Великомученик евстафии: Святой великомученик Евстафий, Плакида / Патриархия.ru
Содержание
Святой великомученик Евстафий, Плакида / Патриархия.ru
Святой великомученик Евстафий до Крещения носил имя Плакида. Он был военачальником при императорах Тите (79-81) и Траяне (98-117). Еще не познав Христа, Плакида творил дела милосердия, помогая всем бедствующим и страждущим. Господь не оставил добродетельного язычника во мраке идолопоклонства.
Однажды на охоте он преследовал на быстром коне оленя, который остановился, взбежав на высокую гору, и Плакида вдруг увидел между его рогами сияющий Крест, а на нем — распятого Сына Божия. Пораженный Плакида услышал глас: «Зачем ты гонишь Меня, Плакида?» «Кто Ты, Господи, говорящий со мною?» — в страхе спросил Плакида. И услышал в ответ: «Я — Иисус Христос, Бог, воплотившийся ради спасения людей и претерпевший вольные страдания и Крестную смерть. Ты Меня, не зная, почитаешь, ибо твои добрые дела и обильные милостыни дошли до Меня. Явился Я здесь, чтобы обратить и присоединить тебя к верным рабам Моим. Ибо не хочу Я, чтобы человек, творящий праведные дела, погиб в сетях вражиих».
Плакида воскликнул: «Господи, я верую, что Ты — Бог Неба и земли, Творец всех тварей. Молю Тебя, Господи, научи меня, что мне делать». И вновь прозвучал Божественный глас: «Иди к священику христианскому, приими от него Крещение, и он наставит тебя ко спасению».
С радостью Плакида вернулся домой, все рассказал жене; та, в свою очередь, поведала ему о том, как накануне ей в таинственном сновидении Кто-то сказал: «Ты, твой муж и твои сыновья завтра придете ко Мне и познаете Меня — Иисуса Христа, Истинного Бога, посылающего спасение любящим Меня». Супруги поступили, как им было велено.
Они обратились к христианскому пресвитеру, который крестил все их семейство и всех причастил Святых Таин.
На следующий день святой Евстафий отправился на место своего чудесного обращения и в горячих молитвах возблагодарил Господа, призвавшего его на путь спасения. И опять святой Евстафий был удостоен чудесного откровения — Сам Бог предупреждал его о предстоящих испытаниях: «Евстафий, подобает тебе на деле проявить твою веру. Тебе, как Иову, предстоит претерпеть многие скорби, чтобы, будучи искушенным, подобно золоту в горниле, явиться достойным Меня и принять венец из рук Моих». Святой Евстафий смиренно отвечал: «Да будет воля Твоя, Господи, все готов я принять из рук Твоих с благодарением, только бы Твоя всесильная помощь была со мной».
Вскоре на Евстафия обрушились бедствия: умерли все его слуги и пал весь скот. Разоренный, но не упавший духом, святой Евстафий с семьей покинул тайно дом, чтобы жить в безвестности, смирении и нищете. На корабле он направился в Египет. Во время плавания новое несчастье постигло святого. Хозяин корабля, прельстившись красотой жены Евстафия, безжалостно высадил его с детьми на берег, а жену оставил у себя. В великой скорби святой продолжал свой путь, и новое горе разразилось над ним. Переходя бурную реку вброд, он переносил по очереди двух своих сыновей, но пока он переносил одного — другого схватил на берегу лев и унес в пустыню, а пока возвратился к другому — того утащил в лес волк.
Потеряв все, горько плакал святой Евстафий. Но он сознавал, что это Божественный Промысл послал ему эти несчастья, чтобы испытать его терпение и преданность воле Божией. В молитвах излив Богу свое неутешное горе, святой Евстафий пошел дальше, смиренно готовый к новым испытаниям. В селении Вадисс он нанялся рабочим и пятнадцать лет провел в непрерывных трудах. И не знал тогда святой Евстафий, что по милости Божией пастухи и землепашцы спасли его сыновей, и они жили рядом с ним; не знал он и того, что нечестивый корабельщик был скоро наказан — он умер от жестокой болезни, а жена святого Евстафия, оставшись неприкосновенной, жила в мирных трудах.
В то время императору Траяну пришлось вести трудную для Рима войну. Он вспомнил доблестного полководца Плакиду и отправил воинов Антиоха и Акакия, друзей Плакиды, его разыскать.
Объехав множество областей, они пришли в селение, где жил святой Евстафий. Воины встретили Евстафия в поле, где он сторожил хлеб, но не узнали его и стали говорить ему о том, кого ищут, прося его помощи и обещая большую плату. Но святой Евстафий, сразу узнав своих друзей, не открывал им своего имени. Он привел их в дом своего хозяина и накормил. Присматриваясь к нему, путники заметили, что он очень похож на их полководца, а когда увидели на его шее особую примету — след от глубокой боевой раны, поняли, что перед ними — их друг. Они обняли его со слезами и рассказали, зачем искали его. Святой Евстафий вернулся в Рим и вновь стал императорским военачальником. Много новобранцев пришло к нему в войско, и не ведал он, что два молодых воина-друга, которым он часто давал приказания и которых полюбил за ловкость и смелость, были его сыновья, и они не знали, что служат под началом своего отца и что друг другу они — родные братья.
Однажды в походе войско, которое вел Евстафий, остановилось в одном селении. Воины-братья беседовали в палатке. Старший рассказывал о своей судьбе: как он потерял мать и несчастного брата, как ужасным образом был разлучен с отцом. И младший с радостью понял, что перед ним его брат, и поведал о себе.
Разговор воинов слышала женщина, у дома которой была раскинута палатка,- это была их мать. Она поняла, что это ее сыновья. Еще не открываясь им, но очень желая с ними не расставаться, она пришла к их начальнику — святому Евстафию просить разрешения следовать с его войском. В нем она узнала своего мужа и в слезах рассказала ему о себе и о двух воинах, которые оказались их сыновьями. Так, по великому милосердию Господа, встретилась вся семья.
К этому времени победой закончилась война. С почестями и славой вернулся святой Евстафий в Рим. Преемником умершего императора Траяна стал теперь Адриан (117-138), который пожелал отпраздновать события торжественным жертвоприношением богам. К удивлению всех в капище не оказалось святого Евстафия. По велению императора его срочно разыскали.
«Почему ты не хочешь поклониться богам? — спросил император. — Тебе прежде других следовало бы воздать им благодарение. Они не только сохранили тебя на войне и даровали победу, но и помогли найти жену и детей». Святой Евстафий ответил: «Я — христианин и знаю Единого Бога моего Иисуса Христа, Его чту и благодарю, и поклоняюсь Ему. Он все даровал мне: здоровье, победу, вернул семью и ниспослал Свою помощь на одоление испытаний». В гневе император разжаловал прославленного полководца и вызвал его с семьей на суд. Но и там не удалось твердых исповедников Христовых склонить к идольскому жертвоприношению. Все семейство святого Евстафия было осуждено на растерзание зверями. Но звери не тронули святых мучеников. Тогда жестокий император в ярости приказал бросить всех живыми в раскаленного медного быка, в котором и приняли мученическую кончину святые Евстафий, его жена Феопистия и их сыновья Агапий и Феопист. Когда через три дня открыли огненную могилу, тела святых мучеников были обретены невредимыми — ни один волос не сгорел на их главах, а лица сияли неземной красотой. Многие видевшие чудо уверовали во Христа. Христиане предали погребению честные тела святых.
Иконописный подлинник | |
Новгород.XV. Святые Прокопий, Никита, Евстафий. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей. | |
Константинополь. 985.Мчч. Евстафий, Феопистия, Агапий, Феопист. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. | |
Сербия.Вмч. Евстафий. Фреска. Сербия. | |
Афон. 1546.Вмч. Евстафий. Феофан Критский и Симеон. Фреска церкви свт. Николая. Монастырь Ставроникита. Афон. 1546 год. | |
Венеция (?).XVI. Вмч. Евстафий Плакида. Икона. Венеция (?). XVI в. Собрание Музея икон. Венеция. | |
Афон. 1547.Мучение свв. Евстафия, Феопистии, Агапия, Феописта. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г. | |
Афон. 1547.Вмч. Евстафий. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г. | |
Русь. XVII.Минея — Сентябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. | |
Греция.1620-40. Св. Евстафий Плакида с житием. Икона. Греция. 1620 — 1640 годы. Монастырь Богослова. о. Патмос. Греция. | |
Греция. XVII.Избранные свв. Икона. Греция. XVII в. ЦАК МДА. | |
Россия. XVIII.Мчч. Евстафий, Феопистия, Агапий, Феопист с житием. Икона. Россия. XVIII в. 31 х 26. Частное собрание. | |
Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии |
Святой мученик Евстафий Апсильский | Официальный сайт Священной Митрополии Абхазии
Святой мученик Евстафий Апсильский | Официальный сайт Священной Митрополии Абхазии
- Русский
- English
- Аҧсуа
20 сентября (3 октября) — день памяти св. мученика Евстафия Апсильского († 740 г., ацқьа ааӡаб Еустаҭ Аԥсилтәи).
ЕВСТАФИЙ Апсильский — [Евтихий; абх. Еустаҭ Аԥсилтәи] († ок. 740 г.), святой мученик (память 20 сентября по стар. ст. / 3 октября по нов. ст.), мученик Харранский (пам. зап. 14 марта по стар. ст. / 27 марта по нов. ст.). Согласно «Хронографии» св. Феофана Исповедника (нач. IX в.), св. Евстафий Апсильский (в источнике Евстафий), сын патрикия Марина, был захвачен в плен арабами при взятии крепости Сидирон (Сидирун, букв. Железная, в районе совр. Цабала) во время вторжения под командованием Сулеймана, сына халифа Хишама (724–743 гг.) в горную Апсилию и Мисимианию (на юго-востоке совр. Абхазии). Этот поход летописец датирует 6 230 г. от сотворения мира (738 г. по Р.Х.) и считает направленным против «Романии» (т.е. Византии), поскольку тогда эти земли входили в сферу политического влияния Византии.
По сообщению того же Феофана, в ходе экспедиции, состоявшейся между 706 и 711 гг., при взятии упомянутой крепости византийцами у арабов будущему императору Льву III помог некий Марин, «первый из апсилов». Возможно, речь идет об отце св. Евстафия Апсильского, который в таком случае являлся правителем Апсилии. За оказанную помощь он получил от императора титул патрикия. Высказывалось предположение о тождестве отца св. Евстафия Апсильского с патрикием Марином, упоминаемым в некоторых рукописях «Эклоги»императоров Льва III и Константина V.
В 6 232 г. от сотворения мира (740 г. по Р.Х.), согласно «Хронографии», св. Евстафий Апсильский принял мученическую кончину за отказ принять ислам в числе многих других христиан по приказу халифа Хишама в г. Харран (Месопотамия). Как следует из сообщения св. Феофана, в его время у хранившихся в этом городе мощей св. Евстафия Апсильского совершались многочисленные исцеления.
Сообщение о св. Евстафии Апсильском также содержится в «Хронике» яковитского патриарха Михаила Сирийца. Автор трактует указ халифа Хишама как повеление казнить всех находившихся в плену византийцев в ответ на ложное известие о том, что император Лев III убил всех арабских пленных, и поэтому ставит под сомнение мученический характер смерти св. Евстафия Апсильского и пострадавших вместе с ним. Сообщение Михаила Сирийца повторяет под1051 (740) г. автор анонимной сирийской хроники, датируемой 1234 г.
Кардинал Цезарь Бароний (1538–1607 гг.) включил св. Евстафия Апсильского «с дружиной» в Римский Мартиролог (Martyrologium Romanum, издан в 1586 г.) на основании сообщения св. Феофана, почерпнутого им из латинского перевода Анастасия Библиотекаря, в котором св. Евстафий Апсильский фигурирует как Евтихий, а казнившим его халифом ошибочно назван аль-Валид II, преемник Хишама (в Мартирологе искаженная форма — Евелид). При этом Бароний назвал патрикием самого Евстафия Апсильского.
Св. мученик Евстафий Апсильский — один из наиболее почитаемых святых на территории Абхазии, ее защитник и небесный покровитель. Его память совершают 20 сентября по стар. ст. (3 октября по нов. ст.), в день памяти его патрона св. великомученика Евстафия Плакиды (I в.). Предполагается, что патрикий Марин либо его сын св. Евстафий Апсильский воздвигли на территории Цабала храм во имя великомученика Евстафия Плакиды и благодаря ему абхазы стали почитать этого святого: в абхазском фольклоре сохранился пересказ византийского текста «Мученичества св. Евстафия Плакиды и его кровных».
В 2004 г. ректор Новоафонского духовного училища иеромонах Дорофей (Дбар) составил жизнеописание св. мученика Евстафия Апсильского, а абхазский художник Б.Р. Джапуа создал иконографическое изображение святого. На основе этого изображения инок Георгий (Сухум) написал икону мученика (издана с текстом жизнеописания на обороте в 2005 г. издательством «Стратофил» в г. Н. Афоне). 3 октября 2005 г. в храме св. апостола Симона Кананита в Н. Афоне состоялось первое в новейшей истории Абхазии богослужение в честь св. Евстафия Апсильского и освящение первой иконы с восстановленным образом святого. В 2007 г. в г. Очамчыре на средства Новоафонского монастыря и под руководством иеромонаха Андрея (Ампар) был воздвигнута деревянная церковь во имя св. Евстафия Апсильского. С 2015 г. в Абхазии действует духовно-просветительский фонд имени св. апостола Симона Кананита и св. мученика Евстафия Апсильского, который реализует проекты в области возрождения Православия в Республике. С 2016 г. ежегодно в день памяти св. мученика Евстафия Апсильского (3 октября по нов. ст.) Священная Митрополия Абхазии организует паломнические поездки в Цабал, где у руин древних церквей проводятся торжества в честь названного святого: совершается водосвятный молебен и артокласия (традиционный чин благословения хлебов в Восточных Церквях), а также особый обряд моления св. Евстафию согласно традициям абхазского народного христианства (с закалыванием жертвенного животного благодарения). В марте 2019 г. по решению депутатов Собрания г. Очамчыры одна из площадей города была названа в честь св. мученика Евстафия Апсильского. В августе 2018 г. при участии культурно-благотворительного фонда «Ашана», духовно-просветительского фонда имени св. апостола Симона Кананита и св. мученика Евстафия Апсильского, а также администрации Ткуарчалского района Республики Абхазия был дан старт благотворительному сбору средств на строительство в г. Ткуарчале православного храма в честь св. мученика Евстафия Апсильского и в память о погибших в Отечественной войне народа Абхазии 1992–1993 гг. 20 февраля 2020 г. в Ткуарчале на месте строительства храма св. мученика Евстафия Апсильского состоялся молебен, установлен крест и заложен первый камень.
Иконография. Св. мученик Евстафий Апсильский изображается в виде воина: он облачен в хитон, доспехи, гиматий, ноговицы. Золотые, украшенные драгоценными камнями подол, поручи и шапка с меховой опушкой (на левом плече св. Евстафия Апсильского) указывают на царское происхождение святого. На груди св. Евстафия Апсильского помещен золотой, также украшенный драгоценными камнями плат с изображением головы оленя, между ветвями рогов которого выписан лик Иисуса Христа — образ, заимствованный из Жития св. великомученика Евстафия Плакиды, узревшего во время охоты на оленя между его рогами лик Христа. В левой руке св. Евстафий Апсильский держит меч, в правой — крест и двухконечную стрелу, символизирующую справедливость и возмездие. Абхазы помещали раздвоенные стрелы на иконах (или возле них) мучеников-воинов, главным образом св. великомученика Георгия Победоносца. Считалось, что в случае невыполнения обетов или нарушения клятв, данных перед иконами этих святых, стрелы преследуют клятвопреступника, вонзаясь в деревья или деревянные предметы. Таким образом святые воины «напоминают» о данных обетах.
Архминадрит Дорофей (Дбар)
Поделиться с друзьями:
Святой великомученик Евстафий
Святой великомученик Евстафий до своего Крещения был наречен Плакида. Он был военачальником при императорах Тите (79–81) и Траяне (98–117). Еще до того, как он познал Христа, Плакида совершал дела милосердия, помогая бедным и обездоленным. Поэтому Господь не оставил добродетельного язычника оставаться во тьме идолопоклонства.
Однажды во время охоты в лесу он увидел оленя, который то и дело останавливался, чтобы посмотреть ему прямо в глаза. Пласидас преследовал его верхом, но не смог догнать. Олень перепрыгнул через пропасть и встал с другой стороны, лицом к нему. Плацид вдруг увидел сияющий Крест между его рогов. Удивленный военачальник услышал голос с Креста, говорящий: «Почему ты преследуешь Меня, Плакида?»
«Кто ты, хозяин?» — спросил Пласидас. Голос ответил: «Я Иисус Христос, Которого вы не знаете, но чтите Меня своими добрыми делами. Я появился здесь на этом творении ради тебя, чтобы поймать тебя в сети Моей любви к человечеству. Не подобает такому праведнику, как ты, поклоняться идолам и не знать истины. Я пришел в этот мир, чтобы спасти человечество».
Пласидас воскликнул: «Господи, я верю, что Ты — Бог неба и земли, Творец всего сущего. Мастер, научи меня, что мне делать». И снова Господь ответил: «Иди к епископу своей страны и прими от него Крещение, и он наставит тебя».
Плацид вернулся домой и радостно рассказал обо всем жене Татьяне. Она, в свою очередь, рассказала ему, как накануне вечером в таинственном сне ей было сказано: «Завтра ты, твой муж и твои сыновья придут ко Мне и узнают, что Я истинный Бог. Затем супруги продолжали делать то, что им было велено.
Они поспешили к христианскому епископу, который крестил всю их семью и причастил их Святых Тайн. Плакиду переименовали в Евстафия, его жену звали Феопистой, а детей — Агапием и Феопистом.
На следующий день святой Евстафий отправился к месту своего чудесного обращения и в горячей молитве вознес благодарение Господу за то, что призвал его на путь спасения.
Святитель Евстафий снова получил чудесное откровение. Сам Господь предсказал ему грядущие скорби: «Евстафий, ты потерпишь много бед, как и Иов, но в конце концов победишь диавола».
Вскоре преподобного Евстафия постигла беда: все его слуги умерли от чумы, а скот погиб. Разоренный, но не отчаявшийся духом, святой Евстафий и его семья тайно покинули свой дом, чтобы жить безвестно, смиренно и в нищете.
Они отправились в Египет, чтобы сесть на корабль, плывущий в Иерусалим. Во время путешествия святителя постигло новое горе. Корабельщик, очарованный красотой Феописты, жестоко высадил Евстафия и его детей на берег, оставив жену себе.
В великой скорби святой продолжал свой путь, и новое горе постигло его. Подойдя к бурной реке, он по очереди переправил двух своих сыновей. Когда он привел одного из них, другого схватил лев и унес в пустыню. Когда он повернулся к другому, волк утащил того ребенка в лес.
Потеряв все, святой Евстафий горько плакал, но понимал, что эти несчастья посланы ему Божественным Промыслом, чтобы испытать его стойкость и преданность Богу. В безутешной скорби святой Евстафий пошел дальше, готовясь к новым скорбям.
В деревне Бадессос он нашел работу и провел в неустанном труде пять лет. Святитель Евстафий не знал тогда, что по милости Божией пастухи и земледельцы спасли его сыновей, и они жили рядом с ним. Он также не знал, что дерзкий судовладелец был поражен страшной болезнью и умер, оставив нетронутой святую Феописту. Она жила в мире и свободе на том месте, где причалил корабль.
За это время императору Траяну стало трудно собрать армию для подавления восстания в Риме, потому что солдаты не шли в бой без своего командира Плацидаса. Они посоветовали Траяну разослать людей по всем городам на его поиски.
Антиох и Акакий, друзья Плацида, искали его в разных местах. Наконец они прибыли в селение, где жил святой Евстафий. Воины нашли Евстафия, но не узнали его и стали рассказывать ему о том, кого искали, прося его помощи и обещая большое вознаграждение. Святитель Евстафий сразу узнал своих друзей, но не открыл им своего имени.
Он занял деньги у одного из своих друзей и накормил посетителей. Глядя на него, путешественники заметили, что он похож на их бывшего командира. Увидев на его плече шрам от глубокой раны мечом, они поняли, что перед ними их друг. Они обняли его со слезами и сказали ему, почему они ищут его.
Святой Евстафий вернулся с ними в Рим и снова стал генералом. В армию было призвано много новобранцев со всей империи. Он не знал, что два молодых солдата, которые служили ему и которых он любил за их ловкость и отвагу, на самом деле были его собственными сыновьями. Они не знали, что служат под командованием своего отца, и что они братья по рождению.
Во время похода армия Евстафия остановилась в одном поселении. Братья-солдаты разговаривали в своей палатке. Старший рассказал о своей жизни, о том, как он потерял мать и брата и как ужасным образом разлучился с отцом. Тогда младший брат понял, что перед ним его родной брат, и рассказал ему, как его спасли от волка.
Женщина подслушала разговор солдат, так как их палатка стояла прямо возле ее дома, и эта женщина поняла, что это ее сыновья. Еще не отождествляясь с ними, но не желая отделяться от них, она пошла к их полководцу святому Евстафию, чтобы просить его взять ее с собой в Рим. Она сказала, что была заключенной и хотела вернуться домой. Потом она узнала в командире своего мужа и со слезами рассказала ему о себе и о двух солдатах, которые были на самом деле их сыновьями. Так, по великой милости Господа, вся семья счастливо воссоединилась.
Вскоре восстание было подавлено, и святой Евстафий вернулся в Рим с честью и славой. Император Траян уже умер, и его преемник Адриан (117–138) хотел отпраздновать победу торжественным жертвоприношением богам. К всеобщему удивлению, святой Евстафий не появился в языческом храме. По приказу императора его лихорадочно искали.
«Почему ты не хочешь поклоняться богам?» — спросил император. «Вы, более всех других, должны благодарить их. Они не только сохранили тебя на войне и даровали победу, но и помогли найти жену и детей». Святитель Евстафий ответил: «Я христианин и славлю и благодарю Его и приношу Ему жертву. Я обязан Ему жизнью. Я не знаю и не верю ни в какого другого бога, кроме Него».
В ярости император приказал ему снять военный пояс и привел его и его семью к себе. Им не удалось убедить стойких исповедников Христа принести жертву идолам. Весь род преподобного Евстафия был приговорен к растерзанию зверями, но звери не тронули святых мучеников.
Тогда жестокий император повелел бросить их всех живыми в раскаленного медного быка, и святой Евстафий, его жена Феописта и их сыновья Агапий и Феопист претерпели мученическую смерть. Перед помещением во тельца святой Евстафий молился: «Подаждь, Господи, благодатью Твоей на мощи наши и призвавшим нас место в Царствии Твоем даруй. Хотя они взывают к нам, когда им угрожает опасность на реке или на море, мы умоляем Тебя прийти им на помощь».
Через три дня вскрыли медную буллу, и тела святых мучеников были найдены невредимыми. Ни один волос на их головах не опалился, а лица сияли неземной красотой. Многие, увидев это чудо, уверовали во Христа. Затем христиане хоронили тела святых.
Святой Евстафий – Греческое православное христианское общество
Перейти к содержимому
Святой ЕвстафийПанделис Тумбелекис2016-10-14T14:48:51+11:00
20 сентября
Святой великомученик Евстафий вместе с женой Феопистой и двумя сыновьями их Агапием и Феопистом, целое семейство святых, пожалуй, одна из самых интересных и уникальных биографий в Православном Синаксаре. Святой Евстафий жил языческим военачальником при римском императоре. Благодаря его любви к милосердию и великой добродетели Господь не позволил ему оставаться во тьме идолопоклонства. Однажды во время охоты Евстафий заметил оленя, который посмотрел ему прямо в глаза. Когда олень уставился на своего охотника, между рогами оленя вспыхнуло сияющее изображение Распятия. Голос от Бога говорил с ним, говоря, Кем Он был и каковы Его планы относительно его будущего Святого. Евстафий пошел домой и рассказал своей жене о странном событии, но узнал, что накануне ночью его жене приснился сон, в котором ей сообщили, что она скоро познает истинного Бога. Вся семья крестилась, и вскоре Евстафий услышал голос, говорящий ему о предстоящих ему страданиях, подобных страданиям Иова. Его скот был зачумлен, его слуги мертвы, а его дом разрушен, Евстафий не жаловался, а скорее бежал со своей семьей, чтобы жить более простой жизнью. По дороге капитан корабля, на котором они плыли, оставил Евстафия и его детей на берегу, оставив Феописту при себе. Пытаясь перевезти своих детей через реку, Евстафий потерял одного, когда лев вырвал мальчика, а другого схватил волк. После многих, казалось бы, случайных событий (все по воле Божией) семья чудесным образом воссоединилась в Риме — двое его сыновей служили ему солдатами, а жена — прислугой у солдат, все по незнанию. Когда они начали рассказывать друг другу свои истории, то поняли, что это друг друга они потеряли так много лет назад. После того, как Евстафий и его дети выиграли битву, император Траян приказал им принести жертву языческим богам. Они отказались и были подвергнуты пыткам. Их окончательное наказание должно было быть помещено в медного быка только для того, чтобы обнаружить, что это не причинит им вреда, а мирно спит без единого волоска, пострадавшего от жары.
Ἀπολυτίκιον
Ἦχος α’. Τῆς ἐρήμου πολίτης.
Ἀγρευθεῖς οὐρανόθεν πρὸς εὐσέβειαν ἔνδοξε, τὴ τοῦ σοὶ ὀφθέντος δυνάμει, δι’ ἐλάφου Εὐστάθιε, ποικίλους καθυπέστης πειρασμούς, καὶ ἤστραψας ἐν ἄθλοις ἱεροίς, σὺν τὴ θεία σου συμβίω καὶ τοὶς υἱοίς, φαιδρύνων τοὺς βοώντας σοι. Δόξα τῷ σὲ Δοξάσαντι χριστῷ, Δόξα τῷ σὲ στεφανώσαντι, Δόξα τῷ Δείξαντι σὲ ἐν παντί, ἰὼβ παμμκααρ Δεύτεο.
Κοντάκιον
Ἦχος β’. Τὰ ἄνω ζητῶν.
Τὰ πάθη Χριστοῦ, σαφῶς μιμησάμενος, καὶ τούτου πιών, πιστῶς τὸ ποτήριον, κοινωνὸς Εὐστάθιε, καὶ τῆς δόξης σύγκληρος γέγονας, παρ’ αὐτοῦ τοῦ πάντων Θεοῦ, λαμβάνων ἐξ ὕψους θείαν ἄφεσιν.