Успенский собор внутри: Успенский собор (1585)
Содержание
Успенский собор (1585)
Величественный пятикупольный Успенский собор (1559-1585) был заложен по велению царя Иоанна IV Грозного в центре Лавры, на предварительно освобожденном от старых деревянных келий месте. Государь со всем семейством присутствовал при закладке храма.
Успенский собор. Фрагмент литографии 1860 г.
Его строительство стало продолжением традиции возведения в честь Успения Пресвятой Богородицы главных соборов древних русских городов (в Ростове, Суздале, Владимире, Москве). Освящение храма состоялось в 1585 году уже после смерти царя Иоанна Васильевича, совершил его митрополит Московский и всея Руси Дионисий в присутствии сына Иоанна Грозного государя Федора Иоанновича и его супруги Ирины. Воздвижению Успенского собора было придано государственное значение.
Успенский собор. Вид с западной стороны
Образцом для нового собора главного монастыря России стал Успенский собор Московского Кремля. Монастырский собор повторяет общую композицию пятиглавого и пятиапсидного храма, превышая по размерам столичный образец (соответственно 29,2×42,3 м и 27×39,75 м). В отличие от белокаменного московского храма собор монастыря сложен из кирпича, толщина его стен 2,25 м. Его кубический объем с невысокими апсидами увенчан пятью тесно поставленными главами, первоначальная сферическая форма которых в XVIII в. была заменена на луковичную (тогда же барабан центральной главы был надстроен в высоту). Мощные лопатки, поддерживающие полуциркульные закомары, выступают из плоскости стены на 0,8 м и напоминают собой массивные контрфорсы. Характерным украшением гладких стен собора является аркатурно-колончатый пояс, типичный для владимиро-суздальского зодчества и вновь использованный в качестве декоративного приема при строительстве Успенского собора Московского Кремля.
Успенский собор. Вид с северной стороны
Массивность конструкций и более простой рисунок деталей отличают монастырский собор от столичного храма, возведенного итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти. С западной стороны к собору примыкала открытая паперть, которую в XVIII в. заменили на крыльцо (1781), расписанное по указанию митрополита Платона (Левшина).
Западное крыльцо Успенского собора. Фото 80-x гг. XX века
Внутреннее пространство Успенского собора поражает величественными размерами и насыщенностью светом. Шесть массивных пилонов размером 3×3 м держат высоко поставленные крестовые своды с пятью глубокими барабанами, оконные проемы которых излучают мощный световой поток. Строители монастырского храма не стали воспроизводить форму цилиндрических столбов кремлевского образца, а вернулись к традиционным русским опорам — пилонам прямоугольного сечения.
Успенский собор. Фрагменты росписи сводов и пилонов
Центральные нефы и соответствующие им стены фасадов сделаны шире остальных, не повторяя регулярности форм кремлевского собора. За иконостасом имеются хоры в виде трехъярусной галереи, аналогичные хорам Успенского собора Московского Кремля.
Внутреннее убранство Успенского собора
При главном алтаре устроены два придела: великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины — в честь небесных покровителей царя Федора Иоанновича и его жены царицы Ирины Федоровны Годуновой. Возникновение еще одного придела — святителя Николая Чудотворца — относится к 1608-1610 гг., времени героической 1б-месячной защиты монастыря от польско-литовских войск.
Первая, деревянная рака преподобного Сергия Радонежского
В соборе с «полуденной» (южной) стороны в стеклянном саркофаге хранится главная святыня собора — деревянный гроб, в котором вплоть до 1585 года покоились мощи преподобного Сергия Радонежского. В 1585 году гроб был перенесен из Троицкого собора в Успенский, мощи же Преподобного в Троицком соборе были переложены в серебряную золоченую раку, выполнение которой было завершено при царе Федоре Иоанновиче.
Симеон Богоприимец.
Фреска Успенского собора
Собор был расписан фресками за три с небольшим летних месяца 1684 г. ярославскими и троицкими мастерами под руководством одного из известных иконописцев того времени Дмитрия Григорьевича Плеханова. С именем этого художника связано выполнение целого ряда замечательных росписей, в том числе фресок Архангельского собора в Московском Кремле (1660-1666), Успенского собора в Ростове (1676), Софийского собора в Вологде (1686-1688) и других.
Святитель Алексий, митрополит Московский.
Роспись южной стены Успенского собора
Стенопись Успенского собора выполнена в лучших традициях фресковой живописи XVII столетия и представляет собой целостный и яркий комплекс. На протяжении XVIII-XIX вв. она неоднократно поновлялась и в некоторых местах сохранилась под несколькими слоями записей. На северной и южной стенах в четырех регистрах помещены изображения на евангельские сюжеты, на темы акафиста Божией Матери, семи Вселенских Соборов и пояс «полотенец», на западной стене — «Страшный Суд». На мощных пилонах и в оконных проемах изображены фигуры святых.
Равноапостольный великий князь Владимир. Роспись пилона
Примечательной особенностью монументальной росписи собора являются многочисленные изображения русских святых княжеского происхождения: благоверных князей Владимира Киевского, Бориса и Глеба, Александра Невского, Михаила Черниговского, Довмонта Псковского, царевича Димитрия и других. Важное место занимают изображения особо чтимых преподобных отцов: Онуфрия Великого, Петра Афонского, Павла Фивейского, Антония и Феодосия Печерских, Зосимы и Савватия Соловецких.
Специальная тема росписи — образы Радонежских чудотворцев преподобных Сергия и Никона, Михея, Максима Грека, Саввы Стромынского, в том числе редкое изображение архимандрита монастыря Дионисия (Зобниновского).
Отрок Иисус Благословляющий. Роспись малого купола Успенского собора
Центральный купол заполняет образ Христа Вседержителя, в малых изображены Господь Саваоф, Отрок Иисус Благословляющий, образ Пресвятой Богородицы «Знамение» и святой Иоанн Предтеча, в барабанах — фигуры праотцев и пророков.
Иконостас Успенского собора
По-видимому, одновременно с фресками был создан резной золоченый пятиярусный иконостас, включающий в настоящее время 76 икон. Большинство икон в иконостасе относится к концу XVII в. Иконы неоднократно поновлялись и находятся под записью XIX в.
Тайная вечеря, 1685 г.
В конце XVII в. в написании икон для Успенского собора принимал участие знаменитый царский изограф Симон Ушаков. Среди них — одна из последних работ иконописца, подписная икона «Тайная вечеря» (1685 г. ; в настоящее время находится в музее «Ризница» Троице-Сергиевой Лавры). Исследователи считают, что изображения Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов на Царских вратах также являются работой Симона Ушакова.
Царские врата иконостаса
Успенского собора
В местном ряду слева и справа от Царских врат представлены наиболее ранние памятники, в том числе иконы первоначального комплекса конца XVI в. Храмовый образ «Успение Пресвятой Богородицы», а также иконы «Святая Троица с бытием» и «Благовещение Пресвятой Богородицы» относятся ко времени освящения собора в 1585 г. Иконы «София Премудрость Божия», «Предста Царица одесную Тебе» и «Похвала Пресвятой Богородицы» датируются 30-ми гг. XVII в.
Успение Пресвятой Богородицы. 1585 г.
Внутри собора сохранились два бронзовых литых и чеканных паникадила XVII в. работы мастеров московской Оружейной палаты, подаренные в монастырь представителями рода Яновых.
Центральное паникадило, XVII в.
У западной стены собора, по обеим сторонам главного входа, стоят 5 каменных надгробий, под которыми покоятся: супруга короля Левонии Магнуса королева Мария Старицкая (в монашестве Марфа, +1614 г.) — дочь удельного князя Владимира Андреевича Старицкого; ее дочь королевна Евдокия (+ 1589 г.), архиепископ Рязанский Моисей (+ 1651 г.), духовник царя Михаила Федоровича Романова и одного из ктиторов собора, архиепископ Московский Августин (Виноградский, +1819 г.), митрополит Московский Макарий (Булгаков, + 1882 г.).
Западная стена Успенского собора
В соборе покоятся мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского († 1879 г.).
***
В середине XIX веке, после засыпки Писаревского пруда в академическом саду северо-восточнее собора, в последнем стала наблюдаться сырость на стенах, появились трещины.
Первая после революции реставрация Успенского собора проводилась в 1940-67 гг., тогда были произведены промывки фресок от поздних клеевых записей, отремонтирован поврежденный сыростью цоколь собора, восстановлены растесанные оконные проемы нижнего яруса, восстановлено первоначальное позакомарное покрытие.
Масштабные реставрационные работы, проводимые к 700-летнему юбилею рождения Игумена земли Русской силами ЗАО «БАЛТСТРОЙ» позволили во всем первозданном блеске возродить Успенский собор — эту настоящую жемчужину обители преподобного Сергия.
За богослужением в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры
Богослужения в Успенском соборе совершаются
— в будние дни:
Вечерня и утреня — начало в 16 час. 45 мин.
Ранняя Божественная литургия — начало в 6 час. 15 мин.
Поздняя Божественная литургия — начало в 8 час. 30 мин.
Панихиды — после ранней и после поздней литургий.
— в воскресные и праздничные дни:
Всенощное бдение (накануне праздничного дня) — начало в 17 часов.
Исповедь вечером сразу после всенощного бдения.
Ранняя Божественная литургия — начало в 6 час. 30 мин.
Поздняя Божественная литургия — начало в 8 час. 20 мин.
На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужение совершатся по особому расписанию.
См. также:
Успенский собор в описаниях Горского А. В.
Успенский собор в описаниях Голубинского Е.
Поделиться
☦Успенский собор Московского Кремля: история, фото, легенды.
Первый храм с посвящением Успению Богоматери построили в Кремле еще при Иване Калите на том месте, где в XII веке стояла деревянная церковь.
За 100 лет собор обветшал, и в 1472 году, при Иване III, решили возвести новый Успенский собор. Сначала его строили русские зодчие, но через 2 года почти законченный храм рухнул. Поговаривали, что известь была не клеевита, и белый камень не прочен. Тогда по совету жены Ивана III, византийской принцессы Софии Палеолог, пригласили итальянского архитектора Фиорованти.
Первым делом он отправился снимать мерки с Успенского собора во Владимире, так как не был знаком с традиционной русской архитектурой и крестово-купольной системой, когда все пространство храма представляет собой крест с куполом в центре. Вернувшись, архитектор сразу приступил к строительству. И уже через 4 года, 12 августа 1479 года, Успенский собор освятили.
Фиорованти использовал множество архитектурных новшеств: фундамент углубили, в землю вбили дубовые сваи, стены из кирпича снаружи облицовывали блоками из белого камня, а апсиды «спрятали» за пилонами.
Что есть что в церкви
Успенский собор получился необычным: внешне похож на русский храм, но конструктивно выстроен иначе — словно русский пирог с итальянской начинкой. Внутри это различие сразу заметно: вместо привычных квадратных столпов — круглые столпы делят пространство на 12 одинаковых квадратов. А высота сводов 40 метров делает храм похожим на парадный зал.
Внешний вид храма поражал москвичей: он казался огромным, но смотрелся «яко един камень». Все линии его были четкие, а закомары будто вычерчены по циркулю.
По указу Михаила Федоровича артель из 150 иконописцев расписала Успенский собор, создав 250 сюжетных композиций и более 2 000 отдельных фигур. А иконостас создали в 1653 году по инициативе патриарха Никона. В его 69 иконах проиллюстрирована вся история человечества в соответствии с Библией.
Последний раз купола собора позолотили при Иване IV по технологии, которую больше не используют. Это золочение на отлив, или ртутное, при котором золото соединяют в сплаве со ртутью. При нагревании ртуть испаряется, а золото закрепляется на поверхности и приобретает теплый оттенок. Но мастера-золотильщики после нескольких лет работы со ртутью умирали.
В Успенском соборе Московского Кремля возводили в духовный сан и хоронили митрополитов и патриархов, крестили и отлучали от церкви православных, в числе которых был писатель Лев Толстой.
Путеводитель по архитектурным стилям
Здесь же Иван III разорвал ханскую грамоту, покончив с ордынским игом. Также в Успенском соборе с 1498 года проходила церемония венчания на царство, а до этого «венчали на царство» в Успенском соборе Владимира.
Этот пышный церемониал как бы утверждал обожествление лица, взошедшего на престол. Главным его элементом стала шапка Мономаха, которую подносили как символ мудрости и власти каждому русскому царю вплоть до Петра I (в 1721 году он принял уже императорский титул).
А первая в России императорская коронация и первая коронация женщины (Екатерины I) состоялась 7 мая 1724 года тоже в Успенском соборе Московского Кремля. При коронации использовали корону, скипетр, державу, мантию, императорскую цепь, меч, знамя, печать и щит. Многие из этих атрибутов изготовили специально для церемонии.
В 1812 году французы превратили Успенский собор в конюшню. Они грабили и рушили все, что могли достать, раздирали иконостасы, снимали оклады и вывезли из храма около 300 кг золота. Серебро удалось отбить, а после окончания войны из него отлили центральную люстру церкви.
В советское время службу в соборах Московского Кремля запретили, но в 1990 их вернули православной церкви. Сейчас в Успенской соборе музей, а по престольным праздникам проходят богослужения. При этом каждый раз перед службой собор освящают заново.
Кремль: мини-путеводитель по территории
В музее Успенского собора можно увидеть, например, деревянное Царское место, или Мономахов трон. Его сделали в 1551 году для Ивана IV. Вероятно, создали это чудо новгородские резчики, так как трон богато украшен затейливой резьбой. А 12 барельефов на стенках Царского места иллюстрируют «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь царских регалий — шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов. Отсюда и второе название трона. Да и шатровая сень Царского места по форме напоминает шапку Мономаха.
А вдоль стен Успенского собора стоят гробницы русских митрополитов и патриархов. Храм начал служить усыпальницей с 1326 года, когда в нем погребли митрополита Петра. Всего в соборе 19 захоронений.
Успенский собор Московского Кремля на фотографиях разных лет:
А вы можете что-то добавить к истории Успенского собора?
Успенский собор
- Дом
- Россия
- Москва
- Кремль
- Кремлевские соборы
- Успенский собор
7
7
7
Успенский собор расположен в центре Соборной площади, ориентируя вокруг себя все остальные памятники. Этот монументальный храм считается главным храмом земли русской. На протяжении веков он был связан с важными событиями в жизни страны. Именно здесь короновались русские цари (в 1547 г. — царь Иван Грозный, в 1721 г. — Петр I) и избирались главы Русской церкви, оглашались правительственные указы и молились перед военными походами. Митрополиты нашли здесь и свое последнее пристанище. Но прежде чем Успенский собор стал таким важным, он прошел через немало испытаний.
История Успенского собора началась в XII–XIII веках, когда по приказу московского князя Даниила Александровича на месте старой деревянной церкви был построен первый Успенский собор. Он просуществовал около четверти века.
В 14 веке Иван Калита решил перестроить каменный храм, чтобы сделать его самым величественным и пышным на Руси. На то была веская причина. В связи с переездом митрополита Владимира в Москву столица нуждалась в новом храме, который по красоте и величию мог бы затмить собор во Владимире. В 1470-х годах началась перестройка Успенского собора. Сначала строительством собора руководили русские зодчие, но во время возведения сводов храм обрушился. Монарх пригласил новых мастеров — известного архитектора из Италии Аристотеля Фиораванти и его учеников. Фиораванти закончил строительство к 1477 г. В 1479 г.состоялось торжественное освящение Успенского собора. В новом Успенском соборе нашли отражение лучшие достижения древнерусского зодчества и итальянской школы. Украшенный пятью золотыми куполами, собор поражал современников своей красотой, строгостью и величием, хотя и совсем небольшим. Парадный храм до сих пор поражает гармонией и пропорциональностью всех архитектурных форм. Успенский собор в Кремле открыл новую главу в истории русской архитектуры. Он затмил собой все ранее существовавшие русские храмы вплоть до конца XVII века и послужил образцом для подражания, открыв тем самым совершенно новую эпоху в архитектуре. В соборе три часовни. Главный вход в храм расположен со стороны соборной площади. Вход в здание охраняют архангел Михаил и ангел-хранитель. На арках изображены фигуры святых. Над ними изображение Богородицы с младенцем. Эти разноцветные фрески были написаны неизвестными русскими художниками XVII века.
Архитектура и фрески храма создают образ космоса. Арки собора символизируют небо, поддерживаемое колоннами собора. Интерьер собора создавался лучшими художниками того времени. Внутри собора находится большой парадный зал. Уникальная настенная живопись, иконы и разнообразная церковная утварь считаются бесценными произведениями мирового искусства. В Успенском соборе находится традиционный для русских церквей великолепный пятиярусный иконостас. Каждая эпоха оставила в Успенском соборе свои памятные следы. В 1551 году, при Иване Грозном, резчики по дереву изготовили и установили в храме так называемое «Мономахово место» или «Мономахов трон». Ножки трона представляют собой четыре резных деревянных зверя, а стены трона покрыты барельефами, изображающими коронацию Владимира Мономаха в Константинополе. Над престолом возвышается резной шатер на фигурных колоннах.
В ризнице Успенского собора хранится яшмовый сосуд для драгоценного миро, предназначенного для коронации русских царей, так называемого Августова Краби. Этот сосуд, по преданию, принадлежал римскому императору Августу. Из Рима оно попало в Византию и оттуда было отправлено в дар императору Алексею Комнину Владимиру Мономаху. Во время войны 1812 г. Успенский собор был разрушен войсками Наполеона; они устроили там конюшни. Перед бегством из Москвы они увезли более пяти тысяч тонн серебра и около трехсот килограммов золота. После войны возвращенное серебро было использовано для центральной паникадила церкви.
The services in the Dormition Cathedral were resumed in 1990.
Kremlin Cathedrals
- Annuncuation Cathedral
- Dormition Cathedral
- Ivan the Great Bell Tower
- Archangel Cathedral
- Tsar Bell
- Tsar Cannon
- Twelve Apostles Church
- Ризоположенский храм
Кремль
- Александровский сад
- Алмазный фонд
- Оружейная палата Кремля
- Соборы Кремля
- Дворцы Кремля
- Башни Кремля
Успенский собор, Москва, Россия — SpottingHistory.
com
Успенский собор расположен на северной стороне Соборной площади Московского Кремля в России, где узкий переулок отделяет север от Патриаршего дворца с храмом Двенадцати апостолов . Собор считается материнской церковью Московской Руси. В своем нынешнем виде он был построен между 1475–1479 гг.по повелению московского великого князя Ивана III итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. С 1547 по 1896 год здесь проходила коронация российского монарха. Кроме того, это место захоронения большинства Московских митрополитов и Патриархов Русской Православной Церкви.
Археологические исследования 1968 года показали, что место нынешнего собора было средневековым могильником, что подтверждает гипотезу о том, что в XII веке на этом месте существовала деревянная церковь. Его заменило сооружение из известняка, построенное около 1326 года, которое упоминается в исторических записях.
В 14 веке митрополит Петр уговорил Ивана I (Ивана Калиту) построить в Москве собор Богородицы наподобие Успенского собора в стольном городе Владимире. Строительство собора началось 4 августа 1326 года, а собор был закончен и освящен 4 августа 1327 года. В это время Москва стала столицей Владимиро-Суздальского княжества, а затем и всей Киевской Руси.
К концу 15 века старый собор обветшал, и в 1472 году московские зодчие Кривцов и Мышкин начали строительство нового собора. Два года спустя, в мае 1474 г., строительство близилось к завершению, когда оно внезапно рухнуло во время установки барабана главного купола.
После катастрофы Иван III пригласил в Москву Аристотеля Фиораванти, знаменитого архитектора и инженера из Болоньи, Италия, и поручил ему спроектировать собор с нуля в традициях русской архитектуры. Образцом для постройки вновь был взят Успенский собор во Владимире, и поэтому Фиораванти отправился во Владимир, чтобы изучить русские методы строительства. Он спроектировал светлый и просторный шедевр, соединивший в себе дух Ренессанса с русскими традициями. Фундамент нового собора был заложен в 1475 г., а в 1479 г. новый собор освятил митрополит Геронтий. Интерьер был расписан фресками и украшен множеством икон, в том числе Владимирской и Влахернитиссой Богородицы.
Проект новой церкви с ее пятью куполами (символизирующий Иисуса Христа и четырех евангелистов) оказался чрезвычайно популярным и был взят за образец для многих других церквей по всей России.
В 1547 году в этом соборе состоялась коронация первого русского царя Ивана Грозного. С 1721 года здесь короновались российские императоры. В этом соборе также состоялась ритуальная инсталляция митрополитов и патриархов Русской Православной Церкви, здесь находятся их гробницы.
За свою историю собор пережил множество бедствий, в том числе пожары 1518, 1547, 1682 и 1737 годов, разграбление войсками Речи Посполитой в Смутное время 1612 года. Во время французской оккупации России собор был разграблен и использовался как конюшня.
Капитально реставрировалась в 1894-1895 и 1910-1918 годах. 21 ноября 1917 года в соборе была поставлена митрополита Московского Тихона (Белавина) в качестве первого патриарха восстановленного Московского Патриархата. Однако после 1917 русской революции новое большевистское правительство закрыло все церкви в Московском Кремле, а собор превратил в музей. По специальному разрешению Владимира Ленина последняя Пасха (Пасхальная служба) была совершена в 1918 году. Заключительным моментам этой пасхальной службы посвящена незаконченная картина Павла Корина «Прощание с Русью». Большая часть церковных сокровищ была передана в Оружейную палату Кремля или продана за границу.
В 1990 году Успенский собор был возвращен храму для периодических богослужений, всего за несколько лет до распада Советского Союза. Восстановлен Русской Православной Церковью в 1991.
Архитектура
Успенский собор представляет собой грандиозное шестистолпное здание с пятью апсидами и пятью куполами. Он был создан по образцу Успенского собора во Владимире, в нем широко использовалась известняковая кладка на высоком известняковом основании, и он был спроектирован как трехнефный храм со сводчатым крестовым куполом. Он сложен из хорошо отесанных белокаменных блоков. Однако Фиораванти не использовал консольные своды, как это было принято в русской архитектуре, а ввел крестовые своды и поперечные арки. Для верхней части здания он использовал специально изготовленные кирпичи большего размера, чем стандартный российский размер, что уменьшило вес и позволило сделать более тонкие арочные опоры. Так, самая восточная пара колонн перед апсидами типично русская по использованию массивных прямоугольных открытых столбов, тогда как остальные четыре представляют собой более простые коринфские колонны. Тонкая форма этих колонн в значительной степени способствует легкому и просторному эффекту интерьера.
В церковном убранстве преобладают фрески. Огромный иконостас датируется 1547 годом, но два его верхних яруса являются более поздними пристройками 1626 и 1653/1654 годов при патриархе Никоне. Помимо своей литургической функции, иконостас также служил своего рода трофейной стеной, поскольку русские цари добавляли в свою коллекцию самые важные иконы из завоеванных ими городов.