Василий печерский: Преподобномученик Васи́лий Печерский, иеромонах

Разное

Преподобномученик Васи́лий Печерский, иеромонах

Дни памяти

11 октября

 – Собор Киево-Печерских преподобных, в Ближних пещерах

24 августа

12 марта

 – Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов

Житие

Жития преподобномучеников Феодора и Василия Печерских

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ки Фе­о­дор и Ва­си­лий Пе­чер­ские под­ви­за­лись в ХI в. в Ближ­них пе­ще­рах Ки­е­ва. Свя­той Фе­о­дор роз­дал свое бо­гат­ство ни­щим, уда­лил­ся в мо­на­стырь и по­се­лил­ся в ва­ряж­ской пе­ще­ре, со­сед­ней с пе­ще­ра­ми пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия. Мно­го лет про­был он тут в стро­гом воз­дер­жа­нии. Ко­гда враг по­се­ял в нем скорбь о роз­дан­ном име­нии, свя­той Ва­си­лий уте­шал его: «Про­шу те­бя, брат Фе­о­дор, не те­ряй на­гра­ды; ес­ли хо­чешь име­ния, возь­ми все, что есть у ме­ня». Пре­по­доб­ный Фе­о­дор рас­ка­ял­ся и сер­деч­но по­лю­бил пре­по­доб­но­го Ва­си­лия, вме­сте с ко­то­рым жил в кел­лии. Од­на­жды пре­по­доб­ный Ва­си­лий в те­че­ние трех ме­ся­цев нес по­слу­ша­ние вне мо­на­сты­ря. Бес, при­няв его об­лик, явил­ся к пре­по­доб­но­му Фе­о­до­ру и ука­зал со­кро­ви­ща, ко­гда-то со­кры­тые в пе­ще­ре раз­бой­ни­ка­ми. Инок хо­тел уже вый­ти из мо­на­сты­ря, чтобы ку­пить име­ние и жить в ми­ру. Но ко­гда вер­нул­ся пре­по­доб­ный Ва­си­лий, бе­сов­ский об­ман рас­крыл­ся. С тех пор пре­по­доб­ный Фе­о­дор стал вни­ма­тель­нее к се­бе. Чтобы в празд­но­сти не увле­кать­ся по­мыс­ла­ми, он по­ста­вил у се­бя жер­нов и по но­чам пе­ре­ма­лы­вал зер­но. Так дол­ги­ми и усерд­ны­ми по­дви­га­ми он осво­бо­дил­ся от стра­сти среб­ро­лю­бия.

До кня­зя Мсти­сла­ва Свя­то­пол­ко­ви­ча до­шел слух, что инок Фе­о­дор на­шел мно­го со­кро­вищ в пе­ще­ре. Он вы­звал к се­бе пре­по­доб­но­го и ве­лел ука­зать ме­сто, где спря­та­ны цен­но­сти. Свя­той Фе­о­дор от­ве­тил кня­зю, что и в са­мом де­ле он ви­дел в пе­ще­ре мно­го зо­ло­та и со­су­дов, но от со­блаз­на он вме­сте с ино­ком Ва­си­ли­ем за­рыл их, а Бог от­нял у него па­мять, где оно со­кры­то. Не по­ве­рив свя­то­му, князь при­ка­зал за­му­чить его до смер­ти. Свя­то­го Фе­о­до­ра из­би­ли так, что вся вла­ся­ни­ца его бы­ла смо­че­на в кро­ви, за­тем его по­ве­си­ли вниз го­ло­вой, раз­ло­жив под ним ко­стер. В пья­ном со­сто­я­нии князь по­ве­лел ис­тя­зать и свя­то­го Ва­си­лия, а за­тем сам убил его стре­лой. Уми­рая, пре­по­доб­но­му­че­ник Ва­си­лий бро­сил стре­лу к но­гам кня­зя Мсти­сла­ва и пред­ска­зал, что ско­ро он сам бу­дет смер­тель­но уязв­лен ею. Про­ро­че­ство ис­пол­ни­лось: 15 июля 1099 го­да на стене Вла­ди­мир­ской кре­по­сти князь Мсти­слав во вре­мя меж­до­усоб­ной вой­ны с Да­ви­дом Иго­ре­ви­чем был неожи­дан­но сквозь от­вер­стие дос­ки по­ра­жен стре­лой в грудь и в сле­ду­ю­щую ночь скон­чал­ся. Узнав свою стре­лу, князь ска­зал: «Уми­раю за пре­по­доб­но­му­че­ни­ков Ва­си­лия и Фе­о­до­ра».

См. так­же: «Жи­тие пре­по­доб­ных отец на­ших Фе­о­до­ра и Ва­си­лия, ино­ков Ки­е­во-Пе­чер­ских» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Развернуть

Случайный тест

Преподобномученик Василий Печерский, иеромонах. | prihod-znamenie.ru

Среди черноризцев Печерского монастыря был некто Василий, один из наиболее добродетельных по жизни. Желая извлечь преподобного Феодора из рва отчаяния и утешить его, он сказал ему:

 

– Молю тебя, брат Феодор, не губи награды своей, но если ты сожалеешь об имении, розданном нищим, то я постараюсь возвратить его тебе в том же количестве: ты только скажи пред Господом, чтобы твоя милостыня вменилась мне, и тотчас избавишься от скорби и снова приобретешь через меня свое имение. Впрочем, смотри, попустит ли это Господь: в Константинополе также некто сожалел о золоте, розданном нищим, и вменил пред Богом милостыню другому, взяв с него деньги, равные розданным; когда он сказал: «Не я, Господи, сотворил милостыню, но она есть дело сего», то тотчас упал среди церкви и умер, потеряв таким образом и золото, и жизнь.

 

Выслушав это, блаженный Феодор образумился и начал оплакивать свое падение, ублажая брата, исцелившего его от столь опасной душевной болезни. О таких людях сказал Господь: «если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста» (Иер.15:19). С этого времени между Феодором и Василием еще более усилилась любовь друг к другу. С тех пор преподобный Феодор неустанно преуспевал в заповедях Божиих, стараясь совершать всё необходимое для праведной, богоугодной, святой и непорочной жизни. Диавол же подвергся великому посрамлению, не будучи в состоянии окончательно прельстить преподобного Феодора сребролюбием. Он опять вооружился на преподобного, строя новые козни, чтобы возбудить в нем страсть любостяжания. Однажды игумен послал преподобного Василия из монастыря на некоторое послушание, исполнение которого заняло у него три месяца: считая это время удобным для своих козней, диавол, приняв образ Василия, пришел в пещеру к преподобному Феодору как будто для душеспасительной беседы.

 

– Как ты, – говорил он, – преуспеваешь в добродетельной жизни? Прекратилась ли у тебя борьба с искушениями бесовскими или всё еще продолжается, возбуждая в тебе любостяжание чрез воспоминание о имении, розданном нищим?

 

Преподобный Феодор, не узнав беса и полагая, что с ним говорит брат Василий, отвечал:

 

– По твоим, отче, молитвам я с успехом выдерживаю борьбу с диаволом и не слушаю возбуждаемых им мыслей, и теперь, что ты мне прикажешь, я охотно исполню, повинуясь тебе: в твоих наставлениях я нашел великую пользу для моей души.

 

Мнимый же брат, не слыша из уст преподобного Феодора имени Божия, приобрел еще большую смелость:

 

– Я даю тебе, – сказал он, – новый совет: исполнив его, ты найдешь покой и скоро получишь от Бога вознаграждение в размере розданного тобою имения: проси у Господа Бога, чтобы Он послал тебе множество золота и серебра, и не позволяй никому входить к тебе в пещеру и сам не выходи из нее.

 

Преподобный Феодор обещал всё это исполнить. Тогда оставил его полный злых ухищрение диавол; незаметно внушая преподобному мысль о приобретении сокровищ, он побуждал его молиться об этом. Блаженный Феодор молил Господа послать ему сокровище, которое он обещался всё раздать нищим. После молитвы он уснул и увидел во сне беса, который, приняв вид светлого Ангела, указывал ему на сокровище в пещере. Это видение было не один, а много раз. Спустя некоторое время преподобный Феодор пришел на указанное ему в сновидении место; начав копать, он действительно нашел здесь сокровище, состоящее из золота, серебра и ценных сосудов. После этого бес под видом Василия опять пришел к нему и сказал:

 

– Где данное тебе сокровище? Явившийся тебе Ангел открыл и мне, что по своим молитвам ты получил множество золота и серебра.

 

Блаженный Феодор не захотел показать ему сокровища. И тотчас коварный бес начал явно советовать ему, влагая и тайные помыслы, взять сокровище и удалиться с ним в другую страну. Сначала он сказал преподобному:

 

– Не говорил ли я, брат Феодор, что ты вскоре получишь от Бога вознаграждение за розданное тобою имение, ибо Он Сам сказал: «всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19:29), и вот теперь в руках твоих богатство; делай с ним что хочешь!

 

– Я затем просил его у Бога, – отвечал преподобный, – чтобы всё дарованное мне раздать нищим, и думаю, что для этого именно оно и ниспослано мне.

 

– Смотри, брат Феодор, – возразил враг, – не причинил бы диавол опять тебе скорби через это раздаяние, как прежде; сокровище дано тебе, как замена розданного тобою, и я даю тебе совет: возьми его и иди в другое место, а там приобрети себе землю; и в том месте можешь спастись и избежать бесовских козней. Когда же придет время смерти, то никто не запретит тебе раздать имущество, кому захочешь, и по тебе через это сохранится благодарная память.

 

Преподобный Феодор отвечал:

 

– Мне стыдно, что я, оставя мир с его благами и обещавшись окончить жизнь в этой пещере, сделаюсь беглецом и мирским человеком.

 

– Ты не можешь, – убеждал его диавол, – скрыть здесь сокровища: об нем узнают и тогда возьмут его от тебя. Лучше послушайся меня и исполни скорее, что я посоветую тебе: если бы Богу не было угодно, чтобы ты обладал имуществом, то Он не послал бы тебе сокровища и не известил бы меня, чтобы я тебя наставил.

 

Тогда блаженный Феодор, поверив бесу как брату, начал тайно приготовлять повозки и сосуды, в которые бы мог поместить сокровища, чтобы с ними выйти из пещеры и отправиться, куда бы повел его диавол, хотевший хитростью своею удалить святого от места преподобных Антония и Феодосия, от Пресвятой Богородицы и, главным образом, от Бога. Но человеколюбивый Господь, «Который хочет, чтобы все люди спаслись» (1Тим.2:4), спас по молитвам своих преподобных и раба своего Феодора.

 

В это время возвратился из путешествия преподобный Василий, ранее избавивший блаженного Феодора от злых помышлений. Желая повидаться с ним, он пришел к нему в пещеру, говоря:

 

– Как ты проводишь теперь, брат Феодор, жизнь свою по Боге? Давно я тебя не видал.

 

Преподобный Феодор удивился такому приветствию и сказал:

 

– Что это ты говоришь, что долгое время не видел меня? Вчера, третьего дня и раньше ты постоянно приходил ко мне, поучая меня, и вот я теперь, отправляюсь, как ты мне велел.

 

В свою очередь преподобный Василий еще более удивился такому ответу:

 

– Скажи мне, – спросил он, – что значат твои слова, будто я вчера, третьего дня и раньше постоянно приходил к тебе, наставляя тебя? И куда ты идешь? Я только сегодня возвратился с дороги и ничего не знаю: быть может, тебя искушал диавол? Молю тебя, ради Бога, не скрывайся от меня.

 

Преподобный Феодор с гневом сказал ему:

 

– Что ты искушаешь меня? Зачем смущаешь душу мою, говоря в одно время так, а в другое иначе? Чему я должен верить?

 

Выразив так ему свою досаду, он прогнал его от себя.

 

Выслушав это, преподобный Василий удалился в монастырь А бес снова пришел в образе Василия к преподобному Феодору:

 

– Потерял я, окаянный, ум, – сказал он, – говоря тебе то, что не следует; поэтому я не помню поношения, нанесенного мне тобою, и повторяю тебе опять: в эту же ночь иди скорее отсюда, захватив свое сокровище.

 

С этими словами он удалился.

 

Преподобный же Василий, взяв с собою некоторых старцев, опять пришел к Феодору:

 

– Бог свидетель, – обратился он к нему, – что прошло три месяца, как я не видел тебя: я был отослан игуменом по монастырским делам; сегодня третий день как я возвратился, а ты, едва только я вошел к тебе, сказал мне, что за всё время моего отсутствия я постоянно приходил к тебе. Думаю, что к тебе приходил в моем образе бес; если хочешь убедиться, сделай так: не позволяй никому из пришедших к тебе начинать беседы с тобою, прежде чем он не сотворит молитвы Иисусовой: если вошедший не захочет, тогда узнаешь, что он есть бес.

 

После этого преподобный Василий сотворил молитву запрещения, призывая на помощь святых, и, наставив Феодора, ушел в монастырь в свою келлию. Бес не дерзнул снова явиться преподобному Феодору, и для него стало явно коварство обольстителя. С той поры он заставлял каждого приходящего к нему прежде всего сотворить молитву Иисусову и потом уже беседовал с ним. Так преподобный Феодор победил врага и избавился при помощи Божией от уст льва, ищущего добычи (ср. 1Пет.5:8). Подобное избавление Господь оказывал и оказывает многим избранникам Своим, скитающимся в пустынях и пропастях, безмолвствующим наедине в затворах: им нужна великая нравственная сила и Божия помощь, чтобы их во время борьбы не победил и не поглотил зверь душегубитель.

 

Будучи избавлен от рва погибели, преподобный Феодор стал заботиться о том, чтобы впал в яму сам враг рода человеческого: прежде всего он закопал глубоко в землю найденное им сокровище, едва не приведшее его к отпадению от Бога; в то же время преподобный Феодор непрестанно молил Господа, чтобы Он даровал ему забвение места, где зарыто сокровище, и отнял от него страсть любостяжания. Господь услышал молитву раба Своего: преподобный Феодор совершенно забыл, где было скрыто им сокровище, и никогда не думал о приобретении богатств; золото и серебро для него стали не дороже грязи.

 

Затем, чтобы не пребывать в праздности, которая порождает леность, а с нею и беспечность, чем диавол снова мог воспользоваться для своих искушений, преподобный Феодор возложил на себя великий труд: он поставил в своей пещере жернова и начал работать на братию, причем не только сам молол жито, но сам и приносил его из монастыря; ночь он проводил почти без сна, посвящая большую часть ее молитве и работе на ручных жерновах, а днем относил муку и снова приносил жито. Своими трудами преподобный в течение многих лет немало облегчал монастырских рабов, не стыдясь разделять их труд.

 

Однажды монастырский келарь, увидев, какой тяжелый и мучительный подвиг возложил на себя преподобный Феодор, пришел в умиление: когда было привезено из монастырских сел жито, он отправил пять возов его к преподобному, чтобы он избавил себя от лишнего труда, – не ходил за ним в монастырь. Преподобный Феодор, высыпав жито, принялся за работу, поя псалмы. Утомившись, он хотел немного отдохнуть, вдруг раздался как бы удар грома, и жернова начали сами молоть. Уразумев козни диавола, преподобный Феодор поднялся и начал усердно молиться, после чего сказал громким голосом:

 

– Господь запрещает тебе, лукавый бес!

 

Но бес не переставал молоть на жерновах. Тогда преподобный снова сказал:

 

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа, свергшего тебя с небес и давшего во власть угодников Своих, я, грешный, повелеваю тебе не оставлять работы, пока не перемелешь всё жито: потрудись и ты на святую братию.

 

Сказав это, он продолжал молитву: бес же не посмел ослушаться и в одну ночь измолол всё жито. Утром преподобный Феодор дал знать келарю, чтобы тот прислал за мукою. Келарь удивился столь необычайному делу, как можно было смолоть в одну ночь пять возов, и сам отправился в пещеру, чтобы вывезти из нее муку, причем совершилось другое чудо: от этого же жита получилось еще пять возов муки. Так сбылось здесь, в сейчас рассказанном событии из жизни преподобного Феодора, слово апостолов, некогда говоривших Иисусу Христу: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лк.10:17), а также и обетование Самого Слова Божия: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» (Лк.10:19). Лукавые бесы хотели устрашить преподобного Феодора и заставить его повиноваться себе, как прежде, во время его прельщения, но вместо этого сами наложили на себя узы рабства, так что принуждены были возопить:

 

– Мы не будем более появляться здесь.

 

Преподобные Феодор и Василий установили между собою благочестивый обычай никогда не утаивать своих мыслей, но обоим обсуждать их вместе, чтобы видеть, насколько они богоугодны. По обоюдном совещании Василий удалился безмолвствовать в пещеру, а преподобный Феодор, как достигший уже старости, вышел из нее с тем, чтобы поселиться в древнем монастыре.

 

В это время монастырь был сожжен. Деревья на устройство церкви и келлий, пригнанные плотами по Днепру, лежали на берегу, и наняты были работники, чтобы ввести их в гору, но преподобный Феодор, желая сам поставить себе келлию, начал на себе носить бревна с берега на гору, не дозволяя никому работать за него. Лживые бесы, забыв свое, вынужденное подневольное работой обещание никогда не приближаться к преподобному, снова начали свои козни: все бревна, какие с великим трудом блаженный Феодор вносил за день на гору, бесы ночью сбрасывали вниз, желая через это добиться его удаления. Поняв козни бесов, преподобный сказал им:

 

– Именем Господа нашего Иисуса Христа, повелевшего вам войти в свиней (Мф.8:32), я, грешный раб Его, повелеваю вам все бревна с берега перенести на гору, чтобы братия, работающая Богу, не отрывалась от своего труда и могла без ваших козней выстроить храм Пресвятой Богородице и келлии себе; тогда узнаете, что Господь присутствует на этом месте.

 

В ту же ночь бесы перенесли с берега на гору все бревна, предназначенные для постройки монастыря. Когда утром на берег приехали нанятые для перевозки, то не нашли ни одного бревна; поглядев по сторонам, они увидели, что бревна уже находятся на горе и не свалены в кучу, а разложены в порядке: особо – предназначенные для крыши, особо – для пола и особо – длинные, чрезвычайно тяжелые балки. Всё это как дело, превышающее человеческие силы, возбуждало удивление. Так прославился Господь чрез угодников своих Феодора и советника его Василия; ради их подвигов Господь явил это чудо. Но эти сродные по духу рабы Божии не гордились, видя повиновение себе бесов, следуя наставлению Христа: «не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк.10:20). Бесы же, столь явно обличенные в своих кознях святыми Феодором и Василием, не могли стерпеть своего поношения, – они, когда-то пользовавшиеся, как боги, почитанием и поклонением от язычников, теперь должны были переносить от верных угодников Божиих презрение, унижение и бесчестие, должны были, как рабы купленные, трудиться для них, то меля жито, то таская бревна, и к тому же, повинуясь запрещению тех же святых, они должны были удаляться от людей. Поэтому-то во время переноски бревен они и вопили, как слышали некоторые:

 

– О, злые и лютые враги наши Феодор и Василий! Мы не перестанем бороться с вами, пока не предадим вас смерти!

 

С этого времени лукавые бесы, – не зная, что послужат к еще большему прославлению преподобных, – начали всеми способами возбуждать злых людей на святых Феодора и Василия. Тотчас же по чудесном перенесении бревен нанятые для перевозки рабочие подняли возмущение:

 

– Давай нам, – говорили они блаженному Феодору, – нашу плату: мы не хотим знать, какими хитростями ты вместе с Василием перенес бревна, когда мы готовы были их перенести.

 

К тому же присудил и недобросовестный судья, будучи подкуплен золотом: не помня угрозы Господа, что судящий неправедно сам будет осужден, он не побоялся сказать преподобному Феодору:

 

– Пусть помогут тебе платить те бесы, которые помогли перевозить.

 

Великую скорбь доставило это новое искушение диавола нестяжателю Феодору и советнику его Василию. Не достигши смерти преподобных, диавол, вспоминая свою первую победу над блаженным Феодором, воздвиг опять смертоносную бурю. Приняв образ преподобного Василия, безмолвствовавшего в то время в Варяжской пещере, он пришел к одному из ближайших к князю бояр; это был человек жестокий, нечестивый, лично знавший преподобного Василия.

 

– Феодор, живший до меня в пещере, – сказал ему искуситель, – нашел большое сокровище, состоящее из золота, серебра и ценных сосудов, и хотел было бежать с ним, да я удержал его; теперь он притворяется юродивым и имеет сношения с бесами, которым приказывает то молоть жито, то носить бревна на гору с берега; при всем этом он тщательно скрывает найденные им богатства, чтобы удалиться с ним куда-нибудь тайно от меня, когда настанет для этого более благоприятное время; в последнем случае князю, конечно, ничего не достанется.

 

Услышав это, боярин повел мнимого Василия к князю Мстиславу Святополковичу. Бес рассказал и ему то же самое, присоединив еще следующий совет:

 

– Схватите его как можно скорее, пока не сбежал, и тогда получите сокровище; если он не захочет расстаться с ним добровольно, прибегните к побоям; но если и после них не согласится отдать, то подвергните его, не жалея, пытке и позовите меня: я пред всеми уличу его и укажу самое место, где спрятано сокровище.

 

Обольстив таким образом князя, бес скрылся.

 

На другое утро князь, точно собравшись на охоту или против неприятеля, в сопровождении множества воинов поехал в монастырь; взяв преподобного Феодора, он привел его к себе в дом и стал сначала с ласкою спрашивать его:

 

– Скажи мне, отче, правда ли ты, как я слышал, нашел сокровище?

 

– Да, – отвечал преподобный, – я действительно нашел его, и оно спрятано теперь в пещере.

 

– Не известно ли, – снова спросил князь, – кто именно спрятал его и как много в нем золота, серебра и сосудов?

 

– Еще при жизни отца нашего Антония, – сказал блаженный Феодор, – говорили о сокровище, спрятанном варягом в этой пещере, отчего она и до сих пор называется Варяжской; я видел его; оно состоит из множества золота, серебра и сосудов, только латинских.

 

– Почему же ты, отче, не отдашь его мне? – спросил князь. – Я разделю его с тобою, ты возьми сколько тебе будет нужно, и за это ты станешь вместо отца как мне, так и моему отцу (последний в это время находился в Турове).

 

Преподобный Феодор сказал на это:

 

– Я бы ничего не потребовал бы себе из того, что мне не принесет никакой пользы, всё бы отдал вам: на вас лежат такие заботы, от которых я совершенно свободен, но Господь отнял у меня всякую память о том месте, где мною зарыто сокровище.

 

Тогда князь в гневе приказал слугам:

 

– Скуйте этого монаха по рукам и ногам и не давайте ему даже через три дня хлеба и воды: он не дорожит моими милостями.

 

После того, как преподобный Феодор был закован, его снова спросили, куда он спрятал сокровище?

 

Преподобный Феодор отвечал на это то же, что и ранее:

 

– Я сказал уже, что не знаю, где оно находится.

 

После этого ответа князь велел его бить, так что власяница, бывшая на преподобном, омочилась кровью; потом, по приказанию того же князя, его повесили в сильном дыму и, привязав сзади, развели под ним огонь. Многие дивились терпению преподобного Феодора: он пребывал среди пламени точно среди росы; огонь не коснулся даже власяницы. Один из видевших это рассказал князю; последний, придя в ужас, опять стал увещевать старца:

 

– Зачем ты губишь себя, не открывая сокровища, которое должно быть наше?

 

– Я тебе истину говорю, что по молитвам брата моего Василия был избавлен от сребролюбия, когда нашел сокровище, и теперь, – снова повторяю, – Господь отнял у меня память, где оно зарыто, – отвечал преподобный Феодор.

 

Выслушав этот ответ, князь тотчас послал за блаженным Василием, которого привели силою, так как он не хотел выходить из пещеры.

 

– Всё, что ты советовал мне сделать с этим злым старцем, – обратился князь к преподобному Василию, – я сделал и ничего не достиг, и призываю во свидетели тебя, которого желаю иметь вместо отца.

 

– Что же я тебе советовал? – спросил в недоумении преподобный Василий.

 

– Он, несмотря на мучения, не хочет открыть, где спрятано им сокровище, которое, как ты сообщил мне, было им найдено, – отвечал ему князь.

 

– Узнаю козни лукавого беса, – сказал преподобный Василий, – прельстившего тебя, оболгавшего меня и сего честного мужа: вот уже пятнадцать лет, как я не выхожу из пещеры.

 

– Ты при всех нас говорил князю, – возразили присутствовавшие при разговоре беса с князем.

 

– Вас всех прельстил бес, – отвечал преподобный, – я не видел ни вас, ни князя.

 

Разгневанный князь приказал и его, как преподобного Феодора, подвергнуть жестокой пытке. Не вынося обличения и придя в сильнейшую ярость, от опьянения перешедшую в буйство, он взял стрелу и ранил блаженного Василия. Извлекши стрелу из своего тела, преподобный бросил ее князю со словами:

 

– Этою стрелой скоро сам будешь ранен, – что и сбылось по пророчеству святого.

 

После этого князь велел заключить преподобных, еле живых уже от мучений, в отдельную темницу, чтобы утром подвергнуть их новым, более жестоким пыткам. В ту же ночь оба преподобных отошли ко Господу (в 1098 г.). Господь вывел их души из темницы для прославления Его всесвятого имени в присносущем свете. Узнав об их смерти, пришли братия и, взяв тела святых страдальцев, с честью погребли их в Варяжской пещере, где они проводили свою, полную богоугодных подвигов, жизнь. Впоследствии они были перенесены в пещеру преподобного Антония, где и доныне лежат нетленны в окровавленных одеждах и власяницах, тоже не подвергшихся тлению.

 

Спустя немного времени после их блаженной кончины сбылось пророчество преподобного Василия: князь Мстислав Святополкович был ранен стрелою во время битвы с князем Давидом Игоревичем в городе Владимире; узнав стрелу свою, которою ранил преподобного Василия, он сказал:

 

– Вот я умираю, наказываемый за преподобных Феодора и Василия.

 

Так злой убийца был наказан за свое преступление; преподобные же страдальцы, как победители диавола, побеждающего сребролюбием, увенчаны не тленным серебром и золотом, но вечною славою и честию: они получили венец от драгоценного Камня – Христа, Ему же честь и слава с Богом Отцом и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

МОЛИТВЫ

 

Тропарь Феодору и Василию Печерским, в Ближних пещерах

Союзом любве связавшеся, преподобнии, / всяк союз козней вражиих попрасте, / страдание же и смерть неповинне / от сребролюбиваго князя претерпесте добле, / тем молим вас, вкупе поживших / и венцы мучения приемших, / молитеся Господеви о нас, / яко да во мнозей любви, вере и надежди добре поживше, / всегда ублажаем вас, / Феодоре и Василие добропобеднии.

Странная одержимость России Собибором

Новый российский фильм Собиб r выходит на экраны российских кинотеатров и европейских столиц. Высокобюджетный, широко разрекламированный фильм рассказывает историю побега узника из нацистского лагеря смерти Собибор в октябре 1943 года. Побег, уникальное событие Холокоста, был организован Александром Печерским, еврейским офицером Красной в лагере.

До сих пор скудный вклад России в создание фильмов о Холокосте сделал бы этот новый фильм достойным внимания. Но что особенно примечательно, так это поддержка, которую фильм получил на высших уровнях российского правительства. Идея фильма принадлежит министру культуры РФ Владимиру Мединскому, министерство которого финансировало его производство. Кремль включил просмотр фильма в повестку встречи президента Путина и премьер-министра Израиля Нетаньяху в Москве в январе. В апреле Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации Государственной Думы, организовала совместный просмотр и обсуждение по видеомосту со своим коллегой в израильском Кнессете. Константин Косачев, председатель думского комитета по международным отношениям, также принял участие.

Такой уровень внимания официальной Москвы к теме Холокоста весьма необычен. В советское время Москва изо всех сил старалась запутать особые преследова- ния российских еврейских граждан во время войны. Архивы были закрыты. В обширном творчестве советских фильмов о «Великой Отечественной войне» есть лишь несколько художественных фильмов, посвященных геноциду евреев, и ни один из них не оставил следа в народной памяти. После 1991 года стипендия несколько выросла; однако по состоянию на 2017 год только одна российская докторская диссертация рассматривала Холокост как непосредственную тему. [i] Всего пару лет назад российские историки говорили мне, что они не могут вызвать официальный интерес к этой теме.

Однако Собибор вызвал перемены. Россия сегодня, похоже, борется за право быть хранителем памяти об этом единственном событии Холокоста. Насколько это важно для России, стало очевидно летом 2017 года, когда участники международного проекта по реконструкции мемориала Собибора дали отпор попыткам России присоединиться к проекту. В ответ МИД России вызвал послов четырех стран, работающих над проектом, для жесткого разговора, назвав решение об исключении России «неэтичным с точки зрения исторической правды».

Несколько недель спустя Собибор был в повестке дня саммита Путина и Нетаньяху в Сочи. На фоне жестких дискуссий по вопросам безопасности об ИГИЛ, Сирии и Иране — вопросах, имеющих экзистенциальное значение для Израиля, — Нетаньяху заверил своего коллегу, что израильтяне никогда не устанут провозглашать роль, которую Россия и Красная Армия сыграли в освобождении мира от нацизма. Когда два лидера снова встретились в Москве в январе 2018 года, Собибор снова стал частью их обсуждения: помимо просмотра фильма они посетили открытие специальной выставки, посвященной восстанию в Собиборе.

История Собибора должна понравиться российскому официальному руководству, потому что оно идеально вписывается в его политику исторической памяти и государственную идеологию, рассматривающую победу во Второй мировой войне как главное событие легитимации у себя дома. На международном уровне Кремль усердно работает над созданием образа России как освободительницы Европы от нацизма. В этом нарративе бойцы Красной Армии как освободители занимают почетное место. Восстание в Собиборе полностью поддерживает этот нарратив, рядом с освобождением Освенцима (что Москва также традиционно не выделяет). Матвиенко лучше всего сформулировала тезисы этой кампании в своих замечаниях, сделанных после совместного просмотра Думой и Кнессетом, о том, что Россия не потерпит «искажений и фальсификаций» истории в отношении Второй мировой войны, и позиционировала Россию как сторонника священная историческая правда.

Собибор Очевидно, фильм призван сыграть ключевую роль в этой более широкой кампании. Тем не менее, если отбросить тяжелую идеологическую нагрузку, которая была на него возложена, фильм, несомненно, имеет самостоятельную ценность. Уровень знаний о Холокосте в России остается крайне низким. Ведущий популярного российского телешоу недавно попросил зрителей поднять руки, если они знают, что такое Собибор. Лишь немногие сделали это. Он признал, что он, как и многие из его хорошо образованных друзей, были точно так же неосведомлены.

Учитывая масштабные маркетинговые усилия, спонсируемые государством для Собибор , может ли фильм вызвать интерес к более широкой теме Холокоста? Несмотря на некоторую критику со стороны историков, фильм является искренним и серьезным усилием со стороны его режиссера Константина Хабенского. Среди его достоинств — восстановление исторической справедливости Александра Печерского. Героический поступок Печерского никогда при жизни не был признан страной, которой он так самоотверженно служил, — как раз наоборот. В 19В 48 году он был арестован за антисемитскую кампанию «безродных космополитов». Ему не давали показаний на ряде громких международных процессов над нацистскими преступниками. Ему запретили присутствовать на премьере британского фильма Побег из Собиба r в 1987 году. Умер в 1990 году в родном городе Ростове-на-Дону, о котором помнит лишь узкий круг собиборовских товарищей. , к тому времени разъехавшихся по земному шару, и изучающих историю Холокоста. Он заслуживает того, чтобы его имя стало нарицательным в России, чего вполне может добиться фильм.

Акция московского Собибора продолжается. Специальные показы фильма проходят по всему миру. Президент Путин пригласил потомков Собиборского восстания присоединиться к нему в Москве на праздновании Дня Победы 9 мая. Несомненно, в преддверии 75-летия восстания в октябре будет развернуто больше мероприятий.

Вопрос в том, что происходит после этого? Сделает ли Кремль больше для стимулирования дальнейшего изучения Холокоста или откажется от этой темы, когда она изживет свою ценность? Если это серьезно, то Россия должна, наконец, стать членом Международного альянса памяти жертв Холокоста. Он также должен открыть свои все еще закрытые архивы.

И он должен помочь своим гражданам узнать о событиях Холокоста, которые происходили ближе к дому. Мало кто в России понимает, что 2,7 миллиона из 6 миллионов убитых были советскими еврейскими гражданами, убитыми на оккупированных нацистами советских территориях, включая собственно Россию, в основном пулями. С этой частью Холокоста России гораздо сложнее справиться. В нем поднимаются сложные вопросы о местном сотрудничестве советских граждан (включая этнических русских), политике эвакуации во время войны, в результате которой евреи оставались беззащитными перед лицом приближающейся катастрофы, и о долгом послевоенном молчании.

И это наводит на мысль. Почему бы, например, не вложить часть государственных средств в фильм о Холокосте в России? Достойным сюжетом для такого фильма было бы убийство 27 000 евреев в Змиевской балке, овраге за пределами родного города Печерского Ростова-на-Дону. Убийства там, одно из крупнейших массовых убийств за весь Холокост, были совершены немцами с помощью русских коллаборационистов. Обращая взор камеры на собственную историю России, Кремль мог бы также почтить память героя, которого он так недавно принял близко к сердцу.

[i] Кирилл Феферман, «Изучать Россию или Советский Союз? Исследования Холокоста в современной России», Dapim: Исследования Холокоста 31, вып. 2 (2017): 165–17.

«Православие имеет авторитет во Франции». Интервью с игуменом Василием (Паскье) / Православие.Com

9 Французский монах на земле Чувашии0061

— Отец Василий, первый вопрос, который приходит на ум при встрече с вами, это как вы, Пьер Паскье, человек исключительно французского происхождения, стали православным христианином, и не просто мирянином, а монахом и священником, очутился в России, и не просто в России, а на «захолустье», в маленьком чувашском городке Алатырь? Как это случилось?

—         Ответ прост – на то была воля Божья. Когда я выбрал путь Православия, когда стал монахом, я отдал себя Богу. Приступая к такому ‘ приключение ’ занесло меня в глубь России, в Чувашию.

—         Вы стали православным христианином до того, как впервые оказались в России, или наоборот?

—         Мне не нравится это выражение, «стать православным», я думаю, что я уже давно православный христианин. Когда мой нынешний надзирающий архиепископ митрополит Варнава впервые встретился со мной в 1993 году (тогда я был греко-католическим монахом) и мог наблюдать, как мы жили и как мы смотрели на мир, он сказал мне: отец Василий (у меня уже было это имя как монах, Базиль по-французски), вы — это православных. И около 15 лет я ждал завершения своего союза с Православной Церковью. Это были 15 лет страданий, потому что я всем сердцем любил Православие, но не мог причащаться с православными верующими у Гроба Господня в Иерусалиме…

— Вы были монахом в Иерусалиме?

—         Да, я был монахом в Иерусалиме, возле Гроба Господня, где находится родина Иоанна Крестителя. И Иоанно-Предтеченский монастырь, где, по преданию, есть пещера, где он провел первые годы своей жизни со своей матерью Елизаветой. Там же она умерла, и ее могила находится в монастыре. Это недалеко от Эйн-Карема и русского Горненского женского монастыря. Своей любовью настоятельница Горненского монастыря Георгия оказала огромное влияние на мое решение. Я разговаривал с ней почти каждую неделю. В субботу вечером я стоял там, молился с ними и плакал, потому что не мог с ними причаститься. И мне пришлось ждать этого момента 15 лет.

Потом я познакомился с митрополитом Варнавой, архимандритом Гурием и отцом Гермогеном, и эти встречи очень повлияли на мое решение. Когда я услышал их искренние слова и почувствовал их поддержку, я уже не сомневался, что должен принять решение. Я сделал это в 1993 году, когда ушел из греко-католического монастыря и вернулся на родину. Тогда же я написал свое первое письмо Патриарху Алексию.

— А где твоя родина?

Франция, город Шоле. Это небольшой городок на западе Франции, где я родился, а моя семья происходит из Ванди. Это известный французский регион, известный своим роялистским духом и выступавший против революции.

— Как вы оказались в Москве?

—         Когда я ждал ответа, мне позвонили из Москвы, говорили по-французски, но с акцентом, и спросили, действительно ли я собираюсь приехать в Москву и принять Православие. Для меня это было неожиданно, но я, конечно, сказал, что да, это правда, и попросил их помочь мне с приглашением, потому что без него я не могу получить визу. Люди, которые мне звонили, принадлежали к Сретенскому приходу. Я мало что о них знал — это была, как их здесь называли, «экспериментальная» община. Потом я получил приглашение и приехал сюда. Меня встретил отец Георгий, который, конечно, хорошо меня принял, но мне стало не по себе на душе, я почувствовал, что это не совсем то, чего я ожидал. Мне предложили причаститься… На следующий день на службе я понял, что это не то, что я искал. Говорят, это было какое-то движение, какое-то обновление… но я не имею права их судить, я просто чувствовал себя там не в своей тарелке. А родственники моих друзей, жившие здесь и с которыми я ранее встречалась в Иерусалиме, понимали сложность моего положения и старались помочь мне найти другой приход.

—         Так я оказался на приходе отца Александра Шергунова. Мне было комфортно с отцом Александром, тем более что он говорит по-французски, что для меня было большим облегчением в то время, когда я совсем не говорил по-русски. Отец Александр сразу же направил меня к епископу Арсинию, в Патриархию, и я написал там свое второе прошение. Ответ пришел в начале марта 1994 года, когда начался Великий пост.

Итак, в первую неделю Великого поста, во вторник, меня пригласили в Свято-Данилов монастырь, где через особый обряд я стал православным христианином. На следующий день была Литургия Преждеосвященных Даров, и я причастился. Конечно, это было незабываемо и очень утешительно для меня, потому что я так долго чувствовал себя полностью православным христианином. Вторая Евхаристия была в пятницу, а в субботу меня пригласили служить с Патриархом в Свято-Данилов монастырь. Как раз был день святого Даниила, и для меня было большой честью служить с Патриархом.

— Вы были дьяконом?

—         Да, я был рукоположен во диакона. Мне разрешили читать ектении по-французски, что было облегчением, потому что я тогда не говорил ни по-церковнославянски, ни даже по-русски. После Литургии я обедал с Патриархом и всеми монахами. И я чувствовал себя вполне православным христианином, не только мыслями или сердцем, но абсолютно. Потом меня направили в Псково-Печерский монастырь. До этого я познакомился с отцом Тихоном (Шевкуновым), совершенно случайно: отец Георгий передавал Сретенский храм новому монастырю, который тогда работал представителем Псковско-Печерского монастыря. У нас с отцом Тихоном была замечательная встреча. Мы сразу понравились друг другу, и эта хорошая любовь друг к другу действует до сих пор. Позже мы снова встретились в Псково-Печерском монастыре, и по благословению отца архимандрита Иоанна Крестьянкина я был помазан. Это была скромная церемония, в Успенском храме. А отец Тихон, раз он присутствовал, стал моим крестным отцом. И он действительно мой брат по духу.

— Как долго вы пробыли в Псково-Печерском монастыре?

—         Не очень долго. Я приехал туда в апреле, в конце Великого поста, и остался до конца июня. Потом был перерыв, потому что срок действия моей визы истек. Власти в Пскове не знали, что со мной делать, и меня направили в Москву. Там я познакомился с архимадритом Иеронимом (сейчас он настоятель Свято-Троицкого монастыря), тогда он еще был рядовым священником. Он только что вернулся из Святой Земли. Мы встретились в день святого Иоанна Крестителя и решили поехать на Афон. Это была мечта всей моей жизни. Итак, по благословению Патриарха Алексия мы отправились на Афон на две недели. Как только я вернулся, я написал Патриарху прошение о направлении меня в Чувашию, в епархию епископа Варнавы, который сейчас является митрополитом.

— Отец Василий, я слышал историю о том, что вы что-то рисовали, живя в Псково-Печерском монастыре, когда приехала французская делегация… Не могли бы вы рассказать об этом?

— Ну да, бывало, военные были, десантники. Я не красил, я штукатурил кельи старца Симеона (ныне причисленного к лику святых). Я немного умею штукатурить, хотя считаю, что монах должен быть готов научиться любой ручной работе. Когда-то я научился штукатурить, и меня попросили это сделать. Но с монастырским смотрителем я не нашла общий язык, и он даже назвал меня бараном. Я сначала обиделся, но потом принял это со смирением, думая, что монах не должен обижаться, а должен терпеть ради Бога, ради Христа.

— А как насчет французской делегации?

— Меня там естественно удивили, тем более, что это был 1994 год, было непонятно, куда идет Россия, слишком много путаницы и соблазна. А что француз будет делать в России, никому не было понятно, даже мне.

— Они сразу узнали, что вы француз?

— Ну да, я их поприветствовал и стало понятно. Тем более, что один из моих младших братьев тоже был армейским офицером (сейчас он полковник), и нам было что обсудить вместе. Их группа располагалась там же, где был мой брат, так что они знали друг друга.

— А как Вас встретила Чувашия?

—         В Чувашии епископ встретил меня с большой любовью и вниманием. Я сразу нашел в нем свое утешение. Варнава – означает «сын Утешения». Епископ является своего рода моим высшим духовным отцом и учителем. Когда я смотрю на него, я знаю, куда идти, что делать.

—         Но вы оказались практически в этой, можно сказать, дыре….

—         — Что ж, монаху это идет на пользу.

— Густая грязь, насекомые…

—         Все это хорошо для монаха. Конечно, были моменты, когда я думал об уходе и прямо спрашивал у Бога: чего Ты хочешь от меня? Почему Ты ставишь меня в эти условия? И условия, в которых я находился вначале, были ужасны: крысы, протекающая крыша, кровать с грязными простынями, где до меня, возможно, спал пьяный, все мокрое – в общем, ужас. И после моей иерусалимской жизни, конечно, мне было тяжело и больно. Я очень плакала и спрашивала у Бога: «Почему, что Ты хочешь от меня? Что мне нужно это для чего? Теперь я понимаю, для чего мне это было нужно. Есть притча: Господь приглашает всех на гору Фавор, чтобы засвидетельствовать Преображение. Вы можете сесть на автобус, который доставит вас туда бесплатно. Но вы будете сидеть очень далеко от Господа. Но тогда есть специальный билет, за который вы платите, а затем должны подняться на эту высокую гору и платить каждые сто метров, чтобы пройти дальше. Я думаю, христианская жизнь такая же, если вы хотите полноты в своей жизни. Если вы хотите быть рядом, вы должны заплатить за это.

— Так как вы заплатили?

— Я заплатил, испытав покорность, унижение и тд. Так должен жить монах. Если у монаха есть все, есть комфорт, ему нужно подумать, не заблудится ли он в пути. Если жизнь монаха немного тяжела, то, вероятно, он на правильном пути.

— Вы в Чувашии восемь или девять лет?

— Да, девять лет.

— Говорят, вас посещал кто-то вроде французского министра иностранных дел?

— Хубер… Нет, посол. Хубер…

— Хубер Колин де Вердьер?

— Да, да

— Теперь он генеральный секретарь МИД Франции…

— Правда? Хороший.

— Как тебе там понравилось?

— Все было хорошо. Конечно, он был удивлен, увидев монастырь в таком плачевном состоянии. Это была строительная площадка. Помещения монастыря были разрушены при советской собственности. Он видел, как много мы сделали за короткое время и сколько осталось. Но он мог видеть, что такое Вера, что такое чудеса. Позже он поблагодарил нас за приглашение переночевать в монастыре, потому что пребывание там и трапеза с братией были для него особым событием. Разумеется, присутствовали и все местные и региональные деятели.

— Вся трава была окрашена в зеленый цвет?

—         Конечно. (Смеется). Это была хорошая встреча. Потом мы проводили его до границы с Мордовией.

— Мы знаем, что Франция очень заботится о своих гражданах и стремится распространять свою культуру. Видимо, на визит посла повлияло то, что вы являетесь гражданином Франции?

— Да, Франция действительно заботится о своих гражданах через свои посольства и консульства. Они также хотят, чтобы другие страны изучали французский язык и помогали школам и другим организациям. Но сделал он это, помимо прочих причин, из духовного любопытства – хотел увидеть монастырь изнутри.

— Но вас посетил не только Посол Франции, но и Святейший Патриарх…

— Да, он был здесь, но не в гостях у меня лично. Это был его первый визит в Чувашию. Первый раз он там был в 1996 году, но тогда побывал только в столице Чебоксарах. А в 2001 году он побывал в нескольких городах, в том числе и в нашем Алатыре. Конечно, это была большая честь для города, для каждого православного христианина. Навстречу ему собрались тысячи людей, удивился даже сам Его Святейшество. Его визит дал нам импульс, который продолжается до сих пор. Мы были бы рады встретиться с ним снова.

— Отец Василий, вы так хорошо говорите о епископе Варнаве, но среди некоторых православных ходят слухи, что он якобы освятил какого-то идола…

— Да, вы знаете, я очень почитаю епископа Варнаву, он святой человек . И обвинять его в таком грехе действительно неправильно. Эти слухи очень болезненны для нас, клириков Чувашской епархии, потому что мы все любим нашего епископа, он для нас как отец.

— Так что же произошло на самом деле?

—         Один священник просто нашел повод (он его давно искал) оскорбить епископа. Он его просто ненавидит, не знаю почему. И предлогом он нашел присутствие епископа на освящении памятника, посвященного нашим матерям. Почему бы не поставить памятник нашим матерям, которые нас воспитали, переживали и страдали за нас? Этот памятник является культурным объектом, никакого отношения к религии не имеет. Отец Андрей Берман в данном случае глубоко ошибается, и то потому, что здесь он борется не за чистоту христианского православия, а за свою гордыню и непослушание. На мой взгляд, он идолопоклонник своей гордости. Это мое собственное мнение.

— В вашем приходе есть еще иностранцы?

— Да, англичанка, тоже православная. Она работает в школе учителем английского языка.

— Она специально переехала в Чувашию?

— Лет восемь-девять назад ее специально пригласили в Чебоксары, но потом она через знакомых познакомилась со мной и приехала в Алатырь, потому что искала духовника. Она говорит по-французски, поэтому ей легче исповедоваться и советоваться со мной. Конечно, она тоже прекрасно говорит по-русски, лучше, чем я, потому что изучала его в университете. Я не учил русский язык — просто впитывал его, как губка.

— Как вы находите общий язык со своими прихожанами, в основном это пожилые деревенские женщины?

— Это очень просто. Как говорят по русски : приход то что священник.? Если «бабушки» видят, что их священник горячо верующий, даже язык становится излишним, они смотрят вам в глаза и идут за вами. Если священник любит Христа, то даже если он беден и не очень грамотен, за ним пойдут. Вот почему это легко. Я, конечно, не говорю, что я именно такой священник, но я люблю Христа и отдал Ему свою жизнь, и, наверное, люди это чувствуют.

— Отец Василий, многие в России жалуются, что церковнославянский язык трудно понять, сложно с ним работать и так далее. Но вы же француз, и вам пришлось его освоить…

— Ну, надо сказать, что церковнославянский язык давался мне легче, чем русский.

— Почему?

— Не знаю почему, но по церковнославянскому читаю без проблем, с русским с трудом. Я прекрасно понимаю Евангелия, даже Типикон. Конечно, иногда бывают трудности, но я прекрасно понимаю службу и Евангелия. Я бы посоветовал тем людям, которые не понимают, немного поработать, потерпеть и помолиться — и они поймут. Я не говорил по-русски, но меня бросили в деревню, где говорили только по-русски, и постепенно я начал понимать. И если эти люди будут ходить в церковь, молиться и слушать, то вскоре они будут знать церковнославянский язык. Но молодые люди нашего времени слишком ленивы и не хотят работать, учиться.

— Они ленивы здесь или во Франции?

— Здесь в России.

— А во Франции?

— То же. Это современная болезнь нашей молодежи. Им нормально сидеть у телевизора или компьютера, ни о чем не думая, компьютер все сделает – напишет и подумает. Современный человек является своего рода инвалидом с точки зрения реальной жизни и истории.

— Отец Василий, вы были во Франции в прошлом году, после долгого перерыва, как вы ее нашли?

—         Конечно, я был счастлив, потому что родина есть родина. Я мог видеть, что там все так чудесно и красиво, и так опрятно и аккуратно. Аккуратно, красиво. Но знаете, последнюю неделю пребывания там я испытывал ностальгию, скучал по своей бедной Чувашии и своим прихожанам, моим братьям и сестрам. И Россия, и Чувашия теперь моя родина, потому что там я родился заново. Как сказал Господь: Кто оставил свою семью или отечество ради Христа, тот обретет новую семью и отечество.

— Как вас встретили во Франции, когда вы приехали туда православным священником?

—         Все было хорошо. Знаете, прихожанин нашего прихода сказал: «Отче наш Василий, он как банан, есть в нем что-то экзотическое». И я действительно так чувствую, что я немножко экзотичен – я чувствовал это, когда приехал жить в Россию, и теперь я чувствую это, когда бываю и во Франции.

— А как вас встретили родные и близкие?

— Все было хорошо. Конечно, они беспокоились обо мне, мое решение было для них неожиданным.

— Они католики?

— Католики. Отец, конечно, очень расстроился и был против, но он воспитал нас в свободе, и в свободе совести тоже. Поэтому он держал свои заботы при себе. Я думаю, что теперь, по прошествии девяти лет, он примирился с этим, хотя и не может понять, почему я ушел из католицизма и стал православным христианином. Может быть, он не может понять почему, но он видит, что это воля Божья.

— А твой брат?

— То же самое и с ним. Мой младший брат даже подумывает стать православным христианином. Он еще не решился, потому что у него есть дети, а одна из его дочерей служит мирянкой в ​​католическом монастыре, так что этот шаг будет для него непростым. Он не хочет разбивать семью. Я сказал ему подождать, не спешить, я уже пятнадцать лет живу как православный, хотя официально православным не был. Самое главное – жить по-православному. Быть им не на бумаге, а в жизни.

— Но во Франции, отец Василий, есть много святынь, почитаемых и православными.

— Да, много. Покров Божией Матери в Шартре, терновый венец, часть мощей святой Женевьевы… Во время Великой французской революции эти мощи были осквернены – явно дьявольское дело, потому что мощи святых, создавших Францию, защитивших Францию , были осквернены…

— Некоторые говорят, что Православие становится все популярнее во Франции. Это правда?

— Да. Да, это правда, и мы этому рады. Можно сказать, что Франция возвращается к своей первой любви. Хотя количество православных приходов пока невелико, около 200.

— Здесь все думают, что Франция католическая страна…

— Давно такого не было. Вы бы скорее назвали Францию ​​мусульманской страной, потому что католики перестали быть христианами. Они светские. «Католик» — это просто имя. Церкви закрываются повсюду. Один священник служит в 20-30 приходах. Жуткой нехватки священников. В ближайшем будущем клириков может не быть вовсе. Это кризис, настоящий кризис.

— А молодежь ходит в церковь?

— Нет, не хотят. И число людей, практикующих католиков, действительно невелико. Конечно, большинство людей номинально являются католиками, но больше людей посещают мечети, чем римско-католические церкви. Вот почему Православие растет, потому что многие люди ищут Истину, хотят настоящей христианской жизни и могут найти ее в Православии. Я думаю, что очень скоро Православие будет иметь большое влияние во Франции. Православие и сейчас имеет авторитет. Вы могли видеть это через средства массовой информации, телевидение, радио. Католики даже используют православное богословие для объяснения значения различных церковных праздников.

— Почему вы сказали, что Франция возвращается к своей первой Вере? Многие здесь думают, что Франция всегда была римско-католической.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

тПЮМЖСГЯЙХИ ЛНМЮУ МЮ вСБЮЬЯЙНИ ГЕЛКЕ