Три искушения христа в пустыне: Три искушения Христа: без простых решений — Игорь Бекшаев

Разное

Три искушения Христа: без простых решений — Игорь Бекшаев

Игорь Бекшаев,
27 января 2018, 12:09 — REGNUM

Иван Крамской. Христос в пустыне. 1872

Сегодня, 27 января, отдание праздника Крещения (Богоявления). Евангелисты согласно отмечают, что сразу после Своего крещения «Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал». По поводу искушений Христа сатаной написано множество толкований. Особую известность сюжет получил благодаря роману Федора Достоевского «Братья Карамазовы», где словами инквизитора разъясняется суть дьявольских искушений: «Есть три силы, единственные три силы на земле, могущие навеки победить и пленить совесть этих слабосильных бунтовщиков, для их счастия — эти силы: чудо, тайна и авторитет… Ибо в этих трех вопросах как бы совокуплена в одно целое и предсказана вся дальнейшая история человеческая и явлены три образа, в которых сойдутся все неразрешимые исторические противоречия человеческой природы на всей земле».

Мы сейчас оставим мистическую сторону вопроса, связанного с искушениями, мистическое значит таинственное, следовательно, непонятное, а непонятное обычно принято разрешать нагромождением различных поэтических образов с большим количеством междометий. После того, как все вдоволь поохали, поахали, вопрос в богословии считается решенным. Этим новая наука теология призвана заниматься, ей все это и оставим. Мы сейчас рассмотрим лишь практическую сторону вопроса. Так вот, в искушениях Иисуса сатаною обычно обращают внимания на предложения, ответы же в системе этих диалогов представляются от них зависимыми. И оттого второстепенными. Дескать, Христос отверг все это правильными ответами, разбил их в пух и прах.

Хуан де Фландес. Искушение Христа. XVI в

Однако понять прямой смысл всего произошедшего можно, лишь рассмотрев ответы Христа. Они, а не предложения сатаны являются единственно важными, находятся в центре осмысления диалога. Также для понимания не следует вскипать сразу разумом и возмущаться: как же посмел сатана так нагло лезть к Господу Всемогущему со столь непристойными предложениями. Делая оттого сами предложения значимыми именно в силу такой возмутительной постановки вопроса. Итак, первый ответ, сокращенно: «Не хлебом единым, но словом Божиим».

Нет, это не батюшкиными проповедями, конечно. Мы помним как особенно интенсивно толпа стала передвигаться за Христом после «преумножения хлебов» (Мк. 6: 38−44), насыщения пяти тысяч человек. Кстати, в силу особенностей своего изложения, знамением (переведено как «чудо») это событие назвал лишь апостол Иоанн. Знамение — это некий знак, говорящий о том, что сбылось то, что было предсказано. Скорее всего здесь был намек на книгу Иезекиля: «И освобожу вас от всех нечистот ваших, и призову хлеб, и умножу его, и не дам вам терпеть голода». Или подобное. Иудеи увидели знак. Указаний на такие знаки полно в Евангелиях. Но мы не думаем, что хлеб или рыба материализовались из воздуха. Они возникли по причине того, что проповедь была услышана. Произошедшее тогда на нашем языке значило — «поделитесь последним куском». Отдайте то, чем владеешь, видя чужую нужду. Вы дадите им есть, сказал Иисус, доставайте, что у вас там. И раздавайте тем, у кого ничего нет.

Иисус перед всеми раздал Свой обед («вы дайте им есть. … сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите»). Преумножение состоялось оттого, что видя такое, все, у кого была еда, кто запасся, не разбились на кучки имущих и неимущих, тоже достали, развернули свою снедь и поделились с теми, у кого не было ничего. А если не так, то выходит, что проповедь отдельно, а обед порознь, дальше все со своими кульками, прочие — в магазины. Но ведь найдутся и такие, у кого ничего нет. И в магазин тоже идти не с чем. То есть это практическая реализация Царства, результат проповеди о Царстве Божием. Своего рода экономическая программа. Которая, кстати весьма понравилась и фарисеям. Они, увидев в этом предсказанное знамение, тотчас присоединились к тем, кто ходил за Христом, и хотел Его сделать даже Царем. Люди слушаются — а значит управляются. Очень удачная программа, пусть беднота делится друг с другом.

Итак, экономическая программа как основа проповеди Царства — первое искушение. И ответ на него. Как основа — не годится. Не хлебом единым, но словом Божиим. Царство прежде надо осмыслить. Хлеб приложится. Как он и приложился после усвоения слов, как и прикладывался всегда, не оставляя людей неимущих в нужде. Потому что люди это просто понимали. «Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли. Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали? ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?» — разве здесь речь идет о том, что Иисус каждый раз готов был хлеб из воздуха образовывать? Нет, конечно.

Таким образом первое искушение — «хлебом единым», то есть экономической программой воздействовать на сознание людей. Это проще всего и наиболее эффективно. Но в итоге обернется провалом миссии.

Ответ на второе искушение: «Не искушай Господа Бога твоего». Снова оставим здесь в стороне «мистическую» составляющую этих диалогов и на второй план отведем антураж, при котором совершается предложение сатаны. «Не искушай Бога», означает — «не следует действовать необдуманно, рискованно». Так, будто тебе ничего не сделают. Люди бывают опасны, и особенно опасны бывают люди, облеченные властью. Ответ Христа можно выразить поговоркой «береженого Бог бережет». Следующие слова многим могут показаться возмутительными, но Христу иногда приходилось и просто убегать от разъяренных слушателей, проталкиваясь через толпу («все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился», «взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее»). Кто думает, что «пройдя посреди них», означает, будто Христос плавно, сверкая неземным светом, просто проплывал мимо их протянутых рук и разинутых ртов, тот пусть так и думает. Но если без благочестивых сказок, здесь говорится о том, что Иисус предусмотрел все возможные риски, сопровождающие Его проповедь, и постарался по возможности их исключить.

Уильям Хол. Христос, ведомый Духом в пустыню. 1908

Третье искушение: «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. И ответ Христа: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Стоит ли идти на компромиссы? — так это можно выразить в наших понятиях. Стоит ли допускать уступки, не говорить того, чего «не следует» говорить. Как-то смягчить свою проповедь, чтобы не обидеть возможных союзников. Ведь споры с фарисеями — это споры с идеологическими союзниками, нежели откровенными противниками. Фарисеи и выручали часто Иисуса (Лк. 13:31), с удовольствием Его слушали, среди фарисеев были у Него искренние друзья. Проповедь Царства была им очень близка. Так может быть ради сохранения согласия следует кое в чем уступить? То есть действовать политическими методами уступок, договоров, разграничений и на их основе получаемых согласий?

Нет. Проповедь Царства должна быть бескомпромиссной, подытожил Христос. Вечные уступки по мелочам приведут лишь к модернизации религии. Проповедь будет очень нелицеприятной, возбудит против Него много людей, но это будет значить, что поклонов никому, кроме Бога, в ней не будет. Никакого угодия и поклонения человеческим заблуждениям, злонамеренности и лжи.

Меньше чем через месяц у православных наступит Великий пост, прообразом которого служит сорокадневный пост, в конце которого Христос отверг все искушения сатаны. Большинство проведет его, как обычно, в борениях со своим организмом. Для Христа пост был временем обдумать Свой предстоящий путь, испытав крайнюю нужду, искуситься простейшими, напрашивающимися, казалось бы — очевидными решениями. И отвергнуть их как сатанинский навет, который всегда приводит к одному и тому же. Вопросы о том, как поступить, возникают почти у всех людей по разным поводам. Не всегда нужное решение выглядит очевидным. Нередко оно даже выглядит пугающим. Не испугаться правильного выбора пути и пройти его до конца — выбор, который сделал Христос. Дальнейший выбор предстоял и предстоит Его ученикам. Не лезть на рожон, но и не соглашаться на компромиссы и не искать простых решений.

Искушение Христа в пустыне — Православный портал «Азбука веры»

Оглав­ле­ние

  • Были ли у дья­вола шансы на победу?
  • Пришел, чтобы спасти всех
  • Послед­ние дни оди­но­че­ства
  • «Закля­тый друг»
  • Не хлебом единым
  • Если Ты Сын Божий
  • Цар­ство тьмы в пода­рок
  • Непо­бе­ди­мая победа

Были ли у дья­вола шансы на победу?

В Еван­ге­лии гово­рится о том, как сразу после Своего Кре­ще­ния в водах Иор­дана Иисус Хри­стос уда­лился в пустыню, где постился сорок дней и побе­дил три иску­ше­ния от дья­вола. Но зачем Ему вообще было нужно поститься, и какой смысл для сатаны был в иску­ше­нии Христа?

Сама по себе эта еван­гель­ская исто­рия вовсе не пока­жется чем-то стран­ным тому, для кого Хри­стос – всего лишь обыч­ный чело­век. Мало ли, захо­тел кре­ститься – и кре­стился, захо­тел нало­жить на себя пост – тоже понятно, ну а иску­ше­ния – они вообще со всеми бывают. Но если заду­маться над тем, что Иисус из Наза­рета – вопло­тив­шийся Сын Божий, Бог, явив­шийся на землю, то тут уже появ­ля­ются вопросы. Как хри­сти­ане объ­яс­няют то, что их Бог, полу­ча­ется, постится? А как дьявол вообще посмел подойти к Нему и иску­шать – и неужели же Хри­стос мог под­даться на уго­воры и согре­шить?

Конечно, нет, отве­тит хри­сти­а­нин, Бог по Своему суще­ству без­гре­шен и свят, и нет в Нем ника­кой тьмы (1Ин.1:5), так что сатана абсо­лютно напрасно ста­рался. Но между тем, инте­ресно во всей этой исто­рии то, что у дья­вола откуда-то все же была надежда, что Хри­стос ему под­чи­нится. о чем же может идти речь?

Пришел, чтобы спасти всех

В Иудее I века от Р.Х., когда одно за другим начали сбы­ваться вет­хо­за­вет­ные про­ро­че­ства, очень многие ожи­дали явле­ния Христа. Вместе со всеми Христа ожидал и… дьявол – чтобы если не убить, то хотя бы поме­шать Ему испол­нить свою миссию. К при­меру, все помнят из Еван­ге­лия, как, словно по сата­нин­ской воле, царь Ирод, только услы­хав, что в Виф­ле­еме родился Царь Иудей­ский, велел убить в городе всех мла­ден­цев. И кто знает, не повто­рил бы попытки убий­ства Спа­си­теля еще в дет­стве, если бы дева Мария открыто объ­явила бы народу, Кто же есть на самом деле Ее сын Иисус. Поэтому, как напи­сано в Еван­ге­лии, Гос­подь вышел на откры­тое слу­же­ние тогда, когда уже был лет трид­цати (Лк.3:23) – то есть в воз­расте зре­лого муж­чины, по пред­став­ле­ниям иудеев, когда чело­век уже сам отве­чает за себя, имеет право гово­рить и учить в сина­гоге. И, как гово­рит Еван­ге­лие, первое, что сделал Сын Божий, – это пришел на реку Иордан, чтобы при­нять омо­ве­ние (кре­ще­ние) от Иоанна Пред­течи, всеми почи­та­е­мого за про­рока и пра­вед­ника.

Кре­ще­ние Иоанна было кре­ще­нием пока­я­ния – иными сло­вами, люди, кото­рые желали при­ми­ре­ния с Богом, этим риту­аль­ным омо­ве­нием пуб­лично сви­де­тель­ство­вали о своих грехах и про­сили у своего Созда­теля про­ще­ния. Такое кре­ще­ние не носило еще силы Таин­ства, каким оно стало в хри­сти­ан­стве. Омо­ве­ние в водах реки Иордан (не какой-то осо­бен­ной в ту пору, а просто един­ствен­ной боль­шой реки в Иудее), кото­рое пред­ла­гал Иоанн, неспо­собно было на самом деле очи­стить чело­века от греха. Оно даже не отме­няло при­не­се­ния хра­мо­вой жертвы за грех, необ­хо­ди­мой по вет­хо­за­вет­ному Закону. Однако омо­ве­ние на глазах у всех, прак­ти­че­ски пуб­лич­ное при­зна­ние «Я согре­шил пред Тобою», без­условно, помо­гало чело­веку рас­ка­яться и бороться с грехом, чтобы не повто­рять его в буду­щем. И тем более хотели люди очи­ститься от своих грехов, что Иоанн про­по­ве­до­вал: вот-вот придет дол­го­ждан­ный Мессия, покай­тесь, ибо при­бли­зи­лось Цар­ство Небес­ное (Мф.3:2).

Но тут про­ис­хо­дит необъ­яс­ни­мое. Да, Мессия дей­стви­тельно при­хо­дит, и Иоанн узнает Его, сви­де­тель­ствует о Нем, как о Спа­си­теле мира – но открыв­ший Себя Спа­си­тель гово­рит, что пришел… кре­ститься!

Можно понять, как был удив­лен Иоанн, кото­рый, услы­шав просьбу Иисуса о кре­ще­нии, удер­жи­вал Его и гово­рил: мне надобно кре­ститься от Тебя, и Ты ли при­хо­дишь ко мне? (Мф. 3:14). Это была не просто скром­ность. Иоанн навер­няка зада­вал себе вопрос – как воз­можно спа­се­ние для греш­ни­ков, если даже Спа­си­тель, Мессия, вели­чай­ший Пра­вед­ник, Кото­рого сотни лет ждали евреи, желает пуб­лично пока­яться в своих грехах?

Вспом­ним сейчас то, что уже две тысячи лет знают хри­сти­ане, но чего не знал в то время еще никто, кроме девы Марии. Иисус – это не просто пра­вед­ник, он – Сын Божий, Сам Бог, вопло­тив­шийся и став­ший чело­ве­ком. И как Бог, он не имеет на Себе ника­кого греха. Но именно поэтому, как ни пара­док­сально, и пришел он кре­ститься от Иоанна – чтобы перед всеми людьми, кото­рые когда-либо при­хо­дили сюда и омы­вали свои без­за­ко­ния, перед всеми уже давно умер­шими людьми и перед всеми, кому еще только пред­стоит родиться, навсе­гда засви­де­тель­ство­вать: он, не име­ю­щий на Себе ника­кого греха, – не гну­ша­ется греш­ными людьми, он пришел, чтобы спасти всех. Бог вопло­тился, стал таким же, как все люди, – и вот он пришел омыться в водах пока­я­ния, словно про­стой греш­ник, и доб­ро­вольно взять на Себя чужие пре­ступ­ле­ния, чтобы позже иску­пить их на Кресте.

Дело в том, что на свете, без сомне­ния, нет ни одного пол­но­стью пра­вед­ного чело­века, сво­бод­ного от греха. В отно­ше­ниях между людьми всегда бывает так, что кто обидел люби­мого хоть одна­жды, кто нару­шил в отно­ше­нии него хоть одну запо­ведь любви – нару­шил тем самым их все. Отно­ше­ния чело­века и Бога должны быть именно отно­ше­ни­ями любви, и тогда о какой пра­вед­но­сти может идти речь, как чело­век может быть «немножко» верен Богу? Поэтому, хотя Иисус и не был вино­ват абсо­лютно ни в чем, при­ни­мая кре­ще­ние, тем самым Он взял на себя абсо­лютно все грехи, а не только те, кото­рые были названы вслух на берегу Иор­дана. Будучи неви­нов­ным, Он поз­во­лил обви­нить Себя одного – во всем.

С тех пор фраза «взять грех на себя» давно стала кры­ла­той, но в своем соб­ствен­ном смысле она отно­сится только ко Христу, и берет свое начало в словах Иоанна, осо­знав­шего после кре­ще­ния Христа, зачем Тот пришел на землю: вот Агнец Божий, Кото­рый берет на Себя грех мира (Ин. 1:29). Как сказал об этом свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст, «Тот, Кто мог истре­бить грехи всего рода чело­ве­че­ского, Сам уже без сомне­ния был без­гре­шен». По сути, Хри­стос взял на себя болезнь нашей при­роды, с кото­рой мы сами не можем спра­виться, – взял, чтобы исце­лить нас от нее и уни­что­жить саму при­чину этой болезни – грех. Не зря празд­ник Кре­ще­ния Гос­подня назы­ва­ется еще Бого­яв­ле­нием, ведь Бог Отец, про­из­нес­ший в момент кре­ще­ния Иисуса слова Сей есть Сын Мой воз­люб­лен­ный, в Кото­ром Мое бла­го­во­ле­ние (Мф.3:17), явил всему миру откро­ве­ние о Своей любви к людям, ради спа­се­ния кото­рых отдал Сына.

Послед­ние дни оди­но­че­ства

Итак, Гос­подь объ­явил о Себе, вышел на откры­тое слу­же­ние. Но чего это Ему стоило? Во время моле­ния Христа в Геф­си­ман­ском саду в послед­ние часы перед Своими крест­ными стра­да­ни­ями Гос­подь скор­бел и плакал, и просил уче­ни­ков побыть с Ним, не остав­лять Его в оди­но­че­стве. Боже­ствен­ная при­рода доб­ро­вольно иду­щего на казнь Спа­си­теля была непо­ко­ле­бима и тверда – но чело­ве­че­ская Его при­рода не могла, конечно, оста­ваться без­участ­ной к про­ис­хо­дя­щему, как если бы Он был каким-нибудь бес­чув­ствен­ным робо­том. Поэтому кто знает, что мог чув­ство­вать Иисус в самом начале Своего пути, когда взял на Свои плечи нево­об­ра­зи­мую тяжесть всех грехов, когда-либо совер­шен­ных людьми?..

Мы не узнаем, какой глу­бины была Его скорбь и тре­вога за людей, кото­рые не поняли ни смысла Его кре­ще­ния, ни слов Иоанна – но знаем только, что сразу после кре­ще­ния Гос­подь постился в пустыне целых сорок дней. Конечно, Он знал с самого начала, что Ему пред­стоит постра­дать. И, может быть, именно поэтому начало конца Его земной жизни, эти первые сорок дней после кре­ще­ния, стали для него вре­ме­нем, про­ве­ден­ным в оди­но­че­стве и молитве. Ведь можно попы­таться пред­ста­вить, как чув­ствует себя, к при­меру, неви­нов­ный чело­век, кото­рый доб­ро­вольно пошел в тюрьму ради спа­се­ния близ­ких и теперь ждет от своего народа заве­домо неспра­вед­ли­вого суда, причем при­го­вор ему уже изве­стен – смерть. Такой чело­век навер­няка скор­бит и, может быть, от горя не хочет даже есть – но дело здесь, конечно, вовсе не в каче­стве еды или рели­ги­оз­ных нормах.

Вот и Христу не тре­бо­вался пост в нашем при­выч­ном пони­ма­нии, когда мы при­ла­гаем какие-то усилия своей воли, чтобы отка­заться от пищи и при­ну­дить себя к молитве. Гос­поду не тре­бо­ва­лось Себя ни к чему при­нуж­дать – но Он уже отдал всего Себя без остатка людям, и поэтому то время, кото­рым обла­дал еще на земле, если и упо­треб­лял позже для еды и пир­ше­ства – то только для того, чтобы под­дер­жать силы или за бесе­дой при­ве­сти еще одного чело­века к пока­я­нию. Поэтому нельзя ска­зать нечто вроде «Бог постился сорок дней – точнее будет обо­зна­чить, что сорок дней Хри­стос только молился. Причем в Еван­ге­лии ска­зано, что Он взал­кал (Мф.4:2) лишь напо­сле­док – и отсюда видно, каково было напря­же­ние Его духов­ных и душев­ных сил во время молитвы – сорок дней Он не вспо­ми­нал о том, что голо­ден. А если кого-то сму­щает такая длина поста (ведь, скорее всего, все сорок дней в пустыне Хри­стос попро­сту ничего не ел!) – то доста­точно ска­зать, что в меди­цине зафик­си­ро­ваны случаи и гораздо более дол­гого пол­ного голо­да­ния, чем сорок дней, так что ничего фан­та­сти­че­ского в этом вовсе нет.

Пост Христа – это подвиг насто­я­щей молитвы, а не мучи­тель­ное огра­ни­че­ние в еде. А значит, и для хри­стиан пост всегда должен быть связан в первую оче­редь с молит­вой. Огра­ни­че­ние себя в еде ни в коем случае нельзя пони­мать как «очи­сти­тель­ную диету для тела» – ведь на самом деле это сред­ство очи­стить разум и душу. А еще соро­ка­днев­ный пост Спа­си­теля – един­ствен­ный эпизод в Еван­ге­лии, о кото­ром можно твердо ска­зать, что здесь Хри­стос был абсо­лютно один – а значит, о про­изо­шед­шем в пустыне Он Сам рас­ска­зал позже Своим уче­ни­кам. Но что же там про­изо­шло кроме, соб­ственно, самого поста?

«Закля­тый друг»

Да, дьявол ожидал Мессию долго. Гото­вился к Его при­ходу, при­ду­мы­вал, как пора­зить, чем иску­шать, как бороться с Его уче­ни­ками, если они появятся. Одного сатана не мог пред­ста­вить – что Бог не просто пошлет вели­кого пра­вед­ника вместо Себя, а Сам придет на Землю. Никто не может про­ник­нуть в замыслы Бога – а тем более падший дух. Дьявол узур­пи­ро­вал власть Бога над миром, под­чи­нил себе людей так, что даже Хри­стос гово­рил о сатане – князь мира сего (Ин.14:30). И вот этот враг ждал веками, когда имя Спа­си­теля станет известно. Ждал и боялся – и нако­нец услы­шал, что в кре­ще­нии на реке Иордан явил Себя дол­го­ждан­ный Хри­стос.

Будучи не в силах про­ник­нуть в тайну Бого­во­пло­ще­ния, дьявол не мог и быть уверен, что Иисус – это дей­стви­тельно Мессия. Поэтому, как только Хри­стос уда­лился в пустыню, дьявол принял реше­ние лично прийти, уви­деть и побе­дить.

Но тут падший дух обма­нулся в своих ожи­да­ниях первый раз. Ведь как мы уже знаем, сорок дней Хри­стос был погру­жен в молитву, и пре­рвать Его раз­го­вор с Отцом не смог бы никто – если бы не чело­ве­че­ская при­рода Гос­пода, нуж­дав­ша­яся в пище. «По высоте Боже­ства, Он был бы непри­сту­пен про­тив­нику, – пишет свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий, – если б чрез алка­ние не сни­зо­шел до чело­ве­че­ской немощи». И только поймав крат­кий миг физи­че­ской сла­бо­сти Христа, дьявол под­сту­пил к Нему – чтобы обма­нуться во второй раз…

Соро­ка­днев­ный пост был изве­стен еще из Вет­хого Завета. Так, Моисей постится сорок дней перед тем, как полу­чить десять запо­ве­дей (Исх.34:28). Также изве­стен пост про­рока Илии (3Цар.17:19), а в целом евреи пости­лись четыре раза в год (Зах.8:19).

Хри­стос, как пишет Фео­фи­лакт Бол­гар­ский, «постится столько вре­мени, сколько Моисей и Илия: а если бы – больше, то вопло­ще­ние Его пока­за­лось бы при­зрач­ным».

Не хлебом единым

Ожидая уви­деть перед собой пусть и «более могу­ще­ствен­ного» чело­века, но, со своей точки зрения, обыч­ного греш­ника (иначе зачем еще, каза­лось бы, нужно было кре­ститься от Иоанна?), дьявол на самом деле встре­тился… с Самим Богом. Как же раз­ви­ва­лась эта ситу­а­ция?

Сатана три раза попы­тался иску­сить Созда­теля. И пусть поря­док вто­рого и тре­тьего иску­ше­ний у еван­ге­ли­стов Матфея и Луки раз­ли­ча­ется (кто как услы­шал, так и запом­нил), но о харак­тере иску­ше­ний апо­столы пишут совер­шенно оди­на­ково.

Итак, первое иску­ше­ние, с кото­рым дьявол подо­шел ко Христу, явно было вызвано недо­уме­нием сатаны, ибо, «при­по­ми­ная ска­зан­ное об Иисусе, он не может пове­рить, чтобы это был про­стой чело­век; с другой сто­роны, видя Его алчу­щим, не может допу­стить, чтобы это был Сын Божий. Нахо­дясь в таком недо­уме­нии, он при­сту­пает к Нему с сло­вами сомне­ния», – пишет свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. Итак, дьявол гово­рит Христу: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сде­ла­лись хле­бами (Мф.4:3). Он нарочно не упо­ми­нает о том, что Хри­стос голо­ден, но льстит Ему и коварно напо­ми­нает о Его досто­ин­стве.

Испы­ты­ва­ю­щему голод Гос­поду гово­рится нечто под­хо­дя­щее по ситу­а­ции. «Но ты, дьявол, ста­но­вишься в двой­ное про­ти­во­ре­чие. Если по Его могу­ще­ству камни могут сде­латься хле­бами, то напрасно ты иску­ша­ешь Того, Кто настолько могу­ще­стве­нен. А если Он этого сде­лать не может, то напрасно ты подо­зре­ва­ешь в Нем Сына Божия», – заме­тил в свое время бла­жен­ный Иеро­ним Стри­дон­ский.

Но дьявол все же, иску­шая Христа, пред­ла­гает Ему упо­тре­бить Свою Боже­ствен­ную силу, чтобы насы­титься, совер­шить чудо для одного Себя – и заодно ловко про­ве­рить, есть ли предел все­мо­гу­ще­ству Бога. Но Гос­подь сказал ему в ответ: напи­сано: не хлебом одним будет жить чело­век, но всяким словом, исхо­дя­щим из уст Божиих (Мф. 4:4). Эта фраза взята из биб­лей­ской книги Вто­ро­за­ко­ния (Втор.8:3) и была, конечно, на слуху у всех иудеев со времен Моисея. По сути, Гос­подь не стал ни слу­шаться дья­вола, ни заяв­лять о Своем досто­ин­стве – Он просто отверг иску­ше­ние, даже не всту­пая в спор с сата­ной.

Если Ты Сын Божий

Но дьявол, полу­чив в ответ ни «да», ни «нет» и потер­пев неудачу в первый раз, не отсту­пил. Еван­ге­лист Матфей так пишет о втором иску­ше­нии: берет Его диавол в святой город и постав­ляет Его на крыле храма, и гово­рит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо напи­сано: Анге­лам Своим запо­ве­дает о Тебе, и на руках поне­сут Тебя, да не пре­ткнешься о камень ногою Твоею (Мф.4:5-6). Кстати, уже само по себе инте­ресно повто­ря­ю­ще­еся обра­ще­ние сатаны ко Христу – если Ты Сын Божий. «Дьявол начи­нает так, чтобы узнать: Божий ли Он Сын; но Гос­подь так скромно отве­чает ему, что он оста­ется в сомне­нии», – отме­чает бла­жен­ный Иеро­ним.

Второе иску­ше­ние – это попытка сыг­рать на често­лю­бии. Бро­ситься на глазах у всех с Иеру­са­лим­ского Храма, чтобы ангелы под­хва­тили Его в полете – что могло бы ярче дока­зать Боже­ствен­ную при­роду?

Дьявол, уве­рен­ный в своем умении лгать, при­зы­вает чело­века Иисуса (напом­ним, что сатана еще не уверен, что это – Хри­стос) про­ве­рить, выпол­няет ли Бог Свои обе­ща­ния, бук­вально испы­тать Писа­ние на себе – явятся ли ангелы, спасут ли? Но Спа­си­тель не под­да­ется на эту уловку и отве­чает – напи­сано также: не иску­шай Гос­пода Бога твоего (Мф.4:7). И снова это слова из Вто­ро­за­ко­ния (6:16), и снова они не дают сатане ответа на вопрос, кто же этот Чело­век.

Что здесь значит ответ Гос­пода, как может чело­век иску­шать Бога? Про­дол­же­ние этой фразы звучит так: как вы иску­шали Его в Массе (Втор.6:16). Моисей про­из­но­сит эти слова потому, что в месте под назва­нием Масса и Мерива евреи, стра­да­ю­щие в пустыне от жажды, иску­шали Бога, говоря – есть ли Гос­подь среди нас, или нет? (Исх.17:7). Они начали сомне­ваться в истин­но­сти бытия Бога и в Его любви к ним только потому, что Он медлил дать им воды для питья! Тем паче людям свой­ственно иску­шать Бога, когда Он не дает им чего- либо, по их мнению, еще более важ­ного. Против такого потре­би­тель­ски ‑недо­вер­чи­вого отно­ше­ния к Богу и гово­рит Хри­стос, отве­чая сатане.

Кстати, нет ничего стран­ного в том, что дьявол в этом иску­ше­нии цити­рует Библию – это лишний раз пока­зы­вает, что зна­нием Писа­ния можно при­кры­вать любые цели, в том числе и совсем небла­го­вид­ные. Поэтому так важно ста­раться понять, что стоит за тек­стом, а не просто учить наизусть стихи из Библии. К тому же дьявол цити­рует Писа­ние… непра­вильно.

Анге­лам Своим запо­ве­дает о Тебе… – про­из­но­сит отец лжи строчку из псалма. Несо­мненно, если бы он под­линно знал, что это напи­сано о Спа­си­теле, то должен был бы при­со­еди­нить и то, что далее гово­рится в том же псалме и против него: На аспида [неболь­шая ядо­ви­тая змея] и васи­лиска [змея боль­шая] насту­пишь [без вреда]; попи­рать будешь льва и дра­кона [боль­шой змей]. О помощи анге­лов дьявол гово­рит Ему как бы немощ­ному, а о своем уни­чи­же­нии, как хитрец, он умал­чи­вает, – снова вскры­вает обман дья­вола Иеро­ним.

А по поводу той части Иеру­са­лим­ского Храма, на кото­рой дьявол бесе­до­вал с Хри­стом, пре­по­доб­ный Ефрем Сирин заме­тил, что «даже доселе это место воз­вы­шенно, хотя храм и раз­ру­шен, как Сам (Гос­подь) сказал: не оста­нется в нем камня на камне (Мф.24:2). Но место, на кото­ром стоял, как (некое) зна­ме­ние сохра­ни­лось». Сейчас это место назы­вают Стеной Плача…

Цар­ство тьмы в пода­рок

Нако­нец, от бес­си­лия и отча­я­ния сатана при­бе­гает к своему послед­нему доводу. Ему так важно поме­шать Спа­си­телю, заста­вить Его согре­шить, что ради этого он идет, на, каза­лось бы, вели­кие для себя жертвы. И, воз­ведя Его на высо­кую гору, диавол пока­зал Ему все цар­ства все­лен­ной во мгно­ве­ние вре­мени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими цар­ствами и славу их, ибо она пре­дана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты покло­нишься мне, то всё будет Твое (Лк.4:5-7) или, как уди­ви­тельно точно ска­зано у Матфея, – если, пав, покло­нишься мне (Мф. 4:9).

Пред­ла­гая первые два иску­ше­ния, дьявол еще сомне­ва­ется, что Иисус – это Спа­си­тель. Но в третий раз отец лжи уже не спра­ши­вает Его ни о чем, а просто и грубо пред­ла­гает «взятку». Пре­дать Отца, покло­ниться сатане – и полу­чить миро­вое гос­под­ство, полу­чить и власть над людьми, кото­рую можно исполь­зо­вать в том числе и для того, чтобы всех спасти… Как просто было бы так посту­пить, и не пона­до­бился бы даже Крест— вот, дьявол сам пред­ла­гает Христу взять Самому в руки власть над миром, пре­дать Бога, и ценой этого пусть даже при­твор­ного пре­да­тель­ства облег­чить изна­чально труд­ную, и при этом еще и смер­тельно опас­ную задачу по спа­се­нию мира. Навер­няка тут была и попытка сыг­рать на таких эле­мен­тар­ных чело­ве­че­ских грехах, как жад­ность и жажда власти. А еще поклон перед дья­во­лом озна­чал бы, что Хри­стос при­знал, будто бы зло непо­бе­димо, будто сатана и вправду все­мо­гущ и правит миром по праву силь­ней­шего.

Поэтому на такое, каза­лось бы, заман­чи­вое пред­ло­же­ние дья­вола Иисус отве­тил лишь: отойди от Меня, сатана, ибо напи­сано: Гос­поду Богу твоему покло­няйся и Ему одному служи (Мф. 4:10). И снова это цитата из Вто­ро­за­ко­ния, но на этот раз Хри­стос уже прямо при­зы­вает дья­вола с ее помо­щью вспом­нить, Кому на самом деле при­над­ле­жит все тво­ре­ние. Хри­стос при­зы­вает пад­шего ангела снова покло­ниться Себе, как истин­ному Гос­поду и Богу. И тем более в этот момент ста­но­вится оче­вид­ной ложь врага, ведь тот пред­ла­гает Христу власть в обмен… на при­зна­ние соб­ствен­ной власти. Но разве можно стать вла­ды­кой чего-либо, скло­нив­шись перед другим «вла­ды­кой»? Дьявол и вправду лжет во всем, от начала до конца.

Инте­ресно, что от самой власти над миром Хри­стос не отка­зы­ва­ется (как этого бы сатане ни хоте­лось). Нет, Он пришел, чтобы пра­вить, как истин­ный Царь, – но Цар­ство, кото­рое не от мира сего, и Своих под­дан­ных Он спасет на Кресте Сам, а не примет из рук врага. И сатана уходит, услы­шав третий ответ, – здесь его козни уже не смогут достичь своей цели.

Вопрос: но что за грех было пре­тво­рить камни в хлебы?
Ответ: знай, что послу­шаться диа­вола в чем бы то ни было, грех. (Тол­ко­ва­ние Фео­фи­лакта Бол­гар­ского на Писа­ния).

Непо­бе­ди­мая победа

Стоит обра­тить вни­ма­ние, что чудеса, кото­рые дьявол пред­ла­гает совер­шить Христу, – бес­смыс­ленны по срав­не­нию с теми чуде­сами, кото­рые творил Сам Гос­подь. Хри­стос кормил голод­ных, исце­лял боль­ных, вос­кре­шал мерт­вых… Все Его чудеса были чуде­сами любви, они имели своей целью физи­че­ское и духов­ное спа­се­ние кон­крет­ных людей, но ни одно из них не было сотво­рено для того, чтобы просто про­сла­виться. Наобо­рот, о неко­то­рых Своих чуде­сах Хри­стос попро­сту запре­щал людям рас­ска­зы­вать (хотя они и нару­шали запрет – кто от жела­ния похва­статься, а кто из бла­го­дар­но­сти). Он не хотел, чтобы люди слу­шали Его из страха или любо­пыт­ства, словно какого-то таин­ствен­ного чаро­дея. Христу нужны были любя­щие уче­ники, кото­рые будут верить Ему просто потому, что Он – это Он.

Пора­же­ние дья­вола в попытке иску­сить Спа­си­теля можно рас­це­ни­вать как первую победу Христа над цар­ством зла. А ведь если сам гене­рал темных сил про­иг­рал клю­че­вую битву на этапе раз­ра­ботки штаб­ной стра­те­гии, то потом уже нет ника­ких шансов у его солдат выиг­рать войну. Хри­стос побе­дил дья­вола навсе­гда, Он устоял перед ним, а потом дал даже Своим уче­ни­кам, про­стым людям, власть изго­нять бесов и исце­лять людей. В Ветхом Завете не было опи­сано ни одного случая исце­ле­ния одер­жи­мых сата­ной, это каза­лось совер­шенно немыс­ли­мым для чело­века – так что именно поэтому иудеи потом так недо­уме­вали о чуде­сах Христа и допы­ты­ва­лись – какою вла­стью Ты это дела­ешь, или кто дал Тебе власть сию? (Лк.20:2).

А в самом факте того, что Спа­си­тель был иску­шаем, нет ничего гре­хов­ного. Пре­ступ­ле­ние запо­веди начи­на­ется тогда, когда чело­век начи­нает мыс­ленно согла­шаться с пред­ло­же­нием врага. Отверг­нуть же его, едва услы­шав, – это не грех, а доб­лесть. Кроме того, как пишет апо­стол Павел, Хри­стос должен был во всем упо­до­биться бра­тьям… ибо, как Сам Он пре­тер­пел, быв иску­шен, то может и иску­ша­е­мым помочь (Евр. 2:17-18).

Сатана будет делать еще не одну попытку иску­сить Гос­пода и поме­шать Ему. Он будет пытаться дей­ство­вать через Его уче­ни­ков, через обыч­ных людей и, нако­нец, через физи­че­ские стра­да­ния и рас­пя­тие. Но он уже нико­гда не сможет побе­дить Спа­си­теля, и именно то, что Иисус Хри­стос отверг все иску­ше­ния еще в самом начале Своего слу­же­ния, послу­жило зало­гом буду­щего Вос­кре­се­ния Его из мерт­вых – ведь как мог дьявол удер­жать в своей власти Того, Кто уже ока­зался одна­жды силь­нее, И как когда-то из-за греха одного чело­века в мир вошла смерть, так теперь смерть смогла быть побеж­дена на Кресте из-за того, что один-един­ствен­ный Пра­вед­ник, взяв­ший на себя грехи всего мира, Сам не под­дался иску­ше­нию – и не согре­шил.

В рай­ском саду Адам и Ева не смогли усто­ять перед иску­ше­нием – и мир для них стал враж­деб­ной пусты­ней. Но Хри­стос, как новый Адам, исправ­ляет ошибку первых людей. Он уходит в пустыню и там побеж­дает все те же самые иску­ше­ния дья­вола – чтобы раз­ру­шить власть тьмы и снова вер­нуть нас в Цар­ство любя­щего Отца.

журнал «Фома»

Что означает Орден Трех Искушений Иисуса?

Отец Фортеа, в каком порядке следуют три искушения Иисуса в пустыне? Есть ли смысл в этом приказе?

В синоптических евангелиях мы видим, как дьявол искушал Иисуса в пустыне непосредственно перед началом Его общественного служения (см. Мф 4:1-11; Мк 1:9-15; Лк 4:1-13) . Этими искушениями были хлеб, власть и мирское признание. Итак, зачем дьяволу искушать Иисуса поклоняться ему, если он даже не заставил Его разговеться? В конце концов, почему он искушал Иисуса прыгнуть с вершины Храма? Если Иисус уже отверг славу всего мира, почему последнее искушение дьявола кажется таким незначительным?

На первый взгляд кажется логичным, что дьявольские искушения Иисуса начались бы с самого большого греха, и, не достигнув этого, дьявол перешел бы к меньшим грехам. Поэтому он сначала искушал Иисуса идолопоклонством, а затем совершал нечто, что даже не является простительным грехом, например, добровольное нарушение поста.

Но первое впечатление, что череда дьявольских искушений не следует логическому порядку. На самом деле последовательность атак дьявола следует более тонкой логике. Он следует порядку искушений, которым страдает душа, когда решает двигаться вперед, живя духовной жизнью. Вот почему в этих трех искушениях есть глубокий символизм. Сначала дьявол искушает Иисуса плотскими вещами, символизируемыми хлебом. Это искушение символизирует то, что подвижник называет «ночью чувств». Если душа противится такому искушению (т. е. всем телесным похотям), то нет причины дьяволу продолжать искушать таким образом, потому что душа укрепилась против него. Пройдя ночь чувств, дьявол искушает миром. Душа чувствует красоту и привлекательность мира, который она покинула. Это символ «ночи духа».

Здесь душа искушается миром, в котором она живет, но больше не наслаждается. Если сопротивляться этому искушению, остается последняя опасность: гордость. Это гордость дарами, полученными от Бога.

Эти три искушения символизируют фазы искушений, через которые мы проходим в духовной жизни. Следует добавить, что конкретно те, которые дьявол использовал с Иисусом, были особенно изощренными:

— Во-первых, дьявол искушал Иисуса не грехом, а несовершенством. Его попросили прекратить делать добро, т. е. поститься, и превратить камни в хлеб.

-Тогда Он был искушаем духовным благом мира. Как будто дьявол говорит: «Сделай знак признания мне, как бы я ни был горд, и в награду я встану на твою сторону. Все, о чем я прошу, это чтобы вы признали меня, и я помогу вам в вашей работе по спасению душ. Разве ты не скромен? Разве ты не способен еще немного опуститься ради вечного блага душ?» Это второе искушение наполнено огромным духовным смыслом. Иисуса не просили перестать быть Богом; Его только попросили смирить Себя еще немного. Разве Справедливый, принесший столько жертв за души, не мог ли принести еще одну? Это искушение сделать малое зло, чтобы достичь большого добра.

-Последним искушением является гордость — получить публичное признание. Это должно было предотвратить тот факт, что именно Бог в свое время возвышает Своих служителей. Здесь дьявол говорил: «Даже если Бог определяет время и момент, почему бы не приблизить момент? Зачем оставаться в безвестности, когда можно сделать так много хорошего, выйдя на свет славным и захватывающим образом?» Мы видим, что это третье искушение является самым сложным и изощренным из всех.

 

Примечание редактора:  Чтобы узнать больше о духовной войне и демонологии, Католическое духовное управление рекомендует о. Отличная книга Fortea «Интервью с экзорцистом — Взгляд изнутри на дьявола, демоническую одержимость и путь к освобождению».

 

Иллюстрация к этому посту о трех искушениях Иисуса: Фрагмент из Tentaciones de Cristo [ Temptations of Christo ], Sandro Botticelli, 1481-2, PD-US жизнь автора плюс 100 лет или меньше; деталь Падре Хосе Антонио Фортеа 2017 г., сфотографировано Elgatoconbotaselgatoconbotas, собственная работа 5 мая 2017 г., CCA-SA 4.0 International; оба Викисклада. Обложка «Интервью с экзорцистом» используется с разрешения, все права защищены.

Искушения Иисуса в пустыне

Автор Randall Niles 3 комментариев

Искушения Иисуса в пустыне 40 дней затвора

Искушения Иисуса в пустыне Иудейской произошли сразу после того, как Иоанн крестил Иисуса в реке Иордан. Как только Иисус был сверхъестественным образом идентифицирован как Мессия, можно было бы подумать, что он начнет встречаться с массами людей. На самом деле его никто не мог найти. Иисус отправился в пустыню Иудейскую и провел в уединении сорок дней.

 

После сорока дней в пустыне без еды Евангелия описывают увлекательную встречу один на один между Иисусом и падшим ангелом Сатаной. Вот описание Лукой искушений Иисуса в пустыне:

«И возвратился Иисус, исполненный Духа Святого от Иордана, и водился Духом по пустыне сорок дней, искушаемый диаволом. И он ничего не ел в эти дни. И когда они закончились, он проголодался.   Дьявол сказал ему: «Если ты Сын Божий, прикажи этому камню стать хлебом».   И Иисус ответил ему: «Написано: «Не хлебом одним будет жить человек». ему: «Тебе я дам всю эту власть и их славу, потому что она была передана мне, и я даю ее, кому хочу.   Если ты будешь поклоняться мне, то все будет твое». И Иисус ответил ему: «Написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».

И он взял Его в Иерусалим и поставил Его на вершине храма и сказал Ему: «Если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: «Он повелевает Своим ангелам относительно тебя, чтобы охранять тебя»,   и «’На руках своих понесут тебя, чтобы ты не ударился о камень ногой твоей’».   Господи, Боже твой, на испытание».   И когда диавол кончил всякое искушение, он отошел от него до удобного времени. (Луки 4:1-13)

 

Искушения Иисуса в пустыне Писание – лучшая защита

Искушения Иисуса в пустыне связаны с тремя основными темами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts