Василий великий икона: Святитель Василий Великий: житие, молитва, икона
Содержание
Икона Василий Великий
Иконография восточно-христианского искусства
Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
- Главная
- Церковные иконы
- Василий Великий
Скачать файл
Реставрация:
Реставрирована Г.Б.Губочкиным в Костромской специальной научно-реставрационной производственной мастерской в конце 1960-х годов.
Размер:
80,4 x 61,6 см
Автор:
Нет данных
Материал:
Дерево, темпера
Персоналии:
Святитель Василий Великий
Уточняющая датировка:
15 в. Вторая половина
Век:
15
Страна:
Россия
Место хранения:
Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Иконография, категория:
Святые
Тип изображения:
Поясное
Иконографическая справка
Икона, по-видимому, была храмовым образом главной церкви Васильевского монастыря в Галиче (существовал в первой половине XVI века), откуда затем попала в соседнюю церковь Параскевы Пятницы в Рыбной слободе.
Свт. Василий Великий, епископ Кесарии Капподокийской (IV век) — патро-нальный святой московских великих князей Василия I и Василия II (Темного).Возможно, что вкладчиком в один из галичских храмов был Василий Темный.
Поясные отдельные изображения свт. Василия Великого крайне редки.
Происхождение
Церковь Параскевы Пятницы в Рыбной слободе в городе Галиче Костромской области
Библиография
Костромская икона
Святитель Василий Великий — Русская вера
Святитель Василий Великий — один из трех Вселенских святителей, епископ Кесарии Каппадокийской. Память ему совершается 14 января (1 января по старому стилю).
Содержание
- Святитель Василий Великий. Жизнеописание
- Почитание святителя Василия Великого
- Тропарь, кондак и канон святителю Василию Великому
- Народные традиции в день святителя Василия Великого
- Святитель Василий Великий. Иконы
- Храмы на Руси во имя святителя Василия Великого
- Старообрядческие храмы во имя святителя Василия Великого
- Скульптурные изображения святителя Василия Великого
Святитель Василий Великий. Жизнеописание
Святитель Василий Великий родился около 330 года в Кесарии Каппадокийской. Его родители были знатного происхождения, а также отличались ревностью христианской веры. Его дедушка с бабушкой пострадали во время гонения императора Диоклетиана, а родной дядя был епископом, как и двое братьев — Григорий Нисский (ок. 335–394 гг.) и Петр Севастийский. Отец Василия был оратором и законоведом и желал, чтобы Василий пошел по его стопам. Василий получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а затем обучался в Афинской академии. В ней он познакомился с Григорием Богословом (329–389 гг.).
По возвращении в Кесарию Василий занялся светскими делами, но благодаря влиянию его благочестивой сестры Макрины (324 (327 или 330)–380 гг. ) Василий стал вести более аскетичную жизнь и в конце концов вместе с несколькими друзьями покинул город и поселился на семейных землях в Понте. В 357 году Василий отправился в продолжительное путешествие по коптским монастырям, а в 360 году сопровождал каппадокийских епископов на синод в Константинополь. Незадолго до смерти кесарийского епископа Диания Василий был рукоположен во пресвитеры и стал советником епископа Евсевия, сменившего Диания после его смерти. Строгая аскетичная жизнь Василия пришлась не по душе Евсевию, и Василий решил уйти в пустыню, где стал налаживать монашескую жизнь.
Приход к власти арианского императора Валента (328–378 гг.) и растущие притеснения христиан привели к тому, что Евсевий стал искать помощи деятельного и усердного Василия. В 365 году Василий возвратился в Кесарию и стал управлять епархией. Он написал три книги против арианской ереси, проповедуя «три ипостаси в единой сущности». Несмотря на противодействие ряда епископов, после смерти Евсевия в 370 году Василий заступил на место митрополита Каппадокийского и принялся за искоренение арианства в Малой Азии. Труды Василия по искоренению арианства привели его к столкновению с Валентом. Во время путешествия императора по Каппадокии епископ категорически отказался признать правоту арианского учения. В ответ Валент разделил Каппадокию на две провинции, что привело к сокращению канонической территории епископа Василия и подорвало его позиции в Церкви. Все же Василию удалось продвинуть на место епископов ключевых городов своих соратников Григория Нисского и Григория Богослова. В это время началась борьба за патриарший престол в Антиохии, на котором Василий не хотел видеть никейца Павлина, опасаясь, что чрезмерное преувеличение единства Бога чревато ересью савеллианизма.
Император Валент погиб в битве при Адрианополе (378 г.). Здоровье епископа Василия было подорвано аскетическим образом жизни. Он умер в первый день нового 379 года. Святитель Василий оставил нам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.
Библиотека Русской веры
Житие и чудеса иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Великие Минеи Четьи →
Читать онлайн в оригинале
Почитание святителя Василия Великого
Святитель Амфилохий, епископ Иконийский (ок. 340–394 гг.), в своем надгробном слове о святителе Василии сказал:
Он для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим.
За свои заслуги перед Церковью Христовой святитель Василий назван Великим и прославляется как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов». Святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Русской Земли — святого равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия. Князь Владимир почитал святителя Василия и в честь него возвел на Руси несколько храмов. Многие русские правители при крещении были наречены в честь Василия Великого, в частности, Владимир Мономах (в крещении Василий), Василий I, Василий II. Святитель Василий Великий наряду со святителем Николой Чудотворцем особенно почитается русским народом. Частица мощей святителя Василия находится в Почаевской Лавре. Честная глава святителя хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а его десница — в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Память святителя Василия Великого совершается 14 (1 января ст. ст.) января и 12 февраля (30 января — ст. ст.) — в Соборе трех святителей.
Тропарь, кондак и канон святителю Василию Великому
Тропарь, глас 1:
Во всю2 зeмлю и3зhде вэщaніе твоE, ћко пріє1мши сл0во твоE, и4мъ же бGолёпнw научи1лъ є3си2, и3 є3стество2 сyщихъ ўzсни1лъ є3си2. чlческіz nбhчаи ўкраси1лъ є3си2. цrкое сщ7eніе, џ§е препод0бне васи1ліе, моли2 хrтA бGа спасти1сz дш7sмъ нaшимъ.
Кондак, глас 4:
Kви1сz ст0лпъ неподви1жимыи цRкви, подаS всём некрaдомое богaтьство земнhмъ, запечатлёz твои1ми ўчeньми, небоzвлeнне васи1ліе препод0бне.
Библиотека Русской веры
Канон святителю Василию Великому →
Читать онлайн
Народные традиции в день святителя Василия Великого
Канун Васильева дня в народе назывался Васильевым вечером. У северо-западных славян он получил название «щедрого», «щедрухи», «богатого», потому что в этот вечер доставали из кладовых самое лучшее; в центральной и южной России — «Авсень», «Овсень», «Усень», «Таусень». Любимым святочным развлечением для молодежи были гадания, самыми верными и действительными они считались как раз под Новый год, в Васильев вечер. К этому дню были приурочены все виды гаданий, несмотря на то, что благочестивыми людьми это почитается за великий грех. Почти все способы гадания имеют одну цель — узнать, скоро ли, куда и за кого выдадут замуж (или на ком женят) и как сложится жизнь в чужой семье.
Святителя Василия Великого почитали за покровителя свиней, поэтому в народе этот праздник называли еще свиным. На праздник резали скот, кололи так называемых «кесаретских» поросят (по имени Василия Великого, архиепископа Кесарийского), чтобы стол был сытным, мясным и поговаривали: «Свинку да боровка для Васильева вечерка». Одним из главных блюд являлась фаршированная свиная голова: «В Васильев день — свиную голову на стол!». «Не чиста животина свинья, — можно услышать в народе, — да нет у бога ничего нечистого: свинку-щетинку огонь палит, а Василий зимний освятит!». Зажаренный кесаретский поросенок считается как бы общим достоянием: все желающие односельцы могут приходить и есть его, причем каждый из приходящих должен принести хоть немного денег, которые вручаются хозяину, а на другой день передаются в приходскую церковь и поступают в пользу причта. Обычай требует, чтобы кесаретский поросенок непременно был жареный и подавался на стол в целом виде (неразрезанным), хотя бы по величине он походил на большую свинью. Перед едой старший в семье поднимает чашку с поросенком вверх до трех раз, приговаривая: «Чтобы свиночки поросились, овечки ягнились, коровушки телились».
По народному обычаю богатый стол в Васильев день обеспечит хозяину достаток на весь год
Также на стол обязательно подавали кутью. В отличие от кутьи на Рождественский сочельник («постной») и Крещенский («голодной») она была «богатой», в нее добавляли сливки, масло, миндаль, грецкие орехи. Стол не уступал по своему ассортименту яств рождественскому застолью. Множество обычаев было связано в народном воображении с Васильевыми вечерами. И теперь местами соблюдаются такие обычаи, как варка «Васильевой каши», засевание зерна или хождение по домам.
Картина Александра Мицника
После праздничного обеда бытовала традиция ходить к соседям и знакомым и просить друг у друга прощения. Особенно популярен Васильев день был у молодых людей. Они могли вновь посвататься, если ранее получили отказ. Детям в этот день нравилось рассыпать по избам зерна ярового хлеба: «засев» был своего рода обрядом. Хозяйки потом собирали зерна и хранили их для посева. Садоводы также особо молились святителю Василию Великому, прося сохранить плодовые деревья от вредителей. В некоторых местах бытовал обычай отряхивать в этот вечер деревья с присказкой: «Как отряхиваю я белпушист снег, так отряхнет червя-гада всякого по весне святой Василий!»
Святитель Василий Великий. Иконы
Согласно иконописному подлиннику XVI века, святитель Василий Великий на фресках и иконах изображался в светлой крещатой фелони, правой рукой он благословляет народ, а в левой держит Евангелие. Изначально Василий Великий изображался фронтально, погрудно, как на иконе VII в. из монастыря великомученицы Екатерины на Синае. Позднее появились изображения святителя в рост. На иконах XI века Василий Великий изображается склонившимся в молении, с развернутым свитком в руках.
Святитель Василий Великий. Фреска. Cербия (Студеница). 1209 годВасилий Великий. Из деисусного чина. Ок. 1486 г. Музей им. Андрея РублеваСвятитель Василий Великий. Фрагмент. Изображение кисти Феофана Грека. 1405 г.
В конце XI веке в Византии было утверждено празднование памяти Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). В связи с этим получили распространение совместные изображения Трех святителей. В Древней Руси праздничные иконы Трех святителей получили распространение с XV века, часто в составе минейных икон-таблеток, например, «троицкие» (2-я четверть XV в.), «софийские» из Великого Новгорода (конец XV в.).
Три святителя: Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Икона. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии
В византийском искусстве палеологовского времени появились композиции, раскрывающие тему учительства святых отцов, например, «Беседа трех святителей» или «Благодатные плоды учения» во фресках церкви Архангелов в Леснове, Македония (1347–1349 гг.). Василий Великий сидит за пюпитром с крестообразным основанием, от которого исходят потоки вод, т.е. «река учения». Такие иконописные изображения святителя появились на Руси в XVI–XVII вв. под названием «Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста», «Учение», или «Добрые плоды учения», например, в стенописи собора во имя Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502 г. ).
Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста («Добрые плоды Учения»). Савин Никифор Истомин. Начало XVII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В Московской иконописи иллюстрирование жития Василия Великого встречается чаще. Исключительным богатством иконографических сюжетов (225 листовых миниатюр) отличается русский лицевой список Жития Василия Великого 3-й четверти XVI в. из собрания М. А. Оболенского. Русские памятники XVII в. отличались увеличением числа житийных эпизодов и большой декоративностью.
Храмы на Руси во имя святителя Василия Великого
Первый храм, построенный князем Владимиром в Киеве на месте языческого капища, был освящен во имя Василия Великого. Также князь Владимир воздвиг церковь святого Василия в Вышгороде, где первоначально были похоронены князья-страстотерпцы Борис и Глеб. В XII веке во имя Василия Великого были построены храмы в Киеве, Новгороде, Овруче и на Смядыни близ Смоленска. В XIII–XV вв. храмы в честь Василия Великого строились в Твери (до 1390 г.), Пскове (до 1377 г.) и в других городах.
Церковь во имя святителя Василия Великого в г. Овруч (Украина) входит в комплекс Свято-Васильевского женского монастыря (УПЦ МП). Храм был построен в 1190 году князем Рюриком Ростиславовичем (ум.1212 г.). Строительством церкви руководил зодчий Древней Руси Петр Милонег. В 1321 году Васильевская церковь в Овруче была почти полностью разрушена литовцами, восстановлена в 19070–1909 годах известным архитектором А. В. Щусевым. В храме сохранились фрагменты древнерусских фресок.
Во имя святителя Василия Великого был освящен храм в г. Владимир-Волынский (Украина). Точная дата сооружения церкви неизвестна. Согласно данным исследователей, церковное здание датируется 70–80 годами XIII-середины XIV вв. Первые документальные сведения об этом памятнике относятся к 1523 г. В 1695 г. церковь была в запустении, такой же она оставалась и в XVIII в. Памятник не раз перестраивался и достраивался. Интерьер был украшен фресками, забеленными в конце XVII в. Значительные работы, которые изменили ее первоначальный вид, были произведены в 1900–1901 гг. по проекту архитектора Н. И. Козлова.
Во имя святителя Василия была освящена церковь Василия на Горке в Пскове. Деревянный храм на месте каменного был построен в XIV веке на холме, возвышающемся в болотистой местности, перед ручьем Зрачкой. В 1375 году по берегу ручья была сооружена стена Среднего города и напротив церкви возведена Васильевская башня, над которой была устроена звонница. В 1377 году храм был расписан. В 1413 году на месте деревянной церкви был возведен каменный храм. Конец XV века и XVI век являются периодом расцвета, в это время к храму были пристроены приделы и галерея. В начале XVI века была написана чтимая храмовая икона Тихвинской Богоматери.
В Тверской ямской слободе Москвы некогда существовала церковь во имя святителя Василия. Точное время постройки храма неизвестно. Первое упоминание о церкви Василия, епископа Кесарийского, в источниках встречается в переписи 1620–1621 годов. Эта церковь была деревянной, срубленной «клетски». В 1671 году все постройки Тверской ямской слободы были уничтожены пожаром. В 1688 году началось строительство каменной церкви Василия Кесарийского. В мае 1934 года храм был закрыт и уничтожен.
В Киеве на ул. Жертв Революции (бывш. Трехсвятительская) вплоть до 30-х гг. XX в. стояла церковь во имя трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Ранее эта церковь называлась Васильевской. Она была построена в начале 80-х гг. XII в. князем Святославом Всеволодовичем на княжеском дворе и освящена в 1183 г.: «Священа бысть церкы святого Василья, яже стоить в Киеве на Велицем дворе». После монгольского нашествия церковь лишь в XVI в. была восстановлена, а в середине XVII в. сгорела. В конце XVII в. церковь, стоявшая без сводов, вновь была восстановлена. В 1935-1936 гг. ее разобрали.
Утраченный храм Василия Великого в Киеве. Рисунок из журнала «Зодчий»
Старообрядческие храмы во имя святителя Василия Великого
Во имя святителя Василия Великого освящен храм РПсЦ в г. Соликамске Пермского края. Старообрядческая церковь была сооружена в начале 1990-х попечением семьи Кречетовых, освящена в 1995 г., колокольня построена в 1999 году. В 2000 году храм, исключая колокольню, сгорел, построен заново.
В с. Золотилово Ивановской области в 1895-1915 гг. был построен храм РПсЦ в честь святителя Василия Великого. В настоящее время церковь заброшена.
В 1854 году на юго-востоке Румынии в с. Сарикёй была сооружена церковь РДЦ во имя святителя Василия Великого.
Скульптурные изображения святителя Василия Великого
Скульптурная композиция святителя Василия с житием установлена в начале 2011 года в Киеве.
Скульптура святителя Василия установлена в одной из церквей в Праге.
Иконка Василия Блаженного — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(94 релевантных результата)
Св.
Василий – ИКОНЫ И ИХ ТОЛКОВАНИЕ
On By DavidОставить комментарий
Христиане 4 века не любили римского императора Юлиана. Он был философски настроен, ученик неоплатонизма, вел несколько аскетический образ жизни, не прочь был пообщаться с простыми людьми. Он пытался искоренить коррупцию в Империи и пытался удержать ее за счет восстановления дохристианских «национальных» религиозных практик, хотя считал истории о богах аллегорическими. Он также продвигал свободу вероисповедания, объявив в указе 362 года, что все религии должны быть равны перед законом.
Христиане, однако, набирали силу после легализации христианства при императоре Константине. Они определенно были , а не сторонниками свободы вероисповедания. Они считали богов политеистов демоническими. И они, конечно же, не хотели отказываться от «христианского» императора (Констанций II, сын Константина, предшествовал Юлиану) и вместо него иметь того, кто одобрял и продвигал политеизм. Так они обрадовались, когда в 363 году в военном походе против Сасанидов Юлиан получил рану, которая в конце концов убила его.
Поскольку Юлиан знал христианство с детства, был хорошо знаком с Библией и даже когда-то читал ( лектор ) в церкви, христиане невзлюбили его еще больше, когда он отказался от христианства в пользу неоплатонического многобожия. Они называли его «Юлиан Отступник».
Все это лишь введение, чтобы помочь объяснить, почему образ павшего и раненого Юлиана встречается в иконографии святого по имени Меркурий/Меркурий/Меркурий.
Меркуриос — один из святых воинов Восточной Церкви. Кажется, что он действительно когда-то существовал, чего нельзя сказать обо всех христианских святых. Кроме того, его история растворяется в вымысле. Традиционно он был солдатом из Кесарии Каппадокийской (ныне Кайсери в Турции) и был замучен за отказ принести ритуальную жертву богам в 250 году н. э.
Вот изображение Меркурия с настенной росписи в Охриде, Македония, датируемое незадолго до начала 14-го века:
Давайте посмотрим на заголовок: как читать надписи на греческих иконах, с этим вообще не должно возникнуть проблем. Слева аббревиатура
Γ
Ο Α
ος
Буква Γ (g) написана вверху как надстрочная буква, которая соответствует первому слову, а под OA находится закорючка, обозначающая ος ( -os ) окончание этого слова. Итак, мы видим, что это всего лишь стандартное старое Ὁ ἉΓΙΟC, Ho Hagios , означающее «СВЯТОЙ», и вы помните, что Hagios — это слово, используемое для обозначения «святой».
Далее приходит его имя, которое разделено на три строки:
μερ
κου
ριος
MER-
-KOU-
-rios
-rios
. в латинизированной форме Mercurius.
На мече Меркурия есть еще одна надпись, связывающая его с архангелом Михаилом. Мы скоро увидим, почему.
Этот первый тип Меркуриоса, изображающий его стоящим в одежде римского воина, встречается чаще всего. Но есть и второй тип, встречающийся, в частности, в коптском христианстве, изображающий его верхом на коне, как на иконах с изображением Георгия Змееборца. Но вместо дракона смертельно раненый человек, павший (часто вместе с лошадью) под Меркуриосом, и этот человек — император Юлиан.
Теперь, если мы остановимся и займемся исторической математикой, мы увидим, что Меркуриос, как говорят, умер в 250 г. н.э. Император Юлиан умер в 363 г. н. э. Таким образом, у нас есть разрыв в 113 лет между ними. Почему же Меркурий изображается на иконах убивающим Юлиана?
Ответ кроется в еще одной причудливой истории, распространенной при изучении икон. Но сначала давайте рассмотрим пример довольно жестокого второго типа:
На нем Меркурий убивает императора Юлиана копьем. Справа епископ, которого легко узнать по его одежде, особенно по ромбовидному эпигонация носится на талии. Этот епископ — святой Василий Великий. Согласно сказанию, Василий искренне недолюбливал императора Юлиана и его «языческие» предпочтения. Василий отправился помолиться на гору с другими христианами, и при этом увидел видение Марии, которая призвала к себе святого Меркурия и велела ему пойти и убить Юлиана. Таким образом, христианская традиция объясняет смерть Юлиана тем, что появился таинственный солдат, пронзил Юлиана своим копьем, а затем исчез, и этот солдат должен быть Святым Меркурием, посланным с Небес, чтобы совершить насильственный поступок.
В такой истории мы видим темную сторону христианства и его нетерпимость к инакомыслию, когда оно находится у власти.
Ангел вверху справа — это Архангел Михаил, и это отсылка к другой истории, объясняющей, почему Меркуриос изображен с двумя мечами. В нем рассказывается, что Меркуриос сражался как римский солдат против варваров, когда внезапно появился архангел Михаил и дал ему яркий меч, сказав, что он принесет победу. Итак, Меркуриос сражался двумя мечами, своим собственным и небесным мечом, данным ему Михаилом. И именно поэтому в Коптской церкви Меркурий также известен как 901:30 Абу Сейфейн. Абу по-арабски означает «отец», но имеет вторичный оттенок владельца чего-либо. Сейфейн означает «два меча», поэтому Меркуриос — это Абу Сейфейн , «Отец/Владелец двух мечей».
Но у него есть и другое имя. Когда он был мальчиком, его звали Филопатер, «Отец-любовник». ( Philo =любовь, Pater =отец) — но его также можно перевести как «любимый своим отцом».
Давайте взглянем на его титульную надпись, как показано на коптской иконке выше. И, кстати, «коптская» означает традиционную христианскую церковь в Египте, «коптов», то есть египтян. Но сначала вы должны знать, что коптский алфавит основан на греческом, поэтому одни буквы будут вам знакомы, а другие нет. Кроме того, коптский язык является последней стадией древнеегипетского языка, хотя и сильно перемешанного с греческими словами:
Надпись, написанная в двух строках, чтения:
Piagiosphilopa
Termerkourios
Даже если вы не знаете, что вы не сможете, что вы не сможете, что вы не сможете, чтобы быть в состоянии, вы сможете. то, что я уже сказал вам о Mercurios. Вы можете видеть слово AΓΙΟC, и вы знаете, что это HAGIOS, означает «Святой, Святой»; затем, хотя слово и разделено на две строки, следует ΦΙΛΟΠΑΤΗP, и вы знаете из того, что я вам сказал, что ФИЛОПАТР — настоящее имя Меркурия. Иногда копты называют его просто «Святой Филопатер». И, наконец, хотя буква «М» в начале написана на коптский манер, вы должны распознать вслед за Philopater имя ΜΕΡΚΟΥΡΙΟC — MERKURIOS. Как вы уже видели в других греческих надписях, звук «оу», который в английском языке произносится как «оо», обозначается буквой Y над буквой О.
Коптская титульная надпись. Почему мы находим буквы ΠΙ прямо в начале перед ΑΓΙΟC? Это легко объяснить: ΠΙ, произносимое как «ПИ» на английском языке, является определенным артиклем мужского рода на коптском языке, или, проще говоря, здесь он означает «THE». Поэтому он используется как HO будет по-гречески. Вместо того, чтобы писать HO HAGIOS , «Святой» как греческий титул святого мужского пола, копты пишут PI AGIOS перед именем святого мужского пола. Эй, теперь ты говоришь по-коптски (ну, хотя бы одно слово).
On By DavidОставить комментарий
Читатель задал вопрос по иконе Св. Василия (Василия) в предыдущем сообщении:
ИКОНА С БЛАЖЕННЫМ ВАСИЛИЕМ ДУРАЧНЫМ РАДИ ХРИСТА (с металлической крышкой и без нее; фото с сайта Jacksonsauction.com)
Вопрос: почему Василий «голый»?
Ответ на этот вопрос приводит нас к интересному явлению в истории русского православия — к категории святых, именуемой обычно «Юродивый», или, точнее, «Юродивый Христа ради» ( Христа ради юродивый ).
Этот своеобразный русский святой (и не только русский) возник в новозаветных писаниях апостола Павла, сказавшего в 1 Коринфянам 3:18:
Пусть никто не обманывает себя. Если кто из вас думает быть мудрым в этом мире, пусть будет безумным, чтобы быть мудрым.
Что ж, некоторые восприняли это буквально и решили, что вести себя как сумасшедший — это правильный способ вести христианскую жизнь, избегая при этом гордыни и высокомерия. Трудно быть высокомерным, когда все думают, что ты полный дурак. Конечно, чтобы заставить людей так думать, нужно было валять дурака и вести себя таким образом, который далеко выходил за рамки нормального социального поведения и часто безмерно раздражал людей. Одна из вещей, которые делал Василий, заключалась в том, чтобы не придавать значения, одет он или нет. Будь то лето или зима, москвичи могли увидеть, как он бродил по городу голым.
Надпись на этой иконе гласит: «Святой Василий Блаженный, чудотворец Московский»:
(Courtesy Jacksonsauction.com)
Взглянув на центральное изображение с иконы Боголюбской Божией Матери (внизу), вы увидите собрание святых справа. Среди них (первые две во втором ряду) две полуобнаженные «Юродивые за Христа», один Василий, а другой Максим. Василий считался ясновидящим, способным исцелять и предсказывать будущее. Его репутация была такова, что его боялся даже небезызвестный царь Иван Грозный. Максим тоже бродил во всякую погоду почти нагим, и многие исцеления приписывались ему после его смерти.