Живопись 10 13 века руси: Русская живопись XIII века — Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Разное

Культура Руси 10-начала 13 века и др.

Культура Руси 10-начала 13 века.

1. Как зарождалась культура Руси.

В понятие культуры входит, естественно, всё, что создано умом, талантом, руками народа, всё, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения. Открытость и синтетичность древнерусской культуры, её мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. Её характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность, простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе. И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастья.

2. Письменность, грамотность, школы.

3. Летописи.

Свод, за который взялся монах Киево-Печерского монастыря Нестор и который вошёл в нашу историю под именем «Повести временных лет», оказался, по меньшей мере, лишь пятым по счёту и создавался в первое тысячелетие 12в. при дворе князя Святополка.

4. Литература.

В начале 40-х гг. 11в. священник княжеской церкви в Берестове, впоследствии митрополит Иларион, создал своё знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором в яркой публицистической форме изложил своё понимание места Руси в мировой истории. Во второй половине 11в. появляются и другие яркие литературно-публицистические произведения: «Память и похвала Владимира» монаха Иакова, в котором идеи Илариона получают дальнейшее развитие и применяются к исторической фигуре Владимира I. В это же время создаются «Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси», «Сказание о Борисе и Глебе», святых покровителях и защитниках Русской земли. До летописи Нестор создал знаменитое «Чтение о житии Бориса и Глеба». На склоне лет Владимир Мономах пишет своё знаменитое «Поучение детям», ставшее одним из любимых чтений русских людей раннего средневековья. В начале 12в. один из сподвижников Мономаха игумен Даниил создаёт «Хождение игумена Даниила в святые места». Среди сочинений 12-начала 13в. «Слово» и «Моление» Даниила Заточника, который, побывав в заточении, испытав ряд других житейских драм, размышляет о смысле жизни, о гармоничном человеке, об идеальном правителе. Автор середины 12в. киевский митрополит Климентий Смолятич в своём «Послании» священнику Фоме, ссылаясь на греческих философов Аристотеля, Платона, на творчество Гомера, также воссоздаёт образ высоконравственного человека, чуждого властолюбию, сребролюбию, тщеславию. В «Притче о человеческой душе» (конец 12в.) епископ города Турова Кирилл, опираясь на христианское миропонимание, даёт своё толкование смысла человеческого бытия, рассуждает о необходимости постоянной связи души и тела. Но, конечно, наиболее ярко синтез русской культуры, переплетение в ней языческих и христианских черт, религиозных и светских, общечеловеческих и национальных мотивов прозвучали в «Слове о полку Игореве».

5. Архитектура.

6. Искусство.

В 11в. строгая аскетическая манера византийской иконописи превращалась под кистью русских художников в портреты, близких к натуре, хотя русские иконы и несли в себе все черты условного иконописного лика. Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. Позднее складывалась новгородская школа живописи. В начале 13в. прославилась ярославская школа иконописи. На протяжении долгих веков истории Руси там постоянно развивалось, совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее – по камню. Изящные украшения, подлинные шедевры создавали древнерусские ювелиры – золотых и серебряных дел мастера. Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. И конечно, важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор – песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы, сказки. Целый мир русской жизни открывается в былинах.

7. Быт народа.

 

Русь в 13-15вв.

Большинство княжеств представляли собой монархии во главе с великим князем, ему подчинялись, в пределах его земля – княжества, владетели более мелких уделов – князья удельные. Лишь в Новгороде Великом, затем в Пскове установились своеобразные республиканские порядки.

 

Начало татаро-монгольского вторжения на Русь.

1. Рождение Монгольской державы.

С конца 12в. у монгольских племён, кочевавших в степях Центральной Азии, шёл процесс разложения родоплеменного строя и становления раннефеодальных отношений. Здесь начала выделяться родоплеменная знать – нойоны (князья) и багатуры (богатыри), окружённые дружинниками – нукерами. Складывается особый тип кочевого феодализма, для которого характерна феодальная собственность не на землю, а на стада и пастбища.

2. Чингисхан.

В ходе междоусобной борьбы победу одержал Темучин (или Темуджин), которому на хурале (съезде монгольской знати) в 1206г. было присвоено почётное имя Чингисхан. Всё войско делилось на десятки, десятки объединялись в сотни, сотни – в тысячи, десять тысяч составляли один тумен, или по-русски тьму.

3. Завоевания монголов.

В 1219г. войска Чингисхана вторглись в Среднюю Азию. Большая её часть входила в улус (удел) второго сына Чингисхана – Чагатея.

4. Трагедия на Калке.

Битва между русско-половецкими и монгольскими войсками произошла 31 мая 1223г. на реке Калке в Приазовье. В 1231г. войско полководца Угэдея Чармагана вторглось в Закавказье.

Живопись Киевской Руси [Древнерусская] — представители, стили, направления, произведения, история, развитие, особенности, вики — WikiWhat

Техники живописи

Фрески

Время сохранило некоторые образ­цы Древнерусских фресок. Эта техника требовала большого мастерства. Примерно зная, какую часть стены он сможет расписать за день, художник покрывал её сырой штукатуркой, по которой острым стержнем про­черчивал контур рисунка. Затем он выполнял саму роспись. Разве­дённые водой минеральные краски глубоко впитывались в сырую штукатурку. Они становились как бы частью стены и могли долго выдерживать разрушительное воздействие времени.

Иконы

В Древней Руси не только образ святого, но и сама доска, на которой он был написан, рассматривались как священный предмет. Поэтому даже старые, изъеденные червями и почерневшие от вре­мени иконы никогда не уничтожали и не выбрасывали на свалку. Обычно их «поновляли»: укрепляли деревянными вставками-шпон­ками, покрывали новой живописью поверх старой, одевали в метал­лические оклады. Человек, который просил святого через его икону о помощи, всегда помнил об этом. Если дело решалось удачно, он благодарил святого, украшая икону с его изображением драгоцен­ными камнями, золотыми подвесками или иными дарами.


Загрузка…

Иконы прятали от врагов, с риском для жизни выносили из охваченных пламенем зданий. Особенно берегли наиболее почитае­мые, чудотворные иконы. Некоторые древние иконы имеют богатую и драматическую «биографию»: их перевозили из города в город, дарили и похищали, обращались с ними как с военными трофеями.

Стенописи

Несколько иначе сложилась историческая судьба Древнерусской монументальной живописи — стенописей. Конечно, хорошая штукатурка куда более прочный материал, чем использовавшееся для икон мягкое липовое дерево. Однако в некоторых ситуациях фрески оказывались даже более уязвимыми, чем иконы. В силу самой своей природы они, во-первых, не имели шансов на спасение в случае сильного пожара в храме, во-вторых, их обычно полностью сбивали со стен при под­готовке к новой росписи, в-третьих, они были обречены на гибель, если по какой-то причине погибал сам храм.

Живопись 11 века на Руси

Икон XI столе­тия практически не сохранилось. Более стойкими оказались моза­ики и фрески.

Мозаики

В киевском Софийском соборе сохранились великолепные мо­заики середины XI в. Самая значительная из них — огромное из­ображение молящейся Божией Матери в полный рост, помещённое в алтарной части храма. Неподалёку можно увидеть и фигуру Ии­суса Христа, причащающего апостолов, образы древних святых и отцов церкви. Все мозаичные композиции были выполнены гре­ческими мастерами, виртуозно владевшими этим сложнейшим ис­кусством. Маленькие кусочки смальты, из которых складывается изображение, передают несколько десятков оттенков цветов. Для усиления световых эффектов они укладывались на штукатурку под различным углом наклона. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Фрески

Изначально стены и своды храмов XI — начала XII в. были сплошь покрыты фресками. Однако до наших дней от всего этого великолепия сохранились лишь немногие фрагменты. В киевской Софии особенно интересны композиции светского содержания на стенах лестничных башен: «Охота на медведя», «Скоморохи», «Ря­женые», «Музыканты». Частично сохранился и портрет семьи Яро­слава Мудрого.

От первоначальных росписей новгородской Софии, выполнен­ных в 1108 г., остались лишь гигантские фигуры пророков. Они находятся между окнами в барабане центрального купола. Некото­рые признаки указывают на то, что над этими образами трудились уже не греки, а русские художники.

Живопись 12 века на Руси

см. Живопись 12 века на Руси

Картинки (фото, рисунки)


Категории:


Искусство Древней Руси

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

Русская средневековая живопись

ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ
ИСКУССТВО
Подробнее о художественных направлениях и стилях
см.: История искусства.
Краткое руководство по конкретным стилям
см. в разделе Художественные движения.
Хронологию см.:
History of Art Timeline.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ В МИРЕ
ART
Лучшие картины маслом/акварелью
см. в разделе «Величайшие картины всех времен».

ИСКУССТВО В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Город Санкт-Петербург
не существовал в средние века
в России. Он был построен только
в эпоху петровского искусства,
когда царь Петр Великий
решил построить новую
российскую столицу, которая
возвышалась над Балтийским морем.
Петр тратил огромные средства на
развитие русской
архитектуры,
скульптуры и
живописи. О портретной живописи,
росписях и пейзажах см.:
Русская живопись 18 в.

Виды Средневековья
Покраска

До конца 16 века русский
искусство — особенно живопись —
практически ограничивалась религиозными сюжетами, которые, кроме того,
изображаться особым образом, определяемым религиозной традицией. Эти
религиозные картины были либо
выполнено на деревянных панелях , которые называются иконами, или на церкви
стены
. Освещенный
рукописи в России были сравнительно редки, и, насколько известно,
самое мозаичное искусство Средневековья было
работы византийских художников присылались в Россию специально для этой цели.
(См. также: Христианское искусство, Византийское
Период.)

Вообще говоря, одни и те же художники продюсировали
и иконопись и фреска
живопись, и для обоих использовалась одинаковая техника. Земля, будь то
каменная или деревянная панель, была покрыта твердой основой из белого левкаса,
и это было отполировано, когда высохло. Затем набрасывались контуры, обычно
красным, а фон заполнен золотым или серебряным листом
или белой краской. Саму картину затем раскрасили яркими красками.
растворенный в яичном желтке: техника, известная как темпера.
(Альтернативной, но менее используемой техникой была энкаустика.
метод.) Охра, красный и зеленый цвета были преобладающими цветами
пигменты. Когда картина полностью высохнет, слой темноватого лака
был применен. (Для сравнения с искусством и культурой в Германии во время
Средневековье, см.: German Medieval
ст.)

 

Иконопись

иконописей были православными
эквивалент ранней итальянской религиозной панели
картины, но в то время как итальянские художники могли свободно изображать светские
и мифологических сцен, православные художники ограничивались христианскими
искусство, и должен был, кроме того, представить эти предметы в манере
предписано Церковью. В результате художники были автоматически лишены права
от экспериментов с композицией, и в результате до 16 века,
они не занимались проблемами линейного
перспектива или ракурс
или другие методы изображения схематической глубины. им было неинтересно
в реализме, поэтому не нуждался в таких приемах итальянского Возрождения, как сфумато
или светотень и фетр
нет импульса выражать свою индивидуальность, создавая новые формы. Вместо
они ограничились иллюстрацией
сцен из Священного Писания, с максимально возможной религиозной эмоциональностью.
Их цель состояла в том, чтобы создать красоту через совершенство чувств,
линией и цветом, а не новизной композиции или дизайна. Как результат
иконы коренным образом отличаются от западной живописи, и до недавнего времени
Западные европейцы считали их лишенными всяких художественных достоинств,
даже если они имели некоторую ценность на основании своего религиозного содержания.
Только с начала двадцатого века западные критики
и любители искусства пришли к выводу, что прекрасные иконы действительно являются настоящими произведениями
искусства, который будет оцениваться вместе с
«Примитивы» любой другой школы живописи.

История и
Истоки русских икон

Окончательный спуск иконописной банки
восходит к египетскому искусству
— в частности, гробницы-портреты римского Египта — форма религиозного
искусство, которое ранние христиане превратили в средство ознакомления
неграмотные с более важными эпизодами в Писании, поэтому
что сцены вскоре стали изображаться так же, как и отдельные фигуры.
эта идиома вскоре распространилась в Византии (Константинополь, ныне Стамбул), где она
стала господствующей формой византийского искусства.
Действительно, эти панно приобрели такую ​​стремительную, а в некоторых случаях преувеличенную
популярности, что в четвертом веке была предпринята попытка византийского
власти запретить их. Однако общественное противодействие этой мере оказалось
настолько сильным, что Церковь была вынуждена санкционировать иконы; после легализации,
они стали предметом чрезмерного обожания, и снова был наложен запрет.
введены в восьмом веке и оставались в силе примерно сто
годы. В результате многим византийским иконописцам пришлось искать убежища
за рубежом. Большинство поселились в Италии; некоторые, вероятно, проникли еще дальше
на запад во Францию ​​или даже в Великобританию; другие зарекомендовали себя в
Кавказ; более чем вероятно, что некоторые также нашли гостеприимство среди
греки расселились по северным берегам Черного моря в городах
как Феодосия и Херсон. По свидетельству русских летописцев, Владимир
крестился в Херсоне и, как сообщается, по выходе из города
увезли в Киев ряд икон, крестов и книг, кроме
до двадцати пяти больших статуй и четырех больших медных лошадей. Он возвел
лошади (которые, по-видимому, были очень похожи на тех, которые сейчас стоят
над западной дверью собора Святого Марка в Венеции) за пределами церкви
Богородицы Димовой, и повесили в нем иконы. Вскоре после того, как он
отправлен в Византию для дальнейшего снабжения иконами, так как привезенные им
из Херсона были недостаточны для удовлетворения потребностей Киева.

ПРИМЕЧАНИЕ: Киев был также центром Византийской империи.
ювелирное дело и изделия из драгоценных металлов,
между 950 и 1237 годами, когда и клуазоне, и чернь
эмалирование стало специальностью.

Святой
Богородица Владимирская

Иконы IX-X вв.
до сих пор были найдены в России, но один из лучших образцов последнего времени
средневековая живопись — знаменитая 12-я
икона 9 века0066 Пресвятая Богородица Владимирская — дошедшая до нас во многом
нетронутый. Это изысканное панно было привезено в Киев из Константинополя в
XII века и вскоре после этого перевезен во Владимир,
Русские моментально признали его шедевром, и с самого начала
его влияние на русскую живопись было значительным. Хотя это бесспорно
Константинопольского мастерства, и притом самого лучшего качества,
и хотя он строго следует строгому составу, установленному православным
традиции икона не является типично византийской по духу. По сравнению
большинству современных византийских картин Богородица в этом
панель настолько же личность, насколько и символ материнства; в
снова ребенок, сохраняя свой святой характер, но все же интимный и
ласковое дитя, а не просто памятник Веры. Икона пропитана
с гуманизмом, который редко можно встретить в византийском искусстве. Такой
однако гуманизм был необходим простому, любящему индивидуальность славянину,
который требовал интимной, а не формальной религии, и это заманчиво
утверждать, что икона была специально заказана для Киева и что
стремились удовлетворить русские, а не византийские требования. Много русских
художники стремились выразить тот же гуманизм в иконографическом
фреймворк. Богородица на иконе Благовещения XII в.
Успенский собор в Москве показывает меру их успеха.
Эта икона, быть может, менее прекрасна, уж точно менее совершенна, чем
сдержанный, но нежный Леди Владимирская . Это снова менее элегантно
и любезно, но по-своему проще, оно так же искренне и трогательно.
Черты Богородицы — черты русской, а не гречанки, и это
введение национального типа в настоящее время признается в качестве основного признака
сохранившихся икон Киевской Руси до прихода монголов.
(См. также Средневековый христианский
арт.)

Характеристики
иконописи

До недавнего времени ничего не было известно даже в
Россия русской иконописи в этот ранний период, но в 1920-е гг.
Московские государственные реставрационные мастерские под руководством Игоря
Грабаря поручили очистить старые иконы, некоторые
из которых были обнаружены только во время революции. Их замечательные
достижения в сохранении различных надписей, удаленных в порядке
выявить оригиналы, имеют первостепенное значение для студентов-искусствоведов.
Затем был обнаружен ряд прекрасных ранних шедевров и тщательно
изучены, и важные новые выводы относительно истории раннего
Русская живопись стала возможной. Профессор Анисимов руководил
большей части этой работы. По его мнению, иконы, изготовленные в России до
монгольского нашествия предназначались либо для процессий, либо для установки
в любой части церкви, которая казалась подходящей; в отличие от более поздних
они не предназначались для возведения в определенном месте церкви. Как
в результате обе стороны панелей обычно окрашивались и, чтобы предотвратить
коробление, планки фиксировались вверху и внизу, а не вдоль спины, как
на всех иконах после XIII века. Иконки снова различались по размеру от
от совсем маленьких до очень больших, тогда как в более поздние времена размеры были
более постоянным, так как панели предназначались для заполнения специальных вакансий в
иконостаса или в другом месте. Драгоценные и полудрагоценные камни были установлены
в границах, а также в нимбах святых; позже границы стали
гораздо менее важны и остались незамеченными. Святым даны индивидуальные
лица русского типа и, в отличие от византийских икон, каждое было физически
узнаваемы, и не только из-за условного иконографического атрибута.
Это движение к портретному искусству
является, по мнению Анисимова, по существу русским, как и техника
лицевой росписи, при которой тяжелая лепка лба, бровей
а орлиный нос привел к впалой переносице. Глазницы,
тоже были сильно вставлены, с поднятыми до упора верхними веками, так что
чтобы придать святым вдохновенное выражение. Фигуры были хорошо пропорциональны
и не удлиненной, а драпировка мантии была сделана так, чтобы открывать
основная форма их конечностей. Это почти классическое обращение с драпировкой
был впоследствии унаследован новгородской школой, где был поставлен на отлично
использовать.

Анисимов различает в этих иконах два направления живописи. Первое
намеревались соответствовать и даже копировать великие шедевры того времени,
как Богородица Владимирская. В них художник сосредоточился на линии,
и его цвета были подавлены. Во втором живописец позволил себе
определенную степень свободы в цвете и линии и пытался выразить
врожденная любовь русских к симметрии и ритму. Он применил свои цвета
импрессионистически и использовал более яркую палитру, состоящую в основном из
красные, ярко-красные, зеленые и белые. Этот стиль, который Анисимов называет
национальный», однако был отнесен к обратной стороне панелей.
В отличие от более ранних исследователей, Анисимов считает, что монгольское нашествие
сделал не задерживают художественное развитие России — наоборот,
Русское искусство сделало большой шаг вперед в XIII веке, развиваясь, если
что-либо более быстрое, чем это было бы сделано при византийском наставничестве
оставался в силе. Это почти наверняка верно в той мере, в какой страна
национальное самосознание, поскольку монгольская оккупация, несомненно,
стимулировало его развитие. Кроме того, поскольку каждое возрождение должно
имеют свои духовные предшественники, мы можем лучше всего объяснить развитие
великолепная новгородская школа
иконописи таким образом. Однако утверждение Анисимова не
остаются в силе применительно к художественной продукции страны в целом, для
несколько прекрасных произведений, созданных во время монгольской оккупации, были
производились либо в регионах, пользующихся автономией, либо в тех, в которых монголы
были неактивны.

Религиозная фреска
Фрески

Меньше примеров датировки настенной росписи
до монгольского нашествия дошли до нас, чем иконы. Церковь
Известно, что Богородица Десяти центов содержала фреску
картины и мозаики, выполненные средневековыми
художники в константинопольском стиле. Украшения в Святой Софии
были также по существу византийскими, хотя уже заметные различия
можно увидеть между его картинами и современным Константинопольским
работа, которую некоторые ученые, в частности Муратов, приписывают местному вкусу.
Так, в дошедших до наших дней настенных росписях на лестничной клетке
в Святой Софии фигуры были представлены фронтально против вертикальной
перспективы и полумесяцы, похожие на сасанидский символ
Бог Луны был включен. Последние очень напоминали диски, которые изображали
в живописи сарматской эпохи в Керчи в Крыму. Такие диски имели
появились в византийском искусстве раньше, но были совершенно чуждыми
к развитому константинопольскому искусству XI века, как
было использование вертикальной перспективы. Однако изображенные предметы были
более византийскими, поскольку они состояли из тщательно продуманных охотничьих сцен и включали
акробаты, мимы и различные происшествия, взятые из игр, сыгранных в
Ипподром. Эти игры занимали важное место в византийской жизни.
и очень вероятно, что Ярослав был взят к ним, когда он посетил
Константинополь. Должно быть, они поразили его воображение, потому что он, кажется,
нечто подобное ввели в Киеве; в любом случае,
историк Ключевский нашел в русском фольклоре множество упоминаний о
игры, играемые на Дворе в Киеве по воскресеньям. Что более вероятно, следовательно,
чем то, что принц, с его языческим наследием, все еще сильным в нем,
настоял на украшении лестницы собора этими светскими
сцены?

Мозаики в Софийском соборе и в одном или
две из меньших киевских церквей определенно были византийской работы,
и, насколько известно, никто из русских никогда не приобретал эту технику, возможно
потому что это требовало долгих лет ученичества в то время, когда
было более чем достаточно работы, чтобы сохранить работу художников. Некоторые художники
однако пытались имитировать мозаичную работу, в том числе декоратор
церкви Кирилловского монастыря, расположенного недалеко от Киева. Прежний
до Великой Отечественной войны здесь сохранились три фрагмента настенных росписей
которые, по словам Муратова, были написаны в простом фронтальном стиле
обычно в мозаиках того периода.

Печерский монастырь в Киеве был
вновь украшенный в византийской манере, может быть, даже более богато, чем
Святая София. Кроме своих икон, она светилась мраморными окладами,
мозаики и настенные росписи. Его украшения были завершены в течение шести
лет закладки его фундамента — факт, который говорит о том, что
В Киеве, должно быть, было очень много художников, будь то византийские или
Русский, в ее распоряжении. Это предположение подтверждается тем, что
во многих провинциальных церквях также были искусные настенные росписи. Некоторый,
как в Остре и Старогородке, дожили до последней войны. Они
датируется двенадцатым веком. Однако большинство из них были настолько повреждены
или чрезмерно отреставрированы, что невозможно судить об их качестве.

Тем не менее вполне достаточно
свидетельство того, что религиозная живопись была хорошо известна в России.
к десятому веку. Ей пришлось приспосабливаться к русскому вкусу чуть ли не с
начало, и к двенадцатому веку большая работа была проделана русскими
художники, вырвавшиеся из-под византийского контроля, хотя и следовали
византийская традиция. Эти талантливые, но анонимные старые
Мастера накладывали русские элементы на византийскую модель, готовя
почва тем самым для художников — как Феофан
греческий (ок. 1340-1410) и
Андрей Рублев (ок. 1360-1430) — впоследствии произведенный в Новгороде.
лучшие шедевры средневековой русской живописи — см., например,
Святая Троица
Икона
(ок. 1411). Один из них, Дионисий
(ок. 1440-1502), был важным предшественником Московского
школа живописи, представленная художниками, в том числе Строгановскими
братьев Прокопия Чирина, Никифора Савина и известного иконописца
и художник-монументалист Симон Ушаков (1626-1686).

Работы, отражающие стиль этого искусства
движение можно увидеть в некоторых из самых старых церквей и лучших
художественных музеев России, в том числе, в частности, Музей западной
и Востока, Киев (также известный как Богдан и Варвара Ханенко
Художественный музей), Третьяковская галерея и ГМИИ им. А.С. Пушкина
в Москве, Новгородском музее и Владимиро-Суздальском музее.

русская иконопись. Собрание Русского музея в Санкт-Петербурге.

больше года назад

Официально приняв христианство в 988 году, Древняя Русь приняла и византийскую культуру, благодаря которой в стране появилось религиозное искусство. Период между 10 и 17 веками считается эпохой Средневековья в русской истории. В это время религия играла центральную роль в стране. Было построено большое количество церквей и соборов, украшенных изнутри мозаикой, фресками и, конечно же, иконами.
Сейчас самые ценные иконы обычно хранятся в музеях, потому что эти организации могут обеспечить им наилучший уход. В технике иконописи используется темпера на левкасе. Для большей яркости красок иконы часто покрывали слоем специальной олифы, но, к сожалению, примерно через 70-100 лет эта нефть становилась все темнее и темнее. Его часто удаляли, а потемневшие места закрашивали. Можно сказать, что иконы, которые мы сегодня можем видеть в музеях, были впервые «реставрированы» уже сотни лет назад.
г. Радикальные реформы, проведенные Петром I в первой четверти XVIII в., привели к резкому упадку религиозного искусства. Иконами уже не восхищались как произведением искусства, а особо почитаемые не реставрировались и потому потемнели настолько, что с большим трудом можно было разглядеть и формы, и предметы. Часто иконы называли «черными досками» и интереса к ним как к предметам коллекционирования практически не было. Интерес к древнему византийскому искусству впервые возник в Санкт-Петербургской Академии художеств, и поэтому произведения такого искусства стали собираться и использоваться в качестве учебного материала. Однако на рубеже 20-го века спрос на древнерусское искусство стал расти, и старинные иконы стали приобретать члены царской семьи, а также частные коллекции. Императорская коллекция сейчас выставлена ​​в Русском музее и насчитывает более 5000 произведений древнерусского искусства.
Самая древняя икона, представленная в экспозиции музея, датируется XII веком и называется «Златовласый Ангел» («Архангел Гавриил»). Предполагается, что эта икона была написана для русской церкви византийским мастером, а ее название происходит от золотых ниточек, которые есть у ангела в волосах. Эти струны символизируют Царство Христово.
Одними из самых известных иконописцев Древней Руси являются монах по имени Андрей Рублев и его ученик Дионисий. Оба проявляли комплексный подход к своему делу: украшение соборов фресками и создание икон для иконостаса. Андрей Рублев получил известность после завершения иконостаса Успенского собора во Владимире (две иконы из него находятся в Русском музее).

Государственный Русский музей

Корпус Бенуа (Русский музей)

Наб. кан. Грибоедова 2

/st-petersburg-en/benois-wing-russian-museum_10323v

Проект корпуса Бенуа выполнен архитекторами Л. Бенуа и С. Овсянниковым в 1910-1912 гг. Изначально здание предназначалось для разных …

подробнее

Государственный Русский музей

Михайловский дворец (Русский музей)

Инженерная ул. 4

ВЫБОР РЕДАКТОРА

/st-petersburg-en/mikhailovsky-palace-russian-museum_141314v

Михайловский дворец — традиционный эпицентр Русского музея, построенный в 1825 году. Расположенный в историческом центре Санкт-Петербурга, он представляет собой прекрасный …

подробнее

Выбор редактора

Государственный Русский музей

Замок Святого Михаила

Садовая ул. 2

избранное

/st-petersburg-en/st-michaels-castle_9779v

История Михайловского замка восходит к 1797 году, когда началось строительство императорской резиденции в историческом центре Санкт-Петербурга. К 1801 году … 90 014

подробнее

Избранное

Государственный Русский музей

Строгановский дворец

Невский пр. 17

избранных

/st-petersburg-ru/stroganov-palace_141112v

На Западе известность семьи Строгановых во многом связана с тем, что они окрестили блюдо из сливок и коньяка. Однако они были в один … 90 014

подробнее

Избранное

Государственный Русский музей

Мраморный дворец

Миллионная ул.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts