Учение ницше о сверхчеловеке: Модель сверхчеловека по Ф. Ницше: основные предпосылки и их анализ

Разное

Модель сверхчеловека по Ф. Ницше: основные предпосылки и их анализ



В данной статье описаны и проанализированы основные предпосылки модели сверхчеловека по Ф. Ницше

Ключевые слова: модель, сверхчеловек, предпосылки, self-made man.

В произведении Ф. Ницше «Так говорил Заратустра» сверхчеловек (нем. übermensch) представляет собой существо, которое смогло найти в себе силы подняться над толпой, существо, преодолевшее надуманные ограничения предрассудков и заскорузлых обычаев. Это великий гений, способный творить историю по своей воле, не оглядываясь на мнение толпы.

С точки зрения философа, «сверхчеловеки» еще не появились на свет, а именно их рождение — главная цель человечества, большей части которого предназначено стать субстратом для этого.

Ф. Ницше писал: «Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью… в человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель». [5, С.10]

Сверхчеловек займет место умершего бога, который много столетий подряд играл роль утешителя для слабых и обиженных.

Для философа сверхчеловек — образец подлинной гармонии, наделенный внешним благородством, «мрачной жизнерадостностью» и безумной волей к власти.

Ф. Ницше выбрал образ Зороастры (Заратуштры) для своего Заратустры неслучайно. На этот счет существуют две причины:

  1. германские филологи проявляли растущий интерес к Авесте[1];
  2. Р. Вагнер заявлял, что его «Парсифаль»[2] был связан с традицией Зороастризма.

Существование Зороастры (Заратуштры) выводится из судьбы парсов, пришедших из Персии, и которых можно найти сейчас только в Индии, также из Авесты. Зороастр (Заратуштра) в Персии:

– реорганизовывал сельское хозяйство — защищал домашних животных, сохранял чистоту воды от трупов;

– реорганизовывал общество — отражал атаки от надвигающихся кочевников, реконструировал кастовую систему;

– реорганизовывал религию — относил каждое искушение к злому духу (deva), подчинял Ахримана (дух зла и тьмы) богу-создателю (Mazda). [7]

Таким образом, к основным предпосылкам сверхчеловека можно отнести:

  1. Стремление квласти

По мнению Ф. Ницше, воля — это главная составляющая жизни любого человека, и она делится на четыре вида:

Воля к жизни — это обладание в индивиде инстинктов самосохранения, которые начинают действие в непредвиденных обстоятельствах.

Внутренняя воля — это внутренняя установка («стержень»), который содержится в человеке. Благодаря этой установке («стержню») можно понять, чего по-настоящему хочет человек. При наличии этого качества человек полностью отрешен, непоколебим от чужого мнения, что напоминает состояние атараксии[3].

Бессознательная воля — это все страсти, аффекты, неосознаваемые влечения, управляемые человеком.

Люди не всегда поступают разумно, часто их действия определяются нерациональными мотивами.

А. Шопенгауэр, создатель философии воли, в свое время оказавший сильное влияние на Ф. Ницше, утверждал, что человек имеет разум и интеллект, но, тем не менее, его жизнью движет воля, поэтому ничего хорошего от этого мира ждать не приходится. Как сорняки стремятся вырасти и заглушить культурные растения, как тигр пожирает антилопу, чтобы выжить, так и человек, в своих поступках руководствуется слепой волей к жизни. У человека, в отличие от животных, есть разум, есть совесть и должны быть моральные принципы. Но на самом деле жизнью правят вовсе не они. Все люди предельно эгоистичны и стремятся лишь к тому, чтобы сделать свое существование комфортным. Даже если нам кажется, что мы поступаем разумно, мы ошибаемся, в любом случае нами движет слепая воля. А интеллект — это только инструмент воли, который она использует для выживания.

Но в связи с этим, возникает вопрос, есть ли спасение от воли? А. Шопенгауэр видит это спасение в философии буддизма. Как и все буддисты, он проповедовал аскетический образ жизни, отказ от чувственных удовольствий и желаний. Но жизнь полная самоограничений не даст ощущения счастья, зато обеспечит покой — а это по А. Шопенгауэру единственное к чему нужно стремиться в этом несовершенном мире.

Но самым высшим проявлением воли является Воля к власти.

Понятию воля к власти он нигде не дает развернутого определения. Специфика этого понятия заключается в том, что оно несводимо к философским категориям становления, развития и бытия [1, С. 492]. Именно поэтому данная идея спровоцировала разнообразные интерпретации и легла в основу произведения «Воля к власти», которая представляет собой дневниковые и черновые заметки Ф. Ницше, изданные Элизабет Ферстер-Ницше, способствовавшие профашистской интерпретации его работ.

Первое правильное толкование понятию воля к власти дается М. Хайдеггером в статье: «Кто такой Заратустра у Ф. Ницше?», 8 мая 1953 г., где оно определено им как стремление к мощи (силе), к утверждению в жизни, а не к захвату власти. [8]

В этом и состоит принципиальное отличие понимания воли к власти по Ф. Ницше от понятия Ч. Дарвина — борьбы за существование. Если по Ч. Дарвину, это понятие интерпретируется как природная составляющая, то по Ф. Ницше, исключительно благодаря самоопределению: «И вот какую правду поведала мне сама жизнь. Я всегда должен преодолевать самое себя», пишет он. [5, С. 119]

  1. Антихристианин

Особенностью философии Ф. Ницше является то, что она неразрывно связана с его жизнью. Поэтому немаловажную роль в формировании его философских воззрений играет то, что пять поколений его семьи были священниками (философия Ф. Ницше фактически представляет собой новую религию). Его дедушка по отцовской линии, Фридрих Август Людвиг (1756–1826) был выдающимся проповедником. В 1796 году ему присвоили звание почетного доктора Кенигсбергского университета за его защиту христианства в работе («Gamaliel»), которая была написана в попытке успокоить волнения, вызванные французской революцией. Ф. Ницше даже поступает на факультет теологии в Боннский университет и факультет филологии.

Поворотным моментом в его жизни можно считать ознакомление с трудом А. Шопенгауэра: «Жизнь как воля и представление»,1818г., который раз и навсегда поставил точку его пасторскому будущему.

Антихристианские идеи философа проскальзывают уже в его первом трактате «Рождение трагедии», 1872г., которое активно критиковалось образованными читателями. В ней он предложил решение проблемы, давно волновавшей филологов: источники греческой трагедии, высшими достижениями которой были произведения Эсхила, Софокла и Еврипида.

Основная мысль работы состояла в том, что некогда, на заре времен, «до Сократа и Платона», природное, почти дикое искусство, несло истинное знание, понимание мира через звуки музыки без посредства слова.

Он посягает на самого Сократа. Его слово и слово вообще своей рационалистичностью привнесло в искусство неестественность и формальность. Искусство стало утрачивать свою подлинность.

Философ подчеркивает, что время сократического человека миновало: возложите на себя венки из плюща, возьмите тирсы в руки ваши и не удивляйтесь, если тигр и пантера, ласкаясь, прильнут к вашим коленям. Имейте только мужество стать теперь трагическими людьми, ибо вас ждет искупление.

Это и есть то рождение трагедии, продолжающееся и в наше время. И вот что стало с людьми и миром в результате этой трагедии: «Мир отвратителен. Он жесток, как дисгармонирующий аккорд. Душа человека также дисгармонична, как и весь мир, сама в себе несущая страдания».

И в дальнейшем делается вывод о том, что люди, нагромождая вокруг себя противоестественные вещи вроде формальной религии, морали т. д. утратили Бога, убили его, заменив бессмысленными, но столь привычными суррогатами. Ф. Ницше на это указывает в трактате: «Так говорил Заратустра», в 4 главе: «Так говорил однажды мне дьявол: даже у Бога есть свой ад — это любовь его к людям. И недавно я слышал, как говорил он такие слова: Бог мертв; из-за сострадания своего к людям умер Бог».

Ф. Ницше выделял два вида морали: мораль рабов и мораль господ. Принципиальное отличие он видел в понимании добра и зла. Если мораль господ осуществляет переоценку ценностей, обладают могучей волей и властью, то мораль рабов успокаивают душу, делая добродетелью свои страхи, отбрасывая свои истинные желания.

Критика касается и главной заповеди христианства — о любви к ближнему, которая в практическом смысле воплощается в милосердии. Милосердие — это добродетельная, великодушная, заботливая любовь в отношении к человеку. Как этическое понятие свое наиболее полное выражение нашло в христианской заповеди любви: «Возлюби Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем благоразумием твоим, и ближнего твоего, как самого себя». [2]

«Так гласит моя великая любовь к самым дальним: не щади своего ближнего», — утверждает Ф. Ницше. А во 2 части книги «Так говорил Заратустра» — «О старых и новых скрижалях» и вовсе делает громкое заявление: «Что падает, то нужно еще толкнуть». Он объясняет свое безумное изречение довольно просто: «И кого вы не научите летать, того научите — быстрее падать!», то есть, самый лучший способ помочь своему ближнему, это дать ему упасть. Это не есть плохо, так как это позволит определить обладает ли человек «правом сильного», если обладает, то он обязательно поднимется (возобладает над собой).

Философ отмечает, что в любви к ближнему легко просматривается себялюбие, потворствование своим слабостям: «Но я говорю вам: ваша любовь к ближнему — это ваша дурная любовь к самим себе». П. А. Максимова приводит пример такого мнимого благодеяния с книги «Падение» А. Камю. Главный герой повести «специализировался на благородных делах»: бесплатно защищал в суде бедняков и никогда не выставлял этого напоказ — поступки, которые вызывают уважение. И только собственное признание героя открывает сущность этих «благодеяний». Внешняя сторона его добродетелей всегда имела менее привлекательную изнанку: свое великодушие герой объясняет природной ущербностью, которая делала его безразличным к людям, но не безразличным к самому себе. Не люди, которым он помогал, были его целью, собственное удовольствие от сознания своего совершенства и признание этого совершенства другими людьми. Их же самих он презирал, а больше всего тех, кому помогал чаще других. [2]

Таким образом, Ф. Ницше всячески презирает Христианство, но он не видел ничего примечательного в том, что люди теряют веру. Хоть его и считают основателем нигилизма, в то время, он, напротив, ужасается царству всеотрицания. Эти мысли он излагает в своем трактате «Человеческое, слишком человеческое», 1878г., в котором обвиняет людей в утрате духа жизни, в погружении в выдуманную самим себе мышиную возню, в текущей бессмысленности человеческого бытия. Но это удел ни всех. Кто- то обязательно должен прозреть, отбросить все эти иллюзии и подняться над неспособностью толпы видеть дальше своего носа. И этот кто-то — сверхчеловек.

  1. Цель оправдывает средства (лат. Finis sanctificat mediа)

Нет разницы в том, как написано произведение (в какой атмосфере), но если оно достойно поклонения и восхищения, бросьте все предрассудки, утверждал Ф. Ницше.

В подтверждение его слов можно привести, например, сюжет книги «Рождение трагедии», 1872г. [4]

Если задаться вопросом: почему греческая трагедия достигла своего пика именно в 5 веке, что она значит и почему так быстро исчезла, то можно уловить вполне логическую связь.

Греко-персидская война[4](499 г. — 449 г. до н. э., с перерывами) привела к тому, что греки осознали ужас бытия. Под угрозой завоевания персами грекам пришлось выбирать из двух зол: милитаризм или поражение. Таким образом, им было нужно радикальное лекарство — трагедия предоставляла его. Это объясняется следующим: «Человеческий разум … тяготится вопросами, которые предписаны природой самого разума, которые он не может игнорировать, но на которые, в силу положенных ему границ, не может ответить». (Э. Кант, Критика чистого разума, 1781г.).

В свою очередь А. Шопенгауэр радикализировал гносеологический пессимизм Э. Канта, его мысль заключалась в том, что все живые существа есть лишь внешнее проявление. Это и объясняет страдания. Живые существа лишь путники, обреченные на болезнь, ностальгию и смерть. Потому что мы только моменты в процессе, которые продолжаются после нашего уничтожения. А трагедия трансформирует состояние: песни и танцы раскрывают жестокость бытия человека, зрителям нравится это как откровение. И на вопрос, почему трагедия так быстро исчезла, тоже находится ответ. Потому что из нее изъяли музыку. Теперь диалог заменил музыку, а герой заменил хор. И исчезновение иррациональной правды человеческого состояния померкла. Трагедия потеряла смысл.

Смысл примера заключается в том, что страдания, пессимизм, сопровождавшие греков, дали миру прекрасный жанр художественного произведения — трагедию.

  1. Проблема выбора

По Ф. Ницше перед сверхчеловеком стоит проблема выбора. Согласно его теории для человека характерны три ступени духовного развития:

1) «верблюд» — человек, нагруженный традициями и установками культуры и традициями предыдущих поколений;

2) «лев» — человек, отрицающий себя как «верблюда», то есть отказывающийся абсолютно от всего того, от чего он зависит;

3) «ребенок» — человек, открытый для всего нового, чистый лист, сам создающий себе законы и управляющий своей волей.

Таким образом, если провести аналогию с учением Санкхья[5], какая гунна будет превалировать в человеке: саттва, раджас или тамас, человек вправе решить сам. Только от его внутренней установки («стержня») зависит до какой ступени развития он дойдет.

Человек сам выбирает опуститься на уровень животного или же вознестись до существа богоподобного. Эти слова подтверждает итальянский философ эпохи Возрождения — Пико делла Мирандола в своей речи о достоинстве человека:

«… я создал тебя существом не небесным, но и не земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты … сам себе сделался творцом и сам выковал окончательный свой образ. Тебе дана возможность пасть на степень животного, но также и возможность подняться до степени существа богоподобного — исключительно благодаря своей внутренней воле». [3]

Жизнь Ф. Ницше прошла в постоянной борьбе. Она состояла из болезненных ощущений и сомнений, депрессий и одиночества[6], постоянного стремления к идеалу и борьбы с внутренними демонами. Борьба с собственными демонами привела к безумию, а за бессмертие он расплатился жизнью. В тот момент, когда он решил, что приблизился к совершенству, его разум одолела болезнь.

  1. Цель жизни— поиск истины, творческий исозидательный труд, преодоление себя

Сверхчеловек сам определяет моральные правила. Он преодолевает все преграды и стремится к вершине человеческого духа: «Навстречу своему высшему страданию и своей высшей надежде». Ф. Ницше предлагает быть свободным от морали, чтобы суметь «морально жить», то есть нужно обрести базовое свойство человека — свободу.

Философ твердит, что равенство не может существовать. Его мысль вполне оправдана. Главный принцип социализма: «От каждого — по способностям, каждому — по труду» оказался невоплотимым в жизнь.

Д. Оруэлл, в своем эссе «Писатели и Левиафан», отмечает, что люди верят благодаря социализму во всепобеждающую силу правды, в то, что подавлять — значит губить самих себя, и что по природе своей человек добр, и что злым его делает исключительно окружающие его условия. Эта перфекционистская доктрина глубоко укоренена почти во всех нас, и, движимые верой в нее, мы протестуем … но, сталкиваясь, всякий раз с реальностью, вера трещит по швам, и мы начинаем мучиться противоречиями, не желая в этом признаться. [6]

Ф. Ницше отмечает, что в зависимости от того, сколько жизненной силы заключено в людях они могут быть лучше или хуже. Поэтому навязанная нам справедливость — это ложь. Он также настаивает на том, что истинная справедливость заключается в том, что каждый имеет столько, сколько заслуживает. Уважения и поклонения достойны только лучшие, а альтруизм — это пустая трата времени и сил. Мораль не учитывает природных инстинктов человека и заставляет его идти против природы, разрушая единственную ценность бытия — жизнь.

В дальнейшем перед нами предстает концепция смерти. Смерть должна подчиняться целям человека, так как он сам должен управлять этим процессом[7]. Смерть должна быть наградой за то, что человек проходит свою жизнь достойно, выполнив свое предназначение в жизни.

Таким образом, мы определили фундаментальные характеристики сверхчеловека.

Идея сверхчеловека чаще всего проявляется в современном мире. В эпоху XXI века во многих странах преобладает принцип — self-made man (человек, который сам себя сделал). Современный self-made man — это человек, который поднялся с низов и достиг главенствующей позиции исключительно благодаря своей воле и упорной работе над собой.

Среди студентов 3 курса Дагестанского государственного университета было проведено исследовательское аналитическое интервью на тему: «Модель сверхчеловека как основа предпосылок современного сверхчеловека».

В результате исследования были получены следующие результаты:

Более 60% опрошенных ответили свобода на вопрос о главной черте сверхчеловека. В свою очередь 20% остановились на воле квласти (силе), а 10% из них, выбрали прочее (преодоление себя, создание новых ценностей) (см. Рис. 1).

Рис. 1

Среди студентов выявилось преобладание дионисийского начала, а именно, среди 90% опрошенных, а аполлоническое признали в себе лишь 10 % из них. См. Рис. 2

Рис. 2

Далее можно отметить, что среди опрошенных студентов почти все придерживаются идеализма— 90%, оставив позади философию воли— 10% иматериализм— 0%. См. Рис.3

Материализм не получил ни одного голоса, возможно, из-за неверного понимания глубинных основ, путая данное понятие с вульгарным материализмом.

Рис. 3

Далее исследовательское интервью выявило у опрошенных отсутствие твердых ценностей ипринципов90%, лишь 10% из них признались в их наличии (истина, справедливость). См. Рис.4

Рис. 4

Студенты 3 курса Дагестанского государственного университета отметили важность понятия «self-made man», которая проявляется не только в том, что предстоит через многое пройти, прежде чем занять привилегированное положение в обществе, но и иметь высочайший уровень ответственности за свои поступки.

Таким образом, мы описали и проанализировали основные предпосылки модели сверхчеловека. Данная модель характеризуется волей к власти (силе), переоценкой ценностей, вечному стремлению к совершенству и готовностью выбирать и отвечать за свой выбор. Но, не следует забывать о том, что хоть главными преимуществами моделирования являются абстракция и агрегирование, которые помогают отвлечься от несущественных сторон изучаемого явления и процесса, они также ссужают реальную ситуацию. Философия Ф. Ницше полна противоречий и иррациональна, но это не мешает каждому индивиду стремиться к тому совершенству и величию, к которому он нас призывает.

Литература:

1. История философии / Под ред. Васильева В. В., Бугая Д. В., Кротова А. А. — Академический проект: 2005. — 680 с.

2. Максимова П. А. Парадоксы христианского милосердия в философии Ф. Ницше и творчестве Л. Бунюэля. Вестник московского университета: философия, 2008. № 6. С. 39–59

3. Мирандола Д. Речь о достоинстве человека. Перевод Л.Брагиной

4. Ницше Ф. Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм. Перевод Г. А. Рачинского, 1912

5. Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Азбука — Аттикус; СПБ, 2014–348 с.

6. Оруэлл Д.: Эссе: [сборник: пер. с англ.]/ Москва: Изд. АСТ, 2017. — 256 с.

7. Соте М. Ницше для начинающих. Пер. с англ. А. А. Байчаров. — 2-е изд. — Мн.: ООО «Попурри», 2004. — 192 с.

8. Хайдеггер М. Кто такой Заратустра у Ницше? Перевод c нем. и прим. И. В. Жук. Топос. М., 2000. № 1. С. 50–65


[1]Авеста — собрание священных книг в зороастризме, древнеиранский религиозный литературный памятник

[2]Парсифаль – музыкальная драма Р. Вагнера в трех актах, на собственное либретто, которая повествует об истории, происходившей в один из пасхальных дней, вращающейся вокруг таинства причастия. Миссия Парсифаля – спасти мир, используя кубок с кровью Христа – чашу Грааля

[3]Атараксия — (греч. αταραξία — «невозмутимость, хладнокровие, спокойствие») в эпикуреизме это умение сосредоточиться на самом главном, отбрасывая все лишнее и наслаждаться простыми вещами. Духовное наслаждение, к которому стремились эпикурейцы, это более устойчивая вещь, чем наслаждение чувственное, так как оно не зависит от внешних обстоятельств

[4]В результате греко-персидских войн была остановлена территориальная экспансия Империи Ахеменидов, древнегреческая цивилизация вступила в полосу расцвета и своих высших культурных достижений

[5]Учение Санкхья – самая древняя из школ индуизма. Основана ведийским мудрецом Капилой. В соответствии с учением, во Вселенной существует два начала: пуруша и пракрити. Пуруша – это дух, сознание в чистом виде. Его невозможно увидеть или почувствовать. Пракрити – материя. Сама по себе мертва, но от соприкосновения с пурушей оживает и проявляет свой потенциал. Таким образом появляются все материальные объекты и души. У пракрити есть три качества (гуны), саттва – гунна разума и чистоты, раджас – гунна активности и страдания, тамас – гунна пассивности и инертности

[6]В житейском смысле слова он почти не испытывал одиночества – все время кто-то находился рядом, но почти всегда отсутствовало понимание

[7]Эпикур яркий пример сказанного. По преданию, чувствуя приближение своей кончины, он попросил приготовить себе теплую ванную и налить бокал вина. Он покинул этот мир в полном соответствии со своим учением, наслаждаясь каждым мгновением

Основные термины (генерируются автоматически): воля, жизнь, том, власть, образ, сверхчеловек, внутренняя воля, внутренняя установка, греческая трагедия, Дагестанский государственный университет.

«Что за идея у Ницше о сверхчеловеке? В чем ее суть?» — Яндекс Кью

Популярное

Сообщества

ФилософияНицшеСверхчеловек

Sn Bra

  ·

30,9 K

Ответить2Уточнить

Егор Баранов

Философия

4,5 K

Психоанализ. Философия. Культура  · 6 окт 2020  · avigotovi.ru

О, это по-настоящему сложная идея. Вам не стоит это недооценивать, если вы действительно хотите понять мысль Ницше.

Сверхчеловек — это философский проект Ницше для ответа на вопрос «на что надеяться человеку в мире без Бога?». Ницше пришлось стать свидетелем падения религиозных ценностей Европы, и поверьте, он говорит о смерти Бога с большой болью, потому что это настоящая трагедия для любого трезво мыслящего человека.

Как мыслитель своей эпохи он принимает тот факт, что произошло обесценивание всего морального фундамента цивилизации, и с этим нужно что-то делать. Ответ Ницше: нужно быть достаточно сильным духом, чтобы принять это и затем произвести переоценку всех ценностей — то ещё занятие, — чтобы заново наделить этот мир тем, что имеет смысл.

Можно сказать, что сверхчеловек — это тот, кто способен воскресить Бога, потому что если Бога нет — его следовало бы создать.

Получить личную консультацию или пройти анализ

Перейти на avigotovi.ru

26,3 K

Александр РАМ

11 декабря 2020

«если Бога нет — его следовало бы создать.»
——————————————————
Стоит в церковь… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Сергей Росман

Психология

777

Я — врач функциональной диагностики в психиатрической больнице, разработал новый метод…  · 1 мая 2021

Ницше обладал особенным сознанием, и в рамках обычной логики мы вряд ли сможем ответить на данный вопрос удовлетворительно, словами философских справочников. Многие пытались приспособить эту мысль для своих нужд, и наиболее известный из них — Гитлер, что навсегда наложило на Ницше печать фашистского философа — а это не так. Гитлер уловил верный посыл у Ницше — создать… Читать далее

13,1 K

Андрей Филиппенко

6 мая 2021

Объективная информация с чьей точки зрения? Интересы то людей разные.

Комментировать ответ…Комментировать…

Первый

Виктор Агасферов.

-2

Писатель. Все темы, которые мне не интересны: религия, литература, человеческая глупость…  · 14 мая 2021

Бог не умер, так Он еще на родился. Разлагающееся сознание, порой, творит чудеса в культуре, науке или философии. Подобно апостолу Иоанну, выжившему из ума, но завладевшему сотнями миллионами душ, Ницше дал отдушину человечеству, уставшего от напряжения Церкви. .. Не ищите Истины там, где ее нет! Ибо истина в том, что у нас у всех «болит голова…»

Комментировать ответ…Комментировать…

Виктор Сорокин

305

Ну, что тут рассказывать? Пенсионер, до пенсии — инженер геофизик. Интересуюсь очень…  · 29 мая 2021

Давайте посмотрим на информационную обстановку лет сто с хвостиком лет назад. Мир зримо переворачивается (сравните, хотя бы, реалии середины и конца 19-го века). Науки ещё только нашаривают механизмы этого переворота (включая механизмы и социально-экономические, и биологические), и достаточно логично представление о некоем Прогрессе, как Мировом Законе Природы (хотя в… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Виктор Палыч Шестипалов

Психология

4,9 K

Бывший комментатор ЖЖ, могу не отвечать на комментарии.   · 30 мая 2021

Одно дело — идея самого Ницше. А другое дело — «ницшеанство», как его понимают в СМИ!
Часто то, что написал автор, это не совсем то, что взяли у него и используют люди.
Как например в известном фильме, где один умный человек в беседе с другим приводит идею книги «Мужчины с Марса, а женщины — с Венеры!» как довод в споре.
А на вопрос собеседника — гениально! а что, вы… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Андрей Крепин

24

Занимаюсь крепежом для деревянного домостроения. Шурупы, саморезы, перфорация — любые…  · 25 мая 2021

Если вкратце — это кинтэссенция социалдарвинизма

Это перевёрнутый с ног на голову самый древний культ — культ предков

Только теперь Ницше зовёт преклоняться перед потомками, которые превзойдут нас

Этакий культ прогресса, весьма характерный для века Промышленной революции

Комментировать ответ…Комментировать…

Первый

Сергей Калугин

4

Философия, религия, диспуты  · 20 мая 2021

Неправда, что Ницше с болью реагирует на падение веры и морали. Ницше заменяет бога сверхчеловеком насильно. Он с философской точки зрения приветствует насилие, толкнуть падающего. Так можно и по его мнению нужно толкнуть всех людей, ибо человек грешен. Ницще говорит о гибели человечества. Он противник бога. Его ум подвел его. Не надо преувеличивать его значение, Просто… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Igor Skoglund

406

Интересуюсь искусством, мифологией, историей.  · 6 июн 2021

Сверхчеловек у Ницше — трагический персонаж. Обречён на вечное одиночество (не с толпой же общаться). Чем-то напоминает идеалы викингов и рыцарства. Аристократические идеалы. Аристократия — военное сословие. Во времена же Ницше господствовала буржуазия — торговое сословие. По сути Ницше восстановил древнее языческое мировоззрение: циклическое время (всё идёт по кругу)… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Юрий Александрович Пантюшев

-3

Профессия геофизик-сейсморазведчик, бывший главный геолог нефтяник. Увлечение:…  · 14 мая 2021

Всёзнайки, запоминайте. Ф. Ницше объяснил вам, что «Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью. В человеке ценно то, что он мост, а не цель». Всёзнайки, чтобы вам понять эту истину, и не выдавать свои нарративы на эту тему, вам необходимо обратиться к трудам знаменитого английского генетика Б. Сайкса: «От кого мы произошли или… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Первый

Прекрасное далеко

4

17 мая 2021

«забота о грядущем-вот что даёт удавшемуся отдельному индивиду экстроординарное право на эгоизм. Если он представляет нисходящую линию, упадок,хроническое заболевание, то ценность его незначительна, и нужно обратить внимание, что бы он возможно меньше отнимал места,силы и солнечного света у удавшегося» Сверхчеловек у Ницше «провидец,хотящий, созидающий» Созидающий на. .. Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Супермен Ницше

Концепция Супермена является наиболее известной из философии Ницше , но также и особенно более сложной. Эта концепция проходит через творчество Ницше, но ярко проявляется в Так говорил Заратустра .

Именно от Сверхчеловека можно получить доступ к мысли Ницше, все остальные темы (мораль, искусство, религия, …) должны быть поняты от Сверхчеловека.

Теория Супермена и генетическая интерпретация:

Прежде чем представить, что такое Сверхчеловек Ницше, сначала устраните недоразумения, объяснив, чем не является Сверхчеловек.

«Все существа до сих пор создали помимо себя нечто большее, чем они сами. Что такое обезьяна для человека? Именно таким должен быть мужчина для Супермена»

Этот отрывок не следует понимать буквально. Ницше не эволюционист, он использует этот аргумент как учение, как образ. Следовательно, сверхчеловек — это не новый вид, созданный в результате генетического отбора (необходимого или вынужденного). Супермен — это человек, который превосходит других. Человек, который превосходит.

Определение Супермена:

— Заратустра предстает как предвестник полного переворота, как пророк новой культуры. Это должно быть сделано для создания, спонтанности, искусства, включая игру, деятельность или детский танец, которые являются лучшим изображением, включая Диониса, бога пьянства и танцев, а не Сократа.

— Заратустра есть воплощение ясности, которая дает ему понять состояние капитала: смерть Бога. Эта смерть была конечным результатом трансцендентности. Земля теперь принадлежит мужчинам. И «презрение к земле нынче опаснее»

— Бог умер, но еще не те иллюзии, которые порождала вера в него и религия. Итак, Заратустра хочет покончить со старым миром, дуалистической метафизикой и вытекающей из него моралью. Столкнувшись с этим морально-реактивным человеком, чтобы стать сверхчеловеком, он должен практиковать «презрение», презрение к счастью (в смысле болезненной покорности стоиков), разуму (понимаемому Кантом как моральное сознание), добродетели (т. е. распоряжению собственностью). , то есть послушание религиозной морали), Справедливость (эта мораль, защищающая слабых и сильных), сострадание (жаль, что это направление в терминах должно фактически исчезнуть).

— Конструкция новой морали будет выше старой, если она назовет, по Ницше, новых людей сверхчеловеками. Эта новая мораль и есть воля к власти.

— Столкнувшись со смертью Бога, Сверхчеловек должен встретиться лицом к лицу с последними людьми, теми, кто думает, что смерть Бога означает нигилизм, чистое разрушение. Ницше борется с безнравственностью во имя безнравственности. Таким образом, пустой, Ницше говорит нам, что смерти Бога недостаточно, чтобы привести мир в новую корпорацию, без воли к власти, если она одушевлена ​​слабой волей, мораль может стать нигилизмом.

Супермен — правообладатель, борец за землю, существо воли, чистое действие, работа.

  • Ницше, Нигилизм и Смерть Бога | Кенан Малик | Пандемониум | 12 февраля 2012 г. (kenanmalik. wordpress.com)
  • Пролог Заратустры: 1-4 (ivanbaker.wordpress.com)
  • Ницше: американская икона? (thecatholicthing.org)
  • О людях загробного мира (bibliologist.wordpress.com)
  • Сверхчеловек — благородный определитель ценностей (losthistorian.wordpress.com)

Цитируйте эту статью как: Тим, «Супермен Ницше, 29 апреля 2012 г.», в Philosophy & Philosophers , 29 апреля 2012 г., https://www.the-philosophy.com/nietzsches-superman.

Übermensch Объяснение: значение ницшеанского «сверхчеловека»

На что будет похожа лучшая версия «ты»? И что нужно сделать, чтобы стать этой версией? Кроме того, что на самом деле означает «лучший»? По каким стандартам вы судите себя? Означает ли лучшая версия вас самую быструю, самую сильную, самую добрую, самую забавную, самую умную, самую артистичную, самую сострадательную, самую дисциплинированную версию? Или из всех возможных ценностей, которые вы могли бы воплотить, какие-то важнее или «лучше», чем другие?

Именно нормативные вопросы, подобные этим, исследовал на протяжении всей своей работы блестящий философ XIX века Фридрих Ницше, особенно с его характером сверхчеловека, что означает «сверхчеловек», «сверхчеловек» или «запредельный человек».

Что такое сверхчеловек?

Сверхчеловек — это видение Ницше о том, кем каждый из нас мог бы быть, если бы мы не так увязли в устаревших религиях и морали.

Для Ницше сверхчеловек — это существо, способное полностью утверждают жизнь: тот, кто говорит «да» всему, что встречается на его пути; существо, способное быть своим собственным определителем ценности; ваяйте их характеристики и обстоятельства в прекрасное, наделенное силой, восторженное целое; и реализовать свой окончательный потенциал, чтобы стать теми, кем они являются на самом деле .

Фотография Ницше, сделанная Густавом-Адольфом Шульце, 1882 г.XIX века Ницше неоднократно предупреждает нас, что современность находится в кризисе.

Бог умер

После просветления и разделения церкви и государства по всей Европе Ницше отмечает, что христианство не имеет авторитета и легитимности, которые оно когда-то имело. На самом деле Бог мертв. А это значит, что все построенное на Боге, включая всю западную систему ценностей, обречено на крах.

Беда в том, что многие этого еще не осознали. Как мы обсуждаем в нашем коротком пояснении к печально известному заявлению Ницше «Бог мертв», многие во времена Ницше встречали упадок христианства пожиманием плечами или даже ликованием.

Ницше считал, что это неправильные реакции.

Хотя Ницше не является поклонником христианства, он признает, что устранение его ценностей опасно. Христианство, каким бы ущербным оно ни было, по крайней мере обеспечивает некоторую структуру и смысл жизни людей. Он предлагает не просто набор ценностей, а механизм преодоления страданий.

Разрушение христианских ценностей — разрушение механизма выживания — и как люди будут терпеть существование? Как они выдержат зияющую бездну бессмысленности? Как они справятся с неизбежной болью и страданиями, с которыми должны столкнуться все люди, живущие несовершенной смертной жизнью?

Последний человек

Ницше опасался, что если мы не будем осторожны, смерть Бога приведет к глубокому нигилизму. Признавая западные ценности (происходящие от христианства) беспочвенными, но не заменяя их чем-либо заранее, мы неизбежно заканчивали тем, что хоронили нашу экзистенциальную тоску глубоко внутри. Мы выбираем свою судьбу из одного из следующих: обманывать себя ложными убеждениями, впадать в безвозвратную депрессию или отвлекать себя пустыми занятиями и бессмысленными развлечениями.

Ницше характеризует это затруднительное положение в своей работе 1883–1885 годов «Так говорил Заратустра», представляя нам разрушительный набросок апатичного, поверхностного, рассеянного человечества:

Вот! Я покажу тебе Последнего Человека… Земля стала маленькой, и на ней прыгает Последний Человек, который все делает маленьким… Немного яда время от времени: это вызывает приятные сны. И много яда напоследок, для приятной смерти. Они до сих пор работают, ибо работа — это развлечение. Но они следят, чтобы развлечения их не утомили… Никаких пастухов и одно стадо. Все хотят одного и того же, все одинаковы: кто думает иначе, тот добровольно идет в сумасшедший дом. .. «Мы нашли счастье», — говорят Последние Люди и моргают.

Итак, каково решение? Как нам не стать Последним Человеком? Как после смерти Бога нам не скатиться в глубокий нигилизм, не отупляя себя бессмысленными развлечениями и не вводя себя в заблуждение (теперь явно ложными) религиями и безосновательной моралью?

Сверхчеловек: определите свои собственные ценности

Войдите в сверхчеловека Ницше, альтернативное будущее человечества, где нам не нужно полагаться ни на какие стандарты ценностей, кроме наших собственных .

Идея сверхчеловека заполняет пустоту, оставленную смертью Бога. Бросая вызов нигилизму, она создает новую основу для ценности.

Однако со своим сверхчеловеком Ницше не просто хочет заменить загнивающих, нездоровых христианских ценностей; он хочет предоставить шаблон для радикального улучшения .

Одна из главных проблем Ницше с христианскими ценностями заключается в том, что они стремятся к тому, что он называет «аскетическим идеалом»: отрицанию внутренних побуждений или желаний, которые мы не можем не иметь (например, в отношении пищи или секса) во имя « добродетель’. Это подавление, это изобретение «греха» психологически нездорово и ведет к постоянному чувству вины и ненависти к себе.

Ницше считает, что таким образом мы должны отказаться от понятий «греха» и аскетизма и перестроить наши системы ценностей более здоровыми, жизнеутверждающими способами. Как он отмечает в своей работе 1889 года «Сумерки идолов:

».

Церковь борется со страстями, отсекая их во всех смыслах: ее техника, ее «лекарство» есть кастрация . Оно никогда не спрашивает: «Как можно желание одухотворить, украсить, обожествить?»

Сверхчеловек Ницше, напротив, задает такие вопросы . А в своей работе 1882 года «Веселая наука» Ницше дает ранний набросок того, как можно ответить на такие вопросы:

«Придать стиль» своему персонажу — великое и редкое искусство! Его практикуют те, кто рассматривает все сильные и слабые стороны, которые может предложить их природа, а затем вписывает их в художественный план до тех пор, пока каждое из них не предстает как искусство и разум, и даже слабости радуют глаз.

Оцените сильные и слабые стороны своего персонажа. Слабости не нужно скрывать или подавлять, советует Ницше: они являются частью вас и могут казаться красивыми, если формировать их по определенному «художественному замыслу». Он продолжает:

Здесь добавлена ​​большая масса второй природы; там была удалена частичка первой натуры — оба раза благодаря долгой практике и ежедневной работе над ней. Здесь таится безобразное, что не могло быть устранено; там оно переосмысливается в возвышенное. Многое из смутного и сопротивляющегося формированию сохранено и использовано для дальних взглядов — оно должно манить к далекому и необъятному.

С помощью работы мы можем превратить себя во что-то прекрасное, где даже уродливые, нежелательные, неизменные части нас самих можно использовать для придания интриги, мистики, глубина .

Таким образом, целью самодисциплины должно быть не самобичевание, ненависть к себе или подавление — как Ницше полагает, что это часто бывает в аскетических религиозных традициях, — а скорее самостилизация и мастерство .

Не отказ от наших желаний, не отрицание побуждений и сил, составляющих нашу жизнь, а сублимация, ваяние и направление их в психологически здоровое и прекрасное творение, эстетическое целое. Когда Ницше заканчивает отрывок:

В конце концов, когда работа завершена, становится ясно, как именно сила единого вкуса управляла и формировала все великое и маленькое…

Ибо, полагает Ницше, именно живя в соответствии с независимым эстетическим , а не внешним «этическим» стандартом, люди могут по-настоящему реализовать свой потенциал. Как он классно заявляет в своей работе 1872 года «Рождение трагедии» (обычно убедительное заявление, которое фигурирует в нашем списке лучших цитат Ницше):0003

Только как эстетическое явление бытие и мир вечно оправданы .

Сверхчеловек: человек стал Богом

Объявляя о смерти Бога, Ницше спрашивает: «Не слишком ли велико для нас величие этого деяния? Не должны ли мы сами стать богами только для того, чтобы казаться достойными этого?» Сверхчеловек — это ответ на этот вопрос: он человек, ставший богом .

Вместо того, чтобы смотреть внешне, Сверхчеловек — его собственный определитель стоимости. Он превосходит мелкие потребности «человека» и выходит за пределы иллюзий, чтобы жить и радоваться здесь и теперь жизни на Земле. Он утверждает свой собственный характер и обладает силой и мужеством, чтобы сказать «да» всем жизненным радостям и всем жизненным невзгодам.

Знакомство с Ницше и его 5 величайшими идеями

BY PHILOSOPHY BREAK

★★★★★

Узнать больше

Таким образом, хотя некоторые популярные интерпретации ницшеанской концепции сверхчеловека говорят, что она намекает на своего рода высшее человеческое раса — как это трагически сложилось, например, у нацистов — это скорее самопреодоление, чем обязательное преодоление других людей. Как выразился философ Джейкоб Голомб в своем эссе 2013 года « Воля к власти » (которое фигурирует в «Оксфордском справочнике Ницше»):

Сверхчеловек Ницше — это тот, кто использовал эту силу, чтобы сублимировать свои естественно конфликтующие влечения в единое и подлинное целое; это тот, кто преодолел свою собственную «человеческую, слишком человеческую» природу; а не тот, кто пытается буквально победить других людей, как это было бы в самых поверхностных интерпретациях.

Как может появиться сверхчеловек?

Ницше рассматривает сверхчеловека как потенциальную конечную точку человечества. Однако стать сверхчеловеком далеко не гарантировано. Гораздо проще и гораздо более вероятно, что после смерти Бога мы впадаем в нигилизм и становимся Последним Человеком. В прологе «Так говорил Заратустра» (который фигурирует в нашем списке лучших книг Ницше и о нем) Ницше пишет:

Человек — это веревка, закрепленная между животным и Übermensch — веревка над пропастью.

Итак, как мы можем стать сверхчеловеком, а не поддаться последнему человеку Ницше?

В «Так говорил Заратустра» Ницше возлагает бремя на нас как на личностей. Он заставляет Заратустру проповедовать процесс самопреодоления: мы должны сбросить цепи религии и морали. Мы должны придать стиль нашим персонажам и вести себя как поэты своей жизни, а не как члены запуганного, апатичного стада. Каждый из нас должен переоценить наши ценности до стать теми, кто мы есть на самом деле . Заратустра заявляет:

Я учу вас Сверхчеловеку . Человек — это то, что нужно преодолеть. Что вы сделали, чтобы победить его?

И, учитывая, что это во многом личный проект : тот, в котором мы должны определить и утвердить наши собственные ценности и вылепить наши собственные, уникальные внутренние побуждения во что-то завершенное в их собственном подлинном пути , не существует единого размера — универсальное решение.

Не каждый может стать Шекспиром, Наполеоном или Вагнером — фигурами, которые, хотя и не совсем соответствовали стандарту «сверхчеловека», Ницше восхищал и поддерживал как примеры великих личностей, могущественно организовавшихся вокруг одной цели, одного вкуса и способствовавших человечеству в каким-то образом. Действительно, как советует Заратустра:

У тебя свой путь, у меня свой. Что касается правильного пути, правильного пути, единственного пути, его не существует.

Каково эстетическое видение, вокруг которого вы могли бы организовать себя, чтобы реализовать свой наибольший потенциал?

Олицетворяет ли сверхчеловек какие-либо общие ценности?

В то время как Übermensch меньше о типе или природе конкретных желаний, побуждений или ценностей самих по себе, больше о том, как они утверждаются, формируются и обожествляются индивидуумом, у которого они есть , возможно, есть некоторые общие принципы ценностей, которые мы можем вывести из картины Ницше.

Действительно, кажется, что такие ценности, как независимость, самореализация, личное освобождение, самоопределение , психологическая полнота и здоровье , наиболее заметны в ницшеанском сверхчеловеке.

Ницше стремился культивировать такие ценности в своем собственном образе жизни, путешествуя в одиночестве по швейцарским Альпам, как он это делал, и записывая важные прозрения, которые он испытал, находясь там.

Предположительно, именно во время такого прозрения на склоне горы он осознал, что нам не нужны обещания загробной жизни, чтобы найти радость существования на Земле, заявив через Заратустру:

Übermensch станет смыслом земли! Умоляю вас, братья мои, оставайтесь верны земле и не верьте тем, кто говорит вам о сверхземных надеждах! … Вот, я учу вас Übermensch: он и есть эта молния, он и есть это безумие! … Вот, я пророк молнии и тяжелая капля из облака: но молния эта называется Уберменш .

Нет другой жизни, кроме этой, на Земле — и, согласно проповеди Заратустры о вечном возвращении (см. наше краткое объяснение вечного возвращения здесь), это жизнь, которая будет повторяться снова и снова в вечности. Так что же можно посоветовать, кроме как стать лучшей версией того, кто вы есть, принять все, что встречается на вашем пути, радоваться каждому моменту?

Сверхчеловек возможен или даже желателен?

Загадочный характер «Так говорил Заратустра», произведения, в котором Ницше в основном говорил о сверхчеловеке, означает, что оно открыто для многих интерпретаций и оставляет нам ряд вопросов.

Например: как вы думаете, способно ли человечество на то, что Ницше называет «самопреодолением», стать существом, подобным сверхчеловеку? Более того, как бы выглядел мир сверхчеловека? Реалистично ли счастливое общество, наполненное независимыми, самоопределяющимися сверхчеловеками?

Кроме того, допустимы ли все человеческие «драйвы»? А как насчет наших стремлений к жестокости? Как мы можем направить их в положительное русло? Как сделать жестокость красивой? Является ли взращивание нашей жизни и характера так, чтобы они были красивыми как «эстетический пакет», важнее, чем, скажем, борьба за справедливость? Должны ли мы действительно стремиться жить эстетически, а не этично?

Всего за 6 дней вы поймете философию Ницше

Чтобы глубже изучить эти вопросы и общую философию Ницше, ознакомьтесь с нашим введением в курс Ницше, который доставляет материалы прямо на ваш почтовый ящик в течение 6 дней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts