В трагедии борис годунов есть несколько вставных эпизодов корчма: Анализ «Борис Годунов» Пушкина А.С.

Разное

Музыкальный психоанализ: «Борис Годунов» : NPR

Музыкальный психоанализ: «Борис Годунов» Типичная русская опера, Борис Годунов исследует многовековую тайну убийства, исследуя психику своего измученного главного героя.

Музыка

Эпос Мусоргского из Хьюстонской Гранд Опера

В знаменитой «Сцене с часами» бредовому Борису Годунову видения Дмитрия, малолетнего царевича, в убийстве которого он подозревается. Ее поет здесь бас Николай Гиаров, из 1970 записей всей оперы под управлением Герберта фон Караяна.

Шаляпин поет «Сцену с часами»


Аудио больше не доступно

Винтажный Борис

Вот еще одна версия «Сцены с часами», на этот раз исполненная в 1931 году одним из величайших басов всех времен Федором Шаляпиным.

Шаляпин поет «Сцену с часами»


Аудио больше не доступно

Борис Годунов (бас Сэмюэл Рэми) в окружении голодающих людей в постановке Хьюстонской Гранд Опера по эпопее Мусоргского.

Тед Вашингтон/Хьюстон Гранд Опера


скрыть заголовок

переключить заголовок

Тед Вашингтон/Хьюстон Гранд Опера

В 1960-х годах останки русского царя Ивана Грозного были эксгумированы для анализа и были обнаружены токсичные уровни ртути. Некоторые пришли к выводу, что царя отравили — и главным подозреваемым был измученный главный герой оперы Модеста Мусоргского « Борис Годунов ».

И все же, если из убийства Ивана Грозного можно было бы сделать большую оперу, то в драме Мусоргского рассказывается другая, еще более сенсационная история — о предполагаемом убийстве Борисом Годуновым 10-летнего мальчика.

Борис стал царем в 1598 году, после смерти сына Ивана Федора. Но у Ивана был еще один сын Дмитрий, которого некоторые считали истинным наследником престола. Неудивительно, что когда Дмитрий умер якобы от случайного перерезания горла в возрасте 10 лет, ходили слухи, что это убийство заказал Борис. Современные историки склонны сомневаться в этой теории, но с тех пор на Борисе Годунове заклеймили клеймо.

Опера Мусоргского — одна из нескольких русских опер XIX века, затрагивающих сложные исторические темы. Собственность Мусоргского «Хованщина » — еще один, наряду с «Князь Игорь» Бородина и «Жизнь за царя» Глинки . Но «Борис Годунов » — единственный, который до сих пор занимает прочное место в репертуаре — возможно, потому, что это гораздо больше, чем прямолинейная историческая драма.

Во многих смыслах опера — это своего рода музыкальный психоанализ, затрагивающий более чем одну тему. Одним из сюжетов является сам Борис, и немногие оперы более глубоко проникают в личные эмоции любого отдельного персонажа. Но опера также представляет собой психологический портрет русского народа, который проявляется в широком и мощном использовании Мусоргским хора.

В программе «Мир оперы» ведущая Лиза Симеоне представляет пышную постановку «Бориса Годунова» с участием великого американского баса Сэмюэля Рэми в главной роли.

Посмотреть предыдущий выпуск World of Opera или полный архив.

Повесть о «Борисе Годунове»

Варлаама (Роберт Помаков) водружают друзья во время ночи пьяного разгула.

Тед Вашингтон/Хьюстон Гранд Опера


скрыть заголовок

переключить заголовок

Тед Вашингтон/Хьюстон Гранд Опера

Борис (Сэмюэл Рэми, слева) обвиняет князя Шуйского (Джозеф Эванс) в измене.

Тед Вашингтон/Хьюстон Гранд Опера


скрыть заголовок

переключить заголовок

Тед Вашингтон/Хьюстон Гранд Опера

  • Сэмюэл Рэми …… Борис Годунов
  • Стефан Маргита ………… Григорий
  • Раймонд Ацето ………….. Пимен
  • Джозеф Эванс ….. Князь Шуйский
  • Роберт Помаков … Варлаам/Щелкалов
  • Джон Колбет …………………Святой Дурак
  • Тейлор Роули …………….Фёдор
  • Хайди Стобер . ………………….Ксения
  • Оркестр и хор Хьюстонской Гранд Опера
  • Туган Сохиев, дирижер

В опере Мусоргского есть пролог, за которым следуют четыре действия. Во многих современных постановках опускается весь третий акт вместе с частью четвертого, как это имеет место в постановке Houston Grand Opera.

В ПРОЛОГ , российские крестьяне подстрекаются полицией к требованию, чтобы Борис Годунов занял вакантный трон. Сначала Борис кажется неохотным, но соглашается взять на себя власть. Тем не менее, когда он признает аплодисменты толпы на своей коронации, он чувствует себя неловко.

На момент открытия ACT ONE прошло пять лет. Борис изо всех сил пытался править перед лицом голода и непопулярности. В темной монастырской келье старый монах по имени Пимен пишет историю России. Его послушник Григорий начинает расспрашивать о покойном князе Дмитрии. Пимен говорит ему, что Борис приказал убить мальчика, чтобы укрепить власть. Григорий также узнает, что он того же возраста, что и Дмитрий, если бы князь был жив.

Сцена меняется на таверну на литовской границе. Трактирщик встречает трех гостей: двух пьяных монахов, Варлаама и Мисаила, и Григория, переодетого и изображающего из себя Дмитрия. Григорий направляется в Польшу, чтобы поднять армию против Бориса. Когда прибывает полиция с ордером на его арест, Григорию едва удается сбежать.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ начинается с Бориса в его кабинете в царском дворце. Он утешает свою осиротевшую дочь Ксению, которая потеряла жениха, а затем присоединяется к своему сыну Федору на уроке географии, рассказывая ему о стране, которой он однажды будет править.

Затем Борис принимает своего советника, интригана Шуйского. Он рассказывает царю о формирующемся в Польше восстании, возглавляемом кем-то, выдающим себя за Дмитрия. Услышав это известие, и уже терзаемый угрызениями совести, Борис впадает в бред. В одном из самых ярких отрывков оперы, известном как «Сцена с часами», Борис галлюцинирует, видя ужасные видения убитого ребенка. В ужасе он падает, не подозревая, что Шуйский тайно наблюдает за ним.

АКТ ТРЕТИЙ — четвертый акт в оригинальной редакции оперы — открывается в Москве, у собора Василия Блаженного. Когда Борис выходит из церкви, он сталкивается с простаком или юродивым, которого дразнила и ограбила группа детей. Простак просит Бориса убить детей — так же, как он убил Дмитрия. Борис защищает невменяемого человека, а затем просит его молитв. Простак отказывается, говоря, что не может молиться за убийцу.

Финальная сцена происходит в дворцовом зале Кремля, где совет объявляет официальное осуждение Лжедмитрия. Входит Шуйский и выражает озабоченность душевным состоянием Бориса, а за ним следует сам царь, который явно встревожен. Затем Шуйский представляет монаха Пимена, который рассказывает им, что слепой пастух чудесным образом прозрел во время посещения гроба Дмитрия.

Борис не может больше терпеть и зовет сына. Он предупреждает Федора, чтобы он остерегался заговоров чиновников, и поручает ему защищать свою сестру Зению и русский народ. Под звон колоколов Борис умоляет Бога о пощаде и умирает.

Сообщение спонсора

Стать спонсором NPR

Борис Годунов (редакция 1869 г.) (Модест МУСОРГСКИЙ)

Мусоргский был во многом протосовременным композитором, которого даже друзья и поклонники ошибочно воспринимали как необузданный талант, остро нуждающийся в цивилизованном обучении. Была оценена сила его гения, но не меткость его выражения, пока Шостакович и другие не начали снимать блестящий позднеромантический лоск, наложенный на произведения Мусоргского — законченные и незаконченные — посмертными редакторами и оркестровщиками, такими как Римский-Корсаков.

Мусоргский вел бурную жизнь — его музыкальное образование было случайным, он часто переезжал и оставил незаконченными некоторые из своих самых важных произведений, когда умер от инфекции, вызванной алкоголизмом, в возрасте 42 лет. Как член Mighty Five, группа композиторов, посвятивших себя созданию русского музыкального голоса, Мусоргский принадлежит к музыкальным националистам конца 19 века. Он особенно преуспел как композитор драматической музыки для голоса, о чем свидетельствуют его оперы и песни.

Действительно, корпус песен Мусоргского и его опера Борис Годунов представляют собой два бесспорных шедевра композитора. Сюжет для величайшей русской оперы « Борис » был предложен Мусоргскому Никольским, специалистом по Александру Пушкину, величайшему поэту России. Именно пушкинскую нарочито шекспировскую трагедию « Борис Годунов » (1824-25) Мусоргский адаптировал для своего либретто.

В Модест Мусоргский и Борис Годунов , недавно вышедшей превосходной книги Кэрил Эмерсон и Роберта Олдани, мы читаем, что «зритель оперы, приближаясь к Борису Годунову , впервые сталкивается с текстовой проблемой, почти не имеющей себе равных в стандартном репертуаре». Мусоргский завершил свою первую версию « Борис » в 1869 году, но она была отклонена Дирекцией Императорских театров в 1871 году (в основном потому, что в ней отсутствовала какая-либо крупная женская роль), поэтому композитор приступил к доработкам. Новая редакция «Борис » (с добавлением любовного увлечения Самозванца) была закончена в 1872 г. и принята к постановке в Мариинском театре в 1874 г., где с 1874 по 1882 г. она была показана всего 26 раз.0009

Мусоргский умер в 1881 году. Сочтя произведение технически несовершенным, Римский-Корсаков с 1888 по 1906 год работал над исправлением и новой оркестровкой оперы своего старого друга. Именно в версии Римского с Федором Шаляпиным в главной роли « Борис Годунов » стал международным хитом. Сегодняшнее представление представляет собой оригинальную версию 1869 года.

Как и Пушкин, Мусоргский полагал, что Борис виновен в заказе убийства в 1591 году девятилетнего царевича Димитрия, одного из сыновей Ивана Грозного, чтобы расчистить путь для своего воцарения в 159 году.8. (Современные историки сомневаются в виновности Бориса.) Просвещенный, умный и благонамеренный царь Борис, тем не менее, постигла беда во время своего правления, которое сопровождалось голодом и политическими распрями. Он скоропостижно скончался в 1605 г., погрузив свою страну в печально известную «Смуту», из которой она вышла только в 1613 г., с избранием первого царя Романовых. Народная легенда гласила, что Годунов — российский Макбет — умер от горьких угрызений совести за убийство Дмитрия, и Бог заставил страдать за это всю Россию.

Первоначальная версия оперы была отлита в четырех частях (редакция была преобразована в пролог и четыре действия, третье полностью новое). Первая часть начинается массовкой во дворе московского монастыря. Полицейский и другие угрожают и уговаривают непонимающую толпу умолять Бориса принять трон, что они в конечном итоге и делают. Знаменитая «Сцена коронации» (сцена вторая) представляет торжествующего Бориса, выходящего на великолепную Соборную площадь внутри кремлевских стен. Соборные колокола звонко бьют, и народ прославляет своего нового царя, сравнивая его с лучезарным солнцем. Этот хор славы («Слава!») Положен на одну из немногих народных мелодий, которые появляются в опере; Впервые он был опубликован в 179 г.0, а позже использован Бетховеном во втором квартете «Разумовский» (соч. 59, № 2). Несмотря на празднества, самого Бориса охватывает дурное предчувствие. Его набожность и великодушие не могут успокоить его совесть, а карильоны служат только для того, чтобы вдолбить ужасную вину Годунова.

Часть II рассказывает о росте оппозиции Борису. Первая сцена происходит в келье Чудова монастыря. Старый солдат, ставший свидетелем убийства царевича, стал монахом (Пимен) и составляет летопись преступления, которую он рассказывает Григорию, своему послушнику. Когда Григорий обнаруживает, что он ровесник убитого царевича, он клянется притвориться воскресшим из мертвых царевичем и претендовать на престол. Во второй сцене Григорий прибыл в гостиницу недалеко от границы с Литвой, где надеется заручиться поддержкой своего дела. С ним два монаха, Варлаам и Мисаил, которым ничего не известно о его заговоре. Варлаам поет несколько песен, в том числе одну на мелодию, которую Мусоргский выучил у Римского-Корсакова. Приезжает полицейский патруль. Григорий сначала пытается убедить их, что это Варлаам является Претендентом на престол, и когда Варлаам раскрывает эту уловку, Григорию удается сбежать в окно.

В части III, действие которой происходит через шесть лет после коронации, мы видим Бориса в царских покоях Кремля, в кругу семьи, любящего отца, переживающего за дочь и сына. Однако в одиночестве Бориса все еще мучают угрызения совести, и в известном монологе он вспоминает бедствия семьи и государства, постигшие его во время его правления. Ближе к концу монолога вводится мотив, связанный с виной Бориса. Приезжает князь Шуйский с известиями о Самозванце и предупреждением, что суеверный народ может поддержать Самозванца. Он также уверяет Бориса, что видел труп убитого царевича, после чего Борис отсылает его. Отчаявшись теперь в своей вине, Борис галлюцинирует, что явился призрак убитого Дмитрия. Тема вины достигает страшной известности, и Борис, хотя и раскаивается, начинает сходить с ума.

Первая сцена Части IV параллельна начальной сцене, с непонимающей толпой, на этот раз на площади перед Собором Василия Блаженного, где Борис приказал произнести анафему Самозванцу. По пути со службы Бориса встречает Юродивый, который ставит перед ним дело об убийстве царевича. Когда Борис просит Юродивого помолиться за него, Юродивый отказывается.

«Смерть Бориса» (сцена II) — эмоциональная кульминация оперы. В сопровождении ряда уже знакомых тем Борис, еще больше напуганный лживым рассказом Пимена о чудотворении Самозванца и его здоровье, теперь разрушенном его совестью, пытается передать царство своему сыну, но его силы не удается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts