наконец. Страшна жизнь, и смерть тоже страшна. Итог этих бесконечных устрашений — все наши болезни, физические и духовные, душевные. Именно от этого, «отрицательного» страха и пришел нас освободить Христос. Именно поэтому, говорит Иоанн Богослов, страх греховен, ведь он свидетельствует о недостатке нашей веры. Но и «начало премудрости — страх Господень». Такой страх уже не от недостатка веры и любви к Богу, а от их избытка. Его сущность, смысл — восхищение, благоговение. Сходный страх мы испытываем порой, когда встречаемся с чем-то поистине прекрасным и вдруг понимаем, насколько мы сами ничтожны по сравнению с этим «чем-то»… Страх-восхищение, страх-любовь и его следствие — бесконечное уважение. Я, например, до дрожи в руках и коленях боюсь своего духовного отца. Боюсь именно потому, что люблю его и для меня бесконечно важно его одобрение или неодобрение тех или иных моих слов и поступков. Этот страх помогает мне избежать многих проблем и ошибок в жизни — каждый свой шаг я обдумываю и выверяю согласно тому, как это оценит батюшка…

Да, ждать Христа надо «со страхом и трепетом». Но и с уверенностью, что «нет греха человеческого, превышающего милосердие Божие». Если мы раскаемся в совершенном, Он, вернувшись к нам, простит нас, «Его же Царствию не будет конца», и в Его Царствии мы будем счастливы. Ведь недаром мы ежедневно повторяем: «Да приидет Царствие Твое…»

«И в Духа Святого, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем ц Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки«. Кто же этот Дух Святой, которому Символ веры призывает нас поклоняться наравне с Отцом и Сыном? Слово «дух» — «руах» на древнееврейском означает «ветер», «сила», нечто невидимое, но имеющее власть над окружающим нас миром. И говоря «Дух» о Боге, мы объединяем в своем сознании Его невидимость и Его власть в единое целое. Дух Святой — присутствие Бога всегда и во всем. Дух «исходит» от Отца, это — Его любовь к нам. Его вера в нас, Его милосердие и забота о нас.

«Глаголавшего пророки» — то есть Того, Который говорил и говорит с нами через пророков, их устами: суть пророчества и есть в возвещении нам воли Божией, иначе как бы мы эту волю узнали?. .

«Во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь«. «Созижду, — возвещает Христос, — Церковь мою…» И созидает ее. Созидает собрание, единство тех, кто стремится к Нему. Сперва Он собирает всего двенадцать человек, двенадцать апостолов, которым говорит: «Не вы Меня избрали, Я вас избрал…» И после Его распятия именно эти двенадцать остаются на земле Церковью. Они, в свою очередь, зовут людей присоединиться к ним, идти с ними и продолжать дело Христа. Едина же Церковь не внешне — в мире много церквей, она едина внутренне — тем, что она делает, тем, чему посвящена, — своим служением общей цели. «Соборная» — значит всемирная, так как учение Христа обращено не к какому-то одному народу, а к нам всем, ко всему человечеству.

«Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь«. Апостол Павел говорит, что в крещении мы соединяемся со Христом. На земле мы рождаемся членами какой-то нации, но христианин через крещение вступает в новую нацию — народ Божий. В крещении мы отдаем, вверяем Ему себя, в ответ получаем Его любовь. Его Отцовство над нами. И это — навсегда.

«Чаю» — значит надеюсь и жду. Значит люблю и буду ждать встречи.

Молитва «Отче наш»

Вторая «главная молитва, с которой мы идем по дороге христианства», — «Отче наш«- — очень теплая, очень добрая, действителыю сыновняя (и дочерняя) молитва. В ней мы особенно глубоко ощущаем, что Господь — Отец наш, а не властелин.

«Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли» — так начинается молитва. В ее начальных словах неутолимое и извечное наше желание быть рядом с Отцом, всегда чувствовать на себе Его любовь и сознавать себя защищенными Его волей и Его Царствием. Потому что без Него нам трудно, плохо, страшно. Без Него мы беззащитны среди бед этого мира.

Во второй части молитвы содержатся прошения о самом главном, о том, без чего человеческая жизнь немыслима. «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…» — просим мы Его. То есть, с одной стороны, не дай нам пропасть, не дай погибнуть от нужды земной, каждодневной: от голода, холода, от недостатка того, что необходимо для жизни физической. Но это и просьба о хлебе насущном, который питает нашу душу. Недаром в молитве, произносимой на греческом языке, «хлеб насущный» буквально звучит как «сверхъестественный хлеб» — не только хлеб с полей наших, но и хлеб для душ наших.

Следующее прошение играет огромную, порой решающую роль в жизни нашей: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим…«. То есть прости нам, Господи, как мы прощаем, как мы должны прощать своим близким. И этими словами мы выражаем очень важное для себя: ведь у каждого в глубине души есть и горечь, и обиды на кого-то, обиды непрощенные, застарелые, порой невыносимые… И рады бы простить, да не можем!..

Митрополит Антоний Сурожский в своей книге «Беседы о молитве» рассказал простую и в то же время удивительную историю.

«Когда я был подростком, у меня, как у всякого мальчика бывает, оказался «смертельный враг» — мальчик, которого я никак не мог переносить, мальчик, который казался мне истинно врагом. А вместе с тем, я уже знал эту молитву. Я обратился тогда к своему духовнику и ему рассказал об этом. Он был человек умный и прямой, и не без резкости он мне сказал: «Очень просто — когда дойдешь до этого места, скажи: «И Ты, Господи, не прощай мне моих грехов, как я отказываюсь простить Кириллу…».

Я сказал: «Отец Афанасий, я же не могу…». «А иначе невозможно, ты должен быть честен…». Вечером, когда я в молитве дошел до этого места, у меня язык не повернулся это сказать. Навлечь на себя гнев Божий, сказать, что я прошу Его меня отвергнуть от своего сердца, так же как я отвергаю Кирилла, — нет, не могу… Я снова пошел к отцу Афанасию.

«Не можешь? Ну, тогда перескочи через эти слова…» Я попробовал: тоже не вышло. Это было нечестно, я не мог всю молитву сказать и только эти слова оставить в стороне, это была ложь перед Богом, это был обман… Я снова пошел за советом.

«А ты, может быть, — говорит отец Афанасий — можешь сказать: «Господи, хоть простить и не Могу, но очень бы мне хотелось быть способным простить, так, может быть, Ты меня простишь за мое желание простить?..»

Это было лучше, я попробовал… И повторив несколько вечеров сряду молитву в этой форме, я почувствовал… что во мне не так кипит ненависть, что я успокаиваюсь, и в какой-то момент смог сказать: «Прости! — я его сейчас, вот тут, прощаю…».

Представляете, какой урок прощения, а значит, и избавления от отрицательных эмоций был дан будущему митрополиту его духовником? Мало того, что, прощая «должников наших», мы сами становимся лучше, чище, мы еще становимся и здоровее — любая скопившаяся в нашем подсознании негативная информация подрывает самые основы нашего здоровья…

Но что значит «простить?» Человек обидел тебя, унизил, причинил тебе зло, а ты вот так запросто и простишь его, скажешь: «Да ничего страшного, ерунда, не стоит внимания?..» Невозможно! Простить -значит забыть? Тоже неверно. Прощение начинается с того момента, когда вы сумеете посмотреть на обидчика не как на врага, а как на человека слабого, податливого, очень часто — несчастного. Он, возможно, и хотел бы стать другим, не чинить зла людям, да не может — слаб, мелок. И тогда обида перерастет в жалость. Вот он стоит перед вами — суетный, издерганный, измученный своими проблемами, не знающий радости доброты, милосердия, сострадания… и жалко его, бедолагу, просто-напросто жалко, ведь разве жизнь — такое существование?.. Когда Христа пригвождали к кресту, Он просил: «Прости им, Отче, они не ведают, что творят!» Это и есть прощение во всей его глубине, во всем сострадании.

«Я думаю, — говорит митрополит Антоний Сурожский, — что это очень важный опыт. Очень важно, чтобы, когда мы молимся, мы не говорили ничего, что было бы неправдой (или чего мы не понимаем в полной мере, произносим чисто автоматически). Поэтому, если у кого есть молитвослов и он по молитвослову молится, — читай эти молитвы, когда есть время, ставь перед собой вопрос о том, что ты можешь сказать честно, всем умом, всей душой, всей волей своей, отметь себе, что тебе трудно сказать, но во что ты можешь врасти усилием — если не сердца, то воли, сознания, отметь и то, что ты никак честно сказать не можешь. И будь честен до конца: когда дойдешь до этих слов, скажи: «Господи, этого я сказать не могу, — помоги мне когда-нибудь дорасти до такого сознания…».

Но вернемся к молитве «Отче наш…«. Следующие слова в ней: «и не введи нас во искушение…«. Слово «искушение» по-славянски означает испытание. И, наверное, самое точное толкование этих слов будет таким: не введи нас в ту область, где испытания нам не выдержать, где с испытанием мы не сумеем, не сможем справиться. Дай нам силы, дай нам разум, и осторожность, и мудрость, и мужество.

И наконец, «но избави нас от лукавого«. То есть избави от чрезмерных испытаний, искушений, справиться с которыми нам по силам только с Твоей помощью, и особенно от козней хитрого дьявола, толкающего на зло.

Иисусова молитва

Какой бы серьезной ни была наша забота, каким бы тяжелым ни было наше горе, в унынии и печали, в тоске и скорби, в болезни душевной и болезни телесной мы всегда можем вернуть себе покой, здоровье и радость. Для этого достаточно знать короткую, на первый взгляд, молитву из восьми слов. О коротенькой молитве написаны толстые тома книг. Но и во многих томах не умещается то, что содержат ее слова. Эта молитва — суть всей православной веры. Объяснить ее — значит объяснить всю правду о человеке и Боге.

Это — Иисусова молитва:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного«.

 

Мы потеряли связь с Божественным — и в том причина всех наших бед и напастей. Мы забыли об искре Божией, которая есть в каждом из нас. Мы забыли, что человек предназначен для того, чтобы беречь и укреплять связь между собственной божественной искрой и Божественным огнем, которая словно подключает нас к «аккумулятору Вселенной». И нам дается столько сил, сколько нужно, без всяких ограничений. Иисусова молитва восстанавливает эту связь.

Вот как пишут об этом афонские иноки Каллист и Игнатий: «Молитва, со вниманием и трезвением совершаемая внутрь сердца, без всякой другой мысли и воображения какого-либо, словами: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий невещественно и безгласно воспростирает ум к самому призываемому Господу Иисусу Христу, словами же помилуй мя опять возвращает его и движет к себе самому».

Очень важно в Иисусовой молитве хорошо понимать смысл ее второй части: «…помилуй мя грешнаго».

Каждый ли из нас может искренне назвать себя грешным? Ведь в  глубине своей души человек считает: я не так уж плох, я — добр, честен, я много работаю, забочусь о своей семье, о близких, о друзьях, у меня практически нет дурных привычек… Нет, есть много людей вокруг, которые гораздо более грешны, чем я. Только дело в том, что слово «грех» имеет не только общепринятое значение, но и еще одно, гораздо более глубокое.

Грех — прежде всего потеря человеком контакта с собственной своей глубиной. Вдумайтесь в эти слова. Кто может честно сказать, что он изо дня в день живет всеми глубинами своей души, сердца, ума, всем размахом воли, всей смелостью и благородством, живет в полную силу, используя без остатка физические и духовные резервы, которые даровал ему Господь при рождении? Увы, так мы живем лишь в редкие и прекрасные моменты душевных порывов. В остальное время дела наши и мысли — вполсилы, ровно настолько, насколько требует повседневная необходимость.

Но ведь это стыдно! Господь создал нас великими, сильными, прекрасными, а мы… мы измельчали и почти совсем уже забыли, какими могли бы быть… И тогда вырывается: «Господи, прости!..»

Но слово «помилуй» — не синоним слова «прости». Это слово греческое, оно многозначно. «Прости» — значит прости и забудь, что я стая таким. Господи, так уж вышло, что тут поделаешь. По-гречески же «помилуй» — «кирие, элейсон» — означает не просто «прости», а «прости и дай мне время опомниться» — дай возможность исправить ошибки, помоги стать, каким Ты создал меня, каким я должен быть. Произнося Иисусову молитву, мы, измученные делами и проблемами, живущие в бесконечной спешке и суете, не оставляем надежды стать снова достойными и прекрасными. И ты, Господи, помилуй нас — кирие, элейсон — и в борьбе за себя самих!

Всегда перед тем, как молиться о чем-либо, просить что-то у Господа, произносите несколько раз в своем сердце эти несколько слов. Поверьте, они дадут вам гораздо больше, чем вы можете предположить…

Кроме этого, в молитвослове есть каноны, акафисты, а также молитвы на разные случаи.

Молитвы на разные случаи произносятся обычно много раз в течение дня — когда человек начинает какое-то дело, или что-то тревожит его, или мысли печальные беспокоят; коротенькие молитвы хорошо читать, когда сердишься или раздражаешься, когда боишься чего-либо, даже когда просто устал, а дел еще надо сделать много.

Какую именно молитву лучше читать? Ту, которая вам больше всего по душе, которая стала близкой вашему сердцу.


Источник: Энциклопедия православного Христианина

(33157)

Главные молитвы в православии

 

Главные православные молитвы

Молитва «Отче наш»


Молитва «Отче наш» — одна из главных молитв в христианстве.

Согласно Евангелию, Иисус Христос дал её своим ученикам в ответ на просьбу научить их молитве. Приводится в Евангелиях от Матфея и от Луки: 
Она подходит и взрослым и детям, как на каждый день, так и для особых случаев, например, для крещения ребенка. 

Молитва «Отче наш» на современном русском языке с ударениями

Вариант «От Матфея»

О́тче наш, су́щий на небеса́х!

Да святи́тся и́мя Твое́;
Да прии́дет Ца́рствие Твое́;
Да бу́дет во́ля Твоя́ и на
земле́, как на не́бе;
Хлеб наш насу́щный дай нам
на сей день;
И прости́ нам до́лги на́ши, как
и мы проща́ем должника́м
на́шим;
И не введи́ нас в искуше́ние,
но изба́вь нас от лука́вого.

И́бо Твое́ есть Ца́рство и си́ла
и сла́ва вове́ки.

Ами́нь.

(Мф., 6:9-13) 

Молитва «Отче наш»  на церковнославянском

Отче наш, Иже еси на небесе́х!
Да святится имя Твое, да прии́дет Царствие Твое,
да будет воля Твоя, яко на небеси́ и на земли́.
Хлеб наш насущный да́ждь нам дне́сь;
и оста́ви нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должнико́м нашим;
и не введи нас во искушение, но изба́ви нас от лукаваго.

 

Иисусова молитва


Иису́сова моли́тва — в православии и греко-католицизме — молитва-обращение к Иисусу Христу, с исповедованием веры в Него как в Сына Божьего и истинного Бога, с прошением о помиловании (прощении грехов), о помощи в испытаниях и о помощи в борьбе с искушениями.

Канонический вариант молитвы

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́ (мя) гре́шнаго (гре́шную).

Краткая форма молитвы :

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй нас.

Более кратко:

Го́споди, Иису́се Христе́, поми́луй меня́ (мя).

Совсем кратко:

Го́споди, поми́луй.

 

Иисусова молитва для мирян, с чего начать, как совершать

-«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного» — казалось бы, простая молитва. Но духовники призывают своих чад к большой осторожности в ее использовании. На каких же условиях возможно употребление Иисусовой молитвы мирянами?
-Существуют разные мнения о том, кто и как может совершать Иисусову молитву. Некоторые святые считали, что она имеет необыкновенную силу преображать человеческий ум и исцелять душу. При условии, конечно, разумного и ответственного к ней отношения. Они советовали использовать эту молитву не только пустынникам, но и всем христианам, живущим в мире, даже только начинающим свою духовную жизнь.
-Считалось, что если эта молитва, относящаяся к роду покаянных, будет совершаться с сердечным вниманием и постоянно, то принесет пользу и очистит от многих грехов даже людей духовно не очень высоких. Другие отцы, наоборот, считали, что далеко не каждый может пользоваться этой молитвой.
-Из «Добротолюбия» мы знаем, что одна из высших ступеней умной молитвы — созерцание. Это такое особое состояние, о котором святые отцы говорили как о преддверии Царствия Божия. Душа настолько возвышенна и очищена от страстей, что она, таинственно соединенная со Христом благодаря молитве, становится способна видеть Его.
-Я думаю, что мирянам браться за Иисусову молитву можно. Но делать это нужно по силам, немного и постоянно. Святитель Игнатий Брянчанинов и последние оптинские старцы учили, что современный человек должен подходить к Иисусовой молитве очень вдумчиво, очень осторожно и просто.
-Для молитвы нужны интерес, внимание, жажда молитвы и истинность. Молитва — это живая потребность. Мне необходимо в данный день, в данный момент выразить себя в молитве, встать перед Богом и сказать: «Господи, вот я перед тобой стою, день у меня прошел в суете, я где-то потерял свою внутреннюю свободу, где-то ненужным помыслам, заботам отдался, неприятности у меня были и так далее». Какие мы есть, такими мы и должны обращаться к Богу.
-Сама жизнь нас учит молитве, Бог нас учит, Церковь нас учит. Эти уроки не должны пройти мимо. Тогда только мы и начнем действительно понимать, что такое Иисусова молитва. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» — это будет уже вопль. Это фактически вся моя природа, сконцентрированная в живом Господе, это поток моих внутренних энергий рвется наружу. Вот тогда, пожалуйста, молись Иисусовой молитвой хоть день и ночь. Тогда Иисусова молитва начнет действовать.

протоиерей Георгий Бреев

 

Символ веры


Исповедание своей веры христиане излагают в Символе веры.

Символ веры — это молитвословие, в котором содержатся все основные положения и догматы Православной Церкви. Это учение в Символе веры изложено в краткой, но очень точной форме. Составлен он в IV веке отцами I и II Вселенских Соборов. 

Оно является универсальным, и подходит как для каждодневного чтения (во время утренних молитв), так и для особых случаев, например в день крещения детей (мальчиков или девочек).  
Символ веры – не молитва (а исповедание веры). Ибо он не содержит обращений к Богу, Пресвятой Богородице, Ангелам или святым.

«Символ веры» на русском языке с ударениями

Ве́рую во еди́ного Бо́га Отца́
Вседержи́теля, Творца́ не́ба и
земли́, всего́ ви́димого и
неви́димого.

И во еди́ного Го́спода Иису́са
Христа́, Сы́на Бо́жия,
единоро́дного, рождё́нного от
Отца́ пре́жде всех веко́в,
Све́та от Све́та, Бо́га
и́стинного от Бо́га и́стинного,
рождё́нного, не сотворё́нного,
одного́ существа́ со Отцо́м,
че́рез Кото́рого всё́
сотворено́;

для нас люде́й и для на́шего
спасе́ния соше́дшего с небе́с,
приня́вшего плоть от Ду́ха
Свято́го и Мари́и Де́вы и
сде́лавшегося челове́ком,

распя́того за нас при По́нтии
Пила́те, страда́вшего и
погребё́нного,

воскре́сшего в тре́тий день
согла́сно с Писа́ниями,

восше́дшего на небеса́ и
сидя́щего одесну́ю Отца́,

и сно́ва гряду́щего со сла́вою
суди́ть живы́х и мё́ртвых,
Ца́рству Его́ не бу́дет конца́.

И в Свято́го Ду́ха, Го́спода,
даю́щего жи́знь, исходя́щего
от Отца́, поклоня́емого и
прославля́емого равноче́стно с Отце́м и Сы́ном,
говори́вшего чрез проро́ков.

И во еди́ную, Святу́ю,
Вселе́нскую и Апо́стольскую
Це́рковь.

Испове́дую еди́ное креще́ние
во оставле́ние грехо́в.

Ожида́ю воскресе́ния
мё́ртвых

и жи́знь бу́дущую. Ами́нь.

 

Символ веры состоит из двенадцати положений, или членов,  в каждом из которых содержится особая истина, или, как еще называют, догмат  православной веры. 

1-й член говорит о Боге Отце, 2-й по 7-й члены говорят о Боге Сыне, 8-й – о Боге Духе Святом, 9-й – о Церкви, 10-й – о крещении, 11-й и 12-й – о воскресении мертвых и о вечной жизни.













1-й. Верую во еди́наго Бога Отца, Вседержителя, Творца не́бу и земли, видимым же всем и невидимым.

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

2-й. И во еди́наго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосущна Отцу, Им же вся бы́ша;

(Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено;

3-й. Нас ради человек и нашего ради спасения сше́дшаго с небес, и воплоти́вшагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася;

Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком;

4-й. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пилате, и страдавша, и погребенна;

Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного;

5-й. И воскре́сшаго в третий день, по Писанием;

И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими).

6-й. И восше́дшаго на небеса, и седя́ща одесну́ю Отца;

И восшедшего на небеса и сидящего справа от Отца;

7-й. И па́ки гряду́щаго со славою суди́ти живым и мертвым, Его́же Царствию не будет конца.

И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству, Которого не будет конца.

8-й. И в Духа Святаго, Господа, Животворя́щаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима, глаголавшаго пророки.

(Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков.

9-й. Во Еди́ну, Святу́ю, Соборную и Апостольскую Церковь.

(Верую) и во Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь.

10-й. Испове́дую еди́но Крещение во оставле́ние грехов.

Исповедую одно Крещение во оставление грехов.

11-й. Ча́ю воскресе́ния мертвых.

Ожидаю воскресения мертвых.

12-й. И жизни будущаго века. Аминь.

И жизни будущего века. Истинно так.

* В церковно-славянском языке нет буквы ё, потому все е нужно читать как е (не ё).

 

Молитвы Святому Духу


Молитвы, с которыми можно обратиться к Святому Духу с просьбой о помощи.

Молитва «Царю Небесный»
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю,
Ду́ше и́стины,
И́же везде́ сый
и вся исполня́яй,
Сокро́вище благи́х
и жи́зни Пода́телю,
прииди́
и всели́ся в ны,
и очи́сти ны от вся́кия скве́рны,
и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.  

Молитва об исполнении желания
Дух Святой, светом Своим
все пути озаряющий да в
любой беде вспоможение
оказывающий!

Да не минует меня, смиренно
просящую рабу Божью (имя),
Твое наставление и
благословение, Твоя подмога
и милость великая.

Молю о прощении
прегрешений моих да об
очищении души моей от
всякого зла и лукавства.

Благодарю Тебя за
сбережение Твое и
восславляю Тебя присно и
вовеки веков.

Не отвернется взор мой от
деяний Твоих, не устанут уста
мои молитвы благодарения
Тебе возносить.

Подле Тебя хочу быть и
Слово Твое нести присно.

Позволь нужде моей
исчезнуть да потребному мне
(желание) по воле Твоей
исполниться.

Во имя Отца, и Сына, и
Святого Духа.

Аминь.

 

Молитвы «Богородице Дево…»

Эта молитва одна из самых сильных молитв к Пресвятой Богородице. Ее читают во время утренних молитв, а также во время крещения (за себя или детей).  

На современном русском языке



Молитва на современном русском языке

На церковнославянском языке

Богоро́дица Де́ва Мари́я,

испо́лненная благода́ти

Бо́жией, ра́дуйся!

Госпо́дь с Тобо́ю;

благослове́нна Ты ме́жду

же́нами и благослове́н плод,

Тобо́ю рожде́нный, потому́ что

Ты родила́ Спаси́теля душ на́ших.

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся,
Благода́тная Мари́е,Госпо́дь
с Тобо́ю;
благослове́на Ты в же́нах и
благослове́н Плод чре́ва
Твоего́, я́ко Спа́са роди́ла еси́
душ на́ших.

 

Молитва Богородице «Достойно есть»



Молитва на современном русском языке

На церковнославянском языке

Досто́йно и и́стинно для
ка́ждого ве́рующего
прославля́ть и восхваля́ть
Тебя́, Пресвяту́ю Богоро́дицу,
Ты ве́чно счастли́вая и
Пресвяте́йшая, роди́вшая
на́шего Бо́га.
И мы сла́вим моли́твой Тебя́,
настоя́щую Святу́ю
Богоро́дицу, Пра́веднейшую и
честне́йшую Херуви́мов и
са́мую славне́йшую
Серафи́мов, кото́рой суждено́
без наруше́ния де́вства
роди́ть Сы́на Бо́жьего.

Досто́йно есть я́ко вои́стинну
блажи́ти Тя, Богоро́дицу,
Присноблаже́нную и
Пренепоро́чную и Ма́терь
Бо́га на́шего.

Честне́йшую Херуви́м и
славне́йшую без сравне́ния
Серафи́м,

Без истле́ния Бо́га Сло́ва
ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу
Тя велича́ем.

 

Как надо молиться?

От чистого и искреннего сердца, со смирением и усердием, без гнева и памятозлобия, без тщеславия и не напоказ, на всяком месте (Тим. 2:8) и во всякое время (Еф.6:18).

«Бог не требует от молящегося красоты речи и искусного сложения слов, но душевной теплоты и усердия»
свт. Тихон Задонский

Мы идём в гору. Царствие Божие на горе. Остановиться – покатиться назад. Этот духовный закон в полном объёме касается молитвы.
прот. В.Свенцицкий

 

О чем просить Бога в молитвах?

О том, что необходимо для спасения души в вечности, предоставляя все прочее воле Божьей.

«В молитве проси только правды и Царствия, то есть добродетели и ведения, а прочее все приложится тебе (Мф.6:33). Молись, во-первых, об очищении от страстей; во-вторых, об избавлении от неведения и, в-третьих, о спасении от всякого искушения и оставления».
преподобный Нил Синайский

«Предметы молитвы нашей должны быть духовные и вечные, а не временные и вещественные. Основная и первоначальная молитва должна состоять из прошений о прощении грехов. Не будь безрассуден в прошениях, чтобы не прогневать Бога малодушием твоим: просящий у Царя царей чего-нибудь ничтожного – унижает Его. Воспрещено нам плотское многословие и витийство в молитве; воспрещены прошения о земных благах и преимуществах, прошения, которыми только и преисполнены молитвы язычников и подобных язычникам плотских людей».
епископ Игнатий (Брянчанинов)

«Молитвою не наводи на себя негодование, но проси того, что достойно Бога. А прося достойного, не отступай, пока не получишь. В молитве должно просить не исполнения собственной своей воли, но предоставлять все Богу, домостроительствующему полезно».
святитель Василий Великий

«Не проси того у Бога, что Он Сам дает нам без прошения нашего, по Своему промышлению, что дает не только Своим и возлюбленным, но и чуждым познания Его».
преподобный Исаак Сирин

 

В чем заключается истинная молитва?

В обращении к Богу ума и сердца.

«Истинная молитва состоит не в словах и произнесении их, но истинная молитва состоит «в духе и истине» (Ин.4:23). Когда молимся Богу, должно пред Ним стоять не только телом, но и духом; и молитву произносить не только устами, но и умом, и сердцем; и не только голову и колени преклонять, но и сердце наше пред Ним; и к Нему умные очи наши возводить со смирением. Ибо всякая молитва должна исходить из сердца; и что язык глаголет, ум и сердце должны глаголать».
святитель Тихон Задонский 

Когда находит скорбь, отец Никон учил читать молитву: «Слава тебе, Боже мой, за посланную скорбь! Достойное по делам моим приемлю. Помяни мя во Царствии Твоем. Да будет во всем святая воля Твоя!»
преподобный Никон Оптинский

 

 

Молитва — Православная Вики

Эта статья является частью серии
Православная духовность
Святые Тайны
Крещение — Миропомазание
Исповедь — Евхаристия
Брак — Рукоположение
Елеосвящение
Трехступенчатый
Катарсис/Очищение
Теория/Озарение
Теозис/Обожение
Исихазм
Непсис — Метанойя
Исихия — Фронема
Мистицизм — Ноус
Аскетизм
Целомудрие — Послушание
Непоколебимость — Пост
Бедность — Монашество
Добродетели
Смирение — Щедрость
Целомудрие — Кротость
Умеренность — Довольство
Усердие
Молитва
Богослужение — Почитание
Молитвенное правило — Иисусова молитва
Реликвии — Крестное знамение
Отцы Церкви
Отцы Апостольские
Отцы Пустынники
Каппадокийцы
Добротолюбие
Лестница Божественного Восхождения
Изменить это поле

Молитва , с постом и милостыней, является одним из трех «столпов благочестия» (Матфея 6:1-18). Православная Церковь учит, что все добродетели и силы Божии достигаются прежде всего молитвой.

Содержание

  • 1 Личная и личная молитва
  • 2 Непрестанная молитва
    • 2.1 Всевидящая молитва
    • 2.2 Практические занятия
    • 2.3 Наблюдения
  • 3 Ходатайская молитва
  • 4 Литургическая молитва
    • 4.1 Молитва об умерших
  • 5 См. также
  • 6 Внешние ссылки

Личная и личная молитва

Личная молитва должна быть тайной. В духовной традиции Церкви слова Христа «иди в комнату твою» истолковывались как буквально, так и в том смысле, что молящийся должен войти в себя, в соединение ума и сердца, в душу.

Молитва должна быть краткой. Он должен быть простым и регулярным. Это может быть совершенно безмолвное внутреннее отношение души к Богу, исполнение слов псалмопевца: «Причащайтесь сердцами вашими… и молчите». Умолкни и знай, что Я Бог». Духовные учителя предостерегают от слишком многословия и требований к Господу, потому что молитва, обращенная к Богу с верой, получает ответ. Можно получить то, что они хотят, но не должны иметь. Бог лучше знает, что нужно, и нужно доверять Ему в молитве: «Дай, что нужно, Господи. Да будет воля Твоя». Учение Христа о том, как молиться, есть «Отче наш».

Непрестанная молитва

Св. Павел в первом послании к Фессалоникийцам говорит: «непрестанно молитесь», а к римлянам: «постоянство в молитве». Православная традиция интерпретирует это двояко. Во-первых, иметь регулярное время для молитвы, которое никогда не пропускают, молитвенное правило. Другой — иметь краткий молитвенный стих, обычно Иисусову молитву, которую повторяют снова и снова, буквально сотни раз в течение дня и ночи, пока она не войдет в сердце навсегда, как постоянное присутствие в душе, взывая к к Господу.

По словам отца Клеопы, есть следующие стадии молитвы:

  • молитва уст — когда молитва только что произнесена
  • молитва ума — когда ум постигает молитву
  • молитва сердца — когда разум нисходит в сердце
  • активная молитва — когда сердце начинает молиться в одиночестве даже во сне
  • всевидящая молитва — когда невидимый мир, включая ангелов, становится видимым вместе с будущим, прошлым
  • молитва экстаза — когда ум возносится на небеса
  • созерцательная молитва — когда людей можно взять в рай

Отец Паисий, отец Порфирий, отец Иакобов, отец Арсений Бока, отец Иларион Аргату были примерами людей на высоком уровне Молитвы Сердца. Вот исихаст, говорящий о разговоре с Богом и о сердечной молитве.

Всевидящая молитва

Чтобы иметь представление о том, как выглядит невидимый мир, мы можем посмотреть этот фильм с ангелом, забирающим душу человека. Также у нас есть фотографии из церкви Дрэгэнеску под Бухарестом, сделанные отцом Арсением Бока, которые были продвинуты на стадии молитвы. Он признался, что видел Святых, которых нарисовал, и разговаривал с ними. Глядя на картины в церкви Драгэнеску, мы видим, что кажется, что существа представлены сотворенными из света. Если в большинстве церквей раскрашивают тела, то в церкви Драгэнеску кажется, что раскрашивают души.

    По признаниям людей, знавших отца Арсения Бока и других людей, можно сделать вывод, что, находясь на всевидящем уровне молитвы, люди:

  • может видеть грехи людей и их предков
  • можно увидеть состояние души после смерти
  • может говорить со Святыми и людьми в загробной жизни
  • может видеть будущее или прошлое
  • можно видеть в любом месте на Земле, под Землей и в воздухе
  • может помочь людям со спасением

Практическое учение

Практическое учение об Иисусовой молитве для людей нашего века можно найти в книге «Об Иисусовой молитве» епископа Игнатия Брянчанинова. Эта книга важна тем, что показывает опасности, подступающие на этом пути и достигнув высоких уровней молитвы.

Увидев невидимый мир, больные ангелы тоже могут стать видимыми и могут причинить некоторый вред. Отец Иларион Аргату, опытный экзорцист, рассказывает, что больной ангел материализовался и сжал ему лицо, и что он молился о защите окружающих его людей, чтобы не пострадать от больного ангела. Молитва о защите членов семьи, включая внуков, может быть очень важной, так же как и молитва о защите имущества. В семьях детей и внуков отца Илариона Аргату около 40 священников, поэтому молитва за членов семьи, за их будущее и спасение очень полезна.

Выделение важного времени для молитвы может оказать влияние на жизнь и может быть устойчивым в некоторых профессиях и образе жизни. Решение идти по этому пути, как и решение уйти в монастырь, наверное, не должно приниматься импульсивно. Лучший путь может сразу увидеть тот, кто находится на высоком уровне молитвы, или по прошествии нескольких лет в пути.

Практические учения также есть в другой гораздо более старой книге под названием «Путь паломника», и в этой книге рекомендуется говорить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня!» много раз.

Рекомендуются следующие шаги:

  • Произнести молитву «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня!» по 3000 раз в день в течение примерно одной недели,

    Тогда
  • Произнести молитву «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня!» по 6000 раз в день еще примерно неделю

    Тогда
  • Произнести молитву «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня!» по 12000 раз в день еще примерно неделю, а затем продолжать молитву много раз

Также практические советы о Молитве сердечной можно найти в книге Добротолюбие. Книга «Путь странника» рекомендует определенный способ чтения «Добротолюбия», чтобы лучше понять «Молитву сердца». Книга «О молитве Иисусовой» содержит комментарии епископа Игнатия Брянчанинова к книгам Добротолюбия, посвященным сердечной молитве.
Следующие главы рекомендуется читать из Добротолюбия

  • Книга монаха Никифора (часть вторая)
  • Вся книга Григория Синаита, кроме коротких глав
  • Симеон Новый Богослов о трех формах молитвы и его рассуждения о вере
  • Книга Каллиста и Игнатия.
  • Часть четвертая с кратким образцом молитвы святейшего Каллиста, Патриарха Константинопольского

Книги, приведенные выше, объясняют Молитву Очага доступным для всех способом.

Наблюдения

Наблюдения:

  • Повторение молитвы принято и рекомендовано в Церкви и как пример у нас есть Молитва Господня
  • Повторяя снова и снова имя Сына Божия и прося его милости, душа вместе с душевным зрением становится все чище и чище, пока невидимый мир не станет видимым. Продолжая это упражнение, люди могут стать настолько чистыми, что смогут отправиться домой, на Небеса. Иоанна 3:3 вместе с Иоанном 3:5 можно добавить условие крещения в качестве предварительного условия для посещения Царства Божьего. В любом случае с Богом все возможно, поэтому, если вы чувствуете себя в безвыходной ситуации, попросите разрешения у Бога.
  • Во 2 Коринфянам 12:2 Апостол Павел говорит о знании того, кто посетил Третье Небо из этой жизни, так что это возможно, и Предание Церкви сохранило это, по крайней мере, со времен Отцов Церкви
  • Различение должно использоваться, чтобы различать хорошие и плохие мистические переживания, и можно молиться Богу о различении
  • Молитва в полночь стоит как 40 молитв в дневное время. Известно, что и отец Арсений Бока, и отец Паисий молились по ночам.

Ходатайская молитва

Православие учит, что Иисус, молясь Своему Отцу, молился за Свой народ, и Он является единственным компетентным ходатаем за человечество перед Богом. В своей воскресшей славе он вечно молится своему Отцу за всех. Во Христе и через Христа православные христиане становятся способными ходатайствовать перед Богом. Во имя Иисуса христиане уполномочены молиться друг за друга и за все творение. Всякая молитва к Богу Отцу, через Его Сына, в Его Святом Духе, даже если это не упомянуто в словах молитвы.

Бог, вне времени, вечно знает все и принимает во внимание каждое действие в своем общем плане. Еще до сотворения мира Бог слышал, вернее, вечно слышит молитвы своего народа. Господь не слышит молитв после того, как что-то закончено, потому что для Бога вообще нет ни до, ни после. Бог знает, о чем просят, еще до того, как об этом спросят, ибо он знает всю жизнь в одном божественном акте всеохватывающего видения и знания. Молитвы, даже за умерших, выслушиваются и обдумываются Богом до того, как они произнесены. Отказ от молитвы также известен Богу от вечности и находит свое отражение в Божьем плане спасения.

Богослужебная молитва

Богослужебная молитва в Православной Церкви – это участие Церкви в непрестанной молитве Христа в присутствии Божием в Царствии Небесном, приношение Его «тела» и «невесты» Отцу в Духе. Это официальная молитва официально собравшейся Церкви, Тела Христова и невесты Христовой.

В литургической молитве Церкви следует приложить все усилия, чтобы полностью соединиться со всеми членами тела. Это не время для личной молитвы, нужно молиться с Церковью. Не забывать своих нужд и желаний, не просто стать голосом в толпе, а соединить свою личность, свои нужды и желания, со всеми присутствующими, с церковью во всем мире, во времени, с ангелы и святые, с Самим Христом в единой великой «божественной» и «небесной литургии» всего творения перед Богом.

Поминовение усопших

Усопших поминают на специальном богослужении «Суббота душ», которое проводится четыре раза в году: две субботы перед Великим постом, первая суббота Великого поста и суббота перед Пятидесятницей. Православные считают долгом живых помнить и молиться об умерших. Общая молитва читается за конкретных лиц и за все неизвестные души, за которых некому молиться. Прихожане приносят в церковь небольшие блюда коллива и подают священнику список имен усопших близких.

См. также

  • Четки
  • Молитвенное правило
  • Православные молитвы
  • Панихиды

Внешние ссылки

  • Молитва как важный аспект нашей духовной жизни преподобный Моисей в Афонские цветы . Бруклин, Массачусетс: Православная пресса Святого Креста, 1999.
  • .

  • Что такое молитва? из Департамента религиозного образования Греческой Православной Архиепископии Америки в Православном Молитвеннике : Моя Святая Пасха, 14, 19 апреля85. Греческая Православная Архиепископия Америки.
  • Молитва святым из Антиохийской Православной Архиепископии Северной Америки
  • Мария / Молитва / Смерть от Православной Церкви в Америке сайт
  • Молитва в Православной Христианской Церкви с сайта Греческой Православной Архиепископии Австралии
  • Молитва — В. Преподобный Томас Хопко
  • Цель православной молитвы, еп. Христодул Старостильной церкви Святой Митрополии Г. О. обсуждает цель православной христианской молитвы.
  • Православная молитва
  • Любительское видео по православной молитве

Православная молитва | Преподобного Максима Исповедника Православная Миссия

Утренняя молитва последних оптинских старцев

Господи, даруй мне встретить с душевным спокойствием все, что приносит мне грядущий день. Даруй мне возможность полностью отдаться Твоей святой воле. В каждый час сего дня направляй и поддержи меня во всем. Какое бы известие ни достигло меня в течение дня, научи меня принимать его со спокойной душой и твердым убеждением, что все подвластно святой воле Твоей. Направляй мои мысли и чувства во все мои слова и действия. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано от Тебя. Даруй мне обращаться с каждым встречным прямо и мудро, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силы перенести усталость грядущего дня и все события, которые в нем происходят. Направь мою волю и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

Молитва перед исповедью
Святитель Симеон Новый Богослов

Боже и Владыка всех! Имеющий власть над всяким дыханием и душою, Единый, могущий исцелить меня, внемли молитве меня, окаянного, и, умертвив его, истреби змея, гнездящегося во мне, нисхождением Все- Святой и Животворящий Дух. И сподоби меня, бедного и нагого всякой добродетели, припасть со слезами к ногам отца моего духовника, и призвать его святую душу на милость, помилуй меня. И даруй, Господи, сердцу моему смирение и добрые помыслы, сделавшемуся грешным, согласившемуся покаяться пред Тобою, и не оставляй до конца единой души, соединившейся с Тобою и исповедавшей Тебя, и вместо из всего мира избрал Тебя и предпочел Тебя. Ибо Ты знаешь, Господи, что я хочу спастись, и что моя дурная привычка есть препятствие. Но все возможно Тебе, Владыка, что невозможно для человека. Аминь.

 

Молитва после исповеди

Господи милостивый! По Твоей милостивой благости совесть моя ныне освободилась от тяготивших меня грехов, и самым смиренным образом, на который я способен, я открыл священнику Твоему все свои грехи, какие только мог припомнить. Смиренно умоляю Тебя: прими сию исповедь и прости мне все прегрешения мои, и те, которые я забыл, и те, которые я вспомнил. Даруй мне благодать, Господи, жить впредь осторожнее и воздерживаться от моих прежних пороков, которые я совершенно ненавижу. Я твердо решаю никогда не быть виновным в них, но особенно мой щедрейший и милосердный Спаситель, удостой меня противостоять тем искушениям, которыми я более всего обеспокоен, и избегать всех поводов для того, чтобы снова оскорбить Тебя. Если праведник семь раз в день падает, то насколько больше у меня оснований бояться за себя, Господи, и бояться, что я не буду тверд в своем решении, так как своей немощью и порочными привычками усилил природную слепоту и слабость, в которой я родился. Но, Господи, твердо решаюсь Твоим милосердным содействием никогда не соглашаться ни на какой смертный грех, от которого смиренно молю Тебя, сохрани меня, пока я живу; Что же касается других моих грехов и несовершенств, то я решаю противостоять им и надеюсь, благодаря Твоей благости, наконец избежать их. Аминь.

Молитва в честь дня рождения или именин

 Все святой Господь, как я могу достойно благодарить Тебя за жизнь, которую Ты дал мне? Ты поднял меня из бездны небытия, и жизнь моя есть дар, исходивший от Твоей благости. Ты хранил меня до сего дня, поддерживая меня в бедах и нуждах. Ты наблюдаешь за мной, направляя стопы мои по верному пути и сохраняя меня от искушения. Когда я заблудился, Ты возвращаешь меня на путь заповедей Твоих; когда я соскальзываю, ты поддерживаешь меня; когда я падаю, Ты поднимаешь меня; когда я блуждаю, Ты обращаешь меня назад и открываешь мне Твои отеческие руки. Долг мой Тебе безмерен, ибо Ты дал мне жизнь и ежедневно являешь мне доказательство Твоей отеческой доброты и заботы. В полном признании этого я предлагаю Тебе всю свою жизнь и, особенно, этот конкретный день. Молю Тебя в смирении, прося, чтобы Ты не отнял у меня Твоей благости, и чтобы Твоя мудрость наставляла меня во всю мою жизнь на правый путь блаженства; молитвами и заступничеством святителя [имя покровителя] и Пречистой Твоей Матери. Аминь.

Молитва св. Фалассия
Из Добротолюбия, т. 1, с. 2

О Христе, Владыко всех, освободи нас от всех губительных страстей и помыслов, ими рожденных. Ради Тебя мы сотворены, чтобы наслаждаться раем, который Ты насадил и в который поместил нас. Мы навлекли на себя наш нынешний позор, предпочтя разрушение наслаждениям блаженства. Мы заплатили за это, ибо променяли жизнь вечную на смерть, Владыко, как некогда Ты взглянул на нас, взгляни на нас и ныне; как ты стал человеком, спаси всех нас. Ибо ты пришел спасти нас, заблудших. Не исключай нас из общества спасаемых. Воскреси наши души и спаси наши тела, очистив нас от всякой скверны. Разорви оковы страстей, теснящих нас, как некогда Ты разорвал ряды нечистых демонов. Освободи нас от их тирании, да поклонимся Тебе Единому, Свету вечному, воскресшему из мертвых и танцующему с ангелами в блаженном, вечном и неразрывном танце. Аминь.

Молитвы на 24 часа дня и ночи

На день
0600 Господи, не исключай меня из Твоих небесных благословений.
0700 Господи, избавь меня от мук вечных.
0800 Господи, согрешил ли я умом или мыслью, словом или мертвым, прости меня.
0900 Господи, избавь меня от всякого неведения, забвения, малодушия и каменного бесчувствия.
1000 Господи, избавь меня от всякого искушения.
1100 Господи, просвети сердце мое, омраченное злыми желаниями.
1200 Господи, яко человек согрешил: яко милостивый Боже, помилуй меня, видя немощь души моей.
1300 Господи, пошли милость Твою на помощь мне, да прославлю имя Твое святое.
1400 Господи Иисусе Христе, впиши меня, раба Твоего, в книгу жизни и даруй мне конец добрый.
1500 Господи, Боже мой, хотя я и не сделал ничего доброго пред Тобою, даруй, милостью Твоей, положить мне начало добру.
1600 Господи, окропи росою благодати Твоей сердце мое.
1700 Господи неба и земли, помяни меня, грешного, постыдного и нечистого раба Твоего в Царствии Твоем. Аминь.

На ночь
1800 Господи, прими меня в покаянии.
1900 Господи, не оставь меня.
2000 Господи, не введи меня в искушение.
2100 Господи, даруй мне добрые мысли.
2200 Господи, даруй мне слезы, память о смерти и умиление.
2300 Господи, дай мне мысль покаяться в своих грехах.
2400 Господи, даруй мне смирение, целомудрие и послушание.
0100 Господи, даруй мне терпение, мужество и кротость.
0200 Господи, посели во мне корень добра – страх Твой в сердце моем.
0300 Господи, дай мне любить Тебя всей душой и разумом и во всем исполнять волю Твою.
0400 Господи, защити меня от некоторых людей, демонов и страстей, и от всякого другого неблаговидного.
0500 Господи, знаю, что Ты творишь, как хочешь: да будет воля Твоя во мне грешном, ибо благословен Ты вовеки. Аминь.

Боже, поспеши спасти меня, Господи, поспеши на помощь мне. Псм 69/70:1

Покаянная молитва Иисусу Христу
На основе греческой молитвы 15 -го -го века

  Владыка, Господи Иисусе Христе, Боже наш, Единомилосердный и Скорый на прощение, Источник милости и переполняющий Источник любви к человечеству; Который пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию. Прими меня, повелевший Петру, первому из учеников и апостолов Твоих, прощать грехи до седмижды семидесяти, показывая безмерную Твою благость и человеколюбие, и милостиво и терпеливо отверзая дверь покаяния всем согрешившим, даруя им пора вернуться к Тебе и прогнать отчаяние. Господи Иисусе Христе, Наставник заблудших, Исправление падших, Надежда безнадежных, Утешение угнетенных; прими меня, когда я возвращаюсь к Тебе со слезами и воздыханиями, когда я каюсь в своих прегрешениях и прошу прощения. Склонись перед моими молитвами и мольбами. Помилуй меня, как Милосердного, помилуй меня, как Долготерпеливого, помилуй меня, как Человеколюбца, и прости мне все, чем я согрешил против Тебя. Прими меня, раба Твоего, благодарю Тебя, что не попустил мне погибнуть в прегрешениях моих. Прошу Тебя о разрешении моих проступков и о совершенном искуплении и прощении от Твоей благости. Отныне склоняюсь пред Тобою и молю Тебя с умилением: укрепи меня в вере Твоей, в надежде непреходящей и в любви Твоей. Сохрани меня непоколебимым от козней и нападений лукавого, чтобы нечестие не ввергло меня в пучину погибели, и чтобы я не сделался добычей врага. Боже мой, поддержи меня, чтобы я исполнял волю Твою и исполнял заповеди Твои. Только к Тебе обращаюсь, Владыко Христе, ибо Тобою живу и двигаюсь. Только через Тебя существую я, хотя и согрешил более всех. Очисти мой ум от страсти к материальным вещам, от праздных мыслей, от нечистых и злых воспоминаний и помыслов, которые охватывают меня, душит меня и обволакивают меня ныне. Тщательно омой меня от греховной скверны и очисти меня от всякого зловония греховного, от нечистоты и скверны души и тела. И даруй мне непоколебимую тишину и глубокую тишину мыслей; дабы чрез все сие, услаждаясь Твоими благами, Твоим долготерпением и обилием благости и обретая Твою божественную милость, благодарить Тебя, восхвалять Тебя и прославлять Пресвятое Имя Твое и Безначального Твоего Отца, и Пресвятого и Благого и Животворящего Твоего Духа, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва об избавлении от антихриста
Святитель Анатолий Оптинский Младший (+1922)

  Избавь меня, Господи, от обольщений богопротивного и злого антихриста, пришествие которого на руку и укрой меня от его сетей в тайной пустыне спасения Твоего. Даруй мне, Господи, силу и мужество твердо исповедовать Твое Пресвятое Имя, да не оставлю Тебя по страху перед диаволом и да не отрекусь ни от Тебя, Спасителя и Искупителя моего, ни от Святой Церкви Твоей. Даруй мне, Господи, слезы и плач о грехах моих и пощади меня, Господи, в час Страшного Суда Твоего. Аминь.

Молитва о Мире
Преподобный Силуан Афонский (+1938)

Господи, исправь нас, как нежная мать поправляет своих малых детей. Дай познать каждой душе радость Твоего пришествия, силу помощи Твоей. Освежи страдающие души народа Твоего и научи всех нас познавать Тебя во Святом Духе. Душа человека томится на земле, Господи, не в силах найти силы в Тебе через разум, потому что не знает Тебя и Твоей благости. Заботы мира сего затмевают разум наш, и мы не можем постичь полноты любви Твоей. Просветите нас. Твоему состраданию все возможно. Ты возвестил в Святом Твоем Евангелии, что мертвые услышат голос Сына Божия и оживут. Сделай так, чтобы наши мертвые души сегодня услышали Твой голос и ожили. Скажи миру, Господи: «Прощаются грехи всем людям», и они будут прощены. Освяти нас, Господи, и все люди освятятся Духом Твоим, и все люди Твои прославят Тебя на земле, и да будет воля Твоя, на земле, как на небе, ибо Тебе все возможно.

Молитва Святому Духу
Из Апанфизмы , изданной в 1799 году св. Никодимом Святогорцем

О Святой Дух, Единый благий, всесвятый и животворящий, я припадаю пред Тобою, виновный от всякого злодеяния и достоин всякой кары. Молю Тебя, мой Господь и мой Бог, всегда сущую и непреходящую Жизнь, истинный и немеркнущий Свет; не дай мне быть истребленному супостатом до самого конца, но царствуй во мне, о Всемогущая и непостижимая Сила; полное, безграничное и непревзойденное Владение; полная Доброта и Причина всего хорошего и полезного; Кто восстанавливает все творение к жизни; через Кого укрепляются слабые, от Кого наше второе рождение, наше второе образование и все наше знание; через Которого мы просвещаемся, чтобы увидеть Господа, нашего Искупителя и Спасителя; через Которого все живет и дышит. Неизреченная Мудрость, Высшее Знания чувств, Непостижимая Яркость, Полная Жизнь, Полная Сила, Полная Слава, Бог всех, Заботливый и Милосердный: Даруй мне быть всецело Твоим и отныне жить по Твоей воле. Подними мои члены, раздавленные грехом. Просвети сердце мое, омраченное злыми похотями, и воскреси душу мою, грехами убитую. Утихомирьте бушующие волны страстей. Избавь меня от врага, который одолевает меня внутри и снаружи. Избавь меня от всех злых дел, прости все беззакония мои и исполни меня Твоей совершенной любви. Впиши имя раба Твоего в Книгу жизни и даруй мне благой конец, чтобы, победив диавола, я без стыда поклонился престолу Царства Твоего. О Владыка, сделай мое сердце Твоей благодатной почвой, чтобы оно могло принять доброе семя, и Твой Дар мог всыпать в него росу вечной жизни. Возвратись, о душа моя, в покой твой через пост! Вернись, душа моя, к вратам небесным через страдания и боль! Да обретет душа моя, Господи, в Твоем неизреченном свете со всеми Твоими святыми. Посему, Владыка всего, бесконечный и непостижимый, послушай меня, подлого и недостойного раба Твоего; помоги мне следовать и оставаться на узком и трудном пути, да сподоблюсь стяжания обетований Твоих и вопию в небесное ликование: Слава бессмертному Отцу, и бессмертному Сыну, и бессмертному Святому Дух; Им подобает великая честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Молитва о даровании Святого Духа
Святитель Симеон Новый Богослов

Помилуй меня, Сын Давидов, и отверзи очи души моей, да увижу я свет мира, и Тебя , который есть Бог, и может стать, даже я, сыном дня, и чтобы Ты не оставил меня, о Благой, как недостойного и лишенного доли в Твоем Божестве. Господи, явися мне, да познаю, что возлюбил Ты меня, как соблюдшего, Владыка, Божественные заповеди Твои. О Милостивый, пошли Утешителя и ко мне, чтобы Он научил меня вещам о Тебе; и, Боже всего, объяви мне, что Твоё. Светом истинным освети меня, Милостивый, да увижу я славу, которая была у Отца Твоего прежде сотворения мира. Пребудь и во мне, как Ты сказал, чтобы и я удостоился пребывать в Тебе, и мог тогда сознательно войти в Тебя и сознательно обладать Тобою внутри себя. О Невидимый, прими во мне форму, чтобы, узрев Твою невозможную красоту, я мог облечься, Небесный, в Твой образ и забыть все видимое. Милостивый, дай мне ту славу, которую дал Тебе Отец, чтобы я мог, как и все рабы Твои, стать богом по благодати и быть всегда с Тобой, ныне и всегда и во веки веков без конца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts