Троицкий монастырь курск: Курский Свято-Троицкий монастырь — Курский Свято-Троицкий женский монастырь
Содержание
Курский Свято-Троицкий монастырь — В доме, где жил епископ Иоасаф (Жевахов), откроют музей
Ахтырская, Дружининская, Суворовская, Семеновская, Садовая, Можаевская, Золотая. Курские краеведы вместе с сестрами Свято-Троицкого женского монастыря устанавливают адреса, по которым в XIX-XX веках жили представители духовенства: священники, дьяконы, монахи, архиепископы. Некоторые старинные дома сохранились и представляют историческую ценность для исследователей. Их не сносят, а реставрируют. В одном из них даже решено открыть музей.
Курск, дом №31 на улице Золотой. В 1926 году здесь жил епископ Иоасаф (Жевахов). В 1937-м подвижника и исповедника православной веры расстреляли в урочище Солянка. Причислен к лику святых. Для многих очень важно, что сохранилось это дореволюционное здание, пропитанное молитвенным духом. Ветхую постройку хотели снести, но вовремя вмешались сестры женского монастыря. Дому присвоили статус объекта культурно-исторического наследия. Чудом удалось отыскать внучатую племянницу епископа. Она прилетела из Израиля, чтобы поклониться священному месту.
Нина Жевахова: «Меня все это поразило и тронуло. Память должна остаться у наших детей, внуков. И та работа, которую проводит монастырь, необычайна: я не ожидала найти такие прекрасные исторические исследования».
Восстанавливать историческую память, открывать новые имена священников — носителей христианского духа — главная задача исследователей. Юрий Озеров, краевед.
Юрий Озеров: «Имея определенное количество этих имен, адресов, поиск можно выстроить более точным, своевременным, увековечить здание мемориальной доской. Эта работа полезна с точки зрения краеведения — она закрывает много белых пятен».
Недалеко от Сергиево-Казанского собора сохранился дом, в котором в конце XIX века жил священник Василий Соболев, — это Можаевская, 16. К сожалению, нет фотографий батюшки, но уцелели уникальные воспоминания благочинного одного из округов Курского уезда — протоиерея Иоанна (Шкорбатова). В 1888 году он произнес у гроба отца Василия такие слова: «Василий Соболев обладал необыкновенными человеческими качествами. У него было много испытаний, скончались многие близкие родственники: жена, дети. Семейные переживания нес достойно. Монастырская обстановка располагала к памяти о Боге. Всю жизнь посвятил служению людям, сестрам». Полвека Василий Соболев служил в Курском Свято-Троицком женском монастыре. До последних лет жизни он жертвовал для блага ближних своим покоем, здоровьем и силами. Где находится могила священника, неизвестно. Это попытаются установить исследователи. А сейчас важно спасти от разрушений дом, где жил батюшка.
Екатерина Худякова
Другие материалы в этой категории:
« Школа церковных искусств при монастыре
Выпускники КПДС 1997 года отслужили литургию в обители »
Свято-Троицкий монастырь
./img/fon2.jpg»> |
| Свято-Троицкий женский монастырь
|
Курская Коренная икона Божией Матери
В заточении боголюбивый старец хранил Веру, возлагая надежду на Пресвятую Богородицу, и эта надежда не оставляла его. И вот, однажды, когда он пас стада и проводил время за пением молитв и славословий в честь Богородицы, проходили посланцы московского царя.
Услышав это пение, договорились о выкупе священника из плена, и Боголюб вернулся на прежнее место часовни. Там он нашел осколки чудотворной иконы, заброшенной татарами. Он подобрал их, и они тут же срослись, хотя признаки раскола остались. Узнав об этом чуде, жители Рыльска воздали славу Богу и Его Пречистой Матери. Снова пытались перенести святую икону в свой город, но опять чудотворный образ вернулся на прежнее место. Затем на месте явления иконы была построена новая часовня, где она простояла около 200 лет.
Город Курск возрожден в 1597 году по повелению Феодора Ивановича Московского. Этот благочестивый царь, прослышавший о чудесах иконы, изъявил желание лицезреть ее, и в Москве икону встретили с великим торжеством. Царица Ирина Феодоровна украсила святую икону драгоценной ризой. По повелению царя икона была поставлена в серебряно-позолоченный оклад, на котором были изображены Господь Саваоф и пророки со свитками в руках. Впоследствии икона была возвращена, и при тесном содействии царя на месте часовни был основан монастырь. Над тем самым источником, который появился при первом явлении иконы, был построен храм, посвященный Живоносному источнику, а пристроенный к нему монастырь был назван Курской Коренной пустынью в честь явления иконы на корню дерево.
Во время нашествия крымских татар икона была перенесена в соборный храм Курска, точная копия оставлена в Эрмитаже. Царь Борис Годунов пожаловал много драгоценных даров для украшения иконы, и даже самозванец, Лжедимитрий, желавший обратить на себя внимание и заручиться поддержкой жителей окрестностей Курска, приложился к этой иконе и поставил ее в царских хоромах, где и находилась до 1615 года.
Пока икона отсутствовала в городе Курске, благодатная помощь Божией Матери не оставила этот город, ибо когда в 1612 году поляки положили При осаде Курска некоторые горожане видели над городом Богородицу и двух светлых иноков. Пленные поляки рассказывали, что и они видели на городских стенах женщину и двух лучезарных мужчин, и что эта женщина делала угрожающие жесты в адрес тех, кто производил осаду. Тогда горожане дали обет построить монастырь в честь Пресвятой Богородицы и поставить в нем чудотворную икону. Осаждающие были быстро обращены в бегство и в благодарность своему небесному помощнику куряне построили монастырь в честь Пресвятой Богородицы Знамения.
В 1676 году икона Божией Матери Знамения была перенесена на реку Дон для благословения войска донского казачества. В 1684 году список с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Знамения был прислан в Коренной монастырь государями и великими князьями Иваном и Петром Алексиевичами. Этот список был заключен в серебряную позолоченную раму, и было дано повеление носить этот список везде, где православные воины шли в бой.
В 1812 году Курское гражданское общество прислало генералу Кутузову список с Курской чудотворной иконы, вложив ее в серебряно-золоченый оклад. Полководец выразил благодарность горожанам Курска и веру в то, что Курск останется свободным, благодаря покровительству Царицы Небесной.
В марте 1898 года группа анархистов, желая подорвать веру народа в чудотворную силу иконы, решила ее уничтожить. В Знаменском соборе заложили бомбу замедленного действия, и в два часа ночи ужасный взрыв сотряс воздух, и все стены монастыря сотряслись. Испуганная иноческая братия тотчас бросилась к собору, где увидела картину страшного разорения. Сила взрыва разрушила позолоченный балдахин над иконой. Тяжелое мраморное основание, состоящее из нескольких массивных ступеней, сдвинулось с места и раскололось на несколько частей. Огромный металлический подсвечник, стоявший перед иконой, унесло ветром в противоположную сторону собора. Чугунная дверь, находившаяся возле иконы, была сорвана с петель и выброшена наружу, где ударилась о стену и образовала глубокую трещину. Все окна в соборе и даже в куполе наверху были выбиты. Среди всеобщей разрухи святая икона осталась цела, и даже стекло в окладе осталось целым. Думая уничтожить икону, анархисты, наоборот, стали причиной ее большего прославления.
Ежегодно в пятницу девятой седмицы по Пасхе икона Знамения торжественно переносится крестным ходом из Курского Знаменского собора к месту ее первоначального явления в Курской пустыни, где она находилась до 12 сентября. 13 сентября его снова торжественно вернули в город Курск. Этот крестный ход был учрежден в 1618 году в память перенесения иконы из Москвы в Курск и в память о ее первоначальном виде.
Во время большевистской революции икона была вынесена из Знаменского собора 12 апреля 19 г.18. Был произведен поиск иконки, но безрезультатно. Святыня была обнаружена при следующих обстоятельствах: Недалеко от монастыря жили бедная девушка и ее мать, которые три дня ничего не ели. В то время Курск находился под контролем большевистского режима. 3 мая девушка-швея пошла на базар за хлебом. Возвращаясь домой около часа ночи, она проходила мимо колодца, который, по преданию, выкопал святой Феодосий Печерский. Там, на краю колодца, она увидела сверток, завёрнутый в мешок, а когда открыла его, то обнаружила в свёртке святыню, которую, по-видимому, оставили там те, кто украли её.
В конце октября 1919 года, когда Белая армия оставляла город Курск, двенадцать монахов монастыря перенесли икону в город Белгород, откуда она была снова перевезена сначала в Таганрог и Екатеринодар, а затем в Новороссийск. Во время эвакуации с разрешения митрополита Антония Храповицкого, бывшего тогда председателем Высшего духовного управления на юге России, икона была доставлена на пароход «Святитель Николай» епископом Курским Феофаном 1 марта 19 года.20, и был перевезен в город Фессалонику. 3 апреля епископ Феофан отвез икону в город Печ, древнюю столицу Сербии. Четыре месяца икона оставалась в Пече, а в сентябре по просьбе барона Врангеля снова была возвращена в Крым. Через год после отбытия из города Курска, 29 октября 1920 года, святой образ вновь покинул родные края при эвакуации Белой армии и тех русских людей, которые отказались подчиниться советской власти. После прибытия вновь в Царство сербов, хорватов и словенцев, по благословению Патриарха Димитрия. святая икона осталась у епископа Феофана в сербском Язаковом монастыре на Фрушкой горе. С конца 1927 января икона должна была находиться в русской церкви Святой Троицы в городе Белграде.
По благословению Архиерейского Синода владыка Феофан возил икону по разным местам, где жили русские зарубежья. Во время Второй мировой войны, когда Белград подвергся бомбардировкам и другим связанным с войной невзгодам, чудотворная икона стала оплотом надежды для всех, кто с искренней молитвой приближался к ней.
Верный спутник тех русских людей, которые не приняли сатанинской власти, эта великая и древняя святыня, остававшаяся в Москве во время страшной смуты XVII века, была вывезена из Югославии осенью 1944 вместе с теми, кто вновь бежал от безбожной власти. Из разрушенной Вены икону перенесли в тихий город Карловы Вары, куда был эвакуирован Архиерейский Синод. Весной 1945 года с приходом большевиков она вновь была перевезена в Мюнхен. Святая икона явилась бесконечным утешением для многих тысяч людей, переживших все испытания и невзгоды последних лет Великой Отечественной войны. Из Мюнхена икона была перевезена в Швейцарию, Францию, Бельгию, Англию, Австрию и многие города и лагеря в самой Германии. Впоследствии икона была перевезена в Новый Свет, где имела постоянное местопребывание сначала в Новой Курской пустыни в Магопаке, штат Нью-Йорк, а затем в Синодальном соборном храме Знамения Божией Матери в г. Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви. В настоящее время по указу Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей в Неделю, ближайшую к празднику Рождества Пресвятой Богородицы, проводится праздник в честь иконы в Новой Курской Пустыни в гор. , и в Синодальном Знаменском соборе в Нью-Йорке 27 ноября/10 декабря.
Тропарь, глас 4
Неприступный вал
и источник чудес стяжав, Пречистая Богородица,
рабы Твои усмиряем набеги врагов.
Посему молим тя: Мир родной земле даруй,
и душам нашим великую милость.
Кондак, Глас 8
Мы, люди твои, празднуем чтимую икону Знамения,
которым Ты даровал граду твоему чудесную победу над врагами.
Темже вопием Тебе с верою:
Радуйся, Дево, христианами хвалящаяся.
Перепечатано из «Православной жизни», том. 32, № 6 ноябрь — декабрь 1982 г.
jpg»> |
|