Успенский пост сухоядение: Успенский пост 2022 – когда будет, питание по дням, что можно есть
Содержание
Успенский пост 2022 – когда будет, питание по дням, что можно есть
Успенский пост в Украине в 2022 году начинается Медовым спасом — 14 августа и заканчивается Успением Пресвятой Богородицы — 28 августа. Предлагаем узнать, какие существуют традиции Успенского поста, что можно делать в это время, а также какие продукты должные присутствовать в твоем меню в этот период.
Интересный факт: продолжительность, а также даты и завершение Успенского поста постоянны. Ежегодно он начинается 14 августа и заканчивается 27 августа и длится ровно две недели.
Успенский пост, которого придерживаемся мы, а также соблюдали наши деды и прадеды, был установлен во время Константинопольского Собора (1166 год), в честь церковного праздника Успения Пресвятой Богородицы. Слово «успение» означает «уснуть» («засыпать»). Так было принято называть мирную, спокойную кончину, внешне напоминающую отход ко сну.
Считается, что в естестве Девы Марии, в непорочном зачатии Ею Сына Божия, а также во всей ее последующей жизни побеждали сама природа. Поэтому и смерть ее не была обычной: Матерь Божия отошла ко Господу в тишине и умиротворении и тут же оказалась рядом с Ним на Небесах. Богородица в рождении ребенка сохранила девство, а в смерти сохранила жизнь.
Интересный факт: Успенский пост был гораздо более продолжительным и его должны были соблюдать те, кто по каким-то причинам не смог соблюсти Великий пост. Однако на рубеже X–XI веков из этого длительного поста, учитывая человеческих фактор, был изъят целый месяц — июль, и таким образом появилось два летних поста: Петров — даты зависят от даты Пасхи и Успенский.
Интересный факт: Несмотря на то, что Успенский пост выпадает на август, он считается осенним постом. Остальные три поста также соотнесены с порами года (Великий — с весенним периодом, Петров — с летним, Рождественский — с зимним). Успенский пост самый непродолжительный. Во время поста можно посещать церковь, мыться, шить и заниматься повседневными делами, которые необходимы для жизни. Но чрезмерно погружаться в работу и брать на себя слишком много дел не рекомендуется: следует уделять больше своему духовному состоянию, а не мирским делам.
Длительность Успенского поста
Успенский пост длится 14 дней. В период поста — в понедельник, среду и пятницу разрешено сухоядение, во вторник и четверг – горячая пища без масла, в субботу и воскресенье – горячая пища с маслом.
19 августа — в праздник Преображение Господне можно употреблять в пищу рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает).
Меню Успенского поста по дням недели
Меню Успенского поста 14 августа: что можно и нельзя есть?
14 августа мы отмечаем Медовый Спас. В меню — сухоядение, в это день можно употреблять невареную пищу растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. Нельзя употреблять мясные, молочные продукты, рыбу и алкогольные напитки.
Меню Успенского поста 15 августа: что можно и нельзя есть?
Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы). Нельзя мясные, молочные продукты и алкогольные напитки.
Меню Успенского поста 16 августа: что можно и нельзя есть?
Можно. Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. Нельзя употреблять мясные, молочные продукты, рыбу и алкогольные напитки.
Меню Успенского поста 17 августа: что можно и нельзя есть?
Горячая пища с маслом – разрешается вареная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла. Нельзя мясные, молочные продукты и рыбу.
Меню Успенского поста 18 августа: что можно и нельзя есть?
Горячая пища с маслом – разрешается вареная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла. Нельзя употреблять мясные, молочные продукты и рыбу.
Меню Успенского поста 19 августа: что можно и нельзя есть?
Преображение Господне (Яблочный Спас). Рыба – разрешается полакомиться блюдами из рыбы и морепродуктов. Нельзя употреблять мясные, молочные продукты и рыбу.
Меню Успенского поста 20 августа: что можно и нельзя есть?
Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы). Нельзя мясные, молочные продукты и алкогольные напитки.
Меню Успенского поста 21 августа: что можно и нельзя есть?
Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
Нельзя употреблять мясные, молочные продукты, рыбу и алкогольные напитки.
Меню Успенского поста 22 августа: что можно и нельзя есть?
Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы). Нельзя мясные, молочные продукты и алкогольные напитки.
Меню Успенского поста 23 августа: что можно и нельзя есть?
Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. Нельзя употреблять мясные, молочные продукты, рыбу и алкогольные напитки.
Меню Успенского поста 24 августа: что можно и нельзя есть?
Горячая пища с маслом – разрешается вареная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла. Нельзя мясные, молочные продукты и рыбу.
Меню Успенского поста 25 августа: что можно и нельзя есть?
Горячая пища с маслом – разрешается вареная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла. Нельзя употреблять мясные, молочные продукты и рыбу.
Меню Успенского поста 26 августа: что можно и нельзя есть?
Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед. Нельзя употреблять мясные, молочные продукты и рыбу.
Меню Успенского поста 27 августа: что можно и нельзя есть?
Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы). Нельзя мясные, молочные продукты и алкогольные напитки.
Как правильно выходить из Успенского поста?
Главное правильно — не переедать. За две недели организм отвык от тяжести в желудке, поэтому увеличивать размер порции стоит постепенно, можно первые несколько дней после окончания Успенского поста вставать из-за стола с небольшим чувством голода.
Лучше воздержаться от употребления продуктов, которые запрещалось есть во время поста — в рацион постепенно вводи нежирные молочные продукты, яйца и сливочное масло. Также первое время следует воздержаться от употребления копченостей, солений, жареных и жирных блюд, а также алкоголя.
Статьи по теме
День молоді 2022 — дата, листівки, привітання у віршах та прозі
День бабусь та дідусів 2022 — привітання, листівки, вірші
День бабушек и дедушек 2022 — поздравления, открытки, стихи
Тыква на Хэллоуин: история символа, как вырезать фонарь из тыквы
Міжнародний день свекрухи — привітання, листівки, вірші, смс
Международный день свекрови 2022 — поздравления, открытки, стихи, смс
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.
Ложка меда, горсть орехов. Что можно есть в Успенский пост | Питание и диеты | Кухня
Мария Тихменева
Примерное время чтения: 6 минут
1145
Если можно есть мед — то пост превращается в праздник. Успенский — именно такой, праздничный и очень короткий. Всего две недели, начинается с Медового спаса, в середине — праздник Преображения Господня, а также Яблочный спас, а завершаются две постные недели Успением Богородицы, одним из важнейших праздников православия. Только успевай готовить праздничные блюда.
Рассказываем, что можно поставить на стол в праздники и в обычные дни в течение Успенского поста 2022 года.
Нажмите для увеличения
Успенский пост чем-то похож на Великий. Также целых три дня на неделе, когда рекомендуется сухоядение, рыба разрешена только в праздник, один раз, остальные дни придется обходиться без нее.
Но в отличие от Великого поста, Успенский не кажется сложным. Дней — всего 14, а продуктов можно поставить на стол очень много: на огороде созрели кабачки, баклажаны и патиссоны, можно выкапывать молодую картошку, срубить кочан молодой капусты, поспевают лесные орехи этого сезона, если их не хочется собирать в лесу, как делали наши бабушки, то можно купить на рынке, цены на них постепенно ползут вниз, впрочем, как и на другие сезонные продукты.
На прилавках огромное количество фруктов и ягод по приемлемым ценам, они будут отличной заменой десертам, и с ними дни сухоядения пройдут гораздо веселее.
Наконец, сейчас у пасечников можно раздобыть свежий жидкий мед — он самый вкусный.
Разберемся, что можно есть каждый день в течение Успенского поста.
Что нельзя
Весь пост, с 14 по 27 августа, под запретом находятся продукты животного происхождения. Нельзя ставить на стол молоко, яйца, творог, сметану, кефир и другие молочные продукты, нельзя употреблять в пищу мясо и птицу. Все это продукты с жирами теплокровных животных, поэтому в постные дни они исключаются.
Также под запретом алкогольные напитки. Вино разрешается только в выходные и праздники.
Сухоядение
Как и в Великий пост, дней сухоядения — три: понедельник, среда и пятница. Сухоядение — это только сырая растительная пища, без термической обработки. То есть фрукты, сырые овощи, орехи. И еще разрешается ржаной хлеб.
Очень строгий пост. Обычно, чтобы соблюдать его, требуется попросить благословение от духовника. А современным людям, у многих из которых есть проблемы с желудочно-кишечным трактом, нужно еще проконсультироваться со своим лечащим врачом.
Горячая пища
Во вторник и четверг разрешены овощные, крупяные и бобовые блюда с термической обработкой, но без использования растительного масла. То есть можно варить и запекать, но не получится что-нибудь поджарить.
Горячая пища с растительным маслом
В выходные и на праздник мы уже можем приготовить себе жареную картошку и поджарить кабачки-баклажаны, ведь разрешен елей, то есть растительное масло. В такие дни пища будет наиболее сытной.
Рыба
Рыбные блюда можно готовить только 19 августа, в день Преображения Господня. В этом году праздник пришелся на пятницу, традиционный постный строгий день, поэтому тем, кто соблюдает пост по монашескому уставу, самый строгий, желательно от рыбы воздержаться, а праздник отметить горячими блюдами с растительным маслом и бокалом красного вина.
Но если вы держите пост не очень строго, то можно все же съесть рыбу в этот день.
Вино
Вино постящимся дается не для пьянства и увеселения, а только для поддержания сил. Поэтому вина можно налить себе только один бокал в день и желательно разбавить его водой вдвое.
Порции
Православный пост требует умеренности. Уставы рекомендуют одну или максимум две трапезы в день, придется обходиться без завтрака. Даже в дни праздников не нужно есть до ощущения тяжести, одно, максимум два легких овощных блюда — будет достаточно.
Успеньев день
Все две недели поста верующие готовились к этому празднику — Успению Богородицы. Недаром и пост называется — Успеньев. Если он не выпадает на понедельник, среду или пятницу, то в этот день уже можно есть мясо, пить молоко, делать яичницу.
После Успения начинается осенний мясоед. А еще — сезон консервации. Говорили: «На Успенье огурцы соли, на Сергия (8 октября) капусту руби».
Третий Спас
Официально к Успенскому посту никак не относится третий спас — Ореховый. Он отмечается 29 августа. Еще его называют хлебным. Этот праздник завершает тройку Спасов. Ореховый он потому, что в это время созревали в лесу орехи, а хлебный — из-за окончания сбора урожая. И орехи, и хлеб из только что сжатого зерна освящали в церкви.
православиеУспенский пост
Следующий материал
Новости СМИ2
Католическая кухня: пир в честь Успения
15 августа отмечается Торжество Вознесения Богоматери на небеса, обязательный праздник. В восточных церквях это называется Успение , или сон Богородицы.
У меня было много идей на этот день, но время планирования было занято семейными делами и предстоящими событиями. У меня нет фотографий, чтобы поделиться этими рецептами, но вы можете использовать свое воображение.
Самая примечательная традиция в этот день — благословение фруктов и трав, хотя в некоторых районах благословение включает в себя пшеницу и, в частности, виноград. Это пир первых плодов, пир, напоминающий нам о ветхозаветных приношениях Богу лучшего из их начала жатвы.
Справочник народного благочестия объясняет значение этого праздника и обычай освящения трав:
В германских странах обычай освящения трав связан с 15 августа. Этот обычай, вошедший в Rituale Romanum , представляет собой наглядный пример подлинной евангелизации дохристианских обрядов и верований: нужно обратиться к Богу, чрез чье слово «земля произвела растительность: растения, приносящие семена в различных их видах, и деревья, приносящие плод с семенем внутри по разным видам их» (Бытие 1, 12), чтобы получить то, что раньше было получено с помощью магических обрядов; чтобы остановить вред, наносимый ядовитыми травами, и воспользоваться эффективностью лечебных трав.
Это древнее использование стало ассоциироваться с Пресвятой Девой Марией отчасти из-за библейских образов, применяемых к Ней, таких как виноградная лоза, лаванда, кипарис и лилия, отчасти из-за того, что ее рассматривали как благоухающий цветок из-за ее добродетели, и прежде всего из-за Исаии 11, 1 и его упоминания о «ростке, произрастающем из ребра Иессея», который принесет благословенный плод Иисуса.
Поэтому для этого праздника я добавляю в свои блюда фрукты и травы. Мне нравится делать этот салат Ассумпта с нашими свежими помидорами, технически фруктами, с большим количеством трав. Этот рецепт принадлежит брату Виктору-Антуану д’Авила-Латуретту из его Двенадцать месяцев монастырских салатов . Я люблю эту кулинарную книгу, особенно летом.
Салат «Успенская»
«Этот соблазнительный салат всегда подают в качестве закуски. Он является одним из наших любимых на праздник Богородицы, а особенно мы любим его на праздник Успения 15 августа, когда садовые помидоры в самом разгаре. Лучший.»
Салат
8 спелых помидоров среднего размера, нарезанных ломтиками
1 красная луковица, мелко нарезанная
1 стакан черных оливок без косточек, слить воду
1/3 стакана нарезанного свежего базилика
1/4 стакана нарезанного свежего орегано
1/4 стакана нарезанной свежей итальянской петрушки
1 стакан нарезанного кубиками сыра фета (я опускаю из-за пищевой аллергии)Винегрет
1/2 стакана плюс 2 ст. л. оливковое масло первого холодного отжима
5 ст. красный винный уксус
1 измельченный зубчик чеснока
Соль и свежемолотый перецВзбейте ингредиенты для винегрета, пока они не загустеют. Дайте постоять около 1 часа, прежде чем использовать для замачивания чеснока. Для салата разложите ломтики помидоров на 6-8 салатных тарелках. Среди них выложите лук и оливки. Равномерно посыпьте зеленью, затем добавьте кубики сыра в середину каждого блюда. Взбейте винегрет непосредственно перед подачей на стол и равномерно полейте им каждую тарелку. Подавать немедленно.
Я люблю выращивать травы — на самом деле они просто мечта ленивого садовника (или занятой мамы), так как за ними очень легко ухаживать. Я собираюсь сделать букет из некоторых наших трав (и цветов) и получить семейное благословение, а затем включить часть нашего урожая фруктов и трав в еду и поделки.
У нас есть одно растение, которым мы наслаждаемся, — это лаванда, известная как Сушилка Марии (у розмарина есть похожее название). Обычно не думают есть лаванду, но цветок съедобен. Я подумал, что засахаренный цветок лаванды и печенье с лавандой будет легко приготовить.
Этот рецепт можно найти в Травы для свадеб и других торжеств Берты П. Репперт (впервые напечатано как Травы для невесты ).
Лавандовые палочки
12 стеблей свежих цветков лаванды
1 яичный белок, взбить до образования пены
1/2 стакана сахарного пескаСрезать со стеблей только цветы. Обмакнуть веточки во взбитом яичном белке. В отдельной посуде обвалять или посыпать сахарным песком. Сушить на вощеной бумаге. Делает 1 дюжину съедобных цветов.
Я нашел несколько вариантов Лавандового печенья в поваренных книгах, в том числе «Летняя книга » Сьюзан Бранч и в Интернете, например, этот рецепт.
Вариантов много, но обычно в качестве основы для рецептов я использую песочное, сахарное или масляное тесто для печенья, а затем добавляю лаванду. Кому-то нужны сухоцветы, кому-то свежие. Я думаю, что я бы предпочел использовать свежие цветы, а не более хрустящие сушеные. Для моего сына я собирался использовать не вызывающую аллергии смесь для сахарного печенья и добавить несколько свежих цветов лаванды. Печенье и съедобные цветочные кусочки станут прекрасным десертом, а также идеальной закуской к чаю.
Или я могу пойти еще более простым путем, приготовив десерт (с глазурью) и украсив его цветами и травами. Все в духе почитания Богоматери!
Богоматерь вознеслась на небеса, молись о нас!
Приколи это
Как по-настоящему питаться как охотник-собиратель: почему палео-диета недоработана [интерактив и инфографика]
Познакомьтесь с Гроком. Судя по его онлайн-профилю, он высокий, худощавый, мускулистый и подвижный 30-летний мужчина. По всем параметрам у Грока прекрасное здоровье: низкое кровяное давление; отсутствие воспалений; идеальные уровни инсулина, глюкозы, холестерина и триглицеридов. Он и его семья тоже едят очень здоровую пищу. Они собирают дикорастущие семена, травы и орехи; сезонные овощи; коренья и ягоды. Они охотятся и ловят себе мясо. Между поиском пищи, строительством прочных убежищ из природных материалов, сбором дров и отпором опасным хищникам, намного большим, чем он сам, жизнь Грока напряженная, опасная и физически требовательная. Тем не менее, каким-то образом он не испытывает стресса, ему всегда удается выспаться и находить время, чтобы насладиться моментами спокойствия у журчащих ручьев. Он идеально подходит для своего окружения во всех отношениях. Он полностью Дзен.
Якобы Грок — «довольно типичный охотник-собиратель», живший до зари земледелия — «официальный первообраз». Он является персонажем постера для автора фитнеса и блогера Марка Сиссона «Primal Blueprint» — набора руководящих принципов, которые «позволяют вам контролировать, как ваши гены проявляют себя, чтобы построить самое сильное, самое стройное и самое здоровое тело, используя подсказки из эволюционных исследований». биология (это основная часть)». Эти рекомендации включают в себя многие принципы того, что более известно как палеолитическая диета, или диета пещерного человека, которая начала возбуждать аппетит людей еще в 19 веке.60-х годов и сегодня доступен во многих различных вкусах.
Сторонники палеодиеты придерживаются плана питания, основанного на пищевых привычках наших предков в период палеолита, между 2,5 миллионами и 10 000 лет назад. До земледелия и промышленности люди, по-видимому, жили как охотники-собиратели: собирали ягоду за ягодой с кустов; выкапывание набухших клубней; гоняться за млекопитающими до изнеможения; сбор мяса, жира и органов животных, убитых более крупными хищниками; и, в конце концов, научиться ловить рыбу на леску и крючки и охотиться с копьями, сетями, луками и стрелами.
Большинство сидящих сегодня на палеодиете ничего из этого не делают, за исключением случайных поездок на охоту или небольшой прогулки по городу. Вместо этого их диета в значительной степени определяется тем, что они не делают: большинство из них не едят молочные продукты или обработанные зерна любого вида, потому что люди не изобретали такие продукты до палеолита; арахис, чечевица, фасоль, горох и другие бобовые исключены из меню, но орехи разрешены; мясо употребляется в больших количествах, часто приготовленное на каком-либо животном жире; Люди, сидящие на палеодиете, иногда едят фрукты и часто едят овощи; и обработанные сахара запрещены, но немного меда время от времени можно.
Похоже, за обеденным столом палеодиеты собралось почти равное количество сторонников и критиков, и в обоих племенах есть несколько особенно громких членов. Критика палео-диеты варьируется от умеренной (да, это определенно не самый плохой способ питания) до резкой: она бессмысленна, а иногда и опасно ограничительна. Совсем недавно в своей книге « Палеофантазия » биолог-эволюционист Марлен Зук из Калифорнийского университета в Риверсайде развенчивает то, что она называет мифами, лежащими в основе палео-диеты и более широкого движения за палео-образ жизни.
Большинство диетологов согласны с тем, что палео-диета делает правильно по крайней мере одну вещь — сокращение количества обработанных пищевых продуктов, которые были сильно модифицированы из их сырого состояния с помощью различных методов консервирования. Примеры включают белый хлеб и другие продукты из рафинированной муки, искусственный сыр, некоторые мясные нарезки и упакованное мясо, картофельные чипсы и сладкие хлопья. Такие обработанные продукты часто содержат меньше белка, клетчатки и железа, чем их необработанные эквиваленты, а некоторые из них содержат натрий и консерванты, которые могут увеличить риск сердечных заболеваний и некоторых видов рака.
Но палеодиета запрещает не только сильно обработанные нездоровые продукты — в своей наиболее традиционной форме она запрещает любую пищу, недоступную охотникам и собирателям каменного века, включая молочные продукты, богатые кальцием, злаки, богатые клетчаткой, а также витамины и бобовые. наполнен белком. Обоснование такого ограничения — фактически вся предпосылка палеодиеты — в лучшем случае верна только наполовину. Поскольку человеческое тело адаптировалось к жизни в каменном веке, утверждают сторонники палеодиеты, и поскольку наша генетика и анатомия с тех пор изменились очень мало, говорят они, мы должны как можно ближе подражать диетам наших палео-предшественников, чтобы быть здоровыми. . Ожирение, сердечные заболевания, диабет, рак и многие другие «современные» болезни, по логике вещей, в первую очередь являются результатом несовместимости анатомии нашего каменного века с нашим современным способом питания.
Диета была важной частью нашей эволюции, как и для любого вида, и мы унаследовали множество адаптаций от наших палео-предков. Понимание того, как мы эволюционировали, может, в принципе, помочь нам сделать более разумный выбор питания сегодня. Но логика, стоящая за палеодиетой, терпит неудачу по нескольким причинам: возведение в апофеоз одного конкретного фрагмента нашей эволюционной истории; настаивая на том, что мы биологически идентичны людям каменного века; и отрицая преимущества некоторых из наших более современных методов питания.
««Палеофантазии» напоминают о времени, когда все в нас — тело, разум и поведение — было синхронизировано с окружающей средой… но такого времени не существовало, — пишет Зук в своей книге. — Мы и все остальные живые существа всегда шатались в эволюционном времени с неизбежными компромиссами, которые являются отличительной чертой жизни».
На своем веб-сайте Сиссон пишет, что «хотя за последние 10 000 лет мир бесчисленным образом изменился (к лучшему или к худшему), человеческий геном изменился очень мало и, таким образом, процветает только в аналогичных условиях». Это просто неправда. На самом деле, это рассуждение неверно истолковывает принцип работы эволюции. Если бы люди и другие организмы могли процветать только в условиях, подобных тем, в которых жили их предшественники, жизнь не длилась бы очень долго.
Несколько примеров недавней и относительно быстрой эволюции человека подчеркивают, что наша анатомия и генетика не были высечены в камне с каменного века. Например, в течение 7000 лет люди приспособились к употреблению молочных продуктов, развив толерантность к лактозе. Обычно ген, кодирующий фермент под названием лактаза, расщепляющий лактозу в молоке, отключается после младенчества; когда молочные продукты стали преобладать, у многих людей развилась мутация, из-за которой этот ген оставался включенным на протяжении всей жизни. Точно так же генетическая мутация, ответственная за голубые глаза, вероятно, возникла между 6000 и 10000 лет назад. А в регионах, где малярия распространена, естественный отбор модифицировал иммунную систему людей и эритроциты таким образом, что они помогают им противостоять болезням, переносимым комарами; некоторые из этих генетических мутаций появились в течение последних 10 000 или даже 5 000 лет. Организмы, с которыми мы делим наши тела, эволюционировали еще быстрее, особенно миллиарды бактерий, живущих в нашем кишечнике. Наши кишечные бактерии взаимодействуют с пищей разными способами, помогая нам расщеплять жесткие растительные волокна, а также конкурируя за калории. У нас нет прямых доказательств того, какие виды бактерий процветали в палеолитическом кишечнике, но мы можем быть уверены, что их микробные сообщества не совсем совпадают с нашими.
Даже если есть смысл есть только те продукты, которые были доступны охотникам-собирателям в эпоху палеолита, это было бы невозможно. Как подчеркнула Кристина Уориннер из Цюрихского университета в своем выступлении на TED в 2012 году, почти каждый вид, широко потребляемый сегодня, будь то фрукт, овощ или животное, резко отличается от своего палеолитического предшественника. В большинстве случаев мы трансформировали виды, которые употребляем в пищу, путем искусственного отбора: мы разводили коров, кур и коз, чтобы давать как можно больше мяса, молока и яиц, и сеяли семена только растений с наиболее желательными характеристиками — с самыми большими фрукты, самые пухлые ядра, самая сладкая мякоть и наименьшее количество естественных токсинов. Капуста, брокколи, цветная капуста, брюссельская капуста и листовая капуста — все это разные сорта одного вида, Brassica oleracea ; поколение за поколением мы преобразовывали листья, стебли и цветы одного растения в самые разные формы, точно так же, как мы выводили вельш-корги, мопсов, такс, сенбернаров и борзых из одного вида волков. Кукуруза когда-то была неряшливой травой, известной как теосинте, а помидоры когда-то были ягодами гораздо меньшего размера. И дикие предки бананов были полны семян.
Палеодиета не только неправильно понимает, как эволюционировали за последние 10 000 лет наш собственный вид, организмы в наших телах, животных и растения, которых мы едим, но и игнорирует большую часть данных о здоровье наших предков во время их — часто кратковременного — индивидуальная продолжительность жизни (даже если меньшинство наших палео предков дожило до 40 лет и старше, многие дети, вероятно, умерли до 15 лет). В отличие от Грока, ни охотники-собиратели Палео, ни наши более поздние предшественники не были вылеплены Адонисами, невосприимчивыми ко всем болезням. Недавнее исследование в The Lancet искал признаки атеросклероза — артерии, забитые холестерином и жирами — у более чем ста древних мумий из обществ фермеров, собирателей и охотников-собирателей по всему миру, включая Египет, Перу, юго-запад США и Алеутские острова. . «Распространенное предположение состоит в том, что атеросклероз преимущественно связан с образом жизни, и что, если бы современные люди могли подражать доиндустриальному или даже досельскохозяйственному образу жизни, этого атеросклероза или, по крайней мере, его клинических проявлений можно было бы избежать», — пишут исследователи. Но они обнаружили признаки вероятного или определенного атеросклероза у 47 из 137 мумий из разных географических регионов. И даже если болезни сердца, рак, ожирение и диабет не были столь распространены среди наших предшественников, они все равно сталкивались с многочисленными угрозами своему здоровью, которые современная санитария и медицина сделали незначительными для людей в промышленно развитых странах, такими как заражение паразитами и некоторыми смертельными бактериями. и вирусные инфекции.
Некоторые приверженцы Палеодиеты подчеркивают, что они никогда не верили ни в один истинный образ жизни или диету пещерного человека и что — в соответствии с проектом Сиссона — они используют наше эволюционное прошлое для формирования руководящих указаний, а не священных писаний. Поначалу эта стратегия кажется достаточно надежной, но быстро распадается. Несмотря на то, что исследователи знают достаточно, чтобы сделать некоторые обобщения о питании людей в палеолите с достаточной уверенностью, детали остаются неясными. В каком именно количестве мяса и овощей ели разные виды гоминидов в палеолите? Не ясно. Насколько давно наши предки ели зерновые и молочные продукты? Возможно, намного раньше, чем мы думали изначально. Что мы можем сказать наверняка, так это то, что в палеолите рацион человека сильно различался в зависимости от географии, времени года и возможностей. «Теперь мы знаем, что люди эволюционировали не для того, чтобы питаться одной палеолитической диетой, а для того, чтобы быть гибкими в еде, и это понимание имеет важное значение для текущих дебатов о том, что люди сегодня должны есть, чтобы быть здоровыми», — антрополог Уильям Леонард из Северо-Западный университет написал в Scientific American в 2002 году.
Джен Кристиансен
Мы не можем путешествовать во времени и присоединиться к нашим палео предкам у костра, пока они готовятся к еде; Точно так же осколки древней глиняной посуды и окаменелые зубы могут рассказать нам лишь немногое. Однако, если мы сравним диеты так называемых современных охотников-собирателей, мы увидим, насколько трудно найти значимые общие черты и извлечь полезные рекомендации по питанию из их разрозненной жизни (см. инфографику). Какое именно племя охотников-собирателей мы должны имитировать? Как нам совместить диету инуитов, состоящую в основном из мяса морских млекопитающих, с более разнообразной растительной и наземной пищей хадза или !кунг? Смешивать в блендере множество различных рационов охотников и собирателей, чтобы придумать типичный смузи, немного нелепо. «Слишком часто современные проблемы со здоровьем изображаются как результат употребления в пищу «плохих» продуктов, которые являются отклонением от естественного рациона человека… Это в корне ошибочный подход к оценке потребностей человека в питании», — пишет Леонард. «Наш вид не был создан для существования на единственной оптимальной диете. Что примечательно в людях, так это необычайное разнообразие того, что мы едим. продукты животного происхождения среди населения Арктики, прежде всего клубни и злаки среди населения в высокогорных Андах».
Тщательное изучение одной группы современных охотников-собирателей — хиви — показывает, как много различий существует в рационе одного небольшого общества собирателей, и развеивает представление о том, что охотники-собиратели обладают безупречным здоровьем. Такое исследование также делает очевидным огромный разрыв между настоящим сообществом собирателей и сторонниками палеодиеты, живущими в современных городах, выборочно делающими покупки на фермерских рынках и следящими за тем, чтобы заправка для их домашнего салата не содержала глютена, сахара и молочных продуктов.
Иллюстрация Мариссы Фессенден
По последним подсчетам, около 800 хиви живут в хижинах с соломенными пальмами в Колумбии и Венесуэле. В 1990 году Ана Магдалена Уртадо и Ким Хилл (сейчас они оба работают в Аризонском государственном университете в Темпе) опубликовали подробное исследование (pdf) диеты хиви в неотропических саваннах бассейна реки Ориноко на юго-западе Венесуэлы. В этих саваннах, обширных лугах с полосами леса, с мая по ноябрь выпадает много дождей. Однако с января по март осадки выпадают редко: травы сморщиваются, а озера и лагуны испаряются. Рыба, попавшая в сокращающиеся водоемы, становится легкой добычей для кайманов, водосвинок и черепах. В свою очередь, высыхающие озера становятся основной территорией охоты хиви. Однако в сезон дождей хиви в основном охотятся на животных в лесу, используя луки и стрелы.
Хиви собирают и охотятся на различные группы растений и животных из саванн, лесов, рек и болот. Их основными источниками мяса являются водосвинка, пекари с ошейником, олени, муравьеды, броненосцы и дикий рогатый скот, многочисленные виды рыб и, по крайней мере, некоторые виды черепах. Реже потребляемые животные включают игуан и ящериц саванны, диких кроликов и многих птиц. Не совсем то мясо, которое люди, сидящие на палеодиете, и другие жители городских районов могут легко получить.
Пять корнеплодов, как горьких, так и сладких, составляют основу рациона хиви, а также пальмовые орехи и сердцевина пальмы, несколько различных фруктов, дикое бобовое растение под названием Campsiandra comosa и мед, производимый несколькими видами пчел, а иногда и осами. Несколько семей хиви возделывают небольшие, разрозненные и в основном непродуктивные поля бананов, кукурузы и тыквы. На соседних скотоводческих фермах в городе примерно в 30 километрах некоторые хиви покупают рис, лапшу, кукурузную муку и сахар. Антропологи и туристы также дарили хиви подобные обработанные продукты (см. иллюстрацию вверху).
Хилл и Уртадо подсчитали, что продукты, добытые и собранные в дикой природе, составляют 95 процентов от общего потребления калорий Hiwi; остальные 5 процентов приходятся на товары, купленные в магазине, а также фрукты и кабачки, собранные на небольших полях Хиви. Они больше полагаются на покупные товары в разгар засушливого сезона.
Хиви не особенно здоровы. По сравнению с аче, племенем охотников-собирателей в Парагвае, хиви ниже ростом, тоньше, вялее и хуже питается. Мужчины и женщины хиви всех возрастов постоянно жалуются на голод. Многие хиви сильно заражены паразитическими анкилостомами, которые проникают в тонкий кишечник и питаются кровью. И только 50% детей хиви доживают до 15 лет9.0005
Бросьте Грока в гущу хиви — или даже в любое современное или древнее общество охотников-собирателей — и он станет полной аберрацией. Грок не может научить нас жить или есть; он никогда не существовал. Жизнь за счет земли или ограничение себя продуктами, доступными до земледелия и промышленности, не гарантирует хорошего здоровья. Человеческое тело — это не просто набор приспособлений к жизни в палеолите — его наследие гораздо больше. Каждый из нас представляет собой динамическую совокупность унаследованных черт, которые были изменены, преобразованы, потеряны и вновь обретены с самого начала жизни.