В неполной семье: Какая семья считается неполной для назначения пособия в 2022 году
Содержание
Неполная семья: влияние на ребенка
Семьи, где ребенка воспитывает один родитель, встречаются довольно часто. С какими трудностями приходится сталкиваться взрослым и детям из неполных семей и что нужно, чтобы их преодолеть? Рассуждают специалисты.
Разные типы семей
Неполной семью принято считать прежде всего исходя из количественной характеристики: в таких семьях одинокий родитель проживает с ребенком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несет за него (них) основную ответственность. Женщина или мужчина могут остаться в одиночестве по разным причинам. Осиротевшая неполная семья образуется в результате смерти одного из родителей. В неполной разведенной семье родители не захотели или не смогли жить вместе. Внебрачная семья — это когда женщина решает родить ребенка, не выходя замуж.
Каждый тип неполной семьи имеет свои особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений, и это не может не сказаться на развитии психики ребенка и формировании его личностных качеств. За последние десятилетия количество неполных семей во всем мире значительно увеличилось. И это явление никого не оставляет равнодушным.
Что думают ученые
Существует много разных мнений (не только бытовых, но и профессиональных) о семьях, где воспитанием ребенка занимается только один родитель. Социолог Изабелла Дементьева утверждает, что для ребенка абсолютно безразлично, кто и сколько человек его воспитывает. Психиатр Олег Викторов считает, что воспитание одним родителем — плохой пример как для окружающих, так и для ребенка. Педагог Янина Николаева доказывает, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за воспитание и не пытается переложить вину за собственные ошибки и просчеты на кого-то другого.
В обществе все еще широко распространен стереотип, что ребенок, растущий в неполной семье, менее счастлив и успешен, чем его сверстники, живущие с мамой и папой.
Да, одинокие родители действительно испытывают определенные трудности в силу сложившихся обстоятельств, но нельзя с уверенностью утверждать, что любая семья, где есть и мама, и папа, полностью обеспечивает нормальную среду для полноценного развития и воспитания ребенка.
Наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие педагогические задачи. Но это не гарантирует обязательного благополучия ребенка в будущем. В полной семье мать и отец воспитывают детей по-разному в силу гендерных различий. Но действительно ли ребенок, выросший лишь с одним из родителей, в неполной семье, будет воспитан хуже, чем другие дети?
Трудности и пути их преодоления
Психолог Екатерина Любачевская уверена, что неполная семья может быть не менее счастливой и полноценной, чем традиционная. Главное — ясно понимать, с какими трудностями предстоит столкнуться одинокому родителю и как их преодолеть. С чем придется бороться?
Навязанный стереотип
Один из прочных консервативных взглядов — сохранить семью любой ценой. Многие женщины и мужчины стараются продолжить свой брак, каким бы плохим он ни был, считая, что «ребенку нужен отец». Родители полагают, что если они разведутся, то своим примером обрекут сына или дочь на несчастья в собственной семейной жизни в будущем. При этом ребенок продолжает расти, наблюдая бесконечные ссоры между родителями.
Психологи полагают, что для комфортного психологического состояния ребенка предпочтительнее жить спокойной жизнью, пусть и с одним из родителей, чем существовать среди непрекращающихся скандалов с мамой и папой.
Если же разрыв отношений произошел, то женщине в такой ситуации становится сложнее, чем мужчине. Отца-одиночку обычно называют героем, им восхищаются. А женщин жалеют или осуждают. Но в реальности некоторые неполные семьи психологически и эмоционально бывают более здоровыми, чем полные. Зачастую одинокие родители стараются как можно лучше исполнять свои родительские функции.
Страх однополого воспитания
При одиноком родителе ребенок растет и наблюдает исключительно одну гендерную модель поведения, чаще всего — женскую. Как правило, страх появляется в ситуациях, когда мама воспитывает мальчика и боится, что он останется без образца мужественности, или когда папа растит девочку и переживает о ее будущей женственности. Определенный смысл в этих опасениях есть. Однако в полных семьях нередки случаи, когда второй родитель является не лучшим примером для подражания.
Если отринуть шаблонное мышление, можно заметить, что неполная семья имеет даже больший выбор возможностей для формирования образа отсутствующего отца/матери. Ведь манеру женского или мужского поведения дети наблюдают и перенимают не только в семье, но и в окружающем мире. Примеры для подражания встречаются как в обыденной жизни, так и в кино, литературе и т. д. Кроме того, образ недостающего родителя могут восполнить другие родственники или друзья обоих полов.
Родителю, который воспитывает ребенка один, стоит просто предоставить возможность своему сыну или дочери общаться со взрослыми представителями его пола — бабушками, дедушками, преподавателями, друзьями семьи. Время, проведенное ребенком с ними, поможет восполнить пробелы в воспитании из-за отсутствия одного из родителей.
Материальные сложности
Это одна из самых очевидных проблем неполной семьи. Все тяготы по обеспечению семьи ложатся на плечи одного из родителей. Острую нехватку денег нередко испытывают и полные семьи, но в ситуации, когда воспитатель и добытчик — один и тот же человек, положение усугубляется.
Прежде всего одинокому родителю нужно знать свои права. Например, маме ребенка до 3 лет, помимо алиментов на малыша, можно требовать алименты и на свое содержание.
Затем важно правильно расставить приоритеты. Многие женщины не подают на алименты из чувства гордости или обиды. Но в данной ситуации лучше в первую очередь подумать о благополучии ребенка, а не о своих амбициях.
У материальных трудностей неполных семей существует и одно неявное преимущество. Финансовые проблемы могут стать сильнейшим стимулом развития и профессионального роста для родителя и побуждающим фактором самореализации для ребенка. Родителя стресс заставит мобилизовать все свои ресурсы, а ребенку захочется действовать «от противного» — «буду делать все возможное, чтобы моя семья в будущем ни в чем не нуждалась».
Большая нагрузка и нехватка времени
Когда абсолютно всем в семье занимается один взрослый, самый правильный выход для него — верно расставлять приоритеты и смело отметать все второстепенное. Не стоит после утомительного рабочего дня пытаться переделать все домашние дела. Лучше посвятить вечер общению с ребенком: погулять, почитать, посидеть за столом, просто побеседовать. Пусть порядок не будет идеальным, зато отношения укрепятся. Кроме того, необходимо приобщать к помощи по дому и самого ребенка. Ему можно давать поручения по хозяйству соответственно его возрасту: сходить в магазин, помыть посуду, убрать игрушки. Так можно не только облегчить себе жизнь, но и обучить ребенка важным бытовым навыкам.
Еще один важный момент: не следует бояться просить помощи. Не надо стесняться обращаться с просьбами к бабушкам, дедушкам, няне, друзьям, второму родителю, в конце концов. Расширение круга общения пойдет на пользу и ребенку, и взрослому.
Построение новых отношений
Познакомиться с кем-то и начать другие отношения одинокому родителю могут мешать тревога и волнение о чувствах и мыслях ребенка по этому поводу. Некоторые мамы и папы вовсе отказываются от собственного счастья и полностью посвящают себя сыну или дочери. Это в корне неверно. Счастливые дети растут только у счастливых родителей. Постоянные примеры самопожертвования на глазах у ребенка научат его только одному — постоянно жертвовать собой. Поэтому, если желать блага своему сыну или дочери, не стоит забывать заботиться о себе и своем счастье. Ведь атмосфера в доме — решающий фактор роста и развития личности ребенка, вне зависимости от количества членов семьи.
Дети из неполных семей взрослеют раньше – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Люди, выросшие в неполных семьях, получают образование более низкого уровня, раньше начинают взрослую жизнь, строят менее стабильные супружеские отношения и чаще меняют партнеров, выяснили аспирантка кафедры демографии НИУ ВШЭ Елена Чурилова и магистрант программы «Демография» Дарья Гутина.
В последние десятилетия российская семья существенно изменилась. Выросло число неофициальных союзов и внебрачных детей (см. статью «Внебрачные дети – не значит безотцовщина»), увеличилось число разводов. Нередко неполная семья – это лишь временное явление, за ней может последовать новый союз (см. статью «“Осколочные” семьи явление частое, но временное» ). Так или иначе, значительное число разводов привело к тому, что в каждом поколении все большее число детей, рожденных в полной семье, какое-то время воспитывается в неполной.
Если среди рожденных в 1970-е годы россиян в неполных семьях жили 16,1% респондентов, то среди детей 1980-х годов рождения в таких семьях воспитывались уже 20%, подсчитали Елена Чурилова и Дарья Гутина. Они использовали данные общероссийского выборочного обследования «Человек, семья, общество», проведенного Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС в 2013 году. Взросление в неполной семье сказывается на устойчивости отношений в браке и на биографии человека в целом, выяснили исследователи.
Статья Чуриловой и Гутиной «Влияние опыта проживания в неполной семье на социо-демографическое поведение детей» опубликована в журнале НИУ ВШЭ «Демоскоп Weekly». Из общей выборки – почти 9560 человек – авторы выделили тех, кто хотя бы какое-то время воспитывался одним родителем. Таких респондентов оказалось 3622. Из них 1675 опрошенных – 1970-1979 годов рождения, а 1947 человек – 1980-1989 годов рождения. Вопросник включал в себя разделы «Родители и родительский дом», «Браки, союзы, дети», «Образовательная биография», «Трудовая деятельность» и «Ценности и установки».
Дети из неполных семей менее образованны
Невзирая на тенденцию почти тотального высшего образования в России, дети, росшие в неполной семье, реже заканчивали вузы. Они чаще имели только среднее образование. Иными словами, у выходцев из таких семей отмечен более низкий уровень образования, выявили Чурилова и Гутина.
Исследователи учитывали число оконченных классов средней школы. Оказалось, что и «семидесятники», и «восьмидесятники», жившие до 15 лет в неполной семье, реже получали полное среднее образование, чем респонденты, воспитывавшиеся в семье, где были и мать, и отец.
С высшим образованием расклад такой: в поколениях 1970-1979 годов рождения его получили 40,1% юношей и девушек из полных семей и 26,4% из неполных, а в поколениях 1980-х годов рождения – 48,1% молодых людей из полных семей и 34,9% их неполных. Так или иначе, получается, что выходцы из неполных семей раньше начинают самостоятельную жизнь.
Дети из неполных семей раньше получают опыт близости
Более раннее взросление детей из неполных семей подтверждает и другое событие биографии – сексуальный дебют. Эта точка отсчета взрослости сдвигается на более раннее время.
Для «семидесятников» из полной семьи средний возраст вступления в первые интимные отношения – 18,7 года, из неполной семьи – 18,2 года. В 18 лет половина юношей и в 19 лет половина девушек, воспитывавшихся отцом и матерью, уже имели опыт близости. Среди выходцев из неполной семьи половина юношей прошла сексуальный дебют к 17 годам, а половина девушек – к 18 годам, отмечают Чурилова и Гутина.
Расклад среди «восьмидесятников», чье сексуальное взросление в целом происходит раньше, такой: средний возраст первой близости – 17,7 лет у юношей из полных семей и 17,3 года из неполных и 18,4 лет у девушек из полных семей и 17,9 лет из неполных.
Браки выходцев из неполных семей менее стабильны
Воспитание в неполной семье сказывается на представлении о браке и самом «строительстве» супружества. «Очевидно, что отсутствие примера устойчивых отношений между родными матерью и отцом и примера решения конфликтных ситуаций может влиять на стабильность будущих брачных союзов детей, выросших в неполных семьях, или может затруднять выбор подходящего партнера», – высказывают предположение Чурилова и Гутина. Это подтверждают и цифры.
Среди респондентов, родившихся в 1970-е и выросших в семье с матерью и отцом, 23,1% имели опыт проживания с двумя партнерами и 8% с тремя и более партнерами. А среди представителей поколения, выросших в неполной семье, с двумя партнерами жили 23,7% респондентов, а с тремя и более – 16,9% опрошенных. Таким образом, вторая цифра, связанная с тремя партнерами, у выходцев из неполных семей оказывается более чем вдвое выше.
Более частая смена партнеров характерна и для поколения «восьмидесятников» из неполных семей. Среди воспитывавшихся родными родителями 15,9% информантов сменили двух партнеров, 8,3% — трех и более. Среди респондентов, росших в неполной семье, 20,8% имели опыт отношений с двумя партнерами, а с тремя и более – 9,7%.
Несмотря на то, что каждый пятый из поколения 1980-х еще не имел опыта совместного проживания с партнером, следует ожидать, что молодые люди, воспитывавшиеся в неполной семье, скорее всего, будут вступать в большее число отношений, прогнозируют авторы статьи.
Таким образом, жизнь в неполной семье ощутимо влияет на получение ребенком в будущем высшего образования, на возраст начала интимной жизни и на стабильность брака, резюмируют Елена Чурилова и Дарья Гутина. Эти факты биографии детей из неполных семей согласуются с данными других исследований, которые говорят о том, что такие дети нередко хуже учатся в школе, раньше оставляют учебу и трудоустраиваются, быстрее начинают половую жизнь и вступают в брак, который, как выясняется впоследствии, оказывается шатким.
См. также:
Внебрачные дети – не значит безотцовщина
«Осколочные» семьи явление частое, но временное
Семья уменьшается и меняет облик
Молодежь жаждет самореализации
Россияне ценят традиционную семью
Институт семьи стремится к неформальности
Автор текста:
Соболевская Ольга Вадимовна,
13 февраля, 2015 г.
Все материалы автора
Демография
демография
семья
Влияние неполной семьи на развитие личности ребенка
Под полной семьей понимается проживание ребенка с обоими родителями. Неполная семья – это когда ребенок находится только с одним родителем. В приемной семье ребенок живет с одним родителем и с заместителем другого родителя, например, с матерью и отчимом или с отцом и мачехой.
Чтобы ребенок правильно развивался умственно, ему необходимо жить с обоими родителями. Ни отец, ни мать не обладают всеми одинаково развитыми человеческими качествами. Гендеры отличаются друг от друга по своей природе интенсивностью индивидуальных особенностей, поэтому ни один из полов сам по себе не может быть полноценным образцом для подражания для взрослых. Если ребенок с раннего возраста остается только с одним родителем и не получает замену другому, возникает опасность того, что его идентификация будет проходить в одностороннем порядке и, кроме того, останется незавершенной. Когда у ребенка нет родителя того же пола, у него отсутствует образец собственного поведения во взрослом возрасте; когда он не живет с родителем противоположного пола, у него недостаточно возможностей для практики естественного контакта со взрослыми противоположного пола.
Таким образом, присутствие обоих родителей необходимо для полной идентификации со взрослыми образцами для подражания и для знакомства со всеми средними человеческими чертами. Это не означает, что это должны быть физические родители ребенка. То, что связывает ребенка с его родителями и побуждает его уважать и любить их, — это не кровное родство с ними, а родительское поведение этих людей. Маленький ребенок еще не знает, что его мать и отец являются его родителями в физическом смысле, и не понимает сути родительства, и тем не менее ценит их и верен им, если они относятся к нему естественно, эмоционально тепло. . Ребенок любит своих родителей не за то, что они его родители, а за то, что они относятся к нему с любовью, по-родительски. И на это способны другие люди, никак не связанные с ребенком, при условии, что они являются эмоционально зрелыми личностями.
Физические родители часто не знают, как быть родителями в психологическом смысле. Тогда ребенок эмоционально не может их принять, даже когда ему становится ясно, как он к ним относится. Более того, осознание ребенком того, что он не может любить или уважать своих родителей, что они не производят на него впечатления, что он должен недооценивать их или стыдиться их, является тяжелым ударом для молодого человека. Отрицательные действия таких родителей воспринимаются ребенком с большей чувствительностью, с большей горечью и более сильным неповиновением, чем ошибки других воспитателей. В глубине своей личности он не может простить родителям того, что они не относятся к нему по-родительски. Вот почему оно само по себе осуждает их строже, чем с чьими-либо слабостями и недостатками.
Опыт повседневной работы с детьми и их проблемами показывает, что неполные семьи в большей степени подвержены опасности нарушения психического развития. Из так называемых неблагополучных семей, когда ребенок развивается с матерью-одиночкой, чаще, чем из полных семей, набираются дети с различными нарушениями поведения и невротическими расстройствами. Статистика делинквентного поведения молодежи показывает, что среди них больше лиц, сложившихся в неполной семье, чем в среднем по популяции. Это подтверждает предположение о том, что дефицит семьи наносит ущерб личности ребенка.
Но было бы неправильно из этих фактов делать поспешное заключение, что отсутствие одного из родителей само по себе является вредным фактором психологического развития ребенка. Существуют неполные семьи, из которых выходят здоровые молодые люди, и полноценные семьи с детьми с тяжелыми эмоциональными нарушениями. Очевидно поэтому, что, помимо дефицита семьи, психика ребенка деформируется и другими факторами, которые действуют негативно даже при целостной семье: при их отсутствии отсутствие одного из родителей само по себе не может серьезно нарушить психическое развитие ребенка. молодой человек.
Дефицитная семья обычно состоит из матери-одиночки и ее детей. Обычно это разведенная женщина, вдова или незамужняя мать. Развод, вероятно, оставлял женщину разочарованной и неудовлетворенной, если она не могла повторно выйти замуж или не осмелилась сделать это. Такое психическое состояние делает ее нервной, раздражительной и нетерпеливой, что неизбежно отражается на ее отношении к детям. Тогда сварливость матери, ее авторитарность или излишняя сентиментальность вредят молодым людям гораздо больше, чем отсутствие отца. Мать должна сама заботиться о содержании и воспитании своих детей, и это усиливает ее неудовлетворенность и нетерпимость ко всему и ко всем, даже к собственным детям.
Женщина также несет ответственность за крах своего брака. Разводу часто способствует ее невротизм, который не позволяет ей быть полноценной супругой. Если человек невротик в одной сфере жизни, то он невротичен и в других сферах. Женщина не может проявлять свои нездоровые качества только в браке, не проявляя их в воспитании своих детей. Те самые компоненты личности, которые мешали ей быть успешной женой, не позволяют ей быть даже хорошей матерью. Вот почему в распаде брака и повреждении личности ребенка чаще следует искать общую причину, а не ставить их во взаимопричинную связь.
До развода родителей дети обычно долгое время бывают свидетелями разногласий, ссор и бурных конфликтов. Негативные эмоциональные отношения между мужем и женой серьезно вредят аффективной жизни их детей, поэтому в поведении детей появляются различные нарушения. Тогда их психическое развитие идет в неправильном направлении гораздо раньше, после развода родителей. Поэтому не всегда неполнота семьи наносит ущерб психике ребенка, а гораздо более распространенной причиной являются факторы жизнедеятельности семьи, приведшие к ее распаду.
Когда мать остается одинокой, ей рекомендуется как можно скорее снова выйти замуж, чтобы семья пополнилась заменой отсутствующему отцу. Повторный брак матери отвечает интересам детей, потому что у них снова будет образ отца, с которым они смогут себя идентифицировать. И мама будет спокойнее, счастливее и опрятнее. Но это будет только в том случае, если она вступит в новый брак со здравыми взглядами и мотивами и если выберет себе партнера, с которым сможет построить по-настоящему счастливый брак. В противном случае матери-одиночке лучше повторно не выходить замуж. Ссоры между матерью и отчимом и недовольство матери нанесут новые удары по детской психике. Вот почему детям полезнее остаться без замены отцу, чем оказаться в конфликте с отчимом.
Отцы, потерявшие своих жен, с большей вероятностью вступят в повторный брак, чем матери, оставшиеся одни. Женщины по своей природе более адаптивны, эмоциональны и склонны к родительским чувствам, чем мужчины, поэтому им легче заменить родителя чужим ребенком. Следовательно, от нового брака отца следует ожидать большей выгоды для детей, чем от повторного брака матери.
Последствия неполной семьи
Неполная семья может отрицательно сказаться на всех сферах развития вашего ребенка. Влияние распавшейся семьи на развитие ребенка зависит от множества факторов, в том числе от возраста ребенка на момент развода родителей, а также от личности и взаимоотношений в семье. Хотя у младенцев и детей младшего возраста может наблюдаться незначительное негативное влияние на развитие, дети старшего возраста и подростки могут испытывать некоторые проблемы в социальной, эмоциональной и образовательной сферах.
Эмоциональный
После развода дети от дошкольного возраста до позднего подросткового возраста могут испытывать дефицит эмоционального развития. Дети всех возрастов могут казаться плаксивыми или подавленными, и это состояние может длиться несколько лет после развода родителей ребенка, объясняет психолог Лори Раппапорт. Кроме того, некоторые дети старшего возраста могут проявлять очень слабую эмоциональную реакцию на развод родителей. По словам Лори Раппапорт, это может быть неблагоприятным для развития. Некоторые дети, проявляющие слабую эмоциональную реакцию, на самом деле скрывают свои негативные чувства. Это эмоциональное подавление мешает родителям, учителям и терапевтам помочь ребенку обработать свои чувства способами, соответствующими его развитию.
Образовательный
Замедленное академическое развитие — еще один распространенный способ, которым разлучение родителей влияет на детей. Одного только эмоционального стресса от развода может быть достаточно, чтобы затормозить успеваемость вашего ребенка, но изменения образа жизни и нестабильность распавшейся семьи могут способствовать плохим результатам в учебе. Такая плохая успеваемость может быть связана с рядом факторов, в том числе с нестабильностью домашней обстановки, нехваткой финансовых ресурсов и непоследовательным распорядком дня.
Социальные
Развод влияет на социальные отношения детей несколькими способами. Во-первых, некоторые дети выражают свое горе из-за распавшейся семьи, ведя себя агрессивно и запугивая, что может негативно сказаться на отношениях со сверстниками. Другие дети могут испытывать тревогу, из-за чего им может быть трудно искать позитивное социальное взаимодействие и участвовать в полезных для развития видах деятельности, например, в подростковом спорте. У подростков из неполных семей может развиться циничное отношение к отношениям и чувство недоверия как к своим родителям, так и к потенциальным романтическим партнерам, объясняет психолог Карл Пикхардт в статье «Развод родителей и подростки», опубликованной в Psychology Today.
Динамика семьи
По самой своей природе развод изменяет не только структуру семьи, но и ее динамику. Даже если вы и ваш супруг развелись мирным путем, простое создание двух новых домохозяйств навсегда изменит взаимодействие и роли в семье.