Богослужебные указания на завтра 2020 для клироса: Богослужебные указания за 14 декабря 2022 года: / Патриархия.ru
Содержание
Богослужебные указания всегда под рукой
Удобство использования Богослужебных указаний издаваемых на каждый год Московской Патриархией неоспоримо и не подлежит сомнению. Для тех, кто имеет самые общие познания об Уставе богослужения — они просто незаменимы, по ним большинство регентов и уставщиков и учат Устав; для тех же, кто хорошо знает Устав — Богослужебные указания просто здорово экономят время.
Помнится как в конце 90-х годов, когда я уже работала регентом, а Богослужебные указания на каждый год еще не издавались (если не ошибаюсь, то первые Богослужебные указания мы купили на 2002 год), мне приходилось долго готовить каждую службу разбирая Устав с помощью таблиц В. Розанова (Богослужебный Устав Православной Церкви). Но этой книги у меня тогда не было, а были отдельно изданные на её основе таблицы, книжечка такая формата А3. Пользоваться ею во время богослужения было очень не удобно. Поэтому я для каждой службы делала черновичок на листке бумаге. Кроме того, были у меня Богослужебные указания на 1953 год, подаренные одним священником. Глядя на них я мечтала о том, как бы было хорошо если бы и сейчас издавали такие Богослужебные указания.
Прошло всего лишь несколько лет и моя мечта сбылась. Сейчас уже никто не мечтает о том, чтобы издавались Богослужебные указания, так как они издаются каждый год и все приходы, как правило, не задумываясь покупают несколько указателей на приход (в алтарь и на клиросы, а если есть возможность, то еще и священнику, и регенту домой). Но всё же есть и бедные приходы, которые могут позволить себе купить только один экземпляр Богослужебных указаний на весь приход. А ведь так хочется иметь Богослужебные указания всегда под рукой и на приходе, и дома.
У каждого священника и многих регентов бывают ситуации, когда служить не планировал, но вдруг пригласили на какое-то богослужение или нужно заменить кого-то, возможно на другом приходе, и нужно подготовить богослужение дома. Наверное именно с этой целью Богослужебные указания размещаются в Интернете.
Для вашего же удобства я в шапке сайта сделала ссылки на Богослужебные указания и на православный календарь. Однако, учитывая тот факт, что не все регенты являются достаточно продвинутыми пользователями персональных компьютеров, я решила в этой статье рассказать как удобнее и быстрее пользоваться Богослужебными указаниями.
Нажимая на ссылку в шапке сайта, вы попадаете на сайт:
http://www.patriarchia.ru/bu/today/. То есть у вас открывается страница с Богослужебными указаниями на сегодняшний день, который вам зачастую совершенно не нужен (если только вы не пользуетесь планшетом с Интернетом прямо на службе), так как все богослужения смотрятся заранее. Например, вам нужно просмотреть службу на 15 февраля. В конце страницы есть ссылочка следующий день. Так многие и делают, щёлкают по ссылке n-ое количество раз пока не откроется нужный день. На самом деле всё можно сделать намного проще. Для тех, кто сам не догадался до этого, объясняю:
После того, как вы нажали следующий день, ссылка в строке браузера приобретает следующий вид: http://www.patriarchia.ru/bu/2014-02-01/, то есть Богослужебные указания на 01 февраля 2014 года. Значит если вам необходимо открыть 15 февраля, достаточно исправить две цифры в строке браузера, чтобы ссылка приобрела вид: http://www.patriarchia.ru/bu/2014-02-15/. Если же вам нужно открыть Богослужебные указания на 17 апреля, исправляем 4 цифры: http://www.patriarchia.ru/bu/2014-04-17/.
Точно также пользуемся православным календарем. Нажимая на ссылку в шапке сайта, попадаем на страницу http://days.pravoslavie.ru/. Здесь нажимаем на ссылку сегодня. В строке браузера прописывается адрес страницы:
http://days.pravoslavie.ru/Days/20140118.html Изменяем нужные нам цифры. Только будьте внимательны: здесь цифры без дефисов между ними и даты указываются по старому стилю.
Кроме того, православный календарь и богослужебные указания можно посмотреть еще на сайте: http://calendar.rop.ru/mes1/jan18.html. Открывается календарь, а ниже ссылка «Богослужебные указания».
Можно также скачать Богослужебные указания на 2017 год (или PDF формат) и православный календарь на 2017 год к себе на компьютер.
Православный календарь на 2018 год можно скачать здесь
Богослужебные указания на 2019 год опубликованы на сайте Патриархии и на сайте издательства Московской Патриархии РПЦ уже опубликованы Богослужебные указания на 2019 год (до конца года). Сразу по ссылке открывается православный календарь, а внизу страницы ссылка на Богослужебные указания. Здесь открыть нужный день немного сложнее. Ссылка имеет вид http://calendar.rop.ru/?idd=10, где =10 означает 10 января (н. ст.). Таким образом, если вам необходимо просмотреть указания например на 13 мая, то нужно адрес ссылки http://calendar.rop.ru/?idd=10 изменить на http://calendar.rop.ru/?idd=133, так как 13 мая – это 133-й день года (31+28+31+30+13). Также опубликованы Богослужебные указания на 2019 год на сайте Азбука веры». Скачать к себе православный календарь на 2019 год можно здесь, а богослужебные указания на 2019 год здесь в формате PDF и в формате DOC.
По состоянию на 13.01.2020 Православный календарь на 2020 год опубликован до конца года. Богослужебные указания на 2020 год на сайте Московской Патриархии ещё не опубликованы. Но на сайте «Азбука веры» есть Богослужебные указания на январь 2020 года (по старому стилю, т. е. до 13 февраля). Смотрите по ссылке, меняя дату на необходимую, как описано выше. Также можно скачать себе на гаджет файл в формате Word на сайте «Текст на клирос». Кроме того и календарь, и указания доступны на сайте издательства Московской Патриархии РПЦ, но только до 31.01.2020 по новому стилю.
На выше указанных сайтах уже доступны православный календарь и богослужебные указания на 2021 год до конца года. Скачать православный календарь на 2021 год в текстовом формате можно здесь, а богослужебные указания на 2021 год по этой ссылке. При желании можно установить себе православный календарь на компьютер.
Если же вы являетесь обладателем смартфона, то у вас есть возможность иметь «Православный календарь» и «Богослужебные указания» всегда под рукой. Скачать приложения для Android Apps вы можете по ссылкам: «Православный календарь» и «Богослужебные указания на 2021 год» (по состоянию на 05.03.2021 Богослужебные указания для Андроид доступны только до 05.05.2021 года). В приложениях для смартфона также календарь доступен на весь год, а Указания только до 13.02.2020. Лично мне больше всего понравился Православный календарь с житиями святых. Скачала его вот здесь, а через время обнаружила, что в нем есть всё: и Молитвослов, и Акафистник, и Канонник, и Псалтирь, и Библия, и Справочник терминов. И всё это богатство весит всего лишь 40,8 Мб. Я в восторге! Рекомендую всем. Осталось только найти время читать это всё.
Также есть возможность использовать приложения для Андроид на ПК, но для этого нужно эмулятор Андроид. Некоторые из них предложены здесь. С помощью поисковых систем можно найти и другие.
Для жителей Украины Богослужебные указания, издаваемые Украинской Православной Церковью мне найти не удалось. Если кому-то попадутся – поделитесь, пожалуйста, ссылкой. Богослужебные указания прошлых лет были находятся здесь.
Для тех же, кто совсем плохо разбирается в Уставе, даже пользуясь Богослужебными указаниями, предлагаю два варианта: один быстрый, другой медленный, но основательный.
Сайт «Регент за год» предлагает «Последования богослужений наряду для клироса» (это как раз на тот случай, если вообще ничего не знаешь, в какой книге что искать, просто берешь скачиваешь и служишь). Кстати, к этому варианту стоит присмотреться тем регентам, кому приходится оставлять вместо себя ничего незнающую замену, а такие случаи, наверное, хоть однажды, но бывают у всех.
Переходите в раздел «Обучение» и изучайте «Литургику». Это действительно нужно всем регентам, особенно тем, кто не учился на регентских курсах и не изучал этот интереснейший предмет.
Учусь читать на клиросе
Наши постоянные читатели уже привыкли к тому, что на шестой странице мы попадаем на урок в «Церковной школе». Но ведь мудрый человек может учиться не только у учителей, но и у «соседей по парте». Мы предлагаем поделиться опытом тем, кто еще только учится, кто постигает премудрости того или иного церковного послушания. Сегодня узнаем, какие радости и трудности ожидают человека, читающего на клиросе.
С древности до наших дней
Сегодня мы слышим, как чтецы в храме читают самые разные богослужебные тексты. В древние времена чтец не только читал, но и растолковывал значение трудно понятных текстов, переводил их на язык своей местности, произносил проповеди, обучал новообращенных и детей, пел различные песнопения и был хранителем священных книг. На чтеца возлагалась также обязанность возжигать светильники в алтаре и предносить их во время совершения богослужения. Уже в ранний период своего бытия христианская Церковь прилагала заботы к тому, чтобы чтецы были научены не только искусному, но и разумному, осмысленному чтению.
В первые три века на должность чтеца поставлялись преимущественно те христиане, которые исповедали свою веру перед язычниками, то есть открыто объявили, что они члены Церкви Христовой. В древней Церкви чтецы пользовались большим уважением: ими были люди знатного происхождения.
В Русской Православной Церкви чтец — это низший чин церковнослужителей (не путать со священнослужителями). На свою должность он назначается настоятелем храма, а в степень поставляется чином хиротесии — руковозложения, которое совершается на середине храма. Право поставлять младших клириков на церковнослужительские степени принадлежит архиерею, в монастырях хиротесию могут совершать и их настоятели — архимандриты и игумены.
На клирос по благословению
«Но как же так?» — спросите вы. Ведь часто в храме мы видим на клиросе женщин. Оказывается, в наше время люди, читающие в храмах, часто не являются чтецами по званию, а только исполняют их обязанности. По канонам в чтецы поставляли исключительно мужчин. Но не секрет, что в наши дни часто не удается найти нужное количество православных мужчин, да еще с хорошими голосами, готовых ежедневно вычитывать продолжительные последования суточного круга богослужения. А в сельских приходах даже один чтец — это роскошь. Но служить-то надо. И тогда настоятель храма благословляет на это послушание того, кто на него способен и имеет желание потрудиться в храме: любого прихожанина или прихожанку.
Несколько лет назад я, когда еще училась в воскресной школе, загорелась желанием делать что-то для храма. Уроки литургики и практикума по церковнославянскому языку были моими любимыми. Когда мы уже стали студентами и закончили воскресную школу, нам не хотелось покидать ее стены, мы мечтали приносить пользу. Кто-то стал преподавать малышам уроки Закона Божия, кто-то продолжил пономарить, а кто-то освоил послушание звонаря и чтеца. Так, по благословению нашего настоятеля я и попала на клирос.
Исходя из своего пусть маленького, но все-таки опыта, я могу рассказать о том, что должен знать и уметь чтец.
Церковнославянский язык
Все книги, которые используются на богослужении, написаны на церковнославянском языке. И это первое, что должен знать будущий чтец. В основном люди, пришедшие на клирос, знакомы с богослужебным языком Русской Православной Церкви. Но бывают и исключения. Один мой знакомый, теперь уже семинарист, был поставлен чтецом, не имея даже базовых знаний. На его возражения, что он не знает церковнославянский язык, настоятель ответил: «Ничего страшного, было бы желание, а остальное приложится». И действительно, со временем, при более частом посещении богослужения и участии в нем, чтении коротких предначинательных молитв, он стал потихоньку понимать церковнославянский и даже полюбил его.
У меня с этим проблем было немного, все-таки я училась в воскресной школе, в которой нас обучали чтению богослужебных текстов. Если вы до сих пор не научились, то подскажу совет, который мне, в свою очередь, дал наш старший уставщик. Самый хороший «помощник» в изучении церковнославянского языка — это Псалтирь. Для начала лучше прочитать ее всю в русской транслитерации. Затем читать 2–3 раза псалом в транслитерации, а после — по-церковнославянски, а когда слово будет не понятно, то сверяться. Но самое главное — читать вслух и желательно каждый день.
Богослужебный Устав
Второе — это знание богослужебного Устава. Чтецу требуется и знание содержания богослужебных книг, и умение найти в них ту или другую молитву, то или иное указание относительно служб, молитвословий и песнопений.
Перечислю основные книги, используемые чтецом на богослужении. Часослов является наиболее распространенной и чаще всего употребляемой богослужебной книгой. В нем содержатся тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга.
Молитвы в честь святых на каждый день года содержатся в Минее. Ее используют для пения стихир и тропарей, чтения канонов, седальнов и паремий.
Октоих содержит тексты изменяемых молитвословий восьми гласов на каждый день недели, его также используют для пения стихир и тропарей, чтения канонов и седальнов.
Апостол — богослужебная книга, содержащая Деяния и Послания святых апостолов со специальной разметкой на зачала — фрагменты для чтения за различными богослужениями. В нем также приведено годовое богослужебное расписание новозаветных чтений с указанием прокимнов и аллилуариев.
Триодь постная — в ней содержатся молитвословия служб Великого поста и трех предшествующих подготовительных недель, которые очень отличаются от повседневных.
Триодь цветная заключает в себе песнопения со дня Святой Пасхи до недели Всех Святых.
И наконец, Типикон, или Устав. В нем содержатся подробные указания: как в течение всего церковного года, день за днем соединять за богослужениями в определенном порядке и в нужном количестве молитвословия и песнопения, содержащиеся во всех богослужебных книгах.
Есть еще и «Богослужебные указания» на каждый год, которые предназначаются не для замены Типикона, но в помощь при пользовании им, особенно в случаях, когда могут возникнуть затруднения при совершении богослужения.
Устав православного богослужения, конечно, непростой. Но постепенно его усваивают. Сначала чтеца благословляют читать предначинательные молитвы, благодарственные молитвы по Святом Причащении, потом часы и кафизмы, затем уже более сложное — канон на утрене и т. д.
Богослужебный Устав можно изучить на специальных курсах и в духовных учебных заведениях: семинариях, училищах, а также в регентских школах. Но я знаю множество примеров, когда люди смогли хорошо изучить его самостоятельно. Вполне можно освоить все премудрости богослужения, воспользовавшись соответствующей литературой, которой сейчас очень много. Правда, для этого необходимо прилагать полученные знания на практике. В этом помогут такие книги, как «Богослужебный Устав Православной Церкви» В. В. Розанова, «Руководство к изучению Устава Богослужения Православной Церкви» священника К. Субботина, «Устав православного богослужения» преподавателя Саратовской православной духовной семинарии А. С. Кашкина.
Также очень полезно прочитать «Наставление церковному чтецу о том, как читать в храме», составленное Г. И. Шиманским по учению святых отцов и подвижников. Эти советы помогают избежать равнодушия и духовного охлаждения на клиросе, которое может появиться со временем, воспитывать благоговейное отношение к святыне, к молитве и оградить себя от искушений.
А еще нужно, не стесняясь, по пятам ходить за опытными чтецами. Я в свое время не оставляла в покое нашего старшего уставщика, записывала и запоминала все важные моменты. Но многие знания получила уже на клиросе.
Громко и четко
Третье, что тоже не маловажно, — правильное дыхание и постановка голоса. Над этим мне еще много нужно трудиться. Как мне объясняли, дыхание нужно ставить на опору (диафрагму), поменьше нагружать связки, читать так, чтобы плечи не дергались, громко, но спокойно. Я запоминала, тренировалась дома, но на практике все гораздо сложнее. Вначале службы начинаю читать громко и бодро, но затем дыхание становится неровным, голос колеблется и к концу — все тише, тише и тише… И вот батюшка выходит на амвон, и вновь: «Громче! Ничего не слышно!». Вот так и развиваю голос, понимая, что это стоит долгих тренировок и старания.
***
Церковное послушание — это больше, чем работа. Всякую работу надо выполнять ответственно, а послушание в храме — еще ответственней. Ведь, стоя на клиросе, ты не просто читаешь богослужебные тексты, но молишься, и молишься не от себя лично, а от лица всех прихожан. Понимая эту ответственность, я всегда стараюсь выполнять свое послушание с максимальной отдачей. И пусть у меня не всегда получается читать громко и четко, я не унываю и надеюсь на Божию помощь.
Благодаря чтению на клиросе я стала глубже понимать и полюбила богослужение и его прекрасный язык. Каждый раз нахожу для себя что-то новое и, находя, удивляюсь — как же я до сих пор этого не замечала. И сейчас я осознаю, какое мне выпало счастье быть христианкой, быть причастной Православной Церкви и ее величественной красоты.
Екатерина Шматко
Поделиться в:
Общее наставление к Римскому Миссалу
Литургические вопросы к Общему наставлению на Римский Миссал
Является ли ношение епитрахиль поверх ризы личным выбором священника?
Общее руководство к Римскому Миссалу , №. 337, описывает «ризу, которую носят, если не указано иное, поверх накидки и палантина» как надлежащее облачение священника на мессе. священные облачения, которые они обычно носят во время индивидуального служения Мессы.Однако, если возникнет уважительная причина (например, более значительное число сослужащих или недостаток облачений), сослужащие, кроме главного служителя, могут не надевать ризу и просто надевать палантин поверх облачения. Альб.»
Конгрегация Богослужения и Дисциплины Таинств, в Инструкции Redemptionis Sacramentum отмечается: «По необходимости сослужащие, кроме главного священнослужителя, могут даже надевать белые ризы. В остальном нормы следует соблюдать богослужебные книги» (№ 124). В той же Инструкции говорится: «Запрещается злоупотребление, когда священнослужители совершают Святую Мессу или другие Обряды без священных облачений или только в палантине поверх монашеского ризы или в обычном обычае религиозной или обычной одежды, вопреки предписаниям литургических книг. , даже когда участвует только один министр» (№ 126).
Сколько пчелиного воска должно быть в свечах, используемых на литургии?
До Второго Ватиканского Собора алтарные свечи должны были состоять в основном или в значительном количестве из чистого пчелиного воска, точное процентное содержание которого определял епархиальный епископ. Самой свече придавалось мистическое значение: пчелиный воск символизировал чистую плоть, которую Христос получил от своей Девы-Матери, фитиль — его душу, а пламя — его божественность.
Однако действующее законодательство менее конкретно. Общие указания к Римскому Миссалу (GIRM) не касаются состава алтарных свечей. Конференции епископов обладают правом определять их состав, но USCCB никогда не использовала это право для разрешения материалов, отличных от воска, в производстве свечей, поэтому свечи для использования в мессе и других литургических обрядах должны быть сделаны из воска и обеспечить «живое пламя, не дымное и не ядовитое». Для защиты «подлинности и полной символики света» использование электрического света вместо свечей не допускается» (9).0007 Построено из живых камней , №. 93). Это также относится к так называемым электрическим бдительным лампам, используемым в религиозных целях. Епископ имел бы право сделать исключение для живого огня в случае необходимости, если бы, например, в тюрьме или больнице существовала политика, полностью запрещающая открытый огонь.
Следует отметить, что хотя масляная лампа может использоваться для обозначения присутствия Святых Даров в скинии (см. GIRM, № 316), епископы США никогда не давали разрешения на использование масляных ламп на алтаре. . Свечи являются символами присутствия Христа, света мира (Ин. 8:12) и Крещения, посредством которого мы разделяем Его свет (Кол. 1:12), а также являются знаками благоговения и праздника.
Где должны быть вывешены флаги в церкви?
К удивлению многих, нет никаких правил, регулирующих вывешивание флагов в Римско-католических церквях.