Умиление богоматерь владимирская: значение святыни, дни празднования, в чем помогает
Содержание
значение святыни, дни празднования, в чем помогает
Содержание
- История появления святыни
- Чудеса, связанные с иконой
- 1155 год
- 1237 год
- 1395 год
- 1451 год
- 1480 год
- 1521 год
- Где находится оригинал образа?
- Сретение Владимирской иконы Божией Матери
- Когда и как отмечают праздник Владимирской иконы
- Значение образа для православных христиан
- Иконография
- В чем помогает Владимирская икона Божией Матери
- Молитвы к иконе
- Полный текст канонической молитвы
- Молитва о выборе пути и помощи в трудную минуту
- Молитва о здравии и благополучии домочадцев
Владимирская икона Божией Матери – это одна из самых значимых святынь нашего народа. Ее почитают не только глубоко верующие христиане, но и люди, не слишком склонные к религиозности. В лихую годину у Божией Матери ищут заступничества даже многие экс-агностики и атеисты.
И это закономерно: на протяжении почти тысячелетия эта икона выступала защитницей всея Руси. Недаром один из самых значимых христианских праздников, Сретение Владимирской Богоматери, обязан своим появлением именно ей.
Благо, это чудо иконописного искусства уцелело во время многочисленных войн и политических катаклизмов, и сейчас любой верующий может обратиться к ней за защитой.
История появления святыни
Для начала ознакомимся с краткой историей Владимирской иконы Божией Матери. Только известный период насчитывает почти девять веков, посему многие события преобразовались в легенды, из которых выделить зерна правды неимоверно сложно.
Точный год создания иконы неизвестен. Да что там говорить: разбежка в предполагаемых датах измеряется многими столетиями!
Согласно каноническим источником, создателем иконы является апостол Лука, один из учеников и последователей Христа. Он был не только богословом, но и целителем и художником, а на создание святыни его вдохновил сам Господь.
Считается, что икона написана на доске, взятой из трапезной Святого Семейства. Ее видела и благословила сама Богоматерь, придав ей чудотворные свойства. Согласно этой гипотезе, икона была создана в начале нашей эры, то есть ей почти две тысячи лет!
Однако другие исследователи утверждают, что икону написал неизвестный византийский живописец гораздо позднее, в X-XII веке. Дело в том, что в ее исполнении очевидны черты уже сложившейся иконописной школы, а это свидетельство того, что раньше это чудо в такой интерпретации существовать не могло.
Существует достаточно интересная версия того, что Лука действительно писал эту икону, но в присущей тому времени манере. Оригинал хранился в Иерусалиме, затем в Константинополе, но его след в истории затерялся. А в Киев был привезен куда более поздний список творения Луки, который и стал Владимирской Богоматерью.
Тем не менее, известно, что на Русь икона попала в первой половине XII столетия. Ее прислал в Киев константинопольский патриарх в подарок князю Мстиславу, сыну Владимира Мономаха. Однако позже история иконы связывается с другим отпрыском Владимира, Юрием, а также его сыном, Андреем Боголюбским.
апостол Лука
Поначалу икона находилась в монастыре Вышгорода, неподалеку от столицы Киевской Руси. Но вскоре Андрей решил перевезти святыню в Суздаль, причем без ведома вельможного отца. И икона начала являть чудеса…
Владимирская Богоматерь упоминается во многих исторических хрониках. Более того: летопись Владимирско-Суздальских земель велась в виде перечня событий, привязанных к чудесам иконы.
Впоследствии икона стала играть видную роль в истории Российского государства. Она защищала русские земли от захватчиков, эпидемий и голода, с ней вступали на царствие монархи и избирались патриархи.
Икона несколько раз реставрировалась (один раз, вероятно, великим Андреем Рублевым) и получала новые оклады. С нее было сделано множество списков (копий), каждый из которых получил толику чудотворной силы прототипа. И сейчас эта святыня является культурным наследием и гордостью русского народа.
Чудеса, связанные с иконой
Все чудеса, связанные с этой иконой, перечислить невозможно: она по праву считается главной чудотворицей Руси. Поэтому остановимся на самых значимых из них, оказавших эпохальное влияние на историю всего государства. И началось все с вышеупомянутого Андрея Боголюбского.
Владимирская икона Божией Матери
1155 год
В это время обоз с чудотворной иконой направлялся в Залесские земли, в вотчину Андрея Боголюбского. Настало время искать брод через реку, и на поиски отправили одного из верховых. На глазах всего обоза и князя посланец начал тонуть, и вельможа взмолился о его спасении. Через некоторое время слуга, целый и невредимый выехал на лошади на берег. Брод был найден!
По пути одна из лошадей понесла и чуть не затоптала жену одного из священнослужителей. Точнее, затоптала, но благодаря тому, что окружающие начали истово молиться иконе, пострадавшая осталась невредимой. Как бы абсурдно это ни звучало, но так говорят летописи!
Третье чудо произошло на подступах к Владимиру. Кони, тащившие телегу с иконой, внезапно встали. Князь подумал, что лошади утомились и приказал их сменить. Это не помогло, и обоз встал на ночевку. Всю ночь князь истово молился, а под утро во сне к нему явилась Богородица. Она-то и повелела оставить образ в этих землях.
Князь не мог ослушаться Богородицу, и на этом месте основал селение, получившее название Боголюбово. В церкви этого местечка и находилась икона, пока специально для нее не был возведен храм во Владимире. С этого времени икона и получила каноническое название.
При Андрее Боголюбском икона получила первый драгоценный оклад. На него пошло порядка 2,5 кг долота, плюс серебро и драгоценные камни. К сожалению, этот оклад не сохранился.
1237 год
В это время Русь осаждали полчища монголо-татар под предводительством хана Батыя. Перед их натиском пали многие русские города, в том числе, и Владимир.
Защитники города укрылись в храме, но монголо-татары ворвались в него, всех порубили, а святыню осквернили и сняли драгоценный оклад. Сам хан долго стоял перед образом, но не смог выдержать укоризненного взора богородицы. Он ушел из разрушенного Владимира, но икону оставил в храме.
1395 год
Миновало всего 15 лет с Куликовской битвы, Русь была сильно ослаблена сражениями и междоусобными войнами. Но перед вратами Москвы уже стоял еще один серьезный враг – жестокий Тимур Тамерлан.
Москвичи слезно упросили перенести чудотворящую икону в осажденный город. Образ Марии встречали как единственную надежду на спасение, преисполнившись благочестия и покаяния.
А в ночь прославленный завоеватель увидел сон, в котором ему явилась прекрасная дева в окружении ангелов, приказавшая отступить от Москвы. Поутру хан призвал мудрецов, которые и объяснили ему, что это знамение Царицы Небесной и заступницы земли русской. Впечатленный и напуганный Тимур приказал отступить от Москвы.
Считается, что иногда икона сама хочет покинуть «насиженное» место и отправиться туда, где больше нужна. Она дает понять это, являя очередное чудо, сходя со стены храма и воспаряя над землей.
1451 год
Монголо-татарский вельможа Мазовша в очередной раз направился в русские земли за данью. Его войско расположилось у Москвы. После отслуженного перед ликом молебна Мазовше и его войску почудился оглушительный шум. Вельможа был испуган, и убрался от Первопрестольной несолоно хлебавши.
1480 год
Русское государство решило избавиться от многовекового ига. В общем, князь Иван III отказался платить дань ордынцам, что, естественно, не могло не возыметь последствий. Хан Ахмат отправился в очередной раз «воевать Русь» и встал лагерем на берегу Угры.
А на противоположном берегу реки расположился лагерь русского монарха, куда принесли икону и отслужили молебен. После этого начали являться всевозможные чудеса, которые охладили завоевательский пыл Ахмата. Хан отступил, а Русь избавилась от многовекового ига Орды.
С тех пор чудотворный образ остался в Москве навсегда, лишь время от времени возвращаясь «на родину», во Владимирский Успенский собор. С образа был сделан искусный список и передан во Владимир взамен оригинала.
Стояние на реке Угре
1521 год
Свято место пусто не бывает, и вслед за монголо-татарами пришли крымчаки во главе с Мехмет-Гиреем. Естественно, и они захотели дани, в подтверждение серьезности намерений разорив множество русских земель.
Князь Василий III встретил войско Гирея на Оке, и быть бы ему битым, если б не заступничество Царицы Небесной. Согласно преданию, священники хотели вынести икону из города, дабы спасти ее, но им воспрепятствовали святые Сергий и Варлаам. Словом, народ стал молиться еще усерднее, и Москва была спасена.
Где находится оригинал образа?
Самое главное чудо – это то, что икона пережила множество кровавых исторических событий, в том числе, и времена СССР, когда все религиозное подвергалось жестоким притеснениям. Храмы разрушали, их имущество разворовывали или национализировали, а иконы порой попросту сжигали.
Сегодня она отличается от прообраза: во время первых реставраций художники несколько вольничали, превнося в шедевр собственные домыслы. Тем не менее, доказано: это все та же старинная икона почти тысячи лет от роду.
Долгое время оригинал хранился в Третьяковской галерее в Москве. Сейчас он находится в храме-музее Святителя Николая при все той же Третьяковке. За микроклиматом в помещении следят специальные датчики, а покой Царицы Небесной с младенцем Христом защищает бронированное стекло. Но это не мешает ей внимать чаяниям искренне верующих и выступать защитницей всей России.
Икона находится в специальном пуленепробиваеомом киоте
Сретение Владимирской иконы Божией Матери
Непонятное ныне слово «сретение» переводится с церковнославянского как «встреча». Так что все сретения, имеющиеся в церковном календаре, это встречи с кем-либо или чем-либо.
В привязке к Владимирской иконе Божьей матери сретение, как правило, обозначает встречу иконы народом в сопровождении истовых поклонений и молебнов. И, конечно, чудеса спасения!
Когда и как отмечают праздник Владимирской иконы
Праздник Владимирской иконы Божией Матери отмечается аж трижды, в честь знаковых исторических событий с ее участием.
Даты празднования выглядят таким образом (в скобках приведена дата по старому стилю):
- 3 июня (21 мая). Первое Сретение иконы в году отмечают 3 июня. Оно посвящено спасению Руси от нашествия Мехмет-Гирея в 1521 году.
- 6 июля (23 июня). Это день памяти спасения Москвы от нашествия Ахмат-хана в 1480 году.
- 8 сентября (26 августа). Эта дата (собственно Сретение) связана со спасением Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году.
В эти дни проводятся торжественные службы во всех церквях России, а верующие исполняются особой благодарности к небесной заступнице.
Знаменитая московская улица Сретенка (ныне бульвар) – это историческое место, где жители города встречали икону, принесенную из Владимира. Ей же обязан названием и Сретенский монастырь.
Значение образа для православных христиан
Значение Владимирской иконы Божьей Матери для православных россиян сложно переоценить. Присутствие иконы означает защиту всех жителей русских земель от всевозможных напастей как глобальных, так и локальных.
БМ (Божья матерь) выступает заступницей не только всего народа, но и каждого человека персонально. Любой из нас может попросить ее о защите и снисхождении.
Подвески «Владимирская икона Божией матери» в каталоге Sunlight
Иконография
А теперь коснемся описания иконы Пресвятой Богородицы и вглядимся в светлые лики представителей Божественного семейства.
Образ Владимирской иконы отсылает к искусству иконописи XI-XII столетия. Этот тип иконы называется «Умиление». Мать нежно обнимает божественного сына, словно прося его о снисхождении для человечества. В глазах ее читается нежность, сострадание и скорбь: она предчувствует предначертанное ее дитяти. Считается, что она символизирует душу человеческую, стремящуюся к Богу.
Этот образ выглядит не похоже на другие православные иконы. Он абсолютно уникален. Обратите внимание на младенца Христа, доверчиво прильнувшего к матери. Особое умиление вызывает его миниатюрная ступня («пяточка»), повернутая к зрителю. Многие эксперты полагают, что эта деталь была добавлена позднее, во время одной из реставраций, но это не умаляет ее гениальности.
Считается, что столь живые и лирические образы мог создать лишь очень талантливый и глубоко верующий человек. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на его бессмертное творение.
Икона Владимирская Богородица
В чем помогает Владимирская икона Божией Матери
Верующие просят перед иконой обо всем, в чем испытывают нужду. Если молятся иконе искренне и истово, заступница слышит обращенные к ней слова и выступает посредницей между просящими и Господом.
Обычно Царицу Небесную просят о следующем:
- Защите домочадцев. Богородица покровительствует семье и помогает защитить ее членов от всевозможных бед.
- Примирении с родственниками. У заступницы просят подарить мудрость, дабы наладить добрые отношения с родными.
- Выборе верного пути. Не знаете как поступить – помолитесь иконе: Богородица даст знак, указующий на верный путь.
- Преодолении жизненных невзгод. После искренней молитвы БМ дарует упорство, мудрость и смирение, помогающее пережить сложное время.
- Прощении грехов. Не существует грехов, которые нельзя было бы искупить, и заступничество Богоматери в том порука.
- Ясности ума. Искреннее обращение к заступнице помогает повысить способности к наукам и искусствам.
- Исцелении. Молитва помогает болящим и страждущим исцелении. А бесплодной женщине образ помогает зачать дитя.
К Богородице обязательно обращаются во время обряда венчания. Ее образ используется для благословения молодоженов.
Молитвы к иконе
Существует масса канонических молитв с обращением к Пресвятой Богородице. Приведем некоторые из них.
Полный текст канонической молитвы
Молитва вторая О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодарим Тя о всех благодеяниих, российским людем от Тебе бывших, от древле и до днесь от чудотворныя иконы Твоея явленных. И ныне, Преблагая Владычице, призри на ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, яви нам милость Твою и моли Сына Твоего, Христа Бога нашего, о еже избавитися нам от всякаго зла и сохранитися всякаму граду и веси, и всей стране нашей от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и муждоусобныя брани. Испроси православным христианом благоденственное и мирное житие, здравие, долгоденствие, во всем благое поспешение и спасение. Сохрани и умудри пастырей Церкви, еже достойно пасти стадо Христово и право правити слово истины; укрепи христолюбивое всероссийское воинство, подаждь дух совета и разума военачальником, градоначальником и всем, иже во власти суть, ниспосли святое Твое благословение и всем православным христианом, покланяющимся Ти и молящимся пред цельбоносною Твоею иконою. Буди нам Заступница и Ходатаица пред престолом Всевышняго, идеже предстоиши. К кому убо прибегнем, аще не к Тебе, Владычице? Кому принесем слезы и воздыхания, аще не к Тебе, Пресвятая Богородице? Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Небесная Царице. Под Твой покров притекаем, молитвами Твоими ниспосли нам мир, здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, избави ны от всяких бед и скорбей, от всяких недугов и болезней, от внезапныя смерти и от всех озлоблений врагов видимых и невидимых. Вразуми и научи ны, о, Всемилостивая Заступнице, како безгрешно прейти путь земнаго сего жития; Ты веси немощи наша, веси и согрешения наша, но и веру веси, и упование видиши; даруй же нам исправление греховныя жизни и умягчи злая сердца наша. Укрепи в нас правую веру, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, терпения и любве, в добрых делех преуспеяние; избави же ны от искушений, от пагубных душевредных учений, от неверия, развращения и погибели вечныя. Тебе убо просим, Пречистая Владычице, и припадающе пред святою Твоею иконою, молимся, умилосердися на ны и помилуй ны, в страшный же день суда ходатайством и заступлением Твоим сподоби ны стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва о выборе пути и помощи в трудную минуту
Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, прибежище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, якоже волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.
Молитва о здравии и благополучии домочадцев
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися, и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни и всякаго зла. И сподоби ны, грешныя рабы Твоя, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в бесконечныя веки веков. Аминь.
Учить молитвы наизусть не обязательно: их можно читать и с листа. Главное, молиться искренне и с истинной верой!
Золотая подвеска «Владимирская икона Божией Матери» (перейти в каталог SUNLIGHT)
Глава 3. Образ Божией Матери «Умиление» («Ласкающая»), Божия Матерь в Её иконах
О.В. Губарева
Божия Матерь в Её иконах
Глава 2. Образ Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница»)Глава 4. Киккская икона Божией матери («Милостивая»)
Скачать
epub
fb2
Оригинал: pdf43Мб
Святое лобызание любви
«Умиление» (в Греции «Елеуса» – Ласкающая, Милующая) – русское название икон, на которых Младенец Христос прильнул к лику Богородицы и нежно обнимает Ее. Подобные изображения Божией Матери и Христа известны с VII века88, но окончательно иконография «Умиление» сформировалась лишь в конце XI – начале XII веков. Наиболее ранним из известных образов «Умиление» с уже сложившимся каноном является Владимирская икона Божией Матери89.
В древнерусском языке слово «умиление» означает «скорбь», «жалость», «милосердие», «смирение», «любовь». Поэтому такое название, характеризуя отношения Матери и Сына90, раскрывает и основную идею иконографии: образ святой жертвенной любви, которая является главной заповедью христианского учения. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13, 34), – сказал Христос ученикам. Что это за любовь и какова ее мера человечество осознало только после Голгофы.
Современные исследователи иконописи, опираясь на изучение древних текстов и историю Литургики, толкуют «Умиление» как образ Боговоплощения, спасительной жертвы, любви Христа и Его Церкви91. Многие авторы отмечают и то, что данная иконография по смыслу совпадает с предуготовительной частью Литургии, которая оформилась в чин Проскомидии после возникновения образа «Умиление»92.
Перед «Символом веры» бывает в алтаре братское целование. На иконах «Умиление» в движении Христа к Богородице можно также увидеть святое целование. «Лобзание святое, или лобзание любви, представляет древнейший обряд и восходит ко временам апостольским (Рим. 16; 1Пет. 5, 14). Порядок целования в алтаре следует образу двух главнейших заповедей: любить Бога и любить ближнего. Поэтому и лобзают священнослужители прежде предуготовленные к освящению Дары и Престол – седалище Бога Живаго, а затем друг друга…»93. Среди мирян в Церкви в знак благоговейной любви к Богу и смирения тоже установили благочестивый порядок целования Евангелия, потира, креста и икон, а также друг друга в Пасхальной радости.
Но слово «целование», как и «умиление», имеет несколько смыслов. В Евангелии оно употребляется в значении приветствия и прощания94. Обычай целования при встрече и расставании сохранился у всех христианских народов; целованием завершается венчание и погребение. В иконографии «Умиление» чин святого целования раскрывается во всей своей полноте. Это непреходящая радость материнства и рыдание Матери, «зрящей во гробе Своего Сына», это образ любви человечества и Бога, Христа и Церкви.
Мы видим образ нежного материнского ласкания, но лик Богородицы исполнен прощальной скорби в ожидании Симеонова проречения. Перед нами раскрывается образ Рождества как великого и страшного приношения Матери и предуготовления Христовой жертвы. Христос Сын сострадает Матери, но при этом Он строг, мудр и милосерден. В некоторых изводах Его младенческий образ почти утрачен, например, на Белозерской иконе XIII века (собр. ГРМ). Рядом с Богородицей Он предстает старшим, Он Бог и Господин.
Образ Рождества и смерти строится на цветовом противопоставлении одежд Христа и Богородицы. Из золотого Царства Славы Христос является в недра материнской плоти, восприняв Ее частицу. «Неслиянное смешение» двух природ Христа подчеркнуто желто-золотым (иногда оранжево- или красно-золотым) цветом Его гиматия95. Но цветовая символика создает и образ смертной жертвы Христа. Богомладенец, часть Своей Матери, зрительно уже отделен от Нее. Золото одежд Христа и пурпурные облачения Богородицы резко отличаются друг от друга. Световидная фигура Богомладенца выделяется на темном фоне мафория. Мы видим, что Он более соотнесен с золотого фона: Христос рожден, чтобы снова вознестись в Царство Славы, и Его Свет на иконе насквозь пронизывает фигуру Богородицы.
Несмотря на это живописное различие Богомладенец Христос и Божия Матерь, как и на всех иконах, являют один художественный образ. В иконографии «Умиление» они объединены общими очертаниями, придающими всему изображению сходство с однокупольным храмом, проскомидийной просфорой и горой96. Остановимся на каждом из них.
Мы видим, что Богородица и есть тот храм, «вместо золота сияющий Духом, вместо же дорогих камней имеющий многоценную жемчужину – Христа, уголь Божества»97. Христос возлежит на груди Матери подобно Агнцу на жертвенном престоле. Вместе с тем Его одежды и премудрый, исполненный сострадательной любви и величия облик показывает, что Он и творящий жертву Великий Архиерей, и Бог, эту жертву принимающий. Смиренно сослужит Ему Богородица во образ единения в любви Церкви и Ее Главы98. В знак служения на руках у Нее, как везде, священнические поручи.
Символика жертвенного приношения развивается в образе Богородицы-Просфоры, из которой копием на Литургии иссекается четвероугольный Агнец. Святые отцы толковали это священнодействие как зачатие, рождество и страдания Христа, где просфора – символ Пресвятой Богородицы, а Агнец – Ее Божественного Сына. Агнец изымается со словами: «Яко вземлется от земли живот Его», и священник, крестообразно разрезая просфору, произносит: «Жрется Агнец Божий, за мирский живот и спасение»99. «Якоже сей хлеб отделен от того же вещества, – пишет Николай Кавасила, – тако и Господь отлучен от человек, их же приобщися существу…»100, то есть просфора символизирует совокупность человеческой природы. Это же значение раскрывается и в библейском образе горы.
На иконах «Умиление» в Богородице мы можем созерцать ту гору, о которой пророчествовал Исайя: И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы (Ис. 2, 2). В Ней присно пребывает и пещера Рождества, из которой воссиял новорожденный Богомладенец, и пещера Гроба Господня, куда Он был положен, повитый пеленами. Не случайно некоторые современные авторы находят сходство в иконографии «Умиления» и «Оплакивания»101.
Образы Церкви, просфоры и горы дают видение целостности первоначального творения. Богородица явила Собою на земле единую с Богом райскую Церковь. Но рожденная в мире, ждущем искупления, Она стала и образом земной Церкви, где всякий человек имеет возможность совершенствовать себя в Боге. Богородица – «…сень нашего существа, обожением приемшаго смешение, Церковь Божия бысть»102.
Иконографический канон «Умиление» оставлен нам Святыми отцами как «тайноводство, как бы одно некое начертание единого тела Спасителевой жизни, все ее части от начала даже до конца видению представляющее»103.
Владимирская икона Божией Матери
104
По православному Преданию, Владимирская икона Божией Матери105 была первым образом «Умиление», который написал апостол Лука на доске трапезного стола Святого Семейства. Это, пожалуй, единственное свидетельство Церкви об иконе апостола Луки как о конкретном материальном памятнике. Однако в XIX веке оно было сочтено легендарным и отвергнуто исследователями русской культуры. Многие специалисты (Н. П. Лихачев, Роо де Флери, Циммерман и др.) предполагали даже западное происхождение «Умиления». Наиболее авторитетный ученый, занимавшийся иконографией Богоматери, Н.П. Кондаков не сомневался в его византийском источнике. Владимирскую икону он датировал началом XII века на основании первого упоминания о ней и при это заметил, что ранее середины XI века иконы подобной иконографии не встречаются. В русских летописях 1131 годом говорится о том, что икона была подарена Константинопольским патриархом Лукой Хризовергом вел. кн. Юрию Долгорукому.
К сожалению, никто в XIX веке не видел подлинной живописи Владимирской иконы. Из летописей известно, что эта русская святыня поновлялась в XIII, XV и XVI веках, а в XVIII веке все изображение прописали заново. Икона была полностью раскрыта Г. О. Чириковым лишь в 1918–1919 годах. Выяснилось, что не тронутыми до нас дошли только лики и небольшие фрагменты на полях. Обе фигуры были переписаны еще в XVI веке. От XIII века сохранился фрагмент на плече Христа с пальцами левой руки Богородицы, показывающий, что иконография была изменена. Если раньше Божия Матерь крепко обнимала Своего Сына, то теперь Она рукой едва касается Его хитона. Но и в этом виде икона признана мировым шедевром. «… Художественное наполнение этих ликов оставляет далеко за собою все то, что до настоящего времени дошло до нас от византийской живописи»106, – писал крупнейший знаток византийского и древнерусского искусства В. И. Лазарев. Он же отмечал, что «живописный характер фактуры Владимирской иконы коренится, вне всякого сомнения, в эллинистической традиции, почти никогда не умиравшей на византийской почве. Та подчеркнуто живописная манера, в которой выполнено лицо младенца, прямо восходит к эллинистическому иллюзионизму, возникшему на греческой почве уже в III веке до н. э. и отсюда перешедшему непосредственно в позднеэллинистическое и раннехристианское искусство»107, то есть I век н.э. – время жизни апостола Луки.
Вглядимся же в этот скорбный образ жертвенной любви. Лики Богоматери и Христа исполнены по-разному и как бы противопоставлены друг другу. Лик Богородицы написан по оливковому санкирю графически тщательно, очень мелкими, незаметными глазу мазками. Румянец едва оживляет его, и кажется, что в нем гаснет всякий луч света. Рядом с ним – сияющий лик Христа. Живопись его выстроена по темной основе почти чистым белым цветом с горячими киноварными подрумянками и буквально излучает энергию света. Это сама Жизнь, возникающая под легкими свободными движениями гениального художника. Персть земная, подверженная тлению и смерти, рождает миру Свет и Жизнь, «яко зарю солнечную восприимши»108, и Сама предуготовлена преобразиться в соединении с Богом. Мы словно видим, как обоженная во Христе человеческая природа становится вся – светом, вся – жизнью. Этот образ причащения земли Богу прослеживается в текстах церковных евхаристических молитв: «… рождшая истинный Свет просвети моя умныя очи сердца: яже источник безсмертия рождшая, оживотвори мя умерщвленнаго грехом; Яже милостивого Бога любоблагоутробная Мати, помилуй мя, и даждь ми умиление…»109.
Золотом славы и благодати сияет на груди Богородицы вся фигура Богомладенца, закалающегося на каждой Литургии, «во очищение и освящение души же и тела и во обручение будущия жизни и Царствия»110. Богородица крепко прижимает к Себе Младенца (сейчас этого на иконе не видно). Взгляд Ее, подобного которому по пронзительной глубине нет во всей мировой иконописи, устремлен в мир. Будто просит Она в невыразимой печали и мольбе пощадить Сына. Ведь пока на земле не истреблен грех, Христос присно приносит Себя в жертву, «грех вземляй мира и немощи человеческие исцеляяй»111. Владимирская икона несет проповедь Церкви о том, что только праведная жизнь есть истинная и действенная любовь к Богу.
Такую живопись ликов построить невозможно. Она написана мастером, которому в истории искусства, быть может, не найдется равных. Бог – совершенная Любовь – живет и дышит в красках этой иконы. Остальная, поздняя, живопись лишь хранит древний иконографический канон.
История первого списка этой иконы связана с нашествием на Русь в 1395 году хана Тамерлана (Темир-Аксак). Когда из Владимира чудотворная икона была перенесена в Москву, во владимирском Успенском соборе ее сменила «заместительница», созданная прп. Андреем Рублевым. Видимо, ему принадлежит выполненная для Москвы еще одна, так называемая «запасная» Владимирская икона Божией Матери.
От древнего образа списки отличаются и рисунком, и цветом. Несомненно, это было сделано намеренно, так как великий мастер легко мог повторить прототип. Иконописец в своих работах по-новому осмыслил древнюю иконографию. Русь конца XIV – начала XV веков была уже повсеместно православной страной, и главным народным идеалом был идеал святости. Поэтому новые духовные задачи потеснили противопоставление земного и Божественного и проповедь небесных законов жизни, столь важные в апостольскую эпоху. В иконе тема жертвенной любви к Богу звучит как личный подвиг и самоотречение Христа ради. Вспомним, что именно в это время расцвета русского преподобножительства возникло название Святая Русь.
В иконе преподобного Андрея Рублева лики Богородицы и Христа едины по цвету. Граница между тварным и Божественным исчезает, есть только одна обоженная человеческая природа, освещенная тихим и ровным сиянием Благодати. Взгляд Пресвятой Богородицы устремлен в Себя, левая рука, крепко обнимающая Богомладенца на древней иконе, опущена и не удерживает Его, а только ограждает. Даже контур мафория, который почти полностью окутывал фигуру Богомладенца на древней иконе, у Рублева невидим. Это знак того, что Богородица готова к грядущему разлучению с Сыном. Она не только скорбит и смиряется с Его предначертанным жертвенным служением, Она Сама возложила Его на Жертвенную Чашу, которая символически обозначена раскрытой кистью Ее правой руки. Страшная жертва, приносимая Богом в лице Своего единородного Сына человечеству, соединяется с великой материнской жертвой, которая приносится Пречистой Девой Богу. Небеса преклонились, и Земля поднялась им навстречу. Это путь к обожению, к соединению товарной природы с Божественной.
Преподобный Андрей Рублев в своих иконах показал русский образ святости. В Византии более значимым представлялось осенение человека Божественными энергиями и преображения его творческой силой Бога. На Руси же не менее важной считалась необходимость возрастания в добродетелях к Богу. Самый известный византийский аскетический сборник назван «Филокалия». На русской почве он укоренился с названием «Добротолюбие» (добрута – духовная красота112). Это соотносилось с библейской традицией единства духовной и телесной красоты и ответственности человека за все творение. Внешность преображается так же, как и душа при нравственном совершенствовании, и вместе с человеком освящается вокруг него мир. Во времена Святой Руси человек осознавал себя соработником Богу, и поэтому жертва его должна была быть великой. Для спасения людей Бог отдал лучшее – Сына Единородного. Богородица тоже отдала самое дорогое. И глядя на Владимирскую икону прп. Андрея Рублева, каждый мог спросить себя: «А чем жертвую я?».
Сейчас Владимирская икона Божией Матери находится в церкви святителя Николая в Толмачах при Музейном комплексе государственной Третьяковской галереи.
Феодоровская икона Божией Матери
113
Древний Феодоровский образ в настоящее время закрыт окладом, лики темны и недоступны созерцанию. Представление об иконе можно составить по несовершенным фотографиям начала XX века и реставрационным материалам, а также на основании списков традиционно высокого качества, самый древний из которых XIII века (собр. МКГТГ). Судя по ним лики Богородицы и Богомладенца не раз поновлялись, но образ удержал свои первоначальные черты. Лик Божией Матери очень напоминает Владимирский образ. Скорее всего поэтому в 1970-е годы появилась гипотеза о том, что Феодоровская икона – список с Владимирской114. Но думается, что схожесть ликов можно объяснить общим византийским происхождением памятников. К тому же, согласно древнему «Сказанию о святом граде Китеже» XIII века, Феодоровская икона появилась на Руси раньше Владимирской. Уже в XI веке она находилась в часовне близ Городца на Волге, а в XII веке великий князь Георгий Всеволодович построил для нее Феодоровский монастырь. Монастырь Батыевым нашествием был превращен в груду развалин, а икона, по преданию, обретена в 1239 году115 в лесу, недалеко от Костромы, в праздник Спаса Нерукотворного образа.
Икона Божией Матери «Неопалимая Купина»
Донская икона Божией Матери. Феофан Грек
Петровская икона Божией Матери
Казанская икона Божией Матери
«Похвала Богоматери». Икона
Икона Божией Матери «Скоропослушница»
Черниговская икона Божией Матери
Икона Божией Матери «Прибавление ума»
Икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Икона Божией Матери «Нечаянная Радость»
Храм Святой Софии в Киеве
Феодоровская икона Божией Матери. XVI в. Русь
В 1262 году к Костроме подошла многотысячная татарская конница. Князь Василий вышел на защиту города с Феодоровской иконой. И случилось чудо. Во время битвы от образа изошли огненные лучи, и ослепленные враги обратились в бегство. На том месте выросло поселение «Святая Весь», а рядом, на стрелке между реками Волгой и Костромой, был построен Ипатьевский монастырь. Возвел его по обету основатель рода Годуновых мурза Чет (в крещении Захария), после чудесного явления ему Богородицы.
Таинственными путями Феодоровская икона, освятившая это место, вывела на перепутья русской истории и род Годуновых, завершивших правление Рюриковичей, и царскую династию Романовых.
На протяжении многих веков Кострома считалась особо богохранимым градом. В ней именитые боярские семьи держали свои дома и укрывались в лихолетье. Сюда, под кров Феодоровской иконы Божией Матери, св. митрополит Иона отправил детей царя Василия Темного во время Шемякиной смуты (1425–1453). Именно в Костроме тогда был заключен мир и определено законоположение о престолонаследии, учитывающее не родовые, а государственные интересы. Не случайно и во времена новой смуты (1604–1613) в Костроме оказалась инокиня Марфа с отроком Михаилом Романовым. Кода российская государственность, казалось, была совсем разрушена, православный народ во главе с церковными иерархами, со святыми иконами пришел в Ипатьевский монастырь просить Михаила на царство. С Московским посольством прибыли многие чудотворные образы, в том числе Петровская икона Божией Матери, написанная первым Московским святителем Петром. Однако именно Феодоровской иконой инокиня Марфа благословила принять тяжелый царский венец своего сына. Видимо, Богородица, в образе Своем Феодоровском, почиталась в древности как Покровительница власти и Умирительница смут. Об этом свидетельствует его иконография.
Феодоровский образ имеет редкую композицию, в которой сочетаются каноны «Умиление» и «Одигитрия»116 и тем самым художественно раскрывается важнейшее для православного мира учение о власти. На иконе Богомладенец обеими руками обнимает Свою Мать, прижавшись к Ее щеке (как в «Умилении»), и, развернувшись в мир, царственно восседает, как на престоле, на руке Богородицы (как в «Одигитрии»). При этом Он словно делает решительный шаг в символическую жертвенную чашу, которая начертана складками мафория. В списках с Феодоровской иконы XVII века Христос часто изображался приподнявшимся. Это незавершенное движение создавало впечатление, что Богородица чуть ли не Сама подвигает Его к чаше. Жертвенная символика образа усиливалась, но при этом несколько менялся высокий смысл древней иконографии. Ведь Господь Сам, Своею властью Свой царский престол преображает в жертвенный. Это главное действие в иконе говорит о добровольном приношении Господа, Который, с любовью обнимая человечество, ждет от него ответной любви и подвига.
Богородица в Феодоровской иконе, указуя на Сына, несет в мир проповедь о том, чтό есть власть Христова на земле. Правитель, следующий Христу, неизменно с жертвенной любовью служит тем, кем он правит. И народ принимает такую власть как отеческую.
В забытой и во многом неясной древней истории иконы все-таки осталась память о почитании ее первыми вел. князьями-государственниками: блгв. Андреем Боголюбским, блгв. Александром Невским, Юрием Долгоруким и другими. Феодоровская икона Божией Матери была для русских князей и монархов хранительницей учения о «Царском пути».
Ныне святыня пребывает в кафедральном Богоявленском соборе города Костромы.
Донская икона Божией Матери
117
Иконография Донской иконы Божией Матери несет печать особого покоя и радости и излучает удивительное тепло и свет. Можно бесконечно долго смотреть на исполненный любви Пречистый лик Богородицы, склоненный к Божественному Сыну. Жаркие отблески Его пламенеющего золотом темно-красного хитона освещают Ее щеки, подбородок, шею. Губы чуть тронуты полуулыбкой, взгляд притененных глаз погружен внутрь: Она, кажется, вся пребывает в Своем счастье. Яркий, глубокого синего цвета новой, написанный драгоценным лазуритом, и темно-красная оторочка мафория под золотыми полосками ассиста обрамляют пресветлый лик Богородицы. Еще несколько таких же, как плат, чистых синих пятен, будто по ступенькам, направляют наш взгляд к соединенный ликам Богородицы и Богомладенца: это рукав Ее хитона, клав на плече Христа, синий, перевитый золотой нитью свиток. Все создает подчеркнутую композиционную замкнутость. Двое как единое целое, и ничего в мире не существует, кроме Богородицы и Христа в Их великом союзе любви.
Донская икона Божией Матери. Конец XIV в. Феофан Грек и его школа
Богомладенец сидит на руке Матери, благословляя Ее. Он весь обращен к Ней и любуется Ею, словно после долгой разлуки. Но удивительно: Он смотрит на Мать как старший и радуется дарящего. Перед нами Бог Своей Пречистой матери, а Она образ Творения, наконец обретшего своего Творца.
Лик Богородицы – теплое пламя свечи, зажженной неугасимым, поднимающимся из Ее рук костром, который образуют обильные вьющиеся подвижные складки золотого гиматия Христа. Она Та, Которая, приняв внутрь Себя огонь Божества Христова, Сама зажглась невещественным огнем и не опалилась, а стала «светоприемной свещой». Богоматерь на Донской иконе без каких-либо аллегорических знаков являет нам образ Неопалимой Купины, «древле неопальне горяще»118. Обнаженные ножки119 Христа с золотыми нитями блестят белильными светами на коленях и, как угли, мерцают красной подрумянкой в тенях. Гиматий лишь знак того, что «огонь бо есть» истинная плоть Христова. Как всегда, в иконографии «Умиление», мы видим «Тело Владычне», литургического Агнца, иссекаемого из Просфоры-Богородицы и полагаемого в чашу, которую образует раскрытая кисть Ее правой руки.
Но в Донской иконе Божия Матерь не только держит Христа в жертвенной чаше, Она словно соединяется снова с Ним в Евхаристии. Здесь образно запечатлен Божественный литургический круг, длящейся в вечности. Счастье Матери, обретшей Сына, поглощается глубинами горней радости, о которой Сам Господь устами Своего апостола сказал: Радости той ни око не виде, ни ухо не слыша, ни на сердце человеку не взыдоша благая, яже уготова Бог любящим Его (1Кор. 2, 9).
Живопись иконы будто напоена благодатной Божественной энергией. Красно-золотая палитра изливает животворное тепло; блеск золота фона и ассиста, интенсивные белильные высветления ликов несут свет. Вся необыкновенная красота образа возводит душу к красоте Божественной и дарит наслаждение, сравнимое со сладостью и счастьем Богообщения, которое познали святые. И всякий, кто приобщился таинственной силе этого образа, чувствует мистическое причастие Божеству.
Легенда говорит о том, что Донскую икону в 1380 году принесли с собой донские казаки, прибывшие на Куликово поле на помощь св. блгв. князю Димитрию. Образ был укреплен на древке как хоругвь и все время, пока продолжалось Мамаево побоище, осенял русские полки. После победы великий князь поставил икону в Коломенском Успенском соборе. С тех пор она именовалась Донской и почиталась заступницей на поле брани.
Сейчас чудотворный образ находится в Музейном комплексе Третьяковской галереи и стал предметом научных изысканий. Легенда о его донском происхождении была проверена по церковным книгам и летописям и подвергнута сомнению120. Вероятнее всего, икона – это список, выполненный Феофаном Греком с древнего чудотворного образа, который задолго до Куликовской битвы пребывал в Успенском соборе в Коломне и погиб в XVI веке во время пожара. Икона Феофана Грека естественно заступила в народном сознании место древней святыни. Предполагают, что на Куликовом поле был первообраз, а вот Казанский поход царя Иоанна Грозного сопровождала уже вновь написанная икона.
Киккская икона Божией Матери на престоле со святыми и пророками. (Фрагмент) 1080–1130 гг. Синай
* * *
88
Этингоф О.Е. Образ Богоматери. С. 92.
89
Лазарев В.Н. Византийская икона комниновской эпохи // Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы. М., 1978. С. 9–29.
90
Grabar A. Remarques sur l`iconographie byzantine de la Vierge // Cahiers archeologiques. Paris. 1977 / Vol.26. P.169–179.
91
Этингоф О.Е. Образ Богоматери. С. 67–98.
92
Там же. С. 86–87.
93
Валерий Лукьянов, протоиерей. Богослужебные заметки. Джорданвиллъ, 2001. С. 222.
95
См. с. 33–35 наст.изд.
96
Просфора печется из двух частей, которые раньше были одинаково круглы, что придавало ей форму однокупольного храма.
98
Этингоф О.Е. Образ Богоматери. С. 89–91.
99
Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии / Сост. И. Дмитриевский. Репринт. М., 1993. С. 163.
100
Там же. С. 164, сноска 39.
101
Этингоф О.Е. Образ Богоматери. М., 2000. С. 89.
102
Служба на Благовещение, стихиры. Глас 4.
103
Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии / Сост. И. Дмитриевский. Репринт. М., 1993. С. 163.
104
Икона двухсторонняя. На обороте – Престол Уготованный и Орудия Страстей. Xv в.
105
О Владимирской иконе: Богоматерь Владимирская. К 600-летию Сретения иконы Богоматери Владимирской в Москве 26 августа (8 сентября) 1395 года. Сборник материалов. Каталог выставки в ГТГ. М., 1995; Щенникова Л.А. Святая Покровительница Государства Российского // Исторический Вестник. 1999. №3–4.
106
Лазарев В.Н. Византийская икона комниновской эпохи // Византийское и древнерусское искусство. С. 12.
107
Там же. С. 13.
108
Тропарь иконы Пресвятой Богородицы Владимирския.
109
Молитва Метафраста ко Пресвятой Богородице из молитв по святом Причащении.
110
Молитва из Последования ко Святому Причащению.
112
Такого рода сборник мог называться и «лепотолюбие», что ближе к греческому оригиналу. – Прим. ред.
113
Икона двухсторонняя. На обороте – вмч. Параскева Пятница. XIII в.
114
Масленицын С. И. Икона «Богоматерь Федоровская» 1239 г. // Памятники культуры. Новые открытия 1976. М., 1977. С. 155–166.
115
Эта дата взята за основу для современной искусствоведческой атрибуции.
116
Впервые это мнение было высказано Н.В. Покровским в кн. «Памятники церковной старины в Костроме». СПб., 1909.
117
Икона двухсторонняя. На обороте – Успение Божией Матери.
118
Молитва 6-я св. Василия Великого из Последования ко Святому Причащению.
119
Обнажение плоти Христа на иконах всегда является образом Его крестных страданий, так как именно Своею человеческой природой Он пострадал за людей.
120
Кочетков И.А. Является ли икона «Богоматерь Донская» памятником Куликовской битвы? // Древнерусское искусство. XIV-XV вв. М., 1984. С. 36–45.
Глава 2. Образ Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница»)Глава 4. Киккская икона Божией матери («Милостивая»)
Источник: Божия Матерь в ее иконах : опыт художественно-богословского анализа / О. В. Губарева. — Москва : Паломник, 2006. — 158, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.; 17 см.; ISBN 5-88060-042-4
Владимирская икона Божией Матери : University of Dayton, Ohio
Владимирская икона Божией Матери
— М. Жан Фриск
Умиленная Богоматерь — Спасительница России
9000 титул Чудотворный образ , Богоматерь Владимирская, известна как Елеуса , что в переводе с греческого означает Мать Нежности . Младенец Христос нежно прижимается к своей матери, он смотрит на нее и так тесно связан с ней, что его левая рука полностью обнимает ее. Его правая рука нежно касается ее левой щеки. Оригинальное изображение представляет собой большую картину типа икон св. Луки. Мэри смотрит на людей. Тем не менее, нет никаких сомнений в том, что она тесно связана со своим Божественным Сыном.
Происхождение
Происхождение древней иконы Богородицы Владимирской Божией Матери восходит к 1125 году. Для многих Богоматерь, Спасающая Россию, является самым любимым образом Восточной Церкви.
Старейшее известное изображение Владимирской иконы Божией Матери в настоящее время находится в Третьяковской галерее в Москве. Согласно исследованиям, это прекрасное изображение Элеуса было заказано в Константинополе русским, который затем возил картину из города в город в период совместной украинско-российской истории. В 1169 г.Князь Андрей Боголюбский приказал привезти икону из Киева в новый Владимирский собор. Благодаря чести и почитанию народа, приписывавшего милостивую помощь Богородице по всей Украине, Ей был построен большой собор во Владимире.
Чудотворный Характер
Когда в 1395 году Москве угрожало монгольское нашествие, икона была привезена в Москву, где почиталась как непобедимый щит русского народа. Перед ее изображением совершались важные государственные сделки; ее благословения искали перед битвой. Со временем Богоматерь Владимирская стала знаком Русской Православной Церкви.
Посвящение
Владимирская икона имеет тысячи изображений. Говорят, что нет ни православной церкви, ни религиозного уголка православного дома, где бы не был где-либо представлен этот образ. Во времена коммунистического режима Богоматерь Владимирская приобрела мировую известность, но не столько по политическим причинам, сколько благодаря экуменическим усилиям. Единство церквей символизировалось и на него надеялись в единстве Младенца и его матери. Близкие отношения Богоматери Нежности с ее божественным сыном, Иисусом Христом, представлены как идеальное указание на отношения христианина ко Христу.
На международном уровне почитание этой иконы Марии началось в двадцатом веке, когда верующие христиане узнали о религиозном значении, красоте и силе обращения к Марии и святым. Вводя глубокое религиозное значение византийских икон, западная церковь научилась ценить значение религиозных символов и знаков, форма катехизации, которая вовлекает нас в сопричастность к божественным таинствам через созерцание истины, представленной в иконе. Иконы никогда не делаются просто для украшения или продажи. Истинная икона есть выражение молитвы и долгого созерцания. Художник (а часто и желающие получить икону) пишет образ в посте и соблюдении безмолвия, в духе послушания Слову Божию и духе целомудрия. Правила написания иконы строго регламентированы, потому что они должны представлять фиксированное или твердое учение веры.
В 1995 году, к шестисотлетию перенесения иконы из Владимира в Москву, в Третьяковской художественной галерее состоялась научная конференция. Среди тем конференции были такие темы, как благочестие Марии, связанное с культурой христианского народа. Богородица Умиление и сегодня продолжает «говорить» с нами через свою икону.
Медитация
Иконы были описаны как окна в божественное. Те, кто уделяет время размышлениям о божественных реалиях, выраженных в картинах, делают это внутренним взором души, достигающим за пределы представления к истине, которую оно представляет. Медитация может быть просто тихим наблюдением в тишине и удивлении. Слова не нужны. Возможно, это лучшая медитация из всех. Медитация также может вдохновить на молитву, чтобы поделиться ею с другими. Мы приглашаем вас вместе с нами поразмыслить о Богоматери Нежности.
Мария, Матерь Божия,
Нежная нежность, которой Вы делитесь со своим ребенком, — тихая, сильная вещь, отраженная в Вашем образе. Между его мягкими, но полными объятиями и тобой нет расстояния. Он любит тебя. Да нет сомнений! О, как этот ребенок любит тебя! Вы слеплены как единое целое. Его тело от вашего тела, его плоть от вашей плоти, его сердце от вашего сердца. Его глаза хвалят вас и благодарят за вашу долю в его человечности.
Словно сильный, мощный, но мирный магнит, твой взгляд держит мой. Тихая, спокойная, бесконечно смотрящая на меня из девяти веков отраженной мудрости. Вы просите меня только об одном: поделиться любовью, которую вы разделяете. Любовь не нежная, мягкая нежность в чувстве слабости. Любовь нежна в смысле силы: прочное, радикальное, нерушимое единство.
Госпожа Нежности, твой взгляд одновременно и утверждение, и вопрос: если это и есть то единство, которое он ищет, — любовь между Богом и человеком настолько сильна, что ничто не может разделить ее — то могу ли я, по крайней мере, пытаться любить как он любил? Могу ли я хотя бы попытаться разрушить барьеры, разделяющие народы? Разве я не могу принимать свои решения в его присутствии и под твоим взглядом — присутствием этого призыва к единению из полноты нежной любви?
Мэри, возможно, если бы я остановился достаточно долго, чтобы ответить на ваш взгляд, остановился достаточно долго, чтобы нежно полюбить хотя бы на одно мгновение, я мог бы узнать от вас, что на самом деле означает мудрость.
Вот чего наш Бог просит от вас, только этого: поступать справедливо, любить нежно и смиренно ходить пред Богом вашим.ср. Амос 14-16.
Для получения дополнительной информации о Богоматери Нежности см. статью «Russland» в Marienlexikon Vol. 5, с. 605f и Handbuch der Marienkunde, p. 859.
Все о Мэри содержит разнообразный контент, большая часть которого отражает опыт, интерпретации и мнения отдельных авторов, а не обязательно Марианской библиотеки или Дейтонского университета. Пожалуйста, поделитесь отзывами или предложениями с [email protected].
Основные прообразы иконы «Богоматерь Умиление»
Основные прообразы иконы «Богоматерь Умиление» — Коллекция русских икон
+1-917-658-5075
В православии существует несколько основных типов русских икон с изображением Пресвятой Богородицы. Одна из них – икона «Богоматерь Умиление». Он принадлежит к основному иконографическому образу Богоматери, так называемому Елевсу, где Дева Мария обнимает Сына Божия, любовно прижавшись к щеке Его головой. Икона Божией Матери «Умиление», как правило, исполняется по этой традиции: Богородица изображается поясной, а младенец Христос прижимается к ее щеке Своей щекой.
История иконы Божией Матери «Умиление»
Известно, что подлинная икона Божией Матери «Умиление» является списком со знаменитой иконы Владимирской Божией Матери, одной из самых почитаемых икон России, которая был доставлен из Киева князем Андреем Боголюбским в 12 -м -м веке. В Москву святой образ, а точнее, Успенский собор, прибыл в конце 1300-х годов. Согласно историческим записям, божественный шедевр не раз спасался от разрушения, и благодаря ему множество людей излечились от тяжелых болезней.
Виды икон
Существует большое количество вариантов иконы «Богоматерь Умиление». В христианской православной иконографии Богородица чаще всего изображается именно в таком виде. Символизм этого небесного произведения искусства – неразделимая, безграничная любовь и отсутствие дистанции между Господом, Его Сыном и Пресвятой Богородицей.
К наиболее легендарным вариантам иконы «Богоматерь Умиление» относятся:
- Икона Божией Матери Новгородская . Созданная в конце 12 века, она сейчас хранится в Успенском соборе. На иконе (на фото вверху) изображены Богородица и младенец Иисус в типичном для иконы Одигитрии положении, но с соприкасающимися щеками. Младенец Христос держит свиток в правой руке, а левой делает благословляющий жест.
- Икона Псково-Печерская . Он представляет собой список с высокочтимой иконы Владимирской Божией Матери, созданной в 1521 году. Это чудотворное произведение широко известно множеством чудесных свойств.
- Феодоровская икона Божией Матери .