У сирийцев какая вера: Come to Syria | История Сирии, Религия, Христианство в Сирии

Разное

Come to Syria | История Сирии, Религия, Христианство в Сирии

Стартовая страница >  О Сирии >  Религия

Религия

90
% населения Сирии составляют мусульмане, 10% христиане. Мусульмане
преимущественно сунниты ( 74 % ). Остальное население составляют представители
различных исламских направлений, главным образом алавиты ( составляют 10% общей
численности населения ) и друзы ( 6% ), однако в стране также присутствуют
общины шиитов-исмаилитов, которые резко увеличились из-за притока  иракских беженцев с 2005 г.

 

Ислам:

Ислам,
третья Монотеистическая религия, которая была основана Пророком Мухаммедом,
потомком длинной линии пророков, включая Иисуса, Моисея, Авраама, и Давида (Мир
им).

 

Пророк
Мухаммед получил откровение от Архангела Гавриила                                          ( В исламе – Джебраила ), который
продиктовал ему Коран. Слово «Аллах» с арабского переводится – «Бог». После
широкого распространения, ислам стал главной религией Сирии.

 

Христианство:

Христиане
в Сирии составляют приблизительно 8 – 10 % сирийского населения.

 

Но христианство в Сирии не
является монолитным, а представлено разными церквями, в их числе Католические
церкви, Православные церкви и Протестантские церкви.

 

В свою очередь
представителями Католических церквей являются – грекокатолики, сиро-католики,
армяно-григориане, марониты, халдеи  и
католики латинского обряда. У всех есть собственный Патриарх, хотя самое
высокое положение занимает Папа Римский в Ватикане.

 

Православные
церкви также разделены на – греко-ортодоксальные, сиро-ортодоксальные и
армяно-ортодоксальные.  У этих церквей
есть свои собственные Патриархи, а армянская ортодоксальная Церковь находится
под руководством Патриарха в Армении.

 

Протестантов
в Сирии немного и находятся под руководством Thinodus (Уровень Духовенства).

 

Их
представительство в научной и экономической жизни страны намного превышает
процент их населения.

 

Христианство
в Сирии признано, поэтому Национальные праздники включают Рождество, Новый Год
и Пасху.

 

Армянская
Православная Церковь празднует Рождество 6 Января.

 

Пасха
празднуется в две разные даты, по общепринятой Западом дате (празднуется
Католическими Церквями, Протестантскими Цекрвями и Армянской Православной
Церковью) и по другой дате, принятой сиро и греко-ортодоксами.

 

Иудаизм:

Есть
также совсем небольшое сирийское еврейское сообщество, которое ограничено,
главным образом, Дамаском; остатки прежде 40 000 сплоченных сообществ. После
принятого ООН в 1947 году плана Разделения  Палестины, были многочисленные выступления против евреев в Дамаске и
Алеппо. Еврейская собственность была конфискована или сожжена и после
учреждения государства Израиль, многие сбежали в Израиль, и только 5000 евреев
остались в Сирии. Из них, 4000 осталось после соглашения с Соединенными Штатами
в 1990-х. С 2006 г. насчитывается только несколько сотен евреев, оставшихся в
Сирии.

 

Религиозные
памятники :

 

Мечеть
Омейядов :

Расположена в одном из
самых священных мест в старом городе Дамаска, в конце Suq al-Hamidiyeh. Мечеть Омейядов построил арабский халиф Валид бен
Абдель-Малик в 705 г., когда Дамаск был столицей арабской исламской
Империи.

 

Место, где сейчас стоит
мечеть, в арамейскую эру было занято Храмом Хадада (арамейского бога древних сирийцев 3 000 лет назад).
Позже, в римскую эпоху, на этом месте располагался Храм Юпитера. Затем, в византийское время, ( в 4 столетии, когда
распространялось христианство) христианская церковь, посвящённая Иоанну Крестителю.

 

Первоначально арабское
завоевание Дамаска в 635 году не затронуло церковь, как сооружение, почитаемое
как мусульманскими, так и христианскими прихожанами. Это сохранило церковь и
богослужения, хотя мусульмане построили пристройку напротив южной стены храма и
там выполняли свои обряды.

 

Когда
Халиф Валид решил установить величайшую мечеть, подходящую своим великолепием
арабскому миру, мечеть, подобно которой «никогда не было» и «никогда не
будет»,он провел переговоры с христианскими общинами Дамаска и обязался
построить новую Церковь ( Церковь Св. Иоанна ) для них, а также выделить
несколько участков земли для других церквей, если они откажутся от своего права
на их часть Мечети.Они согласились. 

 

Для
строительства потребовалось десять лет и одиннадцать миллионов золотых динаров,
так же большое число масонов, художников, строителей, плотников и живописцев.                                                                                                                                                 Эта
Мечеть стала архитектурной моделью для сотен мечетей всюду по исламскому миру.                                                                                                                                                                   

У Большой мечети три минарета, которые были возведены в разные эпохи и в разных стилях. Минареты,
которые можно видеть и сегодня, представляют собой подлинные минареты и лишь частично были реставрированы в периоды Айюбидов,
Мамлюков и Османов.

 

Мечеть представляет собой огромный комплекс:
собственно мечеть с просторным молитвенным залом и большой двор, окруженный
колоннадой. Фасадная
часть внутреннего двора и окружающие колоннады облицованы цветным мрамором,
декорированы мозаичной плиткой и покрыты позолотой.

 

Внутри мечети находится захоронение Иоанна Крестителя ( в Исламе — Пророка
Яхьи ) и, возможно, части его тела. Святыня почитается как христианами, так и мусульманами.

 

Часовня Св. Павла

Создана в память о Св.
Павле.  Его именем было Савл, он не
входил в число Двенадцати апостолов и участвовавал в юности в преследовании христиан.

 

Однажды, на пути в Дамаск он
неожиданным образом услышал неведомый голос «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?» и
на три дня ослеп. Это было видением веры. Приведенный в Дамаск, он был исцелен
христианином Ананием и крестился. После чего стал одним из самых верных
защитников Христианства.

 

Иудеи, узнав об этом решили
его убить, но Апостол тайно ночью был спущен в
корзине на землю почитавшими его христианами и тем самым спасся. Церковь расположена на месте его
спасения.

 

Апостол Павел продолжал
проповедовать и преподавать Евангелие до самой смерти.

 

 

 

 

Print

Религия и государство, роль религии в политике / Сирия / Политический Атлас Современности

Сирия / Религия и государство, роль религии в политике

Конституция Сирии не прописывает, что какая-либо религия может считаться официальной государственной, гарантирует свободу вероисповедания и прав всех религий, кроме тех религий или направлений, которые нарушают права человека — являются преступными.

Первоначально на территории Сирии было распространено семитское язычество с характерными для него культами местных божеств плодородия. Имена божеств («баал», господин) сохранились в топонимах по всему Ближнему Востоку, в том числе и в Сирии. В начале 1-го тысячелетия нашей эры к власти в Римской империи пришла династия Северов, представители которой имели сирийские корни и распространяли мистерии сирийского происхождения. Основной миф этих мистерий — адаптация древнего мифа об Изиде (Хатхор, Астарте, Иштар, Атаргатис). Последней, в частности, посвящён трактат Лукиана «О Сирийской богине», откуда происходит её греко-римское именование «Сирийская богиня», использовавшееся при посвящениях.

Сирия исторически являлась одним из мировых центров христианства. В эпоху Вселенских соборов происходит догматическое оформление православия и возникают различные ереси — несторианство, арианство, докетизм и многие другие. Секты, отпавшие от православной церкви из-за христологических споров, оказали сильное влияние на становление и распространение ислама в VII–VIII веках.

Сегодня более 90 % населения Сирии являются мусульманами. В рамках сирийского ислама существует большое количество разнородных групп — сунниты, шииты-иснаашариты, различные шиитские секты (исмаилиты, алавиты, друзы). 10 % населения — христиане (православные, католики, протестанты), среди христиан выделяется армянская община. Евреи практически полностью переселились из Сирии в Израиль и США, в основном из-за антиизраильской внешней политики страны.

Сунниты. В целом, общественно-политическая жизнь Сирии в последнее десятилетие характеризуется ростом влияния суннитского ислама, однако не радикальных, а умеренных течений. Еще при Хафезе Асаде таким группам, как радикальное крыло организации «Братья-мусульмане» и спонсируемым Саудовской Аравией общинам ваххабитов в Дамаске и Алеппо, было оказано серьёзное противодействие. Башар Асад в начале своего правления попытался продолжить политику своего отца, направленную на поддержание межконфессионального мира и согласия не только военными, но и мирными средствами. Например, в 2001 году Башар Асад женился на бывшей сотруднице банка JP Morgan, которая происходила из обеспеченной суннитской семьи.

Сунниты составляют до 75 % всех мусульман Сирии. В настоящее время конфликт между суннитским большинством и алавитской правящей группой носит скрытый характер, но в начале 80-х годов XX века это противостояние чуть не поставило страну на грань гражданской войны. Сторонники организации «Братья-мусульмане», Партия исламского освобождения и ряд крупных суфийских тарикатов выступили за создание исламского государства на территории Сирии и введение шариата в качестве единственного закона страны. Антибааситские выступления были жестоко подавлены правительством Асада. Всего от действий властей тогда пострадали более 30 000 человек (по неофициальным данным).

Башар Асад после прихода к власти отправил в отставку многих влиятельных суннитов из окружения своего отца, что позволило некоторым исследователям даже говорить об «алавитизации» правящей элиты Сирии. В рамках структуры «Высший алавитский совет» решаются все вопросы реальной политической жизни государства, что не может не вызывать недовольства у суннитского большинства. Потенциальный конфликт усугубляется неблагоприятными социально-экономическими тенденциями в стране. Этно-конфессиональный конфликт может стать одним из каналов протеста для простых и малообеспеченных суннитов, которые проявляют известное недовольство снижающимся уровнем жизни.

Одной из тенденций последнего времени (после войны в Ливане) стал переход части суннитов в шиизм по политическим соображениям. Несколько лет тому назад немалое число жителей городка Ат-Тель, находящегося в пяти часах езды от Дамаска, стали шиитами. Такого рода переходы были немыслимы ещё несколько лет назад, но после усугубления конфликта между Израилем и Хезболлой многие сунниты увидели в шиитских боевиках реальную политическую силу и стали поддерживать их.

Шииты. В отличие от суннитов, шииты не признают линию халифов, берущую начало от Абу Бакра, и считают последнего незаконным узурпатором. Истинный преемник Мухаммеда, по мнению шиитов, — его зять Али, который в крайних шиитских сектах почитается как воплощение божества. Исторически лидеры шиитов — это прямые потомки Али и дочери Мухаммеда Фатимы. Все шииты стремятся к восстановлению единоличной духовной и светской власти имама (потомка Али), однако среди различных групп шиитов с течением времени возникли споры о том, какая из линий преемственности считается правильной.

Иснаашариты, большая часть шиитской общины, считают правильной линию передачи из 12 имамов, последний из которых, Махди, находится в сокрытом состоянии и вернётся в конце времён, чтобы установить шиизм по всему миру. Вынужденные веками противостоять ортодоксальному исламу и подвергаться гонениям властей, шииты разработали целую систему тайных организаций, которые были широко распространены в истории халифата. Численность иснаашаритов в Сирии долгое время была незначительной по сравнению с суннитским большинством, но из-за начала войны в Ираке многие иракские представители общины «двунадесятников» мигрировали в Сирию.

С политической точки зрения в конце XX в. закрепилось сотрудничество между Ираном и Сирией, причём обе стороны поддерживали шиитскую военизированную организацию Хезболла, хотя в религиозном отношении различия между шиитами-иснаашаритами, которые пришли к власти в ИРИ, и алавитами, правящими в Сирии, являются существенными. Так, лидер иранской революции аятолла Хомейни даже издал фетву (богословско-правовое заключение), в соответствии с которой алавиты, несмотря на все нововведения, являются мусульманами.

Алавиты. Со времён распада Османской империи французская колониальная политика была направлена на использование алавитов (мутаалии, алеви, нусайриты) в качестве форпоста влияния метрополии. Религиозные меньшинства, такие как алавиты, должны были расколоть национально-освободительное движение. Для этого в их среде распространялось учение об изначально христианских корнях крайнего шиизма, в результате чего алавиты должны были противопоставить себя суннитскому большинству. В начале XX века французы с переменным успехом применяли эту тактику. С 1922 по 1936 годы даже существовала алавитская автономия, которая в итоге, несмотря на протесты ряда алавитских шейхов, была включена в состав Сирии.

В дальнейшем алавиты потеряли своё влияние и стали достаточно маргинальной группой в сирийском обществе. Этому способствовали низкий образовательный уровень большинства населения, высокие показатели детской смертности и подчинённое положение по отношению к суннитскому большинству. После утраты государственной самостоятельности у алавитской общины возникла потребность каким-то образом согласовать нусайризм с суннитской акыдой (вероучением и практикой ахль сунна валь джамаа). В результате реформ было зафиксировано утверждение, что всякий алавит является мусульманином, если признает Коран и пророческую миссию Мухаммеда. В области фикха (мусульманского правоведения) алавиты придерживались джафаритского мазхаба, который традиционно используется шиитами. Все эзотерические доктрины алавитов и их передача сохранялись в полном объёме, поэтому многие суннитские авторитеты, в отличие от Хомейни, так и не признали алавитов ортодоксальными мусульманами.

Современная наука располагает фрагментарными сведениями о сущности учения алавитов. Предполагается, что основной сакральный текст общины «Китаб аль-Маджмуа» является подражанием Корану, состоит из 16 айятов (стихов) и заключает в себе основные положения вероучения, которые и отличают алавитов от других мусульманских сект. Алавиты обожествляют триаду из Али (Смысл (ма’на), Мухаммеда (Имя (исм) и Сальмана Перса (Врата (баб), используя фигуры этих людей для описания эзотерических понятий (аль-батын). Из-за того, что в алавитском ритуале большую роль играют элементы христианства, французы неоднократно выдвигали версии о том, что алавиты являются потомками какой-то христианской общины или крестоносцев. В тайном учении этой секты распространены также элементы астролатрии, характерного для многих ближневосточных учений (разделение на поклонников солнца и луны), маздеизма и других древних учений. Вся община верующих алавитов делится на посвящённых (отец и мать которых должны быть из алавитов) и мирян. Стоит отметить, что лидер страны Башар Асад не является посвящённым («хасса»).

На протяжении 1940–1950-х годов алавитские шейхи предпринимали усилия по сближению с иснаашаритским духовенством, которые не увенчались успехом; сейчас эта линия (на сближение с шиитскими шейхами) продолжается. Несмотря на положение меньшинства, в ходе национально-освободительной борьбы алавиты выдвинули тезисы модернизации, светского общества и интеграции в современный мир. В первой половине 1960-х годов они делали карьеру и занимали ведущие позиции в армейской среде и левобаасистском движении. Все эти факторы способствовали политическому успеху общины алавитов, несмотря на антиалавитские настроения в широких народных массах: и Хафез Асад, и Башар Асад — выходцы именно из алавитской среды. На сегодняшний день численность алавитов составляет более 11 % населения. Вместе алавиты и друзы составляют до четверти всего мусульманского населения Сирии.

Другие шиитские секты — исмаилиты и друзы. Исмаилиты и друзы вместе составляют около 3 % населения страны. Исмаилиты берут своё название от Исмаила — старший сын шестого имама (прямого потомка Али), Джафара ас-Садыка. По ряду причин старший сын не смог наследовать имамат, но исмаилиты, в отличие от иснаашаритов («двунадесятников»), не признали седьмого и последующего имамов и считают седьмым, скрытым имамом Махди именно Исмаила.

С 1963 года эти группы выступают в качестве основных, но младших партнёров алавитов в политической жизни Сирии. Все эти группы традиционно были широко представлены в высшем военном руководстве страны, в результате чего возникли предпосылки для захвата и удержания власти религиозным меньшинством. Исмаилиты пользуются широкой международной поддержкой со стороны своего влиятельного лидера — миллиардера Ага-хана IV, который является духовным лидером этой общины. Ага-хан IV имеет широкие связи с западными элитами и спонсирует гуманитарно-просветительские проекты в странах, где проживают исмаилиты, таким образом расширяя влияние этой секты. Известно, что исмаилиты, как и алавиты, отрицают некоторые положения шариата, широко используют аллегорические интерпретации Корана и элементы античной философии, а также являются сторонниками идеи имамата, то есть придерживаются концепции передачи духовного влияния от Али ибн Аби Талиба, сподвижника Мухаммеда. В эзотерической системе исмаилитов есть семь степеней посвящения, на каждой из которых посвящаемый получает более глубокую интерпретацию священных текстов.

О религиозных представлениях друзов известно очень мало из-за того, что эта община является чрезвычайно закрытой, несмотря на то, что многие западные исследователи занимались вопросом сравнительной значимости религиозных текстов друзов (например, текста «Расаиль аль Хукма»). Можно сказать, что друзы являются крайними «батинистами» (сторонниками посвятительной эзотерической доктрины), в которой собственно ислам является только одним из источников. Вопрос о других компонентах вероучения друзов (гностицизм, христианство) остаётся спорным. Предположительно, друзы верят в реинкарнацию и последовательное воплощение божества в святых людях и пророках. Ритуалы друзов до сих пор остаются скрытыми от непосвящённых и иностранцев благодаря широко распространённой в их среде общешиитской практике «такыйя» (араб, сокрытие веры, букв, осторожность, осмотрительность), которая предусматривает возможность исповедания веры только мысленно, а не на словах. Из-за доктрины переселения душ приём новых членов в общину не допускается.

Современные суннитские учёные расходятся во мнении относительно того, можно ли считать друзов мусульманами. Большинство считает, что, несмотря на формальное признание друзами шахады, практикуемые ими ритуалы не являются исламскими. В политике друзы ещё с середины XIX века ориентировались на Великобританию.

Общей тенденцией в развитии ислама в современной Сирии является заметный рост исламских настроений в сирийском обществе, который отмечается в последние 5–7 лет. Это зримо проявляется в повседневной жизни Сирии. Растёт численность новых мечетей и медресе, все больше молодых девушек и женщин предпочитают покрывать голову платком или носить хиджабы, увеличивается количество так называемых женских ассамблей, салонов и клубов, где, наряду с обучением нехитрым приёмам домоводства, идёт активная пропаганда исламских идей, жёстче, нежели в прежние годы, соблюдаются нормы исламской морали и правила поведения, особенно во время религиозных праздников, и тому подобного. Среди основных причин исламизации сирийского общества следует отметить определённое разочарование рядовых сирийцев в социально-экономической политике властей, деятельность которых, базировавшаяся на идеологии арабского национализма с сильной светской компонентой, не способствовала серьёзному росту благосостояния большинства населения. На внешней арене власти не удалось одержать победу над Израилем, вернуть оккупированные территории и обеспечить длительный мир.

Христиане. Антиохийская православная церковь, резиденция которой расположена в старом районе Дамаска, была основана в 37 году нашей эры святыми апостолами Петром и Павлом. Распространение христианства на Ближнем Востоке началось с Сирии; на территории страны расположены многие памятники архитектуры и сакральные объекты, относящиеся к самым ранним периодам христианской истории.

Христиане в Сирии (10 %) принадлежат к целому ряду церквей. Большинство сирийских христиан — сторонники православной греко-византийской церкви. Следующие по численности — армяно-григориане, католики — униаты, которые являются прихожанами 3 церквей: грекокатолической, армяно-католической и сиро-католической. Кроме них в Сирии проживают и последователи местных, ближневосточных христианских церквей.

Численность христиан в Сирии имеет тенденцию к сокращению. Это не в последнюю очередь обусловлено дискриминационной политикой руководства страны, которая направлена на поиск легитимности в глазах суннитского большинства: лидером государства может быть только мусульманин, женитьба христианина на мусульманке запрещена (для мусульман таких запретов нет), в христианских школах ученики в обязательном порядке изучают исламскую культуру и историю. Вместе с тем, по сравнению с другими странами Ближнего Востока, положение христиан в Сирии остаётся достаточно защищённым. Большую роль в этом играют традиции веротерпимости и мирного сосуществования, которые неизбежно развиваются в таких крупных торговых центрах, как Дамаск и Алеппо. Христиане в основном заняты в сфере торговли, среди них больше городских жителей и людей с высшим образованием. Со времён французского владычества христианские семьи сотрудничали с европейцами в политической и культурной сферах. Группы протестантов в Сирии немногочисленны и не обособляют себя от остальных христиан. В целом можно отметить, что долгое существование в поликонфессиональной среде сплотило христиан всех церквей.

Кроме христиан в Сирии есть небольшая община курдов, которые традиционно исповедуют йезидизм — национальное верование, сочетающее элементы зороастризма, несторианства и суфизма.

Ключевой особенностью, определяющей характер взаимоотношения власти с исламом и роль исламской религии в политике, служит ряд обстоятельств. С одной стороны, важной составляющей легитимации власти внутри страны и обеспечения внешней поддержки САР, особенно в нынешних условиях, служит ислам и особый характер взаимоотношений с региональными движениями политического ислама, типа Хезболлы, «Хамас». С другой — власти настороженно относятся к собственным оппозиционным исламским движениям и жёстко контролируют их деятельность.

←   Назад  |   Религия и государство, роль религии в политике   |   Вперёд   →

Религия и общественная жизнь в Гарвардской школе богословия

Современное государство Сирия было сформировано под французским мандатом в 1920 году после Первой мировой войны и стало независимым в 1946 году. Сирия находится под управлением авторитарной военной партии Баас с 1971 года под руководством мусульманского меньшинства алавитов Хафеза аль-Асада (1971 г. –2000 г.) и его сын Башар аль-Асад (2000 г. – настоящее время). С 1963 по 2011 год в Сирии действовал закон о чрезвычайном положении, который приостанавливал действие конституционных положений для граждан, оправданных объявленной войной с Израилем. В то время как сирийское правительство характеризует себя как светское, религия имеет большое значение для сирийцев, и идеологически светская партия Баас пошла на уступки, чтобы сохранить власть, что нашло отражение в должности президента (который должен быть мусульманином), в сирийском законы (которые основаны на исламском праве) и в государственной поддержке религиозных учреждений.

Хотя большинство сирийцев отождествляют себя с той или иной формой суннитского ислама, в стране проживает огромное разнообразие религиозных и этнических групп, в том числе курды, армяне, туркмены, алавиты, мусульмане-двунадесятники-шииты, различные христианские конфессии, в том числе греко-православные христиане и друзы, езиды, бахаи и евреи.

В настоящее время страна находится в кризисе в результате затяжной гражданской войны, начавшейся в 2011 году как серия протестов, призывающих к демократическим и экономическим реформам. Эти первоначальные протесты возглавлялись гражданами и были вдохновлены «арабской весной», возникшей в Тунисе несколькими месяцами ранее.

Первоначально казалось, что президент Башар аль-Асад готов к реформам,[1] но вскоре ответил насилием, заявив, что протестующие были мусульманскими экстремистами, стремящимися свергнуть правительство.[2] Лига арабских государств приостановила членство Сирии из-за жесткой реакции правительства на протесты, а Лига арабских государств, Организация Объединенных Наций и Европейский союз осудили нападения и призвали Асада уйти в отставку. Насилие перешло в третью стадию конфликта с ростом притока иностранных джихадистских сил. Наиболее видные из этих сил сражаются под знаменем Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ), также известного как Исламское государство Ирака и Сирии (ИГИЛ).

Катар и Саудовская Аравия изначально оказывали помощь повстанческим силам во время фазы гражданской войны, в которую входили члены сирийских «Братьев-мусульман», которые долгое время выступали против правящих баасистов. С подъемом ИГИЛ открытая поддержка уменьшилась, хотя многие предполагают, что богатые люди продолжают поддерживать даже эту крайнюю форму оппозиции Асаду.[3] Россия, Китай и Иран остаются союзниками Башара Асада и его режима, как и «Хизбалла» в Ливане.

Внутри Сирии община алавитов в целом (хотя и не всегда) поддерживает режим, и их численность в сирийских вооруженных силах значительна. Многие сунниты в правящих классах защищают режим, в то время как другие активно выступают против. Христиане разделены, часто по социально-экономическому статусу и/или религиозной и этнической безопасности. Многие курды сразу же присоединились к оппозиции, в то время как другие первоначально пытались сохранять нейтралитет, надеясь добиться какой-либо формы суверенитета после прекращения конфликта. По состоянию на середину 2014 года курды объединились в оппозиции к ИГИЛ.

Точную информацию о жертвах и перемещениях сирийцев получить сложно из-за запрета на привлечение внешних журналистов и контролируемых государством СМИ. Общепризнано, что число погибших в Сирии превышает 200 000 человек. В августе 2015 года ООН оценила число погибших в 250 000 человек.[5] В целом, около 11 миллионов человек были перемещены в результате сирийского конфликта. 6,5 миллиона человек были вынуждены покинуть свои дома и уехать в другие районы Сирии[6], а 4,5 миллиона человек вообще покинули страну[7]. Большинство людей, ищущих безопасности за пределами Сирии, уехали в близлежащие Иорданию, Турцию и Ливан, а чуть более 10% отправились в Европу.[8] Это огромное количество беженцев способствовало тому, что многие называют глобальным миграционным кризисом.

Сирия играет решающую роль в глобальном кризисе с беженцами, хотя люди, вынужденные бежать из таких стран, как Афганистан, Косово и некоторые районы Северной Африки, также внесли свой вклад.

Беженцы из Сирии заполонили соседний Ливан и, как считается, составляют около 20% населения страны.[9] Ливан начал требовать визы от сирийцев в январе 2015 года, и сейчас там зарегистрировано более миллиона сирийских беженцев.[10] После приостановки регистрации, к которой призывало правительство Ливана, многие беженцы, ожидающие регистрации, не были включены в статистику.

Напротив, в Турции насчитывается 2,5 миллиона беженцев.[11] Турция объявила, что закроет два оставшихся пункта пропуска на границе с Сирией в марте 2015 года.[12] После поддержки давней политики открытых границ это решение было принято в ответ на террористические угрозы Турции, а также на продолжающееся давление со стороны западных союзников, таких как Германия.[13]

Европа изо всех сил пытается справиться с постоянным притоком беженцев, многие из которых едут из Сирии. Европейский союз (ЕС) неоднократно подвергался критике за неадекватную реакцию на кризис. Более 30% сирийских беженцев в Европе уехали в Сербию, Косово и Германию, а 57% разбросаны по Швеции, Венгрии, Австрии, Нидерландам и Болгарии.

ЕС открыто осудил такие страны, как Венгрия, за жестокое обращение со многими сирийцами путем возведения пограничных заграждений, в дополнение к уголовной ответственности и задержанию сирийских беженцев, а в 2015 году ЕС попытался разработать последовательную политику в ответ на высокий приток беженцев, которые умирают в своих попытках достичь безопасности.

Многие сирийцы отдали свои сбережения контрабандистам в надежде добраться до таких мест, как Европа. Использование несоответствующих лодок для путешествий часто приводило к гибели беженцев в пути, и многие семьи были разделены. Нередко родители от безысходности доверяют своих детей контрабандистам, если им не разрешают пересечь границу или если у них закончились деньги. Кампании в социальных сетях, подобные кампании Humans of New York , сыграли важную роль в повышении узнаваемости сирийцев на Западе благодаря рассказу их личных историй.

Германия оказалась особенно противоречивым игроком в кризисе с беженцами. Канцлер Германии Ангела Меркель столкнулась с огромным падением поддержки из-за того, что приняла так много беженцев из Сирии и других стран. (В целом в 2015 году Германия якобы приняла 1,1 миллиона мигрантов.)[14] Опрос, проведенный в 2016 году общественной телекомпанией ARD, показал, что 81% жителей Германии не верят, что правительство успешно справляется с кризисом беженцев.[15] Меркель сыграла очень заметную роль в усилиях ЕС по приему большего количества сирийских беженцев и формализации этого процесса.

В отчете Хьюман Райтс Вотч (HRW) высоко оценивается достижение ЕС соглашения о переселении 160 000 просителей убежища в Грецию и Италию, а также об увеличении переселения беженцев, которые в настоящее время находятся за пределами Союза.[16] Однако HRW также раскритиковала ЕС за медленную и неэффективную реализацию этих планов.

Историческое наследие→

[1] Башар аль-Асад, цитата из «Президент аль-Асад: решение в Сирии политическое», Сирийское арабское информационное агентство, , 23 августа 2011 г. , www.sana.sy/eng/337/2011/08/ 23/пр-365292.htm, по состоянию на 26 мая 2011 г.

[2] Башар аль-Асад, цитата из «Президент аль-Асад: кризис в Сирии в основном внешний», Сирийское арабское информационное агентство, , 5 июля 2012 г., www.sana.sy/eng/21/2012/07/ 05/pr-429577.htm, по состоянию на 26 мая 2013 г.; «Президент аль-Асад: решение в Сирии политическое», Сирийское арабское информационное агентство , 23 августа 2011 г., www.sana.sy/eng/337/2011/08/23/pr-365292.htm, по состоянию на май 26, 2011.

[3] «Исламское государство: откуда джихадистская группировка получает поддержку?» BBC , 1 сентября 2014 г., http://www.bbc.com/news/world-middle-east-253.

[4] «Путеводитель по сирийской оппозиции», BBC, , 23 апреля 2013 г., http://www.bbc.com/news/world-middle-east-253, по состоянию на 26 мая 2013 г.

[5] «7504-е заседание, встревоженный продолжающимся кризисом в Сирии, Совет Безопасности подтверждает свою поддержку подхода Специального посланника к продвижению вперед политического решения», Совет Безопасности ООН , 17 августа 2015 г. , http://www.un.org /press/en/2015/sc12008.doc.htm, по состоянию на 5 февраля 2016 г.

[6] Стивен О’Брайен, «Заявление для прессы по Сирии», United Nations , 14 декабря 2015 г.

[7] Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев, Сирийский региональный портал межведомственного обмена информацией по реагированию на беженцы, , http://data.unhcr.org/syrianrefugees/region.php, по состоянию на 5 февраля 2016 г.

[8] Там же.

[9] Патрик Бёлер и Серджио Пеканья, «Глобальный кризис с беженцами, регион за регионом», The New York Times , 26 августа 2015 г., http://www.nytimes.com/interactive/2015/06/09/world/migrants-global-refugee-crisis-mediterranean-ukraine-syria-rohingya-malaysia-iraq.html, доступ 5 февраля 2016 г.

[10] Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев, Сирийский региональный портал межведомственного обмена информацией по реагированию на беженцы, , http://data. unhcr.org/syrianrefugees/region.php, по состоянию на 5 февраля 2016 г.

[11] Там же.

[12] Белер и Серхио Пеканья, «Глобальный кризис с беженцами, регион за регионом»,  The New York Times , 26 августа 2015 г., iraq.html, по состоянию на 5 февраля 2016 г.

[13] Джейлан Егинсу и Карам Шумали, «Турция собирается закрыть все ворота на границе с Сирией», The New York Times , 29 марта 2015 г., http://www.nytimes.com/2015/03/30/ world/europe/turkey-moves-to-close-all-gates-at-border-with-syria.html?_r=0, по состоянию на 5 февраля 2016 г.

[14] «Кризис с беженцами снизил поддержку Ангелы Меркель в Германии до четырехлетнего минимума», The Guardian, , 3 февраля 2016 г., http://www.theguardian.com/world/2016/feb/04/refugee-crisis. -pushes-support-for-germanys-angela-merkel-to-four-year-low, по состоянию на 5 февраля 2016 г.

[15] Там же.

[16] «Реакция Европейского Союза на помощь беженцам не оправдывает ожиданий», Human Rights Watch, , 1 января 2016 г. , https://www.hrw.org/news/2016/01/27/european-union-refugee-response-falls. -короткий, по состоянию на 5 февраля 2016 г.

Кредиты изображений

«Сирийские беженцы, живущие в Иордании», Freedom House, измененное изображение с Flickr Creative Commons.

Культура Сирии — Религия — Атлас культуры

По данным CIA World Factbook, 87% сирийцев — мусульмане, большинство — мусульмане-сунниты (74%). 1 Еще 13% составляют мусульмане-шииты, принадлежащие к сектам алавитов (11%), исмаилитов (1%) или имамитов-двунадесятников (0,5%). Христиане составляют дополнительные 10% населения, а остальные 3% представляют собой комбинацию друзов, евреев и атеистов.

Помимо того, что религия способствует самоидентификации, она не является сильной чертой, определяющей культуру в Сирии. Обычно у людей есть большая свобода определять свой личный уровень религиозной практики и преданности. Даже внутри домохозяйства религиозные обряды членов семьи могут сильно различаться. Однако обращение из веры, в которой человек родился, встречается редко. Набожные мусульмане в Сирии могут молиться пять раз в день в частном порядке. Это часто практикуется гибко, и молитва может быть отложена, если это неудобно.

Сирия славится религиозной терпимостью. В городах еврейские синагоги, многочисленные христианские церкви и некоторые из старейших в мире мусульманских мечетей существуют как древние напоминания об этом мирном сосуществовании. Сегодня в семейном праве учитывается религиозное происхождение человека, и соблюдаются как мусульманские, так и христианские государственные праздники. Школы предоставляют раздельное религиозное образование для людей разных вероисповеданий, хотя мусульмане-сунниты и шииты часто обучаются вместе.

Алавиты

Алавиты (или алавиты) — разновидность шиитского ислама и крупнейшее религиозное меньшинство в Сирии. Его последователи в основном сосредоточены в одном конкретном регионе Сирии — на побережье и в близлежащих городах. Он не требует от своих последователей выполнения основных мусульманских ритуальных обязанностей (пять столпов). Чтобы раскрыть все верования религии, нужно пройти посвящение в нее.

Публичные отчеты и точки зрения алавитов в Сирии, как правило, носят пристрастный характер (как весьма позитивные, так и негативные). Власть находится в руках семьи алавитов уже почти 50 лет. Нынешний президент Сирии Башар аль-Асад и авторитарное правление его покойного отца повсеместно считались репрессивными и угнетающими. Семья Асада предпочитала отдавать предпочтение алавитам и набирать большинство должностей в органах государственной безопасности и армию из своих собратьев-алавитов для обеспечения поддержки. Многие сирийцы негодуют на алавитов за их участие и поддержку режима. Другим может быть жаль их, поскольку только около 10% алавитов находятся во власти, в то время как остальные обычно занимают непривилегированное положение и часто не имеют доступа к возможностям получения образования. Около трети молодых мужчин-алавитов были убиты в ходе гражданской войны в Сирии.

Друзы

Вера друзов — это религия, сочетающая в себе верования авраамических религий — ислама, иудаизма и христианства. Однако он отличается от обычного ислама тем, что не следует практике Пяти столпов ислама. Друзы не постятся во время Рамадана и не обязательно совершают паломничество в Мекку, а также включают в свои верования различные философские элементы.

Друзы в основном живут на юго-западной границе Сирии, недалеко от Иордании. Они считают себя потомками избранной группы инаугурированных людей. Следовательно, человек рождается в религии, и традиционно не допускается обращение в веру или из нее. Их нет с 11 века, и религия остается закрытой для посторонних. Исторически друзы пытались защитить свою религию, живя в изолированных общинах или молясь как мусульмане-сунниты или христиане, чтобы смешаться с ними. Однако эта секретность и осторожность в отношении святости религии рассеиваются в современной Сирии. Многие друзы выступали против режима Асада и в результате пострадали или погибли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts