Детям о новолетии: Церковный Новый Год вместе с детьми / Православие.Ru

Дет

Новолетие

5 ступеней веры

  • Раздел «Пра­во­слав­ный кален­дарь»
  • Празд­но­ва­ние Начала индикта – цер­ков­ного ново­ле­тия Михаил Бер­нац­кий
  • Цер­ков­ное ново­ле­тие Настоль­ная книга свя­щен­но­слу­жи­теля
  • Цер­ков­ный индикт свящ. Вадим Кор­жев­ский

Новоле́тие – начало года. Начало бого­слу­жеб­ного цер­ков­ного года при­хо­дится на 1‑е (14‑е н. стиль) сен­тября, граж­дан­ское ново­ле­тие (начало кален­дар­ного года) начи­на­ется 1‑го января.

Бого­слу­жеб­ный цер­ков­ный год начи­на­ется 1 сен­тября по новому стилю 14 сен­тября. Импе­ра­тор Кон­стан­тин Вели­кий, одер­жав 1 сен­тября 312 года победу над Мак­сен­тием, даро­вал хри­сти­а­нам полную сво­боду испо­ве­до­вать свою веру. Отцы Пер­вого Все­лен­ского Собора (в 325 году) в память об этом опре­де­лили начи­нать Новый год с 1 сен­тября, как дня, кото­рый был нача­лом «сво­боды хри­сти­ан­ской». На Руси в 1492 году Мос­ков­ский собор принял счи­тать лето­ис­чис­ле­ние с 1 сен­тября вместо 1 марта в честь этого вели­кого собы­тия.

На Руси в XVII веке день ново­ле­тия царь Алек­сей Михай­ло­вич, а за ним бояре и весь народ мос­ков­ский посвя­щали делам мило­сер­дия. Ни один нищий не отхо­дил от домов без уте­ше­ния – их всех богато оде­ляли мило­сты­ней, одеж­дой и обувью, кор­мили сытным празд­нич­ным обедом. Про­стой народ наде­ляли гостин­цами и подар­ками, посе­щали заклю­чен­ных в тем­ни­цах.

Ново­ле­тие празд­но­ва­лось в день 1 сен­тября до при­хода на трон Петра Вели­кого, кото­рый в 1699 году указал пере­не­сти день ново­ле­тия на 1 января. Но в бого­слу­жеб­ных книгах приход нового лета оста­ется за 1 сен­тября.

Первым празд­ни­ком в бого­слу­жеб­ном цер­ков­ном году явля­ется Рож­де­ство Пре­свя­той Бого­ро­дицы – 21 сен­тября.

Во многих храмах суще­ствует тра­ди­ция про­ве­де­ния крат­ких молеб­нов в честь начала граж­дан­ского ново­ле­тия 31 декабря около 18. 00.

***

Тро­парь Индикту (цер­ков­ное ново­ле­тие), глас 4:

Бла­го­дарни суще недо­стой­нии раби, Твой, Гос­поди, /
о Твоих вели­ких бла­го­де­я­ниях на нас бывших, /
сла­вящи Тя хвалим бла­го­сло­вим, бла­го­да­рим, поем и вели­чаем Твое бла­го­у­тро­бие, /
и рабски любо­вию вопием Ти: /
Бла­го­де­телю Спасе наш, слава Тебе.

Слава: глас 3:

Твоих бла­го­де­я­ний и даров туне, /
яко раби непо­треб­нии, спо­добль­шеся, Вла­дыко, /
к Тебе усердно при­те­ка­юще, бла­го­да­ре­ние по силе при­но­сим, /
и Тебе яко Бла­го­де­теля и Творца сла­вяще, вопием: /
слава Тебе, Боже Пре­щед­рый.

И ныне: глас 2:

Всея твари Соде­телю, /
вре­мена и лета во Своей власти поло­жи­вый, /
бла­го­слови венец лета бла­го­сти Твоея, Гос­поди, /
сохра­няя в мире люди и град Твой /
молит­вами Бого­ро­дицы и спаси ны.

  • 2.8 тыс. 0