Зачем носить православный крестик: Зачем христиане носят нательный крестик? Это амулет? – Православный журнал «Фома»
Содержание
Обязательно ли носить крестик на шее крещеным и можно ли носить некрещеному человеку
Содержание
- Обязательно ли носить крестик на шее крещеным?
- Можно ли некрещеному человеку носить крестик
- Как правильно носить крестик
- Можно ли снимать на ночь
- Можно ли без крестика заходить в церковь?
- Почему крестик нужно прятать под одеждой?
- Какой должна быть цепочка?
Возрождение христианских религиозных традиций в современном обществе можно только приветствовать – это шаг к осознанию культуры предков (пусть и не самых отдаленных) и духовности, которая сейчас в дефиците.
Однако долгое время религиозность у нас не приветствовалась, посему у людей возникает множество вопросов относительно христианских законов и конфессиональной символики. Один из них – обязательно ли носить крестик верующему человеку и как правильно это делать.
Да, ношение крестика на шее – признак принадлежности человека к христианской церкви. Некоторые особо рьяные блюстители религиозных догматов считают отсутствие крестика на груди единоверца чуть ли не смертным грехом. Однако даже священнослужители не столь категоричны в этом вопросе.
Обязательно ли носить крестик на шее крещеным?
Истинные христиане носят нательный крест в знак принадлежности к соответствующей религии. Этим самым они демонстрируют преклонение перед Христом, принявшим мученическую смерть за собственные убеждения и тем самым искупившим грехи человеческие.
Вопреки расхожему суеверию, нательный крест – это не амулет и не оберег. К мистицизму он не имеет ни малейшего отношения. Однако это символ веры, наделенный благодатью Божией и поэтому способный дать защиту искренне верующему человеку.
Первый в жизни крестик человек получает при обряде крещения. После этого полагается носить его постоянно. Считается, что такой человек наделяется милостью Божьей, укрепляется в вере, получает защиту от греховных соблазнов и жизненных невзгод.
Согласно церковным догматам, носить крестик нужно скрытно, на груди под одеждой. Однако некоторые люди предпочитают носить крестик на руке, в ухе, а иногда – и на пупке, в качестве украшения для пирсинга.
Христианская церковь к таким вольностям относится отрицательно: если человек причисляет себя к соответствующей религии, то должен соблюдать и некоторые канонические уложения. А если нет, то крестик – это всего лишь украшение, и носить его можно хоть в носу, хоть в соске – суть от этого не изменится.
Оппоненты возражают: согласно тем же догматам, вера находится внутри человека, в его душе, а крестик – всего лишь ее материальный символ. И какая разница, где он будет располагаться? Но с другой стороны, православие приветствует скромность как одну из добродетелей. Крестик на браслете или молитвенных четках на руке – это куда ни шло, но в пупке или еще более интимном месте – это уже кощунство.
Еще одно распространенное суеверие: менять нательный крестик на другой строго запрещается. Да, людская молва наделяет первый крестильный крестик самой большой силой, однако священнослужители в этом вопросе не столь категоричны.
Если человек потерял или подарил свой крест другому человеку, не возбраняется приобрести новый: его нужно освятить в церкви и можно носить с тем же успехом. Даже если хочется заменить простенький символ веры на роскошное золотое распятье с бриллиантами, церковь ничего не будет иметь против. Только не забудьте освятить приобретение!
Человек перестал носить крестик – это страшно? Да, для христианина это не слишком хорошо, но если он по-прежнему верует в Бога и не собирается менять конфессиональную принадлежность, ничего страшного в этом нет – вера-то внутри!
Традиция носить крестик крещеному человеку постоянно появилась не сразу. Первые христиане и вовсе считали крест языческим символом. Этот обычай родился лишь в IV столетии, когда с казни и воскресения Христа минуло несколько веков.
Можно ли некрещеному человеку носить крестик
В свете вышесказанного, возникает вопрос: можно ли носить крестик некрещеному человеку. Отвечаем: можно, но с некоторыми оговорками. Некрещенным людям, вообще далеким от христианской религии, наверняка все равно, что символизирует распятие – для них это всего лишь украшение. Правда, церковь относится к этому отрицательно, особенно если кресты освящены.
Кстати, существуют декоративные кресты, которые в церквях не освящают – их можно носить без опаски. Однако священники рекомендуют воздержаться от подобных украшений нехристианам – существует множество альтернативных вариантов, никак не оскорбляющих чувств верующих и не вводящих их в заблуждение.
Смотреть все золотые православные крестики в каталоге SUNLIGHT
Но если человек почувствовал в себе свет христианской веры, но по каким-то причинам еще не принял Таинство крещения, нательный крестик носить можно. Против этого могут возражать только наиболее ортодоксально настроенные священнослужители, но их становится все меньше.
Насчет того, разрешается ли носить крестик некрещенному ребенку, мнения тоже расходятся. Технически носить-то можно, только как он поможет малышу, который еще только начинает познавать мир и не имеет понятия о каких-то там религиях? Так что в этом случае лучше подождать, пока малыш пройдет через таинство крещения, и только потом «украшать» его символом веры.
Даже крещеным малышам нежного возраста крестик надевают далеко не всегда из соображений безопасности. Можно повесить его над кроваткой, но лучше, если его будет носить мама (естественно, крещеная) вместе с собственным.
Как правильно носить крестик
Давайте разберемся с основными правилами ношения нательных крестиков и заодно развеем некоторые мифы, бытующие в среде не слишком просвещенных приверженцев православия:
- Если крестик переворачивается на спину, человек много грешит. Заблуждение, не выдерживающее никакой критики: возможно, здесь дело в одежде, неправильном подборе цепочки или гайтана либо просто высокой физической активности носителя.
- Носить два крестика одновременно грешно. И снова перед нами миф! Можно носить одновременно хоть пять распятий – вреда от этого не будет, правда, и пользы тоже. Вера находится внутри и от количества крестов не зависит.
- Правильно носить нательный крестик на шее исключительно на шнурке-гайтане. Церковные правила не содержат никаких указаний на этот счет, так что использовать с этой целью цепочку не возбраняется. Правда, младенцу лучше надевать крестик на гайтане, но только потому, что это удобнее и безопаснее.
- Правильно носить деревянный крестик или символ, изготовленный из простого металла – якобы, злато-серебро для истинного христианина неприемлемо. Это неправда: достаточно взглянуть на роскошные кресты священнослужителей.
Золотая подвеска с фианитами (перейти в каталог SUNLIGHT)
- Можно носить иконку вместо крестика. Маленький образок – это обращение к ангелу-хранителю или Иисусу Христу. Ношение его приветствуется, но иконка не заменяет нательный крест.
- Разрешается носить крестик на булавке как средство от сглаза. Тут вообще происходит смешение понятий. Сглаз – понятие языческое, которое отрицается христианской церковью. И ношение булавки в качестве средства от сглаза приравнивается к идолопоклонничеству.
- Можно носить золотой крестик с другими подвесками. От этого лучше воздержаться: символ веры достоин отдельного шнурка или цепочки, соседство его с мирскими украшениями, а тем паче, языческими символами, крайне не приветствуется.
Мужчине или женщине в осознанном возрасте следует понимать, что крестик не просто украшение. А символ веры следует носить с чувством благоговения перед жертвенным подвигом Христа.
Можно ли снимать на ночь
По канону символ веры нужно носить постоянно. Однако если вы испытываете некоторый дискомфорт, можно снять крестик на ночь – Бог от этого поступка точно на вас не разгневается.
Дозволяется снимать крестик и когда моешься, тем более, что вода и средства ухода могут оказать негативное влияние на металл, а уж для древесины они однозначно губительны. Можно снимать крестик во время тренировок, посещения бани и бассейна, на пляже: не настолько мы ортодоксально следуем церковным догматам, чтобы не позволять себе мелких вольностей. Главное – чувства, которые при этом испытывает верующий: если он без креста лишается какой-то внутренней опоры, крестик лучше не снимать.
Можно ли без крестика заходить в церковь?
Как уже было сказано выше, православные христиане носят крест постоянно, но людям, не придерживающимся всех религиозных догматов, снимать его дозволяется.
Однако при посещении церкви крестик желательно надеть. Его не увидят под одеждой и не побранят за его отсутствие, но лучше продемонстрировать почтение собственной религии. Особенно важно надевать крестик на причастие, венчание, исповедь – словом, на церковные обряды.
Почему крестик нужно прятать под одеждой?
Считается, что носить крестик поверх одежды нельзя: это дозволено лишь православным священникам, да и то с целью упрощения проведения обрядов. Обычай прятать крестик имеет глубокие корни. Считается, что нельзя показывать крестик потому, что неверующие могут поглумиться над святыней, что для истинного христианина недопустимо.
С другой стороны, нельзя носить крестик на виду потому, что этим человек выказывает некую гордыню, особенно если символ веры изготовлен из золота и усыпан драгоценными каменьями. Доказывать свою благочестивость нужно делами и поступками, а не внешней демонстрацией собственной религиозности.
Владимир Ясно Солнышко, крестивший русичей, надевал им кресты прямо поверх одежды. Но если учесть, что крестилась Русь «огнем и мечом», преимущественно из политических соображений, а мнения людей никто и не спрашивал, вряд ли стоит ориентироваться на этот пример.
Какой должна быть цепочка?
Напоследок развеем еще один миф, касающийся того, что цепочка должна быть определенной длины, иначе грех. Да, желательно, чтобы символ веры располагался в районе груди и скрывался под одеждой, однако и это не догма. Главное, чтобы вам было удобно, а все остальное – частности и суеверия, верить в которые истинному христианину не пристало!
Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах —
Статьи — ОСНОВЫ ВЕРЫ
Откуда появилась традиция ношения нательных крестиков? Зачем его носить? «Я верю в Бога в душе, а крестик мне не нужен. В Библии нигде не написано, что надо носить крестик, и нигде не написано, что первые христиане носили крестики.» Так или примерно так говорят люди, считающие себя православными христианами, но никак не выражающие свою веру. Большинство невоцерковленных людей не имеют христианского понимания того, что такое крест и зачем его носить на теле. Так что же такое нательный крестик? Почему так ненавидит его сатана и делает все, чтобы никто его не носил, или носил просто как бессмысленное украшение?
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СИМВОЛИКА НАТЕЛЬНОГО КРЕСТА
Обычай вместе с Крещением надевать на шею новокрещеного нательный крест появился не сразу. В первые века христианства крест не носили, а носили медальоны с изображением закланного Агнца или Распятия. Но Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. К примеру, церковный мыслитель Тертуллиан (II–III вв.) в своей «Апологии» свидетельствует, что почитание креста существовало с первых времен христианства. Еще до нахождения в IV веке царицей Еленой и императором Константином животворящего Креста, на котором был распят Христос, уже среди первых последователей Христа был распространен обычай всегда иметь при себе образ креста – как в напоминание о страданиях Господа, так и для исповедания своей веры перед другими. По рассказу Понтия, биографа св. Киприана Карфагенского, в III веке некоторые христиане изображали фигуру креста даже у себя на лбу, по этому признаку их узнавали во время гонений и предавали на мучения. Известны также первые христиане, носившие крест на груди. Упоминают его и источники II века.
Первые документальные свидетельства о ношении нательных крестов относятся к началу 4-го века. Так, акты VII Вселенского Собора свидетельствуют, что святые мученики Орест (†304) и Прокопий (†303), пострадавшие при Диоклетиане, носили на шее крест, выполненный из золота и серебра.
После ослабления и последующего прекращения гонений на христиан ношение креста стало повсеместным обычаем. В это же время на всех христианских храмах стали устанавливать кресты.
На Руси же этот обычай переняли именно с крещением славян в 988 году. Начиная с византийских времен на Руси существовало два рода нательных крестов: собственно сами «тельники» (носимые на теле под одеждой) и т.н. «энколпионы» (от греческого слова «нагрудный»), носимые не на теле, а поверх одежды. Про последние скажем два слова: первоначально благочестивые христиане носили с собой (на себе) ковчежец с частицами св. мощей или иными святынями. На этом ковчежце помещался крест. Впоследствии сам ковчежец приобрел форму креста, и такой крест стали носить епископы и императоры. Современный священнический и епископский наперсный крест ведет свою историю именно от энколпионов, то есть ящичков с мощами или иными святынями.
Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием.
Крест Христов – это символ христианства. Для современного человека символ – это всего лишь опознавательный знак. Символ является как бы эмблемой, указывающей на что-то, с чем мы имеем дело. Но символ имеет гораздо более обширное значение, чем просто значение эмблемы. В религиозной культуре символ сопричастен той реальности, которую он символизирует. Какова же реальность, которую символизирует для христиан Крест Христов?.. Эта реальность: Искупление человеческого рода, совершенное Господом Иисусом Христом через Крестную Смерть.
Почитание Креста всегда понималось Учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. Крест Христов, который православные христиане всегда носят на теле, указывает нам и напоминает, какой ценой куплено наше Спасение.
Для христиан крест – не просто знак. Для христиан крест – символ победы над диаволом, знамя торжества Божьего. Крест напоминает верующему о Христе, о том, какую жертву принес ради нас Спаситель.
ЗНАЧЕНИЕ КРЕСТА
Что же символизирует собой нательный крестик?
Крест — величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления.
Крест как орудие страшной и мучительной казни благодаря жертвенному подвигу Христа Спасителя стал символом искупления и орудием спасения всего человечества от греха и смерти. Именно на Кресте через боль и страдание, смерть и Воскресение Сын Божий совершает спасение или исцеление человеческой природы от смертности, страстности и тленности, привнесенных в нее грехопадением Адама и Евы. Таким образом, человек, который носит на себе Распятие Христово, свидетельствует о своей сопричастности страданиям и подвигу Своего Спасителя, за которыми следует надежда на спасение, а значит, и воскресение человека для вечной жизни с Богом.
О ФОРМЕ НАТЕЛЬНОГО КРЕСТА
Нательный крест — это не талисман и не ювелирное украшение. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного металла он не был бы сделан, это в первую очередь зримый символ христианской веры.
Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду, в зависимости от времени и места изготовления.
Иконография православного Распятия получила свое окончательное догматическое обоснование в 692 году в 82-м правиле Трульского собора, утвердившего канон иконографического изображения Распятия.
Главным условием канона становится сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест и Господь открывает Свои объятия всем к Нему обращающимся. В этой иконографии художественно решается сложная догматическая задача изображения двух ипостасей Христа — Человеческой и Божественной — показывающая одновременно и смерть, и победу Спасителя.
Католики, отказавшись от своих ранних взглядов, не поняли и не приняли правил Трульского собора и соответственно символического духовного изображения Иисуса Христа. Так в средние века возникает новый тип Распятия, в котором преобладающими становятся черты натурализма человеческих страданий и муки крестной казни: тяжесть тела провисающего на вытянутых руках, глава, увенчанная терновым венцом, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (новшество конца XIII века). Анатомические подробности католического изображения передавая правдивость самой казни, тем не менее скрывают главное — торжество Господа, победившего смерть и открывающего нам жизнь вечную, концентрируют внимание на муках и смерти. Его натурализм обладает лишь внешним эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения наших греховных страданий искупительными Страстями Христа.
Изображения распятого Спасителя, сходные католическими, встречаются и на православных крестах, особенно часто в XVIII-XX вв., впрочем, как и запрещенные Стоглавым собором иконописные изображения Бога Отца Саваофа. Естественным образом православное благочестие требует ношение креста православного, а не католического, нарушающего догматические основы христианской веры.
Наиболее распространенная форма православного креста – крест восьмиконечный, на оборотной стороне чаще всего бывает нанесена молитва «Спаси и сохрани».
СМЫСЛ НОШЕНИЯ КРЕСТИКА И ТОЙ НАДПИСИ, КОТОРУЮ МЫ ЧИТАЕМ НА ЕГО ОБОРОЬЕ: «СПАСИ И СОХРАНИ»
Христиане, которые носят нательный крестик, как бы воздают бессловесную молитву Богу. И он всегда защищает носителя.
Среди христиан распространено мнение, что крест Христов, образ Божий, Сам Господь должен нас хранить именно от житейских неурядиц и бед. И, конечно, многие из тех, кто носит нательный крест, руководствуются именно этим прагматическим мотивом. Но на самом деле смысл ношения крестика и той надписи, которую мы читаем на его обороте: «Спаси и сохрани», совершенно иной.
Само по себе наличие крестика на груди еще не спасает и не имеет никакого значения для человека, если он осознанно не исповедует то, что символизирует собой Крест Христов. Хотя, конечно, Господь, несомненно, хранит верующего в него от многих бытовых несчастий и бед. То есть, если человек носит крестик с верой и упованием на милость Божию, он, условно говоря, «включён» в особенный «план Божий» и с ним никогда не случится ничего фатально-непоправимого в вечности. Понятие «план Божий» тут означает именно план нашего спасения, а не управление миром в широком, вселенском масштабе, потому что весь мир, конечно, содержится десницей Божией и управляется Его Божественным промыслом. Но, как это не страшно звучит, именно «нуждная» а иногда и мучительная смерть становится для человека дверью в Царствие Божие. Это не значит, что Бог хочет для нас такого конца, но значит, что, претерпевший несправедливую муку, обязательно обретёт и великое утешение. Если угодно – это закон Божий.
Так от чего сохранить обещает нас Господь? Не от житейских бед, напастей и трудностей в первую очередь, потому что всё это бывает даже необходимо душе, увы, склонной к расслабленности и забвению цели своего бытия. Но сохранить нас обещает Господь, прежде всего, от страшной власти греха, посредством которой враг рода человеческого губит наши души. И власть эта поистине велика настолько, что ни один человек не может освободиться от неё одними своими силами. Но с помощью Божией это возможно. Возможно! Святые отцы говорят: «Враг силён, но Господь всесилен!»
Простые слова «Спаси и сохрани» означают неустанное, от всего сердца, обращение наше к Богу с просьбой о том, чтобы Он помог нам приобщиться благодатной вечности.
ПОЧЕМУ НАДО НОСИТЬ НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ
Нательный крест возлагается на нас в Таинстве Крещения во исполнение слов Господа ИисусаХриста: «Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34).
Мы должны нести свой жизненный крест, а тот крест, который у нас на груди, нам об этом напоминает. Крест «всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Когда происходит Таинство Крещения, при освящении нательного креста священник читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он в крест влил небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Вот почему на многих нательных крестах есть надпись «Спаси и сохрани!».
Кстати, часто задают вопрос: должны ли быть уже освященными продающиеся в магазинах кресты или крест следует отнести в храм для освящения? Крестик необходимо освящать в храме. Окропить его святой водой дома будет недостаточно – он должен быть освещен именно священником, т.к. в храме крестики освящаются особым чином.
Существует суеверие, что при освящении нательный крест приобретает магические защитные свойства. Но следует избегать суеверий. Церковь учит, что освящение материи позволяет нам не только духовно, но и телесно – через эту освященную материю – приобщиться к Божественной благодати, необходимой нам для духовного роста и спасения. Но благодать Божия действует небезусловно. От человека требуется правильная духовная жизнь по заповедям Божиим, и именно эта духовная жизнь дает возможность благодати Божией спасительно на нас воздействовать, исцеляя от страстей и грехов.
Для православного христианина ношение креста является большой честью и ответственностью. Снять с себя крест или не носить его понималось всегда как богоотступничество. За 2000-летнюю историю христианства многие люди пострадали за свою веру, за отказ отречься от Христа и снять с себя нательный крест. Этот подвиг повторялся и в наше время.
Если вы сейчас, когда можно свободно исповедовать свою веру, не носите креста, то вряд ли осмелитесь надеть его, когда за это придется пострадать. Сможете ли вы повторить подвиг простого русского парня Евгения Родионова?
…Он был гранатометчиком, служил в 479-м погранотряде особого назначения. Ровно месяц Женя прослужил на заставе в Чечне, а 13 февраля 1996 года он попал в плен. Вместе с ним были три его друга: Саша Железнов, Андрей Трусов, Игорь Яковлев. В плену они пробыли 3,5 месяца. За это время над ними издевались как только могли. Но у Евгения был выбор, каждый день к нему подходили и говорили: «Ты можешь жить. Для этого тебе надо снять крестик, принять нашу веру, стать нашим братом. И все эти кошмары для тебя сразу кончатся». Но Женя не поддался на эти уговоры, креста он не снял. И 23 мая 1996 года, в праздник Вознесения Господня, в селении Бамут Евгения и его друзей убили. День смерти Евгения был и днем его рождения. Ему исполнилось всего 19 лет. Женю обезглавили, но даже с мертвого тела Жени враги не посмели снять крестик.
Я думаю, что этот великий подвиг воина Евгения должен послужить примером для многих, для всех тех, кто по таким глупым причинам не носит крестик или носит его как какое-то украшение. А то и меняют святой крест на амулет, знак зодиака и прочее… Давайте не будем забывать об этом никогда! Помните об этом, нося свой крестик.
О БЛАГОГОВЕЙНОМ ПОЧИТАНИИ НАТЕЛЬНОГО КРЕСТА
Великие русские старцы советовали, что надо всегда носить нательный крест и не снимать его никогда и нигде до самой смерти. «Христианин без креста, — писал старец Савва, — это воин без оружия, и враг может легко одолеть его». Нательный крест потому так и называется, что его носят на теле, под одеждой, никогда не выставляя наружу (снаружи крест носят только священники). Это не означает, что нательный крест необходимо скрывать и прятать при любых обстоятельствах, но все же нарочито выставлять его на всеобщее обозрение не принято. Церковным уставом установлено целовать свой нательный крест по окончании вечерних молитв. В минуту опасности или когда на душе тревожно, хорошо поцеловать свой крестик и прочесть на его обороте слова «Спаси и сохрани».
«Не носите крестик как на вешалке, — часто повторял Псково-Печерский старец Савва, — Христос оставил на Кресте свет и любовь. От крестика исходят лучи благодатного света и любви. Крест отгоняет злых духов. Целуйте свой крестик утром и вечером, не забывайте его целовать, вдыхайте эти лучи благодати, из него исходящие, они невидимо проходят в душу, сердце, совесть, характер. Под действием этих благодатных лучей нечестивый человек становится благочестивым. Целуя свой крестик, помолитесь за близких грешников: пьяниц, блудников и других, кого знаете. Чрез ваши молитвы они исправятся и будут хорошими, ибо сердце сердцу весть подает. Господь всех нас любит. Он за всех пострадал ради любви, и мы должны всех любить ради Него, даже врагов своих.Если вы так начнете день, осеняясь благодатию от своего крестика, то и весь день проведете свято. Не будем забывать так делать, лучше не поесть, чем забыть о крестике!».
МОЛИТВА СТАРЦА САВВЫ ПРИ ЦЕЛОВАНИИ НАТЕЛЬНОГО КРЕСТИКА
Старец Савва составил молитвы, какие нужно читать при целовании крестика. Вот одна из них:
«Пролей, Господи, каплю Святейшей Крови Твоей в мое сердце, иссохшее от страстей и грехов и нечистот душевных и телесных. Аминь. Имиже веси судьбами спаси меня и сродников, и знаемых моих (имена)».
Нельзя носить нательный крест как амулет, как украшение. Нательный крест и крестное знамение есть только внешнее выражение того, что должно быть в сердце христианина: смирения, веры, упования на Господа.
Крест нательный – видимое свидетельство принадлежности к Православной Церкви, исповедания христианской веры, средство благодатной защиты.
СИЛА КРЕСТА
Крест — это реальная сила. Им совершались и совершаются многие чудеса. Крест – это великая христианская святыня. В службе на праздник Воздвижения Церковь воспевает древо Креста Господня многими похвалами: «Крест — хранитель всея вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва».
Крест является оружием против диавола. О чудотворной, спасительной и целительной силе креста и крестного знамения Церковь может достоверно говорить, ссылаясь на опыт из жизни своих святых, а также на многочисленные свидетельства простых верующих людей. Воскрешение мертвых, исцеление от недугов, защита от злой силы – все эти и другие благодеяния по сей день через крест являют человеку любовь Божию.
Но непреоборимым оружием и всепобеждающей силой крест становится лишь при условии веры и благоговения. «Крест не делает чудес в вашей жизни. Почему? — вопрошает святой праведный Иоанн Кронштадтский и сам же дает ответ: — По неверию вашему».
Надевая на грудь нательный крест или осеняя себя крестным знамением, мы, христиане, свидетельствуем, что готовы нести крест безропотно, смиренно, добровольно, с радостью, ибо любим Христа и хотим сострадать с Ним, ради Него. Без веры и благоговения нельзя и осенять себя или других крестным знамением.
Вся жизнь христианина, со дня рождения до последнего вздоха на земле, и даже после смерти, сопровождается крестом. Крестным знамением осеняет себя христианин при пробуждении (надо приучить себя, чтобы оно было первым движением) и при отходе ко сну — последним движением. Крестится христианин перед и после вкушения пищи, перед и после учения, при выходе на улицу, перед началом каждого дела, перед принятием лекарства, перед вскрытием полученного письма, при неожиданных, радостных и горестных известиях, при входе в чужой дом, в поезде, на пароходе, вообще при начале всякого пути, прогулки, путешествия, перед купанием, навещая больных, идя в суд, на допрос, в тюрьму, в ссылку, перед операцией, перед боем, перед научным или иным докладом, перед и после собрания и совещания и т. д.
Крестное знамение надо творить со всем вниманием, со страхом, с трепетом и с крайним благоговением. (Полагая на чело три большие перста, говори: «во имя Отца», потом, опустив руку в том же виде на грудь, говори: «и Сына», перенося руку на правое плечо, затем на левое, говори: «и Святого Духа». Сделав на себе это святое знамение креста, заключи словом «аминь». Или, когда изображаешь крест, можешь говорить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного. Аминь».) Демоны, как пишет преподобный Симеон Новый Богослов, боятся образа Креста и не терпят видеть знамение креста изображаемым даже и на воздухе, но бегут от него тотчас. «Если ты будешь всегда употреблять святой Крест в помощь себе, то «не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему» (Пс. 90,10). Вместо щита ограждай себя Честным Крестом, запечатлевай им свои члены и сердце. И не рукою только полагай на себя крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай им всякое свое занятие, и вход свой, и исхождение свое во всякое время, и сидение свое, и восстание, и постель свою, и любое служение… Ибо весьма крепко это оружие, и.никто не может никогда сделать тебе вреда, если ты им защищен» (преподобный Ефрем Сирии).
Слава, Господи, Кресту Твоему Честному!
Материал подготовил Сергей ШУЛЯК
для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах
Ссылки по теме:
Отличие православного креста от католического. Распятие. Значение крестной смерти Христа.
Значение Православного Креста
Православный Крест (также известный как Восточный, Греческий или Русский Православный Крест) был вариантом христианского креста с 16 века. Однако он имеет некоторое сходство с крестом с нижней перекладиной, наклоненной в другую сторону (вверх) в Византийской империи с VI века. Православный крест составляют три горизонтальные перекладины, нижняя из которых наклонена вниз. Сейчас это символ Восточной, Греческой и Русской Православных Церквей и выдающаяся черта культурного ландшафта России. Он также фигурирует в украшениях в виде золотых православных крестов, ожерелий и подвесок.
Крест является основным символом искупления в христианской религии, напоминающим о распятии Иисуса Христа и символом его страстей, смерти и воскресения (1 Коринфянам 15:3-4). В результате крест служит символом Христа и христианской веры.
В православной традиции наклонная линия напоминает двух разбойников, стоящих по разные стороны креста. Тот, что справа от Христа, вознесся на небо, а другой спустился в ад. В результате наклонная нижняя перекладина духовно и символически выполняет функцию весов правосудия, острия которой указывают путь вверх в рай или вниз в ад. Эта особенность православного креста уникальна среди крестов.
Православный крест — уникальная версия креста с некоторыми символическими элементами, отличающими его от других. Он разделен вертикальной линией на три диагональных полосы. Эти бруски стилизованно изображают распятие Иисуса: на самой высокой плите надпись «Иисус Христос, Царь Иудейский» (INBI по-гречески или INRI по-латыни), которую Пилат приказал поставить в насмешку над Спасителем; самая нижняя плита — подножие, диагональное в русской иконографии и прямое в греческой. Наклон нижней перекладины имеет символическое значение, поскольку представляет собой вознесение Христа и идею о том, что «Крест — это Весы Правосудия». Правда в том, что православный крест таит в себе множество скрытых символов и знаков не только в своей уникальной форме, но и в украшениях, которые иногда его украшают.
Например, в православном распятии фигура Иисуса изображена не случайно: он не носит терновый венец и прибит к кресту четырьмя гвоздями, а не тремя. Его брови наклонены вправо. Копье, которым Лонгин пронзил ему бок, и полотенце, которым его облили уксусом, остались позади него, повторяя контуры его тела.
Разница между Восточным Православием, Греческим Православием и Русским Православием
Восточная Православная Церковь, также известная как Православная Церковь, является второй по величине христианской церковью, насчитывающей около 220 миллионов крещеных членов. Русское Православие может быть определено как одна из восточно-православных церквей, крупнейшая в мире автокефальная или церковно независимая, с более чем 90 миллионов человек.
Разница между греко-православными и римо-католиками заключается в том, что Папа Римский считается непогрешимым и имеет полную власть над церквями римо-католиков. Напротив, в греческих православных церквях Папа не безошибочен.
Православный крест Ювелирные изделия с годами стали довольно популярными из-за их уникального стилизованного дизайна и символической связи с Евангелием и христианской верой. Некоторые верующие носят его из-за своих глубоко укоренившихся религиозных убеждений, некоторые носят его как символ личной веры, а некоторые носят как модный аксессуар. Как бы вы это ни интерпретировали, украшения с православным крестом — это глубоко значимый, неподвластный времени модный аксессуар, который вы можете носить на протяжении веков, и он доступен в различных формах и стилях как из чистого золота, так и из стерлингового серебра от христианской ювелирной компании Apples of Gold Jewelry. .
Категория : Христианские украшения, Кресты, История ювелирных изделий
О ношении креста | Коптская православная епархия Лос-Анджелеса
Крест Иисуса Христа – радость и похвала христиан. Крестом мы спасены, и Крестом бесы обращены в бегство. Ношение Креста на себе – это основной и простой способ сохранить Христа в нашей повседневной жизни и бороться с влиянием дьявола.
Кто и когда носит Крест?
Младенцы и взрослые, крещенные в Коптской православной церкви, обычно получают маленькое изображение Святого Креста для ношения на шее. С этого времени и до времени отшествия человека каждый православный христианин должен ежеминутно носить Святой Крест.
Крест — это не просто украшение или украшение нашей личности, но знак торжества Христа над смертью и нашей принадлежности Христу. Не православно просто «украшать» себя или своих детей крестом по воскресеньям, чтобы прийти в церковь, а затем не надевать крест до конца недели. Христианин всегда носит Крест.
Мы носим крест внутри или снаружи?
За исключением духовенства, мы обычно носим крест на внутренней стороне рубашки или блузки, а не на внешней стороне. Это не внешнее украшение, а скорее напоминание о нашем крещении, акт молитвы и защита от дьявола. Неплохо носить крест наизнанку, если есть желание, но на самом деле это не древний обычай.
А как насчет татуировок с крестом?
Среди христиан-коптов с первых дней гонений сложилась традиция вытатуировать на запястьях маленькое изображение Святого Креста.
Хотя эта практика широко распространена, к сожалению, в наше время ею злоупотребляют. Верующие татуируют не маленькие кресты на запястьях, а большие замысловатые кресты на предплечьях и даже изображения святых и другие религиозные образы по всему телу. Хотя эта практика достойна восхищения, она не принята в православном христианстве, которое учит святости тела как храма Святого Духа.
Допустимо небольшое и простое изображение креста на правом запястье; все, что сверх этого, несовместимо с православным обычаем.
А иероглифы, глаза и т.д.?
Многие отказываются от ношения изображений Святого Креста в пользу ношения изображений иероглифов, глаз и прочего. Это не православная практика. Действительно, носить глаза для защиты от «дурного глаза» — это языческая практика магов, а не христиан.
Самая эффективная защита от силы злых духов – изображение Креста Господня. Мы должны учить этому наших детей и побуждать их всегда выбирать Святой Крест среди других подвесок и украшений.