Вавилонской башни: Вавилонская башня — история, легенда, где находится башня, фото
Содержание
«Вавилонская башня» Брейгеля-старшего
Важная новость
Комикс «Спасти Емельяна Пугачёва» доступен для предзаказа
Сборник
«Философский пароход»
Новости
08.12.2022
В Москве после реконструкции откроется Музей криптографии
Новости
07.11.2022
В Москве пройдёт международный фестиваль архивных фильмов
Сюжет
Вавилонская башня — один из самых популярных библейских образов в искусстве. Её эксплуатируют кто во что горазд: в кино, театре, живописи, литературе. Но картина Брейгля является, пожалуй, самым известным визуальным воплощением.
Согласно библейскому сказанию, потомки Ноя — те самые, что выжили после всемирного потопа, — разбрелись по земле Сеннаар. И в какой-то момент пришла им идея возвести высоченную башню: объединив усилия, люди хотели вознестись до небес, то есть до уровня Бога. Но не тут-то было. Бог явно не ждал людей в гости, поэтому, чтобы помешать построить башню, он наслал страшную кару — многообразие языков. Внезапно люди утратили возможность коммуницировать. Мало того, что Бог устроил языковой хаос, он ещё и рассеял людей по миру. Так Библия объясняет мультикультурность нашего мира.
«Вавилонская башня». Питер Брейгель-старший, 1563 год. Источник: histarte.com
На переднем плане мы видим царя Нимрода, кто, собственно, и объявил тендер на строительство башни. Деньги выделены — надо проинспектировать (не было же тогда веб-камер и всех этих технологий, чтобы заказчик мог удалённо наблюдать за строителями и подрядчиками). И вот Нимрод приехал на стройку, простые люди, естественно, падают ниц.
Брейгель начал писать библейские сюжеты после знакомства с Босхом
Нимрод был жесток и горд. На картине Брейгеля библейский персонаж похож на человека из 16-го века, и это закономерно. Живописец намекает на Карла V, отличавшегося деспотизмом.
Обратите внимание на то, как композиционно расположены мастеровые: на переднем плане — ручной труд, далее — использование длинных жердей для перемещения каменных плит, на уровне первого этажа — применение блока, далее — всё более мощные краны. По одной из версий, таким образом Брейгель показал развитие строительной техники.
Башня выглядит огромной до неприличия. А чтобы лучше это понять, напрягите немного зрение и вглядитесь в детали, которые выписаны меленько-меленько (кстати, здесь каждый из элементов показан подробно). Сама башня уже достала облака — того и гляди заденет Бога за пятку.
Сооружение выглядит как нагромождение уровней и элементов. Задумывалось оно, судя по всему, как объект, похожий на Колизей, но с каждым новым этажом сложнее проследить логику строителей. По задумке Брейгеля, кара господня настигла мастеров: люди перестали понимать друг друга и начали строить кто в лес, кто по дрова. В итоге материал кладётся неровно, очевидно, что кажущаяся прочной башня вот-вот рухнет и погребёт под своими обломками возгордившихся людей.
Кстати, образ Колизея использован не просто так. Изначально он был символом гонений на христианство, ведь именно там казнили первых последователей Иисуса. Брейгель же Колизеем считал империю Габсбургов, где насаждалось католичество и жестоко преследовались протестанты, сторонником которым был сам художник.
Вавилонская башня у Брейгеля — аллегория Габсбургской монархии
Идея эта подкрепляется ещё одним образом — замком Святого Ангела в Риме. Похожая на него постройка находится внутри Вавилонской башни. Этот замок в Средние века служил резиденцией римских пап и воспринимался как символ могущества католической веры
Заходящие в порт корабли изображены с убранными парусами — символом безысходности и обманутых надежд.
Контекст
Брейгель очень любил легенду о Вавилонской башне. Сохранилось две его картины на эту тему — малая (хранится в Роттердаме) и большая (о которой идёт речь в этом тексте, хранится в Вене). Была ещё миниатюра на слоновой кости, но она не сохранилась.
«Вавилонская башня», Питер Брейгель-старший. Малый вариант. Источник: wikimedia.org
До 16-го века тема Вавилонской башни почти не привлекала внимания европейских художников. Наконец, ситуация изменилась. Особенно увлеклись этим сюжетом нидерландские мастера. Одна из возможных причин — экономический расцвет Голландии и урбанизация. Например, Антверпен (который изображён на полотне Брейгеля) был наводнён иностранцами. По сути, город был той самой разноязыкой Вавилонской башней. Людей уже не объединяла одна церковь: католики, протестанты, лютеране и анабаптисты жили вперемешку. Чувство суеты, незащищённости и тревоги охватило несчастных жителей Нидерландов. Как тут не вспомнить библейский сюжет.
В образе Нимрода Брейгель зашифровал Карла V
Брейгель же был не так прост. В образе Вавилонской башни он зашифровал своё представление о судьбе Габсбургов. При Карле V в его империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов. Однако в 1556 году Карл отрёкся от короны, и это огромное государство под собственным весом начало распадаться.
Судьба художника
Довольно скудны сведения о жизни художника, который, между прочим, считается последней звездой Возрождения в Нидерландах. В юности его буквально огорошил Босх. После знакомства с его творчеством Брейгель начал писать на библейские сюжеты, причём выбирал темы, которые его современники в основном игнорировали.
Портрет Брейгеля работы Доминика Лампсония, 1572 год. Источник: 1st-art-gallery. com
Брейгель, очевидно, был политически заряженным художником. В своих полотнах он старался выразить критику и власти, и церкви. При этом писать портреты или обнажёнку он отказывался, несмотря на заманчивые заказы. Его главными героями был безликие жители голландских провинций. По тем временам это был вызов трендам.
Последние годы жизни Брейгеля прошли в атмосфере религиозного террора
Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель, где жил художник. Последние годы жизни художника прошли в атмосфере религиозного террора и в цветах крови.
Сборник: Вавилон
Столица одной из великих держав древности, объединившей всю Нижнюю и часть Верхней Месопотамии.
- Статьи
- Европа
- XVI век
«Вавилонская башня» Брейгеля-старшего
«Вавилонская башня» Брейгеля-старшего
Питер Брейгель-старший как верный последователь идей Иеронима Босха зашифровал в своём произведении антикатолические взгляды и политическую сатиру.
- Статьи
- Азия
Вавилон: взлёт и падение легендарного города
Вавилон: взлёт и падение легендарного города
Библейские сюжеты, картины эпохи Возрождения, стихотворения – во всех проявлениях культуры древний город нашёл своё отражение.
- Статьи
- Азия
Загадка зиккурата
Загадка зиккурата
Зиккураты строили вавилоняне, ассирийцы и шумеры. На террасах сажали деревья, чтобы комплекс напоминал рукотворную гору.
- ЕГЭ
- Азия
Вавилон
Вавилон
Где находился город? Какой высоты была знаменитая башня? Чем этот город стал для современников? А каким был его конец? Проверь свои знания!
- Статьи
- Азия
Шумерский великий потоп
Шумерский великий потоп
Библейское предание о Ное могло возникнуть как переосмысление более древнего мифа.
- Статьи
- Европа
- VII-VI вв. до н.э.
Взятие Иерусалима: Навуходоносор и падение Иудеи
Взятие Иерусалима: Навуходоносор и падение Иудеи
Ветхий Завет и Иосиф Флавий оставили яркие описания падения Иерусалима. Взятие города подвело итог под историей древней Иудеи.
- Статьи
- Европа
- XVI век
«Вавилонская башня» Брейгеля-старшего
Питер Брейгель-старший как верный последователь идей Иеронима Босха зашифровал в своём произведении антикатолические взгляды и политическую сатиру.
- Статьи
- Азия
Вавилон: взлёт и падение легендарного города
Библейские сюжеты, картины эпохи Возрождения, стихотворения – во всех проявлениях культуры древний город нашёл своё отражение.
- Статьи
- Азия
Загадка зиккурата
Зиккураты строили вавилоняне, ассирийцы и шумеры. На террасах сажали деревья, чтобы комплекс напоминал рукотворную гору.
- ЕГЭ
- Азия
Вавилон
Где находился город? Какой высоты была знаменитая башня? Чем этот город стал для современников? А каким был его конец? Проверь свои знания!
- Статьи
- Азия
Шумерский великий потоп
Библейское предание о Ное могло возникнуть как переосмысление более древнего мифа.
- Статьи
- Европа
- VII-VI вв. до н.э.
Взятие Иерусалима: Навуходоносор и падение Иудеи
Ветхий Завет и Иосиф Флавий оставили яркие описания падения Иерусалима. Взятие города подвело итог под историей древней Иудеи.
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- Европа
- XX век
Москва в руках Монгола
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)
- Статьи
- Европа
- XX век
Берия и женщины
- Статьи
- Европа
- XX век
Протокол допроса адмирала Колчака
- Статьи
- Европа
- V-IV вв. до н.э.
Диалоги Сократа
- Статьи
- Европа
- XVIII-XIX вв.
Придуманная любовь Джейн Остин
- Статьи
- Европа
- XVII век
Суд над Карлом I
- Статьи
- Европа
- XX век
«Композиция VII» Кандинского
- Статьи
- Европа
Супружеские войны: иллюстрированная история семейных ссор
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
«Купчиха за чаем» Кустодиева
- Статьи
- Европа
- XI век
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
- Статьи
- Европа
- XX век
Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы
- Статьи
- Европа
- XX век
Война, оккупация и Сопротивление в кино глазами очевидцев
- Статьи
- Европа
- XX век
Москва в руках Монгола
- Статьи
- Европа
- XX век
Нацистская верхушка: семейные хроники
- Статьи
- Азия
- XX век
Нанкинская резня (18+)
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)
- Статьи
- Европа
- XVII-XIX вв.
«Утро стрелецкой казни» Сурикова
- Статьи
- Европа
- XX век
Берия и женщины
- Статьи
- Европа
- XX век
Протокол допроса адмирала Колчака
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 266764
Москва в руках Монгола
- 📚 Статьи
- 👀 256578
Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)
- 📚 Статьи
- 👀 215337
Берия и женщины
- 📚 Статьи
- 👀 213630
Протокол допроса адмирала Колчака
- 📚 Статьи
- 👀 124619
Диалоги Сократа
- 📚 Статьи
- 👀 52608
Придуманная любовь Джейн Остин
- 📚 Статьи
- 👀 49613
Суд над Карлом I
- 📚 Статьи
- 👀 42730
«Композиция VII» Кандинского
- 📚 Статьи
- 👀 41499
Супружеские войны: иллюстрированная история семейных ссор
- 📚 Статьи
- 👀 21664
«Купчиха за чаем» Кустодиева
- 📚 Статьи
- 👀 687187
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
- 📚 Статьи
- 👀 618776
Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы
- 📚 Статьи
- 👀 275172
Война, оккупация и Сопротивление в кино глазами очевидцев
- 📚 Статьи
- 👀 266764
Москва в руках Монгола
- 📚 Статьи
- 👀 266165
Нацистская верхушка: семейные хроники
- 📚 Статьи
- 👀 262564
Нанкинская резня (18+)
- 📚 Статьи
- 👀 256578
Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)
- 📚 Статьи
- 👀 221618
«Утро стрелецкой казни» Сурикова
- 📚 Статьи
- 👀 215337
Берия и женщины
- 📚 Статьи
- 👀 213630
Протокол допроса адмирала Колчака
как понимать эту «библейскую» картину и какие символы в ней скрыты – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 21 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
«Вавилонская башня» — одна из самых известных и самых загадочных картин Питера Брейгеля Старшего. Это картина-символ, картина-иносказание. Но как ее понимать? На какие источники, изобразительные и литературные, опирался Брейгель и, главное, что нового он добавил к традиции?
Питер Брейгель. Вавилонская башня (большая). 1563. Музей истории искусств, Вена
Три башни Питера Брейгеля
Сразу уточним: мы знаем о трех «Вавилонских башнях», написанных Брейгелем: самая ранняя, миниатюра на слоновой кости, до нас не дошла, есть только упоминание о ней, а две других висят сейчас в музеях Вены и Роттердама. Венская картина куда более известна, о ней в первую очередь мы и будем говорить.
Венская «Башня» подписана и датирована 1563 годом. Ее часто называют «большой» «Башней», так как эта картина больше по размеру, чем «малая», или роттердамская, «Башня». При очевидной близости, между картинами есть и немало различий, причем дело не только в размерах — роттердамская «малая» «Башня» заметно отличается и более темным, мрачным колоритом, и, к примеру, отсутствием на переднем плане царя со свитой. «Малая» «Башня» Брейгеля не датирована, но принято считать, что она написана почти одновременно с «большой», хотя и здесь нет согласия: некоторые ученые предполагают, что она могла быть написана на несколько лет позже.
Питер Брейгель. Вавилонская башня (малая). Около 1563 (?). Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам
При разглядывании картины вопросы начинаются сразу и касаются буквально всего: устойчива башня — или она заметно накренилась и вот-вот упадет? Намекают ли облака в небе (особенно заметные в «малой» «Башне») на Божий гнев — или это просто указание на высоту сооружения? Можно ли считать, что в «большой» «Башне» заложен некий позитивный смысл, например, воспевание созидательного труда строителей, так как она окрашена в светлые тона? Содержит ли картина злободневные, в том числе политические, намеки — или такого смысла в ней нет и не может быть?
Башни до Брейгеля
Посмотрим на традицию изображения. Вавилонская башня в искусстве встречалась множество раз и до Брейгеля, особенно в книжной миниатюре, но также и в церковном интерьере, то есть в мозаиках и фресках, когда надо было иллюстрировать известный рассказ из первой книги Ветхого Завета (Быт 11:1–8). Вот этот текст в синодальном переводе, речь здесь идет о времени после Потопа, о потомках сыновей Ноя:
На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.
И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню].
Одним из первых изображений строительства Вавилонской башни в западном искусстве считается небольшая резная табличка из слоновой кости XI века, хранящаяся в музее итальянского города Салерно (входит в состав знаменитого «Салернского антепендиума»).
Вавилонская башня. XI век. Резьба по слоновой кости. Городской музей Салерно
В левой части изображения Бог смешивает язык людей, в центре — показана сама башня, в правой части — подъем стройматериалов. Вся сцена дана здесь очень схематично, но этой традиции суждено большое будущее. Процесс строительства начинает стремительно обрастать новыми подробностями, появляется все больше реалистических деталей.
Средневековые иллюстраторы обычно изображают Вавилонскую башню с несколькими гранями, показывая при этом изготовление кирпичей, труд каменщиков и работу подъемных механизмов. Мы видим это и в мозаике Палатинской капеллы в Палермо (XII век), и, к примеру, в немецкой книжной миниатюре из «Мировой хроники в стихах».
- Вавилонская башня. XII век. Палатинская капелла, Палермо. Фрагмент мозаики
- Вавилонская башня. XIV век. Миниатюра из «Мировой хроники в стихах». Баварская государственная библиотека
Примеров подобных изображений — множество.
Гораздо ближе к Брейгелю — и по времени, и по региону — миниатюра нидерландского художника Герарда Хоренбоута (Gerard Horenbout) из «Бревиария Гримани», роскошно иллюстрированной рукописной книги.
Герард Хоренбоут. Вавилонская башня. 1515–1520. Миниатюра из «Бревиария Гримани». Национальная библиотека Марчиана, Венеция
У Хоренбоута по спирали вокруг башни поднимается пандус, к ней на телегах подвозят строительные материалы, хорошо видны морской залив с кораблями, подъемные краны и характерные аркады, из которых состоят ярусы, — легко заметить, что все это мы встречаем потом и у Брейгеля.
Герард Хоренбоут. Вавилонская башня. Фрагмент
Наконец, конической формы башня, состоящая из аркад, тоже не изобретение Брейгеля, такую башню-конус можно найти на гравюре середины XVI века французского художника Бернара Саломона, весьма популярного у своих современников (гравюры в XVI веке были ходовым товаром, быстро распространялись по всей Европе). Это изображение уже очень близко к картине, о которой мы говорим.
Бернар Саломон. Вавилонская башня. 1554. Гравюра из «Библии в катренах» Клода Парадена
К середине XVI века, времени Брейгеля, относится и картина, предположительно написанная нидерландским художником Яном ван Скорелом, где Вавилонская башня, окруженная спиралью пандуса, возвышается над равниной, а справа видна река, впадающая в море.
Перед башней показана толпа: часть людей занята работой, они добывают камень, несут носилки, другие как будто спорят, обсуждают происходящее. Возможно, они уже перестают понимать друг друга. Ближе к левому нижнему углу изображен обнаженный человек большого роста, указывающий на башню (или на небеса). По мнению брейгелеведа Ларри Сильвера, это царь Нимрод, которого более поздние авторы упоминают как строителя Вавилонской башни.
Ян ван Скорел (?). Вавилонская башня. Ок. 1550. Галерея Франкетти, Венеция
Вавилонская башня в Библии и после
Несколько слов надо сказать о важнейших текстах, созданных после книги Бытие и составляющих, вместе с изображениями, ту традицию, на которую опирались художники Средних веков и Возрождения, в том числе и Брейгель, когда брались за изображение Вавилонской башни.
Во-первых, это гневные упоминания Вавилона в книгах пророков Исаии и Иеремии, где предсказывается разрушение Вавилона от Божьей кары. Речь в этих текстах (например, Ис 47, и особенно Иер 50–51) идет не о самой Вавилонской башне, а о Вавилоне, с которым она, однако, не может не ассоциироваться.
Во-вторых, крайне негативно характеризуется Вавилон в Откровении Иоанна Богослова, где содержатся и пророчества о его падении: И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его (Откр 18:21).
Фигуру легендарного царя Нимрода (Немврода) связывает с Вавилонской башней хорошо известный в христианском мире античный историк I века Иосиф Флавий. В его тексте исполин-охотник Нимрод представлен как безбожный гордец: «К такому дерзкому ослушанию относительно Господа Бога побудил их Немврод, внук Хама, сына Ноева, человек отважный и отличавшийся огромною физическою силою. Он убедил их не приписывать своего благоденствия Господу Богу, а считать причиною своего благополучия собственную свою доблесть. <…> При этом он хвастливо заявлял, что защитит их от Господа Бога, если бы Тот вновь захотел наслать на землю потоп. Он советовал им построить башню более высокую, чем насколько могла бы подняться вода, и тем отомстить [Богу] за гибель предков. <…> И вот они начали строить башню, не щадя рвения и усилий. <…> Видя такое их безумие, Господь Бог, хотя и решил не губить их совершенно, однако посеял между ними распрю, сделав их разноязычными и тем самым вызвав среди них непонимание друг друга. То место, где они построили башню, называется теперь Вавилоном…» (Иосиф Флавий. Иудейские древности).
В V веке Августин Блаженный, авторитетнейший автор для европейских Средних веков и Возрождения, обрушивается на строителя Вавилонской башни царя Нимрода за его «нечестивую гордость» (Августин. О Граде Божием. Кн. 16, гл. 4) и, что важно, противопоставляет земной Вавилон (обитель греха и порока) и Небесный Иерусалим.
Наконец, встречаем мы Нимрода и у Данте в «Божественной комедии», где строитель Башни помещен между 8 и 9 кругами Ада, то есть между обманщиками и предателями: «То царь Немврод, чей замысел ужасный / Виной, что в мире не один язык» (перевод М. Лозинского).
Чем картина Брейгеля отличается от картин предшественников
Что делает Брейгель с традицией? Он следует своему любимому правилу: «беру чужое — и делаю своё». Мы уже видели: практически все элементы его Вавилонской башни, взятые по отдельности, можно найти и у предшественников. Однако картина Брейгеля оказывается небывалой, решительно отрываясь от всего предшествующего материала.
Первое и самое главное: Брейгель не пишет картину-иллюстрацию к эпизоду Ветхого Завета (а именно это делали его предшественники), он пишет картину-размышление, и касается она не давно прошедших легендарных событий, а брейгелевской современности.
В отличие от многочисленных фресок, мозаик и книжных миниатюр, которые мы бегло упомянули, «Башня» Брейгеля не входит в некий цикл на темы первой книги Ветхого Завета. Что принципиально важно, это именно отдельная, сама по себе существующая картина. Рассматривать ее и думать над ней надо не в контексте изображений рая, Адама и Евы, Потопа и других привычных для искусства сюжетов из книги Бытие — такого контекста у Брейгеля просто нет, думать над ней нужно именно в контексте творчества Брейгеля.
Заметим здесь, что обращения к Ветхому Завету у Брейгеля вообще крайне редки: кроме двух изображений «Башни» есть еще небольшая, но очень для нас важная работа «Самоубийство Саула», написанная за год до венской картины, в 1562 году. Почти так же редко у Брейгеля встречаются фигуры царей (рождественских царей-волхвов мы здесь учитывать не будем), и эти цари — как раз Саул и Нимрод. Тем больше у нас поводов сопоставить эти картины.
О чем картина «Самоубийство Саула»? О наказанной гордости (гордыне), причем как самого царя Саула, так и всего избранного народа, пожелавшего жить «как все другие народы» и слушаться воли царя, а не Бога. Саул, начав свое правление вроде бы успешно, быстро превращается в мнительное чудовище, совершает преступления и заканчивает жизнь, проиграв сражение филистимлянам и убивая себя.
Питер Брейгель. Самоубийство Саула. 1562. Музей истории искусств, Вена
Брейгель никогда не иллюстрирует эпизодов Священного Писания буквально, он расставляет акценты по-своему и выявляет скрытый в тексте смысл. Так же он поступил и со смертью Саула. Напомним рассказ из Первой книги Царств: филистимляне побеждают израильтян, войско Саула бежит, израненный стрелами и окруженный врагами царь, не желая попасть в плен, просит оруженосца убить его, тот отказывается, и тогда Саул сам бросается на меч.
Брейгель последовательно убирает все мотивы, оправдывающие поступок царя: на его картине израильское войско еще не побежало, битва в самом разгаре, врагов поблизости нет, они только подбираются к Саулу, стрелами царь тоже не изранен. Он бросается на меч на пустой горной площадке, и оруженосец, оглядываясь на упавшего на царя, следует его примеру.
Питер Брейгель. Самоубийство Саула. Фрагмент
Ларри Сильвер, уже упомянутый нами крупнейший современный специалист по творчеству Брейгеля и его эпохе, убедительно показал, что картину «Смерть Саула» следует понимать как злободневное высказывание в контексте критического отношения к царской (королевской) власти, характерного для нидерландского общества середины XVI века — многие были недовольны властью испанского монарха, которому в то время принадлежали Нижние Земли, еще не разделенные на Бельгию и Голландию.
Но это же относится и к Нимроду. Вдумаемся: этих персонажей Ветхого Завета, изображенных Брейгелем почти одновременно, с интервалом в один год, связывает не только то, что оба они ветхозаветные цари, их связывает мотив богопротивной гордости, за которую оба расплачиваются: Саул своей гибелью (и ее бесславность, как мы видели, была максимально усилена Брейгелем), а Нимрод — крушением своего главного «проекта», строительства Вавилонской башни. И хотя Саул у Брейгеля уже падает на меч, а Нимрод горделиво стоит в окружении свиты и принимает почести от строителей, логично понимать эти фигуры как парные, а во многом и тождественные: перед нами явно негативный образ — царь, в тщеславном ослеплении бросающий вызов Богу и ведущий свой народ к катастрофе. Читатель Библии хорошо знает, что следом и Бог скажет Свое слово: и сам царь, и его народ от этой гордости жестоко пострадают.
Какие параллели были очевидны для современников Брейгеля
Почти все пишущие о «Вавилонской башне» Брейгеля сравнивают ее аркады с аркадами громадного сооружения древности, римского Колизея, и это совершенно справедливо, не заметить этого сходства нельзя. Ссылаются обычно на то, что Брейгель бывал в Риме и видел Колизей своими глазами, и эти впечатления потом использовал при изображении башни — и это тоже верно, у Брейгеля в верхней части картины видно внутреннее устройство башни, и оно, кстати, напоминает Колизей еще больше, чем ее внешняя стена.
- Питер Брейгель. Вавилонская башня. 1563. Фрагмент
- Внутреннее устройство башни. Питер Брейгель. Вавилонская башня. 1563. Фрагмент
В частности, можно разглядеть, что при возведении башни используются разные строительные материалы, как было и в Колизее, где для внутренних сооружений использовались туф, бетон, кирпич, а для внешней стены — травертин (его характерный светло-желтый оттенок хорошо опознается в цвете внешних стен венской «Вавилонской башни» Брейгеля).
Колизей. Внутреннее пространство. Рим. Фрагмент современной фотографии
В качестве изобразительного примера-параллели часто приводят гравюру с видом Колизея из популярной в XVI веке серии «Руины Рима», сделанную Иеронимом Коком. С Коком Брейгель был хорошо знаком, так как несколько лет работал рисовальщиком в его антверпенской мастерской «На четырех ветрах».
Колизей у Кока — это именно заброшенная руина, Кок не забывает показать не только обвалившиеся стены, но и многочисленные кусты, растущие из каменной кладки. Надпись в левом верхнем углу меланхолически уточняет, что перед нами «Колизей, разрушенный варварами».
Кроме буквальной натурной зарисовки тут, конечно, просматривается и популярнейшая в поэзии и философии XVI века тема бренности бытия, преходящей земной славы. Вот что осталось, говорит нам гравюра Иеронима Кока, от некогда великого города, от Рима, бывшего властелином мира.
Иероним Кок. Колизей, разрушенный варварами. 1551. Гравюра из серии «Руины Рима». Фрагмент
Картина Брейгеля не просто напоминает о Колизее и о Риме, она подхватывает тему некогда великой империи, от которой остались руины. Мы видим визуальный образ: вот что бывает с тем, кто вознесся слишком высоко, пожелал встать над миром и бросил вызов Богу.
«Башня» Брейгеля не просто перекликается с Колизеем, художник проводит параллель между двумя легендарными царствами прошлого, библейским и античным.
Но Рим для эпохи Брейгеля — не только сердце бывшей великой империи, это еще и современный центр католического мира, Рим — это в первую очередь Ватикан. Напомним: в Нижних Землях в первой половине XVI века возник и к 1560-м годам уже стремительно распространился протестантизм, с точки зрения его сторонников — истинное христианство, а с точки зрения Католической Церкви и испанского монарха — опасная ересь, которую необходимо искоренять, в том числе огнем и мечом. Огромная и могущественная Испанская империя и Католическая Церковь соединялись в глазах их мировоззренческих оппонентов в один образ угнетающей внешней силы.
Надо подчеркнуть, что противостояние местного населения и испанской власти в Нижних Землях в XVI веке было в первую очередь духовным, религиозным противостоянием, результатом церковного раскола в западном мире. Политический конфликт, в том числе и военный, вытекал из духовного уже как его следствие. У Брейгеля этот единый образ иноземной власти, церковной и светской, нашел свое визуальное воплощение в Вавилонской башне.
И тут надо вспомнить, что, кроме грандиозных руин Колизея (образа былой Империи), Брейгель не мог не видеть в Риме — он был там в 1553 году — еще одно колоссальное архитектурное сооружение, тоже круговой формы, тоже состоящее из аркад. Я говорю о возведении барабана для купола собора Святого Петра в Ватикане, причем, что для нас важно, это были не руины, а именно строительство. Купол достроили примерно через 10 лет после того, как Брейгель побывал в Риме, то есть его художник не видел, он видел именно огромный незавершенный барабан. Вот как запечатлена эта стройка на двух гравюрах из серии «Зеркало римского великолепия», которую издавал в середине XVI века работавший в Риме художник Антуан Лафрери. Первая гравюра предположительно датируется 1555 годом, на второй, более поздней, отчетливее просматривается мотив аркад, поддерживающих барабан снизу:
Вторая гравюра Лафрери, из коллекции Метрополитен-музея:
Таким образом, для внимательного и осведомленного зрителя «Вавилонская башня» Брейгеля могла устанавливать сразу целую систему отсылок и параллелей: Вавилон — древний Рим (прежняя империя) — Испания (современная империя) — Ватикан (Католическая Церковь). Все элементы этой системы могли угадываться, как бы просвечивать сквозь оболочку исходного сюжета — строительство Вавилонской башни. А сама незавершенная стройка одновременно указывала и на будущие, проступающие в ней руины.
Ключ к картине
Характерно, что Брейгель ставит свою «большую» «Башню» (венскую) между городом и морем. Широкую реку, впадающую в морской залив, мы видели и у художников — предшественников Брейгеля, например, у Герарда Хоренбоута или ван Скорела. Этот мотив можно объяснить в том числе и влиянием текста пророческих книг и Откровения Иоанна Богослова, где в связи с грядущей гибелью Вавилона упоминаются и «корабельщики», и «море».
Однако Брейгель делает еще один шаг, перенося свою «Башню» из условного пространства именно в Нидерланды: дома его города, их характерные ступенчатые фронтоны не могут не вызвать в памяти архитектуру Гента, Брюгге и других городов Нижних Земель.
Нидерландский город у подножия башни. Питер Брейгель. Вавилонская башня. 1563. Фрагмент
Некая могущественная сила — формально говоря, воля царя Нимрода — строит колоссальную башню именно на земле Нидерландов. Стройка кипит, рабочие трудятся и вместе с тем обживают башню. Приглядываясь, мы видим и сцены приготовления пищи, и сушку за окнами белья, и небольшие огороды, которые успели разбить работники у себя под окнами. Башня у Брейгеля не просто грандиозное здание, это, по сути, целый мир, она подобна государству.
Приготовление еды, сушка белья и огороды. Питер Брейгель. Вавилонская башня. 1563. Фрагмент
И глядя на нее, вспоминая Библию и Августина, вспоминая судьбу Римской империи, современный Брейгелю зритель не мог не думать о неизбежном крушении всего этого начинания.
Власть и люди тщеславны и при этом слепы, они не видят того, к чему ведут их решения и их усилия, говорит нам Брейгель. Кроме того, он явно высказывается на острую политическую тему: Империя, ты подобна Вавилонской башне, и Божий гнев разразится над тобой, ты рухнешь, это дело времени.
Высказывание Брейгеля, как мне представляется, задевает и Католическую Церковь, преследующую протестантов (формально Брейгель закончил свои дни католиком, но симпатии к протестантизму явно видны в его творчестве — впрочем, это тема отдельного большого разговора). Добавлю к сказанному, что важная тема библейского рассказа о башне — разделение единого языка на множество — очень хорошо проецируется на современную Брейгелю ситуацию: он и его современники уже видят, что единому языку Католической Церкви, латыни, суждено разделиться на множество национальных языков, на которые переводят Библию протестанты по всей Европе.
Интересно, что некоторые современные ученые, в частности австрийские специалисты по Брейгелю Эльке Оберталер и Сабин Пено, призывают смотреть на венскую «Башню» Брейгеля как на «положительно» окрашенный образ. В кратком пересказе их позиция выглядит так: на всех ярусах башни люди усердно и дружно работают, а само сооружение окрашено в светлые цвета (речь идет именно о венской картине), следовательно, Брейгель изображает и даже воспевает созидательный труд. Далее расшифровывается центральный образ: Вавилонская башня — это бурно растущий и процветающий родной город художника — Антверпен, мегаполис XVI века. К этому добавляется еще один аргумент: известно, что венскую «Башню» заказал Брейгелю богатый антверпенский купец Николаас Йонгелинк, картина висела у него в загородном доме, а Йонгелинк имел тесные связи с испанской администрацией Нидерландов и не стал бы вешать в своем доме антииспанскую и антикатолическую картину.
На последнее можно кратко возразить, что картина Брейгеля, при всей многослойности своего содержания, обладала исключительным «защитным механизмом»: прежде всего, на ней был изображен сюжет из Ветхого Завета, так что ее всегда можно было трактовать как обобщенное назидание, направленное против греха гордыни, а все иные подтексты и аналогии признать «случайными» и просто игнорировать. Брейгель спрятал, защитил содержание своей картины самим сюжетом: ее смысл стал подобен ядру ореха, скрытого скорлупой, или смыслу притчи, спрятанному в оболочке простого рассказа. Кроме того, мы знаем у Брейгеля несколько картин, содержащих еще более прямые антииспанские выпады, к примеру, его «Избиение младенцев в Вифлееме», где откровенно изображен испанский карательный отряд (внутри этой картины испанцы приравниваются к слугам царя Ирода), вошедший в нидерландский городок и убивающий детей.
Светлые тона, в которые окрашена снаружи венская «Башня», не должны сбивать нас с толку: его вторая, «малая», «Вавилонская башня» по колориту гораздо мрачнее, хотя и сюжет, и его символическое содержание здесь, очевидно, те же самые.
Что касается «согласованного труда строителей», то согласованные действия больших масс людей у Брейгеля как раз обычно не приводят ни к чему хорошему, достаточно вспомнить толпы в «Несении креста» (см. Голгофа Питера Брейгеля: разбираем символы и загадки великой картины), дружно бегущие глазеть на голгофскую казнь. Массами людей может двигать страх перед властью, особенно когда эта власть жестока. Но даже и страх не обязателен: люди добровольно готовы на любое преступное дело, когда ими управляет тщеславие, когда они действуют в ослеплении (этот мотив ближе всего к сюжету о Вавилонской башне). Учитывая, что тема слепоты человека, точнее говоря, человечества в целом, — основная тема Брейгеля-философа, согласованный труд строителей не выглядит аргументом в пользу «положительного» понимания образа Вавилонской башни.
Завершая, заметим, что для современников Брейгеля было вполне естественно, глядя на изображение какого-либо сюжета, видеть не только непосредственно изображаемый момент, но и представлять себе всю цепочку дальнейших, хорошо известных, событий. Вавилонская башня воспринималась в XVI веке именно как образ греха (вполне возможно, что семь относительно достроенных уровней башни указывают на семь смертных грехов, один из которых как раз гордыня), как проклятое место, над которым разразится Божий гнев. В книге Бытие нет ни слова о разрушении башни, но этот мотив пронизывает пророчества Исаии и Иеремии, и, например, нидерландский художник середины XVI века Корнелис Антонис красноречиво показывает именно подразумеваемый финал истории: его многоярусная башня на глазах зрителя разваливается на куски от вихря, сходящего с небес, в потоках которого мы видим летящее вниз ангельское войско, воплощение Божьего гнева.
- Корнелис Антонис. Разрушение Вавилонской башни. 1547. Гравюра. Рийксмузеум, Амстердам
- Ангелы, символизирующие Божий гнев. Корнелис Антонис. Разрушение Вавилонской башни. Фрагмент
Как следует писать историю?
Итак, Брейгель вбирает предшествующие традиции и создает картину нового типа: превращает иллюстрацию к Ветхому Завету в философскую и одновременно с этим злободневную «визуальную притчу».
Ограничивается ли смысл этой притчи теми значениями, которые указаны выше? Думаю, что нет: символический язык отличается от аллегорического именно своей глубиной и неисчерпаемостью.
Еще одна возможная параллель возникает у внимательного зрителя, когда он замечает подпись Брейгеля на одном из каменных блоков у нижнего края картины.
На боковой грани камня выбиты подпись и дата: BRVEGEL FE(cit) M CCCCC LXIII (Брейгель сде[лал это] 1563).
Сверху на том же камне лежат инструменты, как бы оставленные тем, кто делал надпись. Возможно, сам камнетес тут же, рядом со своим камнем, стоит на коленях.
Можно увидеть в этом глубокий смысл. Например, такой: Брейгель подчеркивает, что он один из участников строительства (и в этом видят довод в пользу истолкования Башни как растущего и процветающего мегаполиса Антверпена). Но мне кажется куда более близкой к творчеству Брейгеля в целом, к его идеям как философа и проповедника, другая трактовка: да, Брейгель сравнивает себя со строителем башни, но рядом стоит царь Нимрод со свитой, всем своим видом показывая: это его стройка, «его башня». Между Нимродом и подписью автора на камне — группа кланяющихся строителей… Брейгель вполне может противопоставлять суетное сиюминутное тщеславие и настоящую славу, сохраняющуюся в веках.
И тут нельзя не вспомнить поучительную историю о строительстве еще одного колоссального сооружения древности, только на этот раз античной древности, — Александрийского маяка.
Античный писатель Лукиан пишет о Сострате, строителе маяка, и тем заканчивает свою книгу «Как следует писать историю»:
«Построив такое сооружение [маяк. — М. К.], строитель внутри на камнях написал собственное имя, а затем, покрыв его известью, написал поверх имя тогдашнего царя, предвидя, как это и случилось, что оно очень скоро упадет вместе со штукатуркой и обнаружится надпись: «Сострат, сын Дексифона, книдиец, богам-спасителям во здравие мореплавателей». Он считался не со своим временем, а с вечностью, пока будет стоять маяк — произведение его искусства» (Лукиан, «Как следует писать историю». Гл. 62).
У Лукиана этот рассказ о гордыне царя Птолемея, которая была посрамлена зодчим Состратом, превращается в иносказание: вот и историю надлежит писать так же, говорит Лукиан, не льстя современной власти, но заботясь о правде ради будущего.
Гордый царь Нимрод у подножия Вавилонской башни на картине Брейгеля инспектирует стройку и принимает почести. Но через подпись Брейгеля, истинного автора этой «постройки», выбитую на камне, и царь Нимрод, и окружающие его подданные превращаются в часть притчи о гордыне, которая если не прямо сейчас, то со временем будет непременно посрамлена. Очевидно, что этот возможный дополнительный сюжет отлично сочетается с общим смыслом «библейской» картины Брейгеля, скрытого злободневного памфлета, хорошо понятного современникам.
Но есть и еще одно соображение — насчет востребованности его картины. Как и любой художник середины XVI века, Брейгель работает на заказ, по крайней мере, это касается больших живописных работ (рисунки и небольшие картины он мог делать и «для себя»). Так как нам известны две его живописных «Башни», и обе явно написаны на заказ, можно предположить, что картина оказалась популярной. Еще больше нас в этом убеждает огромное число живописных «Вавилонских башен», написанных продолжателями Брейгеля под его явным влиянием в конце XVI — начале XVII веков. В частности, можно назвать имена Хендрика ван Клеве III, Мартена ван Фалькенборха или Абеля Гриммера, которые сделали изображения башни буквально своей профессией.
Мартен ван Фалькенборх. Вавилонская башня.1595. Государственная картинная галерея, Дрезден
Это говорит о большой популярности сюжета и косвенно подтверждает его злободневное звучание в Северной Европе. Для сравнения, в Италии или в Испании этот сюжет популярностью не пользовался. Характерно и то, что когда многолетнее противостояние (80-летняя война, 1566–1648) между Испанией и местным населением — то есть война между католиками и протестантами — в Нижних Землях сходит на нет, сюжет тут же теряет популярность у заказчиков, о Вавилонской башне прочно забывают, и символический смысл изображения становится загадкой для последующих поколений.
Вавилонская башня | Ответы в Бытие
Вавилонская башня (2242 г. до н.э.) была восстанием Ноя против Бога после Потопа.
потомки. Бог осудил их, разделив единый язык на несколько языковых семей.
По мере того как эти группы распространялись и становились изолированными, некоторые черты (например, оттенок кожи, форма глаз)
стали доминирующими в определенных группах.
Посмотрите видео на YouTube.
Существует множество подтверждений библейского рассказа о Вавилонской башне и о том, что произошло в результате. Языковые изменения, зиккураты, имена Ноя, встречающиеся по всему миру, и легенды о башнях — прекрасное подтверждение событий в Вавилоне.
Милосердие Бога, осудившего мятежников в Вавилоне, является уроком для нас сегодня. Превратив один язык во многие, Он разделил народы эффективнее, чем любая Китайская стена. Бог вмешался, чтобы не дать человеческому роду попасть под власть единственного абсолютного тирана над всей землей.
В своих попытках объяснить множество языков светские теории оказываются тщетными. Они отодвинуты на второй план библейским повествованием, которое приписывает Богу дар языка и огромное разнообразие различных языковых семей. Слова язык, язык, речь и слово встречаются в Библии не менее 1401 раз.
«Почему у интеллектуально превосходящих людей около 7000 различных языков?» — спрашивает биолог-эволюционист Марк Пейджел. Пейджел возглавляет команду, ищущую эволюционное объяснение для многих наших языков. Библейская история рассеяния с Вавилонской башни указывает на то, что разнообразие языков возникло в районе «равнины в земле Сеннаар».
Глава книги
Был ли распад Вавилонской башни реальным событием?
Статья отдела журнала
Сколько рас создал Бог?
Статья в журнале
Разбивка лагеря после Вавилона
Статья отдела журнала
Вавилонская башня — устранение путаницы
Статья в журнале
Больше, чем пирог
Статья в журнале
Восстание мира
Статья в журнале
Как выглядела Башня?
История Вавилонской башни: что произошло на самом деле?
Делиться
FacebookTwitterRedditPinterestLinkedIn
Большинство детей, посещавших занятия в воскресной школе, могут рассказать вам, что произошло в Вавилонской башне. Царь Нимрод хотел прославиться, поэтому он убедил жителей Вавилона построить огромную башню, которая достигала бы небес.
Бог увидел, что люди возгордились, и решил, что ему следует спуститься вниз и смешать их язык, чтобы они не понимали друг друга. Это учит нас тому, что гордыня — это плохо, и помогает нам понять, откуда взялись все языки мира.
У большинства взрослых нет более сложного понимания этой истории. Но доктор Майкл С. Хейзер, автор книги Невидимое царство: восстановление сверхъестественного мировоззрения Библии , хотел бы исправить это. В этой статье, адаптированной из его популярной книги, Хайзер объясняет, что на самом деле произошло в Вавилонской башне, и раскрывает его последствия. Затем он продолжает показывать, как Новый Завет исправляет то, что произошло в истории о Вавилонской башне.
***
Интерпретация истории о Вавилонской башне
Знаменитая история о Вавилонской башне и о том, как она была построена, рассказывает гораздо больше, чем о злополучном строительном проекте и языковой путанице. Это сердце ветхозаветного мировоззрения.
Вавилон был местом, где люди стремились «сделать себе имя ( шем )», построив башню, которая достигала небес, царства богов. Город представлен как источник зловещей деятельности и знаний.
Бытие 11:1–9 гласит:
«На всей земле был один язык и одни и те же слова. И когда люди мигрировали с востока, они нашли равнину в земле Сеннаар и поселились там. И они сказали друг другу: «Пойдем, сделаем кирпичи и обожжем их хорошенько». И у них был кирпич вместо камня и смола вместо раствора. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес. И сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли».
Тогда Яхве сошел посмотреть на город и башню, которые строили люди. И сказал Господь: вот, один народ с одним языком, и это только начало того, что они будут делать. Так что теперь ничто из того, что они намереваются сделать, не будет для них невозможным. сойдем же и смешаем там язык их, так что они не будут понимать языка друг друга». И рассеял их Господь оттуда по лицу всей земли, и они перестали строить город. Посему и наречено ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и там рассеял их Господь по лицу всей земли».
Бог действовал один?
Вы сразу заметите, что в стихе 7 используется такое же «множественное увещевание», как и в Бытие 1:26:
«И сказал Бог: сотворим нас человека по образу Нашему, в наше подобие, чтобы они могли властвовать над рыбами в море и над птицами в небе, над скотом и над всеми дикими животными, и над всеми тварями, которые передвигаются по земле» (курсив добавлен)
В стихе Яхве провозглашает: «Сойдем и смешаем язык их». Как и в случае с Бытие 1:26, за объявлением во множественном числе следуют действия только одного существа, Яхве: «И рассеял их Яхве» (11:8).
Экстраполяция истории о Вавилонской башне
Именно в этот момент большинство читателей Библии полагают, что больше не о чем думать. Это потому, что другие отрывки из Ветхого Завета, в которых говорится об этом событии, как правило, не обсуждаются. Самым важным из них является Второзаконие 32:8–9 (ESV):
Когда Всевышний дал народам их наследие,
когда разделил человечество,
Он установил границы народов
по числу сыновья Божии.
Но часть Господа — Его народ,
Иаков — удел Его.
Бог лишит народы
Второзаконие 32:8–9 описывает, как Яхве рассеял народы в Вавилоне, что привело к тому, что Он лишил эти народы наследства как Своего народа.
Это ветхозаветный эквивалент Послания к Римлянам 1:18–25, знакомый отрывок, в котором Бог «предал [человечество]» их упорному бунту. Утверждение во Второзаконии 32:9 о том, что «Господня часть — народ Его, Иаков — удел Его», намекает нам на то, что имеется в виду противопоставление любви и собственности.
Яхве, по сути, решил, что люди из стран мира больше не будут иметь с ним отношений. Он начнет заново. Он вступит в отношения завета с новым народом, которого еще не было: Израилем.
Последствия этого решения и этого отрывка имеют решающее значение для понимания большей части содержания Ветхого Завета.
В большинстве английских Библий во Второзаконии 32:8 не написано «по числу сынов Божьих». Скорее, они читаются «по числу сынов Израилевых». Разница возникает из-за разногласий между рукописями Ветхого Завета. «Сыны Божьи» — правильное прочтение, как теперь известно из свитков Мертвого моря.
Откровенно говоря, вам не нужно знать все технические причины того, почему «сыны Божьи», читаемые во Второзаконии 32:8–9, — это то, о чем изначально говорилось в стихе. Вам просто нужно немного подумать о неправильном прочтении «сыны Израиля».
Второзаконие 32:8–9 восходит к событиям в истории о Вавилонской башне, событию, которое произошло до призвания Авраама, отца народа Израиля. Это означает, что народы земли были разделены в Вавилоне еще до того, как Израиль появился как народ.
Для Бога не было бы смысла разделять народы земли «по числу сынов Израилевых», если бы не было Израиля.
Что случилось с другими народами?
Что означает, что они были распределены в наследство по числу сыновей Божьих?
Как ни странно, остальные народы были отданы под власть членов божественного совета Яхве. В то время как во Второзаконии 32:8–9Бог распределил или раздал народы сыновьям Божьим, здесь нам говорят, что Бог «наделил» богов этим народам. После Вавилона Бог постановил, что другие народы, которые он оставил, будут поклоняться другим богам, кроме него самого. Другим народам были назначены эти меньшие боги по решению Всевышнего, Яхве.
То, что эта интерпретация верна, ясно видно из явного параллельного отрывка, Второзаконие 4:19–20. Там Моисей говорит израильтянам:
«И сделайте это, чтобы вы не поднимали глаз ваших к небу и не видели солнца, луны и звезд, всего воинства небесного, и не заблудились и не поклонились им и служи им, что Господь, Бог твой, определил всем народам под всем небом. А вас взял Господь и вывел вас из печи железной, из Египта, чтобы вы были Его народом в удел, как и ныне».
Второзаконие 4:19–20 — это обратная сторона Божьей карательной монеты. Это как если бы Бог говорил: «Если ты не хочешь меня слушаться, я не заинтересован в том, чтобы быть твоим богом — я сопоставлю тебя с каким-нибудь другим богом».
82-й псалом, с которого мы начали обсуждение на божественном совете, повторяет это решение. В этом псалме Яхве судит других элогимов, сыновей Всевышнего, за их коррумпированность в управлении народами. Псалом заканчивается мольбой псалмопевца: «Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы».
Связь Вавилона с Книгой Бытия 6
Может показаться, что реакция Бога на инцидент с Вавилонской башней была чрезмерно суровой. Но учтите контекст. Дело не в том, что Яхве был прославленным строительным инспектором. Считалось, что боги живут в горах. История Вавилонской башни рассматривается всеми учеными как одна из знаменитых рукотворных священных гор Месопотамии — зиккурат.
Зиккураты были божественными обителями, местами, где, по мнению жителей Месопотамии, пересекались небо и земля. Природа этой структуры делает очевидной цель ее строительства — спустить божественное на землю.
Библейский автор, не теряя времени, связывает это действие с более ранним божественным преступлением из Бытия 6:1–4:
«Когда люди стали умножаться на земле и родились у них дочери, сыны Божии увидели, что дочери человеческие прекрасны, и женились на любой из них, которую выбрали. Тогда Господь сказал: «Мой Дух не будет вечно спорить с людьми, ибо они смертны; их дней будет сто двадцать лет».
Нефилимы были на земле в те дни — а также после, — когда сыны Божьи пошли к дочерям человеческим и родили от них детей. Они были героями древности, знаменитыми людьми».
Этот отрывок стремился изобразить гигантских квази-божественных героев вавилонской культуры ( apkallus ), переживших потоп, как «известных людей» или, более буквально, «людей с именем [ шем ]». Те, кто построил Вавилонскую башню, хотели сделать это, чтобы «сделать себе имя [ шем ]». Строительство Вавилонской башни означало увековечивание вавилонских религиозных знаний и замену правления Яхве правлением вавилонских богов.
Намерение Яхве начать сначала
Яхве этого не хотел. После потопа Бог еще раз повелел человечеству «плодиться и размножаться и наполнять землю» (Бытие 9:1). Эти слова подтвердили первоначальное намерение Эдема.
Но вместо того, чтобы повиноваться и сделать Яхве своим богом, люди собрались, чтобы построить башню. Богословский посыл этой истории ясен. Человечество избегало Яхве и его плана по восстановлению Эдема через них, поэтому он избежит их и начнет все сначала.
Несмотря на то, что решение было суровым, другие нации не были полностью покинуты. Яхве лишил народы наследства, и уже в следующей главе Бытия он призывает Аврама из — как вы уже догадались — Месопотамии. Опять же, это не случайно. Яхве возьмет человека из центра мятежа и создаст новый народ, Израиль. Но в своем завете с Аврамом Бог сказал, что все народы земли будут благословлены через Аврама, через его потомков (Бытие 12:1–3).
Язык завета показывает, что намерением Бога, сразу после принятия им решения наказать народы, было, чтобы израильтяне служили проводником для их возвращения к истинному Богу. Это одна из причин, по которой Израиль позднее был назван «царством священников» (Исх. 19:6). Израиль будет в завете с «Богом богов» и «Господом господствующих» (Втор. 10:17). Лишенные наследства оказались бы в духовном рабстве у развращенных сыновей Божьих. Но Израиль будет проводником, посредником. Яхве оставит за собой духовную крошку. Этот путь пролегал через Израиль и, в конечном счете, через израильского мессию.
Начиная с судьбоносного решения в Вавилоне и далее, история Ветхого Завета рассказывает об Израиле и обездоленных народах, а также о Яхве и коррумпированных мятежных богах этих народов. Разделение народов и их распределение под властью других элогимов остается за кадром во многих местах библейской истории.
Пятидесятница: возвращение к Вавилону?
День Пятидесятницы — это событие, которое каждый год вспоминают миллионы христиан. Хотя Деяния 2 являются одним из наиболее знакомых отрывков в Новом Завете помимо Евангелий, то, что в этом отрывке описывается как происходящее в тот день, определенно звучит странно.
«И когда настал день Пятидесятницы, все они были вместе в одном месте. И вдруг с неба раздался шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И все они исполнились Святого Духа и начали говорить на других языках, поскольку Дух дал им возможность говорить.
В Иерусалиме же жили Иудеи, благочестивые мужи из всякого народа под небом. И когда раздался этот звук, собрался народ и пришел в смятение, потому что каждый слышал их говорящих его наречием. И изумлялись и изумлялись, говоря: вот, сии говорящие не все ли галилеяне? И как мы слышим, каждый из нас, на своем родном языке? Парфяне, и мидяне, и эламиты, и живущие в Месопотамии, Иудее и Каппадокии, Понте и Азии, Фригии и Памфилии, Египте и частях Ливии до Кирены, и римляне, находившиеся в городе, иудеи и прозелиты, критяне и арабы, — мы слышите, как они говорят на наших языках о великих делах Божиих!» И все изумлялись и весьма недоумевали, говоря друг другу: «Что это значит?» (Деяния 2:1–12).
Открытие образов ветра и огня
Ветер и огонь, которые сопровождали Духа во второй главе Деяний, подобны образам в Ветхом Завете, связанным с присутствием Бога — ученики получают поручение от Бога в Его совете, как и пророки старого.
Вихрь известен из божественных встреч Илии (4 Царств 2:1, 11) и Иова (Иов 38:1; 40:6). Этот мотив часто сопровождается образами бури, среди которых может быть и огонь (Ис. 30, 30). Наличие слова «ветер» в качестве элемента описания Божьего присутствия имеет смысл, учитывая, что еврейское слово, переведенное как «ветер», также может быть переведено как «дух/Дух» (9).0105 руах ).
Поручение Иезекииля особенно поучительно, поскольку не только Яхве приходит к нему с ветром, но с ветром происходит «огненное сияние» (Иез. 1:4). Горящий огонь — знакомый элемент сцен божественного совета в тронном зале (например, Ис. 6:4, 6; Дан. 7:9). Это особенно заметно в явлениях на Синае (Исх. 3:2; 19:18; 20:18; Ис. 4:5).
Огонь в Ветхом Завете был идентификатором присутствия Бога, видимым проявлением славы и сущности Яхве. Это также был способ описания божественных существ в служении Богу (Суд. 13:20; Пс. 103:4).
Их выбрали проповедовать благую весть о работе Иисуса. Огонь соединяет их с тронным залом. Языки являются символом их говорящего служения.
Как Пятидесятница связана с историей о Вавилонской башне
На первый взгляд кажется, что в описании Пятидесятницы мало что относится к происшествию в Вавилоне, которое имело такое космо-географическое и богословское значение в Ветхом Завете. . Этот первый взгляд был бы ошибочным.
В отрывке есть два ключевых термина, которые безошибочно связывают его с Вавилоном. Пламенные языки описываются как «разделенные» (греч. diamerizo ), а толпа, состоящая из евреев всех народов, «пришла в смятение» (греч. suncheo ).
Второй термин, сунчхэо (ст. 6), — это то же слово, которое используется в септуагинтской версии Вавилонской истории в Бытие 11:7: «Сойдем и смешаем [Септуагинта: сунчхё 9].0106 ] их язык там».
Многообразие народов, представленных в день Пятидесятницы, — еще одна связь с Вавилоном. У каждой нации был национальный язык. Что еще более важно, все эти народы, упомянутые в Деяниях 2:9–11, были лишены наследства Яхве, когда они были разделены.
Другое важное слово ( diamerizo ; т. 3) также используется в Септуагинте, но не в Бытие 11. Оно встречается именно там, где его можно было бы ожидать, если мыслить в космо-географических терминах — Второзаконие 32 :8 (Септуагинта: «Когда Всевышний разделил [ diamerizo ] народы, рассеяв человечество, установил границы народов»). Это явный признак того, что Лука опирается на Септуагинту и, в частности, на историю о Вавилонской башне в Бытие 11 и Второзаконие 32:8–9, чтобы описать события Пятидесятницы. То, что там произошло, имеет какое-то отношение к тому, что произошло в Вавилоне, но какое?
Возвращаем народы домой
В Пятидесятницу языки «разделяются» ( diamerizo ) или, что более связно, «распределяются» между учениками, когда им поручено проповедовать благую весть толпам в Пятидесятницу.
Когда евреи, собравшиеся в Иерусалиме на празднование, услышали и приняли весть об Иисусе и его воскресении, евреи, принявшие Иисуса как мессию, понесли это послание обратно в свои родные страны — народы. Лишение Вавилона наследства должно было быть исправлено посланием Иисуса, второго воплощения Яхве, и его Духа. Народы снова будут принадлежать ему.
Статьи по теме
- Кто такие Элохимы? Ответ может поколебать ваше богословие
- Сатана в Библии: 14 отрезвляющих фактов
- Был ли Бог один в начале? Библия говорит №
- Кто такие нефилимы и что такое Ориген?
- Что означает видение в Иезекииля 1?
Связанные ресурсы
- Книги, фильмы, курсы и подкасты Майкла Хайзера
Невидимое царство: восстановление сверхъестественного мировоззрения Библии
Обычная цена: $17,99
Добавить в корзину
Сверхъестественное: чему учит Библия о невидимом мире и почему это важно
Обычная цена: $11,99
Добавить в корзину
Не утомляйте меня Библией
Обычная цена: $8,99
Добавить в корзину
Ангелы: что Библия на самом деле говорит о небесном воинстве Бога
Обычная цена: $17,99
В корзину
Демоны: что Библия на самом деле говорит о силах тьмы
Обычная цена: $17,99
В корзину
Бытие для всех, часть 1: главы 1–16
Обычная цена: $10,99
В корзину