Три искушения христа в пустыне: Три искушения Христа: без простых решений — Игорь Бекшаев
Содержание
Три искушения Христа: без простых решений — Игорь Бекшаев
Игорь Бекшаев,
27 января 2018, 12:09 — REGNUM
Иван Крамской. Христос в пустыне. 1872
Сегодня, 27 января, отдание праздника Крещения (Богоявления). Евангелисты согласно отмечают, что сразу после Своего крещения «Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал». По поводу искушений Христа сатаной написано множество толкований. Особую известность сюжет получил благодаря роману Федора Достоевского «Братья Карамазовы», где словами инквизитора разъясняется суть дьявольских искушений: «Есть три силы, единственные три силы на земле, могущие навеки победить и пленить совесть этих слабосильных бунтовщиков, для их счастия — эти силы: чудо, тайна и авторитет… Ибо в этих трех вопросах как бы совокуплена в одно целое и предсказана вся дальнейшая история человеческая и явлены три образа, в которых сойдутся все неразрешимые исторические противоречия человеческой природы на всей земле».
Мы сейчас оставим мистическую сторону вопроса, связанного с искушениями, мистическое значит таинственное, следовательно, непонятное, а непонятное обычно принято разрешать нагромождением различных поэтических образов с большим количеством междометий. После того, как все вдоволь поохали, поахали, вопрос в богословии считается решенным. Этим новая наука теология призвана заниматься, ей все это и оставим. Мы сейчас рассмотрим лишь практическую сторону вопроса. Так вот, в искушениях Иисуса сатаною обычно обращают внимания на предложения, ответы же в системе этих диалогов представляются от них зависимыми. И оттого второстепенными. Дескать, Христос отверг все это правильными ответами, разбил их в пух и прах.
Хуан де Фландес. Искушение Христа. XVI в
Однако понять прямой смысл всего произошедшего можно, лишь рассмотрев ответы Христа. Они, а не предложения сатаны являются единственно важными, находятся в центре осмысления диалога. Также для понимания не следует вскипать сразу разумом и возмущаться: как же посмел сатана так нагло лезть к Господу Всемогущему со столь непристойными предложениями. Делая оттого сами предложения значимыми именно в силу такой возмутительной постановки вопроса. Итак, первый ответ, сокращенно: «Не хлебом единым, но словом Божиим».
Нет, это не батюшкиными проповедями, конечно. Мы помним как особенно интенсивно толпа стала передвигаться за Христом после «преумножения хлебов» (Мк. 6: 38−44), насыщения пяти тысяч человек. Кстати, в силу особенностей своего изложения, знамением (переведено как «чудо») это событие назвал лишь апостол Иоанн. Знамение — это некий знак, говорящий о том, что сбылось то, что было предсказано. Скорее всего здесь был намек на книгу Иезекиля: «И освобожу вас от всех нечистот ваших, и призову хлеб, и умножу его, и не дам вам терпеть голода». Или подобное. Иудеи увидели знак. Указаний на такие знаки полно в Евангелиях. Но мы не думаем, что хлеб или рыба материализовались из воздуха. Они возникли по причине того, что проповедь была услышана. Произошедшее тогда на нашем языке значило — «поделитесь последним куском». Отдайте то, чем владеешь, видя чужую нужду. Вы дадите им есть, сказал Иисус, доставайте, что у вас там. И раздавайте тем, у кого ничего нет.
Иисус перед всеми раздал Свой обед («вы дайте им есть. … сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите»). Преумножение состоялось оттого, что видя такое, все, у кого была еда, кто запасся, не разбились на кучки имущих и неимущих, тоже достали, развернули свою снедь и поделились с теми, у кого не было ничего. А если не так, то выходит, что проповедь отдельно, а обед порознь, дальше все со своими кульками, прочие — в магазины. Но ведь найдутся и такие, у кого ничего нет. И в магазин тоже идти не с чем. То есть это практическая реализация Царства, результат проповеди о Царстве Божием. Своего рода экономическая программа. Которая, кстати весьма понравилась и фарисеям. Они, увидев в этом предсказанное знамение, тотчас присоединились к тем, кто ходил за Христом, и хотел Его сделать даже Царем. Люди слушаются — а значит управляются. Очень удачная программа, пусть беднота делится друг с другом.
Итак, экономическая программа как основа проповеди Царства — первое искушение. И ответ на него. Как основа — не годится. Не хлебом единым, но словом Божиим. Царство прежде надо осмыслить. Хлеб приложится. Как он и приложился после усвоения слов, как и прикладывался всегда, не оставляя людей неимущих в нужде. Потому что люди это просто понимали. «Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли. Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали? ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?» — разве здесь речь идет о том, что Иисус каждый раз готов был хлеб из воздуха образовывать? Нет, конечно.
Таким образом первое искушение — «хлебом единым», то есть экономической программой воздействовать на сознание людей. Это проще всего и наиболее эффективно. Но в итоге обернется провалом миссии.
Ответ на второе искушение: «Не искушай Господа Бога твоего». Снова оставим здесь в стороне «мистическую» составляющую этих диалогов и на второй план отведем антураж, при котором совершается предложение сатаны. «Не искушай Бога», означает — «не следует действовать необдуманно, рискованно». Так, будто тебе ничего не сделают. Люди бывают опасны, и особенно опасны бывают люди, облеченные властью. Ответ Христа можно выразить поговоркой «береженого Бог бережет». Следующие слова многим могут показаться возмутительными, но Христу иногда приходилось и просто убегать от разъяренных слушателей, проталкиваясь через толпу («все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился», «взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее»). Кто думает, что «пройдя посреди них», означает, будто Христос плавно, сверкая неземным светом, просто проплывал мимо их протянутых рук и разинутых ртов, тот пусть так и думает. Но если без благочестивых сказок, здесь говорится о том, что Иисус предусмотрел все возможные риски, сопровождающие Его проповедь, и постарался по возможности их исключить.
Уильям Хол. Христос, ведомый Духом в пустыню. 1908
Третье искушение: «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. И ответ Христа: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Стоит ли идти на компромиссы? — так это можно выразить в наших понятиях. Стоит ли допускать уступки, не говорить того, чего «не следует» говорить. Как-то смягчить свою проповедь, чтобы не обидеть возможных союзников. Ведь споры с фарисеями — это споры с идеологическими союзниками, нежели откровенными противниками. Фарисеи и выручали часто Иисуса (Лк. 13:31), с удовольствием Его слушали, среди фарисеев были у Него искренние друзья. Проповедь Царства была им очень близка. Так может быть ради сохранения согласия следует кое в чем уступить? То есть действовать политическими методами уступок, договоров, разграничений и на их основе получаемых согласий?
Нет. Проповедь Царства должна быть бескомпромиссной, подытожил Христос. Вечные уступки по мелочам приведут лишь к модернизации религии. Проповедь будет очень нелицеприятной, возбудит против Него много людей, но это будет значить, что поклонов никому, кроме Бога, в ней не будет. Никакого угодия и поклонения человеческим заблуждениям, злонамеренности и лжи.
Меньше чем через месяц у православных наступит Великий пост, прообразом которого служит сорокадневный пост, в конце которого Христос отверг все искушения сатаны. Большинство проведет его, как обычно, в борениях со своим организмом. Для Христа пост был временем обдумать Свой предстоящий путь, испытав крайнюю нужду, искуситься простейшими, напрашивающимися, казалось бы — очевидными решениями. И отвергнуть их как сатанинский навет, который всегда приводит к одному и тому же. Вопросы о том, как поступить, возникают почти у всех людей по разным поводам. Не всегда нужное решение выглядит очевидным. Нередко оно даже выглядит пугающим. Не испугаться правильного выбора пути и пройти его до конца — выбор, который сделал Христос. Дальнейший выбор предстоял и предстоит Его ученикам. Не лезть на рожон, но и не соглашаться на компромиссы и не искать простых решений.
Искушение Христа в пустыне — Православный портал «Азбука веры»
Оглавление
- Были ли у дьявола шансы на победу?
- Пришел, чтобы спасти всех
- Последние дни одиночества
- «Заклятый друг»
- Не хлебом единым
- Если Ты Сын Божий
- Царство тьмы в подарок
- Непобедимая победа
Были ли у дьявола шансы на победу?
В Евангелии говорится о том, как сразу после Своего Крещения в водах Иордана Иисус Христос удалился в пустыню, где постился сорок дней и победил три искушения от дьявола. Но зачем Ему вообще было нужно поститься, и какой смысл для сатаны был в искушении Христа?
Сама по себе эта евангельская история вовсе не покажется чем-то странным тому, для кого Христос – всего лишь обычный человек. Мало ли, захотел креститься – и крестился, захотел наложить на себя пост – тоже понятно, ну а искушения – они вообще со всеми бывают. Но если задуматься над тем, что Иисус из Назарета – воплотившийся Сын Божий, Бог, явившийся на землю, то тут уже появляются вопросы. Как христиане объясняют то, что их Бог, получается, постится? А как дьявол вообще посмел подойти к Нему и искушать – и неужели же Христос мог поддаться на уговоры и согрешить?
Конечно, нет, ответит христианин, Бог по Своему существу безгрешен и свят, и нет в Нем никакой тьмы (1Ин.1:5), так что сатана абсолютно напрасно старался. Но между тем, интересно во всей этой истории то, что у дьявола откуда-то все же была надежда, что Христос ему подчинится. о чем же может идти речь?
Пришел, чтобы спасти всех
В Иудее I века от Р.Х., когда одно за другим начали сбываться ветхозаветные пророчества, очень многие ожидали явления Христа. Вместе со всеми Христа ожидал и… дьявол – чтобы если не убить, то хотя бы помешать Ему исполнить свою миссию. К примеру, все помнят из Евангелия, как, словно по сатанинской воле, царь Ирод, только услыхав, что в Вифлееме родился Царь Иудейский, велел убить в городе всех младенцев. И кто знает, не повторил бы попытки убийства Спасителя еще в детстве, если бы дева Мария открыто объявила бы народу, Кто же есть на самом деле Ее сын Иисус. Поэтому, как написано в Евангелии, Господь вышел на открытое служение тогда, когда уже был лет тридцати (Лк.3:23) – то есть в возрасте зрелого мужчины, по представлениям иудеев, когда человек уже сам отвечает за себя, имеет право говорить и учить в синагоге. И, как говорит Евангелие, первое, что сделал Сын Божий, – это пришел на реку Иордан, чтобы принять омовение (крещение) от Иоанна Предтечи, всеми почитаемого за пророка и праведника.
Крещение Иоанна было крещением покаяния – иными словами, люди, которые желали примирения с Богом, этим ритуальным омовением публично свидетельствовали о своих грехах и просили у своего Создателя прощения. Такое крещение не носило еще силы Таинства, каким оно стало в христианстве. Омовение в водах реки Иордан (не какой-то особенной в ту пору, а просто единственной большой реки в Иудее), которое предлагал Иоанн, неспособно было на самом деле очистить человека от греха. Оно даже не отменяло принесения храмовой жертвы за грех, необходимой по ветхозаветному Закону. Однако омовение на глазах у всех, практически публичное признание «Я согрешил пред Тобою», безусловно, помогало человеку раскаяться и бороться с грехом, чтобы не повторять его в будущем. И тем более хотели люди очиститься от своих грехов, что Иоанн проповедовал: вот-вот придет долгожданный Мессия, покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.3:2).
Но тут происходит необъяснимое. Да, Мессия действительно приходит, и Иоанн узнает Его, свидетельствует о Нем, как о Спасителе мира – но открывший Себя Спаситель говорит, что пришел… креститься!
Можно понять, как был удивлен Иоанн, который, услышав просьбу Иисуса о крещении, удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3:14). Это была не просто скромность. Иоанн наверняка задавал себе вопрос – как возможно спасение для грешников, если даже Спаситель, Мессия, величайший Праведник, Которого сотни лет ждали евреи, желает публично покаяться в своих грехах?
Вспомним сейчас то, что уже две тысячи лет знают христиане, но чего не знал в то время еще никто, кроме девы Марии. Иисус – это не просто праведник, он – Сын Божий, Сам Бог, воплотившийся и ставший человеком. И как Бог, он не имеет на Себе никакого греха. Но именно поэтому, как ни парадоксально, и пришел он креститься от Иоанна – чтобы перед всеми людьми, которые когда-либо приходили сюда и омывали свои беззакония, перед всеми уже давно умершими людьми и перед всеми, кому еще только предстоит родиться, навсегда засвидетельствовать: он, не имеющий на Себе никакого греха, – не гнушается грешными людьми, он пришел, чтобы спасти всех. Бог воплотился, стал таким же, как все люди, – и вот он пришел омыться в водах покаяния, словно простой грешник, и добровольно взять на Себя чужие преступления, чтобы позже искупить их на Кресте.
Дело в том, что на свете, без сомнения, нет ни одного полностью праведного человека, свободного от греха. В отношениях между людьми всегда бывает так, что кто обидел любимого хоть однажды, кто нарушил в отношении него хоть одну заповедь любви – нарушил тем самым их все. Отношения человека и Бога должны быть именно отношениями любви, и тогда о какой праведности может идти речь, как человек может быть «немножко» верен Богу? Поэтому, хотя Иисус и не был виноват абсолютно ни в чем, принимая крещение, тем самым Он взял на себя абсолютно все грехи, а не только те, которые были названы вслух на берегу Иордана. Будучи невиновным, Он позволил обвинить Себя одного – во всем.
С тех пор фраза «взять грех на себя» давно стала крылатой, но в своем собственном смысле она относится только ко Христу, и берет свое начало в словах Иоанна, осознавшего после крещения Христа, зачем Тот пришел на землю: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1:29). Как сказал об этом святитель Иоанн Златоуст, «Тот, Кто мог истребить грехи всего рода человеческого, Сам уже без сомнения был безгрешен». По сути, Христос взял на себя болезнь нашей природы, с которой мы сами не можем справиться, – взял, чтобы исцелить нас от нее и уничтожить саму причину этой болезни – грех. Не зря праздник Крещения Господня называется еще Богоявлением, ведь Бог Отец, произнесший в момент крещения Иисуса слова Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф.3:17), явил всему миру откровение о Своей любви к людям, ради спасения которых отдал Сына.
Последние дни одиночества
Итак, Господь объявил о Себе, вышел на открытое служение. Но чего это Ему стоило? Во время моления Христа в Гефсиманском саду в последние часы перед Своими крестными страданиями Господь скорбел и плакал, и просил учеников побыть с Ним, не оставлять Его в одиночестве. Божественная природа добровольно идущего на казнь Спасителя была непоколебима и тверда – но человеческая Его природа не могла, конечно, оставаться безучастной к происходящему, как если бы Он был каким-нибудь бесчувственным роботом. Поэтому кто знает, что мог чувствовать Иисус в самом начале Своего пути, когда взял на Свои плечи невообразимую тяжесть всех грехов, когда-либо совершенных людьми?..
Мы не узнаем, какой глубины была Его скорбь и тревога за людей, которые не поняли ни смысла Его крещения, ни слов Иоанна – но знаем только, что сразу после крещения Господь постился в пустыне целых сорок дней. Конечно, Он знал с самого начала, что Ему предстоит пострадать. И, может быть, именно поэтому начало конца Его земной жизни, эти первые сорок дней после крещения, стали для него временем, проведенным в одиночестве и молитве. Ведь можно попытаться представить, как чувствует себя, к примеру, невиновный человек, который добровольно пошел в тюрьму ради спасения близких и теперь ждет от своего народа заведомо несправедливого суда, причем приговор ему уже известен – смерть. Такой человек наверняка скорбит и, может быть, от горя не хочет даже есть – но дело здесь, конечно, вовсе не в качестве еды или религиозных нормах.
Вот и Христу не требовался пост в нашем привычном понимании, когда мы прилагаем какие-то усилия своей воли, чтобы отказаться от пищи и принудить себя к молитве. Господу не требовалось Себя ни к чему принуждать – но Он уже отдал всего Себя без остатка людям, и поэтому то время, которым обладал еще на земле, если и употреблял позже для еды и пиршества – то только для того, чтобы поддержать силы или за беседой привести еще одного человека к покаянию. Поэтому нельзя сказать нечто вроде «Бог постился сорок дней – точнее будет обозначить, что сорок дней Христос только молился. Причем в Евангелии сказано, что Он взалкал (Мф.4:2) лишь напоследок – и отсюда видно, каково было напряжение Его духовных и душевных сил во время молитвы – сорок дней Он не вспоминал о том, что голоден. А если кого-то смущает такая длина поста (ведь, скорее всего, все сорок дней в пустыне Христос попросту ничего не ел!) – то достаточно сказать, что в медицине зафиксированы случаи и гораздо более долгого полного голодания, чем сорок дней, так что ничего фантастического в этом вовсе нет.
Пост Христа – это подвиг настоящей молитвы, а не мучительное ограничение в еде. А значит, и для христиан пост всегда должен быть связан в первую очередь с молитвой. Ограничение себя в еде ни в коем случае нельзя понимать как «очистительную диету для тела» – ведь на самом деле это средство очистить разум и душу. А еще сорокадневный пост Спасителя – единственный эпизод в Евангелии, о котором можно твердо сказать, что здесь Христос был абсолютно один – а значит, о произошедшем в пустыне Он Сам рассказал позже Своим ученикам. Но что же там произошло кроме, собственно, самого поста?
«Заклятый друг»
Да, дьявол ожидал Мессию долго. Готовился к Его приходу, придумывал, как поразить, чем искушать, как бороться с Его учениками, если они появятся. Одного сатана не мог представить – что Бог не просто пошлет великого праведника вместо Себя, а Сам придет на Землю. Никто не может проникнуть в замыслы Бога – а тем более падший дух. Дьявол узурпировал власть Бога над миром, подчинил себе людей так, что даже Христос говорил о сатане – князь мира сего (Ин.14:30). И вот этот враг ждал веками, когда имя Спасителя станет известно. Ждал и боялся – и наконец услышал, что в крещении на реке Иордан явил Себя долгожданный Христос.
Будучи не в силах проникнуть в тайну Боговоплощения, дьявол не мог и быть уверен, что Иисус – это действительно Мессия. Поэтому, как только Христос удалился в пустыню, дьявол принял решение лично прийти, увидеть и победить.
Но тут падший дух обманулся в своих ожиданиях первый раз. Ведь как мы уже знаем, сорок дней Христос был погружен в молитву, и прервать Его разговор с Отцом не смог бы никто – если бы не человеческая природа Господа, нуждавшаяся в пище. «По высоте Божества, Он был бы неприступен противнику, – пишет святитель Василий Великий, – если б чрез алкание не снизошел до человеческой немощи». И только поймав краткий миг физической слабости Христа, дьявол подступил к Нему – чтобы обмануться во второй раз…
Сорокадневный пост был известен еще из Ветхого Завета. Так, Моисей постится сорок дней перед тем, как получить десять заповедей (Исх.34:28). Также известен пост пророка Илии (3Цар.17:19), а в целом евреи постились четыре раза в год (Зах.8:19).
Христос, как пишет Феофилакт Болгарский, «постится столько времени, сколько Моисей и Илия: а если бы – больше, то воплощение Его показалось бы призрачным».
Не хлебом единым
Ожидая увидеть перед собой пусть и «более могущественного» человека, но, со своей точки зрения, обычного грешника (иначе зачем еще, казалось бы, нужно было креститься от Иоанна?), дьявол на самом деле встретился… с Самим Богом. Как же развивалась эта ситуация?
Сатана три раза попытался искусить Создателя. И пусть порядок второго и третьего искушений у евангелистов Матфея и Луки различается (кто как услышал, так и запомнил), но о характере искушений апостолы пишут совершенно одинаково.
Итак, первое искушение, с которым дьявол подошел ко Христу, явно было вызвано недоумением сатаны, ибо, «припоминая сказанное об Иисусе, он не может поверить, чтобы это был простой человек; с другой стороны, видя Его алчущим, не может допустить, чтобы это был Сын Божий. Находясь в таком недоумении, он приступает к Нему с словами сомнения», – пишет святитель Иоанн Златоуст. Итак, дьявол говорит Христу: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами (Мф.4:3). Он нарочно не упоминает о том, что Христос голоден, но льстит Ему и коварно напоминает о Его достоинстве.
Испытывающему голод Господу говорится нечто подходящее по ситуации. «Но ты, дьявол, становишься в двойное противоречие. Если по Его могуществу камни могут сделаться хлебами, то напрасно ты искушаешь Того, Кто настолько могущественен. А если Он этого сделать не может, то напрасно ты подозреваешь в Нем Сына Божия», – заметил в свое время блаженный Иероним Стридонский.
Но дьявол все же, искушая Христа, предлагает Ему употребить Свою Божественную силу, чтобы насытиться, совершить чудо для одного Себя – и заодно ловко проверить, есть ли предел всемогуществу Бога. Но Господь сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4:4). Эта фраза взята из библейской книги Второзакония (Втор.8:3) и была, конечно, на слуху у всех иудеев со времен Моисея. По сути, Господь не стал ни слушаться дьявола, ни заявлять о Своем достоинстве – Он просто отверг искушение, даже не вступая в спор с сатаной.
Если Ты Сын Божий
Но дьявол, получив в ответ ни «да», ни «нет» и потерпев неудачу в первый раз, не отступил. Евангелист Матфей так пишет о втором искушении: берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею (Мф.4:5-6). Кстати, уже само по себе интересно повторяющееся обращение сатаны ко Христу – если Ты Сын Божий. «Дьявол начинает так, чтобы узнать: Божий ли Он Сын; но Господь так скромно отвечает ему, что он остается в сомнении», – отмечает блаженный Иероним.
Второе искушение – это попытка сыграть на честолюбии. Броситься на глазах у всех с Иерусалимского Храма, чтобы ангелы подхватили Его в полете – что могло бы ярче доказать Божественную природу?
Дьявол, уверенный в своем умении лгать, призывает человека Иисуса (напомним, что сатана еще не уверен, что это – Христос) проверить, выполняет ли Бог Свои обещания, буквально испытать Писание на себе – явятся ли ангелы, спасут ли? Но Спаситель не поддается на эту уловку и отвечает – написано также: не искушай Господа Бога твоего (Мф.4:7). И снова это слова из Второзакония (6:16), и снова они не дают сатане ответа на вопрос, кто же этот Человек.
Что здесь значит ответ Господа, как может человек искушать Бога? Продолжение этой фразы звучит так: как вы искушали Его в Массе (Втор.6:16). Моисей произносит эти слова потому, что в месте под названием Масса и Мерива евреи, страдающие в пустыне от жажды, искушали Бога, говоря – есть ли Господь среди нас, или нет? (Исх.17:7). Они начали сомневаться в истинности бытия Бога и в Его любви к ним только потому, что Он медлил дать им воды для питья! Тем паче людям свойственно искушать Бога, когда Он не дает им чего- либо, по их мнению, еще более важного. Против такого потребительски ‑недоверчивого отношения к Богу и говорит Христос, отвечая сатане.
Кстати, нет ничего странного в том, что дьявол в этом искушении цитирует Библию – это лишний раз показывает, что знанием Писания можно прикрывать любые цели, в том числе и совсем неблаговидные. Поэтому так важно стараться понять, что стоит за текстом, а не просто учить наизусть стихи из Библии. К тому же дьявол цитирует Писание… неправильно.
Ангелам Своим заповедает о Тебе… – произносит отец лжи строчку из псалма. Несомненно, если бы он подлинно знал, что это написано о Спасителе, то должен был бы присоединить и то, что далее говорится в том же псалме и против него: На аспида [небольшая ядовитая змея] и василиска [змея большая] наступишь [без вреда]; попирать будешь льва и дракона [большой змей]. О помощи ангелов дьявол говорит Ему как бы немощному, а о своем уничижении, как хитрец, он умалчивает, – снова вскрывает обман дьявола Иероним.
А по поводу той части Иерусалимского Храма, на которой дьявол беседовал с Христом, преподобный Ефрем Сирин заметил, что «даже доселе это место возвышенно, хотя храм и разрушен, как Сам (Господь) сказал: не останется в нем камня на камне (Мф.24:2). Но место, на котором стоял, как (некое) знамение сохранилось». Сейчас это место называют Стеной Плача…
Царство тьмы в подарок
Наконец, от бессилия и отчаяния сатана прибегает к своему последнему доводу. Ему так важно помешать Спасителю, заставить Его согрешить, что ради этого он идет, на, казалось бы, великие для себя жертвы. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое (Лк.4:5-7) или, как удивительно точно сказано у Матфея, – если, пав, поклонишься мне (Мф. 4:9).
Предлагая первые два искушения, дьявол еще сомневается, что Иисус – это Спаситель. Но в третий раз отец лжи уже не спрашивает Его ни о чем, а просто и грубо предлагает «взятку». Предать Отца, поклониться сатане – и получить мировое господство, получить и власть над людьми, которую можно использовать в том числе и для того, чтобы всех спасти… Как просто было бы так поступить, и не понадобился бы даже Крест— вот, дьявол сам предлагает Христу взять Самому в руки власть над миром, предать Бога, и ценой этого пусть даже притворного предательства облегчить изначально трудную, и при этом еще и смертельно опасную задачу по спасению мира. Наверняка тут была и попытка сыграть на таких элементарных человеческих грехах, как жадность и жажда власти. А еще поклон перед дьяволом означал бы, что Христос признал, будто бы зло непобедимо, будто сатана и вправду всемогущ и правит миром по праву сильнейшего.
Поэтому на такое, казалось бы, заманчивое предложение дьявола Иисус ответил лишь: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф. 4:10). И снова это цитата из Второзакония, но на этот раз Христос уже прямо призывает дьявола с ее помощью вспомнить, Кому на самом деле принадлежит все творение. Христос призывает падшего ангела снова поклониться Себе, как истинному Господу и Богу. И тем более в этот момент становится очевидной ложь врага, ведь тот предлагает Христу власть в обмен… на признание собственной власти. Но разве можно стать владыкой чего-либо, склонившись перед другим «владыкой»? Дьявол и вправду лжет во всем, от начала до конца.
Интересно, что от самой власти над миром Христос не отказывается (как этого бы сатане ни хотелось). Нет, Он пришел, чтобы править, как истинный Царь, – но Царство, которое не от мира сего, и Своих подданных Он спасет на Кресте Сам, а не примет из рук врага. И сатана уходит, услышав третий ответ, – здесь его козни уже не смогут достичь своей цели.
Вопрос: но что за грех было претворить камни в хлебы?
Ответ: знай, что послушаться диавола в чем бы то ни было, грех. (Толкование Феофилакта Болгарского на Писания).
Непобедимая победа
Стоит обратить внимание, что чудеса, которые дьявол предлагает совершить Христу, – бессмысленны по сравнению с теми чудесами, которые творил Сам Господь. Христос кормил голодных, исцелял больных, воскрешал мертвых… Все Его чудеса были чудесами любви, они имели своей целью физическое и духовное спасение конкретных людей, но ни одно из них не было сотворено для того, чтобы просто прославиться. Наоборот, о некоторых Своих чудесах Христос попросту запрещал людям рассказывать (хотя они и нарушали запрет – кто от желания похвастаться, а кто из благодарности). Он не хотел, чтобы люди слушали Его из страха или любопытства, словно какого-то таинственного чародея. Христу нужны были любящие ученики, которые будут верить Ему просто потому, что Он – это Он.
Поражение дьявола в попытке искусить Спасителя можно расценивать как первую победу Христа над царством зла. А ведь если сам генерал темных сил проиграл ключевую битву на этапе разработки штабной стратегии, то потом уже нет никаких шансов у его солдат выиграть войну. Христос победил дьявола навсегда, Он устоял перед ним, а потом дал даже Своим ученикам, простым людям, власть изгонять бесов и исцелять людей. В Ветхом Завете не было описано ни одного случая исцеления одержимых сатаной, это казалось совершенно немыслимым для человека – так что именно поэтому иудеи потом так недоумевали о чудесах Христа и допытывались – какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию? (Лк.20:2).
А в самом факте того, что Спаситель был искушаем, нет ничего греховного. Преступление заповеди начинается тогда, когда человек начинает мысленно соглашаться с предложением врага. Отвергнуть же его, едва услышав, – это не грех, а доблесть. Кроме того, как пишет апостол Павел, Христос должен был во всем уподобиться братьям… ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь (Евр. 2:17-18).
Сатана будет делать еще не одну попытку искусить Господа и помешать Ему. Он будет пытаться действовать через Его учеников, через обычных людей и, наконец, через физические страдания и распятие. Но он уже никогда не сможет победить Спасителя, и именно то, что Иисус Христос отверг все искушения еще в самом начале Своего служения, послужило залогом будущего Воскресения Его из мертвых – ведь как мог дьявол удержать в своей власти Того, Кто уже оказался однажды сильнее, И как когда-то из-за греха одного человека в мир вошла смерть, так теперь смерть смогла быть побеждена на Кресте из-за того, что один-единственный Праведник, взявший на себя грехи всего мира, Сам не поддался искушению – и не согрешил.
В райском саду Адам и Ева не смогли устоять перед искушением – и мир для них стал враждебной пустыней. Но Христос, как новый Адам, исправляет ошибку первых людей. Он уходит в пустыню и там побеждает все те же самые искушения дьявола – чтобы разрушить власть тьмы и снова вернуть нас в Царство любящего Отца.
журнал «Фома»
Что означает Орден Трех Искушений Иисуса?
Отец Фортеа, в каком порядке следуют три искушения Иисуса в пустыне? Есть ли смысл в этом приказе?
В синоптических евангелиях мы видим, как дьявол искушал Иисуса в пустыне непосредственно перед началом Его общественного служения (см. Мф 4:1-11; Мк 1:9-15; Лк 4:1-13) . Этими искушениями были хлеб, власть и мирское признание. Итак, зачем дьяволу искушать Иисуса поклоняться ему, если он даже не заставил Его разговеться? В конце концов, почему он искушал Иисуса прыгнуть с вершины Храма? Если Иисус уже отверг славу всего мира, почему последнее искушение дьявола кажется таким незначительным?
На первый взгляд кажется логичным, что дьявольские искушения Иисуса начались бы с самого большого греха, и, не достигнув этого, дьявол перешел бы к меньшим грехам. Поэтому он сначала искушал Иисуса идолопоклонством, а затем совершал нечто, что даже не является простительным грехом, например, добровольное нарушение поста.
Но первое впечатление, что череда дьявольских искушений не следует логическому порядку. На самом деле последовательность атак дьявола следует более тонкой логике. Он следует порядку искушений, которым страдает душа, когда решает двигаться вперед, живя духовной жизнью. Вот почему в этих трех искушениях есть глубокий символизм. Сначала дьявол искушает Иисуса плотскими вещами, символизируемыми хлебом. Это искушение символизирует то, что подвижник называет «ночью чувств». Если душа противится такому искушению (т. е. всем телесным похотям), то нет причины дьяволу продолжать искушать таким образом, потому что душа укрепилась против него. Пройдя ночь чувств, дьявол искушает миром. Душа чувствует красоту и привлекательность мира, который она покинула. Это символ «ночи духа».
Здесь душа искушается миром, в котором она живет, но больше не наслаждается. Если сопротивляться этому искушению, остается последняя опасность: гордость. Это гордость дарами, полученными от Бога.
Эти три искушения символизируют фазы искушений, через которые мы проходим в духовной жизни. Следует добавить, что конкретно те, которые дьявол использовал с Иисусом, были особенно изощренными:
— Во-первых, дьявол искушал Иисуса не грехом, а несовершенством. Его попросили прекратить делать добро, т. е. поститься, и превратить камни в хлеб.
-Тогда Он был искушаем духовным благом мира. Как будто дьявол говорит: «Сделай знак признания мне, как бы я ни был горд, и в награду я встану на твою сторону. Все, о чем я прошу, это чтобы вы признали меня, и я помогу вам в вашей работе по спасению душ. Разве ты не скромен? Разве ты не способен еще немного опуститься ради вечного блага душ?» Это второе искушение наполнено огромным духовным смыслом. Иисуса не просили перестать быть Богом; Его только попросили смирить Себя еще немного. Разве Справедливый, принесший столько жертв за души, не мог ли принести еще одну? Это искушение сделать малое зло, чтобы достичь большого добра.
-Последним искушением является гордость — получить публичное признание. Это должно было предотвратить тот факт, что именно Бог в свое время возвышает Своих служителей. Здесь дьявол говорил: «Даже если Бог определяет время и момент, почему бы не приблизить момент? Зачем оставаться в безвестности, когда можно сделать так много хорошего, выйдя на свет славным и захватывающим образом?» Мы видим, что это третье искушение является самым сложным и изощренным из всех.
Примечание редактора: Чтобы узнать больше о духовной войне и демонологии, Католическое духовное управление рекомендует о. Отличная книга Fortea «Интервью с экзорцистом — Взгляд изнутри на дьявола, демоническую одержимость и путь к освобождению».
Иллюстрация к этому посту о трех искушениях Иисуса: Фрагмент из Tentaciones de Cristo [ Temptations of Christo ], Sandro Botticelli, 1481-2, PD-US жизнь автора плюс 100 лет или меньше; деталь Падре Хосе Антонио Фортеа 2017 г., сфотографировано Elgatoconbotaselgatoconbotas, собственная работа 5 мая 2017 г., CCA-SA 4.0 International; оба Викисклада. Обложка «Интервью с экзорцистом» используется с разрешения, все права защищены.
Искушения Иисуса в пустыне
Автор Randall Niles 3 комментариев
Искушения Иисуса в пустыне – 40 дней затвора
Искушения Иисуса в пустыне Иудейской произошли сразу после того, как Иоанн крестил Иисуса в реке Иордан. Как только Иисус был сверхъестественным образом идентифицирован как Мессия, можно было бы подумать, что он начнет встречаться с массами людей. На самом деле его никто не мог найти. Иисус отправился в пустыню Иудейскую и провел в уединении сорок дней.
После сорока дней в пустыне без еды Евангелия описывают увлекательную встречу один на один между Иисусом и падшим ангелом Сатаной. Вот описание Лукой искушений Иисуса в пустыне:
«И возвратился Иисус, исполненный Духа Святого от Иордана, и водился Духом по пустыне сорок дней, искушаемый диаволом. И он ничего не ел в эти дни. И когда они закончились, он проголодался. Дьявол сказал ему: «Если ты Сын Божий, прикажи этому камню стать хлебом». И Иисус ответил ему: «Написано: «Не хлебом одним будет жить человек». ему: «Тебе я дам всю эту власть и их славу, потому что она была передана мне, и я даю ее, кому хочу. Если ты будешь поклоняться мне, то все будет твое». И Иисус ответил ему: «Написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».
И он взял Его в Иерусалим и поставил Его на вершине храма и сказал Ему: «Если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: «Он повелевает Своим ангелам относительно тебя, чтобы охранять тебя», и «’На руках своих понесут тебя, чтобы ты не ударился о камень ногой твоей’». Господи, Боже твой, на испытание». И когда диавол кончил всякое искушение, он отошел от него до удобного времени. (Луки 4:1-13)
Искушения Иисуса в пустыне – Писание – лучшая защита
Искушения Иисуса в пустыне связаны с тремя основными темами.