Убийство князей бориса и глеба дата: 1015 – Убийство князей Бориса и Глеба. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты
Содержание
1015 – Убийство князей Бориса и Глеба. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты
1015 – Убийство князей Бориса и Глеба. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты
ВикиЧтение
История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты
Анисимов Евгений Викторович
Содержание
1015 – Убийство князей Бориса и Глеба
Уже при жизни Владимира братья, посаженные отцом по основным русским землям, жили недружно, а Ярослав, сын Рогнеды, сидевший в Новгороде, даже отказался везти в Киев обычную дань. Владимир хотел наказать отступника, собрался в поход на Новгород. Ярослав же для сопротивления отцу срочно нанял варяжскую дружину. Но тут Владимир умер – и поход на Новгород не состоялся. Сразу же после смерти Владимира власть в Киеве взял его старший сын – Святополк Владимирович. Почему-то его не любили киевляне, свое сердце они отдавали другому сыну Владимира – Борису. Его матерью была болгарка, а к моменту смерти Владимира Борису было 25 лет. Он сидел на княжестве в Ростове и в момент смерти отца шел по его поручению с дружиной на печенегов. Заняв стол отца, Святополк решил избавиться от Бориса. В принципе, действительно Борис был потенциально опасен для Святополка. Ведь в то время Борис находился в походе с боевой дружиной и, пользуясь поддержкой киевлян, мог захватить Киев. Но Борис решил иначе: «Не подниму руки на брата своего старшего». Однако христианское смирение почти никогда не приносит политику успеха. Святополк подослал к брату убийц, которые настигли Бориса на берегу реки Альмы. Зная, что убийцы стоят у шатра, Борис горячо помолился и лег в постель, т. е. сознательно пошел на мученическую смерть. В последний момент, когда убийцы стали протыкать княжеский шатер копьями, его слуга-венгр Георгий пытался спасти господина, закрыв его телом. Юношу убили, а раненого Бориса прикончили уже потом. Заодно убитых ограбили. Чтобы снять с шеи Георгия золотую гривну – подарок Бориса, злодеи отрезали юноше голову. Вызванный из Мурома в Киев младший брат Бориса, Глеб, узнал от сестры Предславы, что Борис убит, но все-таки продолжил путь. Окруженный под Смоленском убийцами Святополка, он, как и брат, не сопротивлялся им и погиб: его зарезал повар Торчин. Глеб вместе с Борисом за свое христианское смирение стали первыми русскими святыми. Ведь не каждый убитый русский князь – мученик! С тех пор братья-князья почитаются заступниками Русской земли. Впрочем, есть версия, что истинным вдохновителем убийства братьев был не Святополк, а Ярослав, который, как и брат, тоже жаждал власти в Киеве.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
1015 – Убийство князей Бориса и Глеба
1015 – Убийство князей Бориса и Глеба
Уже при жизни Владимира братья, посаженные отцом по основным русским землям, жили недружно, а Ярослав, сын Рогнеды, сидевший в Новгороде, даже отказался везти в Киев обычную дань. Владимир хотел наказать отступника, собрался в поход на
4. Избиение младенцев по приказу Царя Ирода, описанное в Евангелиях, — это убийство юных князей Бориса и Глеба с их молодыми придворными по приказу князя Святополка Окаянного
4. Избиение младенцев по приказу Царя Ирода, описанное в Евангелиях, — это убийство юных князей Бориса и Глеба с их молодыми придворными по приказу князя Святополка Окаянного
Евангельская история избиения младенцев хорошо известна.Сюжет является одним из самых
Глава 2 Кто убил Бориса и Глеба?
Глава 2
Кто убил Бориса и Глеба?
Сразу после смерти Владимира Красное Солнышко на Руси начинаются странные и таинственные события. И при проклятом царизме, и при развитом социализме, и при нынешней демократии наши историки, описывая дальнейшее, опирались исключительно на
Кто убил Бориса и Глеба?
Кто убил Бориса и Глеба?
После смерти святого Владимира в 1015 — 1019 годах за киевский престол развернулась ожесточенная борьба между несколькими его сыновьями, в которой трое из них нашли свою смерть. В русских источниках события этой усобицы выглядят следующим образом.
ЧАСТЬ 2 Культ Бориса и Глеба и междукняжеские войны на Руси в последней трети XI века
ЧАСТЬ 2
Культ Бориса и Глеба и междукняжеские войны на Руси в последней трети XI века
Историк — человек подневольный. Он знает о прошлом только то, что прошлое согласно ему доверить.
Марк Блок. Феодальное общество
2.2. Культ Бориса и Глеба в политике «триумвирата» Ярославичей
2.2. Культ Бориса и Глеба в политике «триумвирата» Ярославичей
ПВЛ и памятники Борисоглебского цикла, в первую очередь «Анонимное сказание», фиксируют повышенный интерес представителей правящей династии к культу князей-мучеников в начале 70-х гг. XI столетия, когда
2.5. Междукняжеское соперничество вокруг культа Бориса и Глеба в конце XI — начале XII в.
2.5. Междукняжеское соперничество вокруг культа Бориса и Глеба в конце XI — начале XII в.
Едва получив политическую автономию, «триумвиры» «Русской земли» вступили друг с другом в соперничество, ареной которого стала усыпальница Бориса и Глеба в Вышегороде. Главными
Повесть об убиении Бориса* *Из летописи статьи 1015 г.
Повесть об убиении Бориса*
*Из летописи статьи 1015 г.
<…> Святополк сел в Киеве по смерти отца своего, и созвал киевлян, и стал давать им дары. Они же брали, но сердце их не лежало к нему, потому что братья их были с Борисом. Когда Борис уже возвратился с войском назад, не
4. ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ ПО ПРИКАЗУ ЦАРЯ ИРОДА, ОПИСАННОЕ В ЕВАНГЕЛИЯХ, – ЭТО УБИЙСТВО ЮНЫХ КНЯЗЕЙ БОРИСА И ГЛЕБА С ИХ МОЛОДЫМИ ПРИДВОРНЫМИ ПО ПРИКАЗУ КНЯЗЯ СВЯТОПОЛКА ОКАЯННОГО
4. ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ ПО ПРИКАЗУ ЦАРЯ ИРОДА, ОПИСАННОЕ В ЕВАНГЕЛИЯХ, – ЭТО УБИЙСТВО ЮНЫХ КНЯЗЕЙ БОРИСА И ГЛЕБА С ИХ МОЛОДЫМИ ПРИДВОРНЫМИ ПО ПРИКАЗУ КНЯЗЯ СВЯТОПОЛКА ОКАЯННОГО
Евангельская история избиения младенцев хорошо известна.Сюжет является одним из самых
5. Древнейшие русские жития («Житие Феодосия Печерского», жития Бориса и Глеба)
5. Древнейшие русские жития («Житие Феодосия Печерского», жития Бориса и Глеба)
Как уже говорилось, русская церковь стремилась к правовой и идеологической автономии от церкви византийской. Поэтому канонизация своих, русских святых имела принципиальное идеологическое
Формирование культа святых князей Бориса и Глеба: мотивы канонизации
Формирование культа святых князей Бориса и Глеба: мотивы канонизации
Формирование культа святых Бориса и Глеба относятся к числу мало документированных событий русской церковной и светской истории. Значительная часть исследователей скептически относится к известиям
Пространственная структура в летописных повестях 1015 и 1019 годов и в житиях святых Бориса и Глеба
Пространственная структура в летописных повестях 1015 и 1019 годов и в житиях святых Бориса и Глеба
В архаическом сознании пространство осмыслялось иначе, нежели в современном, рационализированном восприятии. Пространство не было семантически нейтральным физическим и
Канонизация Бориса и Глеба (О статье А. Н. Ужанкова «Святые страстотерпцы Борис и Глеб: к истории канонизации и написания житий»)[190]
Канонизация Бориса и Глеба
(О статье А. Н. Ужанкова «Святые страстотерпцы Борис и Глеб: к истории канонизации и написания житий»)[190]
Статья А. Н. Ужанкова, напечатанная на страницах журнала «Древняя Русь: Вопросы медиевистики», безусловно интересна и содержательна, и
Князь — страстотерпец — святой: семантический архетип житий князей Вячеслава и Бориса и Глеба и некоторые славянские и западноевропейские параллели
Князь — страстотерпец — святой:
семантический архетип житий князей Вячеслава и Бориса и Глеба и некоторые славянские и западноевропейские параллели
Сопоставление житийных произведений о чешском князе Вячеславе (Вацлаве) с агиографическими текстами, посвященными
92.
О ЯВЛЕНИИ СВЯТЫХ МУЧЕНИК Бориса и Глеба.
92.
О ЯВЛЕНИИ СВЯТЫХ МУЧЕНИК
Бориса и Глеба.
В ТУ ЖЕ НОЩЬ, яко примети слышашася, некто муж именем Фома Халцибеев, ради известнаго своего мужества поставлен бяше от Великаго Князя на крепкой стражи от поганых, и откры ему Бог видети видение, на высоте облак изряден, и се аки
Бориса и Глеба
Бориса и Глеба
6 августа (24 июля по старому календарю) – летнего Бориса-хлебника; день памяти князей Бориса и Глеба, убитых Святополком Окаянным, – первых русских святых. К этому дню вызревал хлеб, потому говорили: «Пришли Борис и Глеб – созрел хлеб».На весеннего Бориса –
Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг.
Святополк сел в Киеве после смерти отца своего, и созвал киевлян, и стал давать им дары. Они же брали, но сердце их не лежало к нему, потому что братья их были с Борисом. Когда Борис уже возвратился с войском назад, не найдя печенегов, пришла к нему весть: «Отец у тебя умер». И плакался по отцу горько, потому что любим был отцом больше всех, и остановился, дойдя до Альты. Сказала же ему дружина отцовская: «Вот у тебя отцовская дружина и войско. Пойди, сядь в Киеве на отцовском столе». Он же отвечал: «Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца». Услышав это, воины разошлись от него. Борис же остался стоять с одними своими отроками. Святополк же, исполнившись беззакония, воспринял мысль Каинову и послал сказать Борису: «Хочу с тобою любовь иметь и придам тебе еще к полученному от отца владению», но сам обманывал его, чтобы как-нибудь его погубить. Святополк пришел ночью в Вышгород, тайно призвал Путшу и вышгородских мужей боярских и сказал им: «Преданы ли вы мне всем сердцем?» Отвечал же Путша: «Согласны я и вышегородцы головы свои сложить за тебя». Тогда он сказал им: «Не говоря никому, ступайте и убейте брата моего Бориса». Те же обещали ему немедленно исполнить это. О таких сказал Соломон: «Спешат они на неправедное пролитие крови. Ибо принимают они участие в пролитии крови и навлекают на себя несчастия. Таковы пути всех, совершающих беззаконие, ибо нечестием изымают свою душу». Посланные же пришли ночью, и когда подступили ближе, то услыхали, что Борис поет заутреню, так как сказали уже ему, что собираются погубить его. И, встав, начал он петь: «Господи! За что умножились враги мои! Многие восстают на меня»; и еще: «Ибо стрелы твои вонзились в меня; ибо я готов к бедам, и скорбь моя предо мною»; и еще говорил он: «Господи! Услышь молитву мою и не входи в суд с рабом твоим, потому что не оправдается пред тобой никто из живущих, так как преследует враг душу мою». И, окончив шестопсалмие и увидев, что пришли посланные убить его, начал петь псалмы: «Обступили меня тельцы тучные. Скопище злых обступило меня»; «Господи, Боже мой, на тебя уповаю, спаси меня и от всех гонителей моих избавь меня». Затем начал он петь канон. А затем, кончив заутреню, помолился и сказал так, смотря на икону, на образ владыки: «Господи Иисусе Христе! Как ты в этом образе явился на землю ради нашего спасения, собственною волей дав пригвоздить руки свои на кресте, и принял страдание за наши грехи, так и меня сподобь принять страдание. Я же не от врагов принимаю это страдание, но от своего же брата, и не вмени ему, Господи, это в грех». И, помолившись Богу, возлег на постель свою. И вот напали на него, как звери дикие, обступив шатер, и проткнули его копьями, и пронзили Бориса, и слугу его, прикрывшего его своим телом, пронзили. Был же он любим Борисом. Был отрок этот родом венгр, по имени Георгий; Борис его очень любил, и одел он на него большое золотое ожерелье, в котором тот и служил ему. Убили они и многих других отроков Бориса. Не могли они быстро снять ожерелье с шеи Георгия и отсекли голову ему, и только тогда сняли ожерелье, а голову отбросили прочь; поэтому-то впоследствии и не обрели тела его среди трупов. Убив же Бориса, окаянные завернули его в шатер, положив на телегу, повезли, еще дышавшего. Святополк же окаянный, узнав, что Борис еще дышит, послал двух варягов прикончить его. Когда те подошли и увидели, что он еще жив, то один из них извлек меч и пронзил его в сердце. И так скончался блаженный Борис, приняв с другими праведниками венец вечной жизни от Христа Бога, сравнявшись с пророками и апостолами, пребывая с сонмом мучеников, почивая на лоне Авраама, видя неизреченную радость, воспевая с ангелами и в весельи пребывая со всеми святыми. И положили тело его в церкви Василия, тайно принеся его в Вышгород. Окаянные же те убийцы пришли к Святополку, словно хвалу заслужившие, беззаконники. Вот имена этих законопреступников: Путша, Талец, Еловит, Ляшко, а отец им всем сатана. Ибо такие слуги подобны бесам: бесы ведь посылаются на злое, ангелы же посылаются для добрых дел. Ангелы ведь не творят человеку зла, но добра ему желают постоянно, особенно же помогают христианам и защищают их от супостата-дьявола; а бесы побуждают человека на зло, завидуя ему; и так как видят, что человек от Бога в чести, — потому и завидуют и скоры на совершение зла. Было сказано: «Кто идет прельстить Ахава?» И ответил бес: «Это я иду». Злой человек, усердствуя злому делу, хуже самих бесов, ибо бесы хоть Бога боятся, а злой человек ни Бога не боится, ни людей не стыдится; бесы ведь и креста Господня боятся, а человек злой и креста не боится. Поэтому и Давид говорит: «Воистину ли верно говорите и по праву ли судите, сыны человеческие? Но в сердце творите беззаконие, на земле неправду ваши руки плетут, от самого лона материнского отступили грешники , заблудились, из чрева, говоря ложь, а ярость их подобна змеиной».
Святополк же окаянный стал думать: «Вот убил я Бориса; как бы убить Глеба?» И, замыслив Каиново дело, послал, обманывая, гонца к Глебу, говоря так: «Приезжай сюда поскорее, отец тебя зовет: сильно он болен». Глеб тотчас же сел на коня и отправился с малою дружиною, потому что был послушлив отцу. И когда пришел он на Волгу, то в поле споткнулся конь его на рытвине, и повредил Глеб себе немного ногу. И пришел в Смоленск, и отошел от Смоленска недалеко, и стал на Смядыне на корабле. В это же время пришла от Предславы весть к Ярославу о смерти отца, и послал Ярослав сказать Глебу: «Не ходи: отец у тебя умер, а брат твой убит Святополком». Услыхав это, Глеб громко возопил со слезами, плачась по отце, но еще больше по брате, и стал молиться со слезами, говоря так: «Увы мне, Господи! Лучше было бы мне умереть с братом, нежели жить на свете этом. Если бы видел я, брат мой, лицо твое ангельское, то умер бы с тобою. Ныне же зачем остался я один? Где речи твои, что говорил ты мне, брат мой любимый? Ныне уже не услышу тихого твоего наставления. Если доходят молитвы твои к Богу, то помолись обо мне, чтобы и я принял ту же мученическую кончину. Лучше бы было мне умереть с тобою, чем жить на этом полном лжи свете». И когда он так молился со слезами, внезапно пришли посланные Святополком погубить Глеба. И неожиданно захватили посланные корабль Глебов, и обнажили оружие. Отроки же Глебовы пали духом. Окаянный же Горясер, один из посланных, велел тотчас же зарезать Глеба. Повар же Глеба, именем Торчин, вынув нож, зарезал Глеба, как безвинного ягненка.
Итак, Глеб был убит и положен на берегу между двумя колодами. Затем же, взяв его, увезли и положили рядом с братом его Борисом в церкви святого Василия.
Святополк же окаянный и злой убил Святослава, послав к нему к горе Угорской, когда тот бежал к уграм. И стал помышлять: «Перебью всех своих братьев и стану один владеть Русской землею». Так думал он в гордости своей, не зная, что «Бог дает власть кому хочет, ибо поставляет Всевышний цесаря и князя, каких захочет дать». Если же какая-нибудь страна станет угодной Богу, то ставит он ей цесаря или князя праведного, любящего справедливость и закон, и дарует властителя и судью, правящего суд. Ибо если князья справедливы в стране, то много согрешений прощается стране той; если же злы и лживы, то еще большее зло насылает Бог на страну ту, потому что князь — глава земли. Ибо так сказал Исайя: «Согрешили от головы и до ног, то есть от цесаря и до простых людей». «Горе городу тому, в котором князь юн», любящий пить вино под звуки гуслей вместе с молодыми советниками. Таких князей дает Бог за грехи, а старых и мудрых отнимает, как сказал Исайя: «Отнимет Господь у Иерусалима силу и могучего исполина, и храброго мужа, и судью, и пророка, и смиренного старца, и дивного советника, и мудрого художника, и разумного, живущего по закону. И дам им юношу князя, и обидчика им поставлю обладать ими».
св. Борис и Георгий Венгры
Одним из самых ранних произведений литературы Средневековой Руси является «Сказание о Борисе и Глебе», которое составляет часть «Первой летописи» — документа, составленного разными авторами примерно с 1040 по 1118 год. Легенда касается трагедии, произошедшей в 1015 году, катализатором которой стала смерть внука святой Ольги, святого Владимира. Этот необыкновенный князь основал государство Русь и принудил свой народ к массовому обращению в христианство. Вскоре после его смерти двое его сыновей, киевские князья Борис и Глеб, были убиты в династических целях приспешниками их сводного брата Святополка, прозванного за содеянное «Окаянным».
У старшего брата Бориса был слуга по имени Георгий Венгр, которому Борис подарил великолепную золотую цепочку, «ибо он был любим Борисом безмерно». Тогда четверо нападавших ворвались в шатер Бориса, намереваясь поразить его своими мечами. Джордж бросился навстречу, прикрывая Бориса, заявляя: «Я не отстану, мой драгоценный господин! Прежде чем красота твоего тела начнет увядать, пусть моя жизнь может закончиться». Убийцы вырвали Бориса из объятий Георгия, зарезали Георгия и выбросили его из шатра, истекающего кровью и умирающего. Затем они убили Бориса, который умер, простив им их преступление. Не сумев расстегнуть застежку ожерелья Георгия, они отрезали ему голову, отбросив ее так далеко, что, с негодованием добавляет рассказчик, его голова и тело не могли впоследствии воссоединиться для достойного христианского погребения. Вскоре после этого другая группа наемных убийц выследила Глеба, младшего брата Бориса, который был предупрежден о смерти брата и вполсилы собирался бежать. Он был так привязан к Борису, что жаждал присоединиться к нему в смерти. Когда им приказали убить Глеба, они отказались от убийства сына Владимира, поэтому запугали его кухарку и заставили это сделать.
Поскольку, как говорят, Борис и Глеб умерли, приняв свою судьбу и простив своих убийц, они стали первыми святыми, канонизированными Русской Православной Церковью, и получили титул, специально придуманный для объяснения святости двух мужчин, которые до момент их смерти вообще не демонстрировал каких-либо особо святых качеств. Их называли «Страстотерпцами». Римская церковь признала их культ в 1724 году и назначила им праздник 24 июля, день смерти Бориса и Георгия.
Мальчик, чье лечение было записано как часть процесса канонизации братьев, утверждал, что во время лечения ему было видение, в котором Джордж появился в их компании. Тем не менее, несмотря на то, что его смерть была совершенным символом соблюдения Иисусом того, что «не может быть большей любви у человека, как если он положит свою жизнь за друзей своих» (Иоанна 15:13), Георгий так и не был канонизирован. Вероятно, из-за последующего смущения из-за его интимных отношений с Борисом, самое большое, что средневековые иконописцы сделали для Георгия, — это включить его в число персонажей, изображенных на миниатюрных сценах, которые обрамляли некоторые иконы Бориса и Глеба и показывали подробности из рассказа об их смерти.
День их памяти 24 июля.
Святой Борис:
Сын Святого Владимира, князь Московский. Внук святой Ольги. Брат святого Глеба. Мученик.
Умер: 1010
Канонизирован: 1724 Папой Бенедиктом XIII
Святой Глеб (Георгий):
Сын святых Владимира Киевского и Анны Константинопольской, князь Московский. Брат святого Бориса; правнук святой Ольги.
После смерти Владимира царство должно было быть разделено между его сыновьями, но их старший сводный брат Святополк пожелал править единолично. На защиту Бориса собралось войско, но он отозвал их, объяснив, что не может поднять руку на брата; Вскоре Борис был убит сторонниками Святополка. Святополк пригласил Глеба в Киев, но по дороге его лодка была взята на абордаж на Днепре под Смоленском, и он был убит. В 1020 году другой из сыновей Владимира, Ярослав, узурпировал Святополка, а затем похоронил тела Бориса и Глеба в церкви св. Василия на Вышгороде. Сообщалось о чудесах на их могиле, и она стала местом паломничества.
Изначально к отставке братьев приписывались высшие мотивы — нежелание силой отразить несправедливость по отношению к себе и яростно противостоять старшему брату. Не мученики в традиционном понимании, Русская Церковь воспринимала их как «страстотерпцев» — непорочных людей, не желавших умирать, но отказавшихся защищать себя, добровольно предавшихся смерти подобно Христу.
Умер: 1010-1015 (источники различаются), ранен ножом в горло
Канонизирован: 1724 Папой Бенедиктом XIII
May Martyrs ‘Свидетель принесет полное причастие
May Martyrs’ Свидетель, который принесет полное причастие
Папа Иоанн Павел II
Ангелус 25 августа 1996 г.
Дорогие братья и сестры,
1. В 2000 годах
. В истории от христиан часто требовалось высшее испытание мученической смертью. Мученики первой христианской эпохи особенно живут в нашей памяти. Однако и в последующие века многие также по разным поводам проливали свою кровь за Христа, как на Востоке, так и на Западе. Прискорбное возникновение раскола между Церквами не делает их жертву менее драгоценной!
Мученики почитаются с особым глубоким благоговением Народом Божьим, видящим в них живой портрет Страстей Христовых. История святых Бориса и Глеба, восходящая к заре славянского христианства в Киевском царстве, символична. Два сына святого Владимира, первого христианского князя, были убиты после смерти их отца братом-узурпатором. Народная вера сразу связала пролитую ими кровь с кровью Иисуса Христа, и Борис и Глеб стали именоваться «страстотерпцами», «страстотерпцами». В повествовании конца XI века повествуется о трогательной молитве Бориса перед смертью: «Слава Тебе, чудный Податель жизни, соизволивший мне разделить страсти святых мучеников. .. Ты знаешь, Господи, что я не противлюсь …. Но Ты, Господи, увидь и рассуди между мною и братом моим, не вмени [ему] этого греха и прими с миром душу мою».
Какая замечательная молитва! Это лик человечества стал иконой страдающего лика Христа.
2. Что можно сказать о большом опыте мученичества, который разделили православные и католики в восточноевропейских странах в этом столетии? Преследуемые неумолимой атеистической силой, многие мужественные свидетели Евангелия «совершили» Страсти Христовы в своей плоти (ср. Кол. 1, 24). Истинные мученики 20-го века, они свет для Церкви и для человечества: «Христиане в Европе и во всем мире, останавливаясь в молитве перед концлагерями и тюрьмами, должны быть благодарны за свет, который они дали: это было свет Христов, который воссияли во тьме» (Апостольское послание к четвертому столетию Брестской унии, 12 ноября 19 г.95, н. 4).
Кровь мучеников, сказал Тертуллиан, есть семя новых христиан. Это также сок единства Церкви, Мистического Тела Христова.