Виктория православная святая: Икона святой Виктории: значение

Разное

30 ноября — память святых мучеников Ацискла и Виктории Кордубских (+304) — Татьянин день

В приходской практике во время Крещения использовались разные имена при наречении — например, Ника, Виринея или Вероника, что является неверным, так как это самостоятельные имена, несмотря на схожесть перевода и произношения, их употребление при наречении имени считается неверным. Первое богослужение на славянском языке святым Ацисклу и Виктории было проведено в ноябре 2010 года в храме Всех Святых на Соколе в г. Москве. Теперь же все приходы Русской Православной Церкви имеют возможность молитвенно почтить этих святых.

Вашему вниманию предлагается жития свв. мчч. Ацискла и Виктории Кордубских.

Испанский город Кóрдова настолько древний и великолепный, что рождал выдающихся людей: во времена войны — героев оружия, а в мирное время — знаменитых политиков, религиозных деятелей, философов и поэтов. Это место рождения славных мучеников Иисуса Христа Ацискла и Виктории, принявших мученическую смерть во время гонений римского императора Диоклетиана в 304 году.

О детстве святых брата и сестры Ацискла и Виктории нам известно немного. Они выходили из семьи знатного центуриона[1] Маркела из Кордовы. Это семейство славилось своей благочестивой жизнью и кроткой верой во Христа. Будучи ревностными христианами, они устроили в своем доме небольшую церковь, где собирались христиане и совершали Святую Евхаристию. Сам Маркел и все его дети приняли мученическую смерть за Христа.

Римский император Диоклетиан (284-305) стремился уничтожить христианство по всей империи. В 303 и 304 годах им были изданы один за другим четыре эдикта против христиан, которые подвергли их самым кровавым за всю тогдашнюю историю преследованиям.Диоклетиан прислал в Кордову своего наместника Диона, который с особой жестокостью преследовал христиан с целью укрепления языческого культа и для угождения императору. После своего прибытия в Кордову Дион огласил императорские эдикты обязательного исполнения по всей Римской империи, содержание которых сводилось к обязательному жертвоприношению языческим богам и запрете христианства, а при неповиновении человек должен был быть подвержен пыткам, и, в случае отказа принести жертву идолам, подлежал сожжению. Один из офицеров городского суда, узнав о брате и сестре, которые вели благочестивую жизнь по Евангелию, и, зная о жестоком нраве Диона, решил донести о них правителю города. Придя к Диону, он сказал:

— Я нашел двоих, которые презирают твои указы и законы императора. Они имеют смелость утверждать, что наши боги — всего лишь бездушный камень и не слышат молитв тех, кто кланяется им и приносит жертвы.

Выслушав доносчика, властелин исполнился гнева и приказал слугам привести к нему хулителей богов. Когда святых доставили в резиденцию правителя и поставили перед ним для допроса, он с презрением посмотрел на них и спросил:

— Это вы, которые не желаете приносить жертвы нашим богам и призываете наш народ не кланяться священным изображениям богов?

Благословенный Ацискл молвил:

— Мы служим только Господу Иисусу Христу, а не вашим грязным истуканам, которые являются жилищем демонов.

Чиновник сказал:

— Слышали ли вы указ императора, в котором все граждане империи обязаны приносить жертвы богам, а тех, кто не желает участвовать в жертвоприношениях, предавать на пытки и убивать?

Ацискл ответил:

— Мы готовы своей смертью засвидетельствовать истинность христианской веры в Господа Иисуса Христа, и получить награду от Спасителя, уготованную всем любящим Истинного Бога.

Услышав такой ответ, Дион пришел в ярость. Он замахнулся на мученика, желая его ударить, но тут его взор пал на кроткую Викторию, и переменив свое настроение, лицемерно ласково сказал мученице:

— Дочь моя, я не сделаю тебе больно, если ты и твой брат поклонитесь нашим богам, я прощу вас, ведь каждый может совершить ошибку. Забудьте ложные учения, которые вы слышали дома. Если же вы не выполните то, о чем я вас прошу, то я вынужден буду, подчиняясь указу императора, предать вас на самые жестокие и страшные мучения.

Святая Виктория не обращая внимания на ласковые слова своего мучителя, отвечала:

— Окажи нам услугу, сделай то, что сказал. Мы же, через страдания, обретем радость со Христом.

Пораженный ответом святой Виктории, Дион обратился с ласковыми словами к святому Ацисклу:

— Вы находитесь в расцвете сил, и было бы неправильно погибнуть в столь раннем возрасте. Если же принесете жертву нашим богам, получите награду от меня, а ты, юноша, — должность при моем дворе.

Святой Ацискл отказался:

— Предпочитаю никого не знать, кроме Христа распятого, который сотворил меня из праха земного, а вы пытаетесь заставить людей чтить рукотворные изображения, которые имеют глаза, но ничего не видят, потому что мертвы.

Имя Христа снова привело Диона в ярость. Он в гневе велел бить брата и сестру и бросить в подземелье. Тюремный страж по поручению нечестивого правителя запер святых в самой мрачной темнице. Святые тотчас стали петь и благодарить Христа за то, что Он помог благодатью своей преодолеть коварные предложения Диона, и молили Бога об укреплении их в моменты мучений, которые они уже начали претерпевать за Имя Господа Иисуса. Язычники, желая ослабить дух мучеников, несколько дней не давали святым пищу и воду. Однако святые брат и сестра возложили свою надежду на Бога и мужественно переносили земные лишения, несмотря на голод и жажду, как будто их тела были не из плоти и крови, а подобны бесплотным ангелам. Но Бог никогда не забывает тех, кто возлагает на Него свои надежды. Однажды среди мрака этой ужасной темницы святые Ацискл и Виктория увидели яркий свет, сходящий сверху, и четырех ангелов, которые, став рядом со святыми и предложили им пищу, которая насытила тело и укрепила дух. Святые мученики, видя милость Бога, сотворили молитву: «Благодарим Тебя, Господи Боже наш, Царь наш небесный, насытивший нас и излечивши наши раны, не оставь нас во время испытаний, помоги с достоинством перенести все мучения, дабы все увидели, что Ты истинный Бог. Исполни нас силой Твоей, чтобы мы могли достойно прийти в Твои небесные обители, где обитают Ангелы и все святые Твои».

В это время Дион размышлял о том, как отвратить от истинной веры святых брата и сестру, а если это не представится возможным, каким бы пыткам подвергнуть Ацискла и Викторию, что бы горожане, взирая на их страдания, побоялись бы назвать себя христианами. Правитель велел привести на центральную площадь святых узников и сказал: «Приказываю Вам совершить то, что велят наши боги — принести им жертву, а в случае неповиновения вы будете преданы жесточайшим пыткам и смерти».

Святой Ацискл громко ответил: «Каким богам ты хочешь нас заставить поклониться? Какие боги велят принести жертву — быть может, Аполлон и Нептун — два ложных демона нечистых? Возможно, Юпитер, который начальник всех пороков, или нечестивая Венера, или прелюбодей Марс? Да не будет этого, и позор всем, кто подражает порокам этих мерзких богов! О, Дион, с кем ты можешь сравнить первый столп и утверждение Церкви благословенного из апостолов Петра — может быть с Аполлоном, который является проклятием этого века? Скажи, Дион, с кем ты сравнишь пророков, исповедников, мучеников и воздерженников Истинного Бога — может быть с убийцей Гераклом, который жил как разбойник и совершал чудовищные преступления?[2] Скажи мне, наконец, кого ты предлагаешь почтить жертвой — Диану, убийцу невинных людей, или же Ту, которая была Девой и пребывает в девстве и поныне — Пречистую Святую Марию, родившую нашего Спасителя и Господа Иисуса Христа? Позор тебе Дион! Позор всем тем, которые покланяются не Истинному Богу, а презренным глухим и немым идолам!»

Услышав эти слова, правитель не нашел, чем возразить, но в гневе велел завязать рот святым и бить палками святого Ацискла, а святой Виктории назначил наказание в виде многих ударов по подошве ног. Наблюдая за мучениями святых, тиран решил с особой жестокостью казнить святых. После того как Дион насладился мучениями святых, он повелел отправить мучеников обратно в темницу, для того, что бы они в ранах и страданиях ожидали своей смерти.

На следующее утро Дион велел приготовить огромный костер, и приказал привести из тюрьмы святых брата и сестру. Правитель надеялся увидеть в глазах мучеников страх, но, не найдя его, велел бросить Ацискла и Викторию в огонь. Огонь был такой силы, что стражники не решались подойти близко к пламени. Тогда святые, возведя глаза к небу, вооружившись знаком Креста с радостью и молитвой на устах, уповая на всемогущество и милосердие Истинного Бога, смело вошли в огонь. Но, о величие и доброта Господа! Палачи увидели в огне святых Ацискла и Викторию с ангелами, а из пламени услышали чудное пение хора голосов: «Слава в вышних Богу! На земли мир в человецех благоволениех!» Дион был потрясен, и в гневе крикнув, что приговоренные пользуются колдовством, велел еще более распалить огонь, но пламя не причиняло святым какого-либо вреда. Дион велел вытащить святых из огня, и обнаружил, что огонь не тронул ни святых, ни их одежду, будто бы святые не в жутком пламени находились, а отдыхали на ложе из лепестков роз. Правитель понял, что святые посрамили его, в смущении и страхе опустил глаза.

Многие из народа, глядя на Диона, подумали, что правитель, увидев это чудо, умерит свою ярость, взирая на чудеса, творимые мучениками Иисуса Христа, но они ошиблись. К всеобщему удивлению чиновник, не желая потерять славу сурового правителя в среде горожан и боясь прослыть суеверным человеком, ожесточил свое сердце злобой на Господа и Его святых. Дион, с еще большей яростью в голосе он спросил у мучеников:

— О, жалкие и несчастные! Где вы научились столь совершенному колдовству, что даже огонь не смог вам причинить вред, что и волосы, и одежда ваши остались невредимы? Пусть наши боги засвидетельствуют всем нам, что ваша магия им угодна. Принесите им жертву, и, может быть, мы сохраним вам жизнь.

Святые, исполненные силой Святого Духа, отвечали:

— Не мы, но Господь наш сотворил сие чудо. Разве мы не говорили тебе, беззаконный судья, что Иисус Христос наш Отец, наш Господь и Спаситель, дающий нам одоление врагов, хулящих Его Святое Имя и кланяющихся ложным богам, — только он наша надежда и защита.

Римский мост через Бетис  (Гвадалквивир) в Кордове

Услышав такой ответ, Дион приказал солдатам бить палками Ацискла и Викторию, а после отвести брата и сестру на берег реки Бетис (ныне Гвадалквиви́р ) , и, привязав к шеям большие тяжелые камни, бросить в воду и утопить. Но Господь, избавивший мучеников от голода и исцелив от ран в тюрьме, сохранивший святых в огне, и на этот раз сохранил святых Ацискла и Викторию. Ангел Господень поддерживал мучеников так, что, несмотря на привязанный к шеям груз, они стояли на поверхности воды. Поистине это было удивительное зрелище! Святые шли по водам реки, лица их сияли небесным светом и, возведя свой взор к небесам, молились Богу: «Господи, Иисусе Христе, Создатель и Владыка времени, не оставляющий ищущих Тебя и требующих Твоей помощи, как спас утопающего апостола Твоего Петра, помоги и рабам Твоим, через чудеса творимые Тобой в этих водах, облечь всех верующих Пресвятому имени Твоему в одежду бессмертия, исцели и очисти от грехов всех уповающих на Тебя. Потому что Ты истинный свет и жизнь, и Тебе слава, честь и поклонение во веки веков.» В это время раздался голос с небес, обращенный к мученикам: «Господь услышал молитву исповедников своих и исполнит то, что вы просили».

В этот момент белое облако опустилось с неба и почило над головами святых, и было им видение, что Сам Господь Иисус Христос явился и благословил святых Ацискла и Викторию, а сонм святых и множество ангелов славили Бога. Мученики, радуясь укрепляющему их Богу, благодарили Господа: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Бога живого, невидимый, совершенный, Ты, сошедший с небес в сопровождении сонма святых и ангелов Твоих к недостойным рабам Твоим, дарующий нам одежду бессмертия и оставление грехов, благодарим Тебя, создателя всех, благословим, славим и величаем Имя Твое равно со Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь».

С этой молитвой святые вышли на берег, и сами подошли к воинам, которые бросили их в реку, что бы они их отвели в темницу. За этими чудесами наблюдало множество народа, многие из которых стали прославлять Христа за многие милости, которые он посылает всем любящим Его.

Дион, услышав о добровольном возвращении святых в темницу, велел приготовить два колеса, привязать к ним святых и вращать над огнем, что бы пламя медленно жгло тела святых. Когда же святых поместили над огнем, святые взнесли молитву: «Благословенный Господи Иисусе Христе, Сущий на небесах, благодарим Тебя, что сподобил нас страданий за Тебя. Не оставь нас в искушениях сих, но простри Твою всемогущую руку и угаси этот огонь, что бы злой Дион не мог всем объявить, что убил нас». В этот момент огонь вспыхнул с такой силой, что убил множество идолопоклонников стоящих рядом, но совершенно не причинил вреда святым мученикам, которые лежали на колесах мучения как на мягком ложе, так как святые ангелы хранили их.

Великие чудеса не смогли смягчить ум и сердце тирана. Он воскликнул: «Хватит упрямиться, мы достаточно посмотрели на вашу магию! Принесите курение богам и я велю освободить вас».

Услышав это, святой Ацискл сказал Диону: «Безумный, неужели ты не видишь величие Истинного Бога Отца с Единородным его Сыном Иисусом Христом, Господом нашим, избавившим нас от разных мучений Духом Святым?» Но Дион не захотел слушать речей святых и велел слугам разлучить святых. Палачу правитель велел отрезать груди у святой Виктории. Из ран страдилицы вместо крови истекло молоко. Мученица, претерпев пытку, промолвила: «Дион, у тебя каменное сердце, почему ты отвергаешь очевидное?» И воззрев на небо, сказала: «Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, царь веков, что позволяешь мне страдать за Имя Твое святое, прими меня в небесных своих обителях, и даруй насладиться неизреченной Твоей славы!» Палач, исполнивший приказ Диона, взирая на страдания святой Виктории, уверовал во Христа и воскликнул: «Велик Бог христианский!» После этого тиран велел вернуть святых в темницу.

Слава о святых и о чудесах, происходящих с ними от Бога, быстро распространялась по Кордове. К мученикам в темницу стали тайно приходить различные горожане, в том числе начальники и знатные матроны. Они передавали для святых еду и лекарства, а приходя к святой Виктории, находили ее в молитвах и размышлениях о величии Бога. Святой Ацискл непрестанно благодарил Бога, за ниспосланные испытания и наставлял всех, кто к нему обращался за советом или молитвенной помощью. Христианская община города благодаря свидетельству Святых мучеников стала расти. Некоторые знатные и богатые люди тайно принимали святое крещение, и приходили в темницу к святым, целовали их ноги и слушали наставления о Божественных Тайнах.

По прошествии некоторого времени, Дион велел привести святую мученицу и сказал ей: «Виктория, пришло время предстать вам перед богами, и если вы принесете жертву — обретете покой и свободу». Святая Виктория ответила: «Дион, если ты будешь продолжать гнать Господа Иисуса, то больше не найдешь покоя ни в этом веке, ни в следующем». Услышав эти слова, правитель велел вырвать у святой язык. Услышав приказ, мученица Виктория подняла глаза к небу и промолвила: «Господи, Боже мой, создатель всего добра, не оставь рабу твою и призри на меня с высоты и будь со мною до последнего часа жизни моей». Все присутствующие услышали голос с небес: «Непорочное и чистое чадо, небеса уже открыты для тебя, все будут прославлять Бога, видя вашу веру, страдания и победу. Придите ко мне, святые мои и получите венцы, уготованные вам!»

Дион, услышав этот голос, велел немедленно исполнить его приказ. Беснуясь и страдая от собственного гнева, оскорбленный Дион велел отвести к реке мученицу и там предать смерти, что было исполнено палачами двумя выстрелами из лука[3]. В это время, обезумевший Дион велел привести святого Ацискла в городской амфитеатр, где святой мученик был обезглавлен под вопли ликующих язычников. Это было 17 ноября 304 года.

Ночью того же дня, тела святых взяла для погребения знатная матрона Минициана. Тело святого Ацискла она погребла у себя в загородном имении, где устроила храм, а позже, в XIII веке там был основан монастырь. Тело святой Виктории было похоронено у реки, недалеко от места ее блаженной кончины.

Базилика Сан Педро

Тела святых оставались на этих местах на протяжении столетий, обильно источая чудеса и исцеления всем, кто с верой обращался к святым мученикам с молитвой. Духовенство города щедро дарило частицы мощей с благословением в разные города и страны. С 810 года большая часть мощей была передана для почитания в г. Тулузу во Франции, в бенедиктинский монастырь San Salvador de Breda. Остальная часть мощей находится в Кордове с 1575 года в церкви Сан Педро. Сейчас в Испании святые мученики Ацискл и Виктория почитаются как заступники в грозу.[4]

Изображение свв. мчч. Ацискла и Виктории в соборе Сан Педро в Кордове во время праздника

С 2010 года, ежегодно, в храме Всех святых на Соколе, 30 ноября (17 по старому стилю) соершается богослужение, в честь святых мучеников Ацискла и Виктории Кордубских.

В 2012 году была написана первая православная икона святой мученицы Виктории Кордубской.

Икона св. мц. Виктории Кордубской

 


[1] Сотник, командир в Римской армии.

[2] Юпитер и Геракл являлись столпами политической теологии и ярко выраженным свидетельством связи рациональности и религиозности, которая стала характерной для системы правления времени Диоклетиана.

[3] По этой причине святую мученицу Викторию принято изображать с двумя стрелами в руке.

[4] Православная энциклопедия. М. 2002. Т.IV. С.221

Св. мученица Виктория — Храм Всех Святых на Соколе — ЖЖ

В 2011 году впервые в богослужебной практике Русской Православной Церкви в святцы и богослужебные календари для молитвенного воспоминания, утверждения и назидания в вере живущих внесены имена испанских святых мучеников первых веков христианства: Ацискла и Виктории Кордубских. Это позволило решить многочисленные приходские споры о том, в честь какой святой необходимо совершать таинство Крещения новопросвещенных с именем Виктория. В приходской практике во время Крещения использовались разные имена при наречении — например, Ника, Виринея или Вероника, что является неверным, так как это самостоятельные имена, не смотря на схожесть перевода и произношения, их употребление при наречении имени считается неверным. Первое богослужение на славянском языке святым Ацисклу и Виктории было проведено в ноябре 2010 года в храме всех Святых на Соколе в г. Москве. Теперь же все приходы Русской Православной Церкви имеют возможность молитвенно почтить этих святых.
Вашему вниманию предлагается житие свв. мчч. Ацискла и Виктории Кордубских. Это первая публикация житий свв. мчч. Ацискла и Виктории на русском языке (перевод — диакона нашего храма о. Дионисия Куприченкова)

В сам день праздника и накануне , за всенощном бдением,в нашем храме будет пребывать частица мощей мученицы Виктории, к которой можно будет приложиться за Богослужением.

«Данный текст основан на жизнеописаниях святых, изданных в Мадриде в 1794 году «Adiciones AL  AÑO CHRISTIANO Del Padre Croiset, SEGÚN EL MÉTODO DEL MISMO PADRE, CORRESPONDIENTES Á LOS MESES de oktubre, noviembre y diciembre» (Madrid 1794), труда Антонио Мояно Руис  «Святые мученики Кордовы» (Antonio Moyano Ruiz «LOS SANTOS MÁRTIRES DE CÓRDOBA» Cordoba 1975) и данных опубликованных в «Православной энциклопедии» (М. 2002).
Испанский город Кóрдова настолько древний и великолепный, что рождал выдающихся людей: во времена войны героев оружия, а в мирное время знаменитых политиков, религиозных деятелей, философов и поэтов.  Это место рождения славных мучеников Иисуса Христа Ацискла и Виктории, принявших мученическую смерть во время гонений римского императора Диоклетиана  в 304 году.
О детстве святых брата и сестры Ацискла и Виктории нам ничего не известно. Антонио Мояно Руис (Antonio Moyano Ruiz) в своей книге «Святые мученики Кордовы» выдвигает предположение, что они были уроженцами Кордовы или её окрестностей, вели праведную жизнь, воспитывались благородной матроной Кордовы Минцианой. Видя стойкую веру и мужество исповедания Христа пред властями, мы можем предположить, что они получили прекрасное светское образование и были воспитаны в христианской вере. Они организовали в своем доме небольшую церковь, где собирались христиане и совершали Святую Евхаристию.
Римский император Диоклетиан (284-305) стремился уничтожить христианство по всей империи. В 303 и 304 годах им изданы были один за другим четыре эдикта против христиан, которые подвергли их самым кровавым за всю тогдашнюю историю преследованиям. Это была последняя попытка языческого Рима нанести смертельный удар по Церкви, стоившая ему жизни. Диоклетиан прислал в Кордову своего наместника Диона, который с особой жестокостью преследовал христиан с целью укрепления языческого культа и для угождения императору. После своего прибытия в Кордову Дион огласил императорские эдикты обязательного исполнения по всей Римской империи, содержание которых сводилось к обязательному жертвоприношению языческим богам и запрете христианства, а при неповиновении человек должен был быть подвержен пыткам, и, в случае отказа принести жертву идолам, подлежал сожжению. Один из офицеров городского суда, узнав о брате и сестре, которые вели благочестивую жизнь по Евангелию, и, зная о жестоком нраве Диона, решил донести о них правителю города. Придя к Диону, он сказал:
— Я нашел двоих, которые презирают твои указы и законы императора. Они имеют смелость утверждать, что наши боги всего лишь бездушный камень и не слышат молитв тех, кто кланяется им и приносит жертвы.
Выслушав доносчика, властелин исполнился гнева и  приказал слугам привести к нему хулителей языческих богов. Когда святых доставили в резиденцию правителя и поставили перед ним для допроса, он с презрением посмотрел на них и спросил:
— Это вы, которые  не желаете приносить жертвы нашим богам и призываете наш народ не кланяться священным изображениям богов?
Благословенный Ацискл молвил:
— Мы служим только Господу Иисусу Христу, а не вашим грязным истуканам, которые являются демонами.
Чиновник сказал:
— Слышали ли вы указ императора, в котором все граждане империи обязаны приносить жертвы нашим богам, а тех, кто не желает участвовать в общественных жертвоприношениях, предавать на пытки и убивать?
Ацискл ответил:
— Мы готовы своей смертью засвидетельствовать истинность христианской веры в Господа Иисуса Христа, и получить награду от Спасителя, уготованную всем любящим Истинного Бога.
  Услышав такой ответ, Дион пришел в ярость. Он замахнулся на мученика, желая его ударить, но тут его взор пал на кроткую Викторию, и лицемерно ласково сказал мученице:
— Дочь моя, я не сделаю тебе больно, если ты и твой брат поклонитесь нашим богам, я прощу вас, ведь каждый может совершить ошибку. Забудьте ложные учения, которые вы слышали дома. Если же вы не выполните то, о чем я вас прошу, то я вынужден буду, подчиняясь указу императора, предать вас на самые жестокие и страшные мучения.
Святая Виктория не обращая внимания на ласковые слова своего мучителя, отвечала:
— Окажи нам услугу, сделай то, что сказал. Мы же обретём счастье со Христом.
Пораженный ответом святой Виктории, Дион обратился с ласковыми словами к святому Ацисклу:
— Вы находитесь в расцвете сил, и было бы неправильно погибнуть в столь раннем возрасте. Если же принесете жертву нашим богам, получите награду от меня, а ты, юноша, славу и должность при моем дворе.
Святой Ацискл отказался:
— Предпочитаю никого не знать, кроме Христа распятого, который сотворил меня из праха земного, а вы пытаетесь заставить людей чтить рукотворные изображения, которые имеют глаза, но ничего не видят, так как бездушны.
Имя Христа снова привело Диона в ярость. Он в гневе велел бросить святых брата и сестру в самое темное и глубокое подземелье. Тюремный страж по поручению нечестивого правителя запер святых в самой мрачной темнице. Святые тотчас стали петь и благодарить Христа за то, что он помог благодатью своей преодолеть коварные предложения Диона, и молили Бога об укреплении их в моменты мучений, которые они уже начали претерпевать за Имя Господа Иисуса. Язычники, желая ослабить дух мучеников, несколько дней не давали святым пищу и воду. Однако святые брат и сестра возложили свою надежду на Бога и мужественно переносили земные лишения не смотря на голод и жажду, как будто их тела были не из плоти и крови, а подобны бесплотным ангелам. Но Бог никогда не забывает тех, кто возлагает на него свои надежды. Однажды среди мрака этой ужасной темницы святые Ацискл и Виктория увидели яркий свет, сходящий сверху, и четырех ангелов, которые стали рядом со святыми и предложили им небесную пищу, которая насытила тело и укрепила дух. Святые мученики, видя милость Бога, сотворили молитву: «Благодарим Тебя, Господи Боже наш, Царь наш небесный, насытивший нас и излечивши наши раны, не оставь нас  во время испытаний, помоги с достоинством перенести все мучения, дабы все увидели, что Ты истинный Бог. Исполни нас силой Твоей, чтобы мы могли достойно прийти в Твои небесные обители, где обитают Ангелы и все святые Твои.»
В это время Дион размышлял о том, как отвратить от истинной веры святых брата и сестру, а если это не представится возможным, каким бы пыткам подвергнуть Ацискла и Викторию, что бы горожане, взирая на их страдания, побоялись бы назвать себя христианами. Правитель велел привести на центральную площадь святых узников и сказал: «Приказываю Вам совершить то, что велят наши боги — принести им жертву, а в случае неповиновения вы будете преданы жесточайшим пыткам и смерти».
Святой Ацискл громко ответил: «Каким богам ты хочешь нас заставить поклониться? Какие боги велят принести жертву — быть может, Аполлон и Нептун — два ложных демона нечистых? Возможно, Юпитер, который начальник всех пороков, или нечестивая Венера, или прелюбодей Марс? Да не будет этого, и позор всем, кто подражает порокам этих мерзких богов! О, Дион, с кем ты можешь сравнить первый столп и утверждение Церкви благословенного из апостолов Петра – может быть с Аполлоном, который является проклятием этого века? Скажи, Дион, с кем ты сравнишь пророков, исповедников, мучеников и воздерженников Истинного Бога – может быть с убийцей Гераклом, который жил как разбойник и совершал чудовищные преступления?[1] Скажи мне, наконец, кого ты предлагаешь почтить жертвой – Диану убийцу невинных людей, или же Ту, которая была девой и пребывает в девстве и по ныне — Пречистую Святую Марию, родившую нашего Спасителя и Господа Иисуса Христа? Позор тебе Дион! Позор всем тем, которые покланяются не Истинному Богу, а презренным глухим и немым идолам!»
Услышав эти слова, правитель не нашел, чем возразить, но в гневе велел завязать рот святым и бить палками святого Ацискла, а святой Виктории назначил наказание в виде многих ударов по подошве ног. Наблюдая за мучениями святых, тиран решил с особой жестокостью казнить святых. После того как Дион насладился мучениями святых, он повелел отправить мучеников обратно в темницу, для того, что бы они в ранах и страданиях ожидали своей смерти.
На следующее утро Дион велел приготовить огромный костер, и приказал приволочь из тюрьмы святых брата и сестру. Правитель надеялся увидеть в глазах мучеников страх, но, не найдя его, велел бросить Ацискла и Викторию в огонь. Огонь был такой силы, что стражники не решались подойти близко к пламени. Тогда святые, возведя глаза к небу, улыбнулись, перекрестились и с молитвой на устах, уповая на всемогущество и милосердие Истинного Бога, смело вошли в огонь. Но, о величие и доброта Господа! Палачи увидели в огне святых Ацискла и Викторию с ангелами, а из пламени услышали чудное пение большого хора голосов: «Слава в вышних Богу! На земли мир в человецех благоволениех!» Дион был потрясен, и в гневе крикнув, что приговоренные пользуются колдовством, велел подкинуть топлива в огонь, но пламя не могло причинить святым какого либо вреда. Дион велел вытащить святых из огня, и обнаружил, что огонь совсем не причинил вреда ни святым, ни их одежде, будто бы святые не в жутком пламени находились, а отдыхали на ложе из лепестков роз. Он, пристально всматривался в огонь и поняв, что святые посрамили его, в смущении и страхе опустил глаза.
Многие, глядя на Диона, подумали, что правитель, увидев это чудо, пришел в восхищение, переменит свой гнев и скажет, что ошибся, предав мучениям невинных христиан, или умерит свою ярость, взирая на чудеса, творимые мучениками Иисуса Христа, но они ошиблись. К всеобщему удивлению чиновник, не желая потерять суровый престиж в городе и прослыть суеверным человеком, еще более помрачил свое сердце злобой на Господа и Его святых. С еще большей яростью в голосе он спросил у мучеников:
—   О, жалкие и несчастные! Где вы научились столь совершенному колдовству, что даже огонь не смог вам причинить вред так, что и волосы, и одежда ваши остались невредимы? Пусть наши боги засвидетельствуют всем нам, что ваша магия им угодна. Принесите им жертву, и, может быть, мы сохраним вам жизнь.
Святые, полные бодрости и силой Святого Духа, отвечали:
— Не мы, но Господь наш сотворил сие чудо. Разве мы не говорили тебе, беззаконный судья, что Иисус Христос наш отец, наш Господь и Спаситель, дающий нам одоление врагов, хулящих Его Святое Имя и кланяющихся ложным богам, – только он наша надежда и защита.
Услышав такой ответ, Дион приказал солдатам привести брата и сестру на берег реки Бетис (ныне  Гвадалквиви́р), и, привязав к шеям большие тяжелые камни, бросить в воду и утопить. Но Господь, избавивший мучеников от голода и исцелив от ран в тюрьме, сохранивший святых в огне и на этот раз сохранил святых Ацискла и Викторию. Ангел Господень поддерживал мучеников так, что, не смотря на привязанный к шеям груз, они стояли на поверхности воды. Поистине это было удивительное зрелище! Святые шли по водам реки, лица их сияли небесным светом и, возведя свой взор к небесам, ясно молились Богу: «Господи, Иисусе Христе, создатель и владыка времени, не оставляющий ищущих Тебя и требующих Твоей помощи, как спас утопающего апостола Твоего Петра, помоги и теперь рабам Твоим, через чудеса творимые Тобой в этих водах, облечь всех верующих Пресвятому имени Твоему в одежду бессмертия, исцели и очисти от грехов всех уповающих на Тебя. Потому что Ты истинный свет и жизнь и Тебе слава, честь и поклонение во веки веков.» В это время раздался голос с небес, обращенный к мученикам: «Господь услышал молитву исповедников своих и исполнит то, что вы просили».
В этот момент белое облако опустилось с неба и почило над головами святых, и было им видение, что Сам Господь Иисус Христос явился и благословлял святых Ацискла и Викторию, а сонмом святых и множество ангелов славили Бога. Мученики, радуясь укрепляющему их Богу, благодарили Господа: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Бога живого, невидимый, совершенный, Ты, сошедший с небес в сопровождении сонма святых и ангелов Твоих к недостойным рабам Твоим, дарующий нам одежду бессмертия и оставление грехов, благодарим Тебя, создателя всех, благословим, славим и величаем Имя Твое равно со Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь».
С этой молитвой святые вышли на берег, и сами подошли к воинам, которые бросили их в реку, что бы они их отвели в темницу. За этими чудесами наблюдало множество народа, многие из которых стали прославлять Христа за многие милости, которые он посылает всем любящим Его.
Дион, услышав о добровольном возвращении святых в темницу, велел приготовить два колеса, привязать к ним святых и вращать над огнем, что бы пламя медленно жгло тела святых. Когда же святых поместили над огнем, святые взнесли молитву: «Благословенный Господи Иисусе Христе, Сущий на небесах, благодарим Тебя, что сподобил нас страданий за Тебя. Не оставь нас в искушениях сих, но простри Твою всемогущую руку и угаси этот огонь, что бы злой Дион не мог всем объявить, что убил нас». В этот момент огонь вспыхнул с такой силой, что убил множество идолопоклонников стоящих рядом, но совершенно не причинял вреда святым мученикам, которые лежали на колесах мучения как на мягком ложе, так как святые ангелы хранили их души и тела.
Великие чудеса не смогли смягчить ум и сердце тирана. Он воскликнул: «Хватит упрямиться, мы достаточно посмотрели на вашу магию».
Услышав это, святой Ацискл сказал Диону: «Безумный, неужели ты не видишь величие Истинного Бога Отца с Единородным его Сыном Иисусом Христом, Господом нашим, избавившим нас от  разных мучений Духом Святым?» Но Дион не захотел слушать речей святых и велел слугам разлучить святых. Палачу правитель велел отрезать груди у святой Виктории. Мученица, претерпев пытку, промолвила: «Дион, у тебя каменное сердце, почему ты отвергаешь очевидное?» И воззрев на небо, сказала: «Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, царь веков, что позволяешь мне страдать за Имя Твое святое, прими меня в небесных своих обителях, и даруй насладиться неизреченной Твоей славы!» После этого тиран велел вернуть святых в темницу. Слава о святых и о чудесах, происходящих с ними от Бога, быстро распространялась по Кордове. К мученикам в темницу стали тайно приходить различные горожане, в том числе начальники и знатные матроны. Они передавали для святых еду и лекарства, а приходя к святой Виктории, находили ее в молитвах и размышлениях о величии Бога. Святой Ацискл непрестанно благодарил Бога, за ниспосланные испытания и наставлял всех, кто к нему обращался за советом, или молитвенной помощью. Христианская община города, благодаря свидетельству Святых мучеников стала расти. Многие знатные и богатые люди принимали святое крещение, и приходили в темницу к святым, целовали их ноги и слушали наставления о Божественных Тайнах.
По прошествии небольшого времени, Дион велел привести святую мученицу и сказал ей: «Виктория, пришло время предстать вам перед богами, и если вы принесете жертву — обретете покой и свободу». Святая Виктория ответила: «Нечестивый Дион, ты больше не найдешь покоя ни в этом веке, ни в следующем». Услышав эти слова, правитель велел вырвать святой язык. Услышав приказ, мученица Виктория подняла руки к небу и промолвила: «Господи, Боже мой, создатель всего добра, не оставь рабу твою и призри на меня с высоты и будь со мною до конца дней моих». И был голос с небес: «Непорочное и чистое чадо, небеса уже открыты для тебя, все будут прославлять Бога, видя вашу веру, страдания и победу. Приидите ко мне, святые мои и получите венцы, уготованные вам!Дион, услышав этот голос, велел немедленно исполнить его приказ. После пытки Святая Виктория плюнула в лицо тирану, и нечестивый Дион тут же ослеп.  Беснуясь и страдая от собственного гнева, лишенный света, оскорбленный Дион велел  отвести к реке мученицу и там предать смерти, что было исполнено двумя выстрелами из лука. По этой причине на иконах святую мученицу Викторию изображают с двумя стрелами в правой руке. В это время, обезумевший Дион велел привести святого Ацискла в городской амфитеатр, где святой мученик был обезглавлен под вопли ликующих язычников.
Тела святых взяла для погребения знатная матрона Минциана. Тело святого Ацискла она погребла у себя в загородном имении, где устроила храм, а позже, в XIII веке там был основан монастырь. Тело  святой Виктории было похоронено у реки, недалеко от места ее блаженной кончины. Так повествуют нам древние испанские Бревиарии, что полностью согласуется с современными исследованиями жизни святых Мучеников Ацискла и Виктории.Тела святых оставались на этих местах на протяжении столетий, обильно источая чудеса и исцеления всем, кто с верой обращался к святым мученикам с молитвой. Духовенство города щедро дарило частицы мощей с благословением в разные города и страны. С 810 года большая часть мощей была передана для почитания в г. Тулузу во Франции в бенедиктинский монастырь  San Salvador de Breda. Остальная часть мощей находится в Кордове с 1575 года в церкви Сан Педро. Сейчас в Испании святые мученики Ацискл и Виктория почитаются как заступники в грозу.

С 29 по 30 ноября 2011 года на время праздничного богослужения в честь святых мучеников Ацискла и Виктории Кордубских, на временное хранение и для молитвенного поклонения в храм Всех Святых на Соколе будет передан реликварий 1879 года из Франции с частицей мощей святой мученицы Виктории.  Эта святыня хранится в благочестивой христианской семье, которая на время торжеств согласилась передать реликварий автору данной публикации, для выставления в Храме всех Святых на Соколе в Москве.
Реликварий представляет из себя медальон[3] с частицей мощей св. мц. Виктории. На лицевой поверхности, защищенной стеклом на фиолетовой ткани, на золотой основе находится частица мощей и имеется подпись на латыни «S. Victoriae, м.». С оборотной стороны реликварий защищен нитями и сургучной печатью епископа. Святыня имеет сопроводительный документ подлинности мощей и законности их отделения для помещения в реликварий. Документ написан на латыни, заверен объемной печатью и подписью епископа, который опечатывал святыню в медальоне. Документ датирован 10-м декабря 1879 г.
 
Москва, 14 ноября 2011г.
Диакон Дионисий Куприченков.
 



[1] Юпитер и Геракл являлись столпами политической теологии и ярко выраженным свидетельством связи рациональности и религиозности, которая стала характерной для системы правления времени Диоклетиана.

[2] Православная энциклопедия. М. 2002. Т.IV. С.221

[3] Этот медальон помещается в большой, стационарный мощевик.

русских в Виктории чувствуют себя уязвимыми

Кто-то только что осквернил православную церковь Святой Софии в Фэрфилде, облив красной краской входные двери.

Вандалы, вероятно, думали, что наносят удар по Украине, учитывая, что приход находится под эгидой Русской Православной Церкви Заграницей.

Небольшое исследование показало бы, насколько ошибочной была атака краской. В англоязычной церкви Святой Софии есть как украинцы, так и русские, а также люди другого происхождения. Один из дьяконов украинец по происхождению.

Кроме того, даже если бы церковь была только русскоязычной, это не значит, что нападение на нее равносильно нападению на Владимира Путина. Если вы спросите жителей Виктории, родившихся в России, о вторжении, они, скорее всего, будут так же потрясены, как и другие канадцы. Более того, на самом деле — для них это становится ближе к дому.

«Это ужасно, — говорит женщина по имени Маргарита. «Я, как русский, не хочу этой войны. Я хочу, чтобы это прекратилось, и российские войска вернулись домой».

Как и некоторые другие, она немного беспокоится о том, чтобы быть слишком публичной, поскольку она посещает Россию и опасается проверять пределы нового закона, который расширяет определение государственной измены.

Маргарита заходит так далеко в своей критике только потому, что чувствует себя обязанной выступить против конфликта, который кажется братоубийственным. «Между Украиной и Россией много родственных связей. Для меня это похоже на гражданскую войну, когда кузены идут друг против друга».

Жизнь многих украинцев и русскоязычных жителей Виктории пересекается, говорит она. — Они довольно хорошо знают друг друга. На предпандемических еженедельных собраниях русскоязычных людей участники с такой же вероятностью были украинцами или армянами, как и русскими. То же самое касается тех, кто участвует в онлайн-форуме для русскоязычных.

Обсуждение на этом форуме после вторжения остается мирным, говорит Маргарита. Тем не менее, она не хочет спрашивать знакомых, как поживают их семьи в Украине. Она не хочет лезть в больное место.

Россиянин из Виктории по имени Владимир, переехавший в Канаду семь лет назад, до сих пор не может понять, как произошло вторжение. «Все равно невероятно. Это шок».

Говорит, что никогда не был фанатом Путина и выступает против вторжения. «Наши сердца обращены к тем, кто страдает в Украине, и к друзьям в России, которые находятся в очень неопределенном положении».

Другие, кого он знает, думают так же. «Я уверен, что подавляющее большинство моих друзей в России настроены против войны».

Канадские друзья финансового менеджера просят его объяснить, что происходит. «Очень жаль, что русские мало что говорят в своей стране, — отвечает он.

Ему немного неловко быть русским в такое время? Хороший вопрос. «У меня нет логических причин чувствовать себя неловко, потому что это не моя вина, но в то же время я чувствую себя плохо», — говорит он. Назовите это виной по ассоциации.

Он с облегчением услышал, что украинцы канадского происхождения в Виктории заявляют, что их борьба ведется с Владимиром Путиным, а не с русским народом. «Есть, конечно, такая мысль: «Что они о нас думают?»»

Еще один русский викторианец, Илья Усачев, переехавший сюда в 2017 году, однозначно оценивает войну. «Это ужасная трагедия, — говорит он. «Путин — сумасшедший».

В минувшее воскресенье он присоединился к толпе демонстрантов, размахивающих украинскими флагами на лужайке перед парламентом.

Из его круга в России, может быть, половина не до конца понимает, что происходит в Украине, говорит он. У него есть родственники, которые не верят, что на Киев напали. Они думают, что единственными целями являются фашисты. «Это разбивает мое сердце.»

В то же время его друзья из Канады тоже не совсем понимают эту историю. Или, по крайней мере, они не чувствуют этого на личном уровне, как те, кто знает пострадавших.

У Усачева есть одноклассница, вышедшая замуж за украинца. Супруги и двое их маленьких детей сбежали из Киева и сейчас прячутся в хижине далеко от столицы. Усачев хотел бы помочь перевезти их в Канаду, но не знает как.

Вот как выглядит настоящая жизнь. Бросание краски в церковь в Фэрфилде не поможет.

[email protected]

Джилонг, Виктория – Место молитвы и духовной встречи

Джилонг, Виктория – Место молитвы и духовной встречи

После воодушевляющего архипастырского визита в местные приходы городской черты Мельбурна, 3 февраля 2020 года архиепископ Даниил направился в южную часть штата Виктория, чтобы посетить украинский православный приход Рождества Богородицы в г. Джилонг, где преподобный о. Василий Касьян служит духовным нуждам местной украинской православной общины.

По прибытии владыка Даниил в сопровождении преосвященного о. Михаил Соломко, председатель Консистории Украинской Православной Епархии Австралии и Новой Зеландии Украинской Православной Церкви Зарубежья, был торжественно встречен на приходе несколькими представителями церковной молодежи, которые вручили иерарху букет цветы. Добродийка Галина Касьян преподнесла архиепископу традиционный хлеб-соль, тем самым по многовековой традиции приветствовав иерарха.

В присутствии около 100 человек молебен Богородице был отслужен духовенством приходской общины. В своих замечаниях к проповеди Его Высокопреосвященство заявил:

«Каков ваш образ Бога? Как вы представляете себе Бога, когда молитесь и размышляете над Божьим словом? Развился ли ваш детский образ Бога в более глубокое понимание того, кто такой Бог и кто вы находитесь в отношениях с Богом?

Такие вопросы не просто интеллектуальные абстракции. Это реальные вопросы человеческого существования, которые затрагивают глубочайшие стремления к счастью, написанные в каждом человеческом сердце.Основа нашей жизни дружбы с Богом покоится на нашем понимании того, кем на самом деле является Бог.

Священное Писание и Предание Церкви приглашают нас задуматься о нашем образе Бога. Автор Книги Премудрости, псалмопевец, св. Павел и св. Лука каждый по-своему представляют глубокие образы Божии.

«Пред Господом вся вселенная как крупица на весах», — говорит автор Мудрости. Бог — всемогущий творец вселенной, настолько велик по силе, что вся вселенная подобна одной крупинке или капле росы на траве.

Даже по мере того, как ученые совершенствуются в познании мира, вся вселенная остается непосильной для человеческого разума. Бог намного больше, чем самое передовое знание, которое у нас есть о вселенной. По этой причине наш ответ Богу — это всегда благоговение, удивление и святой страх.

«О, Господи и возлюбивший души… твой нетленный дух во всем», — говорит автор «Мудрости». Бог является источником, творцом и хранителем всего сущего. Его сила превосходит наше воображение. И этот же всемогущий Творец есть любящий души, любящий вашу душу!

«Господь милостив и милостив, долготерпелив и многомилостив», — поет псалмопевец. Эти описания Бога приближают нас к сердцу Бога, чья благодать наполняет мир, чье милосердие восстанавливает и исцеляет и чей гнев смывается бесконечной добротой.

В Евангелии рассказывается история встречи Иисуса с Закхеем, сборщиком налогов. В конце истории Иисус посещает дом Закхея, к ужасу своих учеников и толпы. Слова Иисуса в конце повествования дают нам глубочайшее понимание того, кто такой Бог: «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Как сын Божий, Иисус есть человеческое лицо Бога.

Тот же самый Бог, создатель и хранитель всего сущего, приходит на поиски своих творений, заблудившихся в грехе и слабости. Это великая тайна христианской веры, за которую мы никогда не сможем в достаточной мере возблагодарить Бога.

Размышляя над Словом Божьим, мы молимся, чтобы Святой Дух сформировал наше понимание того, кто такой Бог, чтобы мы могли прийти к пониманию того, кем мы являемся по отношению к Богу. Тогда у нас будет мудрость и смелость молиться: «Скажи мне, Господь».

Вручив прихожанам священный образ Христа Спасителя, репродукцию иконы работы иконописца Натальи Жарской из Свято-Троицкого украинского православного прихода в Трентоне, штат Нью-Джерси, владыка Даниил нашел время, чтобы поговорить с каждым прихожанином, вознося свое архипастырское благословение и молитвы .

Вечер завершился вкусным обедом, приготовленным прихожанками, во время которого архиепископ Даниил разделил со всеми присутствующими караваи коровая.

Перед отъездом в Мельбурн владыка Даниил был приглашен на экскурсию в местный украинский католический приход Покрова Божией Матери, где его встретил настоятель общины о. Юрий Тыченко и диакон Михаил Каминский.

Джилонг, Виктория – Место молитвы и духовной встречи

Photos by Viktor Musyt

(72 images)

view slideshow >

Share This:


Next >

СУПер Бол Воскресенье «Souper Bowl» — Благотворительная просветительская акция
03.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts