Убийство князей бориса и глеба: Кто убил Бориса и Глеба?
Содержание
Убийство Бориса и Глеба: древнерусский детектив – Статьи
У Владимира Святославича, крестившего Русь, было великое множество детей от нескольких жен. В этой запутанной истории обычно фигурируют четыре его сына: Святополк (иногда его называют племянником Владимира и сыном Ярополка), Ярослав, Борис и Глеб. Будучи сыновьями разных матерей, они все же считались единокровными братьями, а посему после смерти великого князя между его наследниками развернулась нешуточная борьба за власть.
В 1015 году скончался Владимир. Междоусобицы начали назревать еще при его жизни: Святополк планировал свергнуть отца и захватить власть, однако заговор вовремя был раскрыт, и непокорный сын отправился в заточение. Незадолго до смерти отца демонстрировать строптивый характер начал и Ярослав. Он наотрез отказался перечислять в Киев дань и церковную десятину. Владимир хотел было проучить и этого сына, однако не успел — умер прежде, чем успел выдвинуться в сторону Новгорода. Когда душа киевского князя отправилась в мир иной, его приближенные предпочли временно не обнародовать эту информацию. Для начала они намеревались сообщить о смерти отца Борису — очень уж киевляне не хотели видеть в роли князя Святополка, который находился в то время в городе и в суете мог бы узурпировать власть. Да и сам Владимир желал, чтобы после его смерти престол занял Борис. Усопшего крестителя Руси тайком отвезли в Десятинную церковь, где и захоронили.
Святые Борис и Глеб на корабле. Иван Билибин. (pinterest.com)
Однако Святополка провести не удалось — он быстро сориентировался в сложившейся ситуации и провозгласил себя великим князем. Возмущенная дружина Бориса роптала и призывала выдвинуться в Киев, дабы проучить Святополка, но Борис — недаром будущий святой — ни в какую не хотел воевать с собственным братом, считая подобные поступки кощунственными. Отчаявшиеся дружинники покинули князя, и Борис остался практически один.
Святополк же пацифистских позиций младшего брата не разделял. Он понимал, что Борис — любимец народа — является его серьезным соперником. Князь, впоследствии прозванный Окаянным, отправил своих людей навстречу Борису. Они подобрались к шатру Бориса, когда тот молился. Дождавшись момента, когда жертва закончит молитву и ляжет спать, убийцы проникли в шатер и закололи Бориса, а также его слугу Георгия, бросившегося на защиту князя. Тело брата необходимо было доставить Святополку. Когда Бориса привезли в Киев, выяснилось, что тот еще дышит, и Святополк приказал завершить начатое.
Затем Святополк вспомнил о Глебе, единоутробном брате Бориса. Опасаясь с его стороны мести за близкого человека, узурпатор пригласил Глеба в Киев. Юноша уже знал о смерти отца и гибели брата — его предупредил Ярослав, — однако, покорившись божьей воле, все равно отправился в «мать городов русских» и разделил участь Бориса. Но и Святополку не пришлось править долго: уже в 1019 году киевский престол окончательно занял Ярослав.
Строительство Борисоглебского храма в Вышгороде и перенесение мощей братьев. (pinterest.com)
Такова общепринятая версия, описанная в «Повести временных лет». Однако существует гипотеза, нашедшая немало сторонников среди ученых, согласно которой приказал убить братьев вовсе не Святополк, а Ярослав, вошедший в историю как мудрый правитель и вообще по всем параметрам положительный князь. Он также мечтал о титуле киевского князя и впоследствии его добился. У него было даже больше причин убить Бориса и Глеба: когда Святополк провозгласил себя владыкой Киева, князья-мученики заявили, что будут «чтить его как отца своего». Другие же братья — например, Брячислав, Мстислав — законность правления Святополка не признавали. Получается, что Борис и Глеб были союзниками Святополка, следовательно, убивать их не было резона.
В первой половине XIX века Осип Иванович Сенковский, известный редактор и знаток нескольких иностранных языков, перевел на русский скандинавскую «Сагу об Эймунде». В тексте обнаружились сведения о том, что Ярослав нанял варяга Эймунда и его дружину. Поразмыслив о целях этого предприятия, исследователи пришли к выводу, что наемники нужны были как раз для убийства Бориса и Глеба.
Также доказано, что эпизод, описывающий гибель братьев, был вставлен в «Повесть временных лет» — возможно, во время правления Ярослава или позже. Вполне вероятно, что князь хотел не почтить память убитых Бориса и Глеба, а переписать историю и переложить ответственность на своего свергнутого брата Святополка.
Сборник: Александр Дюма
Писатель, драматург и журналист. Один из самых читаемых французских авторов, создатель легендарных «Трёх мушкетёров» и «Графа Монте-Кристо».
- Статьи
- Европа
- XIX век
Создатель «Графа Монте Кристо»
Создатель «Графа Монте Кристо»
Приключенческие романы Александра Дюма-отца сделали его одним из самых читаемых французских авторов в мире.
- Тесты
- Европа
- XIX век
Герои Дюма
Герои Дюма
На кого похож ты?
- Статьи
- Европа
- XVIII-XIX вв.
Династия Дюма
Династия Дюма
Произведения отца и сына Дюма читает весь мир. Найдётся не много людей, кто никогда не слышал об этой семье. Хотя семьи как таковой не было — оба писателя родились вне брака.
- Статьи
- Европа
- XIX век
Александр Дюма в России
Александр Дюма в России
Впечатления писателя от Санкт-Петербурга, русских и их привычек.
- Статьи
- Европа
- XIX век
Негры Александра Дюма
Негры Александра Дюма
Литературный злодей или художественный благодетель? Как работал торговый дом «Александр Дюма и Ко».
- Статьи
- Европа
- XIX век
Создатель «Графа Монте Кристо»
Приключенческие романы Александра Дюма-отца сделали его одним из самых читаемых французских авторов в мире.
- Тесты
- Европа
- XIX век
Герои Дюма
На кого похож ты?
- Статьи
- Европа
- XVIII-XIX вв.
Династия Дюма
Произведения отца и сына Дюма читает весь мир. Найдётся не много людей, кто никогда не слышал об этой семье. Хотя семьи как таковой не было — оба писателя родились вне брака.
- Статьи
- Европа
- XIX век
Александр Дюма в России
Впечатления писателя от Санкт-Петербурга, русских и их привычек.
- Статьи
- Европа
- XIX век
Негры Александра Дюма
Литературный злодей или художественный благодетель? Как работал торговый дом «Александр Дюма и Ко».
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- Европа
- III век до н.э.
Сын Геракла против греков
- Статьи
- Европа
- XI-XV вв.
Преступление и наказание в средневековой Европе
- Статьи
- Европа
- I век до н.э.
10 правил Цицерона
- Статьи
- Европа
- XX век
А.Л.Ж.И.Р. Лагерь для жён «изменников родины»
- Статьи
- Европа
- XV-XVI вв.
«Карта Ада» Боттичелли
- Статьи
- Африка
- XVIII-XIX вв.
Бельгийский геноцид Конго (18+)
- Статьи
- Европа
- XIX век
Кто и как убивал Павла I
- Статьи
- Европа
- XX век
Эрнст Рём — наивный слуга Гитлера
- Статьи
- Азия
- XIV-XV вв.
Тьмы Тамерлана
- Статьи
- Европа
- XX-XXI вв.
Геля Маркизова — девочка, с которой фотографировался Сталин
- Статьи
- Европа
- XX век
Москва в руках Монгола
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)
- ЕГЭ
- Европа
- XX век
«Морозко». Очень сложный тест
- Статьи
- Европа
- XX век
Берия и женщины
- Статьи
- Европа
- XX век
Протокол допроса адмирала Колчака
- Статьи
- Европа
- V до н. э. -XIX вв.
5 самых известных распутниц
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Шарль де Голль: жизнь патриота Франции
- Статьи
- Европа
- XIV век
Мамай: тот, с кем бились русские на Куликовом поле
- Статьи
- Европа
- III век до н. э.
Сын Геракла против греков
- Статьи
- Европа
- XI-XV вв.
Преступление и наказание в средневековой Европе
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 132239
Сын Геракла против греков
- 📚 Статьи
- 👀 132107
Преступление и наказание в средневековой Европе
- 📚 Статьи
- 👀 129082
10 правил Цицерона
- 📚 Статьи
- 👀 127866
А. Л.Ж.И.Р. Лагерь для жён «изменников родины»
- 📚 Статьи
- 👀 125678
«Карта Ада» Боттичелли
- 📚 Статьи
- 👀 125142
Бельгийский геноцид Конго (18+)
- 📚 Статьи
- 👀 122672
Кто и как убивал Павла I
- 📚 Статьи
- 👀 121404
Эрнст Рём — наивный слуга Гитлера
- 📚 Статьи
- 👀 121174
Тьмы Тамерлана
- 📚 Статьи
- 👀 119945
Геля Маркизова — девочка, с которой фотографировался Сталин
- 📚 Статьи
- 👀 268850
Москва в руках Монгола
- 📚 Статьи
- 👀 259725
Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)
- 📚 Тесты
- 👀 251984
«Морозко». Очень сложный тест
- 📚 Статьи
- 👀 217854
Берия и женщины
- 📚 Статьи
- 👀 215055
Протокол допроса адмирала Колчака
- 📚 Статьи
- 👀 198476
5 самых известных распутниц
- 📚 Статьи
- 👀 160748
Шарль де Голль: жизнь патриота Франции
- 📚 Статьи
- 👀 137771
Мамай: тот, с кем бились русские на Куликовом поле
- 📚 Статьи
- 👀 132239
Сын Геракла против греков
- 📚 Статьи
- 👀 132107
Преступление и наказание в средневековой Европе
1015 Убийство князей Бориса и Глеба.
Хронология российской истории. Россия и мир
1015 Убийство князей Бориса и Глеба. Хронология российской истории. Россия и мир
ВикиЧтение
Хронология российской истории. Россия и мир
Анисимов Евгений Викторович
Содержание
1015 Убийство князей Бориса и Глеба
Владимир умер в своем загородном замке Берестове 15 июля 1015 г. Тело перевезли в Киев и похоронили в мраморном гробу. После Владимира осталось в живых 12 из 16 сыновей, и усобица между ними казалась неизбежной. Уже при жизни Владимира братья, посаженные отцом по основным русским землям, жили недружно, а Ярослав – сын Рогнеды, сидевший в Новгороде, даже отказался везти в Киев обычную дань. Владимир хотел наказать отступника, собрался было в поход на Новгород, но не успел. Власть в Киеве сразу же взял старший сын князя – Святополк Владимирович. Киевляне за что-то не любили Святополка, отдавая предпочтение другому сыну Владимира – 25-летнему Борису. К моменту смерти Владимира он княжил в Ростове и шел по отцовскому поручению с дружиной на печенегов. Заняв стол отца, Святополк решил избавиться от Бориса, который мог бы, опираясь на свою дружину и на поддержку киевлян, захватить Киев. Но Борис решил иначе: «Не подниму руки на брата своего старшего». Святополк же подослал к брату убийц, которые настигли Бориса на берегу реки Альмы. Зная, что убийцы стоят у шатра, Борис горячо помолился и лег в постель, т. е. сознательно пошел на мученическую смерть. Когда убийцы стали протыкать княжеский шатер копьями, его слуга венгр Георгий попытался спасти господина, закрыв своим телом, и погиб. Потом злодеи прикончили раненого Бориса. Вызванный из Мурома в Киев младший брат Бориса, Глеб, узнал от сестры Предславы, что Борис убит, но все-таки продолжил путь. Окруженный под Смоленском убийцами, подосланными Святополком, он, как и брат, не сопротивлялся им и погиб. Борис и Глеб, мученики-страстотерпцы, стали первыми русскими святыми. С тех пор братья-князья почитаются заступниками русской земли. Существует версия, что истинным вдохновителем убийства братьев был не Святополк Окаянный, а Ярослав, который, как и брат, жаждал власти в Киеве.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
1015 – Убийство князей Бориса и Глеба
1015 – Убийство князей Бориса и Глеба
Уже при жизни Владимира братья, посаженные отцом по основным русским землям, жили недружно, а Ярослав, сын Рогнеды, сидевший в Новгороде, даже отказался везти в Киев обычную дань. Владимир хотел наказать отступника, собрался в поход на
4. Избиение младенцев по приказу Царя Ирода, описанное в Евангелиях, — это убийство юных князей Бориса и Глеба с их молодыми придворными по приказу князя Святополка Окаянного
4. Избиение младенцев по приказу Царя Ирода, описанное в Евангелиях, — это убийство юных князей Бориса и Глеба с их молодыми придворными по приказу князя Святополка Окаянного
Евангельская история избиения младенцев хорошо известна.Сюжет является одним из самых
Глава 2 Кто убил Бориса и Глеба?
Глава 2
Кто убил Бориса и Глеба?
Сразу после смерти Владимира Красное Солнышко на Руси начинаются странные и таинственные события. И при проклятом царизме, и при развитом социализме, и при нынешней демократии наши историки, описывая дальнейшее, опирались исключительно на
Кто убил Бориса и Глеба?
Кто убил Бориса и Глеба?
После смерти святого Владимира в 1015 — 1019 годах за киевский престол развернулась ожесточенная борьба между несколькими его сыновьями, в которой трое из них нашли свою смерть. В русских источниках события этой усобицы выглядят следующим образом.
ЧАСТЬ 2 Культ Бориса и Глеба и междукняжеские войны на Руси в последней трети XI века
ЧАСТЬ 2
Культ Бориса и Глеба и междукняжеские войны на Руси в последней трети XI века
Историк — человек подневольный. Он знает о прошлом только то, что прошлое согласно ему доверить.
Марк Блок. Феодальное общество
2.2. Культ Бориса и Глеба в политике «триумвирата» Ярославичей
2.2. Культ Бориса и Глеба в политике «триумвирата» Ярославичей
ПВЛ и памятники Борисоглебского цикла, в первую очередь «Анонимное сказание», фиксируют повышенный интерес представителей правящей династии к культу князей-мучеников в начале 70-х гг. XI столетия, когда
2.5. Междукняжеское соперничество вокруг культа Бориса и Глеба в конце XI — начале XII в.
2. 5. Междукняжеское соперничество вокруг культа Бориса и Глеба в конце XI — начале XII в.
Едва получив политическую автономию, «триумвиры» «Русской земли» вступили друг с другом в соперничество, ареной которого стала усыпальница Бориса и Глеба в Вышегороде. Главными
Повесть об убиении Бориса* *Из летописи статьи 1015 г.
Повесть об убиении Бориса*
*Из летописи статьи 1015 г.
<…> Святополк сел в Киеве по смерти отца своего, и созвал киевлян, и стал давать им дары. Они же брали, но сердце их не лежало к нему, потому что братья их были с Борисом. Когда Борис уже возвратился с войском назад, не
4. ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ ПО ПРИКАЗУ ЦАРЯ ИРОДА, ОПИСАННОЕ В ЕВАНГЕЛИЯХ, – ЭТО УБИЙСТВО ЮНЫХ КНЯЗЕЙ БОРИСА И ГЛЕБА С ИХ МОЛОДЫМИ ПРИДВОРНЫМИ ПО ПРИКАЗУ КНЯЗЯ СВЯТОПОЛКА ОКАЯННОГО
4. ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ ПО ПРИКАЗУ ЦАРЯ ИРОДА, ОПИСАННОЕ В ЕВАНГЕЛИЯХ, – ЭТО УБИЙСТВО ЮНЫХ КНЯЗЕЙ БОРИСА И ГЛЕБА С ИХ МОЛОДЫМИ ПРИДВОРНЫМИ ПО ПРИКАЗУ КНЯЗЯ СВЯТОПОЛКА ОКАЯННОГО
Евангельская история избиения младенцев хорошо известна. Сюжет является одним из самых
5. Древнейшие русские жития («Житие Феодосия Печерского», жития Бориса и Глеба)
5. Древнейшие русские жития («Житие Феодосия Печерского», жития Бориса и Глеба)
Как уже говорилось, русская церковь стремилась к правовой и идеологической автономии от церкви византийской. Поэтому канонизация своих, русских святых имела принципиальное идеологическое
Формирование культа святых князей Бориса и Глеба: мотивы канонизации
Формирование культа святых князей Бориса и Глеба: мотивы канонизации
Формирование культа святых Бориса и Глеба относятся к числу мало документированных событий русской церковной и светской истории. Значительная часть исследователей скептически относится к известиям
Пространственная структура в летописных повестях 1015 и 1019 годов и в житиях святых Бориса и Глеба
Пространственная структура в летописных повестях 1015 и 1019 годов и в житиях святых Бориса и Глеба
В архаическом сознании пространство осмыслялось иначе, нежели в современном, рационализированном восприятии. Пространство не было семантически нейтральным физическим и
Канонизация Бориса и Глеба (О статье А. Н. Ужанкова «Святые страстотерпцы Борис и Глеб: к истории канонизации и написания житий»)[190]
Канонизация Бориса и Глеба
(О статье А. Н. Ужанкова «Святые страстотерпцы Борис и Глеб: к истории канонизации и написания житий»)[190]
Статья А. Н. Ужанкова, напечатанная на страницах журнала «Древняя Русь: Вопросы медиевистики», безусловно интересна и содержательна, и
Князь — страстотерпец — святой: семантический архетип житий князей Вячеслава и Бориса и Глеба и некоторые славянские и западноевропейские параллели
Князь — страстотерпец — святой:
семантический архетип житий князей Вячеслава и Бориса и Глеба и некоторые славянские и западноевропейские параллели
Сопоставление житийных произведений о чешском князе Вячеславе (Вацлаве) с агиографическими текстами, посвященными
92.
О ЯВЛЕНИИ СВЯТЫХ МУЧЕНИК Бориса и Глеба.
92.
О ЯВЛЕНИИ СВЯТЫХ МУЧЕНИК
Бориса и Глеба.
В ТУ ЖЕ НОЩЬ, яко примети слышашася, некто муж именем Фома Халцибеев, ради известнаго своего мужества поставлен бяше от Великаго Князя на крепкой стражи от поганых, и откры ему Бог видети видение, на высоте облак изряден, и се аки
Бориса и Глеба
Бориса и Глеба
6 августа (24 июля по старому календарю) – летнего Бориса-хлебника; день памяти князей Бориса и Глеба, убитых Святополком Окаянным, – первых русских святых. К этому дню вызревал хлеб, потому говорили: «Пришли Борис и Глеб – созрел хлеб».На весеннего Бориса –
Святые, верные князья, мученики Борис и Глеб
Святые, верные князья, мученики Борис и Глеб (в Святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного Владимира. Родившиеся незадолго до Крещения Руси, святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милосердного и сострадательного к бедным, больным и обездоленным. Однако коварный и властолюбивый Святополк, старший брат Бориса и Глеба, вероломно убил святых князей.
В чем состоял подвиг святых благочестивых князей Бориса и Глеба? Какой смысл делать это — без сопротивления — погибнуть от рук убийц? Жизнь святых мучеников была принесена в жертву основному христианскому добру — любви. «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Иоанна 4:20). «Видите, братия, — замечает преподобный Нестор-летописец, — как высоко покорность старшему брату?» Если бы они сопротивлялись, то вряд ли такой дар от Бога был бы удостоен чести. Верные князья-страстотерпцы не хотели поднимать руки на брата своего, но Сам Господь возвратился к властолюбивому тирану: «Отмщение и Я воздам» (Рим. 12,19).). В 1019 году киевский князь Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающее сражение произошло на поле у реки Альты, где был убит князь Борис.
Святополк, прозванный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не нашел покоя и убежища. Летописцы свидетельствуют, что даже от его могилы исходил смрад. «С того времени, — пишет летописец, — прекратилась крамола на Руси».
Верные князья, мученики, не только прославлены от Бога даром исцелений, но являются особыми покровителями, защитниками земли русской. Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их смерти. Известно множество случаев их возникновения в тяжелые для нашего Отечества времена, например, святому Александру Невскому накануне Ледового побоища, великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы.
15 мая Православная Церковь чтит память святых мучеников, князей русских, братьев Бориса и Глеба, убиенных в 1015 году Святополком. По преданию, братья были убиты 6 августа, но 15 мая отмечается как день перенесения их мощей в храм, построенный в честь святителя князя Изяслава в Киеве.
Святые благоверные князья Борис и Глеб
Образы князей Бориса и Глеба из коллекции Святых воинов. Сыновья Владимира Великого, Борис и Глеб, стали первыми русскими святыми, причисленными к лику святых в общинах мучеников и страстотерпцев. Они стали покровителями русских земель и небесными помощниками русских князей. Изделие выполнено в виде военного щита с крестом на вершине. На реверсе изображение Голгофского Креста с Орудиями Страстей Христовых.
Святые благоверные князья Борис и Глеб
Образы князей Бориса и Глеба из коллекции Святых воинов. Сыновья Владимира Великого, Борис и Глеб, стали первыми русскими святыми, причисленными к лику святых в общинах мучеников и страстотерпцев. Они стали покровителями русских земель и небесными помощниками русских князей. Изделие выполнено в виде военного щита с крестом на вершине. На реверсе изображение Голгофского Креста с Орудиями Страстей Христовых.
Борис и Глеб — Оксфорд Справочник
Показать сводную информацию
Обзор
(ум. 1015)
(ум. 1015),
мч. Сыновья Владимира от Анны Константинопольской, эти два князя были убиты по наущению своего старшего сводного брата Святополка, целью которого было «истребить всех своих братьев, чтобы держать всю власть в своих руках»: Борису была завещана Ростов и Глеб Мурон. Вернувшись из похода против печенегов, Борис узнал о планах Святополка. Он не позволил бы своим солдатам сражаться за него против его брата, который теперь стоял на месте его отца. Вместо этого, после долгих мучений, он отослал своих вооруженных последователей и пассивно ждал своих убийц с молитвой. Учитывая скудость земных богатств и пример страдающего Христа, которого он призвал для силы принять свою страсть, он был убит у реки Альты копьем и мечом.
Младший брат Глеб вскоре был убит на Днепре. Приглашенный Святополком на встречу с ним в Киев, Глеб неожиданно встретил лодку, в которой находились его убийцы. Сначала он умолял их пощадить его, но в конце концов добровольно подчинился своей судьбе, и последним ударом стал удар в горло от его собственного повара. Молитвы, приписываемые двум мученикам, включают просьбу о прощении их брата, добровольное принятие несправедливой смерти в подражание страстям Христа и признание пророчества Христа о том, что его последователи будут преданы родственниками и друзьями.
В 1020 году Ярослав Новгородский, еще один сын Владимира, вторгся в Киев и изгнал Святополка, погибшего при бегстве в Польшу. Ярослав перенес тела Бориса и Глеба, по общему мнению, нетленные, в церковь Василия Блаженного в Вышгороде, под Киевом; сообщалось о чудесах, и начались паломничества. Греческий митрополит Киевский медлил с канонизацией их: они не были ни подвижниками, ни учителями, ни епископами, ни мучениками в смысле убитыми за веру. Однако в них видели «страстотерпцев», невинных людей, отказавшихся от насилия и принявших смерть как жертву в непротиворечивом духе Христа.