Тропарь 11 сентября: Месяцеслов на 2022 год — 11 сентября. Тропари, кондаки, молитвы дня. Календарь.
Содержание
Месяцеслов на 2022 год — 11 сентября. Тропари, кондаки, молитвы дня. Календарь.
Воскресению
Тропарь, глас 4:
Све́тлую воскресе́ния про́поведь/ от А́нгела уве́деша Госпо́дни учени́цы/ и пра́деднее осужде́ние отве́ргша,/ апо́столом хва́лящася глаго́лаху:/ испрове́ржеся сме́рть,/ воскре́се Христо́с Бо́г,// да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 4:
Спа́с и Изба́витель мо́й/ из гро́ба, я́ко Бо́г,/ воскреси́ от у́з земноро́дныя,/ и врата́ а́дова сокруши́,// и я́ко Влады́ка воскре́се тридне́вен.
Усекновению главы Иоанна Предтечи (житие / история праздника)
Тропарь, глас 2:
Па́мять пра́веднаго с похвала́ми,/ тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне, Предте́че:/ пока́зал бо ся еси́ вои́стину и проро́ков честне́йший,/ я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго./ Те́мже за и́стину пострада́в ра́дуяся,/ благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га я́вльшагося пло́тию,/ взе́млющаго грех ми́ра,// и подаю́щаго нам ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 5:
Предте́чево сла́вное усекнове́ние,/ смотре́ние бысть не́кое Боже́ственное;/ да и су́щим во а́де Спа́сово пропове́сть прише́ствие./ Да рыда́ет у́бо Ироди́а,/ беззако́нное уби́йство испроси́вши:/ не зако́н бо Бо́жий, ни живы́й век возлюби́,// но притво́рный, привре́менный.
Величание:
Велича́ем тя,/ Крести́телю Спа́сов Иоа́нне,/ и почита́ем вси/ честны́я твоея́ главы́// усекнове́ние.
Молитва:
Крести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия бе́ды впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ моего́. Аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вному обы́чаю, пригвожде́н бо есть ум мой земны́м веще́м. Что сотворю́? Не вем. И к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет ду́ша моя́? То́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем по Богоро́дице вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех, ты бо сподо́бился еси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия. Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в пе́рвый на́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними. Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний Проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, к тебе́ прибега́ю: не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́ви мя, низве́рженнаго мно́гими грехи́. Обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обоего́ нача́льник еси́: креще́нием омыва́яй прароди́тельный грех, покая́нием же очища́яй коего́ждо де́ло скве́рно. Очи́сти мя, греха́ми оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.
Собору Саратовских святых (житие / история праздника)
Тропарь, глас 5:
Дне́сь да пра́зднует земля́ Саратовская/ и да красу́ется пе́сненными добро́тами,/ я́ко ны́не прии́де де́нь всекраснаго торжества́,/ па́мять о́бщая святы́х, произшедших от нея́:/ святи́телей честны́х и ди́вных пра́ведников,/ му́чеников допропобедных и преподо́бных отце́в,/ и́мже ны́не с ве́рою вси́ возопии́м:/ о, по́лче пресве́тлый и богоизбра́нный,/ не оста́вите ва́шими святы́ми моли́твами// и́же на земли́ па́мять ва́шу соверша́ющих.
Кондак, глас 8:
Избра́нным от земли́ на́шея,/ я́ко вели́ким уго́дником Христо́вым,/ ва́м, о, вси́ святи́и Сара́товстии,/ похва́льное пе́ние прино́сим дне́сь./ Вы́ же, у престо́ла Госпо́дня предстоя́щии,/ от вся́ких на́с бе́д изба́вите моли́твами ва́шими, да зове́м ва́м:// ра́дуйтеся, святи́и вси́ Сара́товстии, земли́ на́шея небе́снии предста́телие.
11 Сентября 2018 года — Православный Церковный календарь
Вторник
Старый стиль
29 августа
Вторник
Новый стиль
Постный день.
Глас
6-й
Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Утр. — Мф.14:1-13 (зач. 57). Лит. — Деян.13:25-32 (зач. 33). Мк.6:14-30 (зач. 24).
Евангелие и Апостол дня
Цитата дня из Библии
Библия за год
Богослужения
Проповедь дня
- Свт. Лука (Войно-Ясенецкий).
Слово в день усекновения главы Иоанна Предтечи.
- Еп. Митрофан (Зноско-Боровский).
Усекновение главы пророка Иоанна Предтечи.
- Митр. Сурожский Антоний.
Усекновение главы Иоанна Предтечи. Поминовение погибших.
- Прп. Иустин (Попович).
В день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
- Сщмч. Фаддей (Успенский).
Слово в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи.
- Прот. Григорий Дьяченко.
Усекновение главы Предтечи Христова Иоанна.
- Прот. Димитрий Смирнов.
Усекновение главы Иоанна Предтечи.
- Митр. Макарий (Булгаков).
Слово в день усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. О помощи славянам.
- Прот. Вячеслав Резников.
Усекновение главы Иоанна Предтечи, Мк.6:14-30, Деян.13:25-31.<br />
- Свт. Геннадий Схоларий.
Слово на память Усекновения главы честнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна.
- Прот. Родион Путятин.
В день усекновения главы Иоанна Предтечи.
- Прп. Феодор Студит.
Похвальное слово на усекновение священной главы великаго Крестителя Христова и Предтечи.
Перейти в раздел «Проповеди»
Случайный тест
Тропари и кондаки на 11 сентября
Попразднство Рождества Богородицы
Тропарь — Глас 4
Твое Рождество, Дево, / возвестила радость всей вселенной! / Солнце правды, Христе Боже наш, / воссияло от Тебя, Богородица! / Отменив проклятие, / Он даровал благословение. / Уничтожив смерть, Он даровал нам вечную Жизнь.
Кондак — глас 4
Рождеством Твоим, Пречистая Дева, / Иоаким и Анна освобождаются от бесплодия; / Адам и Ева, от растления смерти. / А мы, люди твои, освободившиеся от вины греховной, празднуем и поем тебе: / Неплодная рождает Богородицу, питающую жизнь нашу!
Преподобной Феодоре Александрийской
Тропарь — Глас 4
Жизнь свою в дар святой принесла еси, праведная Феодора, / яко светом покаяния просиявшая, человечество озарила. / Ныне моли возвеличившего тебя Христа о даровании нам Своей великой милости!
Тропарь — глас 8
Образ Божий воистину сохранился в Тебе, Мать, / ибо Ты взяла Крест и последовала за Христом. / Тем самым ты научил нас пренебрегать плотью, ибо она проходит, / но вместо этого заботиться о душе, так как она бессмертна. / Темже дух твой, преподобная Феодора, со ангелами радуется.
Кондак — глас 2
Постом, бдением и молитвами истощал ты силы телесные, / умоляя Творца о даровании твоего греха; / получив, путь покаяния нам указала ты, / преподобная матушка Феодора.
Перенесение мощей преподобных Сергия и Германа, чудотворцев Валаамских
Тропарь — Глас 4
Исполняя Евангелие Христа и любя Его одного, / презирая заботы земные, ты поселилась на острове. / Там боролась еси с невидимыми врагами, / постом, бдением и молитвою тела свои Духу подчиняя. / Славою увенчавшись и предстоя Троице ныне, / о блаженнейшие отцы Сергий и Герман, / молися о спасении душ наших.
Кондак — глас 4
Ты ушел из мира, чтобы пойти по следам Христа, / достигнув озера Невы 1 и острова Валаам. / Там жил ты ангельской жизнью / и был перенесен в небесный чертог. / Являясь с Ангелами, поминай чад, которых ты собрал, / чтобы мы радостно воззвали к тебе: / Радуйся, блаженные отцы Сергий и Герман!»
1 Ладожское озеро.
Мученики Димитрий, его жена Евантия и их сын Димитриан, в Скепсисе на Геллеспонте
Тропарь — глас 4
Святые мученики Твои, Господи, / страданиями своими получили нетленные венцы от Тебя, Боже наш. / Имея силу Твою, они низложили своих противников, / и сокрушили бессильную дерзость демонов. / Их заступничеством спаси наши души!
Мучеников Диодора, Дидима и Диомеда Лаодикийских
Тропарь — Глас 4
Святые мученики Твои Диодор, Дидим и Диомед, Господи, / страданиями своими получили от Тебя, Боже наш, нетленные венцы. / Имея силу Твою, они низложили своих противников, / и сокрушили бессильную дерзость демонов. / Их заступничеством спаси наши души!
Мученица Иа и с нею 9000 мучеников Персидских
Тропарь — Глас 4
Святые мученики Твои, Господи, / страданиями своими получили нетленные венцы от Тебя, Боже наш. / Имея силу Твою, они низложили своих противников, / и сокрушили бессильную дерзость демонов. / Их заступничеством спаси наши души!
Святой Евфросин Александрийский повар
Тропарь — Глас 4
В великом смирении праведно жил еси, / в подвигах подвигов и в бесчувствии душевном, / праведный Евфросин. / В мистическом видении явил еси дивнейшую небесную радость, которую обрел. / Удостой и нас быть причастниками его Твоими ходатайствами.
Тропарь — глас 5
(Подобень: «О вечное Слово…»)
Со смиренным сердцем, отче Евфросин, / служение твое поваром принес еси, / и истинно Духа Святаго исполнися, / посему слава Божия позналась нам чрез честнаго иерея; / и нас соделай причастниками его, Богоносец, твоими заступничествами.
Кондак — глас 4
(Подобен: «Ты появился сегодня…»)
Небесную радость разделил еси ради ангельского жития твоего, / и явился еси, как равный в чести Ангелам, / с ними, Евфросин, за почитающих тебя ходатайствуй.
Усекновение главы Иоанна Крестителя и 11 сентября
Обычно мы не празднуем дни рождения святых. Мы празднуем дату их смерти, потому что то, как мы заканчиваем наши жизни, важнее, чем то, как мы их начинаем. Однако святой Иоанн Креститель является одним из двух исключений из этого правила. Мы празднуем как зачатие, так и рождение святого Иоанна, а также Богородицы, потому что эти два человека являются святейшими из святых. Св. Иоанн, как сказано в Евангелиях, был исполнен Духом Святым еще во чреве матери (Лк. 1:15), и поэтому он был великим святым и величайшим из пророков.
Хотя обезглавливание св. Иоанна Крестителя произошло в день рождения Ирода, мы празднуем именно смерть св. Иоанна, а не день рождения Ирода, потому что теперь Ирода вспоминают только как очень злого и слабого человека.
Ирод Евангелия, которое мы услышали сегодня, не то же самое, что Ирод, о котором мы слышим на Рождество. Это был один из его сыновей. У Ирода Великого было пять жен и много детей, некоторых из которых он казнил, поэтому об Ироде говорили, что безопаснее быть свиньей Ирода, чем сыном Ирода. После смерти Ирода Великого его царство было разделено между оставшимися в живых сыновьями, и поэтому Ирод Антипа стал тетрархом, правившим Галилеей и Переей. Галилея была самым процветающим районом Святой Земли. Перея была землей вдоль восточного берега реки Иордан и Мертвого моря.
Трудно уследить, как семья была связана друг с другом, потому что это генеалогическое древо не имело большого количества ветвей. Ирод Антипа, рожденный от жены Ирода Малтака, впервые был женат на дочери царя Ареты, набатейского царя. Иродиада была внучкой Ирода Великого, бабушкой которого была Мариамна Хасмонеянка. Сначала она была замужем за Иродом Филиппом, другим сыном Ирода Великого, его женой Клеопатрой из Иерусалима, и поэтому была сводным братом Ирода Антипы. Это сделало Иродиаду племянницей Ирода Антипы и его невесткой. У Иродиады была дочь от Филиппа по имени Саломея, которая была и племянницей Антипы, и внучатой племянницей одновременно.
Однажды Антипа и Иродиада были в Риме, и он соблазнил ее. Он убедил ее развестись с мужем и пообещал, что он разведется со своей женой, и тогда они поженятся, и они оба последовали этому и поженились, полностью пренебрегая законом Божьим, запрещающим брать чужую жену во время он был еще жив, а также запрещая вообще брать жену брата, если у нее уже был ребенок от брата.
Святой Иоанн Креститель не сказал: «Кто я такой, чтобы судить»? Он не сказал: «Это не мое дело». Он, конечно, не говорил: «Любовь побеждает!» как многие в нашей культуре сегодня были бы склонны сказать. Вместо этого он сказал: «Не должно тебе иметь жену брата твоего» (Марка 6:18). Ему было все равно, что говорит римское право. Его не волновало, что Антипа назвал законом. Его заботило только то, что говорил закон Божий.
Это, конечно, не понравилось Иродиаде, которая негодовала, если кто-то говорил о ней правду. И вот, в конце концов, она уговорила Ирода арестовать его, и он посадил его в темницу во дворцовой крепости Махерус, которая находилась на восточном берегу Мертвого моря.
Но что странно, так это то, что, посадив этого простого человека в темницу, «Ирод убоялся Иоанна» (Мк. 6:20). Он был человеком с властью. Иоанн был заперт в темнице, и все же Ирод боялся его. Он боялся его, потому что он был «мужем святым и праведным» (Мк. 6:20), и, несомненно, боялся людей, которые все считали святого Иоанна пророком.
Однако нам также говорят, что он часто ходил к Иоанну и «радостно слушал его» (Марка 6:20). Он разрывался, потому что, с одной стороны, у него был грех, от которого он не хотел отказываться, — грех его прелюбодейной и кровосмесительной связи с женой брата. Но, с другой стороны, его привлекало то, что говорил св. Иоанн и что представлял св. Иоанн. Как и когда мы позже узнаем о его племяннике Агриппе, он был почти убежден. Когда святой Павел предстал перед Иродом Агриппой, выслушав его свидетельство, он сказал: «Ты почти уговариваешь меня быть христианином» (Деяния 26:28). И Антипу почти убедили покаяться. Однако «почти» засчитывается только в подковы и ручные гранаты. В духовной жизни «почти» недостаточно.
Итак, он колебался между двумя мнениями. Он не раскаялся, но и не уступил требованиям жены и предал святого Иоанна смерти.
Однажды он устроил себе день рождения. Нам сказано, что «он приготовил ужин вельможам своим, тысяченачальникам и знатнейшим из галилейских» (Марка 6:21). И тут вошла Саломея, дочь Иродиады, и бесстыдно заплясала. Это не было нормальным поведением принцессы, но бесстыдству она научилась у своей матери. Антипа, который, без сомнения, был несколько пьян, воспылал страстью к женщине, которая была его племянницей, внучатой племянницей и вдобавок падчерицей. И он дал глупую клятву: «Проси у меня, чего пожелаешь, и я дам тебе». И затем он поклялся: «Все, чего ни попросишь у меня, дам тебе до половины царства моего» (Марка 6:23). Некоторые также думают, что это равносильно предложению руки и сердца, потому что обычно правитель делит половину своего королевства только со своей королевой. Она могла бы просить всяких богатств, возможности были велики, но вместо этого она пошла и посоветовалась с матерью, и мать велела ей просить голову Иоанна Крестителя. А чтобы Ироду не дали возможности изменить сделанное, она потребовала, чтобы оно было подано ей на блюде, прямо сейчас. Вместо того чтобы отказаться от глупой клятвы, Ирод, опасаясь мнения тех, кто был с ним, сдался:
«И тотчас послал царь палача, и велел принести голову его: и пошел и обезглавил его в темнице, И принес голову его на блюде, и отдал девице: и девица дала матери своей» (Марка 6:27-28).
Совесть мучила Ирода. Мы знаем это, потому что в начале сегодняшнего чтения нам было сказано, что, услышав о Христе, он убедился, что это святой Иоанн Креститель, воскресший из мертвых (Марка 6:14-16).
Еще раз мы слышим об Антипе в Евангелиях, в ночь страстей Христовых. Св. Лука рассказывает нам, что, когда Пилат услышал, что Христос галилеянин, в надежде переложить ответственность, он послал его к Антипе, который в это время находился в Иерусалиме.
«Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался: ибо долго желал увидеть Его, потому что много слышал о Нем; и он надеялся увидеть какое-нибудь чудо, сотворенное им. Затем он много расспрашивал его; но тот ничего не отвечал ему» (Луки 23:8-9).).
Он охотно послушал бы Христа, как и Иоанна, но Христос не потакал ему. Он не совершил никакого чуда, чтобы произвести на него впечатление. И это говорит нам об одном: придет время, когда Бог оставит человека, который продолжает отвергать призыв к покаянию, и оставит его идти своим путем. Сегодня день спасения. Сейчас назначенное время (2 Коринфянам 6:2).
Поскольку Христос не устроил ему развлечение, на которое он надеялся, нам сказано, что он и его люди относились ко Христу с презрением и насмехались над ним, и «одели Его в пышную одежду, и снова отправили к Пилату» (Луки 23:11). И случилось, что Пилат и Ирод стали друзьями (Луки 23:12). Раньше они были врагами, но стали друзьями в своем противостоянии Христу.
Примерно через десять лет после всего этого Антипа впал в немилость. Он отправился в Рим, но его племянник Агриппа обвинил его в заговоре против императора, и поэтому он потерял свое правление и был отправлен в изгнание с Иродиадой. Никто точно не знает, когда и как умерли Ирод и Иродиада, потому что никто не счел это достаточно важным, чтобы записать это. В тропаре св. Иоанна нам сказано: «Память праведных празднуется с хвалебными песнопениями…» Псалтирь же говорит нам:
«Не так нечестивые, не так; но они подобны мякине, которую ветер сметает с лица земли. По этой причине не устоят нечестивые на суде и грешники в совете праведных. Ибо знает Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет» (Псалом 1:4-6).
Сегодня мы отмечаем еще одну печальную годовщину — пятнадцатую годовщину терактов 11 сентября*. Я не думаю, что это совпадение, что эти нападения произошли в праздник усекновения главы св. Иоанна Крестителя**. посвящены св. Иоанну Предтече, празднуют праздник его Рождества, или Собор св. Иоанна Предтечи, — потому что оба праздника обычно не постные дни, и когда приход празднует престольный праздник, то, конечно, любят сделать это в день, когда они могут есть все, что хотят. Однако праздник усекновения главы Иоанна Крестителя всегда постный день. Никогда не бывает года, в котором этот день был бы другим, кроме дня поста. И все же святой Иоанн настоял на том, чтобы они посвятили этому празднику свой собор. Люди пытались убедить его в обратном, но он предупредил их, что, если они не изберут этот праздник, их приход не будет процветать… и, боясь пойти против такого предупреждения такого святого человека, они уступили.
Я знаю, что эта история была придумана не для того, чтобы попытаться связать это пиршество с терактами 11 сентября, потому что я помню, что слышала ее задолго до этих терактов. До 11 сентября люди просто считали это любопытным. Возможно, святой Иоанн просто хотел побудить людей поститься. Однако после терактов 11 сентября эта история предстала совсем в другом свете. Святой Иоанн Креститель был проповедником покаяния. Он предупреждал, что секира уже приложена к корню дерева, и всякое дерево, не приносящее доброго плода, будет срублено и брошено в огонь (Матфея 3:10). Это значит, что топор уже готов начать рубить корни и рубить дерево, но еще есть возможность для покаяния.
К сожалению, я помню, как после 11 сентября наблюдался всплеск посещаемости церкви. Люди, казалось, больше интересовались своей верой. Подобно Ироду, они с радостью слушали проповедь слова Божьего. Но это длилось недолго. И посмотрите, что произошло с тех пор. Наша страна изменила определение брака — того самого вопроса, который привел к обезглавливанию святого Иоанна — и таким образом, что Ирод даже не мог себе представить.