В каком году в на руси было принято христианство: 28 ИЮЛЯ — ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ РУСИ, ДЕНЬ ПАМЯТИ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА :: Новости :: Управление внутренней политики :: Управления :: Подразделения

Разное

Как было выбрано христианство на Руси. Справка

Празднование 1020-летия Крещения Руси на Украине пройдет 24-27 июля.

Крещение Руси, которое произошло в 988 году, связано с именем святого князя Владимира, которого историки назвали Великим, церковь — святым равноапостольным, народ же прозвал его Владимиром Красное Солнышко.

Князь Владимир был внуком великой княгини Ольги и сыном князя Святослава и «вещей девы» Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе. Править самостоятельно он начал с 17 лет и первые шесть лет провел в походах. Предание рисует в эти годы князя настоящим язычником, любимцем дружины, любителем чувственных наслаждений, военных походов и шумных пиров.

В 983 году после удачного похода Владимир решил принести человеческую жертву своим языческим богам. Было решено выбрать жертву при помощи жребия, который пал на юношу Иоанна. Отец юноши Феодор, который был христианином, не хотел отдавать сына и начал осуждать языческих идолов и славить христианскую веру. Обозленная толпа язычников  убила Феодора и его сына. Это были первые мученики христиане на Руси; память святых мучеников Феодора и сына его Иоанна празднуется 12 (25) июля.

Этот случай публичного осуждения языческих богов заставил князя Владимира задуматься над истинностью его языческой веры.

Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром представляет собой род легенды. Как повествуют летописи, к князю в Киев в 986 году приходили посольства от разных народов, призывавшие Русь обратиться в их веру. Сперва пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили Магомета; потом иноземцы из Рима от папы проповедовали католическую веру, а хазарские евреи ‑ иудаизм. Иудаизм Владимир не принял — ему не понравилось, что за их грехи Господь рассеял евреев по всей земле. Вера магометан (болгар волжско‑камских) Владимиру не понравилась сухостью их богослужения, с их толкованием о загробной жизни, о женах и запрещении пить вино. В 962 году по просьбе княгини Ольги германский император присылал в Киев епископа и священников, которые не были приняты князем.  

Последним прибыл проповедник, присланный из Византии. Он стал рассказывать Владимиру о православии, и слушал его Владимир со всем вниманием. Под конец грек показал князю полотнище, на котором изображено было судилище Господне. Справа стояли праведники, в веселии идущие в рай, а слева ‑ грешники, идущие на мучение. Владимир, вздохнув, сказал: «Хорошо тем, кто справа, и плохо тем, кто слева». «Если хочешь с праведными справа стать, то крестись», ‑ сказал грек. Но Владимир отвечал: «Подожду еще немного», желая разузнать подробнее о всех верах.

Предание гласит, что князь Владимир, чтобы испытать на месте, чья вера лучше, послал девять посланников. Когда русские послы были в Константинополе, великолепие Софийского храма, стройное пение певчих, торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души. Они потом говорили князю Владимиру: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе». Слушающие это бояре сказали: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, то не приняла бы ее бабка твоя Ольга ‑ мудрейшая из людей». А послы сказали: «И как отведавший сладкого не захочет горького, так и мы не хотим оставаться больше язычниками».

Однако Владимир не сразу принял христианство. В 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же в Корсуни, Владимир с многими дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.

Возвратившись в Киев, в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир прежде всего крестил своих двенадцать сыновей. Все они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре.

А в назначенный день произошло массовое крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. Летописи гласят: «На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте…» Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, в 988 году. Вслед за Киевом постепенно христианство пришло  в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создавались епархии. Так при князе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру, и Киевская Русь стала христианской страной.

Приняв христианство, князь Владимир стал осуществлять заветы Христовы. По всей Руси начали оказывать помощь бедным и больным. Владимир способствовал распространению на Руси христианского просвещения, строил новые города, возводил в них церкви.  Скончался св. кн. Владимир 15 июля 1015 г. и был погребен в Десятинной церкви в Киеве.

Материал подготовлен на основе информации  открытых источников

Все справки>>

«По крещеным детям плакали, как по мертвым» Историк о главных мифах про крещение Руси: История: Моя страна: Lenta.ru

28 июля празднуется День крещения Руси — эта дата считается началом христианизации российского государства, которую начал князь Владимир Святославич. В 988 году он крестился сам, а затем присланное из Византии духовенство провело обряд крещения киевлян в водах Днепра. Но, конечно, все было не так просто и далеко не так быстро. Даже сама дата условна — никто из историков точно не знает, когда именно началась христианизация и как долго она продолжалась. Главные мифы о крещении в интервью «Ленте.ру» развеял религиовед и историк, публичный лектор Константин Михайлов.

«Лента.ру»: Начнем с предыстории. Сначала ведь на Руси крестилась княгиня Ольга, бабка князя. Почему она не крестила Русь?

Михайлов: В действительности весьма вероятно, что некоторое количество христиан было на Руси и до крещения княгини Ольги. В современной научной литературе обсуждаются и предшествующие эпизодические крещения. Но, видимо, в тот период, как и в эпоху княгини Ольги, с одной стороны, слишком сильны еще были позиции традиционного славянского язычества на Руси, с другой стороны — недостаточно сильны были экономические и политические связи с соседями, что впоследствии сыграет достаточно большую роль в истории крещения.

И этот фактор, пожалуй, наиболее важен, потому что подавляющее большинство соседей Руси того времени еще не были крещены и только-только начинали переходить в христианство. То есть Русь и сама была более языческая, и ее внешний контекст.

А до Ольги ведь еще Олег, прозванный Вещим, достаточно сильно противостоял принятию христианства на Руси. По крайней мере есть такое мнение. Это правда?

Достоверных исторических сведений о взглядах князя Олега у нас практически нет, поэтому тут мы можем только выдвигать какие-то гипотезы, мало на чем основанные. Но существует мнение, что даже Святослав, сын Ольги и отец князя Владимира, устойчиво держался за язычество. Видимо, до какой-то степени это действительно было так, но сведений об этом, к сожалению, у нас немного.

Вообще важно понимать, что наши сведения о христианизации Руси основаны на очень небольшом количестве исторических источников, из которых самый важный — «Повесть временных лет» — был написан существенно позже этих событий.

Первые христиане в Киеве. Картина Василия Перова

Действительно ли князь Владимир был распутником до крещения и ослеп, а после крещения зрение к нему вернулось?

Это достаточно непростой вопрос. Что касается распутства князя Владимира, наверное, можно принять ту точку зрения, что по крайней мере в языческий период жизни этот правитель мало ограничивал себя в сексуальных связях. У него было мало причин это делать: он князь, чрезвычайно богатый человек, влиятельный мужчина. Он, безусловно, мог позволить себе большое количество наложниц и, скорее всего, действительно их имел.

Но те гипертрофированные цифры, которые возникают в «Повести временных лет», у современных исследователей вызывают вопросы. Есть мнение, что житийные авторы «Повести» могли проводить параллели между князем Владимиром и библейским царем Соломоном. То есть они могли, так сказать, заострять языческий период жизни Владимира, чтобы создавать позитивный контраст между князем до крещения и после.

Что касается истории с потерей и обретением зрения, то это классический сюжет, который приводится и в той же «Повести временных лет».

Но, конечно, не исключено, что это миф, созданный летописцами для того, чтобы подчеркнуть чудодейственную силу крещения и тот факт, что новый бог могущественнее, чем старые языческие божества, которым прозревший князь когда-то поклонялся

То есть подтвердить это мы не можем, но и опровергнуть не можем. А поскольку события эти достаточно чудесные, они вызывают некоторые сомнения у исследователей.

А правда, что князь Владимир больше всего склонялся к православию, потому что любил византийскую царевну Анну и хотел на ней жениться?

Брак Владимира и Анны, сестры византийских императоров, — это исторический факт. Но, конечно, этот брак имел в большей степени политический и династический аспект, чем любовный. Князь Владимир не видел Анну до того, как они встретились непосредственно перед свадьбой. Ясно, что в данном случае им вряд ли двигали романтические соображения.

Однако что действительно важно — так это то, что вступление Владимира в этот брак и крещение находятся в прямой связи друг с другом. Можно долго дебатировать о том, что было первично: крестился ли Владимир для того, чтобы жениться на сестре императора, или вступил в этот брак для того, чтобы креститься. Последняя точка зрения гораздо более основательна и чаще встречается у исследователей. Так или иначе, брак этот некоторую роль в крещении Владимира лично, а потом и в крещении Руси, безусловно, сыграл.

Княгиня Ольга. Картина Сергея Кириллова

Почему православие, а не католицизм и не другая вера?

Важно отметить, что князь Владимир вовсе не выбирал между православием и католицизмом. На дворе все-таки были 980-е годы. Конечно, между восточным и западным христианским обрядом существовали некоторые различия, однако раскол христианской церкви произошел только в 1054 году. Ни князь Владимир, ни даже его сын Ярослав не дожили до этого времени. Поэтому Владимир вовсе не выбирал между православием и католицизмом — он выбирал христианство, которое было в тот момент вполне целостной религией.

Мы хорошо знаем, что во времена Владимира христиане с Запада приезжали и проповедовали на Руси, и князь совершенно никакой неприязни к ним не испытывал, хотя сам и следовал восточному обряду. В «Повести временных лет» и последующих текстах могут немного заострять этот момент, но только потому, что авторы этих текстов сами жили уже после раскола, и для них было важно связать Владимира с православием.

А вот что касается других религий, то тут выбор мог быть более реальным, однако надо сказать, что князь Владимир был обречен выбрать именно христианство. Влиятельных мусульманских соседей у Киевской Руси практически не было. Киевская Русь граничила с Волжской Булгарией, но мусульманское влияние было несоизмеримо меньшим, чем влияние Византийской или Германской империй, которые активно развивались в тот период.

Иудейских государств рядом с Киевской Русью тоже не было. Разве что хазары, но и те к 988 году от иудаизма больше склонялись к исламу, да и политическое свое значение после походов отца князя Владимира они уже растеряли.

Поэтому христианство в политическом смысле было наиболее очевидным вариантом. В практическом — тоже. Во-первых, на Руси времен князя Владимира уже было довольно много христиан. Да, конечно, было и какое-то количество иудеев и мусульман, но, судя по всему, христиан было все-таки больше.

Князь Владимир до какой-то степени действовал в парадигме «не можешь победить — возглавь». То есть христианизация Руси снизу по факту уже шла, а Владимир просто усилил, ускорил и возглавил этот процесс

Христианизация в период жизни князя Владимира шла и во всех соседних регионах. Тогда активно начали креститься скандинавские страны, крестилась Венгрия, и, что очень важно, христианство начало активно распространяться и в соседних славянских регионах. То есть очень важно понимать, что крещение Руси не было уникальным. Это часть большого процесса крещения Северо-Восточной Европы в конце X века. И князь Владимир в некотором смысле был в абсолютном мейнстриме своей эпохи.

Крещение князя Владимира. Фреска работы Виктора Васнецова во Владимирском соборе в Киеве

Как в действительности крестили Русь — «огнем и мечом», как писал Татищев, или по доброй воле? Как убеждали людей принять новую веру?

К сожалению, детальных сведений у нас практически нет. Татищев в своем описании обращается к так называемой Иоакимовской летописи, но это загадочный исторический документ, который никто, кроме самого Татищева, так и не держал в руках. Современные ученые считают, что Татищев просто сочинил этот документ. То есть, скорее всего, это такой созданный им псевдоэпиграф, который невозможно воспринимать как реальный исторический источник.

Крещение было очень медленным, очень постепенным. Когда мы говорим, что Русь крестили в 988 году, это, конечно, очень условная мифологическая дата. Историки до сих пор ведут споры о том, в каком году начался процесс крещения. Да и сам этот процесс занял не месяц и не два, а годы. Мы понимаем, что крещение, по всей видимости, встречало некоторый антагонизм среди русского населения.

В некоторых случаях по «Повести временных лет» мы видим, что языческие женщины действительно плакали по своим крещеным детям, как по мертвым. Это был разрыв семей. Мы видим, что выступление волхвов, представителей старых культов, продолжаются практически до 1070-х годов, то есть на протяжении почти столетия после крещения

И понятно, что вряд ли процесс крещения во всех обстоятельствах всегда был абсолютно ненасильственным и добровольным.

Однако и оснований полагать, что крещение Руси было сопряжено с каким-то массовым сверхъестественным насилием, у нас тоже нет. «Повесть временных лет», рассказывающая о событиях крещения, нигде не сообщает нам о казнях волхвов или о сожжении противников христианства. Ничего этого не было. Конечно, крещение было непростым процессом и включало в себя какие-то акты насилия, вероятно, даже какие-то случаи убийств, разрушались древние святилища, но доказать, что имело место жесткое насилие, мы тоже не можем.

Правда ли, что когда приняли крещение, столь сильно декларировалась заповедь «не убий», что отменили казни? А это, в свою очередь, повлияло на рост преступности?

Все-таки после крещения князь Владимир продолжал военные действия. Страна управлялась достаточно централизованно. Я не думаю, что стоит представлять себе обряд крещения как момент, который сделал князя таким мирным агнцем, который играет на арфе и поет христианские гимны. Понятно, что князь Владимир оставался умным, достаточно жестким и прагматичным политиком. Да, он принял крещение, и да, безусловно, не нужно представлять себе крещение как чисто политический акт. Ведь Владимир был человеком конца X века, и для него религия была вещью совершенно реальной. Это поколение людей не могло смотреть на крещение как на чисто рациональный акт. Но этот акт, при всем его воздействии на князя, не мог в корне поменять его взгляды на современную ему действительность и политические подходы.

Князь Владимир избирает религию. Картина Ивана Эггинка

А правда, что византийские источники вообще не говорят о крещении Руси? Почему? И что это значит?

Детализированного описания крещения в источниках не древнерусских в принципе не очень много. Это отдельные маленькие упоминания, которые могут очень сильно отличаться. В нашем распоряжении есть и арабские упоминания, и западноевропейские, и скандинавские. Византийцы об этом писали очень скупо, но это не говорит о том, что крещения не было. Все источники совершенно точно указывают на то, что в конце X века Русь действительно была крещена в традициях восточно-христианского обряда.

Как думаете, что было бы, если бы на Руси еще какое-то время сохранялось язычество?

В первую очередь это, скорее всего, было бы фактором тормозящим. Именно христианство помогло развиться письменности, новым архитектурным решениям, новым государственным и политическим решениям. Христианизация очень сильно способствовала росту экономических взаимосвязей между соседними регионами. Всего этого не произошло бы, если бы язычество сохранялось.

Конечно, язычество тоже не стояло бы на месте — оно бы изменялось и трансформировалось. В начале правления Владимира предпринимались попытки как-то реформировать древнерусское язычество, но князь счел их малоперспективными и не стал продолжать.

Сейчас мы можем по-разному относиться к средневековому христианству и по-разному его оценивать, но, безусловно, для Руси крещение было связано с прогрессом, с развитием и с выходом на международную арену.

Принятие христианства в России

Первые Знания О около Проникновение Христианства в Россия относится к 1 -м век н.э. В 9 веке Русь приняла Христианство дважды: сначала в году 957 года при Ольге и затем во времена Владимира в 988 году.
После крещения Ольги христианизация Руси начала стремительно развиваться. Россия поддерживала дружеские отношения с как с Византией Империей так и с Римской Церковью ; было также место для мусульман и евреев . Но принять христианство было необходимо по нескольким причинам:
1. Это было необходимо в интересах развития состояние — чтобы избежать изоляции от остальных мира .
2. Единобожие было сущностью единого государства с монархом во главе.
3. Христианство укрепило семью и ввело новые нравы.
4. христианство сделано для развития культуры — философия, богословие литература .
5. Социальное расслоение требовало новой идеологии (язычество — равноправие).
Видимо, сам Владимир думал о своей жизни полной братоубийства и разврата. Христианство могло дать отпущение грехов и очистить душу.

В летописях говорится о религиозных миссиях мусульманской Волжской Булгарии и Иудейской Хазарии. Ислам не стал популярным, потому что запрещал употребление вина. Католицизм тоже не подходил, так как служба велась на латыни и Папа, а не светская власть , стоял во главе Церкви.
В году 987 Россия вступила в сношения с Византией для крещения. Владимир потребовал сестру императора Василия II — княгиню Анну — взять в жены. Что касается Византийской империи, то ей потребовалось дополнительных помощи, чтобы бороться с повстанцами. Император согласился выдать свою сестру Анну замуж за Владимира, но Владимир, в свою очередь, должен был креститься и сложить восставших . А Русский отряд был послан в Византию и восстание подавлено, но Греки не спешили выполнять условия договора о браке. Владимир собрал войско и в 988 году выдвинулся в центр византийских владений в Крыму — Херсонес (Корсунь). Осада длилась несколько месяцев. Однажды со стен под осадой была отправлена ​​стрела с посланием к Владимиру лагерь . В сообщении говорилось о необходимости перерезать водопровод . Послание написал священник Анастас.
Херсонес пал, и Владимир отправил гонцов в Константинополь с требованием выдать Анну замуж за него. В своем послании он пообещал креститься. Именно здесь где его окрестили как Василий . После этого он вернулся в Киев , взяв с собой иконы, церковную утварь и священнослужителей.

Крещение Россия

Много времени прошло между Крещением Владимира и Крещением Россия . В 990 году были предприняты первые попыток ввести новую веру. Оно встретило великое сопротивление со стороны язычников.
Первым крестился Киев. началось строительство церквей. Un Новгород Владимир поручил миссию заботам своего дяди Добрыни. Но горожан разрушили его двор и убили его родственников. Тем не менее восстание года было подавлено. Византийская империя всячески помогала России — т.е. в перевозке книг, которые были тщательно переведены.
Светская власть стояла во главе Церкви, а не священнослужитель (как римский папа).

Значение христианизации Руси

Потребовалось несколько веков для укрепления Христианство , но влияние язычества не ослабло. Так что это было время для двух религиозных верований. С одной стороны люди молились в церкви, а с другой продолжали праздновать языческие праздники . Таким образом, праздник Коляды слился с Рождеством , а Масленица с Великим постом.
1. В распоряжение Церкви поступило земель . Что касается монастырей, то они придерживались безбрачия и отказа от всех плотских и мирских удовольствий. Отец-настоятель был во главе монастырь . В течение года монастыри стали центрами торговли и даже ростовщичества.
2. Став сильной с экономической точки зрения, Церковь стала играть большую роль в политической жизни. В политических интригах принимало участие архиепископов и митрополитов, но в целом они были против междоусобиц и за единство России .
3. Было создано школ при церкви. Церковь искусство : икона живопись и летопись были в большом расцвете.
4. Более того, князья стали поручать судебные дела, касающиеся семьи и религии, Церкви.
5. Содействуя развитию культуры и грамотности, Церковь подавляла культуру, основанную на язычестве, считая веселые праздники Коляды и Масленицы бесовскими.
6. Содействие экономической , культурной, религиозной близости с Византийской империей и др. православных государств, Церковь выступала против римско-католической веры, способствуя изоляции от стран Западной Европы и культурным процессам , которые там происходили.

Christianity becomes the religion of the Roman Empire

A coin showing Theodosius I Image: picture-alliance / akg-images

November 16, 2009

The decree of Император Восточной Римской империи Феодосий I имел далеко идущие последствия: он связал иудео-христианские корни европейского континента с греко-римской культурой.

https://p.dw.com/p/JJNY

Реклама

До Никейского собора 325 года христиан преследовали, церкви поджигали, а их имущество конфисковывали. Пик гонений на христиан пришелся на правление императора Диоклетиана (ок. 245 — 316). Он хотел возродить старые языческие культы и сделать их своего рода государственной религией. Но его антихристианская политика потерпела неудачу и была отменена при одном из его преемников, императоре Константине I (ок. 285–337).

В Римской империи военная и административная ветви функционировали хорошо. Общее экономическое пространство обеспечило процветание. Гражданские права, предоставленные всем людям, проживающим на римской территории, заложили основу для растущего чувства единения, за исключением тех случаев, когда дело касалось религиозных обрядов.

Никейский собор

19 июня 325 года Константин вмешался в религиозный конфликт. Чтобы сгладить ситуацию, он пригласил всех христианских епископов на собор в Никее, недалеко от современного Стамбула. Целью собора, на котором присутствовало более 300 представителей церкви, было не утверждение христианства в качестве государственной религии, а скорее установление религиозного мира, который стабилизировал бы Римскую империю. После долгих дебатов Константин согласился с символом веры, в котором говорилось, что Бог и Иисус — одно целое. Подписание этого символа веры фактически положило конец гонениям на христиан.

После Никейского собора христиане больше не боялись преследований Изображение: dpa

Но условия для последователей христианства стали еще лучше. 27 февраля 380 г. в Салониках император Восточной Римской империи Феодосий I (347–395) в присутствии императора Западной Римской империи Валентиниана II (371–392) подписал декрет, согласно которому христианство объявлялось государственной религией и наказывалось за практику языческих обрядов.

Но точный текст этого декрета, собранный в Кодексе Феодосия XVI.1.2, не только очерчивал особый статус христианства, но и разрешал гонения на неверующих:

«Наше желание, чтобы все различные народы, подлежащие нашему милосердию и умеренности, продолжали исповедовать ту религию, которая была передана римлянам божественным апостолом Петром… и которую ныне исповедуют понтифик Дамас и Петр, епископ Александрийский».

«По апостольскому учению и учению евангельскому, уверуем во единое Божество Отца, Сына и Святого Духа, в равновеличестве и во Святую Троицу».

«Мы уполномочиваем последователей этого закона принять титул христиан-католиков; но что касается других, поскольку они, по нашему мнению, являются глупыми безумцами, мы постановляем, что они должны быть заклеймены позорным именем еретиков и должны не смейте давать своим собраниям название церквей».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts