Тропарь текст кресту: Тропарь Кресту — Радио ВЕРА

Разное

Тропарь Кресту — изменение текста и смысла

Тропарь Кресту — изменение текста и смысла[Oct. 17th, 2011|09:49 pm]

Анна Коваленко


Предуведомление.
Я не филолог и не дочь филолога. Я не проводила никакого специального исследования. Я просто разговаривала с людьми. И слушала, и спрашивала, и удивлялась, и радовалась. На любопытные особенности восприятия некоторых богослужебных текстов наткнулась случайно. До этого мне в голову не приходило поинтересоваться тем, о чем именно сердце молится в этот момент, какой образ создается. Моя выборка заведомо нерепрезентативная, ведь со мной далеко не всякий человек готов говорить, особенно доверительно. Я поделилась этим наблюдениями с некоторым людьми. Теперь по их совету делаю эту заметку доступной более широкому кругу.
Буду рада, если кто-то еще отзовется и поделится своим 🙂 Прочие факты взяты из открытых интернет-источников.

Тропарь Кресту.
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным
христианам на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим
жительство.

Тропарь Кресту был написан св. Косьмой Маиумским. Св. Косьма, еп. Маиумский (в Финикии), известен еще под именем Иерусалимского или Агиополита, так как долгое время вместе с Иоанном Дамаскиным провел в Иерусалимской Лавре св. Саввы. Они были очень дружны; такая близкая дружба редко бывает даже между кровными братьями. Это был 8й век, время иконоборчества. Доподлинно неизвестно, дожил ли св. Косьма до 7го Вселенского собора, утвердившего иконопочитание в 787 году. Св. Косьме принадлежит множество канонов на разные праздники. К слову говоря, он вместе со св. Иоанном Дамаскиным писал каноны на великие праздники так, что каноны одного дополняли каноны другого; один давал внутренний смысл события, другой же повествовал о его внешних особенностях. Но это отдельный разговор.

Тропарь Кресту может петься немного по-разному.
В дореволюционных молитвословах мы находим этот тропарь, который с конца 1894-го до начала 1917 года читался так:
«Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверному Императору нашему Николаю Александровичу на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».
Современные греки, несмотря на упразднение в 1974 году Элладского королевства, сохраняют византийский текст этого тропаря:
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы (благоверным) царем над варварами даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим жительство.
Почему такая разница с тем текстом, который мы знаем теперь? А дело вот в чем. В исходном тексте тропаря выражена не только вера во всепобеждающую силу Креста, но и историческое указание на знамение Креста на небе с греческой надписью «сим побеждай» (touto nika), которое видел св. Константин Великий и его воины. Греческий текст, называющий царских врагов варварами, можно истолковать и так, что они не только военные враги, но и враги той культуры, которую несет в себе и защищает христианская Империя. После 1917 года, когда царя не стало, тропарь стали петь со словами «победы православным христианом»,»победы христианом». И даже иногда просто «победы на сопротивныя даруя».
Посмотрим на греческий текст тропаря.
Σῶσον Κύριε τὸν λαόν σου καὶ εὐλόγησον τὴν κληρονομίαν σου,
νίκας τοῖς Βασιλεύσι κατὰ βαρβάρων δωρούμενος
καὶ τὸ σὸν φυλάττων διὰ τοῦ Σταυροῦ σου πολίτευμα.
Начало тропаря взято из Пс. 27, 9, самый конец: «Спаси народ Твой и благослови наследие Твое; паси их и возвышай их во веки!».
Предыдущий стих псалма «Господь — крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего». Св. Косьма очень красиво вписал новые слова в существующий контекст. «Спаси, Господи, люди Твоя». Люди (laon) — народ, войско, армия, население, собрание, это и подданные Империи, и члены Церкви. В псалме речь идет о народе Божьем, Израиле.
Достояние (kleronomian) — наследие (удел, доля), наследование. 
Жительство (politeuma) — общество, государство, образ правления, граждане, подданные.
Интересно, что даже у людей, которые читали не один раз перевод с греческого, восприятие смысла тропаря через церковно-славянскую традицию существенно отличается от того образа, который рисуется в греческом, если он взят без оглядки на церковно-славянский. На ЦСЯ тропарь звучит намного более новозаветно, аскетически и без политики, за счет «сопротивных», которые воспринимаются скорее как бесы, нечистые духи, а не как враги государства, плоть и кровь. На греческом в качестве врагов — варвары. Даже если это понимать в расширительном смысле, как варварство, то всё равно государственный, культурный, исторический аспект перевешивает. А в ЦСЯ переводе, как в иконе Распятия, этот смысл остается, но тенью, а не основной краской. Поэтому перевод с греческого скорее даст исходный имперский смысловой оттенок:
«победы правителям над варварами даруя и Твоё сохраняя Крестом Твоим государство».
А если не переводить, опираясь на словарные значения, но попытаться построить не перевод, а слепок, отпечаток того восприятия, который так неожиданно для меня всплыл в многочисленных беседах последнего времени, то это может выглядеть как-то так:
» Победы христианам на брани даруя и Твою сохраняя Крестом Твоим державу», где брань — невидимая брань, больше духовная, а не сражение с конкретными врагами православного государства. Поскольку брань наша не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной. А держава — не сколько государство или гражданское общество, не империя, даже совпадающая по внешней границе с церковной средой, сколько жительство Бога, т.е. Церковь.
Это всё, что я хотела сказать. Можно обсуждать, насколько промыслительно или произвольно такое восприятие, можно возражать, что это очень частная психологическая особенность или думать о том, как проверить его в большем масштабе.
Меня же крайне поразил один вопрос, который прямо следует из моего маленького открытия.
Может ли Церковь перерасти то, что некогда было написано, и духом писать уже немного другие смыслы в тех же по виду словах?

Comments:
From: gostika
2011-10-17 06:39 pm (UTC)

знаешь, очень интересно и для меня актуально. Я всегда задавалась вопросом, почему этот тропарь в разных молитвенниках пишется по-разному. Я привыкла читать его по Пименовскому молитвеннику (который при патриархе Пимене был выпущен) — победы на сопротивныя даруя. Всегда думала, что «сопротивныя» не внешние враги, а внутренние. А в новых пишется — победы православным христианам на сопротивныя. То есть враг указан внешний, а это меня пугает, потому что часто внешний враг у православных — другие православные… Твоя статья многое прояснила, ты умничка!

From: resonata
2011-10-17 07:13 pm (UTC)

Для меня было очень большим шоком, что я сама воспринимаю именно так: как внутренних врагов.
При том, что умом я знаю, что в греческом, знаю, какой образ должен формироваться. Но в молитве получается по-другому 🙂

From: berggeist
2011-10-17 09:29 pm (UTC)

По-моему, обычный перевод на церк.-слав. достаточно удачен. Вводить слово «варвары» нехорошо, поскольку в современном контексте это создает взамен умеренной непонятности («сопротивныя») ложное ощущение понятности. Кто такие варвары? Некультурные и грубые люди?

А если тропарь будет петь человек образованный (не «варвар»), 🙂 эта строка не будет ассоциироваться ни с чем в окружающей действительности и духовном опыте. Т.е. за буквальную точность перевода придется заплатить тем, что текст будет иметь сугубо музейную, а не духовную, ценность.

«Враги» тоже нехорошо…смысл станет совсем уж секулярным.
«Сопротивныя» — удачно, поскольку намекает, что не просто «враги», а идея более глубокая…

Ваш вариант, впрочем, мне кажется заслуживающим самого пристального внимания.

P.S. А что не стопроцентное следование оригиналу, не надо смущаться. Во-первых, перенести при переводе все ассоциации все равно невозможно. И вопрос в том, чем жертвовать. Во-вторых, реинтерпретация традиции в гуманистическую сторону — очень типичная и положительная вещь во всех приличных религиях и конфессиях.

From: resonata
2011-10-17 09:41 pm (UTC)

У меня нет варианта перевода. Перевод — это некоторый норматив, как надо понимать. А меня сильно задело не то, как надо, а как по факту есть. Как бы увидеть не графику, а транскрипцию.
Мне было бы интересно узнать, а как у Вас? Это для Вас молитва о Церкви и народе Божьем и о невидимой брани христианина или о защите государства от врагов и варваров или обо всем сразу и еще о чем-то?

From: berggeist
2011-10-17 09:48 pm (UTC)

Перевод — это не норматив, а лишь попытка выразить один из смыслов…traduttore, traditore, я думаю, для любых подобных текстов это как нельзя более верно.

Поскольку смысл здесь очень широкий, я понимаю по-разному, в зависимости от настроения и жизненных обстоятельств. Чаще всего как защиту всего хорошего и всех хороших от всего плохого и всех плохих. Независимо от конфессии/религии/мировоззрения. Но если на уме какая-то конкретная «брань», могу адресно к ней применить тропарь. Как защиту государства — нет. Наверное, если бы фашисты напали, применил бы, а в обычных условиях — нет.

From: resonata
2011-10-17 09:55 pm (UTC)

Перевод — как предание. Или предание — как перевод. Так получается?

From: ir_maverick
2011-10-18 05:38 am (UTC)

**Может ли Церковь перерасти то, что некогда было написано, и духом писать уже немного другие смыслы в тех же по виду словах?**

Думаю, что конечно 🙂 и даже естественно! Ведь и в Евангелии помимо историко-текстологического контекста есть прообразовательный и духовный.

А этот тропарь я изначально понимала в двух смыслах, ещё до изучения толкований.

From: resonata
2011-10-18 06:41 am (UTC)

Ир, а откуда ты брала для себя военный аспект? Или где-то сейчас тоже поют про благоверных царей и правителей с варварами?

From: ir_maverick
2011-10-18 06:59 am (UTC)

для меня этот аспект казался очевидным, как само собой разумеющееся, да хотя бы даже из общих знаний истории, что христианские державы защищались от варварских нашествий, разрушающих культурно-политическую совокупность.
Даже в светском школьном курсе так или иначе оговаривалось, что наши предки в Древней Руси жили религиозно и воевали не просто ради завоеваний или добычи богатств, а прежде всего защищали свою веру и культуру.

From: irrishka
2011-10-18 02:42 pm (UTC)

Я тоже в духовном смысле читаю: сопротивныя = бесы, страсти.

From: resonata
2011-10-18 04:51 pm (UTC)

Вы не одиноки 🙂 Я, правда, в основном с сестрами как раз разговаривала.

From: verum_corpus
2011-10-25 02:41 pm (UTC)

А что плохого в том, чтобы понимать под врагами врагов — врагов истины, разумеется? А бесов зачем лишний раз поминать.

From: resonata
2011-10-25 06:47 pm (UTC)

А как Вы себе представляете врагов истину, борьбу с ними и победу? С учетом того, что брань наша не против против и крови, а против начальств и духов злобы?

From: verum_corpus
2011-10-26 02:08 pm (UTC)

Врагов истины — а Вы с ними никогда не сталкивались?:) Ну, например, тех, кто говорит, что не всякий человек — человек (ребёнок, например, до рождения — не человек). Да всех, кто так или иначе против истины христианства. Или тех, кто, выдавая себя за христиан, учит вопреки Христу и Его Духу. Думаю, примеров можно привести много.

Борьбу — ну, скажем, всякий родитель обречён на борьбу за души детей — какой выбор они в итоге сделают в жизни. Кроме того, христианин, если он настоящий, призван бороться за души всех окружающих, не желая, чтобы они погибли. А враги, соответственно, все, кто учит и даёт советы, ведущие в гибель.

Победу я могу представить локальную — например, кого-то убедить в истине. Или водворить мир там, где была вражда.

Цитата же приведённая, по моему скромному мнению, означает всего-навсего то, что не следует христианам идти в подполье, на положение вооружённых повстанцев, а вовсе не то, что христианств — это вид психоанализа.

From: Семен Шуйский
2017-03-26 01:44 pm (UTC)

что бы была верная отправная точка, полагаю, вам следовало поднять дореформенный текст тропаря, а лучше — до Смутного времени. на сайте Троице-Сергиевой Лавры оцифрованы старые книги. Дерзайте!

Тропарь Кресту и молитва за отечество

Скачать: Тропарь Кресту и молитву за Отчество

«Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое́, победы на сопроти́вныя да́руя, и Твое́ сохраняя Крестом Твоим жительство».

Перевод
Спаси, Господи, людей Твоих и благослови принадлежащих Тебе, помогая побеждать врагов и сохраняя силою Креста Твоего святую Церковь Твою.

 

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

  • Архивы рубрики: Молитвы

 

Количество просмотров (565)

  • Свежие записи

    • В «Лествице» готовятся к встрече Рождества
    • Свято-Алексиевский женский монастырь
    • ДЕНЬ МАТЕРИ
    • ИНТЕРЕСНАЯ ВСТРЕЧА
    • РАЗГОВОР О ГЛАВНОМ
  • 27 декабря, Вторник(14 декабря по ст. ст.)

    Мчч. Фирса, Левкия и Каллини́ка (249–251). Мчч. Филимона, Аполлония, Ариана и Феоти́ха (286–287).

    Сщмч. Николая Ковалева пресвитера (1937).

    Евр., 310 зач., IV, 1–13. Мк., 34 зач., VIII, 22–26.

    подробнее

  • Читаем библию

  • Пастырские беседы

    Церковный устав и каноны

    • previous
    • play
    • pause
    • next
    • stop
    • mute
    • unmute
    • max volume
    • shuffle
    • shuffle off
    • repeat
    • repeat off

    Посмотреть все плейлисты этой рубрики

    Требуется обновление
    Для воспроизведения медиа вам нужно обновить браузер до последней версии или обновить FlashPlayer Flash plugin.

  • Найти:

  • Женская монашеская община

    При нашем храме образована женская монашеская община.
    Подробнее…

  • Расписания занятий воскресных школ

  • Смотрите расписание здесь>>

  • Огласительные беседы перед Таинством Крещения

    Огласительные беседы перед принятием Таинства Крещения проходят в Успенском храме (старое здание) в субботу и воскресенье в 14:00 ч. на территории воскресной школы…Подробнее

  • монашеская молитва

    подробнее о требе монашеская молитва

  • Архивы

    Архивы
    Выберите месяц Декабрь 2022 Ноябрь 2022 Октябрь 2022 Сентябрь 2022 Июль 2022 Июнь 2022 Май 2022 Апрель 2022 Март 2022 Январь 2022 Декабрь 2021 Ноябрь 2021 Октябрь 2021 Сентябрь 2021 Август 2021 Июль 2021 Июнь 2021 Май 2021 Апрель 2021 Март 2021 Февраль 2021 Январь 2021 Декабрь 2020 Ноябрь 2020 Октябрь 2020 Сентябрь 2020 Август 2020 Июль 2020 Июнь 2020 Май 2020 Апрель 2020 Март 2020 Февраль 2020 Январь 2020 Декабрь 2019 Ноябрь 2019 Октябрь 2019 Сентябрь 2019 Июль 2019 Июнь 2019 Май 2019 Апрель 2019 Март 2019 Февраль 2019 Январь 2019 Декабрь 2018 Ноябрь 2018 Октябрь 2018 Сентябрь 2018 Август 2018 Июль 2018 Июнь 2018 Май 2018 Апрель 2018 Март 2018 Февраль 2018 Январь 2018 Декабрь 2017 Ноябрь 2017 Октябрь 2017 Сентябрь 2017 Август 2017 Июль 2017 Июнь 2017 Май 2017 Апрель 2017 Март 2017 Февраль 2017 Январь 2017 Декабрь 2016 Ноябрь 2016 Октябрь 2016 Сентябрь 2016 Август 2016 Июль 2016 Июнь 2016 Май 2016 Апрель 2016 Март 2016 Февраль 2016 Январь 2016 Декабрь 2015 Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015 Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Июнь 2014 Апрель 2014 Март 2014 Январь 2014 Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Февраль 2013 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Январь 2012 Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Июль 2011 Май 2011

  • Храм Успения Пресвятой Богородицы г. Покровск (Энгельс)Страница приходаРусская Православная Церковь, Саратовская митрополия, Покровская епархия, Покровское благочиние

  • Версия для слабовидящих

    Версия для слабовидящих

  • просим вас о помощи!

    Дорогие братья и сестры!

    В настоящее время идёт благоустройство нового Успенского храма, что требует значительных капиталовложений.

    Приглашаем Вас принять участие в этом святом деле!…далее Свои денежные пожертвования вы можете перевести через Сбербанк на наш расчётный счёт:

  • Пожертвование на карту сбербанка

  • мы в контакте

  • мы в одноклассниках

Крестовоздвижение

—Крестовоздвиженский тропарь

Господи, спаси людей Твоих и благослови достояние Твое.

Даровать победы православным христианам над их противниками;

и силой Креста Твоего сохрани жилище Твое.

 

Воздвижение Креста

Воздвижение Креста, отмечаемое четырнадцатого сентября в память обретения Креста Христова святой Еленой, матерью императора Константина в четвертом веке; и после того, как он был захвачен персами, его восстановления императором Ираклием в седьмом веке, когда он был «возвышен» в церкви Воскресения в Иерусалиме. С этого последнего события ежегодно во всех церквах христианской империи праздновалось «всеобщее воздвижение» Креста.

День Воздвижения Креста стал как бы национальным праздником Восточной Христианской Империи, подобным Четвертому июля в США. Крест, официальная эмблема Империи, которая помещалась на всех общественных зданиях и мундирах, был официально поднят в этот день епископами и священниками. Крестом благословляли четыре стороны света, а верующие повторяли пение «Господи, помилуй». Этот обряд совершается в церквах и сегодня после торжественного принесения и воздвижения Креста в конце всенощного праздничного богослужения после Великого славословия утрени.

Тропарь праздника, который был, можно сказать, «государственным гимном», исполняемым на всех торжественных мероприятиях в христианских империях Византии и Руси, первоначально просил Бога спасти народ, даровать победу в войне и сохранить империя «в силу Креста». Сегодня тропарь и все песнопения дня «одухотворяются», поскольку «противники» становятся духовно нечестивыми и грешными, включая дьявола и его воинство, а «православные христиане» заменяют имена правящих сановников Империи.

Господи, спаси народ Твой и благослови наследие Твое. Даруй победы православным христианам над их противниками; и силой Креста Твоего сохрани жилище Твое (Тропарь).

Как милостиво распятый ради нас, даруй милость тем, кто именем Твоим именуется; Радуй всех православных христиан силою Твоею, даруя им победы над супостатами, даруя им непобедимый трофей, оружие мира Твое (Кондак).

Святой день Воздвижения Креста Господня, хотя и имеет явно «политическое» происхождение, имеет большое значение в современной Церкви. Он остается с нами как день поста и молитвы, день, когда мы вспоминаем, что Крест есть единственное знамение, достойное нашей полной верности, и что наше спасение приходит не в каких-либо земных «победах», а в единственно истинном и прочная победа распятия Христа и нашего сораспятия с Ним.

Когда мы возносим Крест и склоняемся перед ним в благоговении и поклонении Богу, мы провозглашаем, что мы принадлежим к Царству «не от мира сего», и что наше единственное истинное и непреходящее гражданство — со святыми в «граде от Бога» (Еф 2:19).; Евр 11:10; Откр 21-22).

Первое ветхозаветное чтение вечерни того дня повествует о «древе», превращающем горькие воды в сладкие, — символе Крестового древа (Исх. 15:22–16:1). Второе чтение напоминает нам, что Господь наказывает и исправляет тех, кого любит, и что Премудрость Божия есть «древо жизни для тех, кто держится за нее и уповает на нее, как на Господа» (Притчи 3:11-18). . Снова речь идет о Кресте, который, как провозглашает апостольское чтение того времени, «призванным… сила Божия и премудрость Божия» (1 Кор. 18-25).

Третье чтение Ветхого Завета взято из Пророчества Исайи, в котором говорится о «граде Господнем», где и евреи, и язычники будут жить вместе и «преклонятся» у ног Божьих и «узнают, что Я Господь есть Спаситель твой и Искупитель твой, сильный Израилев» (Исайя 60:11-16). Здесь мы имеем прямую ссылку на Божий город, где люди будут поклоняться его ногам; и вместе с псалмом, постоянно повторяемым во время служб, который призывает нас «преклониться перед его подножием», мы снова имеем ссылку на Святой Крест (Пс. 9).9:5, 110:1 и др.).

Кресту поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим (Песнь Крестного почитания).

Этот центральный гимн Крестовоздвижению, длящийся в Церкви восемь дней, поется много раз. Он заменяет Трисвятую Божественную литургию. Обычные антифоны также заменяются особыми стихами из псалмов, имеющими прямое отношение к распятию Христа на Кресте (Пс. 22, 74, 9).9). На утрени, в евангельском чтении от св. Иоанна, Христос говорит, что когда Он будет вознесен на Крест, то всех привлечет к Себе (Ин. 12, 28-36). Длинное евангельское чтение за Божественной литургией есть страстный рассказ из того же евангелия.

Так, на Крестовоздвижении христиане совершают официальное перепосвящение распятому Господу и присягают Ему на безраздельную верность поклонением Его святым ногам, пригвожденным к Животворящему Кресту. В этом смысл этого святого дня поста и покаяния в Церкви сегодня.

 

Из серии «Православная вера, том II — Богослужение» о. Томас Хопко.

Copyright © 1981  Департамент религиозного образования — Православная церковь в Америке.

 

Крестная проповедь, Хранитель Вселенной

Святитель Иоанн Максимович

 

 

 посланный для наказания и уничтожения грешных людей, ему было велено не бить тех, на ком сделана «метка». В оригинальном тексте этот знак называется «тау», еврейская буква, соответствующая букве «Т», так в древности делали крест, который тогда был орудием наказания.

Итак, уже тогда была предсказана сила Креста, сохраняющая тех, кто почитает его. Так же и многими другими событиями Ветхого Завета указывалась сила Креста. Моисей, который во время битвы держал руки поднятыми в виде креста, дал израильтянам победу над амаликитянами. Он также, разделив Красное море ударом своего жезла и поперечным ударом снова соединив воды, спас Израиль от фараона, который утонул в воде, а Израиль перешел по сухому дну (Исх 14, 17).

Через возложение рук в виде креста на своих внуков Иаков дал благословение своим потомкам, предсказав при этом их будущее до наступления «ожидания народов» (Быт. 48).

Крестом Сын Божий, вочеловечившись, совершил наше спасение. Он смирил Себя и был послушен даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2:8). Простерши руки на Кресте, Спаситель с ними как бы обнял мир, и кровью Своею, пролитой на нем, как царь красными чернилами, подписал прощение рода человеческого.

Крест Господень был орудием, которым Он спас мир после грехопадения. Через Крест Он сошел со Своей душой в ад, чтобы поднять из него души, ожидавшие Его. Крестом Христос открыл двери рая, которые были закрыты после изгнания из него наших первых предков. Крест был освящен Телом Христовым, пригвожденным к нему, когда Он предал Себя на муки и смерть ради спасения мира, и сам наполнился тогда животворящей силой. Крестом на Голгофе был низвержен князь мира сего (Ин 12, 31) и положен конец его власти. Оружие, которым он был раздавлен, стало знаком победы Христа.

Бесовские воинства трепещут при виде Креста, ибо Крестом было разрушено царство ада. Они не смеют приблизиться ни к кому, кто охраняется Крестом.

Весь род человеческий крестной смертью Христа получил избавление от власти диавола, и всякий, употребляющий это спасительное оружие, недосягаем для бесов.

Когда преподобному Антонию Великому и другим пустынникам явились легионы демонов, они обезопасили себя Крестным знамением, и бесы исчезли.

Когда святому Симеону Столпнику, стоявшему на своем столпе, явилось нечто вроде колесницы, чтобы вознести его на небо, святой, прежде чем взойти на нее, перекрестился; оно исчезло, и враг, надеявшийся низвергнуть подвижника с высоты его столпа, был посрамлен.

Невозможно перечислить все отдельные примеры проявления силы Креста в различных происшествиях. Незримо и непрестанно изливается из него Божественная благодать, спасающая мир.

Крестное знамение совершается на всех Таинствах и молитвах Церкви. С совершением крестного знамения над хлебом и вином они становятся Телом и Кровью Христовыми. С погружением Креста воды освящаются. Знак Креста освобождает нас от грехов. «Когда нас хранит Крест, мы противостоим врагу, не страшась его сетей и лая». Как пламенный меч в руках херувимов в древности преградил вход в рай, так и ныне Крест невидимо действует в мире, охраняя его от погибели.

Крест — непобедимое оружие благочестивых королей в битвах с врагами. Явлением на небе Креста утвердилось владычество императора Константина и прекратилось гонение на Церковь. Явление Креста на небе в Иерусалиме во дни Констанция Арианина провозгласило победу Православия. Силою Креста Господня цари христианские царствуют и будут царствовать до антихриста, преграждающего ему путь к власти и сдерживающего беззаконие (свт. Иоанн Златоуст, Толк. на 11 Фес. 2:6-7).

«Знамение Сына Человеческого» (Мф. 24:30), то есть Крест, явится на небе, чтобы возвестить конец сего мира и пришествие вечного Царства Сына Человеческого Бог. Тогда восплачут все племена земные, потому что возлюбили век нынешний и похоти его, а все, претерпевшие гонения за праведность и призвавшие имя Господне, возрадуются и возвеселятся. Крест же спасет от вечной погибели всех, кто крестом победил искушения, кто распял свою плоть с ее страстями и похотями, и взял свой крест и пошел за своим Христом.

Но те, кто возненавидели Крест Господень и не начертали Креста в душе своей, погибнут навеки. Ибо «Крест есть хранитель всей вселенной, Крест есть красота Церкви, Крест есть могущество царей, Крест есть утверждение верных, Крест есть слава ангелов и бич бесов». (Утреня понедельника).

Годовой цикл православного богослужения

ПодборкиЦерковный годПредпостное богослужениеВеликий пост – время приготовленияЛазарева суббота и Вербное воскресеньеСтрастная неделяВеликая и Святая ПасхаПостпасхальные воскресеньяВознесение Господа и Спаса нашего Иисуса ХристаПятидесятница: Сошествие Святого ДухаРождество ГосподнеБогоявление Господа и Спаса нашего Иисуса Христа Сретение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа в храмеПреображение Господа и Спаса нашего Иисуса ХристаБлаговещение БогородицыРождество БогородицыВведение Богородицы во храмУспение БогородицыКрестовоздвижение

  При поддержке Православных веб-решений

Главная | Назад | Печать | Верх

jpg»>

Воздвижение Креста | Свято-Николаевская Русская Православная Церковь

Вселенское Воздвижение Честного и Животворящего Креста

Празднуется 14/27 сентября


Тропарь (глас 1)
Господи, спаси людей Твоих,
И благослови наследие Твое.
Даруй победу православным христианам
Над врагами их
И силою Креста Твоего
Сохрани жилище Твое

Кондак (Глас 4)
Яко на кресте ради нас добровольно вознесшийся,
Даруй милость тех, кто именуется Твоим Именем, Христе Боже;
Радуй всех православных силою Твоею,
Даруя им победы над их противниками,
Даруя им Непобедимый
трофей, Ваше оружие мира.



Кресту Твоему поклоняемся, Владыко,
и святое Твое Воскресение славим.



 

Воздвижение Креста Господня — один из 12 высоких праздников Православной Церкви, отмечаемый 14/27 сентября.0172
Всеобщее Воздвижение Честного и Животворящего Креста
Один из двух великих праздников, соблюдается строгий пост.

 

интересная информация…..ниже и прокрутите вниз для молитвы……….

 

…….но сначала проповедь св. Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского…….

 



До времен Христа крест был орудием наказания; это вызывало страх и отвращение. Но после крестной смерти Христа оно стало орудием и знамением нашего спасения. Через Крест Христос уничтожил дьявола; с Креста Он сошел во ад и, освободив там томящихся, ввел их в Царствие Небесное. Крестное знамение устрашает бесов и, как знамение Христово, почитается христианами. Господь явил его на небе императору Константину, когда тот шел в Рим на борьбу с захватившим власть тираном, и император, изваяв знамя в виде креста, одержал полную победу. Получив помощь Креста Господня, император Константин попросил свою мать, императрицу Елену, найти настоящий Животворящий Крест, и благочестивая Елена отправилась в Иерусалим, где после долгих поисков нашла его. Многие исцеления и другие чудеса совершались и совершаются Животворящим Крестом, а также его изображением. Через него Господь хранит Свой народ от всех врагов видимых и невидимых. Православная Церковь торжественно праздновала обретение Креста Господня, вспоминая одновременно явление Креста на небе императору Константину. В этот и другие дни, посвященные Святому Кресту, мы молим Бога, чтобы Он ниспослал Свои милости не только отдельным людям, но и всему христианскому миру, всей Церкви. Это хорошо выражено в тропаре Кресту Господню, составленном в VIII веке, когда святой Косма, епископ Майумский, друг святого Иоанна Дамаскина, написал службу Воздвижению Креста Господня. «Спаси, Господи, народ Твой и благослови достояние Твое, даруя царям (правоверным) победу над супостатами, и Крестом Твоим сохраняя общину Твою».

Начало этой молитвы взято из двадцать седьмой псалом. В Ветхом Завете словом «люди» обозначали только тех, кто исповедовал истинную веру, людей верных Богу. «Наследие» относилось ко всему, что по праву принадлежало Богу, Божьему достоянию, которым в Новом Завете является Церковь Христова. Молясь о спасении людей Божиих (христиан) и от вечных мук, и от земных бедствий, просим Господа благословить, ниспослать Свою благодать, Свои благие дары и на всю Церковь, и внутренне укрепить ее. . Прошение о даровании «победы царям», т. е. носителям верховной власти, имело основание в 143-м псалме, стих 10, и напоминает о победах царя Давида, одержанных силой Божией, а также о победах, дарованных императору Константину через Крест Господень. Это явление Креста сделало императоров, прежде преследовавших христиан, защитниками Церкви от ее внешних врагов, «внешними епископами», по выражению святого императора Константина. Церковь, внутренне крепкая благодатью Божией и защищенная внешне, является для православных христиан «градом Божиим», Божией общиной, Его содружеством, где берет свое начало путь в Небесный Иерусалим. Различные бедствия сотрясали мир, исчезали целые народы, гибли города и государства, но Церковь, несмотря на гонения и даже внутренние распри, стоит непобедимой; на врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). Сегодня, когда мировые лидеры тщетно пытаются навести порядок на земле, единственным надежным орудием мира является то, о чем воспевает Церковь:

Крест – хранитель всего мира;
Крест — красота Церкви,
Крест — могущество царей;
Крест — утверждение верных,
Крест — слава ангелов и ранение демонов.
(Экспостиларий Креста)





История праздника

Римские императоры-язычники пытались полностью стереть из человеческой памяти святые места, где Господь наш Иисус Христос пострадал и воскрес за человечество. Император Адриан (117-138) приказал засыпать землю Голгофы и Гроба Господня, построить храм языческой богини Венеры и статую Юпитера.

В этом месте собрались язычники и принесли там жертвы идолам. В конце концов, через 300 лет Промыслом Божиим вновь были обнаружены и открыты для почитания великие христианские святыни – Гроб Господень и Животворящий Крест. Это произошло при императоре Константине Великом (306–337) после его победы в 312 году над Максенцием, правителем западной части Римской империи, и над Лицинием, правителем ее восточной части. В 323 году Константин стал единоличным правителем огромной Римской империи.

В 313 г. он издал Миланский эдикт, которым была легализована христианская религия и прекращены гонения на христиан в западной половине империи. Правитель Лициний, хотя и подписал Миланский эдикт в угоду Константину, все же фанатично продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения эдикт о веротерпимости 313 г. распространился и на восточную часть империи. Святой равноапостольный император Константин, одержав победу над врагами в трех войнах с Божией помощью, увидел на небе Крестное знамение и написал под ним: «Сим победишь».

Этот праздник посвящен двум событиям . …… Первое:

Обретение Креста императрицей Еленой (матерью св. Константина Великого) на Голгофе в 326 г. н.э., место где был распят Христос.

Горячо желая найти Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, святой Константин послал в Иерусалим свою мать, благочестивую императрицу Елену, передав ей письмо к святому Макарию, Патриарху Иерусалимскому.

Хотя святая царица Елена была уже на склоне лет, она с энтузиазмом взялась за выполнение задания. Императрица приказала разрушить языческий храм и статуи в Иерусалиме. В поисках Животворящего Креста она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безрезультатными.

Наконец, ее направили к некоему пожилому еврею по имени Иуда, который заявил, что Крест зарыт там, где стоял храм Венеры. Они разрушили языческое капище и, помолившись, стали копать землю. Вскоре Гробница Господня была раскрыта. Недалеко от него три креста, доска с надписью, заказанной Пилатом, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господне

На месте, где был обнаружен Крест, Святая Елена нашла доселе неизвестный цветок редкой красоты и аромата, который был назван «Василико», или Василий, что означает «царский цветок». Обратите внимание, что слово «Василико» означает «царь», поскольку слово «василеус» по-гречески означает «царь»; так, растение Василико, Василий, привязывается к Честному Кресту Царя Славы, Господа нашего Иисуса Христа.

Под Василием был найден Крест Христов, но вместе с ним были и два других креста, которыми были распяты два разбойника по обе стороны от Христа. Знак с надписью «Иисус из Назарета, Царь Иудейский» также лежал среди трех крестов. Чтобы определить, какой из них был истинным крестом, больной женщине велели поцеловать каждый из трех крестов. Женщина поцеловала первый крестик безрезультатно. Она поцеловала второй крестик и опять ничего не произошло. Однако, когда больная приложилась к Животворящему Кресту, она тотчас же исцелилась. Случилось так, что по этому пути проходила похоронная процессия, и поэтому тело покойника клали на каждый из крестов, а когда его клали на Крест Верный, покойник оживал — отсюда и название « Животворящий» Крест, дающий жизнь не только этому человеку, но и каждому человеку, верующему в крестную жертву Христа и Его всеславное трехдневное Воскресение.

Христиане огромной толпой пришли поклониться Святому Кресту, умоляя святого Макария воздвигнуть Крест, чтобы даже далекие могли благоговейно созерцать его. Тогда Патриарх и другие духовные лидеры воздвигли Святой Крест, а народ, который затем непрестанно воспевал Kyrie eleison  ,  и благоговейно кланялся перед Честным Древом.

практика, которая до сих пор действует на нынешних празднованиях этого праздника.

 

При обретении Животворящего Креста произошло еще одно чудо: тяжелобольная женщина под сенью Животворящего Креста мгновенно исцелилась. Там старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского.

Святая царица Елена путешествовала по святым местам, связанным с земной жизнью Спасителя, построив более 80 храмов, в Вифлееме, месте рождения Христа, и на Елеонской горе, где Господь вознесся на Небо, и в Гефсимании, где молился Спаситель перед Своими страданиями и где была погребена Богородица после смерти.

Святая Елена взяла с собой в Константинополь часть Животворящего Дерева и гвоздей. Святой император Константин повелел построить в Иерусалиме величественный и просторный храм в честь Воскресения Христова, включив в его кровлю Животворящий Гроб Господень и Голгофу. Храм был построен примерно за десять лет. Святая Елена не дожила до освящения храма, скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. Кросс был установлен.

Второе событие тоже запомнилось в этот день….

Восстановление Креста, на котором был распят Иисус Христос, от персов.

Персы захватили Истинный Крест в качестве военного трофея, когда они разграбили Иерусалим в 614 году нашей эры. В царствование византийского императора Фоки персидский император Хозрой II разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и взял в плен и Животворящий Крест Господень, и святого патриарха Захарию (609 г.).-633).

Крест оставался в Персии в течение четырнадцати лет и был восстановлен войсками Византийской империи (Восточной Римской империи)) в 627 году нашей эры, когда император Ираклий решительно победил сасанидских персов в битве при Ниневии, вернув Истинный Крест и сломить власть династии Сасанидов. Вознесение произошло 21 марта 630 г. н.э., когда сам император Ираклий нес Крест на своих плечах в Святой Град.- 632), с великой торжественностью перенес Крест Христов в храм Воскресения, радостно поднятый для почитания верными христианами.




Патриарх Захария Иерусалимский

Отец наш среди саитов Захария Иерусалимский был Патриархом Иерусалима с 609 по 632 год. Патр. Захария провел большую часть своего патриаршества в плену у персидского царя Хозроя. Память его совершается Церковью 21 февраля.

Ранние годы Патр. Захария неизвестен. Он был избран патриархом в 609 году. Во время правления римского императора Ираклия персидский царь Хозрой вторгся в Иерусалим в 614 году, разграбил город и ушел с Животворящим Крестом Христовым и большим числом пленных христиан, находившихся в рабстве. , включая патр. Захариас. Из захваченных христиан погибло до 90 000 человек.

В 627 году Ираклий одержал решительную победу при Нинвее, вынудил персидского царя вернуть Животворящий Крест и уцелевших пленников, в том числе патриарха Захарию. Сам император Ираклий нес Крест на своих плечах в Святой город.

Патриарх Захария и Честный Крест четырнадцать лет находились в неволе. За это время в Персии произошло много чудес от Честного Креста, так что даже персы говорили: «Христианский Бог пришел в Персию».

Патриарх Захария провел в мире оставшиеся дни свои и преставился ко Господу в 632 году.


Православный взгляд на Крест Христов и совершителя веры нашей, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел посрамление и воссел одесную престола Божия» (Евреям 12:2). Подобный текст мог бы лежать в основе гимна, который мы поем на каждой Божественной литургии после принятия Святой Евхаристии: «Яко Крестом радость пришла в мир». Сам Иисус сказал, «что Сыну Человеческому должно много пострадать… и быть убиту, и через три дня воскреснуть» (Св. Марка 8:31). О греческом слове, переведенном как «должен» от этих слов Христа, архиепископ Димитриос Тракателлис писал: «Это выражает необходимость (dei) страшной скорби Мессии. Судя по значению глагола (dei) у Марка, эта необходимость касается на великий Божий план спасения мира» («Власть и страсть», стр. 51-52).

Много таких текстов можно множить, но суть ясна; Крест и пустой гроб — искупление и воскресение — неразрывно соединены в единое пасхальное таинство, которое есть не что иное, как «Благая Весть».

Между прочим, отчасти это непонимание предполагаемого пренебрежения Православной Церковью Креста в драме человеческого искупления может происходить из-за одностороннего акцента на Кресте в других христианских традициях за счет Воскресения. Искупительное значение Креста каким-то образом подавляет Воскресение, так что оно странным образом сводится к чему-то вроде прославленного приложения к спасительному значению Креста. Как писал Владимир Лосский: «Это искупительное богословие, делающее все ударение на страстях, похоже, не интересуется торжеством Христа над смертью». Поскольку «триумф Христа над смертью» настолько неотъемлем от самого существования Церкви — и поскольку это последнее пасхальное провозглашение, как в «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ!» — тогда Православная Церковь никогда не сосредоточится на «богословии Креста» в ущерб Воскресению. Наоборот, единая пасхальная тайна всегда будет уравновешенно охватывать и Крест, и Воскресение. В Церкви во время Крестной недели (начиная с третьего воскресенья Великого поста) мы поем и падаем ниц перед Крестом, припевая: «Пред Крестом Твоим поклоняемся, и святое Твое Воскресение прославляем».

Православная Церковь может внести огромный вклад в более целостное и целостное понимание роли и Креста, и Воскресения, чтобы была полная целостность роли и Креста, и Воскресения, чтобы была полная целостность пасхальной тайны радостно провозглашается миру. Из святоотеческого предания Церкви голос святителя Афанасия Великого может говорить нам сегодня об этом целостном подходе. «Итак, вот… причина, по которой Логос (Слово) обитал среди нас, а именно для того, чтобы, доказав Свое Божество делами Своими, Он мог принести жертву за всех, предав смерти Свой храм вместо всех. , чтобы свести счеты человека со смертью и освободить его от первородного греха. В том же деянии Он также показал Себя сильнее смерти, явив собственное тело нетленным, как начаток воскресения».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts