Творец природы человек: Человек как творец — урок. Обществознание, 6 класс.

Разное

Д.П. Мирандола, Речь о достоинстве человека

Джованни Пико делла Мирандола, обучаясь в Парижском университете в 1485-86 годах, ознакомился с многочисленными текстами греческих, арабских и еврейских философов…

Работа с этими текстами послужила отправной точкой для разработки им собственной философской системы.

В 1486 году 23-летний философ составил «900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения», рассчитывая защищать их на учёном диспуте в Риме, для участия в котором – по мысли автора – нужно было пригласить учёных со всей Европы…  

«Специально созданная по распоряжению папы Иннокентия VIII комиссия теологов отнесла некоторые из тезисов Пико к еретическим, а после отказа автора признать правильность этих обвинений, вызвавшего резкое недовольство папы, еретическими были объявлены все тезисы. Пико вызвали в суд инквизиции, от суровых последствий которого его спасло только заступничество Лоренцо Медичи (Тогдашний правитель Флоренции – Прим. И.Л. Викентьева). Диспут не состоялся, но написанная для вступительного слова к нему «Речь о достоинстве человека» сделала имя Джованни Пико делла Мирандола широко известным в Италии и за её пределами. «Речь» Пико стала программной в гуманистическом движении конца XV — начала XVI в. Последние годы своей недолгой жизни Пико провёл во Флоренции в кругу гуманистов Платоновской академии, пользовавшихся покровительством Лоренцо.

В сочинении Пико дано философское обоснование достоинства человеческой природы в новом гуманистическом его понимании.

Опираясь на античные идеи — человек-микрокосм, человек — центр Вселенной — и связывая их с христианским учением о сотворении человека, Пико изменяет главный смысл последнего (человек создан по образу и подобию Бога) и приходит к заключению, что человек сам — свободный творец собственной природы, что является, по мысли философа, исключительной привилегией человека,  предопределённой  тем, что именно он должен оценить величие мироздания — божественного творения — и возвыситься благодаря этому над всеми прочими смертными существами.

Эту мысль Пико выразил следующими словами: «Но, закончив творение, пожелал мастер, чтобы был кто-то, кто оценил бы смысл такой большой работы, любил бы её красоту, восхищался её размахом». Создав человека и поставив его в центре мира, возгласил творец: «Не даём мы тебе, о, Адам, ни определённого места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определён в пределах установленных нами законов. Ты же, не стеснённый никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире».

Итак, согласно Пико, Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему самому творить свой образ. Центральное положение в мире обеспечило человеку близость и влияние всех прочих творений бога. Восприняв их важнейшие свойства, человек как свободный мастер окончательно сформировал свою сущность и тем самым возвысился над прочими творениями.

«О, высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, что пожелает, и быть тем, чем хочет!» — восклицает Пико. Свободный выбор, не скованный божественным вмешательством, определяет высокое достоинство человека. Этот гимн творческим возможностям человека, свободному выбору, побудил многих исследователей увидеть в тезисе о свободной воле, отличающей человека от прочих творений, центральный момент учения Пико о достоинстве человека».

Брагина Л.М., Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков, М., «Высшая школа», 1977 г., с. 225-226.

 

«…чем более укреплялась цивилизация, тем чаще отдельным индивидам закрадывалось в голову подозрение, что творят они сами, с минимальной поддержкой таинственных сил извне или вовсе без подобной помощи. Но об этом лучше было молчать — культура не была готова спокойно отнестись к такой ереси. С торжеством монотеизма слово Создатель стало званием божества и писалось с большой буквы. Со времен Аристотеля то, что мы сейчас именуем творчеством, было принято называть «мимезис» — подражание. Ни Данте, ни Петрарка не смели, не умели назвать себя творцами. Нужно было стечение множества обстоятельств, чтобы в экзальтированной атмосфере ренессанской Флоренции Пико делла Мирандола мог решиться на то, чтобы — оставив за божеством акт творения мира и человека — от имени божества всё остальное передать самому человеку: «Сам определишь свою натуру в соответствии с твоей свободной волей».

Глазычев В.Л., Эволюция творчества в архитектуре, М., «Стройиздат», 1986 г., с. 5.

 

ЧЕЛОВЕК: ТВОРЕЦ ИЛИ РАЗРУШИТЕЛЬ | cosmograph

путь человечества

Вопрос о смысле человеческого бытия во все времена был и остается одной из важнейших проблем, стоящих перед каждым отдельно взятым человеком и всей цивилизацией в целом. С точки зрения единого религиозно-научного подхода ответ на этот вопрос в наиболее общем виде можно сформулировать как предназначение человека быть творцом на Земле «по образу Бога» ( Книга Бытие, 1 глава ).

С того момента, как было завершено сотворение материального мира, в нем действуют установленные Творцом непреложные законы, известные как «законы природы». Один из основополагающих среди них — Второе начало термодинамики или закон энтропии, определяющий постоянное уменьшение в мире количества энергии, доступной для всевозможных материальных процессов ( физических взаимодействий, химических реакций и т.п. ). В конечном счете действие закона энтропии должно было бы привести к прекращению всех процессов -энергетическому «концу света».

Человек в этом материальном, подверженном саморазрушению мире, предназначен исполнять роль творца, противостоящего этой тенденции деградации. Наделенный Божественной мудростью, способностью к познанию духовных и материальных законов, лежащих в основе мироздания, человек имеет потенциальную возможность выполнить свою роль. Однако принцип свободы воли, необходимый для осуществления творческой миссии, предполагает неограниченные возможности выбора направлений человеческой деятельности. Пользуясь этим, многие отказываются от поиска истины, довольствуясь лишь относительным знанием, необходимым для обслуживания своих сиюминутных потребностей, и в результате образуют огромную материальную силу, увеличивающую и ускоряющую процесс разрушения мира. Иначе говоря, человек способен быть и творцом, и разрушителем в зависимости от своей духовной направленности.

Развитие цивилизации всегда сопровождалось прогрессом материального производства. Небывалые темпы такого прогресса приходятся на конец XIX — начало XX века, и с этого момента имеют лишь тенденцию к усилению. Апологеты современной цивилизации утверждают, что это и есть творческая, созидательная деятельность человека. В сущности же все представляется совершенно иначе. Многочисленные примеры такого рода «творческой» деятельности указывают на обратное: действия человека носят деструктивный характер по отношению к материальному миру, являются однонаправленными с законом энтропии, только усиливая и ускоряя процессы распада и деградации материи.

Массовая добыча полезных ископаемых, прежде всего — руд металлов и горючего сырья ( угля, нефти, газа ), стала жизненно необходимой для самого существования современной цивилизации; процессы выкачивания химических веществ и элементов из земной коры приняли глобальный характер. Рассматривая это с позиций единого религиозно-научного мировоззрения, мы учитываем тот достоверный факт, что различные химические элементы и необходимые человеку вещества, образующие залежи полезных ископаемых, сконцентрировались в земных слоях не сами по себе, в результате хаотического движения мертвой материи, т.к. последняя не способна к самоупорядочению, а наоборот, вследствие закона энтропии, элементы могут лишь рассеиваться ( действием выветривания, вымывания и т.п. ). Само наличие на Земле месторождений, находящихся в определенных местах тех или иных руд и минералов свидетельствует о действии творческих сил, первичных по отношению к материальному миру, т.е. о Божественном акте Сотворения мира. В частности, появление запасов руд и минералов относится непосредственно к эпохе Творения; образование органических ископаемых, таких как уголь и нефть, происходит в более поздние катастрофические эпохи, среди которых следует выделить так называемый Всемирный потоп ( 1656 — 1657 г. г. от Сотворения мира ) и Разделение земли ( между 1753 и 1997 г.г. от Сотворения мира ).

Но каким образом человек распоряжается этими бесценными дарами? Ответ очевиден: хищнически разграбляя их на потребу дня, он в буквальном смысле рассеивает по ветру упорядоченные Творцом полезные запасы, делая их практически недоступными для дальнейшего использования. Не секрет, что ежегодно значительный процент металла, выплавляемого человечеством из добытой руды, безвозвратно рассеивается, превращаясь в ржавчину и другие оксиды; ценное химическое сырье — нефть — большей частью сгорает в автомобильных двигателях, обеспечивая неуемную потребность человека в перемещении. Большинство стран мира совершенно никак не утилизируют отходы, содержащие ценные химические элементы, и они также становятся недоступными для повторной добычи. Следует отметить, что недоступность эта относительна, так как теоретически можно добывать и золото из морской воды, но там оно содержится в столь ничтожных концентрациях, что затраты по его выделению во много раз превысят его собственную стоимость. Не удивительно, что в не слишком отдаленном будущем такая судьба постигнет и железо.

Другой стороной этой разрушительной работы, производимой современной человеческой цивилизацией, является катастрофическое загрязнение среды обитания. Те же самые элементы, рассеиваясь в биосфере в результате бурного «прогресса» производства, одновременно превращаются в факторы экологического бедствия. Извлеченные из земной коры и впоследствии выброшенные на свалки соединения тяжелых металлов, радионуклиды, продукты органического синтеза накапливаются в живых организмах и в конечном счете оказывают губительное воздействие на самого человека.

Нет смысла уповать на то, что некие новые научные открытия сделают возможной и доступной промышленную добычу железа из морской воды, нефти — с поверхности загрязненных ею рек и озер, а также спасут человека от болезней, вызванных экологическими нарушениями. Логика развития науки, состоящей на службе у современной цивилизации такова, что любые научные достижения приводят лишь к новому этапу борьбы человека с природой, усилению разрушительной направленности человеческой деятельности.

В результате человек духовно деградирует, ибо полностью утверждается в мысли о единственности такого пути, отсутствии позитивной альтернативы своей разрушительной функции. Так образовался замкнутый порочный круг, в котором человечество оказалось по собственной воле, поскольку идеологической базой современной цивилизации оно провозгласило материалистический принцип погони за удовлетворением материальных потребностей, кои якобы должны еще и постоянно возрастать в соответствии с развитием науки и техники. Этот постулат является благословением для безмерного и часто бессмысленного увеличения материального производства, которое в свою очередь требует прогресса обслуживающей его науки и приводит к изобретению и формированию все новых и новых потребностей.

Становится вполне очевидно, что для выхода из тупика, в который неуклонно загоняет себя человечество, прежде всего требуется духовное устремление к изменению идеологической базы современной цивилизации, преодоление той отрицательной духовной направленности, которая является причиной разрушения этого мира и духовной и биологической деградации самого человека. Понимание бесплодности материалистического мифа о необходимости удовлетворения постоянно растущих материальных потребностей создаст условия для глобального процесса оптимизации человеческих потребностей. Вследствие этого должен будет измениться весь характер производственно-хозяйственной деятельности человека, она примет разумный и действительно созидательный характер. Осознание своего изначального предназначения — быть творцом в этом мире — приведет к гармонизации взаимодействия человека и природы.

путь человечества

14: Происхождение и природа человека

Что такое человек? Человек — существо, стоящее выше всех других существ в этом мире — и, следовательно, обладающее властью над ними — в силу своей способности знать и любить своего Творца. Эта способность знать (разум) и любить (воля) есть imago Dei , потому что, зная и любя Бога, человек знает и делает в конечной мере то, что Бог знает и делает в бесконечной мере. В этом знании Бога подразумевается знание и любовь ко всем другим созданиям (в первую очередь к человеку, потому что человек является высшим творением), которые являются многими проявлениями Бога, прямо или косвенно, сознательно или бессознательно, рационально или нерационально. Человек в том виде, в каком он существует сейчас, кроме воссоздания или возрождения, больше не обладает imago Dei в этом смысле, но его нынешнее состояние нас здесь не касается.

Экспозиция. 1. Создание. В Бытие 1:27 записано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его». Таким образом, согласно Библии, Бог сотворил человека или сотворил его из ничего простым словом Своей силы. Нам не нужно останавливаться на том, что Библия действительно учит ex nihilo сотворению, что признается почти повсеместно (хотя Барт отрицает это как ex nihilo творение).0003 «спекулятивная конструкция» и в характерной манере придает ему новый и новый смысл ( Kirchliche Dogmatik, III/2, стр. 187).

2. Идеальный мужчина. Если Бог сотворил человека и был доволен Своей работой, как говорит Библия, то человек изначально был гораздо более благородным существом, поскольку он появился на свет «с облаком славы», чем он является теперь, после столетий барахтания в греховной яме, в которую падение от первозданного совершенства привело его. Лютер может быть прав, предполагая, что «сила зрения Адама превосходила таковую у рыси», и его сила позволяла ему управлять львами и медведями (H. T. Kerr, 9).0003 Компендиум богословия Лютера, стр. 79). Роберт Саут в своей знаменитой проповеди «Человек, сотворенный по образу Божьему», вероятно, был прав, говоря, что Аристотель был «мусором» Адама (поскольку естественные способности новосотворенного человека должны были быть выше, чем у падшего человека). ), но, вероятно, неправильно говорить, что Афины были лишь «рудиментом» Рая (потому что приобретенная культура первого человека не могла быть столь велика, как опыт расы).

3. Мужчина и женщина. Бытие 1:27 учит, что человек был создан мужчиной и женщиной: «Мужчиной и женщиной сотворил их». Женщина не была отдельным творением, хотя Библия представляет ее как отличающуюся от мужчины тем, что она была срисована с его стороны, сделана из него. Сегодня настолько общепризнано, что женщина, как и мужчина, была создана по божественному образу, что кажется почти странным обнаружить, что д-р Франц Пипер приводит четыре или пять убедительных библейских аргументов в доказательство своей точки зрения ( Christliche Dogmatik, 9). 0004 стр. 261).

Другие информационные бюллетени

4. Тело и душа. О том, что человек был создан составным существом — телом и душой, — учит первая глава Книги Бытия. Он устроен так, как другие твари до него были сотворены, хотя и позже и, очевидно, более сложными (1:26), но вдобавок и отличительным образом Бог вдыхает в него (а не в других) и он становится живой душой (Бытие, 2:7). ). Таким образом, хотя тело хорошо и божественно сотворено и поэтому никогда не должно презираться или унижаться, не говоря уже о обвинении в том, что оно зло, оно все же ниже души, которую Бог вдохнул исключительно в человека.

Конечно, если человек был сотворен телом и душой, то само собой разумеется, что Адам был историческим существом. Он был не просто «человеком» — он был особенным человеком. Он был не обычным человеком, а отдельным человеком. В наше время модно рассматривать Бытие 1–3 как Urgeschichte , или изначальную историю, а Адама как «Urmensch» , или изначальный человек. Мы избавим себя от труда позитивного изложения этой трудной идеи и сделаем лишь одно замечание: что бы это ни значило, оно отрицает, что Адам был личностью, как и мы, и что его история есть история, как наша история есть история. Но Библия учит, что Адам был такой же личностью, как и мы, и что его история такая же история, как и наша. Во-первых, на первый взгляд эти три главы, как и другие главы Бытия, претендуют на подлинность истории (9).0003 Historie, , а не Geschichte). Во-вторых, Вселенская Церковь так понимала эти главы до сих пор, за исключением диалектических теологов и их новообращенных. В-третьих, это отклонение вызвано внешними факторами (геологическими и антропологическими теориями), а не библейской экзегезой. В-четвертых, Бытие 1–3 объединено с остальной частью Бытия, что является типичной историей (практически все признают это, по крайней мере, в Бытие 12–50). В-пятых, в Бытии 5:1–5 Адам конкретно упоминается, как и в 1 Паралипоменон 1:1, в бесспорном историческом смысле. В-шестых, Новый Завет также упоминает Адама в исторической генеалогии в Иуды 14 и Луки 3:38. В-седьмых, Павел сравнивает и противопоставляет Адама Иисусу Христу как первому и второму Адаму. Здесь есть дуализм, как утверждают демифологисты, но не космический дуализм, а просто дуализм двух исторических личностей в репрезентативных ролях. В-восьмых, если Адама можно «демифологизировать», мы не видим причин мешать Бультману демифологизировать всю Библию, как он, похоже, намеревается это сделать. В-девятых, если нам нужно демифологизировать, то Бультман может не только сделать это со всей Библией, но он или кто-либо другой может интерпретировать демифологизированную Библию по своему усмотрению.

5. Образ Божий. Но, без сомнения, наиболее значительным аспектом природы человека является imago Dei. Бытие 1:26 («сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему») раскрывает природу человека. Созданный или сотворенный, он является зависимым существом. Созданный по образу Божию, он разумен, ибо Бог обдумывает и планирует свое творение; он социален, ибо Бог создал его по «нашему» образу; он имел власть над другими созданиями, ибо ни один из них не был основан на этом превосходящем образе. Но не подразумевает ли этот текст материальность в Боге (как учат мормоны) и вечность в человеке (как говорят пантеисты)? Не следует ли толковать «образ» исчерпывающе, а не ограничительно? Нет, потому что контекст творения несет в себе обширные последствия, которые являются частью преподавания текста. Бог, представленный здесь как Творец, но сам несотворенный и независимый, бесконечно и вечно превосходит творение. Таким образом, духовные качества imago — это те, которые согласуются с отношениями Творца и творения, такими как знание, праведность и святость. Физические свойства человека явно не входят в состав imago , потому что вечный, самостоятельный дух не мог бы обладать временным, зависимым телом как существенной, необходимой частью своего существа.

То, чему дидактически учит Бытие 1:26, сформулировано в описании «они услышали голос Господа Бога, ходящего в раю в прохладе дня» (3:8) — антропоморфное представление общения между тварями и Творец. Это иллюстрирует способность рациональной природы человека понимать, в какой-то мере, разумное существо Бога, как последний решает открыть его. Точно так же задание «называть животных» (2:20), то есть классифицировать подчиненных существ, предполагает рациональность, научное знание или потенциальность. Нравственный долг подразумевается в таком назначении, но моральная природа человека еще более очевидна в повелении и запрете на вкушение запретного плода (2:16 и далее). Интеллектуальная природа человека обычно обозначается как образ Божий в более широком смысле; нравственная, или святая, природа есть собственно образ Бога в более узком смысле. Первое неотъемлемо даже в аду; последнее можно было потерять даже в раю.

Помимо самого повествования о сотворении мира, мало что в Библии касается описания человека как такового, но человека как грешника. Псалом 8 — это редкий отрывок, размышляющий об идеальном человеке. Большинство антропологических ссылок после книги Бытия косвенно относятся к восстановлению человека как грешника в его прежнем состоянии человека как человека. Псалом 8 не столько расширяет наши знания об основной природе человека, сколько подчеркивает его возвышенность по сравнению с другими тварями и его ничтожность по сравнению с его Творцом. Хотя человек немногим ниже ангелов (по сравнению с которыми он ниже по природе, но выше по судьбе), то, что Бог посещает его, является признаком крайней снисходительности. 1 Коринфянам 15:47, 48 показывает, что человек, изначально сотворенный, был от земли земным, в отличие от человека, воссозданного и воскресшего, который обладает Духом в несвойственной прежде манере. В Ефесянам 4:24 Павел показывает, что возрожденный человек в принципе восстанавливается до своего прежнего состояния знания и святости. Когда Павел указывает, что фессалоникийские христиане должны быть освящены телом, душой и духом (1 Фес. 5:23), я полагаю, что он рассматривает душу человека в двойном аспекте одушевляющего начала ( psuche ) и имаго ( pneuma ) .

Заявление. 1. Каузальный эволюционизм. Как каузальные эволюционисты объясняют происхождение человека? В конечном счете, это не естественный отбор; это просто непосредственная причина. В конце концов, это случайно. Г. Г. Симпсон в своей работе «Значение эволюции » (1951), по-видимому, считает, что человек был непреднамеренной случайностью. Бертран Рассел говорит: «…даже если чрезвычайно маловероятно, что законы случая… создадут организм, способный к разуму, из случайного отбора атомов, тем не менее вероятно, что во Вселенной будет то очень небольшое количество таких организмы, которые мы действительно находим» ( Почему я не христианин, 1957, с. 24). Еще более свежее заявление Уильяма С. Бека в Modern Science and the Nature of Life (1961, p. 252) имеет тот же смысл: «Когда шкала времени достаточно длинна, невероятное становится неизбежным». Но это вероятностное мышление и аналогия с игральными костями, использованная Расселом, не подходят для рассматриваемого нами случая. В костях может выпасть любое число от двух до двенадцати, а закон средних чисел гласит, что все возможности выпадут в определенных пропорциях. Но что говорит закон средних чисел о получении крови из репы? или шелковый кошелек из свиного уха? или, если придерживаться исходной аналогии, о выпадении «единицы» или «тринадцати» из пары игральных костей? эмерджентная эволюция, эпи феноменализм и творческая эволюция — это просто квазинаучные, вызывающие вопросы термины, не более приемлемые, чем «спонтанное зарождение», от которого они действительно являются просто изощренными современными вариациями.

2. «Психологизм». Многое в психологии стало в наше время очень детерминистским, а философия, по крайней мере в ее экзистенциалистских разновидностях, — чрезвычайно волюнтаристской. М. Б. Арнольд («Психология и образ человека», стр. 9).0003 Religious Education, 1959) считает Юнга и Адлера, а также Фрейда необходимыми; Райнхольд Нибур отмечает, что Сартр волюнтарист до такой степени, что отрицает человеческую природу (статья о «Я» в A Handbook of Christian Theology, , 1960). Как мы увидим, истина лежит между ними. Представлению о том, что человек есть то, что он ест, или выделяет, или возбуждается, противостоит библейское мнение, согласно которому выбор человека находится под влиянием этих факторов, но не «детерминирован» в том смысле, что они сдерживаются или принуждаются этими факторами. Бог повелел идеальному человеку, «первому» и «второму» Адаму. Библия не принимает учения о том, что выбор человека принадлежит не ему, а его железам. Библейский Бог также не сердится на нервы человека, когда он совершает грех. И органы человека — в отличие от человека — не приговорены к суду.

3. Экзистенциализм. Экзистенциализм движется к другому полюсу — от причины без произвольного действия к произвольному действию без причины. Не причины, мотивы, причины определяют действия людей, а действия людей определяют причины, мотивы, причины. Экзистенциально говоря, человек абсолютно свободен, его действия совершенно случайны; его решение находится в момент кризиса. Человек не действует по таким-то и таким-то причинам. Но «причины» наполняются решениями. Свободные действия предполагают распятие интеллекта. Теологи-экзистенциалисты иногда думают, что их отец — Библия, поскольку в ней говорится, что исход жизни исходит из сердца (Притчи 4:23) и что каждый человек делает то, что правильно в его глазах (Судей 21:25). Это тот тип вещей, который заставил некоторых римско-католических богословов считать себя и даже Фому Аквинского экзистенциальными. Это понятие эффективно опровергается Ф. Х. Хайнеманом в его «Экзистенциализме, религии и теологии» (9). 0003 Hibbert Journal, , июль 1960 г.), не говоря уже о Пии XII в Humani Generis (1950). Протестантские ученые были еще более восприимчивы.

Хотя экзистенциализм и удерживает важную истину (мне кажется, что 90 процентов экзистенциальных текстов можно было бы назвать «О важности серьезности»), он совершенно не в фокусе. Бытие представляет творение, человека, которому даны причины следовать добродетели, избегая греха. Если человек съест плод определенного дерева, он умрет; если нет, то он живет. Его решение необходимо (что противопоставляет Библию детерминизму), но решение мотивировано причинами (что противопоставляет Библию парадоксальному экзистенциалисту).

4. Неоправославие. Существует по крайней мере три фундаментальных неоортодоксальных отклонения от библейского учения о человеке. Во-первых, Адам представлен не как одна историческая личность, а как вечный внеисторический символ всякой исторической личности. «Адам — это каждый человек» ( Theological Word Book, ed. by Alan Richardson, 1950, p. 14). Во-вторых, нет ни изначальной праведности, ни сотворенной благости, а есть лишь потенциальность. В-третьих, естественный и нравственный образ часто смешиваются, и оба они уничтожаются грехопадением. «Барт идет далеко за Кальвина» (который излагает библейский взгляд) «в том, что Imago Dei стирается, а не искажается, так что наша человеческая природа не только неспособна к духовному добру, но не может ни сохранить, ни передать божественный дар. (А. М. Фэйрвезер, Слово Истины, 1944, с. 1).

Библиография: Дж. Эдвардс, Свобода воли, П. Рэмси, изд.; Х. Хеппе, Реформатская догматика ; Дж. Г. Мачен, Христианский взгляд на человека; Р. Микстер (ред.), Эволюция и христианская мысль сегодня; Дж. Орр, Образ Бога в человеке (2-е изд.).

Профессор церковной истории

Питтсбургская теологическая семинария

Питтсбург, штат Пенсильвания

Есть что добавить по этому поводу? Видите что-то, что мы пропустили? Поделитесь своим отзывом здесь.

Наши цифровые архивы находятся в стадии разработки. Сообщите нам, если необходимо внести исправления.

Сотворение, природа и грехопадение человека

1. Кто нас создал?

Бог создал нас.

(a) Разум без помощи откровения может доказать, что Бог существует. Он знает, что эта огромная вселенная не могла возникнуть сама по себе. Движение творений и их зависимость друг от друга, различные степени совершенства, обнаруживаемые в них, то, что они возникают и перестают существовать, и, наконец, чудесный порядок во вселенной требуют существования всемогущей силы. и мудрость вечной разумной причины, которую мы называем Богом.

2. Кто такой Бог?

Бог есть Высшее Существо, бесконечно совершенное, сотворившее все сущее и поддерживающее его существование.

(а) Эта вселенная существовала не всегда; оно возникло в начале времен.

(б) Все зависит от Бога; они начинают и продолжают существовать силой Божией.

3. Зачем Бог создал нас?

Бог создал нас, чтобы явить Свою благость и разделить с нами Его вечное счастье на небесах.

(а) Сотворив мир, Бог не умножил Своего счастья, так как Он был бесконечно счастлив от вечности, но Он проявил Свою славу внешне, разделив Свою благость. Все творения самим своим существованием являют славу Божью, ибо все зависят от Бога в своем существовании.

(б) Бог создал человека, чтобы особым образом проявлять Свою славу. Он дал человеку разум и волю, чтобы он мог знать, восхвалять и любить своего Творца. В служении Богу человек находит свое истинное, хотя и несовершенное, счастье в этой жизни. Совершенное счастье было обещано в следующей жизни как награда за заслуги, которые человек приобретает здесь, на земле. Таким образом, счастье человека также является целью творения.

(c) Счастье небес состоит в прямом видении, любви и наслаждении Богом. Эта награда настолько превосходит человеческую природу, что без сверхъестественной помощи Божией она не может быть достигнута. На небесах Бог дает нам свет славы, который позволяет нам видеть Его лицом к лицу. Во время нашей земной жизни Бог дает нам Свою благодать, которая позволяет нам жить сверхъестественной жизнью и совершать действия, которые могут заслужить эту награду.

(d) Счастье блаженных на небесах зависит от заслуг их жизни на земле. Все на небе совершенно счастливы, но один человек может иметь большую степень счастья, чем другой, потому что у него больше способностей к счастью, а другой потому, что у него больше возможностей для счастья, по причине более добродетельной жизни на земле.

48. Что такое человек?

Человек — существо, состоящее из тела и души и созданное по образу и подобию Божию.

(а) Душа и тело не являются свободно связанными частями человека, они объединены субстанциальным союзом, образуя единую законченную человеческую природу. Душа не находится ни в каком отдельном члене тела, но цела и цельна в каждой части.

49. Это уподобление Богу в теле или в душе?

Это подобие Богу главным образом в душе.

(a) Все существа имеют некоторое сходство с Богом, поскольку они существуют. Растения и животные подобны Ему, поскольку в них есть жизнь, но ни одно из этих творений не создано по образу и подобию Божию. У растений и животных нет разумной души, как у человека, благодаря которой они могли бы знать и любить Бога.

50. Чем душа подобна Богу?

Душа подобна Богу, потому что это дух, обладающий пониманием и свободной волей, которому суждено жить вечно.

(а) Люди особенно подобны Богу, когда знают и любят Его:

сначала , чисто естественным образом, без помощи благодати;
второй , сверхъестественным образом здесь, на земле, с помощью благодати;
третий , совершенным образом на небесах, с помощью особого] света, который Бог дает душам блаженных.

(b) Понимание – это способность души постигать, судить и рассуждать и, таким образом, знать, что правильно, а что нет.

(c) Совесть — это суждение, посредством которого мы здесь и сейчас решаем, что нам следует делать как добро, а избегать как зло.

(d) Свободная воля — это способность души выбирать действовать или не действовать.

(e) Человеческие души живут вечно, потому что они духи.

(f) Бесконечная жизнь души называется бессмертием.

51. Кто были первыми мужчиной и женщиной?

Первыми мужчиной и женщиной были Адам и Ева, первые родители всего человечества.

(a) Теория эволюции, которая учит, что высшие формы жизни развиваются из низших форм, не предлагает убедительных научных доказательств того, что человеческое тело развивалось постепенно из тела низшего животного.

(b) Если бы можно было получить научное доказательство такого развития тела человека, оно не противоречило бы католической доктрине при условии, что какое-то особое действие Бога признается не только в сотворении души, но и в производстве тела Адама.

(c) Человеческая душа, будучи духовной, никак не могла развиться из низшей, материальной формы жизни.

(г) Священное Писание учит, что душа Адама, как и всякая человеческая душа, была создана непосредственно Богом.

52. Какой главный дар был дан Адаму и Еве Богом?

Главным даром, данным Богом Адаму и Еве, была освящающая благодать, которая сделала их детьми Божьими и дала им право на небо.

(а) Освящающая благодать – это сверхъестественный дар, являющийся причастностью к природе Самого Бога и возвышающий людей до сверхъестественного порядка, наделяя их силами, полностью превышающими те, что присущи человеческой природе.

(б) Вместе с освящающей благодатью Бог дал Адаму и Еве сверхъестественные добродетели и дары Святого Духа.

53. Какие еще дары были даны Адаму и Еве Богом?

Другими дарами, дарованными Адаму и Еве Богом, были счастье в райском саду, великое знание, обуздание страстей разумом и свобода от страданий и смерти.

(а) Эти дары не сверхъестественны и не выше всех сотворенных естеств, но они сверхъестественны, то есть выше сил человеческой природы, хотя и не выше всех сотворенных естеств.

(б) Если бы Адам не согрешил, то эти дары передались бы всем людям как достояние человеческой природы.

54. Какую заповедь Бог дал Адаму и Еве?

Бог дал Адаму и Еве заповедь не есть плодов определенного дерева, которое росло в райском саду.

(а) Бог хотел испытать послушание наших прародителей, чтобы они могли иметь честь доказать свою верность Ему и особым образом заслужить вечное счастье на небесах.

55. Повиновались ли Адам и Ева заповеди Бога?

Адам и Ева не послушались заповеди Божией, а съели запретный плод.

(a) Вкушая запретный плод, Адам и Ева совершили грех гордыни и непослушания. Наши прародители жестоко согрешили, потому что сознательно не повиновались серьезному повелению Бога.

56. Что случилось с Адамом и Евой из-за их греха?

Из-за своего греха Адам и Ева потеряли освящающую благодать, право на небо и свои особые дары; они стали подвержены смерти, страданиям и сильной склонности ко злу и были изгнаны из райского сада.

(а) Утрата освящающей благодати и особых даров положила начало тому конфликту между низшими силами человека и его разумом, о котором св. Павел говорит: «Плоть вожделеет против духа, и дух против плоти… .» (Галатам 5:17).

(б) Священное Писание учит нас, что Адам, по благодати Божией, впоследствии получил прощение своего греха.

57. Что случилось с нами из-за греха Адама?

Из-за греха Адама мы, его потомки, приходим в мир лишенными освящающей благодати и наследуем его наказание, как наследовали бы его дары, если бы он был послушен Богу.

58. Как называется этот грех в нас?

Этот грех в нас называется первородным грехом.

59. Почему этот грех называется первородным?

Этот грех называется первородным, потому что он перешел к нам через наше происхождение или происхождение от Адама.

60. Каковы главные наказания Адама, которые мы унаследовали через первородный грех?

Главные наказания Адама, которые мы унаследовали через первородный грех, — это смерть, страдание, невежество и сильная склонность к греху.

(а) Факт первородного греха объясняет, почему человек так часто искушается злом и почему он так легко отворачивается от Бога.

(b) Из-за невежества, проистекающего из первородного греха, разум человека испытывает трудности в познании многих необходимых истин, легко впадает в заблуждение и более склонен рассматривать временное, чем вечное.

(c) Наказания за первородный грех — смерть, страдание, невежество и сильная склонность к греху — остаются после Крещения, даже если первородный грех удален.

(d) Хотя у нас есть сильная склонность ко злу в результате первородного греха, наша природа не является злой сама по себе; оно может совершить некоторые добрые дела в естественном порядке без помощи благодати.

61. Разве Бог несправедлив, наказывая нас за грех Адама?

Бог не несправедлив, наказывая нас за грех Адама, потому что первородный грех не отнимает у нас ничего, на что мы имеем полное право как человеческие существа, а только бесплатные дары, которые Бог в Своей благости даровал бы нам, если бы Адам не согрешил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы